Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (соуэ). Система оповещения при пожаре

Для Всех
Разъяснение Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС РФ от 16 декабря 2004 г.

По вопросам применения требований норм пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"

1. О применении пластиковых коробов, не распространяющих горение, при прокладке соединительных линий СОУЭ
Основным требованием, заложенным в п. 3.9 НПБ 104-03, является обеспечение выполнения системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) своих функций в течение всего времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Временные параметры обеспечения безопасной эвакуации людей из здания в соответствии с п. 3.8 могут определяться на основании требований нормативных документов по пожарной безопасности, т.е. в виде жестко заданного отрезка времени или с помощью расчетных сценариев, что допускается п. 4.5 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

При решении вопроса о возможности использования для прокладки проводов и кабелей соединительных линий СОУЭ пластиковых проводов необходимо учитывать, что провода и кабели, наряду с техническими средствами и соединительными линиями, являются одним из элементов системы. При этом на них, как и на другие элементы СОУЭ, допускается воздействие опасных факторов пожара лишь в той степени, в которой это воздействие не приведет к отказу системы, в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Это условие можно записать в следующем виде:

Tотк > tр + tн.э

Где tотк - время начала пожара до момента отказа СОУЭ в результате воздействия опасных факторов пожара, мин;

Tр - расчетное время эвакуации людей, мин;

Tн.э - интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей, мин.

При выполнении этого условия можно допустить применение пластиковых коробов.

2. Об обратной связи при построении СОУЭ 4-го и 5-го типов
В НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" необходимость обратной связи зоны оповещения с помещением поста - диспетчерской предусмотрена для СОУЭ 4-го и 5-го типов. В качестве такой связи можно использовать внутреннюю телефонную сеть здания и другие технические средства, позволяющие диспетчеру (дежурному радиотелефонисту) получать оперативную информацию о процессе эвакуации, месте возгорания, распространении ОФП, а также передавать управляющие команды лицам, ответственным за эвакуацию в зонах оповещения.

3. О разработке спецтекстов для речевого оповещения
Разработкой спецтекстов в настоящее время занимаются сами проектировщики СОУЭ. Пока не существует утвержденных типовых текстов для речевого оповещения. Однако основные требования к такому тексту можно сформулировать следующим образом.

Текст для речевого оповещения должен:

Учитывать несколько основных ситуаций, которые могут возникнуть при пожаре;

Способствовать предотвращению паники;

Обеспечивать однозначность понимания людьми содержания передаваемого сообщения;

Указывать на последовательность действий людей при пожаре;

Способствовать изменению субъективной оценки опасности возникшей ситуации.

4. О размещении пункта управления СОУЭ
Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения поста-диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям НПБ 88-2001*. Пособие к СНиП 2.08.02-89* может рассматриваться как информационный и справочный материал в части, не противоречащей НПБ 104-03 и НПБ 88-2001*. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения. Допускается использовать в СОУЭ 3 - 5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения. Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть использованы требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

5. О сопряжении СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны
В соответствии с разделом 2 НПБ 104-03 система оповещения и управления эвакуацией - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации.

Таким образом, СОУЭ людей при пожарах в зданиях и сооружениях и система оповещения гражданской обороны имеют различное функциональное назначение и включаются в работу по разным побудительным мотивам. В связи с этим полное сопряжение СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны не представляется возможным. Однако в целях реализации п. 3.2 НПБ 104-03 под возможностью сопряжения СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны может подразумеваться использование отдельных технических средств оповещения - звуковых и речевых пожарных оповещателей для передачи сигналов гражданской обороны, транслируемых через средства массовой информации (телевидение, радио).

6. О необходимости устройства системы оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек
Необходимость установки и тип СОУЭ определяется в соответствии с п. 5.1, табл. 2 НПБ 104-03. Допускается не предусматривать систему оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек и для данного здания в соответствии с п. 5.1, табл. 2 НПБ 104-03 не требуется система оповещения людей о пожаре.

При единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Система (установка) оповещения людей о пожаре, предусмотренная п. 16 ППБ 01-03, должна быть спроектирована в целях реализации планов эвакуации (п. 3.2 НПБ 104-03).

Таким образом, полагаем целесообразным в целях реализации требований п. 16 ППБ 01-03 (при отсутствии требований НПБ 104-03 по оборудованию здания СОУЭ) предусмотреть способ оповещения с использованием световых оповещателей "Выход" и статистических указателей направления движения. В случае нахождения на этих этажах глухих и слабослышащих людей необходимо также предусмотреть использование световых мигающих оповещателей.

ГК Эколайф выполняет проектирование и монтаж системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) под ключ для предприятий, офисных и торговых центров, школ и спортивных сооружений и других объектов. Также компания принимает на техническое обслуживание и производит ремонт любых типов оборудования систем оповещения.

Договор на систему оповещения и полный комплект документов

Наша компания работает с юридическими и физическими лицами. Мы заключаем договор на все предоставляемые услуги, который является документом, четко определяющим стоимость и сроки выполнения работ. Заранее обговоренные условия снижают риски для обеих сторон, а также обеспечивают выгоду сделки для продавца и покупателя.
Подписание актов выполненных работ и приема-передачи оборудования означает успешное окончание работ. Мы предоставляем полный пакет документов, в том числе накладные, акты, счета-фактуры и кассовые чеки при оплате наличными, акты пуско-наладки, параметры настройки системы. После выполнения работ мы продолжаем с вами работать, в качестве консультанта и сервисной организации.

Выезд инженера для расчета стоимости работ производится бесплатно

Назначение и типы системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ)

Когда потенциальный заказчик обращается в специализированную организацию и говорит: «Мне нужно установить пожарную сигнализацию», как правило, он имеет в виду две системы: автоматическую пожарную сигнализацию (АПС) и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ). Это абсолютно разные системы по назначению и составу. Общее у них только одно - они должны быть смонтированы на всех объектах строительства. И это требование вполне обосновано, ведь эти системы взаимно дополняют друг друга. Если нет пожарной сигнализации, то система оповещения не сможет сработать в автоматическом режиме. А если не будет оповещения, то работа пожарной сигнализации, по большому счёту, становится бессмысленной.

Полное название системы выглядит так: система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Следовательно, можно сделать вывод, что назначение системы не только в том, чтобы оповестить людей о возможном возгорании, но и помочь им эвакуироваться из здания. Для выполнения этих функций разработан целый комплекс средств и мероприятий, которые входят в состав системы оповещения при пожаре.

Для начала, необходимо выяснить какие средства использует система оповещения для достижения своих целей. При всём разнообразии оборудования и материалов, применяемых в построении системы, суть оповещения сводится к воздействию на слуховые и зрительные рецепторы человека. Поэтому все оповещатели делятся на световые и звуковые. В дополнение к ним на сложных объектах предусматриваются технологии и мероприятия, помогающие организовать максимально безопасную эвакуацию людей.

Световые оповещатели. Данный тип оповещателей отвечает за управление эвакуацией людей при пожаре. Световые оповещатели очень эффективны, когда пути эвакуации задымлены. Поэтому, при наличии на объекте грамотно размещённых световых указателей, выход людей из здания занимает минимальное количество времени.

Световое оповещение может быть реализовано с применением различных световых табло, сигнальных ламп и фотолюминесцентных указателей.

Световые табло работают от электросети. Источником электроэнергии для них может быть как система электроснабжения здания (220 вольт), так и слаботочная сеть оборудования противопожарной автоматики (12 или 24 вольта). Если световые оповещатели работают от сети 220, то их дополнительно снабжают аккумуляторами, чтобы их работа не прекращалась даже при отсутствии электроснабжения здания.
Табло оснащаются надписями («ВЫХОД», «АВАРИЙНЫЙ ВЫХОД» и т.п.) или указателями направления для эвакуации людей из здания. Их значения могут быть как постоянными, так и меняющимися. Это зависит от конкретного сценария эвакуации.

Сигнальные лампы - ещё один способ оповещения. Наверное, самым популярным исполнением такого оповещения можно считать устройства, размещаемые на фасадах зданий. Как и световые табло, они находятся во включенном состоянии круглосуточно. А когда срабатывает пожарная сигнализация, сигнал лампы становится мигающим. Это позволяет привлечь внимание находящихся вблизи людей, которые в свою очередь смогут позвонить в пожарную службу. Сигнальные лампы особенно эффективны в ночное время суток.

Ещё одна составляющая световых технологий оповещения - фотолюминесцентные знаки и указатели . В дневное время суток они выглядят как обычные таблички, указывающие направление к ближайшему выходу или предупреждающие о наличии опасной зоны. Чтобы эти указатели были видны в темноте, их покрывают фосфорсодержащим составом или прозрачной фотолюминесцентной плёнкой. Свечение, излучаемое фосфором, помогает разглядеть смысловое значение установленного указателя.

Дополнительно на объекте могут использоваться надписи и указатели, нанесённые специальной краской, так же содержащей фосфоресцирующие компоненты. Эта краска, так же в виде значений о направлении необходимого движения, может быть нанесена на поверхности пола, стен и потолка. Любые светящиеся элементы предназначены для облегчения эвакуации в условиях задымления и отсутствия освещения.

Звуковые оповещатели. Нормами предусматривается деление данного вида оповещения на звуковое и речевое. При звуковом варианте используются сирены, а при речевом - громкоговорители. Главная задача звукового оповещения - сообщить о возможном возникновении пожара и необходимости покинуть здание. Если на объекте установлено речевое оповещение с возможностью применения микрофона, то дополнительно можно осуществлять управление эвакуацией.
В больших зданиях со сложной архитектурой и планировкой систему оповещения разбивают на зоны. Это даёт возможность организации эвакуации людей группами, начиная с наиболее опасной зоны.

Организационные мероприятия. К дополнительным средствам при эвакуации можно отнести пункты со 2-го по 5-тый из нижеприведённой таблицы (см.ниже ). Стоит отметить, что все они требуются при четвёртом и пятом типах оповещения. Следовательно, их необходимость обусловлена сложностью и опасностью объекта защиты.
Для того чтобы выполнить требования, предъявляемые к последним типам оповещения, порой необходимо оборудовать диспетчерский пост очень серьёзным и дорогостоящим оборудованием. Ведь помимо многозадачности система оповещения должна обладать большим запасом мощности. А для этого её необходимо оснастить достаточным количеством звукоусиливающего оборудования, которое при установке в специальную стойку может достигать человеческого роста.

Основным документом, регламентирующим состав, количество компонентов и устройств системы, а так же требования к ним, на сегодняшний день является СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» Этот документ менее объёмный, в отличие от СП 5.13130.2009, но не менее важный. Условно его можно поделить на четыре раздела:

1. Общие требования;
2. Специальные требования;
3. Таблица с Типами оповещения;
4. Таблица, соотносящая виды зданий с типами системы оповещения.

Документ предусматривает пять типов системы оповещения, для каждого из которых есть свои обязательные и рекомендуемые составляющие. Выглядит эта таблица следующим образом:

Характеристика СОУЭ Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ
1 2 3 4 5
1 Способы оповещения:
звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.); + + * * *
речевой (передача специальных текстов); - - + + +
световой:
а) световые мигающие оповещатели; * * * * *
б) световые оповещатели "Выход"; * + + + +
в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения; - * * *
г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением - - - * +
2 Разделение здания на зоны пожарного оповещения - - * + +
3 Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской - - * + +
4 Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения - - - * +
5 Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре - - - - +
Примечания
а) Условные обозначения в таблице:
"+" - требуется;
"*" - допускается;
"-" - не требуется.
б)

Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5 типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).

в)

В зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению должны применяться световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели (в том числе системы специализированного оповещения, обеспечивающие выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также другие технические средства индивидуального оповещения людей).
Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей.

г)

Выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, световые пожарные оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляется организацией-проектировщиком.

На первый взгляд может показаться, что система оповещения - это очень простая система, ведь она располагает всего пятью вариантами исполнений. Более того, если взять во внимание вторую таблицу, где каждому типу строительного сооружения соответствует определённая система оповещения, то принцип её построения может показаться просто детской шалостью.

На самом деле, за этой кажущейся простотой стоит огромное количество технических нюансов и тонкостей, которые в полном объёме должны быть тщательно проработаны на этапе проектирования.

Разработанная для СП 3.13130.2009 таблица очень удобна для прочтения и понимания сути требований. Если не вдаваться в подробности, то можно резюмировать несколько основных правил :

1. Звуковое или речевое оповещение требуется на всех без исключения объектах, вне зависимости от их площади, этажности или назначения. Громкоговорители применяются при третьем, четвёртом и пятом типах оповещения. Сирены - для первого и второго, а так же в качестве дополнительного оповещения отдельных зон, когда основное оповещение речевое;
2. Фотолюминесцентные системы предусматриваются только в качестве рекомендованных для всех типов оповещения, за исключением первого (не требуется) и четвёртого (требуется обязательно);
3. Световые мигающие оповещатели так же указаны только в качестве рекомендованных для всех типов оповещения;
4. Для четвёртого и пятого типов оповещения является обязательным организация на объекте постов со связью с диспетчерской, а так же зонирование системы оповещения;
5. Для всех типов речевого оповещения предусмотрено полуавтоматическое включение.

Проектирование системы оповещения

Проектирование системы оповещения - работа уникальная. Для проектировщиков - это лакмусовая бумажка, способная отличить грамотного специалиста от начинающего. Особенность её заключается в кажущейся простоте. Прочитав свод правил, можно сделать вывод, что суть системы сводится к размещению над выходами нужных световых указателей и распределению по объекту нескольких звуковых (или речевых) оповещателей. Такой подход к делу приводится в тупик одним простым вопросом: «На каком основании?» Выбор типа оповещения должен иметь основание, так же как и размещение каждого элемента системы. Чтобы в этом разобраться, необходимо более подробно изучить требования СП 3.13130.2009 и детально вникнуть в суть каждого типа оповещения.

Разница между требованиями, изложенными в СП 5.13130.2009, касающиеся автоматической пожарной сигнализации, и СП 3.13130.2009 об организации системы оповещения, в количестве приведённой информации. Первый документ очень подробно описывает, как и где необходимо предусматривать извещатели, приборы, какими они должны быть, в каком количестве. Очень многие пункты правил начинаются со слов «В случае, если…», и далее описывают особенность или тонкость построения системы пожарной сигнализации. То есть, изучив один документ, можно почерпнуть если не всю, то уж точно большую часть информации о системах автоматической пожарной сигнализации.

В случае с оповещением, свод правил преподносит требования таким образом, что для их реализации необходимо изучить ещё ряд нормативных документов. Это касается, например, кабельной системы. В требованиях не говорится, какой кабель необходимо использовать для линий систем оповещения. Норматив гласит, что

"Кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону"

Всего один пункт свода правил заставляет задуматься о том,
. сколько времени займёт эвакуация людей из конкретного здания?
. какие кабели и провода смогут удовлетворить это требование?
. как это всё технически грамотно обосновать в проекте?

Конечно, разрабатываемые проекты не предусматривают в своём составе расчёт времени эвакуации людей из здания. Это отдельная и трудоёмкая работа, которая входит в состав Декларации пожарной безопасности объекта и Расчёт пожарного риска. Требуется эта Декларация в строго определённых случаях.
Все проектные организации для линий систем оповещения используют кабели с маркировкой FR (Прим.: от англ. терм. «fire resistant» - стойкий к огню), в сертификатах которых указано, что они сохраняют работоспособность в течение 180-ти минут в условиях пожара. А за три часа можно провести эвакуацию людей из самого сложного и большого здания.

К слову о надёжности системы, не только кабельные линии и кабельные системы должны работать в течение всего времени эвакуации. Логично, что эти же требования распространяется и на оборудование систем оповещения. Но они, конечно же, в большей степени касается производителей. Если на применяемое оборудование прошло процедуру сертификации, значит оно пригодно к использованию. В этом плане для проектировщиков большего и не требуется. А вот что действительно требуется - это предусмотреть систему резервного питания и рассчитать ёмкость и количество аккумуляторных батарей. Потому что система оповещения потребляет большое количество энергии, особенно в режиме «Тревога». А работать она должна долго, вне зависимости от того подаётся ли на объект электроэнергия от магистральных сетей или нет.

Но больше всего вопросов вызывает раздел 4, СП 3.1310.2009 «Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому оповещению и управлению эвакуацией людей». Главным образом, в этом разделе говорится о том, какой минимальный уровень звука должен быть обеспечен в различных помещениях. Так же, приводятся нормативы по частотному диапазону воспроизводимых сообщений и инструкции по замерам звукового давления, создаваемого системой оповещения.

Все изложенные требования достаточно чёткие и понятные. Взяв в руки шумомер и руководствуясь инструкциями из 4-го раздела СП 3.13130.2009, произвести замеры уровня звука не составит труда. Но проблема в том, что на стадии проектирования, когда система должна появиться «на бумаге», произвести замеры попросту невозможно. Более того, задача проектной организации состоит не только в том, чтобы правильно определить тип оповещения. Не менее важно правильно определить мощность и места размещения оповещателей, ведь правила предусматривают не только минимальный, но и максимальный уровень звука, производимый системой оповещения, а так же требования к его равномерности.

Чтобы выполнить все вышеперечисленные требования есть только один выход - выполнить расчёт звукового давления системы оповещения. А выполнить такой расчёт - задача не из простых. И главная сложность заключается даже не в том, что для выполнения такого расчёта нужно изучить дополнительные нормативные документы, методики и пособия. Основная сложность состоит в том, что звук - структура неосязаемая. Согласитесь, гораздо проще просчитать нечто материальное, то, к чему можно прикоснуться. Например, сделать расчёт падения напряжения проще, ведь оно напрямую зависит от длины кабеля, а длину кабеля можно легко измерить даже на стадии проектирования. Но измерить в теории и рассчитать, например, количество звука или световой поток - задача гораздо более сложная.

Данная тема является одной из самых обсуждаемых на всех форумах, так или иначе касающихся пожарной безопасности. Ведь помимо сложностей самого процесса расчета, проектировщикам необходимо брать во внимание архитектурно-планировочные особенности каждого без исключения помещения, их размеры, отделка поверхностей, наличие фальшполов, фальшпотолков, колонн, перегородок и много чего ещё. Поэтому неудивительно, что некоторые производители оборудования систем оповещения разрабатывают собственные методики и даже программное обеспечение для выполнения расчета звука.

Этот пример показывает насколько осторожно и внимательно необходимо подходить к проектированию систем оповещения. Более того, требования к системам оповещения на этом не заканчиваются. Самое главное, становится понятно, что разработку проекта настолько важной системы можно доверить только опытной компании.

Резюмируя всё вышесказанное, можно задаться вопросом: «Должен ли заказчик разбираться во всех тонкостях пожарного дела, и, в частности, в тонкостях проектирования систем оповещения?» Наверное, нет. Ведь для чего тогда существуют специализированные организации? С другой стороны, информация лишней не бывает. В любом случае, каждый собственник вправе задавать вопросы о работе, планируемой на его объекте.

Монтаж, пусконаладочные работы, обслуживание и ремонт систем оповещения

Труд, затраченный на разработку проекта, в первую очередь должна ценить монтажная организация во время производства работ. Каждый оповещатель должен находиться точно на своём месте, иначе должного уровня звука и его равномерного распределения можно лишиться.

Монтаж системы оповещения и пусконаладочные работы

В техническом плане, работы по монтажу системы оповещения мало чем отличаются от монтажа пожарной или охранной сигнализации. Их нельзя считать более сложными или простыми. Но свои особенности, безусловно, есть.

Во-первых , нужна хирургическая точность при расположении оборудования оповещения в соответствии с проектом. Кстати, к способам и местам прокладки кабеля эта рекомендация относится не меньше. Изменение трасс может привести к увеличению (или уменьшению) длины кабельных линий. А это, в свою очередь, может отразиться на уровне громкости звука.

Во-вторых , при монтаже необходимо всегда проверять только что выполненную работу измерительным инструментом - шумомером. Только так можно быть уверенным, что работа выполнена правильно и на приёмке не возникнет лишних вопросов. Естественно, у прибора должно быть свидетельство о поверке, и проводить измерения необходимо в точном соответствии с требованиями раздела 4, СП 3.13130.2009.

В третьих , начинать работу необходимо с установки и настройки воспроизводящего звук оборудования. В случае с первым и вторым типом оповещения - с монтажа приёмно-контрольных приборов. Это позволит вести проверку уровня звука при монтаже, начиная с первого звукового оповещателя, с первой оснащённой оповещением комнаты. Более того, если производить замеры уровня громкости, начиная с самого начала производства монтажных работ, это значительно сократит время пусконаладки.
Если объект большой, а воспроизводящего и усиливающего оборудования много, то начать работу со сборки и тестирования стойки оповещения обусловлено ещё и необходимостью проверки оборудования на работоспособность. Как правило, такие приборы достаточно дорогостоящие, и найти их у поставщиков в наличии бывает крайне сложно. Поэтому, при выявлении некорректно работающего оборудования на ранних сроках, у монтажной организации будет время для его замены, пока другие работы ещё ведутся.

Когда монтаж закончен, то остаётся лишь проверить работоспособность системы, сделать контрольные замеры уровня звука и опробовать систему оповещения в действии. Система оповещения - это ведомая система, поэтому сложной автоматики в ней, как правило, нет. Следовательно, пусконаладочные работы занимают гораздо меньше времени, в сравнении, например, с системой автоматической пожарной сигнализации.

Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт системы оповещения

В части технического обслуживания системы оповещения, так же нет особенных сложностей. Визуальный осмотр и проверка работоспособности оборудования во всех режимах, измерение сопротивления кабельных линий, проверка ёмкости аккумуляторов и т.д. И конечно, ведение эксплуатационной документации, и проведение обучения для персонала так же должны быть в этом списке. Казалось бы, в этом вопросе всё достаточно просто, по крайней мере, проще, чем с пожарной сигнализацией, и уж тем более с пожаротушением.

Но занимательным остаётся тот факт, что среди огромного списка документов, регламентирующих деятельность в области пожарной безопасности, нет ни одного, который бы относился к техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем оповещения и эвакуации людей при пожаре. Требования о необходимости проведения этих работ прописаны и в ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и в Постановлении Правительства Российской Федерации № 390 «О противопожарном режиме». Но конкретного регламента выполнения данных работ нигде не приводится.

Есть документ рекомендательного характера, который можно взять за основу. Это ГОСТ Р 54101-2010. «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт». А далее необходимо обратиться к производственной документации на каждый элемент оборудования. В паспортах и инструкциях по эксплуатации в обязательном порядке присутствуют требования к техническому обслуживанию каждого прибора. На основании этих данных заказчиком должен быть составлен регламент проведения работ.

Как правило, обслуживает систему оповещения та же организация, которая обслуживает ведущую систему - пожарную, охранную сигнализацию или систему пожаротушения. Соответственно, регламент выполнения работ составляется единый. Так как обе системы построены на применении электричества, многие требования будут дублироваться. Но в отношении системы оповещения обязательно должен быть пункт о периодических замерах уровня звука, производимого оповещателями, и, в случае необходимости, проведении корректировки их местонахождения и направленности.

Система оповещения и эвакуации: как мы работаем

Для расчета стоимости работ по монтажу системы оповещения позвоните нам или отправьте имеющийся проект на оповещение. Мы рассчитаем цену монтажа системы оповещения в течение дня.

Монтаж систем оповещения осуществляется на основе утвержденной рабочей (проектной) документации.
При её отсутствии инженеры ГК «Эколайф» готовы выполнить для вас проектные работы . Для этого нам потребуются поэтажные планировки вашего объекта и технические требования в форме технического задания на проектирование системы оповещения.
После выполнения проекта наши специалисты приступят к работам по монтажу системы оповещения. Таким образом, ГК «Эколайф» выполняет проектирование и монтаж системы оповещения в комплексе.

Интеграция системы оповещения с другими пожарными системами

Для того, чтобы обеспечить по-настоящему безопасную и своевременную эвакуацию, объекты защиты дополнительно оснащают такими системами, как аварийное освещение, дымоудаление и систему дистанционного открывания запоров на эвакуационных и аварийных выходах. Кроме того, интеграция системы автоматической пожарной сигнализации с любыми другими инженерными сетями здания так же направлена на безопасность эвакуации.

Система аварийного освещения строится на использовании специальных светильников, которые размещаются на путях эвакуации. Назначение системы заключается в том, чтобы осветить пути эвакуации в случае возникновения опасных факторов пожара при отсутствии или отключении системы электроснабжения. Для этого светильники оснащены аккумуляторными батареями. Пока система электроснабжения здания работает, система аварийного освещения находится в режиме ожидания. Как только питание пропадает, светильники включаются.
Как и в случае со звуковым оповещением, чтобы определить необходимое количество аварийных светильников, нужно сделать расчёт требуемого уровня освещённости на путях эвакуации. А так как световой поток неосязаем, то рассчитать его количество задача непростая.

Систему дистанционного открывания запоров на аварийных и эвакуационных выходах сейчас в чистом виде встретить практически невозможно. Её полностью вытеснила система контроля и управления доступом, которая имеет более широкий спектр возможностей. Но при пожаре интеграция пожарной автоматики с ней необходима, особенно на тех объектах, где для эвакуации разрабатывается несколько сценариев. Каждый выход может оказаться крайне полезным, ведь заранее неизвестно какие пути эвакуации будут свободны, а какие будут «отрезаны» пожаром.
Так как система управления доступом тоже строится на электрооборудовании, то в процессе проектирования для неё должна быть предусмотрена система резервного электропитания .

В общем и целом, можно понять, что оповещение людей и их дальнейшая эвакуация из здания требует комплексного подхода. Необходимо учитывать архитектурно-планировочные особенности здания, необходимость использования множества пожарных и инженерных систем, возможные особенности находящегося в здании контингента, времени и способов эвакуации всех людей из здания.

Система оповещения и управления эвакуацией людей необходима на каждом объекте. Крайне важно, чтобы она была смонтирована на основании грамотного и подробного проекта, чтобы она обслуживалась специализированной организацией на постоянной основе. Но ещё более важно, чтобы эксплуатация системы оповещения заключалась только лишь в воспроизведении приятной фоновой музыки.

План пожарной
эвакуации Автоматическое
пожаротушение

Нормами предусмотрено пять типов СОУЭ в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ

Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ

1. Способы оповещения:

звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.)

речевой (передача специальных текстов)

световой:

а) световые мигающие указатели

б) световые оповещатели “Выход”

в) статические указатели направления движения

г) динамические указатели направления движения

2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения

3. Обратная связь зон оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

4. Возможность реализации нескольких вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения

5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре

Примечания:

1. + требуется; * допускается; – не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3–5 типов в отдельных зонах оповещения.

3. В зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) глухие и слабослышащие люди, требуется использование световых или световых мигающих оповещателей.

4. СОУЭ 3- 5 типов относятся к автоматизированным системам.

Определение типов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного назначения

Тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

Таблица 2

Группа зданий, комплексов и сооружений (наименование нормативного показателя)

Значение нормативного показателя

Наибольшее число этажей

Тип СОУЭ

Примечания

1. Предприятия бытового обслуживания, банки (площадь пожарного отсека, м 2)

Помещения площадью более 200 м 2 , размещаемые в составе торговых и общественных центров или в общественных зданиях другого назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения

Более 2500

2. Парикмахерские, мастерские по ремонту и т.п., размещаемые в общественных зданиях (площадь, м 2)

300 и более

3. Предприятия общественного питания (вместимость, чел.)

Не требуется

Более 1000

Размещаемые в подвале (цоколе)

4. Бани и банно-оздоровительные комплексы (кол-во мест, чел.)

Встроенные бани (сауны) рассматриваются как самостоятельные зоны

20 и более

5. Предприятия торговли (магазины, рынки) (площадь пожарного отсека, м 2)

Торговые залы площадью более 100 м 2 в зданиях иного назначения рассматриваются как самостоятельные зоны

Более 3500

Торговые залы

Без ест. освещения

6. Дошкольные учреждения (число мест)

В дошкольных учреждениях оповещается только служебный персонал. При размещении в одном здании дошкольных учреждений и начальной школы (или) жилых помещений для персонала общей вместимостью более 50 чел., они выделяются в самостоятельные зоны оповещения. В школе оповещается сначала персонал, затем учащиеся

Специальные детские учреждения

7. Школы и учебные корпуса школ-интернатов (число мест в здании, чел.)

Более 1600

Специальные школы и школы-интернаты

Спальные корпуса школ-интернатов и других детских домов (число мест в здании)

8. Учебные корпуса средних специальных и высших учебных заведений

Помещения аудиторий, актовых залов собраний и других зальных помещений с числом мест более 300, а также расположенных выше 6-го этажа с количеством мест менее 300 рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения

9. Зрелищные учреждения (театры, цирки и др.):

круглогодичного действия (наибольшая вместимость зала, чел.)

сезонного действия:

а) закрытые

600 и более

б) открытые

800 и более

10. Здания, крытые и открытые сооружения физкультурно - оздоровительного и спортивного назначения (число мест)

Более 1000

11. Лечебные учреждения (число койкомест):

Помещения лечебных, амбулаторно - поликлинических учреждений и аптек, расположенных в зданиях иного назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения

60 и более

психиатрические больницы

амбулаторно - поликлинические учреждения (посещения в смену, чел.)

90 и более

12. Санатории, учреждения отдыха и туризма при наличии в спальных корпусах пищеблоков и помещений культурно-массового назначения

10 и более

13. Детские оздоровительные лагеря:

круглогодичного действия

летние IV- V степени огнестойкости

14. Библиотеки и архивы:

при наличии читальных залов (кол-во мест более 50 чел.)

хранилища (книгохранилища)

15. Учреждения органов управления, проектно- конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания

16. Музеи и выставки (число посетителей)

Более 1000

17. Вокзалы

18. Гостиницы, общежития и кемпинги (вместимость, чел.)

19. Жилые здания:

секционного типа

Не требуется

коридорного типа

20. Производственные здания и сооружения категория здания)

А, Б, В, Г, Д

1-й тип СОУЭ допускается совмещать с селекторной связью.

Территории объектов по взрывопожарной и пожарной опасности (производства, склады, базы и т. п.)

Примечания:

1. Требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания.

2. Под нормативным показателем площади пожарного отсека в настоящих нормах понимается площадь этажа между противопожарными стенами.

3. На объектах, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4- го или 5- го типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.

4. В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с физическими недостатками (слабовидящие, слабослышащие), СОУЭ должна учитывать эти особенности.

Инструкция о мерах пожарной безопасности.

На каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.). Руководители предприятий обязаны разработать, согласовать с ГПС МЧС России и утвердить инструкции о мерах пожарной безопасности для всего предприятия в целом, а также для отдельных его объектов и вывесить их на видном рабочем месте.

В инструкциях о мерах пожарной безопасности должны быть отражены следующие вопросы:

Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;

Порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

Места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;

Порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

Порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения);

Предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

Обязанности и действия работников при пожаре, в том числе:

Правила вызова пожарной охраны,

Порядок аварийной остановки технологического оборудования,

Порядок отключения вентиляции и электрооборудования,

Правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики,

Порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.

Кроме того для каждого цеха (участка) должны быть разработаны цеховые инструкции о мерах пожарной безопасности. Эти инструкции разрабатываются на основе объектовой инструкции и правил пожарной безопасности. В цеховых инструкциях должны быть отражены особенности пожарной опасности цеха.

Инструкция о мерах пожарной безопасности утверждается соответствующим начальником и вывешивается на видном месте.

План (схема) эвакуации.

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

План эвакуации состоит из:

Графической части;

Текстовой части;

Журнала отработки плана эвакуации.

Графическая часть . Вычерчиваются планы здания, которые не должны загромождаться второстепенными деталями; сплошными стрелками указывают основные рекомендуемые пути эвакуации; пунктирными стрелками указывают запасные пути эвакуации. На планах эвакуации условными знаками должно быть показано размещение огнетушителей, пожарных кранов, телефонов, мест включения систем пожарной автоматики и др.

Текстовая часть, как правило, выполняется в виде таблицы (№ п/п, перечень и порядок действий, исполнитель), но может оформляться и в виде инструкций или памяток о действиях при пожаре.

В текстовой части должен быть отражен порядок:

1) оповещение о пожаре;

2) организации эвакуации;

3) проверки численности эвакуированных с места пожара людей;

4) проверки срабатывания систем пожарной автоматики и действий персонала в случае отказа систем пожарной автоматики;

5) тушения пожара первичными средствами пожаротушения;

6) эвакуации и охраны эвакуированного имущества.

Назначить исполнителей следует исходя из организационных и физических возможностей людей. Необходимо предусмотреть дублирование исполнителей. При отработке плана эвакуации следует проводить хронометраж.

Под таблицей должны быть подписи лиц, составивших план эвакуации и подписи сотрудников, ознакомленных с ним.

Журнал отработки плана эвакуации. Согласно ППБ 01-03, планы эвакуации должны отрабатываться не реже 1 раза в полгода, что должно фиксироваться в журнале отработки плана эвакуации. В журнал заносятся: дата проведения учения, вводная информация (например, срабатывание систем пожарной автоматики или обнаружения пожара (признаков пожара) сотрудником), общее время эвакуации, хронометраж отдельных этапов эвакуации, а также выявленные недостатки и положительные примеры действий людей при пожаре. На основе разбора тренировки по эвакуации, принимаются корректирующие меры по совершенствованию процесса эвакуации и повышению уровня пожарной безопасности здания.

Планы эвакуации составляются исходя из особенностей поведения людей при пожаре, объемно-планировочных решений здания (размеры и тип эвакуационных путей и т.п.), плотности людских потоков, сложившегося режима эксплуатации здания, наличия и работоспособности систем противопожарной защиты.

В приложении приведен пример оформления плана (схемы) эвакуации людей в случае пожара.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.

ТРЕТИЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: «Действия при обнаружении задымления и возгорания, а также по сигналам оповещения о пожаре и при эвакуации. Обязанности граждан по соблюдению правил пожарной безопасности. Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности»

Обеспечение безопасности людей при пожаре. Действия персонала в случае возникновения пожара

На случай возникновения пожара в производственных, административных, общественных и других зданиях и помещениях должна быть обеспечена возможность безопасной эвакуации людей.

Безопасность людей на случай пожара должна обеспечиваться:

Конструктивно-планировочным решением зданий и помещений, гарантирующим возможность осуществления быстрой эвакуации людей и ограничивающим распространение пожара;

Неприменением горючих материалов, а также материалов, способных распространять горение по поверхности и выделять удушающие газы, для отделки стен и потолков на путях эвакуации людей;

Постоянным содержанием в надлежащем состоянии специального оборудования, способствующего успешной эвакуации людей в случае пожара или аварийной ситуации (системы экстренного оповещения, аварийное освещение, знаки безопасности);

Ознакомлением всех работающих с основными требованиями пожарной безопасности и мерами личной предосторожности, которые необходимо соблюдать при возникновении пожара, а также планом эвакуации людей из помещения;

Исправным освещением в ночное время путей эвакуации (коридоров, лестничных клеток, вестибюлей и т. п.);

Установлением со стороны администрации систематического контроля за строжайшим соблюдением мер предосторожности при ремонтных работах, эксплуатации электроприборов, электроустановок и отопительных систем.

Каждый гражданин при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) должен:

Незамедлительно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

Принять по возможности меры по эвакуации людей, тушению пожара и сохранности материальных ценностей.

Лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, по прибытии к месту пожара должны:

Сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану, поставить в известность руководство и дежурные службы объекта;

В случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасание, используя для этого имеющиеся силы и средства;

Проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);

При необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты), остановить работу транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрыть сырьевые, газовые, паровые и водяные коммуникации, остановить работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;

Прекратить все работы в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;

Удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;

Осуществить общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;

Обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;

Одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;

Организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;

Сообщать подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведения о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах, необходимые для обеспечения безопасности личного состава.

По прибытии пожарного подразделения руководитель организации (или лицо, его замещающее) информирует руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых веществ, материалов, изделий и других сведениях, необходимых для успешной ликвидации пожара, а также организовывает привлечение сил и средств объекта к осуществлению необходимых мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.

Правила пожарной безопасности определяют порядок действий персонала и пожарной охраны при возникновении аварий и пожаров.

При авариях необходимо:

Вызвать на место аварии пожарную охрану, сообщить в скорую медицинскую помощь и инспекцию Госгортехнадзора;

Вызвать при выбросах и открытом фонтанировании скважины отряд по предупреждению возникновения и по ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов;

Подготовить к действию средства пожаротушения;

Прекратить на месте аварии и смежных участках работы с применением открытого огня и другие опасные работы (очистка, ремонт и монтаж оборудования; бурение; ремонт, освоение и эксплуатация скважин, находящихся или могущих оказаться на загазованной и залитой горючей жидкостью территории и т.п.), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации аварий;

Удалить из опасной зоны всех рабочих и ИТР, не занятых аварийными работами; доступ лиц к месту аварии должен производиться только с разрешения ответственного руководителя работ о ликвидации аварий;

Принять меры к локализации и ликвидации аварии с применением средств защиты и искробезопасных инструментов;

Удалить по возможности ЛВЖ и ГЖ из емкостей и аппаратов, расположенных в зоне аварийного режима, понизить давление в технологических аппаратах;

Принять меры к обеспечению бесперебойного водоснабжения для целей защиты от воспламенения объекта аварии и тушения возможного пожара;

Запретить на месте аварии и на смежных участках проезд всех видов транспорта, кроме пожарных и аварийных служб, с соблюдением мер пожарной безопасности;

Включить аварийную вентиляцию и усиленно проветрить загазованное помещение.

Аварийное положение может быть отменено после ликвидации аварии, тщательного обследования технологического состояния оборудования и коммуникации на месте аварии, анализов на отсутствие взрывоопасных концентраций горючих газов и паров.

По прибытии пожарной охраны к месту аварии руководитель работ по ликвидации аварии кратко информирует начальника пожарного подразделения:

О пострадавших при аварии;

О возможности взрыва, пожара, отравлений как последствиях аварии;

О месте, размере и характере аварии и мерах, принятых по ее ликвидации;

О необходимых действиях со стороны пожарной охраны по предупреждению пожара, взрыва и о действиях по ликвидации аварии.

Старший начальник подразделений пожарной охраны, прибывший к месту аварии, обязан:

Получить от руководителя работ по ликвидации аварии информацию по вопросам, перечисленным выше;

Принять необходимые меры к спасению и защите людей, если им угрожает опасность, проверить точность сведений о числе людей, оставшихся в опасной зоне, дополнительно разведать места аварий по согласованию с руководителем работ по ликвидации аварий;

Подготовить силы и средства для своевременной ликвидации пожара, который может возникнуть в результате аварии;

Следить за соблюдением противопожарного режима во время ведения работ по ликвидации аварии;

Обеспечить выполнение согласованных с руководителем работ ликвидации аварии действий со стороны пожарной охраны по предупреждению и тушению пожара.

Если в период ликвидации аварии возник пожар, то непосредственное руководство по тушению пожара осуществляет начальник подразделения пожарной охраны (пожарной части). При этом он обязан поддерживать постоянную связь с ответственным руководителем работ по ликвидации аварий и систематически информировать его о ходе работ по тушению пожара.

Каждый рабочий и служащий предприятия, заметивший пожар, обязан:

Немедленно вызвать пожарную охрану;

Вызвать к месту пожара старшего начальника объекта;

Принять меры по ликвидации пожара первичными и стационарными средствами пожаротушения.

Старший начальник объекта, прибывший к месту пожара, убедившись, что пожарная охрана вызвана, обязан:

Немедленно сообщить о пожаре руководству предприятия организовать встречу пожарной части и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара и введения в действие средств тушения;

Удалить из опасной зоны рабочих и ИТР, не занятых ликвидацией пожара;

Отключить при необходимости электроэнергию, остановить агрегаты, перекрыть коммуникации, остановить систему вентиляции и выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению распространения пожара;

Прекратить работы на объекте в пожароопасной зоне, кроме работ, связанных с ликвидацией пожара.

Общее руководство по тушению пожара по прибытию пожарной охраны осуществляет старший начальник объекта, который обязан:

Немедленно организовать в случае угрозы для жизни людей их спасение и эвакуацию, используя для этого имеющиеся силы и средства.

Руководитель работами по тушению пожара обязан:

Ввести при необходимости в действие стационарные средств тушения пожара;

Обеспечить защиту людей, принимающих участие в тушении пожара, от возможных поражений электрическим током, отравлений и ожогов;

Охлаждать водой одновременно с тушением пожара технологическое оборудование и строительные конструкции от воздействия высоких температур;

Соблюдать технику безопасности при тушении пожара.

По прибытию пожарной охраны старший начальник объекта, руководивший до этого тушением пожара, обязан:

Сообщить старшему начальнику пожарной охраны необходимые сведения об особенностях горящего объекта и о ходе тушения пожара;

Обеспечить безопасность работ пожарных подразделений от воздействия электроэнергии и других факторов.

Старший начальник прибывших пожарных подразделений, в зависимости от обстановки пожара, организует штаб тушения пожара.

В состав штаба необходимо включить ответственных представителей предприятия (объекта) - главного инженера, главного механика, руководителя объекта и других, в зависимости от создавшейся обстановки.

Представители предприятия, входящие в штаб тушения пожара, обязаны проводить:

Консультации по особенностям горящего объекта, технологии, опасности воздействия высокой температуры на технологическое оборудование, продукты аппаратов и емкостей, находящихся в опасной зоне и др.;

Обеспечение работ по отключению и переключению коммуникаций согласно указаниям руководителя тушения пожара;

Обеспечение рабочей силой и ИТР для выполнения работ, связанных с тушением пожара;

Обеспечение автотранспортом и техникой для выполнения работ по тушению и предотвращению распространения пожара;

Корректировку действий служб и отдельных лиц, выполняющих работы по тушению пожара.

По каждому происшедшему на объекте пожару администрация обязана выяснить все обстоятельства, способствовавшие возникновению и развитию пожара (загорания), и осуществить необходимые профилактические меры.

Для обеспечения безопасной, и что не менее главное, своевременной эвакуации людей, очень важную роль играет система оповещения. В соответствии с нормативами пожарной безопасности РФ помещение обязательно должно быть оборудовано системой оповещения.

Типы системы оповещения довольно разные, их выбор зависит практически только от вас, главное чтобы это было действенно.

В зависимости от способа оповещения о пожаре, от постройки здания и других не менее важных характеристик, типы системы оповещения бывают пяти видов:

1 тип

2 тип

  • звуковое оповещение (сигнальная сирена, тонированный сигнал и др.).
  • световое оповещение (мигающие знаки“Выход”).

3 тип

4 тип

  • речевое оповещение (передача текстовых сообщений);
  • световое оповещение (мигающие знаки “Выход”).
  • зонное оповещение (здание делится на разные зоны оповещения).
  • зонное оповещение с обратной связью к диспетчерской.

5 тип

  • речевое оповещение (передача текстовых сообщений);
  • световое оповещение (мигающие знаки “Выход”);
  • зонное оповещение (здание делится на разные зоны оповещения);
  • зонное оповещение с обратной связью к диспетчерской;
  • реализация одновременно нескольких оповещений;
  • координирование всеми системами одновременно с поста диспетчера.

Система оповещения о пожаре – это комплекс мероприятий организационного характера направленное на своевременное оповещение людей о возникшей опасности и путях эвакуации. Оповещение обязательно должно происходить от командного пульта и формироваться пожарной установкой сигнализации. Большинство систем оповещения имеют устройства, необходимы для экстренной трансляции и повышения качества звука. Произвести извещение на такую систему можно с любого внутреннего телефона, набрав определенный кодовый номер, в некоторых случаях это используется на больших предприятиях для поиска человека.

Звуковая система оповещения – это самый удобный и надежный способ передачи новостей, трансляции спецновостей и информирование людей о пожаре или другой чрезвычайной ситуации для быстрой эвакуации с помещения.

Звуковая система оповещения направлена на решение таких поставленных задач:

  • качественное и надежное распределение громкости звука в помещении;
  • точный расчет необходимого оборудования;
  • снижение уровня помех и налаживание четкости связи;
  • соответствие внешнего вида звуковой системы интерьеру помещения.

Если все ваши действия направлены на приобретение звуковой системы, которая бы имела отличное качество и современный внешний вид, поинтересуйтесь основными моментами подключения этой системы и расстановкой громкоговорителей, от этих нюансов будет зависеть и качество вещания. Также нужно отметить, что при установке системы, обязательно учитывайте зональность, то есть поочередность вещания, особенно если установка происходит в многоэтажном здании, аэропорте или на вокзале, во избежание большого столпотворения людей в одном месте.

Таким образом, только правильный монтаж системы оповещения и настройка звукового оповещения позволит эффективно решить поставленные вопросы о спасении жизни людей.

Профилактика возгораний, предотвращение человеческих жертв и гибели имущества, строгое регламентирование норм противопожарной безопасности и контроль за их соблюдением — задачи, не теряющие актуальности и требующие повсеместного решения. В Российской Федерации правила пожарной безопасности прошли государственную стандартизацию, зафиксированы в Федеральном законодательстве, а также регламентируются «Сводом Правил СП3.13130.2009».

Как избежать катастрофы

Как не бывает дыма без огня, так нет огня, не представляющего опасности. Когда возгорание происходит в закрытом помещении, в котором к тому же находятся сотни людей, может разразиться масштабная катастрофа.

Быстро сориентироваться в условиях критической ситуации, не поддаться панике, организованно покинуть место происшествия – только так нужно действовать, чтобы избежать трагических последствий. Но этот сценарий поведения не сработает, если он не будет четко отрежиссирован и обеспечен необходимыми элементами технической поддержки:

  • о том, что произошло возгорание, людей надо оповестить;
  • затем дать сигнал о необходимости покинуть помещение или перейти в безопасное место;
  • нужно указать маршруты движения, чтобы люди знали, где спастись.

Организация управления эвакуацией людей при пожаре – задача не из простых. Нужно организовать действия по выходу из зоны бедствия так, чтобы развести потоки и избежать скопления людей, особенно в узких местах.

Решение задачи спасения людей существенно упрощается, если есть эффективная и действенная система оповещения и управления эвакуацией.

Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должна быть выстроена таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана эвакуации. Под планом эвакуации понимается не вывешенная на общее обозрении в вестибюле любого учреждения схема. Это один из важнейших технических документов, разработкой которого для каждого конкретного объекта специалисты занимаются на подготовки проекта.

Предусмотрено в проекте

Условия и технические возможности, необходимые для организации управления эвакуацией людей при пожаре, закладываются на этапе подготовки проектной документации:


Средства и методы экстренного оповещения

Управление организованной эвакуацией находящихся в здании людей при пожаре начинается с экстренного оповещения. Включение оповещающей системы происходит от команды, передаваемой автоматической здания, при поступлении на нее сигнала о возгорании.

Техническими средствами оповещения являются световые, звуковые устройства, устройства речевой трансляции, акустические блоки, панели и табло. Средства оповещения включаются сразу после поступления сигнала пожарной тревоги и не прекращают работу до окончательного освобождения здания.

Успех мероприятий по экстренному выводу людей из горящего здания был бы невозможен без работы звуковой сигнализации и передачи речевых инструкций и предупреждений.

Тоновый сигнал (сирена) оповещает о наступлении тревоги, трансляция профессионально разработанных текстов сообщает о необходимости покинуть здание, маршрутах передвижения, открытии дополнительных выходов и другую важную для организованного вывода людей из зоны пожара информацию.

Осуществляется при помощи прибора управления оповещением, смонтированного внутри защищаемого объекта и рассчитанного на круглосуточную непрерывную работу.

Прибор представляет собой — систему из блока управления, усилителей, микрофонов, акустических модулей, подключенных с помощью соединительных линий.

Количество и размещение акустических блоков рассчитываются так, чтобы производимый ими звук был слышен везде, где могут оставаться люди. Уровень подаваемого звука должен быть не менее чем на 15 дБА выше уровня постоянного шума в помещении. Речевая трансляция должна работать в нормально воспринимаемой частоте 200-5000 гЦ.

В цехах с высоким шумовым фоном, в местах, где люди работают в шумоизолирующей спецодежде, оповещение звуком обязательно комбинируется со световыми мигающими оповещателями.

Для светового оповещения используются следующие устройства:

  1. световые оповещающие мигающие знаки;
  2. световые указатели «Выход»;
  3. световые указатели «Аварийный выход»;
  4. световые знаки с указанием направления движения;
  5. световые указатели направления движения людей с изменяющимся смысловым значением.

Включение световых эвакуационных знаков автоматически происходит при общем освещении здания. До тех пор, пока в зрительных, демонстрационных, выставочных и подобных им залах есть люди, световые табло «Выход» выключать нельзя. В помещениях, где одновременно находится более 50 человек, указатель «Выход» должен гореть.

Светящиеся табло размещаются также над аварийными выходами с этажей здания. Световые знаки, показывающие направление движения к аварийному выходу, размещаются через 25 метров друг от друга в коридорах, а также в местах поворотов.

Знаки следует размещать на высоте 2 метра. В случае постоянного нахождения на объекте слабослышащих и слабовидящих людей звуковое оповещение должно передаваться на особенных частотах, а уровень светового импульса – повышенной яркости .

Помимо светового, звукового и речевого оповещения, система управления отвечает за включение аварийного освещения, разблокировку запасных выходов и коммуникацию пожарного поста с зонами оповещения о пожаре. Ведется автоматическое слежение за исправностью оборудования.

Типы систем

Все системы оповещения и управления эвакуацией можно разделить на пять видов. Устройствами какого из пяти типов должен быть оборудован каждый конкретный объект, можно проверить по таблице 2 Свода правил СП3.13130.2009.

Тип устанавливаемой системы определяется назначением сооружения, его этажностью, количеством людей, которые могут там находиться. Требования усложняются от первого типа к пятому по возрастающей.

Самая простая из них, система первого типа предполагает звуковой и световой способы оповещения. В систему второго типа входят также световые знаки с направлением эвакуации. Третий тип предусматривает обратную связь с помещением пожарного поста всех зон пожарного оповещения, на которые разделено здание.

Четвертый тип требует наличия в каждой из зон пожарного оповещения дополнительных нескольких вариантов возможной эвакуации. В системе оповещения по пятому типу все средства и механизмы обеспечения безопасности при пожаре управляются и координируются из единой диспетчерской. Каждый из последующих типов системы использует все способы оповещения и управления из предыдущей.

Для систем первого и второго типов, применяемых на большинстве небольших и средних объектов, разработаны готовые решения. Российский рынок предлагает специальные приборы управления, оснащенные всеми функциями, необходимыми для осуществления руководства безопасной эвакуацией людей при пожаре.

Система оповещения по 3- 5 типу применима для управления эвакуацией людей на особо важных объектах. Такими являются торгово-развлекательные центры, предприятия транспорта, большинство административных и общественных зданий, музеи, банки.

Статистика возгораний

По данным МЧС, с января по июнь этого года в России зарегистрировано 67864 крупных возгорания. Основными их причинами являются неисправности в работе электрооборудования и бытовых приборов, нарушения в эксплуатации производственного оборудования, неосторожное обращение с огнем.