Кто возглавляет роспотребнадзор. Чем занимается Роспотребнадзор РФ? Внеплановые проверки проводятся в трех случаях

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Положение
о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322)

С изменениями и дополнениями от:

23 мая, 14 декабря 2006 г., 29 сентября, 7 ноября 2008 г., 16 июля, 8 августа 2009 г., 20 февраля, 15 июня 2010 г., 24 марта, 17, 24 октября 2011 г., 19 июня 2012 г., 30 января, 21 мая, 5 июня, 2 ноября 2013 г., 27 декабря 2014 г., 23 июля 2015 г., 1 июля 2016 г., 24 января, 20 сентября 2017 г., 24 апреля 2018 г.

I. Общие положения

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

2. Руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет следующие полномочия:

5.1. осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

5.1.2. федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

5.1.3. федеральный государственный надзор за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров;

5.1.6. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке;

5.1.7. федеральный государственный надзор за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 67 Положение дополнено подпунктом 5.1.8

5.1.8. государственный контроль за соблюдением требований о включении информации о классе энергетической эффективности товара, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, нанесении такой информации на его этикетку, а также правил включения (нанесения) указанной информации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 744 Положение дополнено пунктом 5.1.9

5.1.9. государственный надзор за соответствием информационной продукции, реализуемой потребителям, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также в части размещения на такой продукции в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции;

5.2. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности , отнесенных к компетенции Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 Положение дополнено подпунктом 5.2.3

5.2.3. осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню , утвержденному Правительством Российской Федерации, за исключением уведомлений, представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на территориях , подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.2.5

5.2.5. устанавливает перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.2.6 с 4 мая 2018 г. - Постановление Правительства России от 24 апреля 2018 г. N 501

5.2.6. устанавливает перечень тонизирующих веществ (компонентов), которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов объема готовой продукции при ее производстве (за исключением производства в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта) и (или) обороте (за исключением закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза за пределы территории Российской Федерации (экспорта);

5.3. регистрирует:

5.3.1. впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.2. отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

5.3.3. отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации;

5.3.4. лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 65 Положение дополнено подпунктом 5.3.5

5.3.5. товары в случае, если они включены в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза;

5.4. устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5.5. информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5.6. готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 января 2017 г. N 61 Положение дополнено подпунктом 5.7.1

5.7.1. осуществляет мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду - в пределах своей компетенции;

5.8. организует деятельность системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;

5.8.1. осуществляет разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также разработку обязательных требований в сфере защиты прав потребителей;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 428 Положение дополнено подпунктом 5.8.2

5.8.2. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере деятельности Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения;

Информация об изменениях:

Положение дополнено подпунктом 5.8.3 с 30 сентября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2017 г. N 1129

5.8.3. устанавливает порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений;

5.9. осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов , государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу;

5.10. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по их мобилизационной подготовке;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 438 Положение дополнено подпунктом 5.13.1

5.13.1. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.14. организует дополнительное профессиональное образование работников центрального аппарата Службы, его территориальных органов и подведомственных Службе организаций;

5.15. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

5.16. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.17. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.18. осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

6.2. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

6.3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;

6.4. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

6.5. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.6. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

6.7. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.8. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 616 Положение дополнено подпунктом 6.9

6.9. учреждать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждать ими работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждать положения об этих знаке и наградах, а также их описания.

7. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Службы не распространяются на полномочия руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по управлению имуществом, закрепленным за Службой на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Службы.

III. Организация деятельности

8. Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу функций.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

9.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы;

9.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

9.2.5. проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении;

9.2.6. предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, находящихся в ведении Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 814 Положение дополнено подпунктом 9.2.7

9.2.7. предложения о присвоении почетных званий и представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

9.8. вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 612 Положение дополнено подпунктом 9.9

9.9. утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Службы и ее территориальных органов.

10. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе иметь геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

13. Место нахождения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - г. Москва.

Роспотребнадзор всегда наслуху. Отчасти это заслуга его руководителя, «главного санитарного врача» господина Онищенко. Но истинная причина все же в том, что эта Служба выполняет действительно важные функции. В том числе в жилищно-коммунальной сфере.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (коротко – Роспотребнадзор) образована в 2004 году. Действует на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 г. №154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и соответствующего Положения, утвержденного Правительством 30 июня 2004 г. Административно входит в Министерство здравоохранения (бывший Минздравсоцразвития).

Компетенция Роспотребнадзора – это надзор за исполнением обязательных требований российского законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Иными словами, контроль за выполнением предписаний двух законов, составляющих правовую основу деятельности Службы: ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» от 30.03.1999 г. и Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г.

В соответствии со статьей 20 Жилищного Кодекса РФ, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченным органами исполнительной власти субъектов. Такими органами являются региональные Государственные жилищные инспекции. Их деятельность координируется Правительством РФ.

Однако Роспотребнадзор так же обладает некоторыми полномочиями в жилищно-коммунальной сфере. Условно их можно разделить на полномочия в сфере санитарно-эпидемиологического контроля и сфере защиты прав потребителей.


Санитарно-эпидемиологический контроль

Вы можете обратиться в Роспотребнадзор по таким санитарным вопросам, как:

  1. Нарушение правил вывоза и хранения ТБО. Любые действия с твердыми бытовыми отходами , а значит, входит в компетенцию Службы.
  2. Нарушение санитарно-гигиенических норм в местах проживания (плесень, шум и т.п.). Мы уже рассказывали, – одной из мер является обращение в Роспотребнадзор.
  3. Курение и вред табака (о том, как бороться с соседом, курящем в подъезде, мы также рассказывали в одном из ) и другим вопросам.

Что касается эпидемиологического контроля, Роспопотребнадзор поможет вам, если , а в .

Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

В общем виде полномочия Роспотребнадзора в этой сфере указаны в статье 40 Закона «О защите прав потребителей». Согласно этой норме к компетенции Службы относятся:

1. Привлечение к ответственности лиц, совершивших (допустивших) нарушение обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Наиболее типичное нарушение, при этом, – обман потребителей. Чаще всего он выражается в оказании услуг ненадлежащего качества или не в полном объеме, а также взимании чрезмерной платы за жилищно-коммунальные услуги. В нередко указываются неполные или ложные сведения об ЖКУ и их исполнителях. Кроме того, часто управляющие компании не надлежаще исполняют свои обязанности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

2. Обращение в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.

3. Вступление в рассмотрение судом дела по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей ЖКУ.

Кроме того, Роспотбернадзор оказывает правовую поддержку, консультирование по вопросам, входящим в его компетенцию. Иными словами, вам могут оказать практическую помощь в составлении претензии или искового заявления по тому или иному вопросу.

Обратиться в Роспотребнадзор можно:

  • Письменно по почте.
  • Через официальный сайт – rospotrebnadzor.ru, заполнив, специальную форму .
  • По телефону бесплатной горячей линии – 8-800-100-0004.

И вы и мы продолжаем удивляться и недоумевать, почему Роспотребнадзор продолжает безнаказанно разрешать и далее прикрывать применение реагентов, которые по Закону применять нельзя. Было очень сложно понять и осознать, что именно даёт чувство безнаказанности и спокойствия высокопоставленным сотрудникам этого надзорного органа?

Оказывается всё просто — Роспотребнадзор выведен из структуры Министерства здравоохранения, передан под управление Правительства РФ и теперь контролирует сам себя, т.е. сам придумывает правила и сам себя надзирает. Ни больше, ни меньше…

А теперь смотрим мноходовочку в обратном порядке:

23 октября 2013. Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко освобожден от занимаемой должности и назначен помощником премьер-министра России Дмитрия Медведева , сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление пресс-секретаря главы правительства Натальи Тимаковой. По ее словам, соответствующее распоряжение подписано Медведевым.

По словам Тимаковой, договоренность о новом месте работы Онищенко была достигнута между ним и премьер-министром еще год назад . Тогда при заключении годового контракта о работе Онищенко в Роспотребнадзоре Медведев предложил ему после истечения контракта перейти на работу в правительство в качестве помощника премьера.

Казалось бы, что Геннадию Григорьевичу делать в Правительстве, что советовать и чем рулить? Судя по всему, сей ларчик просто открывается, потому как Геннадий Онищенко предположительно продолжает рулить Роспотребнадзором, для чего тот заблаговременно был вырван у Минздрава и передан в Правительство РФ.

За три месяца до отставки

02 июля 2013. Госдума приняла во вторник во втором и третьем окончательном чтении закон, который выводит из ведения Минздрава Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.


Изменения вносятся в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В первом чтении законопроект был принят 22 мая 2013г. Законодательная инициатива подготовлена в соответствии с указами президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»***.

Согласно документу, Роспотребнадзор выведен из ведения Минздрава РФ и руководство его деятельностью возложено на правительство РФ. Также установлены полномочия Роспотребнадзора по осуществлению функций по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

Предлагается в целях дальнейшего осуществления государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и обеспечения преемственности работы по разработке санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований наделить Роспотребнадзор полномочиями по осуществлению функций по разработке и утверждению санитарных правил.

«Теперь Роспотребнадзору даются полномочия беспрецедентные в рамках административной реформы, он теперь является и правоустанавливающим, и проверяющим исполняющим органом. Это артефакт, нарушается вся логика построения системы государственной власти на правоустанавливающие органы, министерства и реализующие, то есть придумают норму и сами у себя будут требовать ее исполнения», - сказал РИА Новости глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников.

Он уточнил, что контроля никакого, кроме как со стороны самого Роспотребнадзора, не будет.

*** Президент Владимир Путин подписал указ, согласно которому Роспотребнадзор будет подчиняться непосредственно Правительству РФ, а не Минздраву, как это было раньше .

Указ Президента РФ от 21.05.2012 №636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» опубликован в «Российской газете» 22 мая 2012 года и вступил в силу с момента публикации. В соответствии с этим документом Министерство здравоохранения и социального развития РФ преобразовано в Министерство здравоохранения РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ.

Обновленный Минздрав получает функции по обращению лекарственных средств и обеспечению их качества, по медицинской помощи и реабилитации, по фармацевтической деятельности, по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и работников, трудящихся в опасных условиях, по воздействию на организм человека различных факторов, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи и проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Минздрав продолжит координировать деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Кроме того, в его ведении остается Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) и потерявший свою социальную составляющую Росздравнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения).

Наконец, этим же указом Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) переходит под непосредственное управление Правительства РФ. Ранее это ведомство также подчинялось Минздравсоцразвития .

Полномочия Роспотребнадзора, функции, исполняемые этой федеральной службой, и законодательная база должны быть известны любому поставщику, попадающему под ее юрисдикцию. Кроме этого, с работой Роспотребнадзора должны быть знакомы и рядовые потребители, чтобы в случае приобретения некачественного товара или услуги смогли отстоять свои интересы.

Деятельность

Роспотребнадзор осуществляет свою работу в следующих направлениях:

  1. Эпидемиологический и санитарный контроль.
  2. Защита прав потребителей.
  3. Решение вопросов государственной службы.
  4. Сотрудничество с другими странами (ВТО, Таможенный союз).
  5. Научные исследования.

Структура

Роспотребнадзор осуществляет свою деятельность через региональные представительства, взаимодействуя с другими организациями и органами исполнительной власти. Структура организации выглядит следующим образом :

  1. Центральный аппарат (руководители, помощники, служба по связям с общественностью, управления (санитарного и эпидемиологического надзора, защиты прав потребителей, научного направления, финансово-экономической сферы и др.)).
  2. Управление по регионам РФ.
  3. Центры гигиены и эпидемиологии в регионах.
  4. Противочумные центры.
  5. Санитарные и эпидемиологические службы различных ведомств.

Федеральная служба имеет 84 управления в субъектах РФ и 90 центров гигиены. Кроме этого в структуре службы находится 29 НИИ (11 гигиенического профиля, 18 эпидемиологического профиля), 14 противочумных учреждений. В организации под управлением главного государственного санитарного врача работает более 100 тысяч специалистов.

Законодательная база

Роспотребнадзор выполняет свои функции согласно Постановлению Правительства №154 от 06.04.04 и Положению №322 от 30.06.04 . Основными нормативными документами, которые регулируют деятельность этой службы, являются:

Кроме этого, Роспотребнадзор в своей деятельности должен руководствоваться Конституцией РФ, актами президента и правительства РФ, актами Минздрава, а также международными договорами.

Полномочия

Роспотребнадзором осуществляются такие полномочия, как:

Организация деятельности

Руководитель Роспотребнадзора, главный санитарный врач, назначается Правительством и персонально отвечает за осуществление службой ее полномочий. Его заместители также назначаются Правительством.

Начальник службы определяет обязанности своих подчиненных, вносит предложения по поводу их назначения или освобождения от службы, поощрения и присвоения им званий. Назначает на должность сотрудников центрального аппарата ведомства, главных санитарных врачей в субъектах РФ.

Руководителем осуществляется определение штатного расписания центрального аппарата, утверждение численности и сметы расходов на содержание территориальных органов. Кроме этого главный государственный санитарный врач, взаимодействуя с Министерством финансов, вносит предложения по формированию бюджета.

Права и обязанности

Важнейшей функцией Роспотребнадзора является защита прав потребителей . При возникновении споров между потребителями и поставщиками услуг или товаров, служба должна выступить в качестве независимого эксперта, проверяя соблюдение требований нормативно-правовых актов. Для этого представители службы вправе получать доступ к необходимой информации, назначать .

Стоит отметить, что проведение проверок регламентируется №294-ФЗ и должно четко соответствовать требованиям, описанным в этом документе. Так, например, Роспотребнадзор обязан проверять выполнение требований только в рамках своих полномочий, должен проводить проверку только в присутствии руководителя организации, распространять информацию о проверке. Эти и другие положения должны соблюдаться службой, иначе проверка может признаться незаконной.

Виды проверок

Проверки, осуществляемые Федеральной службой по надзору в сфере прав потребителей, могут быть нескольких видов, каждый из которых имеет свои особенности.

Плановые

Проверки такого типа осуществляются по специальному графику . Организация или предприниматель должны быть предупреждены как минимум за три дня до проверки. Частота плановых проверок – не более одного раза в три года. Для медицинских учреждений этот период уменьшается до года.

Внеплановые

Такие проверки, как правило, являются следствием обращений граждан по поводу различных нарушений. Инициировать проверку могут также органы местного самоуправления. Кроме этого, проверки такого плана организуются для контроля за устранением выданных ранее предписаний. О внеплановых проверках проверяемые организации должны быть извещены за 24 часа. Однако, если существует угроза для людей или другого характера, оповещение не обязательно.

Документарные

Предметом документарной проверки являются документы юридического лица или предпринимателя.

Сведения, интересующие надзорные органы, находятся в документах, которые устанавливают организационно-правовую форму предприятия, права и обязанности организации, а также других условий, обязательных для ведения профессиональной деятельности.

Данная проверка основывается на рассмотрении документов , которые в первую очередь имеются в доступе контролирующего органа:

  • подтверждение о начале осуществления отдельных видов деятельности;
  • дела об административных нарушениях;
  • сведения о прежних проверках и пр.

Выездные

Выездные проверки позволяют Роспотребнадзору проверить не только документы, но и соответствие сотрудников, зданий, помещений, оборудования, транспорта, товара. Выездные проверки могут быть плановыми или внеплановыми.

При выезде могут быть проверены:

  • оформление вывески, обустройство помещения;
  • уголок потребителя;
  • вид ценников;
  • товарное соседство;
  • качество продукции;
  • производство фасовки.

Помимо этого, выездная комиссия может произвести отбор проб продукции или окружающей среды на производстве для последующих исследований.

Вне зависимости от вида проверки, представитель Роспотребнадзора обязан перед началом процедуры предъявить проверяемому удостоверение и соответствующее распоряжение . Должность и имя проверяющего, указанные в удостоверении, должны совпадать с данными, указанными в распоряжении. Кроме этого, действия сотрудников должны соответствовать плану мероприятий, описанному в документе.

Объекты

Процедура будет инициирована в отношении компаний, которые оказывают услуги населению :

  • продажа товаров;
  • продажа продовольствия;
  • оказание бытовых услуг;
  • заведения общепита;
  • организации, реализующие лекарственные средства.

Также под контролем Роспотребнадзора находятся опасные промышленные объекты, образовательные и лечебные учреждения.

По окончанию проверки контролирующий орган обязан составить Акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Минэкономразвития, №141 . Акт содержит информацию об объекте проверки, времени проведения, сведения о проверяемых и проверяющих сотрудниках, а также информацию о результатах.

Если в процессе проверки производился отбор проб, или сотрудниками были написаны письменные объяснения о нарушении тех или иных требований законодательства, то к акту должны быть приложены соответствующие документы. Проверяемый вправе подать письменное возражение на составленный акт в течение 15 дней , если у него существуют мотивированные причины.

По результатами процедуры проверяемому могут выдать предписание об устранении нарушений. Предписание помимо сведений об объекте проверки и прочих реквизитов должно содержать описание нарушений и сроки их устранения. Этот документ можно также оспорить в течение 15 дней.

Компетенция

Ведомство при осуществлении своей деятельности не имеет право:

  • проводить проверки без присутствия ответственных лиц организации, если не существует опасности для жизни населения, безопасности государства и т.д;
  • изымать оригиналы документов и требовать документацию на продукцию, которая не является предметов проверки;
  • превышать сроки проведения проверки;
  • отбирать пробы без оформления соответствующих актов;
  • вынуждать проверяемую организацию за свой счет осуществлять контрольные мероприятия.

Существует ограничение по срокам проводимых проверок. Для малых организаций плановая выездная проверка не может проводиться более 50 часов, а для микропредприятий – не более 15 часов в год. При документарных и внеплановых проверках срок должен быть не более 20 рабочих дней. Примечательно, что, определяя срок, должны учитываться все типы осуществляемых проверок.

Ответственность за нарушения

Ответственность за нарушения, которые выявляет Роспотребнадзор, может быть дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной. Чаще всего нарушения носят административный характер.

Наиболее распространенные нарушения и штрафы за них:

  1. Несоблюдение санитарных требований – 5-10 МРОТ или приостановка деятельности до 3 месяцев.
  2. Нарушение требований использования помещений – до 20 МРОТ.
  3. Нарушения, по причине которых произошло распространение инфекционного заболевания – до 200 МРОТ. В некоторых случая возможно уголовное наказание.
  4. Игнорирование выданных ранее предписаний – до 20 тыс. руб.

Подробнее о том, чем занимается Роспотребнадзор, есть в данном видео.

Что такое Роспотребнадзор и какие функции он выполняет? Контролем за работой организаций, предпринимателей, юр. лиц занимаются много служб, в их число входит Роспотребнадзор. Многие знают данную службу, как организацию по защите потребительских прав. В каких случаях можно обращаться в Роспотребнадзор и какие вопросы он помогает решать?

Обязанности

Роспотребнадзор – это федеральная служба, которая призвана защищать права и интересы граждан как потребителей. Все предприниматели обязаны направлять сведения о начале своей деятельности в эту службу. В каждом субъекте создается территориальный орган, который контролирует подведомственную ему территорию. Функции Роспотребнадзора – проведение мероприятий, контролирующих соблюдение потребительских прав.

Кроме того, служба работает по проверкам обращений на предмет компетентности.

Какие еще имеет функции Роспотребнадзор:
  • надзор за соблюдением санитарных норм в сфере продуктов питания, строительства, образования;
  • потребительский контроль за соблюдение прав граждан в сфере услуг и торговли;
  • проведение санитарных экспертиз и выдача заключений;
  • проведение аттестации работников сферы производства;
  • наблюдение за условиями труда работников предприятий;
  • контроль правильности утилизации отходов, состояния почвы и воздуха;
  • контроль объектов водного общего использования.
Для осуществления своей деятельности сотрудники Роспотребнадзора имеют право:
  1. Получать доступ к трудовым договорам, медицинским книжкам сотрудников предприятия, на котором проводится проверка.
  2. Проверять сертификаты и лицензии на качество продукции.
  3. Проверять правильность функционирования контрольно-кассового аппарата.
  4. Проводить контрольные закупки.
  5. В случаях обнаружения нарушений выписывать штрафы.
  6. Выдавать предписания для устранения нарушений.

Основной функцией службы Роспотребнадзор является защита прав потребителей, охрана их здоровья.

Проверки предпринимателей

Основным методом работы службы является организация проверок. Они делятся на плановые и внеплановые.

Проверка предприятия может проводиться независимо от того, проводится ли проверка данного предприятия другими ведомствами. Задачей плановых проверок является выявление соблюдения или нарушения норм законодательства. Ревизии должны проводиться на основании планов, составленных прокуратурой. Графики составляют на каждый год отдельно.

Запланированные проверки назначаются в следующих случаях:
  • по истечении трех лет после регистрации ИП или юридического лица;
  • после последней проверки прошло три года;
  • в ситуации, когда предприниматель расширяет спектр своей деятельности и уведомляет об этом Роспотребнадзор.

Проверки могут проводиться двумя способами: выезжая на предприятие, такой вид носит название выездных проверк, и изучая предоставленную документацию на своем месте, камеральные проверки.

Внеплановые проверки проводятся при возникновении таких обстоятельств как:
  1. По последним проверкам на предприятии были обнаружены нарушения и вынесено предписание по их устранению. После истечения срока, отведенного на исправление нарушений, служба проводит повторную проверку.
  2. При поступлении в адрес Роспотребнадзора жалобы от гражданина на предпринимательскую деятельность или действия юр. лица.
  3. Нанесение вреда здоровью и жизни человека.
  4. Развитие чрезвычайных ситуаций, связанных с катастрофами техногенного и природного характера.
  5. Обращение граждан с жалобой на нарушение их прав и интересов.

При организации проверок и экспертиз Роспотребнадзор выступает в качестве незаинтересованного, третьего лица.

Сроки проверок

Проверки, установленные по плану, организуются раз в три года. Но в этом правиле есть исключения. Если фирма связана со здравоохранением, образованием, оказанием услуг, проверки могут проводиться намного чаще. Это не будет нарушением закона.

Сроки проведения проверки во всех случаях разные. Но ее продолжительность не должна превышать 20 дней. Общее количество часов, отведенных на выездные проверки, составляет 50 часов на одну организацию. Если предприятие небольшое, на него выделяется 15 часов. Срок может быть изменен, если проводится экспертиза сложного случая. Нельзя продлевать внеплановые выезды.

Служба Роспотребнадзора обязана уведомить предприятие, в отношении которого планируется проведение проверки, не позднее трех рабочих дней до ее начала. Для этого отсылается копия приказа с сопроводительным письмом.

О проверке, которая возникла вне плана, сотрудники могут уведомить за 24 часа до начала проведения. В этой ситуации уведомление может быть произведено любым возможным способом.

Можно не уведомлять о начале проверки в следующих ситуациях:
  • если из-за работы предпринимателя или юридической фирмы был причинен вред здоровью или возникла угроза жизни людям;
  • производство влечет за собой вред животному и растительному миру;
  • нанесены повреждения памятникам культуры;
  • деятельность допустила нарушение безопасности государства;
  • возникли катастрофы техногенного характера или предпосылки к их развитию;
  • были обнаружены факты .

Все внеплановые проверки должны проводиться только после утверждения прокуратурой.

Защита потребительских интересов

Если в сфере услуг и потребления были нарушены права, можно отправить запрос разными способами:

Ответ на жалобу граждан должен быть предоставлен не позднее 30 дней. Если вопрос не касается сферы деятельности органа, он должен быть направлен нужному адресату. Передача по компетенции составляет 7 дней.

Деятельность, по которой рассматриваются обращения граждан, связана с двумя направлениями:

Проверки могут осуществляться как самостоятельно, так и с привлечением других служб, если вопрос подпадает под их компетенцию.

Отвечая на вопрос, что такое Роспотребнадзор, можно сказать, что это служба, занимающаяся контролем в сфере продуктов питания, их производства, качества хранения. Это контроль за соблюдение прав и интересов граждан, поддержание их санитарного благополучия. Услуги данной службы пользуются большим спросом среди населения. Ежегодно по запросам граждан проводятся сотни проверок деятельности предпринимателей и юридических лиц.