Чем занимается одна из старейших наук география. Рождение науки о Земле

В прошлом география была единой наукой, изучающей природные условия на Земле, население и его хозяйственную деятельность, культуру народов. Основными итогами её были географические описания стран, объединенные в «космографиях» (XVII в.), во «всеобщих географиях» (XVIII–XIX вв.). В XIX в. география подразделилась на географию физическую - науку о природе и «статистику» - географию экономическую.

В XIX в. выделился целый ряд научных отраслей. В географии физической четко определились орография - учение о рельефе земной поверхности, океанография - о морях и океанах, гидрография - о водах суши, география растений, почв, зоогеография, учение об атмосфере и климатах Земли. Этому во многом способствовали другие естественные науки - геология, метеорология, гидрология, ботаника, зоология, почвоведение. С накоплением в них фактического материала география как бы взяла на себя изучение пространственного распространения изучаемых ими природных явлений и объектов, выявление пространственных особенностей в них. «Статистика» оформилась в экономическую географию отраслей хозяйства - географию сельского хозяйства, промышленности, транспорта и др.

И все же вплоть до советского времени все наметившиеся разветвления в географии имели задачей преимущественно описание явлений природы и хозяйственной деятельности населения. И в обобщающих работах по странам преобладал этот же «дух географии». Нередко это обстоятельство вызывало скептическое отношение к географии как науке. Даже некоторые ученые рассуждали так, что география лишь описывает «где-что», а не исследует причин тех или иных явлений, хотя все признавали за ней большие заслуги в географических открытиях.

Октябрьская революция и социалистическое строительство поставили перед географией в нашей стране новые задачи и с течением времени глубоко изменили её содержание и теоретические основы. В связи с потребностями народного хозяйства, выраженными в указаниях В. И. Ленина о необходимости всестороннего исследования природных условий и естественных богатств страны, советские географы уже в начале 20‑х годов включились в бурно развивавшиеся экспедиционные исследования, начатые Академией наук, вузами страны, различными государственными ведомствами. С каждым десятилетием все ширилась подготовка кадров географов-исследователей и педагогов. К 30‑м годам экспедиции работали на всем обширном пространстве страны и омывающих её морях. Территория страны подверглась картографированию, и на I Всесоюзном географическом съезде в 1933 г. уже говорилось, что на карте СССР не осталось «белых пятен». Поразительно быстро пополнялись научные сведения о всех компонентах природы. Разрабатывались новые методы исследований, применялись новейшие технические средства. Неоценимую роль в экспедиционных исследованиях и картировании территории сыграло использование авиации, аэрофотосъемки.

В физической географии появились новые ветви, к 70‑м годам составившие целую группу географических наук о каждом из компонентов природы. Наука о строении земной поверхности (орография) развилась в геоморфологию - учение о возникновении (генезисе) и развитии форм земной поверхности, их сочетании в пространстве не только на суше, но и на дне океанов и морей. Водную оболочку земного шара, географические особенности океанов и морей изучают океанография и океанология; распределение вод на суше, сток атмосферных осадков, происхождение и распространение озерных котловин и жизнь озер, работу проточных вод, особенности строения речных систем и режим рек - гидрология суши, а воду в твердом состоянии на поверхности суши в виде ледников - гляциология.

Свойства климатов Земли и определяющие их факторы - предмет изучения климатологии. Почвенный покров, его происхождение, типы почв и их распространение по поверхности суши изучает география почв. Особенности распространения типов растительности и связь их с группировками животного мира (биогеоценозы) исследует биогеография.

Исследованиями и описанием отдельных компонентов природы физическая география в наше время, однако, не ограничивается. Она изучает их сложные взаимосвязи и взаимодействия, что стало возможно лишь при современной научной технике и методах.

Наивысшая же цель и главная задача физической географии - выявление природно-территориальных комплексов (ландшафтов) на поверхности Земли, изучение их происхождения и развития в результате сочетания и взаимодействия всех компонентов природы, закономерностей их распространения на Земле. Этим занимается комплексная география - ландшафтоведение, включающее в себя и историю развития природно-территориальных комплексов - палеогеографию, и прогнозы их изменения в будущем - прогнозную географию. К новым ветвям физической географии относятся геохимия, геофизика ландшафтов, а также мелиоративная география. В последнее время все более важным становится исследование природных богатств (естественных ресурсов), используемых человечеством для своего существования и многообразной хозяйственной деятельности, - ресурсоведение. При этом изучаются все виды ресурсов географической среды,- минеральные (ископаемые), водные, воздушные, органические и т. д. и выясняются закономерности их распространения.

Неменьшие преобразования произошли в советское время и в другой группе географических наук - в экономической географии. В большой мере развивалось изучение географии отраслей хозяйства - промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Основным же направлением стало изучение размещения хозяйства по странам и районам, формирование территориально-производственных комплексов (ТПК), экономико-географическое прогнозирование. Самую краткую формулу этой группы наук дал основоположник районного её направления - выдающийся ученый Н. Н. Баранский. Он определил экономическую географию как науку, «которая предвидит, где встать городам, каким появиться заводам, куда пройти дорогам».

Когда я оканчивала школу, то ЕГЭ ещё не придумали. Сейчас я часто слышу, что тесты весьма сложные, и решила испытать себя, заглянув в список приблизительных тем и заданий по географии. Вот, что из этого получилось.

Наука о Мировом океане

Попала я на раздел географических наук. Первый вопрос касался науки, изучающей протекающие в Мировом океане процессы. Мне было известно, что название ей - океанология. Эта наука охватывает настолько много моментов в данной сфере, что её раздробили на более узкоспециализированные:

  1. Химическая океанология.
  2. Физическая.
  3. Техническая.
  4. Взаимодействие океана и атмосферы.
  5. Морская.
  6. Промысловая.

Грунты под сооружения

Поведение грунтов, предназначенных для сооружений, и их взаимодействие с элементами техносферы изучает инженерная геология. В её структуре выделяют три раздела-компонента: инженерная геодинамика, грунтоведение и региональная инженерная геология.

Климат и рельеф Земли

Климатические условия Земного шара, закономерности климатообразования и их размещение на планете исследуется наукой климатологией.

Рельеф, характер поверхности, история развития и происхождение форм рельефа, закономерности их распространения изучается геоморфологией. В этой науке детально изучаются уровни рельефа: элементы, формы и комплексы.

Земная кора

Состав, строение, характер поверхности, а также закономерности развития земной коры нашей планеты входят в круг интересов науки геологии. Она охватывает множество отдельных наук, которые имеют свои конкретные объекты изучения и используют собственные методы исследования. Примеры этих наук: тектоника, вулканология, минералогия, палеонтология и даже вышеупомянутая инженерная геология.

Население и влияние специфики территории на его здоровье

Наука, внимание которой сосредоточено на населении Земли, закономерностях распределения и воспроизводства, на миграции его, численности, составе, именуется демографией.

Влияние особенностей географической среды на здоровье людей, порядок распространения болезней изучается медицинской географией.

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

Тест по теме «География: древняя и современная наука»

1. Название науки «география» с греческого языка переводится как

А) землеописание б) земленаблюдение в) земленачертание

2. Кто из ученых древности впервые применил термин «география»

А) Геродот б) Эратосфен в) Аристотель

3. Наука о географических картах

А) геоморфология б) картография в) страноведение

4. Все географические объекты и явления, созданные природой, изучает:

А) физическая география б) общественная география

5. Наука о воздействии природных и хозяйственных условий территории на здоровье людей

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

6. Какая из перечисленных географических наук является общегеографической

А) геоморфология б) география населения в) страноведение

7. Какая из перечисленных географических наук изучает животный и растительный мир планеты

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география

8. Какая из перечисленных географических наук исследует воды суши

А) гидрология б) геоморфология в) океанология

9. Наука, изучающая природные льды на Земле и в её атмосфере

А) гидрология б) гляциология в) океанология

10. Какая из перечисленных географических наук предсказывает последствия воздействия человека на природу

А) геоэкология б) биогеография в) медицинская география


Чтобы научиться отличать Австрию от Австралии, север от юга, дюну от бархана - следует хорошо учить географию. Определение слова и его значение вы найдете в этой статье. Кроме того, вы узнаете, что изучает одна из древнейших наук, и каковы ее главные особенности.

Что такое география: определение и значение термина

География - древнейшая из ныне существующих научных дисциплин. Ее основы были заложены еще в эпоху эллинизма. В сфере ее интересов - моря и океаны, горы и равнины, а также общество. Точнее, особенности взаимодействия человека с окружающей природой.

Определение понятия «география» невозможно без трактовки самого слова. Оно имеет древнегреческое происхождение и переводится как «землеописание». Термин состоит из двух греческих слов: «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).

В третьем веке до нашей эры (когда география зарождалась как наука) данный термин вполне соответствовал сущности. Древнегреческие мыслители и вправду занимались «землеописанием», не сильно вдаваясь в тонкости природных процессов и явлений. Однако нынешнее определение географии нельзя сводить к такой, столь узкой трактовке.

Чем же занимается наука на современном этапе? Чтобы ответить на этот вопрос, следует разобраться с тем, что такое география. Определение данной научной дисциплины вы найдете далее в нашей статье.

Ранняя история географической науки

Итак, как мы уже разобрались, термин «география» придумали древние греки. Ими же были созданы первые детальные карты местности. Собственно, и основы этой науки были заложены именно в эллинскую эпоху. Позднее центр ее развития плавно переместился в арабский мир. Исламские географы не только исследовали и нанесли на карты массу новых земель, но и совершили немало важных новаторских открытий.

Развитию географической науки сильно поспособствовала также китайская цивилизация. В частности, инструментально. Именно китайцы разработали такую полезную вещицу, как компас, которой активно пользуются и в XXI веке.

Самые известные представители раннего периода в истории географической науки:

  • Эратосфен («отец географии»).
  • Клавдий Птолемей.
  • Страбон.
  • Мухаммад-аль-Идриси.
  • Ибн Баттута.

Развитие географии в XVI-XX веках

В эпоху европейского Возрождения громадное эмпирическое наследие, накопленное географами предыдущих поколений и культур, было систематизировано и переосмыслено. Так называемый период Великих Географических открытий поставил перед «наукой землеописания» совершенно новые задачи и цели, а в обществе возник свежий и неподдельный интерес к профессии географа.

В XVIII веке данную науку начинают изучать в университетах как отдельную дисциплину. В первой половине XIX столетия Александром Гумбольдтом и Карлом Риттером был заложен фундамент современной академической географии - такой, какой мы знаем ее сегодня. В наши дни, благодаря спутниковым технологиям и новейшим геоинформационным системам, география входит в совершенно новый этап своего развития.

Ученые, внесшие существенный вклад в развитие европейской географической науки:

  • Герхард Меркатор.
  • Александр фон Гумбольдт.
  • Карл Риттер.
  • Вальтер Кристаллер.
  • Василий Докучаев.

Определение географии как науки

«Линейное изображение всей известной части Земли, со всем тем, что на ней расположено - заливами, крупными городами, народами, значительными реками». Такое определение географии дал Клавдий Птолемей еще во втором веке. Благодаря этой науке, как говорил известный древнегреческий астроном, мы получаем уникальную возможность «обозреть всю Землю в одной картинке».

В начале XIX века немецкий географ Карл Риттер предложил заменить «землеописание» термином «землеведение». Кстати, именно он впервые разделил географию на две самостоятельные ветки: физическую и общественную (политическую). «Территория влияет на жителей, а жители - на территорию» - эту справедливую мысль Риттер высказал еще в 1804 году.

Другой немецкий ученый Герман Вагнер он дал следующее определение географии: это наука о могуществе пространства, которое проявляется в местных различиях его вещественного заполнения. Вагнер был довольно близок по своим научным воззрениям к Карлу Риттеру.

Интересное определение географии дал известный советский почвовед Арсений Ярилов. По его утверждению, это та наука, которая должна ориентировать человека в пределах отведенного ему природой жилища.

Существует немало других любопытных трактовок данной научной дисциплины. Чтобы подытожить все вышесказанное, следует привести современное определение: география - это наука, изучающая так называемую географическую оболочку Земли, во всем ее природном и социально-экономическом многообразии. О том, что это такое, мы более подробно расскажем в следующем разделе.

Географическая оболочка - это…

Под географической оболочкой подразумевают оболочку планеты Земля, состоящей из четырех структурных слоев:

  • Тропосферы.
  • Земной коры.
  • Гидросферы.
  • Биосферы.

При этом все эти «сферы» пребывают в теснейшем взаимодействии, пересекаясь и проникая друг в друга. Сущность понятия о географической оболочке Земли впервые описал еще в 1910 году русский ученый П. И. Броунов.

В пределах географической оболочки происходит постоянный и непрерывный процесс перемещения вещества и энергии. Так, вода из рек и озер постоянно поступает в нижние слои атмосферы, а также в земную кору (через трещины и поры). В свою очередь, в водоемы попадают газы и твердые частицы из тропосферы.

Границы географической оболочки определяются нечетко. Чаще всего нижнюю ее черту проводят по подошве земной коры, верхнюю - на высоте 20-25 километров. Таким образом, средняя мощность географической оболочки Земли составляет примерно 30 км. По сравнению с параметрами нашей планеты - это мизер. Но именно эта тонкая «пленка» как раз и является главным объектом изучения для географической науки.

Структура географической науки

Современная география - комплексная и очень объемная наука, включающая в себя десятки частных дисциплин. Как правило, ее делят на два крупных блока - физическую и общественную (или социально-экономическую). Первая изучает общие закономерности развития и существования географической оболочки и ее отдельных частей, а вторая - занимается исследованием процессов взаимодействия общества с природной средой.

Среди физико-географических дисциплин выделяются следующие:

  • Геодезия.
  • Геоморфология.
  • Гидрология.
  • Океанология.
  • Ландшафтоведение.
  • Почвоведение.
  • Палеогеография.
  • Климатология.
  • Гляциология и пр.

В числе общественно-географических наук принято выделять такие дисциплины:

  • Демография.
  • Экономическая география.
  • Геополитика.
  • География культуры.
  • Медицинская география.
  • Геоурбанистика.
  • Политическая география.
  • Страноведение и др.

Основные проблемы и дискуссии современной географии

Как ни странно, вопрос «что такое география?» остается одним из самых сложных и дискуссионных среди представителей данной науки. Что должна изучать география, какие цели она обязана ставить перед собой - эти проблемы до сих пор не могут решить умы нынешнего поколения ученых-географов.

Помимо этого, теоретическая география пытается сегодня решить и ряд других актуальных проблем. К самым основным можно отнести следующие:

  • Проблема утраты в обществе интереса к географии.
  • Проблема «отмирания» таких чисто практических дисциплин, как мелиорация, землеустройство, почвоведение.
  • Проблема общей классификации географической науки.
  • Определение ряда ключевых понятий: «географическая оболочка», «ландшафт», «геосистема» и т. п.

В последнее время набирает популярность такое свежее направление, как «конструктивная география». Прежде всего, в силу стратегического характера своих исследований. Данная дисциплина может преобразовать традиционно описательную и теоретическую географию - в практичную и полезную.

В заключение

География входит в число древнейших наук. Она зародилась еще в III веке до нашей эры. Сегодня география является самостоятельной научной отраслью, которая занимается глубоким и комплексным изучением географической оболочки Земли, начиная от процессов в толще земной коры и заканчивая производственной деятельностью человека.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

В ходе исторического развития география превратилась в сложную систему наук. По мнению большинства исследователей, эта «система в своих границах состоит из естественно-географических и общественно- географических наук, которые изучают географическую оболочку Земли, природные и социально-экономические территориальные системы (геосистемы) и их элементы.

Существенным моментом в понимании структуры географии, процессов интеграции и дифференциации географических знаний выступает представление о том, что содержание науки всегда шире чем содержание исследуемого ею объекта, поскольку наука включает в себя не; только знание об этом объекте, но и знание о его возможных связях с объектами других наук. Поэтому в структуре географической науки складываются и развиваются научные дисциплины, которые лежат на стыке географии с другими естественными и гуманитарными науками.

Прежде чем непосредственно рассмотреть классификацию, систематику и структуру географических дисциплин вернемся к упомянутому уже вопросу о единстве географии.

Существует три общих варианта-модели решения этого вопроса: модели единой географии, двух географий и системы географических наук. Поклонники первого направления признают, что окружающая среда, природа так изменились под воздействием деятельности человека, что по существу перед нами культурные ландшафты - результат совокупного действия природного и антропогенного факторов. Такие ландшафты и другие географические объекты множно изучать только с позиции признания их целостности, но единой наукой. Для этого нужно в первую очередь довести единство предмета исследования физической географии и социально-экономической географии. Для этого нужно найти те общие свойства или особенности, на основе которых формируется такой предмет. Некоторые географы такими признаками природной и антропогенной среды, по М. Д. Пистуну (1994), называют эколого-пространственные связи, математизацию, переход на абстрактный (философский) уровень обобщений и тому подобное.

Один из путей решения данной проблемы предлагает Ю. Т. Тютюнник (1993). Он цитирует В. Мересте: "Наукой, которая образует ядро географических наук, может стать лишь и наука, объект исследования которой шире, чем объект исследования любой конкретной географической науки и практически охватывает объекты всех отдельных наук, которые входят в систему географии ". Тютюнник указывает на такой объект. Это - фундаментальная географическая категория - ландшафт (следует отметить, что впервые на это указал Л. Берг).

Тютюнник отмечает, что география - это наука о территориальной организации макромира, которая исследуется на ландшафтном уровне (или уровне объектов, которые обладают свойством эмерджентности относительно своих составных частей) и на уровне изучения территориальной организации самых ландшафтных компонентов. Поскольку человек и продукты его хозяйственной деятельности, доказывает исследователь "... полноправные компоненты ландшафта, а процессы, которые обусловлены ими и с ними связаны - внутриландшафтные процессы, то и социально-экономическая география входит в разряд отраслевых физико-географических дисциплин. Единство же географии реализуется на первом - ландшафтоведческом - уровне изучения территориальной организации макромира". При этом Тютюнник призывает географов-економистов к переосмыслению понятия "физическая география", рассмотрев обозначенную им науку как природу в широком понимании этого слова.

Существующие на сегодняшний день классификационные схемы системы географических наук противятся тому или иному решению вопроса единства их предмета.

С. В. Калесник предлагая собственную классификацию подчеркивает, что "... всякая система наук складывается исторически и возникает в порядке дифференциации более обширной дисциплины, которая занималась изучением сложного объекта, который включает сочетание более простых объектов" . Он выделяет в системе географических наук 4 группы:

1) Естественно- географические науки, или собственно физико-географические науки. К этой группе принадлежат геоморфология, климатология, океанология (в том числе океанография), гидрология суши, гляциология, мерзлотоведение, почвоведение с географией почв, биогеография, общее землеведение; региональная физическая география, или ландшафтоведение; палеогеография и фенология (учение о сезонной ритмике ландшафтов);

2) Общественные географические науки - история географии и отдельных географических дисциплин, топонимия и экономическая география со всеми ее подразделами;

3) Картография - картоведение, математическая картография, картометрия, составление и редактирование карт, оформление и издание карт;

4) Объединенные географические дисциплины . К ним принадлежат науки, которые

Используют матеріал естественных и общественных географических наук и картографи, однако привлекают для своих целей сведения и из других областей знаний. Некоторые из них входят частью своих разделов и в системы других наук. Это прежде всего страноведение, медицинская география, военная география и так дадее.

Развивая схему классификации географических наук С.В. Калесника, М.Д. Пистун (1994) дополняет ее группами инженерно-географических наук и теоретической географией.

Он же приводит и структуру соціально-географических дисциплін, среди которых выделяет аналитические (отраслевые), синтетические и методичные. При этом под общественной географией понимается наука о территориальной организации и комплексно –пропорциональном развитии деятельности человека.

А.Н. Маринич (1993) подчеркивает, что география являет собой систему наук и состоит из трех циклов: естественно-географического, социально-экономического и картографического, первые два из которых интегральные и отраслевые науки. Отдельно выделяются междисциплинарные географические науки.

По В.М. Гохману (1994) вся географическая наука состоит из пяти крупных блоков: 1) собственно география, которая изучает интегральные геосистемы; 2) частичные (неполные) географические дисциплины, которые изучают подсистемы как с природными, так и общественными компонентами (оба блока принадлежат к естественно-общественным наукам); 3) физическая география (естественная наука); 4) география, которая исследует общественное развитие (общественно-географическая наука); 5) теоретическая география, которая исследует общие черты всех объектов, исследуемых географией (общественно-естественная наука).



По В. С. Жекулину (1989) вся система географической науки охватывает естественнонаучный, социально-экономический и естественно- общественный блоки и "сквозные” науки. Естественнонаучный блок представлен теоретическими и прикладными физико-географическими науками от общей физической географии до почвоведения. Аналогично, наряду с общей социально-экономической географией в социально-экономический блок входят отраслевые науки.

К числу наук естественно- общественного блока принадлежат геоэкология, историческая география, медицинская и рекреационная география, рессурсоведение, учение о природно- хозяйственных районах и некоторые другие. Те же науки, концепции, методы и приемы которых пронизывают всю систему географических наук, составляют блок "сквозных" дисциплин. Прежде всего это картография, которая обеспечивает все географические науки средствами общения между собой - географическими картами. Сюда же В. С. Жекулин включает историю географии и метагеографию - науку, которая исследует процессы внутреннего развития географической науки, место ее в общей системе наук, основные процессы формирования и внутреннюю структуру географии, современные задания, взаимоотношения и перспективы развития отдельных географических наук и всей системы их в целом.

Классификация географических наук, как и науки вообще, дает возможность более глубоко выучить их теоретическое основание, а также выявить и описать реальные механизмы синтеза этих наук . Рассмотрим это на примере физической географии.

А. Ф. Плахотник (1994) размещает в центре системы наук под названием "физическая география" науки о физико-географических комплексах - ландшафтоведение и общее землеведение (общую физическую географию). По периферии схемы размещаются отраслевые физико-географические науки, которые он называет компонентными физико-географическими науками (КФГН), поскольку предметом исследования каждой из них служит соответствующий компонент природы географической оболочки Земли или одного из ее природных подразделов (геокомплексов, геосистем, природных территориальных комплексов того или иного таксономического ранга). При этом заметим, что не все географы относят некоторые КФГН к географическим наукам (примером может служить геоморфология, которая с успехом относилась исследователями как к географическим, так и к геологическим наукам, не говоря уже о литологии или седиментологии, которые никогда среди географических не фигурировали).

Диалектическое единство комплексного и компонентного, регионального и локального, наконец, фило- и онтогенеза обусловливает взаимное дополнение и тесные взаимосвязи в едином процессе двухуровневого изучения объекта физической географии ландшафтоведением, общим землеведением и палеогеографией, с одной стороны, и совокупностью КФГН с другой. Таким образом, физическая география изучает свой объект на компонентном и комплексном уровне организации одновременно в региональном и типологическом направлении . Углубляя анализ предмета физической географии можно увидеть, что при использовании основного метода географа – пространственно- сравнительного - появляется возможность разделить предмет физической географии на отдельные "стороны", которые выступают предметом исследования соответствующих научных направлений в составе каждой из КФГН, а также ландшафтоведения. В первую очередь это касается регионального и типологического направления в современной физической географии.

Раздел географических наук на отдельные дисциплины может происходить по принципу отображения структурных элементов ее предмета и по степени их содержательности. По последним выделяются формализированный, формальный и содержательный уровни географического знания . Каждый из этих уровней имеет свой конкретный предмет исследования, и полное знание о предмете всей системы географических наук возможно лишь по результатам исследования на всех трех уровнях.

Формальный уровень географии определяют дисциплины, в методологическом аппарате которых главная роль отводится понятию пространства. Однако это не абстрактное пространство, оторванное от любого содержания, а пространство качественно определенных географических явлений, которые и составляют содержание данных дисциплин.

Третий уровень содержательности географического знания объединяет дисциплины, которые опираются в своих исследованиях на динамическую геометро- концепцию географии, которая абстрагируется от предметного содержания, изучает пространственно-временные структуры географических явлений и процессов в их абстрактной форме (примером может служить морфодинамическая концепция геоморфологии А. Н. Ласточкина).

Основным принципом внутреннего деления географии, по мнению философа В. С. Лямина (1978), должно быть "... деление ее либо на науки, что изучают географическую форму движения, либо на географические науки о взаимодействии географической формы движения с другими формами движения материи - геологической, биологической, социальной и др.". Согласно с этим принципом в системе географических наук выделяются такие группы:

1. Общая физическая география (з емлеведение), которая изучает сущность географической формы движения материи и географическую оболочку в целом.

2. Климатология, гидрология суши, гляциология и геокриология, океанология - эти науки изучают основные элементы географической формы движения во взаимодействии, а также закономерность строения и развития отдельных элементов гидро- и тропосферы.

3. Биогеография, география почв, геоморфологія, экономическая география и тому подобное. Данные науки изучают взаимодействие географической формы движения с разнообразными формами движения материи.

4. Ландшафтоведение и страноведение . Они изучают особенные географические комплексные системы, в которых в тесном переплетении друг с другом находятся элементы разных форм движения материи.

В этом случае ядром всей целостной системы географических наук, "единой географи” выступает физическая география как основная географическая наука . Законы физической географии как присутствующие во всех явлениях, которые исследуются разными географическими науками.

Большое методологическое значение имеет классификация системы географических наук на основе деятельностной концепции (Н. К. Мукитанов, 1984). Теоретическим принципом такой систематизации является принцип развития, согласно с которым в логических формах воспроизводится процесс движения от общей основы к частному, а от него к единичному. Суть деятельностной концепции заключается в понимании географической среды как природно- общественного явления, которое возникло в результате включения природной среды в общественную деятельность. Ядром географического знания, с этой точки зрения, есть теория взаимодействия общества и природной среды.

Именно теория взаимодействия общества и природы вместе с теорией географической среды призваны раскрыть суть и формы этого взаимодействия, сущность географической среды, соотношение в нем природного и общественного.