Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилья. Кто имеет право на улучшение жилищных условий по федеральным и региональным программам – вся информация Постановка на учёт на улучшение жилищных условий

Во все времена жилищный вопрос остро стоял в нашей стране. Существовали огромные очереди на получение жилплощади, люди годами их выстаивали и, наконец, приобретали вожделенное долгожданное жилье. Потом наступило время массовой приватизации и миллионы людей стали собственниками квартир.

Однако, квартирный вопрос так и остался насущным по сей день. И как-то так незаметно, спустя годы, в наши умы вселилась мысль, что сейчас жилплощадь можно только купить. А ведь это не так! Российское законодательство предусматривает возможность получения жилья за счет государства для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Основания для постановки на учет

Итак, задаваясь вопросом: как встать в очередь на жилье, необходимо знать, что согласно ст.49 ЖК РФ, социальное жилье могут получить только малообеспеченные граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (т.е. увеличении жилплощади или ее первичном предоставлении).

Право на предоставление жилплощади по договору социального найма возникает при условии признания лица не только нуждающимся, но и малоимущим, что и надо будет подтвердить в органах местного самоуправления.

Малоимущими считаются граждане, доход которых приходящийся на каждого члена семьи, не превышает МРОТ, установленный в данном субъекте РФ.

  • граждане, которые не являются собственниками (нанимателями) жилья и члены семьи такого гражданина не имеют в наличии (найме) жилплощади;
  • граждане, члены семьи которых обеспечены жилплощадью менее учетной нормы на каждого человека;
  • граждане, проживающие в домах, которые признаны аварийными и не отвечают установленным требованиям и нормам;
  • граждане, которые проживают в одной квартире по несколько семей с больными, страдающими тяжкой формой заболевания, и совместное проживание невозможно по санитарным критериям;
  • граждане, проживающие в одной квартире по несколько семей, и не имеют родственных связей (т.е. коммунальная квартира).

При этом существуют некоторые требования к лицам, нуждающимся в жилье:

  • они должны иметь гражданство РФ;
  • получить статус малоимущих в органах соцзащиты по месту жительства;
  • учитывается степень оседлости на одном месте от пяти до десяти лет;
  • отсутствие действий, ухудшающих жилищные условия (таких как, обмен жилья с большей площадью на меньшую, регистрация в квартире чужих людей и тому подобное).

В любой очереди существуют льготники

И эта очередь не является исключением. При формировании очереди на жилье существует льготная категория граждан, которые имеют первоочередное право на получение жилплощади. К ним относятся:

  • жильцы аварийных, ветхих строений;
  • дети-сироты и инвалиды детства;
  • дети, лишившиеся опеки родителей;
  • участники боевых действий, ветераны ВОВ;
  • семьи, которые проживают с больным человеком, нуждающемся в отдельном жилье;
  • граждане, пострадавшие в результате ЧС и стихийных бедствий.

Документы, необходимые для постановки на учет

Для того, чтобы встать в очередь на улучшение жилищных условий следует обратиться в муниципальный орган городского поселения с заявлением и определенным пакетом документов.

Отметим, что жилищный кодекс не регламентирует перечень документов, необходимых для постановки на учет. Их список определяется региональным законодательством. Поэтому, представляем примерный перечень документов:

  • заявление о постановке на учет на бланке, установленного образца;
  • паспорт заявителя и документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи;
  • ИНН заявителя и каждого члена семьи;
  • свидетельство о заключении (расторжении) брака;
  • выписка из ЕГРП;
  • справка из ФНС о доходах, выписки из банковских лицевых счетов;
  • решение органа местной власти о признании лица, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
  • акт исследования условий проживания;
  • документы, свидетельствующие о несоответствии жилого помещения установленным нормам (ветхое или аварийное жилье);
  • медицинское заключение о наличие тяжелого заболевания, из-за которого невозможно совместное проживание;
  • документы, подтверждающие льготы, при наличии таковых.

Если гражданин проживает в общежитии или служебной квартире, то могут дополнительно запросить копию трудовой книжки и ходатайство предприятия о предоставлении жилья.

Приняв все необходимые документы, орган местной власти в течение 30 дней рассматривает заявление и в течение 3 дней присылает заявителю решение о постановке (отказе) на учет.

Что делать, если отказали в постановке на учет

Иногда причины отказа бывают крайне банальны: при оформлении документов были допущены технические ошибки (описки) или собран не полный пакет документов, необходимый для постановки на учет. В таких случаях следует устранить нарушения и повторно обратиться в жилищный отдел администрации (или отделы МФЦ) с заявлением о постановке в очередь на получение жилья по договору социального найма.

Также решение об отказе можно обжаловать в судебном порядке, подав исковое заявление в суд. В любом случае нужно добиваться постановки на учет, потому как сам факт пребывания на жилищном учете может быть полезен.

В настоящий момент существует множество федеральных и региональных программ для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это целевые программы для учителей, ученых, военнослужащих, госслужащих, молодых семей, многодетных семей, чернобыльцев, инвалидов, вынужденных переселенцев, которые предоставляют:

  • государственное субсидирование на покупку недвижимости (от 30% до 35%);
  • социальные ипотеки по льготным ставкам и с длительным периодом выплат;
  • рассрочки и другие выгодные варианты.

Для участия в этих программах справка о постановке на жилищный учет, конечно, не нужна. Но такая справка будет являться весомым доказательством нуждаемости в улучшении жилищных условий, что гораздо сократит время рассмотрения заявки на участие в выбранной Вами программе.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет публикован на сайте.

Узнайте, как встать на очередь на улучшение жилищных условий в России в 2019 году и некоторые нюансы данной процедуры. Жилищный вопрос – это актуальная проблема для многих граждан.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Каждый человек мечтает о своем собственном уютном уголке, но, к сожалению, далеко не каждый из нас может себе позволить его приобрести.

Поэтому государство старается заботиться о своих граждан и позволяет им получать бесплатные квадратные метры.

Рассмотрим актуальный вопрос, как можно улучшить жилищные условия в 2019 году на территории нашей страны.

Главные аспекты

– это специальная программа, которая проводится государством. Она направлена на решение проблем граждан с жилищной площадью.

Важные понятия

Нужно отметить, что улучшение условий для проживания – это одна из самых актуальных и острых проблем современного общества.

В первую очередь это касается государственного бюджета, ведь страна обязана выделять дополнительные средства на , которые в последствие будут переданы в собственность граждан.

На государственном уровне улучшение условий для проживания решается несколькими способами:

  • при помощи специальных жилищных сертификатов;
  • предоставление квадратных метров согласно «очереди»;
  • выдача в банке на особых условиях;
  • специальные жилищные субсидии;
  • присоединение дополнительной площади в коммунальной квартире;
  • другие способы.

Важно понимать, что далеко не каждый гражданин имеет правона получение дополнительных квадратных метров.

В учет берется несколько важных факторов, которые влияют на качество жизни человека и его семьи.

Куда обратиться в Москве

Если Вы хотите подать заявление на улучшение условий для проживания, то Вам обязательно нужно знать, куда в первую очередь необходимо обращаться.

В первую очередь Вам необходимо получить официальное подтверждение того, что Ваша семья действительно имеет право на участие в данной программе.

Первая инстанция, куда нужно обращаться – это жилищные отделы районных Управлений. Вы можете обратиться в две инстанции:

  • по месту проживания;
  • по месту работы.

Другими словами, если Вы действительно хотите стать в очередь на получение новой квартиры, то оббивайте пороги всевозможных инстанций. Только упорством можно добиться результата.

Правовая база

Основные законодательные акты, которые регулируют данный процесс:

Необходимые обоснования для участия

Как уже было сказано, квартира дается далеко не каждой семье. Основные основания для участия в данной программе:

  • жилищная площадь не соответствует минимально установленным нормам на одного человека;
  • жилищная площадь не соответствует нормам безопасности;
  • на одной жилищной площади проживает несколько семей, которые не являются родственниками (проживание в коммунальных квартирах, общежитиях);
  • на жилищной площади проживают люди, которые страдают хроническими заболеваниями.

Кто имеет право

Дополнительная площадь и улучшение условий для жизни полагается следующим категориями населения:

  • молодые семьи, в которых супругам до 35 лет;
  • семьи, на содержании которых есть ;
  • инвалиды;
  • люди, которые были ;
  • люди, которые выехали с Крайнего Севера и территорий, которые к нему приравниваются;
  • люди, которые подверглись радиации вследствие аварии на атомной станции в городе Чернобыль.

Также на участие в программе могут претендовать коренные москвичи и люди, которые в столице более 10 лет. Только это при условии того, что все это время человек трудился на благо столицы.

Но, если у человека нет прописки в Москве, ему нужно будет доказать, что все эти 10 лет он действительно находился и работал на территории столицы.

Для этого ему необходимо будет предоставить трудовую книгу, различные справки с места работы, с места проживания, а также принести показания свидетелей, которые могут подтвердить факт проживания.

Отличительные характеристики условий

Условия двух самых популярных Федеральных программ «Молодая семья» и «Молодая семья – доступное жилье» слегка отличаются. Основные отличия условий участия:

  • для участия в первой программе в семье обязательно должен быть ребенок;
  • для участия в программе «Молодая семья – доступное жилье» супруги обязательно должны подтвердить, что они являются гражданами РФ;
  • для участия в программе «Молодая семья» достаточно чтобы один супруг был гражданином РФ.

Некоторым положены дополнительные , а другие не могут на них претендовать. Рассмотрим условия для основных категорий населения.

Молодоженам

Каждая молодая семья, которая претендует на улучшение жилищной площади, должна соответствовать таким требованиям:

  • все члены семьи – граждане РФ;
  • семейная пара не старше 35 лет;
  • имеется официальное разрешение на участие в программе;
  • иметь постоянный и стабильный заработок и начальный капитал.

Наличие детей – это не обязательное условие. Дети могут только повлиять на размер (чем больше детей, тем больший процент «скидки»).

Многодетной семье

Семьи, у которых на содержании находится больше 2 детей, также могут претендовать на участие в программе. Требования следующие:

  • семья обязательно должна иметь статус многодетной семьи;
  • семья должна иметь статус ;
  • семья должна иметь официальный договор социального найма жилья или документы на свое собственное жилье.

Многодетной семье, у которой размер дохода не больше прожиточного минимума, получить дополнительные квадратные метры достаточно просто.

Матери-одиночке

могут претендовать на улучшение условий для проживания в нескольких случаях:

  • женщина не имеет своего собственного жилья;
  • жилье, в котором проживает мать и ребенок, не соответствует установленным нормам.

Для того чтобы претендовать на участие в программе, женщине достаточно подать соответствующие документы в жилищный отдел по месту проживания.

Блокаднику

Блокадники имеют право на улучшение жилищной площади при следующих условиях:

  • блокадник проживает в одном городе не меньше 10 лет;
  • в течение последних пяти лет жилищные условия специально не ухудшались;
  • по месту регистрации блокадника находится жилье меньше установленной учетной нормы.

Для получения льготы необходимо предоставить полный пакет документов.

При наличии ипотеки

Улучшение жилищных условий также возможно при наличии ипотечного кредита. Большинство банков предлагают выгодные на жилье с условием участие в Федеральной программе.

Для этого семье достаточно получить разрешение на участие в программе и для получения кредита.

Какие документы подготовить

Для того чтобы стать в очередь на участие в программе Вам нужно собрать следующие бумаги:

  1. Заявление на улучшение условий для проживания.
  2. Действующий паспорт гражданина РФ.
  3. Выписка из .
  4. План квартиры, в которой человек проживает.
  5. Справка об отсутствии или наличии собственного жилья.
  6. Справка о доходах с места работы.

Это основной список бумаг, которые требуются при первичном обращении. В дальнейшем ответственные сотрудники расскажут Вам, какие еще документы нужно предоставить для участия в программе.

Дополнительные вопросы

Каждого человека, который собирается встать на очередь на улучшение жилищных условий, возникает огромное количество дополнительных вопросов.

Порядок постановки

Порядок постановки в очередь на улучшение жилищных условий следующий:

  1. Человек собирает необходимый пакет документов и относит его в соответствующий орган.
  2. Человек подает заявление со всеми бумагами.
  3. Заявление регистрируется ответственными сотрудниками в журнале входящих документов.
  4. Ответственными сотрудниками производится проверка и оценка настоящих жилищных условий.
  5. Составляет акт проверки, и вопрос об улучшении жилищных условий выносится на рассмотрение специальной комиссии.

Как узнать свой номер в программе

Каждый человек, который стоит в очереди на улучшение жилищных условий, имеет свой собственный порядковый номер. Его выдают при первичной постановке на учет.

Если Вы потеряли свой номер или забыли его, то Вы всегда можете воспользоваться несколькими способами:

  • написать заявление в отдел, который занимается жилищными вопросами, с просьбой указать свой номер в очереди;
  • направить заказное письмо с просьбой уточнения своего номера;
  • лично обратиться в районную администрацию.

Порядок продвижения

Собственное движение по очереди на улучшение жилищных условий необходимо постоянно отслеживать. Обратите внимание на то, что скорость движения очереди в различных регионах может отличаться.

В каком-то городе она двигается быстрее, а каком-то медленнее. Какой либо закономерности в продвижении очереди нет.

Все напрямую зависит от местной власти, городского бюджета и общего экономического состояния региона.

Некоторые граждане вынуждены ждать по 10-20 лет перед тем, как получить дополнительную жилищную площадь или новую квартиру.

В каких случаях могут отказать

Отказать в улучшении жилищных условий могут по нескольким причинам:

  • семья теряет основания для улучшения жилищной площади;
  • семья перестала быть малообеспеченной;
  • семья сменила место проживания;
  • семья уже получила социальную помощь на улучшение условий жилищной площади;
  • семья получила отдельный земельный участок для строительства собственного дома;
  • семья подала недостоверные и неправдивые данные о своем положении.

Какая категория может воспользоваться ускорением

В некоторых случаях граждане могут ускорить свое продвижение по очереди. Это возможно только в двух исключительных случаях:

  • жилье, в котором на данный момент проживает человек или семья, признано непригодным для дальнейшего проживания, а также его невозможно восстановить;
  • один из членов семьи страдает от серьезного заболевания (полный список заболеваний можно уточнить у ответственных сотрудников).

В таких случаях срок ожидания новой квартиры может сократиться от нескольких лет до нескольких месяцев.

Региональные особенности

В различных регионах Российской Федерации существуют свои особенности предоставления возможности улучшения жилищных условий. Они определяются местной властью.

Немало граждан РФ остро нуждаются в улучшении своих жилищных условий. Некоторые из них проживают в , а некоторые и вовсе вынуждены постоянно арендовать для своей семьи жилплощадь.

Каждый нуждающийся имеет полное право стать в очередь на улучшение своих жилищных условий.

Какие необходимо иметь основания для этого? Как вообще встать в такую очередь?

Рассмотрим все интересующие вопросы подробней.

Что такое улучшение жилищных условий

Улучшение жилищных условий – разновидность социальных программ, позволяющих малозащищенным категориям граждан получить существенную помощь от государства в плане обеспечения жильем либо же выделении финансовой помощи на реконструкцию, ремонт или строительство собственного объекта жилой недвижимости.

Помимо этого, нуждающиеся граждане по условиям программы имеют право оформлять , которое можно будет потратить исключительно на улучшение своего жилья.

Основания для участия

Полный перечень оснований для возникновения прав на постановку в очередь по вопросу улучшения жилищных условий указан в ст. 51 Жилищного Кодекса РФ.

Основаниями для постановки в очередь являются:

Важно помнить, что существует несколько норм жилой площади , причем с разной величиной.

Именно по этой причине необходимо отталкиваться от конкретного региона проживания.

К примеру, в столице действуют такие нормы на одного человека :

  • для коммунальной квартиры – минимум 15 кв. метров;
  • квартира – минимум 10 кв. метров.

В ситуации, когда несколько членов семьи являются арендаторами по разному договору социального найма, то норма жилой площади на человека высчитывается в суммарном размере обеих объектов недвижимости.

Кто имеет право на льготы

На сегодня не так уж и много граждан, имеющих законное право на льготную очередь. После того, как в Жилищный Кодекс внесли соответствующие поправки, то претендовать на льготную очередь имеют право исключительно .

Получить статус малоимущей семьи не так уж и сложно. Для этого нужно обратиться со всеми необходимыми документами в отдел социальной защиты населения по месту своего проживания.

Стоит отметить, что условием для постановки в очередь является наличие факта проживания в конкретном регионе не меньше 10 лет. Причем последние 5 лет заявитель должен проживать в непригодных для жизни условиях, сложившихся в объекте недвижимости.

Стоит отметить, что воспользоваться правом улучшения жилищных условий без постановки в очередь могут только несколько категорий граждан, а именно:

  • имеющие серьезные заболевания. К примеру: туберкулез, психические расстройства и так далее;
  • жилье которых признано непригодным для жизни (к примеру, из-за взрыва и так далее).

Все остальные получают возможность улучшить свое жилье на общих основаниях.

Порядок постановки

Куда нужно обратиться

Для постановки в очередь необходимо обращаться в территориальный орган местного самоуправления по месту проживания. Допускается возможность постановки в очередь по месту своей официальной работы.

В ситуации, когда претендентом на улучшение жилищных условий является недееспособный, за него могут осуществить данную процедуру его законные представители.

Подготовка документов

В первую очередь необходимо помнить о том, что в составленном заявлении необходимо наличие подписей всех членов семьи.

Помимо заявления нужно подготовить :

  • оригинал и копию всех заполненных страниц паспорта;
  • технический паспорт на объект недвижимости, предоставленный БТИ (если есть в собственности свой объект недвижимости);
  • справку из БТИ, способную подтвердить либо опровергнуть факт наличия в праве собственности объекта жилой недвижимости;
  • оригинал и копию .

Если у претендента имеется серьезное заболевание, следует подготовить медицинскую справку.

Как узнать свой номер очереди

На сегодня существует несколько вариантов узнать свой номер в очереди на улучшение жилищных условий:

  • составить заявление в жилищный отдел. Причем его нужно написать в нескольких экземплярах. Один остается в жилищном отделе, а второй у заявителя (при постановке в очередь);
  • отправить заказное письмо в жилищный отдел. Как правило, ответ придет по истечении 30 календарных дней;
  • путем личного обращения в местные органы самоуправления. Каждый претендент имеет полное право узнать необходимую для него информацию о продвижении очереди.

Помимо этого, можно узнать очередь с помощью региональных сайтов местных органов управления. Для этого достаточно указать персональную информацию в соответствующем поле.

Порядок продвижения

Граждане, претендующие на улучшение своих жилищных условий, должны регулярно отслеживать продвижение очереди.

Стоит отметить, что в каждом регионе она продвигается со своей скоростью. Каких-либо общих принципов не существует, но при этом напрямую зависит от экономических показателей каждого отдельно взятого региона.

В большинстве случаев получить жилье можно исключительно после того, как в регионе появляются свободные жилые объекты недвижимости.

На практике, продвижение очереди происходит весьма медленно, в среднем необходимо ожидать от 10 до 20 лет. Как бы это не казалось странным, но факт остается фактом.

Снятие с очереди

Согласно Жилищному Кодексу РФ основаниями для снятия с очереди по вопросу улучшения жилищных условий являются:

  • добровольно составленное заявление об исключении из очереди. Это возможно из-за возникновения оснований, которые станут следствием принудительного исключения из данного списка. Примером этому может стать увеличение месячного дохода семьи либо потеря статуса “малоимущих”;
  • смена региона либо места проживания претендентов;
  • выделение претендентам государственной финансовой помощи из казны на покупку либо возведение собственного объекта жилой недвижимости;
  • получение претендентами для дальнейшего возведения на нем жилого дома;
  • заведомое предоставление не правдивых сведений, в том числе и документации (к примеру, справки о доходах с не правдивыми цифрами либо недостоверная справка с завышенным количеством жильцов в одной квартире).

Исключить из очереди имеют полное право местные органы самоуправления только по истечении 30 календарных с момента выявления оснований.

Жилищный Кодекс всегда отличался множеством проблем. Государство действительно поможет нуждающимся, но для этого нужно приложить усилия и подтвердить свои проблемы документально.

Восстановление

В ситуации, когда жилищный отдел исключил из очереди без веских на то причин, претенденты имеют полное право на обращение в судебный орган с исковым заявлением .

В иске следует указать:

  • суть обращения;
  • требования истца о восстановлении судом его в очереди.

После подачи иска в суде будет назначено время заседания. При положительном решении истца обязаны будут восстановить в очереди на улучшение жилищных условий, в противном случае – суд откажет в удовлетворении требований. Если решение отрицательное – истец имеет право обратиться в вышестоящие суды.

Возможность ускорения процесса получения жилплощади

Для возможности ускорить прохождение очереди на улучшение жилищных условий изначально нужно проконсультироваться с квалифицированными юристами и сотрудниками Департамента жилполитики.

Это возможно сделать несколькими путями :

  • применение одной из многочисленных программ по обеспечению малоимущих, многодетных и ;
  • окажет существенную помощь “Жилищный шаг”. Программа призвана помогать семьям, которые из-за низкого дохода не могут оформить льготную ипотеку. Она предусматривает возможность найма жилой недвижимости по доступной ценовой политике и позволяет существенно ускорить процесс накопления необходимого капитала для будущей покупки жилой недвижимости;
  • возможность использовать отдельные в управлении жилой недвижимости.

На самом деле вариантов ускорения прохождения очереди намного больше, поэтому лучше консультироваться с юристами в этой области.

Региональные особенности

Среди нюансов в Ленинградской области необходимо отметить нормы жилплощади.

В регионе могут претендовать на постановку в очередь, если площадь имеющейся недвижимости на одного члена семьи:

  • не превышает 9 кв. метров для квартиры;
  • не больше 15 кв. метров для коммуналки.

В Вологде, Гомеле, Гродно и Владимире граждане находятся в очереди на улучшение жилищных условий свыше 10 лет. В этих регионах отмечается наиболее низкие темпы продвижения. Со слов чиновников, это связано с низкими показателями экономики, а также отсутствием свободных объектов недвижимости на решение этого вопроса.

Что касается Московской области , то здесь ситуация немного лучше. Средний период ожидания получения помощи – 5 – 6 лет.

Стоит отметить, что во всех регионах нашей страны отмечается низкий показатель продвижения очереди, а из-за резкого упада экономики страны за последние несколько лет можно ожидать еще большего ухудшения ситуации.

В любом случае, необходимо всегда отстаивать свои интересы, а также искать все возможные пути ускорения процесса получения собственного жилья.

О правилах постановки на учет нуждающихся в получении жилплощади смотрите в следующем видеосюжете:

(в ред. Законов г. Москвы от 17.12.2003 N 76,

от 08.12.2004 N 83)

Настоящий Закон устанавливает порядок и условия улучшения жилищных условий москвичей с помощью города.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на улучшение жилищных условий

1. Граждане имеют право:

1) получить жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору:

социального найма;

найма (коммерческого найма);

безвозмездного пользования;

2) приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:

используя безвозмездные субсидии;

с рассрочкой платежа;

используя ссуду на возвратной основе;

по другим законным основаниям.

2. Граждане, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее - законодательство) нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города.

3. Постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений, а также обеспечение денежными средствами на их приобретение в собственность осуществляются бесплатно.

Глава 2. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 2. Норма постановки на учет

1. Норма постановки на учет - размер общей площади жилых помещений, приходящийся на долю каждого проживающего, в пределах которого граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет.

При определении числа проживающих учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок их временного отсутствия.

В число проживающих не включаются граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания.

2. При определении размера общей площади, приходящейся на долю каждого члена семьи, учитываются жилые помещения (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством.

Супруги и их несовершеннолетние дети являются членами одной семьи.

Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов.

3. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Право на внеочередное или первоочередное улучшение жилищных условий членов одной семьи не распространяется на членов другой семьи, проживающих в одном жилом помещении, за исключением случаев, когда отселение другой семьи позволяет снять с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семью, обладающую таким правом, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.

5. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.

Статья 3. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий

1. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не установлено законодательством) и занимают независимо от формы собственности:

1) жилые помещения размером менее нормы постановки на учет;

2) жилые помещения, которые в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами, а также перечнем, приведенным в приложении 1, не подлежат коммунальному заселению при условии, что в жилом помещении, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

3) жилые помещения, которые на основании судебного решения об отказе гражданам в заключении отдельного договора социального найма на изолированное жилое помещение в соответствии с приходящейся на их долю площадью не подлежат коммунальному заселению при условии, что в квартире, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения;

4) жилые помещения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет за вычетом дополнительной площади, право на пользование которой учитывается для каждого больного в соответствии с приложением 3, другими правовыми актами Российской Федерации;

5) жилые помещения, состоящие из одной комнаты или смежных неизолированных комнат, при отсутствии у проживающих в них граждан родственных отношений независимо от нормы постановки на учет;

6) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от нормы постановки на учет;

7) жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от нормы постановки на учет;

8) жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания, независимо от нормы постановки на учет;

9) жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно, независимо от нормы постановки на учет;

10) жилые помещения, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от нормы постановки на учет.

2. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от нормы постановки на учет при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее:

1) последних 10 лет и при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) последних 5 лет при наличии инвалидности I или II группы.

Граждане, перечисленные в настоящей части, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения" вместе с членами их семей при отсутствии у граждан и членов их семей отдельных квартир, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования.

3. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Глава 3. УЧЕТ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ

ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 4. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства

1. Граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти города Москвы по месту жительства.

2. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, перечень которых утверждается правовыми актами города Москвы.

3. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится решением исполнительного органа государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

Общественная жилищная комиссия формируется при исполнительных органах государственной власти города Москвы в соответствии с правовыми актами города Москвы.

4. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления.

5. В случае несогласия граждан с принятым решением граждане вправе обжаловать его в установленном порядке.

6. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы предоставляют информацию о количестве граждан, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивая свободный доступ к спискам очередников, а также спискам граждан, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями в соответствующих районах.

Статья 5. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

1. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением случаев:

1) выезда на место жительства за пределы территории города Москвы;

2) изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для улучшения жилищных условий;

3) использования в установленном порядке субсидий, ссуд на возвратной основе или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений;

4) выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет;

5) выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет;

6) подачи по месту учета личного заявления о снятии с учета.

2. Снятие с учета граждан осуществляется с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении в месячный срок со дня принятия решения.

3. Решение о снятии с учета может быть обжаловано в установленном порядке.

4. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:

1) не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления;

2) проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших отдельную квартиру с учетом размера общей площади занимаемого жилого помещения, использовавших субсидии, ссуды на возвратной основе, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилища, а также граждан и членов их семей, обладающих самостоятельным правом пользования отдельной квартирой.

Статья 6. Действия граждан, приведшие к необходимости улучшения жилищных условий

1. Граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых возникла необходимость в улучшении жилищных условий.

2. Ухудшением жилищных условий считаются следующие действия граждан:

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями;

2) обмен жилого помещения;

3) невыполнение условий договора социального найма, коммерческого найма, безвозмездного пользования жилым помещением, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

4) изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака;

5) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;

6) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.

3. Часть 1 настоящей статьи не подлежит применению в следующих случаях:

1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения они:

не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления;

обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;

безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления либо жилое помещение было изъято указанными органами для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке;

2) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;

3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

Статья 7. Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве

Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органа исполнительной власти) производится исполнительными органами государственной власти города Москвы по месту нахождения утраченного жилого помещения.

Статья 8. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы

1. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений по месту работы в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет бюджетных средств города Москвы и местных бюджетов муниципальных образований в городе Москве, которым в установленном порядке выделяются жилые помещения из городского жилищного фонда, осуществляются по решению администрации совместно с профсоюзным комитетом (профсоюзными комитетами), действующим в учреждениях на основании коллективного, иных договоров работников с администрацией предприятий и учреждений.

Наравне с работниками вышеуказанных учреждений на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, оставившие работу в этих учреждениях в связи с уходом на пенсию.

2. Решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений по месту работы утверждается решением исполнительного органа государственной власти города Москвы.

3. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, могут состоять по их желанию на учете и по месту жительства при соблюдении правил, установленных настоящим Законом.

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 9. Очередность обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди в соответствии с законодательством.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения", имеют право на обеспечение жилыми помещениями в первую очередь.

3. На общих основаниях обеспечиваются жилыми помещениями:

1) граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие права на внеочередное и первоочередное обеспечение в соответствии с законодательством;

Статья 10. Порядок обеспечения граждан жилыми помещениями

1. Решение об улучшении жилищных условий принимается исполнительным органом государственной власти города Москвы с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии.

2. Обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма, договора безвозмездного пользования осуществляется в пределах нормы предоставления (18 квадратных метров общей площади на одного человека), если законодательством не предусмотрено иное.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения размером до 33 квадратных метров общей площади одиноко проживающему человеку и до 42 квадратных метров общей площади семье, состоящей из двух человек.

3. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан проверка сведений о наличии у граждан и членов их семей жилых помещений (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также действий, совершенных гражданами и членами их семей, приведших к ухудшению жилищных условий, осуществляется жилищными органами, ответственными за обеспечение граждан жилыми помещениями.

Указанные действия учитываются за пятилетний период, предшествующий решению о постановке на учет, и до решения вопроса об улучшении жилищных условий.

При совершении гражданами либо членами их семей гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями либо действий, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений либо к их отчуждению, размер предоставляемого гражданам жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади.

При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма граждане подтверждают, что доход, приходящийся на каждого члена семьи, превышает уровень, установленный законом города Москвы.

4. В зависимости от результатов проверки принимаются следующие решения:

1) граждане снимаются с учета;

2) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане не подлежали постановке на учет;

3) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане подлежат обеспечению по соответствующему договору с учетом дохода семьи и требований федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан;

4) жилое помещение предоставляется гражданам в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Граждане, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, обеспечиваются по их заявлению жилыми помещениями на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

6. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством.

7. Перечень заболеваний, дающих гражданам право на предоставление дополнительной площади по состоянию здоровья, устанавливается правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Не подлежат удовлетворению требования указанных граждан о предоставлении дополнительной площади, если они обеспечены изолированным жилым помещением в отдельной квартире в соответствии с нормой предоставления.

8. Граждане вправе приобрести либо получить жилое помещение менее нормы предоставления, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи.

9. Граждане, в отношении которых принято решение об улучшении жилищных условий, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти, осуществляющие предоставление жилых помещений, с заявлением о предоставлении жилого помещения свыше нормы предоставления.

При наличии у жилищных органов таких жилых помещений они предоставляются:

По договору социального найма в случае превышения нормы предоставления на семью до 9 квадратных метров общей площади;

По договору найма (коммерческого найма) в случае превышения нормы предоставления на семью свыше 9 квадратных метров общей площади при соблюдении общих требований к уровню дохода семьи;

По договору безвозмездного пользования независимо от размера превышения нормы предоставления.

10. По желанию граждан жилое помещение предоставляется с учетом размера общей площади занимаемого ими жилого помещения. При этом суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых по любым законным основаниям и предоставляемых по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, не должна превышать норму предоставления, установленную для семьи данной численности.

11. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое по договору социального найма или договору безвозмездного пользования жилое помещение, кроме случаев предоставления жилого помещения с учетом размера общей площади занимаемого и пригодного для проживания жилого помещения.

В случае вселения иных граждан в освобождаемое жилое помещение либо совершения действий, препятствующих его освобождению, решение о предоставлении жилого помещения подлежит отмене.

12. Гражданам и членам их семей, занимающим жилые помещения на праве собственности, жилые помещения предоставляются по договору мены, кроме случаев предоставления жилых помещений с учетом размера общей площади занимаемых жилых помещений.

13. Освободившиеся жилые помещения, в том числе в квартирах коммунального заселения, предоставляются гражданам в порядке улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством.

Статья 11. Учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений

1. При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты или однокомнатной квартиры совершеннолетними гражданами, кроме супругов, а также лицами разного пола старше 9 лет.

2. Не допускается предоставление разным семьям жилых помещений в квартире, не подлежащей коммунальному заселению.

3. Жилые помещения предоставляются с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Сроки, предусмотренные законодательством города Москвы для обеспечения жилыми помещениями тяжелобольных граждан, сокращаются для граждан, ранее состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и впоследствии получивших право на первоочередное улучшение жилищных условий по состоянию здоровья.

Порядок сокращения сроков обеспечения вышеуказанных тяжелобольных граждан ежегодно устанавливается законом города Москвы.

В настоящем Законе к тяжелобольным гражданам отнесены лица, перечень заболеваний которых установлен правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 12. Права граждан, ранее принятых на учет

1. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона:

1) сохраняют свою очередность и право на предоставление жилого помещения по договору социального найма;

2) имеют преимущественное право на улучшение жилищных условий по договору коммерческого найма, договору безвозмездного пользования при соблюдении общих положений (уровень дохода, положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан);

3) имеют преимущественное право на приобретение жилого помещения в собственность с использованием безвозмездных субсидий, ссуды на возвратной основе, рассрочки платежа.

2. Граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения в доме ЖСК до 1 февраля 1998 года, при соблюдении общих положений (норма постановки на учет, уровень дохода, а также положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан) имеют право на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для приобретения жилого помещения в доме ЖСК.

При предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования период пребывания в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК не учитывается.

Глава 5. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

С ПОМОЩЬЮ ГОРОДА

Статья 13. Приобретение гражданами жилых помещений с использованием безвозмездных субсидий и ссуд на возвратной основе

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вправе получить безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы.

2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе получить ссуду на возвратной основе на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы.

Статья 14. Приобретение гражданами жилых помещений с рассрочкой платежа

1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение жилых помещений по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, в соответствии с законодательством города Москвы.

2. После государственной регистрации договора купли-продажи с рассрочкой платежа граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе с рассрочкой платежа) занимаемого ими жилого помещения по соглашению с собственником или управомоченным им лицом, предоставившим это жилое помещение, в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Глава 6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН,

НЕ ПРИЗНАННЫХ НУЖДАЮЩИМИСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Статья 15. Право граждан на замену жилого помещения на жилое помещение меньшего размера

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны в установленном порядке по обращению граждан о замене благоустроенного и отвечающего санитарным, техническим нормам и требованиям жилого помещения предоставить взамен занимаемого жилого помещения жилое помещение меньшего размера в пределах социальной нормы.

2. Замена производится гражданам, занимающим жилое помещение:

1) на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на праве собственности, по договору мены.

3. Замена жилого помещения не допускается, если в результате ее граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 16. Право граждан на замену жилого помещения по состоянию здоровья

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны по обращению граждан, страдающих заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, заменить занимаемое жилое помещение на жилое помещение на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

2. При наличии согласия граждан замена производится:

1) на равнозначное по общей площади жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору;

2) на равноценное по рыночной стоимости жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на праве собственности, по договору мены.

3. Граждане, в отношении которых решение о необходимости замены жилого помещения было принято до введения в действие настоящего Закона, сохраняют это право.

4. Решение о необходимости замены гражданам жилого помещения не является основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Статья 17. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в случаях:

1) ликвидации коммунального заселения квартир в порядке и на условиях, установленных законодательством;

2) отселения граждан, проживающих в квартире коммунального заселения, с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в той же квартире и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления в пользование (собственность) жилого помещения (субсидии либо ссуды на возвратной основе на его приобретение) при наличии согласия всех проживающих в квартире.

Выкуп жилого помещения в квартире коммунального заселения осуществляется в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы;

3) отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору коммерческого найма.

В этом случае жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены гражданам, проживающим в условиях коммунального заселения либо занимающим жилые помещения размером менее социальной нормы на каждого проживающего.

При отсутствии граждан, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей части, жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены иным гражданам в порядке, установленном законодательством города Москвы;

4) в иных случаях, установленных законодательством.

Статья 18. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не являющихся жителями города Москвы

Лица, не являющиеся москвичами, подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 19. Заключение договора, дающего право пользования жилым помещением

1. Договор, дающий право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, заключается собственником этого жилого помещения либо управомоченным им лицом с гражданами, которым предоставлено жилое помещение, на основании решения исполнительного органа государственной власти города Москвы.

2. Порядок и условия заключения договора, дающего гражданам право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, устанавливаются правовыми актами города Москвы.

Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, виновные в нарушении порядка и условий постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления гражданам жилых помещений, предоставления гражданам денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений с помощью города, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

2. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу постановление Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12 "О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве".

Мэр Москвы

Ю.М. Лужков

Москва, Московская городская Дума

Приложение 1

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ХАРАКТЕРИСТИК ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕЛЕНИЮ

НЕСКОЛЬКИМИ СЕМЬЯМИ (КОММУНАЛЬНОМУ ЗАСЕЛЕНИЮ)

1. Однокомнатные квартиры.

2. Квартиры со смежными комнатами, не имеющими отдельного входа.

3. Квартиры из двух изолированных комнат, одна из которых имеет жилую площадь менее 9 квадратных метров, при условии, что доля общей площади квартиры, приходящаяся на эту комнату, составляет менее 16 квадратных метров общей площади.

4. Квартиры из двух и более изолированных комнат, из которых только одна пригодна для проживания в соответствии с правовыми актами по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания.

Приложение 2

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

СТАНДАРТОВ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ БЛАГОУСТРОЕННЫЕ

ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен.

Приложение 3

к Закону города Москвы

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРАВОВЫХ АКТОВ, ДАЮЩИХ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ,

СТРАДАЮЩИМ ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Право на дополнительную площадь по состоянию здоровья имеют граждане, заболевания которых перечислены в следующих правовых актах:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 214 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты";

циркуляр НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15 "Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью".

Некомфортные условия проживания — это проблема нашей страны! Многие молодые семьи, не имея собственного жилья, вынуждены жить со своими родственниками или снимать чужое жильё.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Если ли возможность улучшить свои условия проживания? Помогает ли как-то государство в решении этих вопросов, и где можно об этом узнать?

Что это такое?

Условия проживания многих наших соотечественников оставляют желать лучшего. Этот вопрос является открытым для многих семей.

Улучшение качества проживания наших соотечественников — это главный вопрос социальной политики нашей страны.

Сегодня многие молодожёны вынуждены проживать со старшим поколением или снимать чужое жильё.

Такие условия проживания не располагают к увеличению этой семьи. Многие с детьми проживают в общежитиях с минимальным уровнем комфорта.

Государство разрабатывает различные программы для помощи нашим гражданам в более комфортного жилья.

Эти программы разрабатываются как на федеральном уровне, так и на уровне властей регионов.

Такова главная направленность социальной и жилищной политики нашего государства.

Одна из мер такой поддержки — . Он выдаётся матери, родившей 2-ого или последующего ребёнка после 01. 01. 2007 года.

Мать может получить этот капитал вне зависимости от того, является ли семья полной или нет.

Наличные средства никто на руки не выдаст. Капитал выдаётся в виде , подтверждающего право использовать эту сумму денежных средств.

Он имеет целевое назначение. Его можно использовать на учёбу ребёнка или же на улучшение своих условий проживания.

С 2012 года его разрешено использовать для погашения .

Сумму, указанную на сертификате можно использовать для оплаты первоначального взноса, а можно направить на досрочное погашение ипотеки.

В повышении уровня комфортности проживания, в первую очередь, нуждаются следующие категории граждан:

  1. Семьи с детьми, в том числе и многодетные.
  2. Семьи, в которых есть , в том числе и детства.
  3. Семьи, которые проживают в коммуналках.
  4. Семьи, которые проживают в непригодном или .

Под улучшением условий проживания семьи можно понимать:

Увеличение площади жилья, где проживает семья-соискатель если в малогабаритной квартире проживает много человек, то нарушаются нормы предоставления жилья. В каждом регионе установлена своя норма, но, как правило, она не сильно отличается от столичной. Такие положения касаются только муниципального или государственного жилья. Если в такой квартире прописано много людей, то 1 человек занимает площади меньше, чем установило государство. Такая семья имеет право встать на очередь
Приобретение другого, более комфортного жилья семья в ипотеку новую квартиру или собственный дом с помощью государства. Наиболее распространённый вид помощи — предоставление
Выделение отдельного жилья по состоянию заявителя такое положение также касается жилья, которое предоставляется по . Например, инвалиду-колясочнику нужно жить на первом этаже

Отражение в Жилищном Кодексе

Этой главой регулируется законный порядок учёта нуждающихся граждан, а также выделение им из государственного фонда жилья.

Очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий

Все нуждающиеся в лучших жилищных условиях должны быть зарегистрированы в законном порядке.

Это необходимо для того чтобы государство могло реально оценить количество неустроенных семей.

Регистрация нуждающихся происходит в порядке постановки их на учёт в уполномоченном государственном органе.

Постановка осуществляется в заявительном порядке при наличии оснований для постановки на учёт.

Решение о постановке семьи на учёт принимает уполномоченный государственный орган.

Как правило, это департамент жилищной политики или жилищный отдел в администрации муниципального образования.

Как зарегистрироваться?

Чтобы зарегистрироваться, есть несколько способов подачи документов:

При личном посещении департамента жилищной политики или жилищного отдела, необходимо написать заявление о постановке семьи на учёт в качестве нуждающейся в более комфортных жилищных условиях.

Заявление и документы поступают на рассмотрение сразу же. Заявление пишется в 2-ух экземплярах.

Один, на котором сотрудник департамента или отдела ставит номер входящего документа и дату принятия, остаётся у заявителя.

А другой – «уходит» вместе с документами на рассмотрение вместе с документами.

Если же документы подаются через МФЦ, то стоит учитывать их «время в пути» до назначенного уполномоченного органа.

Время рассмотрения документов может увеличиться дней на 5 – 7. Сотрудник МФЦ, принявший документы, выдаёт заявителю расписку, в которой указана дата принятия документа и номер сформированного дела.

Если же есть возможность встать на учёт через интернет, то стоит воспользоваться таким способом. Это удобно и быстро!

Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте «Госуслуги» и пройти все необходимые шаги, которые подсказывает система.

Со всех документов нужно будет сделать скан, и отправить их в нужном формате.

Подтверждением того, что документы приняты на рассмотрение, является письмо по электронной почте, которое придёт сразу же после отправки.

Это письмо не стоит удалять, а лучше распечатать с него подтверждающий документ.

Через 30 дней будет принято решение о постановке семьи на учёт. Если оно будет отрицательным, то оно должно быть дано в письменном виде и с обоснованием причин отказа.

Если же положительным — то должно прийти соответствующее уведомление по почте.

Постановка на учет нуждающимся

Прежде чем встать на очередь, как нуждающийся в лучших жилищных условия, необходимо приобрести статус малоимущей семьи.

Для этого необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту регистрации семьи.

Для целей постановки на учёт в качестве нуждающихся, необходимо подтвердить не только свои доходы, но наличие в собственности того или иного имущества.

Все эти документы нужно представить специалистам из соцзащиты. Желательно также представить акты независимого , в котором будет указана стоимость имущества на день проведения оценки.

Это значительно упрощает производимые расчёты и присвоение семье статуса.

Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий происходит по месту прописки семьи.

В сельской местности

Чтобы получить жильё от государства на основании договора соцнайма, необходимо обратиться к специалистам.

Когда статус будет получен, нужно будет обратиться в департамент жилищной политики или в жилищный отдел социальной защиты населения в администрации муниципального образования.

Здесь также нужно написать заявление и приложить к нему соответствующие документы.

Необходимые документы

К заявлению на признание семьи малоимущей необходимо приложить следующие документы:

Справку о составе семьи и документы каждого члена семьи
Сведения о семьи здесь нужно учитывать доходы каждого члена семьи, которые его имеет. Например, справку из учебного заведения о , о