Афанасий сидячий харьковский святой. Афана́сий III Пателарий, Константинопольский, Лубенский

Святой Афанасий III Пателларий известен в Русской Православной Церкви как святитель Афанасий Цареградский (сидящий), Лубенский чудотворец либо Афанасий Харьковский – Константинопольский Патриарх (1634, 1635 и 1652); ранее - митрополит Фессалоникийский; участник «книжной справы » предпринятой Московским Патриархом Никоном в 1653 году.

Родился в 1597 году в Ретимноне на острове Крит. Происходил из знатного рода, связанного с династией Палеологов. До 26 лет жил на Крите в монастыре Аркади, бывшем под властью венецианцев; получил образование в монастыре Аркадиу.

В 1631 году был рукоположен в сан митрополита Фессалоникийского; пользовался покровительством своего земляка Патриарха Кирилла Лукариса.

В начале 1634 года в Фанаре вновь (в третий раз) сформировалась принципиальная оппозиция Патриарху Кириллу Лукарису в связи с публикацией в марте 1629 года его «Исповедания веры», которое в ряде положений выражало кальвинистские богословские воззрения. Для смещения Лукариса, которого поддерживали посольства протестантских держав в Константинополе (прежде всего Голландии), недовольным митрополитам необходимо было выдвинуть кандидата, приемлемого для католических держав; таким претендентом стал Афанасий, В феврале 1634 года Афанасий был избран на Патриарший престол и настолован 25 марта.

Уже чрез несколько дней уступил престол возвратившемуся из ссылки Кириллу Лукарису, ввиду того, что голландское посольство сумело выплатить Порте сумму в 70 тысяч талеров за восстановление (четвертое) на престоле Лукариса.

По своем вторичном низложении в 1635 году Афанасий уехал в Италию, жил в Анконе и Венеции.

Подвизался на Афоне в устроенной им келии (монастыре без статуса), где впоследствии (1849 году) возник русский Андреевский скит, святынею которого была личная икона Патриарха, по-русски именуемая «В скорбех и печалех Утешение» (празднование 19 ноября).

Летом1652 года в третий раз занял престол на несколько дней.

8 октября 1652 года навсегда покинул Константинополь, посетил господаря Василия Лупу, Богдана Хмельницкого в Чигирине; 22 апреля 1653 года был принят в Москве царем Алексеем Михайловичем.

В Москве, по просьбе Патриарха Никона, написал «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке», который лег в основу московского исправленного печатного «Чиновника архиерейского служения», используемого в РПЦ и ныне. Подал царю «тетрадь», в которой излагал главную цель своего приезда в Москву: побудить царя, в союзе с Молдавией и Запорожским войском, начать войну с турками, после разгрома которых царь должен был занять престол ромейских императоров, а Московский Патриарх – вселенскую кафедру.

В конце декабря 1653 года выехал из Москвы в Молдавию, дабы прибыть в Николаевский монастырь в Галаце. По дороге гостил у Богдана Хмельницкого.

В феврале 1654 года остался в Мгарском монастыре близ Лубен, где в среду на Фоминой седмице, 5 апреля, преставился.

Был погребен сидящим на троне под амвоном Преображенского храма монастыря игуменом обители.

История почитания святителя начинается с 1662 года – 1 февраля, в присутствии посетившего Лубенский монастырь Газского митрополита Паисия Лигарида (который, по его словам, видел Афанасия в сонном видении), состоялось обретение нетленных мощей святителя.

В 1672 году царь направил подьячего М. Савина для проведения расследования о бывающих от мощей чудотворениях.

В XVIII веке в Лубенском монастыре хранились рукописные жития святителя и канон.

В 1818 году Полтавский епископ Мефодий (Пишнячевский) ходатайствовал пред Святейшим Синодом о канонизации Афанасия; ходатайство было отклонено. Однако почитание святителя и запись происходивших от его мощей чудес продолжались.

В 1860-х А. Н. Муравьев составил новое житие Афанасия с указанием чудес, совершавшихся при его мощах.

История канонизации не вполне ясна, но официальное почитание было принято в Российской Церкви в конце XIX века после работ Е. Е. Голубинского, который доказал, что почитание было впервые установлено между 1672 и 1676 годом митрополитом Киевским (Константинопольский патриархат) Иосифом (Нелюбович-Тукальским).

В 1922 году собор, включая серебряный трон святителя, был разграблен; в 1930-е мощи святителя были перенесены в Харьков; в 1947 году – в Благовещенский кафедральный собор города.

Память совершается 2 (15) мая, в день памяти соименного ему святителя Афанасия Великого и в Соборе Афонских преподобных (второе воскресенье по Пятидесятнице).

Какие акафисты читать в житейских нуждах (на всякую потребу)

Акафисты иконам Божией Матери
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всецарица»
Чудесная помощь Пресвятой Богородицы, подаваемая верующим от этой иконы, проявляется в исцелении от раковых болезней, в избавлении от пристрастия к оккультизму, в помощи родителям за своих чад, ушедших из дома и оказавшихся в плену наркомании и многих других прельщений нашего времени
Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Воспитание»
Название свое чудотворный образ получил от того, что благодатная помощь Пречистой Богородицы особенно часто изливалась на родителей, молящихся пред ним и печалующихся о судьбе своих чад
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Млекопитательница»
О помощи в родах и воспитании младенцев
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неопалимая Купина»
Имеет особую благодать защищать от огня и пожара, а также помогать невинно обвиненным и покровительствовать семейному благополучию
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Неупиваемая Чаша»
Через чудотворную икону сию Пресвятая Богородица являет особую помощь в избавлении от недуга пьянства, курения и наркомании всем с верою прибегающим к Ее помощи
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Казанская»
Имеет особую благодать помогать в победе над врагом, покровительствует христианским бракам, исцеляет различные недуги, в особенности глазные болезни
Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
Икона Покрова Пресвятой Богородицы изображает событие, бывшее в конце X века в Константинополе. Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, молясь во Влахернской церкви с учеником Епифанием, удостоились видения Божией Матери с собором ангелов и святых. Пречистая распростирала над миром Свой омофор и покрывала им всех верных христиан. Икона и праздник Покрова особенно почитаются на Руси. Многие старцы советовали христианам последних времен особенно усердно призывать Покров Божией Матери для избавления от искушений и сетей антихристовых
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Скоропослушница»
Икона находится на Афонской горе. Через этот образ Пресвятая Богородица множество раз подавала мгновенное исцеление от различных недугов
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Утоли моя печали»
На иконе Божия Матерь будто прислушивается к молитвам верующих, прибегающих к Ней в своих нуждах, скорбях и печалях. Образ известен с XVII в., находился в одном из подмосковных храмов. Летописи хранят множество случаев чудесной помощи людям, совершившихся от иконы «Утоли моя печали»
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Умягчение злых сердец»
Читается на умягчение злых сердец и у миротворение враждующих. Число семь в данном случае означает полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые были перенесены Пресвятой Богородицей в Ее земной жизни
Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Целительница»
Образ происходит из Грузии и получил свое название от чудесного исцеления, поданного тяжело больному при явлении ему Пресвятой Богородицы. Пред иконой «Целительница» молятся об исцелении от различных недугов
Акафисты святым
Акафист всем святым, от века Богу Благоугодившим
Все они являются нашими заступниками перед Богом во всякой скорби и нужде
Акафист святому Архангелу Михаилу
Архистратиг Михаил (в пер. с евр. - «кто как Бог») поставлен Господом над всеми девятью Ангельскими чинами. С древних времен прославлен он на Руси. Пресвятая Богородица и Архангел Михаил - особые предстатели за русские города. Крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах. Архангелу Михаилу молятся при входе в новый дом
Акафист святому Ангелу Хранителю
Каждому христианину Бог дает Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в час смерти. Ангел хранитель - скорый помощник в любой нужде и болезни
Акафист святому Предтече Господню Иоанну
Как проповеднику покаяния, ему молятся о даровании чувства покаяния. На Руси святому молились о покровительстве посевов и плодородии, при освящении пчельника
Акафист святому благоверному великому князю Александру Невскому, в иноках Алексию
Святой благоверный князь Александр, прозванный за победу над шведами Невским, положил все силы на священное дело защиты земли Русской. Ему молятся во время бедствия и нашествия врагов или о защите от нашествия иноплеменников и иноверных
Акафист святому мученику Вонифатию
Святому мученику Вонифатию молятся об избавлении от недуга пьянства и чревоугодия
Акафист святым мученикам Гурию, Самону и Авиву
Святым мученикам молятся о покровительстве семейного очага, о добрых отношениях в семье
Акафист святому великомученику Георгию Победоносцу
Егорий Храбрый, как простонародно называют этого святого, - покровитель Русской земли, государственности и военной мощи, семьи, детей, помощник в скорби и напасти. Особо ему молятся об опасности нападения диких зверей. Святой вмч. Георгий - защитник стад, домашнего скота
Акафист святому благоверному великому князю Даниилу, московскому чудотворцу
Нестяжанием, любовью и братолюбием он возвысил Москву, положил начало объединению Руси в единую мощную державу. Многие, прибегающие в молитвах к святому князю Даниилу, получают и помощь в разных нуждах
Акафист святому пророку Божию Илии
Об этом угоднике сказано: «Помолися, и небо и дождь и даде». Ему молятся также о помощи во время голода, в тяжких жизненных и материальных обстоятельствах
Акафист святому Праведному Иоанну Кронштадскому
В детстве святому прав. Иоанну плохо давалась грамота, и после горячей молитвы словно пелена спала с глаз мальчика, и он начал читать. Среди прочих молитв к великому чудотворцу, ему возносят молитвы о помощи детям в учебе
Акафист святому чудотворцу Иоанну Воину
Святой Иоанн Воин, посланный преследовать и убивать христиан, оказал большую помощь гонимым. Всю свою жизнь он посвятил служению ближним. Воин-мученик изобличал в краже воров. Ему молятся об отыскании украденного, от воровства, от обидчиков
Акафист святой блаженной Ксении Петербургской
Блаженная Ксения - скорая помощница в житейских нуждах, в семейных делах. По молитвам блаженной избавляются от болезней, скорбей, нестроений и бед
Акафист Святителю Николаю
Святитель Николай, один из самых почитаемых на Руси святых, прославлен от Бога даром чудотворений, исцелений. Ему молятся о помощи в разных бедах, в нужде, устроении судьбы детей, о благополучии в пути по суше и по морю
Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому
Ко многим его чудесам относятся чудеса исцеления больных, помощи страждущим. Еще при жизни святой прославился кротостью, добротой, странноприимством и трудолюбием. На Руси святитель Спиридон почитался наравне со святителем Николаем
Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу
Великий наставник, утешитель и целитель, преподобный Серафим - скорый помощник всем, притекающим к его помощи
Акафист преподобному отцу нашему Сергию, Радонежскому чудотворцу
В детстве преподобному Сергию трудно давалось учение, но после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. К молитвам преподобного прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни
Акафист святому великомученику и целителю Пантелеймону
Всю жизнь он посвятил страждущим, больным и убогим. Он «безмездно лечил всех», обращавшихся к нему, исцеляя раны, врачуя все болезни
Акафист святому страстотерпцу Царю-мученику Николаю
Небесный заступник Отечества нашего, имеет особую благодать исцелять различные недуги
Акафист святителю Луке (Войно-Ясенецкому), исповеднику, архиепископу Крымскому
Святителю Луке молятся об избавлении от всякой немощи и болезни
Акафист святой Великомученице Анастасии Узорешительнице
Великомученице Анастасии Узорешительнице молятся об исцелении разных недугов и об освобождении из плена и заточения
Акафист святым мученикам Киприану и Устинии
Молятся о прогнании лукавых духов от людей и животных, против вреда со стороны экстрасенсов, колдунов, волшебников, злых людей
Акафист святым Первоверховным Апостолам Петру и Павлу
Великим учителям Православия молятся об умножении веры. Святому апостолу Петру молятся об исцелении - Спаситель исцелил тещу апостола, «лежащу и огнем жегому». Апостолу Петру молятся также о благополучной ловле рыбы, об успехах в рыболовстве
Акафист преподобной Матроне Московской
Святой Матронушке молятся о помощи в многоразличных житейских обстояниях и об исцелении в болезнях
Акафист мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии
Святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии молятся в скорбях и напастях, о непоколебимости в вере
Акафист Святителю Митрофану, Воронежскому Чудотворцу
Святителю особо молятся о жизненном устройстве детей
Акафист святой Великомученице Варваре
Святая просила Господа, чтобы каждый перед своей кончиной покаялся и причастился. По молитвам святой вмц. Варвары посылаются обильные врачевания. Святой молятся также о детях, о помощи в унынии, грусти, утешении в печали
Акафист святой Великомученице Екатерине
На Руси святой вмч. Екатерине особенно молились девушки - чтобы попался хороший жених. К помощи святой прибегали и при трудных родах
Акафист святым праведным Богоотцем Иоакиму и Анне
Эти святые до самой старости несли горькое неплодство, потом по благословению Божию родили Пресвятую Богородицу. Им молятся в супружеском неплодстве или бесчадии. С давних пор на Руси этим святым молились перед началом сева, о покровительстве посевов, плодов, урожая

Родился в 1597 г. в г. Ревимне на о. Крит. Происходил из знатного греческого рода Пателариев, бывшего в родстве с византийской императорской династией Палеологов Св. Афанасий получил блестящее разностороннее образование Но несмотря на образованность и известность в обществе, светская жизнь с ее суетными удовольствиями и призрачной славой не соблазнили его, святого влекла жизнь христианских подвижников. После смерти отца св. Афанасий принял иноческое пострижение в одном из Солунских монастырей, а позже подвизался на Афоне. Вскоре святой стал известен как выдающийся проповедник, толкователь Священного Писания и гимнограф, автор духовных песнопений в честь Пресвятой Богородицы и некоторых святых. Святой перевел с еврейского на новогреческий язык Псалтирь, которая впоследствии хранилась в обители св. апостола Иоанна Богослова на о. Патмосе.

В 1626 г. святитель Афанасий был назначен в Валахию, где проповедовал Христово учение среди валахов и молдаван.

За свои труды и духовные дарования святой был назначен Константинопольским патриархом Кириллом I проповедником при Константинопольской кафедре, а в 1631 г. - епископом Фессалоникийским (Солунским). В марте 1634 г., после изгнания турецкими властями патриарха Кирилла I, святитель был возведен на патриарший престол. После возвращения патриарха Кирилла из ссылки святитель Афанасий оставил патриарший престол и более года прожил на Афоне, совершенствуясь в подвигах поста и молитвы. Затем он жил один год в Италии, где папа предложил ему принять католичество, обещая возвести его в кардинальское достоинство. Но святитель Афанасий остался верен Святому Православию. С 1638 г. он вновь стал управлять Солунской кафедрой. В то время в храмах Солунской митрополии, терпевшей притеснения со стороны турок, не хватало богослужебных книг, церковной утвари и облачений. Святитель неоднократно обращался за помощью к русскому царю, а затем и сам совершил несколько путешествий в Россию, где посещал святые места и совершал богослужения в монастырях и храмах.

Однажды, возвращаясь из России, он тяжело заболел и остановился в Преображенском Мгарском монастыре г. Лубны, где 5 апреля 1654 г. мирно отошел ко Господу и был погребен по восточному обычаю: тело святого в полном облачении было помещено в кресло и опущено в каменную гробницу в монастырском Преображенском храме. 1 февраля 1662 г. обрели нетленные мощи святителя, от которых многие болящие получили исцеление. Необычное для России погребение святителя Афанасия в сидячем положении стало причиной именования его Афанасием Сидящим.

Ныне святые мощи патриарха Афанасия покоятся в Благовещенском кафедральном соборе в г. Харькове.

Харьков (Харкiв) — бывшая столица Украины, второй по величине город страны и крупнейший в ее восточной части. Считается, что город был основан в первой половине 17 века, а точное происхождение его названия до сих пор никому не известно. Некоторые считают, что оно связано с именем прославленного в легендах казака Хдрько, другие — что оно пошло от названия реки Харьков, кроме того, есть еще несколько менее популярных теорий. Как и многие другие старые города Украины, Харьков привлекает туристов в первую очередь множеством прекрасных церквей и соборов.

Сегодня город Харьков мы вспоминаем не в связи с политическими событиями, которые там произошли два дня назад. Посетить святыни Харькова хотя бы виртуально захотелось после того, как узнал, что в этом городе пребывет Елецкая-Черниговская икона Богородицы привезённая из Чернигова, святыня, которой 19 февраля был праздник.

Предание свидетельствует, что Елецкая-Черниговская икона была обретена святым преподобным Антонием Печерским в 1060 году в лесу близ Чернигова. Преподобный увидел её в сиянии светлых лучей на ели, отсюда и название иконы. Благодаря содействию черниговского князя Святослава, преподобный Антоний основал на месте обретения иконы монастырь и построил каменную церковь в честь Успения Божией Матери. Сама же обитель стала называться Елецкой. Через несколько столетий чудотворный образ из монастыря исчез.

Её во время военных действий увёз в Москву князь Барятинский, потомки которого впоследствии передали чудотворный образ в Харьковский Успенский собор. Так или иначе, но в конце XVII столетия в обители вместо оригинала появился список (копия) с чудотворной иконы.

В 1930 году, после разорения обители, этот древний список был изъят и передан в Черниговский исторический музей. Во время Великой Отечественной войны музей сгорел, но одна женщина нашла на пепелище Елецкую икону Пресвятой Богородицы и передала её монахам Троице-Ильинского монастыря. Однако вскоре икону вновь забрали в музей. Черниговская Елецкая обитель была возрождена в 1992 году, а через семь лет из музея была возвращена древняя святыня.

В служебном каноне написанном Елецкой-Черниговской иконе не однократно говорится, что сама икона находится в Харькове и является великой святыней, которая многих исцелила от болезней и является заступницей всех изгнанных и скорбящих людей.

ДНЕСЬ ЖЕ В ВЕЛИКОМ ГРАДЕ ХАРЬКОВЕ ПОСРЕДЕ СОБОРНЫЯ ЦЕРКВИ ВОДРУЖЕННЫЙ, СИЛУ МОЛИТВ БОЖИЯ МАТЕРЕ ИСЦЕЛЕНЬМИ МНОГИМИ СВИДЕТЕЛЬ-СТВУЕТ, К НЕЙЖЕ ВОЗОПИИМ: О ВСЕБЛАГАЯ, ИЗГНАННЫХ И СКОРБЯЩИХ ЗАСТУПНИЦЕ, ПРОШЕНИЯ НАША ВО БЛАГИХ ИСПОЛНИ, ДА ЛЮБОВИЮ ТЯ ВО ВЕКИ СЛАВИМ, ВСЕПЕТАЯ .

Совершенно по разному изображают эту икону, мне довелось видеть четыре разные изображения, где общее только то, что икону изображают на дереве, на ели.

Но вот в 2012 году восстановили первообраз иконы, которая выглядет так, как мы видим выше на фото. И этот образ в настоящее время находится в Свято-Покровском мужском монастыре г. Харькова.

Покровский монастырь, это старинный монастырь, церковь на том месте в честь Покрова Богородицы стояла уже как известно в 1659 году. В 1799—1846 Покровский собор был кафедральным собором Харькова. С 1920 по 1992 год храм и монастырь были закрыты.

Благовещенский собор Харькова, построен в 1901 году

Однако Елецкая-Черниговская икона Богородицы не единственная и даже не главная святыня Харькова. Наверное большим почитанием там пользуется чудотворная Озерянская икона Богородицы .


Эта икона считается покровительницей Харькова , имя этой иконы даже вписано в припев гимна города Харькова , где говорится:

Харківщино, земле слобожанська,
Вірні ми тобі на все життя
Матір Божа Озерянська
Освятила наше майбуття.

А история иконы такова:

Обретена икона близ Харькова, в селе Озеряна, в конце XVI века. Некий крестьянин из Озеряны вышел косить траву на лугу. И вдруг после очередного взмаха косы послышался человеческий стон. Косарь наклонился и увидел икону Божией Матери, а перед ней горящую свечу. Икона была написана на холсте, и от удара косы разрезалась пополам. Крестьянин взял обе половины, свечу и поставил дома среди других икон. Каково же было его удивление, когда наутро он увидел, что разрезанные части иконы соединились, да так плотно, что остался лишь слабый шрам от разреза. Вскоре от иконы стали свершаться чудеса и исцеления.

В настоящее время Озерянская икона Божией Матери считается покровительницей Харькова. Подлинный Озерянский образ, к сожалению, утрачен . В Благовещенском кафедральном соборе Харькова над царскими вратами помещён точный список (копия) чудотворной иконы, который, как считают верующие, имеет такую же чудотворную силу. Один из почитаемых списков иконы находится в Свято-Покровском мужском монастыре Харькова, в храме, построенном в её честь .

День празднования: 12 ноября.

Сам потерянный оригинал был не большой.

Размеры иконы: высота 40 см., ширина 34 см. Она писана была на холсте, который был прикреплён к доске.

Несколько лет назад в Озеряну доставили пожилую женщину из Днепропетровской области. Болезнь лишила ее возможности самостоятельно передвигаться. После молитвы и омовения в целебной воде источника, больная встала на ноги и самостоятельно дошла до автомобиля, чтобы ехать домой.

Жительница г. Сумы приехала в Озеряну с сыном, который после травмы на химическом производстве, потерял зрение. С любовью и надеждой молились они Богородице и после омовения лица целебной водой источника сумчанин начал прозревать - различать предметы, ориентироваться на местности.

От Озерянской иконы и сегодня совершается много чудесных знамений милосердия Царицы Небесной к болящим и немощным.

Но кроме чудотворных икон Богородицы, город Харьков известен ещё и святыми мощами того же Покровского монастырского собора.


В Харькове, в Благовещенском соборе покоятся мощи святого Афанасия Цареградского (Константинопольского) Патриарха.

Святитель Афанасий в миру

Алексий Пателларий родился на греческом острове Крыт в 1597 году.

Происходил из знатного рода, связанного с династией Палеологов. До 26 лет жил на Крите в монастыре Аркади, бывшем под властью венецианцев; получил образование в монастыре Аркадиу.

В 1631 году был рукоположён в митрополита Фессалоникийского.

В феврале 1634 года Афанасий был избран на Патриарший престол, но в 1635 году его уже свергли в борьбе за власть и он уехал жить в Венецию. Так уж случилось, что святителя Афанасия аж трижды изберали Константинопольским Патриархом . 8 октября 1652 года навсегда покинул Константинополь, посетил Богдана Хмельницкого , а в Москве его лично принимал Царь Алексей Михайлович Романов.

Святитель Афанасий много потрудился для Русской Православной Церкви, по просьбе Патриарха Московского Никона, он написал «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке» по которому и сегодня служат епископы Русской Православной Церкви.

А вообще святитель Афанасий приезжал в Россию чтобы побудить Русского царя, в союзе с Молдавией и Запорожским войском, начать войну с турками, по разгроме которых царь должен был занять престол ромейских императоров, а Московский Патриарх — вселенскую кафедру.


Святитель Афанасий, изгнанный Константинопольский Патриарх умер в 1654 году на Украине в Полтавской облости в местечке Мгар, в Преображенском монастыре. Монастырь этот кстати очень известен своими насельниками там погребёнными, в том монастыре покоится ещё один погребённый Константинопольский Патриарх, это Серафим (Анина) , а так же киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , архиепископ тобольский Амвросий (Келембет), епископ полтавский (впоследствии архиепископ псковский, лифляндский и курляндский) Мефодий (Пишнячевский).


Там же было решено и Святителя Афанасия погребсти. Похоронили его под амвоном у Царских врат по патриаршему чину со всеми почестями. И похоронили его в сидячем положении на троне, так хоронили всех Константинопольских Патриархов по Византийскому Уставу. На него было надето все архиерейское облачение, а в руку вложен посох; его посадили в кресла, и с креслами сидячего вложили в каменную гробницу. На гробнице, присутствовавшие при погребении сделали такую надпись: «Сын! Если ты почтителен, не проходи мимо отца без поклона: он был чутким, отзывчивым на людское горе пастырем апостольского трона, и по смерти своей молится за паству свою пред Пастырем пастырей — Христом».

Через 8 лет в 1662 году в тех местах проезжал один митрополит и он попросил ему показать останки Патриарха Константинопольского. Когда гробницу вскрыли, то и трон и облачение было истлевшими, а сам Святитель Афанасий был полностью нетленный., что и послужило его канонизацией. К тому же от мощей произошли случаи исцелений больных.

С тех пор, нетленные мощи Святейшего Константинопольского патриарха Афанасия стали предметом почитания и поклонения верующих всей православной Руси.
В 1936 г., когда безбожными властями производилось вскрытие святых мощей, в тогдашнюю столицу Украины г. Харьков были привезены в числе других и святые мощи святителя Афанасия. Из опасения осложнения международных отношений, т.к. святитель Афанасий по происхождению был грек и по уникальности его святых мощей власти не решились их уничтожить. Таким образом, благодаря Всепромыслительной Воле Божией, святые мощи святителя Афанасия сохранились невредимыми в Харьковском городском историческом музее.


Во время Великой Отечественной войны в 1943 г. был вновь открыт Харьковский Благовещенский кафедральный собор, куда были перенесены святые мощи святителя Афанасия и святителя Мелетия архиепископа Харьковского (память 12/25 февраля). С тех пор и по настоящее время святые мощи святителя Афанасия открыто почивают в особо устроенной раке в правом приделе собора, где еженедельно, по четвергам, совершается особое вечернее богослужение с чтением акафиста святителю Афанасию .

Ещё один Святой святитель покоится в Харьковском Благовещенском Соборе, это архиепископ Мелетий (Леонтович), Харьковский и Ахтырский.

В сане епископа он так же служил в Иркутске и в Перми. В 1839 году Мелетий тяжело заболел в Харькове. 6 декабря 1839 года, в день именин императора Николая I, не обращая внимания на болезнь, архиепископ Мелетий отслужил литургию и из-за плохой погоды заболел ещё сильнее. 29 февраля 1840 года архиепископ Мелетий скончался. 3 декабря 1875 года в Покровский церкви начался пожар, сгорело всё, но огонь не тронул гроб Мелетия. В 1948 году мощи святителя Мелетия были перенесены в Благовещенский собор Харькова, где они находятся в настоящее время в левом Свято-Варваринском приделе, у стены вблизи клироса.


21 февраля 1978 года Священным синодом Русской православной церкви Мелетий был канонизирован для общецерковного почитания.

Третья рака с мощами в Благовещенском соборе. Это архиепископ священномученник Александр (Петровский ). Будущий святитель родился в Луцке в 1851 году. Прожил 88 лет и канонизирован только в 2000 году.

Владыко Александр принял монашество в Донском монастыре Москвы, служил в Туркестане, в Белорусских Жировичах, был настоятелем Псково-Печерского монастыря. В 1918 году приехал в Полтаву. 1932 год - наместник Киевско-Николаевского монастыря. Далее был епископом Уманским, Винницким, а с 1934 года Харьковским.

В это время в городе Харькове оставался действующим лишь один православный храм — Казанский — его посещало столько людей, что причащение продолжалось по нескольку часов.

17 июня 1939 года был осуждён к 10 годам тюремного заключения. После суда содержался в тюрьме. 5 января 1940 года приговор был отменён и дело было возвращено на доследование, однако освобождён не был, несмотря на преклонный возраст. Находился в корпусе для неизлечимо больных. Умер 24 мая 1940 года в больнице тюрьмы № 1 Харькова на 89-м году жизни.

Тело владыки было по ошибке отправлено из тюрьмы в городской судебно-медицинский морг. Когда ошибка выяснилась, из тюрьмы поступило указание вернуть тело обратно. Однако верующие смогли подменить тело и тайно похоронить владыку на Залютинском кладбище Харькова, обозначив место захоронения особым знаком.

Священномученик Александр был объявлен покровителем г.Харькова и его жителей.

Всего в Харькове три собора, не говоря о множестве церквей, третий собор Харькова, это Успенский собор. Построен в 1657 году. Сейчас он самый старинный и самый высокий собор в Харьковской епархии. В этом соборе нет особых святынь, может это и правильно, ведь как написано в путеводителях по Харькову, в соборе проводятся иногда концерты местной филармонии.



Харьков, это второй по численности населения город после Киева, полтора миллиона человек. Город с 1669 года. В 2010 году Харьков был признан лучшим городом по качеству жизни на Украине , в связи с чем городской совет развесил по городу плакаты «Харьков — лучший город для жизни ».


Харьков, это ещё и город рекордов. В городе имеется самая большая площадь Европы и третья площадь в мире, в городе самый большой вещевой рынок в Европе и 14 место в мире, его площадь 75 ГА. Ещё Харьков имеет самый большой спальный район на Украине с населением 400.000 чел. Ну и на конец до Первой Мировой войны, Харьков делил 1 место с Петроградом в Европе по количеству докторов на душу населения в городе.


А ещё город Харьков, побратимый город Латвийскому Даугавпилсу.

Ещё интересно, что все экскурсеонные и паломнические туры в Харковь включают в себя посещения зоопарка, т.к. это старейший зоопарк Украины и двадцатый по возрасту в мире.


Харьковский зоосад был основан в 1896 году и пережил Гражданскую и Великую Отечественную войны. Сейчас здесь на 22 гектарах можно наблюдать 367 видов животных. На территории находятся различные сооружения, скульптуры, статуи, фонтаны. С мая по октябрь работает контактный зоопарк - детенышей диких животных можно подержать на руках или поиграть с ними. Самые популярные достопримечательности Харькова — зоопарк и дельфинарий.


Трамваи и троллейбусы — основные виды транспорта в Харькове. Всего в городе 15 трамвайных и 27 троллейбусных маршрутов, охватывающих весь город, кроме того, в городе множество маршрутных такси и три линии метро. Кроме того, в городе есть канатная дорога, соединяющая улицу Сумскую с районом Павлово Поле. По канатной дороге перемещается 124 двухместных пассажирских кабины, которые во время поездки поднимаются на высоту от 8 до 26 метров над землей. Весь маршрут кабинка проезжает за 18 минут. Очевидно, это не самый удобный способ быстро куда-то добраться, но определенно самый живописный.

У харьковчан, очевидно, прекрасное чувство юмора. Во всяком случае, по всему городу вы можете найти большое количество забавных памятников, например, памятник летающим влюбленным, памятник Отцу Федору, персонажу «Двенадцати стульев», Эллочке Людоедке, Остапу Бендеру, футбольному мячу, и зеленой лягушке в белый горошек.

Чтобы увидеть самое большое собрание картин Ильи Репина, достаточно посетить Харьковский художественный музей.

Кстати, в парке имени Горького работает самое высокое на Украине колесо обозрения.