Робототехника: с чего начать изучение, где заниматься и каковы перспективы. Где обучиться робототехнике

Многие дети, начиная с конструирования роботов, настолько увлекаются этим, что связывают свою дальнейшую жизнь с техническим творчеством и программированием, поступают на соответствующие специальности в вузы и получают профессию.

Как строится обучение?

Занятия строятся от простого к сложному, причем, на самих занятиях не просто занимаются конструированием и собиранием роботов из деталек, а выполняют проекты: знакомятся с теоретическими вопросами, ставят поисковые задачи, учатся работать в команде, обсуждать и отстаивать свою точку зрения. Робот помогает пройти этот путь легко и с удовольствием: материал не выдается в сухом и дозированном виде, а познается детьми в игре, в творчестве и поиске решения задачи.

Правда, насколько эффективны занятия в кружке, зависит от преподавателя и его методического обеспечения. Робототехника настолько популярна, что существуют специальные методики, в которых продумано построено От и До.

На первых занятиях ребята пытаются разобраться в том, как устроен реальный мир и по каким физическим законам существует все, что нас окружает. Одновременно обучающиеся знакомятся с конструктором, из которого они и будут создавать своего первого робота.

Что получает ребенок от обучения

Материальным результатом обучения в кружке робототехники для детей становится созданный ребенком самостоятельно робот (обычно он подлежит демонтажу, поскольку конструктор является собственностью кружка; можно купить такой же для себя; цены — от 10 тыс. руб.). Ну, а нематериальный результат — это знания, умения и интерес ребенка к науке и техническому творчеству.

Позднее дети начинают знакомиться с основами программирования.

Возраст детей

В кружках робототехники могут обучаться дети примерно от 5 лет и до 15-17. Разумеется, программы у них разные.

Если говорить о платформе робототехники LEGO, то младшие (дошкольники и учащиеся начальной школы) фактически играют с простейшим конструктором для конструирования роботов LEGO WeDo, познавая окружающий мир, учась взаимодействовать друг с другом. Детали робота довольно легко соединяются и похожи на детали традиционного конструктора LEGO, который есть у многих дошкольников. Программа для движения робота, которую создают обучающиеся, тоже несложная и пишется из готовых «блоков» под руководством преподавателя. Но робот у них получается самый настоящий.

Ребята постарше пользуются конструктором LEGO Mindstorms; он более сложный, с другим принципом крепления. Этот конструктор позволяет создать более сложную модель, нежели в LEGO WeDo. На занятиях вводятся элементы программирования на языке Scratch, С++, либо визуальном языке программирования.

Робототехникой занимаются и студенты, и взрослые. Но платформы и задачи, которые ставят перед собой взрослые, отличаются от детских занятий.

Что представляет собой конструктор

Конструкторы, с которыми работают дети в кружке робототехники, включают в себя:

  • контоллер (это, так сказать, мозг робота);
  • датчики (инфракрасные, датчики звука, касания и т.д.);
  • части, обеспечивающие движение модели.

Необходим также и компьютер — на нем создается программа, в соответствии с которой робот будет действовать. Также на компьютере детям предоставляется учебный материал по теме занятия. Датчик реагирует на раздражитель, и робот совершает действие, предписанное ему программой, — это суть действий модели, которую к концу обучения должен собрать ребенок.

Конструкторы LEGO удобны тем, что их нетрудно приобрести (хотя они довольно дороги, от 10 до 30 тысяч рублей. Например, в интернет-магазине OZON.ru можно купить конструктор Mindstorms) и они используются в большинстве международных соревнований и конкурсов по робототехнике. В большинстве кружков робототехники для детей пользоваться таким комплектом слушатели могут бесплатно.

Другие платформы

LEGO — не единственная платформа, на которой занимаются робототехникой. Есть и другие «железки»: Fishertechnic, Arduino, Raspberry Pi, Multiplo. Перед тем, как записаться в кружок, уточните, на какой базе там проходит обучение.

Робототехника со стороны может казаться достаточно комплексным и требовательным предметом, который не то что дома, но и в специальных учебных заведениях получается освоить с трудом. В то же время занятиями по робототехнике в школах уже трудно кого-то удивить, как и самыми разными онлайн-уроками от китайского языка до графического дизайна. Но можно ли научиться создавать и программировать робота дома по дистанционной программе? Сегодня разбираем русскоязычные бесплатные онлайн-курсы по робототехнике.

Сразу оговоримся, что каждый курс предполагает, что роботов надо из чего-то собирать. Разные преподаватели предпочитают работать с разными конструкторами и на разных платформах, поэтому, прежде чем приступить к занятиям, стоит внимательно изучить эти вопросы и приобрести необходимую электронику заранее в соответствии с вашими интересами и запросами.

Возраст: от 13 лет

Платформа: Arduino

Преподаватели: руководитель и научный сотрудник направления робототехники Лаборатории инновационных образовательных технологий МФТИ Алексей Перепёлкин и Дмитрий Савицкий

Длительность: 6 недель

Эта программа существует уже почти два года, за это время её прошли несколько сотен человек. Из основных плюсов студенты выделяют структурированность и доступность учебного материала. Видео-лекции расскажут, как проектировать, собирать и программировать устройства. Каждую неделю - новое практическое задание. Создателям удалось рассказать о сложном простыми словами, и курс действительно подходит даже тем, у кого нет бэкграунда по теме. Можете не сомневаться: к концу занятий вы перейдете на «ты» с роботами и самостоятельно соберете 3D-принтер.

2. Курс «Роботы в быту» от МГТУ им. Н.Э. Баумана на «Универсариуме»

Возраст: от 15 лет

Преподаватели: Андрей Витальевич Кравцов и Борис Сергеевич Старшинов - к.т.н., доц., проф. Академии военных наук, доцент кафедры «Основы физики» МГТУ им. Н.Э. Баумана

Длительность: 1 месяц

Это более общий и теоретический курс для аудитории, которая понимает, чем мехатроника отличается от робототехники. Он состоит из четырех модулей, и практические задания предусмотрены на последнем этапе из 6 занятий с захватывающим названием «Применение робототехнических устройств в экстремальных условиях».

3. Курс «Основы программирования роботов» от МГУПИ на «Универсариуме»

Возраст: от 13 лет

Платформа: Arduino

Преподаватели: Андрей Назарович Будняк - Заместитель директора ЦТПО МГУПИ, Вице-президент Ассоциации спортивной робототехники, победитель соревнований Российской Федерации 2012 года по робо-сумо в номинации «Самый технологичный робот». Победитель и лауреат многочисленных соревнований по спортивной робототехнике: Кубок Политехнического музея, GEEK PICNIC, Чемпионат России по робо-сумо, RobotChallenge в Вене.

Длительность: по своему усмотрению

Ближайший курс: лекции доступны в записи

Курс от титулованного робототехника, победителя всевозможных соревнований Андрея Будняка рассчитан на тех, кто освоил школьную программу по физике и информатике (особенно разделы о электричестве и алгоритмах). При этом курс будет полезен даже тем, кто далек от электроники, но может применять микроконтроллеры в своей работе: архитекторы, дизайнеры, врачи, звуковики. В общем, всё, что вы хотели знать о регуляторах, индикаторах, приводах и датчиках, но боялись спросить.

4. Курс «Arduino для начинающих» от «Занимательной робототехники»

Возраст: от 10 лет

Платформа: Arduino

Длительность: по своему усмотрению

Ближайший курс: уроки доступны в записи

Команда «Занимательной робототехники» создала простой курс для новичков, где есть текстовые объяснения, фотографии и обучающие видео. Роль ведущего исполняет мальчик Саша, который последовательно выполняет все необходимые действия и сопровождает их комментариями. В этом заключается сразу и основной плюс и главный минус этой программы: действительно, каждый сможет повторить манипуляции, описанные в пошаговой инструкции, тем более когда есть подробное видео, но при этом часто остаются пробелы в понимании, что и зачем делается. С другой стороны, у курса довольно оживленное онлайн-коммьюнити, где все вопросы можно обсудить.

5. Уроки на Robot Class

Возраст: от 10 лет

Платформа: разные

Преподаватель: Олег Евсегнеев

Длительность: по своему усмотрению

Ближайший курс: уроки доступны в записи

Сборник разрозненных уроков по робототехнике и программированию от Олега Евсегнеева, которые разделены по уровню сложности: для новичков и для продвинутых. Это скорее тематический блог, нежели полноценный курс, но найти что-то полезное и интересное для себя смогут все, кто уже интересуется робототехникой. В отличие от других вариантов здесь нет видео - только текст с фотографиями, формулами, схемами и кусками кода. И такой, казалось бы, устаревший формат даже немного освежает.

6. Курс «Мой друг – робот. Социокультурные аспекты социальной робототехники» на Coursera

Платформа: нет

Преподаватель: Надежда Зильберман, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных проблем информатики Томского государственного университета ()

Длительность: 7 недель

Этот курс не занимается техническими особенностями разработки роботов. Эта программа исходит из предпосылки, что роботы с минуту на минуту станут часть повседневности (а на самом деле - уже давно стали). Здесь обсуждаются именно социокультурные аспекты робототехники: как выглядит робот, как он взаимодействует с человеком, какие отношения выстраиваются между роботом и «хозяином» и на чем основывается этика этих отношений. Интересный теоретический курс, пройдя который вы узнаете, что такое «синдром Франкенштейна» и познакомитесь с «эффектом зловещей долины».

Робототехника - одно из перспективнейших направлений в сфере интернет-технологий, а то, что за ИТ-сферой будущее, в наше время и объяснять не надо. Кроме того, роботостроение может показаться занимательней прочего: сконструировать робота значит почти что создать новое существо, пусть и электронное, что, конечно же, привлекает. Впрочем, и в этой отрасли все может оказаться непросто, особенно на первых порах. Вместе с экспертами попытаемся разобраться, зачем нужна роботехника и как к ней подступиться.

Робототехника — одно из перспективнейших направлений в сфере интернет-технологий, а то, что за ИТ-сферой будущее, в наше время и объяснять не надо. Роботостроение — увлекательнейшая штука: сконструировать робота значит почти что создать новое существо, пусть и электронное.

С 60-х годов прошлого века автоматизированные и самоуправляющиеся устройства, делающие какую-либо работу за человека, стали использоваться для исследований и в производстве, затем в сфере услуг и с тех с каждым годом прочнее занимают свое место в жизни людей. Конечно, нельзя сказать, что в России все сплошь выполняется самостоятельными механизмами, однако определенный вектор в эту сторону точно намечается. Вот уже и Сбербанк планирует заменить три тысячи юристов умными машинами.

Вместе с экспертами попытаемся разобраться, зачем нужна роботехника и как к ней подступиться.

Чем отличается робототехника для детей от профессиональной?

Если коротко, то робототехника для детей направлена на изучение предмета, тогда как профессиональная - на решение конкретных задач. Если специалисты создают промышленные манипуляторы, выполняющие разные технологические задачи, или специализированные колесные платформы, то любители и дети, конечно же, занимаются вещами попроще.

Татьяна Волкова, сотрудник Центра интеллектуальной робототехники: «Как правило, с чего все начинают: разбираются с моторами и заставляют робота элементарно ехать вперед, потом - делать повороты. Когда робот выполняет команды движения, можно уже подключить датчик и сделать так, чтобы робот ехал на свет или, наоборот, «убегал» от него. А дальше идет любимая задача всех новичков: робот, который ездит по линии. Устраиваются даже различные гонки роботов».

Как понять, есть ли у ребенка склонность к робототехнике?

Для начала нужно купить конструктор и посмотреть, нравится ли ребенку собирать его. А дальше и в кружок можно отдать. Занятия помогут ему развить мелкую моторику, фантазию, пространственное восприятие, логику, концентрацию и терпеливость.

Чем быстрее получится определиться с направлением роботехники — конструирование, электроника, программирование — тем лучше. Все три области обширны и требуют отдельного изучения.

Александр Колотов, ведущий специалист STEM-программ в Университете Иннополис: «Если ребенку нравится собирать конструктор, то ему подойдёт конструирование. Если ему интересно изучать, как устроена вещь, то ему понравится заниматься электроникой. Если у ребенка тяга к математике, то его заинтересует программирование».

Когда начинать обучение робототехнике?

Начинать изучение и записываться в кружки лучше всего с детства, впрочем, не слишком рано — в 8-12 лет , говорят специалисты. Раньше ребенку сложнее уловить понятные абстракция, а позднее, в подростковом возрасте, у него могут появиться другие интересы, и он станет отвлекаться. Также ребенка необходимо мотивировать на изучение математики, чтобы ему было интересно и легко в будущем проектировать механизмы и схемы, составлять алгоритмы.

С 8-9 лет ребята уже могут понимать и запоминать, что такое резистор, светодиод, конденсатор, а позже и понятия из школьной физики осваивать с опережением школьной программы. Не важно, станут они специалистами в этой области или нет, полученные знания и навыки точно даром не пропадут.

В 14-15 лет нужно продолжать заниматься математикой, отодвинуть занятия в кружке по робототехнике на второй план и начать изучение программирования более серьезно - разбираться не только в сложных алгоритмах, но и в структурах хранения данных. Далее идут математический базис и знания в алгоритмизации, погружение в теорию механизмов и машин, проектирование электромеханической оснастки робототехнического устройства, реализацию алгоритмов автоматической навигации, алгоритмы компьютерного зрения и машинное обучение.

Александр Колотов: «Если в этот момент познакомить будущего специалиста с основами линейной алгебры, комплексным счислением, теорией вероятности и статистики, то к поступлению в вуз он уже будет хорошо представлять, зачем ему стоит обращать дополнительное внимание на эти предметы при получении высшего образования».

Какие конструкторы выбрать?

Для каждого возраста существуют свои образовательные программы, конструкторы и платформы, различающиеся степенью сложности. Можно найти как зарубежные, так и отечественные продукты. Есть дорогие наборы для робототехники (в районе 30 тыс. руб. и выше), есть и подешевле, совсем простые (в пределах 1-3 тыс. руб.).

Если ребенку 8-11 лет , можно купить конструкторы Lego или Fischertechnik (хотя, конечно, производители имеют предложения как для более младшего, так и для старшего возрастов). Конструктор Lego для робототехники обладает интересными деталями, яркими фигурками, он легок в сборке и снабжен подробной инструкцией. Серия конструкторов Fischertechnik для робототехники приближает к настоящему процессу разработки, здесь вам и провода, и штекеры, и визуальная среда программирования.

В 13-14 лет можно начать работать с ТРИК или модулями Arduino, которые, по словам Татьяны Волковой, является практически стандартом в области образовательной робототехники, а также Raspberry. ТРИК сложнее Lego, но легче Arduino и Raspberry Ri. Последние две уже требуют базовых навыков программирования.

Что еще потребуется изучить?

Программирование . Избежать его возможно только на первоначальном этапе, потом же без него никуда. Начать можно с Lego Mindstorms, Python, ROS (Robot Operating System).

Базовую механику. Начинать можно с поделок из бумаги, картона, бутылок, что важно и для мелкой моторики, и для общего развития. Самого простого робота можно сделать вообще из отдельных деталей (моторчики, провода, фотодатчик и одна несложная микросхема). Познакомиться с базовой механикой поможет «Мастерилка с папашей Шперхом».

Основы электроники. Для начала научиться собирать простые схемы. Для детей до восьми лет эксперты советуют конструктор «Знаток», дальше можно перейти к набору «Основы электроники. Начало».

Где заниматься робототехникой детям?

Если видите у ребенка интерес, можно отдать его в кружки и на курсы, хотя можно заниматься и самостоятельно. На курсах ребенок будет под руководством специалистов, сможет найти единомышленников, займется робототехникой на регулярной основе.

Также желательно сразу понять, чего хочется от занятий: участвовать в соревнованиях и бороться за призовые места, участвовать в проектной деятельности или просто заниматься для себя.

Алексей Колотов: «Для серьезных занятий, проектов, участия в соревнованиях нужно выбирать кружки, с небольшими группами по 6—8 человек и тренером, который приводит учеников к призовым местам на соревнованиях, который постоянно сам развивается и дает интересные задачи. Для занятий в виде хобби можно пойти в группы до 20 человек».

Как выбирать курсы для занятий робототехникой?

При записи на курсы обратите внимание на педагога , рекомендует коммерческий директор компании Promobot Олег Кивокурцев. «Бывают прецеденты, когда педагог просто отдает ребятам оборудование, а дальше занимайтесь кто чем хочет», — согласна с Олегом Татьяна Волкова. От таких занятий толку будет мало.

При выборе курсов также стоит обратить внимание и на имеющуюся материально-техническую базу . Есть ли там конструкторские наборы (не только Lego), имеется ли возможность писать программы, изучать механику и электронику, самому делать проекты. На каждую пару учащихся должен быть свой робототехнический комплект. Желательно с дополнительными деталями (колесами, шестернями, элементами каркаса), если хочется участвовать в соревнованиях. Если с одним набором работает сразу несколько команд то, скорее всего, никаких серьезных соревнования не предполагается.

Поинтересуйтесь, в каких соревнованиях участвует клуб робототехники . Помогают ли эти конкурсы закрепить полученные навыки и дают ли возможность для дальнейшего развития.

Соревнование Robocup 2014

Как изучать робототехнику самостоятельно?

Курсы требуют денег и времени. Если первого не хватает и регулярно ходить куда-либо не получится, можно заняться с ребенком самостоятельным изучением. Важно, чтобы родители обладали необходимой компетенцией в этой сфере: без помощи родителя, ребенку освоить робототехнику будет достаточно сложно, предостерегает Олег Кивокурцев.

Найдите материал для изучения. Их можно брать в Интернете, из заказываемых книг, на посещаемых конференциях, из журнала «Занимательная робототехника». Для самостоятельного изучения есть бесплатные онлайн-курсы, например, «Строим роботов и другие устройства на Arduino: от светофора до 3D-принтера».

Нужно ли изучать роботехнику взрослым?

Если Вы уже вышли из детского возраста, это не значит, что двери робототехники для Вас закрыты. Можно так же записаться на курсы или изучать ее самостоятельно.

Если человек решил заниматься этим как хобби, то путь его будет таким же, как у ребенка. Однако понятно, что дальше любительского уровня без профессионального образования (инженера-конструктора, программиста и электронщика) продвигаться вряд ли получится, хотя, конечно, устраиваться на стажировки в компании и упорно грызть гранит нового для вас направления никто не запрещает.

Олег Кивокурцев: «Взрослому будет проще освоить робототехнику, но важным фактором является время».

Для тех, у кого близкая специальность, но хочется переучиться, также есть разные курсы в помошь. Например, для специалистов по машинному обучению одойдет бесплатный онлайн-курс по вероятностной робототехнике «Искусственный интеллект в робототехнике». Также существуют образовательная программа Intel, просветительский проект «Лекториум», дистанционные курсы ИТМО. Не забудьте и про книги, например, есть много литературы для начинающих («Основы робототехники», «Введение в робототехнику», «Настольная книга робототехника»). Подберите то, что больше всего понятно и подходит вам.

Следует помнить, что серьезная работа отличается от любительского увлечения как минимум стоимостью затрат на оборудование и перечнем поставленных перед работником задач. Одно дело - своими руками собирать самого простого робота, совсем другое - заниматься, например, машинным зрением. Поэтому изучать основы конструирования, программирования и аппаратной инженерии все-таки лучше с ранних лет и впоследствии, если понравилось, поступать в профильный университет.

В какие вузы идти учиться?


Направления, связанные с робототехникой, можно найти в следующих вузах:

— Московский технологический университет (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ);

— Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана;

— Московский государственный технологический университет «Станкин»;

— Национальный исследовательский университет «МЭИ» (Москва);

— Сколковский институт науки и технологий (Москва);

— Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II;

— Московский государственный университет пищевых производств;

— Московский государственный университет леса;

— Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (СГУАП);

— Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО);

— Магнитогорский государственный технический университет;

— Омский Государственный технический университет;

— Саратовский государственный технический университет;

— Университет Иннополис (Республика Татарстан);

— Южно-Российский федеральный университет (Новочеркасский ГТУ).

Самое главное

Знать азы робототехники в скором времени может оказаться полезно и обывателям, а возможность стать специалистом в этой сфере выглядит очень перспективно, так что хотя бы попробовать себя в «роботостроительстве» определенно стоит.

Шансы заработать в трейдинге увеличатся до 100%
Статистика показывает, что в трейдинге реально зарабатывающих трейдеров всего лишь 5-10%. После обучения шанс того что, вы будите зарабатывать на рынке повысится до 80%.

Меньше времени на трейдинг — Больше заработок!
Мы поможем Вам сделать так, чтобы торговля на бирже занимала пару часов в неделю, при этом принося доход в 10 раз больше чем сейчас.

Готовые торговые системы
Вам будут предоставлены готовые торговые системы и технологии в построении торговых роботов. А также несколько готовых прибыльных торговых систем.

Учим с нуля
Для того, чтобы создавать свои прибыльные торговые роботы, Вам не нужно знать язык программирования! Мы научим Вас создавать прибыльные торговые алгоритмы в несколько простых шагов!

Торговля роботами в ТСЛаб 2.0 или ручной трейдинг?!

Ручной трейдинг имеет один плюс — возможность проводить анализ рыночной ситуации, но даже это хорошо делать умеют далеко не все. В большинстве случаев у трейдеров нет даже четко прописанной торговой системы или не могут бороться со своими эмоциями.
Все эти недостатки помогают компенсировать роботизированные торговые системы. Вы можете очень качественно улучшить свою торговлю, дополнив ее проверенными торговыми роботами. При этом не обязательно прекращать торговать самому!

Ещё немного плюсов при торговле роботами

  • Ваши роботы смогут торговать десятки и даже сотни стратегий одновременно, что обеспечит вашему инвестиционному портфелю большую диверсификацию, а вам спокойствие!!!
  • Ваши торговые системы, благодаря тому, что их будут торговать роботы, станут намного эффективней, т.к. больше не будет пропусков сделок, в отличие от вас.
  • Вам больше не нужно будет просиживать возле монитора целыми днями. У вас появится больше свободного времени, которое вы можете провести с семьей.
  • Робот будет торговать за вас, не зная усталости, без эмоций, соответственно никогда не сможет попасть в тильт.

Можно ли совместить постоянную работу с трейдингом

Если вы работаете на постоянной работе или ведете свой бизнес, то автоматизация вашего трейдинга — единственный выход из этой ситуации. Достаточно один раз в день потратить от 10-15 минут, чтобы проверить как работают ваши роботизированные системы. Поэтому, не нужно увольняться с работы и терять тем самым деньги. В итоге вы будете получать доход с двух источников, что сделает вашу жизнь более финансово независимой!

Результат с реального счета одного из торговых роботов

+475% К СЧЕТУ ЗА 17 МЕСЯЦЕВ

Робот трендовый, построен на простейшем алгоритме.
Для диверсификации счета робот ведет торговлю одновременно по трем фьючерсным контрактам
Приведены данные работы робота с момента его запуска

СОЗДАЙТЕ СВОЮ АРМИЮ ТОРГОВЫХ РОБОТОВ в программе TSLab!

От новичка до опытного алготрейдера всего за 4 недели

Пример робота, сделанного нашими учениками

Что вы получите и чему научитесь, пройдя данный курс


За время интенсивной практики Вы получите столько знаний, сколько другие получают за неколько лет.


Вы создадите Десятки своих торговых роботов, которые можно будет сразу запустить на реальные счета

50-100% годовых зарабатывать по итогам курса – это более чем реально!

ПРЕИМУЩЕСТВА нашего курса «СОЗДАНИЕ ТОРГОВЫХ РОБОТОВ»

Как известно обучение в группе идет намного быстрее!!! Именно поэтому Вам будет предоставлен доступ к Закрытому чату для обсуждения любых вопросов по роботам!

Вы получите 200% практики!!! Так много практики у Вас ещё не было. И всё это под руководством профессионалов.

Вы научитесь создавать ПРИБЫЛЬНЫЕ торговые алгоритмы за несколько простых шагов, и при этом вам не надо будет изучать языки программирования

КАК БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ОБУЧЕНИЕ

Обучение происходить по отработанной on-line системе. Вы можете находиться в любой точке мира и получать знания так, как будто мы с Вами находимся рядом. Вам нужен лишь компьютер и интернет. On-line обучение отработано настолько, что границы между реальным присутствием и виртуальным стёрлись.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Занятия проходят 3 раза в неделю по 1,5-2 часа. Каждое занятие начиная от простых систем и постоянно их дорабатывая, вы будете узнавать все секреты Алготрейдинга. Практика создания и запуска собственных торговых систем под руководством опытного трейдера. Постоянная работа в течение месяца под присмотром наставника

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА Ученик всегда может обратиться к наставнику с вопросом и получить точный, своевременный ответ. Полная обратная связь!!!

ТЕСТИРОВАНИЕ ТОРГОВЫХ АЛГОРИТМОВ Вы под руководством опытного алготрейдерами будете проводить на практике Форвардное и стрессовое тестирование торговых роботов

Курс состоит из 11 занятий. Это примерно 4 недели обучения.
Занятия будут проходить по вечерам в понедельник, среду и пятницу,
с 20.00 до 22.00 по Москве.
Обязательно будут доступны записи всех занятий.

Доступ на изучение материала выдается сроком на 3 месяца для версии Стандарт и 4 месяца для версии Платинум.
Дальнейшее продление, стоит 1500 руб. за урок — Стандарт и 3000 руб. — Платинум.

В ПРОГРАММЕ КУРСА «СОЗДАНИЕ ТОРГОВЫХ РОБОТОВ в TSLab 2.0»

ТЕМЫ БАЗОВОЙ ВЕРСИИ

  • ЗНАКОМСТВО С ТОРГОВЫМИ РОБОТАМИ
    Что такое торговая система. Психология трейдинга. Торговые роботы, преимущества и недостатки.
    Диверсификация.
    Как сделать так, чтобы роботы зарабатывали 10 из 12 месяцев.
    Принципы оптимизации торговых систем: Форвардный анализ, Стрессовое тестирование.
    Когда робот зарабатывает, а когда сливает - в чем причина.
  • СОЗДАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ
    Знакомство с терминалом TSLab 2.0. Настройка поставщиков данных (Текстовых и данных в реальном времени).
    Загрузка котировок по любым инструментам в TSLab 2.0.
    Устанавливаем Расширенный пакет индикаторов. Создание всех возможных роботов на Parabolic SAR. Создание всех возможных роботов на MACD.
    Создание роботов на скользящих средних. Создание роботов на RSI.
    Правильное тестирование своих торговых систем и систематизация результатов в Exel.
    Проводим форвардное и стрессовое тестирование систем. Выбираем нужный инструмент и таймфрейм для торгов.
  • ЗАПУСК РОБОТА В РЕАЛЬНУЮ ТОРГОВЛЮ
    Настраиваем правильно скрипт перед запуском в торговлю. Торговые настройки агента.
    Создаем ваш торгового портфель. Запуск торговых агентов и решение возникающих ошибок!
    Настраиваем рабочую область индивидуально под вас
  • МОДЕРНИЗАЦИЯ АЛГОРИТМА
    Использование ФИЛЬТРОВ для входа в сделку. Использование фиксированных стопов. Добавление трейл-стопов.
    Управление позицией (вход и закрытие позиций). Подтягивание стопов по индикаторам. Ставим стоп за
    экстремум. Использование тейков. Размещение алгоритма на внешнем сервере.
  • СОЗДАНИЕ ТОРГОВЫХ РОБОТОВ НА СВЕЧНЫХ ФОРМАЦИЯХ
    Контртрендовые формации и формации продолжения тренда. Модификация алгоритмов.
  • СОЗДАНИЕ РОБОТОВ ТОРГУЮЩИХ В КАНАЛЕ. УДАРНЫЙ ДЕНЬ.
    Создание роботов в канале (трендовые варианты и контртрендовые).
    Создание робота по стратегии «Ударный день».
    Построение и работа с Уровнями.
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДВИНУТЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТОРГОВЛИ В АЛГОРИТМАХ
    Сложение торговых сигналов от разных торговых систем. Работа с младшими таймфреймами. Продвинутое
    управление позицией в зависимости от накопленной прибыли — Реинвестирование, Мартингейл.
    Торговля на разных таймфреймах. Получение подтверждающих сигналов со старших таймфреймов
    Быстрое выставление стопов. Ускоряющийся тейк профит. Сложные стоп лоссы с переключением.
  • НАШИ ФИШКИ
    Готовые модули риск-менеджмента для торговых систем.
    Блок пропуска нужного количества баров после накопленного профита или серии убытков.
    Блок для правильного тестирования с учетом Склейки котировок.
    Блоки по ограничению убытка или профита на день, неделю, месяц, квартал.

ТЕМЫ ПЛАТИНУМ БЛОКА

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЯТЬ ГОТОВЫХ ТОРГОВЫХ АЛГОРИТМОВ, которые можно запустить в работу!
    Арбитражные алгоритмы. Работа с несколькими источниками данных.
  • РАСКРЫВАЮТСЯ дополнительные функции применения различных блоков. Комбинации сигналов.
  • Реальные примеры работающих торговых систем.
  • Вы узнаете ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ в построении торговых систем, такие как поиск закономерностей.
  • СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИНДИКАТОРОВ.
  • Последние разработки наших трейдеров.
  • ДОБАВЛЕНИЕ в закрытую группу ВКонтакте, где содержится обширная база с рабочими алгоритмами, а также еженедельные отчеты с реальных торгов.

КТО ВЕДЕТ ТРЕНИНГ

Дмитрий Высоцкий — ОСНОВАТЕЛЬ ШКОЛЫ «DayTradingSchool».
Свою карьеру трейдера начал как и большинство с рынка Форекс в 2010г.
С 2013г. торгует исключительно на Московской бирже. Имеет опыт торговли на Американском рынке акций.
Проходил обучение у многих известных трейдеров России, таких как А. М. Герчик, Д. Черемушкин, А. Пурнов, Д. Михнов, компания SDG.
На данный момент успешно торгует как ручные стратегии, так и при помощи своих роботов!
Является разработчиком нескольких сотен систем автоматической торговли (торговых роботов)
Также прибыль, полученную с Трейдинга, активно инвестирует в Недвижимость.
У Дмитрия сейчас активно работают около 30 роботов, ещё столько же находятся в процессе разработки и тестирования.

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Начинает действовать система скидок раннего бронирования.
Каждую неделя цена будет увеличиваться, успейте купить дешевле!

Комплект курса ТЕСТ-ДРАЙВ СТАНДАРТ ПЛАТИНУМ VIP подход
Пятинедельный онлайн курс (1 неделя теории и 3 недели практики) Доступ к первым 4-м Урокам
Доступ в скайп-чат группы по торговым роботам Возможность доплаты до полного курса
Поддержка по e-mail в течении месяца по окончанию курса Возможность ознакомиться и принять решение
Гарантированное создание ДВУХ торговых роботов
Скидка на абонентскую плату за «TSLab» — 5% — 10% — 14%
Скидка на аренду Удаленного сервера — 5% — 10% — 15%
Персональный аудит вашей торговой системы
Гарантированное создание ПЯТИ торговых роботов
Личные консультации по скайпу на протяжении всего курса
Создание собственных индикаторов
Добавление в закрытую группу «ВКонтакте», где выложены рабочие торговые системы и происходит обмен настройками
Индивидуальное обучение с тренером
Персональный подход
Консультирование и наставничество в течении года
ТЕСТ-ДРАЙВ СТАНДАРТ ПЛАТИНУМ VIP подход
Цена курса «Создание торговых роботов в TSLab 2.0»
на текущий период
9 000
рублей
37 000
рублей
57 000
рублей
280 000
рублей
Хотите приобрести курс в рассрочку? ЖМИТЕ!

ТОРОПИСЬ, количество свободных мест ограничено!


РЕЗУЛЬТАТЫ НАШИХ УЧЕНИКОВ

ЕВГЕНИЙ АЛИАСКАРОВ, +82% К СЧЕТУ ЗА ДВА МЕСЯЦА ТОРГОВЛИ РОБОТАМИ

Я считаю, что каждый кто интересуется торговлей на фондовом рынке, должен пройти этот курс.
Научиться торговать руками гораздо сложней, чем научиться делать алгоритмы.
Наверное создать, что-то принципиально новое достаточно тяжело, если вообще возможно)
Но того, что дается на курсе вполне достаточно для стабильного заработка.
Во время обучения вам дают уже работающие схемы, которые можно улучшать на сколько хватит фантазии.
Может быть руками можно делать Большую прибыль, но это получается у единиц.
Дмитрий - отличный преподаватель. Мне понравилось всё.
Хочу отметить, важные плюсы:
- вам всегда ответят на вопрос быстро и понятно;
- обучение на этом не заканчивается, можно сказать, что это только начало для развития.
В дальнейшем есть возможность совершенствоваться вместе с остальными учениками.
Хочу сказать спасибо за обучение!
Считаю, что мне крупно повезло, что я «нарвался» на этот курс во всемирной паутине и что этот курс оказался очень полезным!
Деньги однозначно потрачены не зря.
Рекомендую!
А это мои первые результаты за Февраль 2017г. + 35,11% к депозиту и за Март 2017г. + 46,81%


МИХАИЛ РЫЧКОВ, +100% К СЧЕТУ ЗА ДВА МЕСЯЦА РАБОТЫ РОБОТА

Проходил курс по роботостроению на первом потоке, поэтому прошло уже достаточно времени, чтобы делать более основательные выводы. Роботы приносят очень хороший доход и думаю будут одним из лучших способов заработка в ближайшие кризисные годы, потому что рынок стал очень волатильным. А значит роботы будут зарабатывать намного больше, чем на спокойном рынке.

Только за последние 2 месяца 14-го года активного рынка роботы принесли больше 100% счета. Само обучение было не простым, пришлось потратить уйму времени на домашние задания. Но это было не зря, потому что в итоге обучающиеся получили не просто роботов, которых можно самим “докручивать”, а общее понимание как их делать. Что очень важно, потому что можно не только брать готовые стратегии и их алгоритмизировать в робота, но и просто проверять любую задумку на истории за пару минут. Для меня это тоже было важно, потому что также торгую и сам вручную. Особо хочу на этом остановиться потому что после прохождения курса по роботам и наблюдая за их работой стал лучше понимать и видеть рынок и резко улучшились результаты ручной торговли тоже.

Трейдинг является одним из основных источников дохода, поэтому роботы являются хорошей моральной поддержкой. Меня радует то, что как бы не сложился месяц на рынке у меня всегда есть пассивный доход от роботов. А это очень важно для эмоционального спокойствия!

Советую всем пройти этот курс, основательно поработать над изучением и созданием своих роботов, чтобы в дальнейшем роботы уже работали на вас, а вы могли воплощать свои мечты! А это я считаю самое главное к чему нужно стремиться в этой жизни! Я всегда мечтал жить на море и роботы внесли вклад в реализацию этой мечты, месяц назад я ее осуществил. Теперь я живу на море. Желаю всем пройти курс, получить дополнительный источник дохода и начать воплощать свои мечты!

ВАДИМ РЫЖОВ, +10% К СЧЕТУ ЗА НЕДЕЛЮ РАБОТЫ РОБОТА

38 лет. Занимался наукой. Профессиональный педагог. Параллельно занимался различного рода бизнесом. Однако решил сменить род занятий, и как и многие наверное занялся инвестированием в ППАМ счета, ДУ, разного рода хайпы. Постепенно пришел к тому, что надо торговать самому на фондовом и срочном рынке. Торговал руками, наделал кучу ошибок, не соблюдал правила, а главное пропускал сигналы входа, выхода. Начал задумываться о параллельной торговле роботами на фондовом и срочном рынке. Получил рассылку о наборе на обучение алгоритмической торговле с нуля у Дмитрия Высоцкого. Сразу решил записаться на курс. Оказалось очень удачно. Честно говоря, ожидал меньшего. Количество полезной информации было даже через чур. Думал даже не осилю из-за пропусков занятий. Однако курс построен таким образом, что всегда можно догнать или наоборот уйти вперед от основной группы. Особого внимания заслуживает Димина поддержка во время обучения и даже после обучения. Всегда ответит на самые разные вопросы. Согласитесь это дорогого стоит. Хочу сказать, что курс полностью практический. Уже на второй неделе можно запускать сделанных собственноручно роботов в работу. Вы удивитесь, как простые стратегии могут зарабатывать деньги. Отличным дополнением служит платинум группа, я бы даже рекомендовал как обязательное дополнение к основному курсу. Не думаю, что в интернете вы найдете одновременно и обучение по конструированию роботов и такое количество практически готовых алгоритмов для торговли на рынке FORTS. При работе с алгоритмами лучше стал понимать инструменты, которыми торгую руками, их особенности.
Результат работы одного простейшего робота за неделю с небольшим +5% а на данный момент уже 10%. И это с учетом всех минусовых сделок, и технических сбоев, возникающих в процессе обучения и работы с программой. Чем больше я обучался на курсе по роботам, тем больше уходил страх. Появилась уверенность в себе, потому что полностью могу управлять роботом, проводить оптимизацию, улучшать его характеристики, при необходимости полностью переделать алгоритм под рынок. То есть полностью управлять рисками. Планирую в ближайшее время запустить еще двух роботов для диверсификации и увеличить депозит в 10 раз. А по результатам еще примерно в 2-3 раза. Для себя решил однозначно заниматься алготрейдингом профессионально.

И так прошло 10 месяцев, как я торгую роботами! И итог, скажем так, очень даже не плохой. Смотрим скрины за 14 и 15 год и видим, что налог за 14 год (10.09.14-31.12.14) начислен 61тр(13%), что означает 470000 прибыли. за 15 год (01.01.15-по 11.07.15) налог 63тр — это 485000. Складываем и получается за 10 месяцев 955000р прибыли. Напомню, что работать начал с 10.09.14 и разгонял потихоньку депо со 100тр. В 14гг депо было 400т.р. С января 2015 долил еще, депозит составил 2млн.р. Сейчас биржа — это мой единственный источник дохода. Нигде больше не работаю. Ручная торговля, пока к сожалению результатов она мне не дает, болтаюсь около ноля… Для меня роботы намного приемлемей и удобней. Меньше эмоциональной нагрузки и больше свободного времени. В роботах на сегодня, работы не початый край, не паханное поле.
У нас собрался уже не плохой коллектив, много наработок, работать стало легче, помогаем друг другу в освоении в алготрейденга. Возникает много рабочих моментов и тонкостей, за которыми иногда не уследить. В коллективе конечно же все проще, быстрей и легче на много.
Выражаю особую благодарность Дмитрию Высоцкому!!! А так же всему нашему коллективу из группы, без помощи и поддержки которого, на сегодняшний момент, уже не обойтись!!!




ДМИТРИЙ БАСОВИЧ, ЗА ПОЛ ГОДА ОКУПИЛ КУРС МНОГО РАЗ!!! И ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО!

Всем доброго времени суток! Поздравляю с наступившим 2015 годом! Да, 2014 год был не забываем и пожалуй останется в моей памяти на всю жизнь и во многом благодаря курсу Дмитрия Высоцкого, который научил меня создавать торговых роботов и управлять ими. Курс очень содержательный, такой, что я еще домашку даже не доделал…. хотя проходил его в первом потоке, но дело не в этом, все можно осилить и понять, тем более, что Дмитрий очень отзывчив и терпеливо может объяснить еще раз! Я хочу сказать, что курс стоит своих денег на 1000%, т.к. дает реальный инструмент для заработка и эффективного управления деньгами.
Помимо знаний и навыков из курса вы получите много дополнительных плюшек от Дмитрия и от участников предыдущих потоков если будете достаточно любознательны. Единственное, что стоит учесть так это то, что начать зарабатывать будет трудно, да и терпение нужно, т.к. миллионы на вас сразу не свалятся, но если будете прилежно учиться у Дмитрия и у рынка, то щедрая награда не заставит себя ждать!
И да, чуть не забыл лично мой курс за прошедшие пол года окупился много раз!!! И это только начало!
Так что если вы еще думаете идти или нет, то вы уже пролетаете, т.к. другие уже научились и зарабатывают! Хватит думать! Пора действовать, пора зарабатывать, особенно в такое время как сейчас, когда рынок каждый день дает для этого прекрасные возможности! Записывайтесь на ближайший курс иначе и этот шанс пройдет мимо вас!!!
P.S. Дмитрий дал мне больше чем институт за меньшее время, за что ему низкий поклон и огромное спасибо!!!

АЛЕКСАНДР ФЕДУНОВ, К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ ЗАПУСТИЛ ТРИ РОБОТА В РЕАЛЬНУЮ ТОРГОВЛЮ

Подошел к концу курс по алготрейдингу под руководством Дмитрия Высоцкого.

За месяц интенсивных занятий была получена база знаний по созданию и установке автоматических торговых систем для работы на российском фондовом рынке, а также отработаны практические навыки по их применению в реальной торговле на бирже.

Механизм подачи знаний четко отработан и структурирован. Поэтапная дозированная подача информации от простого к сложному, а так же ее закрепление, путем выполнения домашних заданий, дала возможность постепенно освоить весь материал, и позволило в конце обучения уже самостоятельно, на основе полученных знаний и приобретенного опыта, строить алгоритмы самостоятельно. Была дана база, основа, а так же методы и способы комбинирования основных составляющих алгоритма каждой торговой стратегии(так называемых кубиков), раскрыты способы и методы их взаимосвязей и взаимодействий, и уже на основе этих знаний можно, как в конструкторе, было собрать любую понравившуюся торговую стратегию самостоятельно. Думаю, именно этого и хотел добиться преподаватель. И у него это прекрасно получилось.

Информация давалась постепенно, небольшими удобоваримыми порциями, но очень емко и содержательно, где каждое слово имело огромный вес. Все объяснялось понятно и доходчиво, с сопровождением в визуальном формате процесса сборки алгоритма.

Ни один вопрос не остался без ответа. Теоретические знания и практические навыки позволили мне к окончанию курса собрать трех собственных роботов и запустить их в реальную торговлю на рынке. Думаю, результат торговли не заставит себя долго ждать.

Спасибо огромное Дмитрию за его терпение и труд. Если сказать, что деньги потрачены на обучение не зря, значит ничего не сказать. Вложенная сумма просто не идет ни в какое сравнение с тем массивом знаний, которые были получены. Открылись безграничные возможности для дальнейшего развития в этом перспективном, на сегодняшний день, направлении трейдинга и в применении на практике полученных знаний, которые в перспективе принесут доход а так же позволят обрести финансовую независимость, о которой многие так мечтают. Самое главное, что все это работает. И если продолжать
развиваться в этом направлении, то можно достичь огромных высот.

Из пожеланий для будущих учеников. Осваивайте функционал взаимодействия «TSLaba» и «Квика» по возможности самостоятельно, до начала занятий. Тогда будет оставаться больше времени на изучение материала по созданию алгоритмов.

Дмитрий обладает уникальной способностью понятно и доходчиво объяснять очень сложные вещи простым языком. Хочу выразить ему свою благодарность, и пожелать огромных творческих успехов.
Продолжать нести знания и делиться накопленным опытом. Поверьте, такой дар дается не каждому.
А у него это получается отлично.

А вот и уже первые мои результаты торговли роботами!

ОТЧЕТ БРОКЕРА

График роста моего торгового счета

ГАРАНТИЯ

Мы действительно уверены, что с помощью нашего курса Вы создадите своих торговых роботов,
которые помогут вам прибыльно торговать на фондовом рынке без лишних временных затрат.

Только потому, что опыт для вас совершенно новый, и вы еще не знаете, насколько сильны эти
знания, мы даем Вам 100 % ГАРАНТИЮ на первые ТРИ урока обучения в нашей школе.

Просто напишите нам об этом и мы вернём Вам деньги без лишних вопросов.

Тем не менее, мы больше никогда не сможем вам продать ничего из своих продуктов — чтобы не тратить время друг друга в дальнейшем.

Вы ничем не рискуете. Главный риск для человека — это его бездействие!

Дмитрий Высоцкий

Постепенно в повседневную жизнь входят высокие технологии: «умный дом», интерактивные художественные выставки, боты-собеседники. Неудивительно, что обучать азам программирования и роботостроения начинают еще до школы. Центры робототехники и инженерные кружки открываются все чаще. По разным данным, в России действуют около 400 кружков, связанных с робототехникой и IT, официальной статистики пока еще нет. И это число будет только расти.

От кружка юных инженеров и радиолюбителей до секции «Робототехника»

Робототехника встроилась в образовательный процесс органично и почти без шума. В 2016 году роботы мигают светодиодами на всех уровнях учебных учреждений: от садов до университетов, но больше всего – в школе. Робототехника считается инструментом для углубленного изучения таких дисциплин, как информатика, физика и технология. Поэтому постичь начала роботостроения школьники могут не только в кружках, но также в школах и вузах, где роботы все больше внедряются в учебный процесс.

Кружковая система дополнительного образования особенно хорошо знакома людям старшего поколения, из стран бывших союзных республик СССР. Бесплатное советское образование было щедро дополнено внешкольными занятиями на базе дворцов и домов пионеров (по данным Википедии, 1971 году действовало 4 400 «дворцов»).

Развивали пространственное мышление у будущих инженеров кружки технического моделирования и конструирования, радиомастерские. Школьники «с нуля» создавали модели автомобилей и самолетов, учились работать с оборудованием (токарные станки, выжигательные аппараты, лобзики и напильники), знакомились с принципами работы электричества.

Советская система образования по инженерно-техническим специальностям, частью которой были «кружки», считалась одной из лучших в мире. Сегодня же принято говорить больше о минусах образования в России, а лидирующие позиции в сфере технологий занимают американские и азиатские учебные заведения.

Вместе с распадом СССР в упадок пришла и культура дополнительного образования и кружков. Кружки стали платными, а тематика потеряла в разнообразии: популярными стали спортивные секции, танцевальные и художественные школы. Как повлияло такое изменение в учебном меню целого поколения детей, можно судить уже сейчас. Выпускники вузов с дипломами о гуманитарном образовании не находят работу, а предприятия днем с огнем ищут инженерные кадры.

В 2000-х годах все более заметным становится интерес к робототехнике в образовании. С 2002 года в России проводятся внутренние и Международные состязания роботов. В это же время формируется Российская ассоциация образовательной робототехники (РАОР) . С 2008 года на основе РАОР работает Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники (ВУМЦОР) – организация поставляет методички и снабжает всех желающих правовой информацией и рекомендациями для открытия робототехнического кружка.

Также с 2008 года фонд Олега Дерипаски «Вольное дело» запустил программу «Робототехника» , которая поддерживает образовательные и соревновательные проекты.

В 2014 году о роботах заговорили на государственном уровне. В АСИ (Агентство стратегических инициатив, учредитель – Правительство Российской Федерации) анонсировали Национальную техническую инициативу. Глобальная идея НТИ – к 2035 году вывести Россию на конкурентных уровень на рынке высоких технологий. Одним из направлений программы стала поддержка и популяризация технического образования.

Вместе с популяризацией робототехники в образовательной среде появилось понятие STEM (или STEAM). Это направление в мировом образовательном процессе, его характеризует междисциплинарный подход к обучению. Ключевые дисциплины зашифрованы в аббревиатуре: Science, Technology, Engineering, Art (не всегда), Math. Система призвана развивать будущих инженеров и робототехников.

При государственной поддержке открываются не просто кружки, но и целые технопарки — детские центры, объединяющие кружки по разным техническим направлениям. Пока технопарков не много. В мае в Москве заработал первый детский центр при “Мосгормаш” , в конце сентября открылся технопарк “Кванториум”. В регионах также собираются открывать технопарки. Они должны появиться в 17 регионах: в Мордовии, Татарстане, Чувашии, Алтайском крае и в других.

От конструктора к микросхеме

Несмотря на то, что роботы включены в занятия для детей с дошкольного возраста, главную роль в становлении самых маленьких будущих инженеров играет не электроника, а творчество. В системе STEM образования в занятиях для дошкольников на первом плане – свобода мыслить и создавать. Поэтому в кружках для детей до 6 лет активно используют простые конструкторы и кубики.

Основная масса кружков по робототехнике ориентирована на детей возраста начальной и средней школы.

“Как правило, в программу подобных детских курсов входит знакомство со схемотехникой, основами программирования и робототехники. Разница между кружками состоит в их задаче: ребенок либо развлекается, либо учится. Исходя из этого и подбирается методика обучения и технологии. Глобальная цель РОББО Клуба – вырастить поколение молодых инноваторов, которые были бы конкурентоспособны не только на российском рынке, но и в мире. Поэтому наш курс рассчитан на работу с детьми разного возраста: с дошкольниками мы создаем анимационные программы и классические компьютерные игры (Pac-man, Arkanoid), программируем роботов на выполнение различных задач, со школьниками занимаемся программированием на «взрослых» языках, 3D-моделированием, 3D-конструированием и 3D-печатью. Так, ребенок приходит к нам только с навыками чтения, а уходит с напечатанным на 3D-принтере, собранным и запрограммированным самостоятельно роботом”, — поясняет Павел Фролов, продюсер детского робототехнического проекта для образования «РОББО»

Робототехника дополняет пройденный материал на уроках технологии, физики и математики. Дмитрий Спивак, директор санкт-петербургского кружка робототехники для детей Robx считает, что именно на кружковых занятиях ребенок может применить знания механики и электродинамики, вникнуть в текстовые языки программирования (например, С). “В средней школе наши подопечные начинают знакомство с Arduino, более сложные программами для 3D моделирования — OpenSCAD, параметрическим моделированием, где дети описывают фигуры кодом” — говорит Дмитрий.

Образовательная робототехника, как правило, начинается с конструкторов Lego. В наборах соблюдается баланс конструирование-программирование. После того, как ребенок освоит азы, он может углубиться в одно из направлений, более глубоко изучать программирование и конструирование. На занятиях с уклоном в программирование ученики работают с разными языками и программами для программирования, занимаются 3D моделированием. Конструкторские кружки готовят будущих инженеров: здесь дети самостоятельно разрабатывают форму и “начинку” робота.

Lego и Ко

Рынок STEM и роботизированных конструкторов довольно разнообразен. Большинство производителей охватывает все возрастные категории, от наборов для дошкольного образования до модулей с 4-ядерными процессорами для средних и старших школьников.

Мировым и российским лидером в сфере образовательной робототехники является дочерняя компания холдинга LEGO Group — LEGO Education. Датскому бренду принадлежат не только наборы и методические разработки, но и сеть специализированных детских центров, а также ЛЕГО Академия, где обучение могут пройти педагоги. На данный момент 16 центров дополнительного образования являются официальными партнерами Lego Education Afterschool Programs в России.

Lego Education работает с 1980 года. В линейке бренда как конструкторы без электронной составляющей (Lego Простые механизмы, Первые конструкции), наборы с микропроцессором и датчиками для изучения робототехники в младшей школе (Lego WeDo) так и наборы для демонстрации научных принципов в средней школе (Lego Технология и физика) и наборы легендарной серии MINDSTORMS.

Похожая на Lego, но гораздо менее известная американская компания Pitsco была основана в 1971 году тремя преподавателями. Наборы для младшего возраста Elementary STEM представлены скорее творческими общеразвивающими игрушками – летучие змеи, ракеты. Роботы включены в направление Tetrix – роботизированные металлические конструкторы, широко известные в России. Металлические детали делают такие наборы универсальными, Tetrix совместим с контроллером Lego MINDSTORMS. Роботы на основе Tetrix часто участвуют в соревнованиях, в том числе и в студенческих категориях.

Открытая платформа Arduino в отличие от прочих уникальная плата с программной оболочкой. Это делает Arduino универсальной основой для робототехнических конструкций любого уровня в рамках детского образования. На основе Arduino создано несколько брендов робототехнических наборов-конструкторов. Платформу можно приобрести отдельно. Минус платформы в том, что конструирование достаточно сложное, подразумевает работу ребенка с паяльником.

Отечественные наборы представлены двумя заметными на рынке брендами – ТЕХНОЛАБ и Амперка. Для ТЕХНОЛАБ разработаны методички при поддержке специалистов факультета «Робототехника и комплексная автоматизация» МГТУ им Н.Э.Баумана. Продукты ТЕХНОЛАБ — тематические и возрастные модули. В каждом модуле – несколько робототехнических наборов. Такой «оптовый» подход предполагает высокую цену конструкторов: от 93 тыс. рублей за модуль для детей 5-8 лет и до 400 тыс. рублей за модуль воздушных роботов.

Амперка – стартап 2010 года, основанный на платформе Arduino. Продукты Амперки — наборы под игровыми названиями: «Матрешка», «Малина», «Электроника для чайников» и т.д. Также на сайте Амперки можно купить отдельные комплектующие – платы Arduino, датчики, коммутаторы.

Корейский бренд Robotis предлагает робототехнические наборы для каждого уровня. Это пластмассовые роботы для начальной школы (Robotis Play, Robotis Dream) и человекоподобные роботы на основе сервомоторов Robotis Bioloid.

Корейские производители HunaRobo и RoboRobo акцентируют внимание на конструкторах для детей младшего и среднего возраста. Наборы корейских брендов включают базовые элементы: материнскую плату, двигатель и редуктор, RC приемник и пульт управления.

VEX Robotics — частная компания с фокусом на мобильную робототехнику, базируется в США. Бренд принадлежит компании Innovation First, Inc., которая разрабатывает электронику для автономных наземных роботов. Бренд поделен на два направления – серия VEX IQ для начального уровня и VEX EDR– платформа для продвинутых учеников. Мобильные программируемые роботы VEX на пульте управления ориентированы на соревнования и навыки программирования.

Вместо заключения

Широкий ассортимент робототехнических обучающих платформ, государственная поддержка и мода на роботов только встраивают робототехнику в образование. Инженерные и робототехнические кружки и занятия скорее исключение, особенно в регионах. Однако, уже сегодня сотни тысяч детей получили возможность учиться дополнительно по инженерным и IT направлениям. И это число в ближайшее время будет только расти — СМИ рапортуют о новых технопарках и кружках, а власти — о готовности поддержать подобные инициативы.

Хочется верить, что усиленная интеграция дополнительного технического образования в итоге даст толчок к формированию большего количества технических специалистов высокого уровня в будущем. Кружковое движение стремится к широкому охвату — программы робототехнических занятий построены так, чтобы заинтересовать любого ребенка. Основные технические законы и понятия становятся доступнее. Занятия робототехникой как минимум расширяют кругозор, как максимум — обеспечат будущее инженерными и техническими кадрами. Верим в максимум!