Чьи будете? Особенности указания страны происхождения в закупочной документации и заявке на закупку. Правила определения страны происхождения товаров для госзакупок Подтвердить страну происхождения товара 44 фз

  • Опубликовано в Закупки в СМИ
  • Прочитано 17342 раз

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту также – «Закон № 44») заявки участников открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме (далее по тексту также – «участники») должны содержать указание на наименование страны происхождения товара, предлагаемого участниками для поставки в процессе исполнения контракта.

Выполняя указанное требование действующего законодательства о контрактной системе, участники нередко прибегают к использованию аббревиатур (например, «РФ», «КНР», «США» и т.п.), указывают отдельные населенные пункты без указания на принадлежность такого населенного пункта какой-то определенной стране (например, «Владимирская область, г. Александров», «г. Москва», «г. Санкт-Петербург» и т.п.), а также используют иные варианты, которые, по мнению таких участников, позволяют комиссии определить наименование страны происхождения товара (например, «товар российского производства», «страна производителя – Россия», «место происхождения товара – Россия» и т.п.).

Вместе с тем, зачастую комиссия в перечисленных выше случаях приходит к выводу, что участником не предоставлены сведения, указывающие на наименование страны происхождения товара, что в свою очередь влечет вынесение решения о несоответствие заявки требованиям документации об аукционе или конкурсе.

Принимая указанное решение, члены комиссии руководствуются Общероссийским классификатором стран мира, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 14.02.2001 № 529-ст (далее по тексту также – ОКСМ), который гармонизирован с Международным стандартом ИСО 3166-97 «Коды для представления наименований стран», разработанным Международной организацией по стандартизации (ИСО), и Межгосударственным классификатором стран мира МК (ИСО 3166) 004-97 и предназначен для идентификации стран мира. Так, например, в соответствии с ОКСМ наименование «Российская Федерация» идентично наименованию «Россия» (аналогичные сведения указаны и в статье 1 действующей редакции Конституции Российской Федерации), однако такого наименования как «РФ» классификатор не содержит. Известное мне действующее законодательство России не содержит определения понятия «РФ». Более того, некоторые нормативные правовые акты прямо запрещают использовать аббревиатуру «РФ» в качестве сокращенного указания наименования «Российская Федерация». Так, п. 2.6.4. Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы от 8 октября 2007 г. N 325, предусматривает следующее: «Сокращение названия Российская Федерация – РФ в официальных документах не допускается».

Добавим также, что ОКСМ не предусматривает таких распространенных в русскоязычной среде наименований как «США» (по ОКСМ верным указанием являются наименования «Соединенные Штаты», «Соединенные Штаты Америки»), «КНР» (по ОКСМ верным указанием являются наименования «Китай», «Китайская Народная Республика»), Великобритания (по ОКСМ верным указанием являются наименования «Соединенное Королевство», «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии»), «Республика Белоруссия» (по ОКСМ верным указанием является наименование «Республика Беларусь») и т.д.

О недопустимости употребления аббревиатуры «РФ» в качестве сокращения наименования «Российская Федерация» указывается и в юридической литературе (см., например: Винокуров В.А. Наименование государства, его руководителей и проблема правовой грамотности населения // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 2. С. 18 – 19).

Вместе с тем, имеется и противоположная точка зрения, которая заключается в следующем.

Общероссийский классификатор стран мира, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 14.02.2001 № 529-ст предназначен для идентификации стран мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и т.д.. В соответствии с частью 3 статью 15 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 установлено, что федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации надлежит обеспечить обязательное применение общероссийских классификаторов в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением Положением.

В соответствии с пунктом 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 , применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

При этом Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) включен в приложение «Перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» к Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677.

Указанное позволяет сделать вывод о том, что применение ОКСМ является обязательным в случаях, указанных в пункте 6 Положения, при этом Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок, в том числе частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, не установлено, что ОКСМ должен применяться при указании страны происхождения товара в заявках участников закупок.

Кроме того, Правительство России (например, по тексту Постановления от 05.02.2015 №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд») использует наименование «Республика Белоруссия», а не наименование «Республика Беларусь». Некоторые сторонники данной точки зрения считают также, что для указания наименования страны происхождения товара достаточно и наименования отдельного населенного пункта (административно-территориальной единицы) без указания на принадлежность такого населенного пункта какой-то определенной стране на основании того, что согласно ч.1 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны.

В пользу второй точки зрения говорит и некоторая правоприменительная практика, в частности решение Санкт-Петербургского УФАС по делу № 44-202/15 от 24.01.2014 г., которым установлено, что «заявка содержит страну происхождения товаров – «РФ»», в связи с чем жалоба на отказ в допуске к аукциону признана обоснованной.

Отметим также Постановление ФАС МО от 24 ноября 2011 г. по делу № А40-152366/10-51-1282, в котором суд посчитал (не сославшись на какой-либо нормативный правовой акт), что обозначение «РФ» является сокращенным наименованием «Российской Федерации».

К сожалению, правоприменительная практика на данный момент не дает однозначного ответа по вопросу допустимости употребления наименований стран, отсутствующих в ОКСМ. Наглядным примером противоречивости практики могут послужить решение Омского УФАС России Решение № 03-10.1/58-2015 от 17 марта 2015 года и Решение Омского УФАС России № 03-10.1/114-2015 от 15 апреля 2015 года. Так, в решении от 17 марта комиссия, ссылаясь на недопустимость применения сокращения «РФ» в качестве указания на страну происхождения товара, признала жалобу на отказ в допуске к электронному аукциону необоснованной (вместе с тем, текст решения содержит наименование «Минюст РФ»). Вместе с тем, в решении от 15 апреля комиссия Омского УФАС сочла необходимым отметить в своем решении о допустимости использования наименований «США» и «Великобритания» в качестве обозначения стран «Соединенные Штаты Америки» и «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии» соответственно.

Более того, в решении Омского УФАС № 03-10.1/105-2015 от 14 апреля 2015 года указывается следующее: «По мнению Комиссии, формальный подход к выполнению требований Федерального закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе о необходимости указания страны происхождения товаров позволял единой комиссии уполномоченного органа принять решение об отказе в допуске к участию в аукционе, однако исходя из принципа обеспечения конкуренции (статьи 6 и 8 Федерального закона о контрактной системе), Комиссия считает, что указание Обществом в первой части заявки на место нахождения производителя (Пров. Чжэцзян, г. Вэнлин, городок Жохэн, ул. Дунфанцзэ), а так же указание общеупотребительного сокращения – КНР, позволяло аукционной комиссии уполномоченного органа в полной мере сделать вывод о том, что страной происхождения товара является именно Китай или Китайская Народная Республика, в связи с чем, Комиссия признала жалобу обоснованной».

Думается, что обозначенная в настоящей статье проблема может быть решена путем опубликования Минэкономразвития России, ФАС России соответствующих разъяснений, либо путем внесения изменений в действующее законодательство о контрактной системе.

Кроме того, настоятельно рекомендуем участникам в качестве наименований мест происхождения товара не использовать отсутствующие в ОКСМ наименования, в том числе избегать указания аббревиатуры «РФ» в качестве сокращения наименования «Российская Федерация».


Требование к обозначению страны происхождения товара — одно из предъявляемых в обязательном порядке к первой части заявки на участие в электронном аукционе и к заявке на участие в открытом конкурсе. У желающих участвовать в торгах возникает немало вопросов, связанных с этим понятием — от того, зачем же нужна эта информация, до того — как правильно ее указать. Разобраться с деталями и тонкостями этого пункта бывает крайне непросто. Что такое страна происхождения товара Первый вопрос, на который следует дать ответ — что же понимается под страной происхождения товара? В Федеральном законе №44 это понятие не раскрывается, поэтому для того чтобы найти истину придется обращаться к разъяснениям, данным Министерством экономического развития в письме №Д28И-1889 от 30.04.2014.

Страна происхождения товара

Отклонение же таких заявок неправомерно. ⁠ «Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2016 г. N ОГ-Д28-6795 ⁠ … в случае указания в первой части заявки на участие в электронном аукционе одновременно нескольких стран происхождения предлагаемого к закупке товара согласно декларации о соответствии на данный товар заказчик не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе» ⁠ «Определение Верховного Суда РФ от 20.06.2017 N 306-КГ17-552 по делу N А49-307/2016 ⁠ …..положения Закона о контрактной системе и Таможенного кодекса позволяют сделать вывод о том, что участник электронного аукциона не лишен возможности указать в первой части заявки одновременно несколько стран происхождения предлагаемого к закупке товара, и заказчик по этому основанию не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе.

Как определить страну происхождения товара

Внимание

Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально. Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).


Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки. Требования Закона № 44-ФЗ к указанию страны происхождения товара Формируя заявку для открытого конкурса или аукциона, участник обязан указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара.

Указание места происхождения/производителя товара

Данное обязательство предусмотрено статьей 51 и статьей 66 Закона о контрактной системе. ⁠ Что же касается запроса котировок, то такое требование может быть установлено заказчиком на основании пункта 6 части 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, в случае если закупка осуществляется в рамках ст. 14 Закона № 44-ФЗ. ⁠ Соответственно, если оно имеется, участник обязан указать информацию о стране происхождения предлагаемого им товара. Нужно ли подтверждать информацию о стране происхождения товара? ⁠ Этим вопросом нередко задаются участники закупок. ⁠ При проведении конкурсов и электронных аукционов Закон № 44-ФЗ обязывает поставщика указывать данную информацию, но не обязывает предоставлять какие-либо подтверждающие документы. Однако, участнику необходимо помнить о том, что заказчик наверняка проверит достоверность этих данных при приемке товара.

Особенности предоставления информации о стране происхождения товара по 44-ФЗ Во время подготовки заявки на участие в торгах, участник, помимо прочей информации, обязан указать страну происхождения предлагаемого им к поставке товара. Это обязательное требование, но так сложилось, что как поставщики, так и заказчики зачастую относятся к нему довольно формально. ⁠ Между тем, на практике халатное отношение участника закупки к указанию данной информации может обернуться расторжением контракта и попаданием в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Члены комиссии, в свою очередь, также нередко сталкиваются с трудностями принятия решения при рассмотрении той или иной заявки.
Требования Закона № 44-ФЗ к указанию страны происхождения товара ⁠ Формируя заявку для открытого конкурса или аукциона, участник обязан указать страну происхождения предлагаемого к поставке товара.

Обязательно ли указывать страну происхождения товара 44 ap

Инфо

Важно добавить, что заказчики должны соблюдать так называемый национальный режим (напомним, он применяется к товарам, которые изготовлены на территории иностранных государств). Как подтвердить страну-производителя При оформлении заявки на участие в конкурсе или аукционе необходимо указать в первой части заявки место возникновения тех или иных товаров. Во второй части нужно приложить подтверждающие документы (в том случае, если заказчиком установлено такое требование).


В большинстве случаев будет достаточно констатации самого факта. Проведение экспертизы для установления государства необходимо для продукции, которая предназначена на экспорт. Вещи отечественного производства для оборота внутри государства подвергаются сертификации (при этом также проводится экспертиза).
Проводит ее Торгово-промышленная палата. Среди сертификатов необходимо обратить внимание на сертификат формы СТ-1.

Обязательно ли указывать страну происхождения товара 44 фз

На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара. просто тут непонятно, обязательно ли указывать город… Спасибо! Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • Какова ответственность за неверное указание страны происхождения товара?
  • Действителен ли протокол ГИБДД при отсутствии указания места совершения правонарушения?

Ответы юристов (4)

  • Все услуги юристов в Москве Получение электронной цифровой подписи Москва от 3000 руб. Помощь в получении банковской гарантии для обеспечения заявок по 44-ФЗ и 223-ФЗ Москва от 15000 руб.

Важно

Согласно информации, содержащейся в пунктах 88-89 этого письма, следует исходить из определения, данном в части 1 статьи 58 Таможенного кодекса РФ. Согласно ей, страна происхождения товара — это государство или несколько государств, на территории которого (которых) товар был произведен целиком или окончательно обработан. В каких закупках требуется указывать страну происхождения товара Такое требование в обязательном порядке содержится в документациях об открытых конкурсах (часть 2 статьи 51 Федерального закона №44) и электронных аукционах (часть 3 статьи 66 Федерального закона №44).


Многие участники задаются вопросом — нужно ли указывать подобную информацию в котировочной заявке.
Такие заявки обычно отклоняются по следующим причинам:
  • в Законе № 44-ФЗ говориться о том, что поставщик обязан указать страну происхождения, а не страны;
  • указание более чем одной страны для одного товара не позволяет однозначно определить, где же именно он произведен;
  • указание более чем одной страны для одного товара расценивается как предоставление недостоверных сведений.

Однако в соответствии с частью 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза, под страной происхождения может пониматься группа стран и даже таможенные союзы. Таким образом, участник может, при необходимости, указать несколько стран. Отклонение же таких заявок неправомерно. Вместе с тем, поставщику следует указывать информацию о стране происхождения товара исключительно исходя из имеющихся у него документов.

Вместе с тем, указание нескольких стран в составе первой части заявки не означает неотражение сведений о стране происхождения товара, не влияет на оценку соответствия предлагаемых характеристик товара требованиям законодательства и не влечет негативных последствий, как для заказчика, так и для участников аукциона, и соответственно, не может служить основанием для отказа в допуске заявки на участие в аукционе по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе» ⁠ Тем не менее, поставщику следует указывать информацию о стране происхождения товара исключительно исходя из имеющихся у него документов. При этом рекомендуется прикладывать их копии в составе заявки даже в тех случаях, когда такое требование отсутствует.

1. Страна происхождения товара Страной происхождения товара является страна, где товар был полностью произведен или подвергнут серьезной обработке или переработке в соответствии с установленными критериями (критерии достаточной переработки).

Страна происхождения товара может быть подтверждена следующими документами:

  • Сертификат о происхождении товара СТ-1. Это документ, подтверждающий факт производства товара в стране-экспортере и выдается он уполномоченными органами этой страны. В нашей стране сертификат СТ-1 выдается Торгово-промышленной палатой либо одним из ее региональных подразделений.
  • Декларация страны происхождении товара. Такая декларация представляет собой заявление, сделанное производителем товара, продавцом или иным лицом, которое его отправляет из страны происхождения. В заявление вносится информация, на основании которой можно определить, в какой именно стране был произведен товар.

2. Образцы деклараций страны происхождения товара для юрлица и ИП

Декларация СПТ для участия в закупках по 44-ФЗ готовится очень просто и представляет собой документ, подготовленный на фирменном бланке участника закупки. Если вы индивидуальный предприниматель, то можно обойтись и без фирменного бланка.

Декларация состоит из следующих обязательных атрибутов:

  • Шапка, в которой указывается “Декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров”;
  • Текстовый блок следующего содержания “В целях исполнения п.6 ч.5 ст. 66, ч.4 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155.
  • Таблица, состоящая из трех столбцов: № п/п, наименование товара и наименование страны происхождения товара. В этой таблице участник декларирует СПТ предлагаемого к поставке товара.
  • Должность, ФИО, подпись, печать (при наличии).

Готовые образцы деклараций СПТ вы можете скачать ниже:

Образец декларации для ИП -скачать

Образец декларации для юрлица - скачать

Нужна помощь с декларацией страны происхождения?

Обратитесь к нам и вы получите грамотную поддержку специалистов в данном вопросе.

3. Нужна ли декларация или достаточно просто указать страну происхождения товара?

В соответствии с п.п. «з» п.1 ч.2 ст.51, п.6 ч.5 ст.66, п.6 ч.3 ст.73 участником закупки в заявке должны быть предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ, или копии этих документов (в конкурсах и запросах котировок - заверенные копии этих документов).

В соответствии с абзацем 1 пункта 13 приказа № 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к приказу № 155 списка, является декларация участника закупки.

Однако в абзаце 2 пункта 13 приказа № 155 также сказано о том, что если участником закупки не представлена соответствующая декларация, к такому участнику просто не применяются положения настоящего приказа (т.е. преференции).

Минэкономразвития в своем письме от 14.12.2016 года № Д28и-3279 “О применении приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2015 г. N 155” придерживается мнения о том, что декларированием страны происхождения товара является указание этой страны в заявке участника. И даже в случае отсутствия декларации в виде отдельного документа, такая заявка является соответствующей требованиям 44-ФЗ и отклонять её нельзя.

Но это всего лишь позиция МЭР. Многие территориальные органы ФАС придерживаются противоположного мнения, поэтому лучше чтобы этот документ был в составе вашей заявки.

4. Изменения в декларировании СПТ с 01.07.2018 года

С 1 июля 2018 года в 44-ФЗ вступают в силу поправки, внесенные в декабре 2017 года Федеральным законом № 504-ФЗ.

Согласно этим поправкам, если в заявке участника будут отсутствовать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, то такая заявка будет приравниваться к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Таким образом участник лишится соответствующих преференций, но заявку его не отклонят.

Заявка будет отклонена лишь в том случае, если в отношении закупаемых товаров, работ, услуг установлен явный запрет, предусмотренный ст.14 44-ФЗ.

5. Видео-инструкция страна происхождения товара


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Как правильно определить и какими документами подтвердить страну происхождения товаров, какие существуют запреты и ограничения на допуск товаров - расскажем на понятных примерах.

Что означает понятие

Если предметом закупки является товар, то участник закупки, проводимой посредством открытого конкурса либо электронного аукциона, обязуется для каждого предмета, предлагаемого к поставке, указать наименование страны происхождения товара (по 44-ФЗ) (СПТ).

Однако в самом 44-ФЗ нет определения данного понятия, поэтому необходимо использовать формулировку, данную в Таможенном кодексе Таможенного союза (глава 7, ). Согласно документу, это страна (группа государств либо таможенные союзы), в которой было произведено или достаточно обработано определенное изделие.

При проведении электронного аукциона участнику необходимо указать СПТ в первой части заявки. Также заказчик может установить требование: приложить ко второй части заявки соответствующие сертификаты или другие документы, подтверждающие СПТ. То же самое касается открытого конкурса, но в этом случае все документы предоставляются в составе первой части заявки на участие.

Правила определения

Необходимо понимать и различать следующие категории товара:

  1. Место нахождения его производителя.
  2. Наименование места его происхождения.
  3. Наименование страны торгового знака.

Покажем разницу на примере.

Владелец товарного знака iPhone — корпорация Apple, которая зарегистрирована в штате Калифорния, а ее дочерние компании раскиданы по всему миру (например, для Европы — в Ирландии). При этом собирается iPhone в КНР, в провинции Гуанчжоу.

Таким образом, для европейского рынка это будут:

  1. США, штат Калифорния.
  2. КНР, провинция Гуанчжоу.
  3. Ирландия.

Также есть понятие «локализация» — это когда «каркас» (например, автомобиля), который собирается в одном государстве (например, БМВ присылает из Польши в Калугу комлектующие в частичной сборке, а полная сборка происходит в Санкт-Петербурге или Москве), а финальная сборка происходит в другом. В этом случае ситуация следующая:

  1. Республика Польша.
  2. Российская Федерация.

Что указать в заявке

Для того чтобы правильно указать СПТ, следует обратиться к Постановлению № 529-ст. от 14.12.2001 «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира». В ОКСМ указан цифровой код страны происхождения товара, ее полное и краткое наименование.

Необходимо указывать именно те наименования, которые содержит классификатор страны происхождения товара. То есть нужно указывать полное наименование СПТ: не РФ или США, а Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки. Конкретные города указывать не требуется.

Если продукция произведена в нескольких государствах, то все государства необходимо указать в заявке.

Можно увидетькод страны происхождения товара в ГТД — грузовой таможенной декларации.

Подтверждение СПТ или акт экспертизы ТПП

Одного указания СТП бывает недостаточно, и заказчик может запросить подтверждение СПТ. Одним из ключевых документов здесь выступает сертификат СТ-1. Выдачей таких сертификатов занимается Торгово-промышленная палата РФ (ТПП) на основе годового акта экспертизы. Акт экспертизы (полное наименование: акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в РФ) также является подтверждением СПТ.

О том, как получить акт экспертизы, можно подробно узнать на сайте

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! В настоящей статье речь пойдет об указании и подтверждении страны происхождения товара при участии в закупках по 44-ФЗ. В этой статье мы подробно разберемся когда указывать, а когда можно и не указывать наименование страны происхождения товара (сокращенно НСПТ) в заявке. А в каких случаях от вас также потребуется и подтверждение указанной в заявке страны.

Предлагаем начать погружение в тему с определения СПТ. Итак…

Страна происхождения товара — страна, где товар был произведен или подвергнут серьезной обработке или переработке в соответствии с критериями достаточной переработки.

Страна происхождения товара может быть подтверждена участником закупки следующими документами:

Сертификатом о происхождении товара СТ-1 . Настоящий документ подтверждает факт производства товара в стране-экспортере и выдается соответствующим уполномоченным органом. В нашей стране таким органом является Торгово-промышленная палата.

Декларацией страны происхождения товара . Этот документ представляет собой заявление, сделанное производителем товара, продавцом или иным лицом, которое отправляет товар из страны происхождения.

Образец декларации страны происхождения товара для участия в закупках по 44-ФЗ можно скачать .

Эти документы необходимо предоставить в составе заявки в том случае, когда Заказчиком при проведении закупки установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (ст.14 44-ФЗ и Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155).

Подробнее о Приказе №155 вы можете узнать из этого видео:

Согласно этим документам преференции предоставляются странам входящим в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Этими странами являются Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия.

Помимо Приказа №155 есть еще и Постановления Правительства РФ, устанавливающие «национальный режим» в различных сферах:

  • от 14.07.2014 г. № 656 (товары машиностроения);
  • от 11.08.2014 г. № 791 (товары легкой промышленности);
  • от 16.11.2015 г. № 1236 (программное обеспечение);
  • от 14.01.2017 г. № 9 (ТРУ для нужд обороны страны и безопасности государства);
  • от 05.02.2015 г. № 102 (медицинские изделия);
  • от 30.11.2015 г. № 1289 (лекарственные препараты);
  • от 26.09.2016 г. № 968 (радиоэлектронная продукция);
  • от 22.08.2016 г. № 832 (отдельные виды пищевых продуктов).

Когда требуется указание НСПТ в заявке?

Давайте теперь с вами разберемся, когда необходимо указывать НСПТ в заявках. Такое указание требуется:

  1. При участии в открытых конкурсах (п.2 ч.2 ст.51 44-ФЗ);
  2. При участии в открытых конкурсах в электронной форме (п.п. «а» п.3 ч.4 ст.54.4 44-ФЗ);
  3. При участии в электронных аукционах (п.п. «а» п.2 ч.3 ст.66 44-ФЗ).

Причем хотим обратить ваше внимание на то, что указание наименования страны происхождения товара нужно лишь в случаях установления Заказчиком в извещениях о проведении данных закупок, самих закупочных документациях условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст.14 44-ФЗ.

Если таких запретов Заказчиком не установлено, то в заявке можно и не указывать НСПТ. Однако, мы своим ученикам и клиентам рекомендуем ВСЕГДА указывать в заявке наименование страны происхождения товара, не смотря на отсутствие в извещении или документации соответствующих запретов и ограничений.

Вы в любом случае подбираете нужный товар под указанные в техническом задании характеристики, а также просчитываете рентабельность участия в закупке, поэтому указать в заявке СПТ для вас не составит абсолютно никакого труда.

Когда требуется подтвердить страну в заявке?

В соответствии с п.п. «з» п.1 ч.2 ст.51 (открытый конкурс), п.6 ч.5 ст.66 (электронный аукцион), п.6 ч.3 ст.73 (запрос котировок) участником закупки в заявке должны быть предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ, или копии этих документов.

Однако в 44-ФЗ сказано о том, что если в заявке участника будут отсутствовать документы, предусмотренные НПА, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, то такая заявка будет приравниваться к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

То есть это означает, что участник закупки лишится соответствующих преференций, но заявку его не отклонят, как это было до 1 июля 2018 года.

Заявка будет отклонена лишь в том случае, если в отношении закупаемых товаров, работ, услуг Заказчиком будет установлен явный запрет, предусмотренный ст.14 44-ФЗ, а не ограничение.

На этом наша статья подошла к концу. До встречи в следующих выпусках. Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях. Будем рады на них ответить.