Афганская война результаты кратко. Война ссср в афганистане: главное

15 мая 1988 года начался вывод советских войск с территории Афганистана. Операцией руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал‑лейтенант Борис Громов. Советские войска находились на территории страны с 25 декабря 1979 года; они действовали на стороне правительства Демократической Республики Афганистан.

Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС. Официальной целью ввода было предотвращение угрозы иностранного военного вмешательства. В качестве формального основания Политбюро ЦК КПСС использовало неоднократные просьбы руководства Афганистана.

Ограниченный контингент советских войск (ОКСВ) оказался непосредственно втянут в разгоравшуюся в Афганистане гражданскую войну и стал ее активным участником.

В конфликте принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан (ДРА) с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) - с другой. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Душманам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран-членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы.
25 декабря 1979 года начался ввод советских войск в ДРА по трем направлениям: Кушка‑Шинданд‑Кандагар, Термез‑Кундуз‑Кабул, Хорог‑Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар.

В состав советского контингента входили: управление 40‑й армии с частями обеспечения и обслуживания, четыре дивизии, пять отдельных бригад, четыре отдельных полка, четыре полка боевой авиации, три вертолетных полка, одна трубопроводная бригада, одна бригада материального обеспечения и некоторые другие части и учреждения.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1‑й этап : декабрь 1979 г. ‑ февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2‑й этап : март 1980 г. ‑ апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3‑й этап : май 1985 г. ‑ декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из‑за рубежа. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.

4‑й этап : январь 1987 г. ‑ февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

14 апреля 1988 года при посредничестве ООН в Швейцарии министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана подписаны Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Советский Союз обязался вывести свой контингент в 9‑месячный срок, начиная с 15 мая; США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов.

В соответствии с соглашениями вывод советских войск с территории Афганистана начался 15 мая 1988 года. 15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40‑й армии руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал‑лейтенант Борис Громов.

Война в Афганистане – одно из главных событий «холодной войны», спровоцировавшее кризис коммунистической системы, а вслед за ним и распад СССР. Война привела к гибели 15 тыс. советских военнослужащих, появлению нескольких десятков тысяч молодых военных инвалидов, обострила и без того тяжёлый социально-экономический кризис, в котором оказался Советский Союз во второй половине 1970-х гг., сделала непомерным для страны бремя военных расходов, обусловила дальнейшую международную изоляцию СССР.

Истинные причины войны заключались в неспособности советского руководства своевременно и правильно оценить крупные динамичные изменения на Большом Ближнем Востоке, основным содержанием которых стало появление и рост исламского фундаментализма, систематическое использование терроризма как инструмента для достижения политических целей, возникновение авантюрных режимов, делавших ставку на вооружённые конфликты (Иран, Ирак, Сирия, Ливия), экономическая поляризация, рост населения за счёт молодого поколения, недовольного своим материальным положением.

В регионе со второй половины 1960-х начали формироваться новые центры влияния, альянсы и линии напряжения, аккумулировались огромные финансовые средства от продажи нефти и торговли оружием, которое в избытке повсеместно стало расползаться. Политический разлом в регионе проходил не по оси «социализм-капитализм», как это себе ошибочно представляла Москва, а по религиозным линиям.

Ввод войск и война не могли быть ответом на эти перемены и новые проблемы. Однако Москва по-прежнему рассматривала ближневосточный регион через призму своего противостояния с США, как арену некой «большой» игры сверхдержав с нулевой суммой.

Афганский кризис – это образчик непонимания Москвой своих национальных интересов, неправильной оценки положения в мире, регионе и в собственной стране, идеологической зашоренности, политической близорукости.

На Афганистане проявилась неадекватность целей и методов советской внешней политики реальному положению дел в мире.

Середина и вторая половина 1970-х ознаменовалась на Ближнем Востоке ростом нестабильности, что стало следствием антиколониальных революций 1950-60-х, череды арабо-израильских конфликтов, пробуждения ислама. Особенно бурным выдался 1979 г.: лидер арабского мира Египет заключает сепаратный мирный договор с Израилем, что вызывает бурю негодования в регионе; революция в Иране приводит к власти аятолл; возглавивший Ирак Саддам Хусейн ищет повода для вооружённого конфликта и находит его в войне с Ираном; Сирия во главе с Асадом (старшим) провоцирует гражданскую войну в Ливане, в которую втягивается Иран; Ливия под руководством Каддафи спонсирует различные террористические группировки; уходит в отставку левоцентристское правительство в Турции.

Радикализируется ситуация и в периферийном Афганистане. В апреле 1978 г. здесь к власти приходит «Народно-демократическая партия Афганистана», заявляющая о стремлении строить социализм. На политическом языке того времени это означало заявление о готовности стать «клиентом» СССР в расчёте на финансово-экономическую и военную помощь.

С Афганистаном у Советского Союза хорошие, даже превосходные отношения с 1919 г., когда Афганистан обрёл независимость от Англии и установил дружеские связи с Советской Россией. За все прошедшие с тех пор десятилетия не найти в советской истории упоминания Афганистана в негативном контексте. Существовали обоюдовыгодные торгово-экономические связи. Афганистан считал, что находится в неформальной сфере влияния СССР. Запад этот факт негласно признавал и никогда Афганистаном не интересовался. Даже смена монархии на республику в 1973 г. в результате дворцового переворота не изменила характера двусторонних отношений.

Апрельская «революция» 1978 г. была для Москвы неожиданной, но не случайной. В Москве хорошо знали руководителей (Тараки, Амина, Кармаля) и многих участников переворота – они часто бывали в СССР, с ними тесно общались и работали представители Международного отдела ЦК КПСС и Первого Главного управления КГБ (ныне Служба внешней разведки).

Казалось, Москва ничего не проиграла от смены режима. Однако «социалисты» повторили печальный советский опыт 1920-х в Средней Азии, когда национализация и перераспределение земли, собственности, репрессивные меры вызвали сопротивление населения. На протяжении 1978 г. социальная база «социалистов» неуклонно сужалась. Ситуацией воспользовались соседние Иран и Пакистан, которые стали засылать в Афганистан группы своих военнослужащих в гражданской одежде, а также поддерживать оппозицию оружием. Активность проявил Китай. Параллельно усилились исторически существовавшие и ранее противоречия между лидерами «социалистов».

В итоге уже через год, весной 1979 г., ситуация в Афганистане стала критической для новой власти – она была на грани падения. Под её контролем оставались лишь столица и ещё 2 из 34 провинций.

18 марта 1979 г. Тараки в продолжительном телефонном разговоре с главой советского правительства А.Косыгиным объясняет сложившуюся ситуацию и настойчиво просит ввести войска – теперь только это может спасти положение, т.е. просоветскую власть. В каждом слове Тараки сквозит отчаяние, сознание безысходности. Каждый вопрос советского руководителя он возвращает к одной и той же настоятельной просьбе – введите войска.

Для Косыгина этот разговор становится откровением. Несмотря на большое количество советников, работающих в Афганистане по линии различных ведомств, в т.ч. КГБ и минобороны, советское руководство не в курсе происходящего в этой стране. Косыгин недоумевает, почему, мол, сами не можете защититься. Тараки признаёт, что режим не имеет поддержки среди населения. В ответ на наивные, идеологически обусловленные предложения Косыгина опереться на «рабочих», Тараки говорит, что таковых всего 1-2 тыс. чел. Советский премьер предлагает, как ему представляется, разумное решение: войск не дадим, но поставим технику и оружие в необходимом количестве. Тараки разъясняет ему, что танками и самолётами некому управлять, нет подготовленных кадров. Когда же Косыгин напоминает о нескольких сотнях афганских офицеров, прошедших подготовку в СССР, Тараки сообщает, что почти все они перешли на сторону оппозиции, причём в основном по религиозным мотивам.

Незадолго до Тараки в Москву звонил Амин и почти всё то же самое сообщил министру обороны СССР Д.Устинову.

В тот же день Косыгин информирует о состоявшемся разговоре своих коллег по Политбюро на специально созванном для этого заседании. Члены Политбюро высказывают, казалось бы, здравомыслящие соображения: недооценили религиозный фактор, у режима узкая социальная база, есть вмешательство со стороны Ирана и Пакистана (а не США), ввод войск будет означать войну с населением. Вроде бы есть повод для того, чтобы пересмотреть или хотя бы откорректировать политику в Афганистане: начать контакты с оппозицией, с Ираном и Пакистаном, найти общую основу для примирения, сформировать коалиционное правительство и т.п. Вместо этого Политбюро решает следовать более чем странной линии, которую Косыгин предложил Тараки, - готовы поставить оружие и технику (которой некому управлять), но войска вводить не будем. Тогда следовало ответить на вопрос: а что делать в случае неминуемого падения режима, о чём сам режим и предупреждает? Но этот вопрос остаётся без ответа, а вся линия советских действий переводится в плоскость выжидания и ситуативных решений. Стратегии нет.

В Политбюро постепенно выделяются 3 группы: 1) Андропов и Устинов, которые, в конце концов, настаивают на вводе войск, 2) Косыгин, противящийся этому решению до конца, 3) Громыко, Суслов, Черненко, Кириленко, которые молча или неактивно поддерживают ввод войск. Больной Л.Брежнев уже редко участвует в заседаниях Политбюро и с трудом фокусируется на проблемах, которые необходимо решать. Эти люди входят в комиссию Политбюро по Афганистану и фактически действуют от имени всего Политбюро, принимая соответствующие решения.

На протяжении весны-лета 1979 г. Тараки и Амин усиливают давление на советское руководство просьбами помочь войсками. Ситуация становится настолько драматичной, что их просьбы, несмотря на позицию Политбюро, уже поддерживают и все советские представители в Афганистане - посол, представители по линии КГБ и минобороны.

К сентябрю накаляется конфликт и борьба за власть между самими афганскими лидерами – Тараки и Амином. 13-16 сентября в Кабуле происходит неудачное покушение на Амина, в результате чего он захватывает власть, отстраняет Тараки, которого позже убивают. Судя по всему, эта неудачная операция по устранению Амина проводилась с ведома, если не без участия Москвы.

С этого времени Москва задаётся целью добиться устранения Амина, которому она не доверяет, привести к власти «своего» человека – Кармаля и стабилизировать ситуацию в Афганистане. Амин даёт поводы: понимая, что его выживание зависит теперь только от него самого, он идёт на диалог с некоторыми оппозиционными силами, а также пытается установить контакт с американцами. В Москве эти сами по себе разумные действия, но совершённые без согласования и втайне от советской стороны, рассматриваются как удар по советским интересам, попытка вывести Афганистан из советской сферы влияния.

Примерно в октябре-ноябре прорабатываются вопросы спецоперации советскими силами против Амина, прикрытием чему должна стать вторая, параллельная и подчинённая первой операция ввода «ограниченного» контингента советских войск, задачей которой должно быть обеспечение порядка на случай очередных просчётов с поддержкой Амина среди афганских военных. Тогда же в Кабуле были заменены на новых все главные советские представители, чья деятельность вызывала нараставшее неудовольствие в Кремле.

К 1 декабрю проработка вопросов завершается, и Андропов передаёт Брежневу записку на этот счёт. 8 декабря Брежнев проводит промежуточное совещание, а 12 декабря принимается окончательное решение Политбюро о спецоперации и вводе войск.

До принятия окончательного решения ему активно сопротивлялся начальник Генерального штаба маршал Н.Огарков. Дело доходило до его открытых столкновений и пререканий на повышенных тонах с Устиновым и Андроповым, но безрезультатно. Огарков указывал на то, что армии придётся вступить в войну с населением без знания традиций, без знания местности, что всё это приведёт к партизанской войне и большим потерям, что эти действия ослабят позиции СССР в мире. Огарков предупреждал о всём том, что в итоге и произошло.

Операция началась 25 декабря 1979 г. Только за один этот день в аэропорту Кабула совершили посадку 215 транспортных самолётов (Ан-12, Ан-22, Ил-76), доставивших силы примерно одной дивизии и большое количество техники, оружия и боеприпасов. Никакого движения наземных войск, сосредоточенных на советско-афганской границе, перехода границы не было ни 25 декабря, ни в последующие дни. 27 декабря Амин был устранён и к власти приведён Бабрак Кармаль. Войска постепенно начали вводить - всё больше и больше.

Советско-афганская война длилась более девяти лет с декабря 1979 по февраль 1989. Повстанческие группы «моджахедов» сражались во время неё против Советской Армии и союзных ей афганских правительственных сил. От 850 тысяч до 1,5 миллиона мирных жителей было убито, миллионы афганцев бежали из страны, в основном в Пакистан и Иран.

Ещё до прихода советских войск власть в Афганистане путём переворота 1978 года захватили коммунисты, посадив президентом страны Нур Мохаммада Тараки . Он предпринял ряд радикальных реформ, которые оказались крайне непопулярными, особенно среди приверженного национальным традициям сельского населения. Режим Тараки жестоко подавлял всякую оппозицию, арестовав многие тысячи и казнив 27 000 политзаключенных.

Хронология Афганской войны. Видеофильм

По стране стали формироваться вооружённые группы с целью сопротивления. К апрелю 1979 многие крупные районы страны восстали, в декабре правительство удерживало под своей властью лишь города. Оно само раздиралось внутренними распрями. Тараки был вскоре убит Хафизуллой Амином . В ответ на просьбы афганских властей союзное им кремлёвское руководство во главе с Брежневым вначале послало в страну тайных советников, а 24 декабря 1979 двинуло туда 40-ю советскую армию генерала Бориса Громова, заявив, что делает это во исполнение условий договора 1978 о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве с Афганистаном.

Советская разведка имела данные, что Амин делает попытки сношений с Пакистаном и Китаем. 27 декабря 1979 около 700 советских спецназовцев захватили главные здания Кабула и устроили штурм президентского дворца Тадж-Бек, в ходе которого Амин и двое его сыновей были убиты. Амин был заменён соперником из другой афганской коммунистической фракции, Бабраком Кармалем . Тот возглавил «Революционный совет Демократической республики Афганистан» и запросил дополнительной советской помощи.

В январе 1980 министры иностранных дел 34 стран Исламской конференции одобрили резолюцию с требованием «немедленного, срочного и безусловного вывода советских войск» из Афганистана. Генеральная Ассамблея ООН 104 голосами против 18 приняла резолюцию с протестом против советского вмешательства. Президент США Картер объявил бойкот московской Олимпиады 1980 года. Афганские боевики стали проходить военную подготовку в соседних Пакистане и Китае – и получать огромные объемы помощи, которую финансировали в первую очередь Соединенные Штаты и арабские монархии Персидского залива. В проведении операций против советских сил ЦРУ активно помогал Пакистан.

Советские войска заняли города и главные линии коммуникаций, а моджахеды вели партизанскую войну небольшими группами. Они действовали почти на 80% территории страны, не подчинённых контролю кабульских правителей и СССР. Советские войска широко использовали авиацию для бомбардировок, разрушали деревни, где моджахеды могли найти убежище, уничтожали арыки, устанавливали миллионы наземных мин. Однако почти весь введённый в Афганистан контингент состоял из призывников, не обученных сложной тактике борьбы с партизанами в горах. Поэтому война с самого начала пошла для СССР тяжело.

К середине 1980-х годов численность советских войск в Афганистане возросла до 108.800 солдат. Боевые действия пошли по всей стране с большей энергией, однако материальная и дипломатическая стоимость войны для СССР была весьма высокой. В середине 1987 Москва, где к власти теперь пришёл реформатор Горбачев , объявила о намерении начать вывод войск. Горбачёв открыто называл Афганистан «кровоточащей раной».

14 апреля 1988, в Женеве, правительствами Пакистана и Афганистана при участии США и СССР в качестве гарантов были подписаны «Соглашения по урегулированию ситуации в Республике Афганистан». Они определили график вывода советского контингента – тот прошёл с 15 мая 1988 до 15 февраля 1989.

Моджахеды не принимали участие в Женевских соглашениях и отвергли большинство их условий. Вследствие этого после вывода советских войск гражданская война в Афганистане продолжилась. Новый просоветский лидер Наджибулла едва сдерживал натиск моджахедов. Его правительство раскололось, многие его члены вошли в сношения с оппозицией. В марте 1992 Наджибуллу перестали поддерживать генерал Абдул Рашид Дустум и его узбекская милиция. Через месяц моджахеды взяли Кабул. Наджибулла до 1996 скрывался в столичном здании миссии ООН, а потом был схвачен талибами и повешен.

Афганская война считается частью Холодной войны . В западных СМИ её иногда называют «советским Вьетнамом » или «Капканом Медведя», ибо эта война стала одной из важнейших причин падения СССР. Считается, что во время неё погибло около 15 тысяч советских солдат, 35 тысяч были ранены. После войны Афганистан лежал в руинах. Производство зерна в нём упало до 3,5% от довоенного.

Апрельская революция

В апреле 1978 года в Афганистане произошел переворот, позднее названный . К власти пришли афганские коммунисты - Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА). События развивались стихийно. Толчком к волнениям послужило убийство 17 апреля видного деятеля НДПА Мир Акбара Хайбара. На улицы вышли тысячи людей, требуя наказания убийц и отставки правительства. Чтобы пресечь беспорядки, президент Мухаммед Дауд распорядился арестовать всех вождей НДПА. Ответом на это стал военный переворот 27 апреля, в ходе которого Дауд был убит. Свергнувшие его офицеры освободили из заключения руководителей НДПА и передали им власть. Один из вождей партии, Хафизулла Амин, выступая с брони танка сразу после переворота, впечатляющим жестом показал толпе свои еще не снятые

Так, неожиданно не только для Советского Союза, но отчасти и для самой себя, НДПА оказалась у власти. Правительство возглавил писатель Нур Мухаммед Тараки, проводивший радикальные реформы: запрет на деятельность всех политических партий, земельная реформа с конфискацией земли, новое брачное законодательство. Все это вызвало недовольство самых различных слоев населения, трактовавших реформы как наступление на священные традиции и исламские ценности. Уже в июне 1978 года в партии произошел раскол, вылившийся в репрессии и преследования не только заговорщиков и их лидера Б. Кармаля, но и всех несогласных с режимом, в первую очередь духовенства, которое Н. Тараки заклеймил как «препятствие на пути прогрессивного развития страны».

Во внешней политике Афганистан начинает ориентироваться на СССР и укрепляет связи по целому ряду направлений: на учебу в СССР направляются афганские студенты, происходит строительство целого ряда промышленных объектов в Афганистане, расширяется военно-техническое сотрудничество. В то же время большинство стран региона восприняло революцию в Кабуле как угрозу. Саудовская Аравия расценила ее как «угрозу исламу и целостности исламского мира» и «коммунистической экспансии». США изначально отрицательно отнеслись к событиям в Кабуле, но продолжали дипломатические и даже экономические отношения. Однако после исламской революции в Иране в феврале 1979 года и убийства американского посла, США стремятся вернуть влияние в регионе и прекращают всяческие отношения с Афганистаном, ориентирующегося на СССР. С этого времени США начали оказывать помощь оппозиции вместе с Великобританией, Францией, ФРГ и Японией.

Внутрипартийная борьба. Приход к власти Амина

Через несколько месяцев и внутри правящей партии разгорелась острая борьба. В августе 1979 года вспыхнуло противоборство между двумя вождями партии - Тараки и Амином. В ходе встречи в Москве на высшему уровне, Тараки предупредили о готовящемся против него заговоре, на что он попросил прямой военной помощи со стороны Советского Союза, но получил мотивированный отказ. По возвращении Тараки в Афганистан произошло неудачное покушение на Амина, в ходе которого его убил личный адъютант. После этого Тараки сместили с поста, исключили из партии и взяли под стражу. Вскоре бывший премьер-министр скончался - по официальному сообщению, «после тяжелой продолжительной болезни». По другим свидетельствам, его убили, задушив подушками. Начались новые массовые репрессии против его сторонников и других инакомыслящих. Все эти события, особенно смерть Тараки, вызвали недовольство в Москве. Осуждение вызвали начавшиеся в Афганистане массовые «чистки» и расстрелы в партийной среде. В то же время непродуманная аграрная реформа принесла лишь отрицательные результаты, зрело недовольство в армии, приведшее к вооруженным выступлениям и случаям массового дезертирства и перехода на сторону оппозиции.

Также начали появляться оппозиционные нелегальные партии и организации в разных районах страны. В Пешаваре (в Пакистане) при покровительстве власти страны формируется целый ряд партий, имевших в том числе ярко выраженную исламскую направленность. Усилиями этих партий в 1978 году создаются военные лагеря для подготовки повстанцев с целью ведения боевых действий в Афганистане. На долгие годы эти лагеря станут своеобразными базами, на которых повстанцы могли беспрепятственно укрыться от советских и афганских сил, пополнить припасы, вооружение, переформироваться и снова начать нападения. К тому же достаточно легко можно было получить пополнения из рядов многочисленных беженцев, наводнивших Афганистан. В результате к концу 1979 года в стране развернулись крупномасштабные боевые действия, при этом вооруженные столкновения шли уже в 18 из 26 провинций Афганистана. Критическая ситуация в стране вынудила X. Амина, неоднократно обращаться за военной помощью к Советскому Союзу.

Ввод советских войск в Афганистан

Отношение к правящему режиму в советском руководстве было неоднозначным, радикальные реформы, сопровождавшиеся массовыми репрессиями, оттолкнули многих от власти. Близость Китая также настораживала СССР, из-за борьбы между странами за лидерство в социалистическом движении. В ответ на просьбы «законного правительства Афганистана», и ссылаясь на статью 51 Устава ООН о праве государств на самооборону от «внешней агрессии», 25 декабря 1979 года СССР начал вооруженное вторжение в Афганистан. Решение по этому вопросу было принято узким кругом членов Политбюро ЦК КПСС - , Д. Устиновым, А. Громыко, Ю. Андроповым и К. Черненко. Также созрел план по устранению независимого и склонного к авторитаризму Амина на ставленника СССР. 27 декабря произошел штурм президентского дворца Тадж-бек, подготовленный КГБ и ГРУ, в ходе которого Х. Амин был убит взрывом гранаты. После этого советские войска начали занимать все важнейшие пункты столицы, встретив сопротивление в здании МВД. Большинство казарм с афганскими силами было блокировано. Взяли они также тюрьму Пули-Чархи, из которой освободили ожидавших скорой казни противников режима. Среди них была вдова Тараки. Так закончилось стодневное правление Х. Амина.

Ставленником Москвы стал Бабрака Кармаль, бежавший в Чехословакию в 1978 году, а затем нашедший убежище в СССР. В 19 часов из Душанбе на частотах Кабульского радио прозвучало его обращение к народу, в котором он объявил о свержении Амина и провозгласил себя Генеральным секретарем партии. Ночью Кабульское радио передало: «Революционный суд приговорил предателя Хафизуллу Амина к смертной казни. Приговор приведен в исполнение». Бои в городе, начавшиеся около 18 часов, к утру 28 декабря затихли. Казалось, военная операция благополучно завершена. При этом присутствие советских войск и их участие в перевороте замалчивалось. Б. Кармаль попытался нормализовать обстановку в афганском обществе: из тюрем было выпущено около 10 тысяч членов партии, в 1980 году поднял над президентским дворцом новый национальный флаг, вернув ему традиционные цвета - черный, красный и зеленый - взамен целиком красного, учрежденного Тараки и Амином в октябре 1978 года, подтверждались права верующих и духовенства, закреплялась частная собственность. В 1981 году приняты меры по корректировке земельной реформы, правительство обещало компенсировать конфискованную землю.

Советские газеты теперь называли Хафизуллу Амина «агентом ЦРУ», писали о «кровавой клике Амина и его приспешников». На Западе ввод советских войск в Афганистан вызвал бурные протесты, поскольку Амин был главой государства, признанного в мире, и его убийство воспринималось как акт прямой агрессии. 14 января 1980 года Генеральная Ассамблея ООН потребовала вывода «иностранных войск» из Афганистана. За это решение проголосовали 104 государства. Более 50 стран приняло решение о бойкоте летней олимпиады, проходившей в Москве.

Гражданская война в Афганистане

Между тем в самом Афганистане стало усиливаться вооруженное сопротивление советским войскам. Против них сражались уже, конечно, не сторонники Амина, а противники революционной власти вообще. Многих возмущали неожиданные аресты самых разных людей - от мулл до торговцев. Но еще сильнее авторитет новой власти подорвала земельная реформа. Правительство попыталось отобрать землю у племенных вождей. Сельские жители с оружием в руках стали на защиту привычного им уклада жизни. Советская печать первое время утверждала, что никаких боев в Афганистане нет, и там царят мир и спокойствие. Однако война не утихала, и когда это стало ясно, в СССР признали, что в республике «бесчинствуют бандиты». Сторонники Б. Кармаля окрестили их «душманами» (врагами). Между тем борьба разворачивалась по всем правилам партизанской войны. Чтобы уничтожить повстанцев, советские войска стали наносить удары по селам, служившим им опорой. В результате в Иран и Пакистан переселилось свыше 5 миллионов афганцев - около трети населения страны. Повстанцы контролировали значительную часть территории Афганистана. Всех их объединял лозунг джихада - священной исламской войны. Они называли себя «моджахедами» - борцами за веру. В остальном программы повстанческих групп сильно разнились. Одни выступали под лозунгами революционного ислама, другие поддерживали свергнутого в 1973 году короля Захир Шаха. Пестрота повстанческих групп отражала также многообразие народностей и племен Афганистана.

«Ограниченный контингент» советских войск (40-я армия) не был готов к длительной войне с партизанами, охватывавшей все больше районов страны. Советские войска захватывали базы моджахедов, несли большие потери, штурмуя перевалы. Но партизаны уходили в Пакистан и Иран по горным тропам, пополняли свои ряды, и снова возвращались. Перекрыть все горные дороги было невозможно. Армия НДПА воевала против соотечественников неохотно. В армии существовала проблема с призывниками (большинство из них было из Кабула, остальные регионы фактически не подчинялись центральным властям) и с единством командования, раздираемого внутренними противоречиями. Если раньше к советским людям, или как их называли «шурави», в Афганистане относились дружественно, то теперь большинство населения - враждебно. Лидеры исламской оппозиции призвали афганцев начать джихад уже не только против кабульского режима, но и против «советского агрессора». В 1985 году большинство оппозиционных партий, базирующихся в Пешаваре, объединились. Помощь со стороны США и Саудовской Аравии возрастала год от года. В Афганистан направляются тысячи арабских наемников. Оппозиция создала на большей части территории Афганистана свою военно-политическую структуру - органы местной власти, называемые эмиратами или исламскими комитетами, фронты и вооруженные формирования.

Война в Афганистане стала одним из тяжелейших внешнеполитических кризисов, с которыми СССР столкнулся в 80-е годы. Москва была вынуждена наращивать военную мощь своего «ограниченного контингента», численность которого в этот период достигла 120 тысяч человек. Это вызывало соответствующую реакцию США и их союзников, методично расширявших масштабы военной и гуманитарной помощи афганской оппозиции. Однако ни одной из противостоящих в Афганистане сторон не удавалось добиться решающего перелома. Создалась тупиковая ситуация. Как для советского руководства, так и для его афганского союзника становилось все более очевидным, что кроме военного пути следует искать другие формы и средства выхода из тупика. В 1982 году по инициативе Москвы в Женеве начались афгано-пакистанские переговоры по мирному урегулированию афганской проблемы под эгидой ООН и при участии СССР и США. Однако в последующие годы Белый дом, прикрываясь миролюбивыми декларациями, на деле тормозил переговорный процесс. После прихода к власти в советском руководстве возобладало мнение о назревшей необходимости вывода войск. Против этого возражал Б. Кармаль. Под нажимом Москвы от Кабула требовали изменить политический строй в Афганистане с тем, чтобы расширить его социальную опору, но Б. Кармаль не собирался делиться властью и в 1986 году был смещен со всех постов.

Приход к власти Наджибуллы

В июне 1987 года были сделаны первые, пока символические, шаги к установлению мира. Новое кабульское правительство во главе с выступило с программой «национального примирения», предусматривавшей прекращение огня, приглашение оппозиции к диалогу и формирование коалиционного правительства. Предпринимались усилия по возрождению многопартийности. В апреле 1988 года прошли многопартийные выборы с многочисленными нарушениями, часть оппозиции их бойкотировала. Однако многопартийность, провозглашенная президентом Наджибуллой, оказалась для режима упущенным шансом - ни один из деятелей оппозиции не вошел ни в парламент, ни в правительство. В то же время предпринимались шаги к привлечению на свою сторону независимых полевых командиров, им оказывалась материальная помощь, передавалось оружие, частично это принесло свои плоды. 14 апреля 1988 года в Женеве представители Афганистана, Пакистана, СССР и США в присутствии Генерального секретаря ООН подписали соглашение о политическом урегулировании ситуации вокруг Афганистана. Афганистан и Пакистан обязывались не вмешиваться в дела друг друга, США - не поддерживать вооруженную борьбу против режима Наджибуллы. Советский Союз принял обязательство вывести войска из Афганистана к 15 февраля 1989 года. В этот день прямое участие СССР в Афганской войне прекратилось. Он потерял погибшими 14453 человека; пропали без вести и попали в плен 417 военнослужащих.

СССР продолжал оказывать поддержку режиму Наджибуллы, но после распада страны в 1991 году всякая помощь прекратилась, и в апреле 1992 года режим Наджибуллы пал. В Кабул вошли вооруженные отряды моджахедов. Однако борьба в стране на этом не прекратилась - начались межэтнические столкновения в Кабуле и других городах страны между моджахедскими группировками, которые впоследствии назвали «гражданской войной». В 1996 году к власти в Кабуле пришли талибы.

И установлен республиканский строй. Это послужило толчком к началу гражданской войны между различными общественно-политическими и националистическими силами страны.

В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия (НДПА). Радикализм нового афганского руководства, поспешная ломка многовековых традиций народа и устоев ислама, усилили сопротивление населения центральному правительству. Обстановка осложнялась иностранным вмешательством во внутренние дела Афганистана. СССР и некоторые другие страны оказывали помощь афганскому правительству, а страны НАТО, мусульманские государства и Китай — силам оппозиции.

К концу 1979 года обстановка в стране резко осложнилась , нависла угроза свержения правящего режима. В связи с этим правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) неоднократно обращалось к СССР с просьбой направить в страну воинские части. Советская сторона сначала отклоняла такую форму вмешательства, но, в условиях обострения афганского кризиса, 12 декабря 1979 года руководство СССР, опасаясь переноса военных действий на территорию среднеазиатских республик, приняло решение о направлении войск для оказания военной помощи правительству Афганистана. Решение было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС в соответствии со статьей 4 советско-афганского "Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве", заключенного 5 декабря 1978 года, и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.

Ввод советских войск в Афганистан рассматривался политическим руководством СССР как кратковременная мера, направленная на обеспечение безопасности южных границ Советского Союза.

Основная задача ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) состояла в том, чтобы создать "санитарный кордон" у границ СССР в условиях надвигавшейся угрозы распространения исламского фундаментализма на территории советских мусульманских республик.

16 декабря 1979 года было отдано распоряжение о выделении из управления Туркестанского военного округа (ТуркВО) полевого управления 40-й армии и полной его мобилизации. Командующим армией был назначен первый заместитель командующего войсками ТуркВО генерал-лейтенант Юрий Тухаринов. Соединения и части 40-й армии были полностью мобилизованы за 10-12 дней до ввода.

Ввод и размещение ОКСВ в ДРА проводились с 25 декабря 1979 года. К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен. На территорию Афганистана были введены три дивизии (две мотострелковые и одна воздушно-десантная), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка и другие части.

В последующем боевой состав советских войск в Афганистане постоянно уточнялся в целях его усиления. Наибольшая численность ОКСВ (1985) составляла 108,7 тысячи человек, в том числе в боевых частях — 73,6 тысячи человек. Состав ОКСВ в основном включал: управление 40-й армии, три мотострелковые и одну воздушно-десантную дивизии, девять отдельных бригад и семь отдельных полков, четыре полка фронтовой и два полка армейской авиации, а также тыловые, медицинские, ремонтные, строительные и другие части и подразделения.

Общее руководство ОКСВ осуществляла оперативная группа министерства обороны СССР, которую возглавлял маршал СССР Сергей Соколов, с 1985 года — генерал армии Валентин Варенников. Непосредственное управление боевой и повседневной деятельностью ОКСВ осуществлял командующий 40-й армией, подчинявшийся командованию войсками ТуркВО.

Советские войска в Афганистане охраняли и обороняли народно-хозяйственные объекты, аэродромы, жизненно важные для страны автодороги, осуществляли проводку транспортных колонн с грузами по территории, находившейся под контролем вооруженной оппозиции.

Для снижения военной активности оппозиции ОКСВ вели активные боевые действия различного масштаба с применением всего арсенала обычных средств поражения, наносили авиационные удары по базам оппозиции. В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и ликвидации наиболее агрессивных вооруженных групп противника. Таким образом, введенные в Афганистан советские войска оказались вовлеченными во внутренний военный конфликт на стороне правительства страны против сил оппозиции, которым наибольшую помощь оказывал Пакистан.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 года — февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 года — апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 года — декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Состоялся вывод на родину шести советских полков.

4-й этап: январь 1987 года — февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на родину и осуществление полного их вывода.

СССР и после ввода войск в Афганистан продолжал искать возможности политического разрешения внутриафганского конфликта. С августа 1981 года он пытался обеспечить переговорный процесс ДРА с Пакистаном и Ираном, с апреля 1986 года — содействовать системной политике национального примирения.

14 апреля 1988 года в Женеве (Швейцария) представителями Афганистана, Пакистана, СССР и США были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана. Эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии невмешательства во внутренние дела республики, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. Были установлены крайние сроки вывода советских войск: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 года, остальные подразделения — ещё через шесть месяцев.

С 15 мая 1988 года начался вывод ОКСВ, который завершился 15 февраля 1989 года. Выводом войск руководил последний командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов.

Военную службу в Афганистане прошло около 620 тысяч военнослужащих, в том числе в составе ОКСВ — 525,2 тысячи человек.

Потери военнослужащих 40-й армии составили: убитыми и умершими — 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров и генералов, ранеными — 49 985 человек. В ходе боевых действий на территории Афганистана, кроме того, погибли 572 военнослужащих органов государственной безопасности, 28 сотрудников министерства внутренних дел СССР, а также 190 военных советников, в том числе 145 офицеров. Из-за ранений прекратили свою службу в Вооруженных силах 172 офицера. Инвалидами стали 6669 "афганцев", в том числе инвалидами первой группы — 1479 человек.

За военные и другие заслуги свыше 200 тысяч человек были награждены орденами и медалями, 86 удостоены звания Героя Советского Союза, из них 28 — посмертно.

(Дополнительный