Социальные субсидии. Пять подводных камней субсидий по-новому Решение о предоставлении субсидии

Постановление Правительства №761 от 2005 года дает малоимущим гражданам право претендовать на материальную помощь от государства – субсидии.

Само постановление способствует реализации норм Жилищного Кодекса, статьей 159 которого определена необходимость социальной поддержки слоев населения с низким доходом.

Согласно постановлению, право на государственную помощь имеют те лица, которые платят за «коммуналку» больше, чем это максимально определено местными нормативами для подобных расходов, с учетом общего дохода семьи.

Прочитайте статью и узнайте, кто, согласно постановлению №761 с последними изменениями, обладает правом на субсидии, как определяется размер выплат в 2017 году.

Кому положены?

В разных субъектах РФ стоимость коммунальных услуг может составлять до 22% от совокупного дохода семьи.

Власти Москвы дают право гражданам на субсидии, если «коммуналка» забирает более 10% дохода ячейки общества – это один из самых невысоких порогов по России.

Также субсидии платятся малоимущим семьям, которые живут в плохих условиях и частично благоустроенных помещениях – без горячей воды, отопления, большой семьей в комнате общежития или тесной «однушке».

Субсидия будет определяться в зависимости от степени благоустроенности жилища.

  1. Владельцы жилых помещений (квартир, домов, долей домов).
  2. Лица, снимающие квартиры по договорам социального и коммерческого найма.
  3. Члены строительных и жилищных кооперативов.

Если гражданин, имеющий право на выплаты, находится в местах «не столь отдаленных» или на принудительном лечении, служит в ВС, признан пропавшим без вести по решению суда, деньги от государства будет получать его семья при условии проживания в том же помещении, которое раньше занимал сам гражданин.

Отказ в оформлении субсидии обуславливается следующими причинами:

  1. Материальное положение и условия проживания гражданина не соответствуют требованиям для выдачи субсидии – человек, по мнению государства, живет слишком хорошо, чтобы претендовать на финансовую помощь.
  2. Гражданин несвоевременно предоставил документы, халатно отнесся к установленным срокам.
  3. Заявитель пытался обмануть государство, предоставив ложные сведения о собственном благосостоянии.
  4. Гражданин имеет долг по квартплате и не прикладывает никаких усилий к его погашению.
  5. Заявитель не имеет документов, способных подтвердить, что он является пользователем или собственником жилья.
  6. Заявитель не имеет гражданства РФ или другого государства, с которым у России есть договорные обязательства.

Каков размер?

Статья IV постановления №761 определяет способ расчета размера субсидии. Применяется такая формула:

С = ССЖКУР * n – (МДД / 100 * Д)

Уточним, что: ССЖКУР – величина стоимости «коммуналки» на одного члена семьи для конкретного субъекта РФ; n – число членов семьи; МДД – максимально допустимая доля оплаты за «коммуналку» в общем доходе семьи (исчисляется в процентах); Д – общий доход семьи за последние 6 месяцев.

Для расчета размера субсидии возможно использовать специальный сервис – калькулятор субсидий на оплату ЖКХ , однако, и самостоятельное применение формулы (несмотря на ее страшный вид) особых затруднений не вызовет. Например, если бабушка из Москвы (где норматив – 10%), проживающая одна и имеющая доход в 12 тыс. рублей, платит по 2 тыс. рублей за ЖКХ, размер субсидии составит:

С = 2000 – (12000 * 0.1) = 800 рублей

Если среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, формула немного корректируется – вводится поправочный коэффициент:

С = ССЖКУР * n – (МДД / 100 * Д * К)

Размер поправочного коэффициента считается как частное от деления среднедушевого дохода семьи на прожиточный минимум.

Существует предел совокупного дохода семьи при расчете величины субсидии: для одиноко проживающих лиц – это 18 тыс. рублей, для пары – 30.4 тыс. рублей, для семьи из 3 и более членов – 43.1 тыс. рублей.

Перечень документов

Паспорта РФ и свидетельства о рождении (для детей до 14 лет).

Семьям, в которые не входят неработающие пенсионеры, нужно приготовить такие бумаги:

  1. Документ, подтверждающий, что жилье находится в собственности заявителя (свидетельство о праве собственности).
  2. Документы, подтверждающие, что заявитель добросовестно оплачивал коммунальные услуги и долгов не имеет (чеки, квитанции об оплате).
  3. Справки о доходах членов семьи за последние полгода.
  4. Банковские реквизиты, по которым будут перечислены деньги. Подойдет и номер социальной карты москвича.

Неработающие пенсионеры избавлены от необходимости предоставлять справки об уровне дохода, но должны подтвердить факт совместного проживания с другими членами семьи посредством единого жилищного документа.

Куда обращаться?

С пакетом бумаг заявителю нужно идти в отдел жилищных субсидий своего района.

Заявителем может быть любой из членов семьи, которая соответствует требованиям предоставления государственной помощи.

Есть несколько аспектов предоставления субсидий, о которых обязан знать всякий заявитель:

  1. Если гражданин имеет право на субсидии сразу по нескольким жилым помещениям, это не значит, что он получит ряд выплат. В этом случае выплачивается субсидия на оплату «коммуналки» по месту регистрации.
  2. Субсидии выплачиваются в течение 6 месяцев . Важна дата предоставления документов: если заявление подано с 1-го по 15-е число, выплаты начинаются с текущего месяца, если с 15-го по 30-е число – со следующего.
  3. Выплаты производятся только наличными средствами на банковские счета «Сбербанк» и «СГБ». Общая выплата семье перечисляется на один расчетный счет и не может дробиться – кто из членов семьи будет получателем, решать самой семье.

Возможно ли прекращение выплат?

Постановление Правительства №761 перечисляет несколько оснований, по которым выплаты субсидий могут быть приостановлены:

  1. Семья, претендующая на государственную помощь, изменила состав.
  2. Произошло повышение совокупного дохода семьи, вследствие чего она перестала соответствовать требованиям постановления №761.
  3. Субсидент изменил место проживания.
  4. Выяснилось, что при оформлении субсидии субсидент сообщил ложные данные.

Также выплаты прекращаются, если получатель субсидии перестал платить по «коммуналке» и «отрастил» долг. В этом случае предоставление субсидий приостанавливается на 2 месяца, и субсиденту дается месяц на погашение долга.

Последние изменения

Изменения в постановлении Правительства №761 касаются следующего:

  1. Рассмотрение заявления о субсидии может быть отложено не более чем на 1 месяц, если заявитель в течение 10 дней после первого появления в отделе жилищных субсидий не предоставил часть обязательных документов.
    Приложение. Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761
"О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"

С изменениями и дополнениями от:

18 июня 2007 г., 24 декабря 2008 г., 16 марта 2013 г., 30 июля, 24 декабря 2014 г., 29 декабря 2016 г., 27 февраля 2017 г., 18 апреля, 26 июля 2018 г.

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

2. Установить, что размеры субсидий, предоставленных гражданам до вступления в силу настоящего постановления, пересчету не подлежат в течение всего периода, на который субсидии были предоставлены, за исключением случая, когда размеры субсидий увеличиваются.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить в 2-месячный срок методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных настоящим постановлением.

установить в 2-месячный срок региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг и региональные стандарты максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;

обеспечивать своевременное предоставление местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в необходимых объемах субвенций на финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 490 "О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2701);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 36, ст. 3671).

Взамен действовавшего ранее Положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг от 30 августа 2004 года утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Установлено, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

На одну семью предоставляется одна субсидия. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. Перечисляются документы, представляемые с заявлением о предоставлении субсидии, устанавливается порядок определения состава семьи заявителя. Установлен запрет на требование при предоставлении субсидий документов, не предусмотренных Правилами. Решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Определяются особенности предоставления субсидий сотрудникам, проходящим военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, и гражданам, проживающим в закрытых военных городках.

Предусмотрена возможность предоставления субсидий иностранным гражданам.

Устанавливаются основания, по которым предоставление субсидии может быть приостановлено и даже прекращено. В частности, предоставление субсидии может быть приостановлено в случае неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев.

Размеры субсидий, предоставленных гражданам до вступления постановления в силу, пересчету не подлежат в течение всего периода, на который субсидии были предоставлены, за исключением случая, когда размеры субсидий увеличиваются.


Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг"


Решением Верховного Суда РФ от 26 октября 2011 г. N ГКПИ11-1394, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 декабря 2011 г. N КАС11-724, подпункт "б" пункта 8 Правил признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части, препятствующей военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, зарегистрированным по месту жительства по адресам воинских частей, но проживающим ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенных ими договоров найма (поднайма), прилагать к заявлению о предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования указанными жилыми помещениями


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:



Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. N 232

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления и применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами

Павловская Оксана

50543 0

В Украине заработали новые правила предоставления субсидий для оплаты коммуналки. В правительстве уверяют, что новшества нужны «для подчистки адресности субсидий» и предотвращения злоупотреблений. Но эксперты считают, что власть просто-напросто «закручивает гайки».

В Украине с 1 мая заработали новые правила предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. В Кабинете министров объяснили новшества необходимостью наведения порядка в данной сфере – дабы предотвратить случаи злоупотреблений и назначения госпомощи людям, скрывающим свои доходы. Чиновники обещают, что теперь система субсидий будет социально справедливой - государственную помощь получат исключительно те, кто в ней действительно нуждается.

Так, оплачивать коммуналку самостоятельно будут собственники квартир, площадь которых превышает 120 квадратных метров, а дома – 200 квадратов. За исключением детских домов семейного типа и приемных семей.

Госпомощь не будет оформляться, если в собственности семьи есть автомобиль, которому менее пяти лет, кроме мопеда и авто, предоставленного соцорганом.

Кроме того, в декларациях при подаче заявления на предоставление субсидии теперь нужно будет указывать доход от сдачи в аренду имущества, в частности, квартир. А безработным необходимо встать на учет в центр занятости, в противном случае органы соцзащиты автоматом будут считать его доход в размере три прожиточных минимума - 5 тысяч 286 гривен. Предоставить справку о доходах придется и заробитчанам.

Кроме того, с 1 мая социальная норма на газовое отопление будет, как утверждают в Кабмине, «приближена к реальным объемам потребления» - 4,5 кубометра на 1 квадратный метр площади, электроотопление - 30 киловатт в час на квадратный метр.

На деле это означает, что норма потребления газа на отопление 1 квадратного метра снова сокращена – с 5 кубометров до 4,5. То есть, компенсация государством затрат субсидианта опять урезана. Тенденция «приближения к реальным объемам» очевидна - в 2014 году, когда заработала программа субсидирования, она составляла 13,6 кубометра.

В Минсоцполитики сразу подсчитали, что субсидии, в связи с изменениями условий их предоставления, необходимо будет переоформить 15-20% украинцев. Но большинству граждан, не имеющих недавно купленных так называемых предметов роскоши, в том числе новых автомобилей, или в составе семей которых нет трудоспособных лиц, декларирующих нулевые ставки дохода, госпомощь будет переназначена автоматом. Это коснется 80-85% нынешних субсидиантов.

«Все, кто нуждается в помощи от государства, будут и дальше ее получать. Подавляющему большинству граждан субсидии на следующий отопительный сезон будут переназначены автоматически. Обратиться в органы соцзащиты надо только отдельным категориям граждан, подпадающих под новые критерии, которые введены для подчистки адресности субсидий и предотвращения распространенных злоупотреблений», - отмечают в Минсоцполитики.

Как бы не уверяли в ведомстве, что интересы граждан не пострадают из-за перемен с предоставлением госпомощи по оплате ЖКУ, но на деле объем субсидии будет сокращаться – из-за роста пенсий, минималки и снижения социальных норм потребления. Что и демонстрируют подсчеты Госстата – только в феврале 2018 года средний размер субсидий снизился, по сравнению с февралем 2017 года, на 36% - до 1005,2 гривни. То есть, 43% семей, которые на сегодня получают субсидии, в новом отопительном сезоне получат их в еще меньшем объеме. А таких в Украине насчитывается почти шесть с половиной миллионов.

При этом задолженность населения по оплате централизованного отопления и горячего водоснабжения только растет: за март 2018 года она увеличилась почти на 8%, по сравнению с февралем 2018 года, - до 15,5 миллиардов гривен. Всего в марте украинцы уплатили за жилищно-коммунальные услуги 11,6 миллиардов гривен, что составило 81,4% начисленных за этот период сумм.

Но это – официальная статистика, у экспертов – своя математика.

Справедливость или экономия

По подсчетам директора аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александра Сергиенко, на сегодня задолженность населения Украины по оплате ЖКУ выросла до рекордного показателя - 42,7 миллиарда гривен.

«Долги населения за жилищно-коммунальные услуги стремительно растут. В 2017 году задолженность выросла до 32,3 миллиарда гривен, но самое ужасное происходило в течение трех месяцев этого года. В январе долги подскочили до 36,9 миллиарда гривен, в феврале уже стало 40 миллиардов гривен, а за март стало 42,7 миллиарда гривен», - отметил эксперт.

По его мнению, Кабмин ввел новые правила получения субсидий только с одной целью - сократить количество субсидиантов и, тем самым, снизить государственные расходы на покрытие стоимости жилищно-коммунальных услуг.

«Если говорить очень коротко, то закручиваются гайки. Введен ряд ограничений, которые не позволят людям получить или продолжить получение субсидии… Единственная цель правительства – это отсечь хоть какую-то часть субсидиантов. Последние новации правительства по субсидии напоминают аргументацию Швондера: «У вас большая квартира, профессор!». Если более 120 метров, то субсидию давать не будем. А что делать «профессору», который остался один? Уплотняться, пускать квартирантов? А если дом 200 метров, то залить подвал бетоном, это - фундамент? А то, что в небольших городах рынок квартир отсутствует и даже поменять квартиру на меньшую - проблема, об этом «мудрецы соцзащиты» не знали? О селе уже не вспоминаю... А если вдова с пенсией 1500 гривен получила в наследство авто, которому меньше 5 лет, то надо его продать? Тогда все равно не дадут субсидию - доход большой.

Правительство сознательно загоняет народ в бедность», - подчеркнул эксперт.

По мнению эксперта, Кабмин ввел новые правила получения субсидий только с одной целью - сократить количество субсидиантов / фото УНИАН

Он считает, что по новым критериям часть получающих госпомощь будет вычеркнута из соответствующего списка, но динамика показывает, что задолженность за жилищно-коммунальные услуги растет, а если будет повышение тарифов, то еще больше людей обратятся за субсидиями.

В подтверждение своих слов эксперт привел ряд данных - с 2014 по 2017 год количество домохозяйств, которые получают субсидии, выросло с 1,95 до 9,62 миллиона человек, это две трети населения страны, которые, по сути, пришли к государству с протянутой рукой, а бюджетные расходы в 2017 году на выплату субсидий достигли рекордной суммы – 70 млрд грн.

Экономист Андрей Новак также считает, что каждый пункт новых правил направлен против интересов человека, нововведения – на пользу госбюджету и энергомонополистам.

«Очевидно, что бюджет не вытягивает суммы, необходимой для выплаты субсидий. Например, по итогам прошлого года правительство ожидало, что траты на субсидии составят 63 миллиарда гривен, а по факту вышло 77 миллиардов. Сейчас эту статью расходов хотят сократить, поэтому и придумали более жесткие условия для получения госпомощи. Считаю, что приплетать к получению субсидий какие-то другие материальные активы - автомобиль, площадь жилья - абсолютно неадекватно. Если субсидию выделяют на оплату коммунальных услуг, то привязка должна быть только к элементам трат на них – объем потребляемых энергоресурсов и уровень зарплаты или пенсии, так как автомобили и квартиры – необъективный показатель, они могут отличаться по стоимости - например, 5–летний Мерседес и Жигули, квартира в 120 метров на Печерске или в каком-то райцентре. Переоформлять субсидии, скорее всего, будут почти все, за исключением одиноких людей и пенсионеров, так как остальным придется доказывать, нет ли у вас «лишней» жилплощади или машины. Также непонятно администрирование по новым правилам», - подчеркнул эксперт.

Координатор ОО «Экспертная платформа по энергоэффективности» Игорь Черкашин считает, что сокращение количества субсидиантов не решает проблемы субсидирования.

«Субсидии возникли потому, что тарифный удар в свое время не был сбалансирован с реальной платежеспособностью населения. Когда вначале говорили, что субсидии составят около 30 миллиардов гривен, то заявляли, что это будет полезнее для бюджета. Но сейчас расходы явно увеличились и, учитывая задолженности облэнерго, для нынешнего бюджета это удар в размере более 100 миллиардов гривен. Непонятно, для чего вообще стоило это затевать», - отметил эксперт.

По его словам, один из способов выхода из сложившейся ситуации - повышение доходов населения. Но кардинально поднять экономику за пару месяцев, чтобы две трети украинцев перестали жить на субсидии, невозможно. «Главная опасность инициативы правительства заключается в том, что теперь ради проверок буквально каждому начнут залезать в карман», - резюмировал Черкашин.

Нацбанк считает, что субсидии, как и повышение пенсий, являются главной причиной дефицита бюджета в первом квартале - 20,6 миллиарда гривен, что более чем вдвое выше показателя за аналогичный период 2017 года.

О потерях госсредств от «роскошной» программы субсидирования говорят и кредиторы Украины. Они считают, что система субсидирования в нашей стране несовершенна, ее нужно ужесточить и верифицировать, чтобы помощь от государства получали только действительно нуждающиеся, самые бедные слои населения. И следующим шагом должна стать монетизация субсидий.

Внедрение монетизации будет поэтапным. Первый уже начался – с осени 2017 года украинцам за сэкономленные энергоресурсы выплатили «живые» деньги. По данным Кабмина, это коснулось около 1,5 миллиона семей - более 700 гривен на каждого получателя. А согласно принятому в прошлом году закону о жилищно-коммунальных услугах, начался новый этап монетизации. На сей раз он касается поставщиков ЖКУ – с облэнерго будут рассчитываться за предоставленные услуги населению деньгами вместо клиринговых операций взаимозачета.

Министерство финансов уже перечислило субвенции местным бюджетам на 46,8 миллиарда гривен для предоставления льгот и субсидий населению. В целом, в этом году на эти цели пойдет 71 миллиард гривен.

Министр социальной политики Андрей Рева подчеркивал, что изменение механизма расчетов по субсидиям с теплокоммунэнерго не коснется населения, ему субсидии продолжат начисляться по социальным нормам. И «сэкономленные» средства продолжат выплачивать. Модель же полного перехода на «живые» деньги в коммунальной сфере, как заявил премьер-министр Владимир Гройсман, будет разработана до конца года.

Эксперты не усматривают большого смысла в том, что люди, получив деньги из бюджета, снова перечислят их в госказну, отплачивая коммуналку. А если на деле цепочка не заработает, то как можно проверить использование целевой компенсации? Это, не исключают эксперты, может раскрутить новую волну коррупции… Время покажет, на чьей стороне правда.

Оксана Павловская

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Не действует Редакция от 14.12.2005

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ"
Вид документа постановление, правила
Принявший орган правительство рф
Номер документа 761
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 14.12.2005
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ "Система"
  • "Собрание законодательства РФ", 19.12.2005, N 51, ст. 5547
  • "Российская газета", N 288, 22.12.2005
Навигатор Примечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ"

32. Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).

33. При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:

а) супругом (супругой);

б) родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;

в) несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

34. Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях - Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 14, ст. 1257), с учетом:

а) видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 34, ст. 3374), за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан;

б) денежных выплат, предоставленных гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

в) доходов, полученных от сдачи жилых помещений в поднаем;

г) компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан;

д) денежных средств, выделяемых опекуну (попечителю) на содержание подопечного;

е) денежных средств, направленных на оплату обучения на платной основе в образовательных учреждениях всех видов;

ж) доходов, полученных от заготовки древесных соков, сбора и реализации (сдачи) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, других лесных пищевых ресурсов, а также технического сырья, мха, лесной подстилки и других видов побочного лесопользования;

з) доходов охотников-любителей, получаемых от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья либо мяса диких животных.

35. При исчислении размера совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются:

а) виды доходов, указанных в пунктах и перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512;

б) до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-I), федеральными законами "О ветеранах " (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 40-ФЗ), "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

в) денежные эквиваленты предоставляемых гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде скидок в оплате;

г) суммы ранее предоставленных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

д) другие виды материальной поддержки в виде денежных выплат и (или) натуральной помощи, оказываемой гражданам за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме указанных в подпунктах "б" и "г" пункта 34 настоящих Правил.

36. Если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

37. Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы.

38. Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи.

39. Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи.

40. Совокупный доход семьи, учитываемый при расчете размера субсидии в соответствии с пунктами 23 и 24 настоящих Правил, равен произведению среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидии), определенное в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил.

VI. Порядок предоставления субсидий

41. На одну семью предоставляется одна субсидия.

Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

42. Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил.

43. Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд.

44. При представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.

45. Уполномоченные органы либо органы, осуществляющие исполнение местного бюджета или бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисляют средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования.

По решению уполномоченного органа субсидии могут предоставляться путем выплаты (доставки) средств через организации связи или выплаты из кассы уполномоченного органа в случае отсутствия в населенных пунктах филиалов банков, а также в случае, если по состоянию здоровья, в силу возраста, из-за отсутствия пешеходной или транспортной доступности получатели субсидий не имеют возможности открывать банковские счета или вклады до востребования и пользоваться ими.

Часть субсидии, приходящаяся на приобретение твердых видов топлива (при наличии печного отопления), может перечисляться (выплачиваться) за весь срок предоставления субсидии единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии.

46. Получатели субсидий вправе за счет субсидий производить оплату жилого помещения и любых видов предоставляемых им коммунальных услуг.

47. При изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и при изменении размера платы за коммунальные услуги в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, уменьшение размера субсидии не производится, за исключением случая, предусмотренного пунктом 27 настоящих Правил.

48. Получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии (изменение места постоянного жительства получателя субсидии и членов его семьи, основания проживания, гражданства, состава семьи), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

49. В случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в местный бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

50. В случае предоставления субсидии в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной уполномоченным органом при расчете размера субсидии, излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил, а недоплаченные средства выплачиваются получателю субсидии в месяце, следующем за месяцем, в котором была обнаружена ошибка. Выплата недоплаченных средств осуществляется и в том случае, когда месяц, в течение которого они должны быть перечислены, приходится на период, когда гражданин утратил право на получение субсидии.

VII. Особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан

51. Федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, принимают решение о предоставлении субсидий:

а) сотрудникам, проходящим военную службу в указанных федеральных органах исполнительной власти, сведения о которых не подлежат разглашению;

б) лицам, проходящим либо проходившим военную службу по контракту за пределами Российской Федерации в территориальных органах, воинских частях, подразделениях и организациях соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

52. Гражданам, указанным в пункте 51 настоящих Правил, субсидии предоставляются в виде денежной выплаты в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктами 23 и 24 настоящих Правил с учетом региональных стандартов.

53. Порядок оформления документов и направления сведений, необходимых для предоставления субсидий гражданам, указанным в пункте 51 настоящих Правил, а также порядок выплаты таким гражданам субсидий определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, в пределах их компетенции.

54. Гражданам, проживающим в закрытых военных городках, субсидии предоставляются уполномоченными органами в порядке и на условиях, которые установлены пунктами 1 - 50 и 67 настоящих Правил.

55. В случае если размер регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает размер соответствующего федерального стандарта, при расчете размера субсидии, предоставляемой семье военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, либо семье гражданина, уволенного с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, применяется размер федерального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

VIII. Условия приостановления и прекращения предоставления субсидий

56. Предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:

а) неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;

б) невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил;

в) неисполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.

57. Уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, неисполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, но не более чем на один месяц.

58. При наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.

59. При отсутствии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил, предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности), либо после выполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.

При принятии решения о возобновлении предоставления субсидии она выплачивается также и за тот месяц, в течение которого приостанавливалось предоставление субсидии.

60. Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии:

а) изменения места постоянного жительства получателя субсидии;

б) изменения состава семьи получателя субсидии, основания проживания (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии);

в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования);

г) непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

61. Возврат в местный бюджет необоснованно полученной субсидии при наличии условий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

62. Решение о приостановлении предоставления субсидии или о прекращении предоставления субсидии доводится до сведения получателя субсидии в письменной форме в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения с указанием оснований его принятия. Копия решения помещается в персональное дело.

63. Предоставление субсидии прекращается:

со дня принятия решения о прекращении предоставления субсидии в соответствии с подпунктами "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил до окончания периода, на который субсидия предоставлялась;

со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидии в соответствии с пунктом 56 настоящих Правил до окончания периода, на который субсидия предоставлялась (при отсутствии оснований для возобновления предоставления субсидий).

64. Факт отсутствия (погашения) задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, заключения и (или) выполнения получателями субсидий соглашений по погашению задолженности уполномоченный орган вправе проверить, запросив у наймодателей, управляющих организаций и организаций, оказывающих услуги и выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов и предоставляющих коммунальные услуги, сведения о своевременности и полноте оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.

IX. Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий

65. Расходы, связанные с предоставлением субсидий, включают в себя расходы непосредственно на предоставление субсидий и расходы на обеспечение их предоставления.

66. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, а для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - за счет средств бюджетов данных субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации на указанные цели может передаваться из федерального бюджета финансовая помощь, размер которой рассчитывается исходя из федеральных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

67. Финансирование расходов на предоставление субсидий гражданам, указанным в пунктах 51 и 54 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

68. Финансирование расходов органов местного самоуправления на обеспечение предоставления субсидий гражданам осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, установленном органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

69. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственного полномочия по предоставлению гражданам субсидий в пределах выделенных органами государственной власти субъекта Российской Федерации муниципальным образованиям на эти цели материальных и финансовых средств.

70. В случае применения органами местного самоуправления при расчете субсидий местных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, местных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и местных стандартов максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, отличных от установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации региональных стандартов, дополнительные расходы на предоставление субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.

71. Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается органами местного самоуправления.

На сайте «Zakonbase» представлен ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал документ, в котором говорится об изменении порядка предоставления субсидий на оплату ЖКХ. Такую новость сообщили из пресс-службы правительства государства на официальном сайте.

В сообщении говорится, что в правила предоставления субсидий внесены изменения. Согласно которым теперь совокупная плата граждан за коммунальные услуги, в зависимости от которой устанавливаются региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, будет определяться с использованием также предельного уровня цены на тепловую энергию. Такое решение принято в связи с новой моделью ценообразования.

Новый порядок предоставления субсидий по ЖКХ, какие именно документы необходимы

В планах правительства упростить процесс получения государственной помощи в виде субсидии на уплату услуг ЖКХ для малоимущих граждан. Субсидия предоставляется семьям с низким уровнем дохода. Для ее оформления необходимы такие документы:

  • документ, подтверждающий доход семьи за последние 6 месяцев (если трудоспособный член семьи не работает нужно предоставить справку о причине отсутствия дохода: лечение, учеба, уход за ребенком и другие);
  • документ, подтверждающий регистрацию всех членов семьи;
  • документы о начислениях за услуги ЖКХ за последний перед подачей заявления месяц;
  • документ, подтверждающий отсутствие долгов по услугам ЖКХ.

Власти страны планируют отменить предоставление справок об отсутствии задолженностей для малоимущих семей. Все сведения будут запрашиваться у управляющих компаний самостоятельно. Законопроект на данный момент находится на рассмотрении в Государственной думе. Ожидается, что до конца мая закон будет принят.

Правила расчета субсидии на ЖКХ в 2018 году

Сумма субсидии рассчитывается исходя из следующих данных:

  • сумма оплаты по ЖКХ по стандарту определяется методом умножения регионального стандарта на количество членов семьи;
  • для расчета субсидии на одного члена семьи, суммируется все доходы семьи и делится на количество членов семьи;
  • для расчета прожиточного минимума нужно сложить региональные показатели и разделить на всех членов семьи;
  • поправочный коэффициент вычисляется методом деления величины среднедушевого дохода на прожиточный минимум;
  • определяется процент ЖКХ: поправочный коэффициент умножается на стандарт предельно возможной оплаты (22%).

Размер государственной помощи вычисляется с помощью разницы между стандартной суммой оплаты услуг ЖКХ и суммой минимального платежа. Именно на эти средства и могут рассчитывать малоимущие семьи. Средства помощи могут зачисляться на карточку заявителя или вычисляться при выписке квитанции на ЖКХ.