Развитие и кризисы. Эрик Эриксон

Эрик Хомбургер Эриксон (англ. ; 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне - 12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности.

Судьба Эриксона своеобразна. Он родился в результате внебрачной связи его матери Карлы Абрахамсен, еврейского происхождения, с гражданином Дании (более подробной информации, помимо фамилии, об отце Эриксона нет). Карла Абрахамсен происходила из известной еврейской семьи, ведущей свой род из северных германских земель. Её отец, Иосеф, был торговцем сухофруктами в Копенгагене, братья Эйнар, Николай, Макс и Аксель занимались благотворительностью (в том числе кухней для малоимущих иммигрантов из России, преимущественно евреев). Её мать, Генриетта, умерла когда Карле было 15 лет.

Поскольку Карла официально была замужем за Вальдемаром Исидором Саломонсеном (биржевым маклером еврейского происхождения), ребёнок был записан как Эрик Саломонсен. Через некоторое время она выучилась на медицинскую сестру, перебралась в Карлсруэ и в 1904 вышла замуж за педиатра Теодора Хомбургера. В 1909 г. Эрик Саломонсен превратился в Эрика Хомбургера, а в 1911 был официально усыновлён своим отчимом. Хотя её муж придерживался консервативного иудаизма (не ортодоксального), Карла настояла на строгом соблюдении еврейского ритуала в семье, включая кошерную пищу, праздники и еженедельное посещение синагоги по пятницам и субботам. В дополнение к светскому, дети получали еврейское образование. Более того, Карла руководила отделением лиги еврейской благотворительности Бадена при местной синагоге.

Проблема кризиса идентичности во многом связана с собственным жизненным опытом Эриксона. Информация о биологическом отце от него в детстве скрывалась. В еврейской религиозной школе его дразнили за «нордическую» внешность (он был высоким голубоглазым блондином), а в обычной школе - за еврейское вероисповедание. Всё более и более мучило его подозрение, что его отец не был еврейского происхождения.

В 1930 г. Эрик Хомбургер женился на канадской танцовщице и художнице Джоэн Моват Серсон (Joan Mowat Serson) и в 1933 г эмигрировал из Вены в США. Несколько позже эмигрировали его сёстры: Рут (Ruth Hirsch) поселилась в Нью-Йорке и Эллен (Ellen Katz) в Хайфе. В конце 1930х гг. Эрик Хомбургер официально сменил фамилию на Эриксон (усыновив самого себя, как он это объяснял), сохранив свою прежнюю фамилию в качестве второго имени.

Теории Фрейда, который подразделял психологическое развитие на пять этапов, Эриксон противопоставил свою схему, состоявшую из восьми этапов. Эриксон переименовал т.наз. «генитальную стадию» в «юность» и добавил ещё три стадии взрослого состояния.

Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид» (в представлениях фрейдистов). По Эриксону, именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.

В 1950 году он стал жертвой «охоты на ведьм» (маккартизма) в США, так как был заподозрен в симпатиях к коммунистам. Когда от профессоров университета Беркли потребовали подписать клятву о лояльности, Эриксон покинул университет, после чего десять лет работал в клинике в Массачусетсе и ещё десять лет в Гарварде.

Эриксон Эрик Хомбергер (1902–1994) — выдающийся ученый-психолог из США, основатель и главный представитель эго-психологии.

Место рождения психолога — Германия, город Франкфурт-на-Майне, детство он провел в Карлсруэ, там же учился.

Позже окончил Венский психоаналитический университет, а после перебрался в Америку. Там ученый работал в Бостоне и преподавал в Гарварде.

Некоторое время Эриксон проживал в Йеле, потом долго жил и работал в Беркли. В 1960 его назначили профессором Гарвардского института, в 1968 он вышел на пенсию. Ушел из жизни в Америке 12 мая 1994.

Направление в психологии

Фундаментальный труд Эрика Эриксона – «Детство и общество» (1950). Эта книга во многом опирается на практику психоанализа. Так как психоанализ всегда был направлен на исследование психических расстройств, в качестве примеров в книге описываются различные конфликтные ситуации. Этот труд о детстве и об исторических процессах.

Теория Эриксона по большей части рассматривает развитие Эго (я). Однако ученый заявил, что его теории являются продолжением психосексуальных идей З. Фрейда, и они помогут в дальнейшем психосоциальном развитии и в проведении исследований в сфере биологии и социологии.

Психолог ввел понятие «эго-психология», которое раскрывало роль Эго в жизни человека. Ученый полагал, что только Эго ответственно за качество жизни, за физическую и духовную гармонию, за здоровую социализацию человека.

Как заявлял Эриксон, Эго определяет человека и его самооценку. Внутреннее человеческое «Я» — источник всех побед и поражений, радости и горя.

Для психолога было крайне важно изучить Эго и его адаптивные способности при возникновении разных эмоций: апатии, страха, .

Из-за развития у человека разных расстройств и кризисов психологического характера ученый искал и подбирал психологические методы, которые смогли бы эффективно помочь пациенту. Например, консультации с психологом, терапия, медикаменты, .

Эриксон описал основные 8 возрастных этапов формирования личности, и это стало значительным вкладом в исследование психики человека. Это учение знакомо любому психологу-профессионалу.

Ученый пытался продемонстрировать то влияние культуры, которое она оказывает на этапы формирования индивида, и это послужило точкой опоры для многих исследователей, изучающих модели поведения личности, создающих оригинальные методы исследования вопросов психологии, которыми задаются люди сегодня.

Ученый изобрел собственную концепцию психологического развития личности и поделил его на восемь этапов, чем-то похожих на схему развития индивидуума у Фрейда. Эриксон только добавил три новых этапа формирования.

Эриксон писал, что все проявления нужно распознавать в рамках взаимосвязи биологии, поведения, восприятия и социума.

Теоретическая направленность учения Эриксона включает:

  • Анализ перемен, сопровождающих человека в течение всей жизни, начиная с самого детства.
  • Акцент на здоровом психическом состоянии людей, а не на патологическом.
  • Изучение Эго, определяющего самоидентичность и индивидуальность человека.
  • Связь клинических выводов с культурными и историческими явлениями.
  • Толкование стадий развития и формирования психики человека.
  • Создание методов помощи другим ученым и психологам.

Вклад в науку

Основная теория личности Эриксона объясняет существующие нормальные, адекватные состояния, а также поясняет патологические, нездоровые вариации возможных ситуаций. Доктрина этого исследователя — это учебное пособие для психологов, психотерапевтов и всех интересующихся вопросами психологии.

Идентичность — это центральное определение, по Эриксону. Идентичность личности — это совокупность черт или особенностей характера, помогающих человеку стать отличным от других членов общества, эти качества — «изюминка» личности.

Эго-идентичность - это присутствующее, но обманчивое ощущение целостности и независимости индивида, чувство постоянства и неизменчивости внутреннего Я.

Идентичность группы - ощущение принадлежности к какой-либо социальной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формируются и развиваются в течение всей жизни человека.

Эриксон выделил основную возрастную периодизацию развития и формирования личности:

1. Младенчество (базовое доверие или его отсутствие): протекает от рождения и до года малыша. На самом раннем этапе развития закладываются основы доверия и чувства защищенности благодаря материнской заботе. Если же мать отвергает ребенка и плохо о нем заботится, то в малыше формируются страх и недоверие.

2. Очень раннее детство (независимость или чувство стыда и сомнения): протекает от года до трех. Формируется фундамент для самостоятельности малыша, расширяется кругозор, ребенок постепенно учится контролировать себя. При слишком сильной опеке или, наоборот, неоправданных ожиданиях родственников в малыше зарождаются неуверенность, чувство стыда или сомнения.

3. Игровой период (инициативность или вина): длится от трех до шести лет. В этот возрастной период ребенок активно познает мир, приобретает новые навыки. Социум ждет от него активности, у него возникают обязанности по отношению к себе, иногда – к младшим детям или домашним питомцам. Родители, поощряющие любознательность ребенка, тем самым помогают ему стать независимым. А те, кто ограничивает, формируют в нем пассивность и вину.

4. Школьный возраст (трудолюбие или неполноценность): длится от шести до двенадцати лет. В этот период дети обучаются дисциплине, системности, приобщаются к работе, расширяют свои знания и опыт. Если не поддерживать ребенка, в нем может развиться чувство неполноценности и неуверенности перед друзьями.

5. Юность/постепенное созревание (эго-идентичность или смещение социальных ролей): основная стадия, по мнению Эриксона. Это период становления основной положительной эго-идентичности. Будущее человека приобретает более четкие очертания и становится реально осуществимым. Подростки осваивают новые социальные роли, но при неудачном их освоении происходит ролевое смещение.

6. Молодость/зрелость (интимность или изоляция): длится примерно с двадцати до двадцати шести лет. Под интимностью подразумевается ощущение близости, которую мы проявляем по отношению к родным и дорогим людям. При неудачных попытках контактирования или налаживания взаимоотношений возникают одиночество и обособленность.

7. Зрелость (работоспособность/активность или инертность): длится до 64 лет. В этот возрастной период люди проявляют заботу о младшем поколении, пытаются быть полезными. При ощущении ненужности или отсутствии объекта заботы формируется инертность и пассивность.

8. Старость (эго-целостность или отчаяние): от 65 лет. Возникает ряд новых проблем: болезни, отсутствие сил, постоянная усталость, боль. Приходится привыкать к новому ментальному состоянию. Размышления о приближающейся смерти. Происходит анализ прошлых стадий жизни. В старости приходит подлинная мудрость и понимание происходящего.

Практически на каждом жизненном этапе индивид сталкивается с различными кризисами, которые, по мнению Эриксона, необходимо успешно преодолеть.

Эрик Эриксон и его книги внесли огромный вклад в развитие психологии. В них люди могут найти в краткой или полной формулировке ответы на многие жизненные вопросы.

Ученый всегда смотрел на происходящее с оптимизмом. Он верил в способность людей справиться со своими психологическими травмами или самостоятельно, или с помощью самогипноза, или вместе со специалистом. Концепции Эриксона являются противовесом пессимистичных взглядов многих классических психологов, в том числе фрейдистов. Автор: Дарья Сергеева

Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 во Франкфурте, Германия. «Общая история была в том что его мать и отец разошлись до его рождения, он был ребенком своей матери от внебрачного союза. Он никогда не видел своего родного отца или первого мужа своей матери,» сообщил некролог Эриксона, который появился в Нью-Йорк Таймс в 1994.

Его молодая еврейская мать воспитала Эрика одна, какое-то время прежде, чем жениться на враче, докторе Теодоре Хомбергере. Факт, что Хомбергер не был фактически биологическим отцом, много лет скрывался от Эрика. Когда он, наконец, узнал правду, он остался с чувством заблуждения о том, кто он был на самом деле. Этот ранний опыт помог зажечь его интерес в формировании личности.

Его интерес в идентичности был далее развит основанный на его собственных событиях в школе. В его школе-храме другие дети дразнили «скандинавом», потому что он был высоким, белокурым, и голубоглазым. В средней школе он был отклонен из-за его еврейского происхождения. Эти ранние события помогли подогреть его интерес в формировании идентичности и продолжили влиять на его работу в течение его жизни.

Когда он закончил среднюю школу, Эриксон баловался искусством и потратил некоторое время на путешествие по Европе. По предложению друга Эриксон изучил психоанализ и получил свидетельство из Вены Психоаналитическое Общество.

Он также стал учить в школе, созданной Дороти Берлингем, другом Анны Фрейд. Он продолжил работать с Берлингемом и Фрейдом в школе в течение нескольких лет, встретил Зигмунда Фрейда на вечеринке, и даже стал пациентом Анны Фрейд. «Психоанализ не был так формален тогда,» он вспомнил. «Я заплатил мисс Фрейд 7$ в месяц, и мы встречались почти каждый день. Мой анализ, который дал мне самосознание, принудил меня не бояться быть мной. Мы не использовали все те псевдонаучные термины тогда — защитный механизм и т.п. — таким образом, процесс самосознания, болезненного время от времени, появился в атмосфере освобождения.»

Он встретил канадского преподавателя танца по имени Джоан Серсон, которая также преподавала в школе, где он работал. Пара женилась в 1930 и родили трех детей.

Эриксон переехал в Соединенные Штаты в 1933 и предлагался обучающее положение в Медицинской школе Гарварда. Он также поменял свое имя от Эрика Хомбергера Эрику Х. Эриксону, возможно поскольку способом подделать является собственная идентичность. В дополнение к его положению в Гарварде у него также была частная практика в детском психоанализе. Позже, он начал учить в Калифорнийском университете в Беркли, Йельском университете, Сан-Франциско Психоаналитический Институт, Центр Остина Риггса и Центр Специальных исследований Бихевиоризма.

Он опубликовал несколько книг о своих теорий и исследований, в том числе Детство и Общество и Жизненный Цикл Завершен . Его книга Ганди Истины был удостоен Пулитцеровской Премии и национальной книжной Премии.

Вклады в психологию:

Эрик Эриксон провел время, изучая культурную жизнь Sioux Южной Дакоты и Yurok северной Калифорнии. Он использовал знание, которое он получил культурных, экологических, и социальных влияний, чтобы далее развить его психоаналитическую теорию.

(Erikson Erik Homburger)

Известный американский психолог и психоаналитик, автор теории стадий психосоциального развития, автор термина "эго-идентичность".

Другие публикации автора

Важнейшие труды:

  1. Эриксон Э. Детство и общество (Childhood and Society ) (1950)
  2. Эриксон Э. Молодой Лютер. Историко-психоаналитическое исследование (Young Man Luther. A Study in Psychoanalysis and History ) (1958)
  3. Эриксон Э. Истина Махатмы Ганди: о происхождении воинствующего ненасилия (Gandhi"s Truth: On the Origin of Militant Nonviolence ) (1969)
  4. Эриксон Э. Взрослый период (Adulthood ) (редактор, 1978)
  5. Эриксон Э. Жизненная вовлечённость в старости (Vital Involvement in Old Age ) (при участии J.M. Erikson и H. Kivnick, 1986)
  6. Эриксон Э. Жизненный цикл завершён (The Life Cycle Completed ) (при участии J.M. Erikson, 1987)

Сборники (на англ.яз.)

  1. Erikson E. Identity and the Life Cycle. Selected Papers (1959)
  2. Erikson E. A Way of Looking at Things: Selected Papers 1930-1980 (Editor: S.P. Schlien, 1995)
  3. Erikson E. The Erik Erikson Reader (Editor: Robert Coles, 2001)

Библиография на русском языке

  1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - М.: Прогресс, б.г. (1996).
  2. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000.
  3. Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Эрик Г. Эриксон; Пер. с англ. А. М. Каримского. - М. : Московский философский фонд «Медиум», 1996. - 560 с.

Биография

Судьба Эриксона своеобразна. Он родился в результате внебрачной связи его матери Карлы Абрахамсен, еврейского происхождения, с мужчиной датского происхождения (более подробной информации об отце Эриксона нет). Карла Абрахамсен происходила из известной еврейской семьи, ведущей свой род из северных германских земель. Её отец, Иосеф, был торговцем сухофруктами в Копенгагене, братья Эйнар, Николай, Макс и Аксель занимались еврейской благотворительностью (в том числе кухней для малоимущих еврейских иммигрантов из России). Её мать, Генриетта, умерла когда Карле было 15 лет.

Поскольку Карла официально была замужем за Вальдемаром Исидором Саломонсеном (биржевым маклером еврейского происхождения), ребёнок был записан как Эрик Саломонсен. Через некоторое время она выучилась на медицинскую сестру, перебралась в Карлсруэ и в 1904 вышла замуж за педиатра Теодора Хомбургера. В 1909 г. Эрик Саломонсен превратился в Эрика Хомбургера, а в 1911 был официально усыновлён своим отчимом. Хотя её муж придерживался консервативного иудаизма, Карла настояла на строгом соблюдении еврейского ритуала в семье, включая кошерную пищу, праздники и еженедельное посещение синагоги по пятницам и субботам. В дополнение к светскому, дети получали еврейское образование. Более того, Карла руководила отделением лиги еврейской благотворительности Бадена при местной синагоге.

Проблема кризиса идентичности во многом связана с собственным жизненным опытом Эриксона. Информация о биологическом отце от него в детстве скрывалась. В еврейской религиозной школе его дразнили за «нордическую» внешность (он был высоким голубоглазым блондином), а в обычной школе - за еврейское вероисповедание. Всё более и более мучило его подозрение, что его отец не был еврейского происхождения.

В 1930 г. Эрик Хомбургер женился на канадской танцовщице и художнице Джоэн Моват Серсон (Joan Mowat Serson) и в 1933 г эмигрировал из Вены в США. Несколько позже эмигрировали его сёстры: Рут (Ruth Hirsch) поселилась в Нью-Йорке и Эллен (Ellen Katz) в Хайфе. В конце 1930х гг. Эрик Хомбургер официально сменил фамилию на Эриксон (усыновив самого себя, как он это объяснял), сохранив свою прежнюю фамилию в качестве второго имени.

Теории Фрейда, который подразделял психологическое развитие на пять этапов, Эриксон противопоставил свою схему, состоявшую из восьми этапов. Эриксон переименовал т.наз. «генитальную стадию» в «юность» и добавил ещё три стадии взрослого состояния.

Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ида» (в представлениях фрейдистов). По Эриксону, именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.

В 1950 году он стал жертвой «охоты на ведьм» (маккартизма) в США, так как был заподозрен в симпатиях к коммунистам. Когда от профессоров университета Беркли потребовали подписать клятву о лояльности, Эриксон покинул университет, после чего десять лет работал в клинике в Массачусетсе и ещё десять лет в Гарварде.

Последнее обновление: 13/05/2015

«Надежда - самая первая и наиболее базисная добродетель, присущая всему живому. Если жизнь продолжается, надежда должна оставаться - даже тогда, когда пошатнулась уверенность в себе, когда разрушено доверие».

Эрик Эриксон

Наиболее известен Эрик Эриксон за разработанные им этапы психосоциального развития и идею кризиса идентичности. Его теории знаменуют собой важный сдвиг в научной мысли - внимание с тех пор было обращено на личность человека. Вместо того чтобы сосредоточиваться только на событиях раннего детства, его психосоциальная теория изучает влияние социума на личность на протяжении всей жизни человека.

Теория стадий психосоциального развития помогла привлечь интерес ученых и положила начало новым исследованиям в области человеческого развития. Эриксон расширил всем известную психоаналитическую теорию, исследуя развитие на протяжении всей жизни - в том числе событий детства, зрелого возраста и старости.

Биография Э. Эриксона

Ранние годы

Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 во Франкфурте (Германия). «Широко известна версия, согласно которой его мать и отец разошлись ещё до его рождения. Однако бытует мнение, что он появился в результате связи его матери с другим мужчиной. Он никогда не видел ни своего настоящего отца, ни первого мужа матери», - сообщается в некрологе Эриксона, который появился в The New York Times после его смерти в 1994 году. Молодая мать, Карла Абрахамсен, какое-то время растила Эрика сама; позже она вышла замуж за врача - доктора Теодора Хомбергер. То, что Хомбергер не был на самом деле его биологическим отцом, от Эрик скрывали ещё в течение многих лет. Когда он, наконец, узнал правду, он пришёл в замешательство.

Этот ранний опыт поспособствовал развитию у Эрика интереса к процессу формирования личности. Позже он писал, что ещё ребенком он чувствовал смятение насчёт того, кто он такой и как он вписывается в общество.

Его интерес к личности подпитывал и собственный опыт в школе. В еврейской школе, которую он посещал. его дразнили за высокий рост, голубые глаза и светлые волосы - нордическая внешность мальчика выделяла его среди остальных детей. В гимназии же его не принимали из-за еврейского происхождения. Эти ранние переживания оказали сильное влияние на его работу на протяжении всей его жизни.

Карьера и дальнейшая жизнь

Закончив среднюю школу, Эриксон пробовал себя в искусстве и провел некоторое время в путешествиях по всей Европе. По совету своего друга Эриксон начал изучать психоанализ и даже получил свидетельство Венского общества психоаналитиков.

Также он стал преподавать в школе, созданной Дороти Берлингем, подругой . Он работал с Берлингем и Фрейд в течение нескольких лет, познакомился с Зигмундом Фрейдом и даже какое-то время был пациентом Анны. «Тогда еще психоанализ не был столь формален», - вспоминает он. - «Я платил мисс Фрейд $7 в месяц, и мы встречались почти каждый день. Мой анализ дал мне возможность осознать себя, не бояться быть самим собой. Тогда мы не использовали все эти псевдонаучные термины - защитный механизм и т.д. - так что процесс самоосознания, иногда даже весьма болезненный, проходил свободной обстановке».

Он встретил с учительницу танцев по имени Джоан Серсон, которая преподавала в той же школе. Они поженились в 1930 году и воспитали троих детей. Его сын, Кай Т. Эриксон - известный американский социолог.

В 1933 году Эриксон переехал в Соединённые Штаты, где ему была предложена должность преподавателя в медицинской школе при Гарварде. Он изменил своё имя - из Эрика Хомбергера превратился в Эрика Эриксона, - возможно, для того, чтобы создать свою собственную идентичность. В дополнение к должности в Гарварде он открыл частную практику и занялся детским психоанализом. Позже он преподавал в Калифорнийском университете в Беркли, Йельском университете, психоаналитическом институте Сан-Франциско, центре Остин Риггс и центре углубленного изучения поведенческих наук.
Он опубликовал целый ряд книг на основе своих теорий и исследований, в том числе «Детство и общество» (Childhood and Society) и «Жизненный цикл завершён» (The Life Cycle Completed). Его книга «Истина Ганди» (Gandhi’s Truth) была удостоена Пулитцеровской премии и национальной премии.

Восемь этапов психосоциального развития

Эриксон был нео-фрейдистом: он принял многие из основных концепций теории Фрейда, но при этом разработал и собственые. Его теория психосоциального развития основана на эпигенетическом принципе, предлагающем, что все люди в своём развитии проходят серию из восьми этапов. На каждом из этих этапов люди сталкиваются с кризисом, который должен быть успешно преодолён - только тогда возможны условия для формирования психических качеств, занимающих центральное место в тот или иной период развития.

Так же, как и психоаналитик Зигмунд Фрейд, Эриксон считал, что личность развивается в несколько этапов. Основное отличие его теории заключается в том, что она описывает влияние социального опыта на всю жизнь, а не только на детство: психосексуальное развитие, по сути, заканчивается с наступлением взрослой жизни, психосоциальное же длится всю жизнь - от рождения и до самой смерти.

Эрик Эриксон и кризис идентичности

Вы когда-нибудь чувствовали, что занимаете не своё место в жизни? Сомневались ли в том, что знаете реального себя? Если ваш ответ - «да», то вы испытывали (а может быть, и сейчас испытываете) кризис идентичности. Термин «кризис идентичности» принадлежит именно Эриксону; он считал, что это один из самых важных конфликтов, с которыми сталкиваются люди в процессе развития. По мнению Эриксона, кризис идентичности представляет собой время интенсивного анализа, исследование себя с различных точек зрения.

Вклад в развитие психологии

Эрик Эриксон в течение длительного времени изучал культуру и быт народов сиу (Южная Дакота) и юрок (Северная Калифорния). Он использовал полученные знания о культурных, экологических и социальных факторах для дальнейшего развития психоаналитической теории.

Фрейд был сосредоточен на психосексуальных аспектах развития, идеи Эриксона поспособствовали расширению его психоаналитической теории. Эриксон также внес вклад в наше понимание личности и того, что она формируется и «шлифуется» в течение всей жизни.

Его наблюдения за детьми тоже сыграли определённую роль в его работе. «Вы смотрите, как играет ребёнок», - процитировали его в некрологе. - «И это то же, самое, что вы наблюдали бы за тем, как рисует художник, потому что в игре ребёнок говорит, не произнося ни слова. Вы можете видеть, как он решает свои проблемы. Вы можете видеть также, что происходит не так, как нужно. Маленькие дети обладают особенно огромным творческим потенциалом, и все, что творится у них на душе, поднимается на поверхность в свободной игре».


Есть что сказать? Оставть комментарий!.