Авиация мчс россии. Спасательный вертолет МЧС России

Лекция № 6. Авиация МЧС России. Задачи и работы, выполняемые авиацией МЧС России 1. Формирования и авиационный парк МЧС России

Февраль 1992 г. — из Министерства обороны России (войска ГО) в МЧС переданы четыре отдельных вертолетных группы, дислоцированных по задачам МЧС в Центральном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном регионах России. Март 1992 г. создаётся Центральный аэромобильный отряд, оснащаемый самолетами и вертолетами Ил-76, Ан-74, и Ми-8. 10. 05. 1995 г. образована Авиация МЧС России в соответствии с постановлением Правительства РФ № 457 «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России» . (с 2002 г. — Федеральное ГУАП).

Задачи авиации МЧС России: обеспечение экстренного реагирования Си. С на ЧС (доставка спасателей, медиков, спец. снаряжения, техники и оборудования); участие в ПСР и АСР (воздушная, инженерная разведка местности — химическая, радиационная, биологическая и др. , доставка и наведение поисково-спасательных групп на объекты, десантирование спасателей, спец. грузов, аэромобильного госпиталя, эвакуация пострадавших); специальные авиационные работы по: тушению природных и техногенных пожаров; проведению спас. операций на водных акваториях (оказание помощи экипажам и пассажирам терпящих бедствие судов); реагированию на ДТП на федеральных трассах; управлению с воздуха Си. С спец. групп, проводящих АСР; выполнение задач по международной деятельности (участие в гуманитарных акциях).

Выполняемые авиацией работы: 1. Авиационно-спасательные работы: поиск и обнаружение потерпевших бедствие; наведения поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным, беспарашютным и посадочным способами спасательных групп и грузов; эвакуация пострадавших из районов бедствия на суше (в равнинной, горной местности и городах) и с водной поверхности. 2. Специальные авиационные работы: тушение пожаров; воздушная, инженерная, радиационная, химическая, пожарная разведка и мониторинг местности, обработка заданных объектов химическими и биохимическими препаратами; монтажные и демонтажные работы при расчистке завалов и разрушений.

3. Обеспечение управления и связи: управление Си. С с воздушных командных пунктов; ретрансляция и связь между поисково-спасательными группами и пунктами управления. 4. Воздушные перевозки: доставка в зоны ЧС Си. С, необходимых для проведения поисковых, АСР, медицинской помощи и опергрупп министерств и ведомств, грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения из районов ЧС; вывоз уникального оборудования и ценностей; эвакуация российских граждан из-за рубежа.

Авиация применяются из положения «дежурство на аэродроме» . Экипажи несут круглосуточное дежурство в установленных степенях готовности (от 30 мин) в зависимости от выполняемых задач, максимальная готовность к вылету – 3, 5 часа для вертолётов, 6 часов для самолётов – после возникновения ЧС.

9В Центральный аппарат МЧС России входит Управление авиации и авиационно-спасательных технологий которое организует: планирование и руководство применением авиации, управление авиационными формированиями; оперативное использование авиации при ЧС, доставку спасателей и грузов, воздушные перевозки в системе МЧС; подготовку авиационных формирований МЧС России, и др. В составе авиации МЧС – 4 авиационно-спасательных центра (АСЦ), входящих в состав спасательных воинских формирований МЧС России.

Центральный АСЦ ФГУАП: аэродром (аэ) Раменское (г. Жуковский) – самолётный авиаотряд: Ил-62М (2), Як-42Д (2), Ил-76ТД (6), Бе-200ЧС (4). вертолётный авиаотряд вертолётная авиаэскадрилья: Ми-8МТВ (4+1: Калининград); + три вертолётных авиазвена (Ка-32 — 8, БО-105 — 3, БК-117 — 1) — аэ Касимово (г. С-Пб), Ростов-на-Дону (2 Ми-8, 2 самолёта Ан-3Т), Сочи (2 Ка-32).

АСЦ аэ Добрынское, п. Сокол (г. Владимир) Действует в интересах ЦРЦ, ПРЦ, УРЦ, СЗРЦ и ЮРЦ. Вертолёты Ми-26Т (2), Ми-8МТ (8). Сибирский АСЦ аэ Черемшанка, Емельяново (г. Красноярск) Обеспечение СРЦ, усиление ДВРЦ. Самолеты Ан-74П (1), Бе-200ЧС (2), вертолёты Ми-26Т (2), Ми-8МТ, МТВ – 1, 2 (7), Во-105 (1). Дальневосточный АСЦ аэ Хабаровск-Центральный (г. Хабаровск) Обеспечение ДВРЦ. Самолеты Ан-74П (1), Бе-200ЧС (1), вертолёты Ми-26Т (2), Ми-8МТВ (6).

12Начальники РЦ МЧС на территориях федеральных округов организуют аэродромно-техническое обслуживание, заправку авиационным топливом и ГСМ, обеспечение транспортом и связью, охрану воздушных судов, размещение и жизнеобеспечение авиационного персонала: в Дальневосточном РЦ – на 3-х аэ; в Сибирском РЦ – на 4-х аэ; в Уральском РЦ – на 1 аэ; в Приволжском РЦ – на 2-х аэ; в Южном РЦ – на 3-х аэ и 1 вп; в Северо-Кавказском РЦ – на 2-х аэ; в Северо-Западном РЦ – на 5-ти аэ (в т. ч. Храброво) и 1-й вп; в Центральном РЦ – на 3-х вп.

Характеристики самолётов МЧС России Тип ЛА Марка ЛА Год выпуска Макс. дальность полёта (км) Крейс. скорость полёта (км/ч) Практ. высота полёта (км) Макс. кол-во пассажиров (чел.) Макс. масса груза (т) Размер грузовой кабины (д х ш х в, м)сам олёты Ил-62м 1968 11000 850 12, 2 114-138 23, 0 8, 35 х 2, 00 х 1, 38 Ил-76тд 1977 3500 750 12, 0 30-225 (114-лёжа) 48, 0 24, 50 х 3, 45 х 3, 40 Ан-74п 1985 4800 600 10, 7 14 (58-лёжа) 7, 5 10, 48 х 2, 15 х 2, 20 Як-42д 1988 3200 810 9, 6 49-120 14, 5 — Бе-200чс 2003 4000 610 8, 0 72 (40-лёжа) 7, 5 (12-воды) — Ан-3т? ? ? —

ИЛ-76ТД – тяжелый транспортный самолет — для: перевозки опергрупп до 250 чел. , грузов — до 48 т; перевозки спас. подразделений, в т. ч. легких вертолетов; десантирования Си. С, в т. ч. при авариях на акваториях; пожаротушения; доставки грузов (до 48 т) гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов на расстояние до 3500 км; эвакуации пострадавших из районов ЧС.

Вариант загрузки: аварийно-спасательный автомобиль «Розенбауэр» — 1 ед. , «Камаз» -1 ед. , «Лендровер — Дефендер» – 1 ед. ; Отряд «Центроспас» — 37 чел. , ОГ МЧС — 7 чел. , ЦЭПП-5чел. G = 22 т Аварийно-спасательный автомобиль « Камаз-43118 » Машина оперативного управления «Лендровер-Дефендер» ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 б/н 363 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В ЯПОНИИ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант № 1 (1 борт) Аварийно-спасательный автомобиль «Розенбауэр-1222»

Вариант загрузки: аварийно-спасательный автомобиль «Камаз» — 2 ед. , АСМ – 1 ед. ; 294 СЦ — 35 чел. , 179 СЦ – 14 чел. G = 22 т Аварийно-спасательный автомобиль « Камаз-53215 » ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 б/н 362 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ПРИ ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ В ЯПОНИИ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант № 1 (2 борт) «АСМ — 270572»

Вариант загрузки: аварийно-спасательный автомобиль «Камаз» — 2 ед. , Прицеп – 1 ед. ; G = 25 т Автомобиль « Камаз-43114 » ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ 294 ЦСООР ДЛЯ РАБОТЫ В ЗОНЕ РАДОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант1 Прицеп Автомобиль « Камаз-53228 »

Вариант загрузки: Пост радиационного контроля-1 ед. , АСМ-1 ед. , Автомобиль доставки робототехнических комплексов-1 ед. , G = 26, 5 т АСМ « АСМ-4803 » Машина доставки робототехнических комплексов « Mersedes » Пост радиоконтроля «ГАЗ 2705» ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА ИЛ-76 СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ 294 ЦСООР ДЛЯ РАБОТЫ В ЗОНЕ РАДОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ (по состоянию на 13. 03. 2011 г.) вариант

23Воз можна установка (20 мин) 5-ти медицинских модулей (на 4 чел) , в которых единовременно можно перевозить 20 пострадавших. Может десантировать, используя: большие грузовые платформы П-7 (П-17) – грузы до 40 т, с высот 11500-2000 м;

малые грузовые платформы ПГС-500 (ПГС-1000) — груз до 30 т серией в 26 единиц, с высот 200-300 м на площадки приземления малых размеров 200x 500 м (важно для горной местности).

25Оснащается выливным авиационным прибором ВАП-2 на 42 т воды или огнегасящей смеси (ОГС) — специальной смеси, пары которой не поддерживают горение.

26Выливные авиационные приборы ВАП-

28Сброс воды: с высоты 50 м на скорости 300 км/час за 7 сек накрывает площадь 6 га (100x 600 м).

29Правительство РФ в 2010 г. предписало оснастить выливными авиационными приборами ВАП-2 самолеты ИЛ-76 военно-транспортной авиации, авиации МВД РФ и МЧС. На конец 2012 г. имеются ВАП-2: в ВТА МО – 12, в МЧС – 6; В МВД – 2. Была деревня

Ил-62М воздушный пункт управления МЧС России — для: перевозки оперативных групп (до 114 чел.); управления Си. С, привлекаемыми к ликвидации ЧС; эвакуации российских граждан из-за рубежа и зон ЧС, доставки правительственных делегаций; выполнения специальных полетов на расстояние до 7500 км.

Як-42Д специальный самолет, ВПУ перевозка оперативных групп до 48 чел. ; управление Си. С, привлекаемыми к ликвидации ЧС; наведение поисково-спасательных сил на объекты поиска; ретрансляция команд между наземными ПУ; доставка правительственных делегаций; выполнение специальных полетов на расстояние до 3200 км.

Салон для оперативных совещаний

Ан-74П средний транспортный самолет с укороченными взлётом-посадкой перевозка оперативных групп до 58 чел. до 3500 км; перевозка поисково-спасательных групп, ручного инструмента и наземной техники; перевозка грузов гуманитарной помощи; доставка медицинского персонала и эвакуация пострадавших. 35 Александр Беляков. Георгий Байдуков

36Бе-200ЧС авиационный спасательный комплекс транспортные и пассажирские перевозки (72 пассажира и 750 кг груза); поисково-спасательные работы на суше и водных акваториях; ведение воздушной и инженерной разведки; контроль прибрежных вод и экономических зон; мониторинг экологической обстановки; тушение пожаров Бортовое тепловизионное устройство обеспечивает: поиск очагов пожара и живых людей, автоматическое ЦУ и наведение на объект с помощью спутникового оборудования, ТВ изображение пролетаемой местности, видеоконтроль за эффективностью слива воды (ОГС).

39Тушение пожаров: сброс воды на очаг пожара с высот 20-40 м на скорости 250-270 км/ч за 1-2 сек.

Водоемы для выполнения авиационных работ по пожаротушению на территориях региональных центров: Центральный: Рыбинское и Дубнинское водохранилища; Приволжский: Верхнеуральское, Ириклинское, Камское, Боткинское, Нижнекамское, Саратовское водохранилища; Уральский: Северо-западный: Ладожское озеро, Онежское озеро, Ильмень-озеро, Чудское озеро; Южный: Азовское море, прибрежные акватории Черного моря, Цимлянское водохранилище; Сибирский: озеро Байкал, Братское, Красноярское, Новосибирское водохранилища, озеро Чаны; Дальневосточный: прибрежные акватории Охотского, Японского морей, Татарского пролива, Зейское и Вилюйское водохранилища.

41Ан-3Т транспортный самолёт. Предназначен для перевозки 1800 кг груза и 4 пассажиров. Вариант самолёта Ан-2 с турбовинтовым двигателем ТВД-20.

Транспортно-десантный вертолет Ми-8МТ (МТВ) для: доставки спас. команд до 24 чел. и АСИ к местам ЧС; проведения монтажных и демонтажных работ на внешней подвеске до 3 тонн; доставки наземной техники и грузов до 4 тонн; пожаротушения (ВСУ-5); наведения поисково-спасательных сил на объекты поиска; выполнения десантирования спасателей и грузов; ведения инженерной, радиационной, химической разведок, аэрофотосъемки и мониторинга местности доставки медицинского персонала для оказания помощи; перевозки носилочных раненых до 12 человек. Может использовать дистанционную систему уничтожения ледяных заторов ДВС-УЛЗ-ФРЗ. С необходимым интервалом времени, с вертолета выбрасываются заряды аммонита (тротила) в мешках с многоцелевым взрывателем замедленного действия.

Ка-32А 1 аварийно-спасательный вертолет для: поиска и эвакуации пострадавших из районов ЧС, в т. ч. в горной местности, с водной поверхности, морских и речных судов; доставка 10-12 спасателей, аварийно-спасательных средств, вспомогательного оборудования к месту ЧС; десантирование спасателей и грузов; монтажные и демонтажные работы на внешней подвеске до 5 тонн; выполнение работ по пожаротушению.

Ми-26Т тяжелый транспортно-десантный вертолет доставка спасательных команд до 82 чел. и аварийно-спасательного имущества к местам ЧС; проведение монтажных и демонтажных работ на внешней подвеске до 20 т; доставка крупногабаритной техники и грузов гуманитарной помощи до 20 т; выполнение десантирования спасателей и грузов; пожаротушение с использованием ВСУ-15; перевозка раненых и больных.

49Погрузка ВСУ-

Легкие вертолеты БО-105 и БК-117 проведение АСР на ограниченных площадках — в условиях больших городов и горной местности; наведение поисково-спасательных сил на объекты поиска; оказание первой медицинской помощи и эвакуация пострадавших в медицинские учреждения; эвакуация людей с высотных зданий; эвакуация раненных, поражённых, больных; патрулирование, разведка и аэрофотосъемка.

Аэромобильные спасательные комплексы Первый (основной) вариант АСК – система «Глобальный радиус» . вертолеты БО-105 (БК-117) транспортируются Ил-76ТД, после выгрузки — готовы к применению через 20 минут; автомобильная аварийно-спасательная техника повышенной проходимости после выгрузки доставляет спасателей, медиков и специалистов в зону ЧС и обеспечивает их работу; разворачиваются средства жизнеобеспечения (пневмокаркасные модули с освещением, отоплением, местами отдыха); вертолет осуществляет поиск, мониторинг района ЧС, при необходимости — инженерную разведку, спасение и координацию действий спасательных групп.

Второй вариант АСК. Первый, (+) аэромобильный госпиталь со средствами жизнеобеспечения, разворачиваемый после выгрузки из самолета. Применяется при ЧС с большим количеством пострадавших (наводнения, землетрясения). Третий вариант АСК. Состав — аналогичен второму. Все комплектующие десантируются с самолета: техника и грузы на платформах П-7 (П-17) — с высоты 600-800 м, спасатели и медики — с высоты 800-1200 м. Наземный состав специальных групп подбирает десантируемую технику и госпиталь, доставляет их в базовую точку для развертывания.

Четвертый вариант АСК. Применяется на водных акваториях морей и океанов. Спасательные плавсредства десантируются с высоты 150-200 м серией на 26 платформ, на каждой — 4 плота ПСН-10, соединенные в «гирлянду» (всего — 104 плота, обеспечивают спасение до 1500 чел.) В заключительном заходе десантируются спасатели для обеспечения подъема пострадавших (раненых) на плоты. Пятый вариант АСК. Для доставки грузов гуманитарной помощи, средств спасения и жизнеобеспечения в условиях высокогорья или в зонах чрезвычайных конфликтов. Десантирование грузов — с больших высот (3000-7000 м), серийно, на 26 платформах.

Патрулирование вертолётами автомобильных трасс. Осуществлено на трассе «Москва – Санкт-Петербург» . Принцип организации — понятие «золотой час» , в течение которого человек должен быть доставлен в лечебное учреждение и получить необходимую помощь. На трассе круглосуточно дежурят пять вертолетов Ка-32, готовность к вылету — 10 минут, радиус досягаемости лечебных учреждений — до 20 минут. Ка-32 оборудованы медицинским модулем и аппаратами искусственной вентиляции легких. Планируется введение патрулирование на трассах «Москва – Казань» и «Дон М 4» .

воздушно-транспортные средства МЧС России, предназначенные для: оперативной доставки спасателей, специалистов и экспертов в зоны чрезвычайных ситуаций, перевозки гуманитарной помощи, эвакуации пострадавших и беженцев, а также российских граждан из зарубежных стран, поисковой и мониторинговой работы, проведения аварийных и специальных работ (пожаротушение, десантирование, парашютный сброс грузов, транспортировка вертолётов, автомобильной техники и других технических средств, доставка аэромобильного госпиталя Министерства и полевого госпиталя ВЦМК «Защита», экстренная перевозка вертолётами тяжелобольных в госпитали) и др. задач.

В составе авиации МЧС России имеются специальные транспортно-десантные и пожарные самолёты Ил-76ТД, универсальные транспортные самолёты короткого взлета и посадки Ан-74П, воздушные командные пункты управления Як-42Д и Ил-62М, оснащённые специальной связью и предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов, используются беспилотные летательные аппараты. Самолёты Ил-76ТД оснащаются при необходимости двумя выливными авиационными приборами (ВАП-2), которые вмещают 42 000 л воды или огнегасящей жидкости. Авиация МЧС России использует также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 ёмкостью 5 и 15 м3 на вертолётах Ми-8 и Ми-26, позволяющие наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии. Оборудованный в варианте командного пункта Ил-62М способен: управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, экспертов других министерств и ведомств (до 114 человек). Кроме того, в трёх отдельных смешанных авиационных эскадрильях имеются вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т и Ми-2, которые могут обслуживать самые труднодоступные территории. Они осуществляют перевозку пассажиров, доставку в города и поселки севера страны всего необходимого для нормальной жизнедеятельности людей в условиях полярной и приполярной зимы, выполняют поисково-спасательные задачи, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, патрулирование лесных массивов и торфяников, борьбу с крупными лесными по-жарами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в чрезвычайных ситуациях и т.д.

В декабре 2015 года в МЧС России была создана Авиационно-спасательная компания. Парк воздушных судов АСК насчитывает девять самолетов: пять Ил-76 и два Ан-148, а также новые приобретения - два лайнера «Сухой Супеджет-100».

В вертолётной эскадрилье АСК МЧС России имеются вертолёты Бо-105 и Бк-117, которые с помощью самолёта Ил-76ТД перевозятся на большие расстояния в места производства аварийно-поисковых работ. С 1998 санитарные вертолёты Бо-105 и Бк-117 используются в Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. В перспективе Бо-105 войдут всостав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасанию воздушных судов. Дальнейшее совершенствование авиационной техники МЧС России связано с разработкой аварийно-спасательного вертолёта лёгкого класса Ка-226А для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды. Авиапарк МЧС России пополняется многоцелевыми самолётами-амфибиями Бе-200 ЧС, способными забирать 12 т воды в режиме глиссирования, что существенно повысит эффективность пожаротушения.

На сегодняшний день в нашей стране одной из важнейших проблем является охрана окружающей среды; с каждым годом происходит увеличение числа природных и техногенных катастроф.

Однако, учитывая огромную площадь территории России и недоступность многих районов, нужно признать, что без привлечения авиации проведение широкомасштабного экологического мониторинга и спасательных операций практически невозможно. Попробуем разобраться.

Первым делом самолёты...

Охрана окружающей среды, борьба с лесными пожарами являются актуальными проблемами в нашей стране. И при ближайшем их рассмотрении становится ясно, что авиация Министерства по чрезвычайным ситуациям (далее МЧС) должна быть готова к выполнению любых задач.

Специальная авиация в нашей стране играет особую роль, поскольку многие населённые пункты, как правило, не связаны между собой развитой сетью автодорог. До отдалённых таёжных массивов зачастую невозможно добраться даже с помощью крупногабаритной наземной техники. А если ещё учесть периодически возникающие природные стихии и экологические бедствия, понятно, что без специальной авиации никак не обойтись.

В СССР и России на протяжении многих десятилетий прекрасно себя зарекомендовали самолёты Ан-2/Ан-3, Ан-72/Ан-74, Ил-76, амфибии Бе-12 и Бе-200, а также вертолёты Ми-8/Ми-17, Ка-32 и Ми-26. Их роль поистине велика в лесоохране, ликвидации нефтяных пятен в морских и океанских акваториях, экологическом мониторинге, грузо-пассажирских перевозках. Кроме того, жители отдалённых деревень, островов, районов Крайнего Севера могут получить всё необходимое с Большой Земли только по воздуху!

По официальной статистике, в России создана крупная авиационная группировка, способная вести борьбу с воздуха с пожарами, как локального характера, так и охватывающие значительные территории, однако на деле авиация МЧС нуждается в глубокой модернизации как в количественном, так и в качественном аспектах.

В настоящее время авиационная группировка МЧС России имеет в своём составе три лёгких биплана Ан-3Т, шесть многоцелевых транспортных самолётов Ил-76ТД, четыре пассажирских борта (один Як-42Д, два Ан-148-100Е, один «Суперджет»-100), два многоцелевых Ан-74 аэродромного базирования, пять многоцелевых гидросамолётов Бе-200ЧС, 31 вертолёт Ми-8/Ми-17, девять Ка-32, пять тяжёлых транспортных Ми-26.

На первый взгляд, всё это выглядит внушительно. Однако нельзя сбрасывать со счетов тот немаловажный момент, что Россия имеет огромную площадь территории, поэтому для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в разных регионах у МЧС просто не хватит бортов.

Кроме того, необходимо учесть, что модернизация парка специальной авиации идёт крайне медленными темпами (так, поставки Бе-200 в МЧС сейчас застопорились, а в пожароопасных ситуациях и в проведении экологического мониторинга как раз необходимо задействование самолётов-амфибий данного типа). В этих условиях МЧС может попросту лишиться части своей авиагруппировки вследствие устаревания машин. Удастся ли ускорить переоснащение специальной авиации новой техникой, покажет время.

Авиация и экология: упущенные возможности

Мало кто знает, что ещё в 1980-х годах советские специалисты совершили прорыв не только в авиастроении, но и в перспективном решении многих экологических проблем. Речь идёт об использовании стратосферного самолёта М-55 «Геофизика», который является лучшим высотным разведчиком по многим показателям. Самолёт может летать многократно в тех районах, где необходимо ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций, и нести достаточно тяжёлый полезный груз, состоящий из многих приборов. М-55 способен достигать высоты 22 км с полезным грузом и обеспечивать электропитание, поэтому является наиболее подходящей платформой для уникальных научных экспериментов. Ещё в январе 1997 года М-55 завершил первый этап исследований по программе «Международного авиационного полярного эксперимента». Базируясь на аэродроме «Рованиеми» (Финляндия), самолёт обследовал состояние атмосферы на высотах от 10 до 20 км в высоких широтах. В 1998 году были проведены аналогичные полёты с аэродромов, расположенных на южной оконечности Латинской Америки. Эти полёты были предназначены для исследования встревожившей весь мир «озоновой дыры» в Антарктиде. По мнению российских экологов, потепление климата является результатом аномальных изменений озоновой оболочки, в первую очередь в районе Антарктиды. И если средние температуры на планете станут выше лишь на 2-3 градуса по Цельсию, то мир ждёт уход многих островных и прибрежных государств под воду, произойдёт глобальная экологическая катастрофа.

Кроме того, М-55 может применяться для астрономических и астрофизических исследований (что экономически более выгодно, чем использование спутников), для исследования природных ресурсов, оценки урожая и использования земель; для наблюдения за районами стихийных бедствий, аварий, катастроф и пожаров, для поиска пропавших и терпящих бедствие самолётов и кораблей, картографирования местности, проведения различного вида мониторингов. Специалистами ОКБ им. В.М. Мясищева под руководством Л. Соколова и Б. Лепухова был создан уникальный метод исследования земной поверхности. Основная особенность разработанной технологии мониторинга - высочайший уровень её автономности, обеспечивающий возможность проведения исследовательских и наблюдательных работ в любом отдельном регионе без привязки к какой-либо крупной мониторинговой схеме и даже без наземных экологических датчиков. Причём из бортовых средств, установленных на М-55 (двух радиолокационных станций бокового обзора сантиметрового и метрового диапазонов, многочастотного СВЧ-радиометра, ИК-сканера, оптического многоспектрального сканера и панорамного аэрофотоаппарата) можно использовать лишь те, которые необходимы для решения конкретно поставленной задачи. За один час работы М-55 способен обеспечить контроль 100 тыс. кв. км земной площади . Однако вследствие гибели СССР и экономического коллапса в России было выпущено всего лишь пять таких самолётов.

Кроме того, ещё далеко не полностью раскрыты возможности Ил-38. Созданный ещё в 1969 году для борьбы с подводными лодками противника, он может успешно проводить мониторинг морских и океанских акваторий, патрулировать экономическую зону в поисках пиратов, браконьеров и контрабандистов (так, практическая дальность полёта Ил-38 составляет 7100 км, перегоночная дальность - 9500 км, радиус действия машины достигает 2500 км).

На побережьях рек очень пригодятся малые гидросамолёты Бе-103. Эта небольшая, но уникальная амфибия способна брать на борт пять человек, или 370 кг. груза. Обустройство небольших гидропортов около посёлков городского типа позволит решить многие проблемы в спасении людей и при перевозке грузов. И это при том, что речная навигация проходит только в летнее время.

Рано списали со счетов и вертолёт-амфибию Ми-14. Ведь при стихийных бедствиях Ми-14 может намного быстрее прийти на помощь (кстати, легендарный вертолёт-амфибия до сих пор успешно эксплуатируется ВМС Польши, и поляки очень довольны «Милем»). Правда, в последнее время холдинг «Вертолёты России» представил проект возобновления производства Ми-14, но от громких заявлений чиновников, до реальных дел - огромная дистанция.

Чтобы переломить столь неблагоприятную ситуацию в российской авиации и экологии, необходимо провести следующие меры:

Возродить Министерство авиационной промышленности;

-· Ввести государственное планирование экономикой, в корне поменять всю экономическую систему страны;

-· Начать серийный выпуск модернизированных транспортных самолётов Ил-76МД-90А и Ил-76МФ, боевых Ил-38Н, многоцелевых гидросамолётов Бе-200ЧС, высотных разведчиков М-55, вертолётов Ми-17/Ми-171, Ка-32ПМ, Ми-26Т2; тем самым авиационная группировка МЧС будет значительно усилена;

-· Улучшить взаимодействие авиации с космическими станциями и морскими судами для улучшения качества экологического мониторинга;

-· Существенно ужесточить наказания за экологические преступления.

Пока в России уничтожаются леса, загрязняются акватории рек, морей и океанов, пока не происходит кардинального обновления авиапарка МЧС, можно смело утверждать, что проблемы в экологии будут только нарастать...

Р.S. Как говорится, беда не приходит одна. Так, ещё 1 июня сего года госструктуры сократили расходы на работу Федерального государственного унитарного авиационного предприятия (ФГУАП) МЧС России на 44,4%. Как рассказал источник в ФГУАП, с начала лета этого года было уволено уже около 40% инженерно-технического состава. Даже с мнением лётчика-испытателя, Героя России Магомеда Толбоева, что расходы на авиацию уменьшать нельзя, не посчитались . Такие вот дела...

Источники информации:

2. МЧС сокращает расходы на авиацию почти на 50%. http://izvestia.ru/news/587450.

В настоящее время вертолёты выполняют множество задач - это перевозка пассажиров, доставка продуктов питания и прочих грузов в самые отдалённые районы земного шара. Этот вид нашёл широкое применение в военной, гражданской сфере, в различных отраслях промышленности и хозяйства. В последнее время вертолёты стали незаменимыми помощниками при проведении операций по поиску и спасению людей, тушению пожаров, оказанию неотложной медицинской помощи, устранению последствий стихийных бедствий. Ниже будут рассмотрены специальные вертолёты МЧС России. Фото этих машин также можно увидеть в статье.

История появления отряда «Центроспас»

13 марта 1992 года было принято постановление правительства РФ «О создании Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России». Это подразделение получило название «Центроспас». Его основной задачей являлось оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации, техногенные и природные катастрофы и устранение их последствий. Для обеспечения эффективной деятельности «Центроспаса» в его распоряжение были переданы вертолёты как транспортного, так и многоцелевого назначения.

Как позже показала практика, без применения геликоптеров ни одна задача по локализации последствий чрезвычайных ситуаций не может быть эффективно решена. Сегодня каждый вертолёт МЧС России оснащён современными техническими средствами и является универсальным помощником спасателей при проведении всевозможных работ по ликвидации последствий аварий природного, техногенного и экологического характера.

Вертолётный парк МЧС России

При проведении спасательных операций «Центроспас» использует вертолёты «Бо-105» и «Бк-117», которые были созданы по заказу МЧС России европейской фирмой Eurocopter. Эти геликоптеры используются для перевозки тяжелобольных и пострадавших, которым необходимо оказать экстренную помощь.

Для устранения последствий различных возгораний на службе подразделения состоят пожарные вертолёты МЧС России «Бе-200ЧС», «Ка-32» и «Ка-26». Также специально для отряда «Центроспас» разработан лёгкий геликоптер «Ка-226», который идеально подходит для работы в условиях плотной городской застройки или на скалистой горной местности. Самый распространённый спасательный вертолёт МЧС в Москве и за её пределами - это «Ми-8».

Санитарная авиация МЧС России

Такое понятие, как «санитарная авиация», появилось в начале ХХ века. Пик её развития пришёлся на середину двадцатого столетия. Ведь именно тогда в санитарной авиации стали успешно применять вертолёты. Главной задачей этого направления воздухоплавания является оказание в условиях недостаточной транспортной доступности и осуществление экстренной доставки пострадавших в медицинские учреждения.

На сегодняшний день главный вертолёт МЧС России, который используется в санитарной авиации, это «Ка-226». Такой летательный аппарат осуществляет вертикальный взлёт и посадку, поэтому его можно использовать в любых труднодоступных местах. Рядом с медицинскими учреждениями оборудуют специальные площадки для геликоптеров.

Главными центрами использования санитарной авиации в России являются крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Красноярск, Рязань и другие.

Ниже описаны основные которые используются «Центроспасом» при необходимости оказания экстренной медицинской помощи.

Санитарный вертолёт «Ка-226»

Вертолёт «Ка-226» является многофункциональным устройством, которое может выполнять широкий спектр задач на такой местности, куда трудно добраться наземным транспортом, в сложных климатических условиях арктического климата, пустынь, высокогорий и морей. Применение особой компоновки позволяет использовать множество сменных модулей разнообразного назначения, а также применять внешнюю подвеску для перевозки грузов. Такая сборка вертолёта позволила инженерам снабдить его специальным медицинским модулем, аналога которому нет в мире.

Санитарный России «Ка-226» способен в кратчайшие сроки доставить медработников на место аварии и обеспечить эвакуацию пострадавших. Врачебное оборудование, установленное в модуле, позволяет оказать необходимую помощь непосредственно при транспортировке пострадавшего в больницу. Имея компактные размеры, этот вертолёт МЧС России может совершать посадку на небольшой площади, что делает его незаменимым помощником при проведении спасательных операций.

Санитарный вертолёт «Ансат»

Огромное преимущество перед автомобильным медицинским транспортом имеют санитарные вертолёты МЧС России. Фото одного из них можно увидеть ниже. Это геликоптер под названием «Ансат». Такая воздушная «скорая помощь» придёт на выручку, когда необходима экстренная медицинская эвакуация и транспортировка. Широко используется этот вертолёт МЧС в Москве. Ведь возможность его функционирования не зависит от дорожной ситуации. Такая техника незаменима при необходимости оказания помощи в авариях, ДТП или несчастных случаях. Вертолёт может развивать максимальную скорость до 275 км/ч. Он способен преодолевать расстояния более 500 километров. В пассажирской кабине геликоптера «Ансат» можно разместить 1 пострадавшего, 2 медицинских работников и расположить на борту необходимое врачебное оборудование.

Кроме геликоптеров «Ка-226» и «Ансат», в санитарной авиации также используются вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ка-27ПС», «Ан-26М» и другие модели воздушной техники.

МЧС России

Пожарно-спасательные вертолёты предназначены для выполнения задач по обнаружению возгораний, доставке специальных средств для тушения, транспортировке и высадке работников специальных служб в месте катастрофы, эвакуации пострадавших.

Этот воздушный транспорт эффективно используется при устранении пожаров на высотных зданиях и сооружениях. Часто геликоптеры применяются для локализации огня в местах возгорания нефтепродуктов, в лесных массивах или на открытых сельскохозяйственных угодьях. Пожарные вертолёты способны оказать эффективную помощь при устранении последствий катастроф, связанных с крушением авиационного, железнодорожного и морского транспорта. Также они могут оперативно провести эвакуационные мероприятия из таких мест, в которые трудно добраться автомобилями.

Основным пожарным вертолётом является «Ка-32А». Его описание следует ниже. Также при проведении поисково-спасательных операций во время возгораний используют вертолёт «Ми-8» МЧС России, «Ми-26ТП» и другие модели геликоптеров.

Пожарно-спасательный вертолёт «Ка-32А»

Вертолёт «Ка-32А» является признанным помощником при проведении сложнейших спасательно-поисковых операций, эвакуации пострадавших при авариях и техногенных катастрофах и выполнении задач, связанных с пожаротушением. Этот геликоптер может выполнять возложенные на него задачи в условиях плотной городской застройки и на местности со сложным рельефом.

Для обеспечения пожаротушения такой вертолёт МЧС России оснащён пластиковым баком для воды, насосами, имеющими электрический привод, пенообразователями, водяной и пенной пушками вертикального и горизонтального исполнения, гидравлической помпой. По мнению известных специалистов в области пожарный геликоптер «Ка-32А» является одним из лучших в мире.

Заключение

Ни одно мероприятие по ликвидации последствий различных катастроф нельзя представить без участия спасательных вертолётов, которые выполняют разнообразные функции. Сегодня геликоптер может быть мобильным госпиталем для оказания первой неотложной врачебной помощи и доставки пострадавшего в медицинское учреждение. Также это высокотехнологическое устройство эффективно участвует в тушении пожаров в сложнейших условиях. В настоящее время санитарный и пожарный вертолёты являются незаменимыми помощниками для спасателей. Этому воздушному транспорту можно доверить решение таких задач, которые порой не под силу человеку.

Авиация МЧС России была образована 10 мая 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 457 "О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России".

Сегодня авиация Министерства выполняет широкий круг задач, главная из которых - авиационное обеспечение экстренного реагирования сил "чрезвычайного" ведомства при возникновении крупномасштабных аварий и катастроф природного и техногенного характера. В рамках этой задачи на место ЧС доставляются спасатели, медики, снаряжение и оборудование.

Другая важная задача - участие авиации в поисково-спасательных работах, включающих в себя воздушную разведку местности, наведение поисково-спасательных групп на объекты поиска, десантирование спасателей, эвакуацию пострадавших из районов ЧС.

Авиация МЧС выполняет, кроме того, авиационно-спасательные работы, непосредственно связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. В первую очередь это относится к тушению пожаров с воздуха, причем как в России, так и за рубежом.

В рамках международной деятельности Министерства авиация привлекается для доставки гуманитарной помощи и других жизненно важных грузов в зарубежные страны и эвакуации из "горячих точек" российских граждан и подданных стран СНГ.

В 1995-2005 гг. авиация МЧС участвовала более чем в 300 спасательных и гуманитарных операциях международного, федерального и регионального уровней. Многое из того, что было сделано авиацией МЧС за прошедшие 10 лет, было сделано впервые в истории Министерства, России и мира.

В 2004 г. авиация Министерства по чрезвычайным ситуациям выполнила более 11 тысяч полетов, в том числе в зоны чрезвычайных ситуаций. Самолеты и вертолеты "чрезвычайного" ведомства перевезли в общей сложности около 18 тысяч человек и 14 тысяч тонн гуманитарных и специальных грузов.

Руководство Министерства высоко ценит труд своих авиаторов. Свыше 300 летчиков, инженеров и техников награждено высокими государственными наградами.

Основным авиационным формированием МЧС России является Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие, которое было создано для оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, проведения специальных поисково-спасательных операций, своевременной доставки сил и средств в районы аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Авиация МЧС также имеет в своем составе базу аэродромно-технического и материального обеспечения на аэродроме "Раменское" и региональные подразделения:

  • - 172-ю отдельную смешанную авиационную эскадрилью (осаэ) на аэродроме "Добрынское" (г. Владимир) для авиационного обеспечения сил Центрального и Южного региональных центров МЧС России;
  • - 235-ю осаэ на аэродромах "Черемшанка" и "Емельяново" (г. Красноярск) для авиационного обеспечения сил Сибирского регионального центра МЧС России;
  • - 171-ю осаэ на аэродроме "Хабаровск центральный" (г. Хабаровск) для авиационного обеспечения сил Дальневосточного регионального центра МЧС России.

Сегодня авиация Министерства насчитывает в своем составе 45 воздушных судов - двенадцать типов самолетов и вертолетов. Принимая во внимание интенсивность работы авиации МЧС, прогнозы специалистов относительно возможных чрезвычайных ситуаций в России, необходимость оказания специализированной помощи по заявкам других государств - это минимально необходимый состав, а оптимальное количество летательных аппаратов, которым должно располагать "чрезвычайное" ведомство, - 60.

Самолетный парк (15 единиц) состоит из воздушных пунктов управления на базе самолетов Ил-62М и Як-42Д, транспортно-десантных Ил-76ТД и специальных Бе-200ЧС, транспортных самолетов короткого взлета и посадки Ан-74П, незаменимых на аэродромах Сибири и Дальнего Востока, и многоцелевых Ан-3Т.

Вертолетный парк (30 единиц) включает в себя универсальные машины Ми-8 и Ка-32, легкие аварийно-спасательные вертолеты Бо-105 и БК-117, а также тяжелые многоцелевые вертолеты Ми-26Т.

В настоящее время вертолеты МЧС оснащаются поисковыми фарами, лебедками ЛПГ-300 и аппаратурой спутниковой навигации для работы в темное время суток, в северных широтах и над безориентирной местностью.

МЧС - первый заказчик серийной партии нового самолета-амфибии Бе-200, по своим техническим характеристикам не имеющего аналогов в мире. Вариант Бе-200ЧС, разработанный с учетом требований Министерства по чрезвычайным ситуациям, предназначен для выполнения поисково-спасательных операций, доставки групп спасателей и специального оборудования в районы бедствий, эвакуации пострадавших, а также тушения крупных очагов пожаров. За одну заправку топливом он способен сбросить на очаг пожара более 300 тонн воды, работая в радиусе до 100 км от аэродрома. Сегодня в составе авиации МЧС России два самолета Бе-200ЧС, а к 2007 году их будет семь.

Планируется, что Центральная авиационная группировка Министерства, которая обеспечивает тушение пожаров в Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском и Уральском регионах России, получит три Бе-200ЧС, а Сибирская и Дальневосточная - по две машины. Самолеты Бе-200ЧС будут задействоваться также в операциях, проводимых в рамках Черноморского экономического соглашения, которое координирует экологические и гуманитарные действия стран Черноморского бассейна.

Многоцелевой турбовинтовой самолет Ан-3Т, оснащенный современной авионикой, способен перевозить 2 тонны груза на дальность до 1250 км с крейсерской скоростью 250 км/ч.

Важной особенностью варианта Ан-3Т при эксплуатации в МЧС станет оснащение его съемными поплавками, которые могут быть установлены вместо штатного колесного шасси. Это значительно расширяет возможности базирования машины и позволяет использовать ее в качестве противопожарного самолета (с забором воды с поверхности водоема).

Разработанные и внедренные под руководством специалистов Управления авиации МЧС России новейшие авиационно-спасательные технологии и технологии пожаротушения завоевали авторитет не только в нашей стране, но и в мире.

В настоящее время на базе этих технологий успешно действуют аэромобильные спасательные комплексы (АСК). Они представляют собой сложные системы, объединяющие технические возможности авиационной и спасательной техники в сочетании с высоким профессиональным мастерством лётных экипажей и спасателей.

Основу АСК составляет транспортный самолёт Ил-76ТД, который доставляет в район чрезвычайной ситуации составляющие комплекса, в том числе вертолеты легкого класса Бо-105 и БК-117. Они могут вести поиск терпящих бедствие и эвакуировать пострадавших из района катастрофы, а самолет Ил-76ТД, превратившись в "пожарный бомбардировщик", тушить лесные пожары с высоты 50-100 м. Для этой задачи он оборудуется не имеющими аналогов в мире выливными авиационными приборами ВАП-2, которые вмещают 42 тонны воды.

Уникальны и технологии тушения очаговых пожаров с вертолётов Ми-8, Ка-32 и Ми-26 с использованием водосливных устройств ВСУ-5 и ВСУ-15.

Для ликвидации последствий крупных разливов нефтепродуктов на морских акваториях были разработаны система ВОП-3 (вертолётный опрыскиватель подвесной) и способы очистки загрязненных участков побережья при помощи специальных диспергентов и биопрепаратов, а также дегазации и дезактивации зараженных участков местности.

27 октября 2004 г. коллегия Министерства рассмотрела вопрос реорганизации авиационных подразделений МЧС России в период с 2005 по 2008 гг. В соответствии с новой концепцией авиацию МЧС планируется реформировать в два этапа.

На первом, до 1 января 2006 г., планируется реорганизовать Федеральное государственное унитарное авиационное предприятие, которое будет преобразовано в Федеральное государственное авиационное учреждение - Авиационно-спасательный центр МЧС России. В его состав должны войти Управление, Центральный авиационно-спасательный отряд, а также Сибирский и Дальневосточный авиационно-спасательные отряды.

На втором этапе - в 2005-2008 гг. - планируется реформировать летные и инженерно-авиационные подразделения отдельных смешанных авиационных эскадрилий. Авиационная техника осаэ будет передана в Авиационно-спасательный центр МЧС России, а специальная наземная и автомобильная техника будет использоваться для формирования и доукомплектования создаваемых региональных авиационных баз.

База аэродромно-технического и материального обеспечения МЧС России будет реформирована в Центральную авиационную базу. Для аэродромно-технического обеспечения Сибирского авиационно-спасательного отряда планируется сформировать авиабазу с базированием на аэродроме г. Красноярска. Аналогичная база будет сформирована в г. Хабаровске для обеспечения деятельности Дальневосточного авиационно-спасательного отряда.

Руководство действиями авиации будут осуществлять Управление авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России (центральный аппарат Министерства) и отделы авиации Северо-Западного, Южного, Сибирского и Дальневосточного региональных центров.

Важным приоритетом в работе авиаторов МЧС станет освоение новых самолётов - Бе-200ЧС и Ан-3Т, которые уже поступили на оснащение авиаподразделений, а в перспективе - вертолетов легкого класса Ка-226А. Помимо этого, предстоит большая работа по совершенствованию авиационно-спасательных технологий поиска и спасения людей на водных объектах и пожаротушения.

Не менее важные задачи, которые еще предстоит решить, - совершенствование нормативно-правовой базы, упрощающей процедуру полётов над крупными городами страны, а также создание современной материально-технической базы.

В планах у авиаторов МЧС - активное участие в создании эффективных механизмов предупреждения аварий и катастроф. Важную роль в этом направлении должно сыграть своевременное применение авиации для воздушной, радиационной и химической разведки в зонах ЧС, оценки противопаводковой обстановки и организации борьбы с ледовыми заторами.

Без авиации МЧС России сегодня не обходится практически ни одна спасательная операция. Самолеты и вертолеты тушат пожары, ведут поиски пострадавших, патрулируют трассы, спасают на акваториях и перевозят раненых.

В целях совершенствования системы авиационного обеспечения сил региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр) по экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации и ликвидации их последствий на территории федеральных округов по приказу Министра за № 204 начальникам региональных центров организовать аэродромно-техническое обслуживание, заправку авиационным топливом, горюче-смазочными материалами, обеспечение транспортом и связью, охрану воздушных судов, размещение и жизнеобеспечение авиационного персонала на базовых и оперативных аэродромах, вертолетных площадках:

  • ? в Дальневосточном региональном центре - на аэродромах «Хабаровск-Центральный» (г. Хабаровск), «Елизоново» (г. Петропавловск-Камчатский), «Кневичи» (г. Владивосток), «Якутск» (г. Якутск);
  • ? в Сибирском региональном центре - на аэродромах «Емельяново», «Черемшанка» (г. Красноярск), «Иркутск» (г. Иркутск), «Абакан» (г. Абакан), «Кызыл» (г. Кызыл);
  • ? в Уральском региональном центре - на аэродроме «Уктус» (г. Екатеринбург);
  • ? в Приволжском региональном центре - на аэродромах «Стригино» (г. Нижний Новгород), «Казань» (г. Казань);
  • ? в Южном региональном центре - на аэродромах «Ростов-на-Дону» (г. Ростов-на-Дону), «Адлер» (г. Сочи), «Астрахань» (г. Астрахань), вертолетной площадке «Красная Поляна» (г. Сочи);
  • ? в Северо-Кавказском региональном центре - на аэродромах «Минеральные Воды» (г. Минеральные Воды), «Шпаковское» (г. Ставрополь);
  • ? в Северо-Западном региональном центре - на аэродроме «Касимово», вертолетной площадке «Мурино» (г. Санкт-Петербург), «Тосно» (г. Тосно Ленинградской области), аэродроме «Храброво» (г. Калининград), «Валдай» (г. Валдай Новгородской области), «Чудово» (г. Чудово Новгородской области);
  • ? в Центральном региональном центре - на вертолетных площадках «Клин» (г. Клин Московской области), «Змеёво» (г. Тверь), «Вышний Волочек» (г. Вышний Волочек Тверской области).

гражданский оборона российский авиация