Развернутый план правовая культура. С8

План презентации: 1. Понятие правовой культуры. 2. Структура правовой культуры общества. 3. Правовая культура личности. 4. Правосознание. 5. Качество правовой культуры. 6. Повторение (схемы). 7. Домашнее задание.

1. Понятие правовой культуры. Право, как и мораль, религия, политика, экономика, искусство является неотъемлемым элементом культуры. Понятие правовая культура употребляют, говоря об обществе в целом и об отдельном человеке. Правовая культура общества – исторически сложившаяся система духовно-нравственных и правовых ценностей, выражающихся в достигнутом уровне развития правовой действительности. Без формирования и развития правовой культуры общества невозможно построить правовое государство.

2. Структура правовой культуры общества. ¿ Состояние самого права, его сущность и содержание. ¿ Уровень общественного правосознания (о нем пойдет речь в специальном пункте данной темы). ¿ Эффективность деятельности правовых органов и учреждений (парламента, судов, правительства, правоохранительных органов и др.). ¿ Уровень правотворческой деятельности (правотворчества, законотворчества) и правореализации. ¿ Состояние законности и прочность правопорядка. ¿ Законопослушность граждан и должностных лиц.

3. Правовая культура личности. Элементы правовой культуры: l правовые знания (знание своих основных прав и свобод, того, как их отстаивать, как устроено государство, как оно функционирует и др.); l правосознание, уважение к праву (правовые чувства, чувство справедливости, жизненные принципы, которые не позволяют человеку нарушать закон и права других людей; привычка к законопослушному поведению); l правовая активность (способность отстаивать свои законные права, останавливать других людей от нарушений закона, помогать правоохранительным органам остановить преступление, утверждать правопорядок в стране, городе и т. д.). Фундаментом правовой культуры является нравственная и политическая культура.

4. Правосознание – это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, отражающих отношений человека и общества к праву. Уровни правосознания: è обыденное (массовые представления людей о праве, связанные с повседневным опытом правоотношений; оно характерно для обычных людей, не обладающих особыми познаниями в праве); è профессиональное (складывается в ходе профессиональной подготовки и характерно для юристов: судей, адвокатов, прокуроров, полицейских и др.); è научное (свойственно для ученыхюристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют и развивают право).

Виды правосознания: индивидуальное (формируу конкретного человека); групповое (показывает особенности восприятия правовой реальности отдельными социальными группами: молодежью, преступным сообществом, бюрократией, верующими и др.); общественное (отражает взгляды и отношение к праву общества в целом). Позитивное правосознание формируется в том случае, когда человек: признает необходимость права, соблюдает правовые нормы по убеждению, а не из чувства страха, уважительно относится к правам других людей. ется

4. 1. Правовая культура среди молодёжи В условиях современного развития общества необходимость социализации молодежи фактически определяет судьбу всех происходящих в стране реформ, поскольку ныне молодое поколение вынуждено ориентироваться на будущее, формировать свой собственный потенциал применительно к рыночным отношениям, пройдя адаптацию к таким процессам, с которыми их предшественники не встречались – безработица, платное обучение, инфляция и т. д. Социально – экономические факторы и условия обусловливают не только идеологические, политические, моральные позиции и мотивацию поступков молодежи, но и формирование ее правовой культуры и правосознания.

5. Качество правовой культуры. Правовую культуру можно оценивать с точки зрения ее качества. Можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях правовой культуры. Проявлениями низкого уровня правовой культуры являются: l правовая безграмотность (незнание или плохое знание норм права); l правовой нигилизм (потеря веры в регулирующую силу права, разочарование в его социальной роли); l правовой цинизм (готовность и умение использовать знание права для совершения преступных деяний, что характерно для асоциальных и криминальных субъектов).

Повторим: Компоненты правовой культуры личности Структура правовой культуры общества Состояние права Правовые знания Правосознание Правовая активность Уровень правосознания Эффективность деятельности правовых органов и учреждений Уровень правотворческой деятельности Состояние законности и правопорядка Уровни правосознания Обыденное Профессиональное Научное Виды правосознания Законопослушность граждан Индивидуальное Групповое Общественное

    Понятие, структура и виды правосознания.

    Взаимосвязь права и правосознания.

    Правосознание и механизм социального действия права.

    Правовая культура.

21.1. Понятие, структура и виды правосознания

Правосознание это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание форма общественного сознания, обладает относительной самостоятельностью. Это целостное явление. Оно наиболее полно разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права. У разных народов существуют довольно разнообразные представления о праве. Правосознание имеет сложную структуру. Оно состоит из двух элементов: правовой идеологии и правовой психологии. Правовая психология это обыденное общественное сознание, оно формируется в результате повседневной человеческой практики. В содержание правовой психологии входят: чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими нормами права и практикой их реализации. В совокупности эти чувства образуют в общественном сознании сферу правовой психологии. Это наиболее распространенная форма осознания права. Такие характеристики права, как гуманизм, справедливость, равенство, выражают человеческие чувства и оценки; от их адекватности во многом зависит эффективность действующих правовых актов, всей сферы реализации права. Игнорирование психологии населения в правовой деятельности государства не раз оборачивалось провалом мероприятий (борьба с самогоноварением). Кроме того, правая психология включает в себя сферу «бессознательного» – целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, но субъект не воспринимает их сознанием. Бессознательное находит выражение в таких формах, как интуиция, психологический аффект. Правовая психология – принципиально значимая для правового регулирования сфера общественного сознания. Правовая идеология это совокупность правовых идей, теорий, взглядов, которые в систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность. Идеология характеризуется научным осмыслением права как элемента культуры. В сфере идеологии находят выражение потребности и интересы социальных групп, народов, государств.

Правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Правовая идеология направлена на выяснение сущности, социального смысла, природы права. Примером правовой идеологии может служить гегелевская философия права, марксистская доктрина государства и права и др. Без политико-правовой идеологии цивилизованное общество не может обойтись. Для России правовая идеология имеет особое значение. В современных условиях необходимо стремиться к максимальному духовному объединению страны, собрать воедино интеллектуальные и материальные силы для восстановительной работы. Правовая идеология должна помочь учесть опыт предыдущего развития. Индивидуальность должна проявляться через социальность. Необходимо рациональное сочетание интересов личности и общества. Правовая идеология должна опираться на принцип укрепления и защиты российского государства, всестороннего развития прав и свобод личности, защиты личных интересов.

Функции правосознания (выделяют три функции):

– познавательная;

– оценочная;

– регулятивная.

Познавательная – через познание правовых явлений происходит познание жизни. Субъектами такого познания являются как законодатели, так и граждане.

Оценочная – дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым (то есть правовая квалификация юридических фактов).

Регулятивная – через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, выступающих регуляторами поведения человека.

Правовая установка – готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению. Складывается под влиянием ряда социальных и психических факторов, сообщает целенаправленный характер деятельности. Особую значимость приобретает положительная установка.

Виды правового сознания:

– обыденное правовое сознание – массовые представления людей, их эмоции, настроение по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта;

– профессиональное правосознание – понятия, представления, идеи, убеждения, складывающиеся в среде профессионалов-юристов, играют существенную роль в реализации юридических норм (обвинительный уклон, бюрократизм и т. п.);

– научное правосознание – взгляды, идеи, выражающие теоретическое освоение права.

Тема 13. Культура и правосознание.

Примерный план.

Тема 12. Религия, мораль и право.

Примерный план.

Тема 11. Либертарно-юридическая философия права.

1. Легизм и юснатурализм.

2. Либертарно-юридический тип правопонимания.

3. Предмет философии права: либертарно-юридическая концепция.

Деев Н.Н. В.С. Нерсесянц. Философия права. Учебник для вузов. // Вопросы философии. – 1998. - № 9. –С. 185.

Лаптева В.В. Либертарное правопонимание в контексте актуальных правовых проблем современной России // ОНС. – 2008. - № 5.

Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002. – С. 357-375.

Нерсесянц В.С. Право – математика свободы. М., 1996.

Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: Норма, 2003. – С. 7-32.

Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция. // Вопросы философии. – 2002. -№ 3. – С. 3.

Нерсесянц В.С. Право как необходимая форма равенства, свободы и справедливости // Социс. – 2001. - № 10. – С. 3-16.

Нерсесянц В.С. Постсоциалистическая Россия: цивилизм как национальная идея // ОНС. – 2008. – № 5.

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. М., 1997.- С. 96.

1. Общие начала религии и права.

2. Соотношение морали и права.

Горичева Г. История формирования социального сознания западноевропейского общества // МЭ и МО. – 2007. - № 1.

Золкин А.Л. Рациональная реконструкция метафоры общественного договора в современной философии права // Известия ТулГУ Сер. Право. – Вып. 2. – 2000. –С. 64-69.

Исаев М.А. О понятии права и государства в скандинавской доктрине права // Государство и право. – 2004. - № 3. – С. 64-70.

Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002. – С. 104-138; 200-274.

Кожаев А. Источник права: антропогенное желание признания как исток идеи справедливости // Вопросы философии. – 2002. - № 12. – С. 154-157.

Малахов В.П. Философия права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция» (030501). М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – С. 127-182.

Роулс Дж. Теория справедливости // Вопросы философии. – 1994. - № 10. – С. 38-53.

Шалютин Б.С. Закон, юридический закон и общественный договор // Вопросы философии. – 2006. - № 11. – С.36- 45.

Шпренгер Г. Взаимодействие: соображения по поводу антропологического понимания масштабов справедливости // Государство и право. – 2004. - № 5. – С. 16-23.

1. Способность правового суждения.

2. Сущность и структура правосознания



Васин Г.Н. Сущность и функции правовой культуры // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 4.

Ильин И.А. О сущности правосознания // Собрание сочинений в 10 т. Т. 4.

Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.

Малахов В.П. Философия права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция» (030501). М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – С. 82-126.

Чукин С.Г. Сальников В.П., Балахонский В.В. Философия права: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Г.Н. Хона. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – С. 8-40

Реферат

На тему

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

План

Вступление

1. Понятие правосознания и его функции

2. Основные виды правосознания

3. Правовое воспитание

4.. Правовая культура

Введение

Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации

1. Понятие правосознания и его функции

Будучи одной из форм общественного сознания, правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, чувств, людей, их объединений, всего общества в целом относительно права и правовых явлений. Это познавательно-оценочное отношение людей к прошлому и действующему законодательству, идеи о его дальнейшем совершенствовании, о законности, правосудии. Сюда также входит осознание объективной необходимости права в современном обществе, его социального назначения, связи с такими демократическими идеалами, как справедливость, свобода, естественные и неотъемлемые права личности. Наконец, это и отношение к актам поведения людей, их оценочная характеристика с точки зрения правомерности или неправомерности, совокупность психологических установок и ценностных ориентаций на неукоснительное соблюдение норм права.

Определяясь уровнем развития общества, и в первую очередь экономических отношений, правосознание носит исторический характер. Каждая эпоха развития человечества характеризуется различными, порой противоречивыми, правовыми взглядами (оправдание рабовладения, сословного деления населения, идеи народовластия и свободы личности и т.д.).

Правосознание тесно связано с другими формами общественного сознания - с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями, отражает национальные, религиозные, бытовые и иные особенности. В правовой идеологии возможны различные взгляды и идеи, их борьба между собой (отношение к смертной казни, праву собственности на землю, к соотношению полномочий парламента и президента и др.).

Функции правосознания:

познавательно-оценочная (гносеологическая) . Это изучение и познание права (действующего и прошлого), его связи и взаимозависимости с другими общественными явлениями, анализ его основных принципов и институтов. К этой функции относится также оценка всех правовых институтов, отдельных действующих норм с точки зрения их эффективности, актуальности, связи с общественной жизнью, интересами личности, обеспечения ее материальных и духовных потребностей, степени отражения в них общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гуманизма, свободы.

Познавательная функция - это также оценка собственного поведения личности, поступков других людей с точки зрения их правомерности либо неправомерности, качества деятельности правотворческих, правоохранительных органов, оценка всех других социальных институтов (государства, партий, культуры, церкви и др.) с точки зрения их взаимоотношения с правом. Творчески-критический характер правосознания в этой функции виден наиболее отчетливо;

правового моделирования (прогностическая функция) . Правосознание является необходимым инструментом создания норм права, своеобразным маяком для его развития и совершенствования. Прежде чем получить свое выражение в юридических актах, будущие нормы должны пройти через волю и сознание людей, участвующих в правотворчестве. Правосознание прогнозирует развитие права, обосновывает изменение его норм и институтов. Поэтому качество, эффективность действующего правового регулирования, его соответствие потребностям общественного развития во многом обусловливаются уровнем правосознания лиц, которые создают нормы права, их общей и юридической культурой.

Для высокого качества деятельности законодателя важное значение имеют изучение и учет общественного мнения, использование предложений по совершенствованию законодательства, выдвинутых научными подразделениями, в материалах СМИ, письмах граждан и т.д., разработка научных концепций будущих актов. В современных условиях, когда практически создается качественно обновленная правовая система России, существенно возрастают роль юридической науки в правотворческой деятельности, ее ответственность за качество рекомендаций и прогнозов;

регулятивная . Высокий уровень правосознания является непременным условием точного и последовательного осуществления норм права. Только через посредство сознательной волевой деятельности людей реализуются их предписания. Чем выше степень сознательного восприятия и уважения юридических установлений, тем точнее они исполняются. Высокий уровень правосознания обеспечивает авторитет законодательства, понимание его разумности и необходимости, воспитывает чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Правосознание также является необходимым элементом процесса применения права государственными органами. Судья, прокурор, другое должностное лицо в процессе разрешения дела обязаны основательно изучить подлежащие применению правовые нормы, понять их цели и социальное назначение, внимательно изучить и оценить обстоятельства дела, имеющиеся доказательства, правильно и законно решить конкретное дело. Без высокого уровня правосознания сделать это невозможно. При этом правосознание не может быть основанием для отхода под тем или иным предлогом (устарелость, нецелесообразность и др.) от точного смысла закона, решения дела, вопреки или независимо от его содержания. В условиях режима законности, становления правового государства противопоставлять в правоприменительной деятельности действующий закон и правосознание недопустимо. Один из основных принципов правосознания - это необходимость укреплять законность в государстве, противодействовать идеям правового нигилизма, бороться с произволом и правовым беспределом недобросовестных работников государственного аппарата;

идейно-воспитательная . Правосознание служит основой для воспитания внутренней потребности, привычки соблюдать нормы права, формирования такой черты характера человека, как законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценности, без которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для формирования правовой установки личности, т.е. ее психологической готовности, предрасположенности к соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием различных социальных и психологических факторов.

Для идейно-воспитательной функции характерна также широкая пропаганда общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гражданского общества, демократии, человечности, идей о гуманном назначении и все возрастающей роли права в общественной жизни как действенного инструмента обеспечения и защиты интересов личности, развития мировой цивилизации третьего тысячелетия, материального и духовного прогресса человечества.

2. Основные виды правосознания

Имеются различные основания деления правосознания на виды.

1. В зависимости от характера отражения правовой действительности правосознание разделяется на:

правовую идеологию;

правовую психологию.

Правовая идеология , будучи главной, профилирующей частью правосознания, представляет собой совокупность идей, творений, взглядов, представлений, принципов, которые в общем, концентрированном виде отражают и оценивают правовую действительность. Это, в первую очередь, теоретико-философское, а также и обыденно-бытовое осмысление права как целостного инструмента регулирования важнейших сфер общественных отношений, его необходимости и социальной роли, путей дальнейшего развития. Она включает в себя такие концептуально оформленные идеи и теории, как обеспечение и защита собственности, прав и свобод личности, народовластие, господство закона в государстве, независимость правосудия, защита природы и рациональное использование ее богатств, борьба с преступностью, развитие и укрепление сотрудничества между государствами и народами.

Сегодня в нашей стране неизмеримо возрастает потребность в создании обновленной государственно-правовой идеологии, отрицающей диктат, правовой нигилизм и оправдание произвола, исповедующей идеи правового государства, законности и цивилизованного гражданского общества.

Правовая психология - это совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности. Это стихийная психологическая реакция личности, социального коллектива на юридические установления и их действие, качество и уровень правотворчества, борьбы с правонарушениями, действенность работы судов и иных правоприменительных органов. Возмущение или, наоборот, равнодушие относительно конкретных актов неправомерного поведения, огорчение по поводу неспособности правоохранительных органов переломить криминогенную обстановку в стране, радость, чувство гордости в связи с принятием нужного закона формируют область правовой психологии.

Эффективность законодательства, всей правоприменительной практики во многом зависит от психологического настроя общества, человеческих чувств и оценок.

2. По субъективному составу правосознание можно классифицировать на:

общественное;

коллективное;

групповое;

индивидуальное.

Общественное правосознание - это сумма накопленных на протяжении веков человеческой цивилизацией оценок, знаний, представлений о праве, сумма достижений юридической мысли и культуры. Создаваясь и развиваясь через правосознание отдельных индивидов, оно неизмеримо полнее и глубже, чем представления каждого конкретного человека о праве.

Коллективное правосознание отражает представления отдельных достаточно широких по составу социальных слоев населения, выделяемых по различным основаниям (классы, сословия, нации, религиозные конфессии, население того или иного региона, пенсионеры, молодежь, военнослужащие и т.д.). Оно, базируясь на основных идеях общественного правосознания, вместе с тем содержит ряд особенностей, отражающих специфические интересы соответствующих слоев, которые обеспечиваются или должны обеспечиваться в законодательстве соответствующего государства.

Групповое правосознание выражает интересы и потребности того или иного социального коллектива, профессионального сообщества (воины-афганцы, лица, пострадавшие от Чернобыльской аварии, шахтерские коллективы, вынужденные переселенцы и др.). Оно, отражая в принципе общественное правосознание, имеет свои особенности и в ряде случаев противопоставляется правовым идеям иных коллективов и групп (например шахтеры и работники энергетического блока).

Индивидуальное правосознание - совокупность правовых взглядов и чувств каждого конкретного индивида. Будучи в принципе неспособным полно и глубоко охватить весь комплекс правовых явлений в обществе, оно отражает лишь некоторые наиболее существенные его черты. При этом, в силу разных способностей индивида, форм участия его в общественной жизни, несовпадающих условий жизни, труда, быта, различия в уровне правосознания отдельных личностей бывают довольно значительны. У одних оно может быть глубоким, максимально приближенным к общественному, у других - ограниченным, отстающим от общего уровня общественных, правовых взглядов. Такие различия всегда следует иметь в виду при организации правового воспитания, пропаганде законодательства.

3. В зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений правосознание делится на :

обыденное;

профессиональное;

Обыденное правосознание - массовые представления людей, их оценки, эмоции по поводу права и законности, стереотипы поведения. Они порождаются повседневными условиями жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сводятся, в первую очередь, к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, определяемым каждодневными нуждами людей.

Профессиональное правосознание - взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы (судьи, прокурорские работники, адвокаты, юрисконсульты, депутаты представительных органов и т.д.). От него во многом зависят выработка осознанных правовых установок и ценностных ориентаций в юриспруденции и их использование в периодической практике, реализация достижений теоретической мысли, принципов и ценностей права.

Профессиональное правосознание формируется, с одной стороны, на основе юридической практики, но, с другой стороны, от него зависит демократический, подлинно гуманистический потенциал и по-настоящему профессиональный уровень такой практики.

Научное (теоретическое) правосознание - теории, концепции, взгляды, выражающие в концентрированном виде - в монографических работах, научных статьях и комментариях законов и юридической практики, лекциях и беседах ученых-юристов, преподавателей юридических дисциплин и других источниках - глубокое и всестороннее теоретическое осмысление права. Оно имеет первостепенное значение в определении перспектив развития законодательства, основных направлений совершенствования конституционно-правовой политики, проведения судебной, экономической, пенсионной, налоговой и других правовых реформ.

3. Правовое воспитание

Будучи основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства, правовое воспитание представляет собой особую форму деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений, трудовых коллективов, направленную на формирование в сознании людей уважения к праву, позитивных знаний, представлений, взглядов, поведенческих ориентаций, установок, навыков и привычек, обеспечивающих правомерное поведение, активную жизненную позицию при исполнении и использовании юридических норм. Это система мер, направленных на внедрение в сознание индивидов демократических правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений в необходимости и справедливости норм.

Целями правового воспитания являются:

достижение прочных знаний людей о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно касаются человека. Известно с древности правило, что незнание закона или неверное, искаженное его понимание, расходящееся с волей законодателя, не освобождает от ответственности за его нарушение;

создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его нарушения, неотвратимости ответственности.

Правовое воспитание - сложная и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах. Среди них:

пропаганда права средствами массовой информации (журналы, радио, телевидение). Для этой формы характерны массовый, наиболее обширный охват аудитории, использование различных рубрик, тематических бесед, репортажей и т.д.);

издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики и др.);

устная правовая пропаганда - лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, циклы лекций, лектории и др. Охват аудитории здесь меньше, зато имеются возможности непосредственно связываться со слушателями, сразу же получить ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить в дискуссию;

правовое образование граждан - изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах, в народных университетах правовых знаний. Позитивные черты этой формы - постоянство аудитории, наличие программ, домашних заданий, семинаров, экзаменов, закрепление целой, внутрисвязанной системы знаний;

профессиональное правовое образование , подготавливающее специалистов в области права (юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т.д.);

наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т.д.);

влияние юридической практики - законотворческой деятельности государства, Конституционного суда РФ, работы судов и других правоохранительных органов;

влияние произведений литературы и искусства , посвященных правовым проблемам кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей (произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого, Т. Драйзера, современных российских авторов).

Основные принципы правового воспитания:

связь с жизнью;

связь c юридической практикой;

научный характер;

яркость и образность;

ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.

В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию, особенно по месту жительства граждан, в значительной степени ослабло. Многие формы вообще исчезли, другие используются явно недостаточно. Между тем такие формы показали свою достаточную эффективность в прошлом и вполне могут быть использованы и усовершенствованы ныне, когда роль закона и юриспруденции в целом в стране значительно увеличилась.

4. Правовая культура

Культура общества - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми на протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального, духовного развития, гуманистического мировоззрения. Это достижения материального производства, науки, искусства, идеологические и моральные ценности.

Правовая культура является непременной составной частью общечеловеческой культуры. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания, где сохраняются юридические памятники как непреложные культурные ценности.

Правовая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере, - право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества и судебной деятельности, юридическое мировоззрение, национальные корни, историческую память, юридические обычаи и традиции. Это обусловленное социальным, экономическим и духовным строем общества внутреннее состояние его правовой жизни.

Правовая культура предполагает достаточное знание должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение, навыки пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права, его оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности.

Необходимым элементом правовой культуры является также наличие в стране детально разработанного, охватывающего все основные сферы отношений, беспробельного, внутренне непротиворечивого и технически совершенного законодательства, последовательно отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости, высокий уровень его кодифицированности, упорядоченности и информационной обеспеченности.

В правовую культуру включаются также и высокий уровень правотворческой деятельности в стране, своевременный и качественный учет в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества, демократические основы подготовки и принятия новых нормативных решений, активное использование выработанных мировой практикой правил законодательной техники. Не менее важны также и эффективность правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата, авторитет судов и других органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их способность вместе с общественностью преодолеть это социальное зло.

Уровень юридической культуры проявляется также в степени развития юридической науки в стране, эффективности правового образования. Забота об исторических юридических памятниках (в нашей стране это, например, Русская Правда, Уложение царя Алексея Михайловича, Свод законов царской России и др.), их охрана, сохранение, научное изучение - также необходимые элементы правовой культуры.

Реальный уровень юридической культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти устанавливать и охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать правонарушения, степень развития юридической науки и образования и др. В современном Российском государстве такой уровень, как применительно к отдельным гражданам, так и ко всему обществу в целом, к сожалению, пока еще достаточно низок, и нужно многое сделать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета и действенности законодательства, его способности быть эффективным инструментом создания в нашей стране правового государства, олицетворяющего юридико-культурные ценности мировой цивилизации.

С8.8.9.

«Правосознание и правовая культура»

Баллы
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Правосознание и правовая культура как элементы духовной культуры общества. 2) Структура правосознания: а) правовая идеология (идеи, взгляды, концепции, отображающие понимание права); б) правовая психология (чувства, эмоции, отношения к праву). 3) Функции правосознания: а) оказывает влияние на правотворчество и содержание права (принимаемые законы отображают правосознание депутатского корпуса); б) влияет на правоприменение (судья, вынося решение, руководствуется своим правосознанием); в) способствует соблюдению и исполнению права (правопорядок зависит от того, как люди относятся к праву). 4) Классификация правосознания: а) в зависимости от субъекта (индивидуальное, групповое, общественное); б) по мотивационно-регулятивному характеру (законоодобряющее, законопослушное, закононарушающее); в) по уровню знаний (обыденное, профессиональное, научное). 5) Черты и признаки современной правовой культуры а) осознание определяющей роли прав и свобод человека; б) утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону; в) правовая активность граждан в отстаивании своих прав. 6) Сущность правового нигилизма и его опасность для общества. 7. Правовое воспитание как фактор формирования правосознания и правовой культуры. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Максимальный балл 3

С8.8.10.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Правовые отношения» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Правоотношения как особый вид общественных отношений. 2) Субъекты правоотношений: а) физические лица; б) юридические лица; в) органы государственной власти; г) государство в целом. 3) Правосубъектность и ее элементы: а) правоспособность (способность иметь права и обязанности); б) дееспособность (способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности). 4) Особенности правосубъектности у физических и юридических сил 5) Содержание правоотношения: а) субъективные права; б) юридические обязанности. 6) Классификация юридических фактов: а) по волевому аспекту (события(не зависят от воли субъектов) и действия (зависят от воли субъектов)); б) по правовым последствиям (правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие). 7) Объекты правоотношений: а) материальные блага; б) интеллектуальные блага; в) социально-политические блага; г) социально-экономические блага; д) личные блага и т.д. 8) Специфика правоотношений в современных правовых системах. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы)
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 3

С8.8.11.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Законность и правопорядок» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Законность и правопорядок как фундаментальные ценности общества и государства. 2) Законность и ее принципы: а) единство законности (единообразное применение правовых норм территории страны); б) всеобщность (равенство всех перед законом); в) неотвратимость ответственности: г) недопустимость противопоставления законности и целесообразности. 3) Правопорядок как система отношений, регулируемых правом. : 4) Гарантии законности и правопорядка: а) экономические гарантии(гарантии собственности, экономической свободы); б) политические гарантии (демократические законы); в) идеологические гарантии (гуманистические ценности); г) социальные гарантии (деятельность институтов гражданского общества по защите своих интересов); д) организационные гарантии (наличие необходимых правоохранительных институтов). 5) Соблюдение законности и правопорядка в РФ Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы)
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 3

С8.8.12.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Правонарушения и его виды» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Правонарушение как основание для наступления юридической ответственности. 2) Признаки правонарушения: а) противоправное деяние; б) причинение вреда обществу и государству; в) неотвратимость ответственности: г) наступление юридической ответственности. 3) Классификация правонарушений: а) уголовные правонарушения (преступления); б) административные проступки; в) гражданско-правовые правонарушения (деликты); г) дисциплинарные проступки. 4) Международные правонарушения и их особенности. 5) Субъект правонарушения и его свойства: а) вменяемость; б) определенный законом возраст (в административном праве – с 16 лет; в гражданском праве – с 18 лет; в уголовном праве – с 14 или 16 лет и т.д.). 6) Причины правонарушений: а) индивидуальные; б) социальные. 7. Предупреждение и профилактика правонарушений в РФ. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы)
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 3

С8.8.13.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Преступление и наказание» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Преступления – наиболее тяжкие и опасные для общества правонарушения. 2) Признаки преступления: а) общественная опасность; б) деяние (преступное действие или бездействие); в) предусмотрено УК РФ. 3) Классификация преступлений: а) по формам вины (умышленные и по неосторожности); б) в зависимости от объектов (против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти, против военной службы, против мира и безопасности человечества). 4) Организованная преступность и ее особенности. 5) Терроризм и его опасность. 6) Борьба с преступностью. Деятельность правоохранительных органов и общественных организаций. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы)
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 3

С8.8.14.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Права человека: понятие, сущность, структура» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Права человека как основа политико-правового статуса личности. 2) Принципы прав человека: а) принадлежат человеку от рождения (неотчуждаемы); б) носят универсальный характер; в) признаются в качестве высшей ценности современным государством; г) фиксируют границы свободы человека; д) выступают в качестве средства контроля за властью. 3) Основные документы по правам человека: а) Всеобщая декларация прав человека; б) Международный пакт о гражданских и политических правах; в) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; г) Конституция РФ. 4) Структура прав человека: а) личные права (свобода совести, личная неприкосновенность и т.д.); б) политические права (свобода печати, собраний, право избирать и быть избранным); в) социальные и экономические права (право на выбор профессии, право на жилище и т.д.); г) культурные права (право на образование, доступ к культурным ценностям и пр.). 5) Основные поколения в эволюции прав человека. 6) Реализация прав человека и гражданина в РФ. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы)
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 3

С8.8.15.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Правовой статус человека и гражданина» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие правового статуса человека и гражданина. 2) Элементы правового статуса: а) права; б) свободы; в) обязанности и долг. 3) Юридические основания ограничения прав и свобод человека и гражданина. 4) Права и свободы, не подлежащие ограничению: а) право на жизнь; б) право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; в) право на защиту своей чести и доброго имени, достоинство личности; г) свобода совести; д) свобода предпринимательской деятельности; е) право на жилище; ж) права человека, связанные с осуществлением судебной защиты. 5) Юридические механизмы защиты прав человека в РФ. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы)
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 3

С8.8.16.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Экологическое право» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Экологическое право как отрасль российского права. 2) Источники экологического права: а) Конституция РФ; б) законы РФ; в) подзаконные нормативно-правовые акты федеральных органов власти; г) законы и НПА субъектов РФ. 3) Право человека на благоприятную окружающую среду. 4) Способы защиты экологических прав. а) создание общественных объединений в области охраны окружающей среды б) обращение в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями в) участие в общественных мероприятиях; г) предъявление в суд исков о возмещении вреда окружающей среде. 5) Экологические обязанности. 6) Экологические правонарушения и специфика наступления ответственности по ним. 7. Защита благоприятной окружающей среды в РФ Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
В ответе обязательно должны быть отражены положения 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке. Наличие этих пунктов плана позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы)
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов.
План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы
Максимальный балл 3

С8.8.17.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Конституционное право как ведущая отрасль российского права» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.