Что такое гостевые автостоянки жилых домов. Законность гостевых парковок у мкд и их использования жителями дома

Парковка машин во дворе МКД остаётся предметом споров между автовладельцами и жителями дома, которых не устраивает размещение стоянки на придомовой территории. Рассказываем о новом определении ВС РФ по вопросу организации во дворе жилого дома гостевой стоянки и её использования для постоянной парковки транспорта.

Собственник посчитал гостевые парковки нарушением законодательства

Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.

Гостевыми парковками считаются открытые площадки, предназначенные для автомобилей посетителей жилой застройки. Их обустройство допускаютп. п. 2.3, 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 :

  • отводимый под строительство МКД земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории, в том числе с размещением гостевых стоянок автотранспорта;
  • на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых.

Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.

Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.

Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ , п. 1 ст. 11 № 7-ФЗ). Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ .

Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции , уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.

На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.

Использование гостевых автостоянок для постоянного размещения машин незаконно

Собственник не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ . Он настаивал на том, что оспариваемые предписания СанПиН не обеспечивают соблюдения права на охрану жизни и здоровья человека, благоприятную среду обитания.

Также истец указал на то, что суд первой инстанции ошибочно сослался на ч. 3 ст. 35 ГрК РФ , в которой говорится о возможности размещения в жилых зонах стоянок автомобилей. Размещение таких стоянок допускается лишь за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Апелляционная коллегия ВС РФ согласилась с решением первой инстанции: оспариваемые пункты СанПиН 2.1.2.2645-10 не противоречат федеральным законам РФ, поскольку в них нет запрета на организацию автостоянок на придомовой территории многоквартирного дома.

При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта.

Суд отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил, но не свидетельствует о незаконности оспариваемых пунктов СанПиН. Апелляционная коллегия ВС РФ также отказала истцу в удовлетворении иска.

УО и жители дома могут организовать автостоянку по решению общего собрания

Рассмотренное апелляционное определение Верховного суда РФ позволяет сделать несколько выводов, которые касаются не только собственников помещений в доме, но и управляющих организаций:

  1. На придомовой территории многоквартирного дома можно устраивать гостевые стоянки автотранспорта, то есть временные места для автомобилей посетителей жилфонда.
  2. Использование жителями дома гостевой парковки для стоянки автотранспорта незаконно и может повлечь привлечение собственников автомобилей и даже УО к административной ответственности по ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ .

Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.

Проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки, можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.

Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома в соответствии с

На днях нас забросали вопросами по поводу запрета парковок во дворах многоквартирных домов. Поводом стало определение Верховного суда, в котором вроде бы так было написано. В чатах жильцов начались волнения: как это нельзя ставить машины? Что теперь будет? А куда их девать? Кто это проверит и могут ли выписать штраф?

Екатерина Мирошкина

экономист

Управляющие компании под шумок начали навязывать платные подземные паркинги и пугать штрафами.

Мы не привыкли паниковать, поэтому прочитали документы. Вот как на самом деле обстоит дело с парковками во дворах и что сказал про это Верховный суд.

Что за история с парковками?

Одному гражданину надоело видеть в своем дворе припаркованные машины соседей. Они мешали детям, мамам с колясками и просто жильцам, которые не хотели слушать шум двигателей. Гражданин решил разобраться, на каком основании вообще жильцы ставят во дворе свои машины. И нашел санитарные правила.

Требования к планировке территории возле дома

Разрешены

Запрещены

Детская площадка

Место для игр и отдыха

Павильон, киоск

Спортивные сооружения

Мини-рынок

Хозпостройки

Летнее кафе

Ремонт обуви и техники

Гостевая парковка

Постоянная автостоянка

Получается, что возле дома без соблюдения каких-то требований по расстоянию от детской площадки, окон и подъездов можно оборудовать места для гостевых парковок. Постоянную автостоянку нельзя, а гостевую можно. То есть условный гость может поставить машину вблизи от места, где играют дети. Такая машина может перегородить выезд маме с коляской и прогревать двигатель прямо у открытой форточки астматика. И это по санпину.

Гражданин не согласился с таким раскладом и пошел в Верховный суд оспаривать санитарные правила организации парковок во дворе. Он хотел, чтобы пункты санпина о гостевых парковках признали незаконными и нарушающими права людей на охрану жизни, здоровья и благоприятную среду обитания. Другими словами, он требовал, чтобы все парковки во дворах запретили или перенесли подальше от дома.

Что сказал Верховный суд?

Верховный суд дважды рассматривал дело и оба раза отказал борцу за свободу от машин во дворах. Вот аргументы судебной коллегии:

  1. Все люди имеют право на благоприятную окружающую среду без вредных факторов.
  2. Гостевые парковки возле дома не нарушают закон о санитарном благополучии, охране окружающей среды и противодействии терроризму. Ни в одном из этих законов нет полного запрета на автостоянки возле жилых домов.
  3. Наоборот, в градостроительном кодексе написано, что в жилых зонах можно размещать стоянки для машин.
  4. Но стоянки во дворе должны быть именно гостевыми. Если их используют для постоянного размещения или хранения машин - то не пункт санпина не соответствует закону, а автовладельцы или ТСЖ нарушают санпин.

Итог. Во дворе дома точно может быть гостевая парковка. Гражданин не смог отменить эти пункты санпина, они по-прежнему действуют. А вот использовать эту парковку, чтобы надолго ставить там свои машины, по санпину нельзя. Это как бы нарушение.

Значит, во дворе все-таки нельзя ставить машины?

Ставить машины во дворе можно. При условии, что их там оставляют не постоянно на хранение, а паркуют на время. И если есть специально оборудованное место для машин. То есть возле многоквартирного дома может быть вполне законное место для парковки - даже близко к дому или рядом с детской площадкой. Для гостевых парковок нет требований по удаленности.

Если управляющая компания говорит вам, что теперь машину во дворе ставить вообще нельзя и парковки здесь никогда не будет, потому что это запретил Верховный суд, - это неправда.

Пункты 2.3 и 2.10 санпина никто не отменил.

А если жильцы хотят ставить машины вcе время?

Во дворе можно разместить и постоянную парковку. Главное, чтобы соблюдалось расстояние от окон и фасада. Оно зависит от количества машин: например, если стоянка рассчитана на 50 автомобилей, ее нужно оборудовать в 15 метрах от стен дома с окнами. Если на стене нет окон, хватит и 10 метров. Чем больше вместимость стоянки, тем дальше нужно ее размещать от дома. Эти требования - в таблице 7.1.1 отдельного санпина 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Если площадь придомовой территории позволяет и жильцы не против, во дворе вполне можно оборудовать постоянную парковку для машин. А платной она будет или бесплатной - это уже как договорятся собственники и управляющая компания.

Если места для постоянной стоянки нет, то может быть гостевая. А вот как понять, кто и насколько там поставил машину, в законе не написано. Тут можно замучаться, пытаясь что-то доказать.

Что будет, если возле дома постоянная парковка?

Если парковка организована по правилам, с учетом расстояния от дома, за это ничего не будет. Это законно. Если кто-то из жильцов не согласен, ему придется смириться или поменять квартиру. Сам факт наличия машин во дворе при соблюдении нормативов не нарушает ничьи права и никакие законы. Даже если кому-то кажется, что нарушен закон, - например, Роспотребнадзору, в который пожаловались соседи, - это еще нужно доказать.

Если стоянка слишком близко к дому или она самовольная, это повод для штрафа. В первую очередь придут в ТСЖ или управляющую компанию. Их могут оштрафовать на 10-20 тысяч рублей. Но только если есть доказательства, что стоянку и правда оборудовали слишком близко к дому, хотя была возможность сделать это без нарушений. И что УК не пыталась запретить жильцам ставить там свои машины. Штраф для людей, которые нарушают санпин и постоянно ставят машину на детской площадке или под окнами соседей, - максимум 1000 рублей. Если нарушение зафиксируют, докажут и так решит суд.

Но если кто-то из соседей очень захочет, добиться наказания реально. Хотя получается не всегда.

Вот вам пример из жизни. Летом 2018 года житель одного из московских домов пожаловался, что у него во дворе парковка. Контролирующие органы пришли, обследовали: ну есть парковка сбоку от дома, но ничего не нарушено. И никому ничего за это не было, а гражданину в двух инстанциях отказали.

В другой истории прокурор пытался признать придомовую парковку на 150 машин возле детской площадки нарушением, но суд посчитал,

Прецедентное решение вынес Верховный суд РФ, отметив, что жители многоквартирного дома не вправе использовать «гостевые парковки» для постоянной стоянки своих машин.

Подобное решение в будущем существенно осложнит жизнь автовладельцев, если с ними по соседству окажется человек, кого раздражает постоянная парковка во дворе многоквартирного дома. А такие соседи есть практически в каждом жилом доме.

С чего все началось?

Началось все с иска некоего гражданина, который решил оспорить пункты 2.3 (допускающие размещение гостевых стоянок авто во дворах) и 2.10 (запрещающий размещение иных автостоянок, кроме гостевых) СанПин 2.1.2.2645-10, устанавливающего требования к условиям проживания в жилых сооружениях. Указанные пункты устанавливают, что во дворах многоквартирных домов могут размещаться гостевые автостоянки.

Ниже приведены скриншоты содержания спорных пунктов.

Заявитель же оспаривал данные пункты, полагая их противоречащими ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поскольку:

  • Так называемые «гостевые» стоянки жители домов используют для постонной парковки своих автомобилей на длительный срок;
  • Не соблюдаются установленные СанПин разрывы между детскими площадками, тротуарами, проходами и т.д.
  • Нарушаются требования ФЗ «Об охране окружающей среды», поскольку постоянные парковки во дворах ведут к повышению уровня вредных веществ в воздухе№
  • Свободная парковка во дворах повышает риск угрозы террористического характера.

Фактически, гражданин оспаривал положения СанПина с той позиции, что они позволяют жильцам дома устраивать постоянные парковки, ориентируясь на разрешенные СанПином «гостевые» стоянки. И, якобы, именно указанные пункты позволяют жителями использовать гостевые парковки как постоянные.

Что же решили суды?

Верховный суд по первой инстанции в иске гражданину отказал, дав пояснение, что оспариваемые заявителем положения СанПин не противоречат ни законодательству о защите окружающей среды, ни нормам закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Все необходимые процедуры при подготовке нормативного акта соблюдены, он утвержден главным санитарным врачом страны.

Никаких комментариев о допустимости или недопустимости парковки Верховный суд, по первой инстанции, в своем решении не дал.

Истец решением остался не доволен, после чего подал апелляцию в Коллегию, которая уже в составе тройки судей вынесла определение от 1 ноября, где, помимо подтверждения позиции судьи по первой инстанции, дополнительно прокомментировал доводы заявителя в части использования гостевых парковок как постоянных.

Приводим ниже выдержку из определения ВС РФ.

Таким образом, Верховный суд отметил, что если жильцы используют гостевые парковки во дворе своего многоквартирного дома для постоянной стоянки автомобилей, то они нарушают требования СанПин в этой части. При этом положения СанПина не являются противоречащими закону.

Скачать судебный акт полностью вы можете по ссылке ниже.

Какие последствия будет иметь определение Верховного суда?

Фактически, Верховный суд лишь еще раз продублировал в своем судебном акте прописную истину, указав на очевидный запрет по требованиям СанПин на организацию постоянных стоянок во дворе. Однако у вердикта суда могут быть и другие последствия, о которых нам расскажет наш автоюрист, Николай Марков .

Автоюрист Николай Марков

СанПин действительно запрещает во дворах многоквартирных домов устраивать парковки, не соответствующие требованиям. Если ранее кто-то пытался оспорить право жильцов ставить свои машины во дворе, то суды формально проверяли отступы от детских площадок и ряд других требований, получали заключение от муниципалитета или градостроительной комиссии и отказывали в иске. Но теперь же все недовольные переизбытком автомобилей жильцы могут идти в суд и ссылаться на позицию Верховного Суда. Все, что им нужно, лишь представить доказательства постоянного использования гостевых парковок жильцами дома.

Какой результат это повлечет – вполне понятно. Конфликты, множество «дворовых войн» и другие социальные перипетии. Однако в случаях явного злоупотребления жильцами дома правом на парковку, например – регулярным длительным прогревом автомобиля под окнами – их вполне можно будет привлечь к ответственности и запретить постоянно парковаться во дворе дома.

Вот только подобные инициативы получат свое распространение не только из-за нарушений прав автовладельцами, а банально из вредности со стороны других жильцов.

В завершение хотелось бы сказать, что парковка во дворе многоквартирного дома — штука достаточно простая, особенно если поблизости имеется специально отведённое для этого место. Если же нет, то вполне возможно, что рядом есть платная стоянка, там ваша машина будет в надёжных руках. Конечно, правила парковки во дворах жилых домов нужно соблюдать. Так вы лишите себя проблем и никому не нужных ссор с соседями. Безусловно, если транспорт поставить некуда, то постарайтесь, чтобы он хотя бы не мешал окружающим, а остальное уже не ваша забота.

По сути, от этого никуда не деться. Вряд ли удастся добиться того, чтобы вам сделали еще с десяток парковочных мест во дворе. Следовательно, нужно либо использовать платную парковку, либо ставить машину в гараж. Но если нет ни того ни другого, а транспорт всё же необходимо куда-то поставить, то нужно искать место. Кроме того, новые правила парковки во дворах гласят, что оставлять транспорт в неположенном месте во дворе нельзя, так как это нарушает закон «О парковке и стоянке». Но не переживайте, выход есть. Вам нужно идти в ГАИ и объяснять ситуацию. В любом случае сотрудники должны реагировать, пусть не сразу. И естественно, вы должны понимать, что если ваш транспорт стоит там, где он никому не мешает, то вряд ли будут возникать какие-либо проблемы. Вы можете поговорить со своими соседями или поставить нормальный глушитель, который не будет будить людей посреди ночи. Кроме того, современные автомобили работают достаточно тихо.

Парковка машины возле дома: действие закона в 2018 году

Закон этот не совершенен, так как в России в малогабаритном жилье могут проживать большие семьи, которые имеют несколько машин. Они будут вынуждены по новым нормам оставлять «лишние» автомобили на других территориях. В то время как часть мест, закрепленная за жильцами просторных квартир, может пустовать. Такая ситуация чревата конфликтами между жильцами многоэтажек. В то же время найти мирное решение легко, если научиться договариваться с соседями.

В результате сотрудник автоинспекции составит протоколы и выпишет штрафы всем нарушителям. Иногда автовладельцами не соблюдаются санитарные нормы, тогда стоит также сделать фото и видео неправильно припаркованных автомобилей и обратиться в соответствующие службы.

Что такое гостевая парковка

Дома и новостройки бизнес-класса компании «Флэт и Ко» имеют не только собственный паркинг для жильцов (как правило – подземный), но и наземную гостевую парковку, предназначенную для паркирования легковых автомобилей посетителей жилого комплекса. Давайте разберемся, что она из себя представляет и зачем нужна.

Двор, заставленный машинами – картина, знакомая практически каждому. Несколько десятилетий назад, когда проектировались и строились многие жилые кварталы, автомобили не были столь массовым явлением, каким являются сейчас, поэтому большие площади под парковку не были изначально внесены в проект. Из-за этого проблематично обеспечить парковкой старые дома, но зато все застройщики теперь уделяют этому огромное внимание.

Основные правила парковки во дворах жилых домов в 2017 году

  • Расстояние от жилых домов с окнами до территории стоянки, вмещающей до 10 машин, должно составлять как минимум 10 метров.
  • Размещение автомобилей на открытой стоянке, вмещающей до 50 автомобилей, возможно только в случае соблюдения владельцами транспорта всех требований, предъявляемых органами Санэпидемнадзора к элементам благоустройства придомовых территорий, включая территориальную площадь этих элементов.

Если указанные требования нарушаются автолюбителями, то их действия по размещению транспорта во дворе многоквартирного дома, жители имеют право обжаловать в следующих инстанциях: санитарной инспекции, пожарной инспекции, экологической службе, инженерной службе района или другого населенного пункта.

Незваный гость залезет в — карман

Менее состоятельным москвичам идея платной парковки в их дворе тоже вряд ли придется по вкусу. «Люди не поверят, что деньги достанутся им, а не управляющей компании. И правильно сделают, что не поверят, поскольку мэрия до сих пор не передала в собственность жильцов придомовые территории. Прежний мэр заявлял, что передаст горожанам землю не дальше двух метров от дома, а нынешний не озвучивает свою позицию по данному вопросу, – комментирует председатель Ассоциации домовладельцев Герман Ломтев . – Но даже если большинство жильцов захочет построить парковку на месте детской или спортивной площадки, то это будет ущемлением прав других жильцов и нарушением закона. Существуют нормативы, утвержденные Роспотребнадзором, которые регламентируют правильное использование дворов».

Вслед за экологами идею осуждают транспортники. «Мы снова возвращаемся к вопросу: для кого наземное пространство – для людей или для машин? – говорит проректор Петербургского университета путей сообщения Александр Ледяев . – Вроде бы мэрия Москвы выбрала правильный вектор, приняв решение осваивать подземное пространство для развития автомобильной инфраструктуры. Но эта новая идея совершенно не вписывается в такую политику. Наоборот, она кардинально противоречит ей. Машины во дворах – вчерашний день. Неслучайно новые дома строят с подземными парковками».

Парковочные места во дворах многоквартирных домов: нормы

Для начала необходимо решить, где во дворе будет организована стоянка для машин. Она не должна препятствовать передвигаться пешеходам и автотранспортным средствам. Также она не должна мешать людям, проживающих на первых этажах. Именно поэтому предусмотрены следующие нормы:

Согласно российского ЖК территорию возле дома можно оформлять как частное владение. В таком случае ее владелец будет устанавливать размер земельного налога и принимать решение об облагораживании придомовой территории. Также он может решить при помощи голосования на общем собрании будет во дворе многоквартирного дома парковка для машин или нет. В его обязанности будет входить обустройство уже существующей стоянки.

Можно ли организовать парковку для автомобилей во дворе жилого многоквартирного дома

Если жильцов беспокоит наличие посторонних автомобилей на территории двора, то решением этой проблемы станет создание ТСЖ. При помощи этого органа управления вы оформите придомовую территорию в собственность и на этой базе будете развивать идею паркинга. Тогда места парковки с легкостью закрепляются за каждым жителем, и посторонний водитель не сможет разместиться во дворе вашего дома.

Дом – наша крепость. Место, где все должно быть благоустроено, безопасно и красиво. В наше время самой большой проблемой дворов жилых домов – беспорядочно оставленные машины. Из-за этого страдают пешеходы, дети, жильцы, другие участники движения и сами владельцы брошенных как попало авто. Как же сделать двор безопасным, чистым и красивым?

Управление многоквартирным домом

Там и подход другой, и как правило сама стоянка будет обнесена забором (металлическим или бетонным), асфальтовое покрытие и разметка на нем, иногда стоят камеры наблюдения (вообще роскошь) если спросите документы с радостью покажут и расскажут, охрана такой стоянки – скорее всего какой нибудь ЧОП (частное охранное предприятие).

На придомовой территории допускается размещение открытых автостоянок (паркингов) вместимостью - до 50 машино-мест и гаражей-стоянок и паркингов со сплошным стеновым ограждением для хранения автомобилей вместимостью до 100 машино-мест, при соблюдении нормативных требований обеспеченности придомовых территорий элементами благоустройства по площади и наименованиям.

Закон о парковке во дворе многоквартирного дома: ночью бесплатно

В ключевом документе «О парковании» прописаны принципы парковки и ее определение, а также правила эвакуации автомобилей-нарушителей. Народные избранники предлагают запретить размещать вблизи пункта платного проезда в населенный пункт парковки, за которые опять-таки придется заплатить, а также принять закон о парковке машин возле дома 2016.

  • расстояние от многоквартирного дома (от его окон) до площадки на 10 машино-мест – не менее 10 метров;
  • застройщики обязаны сдавать многоэтажки в эксплуатацию с организованными парковочными местами;
  • запрещена во дворе стоянка грузового транспорта массой более 3,5 тонны (штраф за подобное нарушение 1,5-3 тысячи рублей);
  • парковка во дворе жилого дома, закон о которой пока не принят, невозможна в местах, где транспорт преграждает пути подъезда для аварийных служб (пожарных машин, скорой помощи и пр.);
  • нельзя оставлять автомобиль ближе 5 метров к мусорным контейнерам (штраф от 2 до 5 тысяч рублей);
  • запрещается самостоятельно создавать парковочные места и оборудовать их заграждениями, шлагбаумами и пр. (штраф за нарушение – до 5 тысяч рублей);
  • нельзя оставлять машину на тротуаре, тем самым создавая препятствие для жильцов (штраф – 2 тысячи рублей).

Правовой статус гостевых автостоянок или какие права имеют гости-автомобилисты в г

Статус гостевых автостоянок регламентирован Постановлением Правительства Москвы «Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99» от 25.01.2000 № 49 (далее — «Постановление Правительства Москвы № 49», «Нормы и правила», находится во вложении).

Идея написания настоящей заметки мне пришла довольно спонтанно, когда, приехав, с другом в гости в один из дворов нашей столицы, к нам подошла бдительная жительница многоквартирного дома и заявила, что, мол, это стоянка предназначена только для жителей этого дома. Обладая определенными знаниями в этой отрасли, мне удалось ей объяснить, что мы паркуемся на гостевой автостоянке и никаким образом не нарушаем прав местных жильцов-автомобилистов. Подобная ситуация возможна с каждым человеком, следующим в гости на автотранспорте, и решил осветить данную проблему.

06 Авг 2018 1059

Решение Верховного суда России фактически говорит о том, что гостевые парковки около многоквартирных домов в их нынешнем виде используются вопреки СанПиН. То есть автовладельцы, которые держат на таких парковках автомобили, и даже управляющие компании, могут быть оштрафованы. Большой и подробный материал об этом размещен на портале Росквартал . Попробуем пересказать историю покороче, а также понять, чем все это может нам грозить.

Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.

Гостевыми парковками считаются открытые площадки, предназначенные для автомобилей посетителей жилой застройки. Их обустройство допускают нормы СанПиН. Но с некоторыми оговорками: «на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых» .

Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, отметила, что в Федеральных законах нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.

Истец не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ. При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта. Суд также отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил.

В итоге суд отказал истцу в том, чтобы признать гостевые парковки незаконными, но его апелляционное определение позволяет сделать несколько выводов, которые касаются не только собственников помещений в доме, но и управляющих организаций.

На придомовой территории многоквартирного дома можно устраивать гостевые стоянки автотранспорта , то есть временные места для автомобилей посетителей жилфонда. Но вот использование жителями дома гостевой парковки для стоянки автотранспорта незаконно и может повлечь привлечение собственников автомобилей и даже управляющих организаций к административной ответственности по статьям 6.3, 6.4 КоАП РФ.

Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.

Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома:

Расстояние от дома до парковки зависит от количества автомобилей, которые планируется на ней расположить:

  • для 10 автомобилей – не менее 10 метров от МКД;
  • для 11-50 автомобилей – не менее 15 метров;
  • для 51-100 автомобилей – не менее 25 метров от дома.

Непосредственно перед окнами жилых домов машины ставить нельзя – такие парковки не соответствуют санитарным нормам.

Если парковка организована на придомовой территории, она не должна создавать препятствий для передвижения пешеходов и проезда автомобилей, в том числе – спецтранспорта.

И вот еще, очень важное: проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.

Таким образом, можно констатировать: в подавляющем большинстве случаев парковки возле многоквартирных домов в Костомукше – вне закона , по разным причинам, а то и по сумме причин. В половине дворов никаких парковок нет вообще, машины стоят где попало, в том числе под самыми окнами. А если есть, то все они оформлены как гостевые, то есть автовладельцев можно штрафовать за использование их как постоянных стоянок для личных авто. Но собственники могут принять решение о том, чтобы оформить землю под домом и придомовую территорию в общую собственность МКД, а гостевым парковкам придать статус автостоянок. Боюсь, в этом случае выяснится, что этого сделать нельзя, поскольку не будут соблюдено установленное санитарными нормами расстояние между стоянкой и домом.

Попали, в общем. Особенно те, кто в свое время выбивали в администрации разрешения на гостевые парковки, вкладывали немалые деньги в их обустройство и резонно полагали, что тем самым «купили» себе парковочное место во дворе.

Остается лишь надеяться на то, что известная максима «суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения» сработает и на этот раз. А еще круговая порука. Я просто так и представляю себе сотрудника, например, полиции, который идет оформлять протоколы на жителей домов, но при этом его собственное авто точно так же стоит на гостевой парковке возле дома. Или сотрудника администрации, который в свое время выдавал разрешение на организацию гостевой парковки, прекрасно понимая, что здесь будет стоянка для личных авто собственников МКД.

В общем, думаю, паниковать пока рановато. Но принять к сведению имеет смысл.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .