Откуда произошли курды. Кто такие курды и откуда они

3. Отношение курдов к евреям

Читатель мало что знает об отношении курдов к евреям, а между тем этот вопрос не лишен интереса, поскольку он связан с любопытной и малоизученной формой восточного еврейства. Среди них имеются таты - горские евреи Кавказа, говорящие на иранском диалекте; это персидские евреи со своей святыней - могилой Эстер Хатун в Хамадане и гетто Джубара в Исфагане, живущие, впрочем, и далее до самой Бухары; по всей территории Курдистана разбросаны по селениям и предместьям еврейские общины. Эти израильтяне говорят на восточноарамейском диалекте, распространенном и среди христианских народностей (ассиро-халдеи, несториане, якобиты). Они живут торговлей и мелкими ремеслами.

К евреям иногда обращаются в тех случаях, когда нужно выполнить деликатную дипломатическую миссию, например добиться у заносчивого курдского аги согласия на брак с его дочерью. Евреи и курды живут в тесном общении друг с другом: вспомним, как, например, сказитель-еврей Пинхас исполнял для Сосина сказания о народном герое курдов Езданшире. Следует упомянуть здесь о гипотезе американского миссионера Гранта, посетившего несториан-горцев в 1840 году и предположившего, будто они потомки плененных евреев из Вавилона («исчезнувшие племена»).

Анализируя здесь вопрос об отношении курдов ко всем народностям, чуждым им в религиозном и национальном плане, я не буду останавливаться на отношении их к христианам, поскольку мы уже касались этой темы в предыдущих главах (см. гл. IV и IX). Заметим, кстати, что понятия «религия» и «национальность», как мы уже говорили в гл. VIII, нередко совпадают на мусульманском Востоке. Очень возможно, что в некоторые эпохи (войны Саладина с крестоносцами, борьба шеддадидов с армянами, грузинами, византийцами) «священная война» вдохновлялась мусульманским фанатизмом курдов; было бы, однако, непростительной ошибкой забывать при этом, что и христиане воевали против ислама во имя религии! В наше время, судя по авторитетным высказываниям шейха Обейдуллы, Сурейя-бек Бадр-хана, муллы Сайда и других, курды уже понимают, что фанатизм способен лишь повредить им в общественном мнении и тем нанести ущерб освободительному движению. История курдов тесно переплетена с историей христиан. В фундированной работе проф. Н. Я. Марра, посвященной езидизму, мы находим любопытные данные, подтверждающие эту мысль. Мне также удалось собрать кое-какие факты, свидетельствующие, что часть курдов в давние времена исповедовала христианство 1) ; тем самым я внес свой скромный вклад в подтверждение тезиса, с таким блеском выдвинутого моим великим соотечественником.

1) См. мою статью «Курды и христианство», в «Revue de 1"Histoire des Religions», 1922.

В. Язычество курдов в Армении

Итак, продолжает Марр, народно-религиозная языческая закваска могла быть внесена уже непосредственно курдскими массами в мусульманский мир Малой Азии. Курды влились в среду сельджуков и момент зарождения в ней мусульманства на обломках официальнон христианской религии, истощенной борьбой против народных религиозных движений. Когда в географических рамках дуги, протянувшейся от гор Исаврии до гор северо-западной Армении, сформировался новый религиозный мир - ислам, - он столкнулся с сопротивлением народно-религиозных движений. Это был дервишизм, а именно, по утверждению проф. В. Д. Смирнова 1) , манихейство. Мы имеем в виду не отвлеченный, всеобщий, космополитический дервишизм, но лишь ту его форму, которую он принял в интересующей нас среде. Наряду с дуализмом мы встречаем в нем символику цвета одежды 2) , значение формы и цвета головного убора (kolah) 3) , мистический смысл круга 4) , тайную роль света 5) , радения с пением и экстазами - иначе говоря, все черты, присущие и езидизму. Разумеется, дервишский орден (mevlevi), обладавший известной литературной культурой в период его формирования в Конии в XII веке, не мог ограничить свою эволюцию рамками одного только езидизма. Вся духовная атмосфера была насыщена идеей внутреннего обновления человека путем непосредственного общения с богом, вне церковной обрядности и иерархии. В соседней Армении в X и XI веках шла ожесточенная борьба церкви против народных-религиозных течений. Среди последних мы остановимся на идеях дервишизма, которые проповедовал в начале XI века Иаков Харкский (Харк-Баязитский пашалык). Босые, в одежде из грубой шерсти, его ученики, даже из среды знати, но большей частью из народа, призыали к чистоте нравов, посту, покаянию и самоусовершенствованию, отрицая духовенство и обряды официальной церкви 6) . Это мощное народное религиозное движение, поставившее себя выше религиозных предубеждений, увлекало не одни только христианские общины. Прежде чем искать в Индии или Александрии основы дервишизма, определенного во времени и месте, как, например, ионийский дервишизм при сельджуках, следовало бы пролить свет на связи, неизбежно возникавшие между двумя религиозными течениями, столь близкими географически и хронологически. Не следует забывать о «значительном религиозном влиянии» Армении в Малой Азии XI и XII веков 7) , которое только теперь начинают признавать.
___________________________________
1) V. D. Smirnоv, Le Christianisme des Turcs et le soufisme derviche, p. 125.
2) John Brown, The Dervisches or oriental spiritualism, London, p. 53.
3) Ibid., p. 56.
4) Ibid., p. 54.
5) Ibid., p. 57, 65.
6) Cм. M. Wagner, op. cit., S. 262-263.
7) См. Gerhard Picker, Die Phundagiagiten; Ein Beitrag zur Ketzergeschichte der Byzantinischen Mittelalters

Очаги дервишизма сельджуков в Сивасе и Конин возникали под влиянием народно-религиозных традиций, не западных, а восточных, и притом наиболее близких 1) . Общее указание на христианский источник мы не можем считать достаточным, как это делал Уинфильд, ссылавшийся на тождественность суфийского слова «любовь» ("ichq) с άγάπη Нового завета 2) . Нам важно не происхождение идентичных понятии, выступающих в самом общем виде и потому абстрактных, но интересна родственность религиозных течений, определенных но месту и времени и принявших конкретные формы. Если факт пребывания благочестивой Рабин в Иерусалиме в 752 году может помочь нам и определении источников суфизма сельджуков, то еще большего внимания заслуживает несомненно установленный факт, что Джелал-Эддин сжился с близкой ему по духу армянской средой: ведь он провел четыре года в Эрзинджане 3) .

Помимо езидизма, среди курдов-немусульман бытует ряд народно-религиозных верований, являющихся пережитками язычества, более или менее сродных езидизму. Некоторые езиды называют себя дасынами; проф. Хвольсон отождествляет их с дайцанитами, последователями Бар-Дайцана 4) . Несколько дальше стоит секта ахле-хакк, хотя по происхождению она близка к курдскому езидизму. К югу от Эрдзинджана, в чьих стенах проповедовал свое учение Джелал-Эддин Руми, основатель конийского дервишизма, высятся горы Дерсим. Там и по сей день живут курды, долгое время считавшиеся мусульманами, но в действительности близкие к езидам. Их называют то таджиками, то кизылбашами. Они сохраняли независимость вплоть до пятидесятых годов прошлого века и могли выставить войско в 30-40 тысяч человек. Разумеется, в древности среди курдов было гораздо больше езидов. По мере того как курды приобщались к исламу, сила и значение езидизма падали, однако курды не могли полностью отрешиться от своих исконных верований. И быть может, дервишизм, зародившийся в Конии, лишь утвердил никогда не исчезавшие пережитки родовых верований или возродил их а среде курдов, которые уже задолго до того приняли мусульманство и отуречились.
___________________________________
1) См. проф. В. Бартольд, «Энциклопедия ислама», т. I, 1913, стр. 852. «Язычество курдов оказало явное влияние на религиозную жизнь мусульман, и в частности па дервишей Малой Азии; сходную картину дает курдская секта ахле-хакк, очень распространенная в Персии».
2) Whinfield, Methnevi of Djelal-oud-Din Roumi: Никольсон полагает, что Уинфильд преувеличивает роль христианства в формировании суфизма (см. «Selected Poems from the Divani Shamsi Tabriz!, Cambridge, 1898, XXXV, n. 3).
3) Nicholson, op. cit., p. XVII.
4) Сhwоlsоn, Die Ssabier, S. 812.

Итак, по мнению Марра, езидизм является собственно курдской религией, существовавшей среди курдов до их приобщения к исламу и сильно сдавшей свои позиции после проникновения мусульманства в жизнь этого парода. Аргументы Марра, приведенные им в 1911 году, выглядят убедительными; пользуясь своей широкой эрудицией, ученый старается показать влияние, которое оказывали друг на друга религиозная среда Армении и Малой Азии, с одной стороны, и курдов - с другой. Выше мы говорили о более поздних взглядах на езидизм.

Продолжим изложение теории Марра, представляющей интерес не только для изучающих историю курдов, но и вообще для всех, не безразличных к судьбам религиозных идей, тем более что труд русского ученого остался неизвестным на Западе.

Курды - горный народ передней Азии, России (в Закаспийской области). Нынешние курды считаются потомками прежних жителей Курдистана, которые у Ксенофонта называются кардухами, а позже - кордиеями, гордиеями, гордианами. Раулинсон сближает кардухов с горным воинственным народом гуту, в ранних клинообразных надписях упоминаемым наряду с , хеттами (хиттитами), сузийцами, элимийцами и вавилонскими аккадийцами и державшим себя довольно независимо от ассирийской державы. После падения Ниневии гуту постепенно слились с мидянами и вообще с народностями, обитавшими в плоскогорьях Малой Азии, и Персии, и разделяли их дальнейшую участь.

Когда Персия была покорена арабами, курды не выказывали повиновения халифам, постоянно их тревожили, часто встречаются в арабской истории сведения о походах в Курдистан, для усмирения его буйных жителей. В XII веке курд Саладин основал знаменитую Эюбидскую династию в Сирии; в состав его державы входил и Курдистан. В 1258 г. страна попала под власть Хулагу-хана, а в 1388 г. была окончательно завоевана Тимуром. Собиратель земли Иранской, шах Исмаил-Сефи (1499-1523), включил Курдистан в свои владения.

В XVII в. курды взволновались, и значительная часть их перешла в подданство турецкое. В 1880 г. обнаружилась со стороны курдов попытка основать свое собственное государство. Почин шел от персидских курдов северо-западной части провинции , губернатор которой довел подведомственных ему курдов до восстания. Мятежники, под руководством Обейдуллах-хана, призвали к восстанию и турецких соплеменников, но мятеж или, правильнее, война, кончился ничем, за недостатком у курдов твердой организации.

Курды распадаются на множество этнографических групп. В гористой области Курдистана живут асиреты и гураны. У первых грубые, угловатые черты лица, голубые или серые глаза, глубоко лежащие и проницательные, твердая и крепкая походка; у гуранов более нежные и более правильные черты лица, скорее напоминающие греческий тип. Такая разница объясняется не различием происхождения, а неодинаковым образом жизни: одни - кочевники, скотоводы, а другие - оседлые земледельцы.

У кочевников быт родовой; старейшины родов и союзов получают власть наследственно. Знатными предками курды гордится и помнит свою родословную, но нужно думать, что в курдских генеалогиях много подделок. С соседями и между собой курды ведут распри, вызываемые, например, местью за кровь родственника.

Курды храбры, свободолюбивы, гостеприимны, воздержны и соблюдают данное слово, чем резко отличаются от лживых персиян. Женщина курдская пользуется такой свободой, как ни у одного народа на Востоке: она обыкновенно не носит покрывала на лице, свободно выходит из дома, может разговаривать с мужчинами и даже иметь мужскую прислугу.

Девушки, по правилу, выдаются замуж между десятым и двенадцатым годом жизни, причем жених выплачивает вено. Многоженство среди асиретов практикуется только у знатных и богачей, а у гуранов и вовсе не практикуется. Случаи дурного обращения с женщиной редки.

Национальная одежда курдов - белые шаровары, вышитая куртка с короткими рукавами, широкий кафтан и плащ. На голову надевается или турецкий тюрбан, или высокая коническая шапка из войлока, с кисточкой. Длинных волос курды не носят; молодые курды не носят и бороды, а только усы. Традиционная пища - куфта (мясные галушки с молоком, перцем и луком), плов или пилав (барашек с вареным рисом), ржаные лепешки, сыр, молоко, мед, кофе.

Курды любят музыку и танцы. Национальный танец - «чопи»: хоровод c топаньем, живыми телодвижениями и диким криком, под звуки флейты и барабана. Песен много; они слагаются двустишиями, которые в хорах чередуются.

Язык курдский («керманджи») - арийский; его грамматика и вообще строение совпадают с персидским, почему его и относят к иранской ветви. Словарный материал курдского языка более чем в трети является новоперсидским, арабским и тюркским; далее, есть большой запас слов арамейских, греческих, армянских и даже русских (преимущественно на границах), и только остаток лексического запаса принадлежит наречию, бывшему в стране раньше ислама, раньше вторжения новоперсидских и ново-тюркских элементов - какому-то народному наречию языка древнеперсидского.

Арамейские и греческие слова прошли через арабское и персидское посредство. Часть туранского элемента, быть может, имеется в языке еще с вавилонских времен, из относящихся сюда, быть может, и лишь позднейшие слова - ново-тюркские.

Из множества курдских наречий одни более чисты от иностранного наплыва. Речь курдов звучит грубо, но имеет менее гортанных и шипящих звуков, чем другие азиатские языки. Согласные - те же, что и в персидском языке, но гласных и двугласных - гораздо больше, так что персидский алфавит с трудом передает их (например, аэ, ээ, оо, ау, ээу).

Курдская литература не обширна: более образованные курды склонны довольствоваться литературой персидской и турецкой.

По вероисповеданию курды - сунниты. Фанатизма исламского у них нет, религиозные познания слабы: пятикратный «тевхид» (исповедание Божия единства), поклоны и коленопреклонения - все их богослужение.

В глухих уголках Дейрсима на севере и Загроша на юге живут полуязычники (Али-Оллахи, Али-Илахи, Кызылбаши). Они себя признают шиитами, но отличаются от прочих особыми таинственными обрядами, выражающими мысль, что на земле всегда должно находиться видимое воплощение Божества. Таким воплощением Бога были: Моисей, Давид, Иисус, Алий, разные шиитские имамы и святые; и теперь есть в каждой общине живые люди, которых считают за божественное воплощение и которым приносят жертвы, хотя бы они и не вели подвижническую жизнь. Подобные верования существуют у исмаилитов.

Кто такие курды?

В настоящее время курды, населяющие Ирак, Турцию и Иран, не имеют своего независимого государства, но в течении всей своей истории курды стремились к его созданию.

Кто такие курды? Откуда они взялись на Ближнем Востоке. Существует много теорий о происхождении курдов. По теории В.Минорского курды являются потомками древних мидийцев, и с тех времен, когда государство Мидия было ликвидировано Ахеменидами, курды никак не могли создать своего государства. Но под своим названием курды (бывшие мидийцы) стали известны во время арабских завоеваний. С VII по IX век Курдистан оказался в составе арабского халифата.

Но есть и другие теории о происхождении курдов. Некоторые исследователи считают что курды существовали уже во время шумерской цивилизации (конец 4-го тыс.днэ) и были составной частью многочисленного в те времена хурритского народа (кстати урарты были тоже частью хурритского народа). Хурриты - это южная часть всех древних народов Кавказа. Но хурриты говорили на хурритском языке, относящемуся к кавказским языкам (языкам кавказской языковой семьи народов). Поэтому свой современный язык курды приобрели от персов, так как долго жили под их властью.

По другой теории предки курдов - это древние индоевропейцы, которые проникли на территорию Малой Азии в начале 2-го тыс.днэ (совместно с хеттами, лувийцами и палайцами). Если историю хеттов и лувийцев мы хорошо знаем, историю палайцев мы знаем плохо.


По моей версии палайцы и восточные группы фригийцев стали основой для формирования армянского народа в начале 1-го тыс.днэ. Армяне заняли территорию бывшего государства Урарту и создали там государство Великая Армения. А территория у этого государства была большой - от берегов Каспийского моря до берегов Черного и Средизеного моря. И у меня возник вопрос - а не является ли древняя история армянского и курдского народа общей???

Посмотим, какие же события происходили в те времена в тех местах. Примерно в 1100 г.днэ «народами моря» было разрушено Хеттское государство, которое было населено хеттами и палайцами. В разрушении государства хеттов активно участвовали фригийцы (мушки). При этом основная территория хетского государства вошла в состав Фригийского государства. И именно в эти же времена начинается формирование армянского народа (на основе палайцев и восточной группы фригийцев). Примерно в это же время из хурритских племен в тех же местах формируется урартский народ, который создал на территории Южного Кавказа большое государство Урарту. В составе этого государства жили и древние армяне (на западе Урарту) и урарты (хурриты), живние в восточной части Урарту. Южнее Урарту в те времена существовало мощная Ассирийская держава, народ которой - ассирийцы говорили в основном на арамейском языке (семитский язык). Если мы будем считать урартов предками курдов (язык у них в те времена был еще хурритским) то увидим, что история древних армян и курдов в те времена была общей.


В 7-начале 6 века днэ Урарту было нанесено сильное поражение от Ассирии, а затем оно окончательно уничтожено Мидией. Вскоре и сама Мидия попала под власть персов и стала частью государства Ахеменидов. Возможно именно в это время древние курды (уратты) начали пользоваться все больше мидийским и персидским языками. Именно после этих времен они сохранили свой современный язык (язык западноиранской группы языков). А древние армяне сохранили свой язык, так как они жили более удаленно от персов и мидийцев.

После исчезновения Урарту армяне создали свое государство, признав зависимость о Ахеменидов, потом от Македонского и от Селевкидов. Во время этого периода оно постепенно укрепляется, и наконец в период ослабления Селевкилов, Армения Великая становится крупнейшим государством Ближнего Востока. Древние курды и армяне опять стали жить в одном государстве. Но этом период закончился, когда на международной арене появились Римская и Парфянская империи. И Армения стала местом борьбы между римской (затем Византийской) и парфянской (персидской) империями. Во время этих войн Армению постоянно делили на сферы влияния. Окончательно это государство исчезло когда его завоевали арабы в 7 веке нашей эры. В это время курды уже имели свое современное название, армяне тоже сохранили свое название и свой язык.

Во время ослабления Халифата курды создали свои независимые княжества Шахрезур и Мерванидов. Но эти государства были разгромлены турками-сельджуками и монголами.

Многочисленные курдские феодальные государства, на которые делился Курдистан в средние века, лишь номинально входили в состав деспотических монархий. Они сохраняли свою независимость. В 1514 году после Чалдыранской битвы Курдистан был разделен между Турцией и Ираном.

Но почему все таки у таких близких по истории народов - армян и курдов такой разный итог?. Это произошло (по моему мнению) потому, в события на Ближнем Востоке вмешалась Россия и она смогла взять под покровительство армян (и у них есть сейчас свое государство) . А курды и в настоящее время не имеют своего государства


(территория Курдистана разделена между Турцией, Ираком и Ираном.).

Для справки

Курды - народ индоевропейского происхождения, широко распространенный на территории четырех государств. Курды - горный и исторически кочевой народ, их количество насчитывается от 25 до 35 миллионов.

Курды проживают на полумиллионе квадратных километрах горной территории, простирающейся от юго-востока Турции до центральной части Ирана, включая Ирак и Сирию.

Большинство курдов (12-15 миллионов) проживает в Турции, составляя пятую часть населения страны. Курдское население Ирана составляет около пяти миллионов, что составляет около 10 % населения, в Ираке - 4.6 млн (15-20 %), а в Сирии - около двух миллионов (9 %).

Не смотря на отсутствие государственности, курды сохранили свой язык, традиции и клановую форму социальной организации.

Курды обладают большой европейской диаспорой. Согласно данным Совета Европы о курдской диаспоре: 800 000 в Германии, 100 000 в Швеции, 90 000 в Великобритании и 120 000 - 150 000 во Франции.

У курдов есть два отличных друг от друга диалекта. На курманджи говорят в Сирии, Турции, на севере Иракского Курдистана и во всех странах бывшего СССР, на сорани разговаривают в Иране и Ираке. В турецком Курдистане распространен зазаки, на котором в первую очередь говорят в провинции Тунджели.

Большинство курдов - мусульмане суннитского толка. Курды-шииты, которые жили в Ираке, были уничтожены или депортированы Саддамом Хусейном в 1987-1988 годах. Некоторые из сбежавших из Ирака курдов-шиитов сейчас живут в лагерях беженцев в Иране. Кроме того, сообщество курдов-шиитов проживает на юге Ирана.

Информация взята

В Турции начались забастовки: Рабочая партия Курдистана (РПК) борется за создание независимого государства в Турции в течение десятилетий.

Курды появились как наиболее эффективный партнер Запада в войне против исламского государства (IS) группы в Сирии и Ираке, и, при этом, они снова поставили курдский вопрос в центре внимания международного сообщества.

Ожесточенные сражения за Kobane в Сирии стали символом анти-сопротивления, и символом стремления курдов к транснациональному единству.

Курдские боевики из трех стран сражались вместе в первый раз, когда к сирийской курдской милиции, YPG, присоединился небольшой контингент вооруженных до зубов боевиков Пешмерга (вооруженных сил правительства Ирака Курдистан), а также бойцы из сепаратистской Курдской рабочей партия из Турции. Воодушевленные поддержкой США ударами с воздуха, они в конечном итоге возобладали, и исключили джихадистов из Kobane в январе 2015.

Решение Турции 24 июля бомбить группы РПК ​​- показали, что Анкара не упустит возможность нанести удар по курдским сепаратистам.

Кто такие курды?

Курдская этническая группа на Ближнем Востоке, имеющая язык и культурную идентичность. Они культурно и лингвистически связаны с иранцами. Курды населяют непрерывную область 500000 квадратных километров, охватывающую четыре страны — юго-восточная Турция, Северный Ирак, Северная Сирия и северо-запад Ирана. Есть значительные Курдский диаспоры в Европе, США, Канаде и странах бывшего СССР.

Курды по численности самая большая в мире нация без государства

Не существует этнической переписи курдов по странам, но расчеты показывают, что они образуют население от 20 до 40 миллионов человек. Есть 15 миллионов курдов в Турции, от 7 до 8 миллионов в Иране, от 1 до 2 млн. в Сирии.

Региональное правительство Курдистана (КРГ), полу-автономный регион в Ираке, утверждает, что проживает курдов 5,3 млн жителей, но Багдад говорит, что есть только 4,3 млн.

Крупнейшая Курдская диаспора в Европе. Согласно Парижского курдского института, есть 1,5 — 1,7 миллионов курдов в Западной Европе, в том числе 800 000 в Германии. Около 80% курдов, проживающих в Западной Европе, первоначально приходят из Турции. Еще 50000 курдов живут в США и более чем 25,000 в Канаде.

«Курдский личность не основывается на религии, но на языке и культуре» — Кендал Незан, глава Парижского института курдов.

Подавляющее большинство курдов, между 70% и 90%, мусульмане-сунниты. Но есть и меньшинство курдов, которые мусульмане-шииты в Иране и на юге Ирака, где, по оценкам 20000 вернулись после падения режима Саддама Хусейна. В Турции курды, которые алавиты, считаются членами филиала шиитского ислама с элементами суфизма.

Другие религии среди курдских общин включают христианство (католики, ассирийцы, халдеи и сирийцы), иудаизм (некоторые еврейские 25000 курды мигрировали в США и Израиль в 1950), а также Езидизм в Ираке.

Есть ли реальный Курдистан?

Курдистан, который буквально означает «Страна курдов» , часто появляется на мировых картах, используемых курдскими боевиками. Тем не менее, нет такого государства, признанного международным правом.

Ближе всего среди курдов к независимому государству находится КРГ, которая управляет полуавтономией Иракский Курдистан. Президент КР, Масуд Барзани, это главнокомандующий вооруженными силами Пешмерга, число которых 190,000 бойцов.

Иракский Курдистан, служит моделью для сирийских курдов, которые надеются создать аналогичную автономную провинцию «Rojava», включая курдские анклавы Afrin, Kobane и Камышлы.

Курды никогда не жили в условиях централизованного курдского государственного контроля и существуют десятки политических фракций, разделенных между Ираком, Ираном, Сирией и Турцией.

В Сирии насчитывается 17 курдских партий. Главным является Союз демократических партий (PYD), которая является филиалом РПК в Турции. Основанная Абдуллы Оджалана в 1978 году, РПК взяла в руки оружие против Анкары в 1984 году, чтобы потребовать независимое государство и с тех пор у них непростые отношения с Турцией. Группа характеризуется марксистской идеологией и были перечислена в качестве террористической организации в США и Европейском Союзе.

Два курдские партии соперничают в иракском Курдистане. Демократическая партия Курдистана (ДПК), возглавляемая Барзани, контролирует северную часть иракского Курдистана и ее столицы, Эрбиль. Патриотический союз Курдистана (ПСК), базируется в городе Сулеймания, является доминирующей в южной части.

Турция в состоянии войны с курдами?

Анкара рассматривает РПК боевиков Турции в качестве противника. И хоть Эрдоган утверждает, что курдский народ не рассматривается им в качестве врага, если внимательно следить за действиями президента Турции, то легко обнаружить: он с удовольствием бы устроил курдам геноцид, как в былые времена геноцид устроили армянам, да только времена изменились. Во времена открытого информационного мира устроить геноцид не получиться.

Все курды борются против группы IS?

Курдские силы, такие как РПК и Сирийской YPG были на линии фронта в борьбе против группы в Сирии и Ираке. Тем не менее, Наср сказал, что есть также видные курдские боевики в рядах группы джихадистов, большинство из них в курдских районах Турции, Ираке (в частности Халабджа) или Ирана. Несколько сирийских курдов, которые присоединились к группе пришли из Amouda и Kahtania, двух городов, расположенных недалеко от границы Турции и Сирии.

Джихадистов группа курдских боевиков стремится показать, что ее война — это религиозная борьба. Военный командир во время битвы Kobane был курд из Халабджу.

«Их цель сказать, что их борьба не против курдов в качестве этнической группы, а против светских и демократических принципов» сказал Наср.

Какого монстра взрастил Эрдоган

При произношении крылатой фразы «нация без государства », первое, что приходит на ум - курды. Самобытный народ с общей численностью в 35 миллионов человек, разбросан на территории нескольких государств в западно-южной части Азии. Слушая новости о национальных конфликтах, происходящих в этом регионе, многие задаются вопросом - кто такие курды и откуда они взялись?

Древняя история курдов

Родина курдов издавна была ареной бесконечных споров между двумя крупными империями: Иранской и Османской. История пронизана драматизмом и, в некоторой мере, несправедлива к этому народу - в многовековой борьбе с чужеземными захватчиками они так и не смогли создать независимое государство .

Современные раскопки архитекторов в междуречье рек Тигр и Евфрат говорят о том, что народность курдов сформировалась в периоде с 5000 до 4500 лет до н.э., и проживали они в древнем государстве Мидия. Выгодное графическое положение, а царство имело выход к современных Чёрному, Каспийскому и Аравийскому морях, заставляла курдов постоянно отбиваться от нападений соседних государств.

В конце 600 лет до н.э., под натиском кочевников из племен монголов, тюрок и сельджуков, произошло окончательное падение Мидии. Некогда монолитный народ разбит географическими границами разных государств, и 80% курдов проживают в современной Турции, Ираке, Иране и Сирии.

Курдистан сегодня: возможность создания автономного государства

Стремительно развивающие события, которые происходили в начале 21 века, и продолжают будоражить весь мир сегодня, заставляют задуматься о предоставлении некой автономии для курдов . Рассмотрим все «за» в вопросе о создании новой страны:

  • Историческая справедливость . Очевидна выгода для курдов, которые являясь одним из самых древних народов, не имеет своего государства.
  • Национальное примирение . В Турции к курдам относятся с опасением, в Иране и Ираке их называют «неправильными» мусульманами. Автономия решила бы все междунациональные противоречия.
  • Геополитика . Зачастую, для решения своих вопросов на востоке, «курдскую» карту разыгрывают супердержавы. Курдистан помог бы частично успокоить ситуацию в регионе.

Курды: религия

Курдская религия отличается своей многогранностью. Виной этому можно считать тот факт, что проживает народ на территории нескольких странах . Вероучения этнических групп разных государств, оставило свой след не только в религии, но и в традициях и обычаях древних предков.

  • Сунниты . В основном это касается курдов проживающих на территории Турции и Сирии. В Ираке и Иране, где большинство мусульман относят себя к шиитам, проживают езиды.
  • Езиды . Первоначало езиды были язычниками, сейчас религия включает в себя элементы иудаизма и христианства. Проживают в Ираке, но имеют обширную диаспору в Армении, Грузии, Германии, Франции и США.
  • Монофизиты . Верование переплетается с христианством, и гласит, что Бог имеет только одну природу - божественную. У православных Иисус Христос воплощает в себе человеческий облик и божественную силу.
  • Шииты, христиане . Христине проживают в центре Курдистана, шииты в Ираке и Иране.

Численность курдов в мире

Как мы уже говорили, курды - огромный крупный этнос Азии, который не имеет своей государственности . Большая часть населения компактно проживает на территории называемой Курдистан, который делится на четыре географо-политические части:

По всему миру живут около 35 миллионов курдов. Помимо Курдистана большое количество живет в Германии (800000) и Франции. Много езидов, которым надоело навязывание им мусульманского вероисповедания, перекочевали в Армению.

Если говорить о территории бывшего СССР, то в странах СНГ их проживает около 200000 человек:

  1. Россия 57,4 тыс. человек,
  2. Армения 51,2 тыс. человек,
  3. Грузия 34,7 тыс. человек,

Эти страны являются лидерами по этим проживанию курдов.

Как живут курды в России?

Россия и Курдистан во все времена вели дружеские отношения. В частности курды активно помогали Российской Империи во время Крымской войны. События начала прошлого века, с последующим вхождением в состав России территорий Северного Кавказа, обозначил появление в нашей национальной семье курдов.

По итогам последней переписи населения, курдов в России проживает около 57476 тыс. человек . Самая многочисленная диаспора:

В основном курды заняты в сельской отрасли, и комфортно себя чувствуют в России. Об этом, в частности, может говорить тот факт, что на чистом курдском языке говорят только старшее поколение . Дети общаются на русском языке, который по своим лингвистическим характеристикам ничем не отличается от любого другого региона страны.

Традиции курдов

Культура и быт народа отличается своими особенностями. Издавна курды верили в идолов. Попав под воздействие мусульманского халифата, культура и традиции этого древнего этноса впитали в себя особенности двух религий :

  • Свадьба . Бракосочетание происходит весной, а само празднование может продлиться до 7 дней. Сохранился до наших дней и обычай «похищения» невесты.
  • Похороны . Покойного заматывают в хлопчатую ткань, на грудь ложится зеркальце и камень. Родственники умершего носят траур в течение года.
  • Женщины . В отличие от мусульман, которые закрывают свое лицо тонкой повязкой «никаб », представительницы слабого пола курдов этого не делают. Вместо паранджи распространена современная одежда, среди которой на особом месте стоят штаны (в старину - для удобства езды на лошадях).
  • Дети . Отцом обязательно должен быть курд, мать - «порядочная» женщина любой национальности.
  • Алкоголь . Среди езидов популярно вино, которое они считают кровью Христа. Пьется напиток с особой аккуратностью, дабы не пролить ни одной капли на землю.
  • Гость . Особое отношение к гостю можно охарактеризовать национальной пословицей: «Жена, сабля, конь - никому, все остальное - гостю ».

Теперь вы знаете, кто такие курды и откуда они взялись. Являясь самым многочисленным этносом южно-западной части Азии, курды издавна ведут борьбу за создания собственного государства - Курдистана.

Стремление этого народа к свободе и независимости поддерживаются многими людьми со всего мира. Борьба за автономию продолжается, и кто знает, может в течение следующего десятилетия, мы будем свидетелями создания нового государства.

Видео: откуда возникли курды?

В этом видео историк Фархат Патеев расскажет, как и откуда возникла нация курдов, какие ее ожидают перспективы в дальнейшем: