Проступки подразделяются на. Понятие и виды дисциплинарных проступков

Понятие «проступок»

Виды правонарушений, несмотря на общность признаков, весьма разнообразны. Они могут классифицироваться по различным основаниям. Наиболее значимым является их подразделение по степени и характеру общественной вредности: преступления и проступки. Преступлением признается предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй государства, его политическую и экономическую систему, собственность, личность, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное посягающее на установленный правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом.

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности), совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и юридические последствия. Проступки классифицируются на:

  • - гражданские;
  • - административные;
  • - дисциплинарные;
  • - процессуальные. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: изд-во НОРМА, 2001. - С. 356

Виды проступков

Различные виды проступков могут соединяться в одном правонарушении (гражданский проступок с административным, административный с дисциплинарным и т.п.). Проступки подразделяются на гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарные.

1) Гражданско - правовой проступок (деликт) - это противоправное деяние субъекта права, которое нарушает правопорядок, установленный гражданским законодательством.

Гражданские деликты представляют собой нарушение прав и законных интересов различных субъектов права в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, урегулированных гражданским правом.

Гражданские деликты делятся на договорные и недоговорные. К договорным относятся деликты, связанные с нарушением договорных обязательств: их неисполнением или ненадлежащим исполнением. К недоговорным относятся деликты, связанные с вредом, причиненным личности или имуществу физического лица, либо с вредом, причиненным имуществу юридического лица. Нересесянц В. С. Общая теория права и государства. - М.: изд. группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - С. 522

Гражданско-правовые проступки отличаются от иных специфическим объектом посягательства, которым являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского, трудового, земельного, семейного права. Внешне они выражаются в ненадлежащем выполнении договорных обязательств, в причинении имущественного или морального вреда. Санкции за гражданские правонарушения носят главным образом правовосстановительный характер, например возмещение вреда, убытков, признание договора недействительным и др.

2) Административный проступок - это посягающее на государственный или общественный порядок, формы собственности и свободы человека и гражданина противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административные проступки очень разнообразны по характеру. К их числу относятся, например, нарушение налогового законодательства, санитарно-гигиенических и санитарно - противоэпидимических правил и норм, нарушение требований по охране недр, требований пожарной безопасности, управление транспортом в состоянии опьянения, безбилетный проезд на общественном транспорте, нарушение правил торговли и т.д. Морозова Л.А. Основы государства и права. - М.: Юристъ, 2000. - С. 101

Административно-правовые проступки представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права посягательства на установленный порядок государственного управления, собственность, права и законные интересы граждан, состоящие в нарушении установленных правил административных органов.

Критерии, позволяющие отличить административное правонарушение от преступления, могут быть следующие:

  • 1) наличие или отсутствие тяжких последствий;
  • 2) размер материального ущерба, причиненного правонарушением;
  • 3) повторность или неоднократность деяния, либо применение за него административного воздействия.
  • 3) Дисциплинарный проступок - это противоправное, виновное нарушение лицом правил дисциплинарного распорядка в сфере его трудовой, служебной, учебной, воинской или иной деятельности, за которое предусмотрено соответствующее дисциплинарное взыскание.

Так, согласно действующему трудовому законодательству, трудовой распорядок на предприятиях, в учреждениях, организациях определяется правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми трудовым коллективом по представлению администрации. В некоторых отраслях народного хозяйства (например на железнодорожном транспорте) для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине. Соответствующие правила внутреннего распорядка устанавливаются в учебных заведениях, в научных и иных учреждениях.

К дисциплинарным проступкам относятся такие, например, правонарушения, как опоздание на работу, прогул, нарушение правил по охране труда, невыполнение служебных обязанностей и т.д. Нересесянц В.С. Общая теория права и государства. - М.: изд. группа НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - С. 521

Дисциплинарные проступки, выражающиеся в виде прогулов, опозданий, пропусков учебных занятий, невыполнения распоряжений администрации, нарушений требований уставов и т.п., дезорганизуют в целом работу трудовых коллективов, отрицательно влияют на трудовую, учебную, служебную, воинскую дисциплину. Законодательством предусмотрено три вида ответственности за дисциплинарные проступки: в порядке подчиненности, на основании специальных уставов и положений, согласно правилам внутреннего трудового распорядка. Комаров С.А, Общая теория государства и права. - М.: Юрайт, 1998. - С. 350

4) Процессуальный проступок (правонарушение, посягающее на установленные законом процедуры осуществления правосудия, например, неявка свидетеля в суд).

Весьма обширная группа правонарушений – это проступки . В отличие от преступлений они характеризуются значительно меньшей степенью социальной опасности. Проступки в качестве разновидности правонарушений достаточно неоднородны. Исходя из того, на какую сферу социальных отношений они посягают, их можно подразделить на 8 категорий.

Типология проступков

Во-первых , это – серьезное правонарушение, которое посягает на определенный законом порядок в социуме, на отношения касательно распорядительной и исполнительной государственной деятельности. Оно не связано с выполнением конкретных служебных обязанностей.

Следует уточнить, что административный проступок и административное правонарушение – идентичные понятия. Сюда можно отнести разного рода нарушения ряда правил дорожного движения (управление транспортным средством в состоянии опьянения, превышение допустимой скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора и пр.), пожарной безопасности и санитарной гигиены, установленной на предприятии, а также распитие алкоголя в общественных местах, безбилетный проезд.

Во-вторых – правонарушение, совершаемое в рамках трудовых отношений и разлагающее порядок нормальной работы предприятия, организации, учреждения. Они ослабляют трудовую дисциплину (воинскую, учебную, служебную) и тем самым способствуют дезорганизации рабочей деятельности компании, существенно снижают ее эффективность. Так, дисциплинарный проступок – это прогулы, систематические опоздания, нарушение регламентированных технологических правил, ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей и другое.

Примерами таких проступков могут быть опоздания на службу, прогулы, невыполнение распоряжений администрации, нарушение технологических правил, недобросовестное выполнение должностных обязанностей и др.

В-третьих , материальный проступок - это правонарушение также в области трудовых отношений, но уже касающееся причинения вреда конкретной организации (в которой непосредственно служит правонарушитель). Сюда относится порча материальных ценностей, их недостача, неправильное хранение и пр.

В-четвертых , гражданский проступок – это правонарушение, которое совершается в области имущественных, неимущественных отношений, представляющих для человека определенную духовную ценность (достоинство, авторство, честь), и которое защищается посредством гражданского права. Оно выражается в виде морального либо материального вреда, нанесенного либо отдельным гражданам, либо организациям (распространение сведений, которые порочат достоинство и честь гражданина, неисполнение установленных договорных обязательств и т. д.).

В-пятых , финансовый проступок – это правонарушение, касающееся сбора, распределения материальных госресурсов (нарушение формирования финансовой отчетности, сокрытие налогов, несоблюдение установленных правил в отношении ведения операций по кассе и пр.).

В-шестых , семейный проступок – это правонарушение в рамках брачно-семейных взаимоотношений (отказ от воспитания, содержания детей, неисполнение супружеских обязанностей и пр.).

В-седьмых , конституционный проступок – нарушение, которое выражается, в частности, в принятии государственными органами противоречащих Конституции нормативных актов.

Восьмой тип – процессуальный проступок – нарушение порядка осуществления правосудия, установленного законом, прохождения дела (юридического) в правоприменительном органе (неявка свидетеля, вызванного следователем, прокурором, судьей с последующим наложением штрафа либо неявка подсудимого в здание суда с последующим изменением меры пресечения - к примеру, заменой подписки о невыезде на арест).

Понятие административного проступка

Согласно российскому КоАП, оно трактуется как виновное противоправное действие (бездействие) физлица либо юрлица, за которое полагается административная ответственность.

Административным проступком является применение госорганами в отношении субъектов административного права различного рода административной ответственности за нарушение определенных нормативных предписаний КоАП России.

Состав рассматриваемого правонарушения

Стоит отметить, что результат осуществления противоправного деяния – неблагоприятные последствия в отношении объекта данного права или личных имущественных (неимущественных) свобод, прав индивида, социума, государства.

Состав административного проступка включает:

  1. Субъекта (юрлицо и физлицо).
  2. Объекта (социальные отношения, которые урегулированы правовыми нормами и охраняются административными мерами наказания и на которые нацелен административный проступок).
  3. Объективную сторону данного деликта (действие либо бездействие, которые запрещены нормами административного или иного права и за совершение которых предусматривается административная ответственность).
  4. Субъективную сторону рассматриваемого правонарушения (психическое отношение лица, совершившего административный проступок, к данному неправомерному деянию, его последствиям).

Эти элементы обязательны для законченного полного состава правонарушения. Именно это имеет весомость при рассмотрении конкретными компетентными органами ряда дел, которые вытекают из рассматриваемого вида правонарушений.

Характеристика рассматриваемой формы правонарушения

Выделяют следующие признаки административного проступка:

  • Он должен обязательно быть противоправным (нарушать отдельные либо целый ряд предписаний, которые установлены источниками данного права). К примеру, это может быть нарушение законов субъектов России в сфере административного права, положений Конституции относительно рассматриваемой области, должностных инструкций, а также властных директив.
  • Деяние в форме противоправного действия либо бездействие конкретного субъекта соответствующего права должно носить именно виновный характер (нарушение общепринятых правовых норм, а иногда и этических). Например, нарушение ряда правил дорожного движения в виде умышленного установления ложных номерных знаков. Примером бездействия может выступать неисполнение должностным лицом банка обязанностей относительно контроля правильности осуществления компаниями (их объединениями) порядка ведения операций по кассе.
  • Должна присутствовать общественная опасность (угроза нарушения социальных отношений, охраняемых соответствующим административным законодательством). К примеру, гражданин нарушил общеизвестное правило дорожного движения, перейдя дорогу в неположенном месте, но в это время на проезжей части осуществлялись ремонтные работы (присутствовал запрет на передвижение автотранспорта). В связи с этим деяние гражданина не носило характера угрозы безопасности движения на дороге (данный признак отсутствует, поэтому это не административное правонарушение).
  • За каждое административное правонарушение предусмотрена административная ответственность (наказуемость ).

Административное правонарушение и дисциплинарный проступок: отличительные особенности

Согласно общим правилам, последний опосредуется трудовыми отношениями. Достаточно часто нарушение соответствующих им обязанностей одновременно расценивается как административное правонарушение. Данного рода деликты получили название административно-дисциплинарных .

Отличие административного правонарушения от проступка дисциплинарного заключается в характере общественных отношений, на которые нацелено противоправное деяние. Так, дисциплинарные проступки ориентированы на разлад внутреннего распорядка (трудового), который установлен в соответствующей организации, а еще на трудовую (воинскую, служебную) дисциплину. Согласно вышеуказанному правилу, данные социальные отношения – не объект административного правонарушения.

Как было уже упомянуто ранее, данного рода проступок – неисполнение должностных обязанностей работником конкретного предприятия. Помимо этого, он влечет за собой непосредственно дисциплинарную ответственность, выраженную в виде дисциплинарных взысканий, которые значительно отличаются от взысканий, налагаемых за административное правонарушение по основаниям, таким как:

  • характер содержания решений (правоограничений);
  • порядок регулирования;
  • правовые последствия применения;
  • круг субъектов, наделенных правом их применять.

Административная ответственность: понятие, основание, признаки

Это важнейший институт административного права. Данного рода наказуемость за совершенный административный проступок прописывается в разных нормативных актах. Так, законодатель устанавливает административную ответственность за конкретное противоправное действие, признавая тем самым общественную вредность данного деяния, а иногда и его социальную опасность. Он дает юридическую оценку и осуждает данное противоправное деяние вместе с лицом, его совершившим.

Если рассматривать взаимосвязь таких понятий, как административный проступок и административная ответственность, то можно с уверенностью сказать, что второе – следствие первого. Это правовое понятие, сущность которого устанавливается административным законодательством. Административная ответственность в качестве вида юридической – один из методов госуправления, который связан с принудительным созданием порядка и урегулированности.

Административная ответственность за административные проступки носит как имущественный характер (компенсации, штрафы и пр.), так и неимущественный (административный арест, предупреждение и др.).

Ее основные признаки:

  1. Она – следствие виновного деяния.
  2. Административная ответственность за административные проступки носит защитный характер (охрана правопорядка).
  3. Сопровождается общественным и государственным осуждением правонарушителя, совершенного данным субъектом деяния.
  4. Данного рода ответственность нормативно определена (суть - установление и последующее применение санкций действующих правовых норм).
  5. Она сопряжена с применением комплекса мер принуждения в отношении правонарушителя.
  6. Ее реализация осуществляется в установленной процессуальной форме.

Административный проступок и преступление: отличительные черты

Согласно российскому законодательству, существует несколько видов правонарушений: дисциплинарные и административные проступки, преступления, гражданско-правовые деликты. В связи с этим определены разнообразные виды юридической деятельности. Самая суровая – уголовная (совершение противоправных деяний, представляющих социальную опасность). Но все же большая часть правовых запретов и предписаний не настолько существенны, чтобы привлекать людей к уголовной ответственности. Именно поэтому введена административная ответственность (обычно применяется органами госуправления либо единолично судьей, не влечет за собой судимость).

Преступление и административный проступок имеют значимый материальный критерий разграничения – общественную опасность, которая выражает общественно-правовое отличие первого понятия от второго и остальных деликтов. Она в качестве системной сложной социально-правовой категории выражает исключительное качество вредоносного деяния, нарушающего либо угрожающего условиям существования социума, определяя самую опасную разновидность правонарушений – преступление.

Социальная опасность определена всеми известными элементами, входящими в состав преступления, однако в существенно значимой мере – признаками объективной стороны.

Классификация рассматриваемого понятия

Принято выделять несколько групп данных правонарушений, в которые входят следующие виды административных проступков:

1. Административные деликты против личности , а именно:

  • избирательных прав (несанкционированное вмешательство в деятельность избирательной комиссии);
  • трудовых прав (увольнение сотрудников по причине объявления забастовки);
  • несовершеннолетних (невыполнение родителями установленных обязанностей относительно воспитания ребенка);
  • нравственности (неуважение пожилых людей);
  • вероисповедания (оскорбление гражданских религиозных чувств);
  • социальных прав (отказ в принятии на работу человека с ограниченными физическими возможностями в рамках установленной квоты);
  • здоровья (употребление наркотиков);
  • собственности (мелкое хищение).

2. Административные проступки (примеры ниже) против социальной жизни , точнее, в следующих сферах:

  • промышленность (несоблюдение норм промышленной безопасности);
  • энергетики (повреждение электросетей);
  • транспорт (безбилетный проезд);
  • связь и информация (повреждение телефонных будок);
  • общественный порядок (мелкое хулиганство) ;
  • экология (несанкционированная вырубка деревьев);
  • строительство (возведение зданий без соответствующего разрешения);
  • сельское хозяйство (несоблюдение перечня правил и норм борьбы с вредоносными растениями);
  • дорожное движение (превышение скорости);
  • рынок ценных бумаг (несоблюдение порядка ведения реестра);
  • общественная безопасность (стрельба из огнестрельного оружия в черте населенного пункта).

3. Рассматриваемые деликты против государства , а именно против:

  • госсобственности (несоблюдение норм эксплуатации культурных объектов);
  • финансов (несоблюдение правил порядка ведения операций по кассе);
  • таможни (несанкционированный ввоз товаров);
  • защиты госграницы (несанкционированное пересечение российской границы);
  • предпринимательской деятельности (открытие бизнеса без соответствующего разрешения);
  • налогов (нарушение сроков и порядка подачи декларации);
  • государственной власти (неосуществление предписаний судьи);
  • порядка управления (проживание без соответствующей регистрации).

Административное право: понятие, признаки

Это система норм юридической направленности, которая регулирует общественные отношения, формирующиеся в ходе реализации функций и задач органов госвласти, местного самоуправления в процессе осуществления исполнительно-распорядительной работы, а также внутрифирменные отношения.

Административное право имеет следующие признаки:

  1. Оно выступает основополагающей отраслью публичного права.
  2. Данное право – совокупность норм юридической направленности.
  3. Оно оснащено обособленным предметом правового регулирования – управленческими отношениями, появляющимися в госсфере и иной области.
  4. Рассматриваемая отрасль имеет особый метод регулирования в области прав.
  5. Оно оснащено внутренней согласованностью и состоит из совокупности элементов.
  6. Данное право имеет визуальное выражение (закреплено в соответствующих формах-источниках).

Разновидность административных наказаний

Как уже было упомянуто ранее, все административные проступки (примеры которых приведены выше исходя из их разновидности) подвергаются соответствующей неприятной мере воздействия.

Существуют следующие виды наказаний (административных):

  • предупреждение (взыскание, имеющее моральное содержание, которое оформляется письменно либо в иной форме, кроме устной);
  • возмездное изъятие предмета (орудия) совершения административного правонарушения (принудительное отчуждение и его последующая реализация с возвратом оставшейся после вычета сопутствующих расходов суммы денежных средств собственнику);
  • лишение особого права, предоставленного физлицу, к примеру, права охоты, управления автотранспортным средством (сроком до 3-х лет в ситуации грубого либо систематического правонарушения);
  • административное выдворение иностранца (лица без соответствующего гражданства) за пределы России;
  • административное приостановление осуществляемой деятельности (либо окончательное, либо сроком до полугода);
  • штраф (материальное взыскание, которое налагается за правонарушение административного характера в размере, установленном российским законодательством);
  • конфискация предмета (орудия) совершения административного правонарушения (принудительное безвозмездное его отчуждение в госсобственность);
  • административный арест (сроком до 15 суток и лишь в особых случаях и за исключением группы лиц: беременных либо имеющих детей младше 12 лет, несовершеннолетних, инвалидов 1, 2 группы);
  • дисквалификация (административное взыскание и принудительное лечение больных алкоголизмом, токсико- и наркоманией, уклоняющихся от добровольной госпитализации, ввиду чего ставших угрозой общественному порядку).

Итак, уже стало понятно, что административная ответственность владеет обширным запасом мер принуждения административного характера, которые весьма специфичны и выделяют ее среди иных форм юридической ответственности (уголовной, гражданской, трудовой и пр.). Помимо этого, она носит публичный характер, пресекает исключительно административные деликты и сочетает и личную, и имущественную ответственность.

Совершение лицом данного рода правонарушения выступает законным основанием для использования мер рассматриваемой ответственности. Законодатель имеет их большой запас. Каждая из мер отличается комплексом исключительных преимуществ перед иными видами, а также ограничительными возможностями.

Достижение соответствующих целей доступно лишь в ситуации применения к отдельно взятому случаю конкретной меры ответственности, соответствующей совершенному противоправному деянию, нанесенному им ущербу. Это может быть реализовано только при условии строгого соблюдения закона, основных принципов использования мер данного рода ответственности, а именно:

  • правомерности применения данных мер (их строгое соответствие закону);
  • справедливости наказания;
  • целесообразности привлечения к данного рода ответственности конкретного лица;
  • соразмерности (соответствие совершенного деяния и ответственности за него).

Напоследок стоит напомнить, что правонарушения подразделяются на преступления и проступки (дисциплинарные, административные и пр.).

Правонарушение - это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям.

Признаки правонарушения

К основным признакам правонарушения относятся следующие.

1. Правонарушение - это определенный волевой акт поведения, конкретное деяние, которое выражается, во-первых, в действии - активном акте поведения, нарушающем правовой запрет (кража, взятка, акт хулиганства, заключение незаконной сделки), и, во-вторых, в бездействии - в невыполнении позитивной обязанности, предусмотренной определенной нормой права, актом применения права или конкретным договором (неуплата налога, безбилетный проезд в транспорте).

Не могут быть правонарушениями не поведение, а мысли человека, его убеждения. Вне конкретных деяний религиозные взгляды людей, их национальные, политические и иные воззрения не носят противоправного характера и юридическая ответственность за них, по мысли К. Маркса, - это позитивная санкция беззакония.

  • 2. Правонарушение есть акт поведения отдельной личности {индивида) либо коллектива личностей (государственный орган, фирма, кооператив и др.). Не могут быть субъектами правонарушения вещи, предметы, а также дикие и домашние животные. Однако в истории известны случаи, когда субъектами правонарушений в Средние века признавались животные - свиньи, быки, кошки и др., - которых судили по всем правилам юридической процедуры, назначали наказание и публично приводили их в исполнение.
  • 3. Правонарушение - акт поведения, противоречащий предписаниям правовых норм. Это нарушение правового приказа, установленного государством, запрета определенного поведения, неповиновение государственной власти. Без правовой нормы не может быть правонарушения. Со времен римского права известно положение: Nullum crimen, nullum poena sine lege ("Нет преступления, нет наказания без закона"). В законе установлены отдельные случаи, когда формально подпадающее под признаки правонарушения деяние является полезным или, во всяком случае, не опасным для общества и потому не считается правонарушением. Это относится, например, к так называемым необходимой обороне, крайней необходимости, причинению вреда при задержании правонарушителя, неисполнению явно незаконного приказа, предусмотренным нормами УК РФ.
  • 4. Правонарушение совершается достигшим определенного возраста и вменяемым лицом. Правонарушитель должен осознавать свой поступок, отдавать отчет о его вредоносных последствиях, понимать, что он должен отвечать за свои противоправные действия и нести за них юридическую ответственность. Деликтоспособными признаются вменяемые лица, достигшие определенного возраста (за наиболее опасные преступления - с 14 лет, за остальные преступления и административные проступки - с 16). Все это составляет понятие деликтоспособности. Не считаются правонарушениями внешне подпадающие под признаки закона деяния, совершенные малолетними, психически больными людьми. Такие поступки обычно называются объективно противоправными деяниями. За вред, причиненный детьми, отвечают их законные представители - родители, опекуны. Лица, признанные невменяемыми, не привлекаются к юридической ответственности и подлежат принудительному лечению.
  • 5.Правонарушение - деяние, которое совершено по вине лица, его совершившего. Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его результатам. Она выражается в том, что он осознает общественноопасный характер деяния либо не осознает, хотя мог и должен был осознать. Вина - отрицательное или легкомысленное отношение правонарушителя к праву, к интересам общества и государства, правам и свободам других лиц. Одновременно это и констатация и оценка ущербности, вредности поведения нарушителя со стороны государства, осуждение общества.

Различаются две формы вины: умысел и неосторожность. Правонарушение считается совершенным умышленно, если нарушитель осознавал и предвидел вредные последствия своего поведения, а также желал их наступления (прямой умысел) либо сознательно допускал такие последствия или относился к ним безразлично (косвенный, или эвентуальный, умысел). Заказное убийство, например, осуществляется в форме прямого умысла, а причинение телесных повреждений в пьяной драке - косвенного.

Неосторожное правонарушение совершается, когда лицо не желает и не допускает вредных последствий своего поступка, но легкомысленно надеется их предотвратить (легкомыслие) либо не предвидит наступления таких последствий, но при необходимой предусмотрительности должно и может их предвидеть и предотвратить (небрежность).

6. Наконец, правонарушение - акт поведения, который наносит (или способен нанести) вред обществу и поэтому является опасным или нежелательным. Это вызов обществу, посягательство на его ценности, интересы и потребности людей, на общественные порядки, которые устанавливаются и охраняются правом.

Правонарушения чужды устоям общества, вызывают его отрицательную реакцию, и потому общество обязано решительно бороться с ними, особенно с таким наиболее вредным их проявлением, как преступность.

Отдельными элементами правонарушения являются (рис. 34.1):

  • а) объект правонарушения - общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом, которым нанесен правонарушениям действительный или возможный ущерб, те блага, ценности общества и отдельной личности (жизнь, здоровье, материальное благополучие, общественный порядок и др.), на которые посягает нарушитель;
  • б) субъект правонарушения - деликтоспособное, т.е. достигшее определенного возраста, вменяемое лицо, а также организация (фирма, предприятие, орган печати и др.), которые совершили правонарушение. В юриспруденции действует общий принцип - незнание официально опубликованного закона не освобождает субъекта от юридической ответственности за его нарушение (ignorantia legis поп est argumentum);
  • в) объективная сторона правонарушения - характеристика элементов противоправного проступка. В первую оче-

Рис. 34.1.

редь это касается самого деяния, способов и обстоятельств его совершения. Для ряда правонарушений необходимы наступление вреда, а также установление причинной связи деяния и наступивших вредоносных последствий. Для таких правонарушений важно, чтобы наступивший вред был причинен именно данным деянием, а не наступил в силу каких-либо иных причин;

г) субъективная сторона правонарушения определяет вид и степень виновности нарушителя, характеризует его психическое отношение к содеянному, а также мотивы и цели правонарушения.

В зависимости от степени общественной опасности виды правонарушений разделяются на преступления и проступки (рис. 34.2).

Рис. 34.2.

Преступления

Это наиболее опасные правонарушения, посягающие на общественный строй страны, се безопасность, основные права и свободы граждан, а также иные деяния, предусмотренные уголовным законом. Преступления влекут наиболее суровые наказания: лишение или ограничение свободы, исправительные работы, значительные штрафы, а за особо опасные преступления - смертную казнь. Субъектами преступлений могут быть только граждане и должностные лица. После отбытия наказания, у лица, осужденного за наиболее серьезные преступления, сохраняется на определенный срок или постоянно особое правовое состояние - судимость.

Проступки

Противоправные деяния, прямо не предусмотренные УК РФ, относятся к другому виду правонарушений - проступкам. В зависимости от объекта правонарушения, наносимого ущерба и характера санкций они подразделяются на административные, дисциплинарные, а также гражданско-правовые (деликты), материальные и процессуальные.

Административные проступки - это посягающие на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления деяния, за которые установлена административная ответственность, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях (безбилетный проезд в общественном транспорте, нарушение противопожарных правил, мелкое хулиганство и т.д.). Административные правонарушения влекут такие виды взыскания, как предупреждение, штраф, лишение специального права (например, на управление автотранспортом), административный арест на срок до 15 суток и др. Субъектами таких правонарушений могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

Дисциплинарные проступки - нарушения дисциплины, т.е. установленного правом порядка деятельности определенного коллектива (трудового, служебного, воинского, учебного). В качестве примеров можно привести нарушение правил внутреннего трудового распорядка (опоздание, появление на работе в нетрезвом виде и др.), дисциплинарного воинского устава (самовольное оставление части, невыполнение воинского приказа и др.).

Гражданско-правовые нарушения - это причинение имущественного внедоговорного вреда лицу или организации, заключение противозаконной сделки, неисполнение договора, нарушение авторских прав и др. Субъектами деликтов могут быть физические и юридические лица.

Материальные правонарушения (проступки) - нанесение рабочими и служащими материального ущерба своим предприятиям, учреждениям, организациям. Применяются главным образом правовосстановительные санкции: удержание части зарплаты, обязанность загладить вред, возместить стоимость испорченной вещи и т.д.

Процессуальные проступки - это, например, неявка в суд, к следователю на допрос, отказ добровольно выдать вещественное доказательство и т.д. Пример санкции - принудительный привод по повестке к заинтересованному должностному лицу или органу4.

Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия. В зависимости от сферы общественных отношений, которым противоправным поведением причиняется вред, и в зависимости от характера применяемого при этом взыскания все проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые (деликты).

Административный проступок - это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. / Составители Бабаев В. К., Баранов В. М. Толстик В. А. - М.: Юрист, 1999. - 32 с.

Административный проступок - нарушение общеобязательных требований гражданами, должностными лицами, независимо от их положения и служебной подчиненности. Ответственность за административный проступок налагается определенными законом специальными органами, а не вышестоящим должностным лицом или органом по подчиненности.

К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, памятников истории и культуры, нарушения ветеринарно-санитарных правил, правил, действующих на транспорте, нарушения общественного порядка и др.

Видами административных взысканий за совершенный административный проступок являются: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, лишения лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы (до двух месяцев), административный арест (до 15 суток), конфискация предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, и др.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Административные взыскания, а также органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, производство по делам о них и порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий определены кодексом об административных правонарушениях.

Согласно Российскому законодательству, повторность одного и того же административного проступка в ряде случаев может повлечь за собой «трансформацию» административной ответственности в уголовную.

Дисциплинарные проступки представляют собой вредные для общественных отношений противоправные деяния физических лиц, направленные на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины. Ответственность за совершение дисциплинарных проступков предусматривается в различных ведомственных (уставах, положениях, инструкциях) и локальных (решениях местных органов государственной власти и др.), нормативно-правовых актах. Устанавливаются различные меры административного воздействия и в текущем законодательстве.

Скажем, Кодексом законов о труде Российской Федерации предусматриваются такие дисциплинарные взыскания за нарушение трудовой дисциплины, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок, увольнение. В довольно многочисленных ведомственных актах о дисциплине, утвержденных высшими органами власти РФ, устанавливаются и некоторые иные виды дисциплинарных взысканий.

Например, в некоторых из них предусмотрены такие взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии, снижении в классном чине, воинском или специальном звании и др.

Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых других категорий должностных лиц регулируется специальными положениями.

Привлекает к дисциплинарной ответственности вышестоящий орган или должностное лицо - руководитель не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка; взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Давность дисциплинарного взыскания (как и административного) - один год Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М.: Юрист, 1999. - 392-394 с. .

Гражданско-правовые проступки понимаются как правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и неимущественных отношений. Свое внешнее выражение гражданские правонарушения находят в причинении гражданам или их организациям имущественного вреда, неисполнении договорных обязательств, распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, заключении незаконных сделок, нарушении гражданских прав тех или иных лиц, либо организаций.

При имущественных правонарушениях ответственность наступает в виде возмещения убытков, уплаты неустойки, отобрания вещи у должника, признания сделки недействительной, принудительного исполнения условий договора и т.д.

Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию (учреждению, организации), в большинстве случаев (в зависимости от объекта, способа причинения и других обстоятельств) ограничена частью оклада или средней заработной платы (1/3, 2/3, 1 среднемесячный заработок).

Привлекают к гражданско-правовой ответственности суд, арбитражные суды, третейский суд.

Процессуальные правонарушения (проступки) - это нарушения установленной законом процедуры - это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта Марченко М. Н. Теория государства и права. Москва, 1999 г. 260 с..

Примером процессуального проступка является неявка свидетеля по вызову производящего дознание лица, следователя, прокурора, суда. В случае такой неявки суд вправе наложить на свидетеля денежное взыскание (не говоря уже о принудительном приводе). Процессуальным проступком будет и неявка в суд подсудимого, за что судом по отношению к нему может быть изменена мера пресечения (изменение меры пресечения на более суровую и явится наказанием за процессуальный проступок).

Органом, который привлекает лицо, совершившее процессуальный проступок, является чаще всего суд либо иной правоприменительный орган.

Проступки далеко не равнозначны по степени и размерам вреда, причиняемого ими отдельному человеку или обществу в целом. В этой связи на страницах отечественной печати полтора десятка лет тому назад оживленно обсуждалась идея создания «Кодекса проступков» Теория государства и права под. ред. Бабаева В. К. Москва, «Юристъ», 2002 г., 395 с.. В этот кодекс предлагалось поместить проступки, представляющие большую степень опасности, чем иные.

Идея не была реализована, хотя в ней есть рациональные моменты. Кстати, законодательство ряда зарубежных государств довольно четко выделяет так называемые уголовные проступки, занимающие промежуточное место между преступлениями и обычными правонарушениями. Так, Уголовный кодекс Франции делит преступные действия на три класса: преступления (то, что влечет по закону мучительное или позорящее наказание); проступок (то, что предполагает исправительное наказание); нарушения (то, за что следует полицейское наказание) Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии. М., 1991 г., 57 с.. Такой подход делает борьбу с правонарушениями более предметной, ибо специализирует группы правоохранительных органов на борьбе с отдельными видами правонарушений и прежде всего - с преступностью.

1. По видам взысканий.

а) административные проступки (применяются административные взыскания).

б) дисциплинарные проступки (применяются дисциплинарные взыскания).

Административные проступки – это правонарушения в области общественных отношений, связанных с функционированием органов исполнительной власти.

Дисциплинарные правонарушения – это правонарушения в области трудовой, учебной, воинской дисциплины.

2. По отраслям права: административные, трудовые, гражданские проступки и пр.

Причины правонарушений и пути их устранения.

Основная причина правонарушений – общая неустроенность экономики и общественной жизни общества.

Пути преодоления: справедливое общественное устройство, профилактика.

Понятие, признаки, цели, функции, виды юридической ответственности

В узком (специально-юридическом) смысле под юридической ответственностью понимается определенная законом мера государственного принуждения виновного в правонарушении субъекта, заключающаяся в наложении на правонарушителя дополнительных обязанностей претерпеть лишения личного, имущественного лили организационного характера.

Юридическая ответственность обращена к прошлому, прошедшему правонарушению. Поэтому она является ретроспективной ответственностью.

Признаки юридической ответственности:

1. Устанавливается и назначается от имени государства уполномоченными государственными органами и должностными лицами.

2. Налагается только за деяние, являющееся правонарушением.

3. Выражается в наложении на правонарушителя дополнительных обязанностей и лишений.

4. Осуществляется в определенном законом процессуальном порядке.

Основные цели юридической ответственности:

1. Защита норм права от их нарушения.

2. Воспитание граждан в духе уважения к праву.

Основные функции юридической ответственности:

1. Штрафная (карательная) – дополнительная обязанность на правонарушителя.

2. Правовосстановительная (компенсационная) – возмещение вреда, ущерба от правонарушения.

3. Предупредительно-воспитательная – формирование у граждан мотивов, побуждающих уважать право.

Виды юридической ответственности:

Наиболее распространена классификация юридической ответственности по основанию «в какой из отраслей права произошло правонарушение».

Различают:

1) уголовную ответственность;

2) административную ответственность;

3) гражданско-правовую ответственность;

4) семейную ответственность;

5) финансовую ответственность, а также другие виды.

Каждый из вышеперечисленных видов юридической ответственности имеет свои особенности.

Основные санкции, связанные с уголовной ответственностью (т.е. конкретные меры государственного принуждения за преступления):


2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Лишение званий, чинов, наград.

4. Обязательные работы.

5. Исправительные работы.

6. Конфискация имущества.

7. Ограничение свободы.

8. Арест (от 1 до 6 месяцев).

9. Лишение свободы на определенный срок (от 6 месяцев до 20 лет).

10. Пожизненное лишение свободы.

11. Смертная казнь.

Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности (например, выселение из незаконно занятого жилища).

Основные принципы юридической ответственности

1. Принцип ответственности за виновные деяния (презумпция невиновности).

Привлекаемое к юридической ответственности лицо считается невиновным, пока его вина не будет установлена соответствующим правоприменительным актом.

2. Принцип законности. Может иметь место только за те деяния, которые по закону являются правонарушениями. Применяется в соответствии с процедурно-процессуальными

требованиями законов.

3. Принцип справедливости. Предполагает:

а) За одно правонарушение возможно лишь одно наказание.

б) Закон, устанавливающий юридическую ответственность или усиливающий юридическую ответственность, не может иметь обратной силы.

4. Принцип целесообразности. Предполагает:

а) При назначении конкретной меры наказания учитывается тяжесть совершенного правонарушения, а также личные свойства нарушителя.

б) Возможность смягчения и даже отказа от наказания, если цели юридической ответственности могут быть достигнуты другим способом.

5. Принцип неотвратимости юридической ответственности. Предполагает:

а) ни одно правонарушение не должно остаться незамеченным для государственных органов.

б) Быстрое применение мер юридической ответственности за совершенное правонарушение.

Основания освобождения от юридической ответственности

При некоторых, определенных в законе обстоятельствах, лицо, совершившее правонарушение, может быть освобождено от юридической ответственности.

В качестве таких обстоятельств выступают:

1. Изменение обстановки.

2. Поведение лица после совершения правонарушения.

3. Время, прошедшее после совершения правонарушения.

4. Совершение правонарушения в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны.

Формы (порядок) осуществления юридической ответственности

В зависимости от органов, рассматривающих правонарушения и назначающих меры наказания, различают следующие формы осуществления юридической ответственности:

1) ответственность в судебном порядке;

2) ответственность в административном порядке;

3) ответственность в ином порядке (например, через органы общественности).

Один и тот же вид юридической ответственности может осуществляться в различных формах. Так, например, административная ответственность может осуществляться как в административном, так и в судебном порядке. С другой стороны, уголовная ответственность может осуществляться только в судебном порядке.

Другие виды государственного принуждения

Законом установлена возможность применения государственными органами различных видов принуждения для охраны правопорядка:

1. предупредительные меры (например, карантин);

2. принудительно-обеспечительные меры (например, обыск, задержание и пр.);

3. правовосстановительные меры (меры защиты права) – например, взыскание алиментов.

4. меры юридической ответственности.

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Романо-германская правовая семья

Романо-германская, или континентальная, правовая семья (в которую входят Россия, Франция, ФРГ, Австрия, Швейцария, Голландия, Бельгия, Италия, Испания и др.) сложилась в странах континентальной Европы. С XIX в. основным источником права в этой правовой семье является закон. Во всех странах романо-германской правовой семьи имеются конституции как основные законы, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии конституции и законам иных нормативно-правовых актов, так и в установлении судебного контроля за конституционностью законов.

В романо-германской правовой семье законы имеют разновидности в виде конституционных законов (по наиболее важным вопросам государственного значения), кодексов (комплексно регулирующих большую группу однородных общественных отношений) и обычных (всех остальных) законов, названных так в юридической доктрине. Действуют гражданские, уголовные, налоговые и некоторые другие кодексы. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения, причем это регулирование со временем детализируется и усложняется, вовлекая все новые и новые отношения, подчас не нуждающиеся в законодательном регулировании.

Обилие законов и иных нормативно-правовых актов в государствах романо-германской правовой семьи, с одной стороны, обусловливает наличие между ними противоречий, подчас довольно серьезных. Их разрешением занимаются судебные органы. Это дает простор для развития судебной практики и юридической доктрины, влияющих на законодателя и правоприменителя. В связи с обширной практикой системы судебных органов в ней нередко высказывается мнение об отнесении к источникам права судебных решений.

С другой стороны, значительный массив актов не устраняет так называемых пробелов в праве, когда общественные отношения, объективно нуждающиеся в законодательном регулировании, такового не имеют. Для преодоления пробелов законы применяются по аналогии, т. е. на основании правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения. Если же нет и таких норм, то для преодоления пробелов используется аналогия права, т. е. общие начала (принципы) и смысл законодательства.

По этой же причине- детализации нормативно-правового регулирования- роль неписаного обычая как источника права в романо-германской семье уменьшается. В светском государстве континентальной правовой семьи принадлежность к источникам права каких-либо религиозных текстов полностью отрицается.

Англо-американская правовая семья

В отличие от государств романо-германской правовой семьи, где основным источником права является закон, в государствах англо-американской правовой семьи (Англии, США, Австралии, Канаде и др.) основным источником права является судебныйпрецедент, т. е. нормы, сформулированные в судебных решениях. Однако это не значит, что в этих государствах нет конституций (в США ей уже более двухсот лет и она мало изменилась).

Но в государствах данной правовой семьи судам позволено весьма широко толковать конституцию, приспосабливая ее к потребностям общественной практики.

Родоначальником этой правовой семьи является Англия, в которой в силу настороженного отношения к высшей власти в противовес ей поддерживался высокий престиж судебной системы. При признании судебного прецедента основным источником права суд при решении того или иного вопроса связан решением по аналогичному вопросу, принятому судом такой же инстанции или вышестоящим судом. Однако фактически при подборе прецедента, его толкования, принятии или непринятии под предлогом значительного отличия обстоятельств рассматриваемого дела от уже рассмотренного, суды обладают значительным усмотрением, т. е. фактически творят свое право.

При наличии парламента, принявшего за сотни лет десятки тысяч актов, в Англии существуют сотни тысяч судебных прецедентов, что, конечно, с каждым годом все более затрудняет их использование и делает право очень казуистичным. В принципе закон может отменить прецедент, а при противоречии закона и прецедента должен применяться закон. Однако правоприменитель, в том числе судья, руководствуется не только текстом закона, но и его толкованием, которое содержится в судебных решениях.

Другое отличие англо-американской правовой семьи от романо-германской состоит в том, что в английской правовой системе нет четко выраженного деления на отрасли права. Это обусловлено тем, что судебная деятельность ориентирована прежде всего на решение конкретных дел, а не на формулирование общих правил поведения.

В англо-американской правовой семье особо выделяется правовая система США. Она начала складываться в условиях колониализма и до настоящего времени сохранила обусловленные им особенности. Одна из них состоит в том, что формирование правовой системы практически не испытало влияние обычаев и традиций коренных жителей, которые рассматривались колонистами как люди низшего порядка. Кроме того, в правовой систе- ме США не выражены и собственные национальные традиции, поскольку она формировалась выходцами из Европы различных национальностей. Среди них нередко встречались преступники, различные отщепенцы, не нашедшие себе место в Европе, что оказало и оказывает существенное влияние на правоприменительную практику США, обусловливает агрессивность их государственной политики.

Религиозно-традиционная правовая семья

Правовые системы многих стран Азии и Африки отличаются от романо-германской и англо-американской правовых семей, поскольку ни законы, ни судебные прецеденты не являются в них основными источниками права. Более того, в большинстве стран Африки основным источником права, особенно в далеких от столиц селениях, признаются местные обычаи. В других странах право рассматривается как часть религии (мусульманское право, индусское право). Конечно, со временем эти страны все больше заимствуют идеи других правовых семей, но в значительной степени остаются традиционными.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе, исходящем из того, что право произошло от Аллаха, который открыл его людям через своего пророка Мухаммеда. Оно

охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые регулируются правом в Европе и Америке.

По мусульманскому праву государство выполняет роль служителя религии. Государство в лице монарха не создает право, поскольку оно создано самим Аллахом, а лишь издает административные акты и осуществляет правосудие.

Мусульманское право регулирует отношения только между мусульманами. Оно основано на идее обязанностей, которые возложены на человека, а не на правах, которые он может иметь.

Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их не выполнил, и последующие страдания граешника. Поэтому мусульманское право не уделяет много внимания юридическим санкциям.

Основной источник мусульманского права- Коран- священная книга, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом.

Коран же- это «руководство для богобоязненных» и предостережение для неверующих, для всех, кто «пытается обмануть Аллаха».

Другой источник мусульманского права- Сунна- является сборником традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, обработанных рядом богословов и юристов.

Сунна представляет собой своеобразное толкование Корана. Также, как и Коран, она не содержит четких нормативных положений, указаний на права и обязанности участников правоотношений. Еще один источник мусульманского права- иджма- согласованное заключение древних правоведов и знатоков исламской религии об обязанностях правоверных. Иджма выступает своеобразным средством восполнения пробелов в мусульманском праве в случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут однозначно ответить на возникающие вопросы.