Идейный смысл романа «Преступление и наказание. Влияние идеи на человека по роману федора достоевского преступление и наказание Образ Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

Известно, что Фёдор Достоевский какое-то время провел в ссылке на каторжных работах. И вот, находясь там, писатель столкнулся с самыми разными людьми. А кто обычно отбывает срок на каторге - политические преступники, уголовники, воры и убийцы. Этот факт очень важно учитывать, говоря об анализе романа "Преступление и наказание", потому что именно там, вдали от дома на каторге Достоевский самым тщательным образом изучал и исследовал судьбы этих людей. И не только их истории жизни интересовали Фёдора Достоевского , но и мотивы, толкнувшие того или иного человека совершить преступление.

Какие же важные выводы сделал Достоевский? Эти умозаключения нам очень помогут в анализе романа "Преступление и наказание" и раскрытии образа Раскольникова. Оказывается, чаще всего преступники в то время действовали, движимые недовольством социального положения людей в России. Действительно, о равенстве говорить было нельзя, крестьянам отменили крепостное право, и многие из них, если не большинство, оказались за гранью нищеты. Чем же могли заниматься такие озлобленные бедные люди? Кажется, вывод напрашивается сам собой - крестьяне пьянствовали, шли на крайность и, уезжая жить в город, кормили себя и свои семьи тем, что грабили и убивали.

Делая анализ романа "Преступление и наказание", становится понятно, что Фёдор Достоевский предложил свое виденье, как можно решить эту глобальную проблему в России. Кто-то подумает, что речь идет о революционном движении и свержении самодержавия, однако писатель видел другое развитие - необходимо совершенствование духовной жизни народа путем внедрения в массы христианской морали. По сути, именно христианские принципы могли повлиять на сердце человека и перестроить его ум и душу. Однако причина роста преступности была не только в ужасном финансовом состоянии народа, важной составляющей этого роста стали также новые философии.

Анализ Родиона Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

Поскольку Родион Раскольников - это главный образ романа "Преступление и наказание", поговорим о нем, в конце концов даже краткий анализ "Преступления и наказания" был бы невозможен без обсуждения этого персонажа, то есть образа Раскольникова.

Итак, Родион Раскольников действительно был беден, но решится на убийство старухи-ростовщицы его побудила не только нищета, а главным образом идейные соображения. Его теория состояла в том, что каждый человек относится к одной из двух категорий - "обыкновенные люди" и "необыкновенные люди".

По мнению Раскольникова к первой категории, то есть обыкновенным людям, имеют отношение те, кто живет в согласии с общественными устоями, подчиняются закону, не нарушают порядков и ничего не хотят менять - такая серая масса. А вот вторая категория людей действительно необыкновенная - они нарушают закон, пытаются изменить ход истории и даже распоряжаются чужими жизнями. Если первые - это серая масса, то с необыкновенными людьми все обстоит иначе, потому что такой человек силен, смел и не течет по течению, на таких людях, пожалуй, и держится свет.

Образ Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

Надо отметить, что особенно ярко образ Родиона Раскольникова раскрывается в тот момент, когда он решает посмотреть, в какую группу людей входит он сам, и поэтому убивает старуху. Раскольников, несомненно, весьма талантлив, умен и вместе с тем горд, однако его мечтания и стремления к лучшей жизни остаются лишь в его голове - бедность мешает воплотить их.

Нищета преследует Раскольникова повсюду - его сестра выходит замуж совсем не за того из-за нищеты, отец Сонечки (Мармеладов), титулярный советник, попавший под сокращение, становится алкоголиком и окончательно опускается, а сама Сонечка Мармеладова вынуждена была стать проституткой. Вот в каких обстоятельствах формируется образ Раскольникова в романе "Преступление и наказание".

Другие детали анализа романа

Раскольников рассуждал так, что убитое сильной личностью ничтожество не оказалось никому полезным, однако помогло стать другим счастливыми. И в этом смысле Раскольников не считал свое преступное деяние грехом. Убивая старуху-ростовщицу, Раскольников хотел взять ее деньги, чтобы помочь другим. В конце концов старуха нажилась на чужих бедах, так почему не взять нажитое таким мерзким путем и не отдать бедным, которые нуждаются? Да, делая анализ романа "Преступление и наказание", невольно задумываешься об этих проблемах.

Но образ Раскольникова раскрывается еще глубже, когда после совершения преступления главный герой романа осознает жуткие вещи - он стал убийцей, кровь на его руках мешает даже заключить в объятия своих близких, а совесть гложет его. Тут Раскольников понимает, что у Сонечки Мармеладовой положение ничуть не лучше, чем у него, однако она не позволила своему сердцу ожесточиться и озлобиться на людей, зато она сохранила веру в Бога. Примечательно, что именно Сонечке, от которой Раскольников ожидал сочувствия и помощи, он первой рассказал о своем преступлении.

Анализ "Преступления и наказания" - выводы

Услышал ли Родион Раскольников от Сонечки то, что хотел услышать? Соня посоветовала ему раскаяться и открыть свою душу людям, однако Раскольников сделал по-другому: он сознался в преступлении правоохранителям и в итоге был сослан отбывать наказание на каторге. Оба эти персонажи Достоевского - Раскольников и Соня Мармеладова погубили свою душу, но только Сонечкой руководили глубокие нравственные убеждения, а Родионом идея.

Но что меняется в Раскольникове пока он отбывает наказание? Соня способствует тому, что он духовно возрождается и его моральные устои преобразуются.

Фёдор Достоевский раскрывает в своем романе, что счастье в жизни человека возможно лишь, если человек следует христианским принципам, имеет веру в Бога и творит добро. Именно это наполнит жизнь смыслом, а вовсе не борьба за власть и жестокосердие.

Вы прочитали краткий анализ романа "Преступление и наказание" и узнали об образе Раскольникова. Можете также ознакомиться с кратким содержанием "Преступление и наказание" . Несомненно, вам понравятся и лучшие цитаты из романа.

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Человека никогда не перестанут волновать две вещи: звёздное небо над ним и нравственный закон в нём.
И. Кант

Философское содержание романа касается нравственной проблемы о «праве на кровь», которая относится к «вечным» вопросам. Начиная с античных времён людей волновал вопрос о средствах для достижения или личных, или высоких общественных целей. Крайняя, аморальная, точка зрения на эту проблему сформулирована в виде циничного афоризма: цель оправдывает средства. То есть ради благородных целей человек может совершить любое преступление, а последующими достойными поступками искупить его.

Философская тема романа выражена в теории Раскольникова, изложенной в статье «О преступлении». По убеждению героя, все люди делятся на две категории: одним дана власть над «дрожащим муравейником», а другим суждено всегда подчиняться властителям. Роман построен так, чтобы проверить эту теорию с помощью жизни. Достоевский, через сюжет и систему образов, даёт свой ответ на «вечный» вопрос: никакие высокие цели не могут оправдать преступление, в частности убийство. Доказывая эту в высшей степени гуманистическую идею романа, писатель сталкивает главного героя, совершившего преступление, с другими персонажами, которые вольно или невольно высказываются по поводу «права на кровь». Этих второстепенных персонажей в критической литературе принято разделять на «двойников» и «противников».

«Двойники» (Свидригайлов и Лужин) вполне разделяют идею нищего студента о «праве на кровь», хотя их собственные нравственные принципы являются опошленными и сниженными вариантами «теории» Раскольникова.

Главный герой несколько раз встречается со Свидригайловым — богатым помещиком, сибаритом и ловеласом. Свидригайлов похож на Раскольникова, так как тоже «переступил»: у него на совести убийство жены Марфы Петровны. В этом убийстве Раскольников почти уверен, однако на совести у Аркадия Ивановича есть ещё смерть лакея Фильки (4, II) и смерть глухонемой девочки, о которой преступник вспоминает в полубредовом состоянии в ночь перед самоубийством (6, VI). Сначала кажется, что Свидригайлов и есть «особый человек»: он имеет «право переступить» и при этом жить в своё удовольствие, заглушив голос совести. Он даже делает добрые дела, например, даёт деньги Соне, чтобы она могла поехать за Раскольниковым на каторгу, устраивает в приличный детский приют детей Катерины Ивановны, дарит деньги своей невесте-девочке, чтобы родители не торговали ею в будущем. Иными словами, Свидригайлов «выполняет» программу Раскольникова (добрыми делами заглаживает первоначальное преступление), но Достоевский показывает, что эти добрые дела не спасают Свидригай-лова; он сполна расплачивается за преступления муками совести. Его преследуют кошмары: является недавно убитая Марфа Петровна, вспоминается давно погубленная девочка. В конце концов он стреляется, так как, согласно идее Достоевского, не имеет нравственных сил выдержать грех убийства. Жизненный финал Свидригайлова доказывает, что циничная теория «всё позволено» разрушает человеческую душу. Сообщение о самоубийстве Свидригайлова Раскольников слышит в полицейском участке, куда приходит признаваться в своём преступлении. Таким образом, признание спасает Раскольникова от ещё одного смертного греха — самоубийства.

И Раскольников, и Достоевский отвергают такое «разумное благодеяние». Образ Лужина с его «экономической теорией» показывает, к чему путём логических рассуждений можно прийти, проповедуя принцип «всё позволено». Поэтому в конце визита Лужина главный герой очень разозлился: ведь «благородная» раскольниковская теория о служении людям, чтобы загладить первоначальное преступление, очень похожа на циничную лужинскую теорию о личном преуспевании прежде всего. Обе теории утверждают в конце концов одно — «людей резать можно» (2, V). Действительно, вскоре Лужин чуть не погубил («зарезал») Соню Мармеладову, когда сам тайком сунул ей в карман деньги, а потом обвинил в воровстве (5, I, III).

Идейные «противники» теории Раскольникова — это Соня, следователь Порфирий Петрович, Разумихин, Дуня, маляр Миколка и другие герои романа. Они по разным соображениям отвергают «право на кровь».

Соня Мармеладова выражает христианскую точку зрения на «кровь по совести», согласно которой запрет на убийство относится к главным заповедям-правилам жизни. Для Сони совершенно ясно, что убийство человека не может быть оправдано ничем, никакими благими целями. Поэтому, когда Раскольников признаётся ей в убийстве и пытается объяснить свои мотивы («...если бы вдруг всё это на ваше решение отдали: тому или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости, или умереть Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть?»), она не понимает этих мотивов: «К чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать?.. И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?» (5, IV). Таким образом, с точки зрения Сони, Бог даёт человеку жизнь и только Он, а не человек может взять её. Похожая мысль уже высказывалась в начале романа — в исповеди Мармеладова (1, II).

Разумихин вместе с Раскольниковым составляет традиционную для художественной литературы антитезу герой — его друг, что подчёркивается даже их фамилиями: «расколотость» души (безумие) у одного — «разум» (здравый смысл) у другого. Разумихин отвергает всю надуманную теорию Раскольникова просто потому, что преступление противно здравому смыслу (3, V).

Важнейшую философскую идею в романе несёт образ следователя Порфирия Петровича. Он, безусловно, положительный герой, Достоевский изображает его как умного, проницательного и гуманного человека. Порфирий Петрович выступает суровым обличителем взглядов главного героя. При этом следователь сочувствует Раскольникову и указывает ему единственно возможный, по Достоевскому, выход из создавшегося положения: убийство нельзя загладить будущими добрыми делами, но можно искупить искренним покаянием и наказанием-страданием. Если Соня убеждает Раскольникова покаяться по душе, то Порфирий Петрович призывает покаяться по разуму.

Итак, в «Преступлении и наказании» проявилась одна из самых характерных черт романов Достоевского, которую, вслед за М.М.Бахтиным («Проблемы поэтики Достоевского»), принято называть «полифонией». С одной стороны, в романе описывается история преступления и покаяния главного героя, причём характер, убеждения, жизненные обстоятельства этого героя изображаются на фоне общественной жизни, в столкновении с другими героями, как и должно быть в реалистическом романе. С другой стороны, все второстепенные герои — «двойники» и «противники» — выполняют у Достоевского не только служебную функцию (помогают раскрыть образ главного героя), но и высказывают различные точки зрения по поводу философской проблемы о «праве на кровь».

Философская проблема «крови по совести» не может быть раскрыта с одной точки зрения, её серьёзное рассмотрение требует, так сказать, «кругового обзора». Достоевский в романе подробно представляет философские позиции всех героев. Среди разнообразных мнений далеко не на первом месте стоят философские взгляды самого автора. Автор не возвышается над своими героями, а спорит с ними на равных. Иными словами, в «Преступлении и наказании», как и в других романах Достоевского, наблюдается «сплошное нарушение авторской воли» (Бахтин).

Сначала Достоевский вроде бы не даёт своей оценки описываемым событиям, хотя читатель легко догадывается, что автор по-разному оценивает философские построения героев. Он, как учёный, рассматривает всевозможные взгляды на одну проблему, и только в развязке романа становится ясно, какую же точку зрения сам автор считает правильной — это убеждения Сони и Порфирия Петровича, дополняющие друг друга.

Достоевский создал в своём романе безысходную концепцию мира, показав трагическое состояние и общества, и отдельного человека. По мнению писателя, сопротивление и насилие не способны исправить окружающий мир, единственный путь — смирение. Достоевский, несмотря на то что видит все тяжёлые обстоятельства в жизни Раскольникова и признаёт несправедливость окружающего мира, выносит однозначный и решительный приговор по «вечному» вопросу: «кровь по совести» недопустима, ибо она противоречит нравственному закону.

Основные идеи романа «Преступление и наказание»
Любое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Достоевского "Преступление и наказание" - одно из выдающихся произведений мировой литературы, это "энциклопедия" жизни России 60-х годов, книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества.

Создавая свое произведение, Достоевский хотел показать внутренний мир жителей Петербурга из бедных кварталов, условия, в которых они живут, их отношение к жизни, поиски выхода из мира расчета и наживы в царство настоящей, доброй правды. Это и стало основной идеей романа.

В романе все взаимосвязано: образ жизни, мысли, поступки. Живя в тесных каморках, не имея возможности уехать за город даже летом, люди живут в состоянии постоянного уныния, проводя большее свое время в пивных. Безысходность становится лейтмотивом романа. И неудивительно, что у одного из этих людей, Родиона Раскольникова, возникает идея изменить свое существование. Положение безнадежности, тупика толкает его на моральное преступление против самого себя.

Замысел его страшен, потому что к цели он идет, совершая убийство, но преследует Раскольников благородные цели. Убив старуху, Родион собирался отдать деньги нуждающимся, опираясь на услышанные слова: "Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!" С другой стороны, он хотел проверить свою идею о существовании людей, которым разрешено совершать убийства, и людей, которые этого делать не могут. Кроме того, он хотел испытать на себе свою идею: "Тварь ли я дрожащая или право имею?" И, совершив преступление, Раскольников понимает, что принадлежит ко второму типу людей.

В романе одно из главных мест занимает религиозная тема. Своим преступлением Раскольников нарушает главные христианские заповеди. Одними из самых важных являются идеи смирения и раскаяния. Родион не понимает своей вины с этой точки зрения, а именно это, по мнению автора, заставляет героя мучиться, меняет его. жизнь.

Не только Родион Раскольников переступает через христианские заповеди, их нарушает и Соня Мармеладова.

Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, неспособная в мире наживы заработать денег честным трудом, вынуждена торговать собой, преступая нравственные законы. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в Соне, поднимает этот образ до символа страдания человеческого. Страдание слилось для Достоевского с любовью. Соня - олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь. Кроме того, Соня очень религиозна, она свято верит в существование святых и во все, о чем написано в Библии. Через эту веру она находит свое успокоение. Родион терпит муки, потому что у него нет той поддержки, какая есть у Сони со стороны Бога. Чтобы облегчить мучения Раскольникова, Соня предлагает ему публично покаяться - это тоже одна из христианских традиций. Однако, заметив, что его не понимают, Раскольников оставляет эту затею.

Все дело в том, что причина его переживаний заключается в нем самом. По характеру Родион Раскольников добрый, мягкий человек, тому подтверждение его поступок в доме Мармеладовых, когда он отдает свои последние деньги.

Совершая преступление, он делает что-то противоестественное по отношению к себе же. Раскольников испытывает отвращение и ненависть и к себе, и ко всем.

Сон, приснившийся накануне убийства, про жестокое убийство лошади говорит, что героя возмущает насилие над живым существом. Достоевский усугубляет положение героя, хочет до конца показать, что происходит с человеком, переступившим запретную черту, человеческую природу, поставившим себя наравне с Богом, создавшим людей. Мало того что у Раскольникова после убийства начинается нервное расстройство, с ним происходит самое страшное, что может быть: он теряет связи с окружающими людьми, отрезает себя "ножницами" от тех, кому сострадал. И уже самые близкие люди не в силах ему помочь.

Высок в нравственном отношении Порфирий Петрович. Познакомившись с Раскольниковым, он понимает, что это и есть убийца. Но следователь также увидел, что Родион не обычный преступник, который убил с целью грабежа. В нем заговорила профессиональная гордость: он захотел, чтобы Раскольников сам признался в своем преступлении. Этим он помог и герою, и не только потому, что тот пришел с повинной, это повлияло на мнение героя о своем преступлении. Хотя раскаяние придет гораздо позже, эти дни тяжелых раздумий стали первыми шагами к нему, к раскаянию.

В романе показаны три идеи: идея Сони о смирении, о всемогуществе Бога, а также идея Свидригайлова, с ее амбициозной направленностью, что он самый, самый... Между ними идея Раскольникова. Это потому, что Сонино видение мира возвышенно, а Свидригайлова - низко, Родион же совершает низкое дело, но с возвышенными мотивами.

Однако герой не таков, чтобы его сломала тоска и одиночество. Он стремится снова почувствовать себя "прежним человеком", идет к Мармеладовым, идет к Соне...

Это самая необыкновенная героиня романа, отличающаяся от всех других действующих лиц: "...испуганно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Соня такая же бедная, как и другие, окружающие ее люди, но она видна в серой толпе, как будто от нее исходит внутренний свет".

Именно свет Сониной идеи озаряет весь роман, потому что это идея мира, добра и любви.

"Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" Какая тоска, боль за человечество слышится в горьком раздумье Раскольникова!

Но спасение Родиона именно в этой Сонечке. Достоевский был убежден, что сострадание к чужому горю объединяет людей, делает их лучше. Объединило оно и Соню с Раскольниковым. Пожалуй, нет сильнее и непоколебимее идеи, в основе которой лежат силы, делающие людей счастливее.