Правовую основу деятельности мвд составляет закон рф. Полиция: задачи, организация, направления деятельности, полномочия

Органы внутренних дел (ОВД) являются частью исп.ветви госу. власти, выполняют наибольший объем работы в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений.ОВД образуют систему, возглавляемую Министерством внутренних дел РФ и основными структурными звеньями которой являются: министерства внутренних дел (МВД) республик, главные управления внутренних дел (ГУВД) и управления внутренних дел (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления и отделы. ГУВД (на режимных объектах), региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОП). В структуру МВД входят также СК при МВД РФ, главные следственные управления, управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел субъектов Федерации, городов, районов, а также на транспорте, Главное управление государственной противопожарной службы, окружные управления материально-технического и военного снабжения, образов. учреждения (Академия управления, Санкт-Петерб. университет, институты, высшие школы, средние специальные учебные заведения), Всерос. научно-исследовательский институт (ВНИИ) и другие научно-исследовательские учреждения, а также иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на ОВД. В систему МВД РФ входят и внутренние войска. Правовой основой деятельности МВД являются: Конституция РФ, федеральные законы, акты ГосДумы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Положение о Министерстве внутренних дел РФ, а также приказы, инструкции и др. нормативные акты МВД РФ.

38.Министерство Внутренних дел рф: понятие, основные задачи и функции.

МВД России - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий в пределах своих полномочий гос.управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных органов исп.власти.

Задачи: - разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;- руководство ОВД и внутренними войсками;- совершенствование нормативной правовой основы, обеспечение законности в их деятельности; - развитие и укрепление их материально-технической базы;- обеспечение профессиональной подготовки, правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы Министерства, выполнение других задач в пределах его компетенции.

Функции: - осуществляет анализ состояния правопорядка и преступности; - разрабатывает долгосрочные прогнозы развития криминогенной ситуации; - организует и осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции ОВД;

Осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями (в том числе и в так называемых горячих точках страны);

Участвует в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, контрабандой, охране Государственной границы РФ, обеспечению безопасности РФ, безопасности представительств иностранных государств на территории России;

Формирует, ведет и использует федеральные учеты, банки данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и иной информации, осуществляет справочно-информационное обслуживание ОВД и внутренних войск, заинтересованных государственных органов, организует государственную статистику и статистику в системе Министерства, осуществляет развитие и совершенствование систем связи и автоматизированного управления Министерства;

Руководит образовательными и научно-исследовательскими учреждениями Министерства, организует и проводит научные исследования, обеспечивает внедрение достижений науки и техники и положительного опыта в деятельность ОВД, оказание методической и практической помощи нижестоящим подразделениям по всем вопросам, отнесенным к их компетенции;

Осуществляет подготовку кадров для соответствующих органов иностранных государств, а также для частных детективных и охранных служб, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

Руководит Государственной инспекцией безопасности дорожного движения; - организует учет ДТП и в пределах своей компетенции принимает меры по их предупреждению; - участвует в разработке правил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; - организует работу, связанную с допуском автомототранспортных средств, а также водителей к участию в дорожном движении. - организация контактов с правоохранительными органами зарубежных государств по вопросам деятельности ОВД, в том числе со странами ближнего зарубежья.

Правовая основа деятельности полиции - это совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и регулирующих различные аспекты организации и деятельности полиции, включая правовое нормирование содержания полицейской деятельности, субъектов ее осуществления, условия, порядок и основания применения полицией мер государственного принуждения, гарантии законности деятельности полиции и т.д.

Отличительная черта правового регулирования деятельности полиции - множественность его субъектов и источников, обусловленная множественностью и разнообразием решаемых полицией задач .

  • 1. Конституция Российской Федерации закрепляет основные принципы правового регулирования общественных отношений, в том числе складывающиеся в сфере внутренних дел, а также основные охраняемые государством права и свободы человека и гражданина. Конституция как Основной закон Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
  • 2. Международные договоры Российской Федерации - также элемент правовой основы деятельности полиции.

Международный договор - это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования .

В настоящее время вопросы, входящие в компетенцию МВД России, регулируются более 600 двусторонними и многосторонними договорами различного действия - межгосударственного, межправительственного, межведомственного.

К числу наиболее значимых международных договоров Российской Федерации с точки зрения правового регулирования деятельности полиции следует назвать Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г., Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г., Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и др.

Кроме того, по линии МВД России действует свыше 70 соглашений межведомственного характера с партнерами более чем из 40 зарубежных стран.

3. Общепризнанные принципы международного права - это основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся: принцип всеобщего уважения прав человека, принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Общепризнанная норма международного права - это правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного .

В ряду наиболее значимых международно-правовых принципов и норм как элементов правовой основы деятельности полиции следует выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г., Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией 1989/61 Экономического и социального совета ООН от 24 мая 1989 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (27 августа - 7 сентября 1990 г.), Декларацию о полиции, утвержденную Резолюцией 690 Парламентской ассамблеи Совета Европы от 8 мая 1979 г., и др.

  • 4. Элементом правовой основы деятельности полиции является федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Это, например, ФКЗ «О военном положении» и ФКЗ «О чрезвычайном положении», поскольку полиция обязана участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
  • 5. Составная часть правовой основы деятельности полиции - это федеральные законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерции, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральные законы от 15 июля 1995 г. № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» , от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» , от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» , от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и др.

6. Правовая основа деятельности полиции - нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Нормотворческие полномочия Президента РФ и Правительства РФ в области внутренних дел многообразны и вытекают из их полномочий в сфере государственного управления. Так, соответственно установленному главой государства распределению полномочий по руководству деятельностью федеральных органов государственной власти руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ. В связи с этим указами Президента РФ урегулирован большой круг вопросов организации и деятельности системы МВД России в целом и полиции в частности. В числе таких актов Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции», которым установлен состав полиции. Указом Президента РФ утвержден Перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которому присваиваются специальные звания полиции . Указом Президента РФ также установлен порядок проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел, определившей персональный состав сотрудников полиции, замещающих должности высшего начальствующего состава .

К числу президентских актов, имеющих непосредственное отношение к организации и деятельности полиции, относятся, например, указы Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» , от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» и другие.

Правительство РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов. Соответственно постановления Правительства РФ регулируют различные вопросы, касающиеся деятельности полиции.

7. В качестве правовой основы деятельности полиции выступают нормативные правовые акты МВД России , поскольку полиция - часть системы МВД России.

Нормотворческая деятельность МВД России достаточно масштабна. Только за 2010 г. на федеральном уровне принято свыше 90 нормативных правовых актов Российской Федерации, подписано 18 международных договоров, разработанных с участием министерства. Издано 380 нормативных приказов МВД России. Региональная правовая база деятельности ОВД пополнилась 850 законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации .

8. В качестве правовой основы деятельности полиции выступают также законы субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и общественной безопасности. Конституция РФ предусматривает совместное ведение Федерации и ее субъектов по целому ряду направлений охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, поэтому работа полиции не может строиться вне положений законов, которые принимают субъекты Российской Федерации по этим вопросам. Выход полиции из регионального правового поля создал бы практические трудности в вопросах привлечения к административной ответственности за правонарушения в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.

  • Лврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».
  • См.: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757; 2007. № 49. Ст. 6079.
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «Оприменении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норммеждународного права и международных договоров Российской Федерации» //Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2003. № 12.

Правовые основы деятельности полиции закреплены в статье 3 ФЗ «О полиции».

Правовая основа деятельности полиции - это совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и регулирующих различные аспекты организации и деятельности полиции, включая правовое нормирование содержания полицейской деятельности, субъектов ее осуществления, условия, порядок и основания применения полицией мер государственного принуждения, гарантии законности деятельности полиции и т.д. Отличительной чертой правового регулирования деятельности полиции служит множественность его субъектов и источников, обусловленная множественностью и разнообразием решаемых полицией задач.

Правовую основу деятельности полиции составляют :

Конституция Российской Федерации,

Общепризнанные принципы и нормы международного права,

Международные договоры Российской Федерации,

Федеральные конституционные законы,

Федеральный закон «О полиции»,

Другие федеральные законы,

Нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты Правительства РФ,

А также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, ФОИВвСВД).

Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

ФОИВвСВД разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и нормативных правовых актов Правительства РФ, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

Ядро правовой основы деятельности полиции - и это закреплено в части 1 рассматриваемой статьи - составляет Конституция Российской Федерации . Она не содержит упоминания об органах внутренних дел, полиции, однако как Основной Закон государства закрепляет, во-первых, основные принципы правового регулирования общественных отношений, в том числе складывающиеся в сфере внутренних дел; во-вторых, основные охраняемые посредством государственных мер ценности, например жизнь, здоровье, собственность; в-третьих, важнейшие "правила поведения" всех правоохранительных и силовых структур, поскольку Конституция Российской Федерации "имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ" (ст. 15).

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15)международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международный договор - это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 29 "О международных договорах Российской Федерации").

В настоящее время те или иные вопросы, входящие в компетенцию МВД России, регулируются более 600 двусторонними и многосторонними договорами различного действия - межгосударственного, межправительственного, межведомственного.

В числе наиболее важных с точки зрения правового регулирования деятельности полиции международных договоров Российской Федерации следует назвать Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г., Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г., Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и др.

На сегодня по линии МВД России действует свыше 70 соглашений межведомственного характера с партнерами более чем из 40 зарубежных стран. Такие соглашения (договоры) рамочного характера о сотрудничестве заключены с соответствующими структурами всех стран - членов СНГ, а также Финляндии, Швеции, США, Венгрии, Египта, Великобритании, Израиля, ФРГ, Испании и ряда других государств.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"определено, что: а) под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо; б) к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств; в) под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах ООН и ее специализированных учреждений.

В ряду наиболее значимых международно-правовых принципов и норм как элементов правовой основы деятельности полиции следует выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г., Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией 1989/61 Экономического и Социального Совета ООН от 24 мая 1989 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (27 августа - 7 сентября 1990 г.), Декларацию о полиции, утвержденную Резолюцией 690 Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 8 мая 1979 г., и др.

Федеральные конституционные законы - разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. ФКЗ обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом - федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Составной частью правовой основы деятельности полиции выступают федеральные законы . Одни из них (полностью или частично) регулируют ее деятельность прямо, другие косвенно, определяя рамки такой деятельности. К числу первых можно отнести: УПК РФ; КоАП РФ; Федеральные законы от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"; от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"; от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Федеральный закон от 03.07.2016г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии РФ»и др.

Указами Президента Российской Федерации урегулирован большой круг вопросов организации и деятельности системы МВД России в целом и полиции в частности. В числе таких актов в первую очередь назовем Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы организации полиции", которым установлен состав полиции, т.е. входящие в нее подразделения, организации и службы. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 253 "Об утверждении Перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и соответствующих этим должностям специальных званий" утвержден Перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которому присваиваются специальные звания полиции. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 251 "О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел РФ" (утратил силу) установлен и порядок проведения внеочередной аттестации сотрудников ОВД, определившей персональный состав сотрудников полиции, замещающих должности высшего начальствующего состава.

К числу президентских актов, имеющих непосредственное отношение к организации и деятельности полиции, относятся, например, Указы Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции - Интерпола", от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах по противодействию терроризму", от 11 декабря 2010 г. N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка" и др.

Широкими полномочиями в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью наделено Правительство Российской Федерации , которое, в частности, участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов (статья 19 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Соответственно постановления Правительства РФ регулируют различные вопросы, касающиеся деятельности полиции.

Основные направления деятельности полиции закреплены в ст. 2 Закона «О полиции»:

1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств . Защита от противоправных посягательств представляет собой комплекс специальных полицейских мероприятий по их выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию, устранению их общественно опасных, вредных последствий, оказанию непосредственной помощи пострадавшим, восстановлению нарушенных прав и законных интересов.

2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений . Т.е. выявление причин и условий, способствующих их совершению; выявление лиц, склонных к их совершению, а также принятия мер к устранению этих причин и условий.

3. Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам . Данное направление деятельности направлено прежде всего на обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершенное преступление и предполагает установление и обнаружение лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших уголовно наказуемые деяния.

4. Розыск лиц .

Перечень лиц: лица, совершившие преступления или подозреваемые и обвиняемые в их совершении; лица скрывшиеся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающиеся в социальной реабилитации; несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; лица уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лица уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; лица пропавшие без вести.

Виды розыскной деятельности:

Местный розыск – комплекс оперативно розыскных мероприятий направленных на обнаружение разыскиваемого лица в пределах территории субъекта РФ,

Федеральный розыск (в пределах территории РФ),

Международный розыск (обнаружение лиц, находящихся за пределами государства – инициатора розыска, через национальные подразделения Интерпола, в соответствии с нормами международного права).

5. Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний. Предполагает всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

6. Обеспечение правопорядка в общественных местах. Это осуществляемая в публичных (общественных местах) деятельность по надзору за соблюдением действующего законодательства и защите собственности, прав, и свобод физических и юридических лиц, интересов общества и государства от преступных, административно наказуемых посягательств и общественно опасных событий.

7. Обеспечение безопасности дорожного движения . Данное направление деятельности возложено на ГИБДД. ГИБДД обеспечивает соблюдение законодательства, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. ГИБДД также проводит мероприятия по предупреждению дорожно–транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

8. Контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия . (утратил силу ФЗ № 227 от 3.07.2016)

9. Контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) деятельности . (ФЗ № 227 от 3.07.2016)

10. Охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе (утратил силу ФЗ № 227 от 3.07.2016)

Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц.

12. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности. Необходимость нахождения в составе полиции экспертно-криминалистических подразделений обусловлена не только собственно экспертной деятельностью, потребностями документирования преступлений и административных правонарушений, но также и потребностью обеспечения оперативности в работе самих экспертов. Независимость экспертов обеспечивается специальными нормами, закрепляющими административную и уголовную ответственность за правонарушения в указанной сфере.

По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Данное направление деятельности определяет возможность использования полиции в реализации внешнего аспекта общегосударственной правоохранительной функции. Участие сотрудников российских правоохранительных органов в подобной деятельности уже имеет свою историю (например, участие российских милиционеров в миссиях ООН по поддержанию мира и безопасности в составе контингентов в различных странах Азии, Африки и Европы).

В части 1 статьи 2 ФЗ «О полиции» выделено 12 направлений деятельности полиции, что в два раза больше, чем количество задач, возлагавшихся ранее на милицию. Суть законодательных новелл заключается не в удвоении числа функций полиции, а в учете содержательных и организационных аспектов полицейской деятельности. Это нашло отражение в четком закреплении таких ее направлений, которые:

во-первых, вытекают из социального назначения полиции (защита личности, общества, государства от противоправных посягательств);

во-вторых, отражают суть и специфику полицейской деятельности (предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; розыск лиц; обеспечение правопорядка в общественных местах);

в-третьих, раскрывают особенности правоприменительной, контрольно-надзорной и юрисдикционной составляющих полицейской деятельности (производство дознания по уголовным делам; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной);

в-четвертых, закрепляют сложившиеся (охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; осуществление экспертно-криминалистической деятельности) или относительно новые (государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц) реалии деятельности полиции.

Принципы деятельности полиции (Глава 2 ФЗ № 3).

Концепция - это не только провозглашение стратегических целей и задач, но и достаточно продуманный механизм их достижения.

Приказом МВД России от 9 января 2017 г. № 1 утверждена Концепция правового регулирования и юридического сопровождения деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации на период с 2017 по 2021 г. (далее – Концепция).

Номер, присвоенный данному документу, весьма символично отражает важность и значимость задач МВД России по реализации одной из основных своих функций – нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Разработка Концепции была обусловлена потребностью обновления подходов к стратегическим целям, задачам, принципам и механизмам дальнейшего совершенствования правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России в условиях предъявления к органам внутренних дел Российской Федерации новых требований по эффективному решению возложенных на них задач защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, осуществления федерального государственного контроля (надзора) и предоставления государственных услуг в сфере внутренних дел, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».

Положения Концепции сформулированы с учетом исторического опыта становления и развития юридической службы МВД СССР и МВД России, сложившихся традиций, результатов реализации Концепции по совершенствованию правового обеспечения деятельности системы МВД России 1992 г. и Концепции с аналогичным названием 1999 г.

Глубокому анализу были подвергнуты итоги выполнения Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007–2017 гг., утвержденных приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 5.

Изучены прогнозы развития органов внутренних дел, в основе которых лежат научно-обоснованные выводы о формировании криминальной ситуации в России на предстоящий период и выраженной потребности общества в укреплении правопорядка, социальных ожиданиях, связанных с реализацией заложенных в Федеральном законе «О полиции» принципов деятельности: соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Сегодня можно констатировать, что за 10-летний период реализации Основных направлений правовое обеспечение достигло качественно нового уровня, соответствующего потребностям общества, созданы надежные правовые условия для реализации возложенных на МВД России задач и функций. Кардинально изменилось отношение к правовой работе, которая из средства обеспечения целей системы МВД России превратилась в регулятора ее деятельности на всех уровнях и во всех ее структурных элементах.


За 2007–2016 гг. при непосредственном участии МВД России разработано и издано 725 федеральных законов, 183 акта Президента Российской Федерации, 583 акта Правительства Российской Федерации, 5 996 нормативных правовых актов МВД России, из которых 950 – прошли государственную регистрацию в Минюсте России.

Получили дальнейшее развитие и качественно изменили содержание деятельности органов внутренних дел правовые основы противодействия наиболее опасным видам преступлений, в первую очередь терроризму, экстремизму, организованной и транснациональной преступности, коррупции, незаконному обороту наркотиков, а также профилактики правонарушений, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, безопасности дорожного движения, применения мер административного воздействия, оперативно-разыскной деятельности.

При непосредственном участии МВД России были разработаны и приняты важнейшие федеральные законы, определяющие порядок участия граждан в охране общественного порядка, основы системы профилактики правонарушений в Российской Федерации.

Обеспечена правовая регламентация вопросов безопасности спортивных мероприятий в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также предстоящих Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г.

Заложенные в Основных направлениях положения позволили эффективно использовать созданный правовой механизм в процессе реформирования системы МВД России, в ходе которого была создана принципиально новая законодательная база, регламентирующая деятельность обновленного правоохранительного института.

Принятые федеральные законы: от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – оформили современную систему специального законодательства органов внутренних дел, обеспечили соответствующие изменения подзаконной нормативно-правовой базы и послужили основой качественных улучшений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Регламентированы вопросы управленческой деятельности, оптимизации структурного построения органов внутренних дел, закрепления правового положения отделов (отделений, пунктов) полиции, прохождения службы, обеспечения социальных гарантий, оперативно-разыскной деятельности и деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Проводимый на постоянной основе правовой контроль создал условия, которые позволили обеспечить устойчивое функционирование системы МВД России, не допустить многочисленных нормотворческих инициатив, способных принести прямой или опосредованный вред деятельности органов внутренних дел по защите прав и свобод граждан и организаций от преступных или иных противоправных посягательств.

Технологический и качественный скачок произошел в механизмах выявления потребности в правовой регламентации с внедрением в МВД России с 2008 г. многоуровневой территориально распределенной автоматизированной аналитической информационной системы «Мониторинг», позволяющей оперативно, без увеличения документооборота получать в электронном виде информацию с мест о выявленных проблемах в правовом регулировании и заключения по ним экспертов подразделений центрального аппарата МВД России.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, содержащимися в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», и актами Правительства Российской Федерации, изданными в его развитие, в МВД России внедрены такие механизмы нормотворческого процесса, как общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов, оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и независимая антикоррупционная экспертиза.

Совершенствовались правовые основы международного сотрудничества в правоохранительной сфере. Сформированная международно-правовая база позволила не только не допустить снижения эффективности взаимодействия в правоохранительной сфере, но и обеспечить его поступательное развитие.

В связи с изменениями в законодательстве, регламентирующем вопросы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, приведена в соответствие с ним ведомственная нормативная правовая база, обеспечено юридическое сопровождение хозяйственной деятельности в системе МВД России.

За период, прошедший с начала реализации Основных направлений, правовыми подразделениями системы МВД России для бюджета Российской Федерации при осуществлении судебно-исковой работы сохранено более 4 трлн рублей, возвращено в бюджет Российской Федерации по искам, инициативно внесенным МВД России, около 12 млрд рублей. Изменена судебная практика по многим видам споров, имеющих массовый характер.

Заложены основы системы профессиональной юридической подготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающей формирование и поддержание их правовых знаний на уровне, необходимом для качественного выполнения возложенных задач, законодательно закреплена обязанность обладания такими знаниями для каждого сотрудника.

В систему профессиональной подготовки наряду со служебной и физической подготовкой внедрена правовая подготовка.

Очевидной данностью стало использование личным составом органов, организаций и подразделений системы МВД России не только общедоступных справочных правовых систем, но и созданной ведомственной автоматизированной системы правового информирования, включающей в себя СТРАС «Юрист», СТРАС «Юрист-Регион» (акты территориальных органов), АИС «Иск» (судебные акты), АИС «Мониторинг», АИПС «Сопровождение проектов нормативных правовых актов и планов правоподготовительных работ».


В рамках реализации Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденных Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. № Пр-1168, в целях формирования высокого уровня правовой культуры населения, поддержания традиции безусловного уважения к закону и правопорядку, а также преодоления правового нигилизма в обществе осуществлены мероприятия по правовой пропаганде, правовому просвещению и оказанию бесплатной юридической помощи. Обеспечен доступ граждан Российской Федерации к правовой информации, затрагивающей сферу внутренних дел.

Значительно улучшилось организационно-штатное и материально-техническое обеспечение правовой работы в системе МВД России. В рамках выполнения пункта 3 приказа МВД России от 5 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России» сформированы правовые подразделения в базовом звене органов внутренних дел – территориальных органах МВД России на районном уровне.

Организована система профессиональной подготовки сотрудников правовых подразделений системы МВД России в ведомственных образовательных организациях, в рамках которой ежегодно обеспечивается повышение квалификации руководителей и сотрудников правовых подразделений территориальных органов МВД России, образовательных и иных организаций Министерства, а также обучение специалистов для правовых подразделений МВД России на базе федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» (специализация «Гражданско-правовая»).

В целом позитивно оценивая придание качественно нового уровня правовой работе в органах внутренних дел, которая за рассматриваемый период вышла из сугубо обеспечительных рамок и стала воздействовать через разработку и изменение правовых актов и предложения руководителям по корректированию исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов на все элементы и уровни системы органов внутренних дел (правовое регулирование), следует признать и наличие ряда проблемных вопросов, требующих выработки стратегии их решения.

Еще имеет место достаточно большое количество несистематизированного нормативного материала, регламентирующего сферу внутренних дел, наличие в нормах отдельных противоречий, вызывающих трудности в надлежащем правоприменении. Остались вопросы в части дальнейшей правовой регламентации деятельности органов и организаций в целом по системе МВД России, а также на региональном и районном уровнях.

С учетом произошедших структурных изменений в системе правоохранительных органов Российской Федерации требуют должного разрешения вопросы правового регулирования взаимодействия МВД России с иными правоохранительными органами, а также исключения несвойственных функций и передачи их другим федеральным органам исполнительной власти.

Не завершена работа по созданию правовых основ реализации полицией законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, должного взаимодействия территориальных органов МВД России с законодательными органами субъектов Российской Федерации по вопросам нормотворческой деятельности.

Следует признать недопустимо высоким материальный и имиджевый вред, причиненный в результате удовлетворения судами исков о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов и организаций системы МВД России, а также их должностных лиц, недостаточность использования имеющихся резервов в работе по предупреждению таких исков.

Имеются проблемы в правовом регулировании вопросов разграничения компетенции подразделений, являющихся участниками договорно-правовых отношений.

Еще не достигнут требуемый уровень юридического сопровождения деятельности территориальных органов МВД России на районном уровне. Не обеспечен полный охват сотрудников органов внутренних дел доступом к актуальному нормативному материалу.

Сохраняется потребность в совершенствовании системы повышения профессионального уровня специалистов для правовых подразделений органов внутренних дел.

Осознание наличия ряда проблемных вопросов и стремление поднять правовую работу в органах внутренних дел на качественно новый уровень потребовали решить задачу выработки и закрепления концептуальных основ дальнейшего совершенствования правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России.

Разработанная ДПД МВД России Концепция основана на требованиях Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Концепции общественной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685), постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».


Концепцию можно без преувеличения назвать результатом коллективного творчества. В ней учтены многочисленные предложения руководителей правовых подразделений системы МВД России, ветеранов юридической службы, ученых системы МВД России. Проект Концепции активно обсуждался в правовых подразделениях территориальных органов, стал предметом рассмотрения на заседаниях Общественного совета при МВД России, Экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой работы.

Концепция ставит своей целью достижение более совершенного, основанного на использовании высоких технологий уровня правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России, позволяющего эффективно осуществлять оперативно-служебную деятельность, а также своевременно реагировать правовыми средствами на динамично меняющиеся общественные отношения в сфере внутренних дел.

Концепция определяет сущность, принципы правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России.

Согласно Концепции, правовое регулирование деятельности МВД России заключается в создании и поддержании надлежащих правовых условий для решения органами, организациями и подразделениями МВД России возложенных на них задач и выполнения функций по их реализации.

Важнейшей составляющей правового регулирования является правотворчество (нормотворчество). Этот элемент, хотя и является доминирующим, но отнюдь не исключительным в процессе создания и поддержания надлежащих правовых условий функционирования любой социальной системы, включая систему органов внутренних дел. К ним, помимо актуальной нормативной правовой основы, можно отнести наличие, эффективных механизмов обеспечения режима законности в правоприменении и правового контроля, защиты и восстановления нарушенных прав, формирования правовой культуры и правосознания, своевременного правового информирования субъектов правоотношений.

Юридическое сопровождение деятельности МВД России есть не что иное, как правовое обеспечение различных направлений оперативно-служебной деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России в целях эффективного решения возложенных на них задач, непрерывно осуществляемое правовыми подразделениями (помощниками начальников по правовой работе). Основными элементами юридического сопровождения в данном случае выступают правовой контроль, договорно-правовая, судебно-исковая, информационно-правовая, международно-правовая и организационно-правовая работа.

В качестве приоритетных задач правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России в 2017–2021 гг. в Концепции закреплены:

Совершенствование нормотворческой деятельности на основе современных практик выявления потребностей в правовом регулировании;

Повышение эффективности правового контроля как средства укрепления законности в МВД России и правомерности управленческих решений, выраженных в правовых актах;

Повышение уровня договорно-правовой работы в хозяйственной сфере деятельности МВД России;

Повышение эффективности судебно-исковой работы;

Совершенствование информационно-правовой деятельности;

Совершенствование международно-правовой основы взаимодействия органов внутренних дел с правоохранительными и миграционными органами иностранных государств и международными организациями;

Совершенствование ведомственной организации правовой работы как необходимой составляющей правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России.

Важно, что Концепция это не только провозглашение стратегических целей и задач повышения уровня правового регулирования и юридического сопровождения деятельности МВД России, но и достаточно продуманный механизм их достижения.

Реализация настоящей Концепции обеспечивается разработкой и осуществлением комплекса правовых и организационных мер, которые должны найти свое отражение в перспективном комплексном плане мероприятий по реализации Концепции и документах планирования МВД России, территориальных органов, организаций и подразделений системы МВД России.

В соответствии с приказом МВД России от 9 января 2017 г. № 1 ответственность за реализацию Концепции возлагается в пределах компетенции на руководителей органов, организаций и подразделений системы МВД России. Головным подразделением, ответственным за выполнение перспективного комплексного плана мероприятий по реализации Концепции, является Договорно-правовой департамент МВД России, на который возложено осуществление текущего мониторинга, организационно-методического обеспечения и координации деятельности органов, организаций и подразделений МВД России по реализации Концепции.

19.03.2017

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВВЕДЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ

Лекция

Тема № 1.1. – 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Профиль подготовки:

профессиональное обучение (профессиональная подготовка) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по должности Полицейский

(заочная форма обучения)

Хабаровск 2016

Лекция подготовлена доцентом кафедры общеправовых дисциплин, к. ю.н., подполковником полиции Б.

Цель лекции: рассмотреть со слушателями виды и правовые основы применения сотрудниками полиции отдельных мер государственного принуждения .

Введение

1. Административное принуждение как вид государственного принуждения.

2. Общая характеристика и классификация мер административного принуждения применяемых в административной деятельности полиции.

3. Особенности применения отдельных мер принуждения сотрудниками полиции.

Заключение

Литература

Основная:

1. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы Консультант Плюс: Высшая школа. – 2012. – Режим доступа: http//www. consultant. ru.

2. И., Н. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). – М.: Деловой двор, 2011. – 640 с.

3. Н. Административное законодательство в условиях применения норм Федерального закона «О полиции» // Административное и муниципальное право. – 2012. – № 3. – С. 30-35.

4. Кареева- А. Меры административного пресечения в деятельности полиции // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 8.

5. П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. – 384 с.

Дополнительная:

6. Административная деятельность полиции: учебник. – М. под общ. Редакцией проф. Н., 2014. – 568 с.

Введение

Охрана правопорядка и обеспечение законности, защита прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц всех форм собственности от противоправных посягательств, в свете провозглашенных в Конституции Российской Федерации основных принципов демократического правового государства, должны стать предметом первоочередной заботы Российского государства. Для эффективной реализации данной функции в структуре исполнительной власти созданы специализированные органы, для которых эта деятельность является основной, для всех других она носит лишь побочный, вспомогательный, факультативный характер.

Таким специализированным органом в структуре исполнительной власти является МВД России, на которое возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации основными задачами МВД России являются: обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений ; обеспечение охраны общественного порядка; обеспечение безопасности дорожного движения.

Административное принуждение применяется уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел при осуществлении внешненаправленной оперативно-служебной деятельности, в рамках которой реализуются основные функции (функции-задачи) органов внутренних дел.

Объем полномочий органов внутренних дел по применению административного принуждения, определяются как характером задач, так и функций, возложенных на органы внутренних дел.

Административному принуждению, применяемому органами внутренних дел, как виду отраслевого принуждения и составной части государственного принуждения присущи следующие общие черты. Административное принуждение применяется уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел, выступающими в качестве субъектов функциональной власти:

а) при осуществлении внешневластной деятельности;

б) в рамках охранительных отношений;

в) в отношении физических и юридических лиц;

г) в рамках внеслужебной подчиненности;

д) в соответствии с нормами административного и административно-процессуального права;

ж) состоит в … воздействии, которое влечет … правоограничения;

з) в большинстве случаев применяется быстро и оперативно, как реакция на правонарушения и иные угрозы;

и) как правило, без предварительной судебной оценки, устанавливающей законность применения той или иной меры административного принуждения;

к) в порядке, который отличается относительной процессуальной простотой.

1. Административное принуждение как вид государственного принуждения.

В современный период времени в качестве активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение граждан выступают такие универсальные методы государственного управления как убеждение и принуждение. Административно-правовое принуждение является неотъемлемой частью мер необходимых для обеспечения прав и законных интересов граждан, а также для поддержания правопорядка в общественных местах. В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – закон «О полиции») полиция наделена значительными полномочиями в применении мер административного принуждения, которые, наряду с мерами убеждения, служат эффективным средством борьбы с административными правонарушениями .

По мнению некоторых ученных существуют различные подходы к трактовке термина «Административное принуждение». Административное принуждение рассматривается, прежде всего, как отраслевой вид правового принуждения, закрепленный нормами административного права. С учетом предмета регулирования административного права, как отрасли российской правовой системы, административное принуждение реализуется при осуществлении государственного управления.

С точки зрения В. Р. Кисина, административное принуждение представляет собой применение в сфере государственного управления органами государства и их должностными лицами (в отдельных случаях судами, судьями и общественными организациями) предусмотренных административно-правовыми нормами мер, направленных на неукоснительное выполнение гражданами и должностными лицами юридических обязанностей в целях предупреждения и прекращения противоправных действий, привлечения к ответственности за правонарушения.

Схожей позиции придерживается В. Е. Севрюгин, отмечая, что административное принуждение является разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении уполномоченными на то административно-юрисдикционными органами (должностными лицами), судами (судьями) установленных нормами административного права принудительных мер воздействия к правонарушителям в связи с неисполнением правовых предписаний.

Авторы данных определений обращают внимание на особенности административного принуждения, которые выражаются в целях его применения, а именно для предупреждения и прекращения противоправных действий принудительными мерами воздействия, а также для привлечения правонарушителей к ответственности.

Н. Бахрах считает, что, «…административно-правовое принуждение – это особый вид правового принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями».

При анализе приведенного определения некоторые исследователи сделали вывод, что автор акцентирует внимание на фактических основаниях применяемых мер, под которыми понимаются исключительно неправомерные действия. По их мнению, это в значительной мере сужает исследуемое явление, так как исключает из числа оснований противоправные бездействия, а также юридические факты, не связанные с правонарушениями, что совершенно необоснованно, с чем на наш взгляд нельзя не согласиться.

Отдельные авторы полагают, что административное принуждение есть разновидность государственного принуждения, выражающаяся в негативном властном воздействии на волю субъектов, с целью понудить их к должному поведению, в случае добровольного невыполнения ими правовых предписаний, в целях недопущения противоправного поведения или наступления опасных событий, а также их последствий, охраны и защиты общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.

Как видим в указанном определении, также сосредоточено внимание на принудительность воздействия со стороны государства, выраженное не только в том, что оно направлено против воли субъекта, но и в том, что оно осуществляется независимо от его воли.

Между тем, на наш взгляд, наиболее приемлемой является дефиниция сформулированная А. И Каплуновым. По его мнению, «… административное принуждение как отраслевой вид государственного принуждения это метод государственного управления, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, направленных на обеспечение неукоснительного выполнения юридических обязанностей лицами, в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности».

Предложенная дефиниция играет позитивную роль в изучении сущности административного принуждения и выделении его особенностей, в том числе и таких как возникновение обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что различным аспектам, связанным с административным принуждением в научной и учебной литературе уделено достаточно пристальное внимание. Анализ различных точек зрения исследователей приводит к выводу, что административное принуждение необходимо рассматривать только как составную часть государственного принуждения с учетом того, что такое принуждение основывается на нормах административного права.