Международный источник муниципального права.

В современную эпоху глобализации права существенно меняется взгляд на соотношение международной и национальных правовых систем. В течение последних двадцати лет с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. возросло значение взаимодействия российского муниципального права и международного права. Муниципальное право регулирует разные сферы общественных отношений, имеет большое количество источников, которые находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и образуют сложную динамичную непротиворечивую систему. В нее входят: Конституция и законы, другие нормативные правовые акты, нормативные договоры (международные и внутри федеральные и др. Однако вопрос о статусе международных правовых актов, как источников российского муниципального права и их месте в системе источников права сегодня остается дискуссионным.

Муниципально-правовые нормы возникают по воле государства и реализуются в нормативных правовых актах, осуществляемых органами государственной власти. Такие нормы появляются, с общего разрешения государства, по воле населения муниципального образования, органов местного самоуправления. Комплексный характер муниципального права предопределяет тесную взаимосвязь и даже совмещенность источников муниципального права с источниками многих отраслей как публичного, так и частного права. В российской юридической науке выделяют масса подходов к классификации источников данной отрасли выделяя: легальные, юридические (формальные) и социальные; установленные и санкционированные государством; основные и вспомогательные; традиционные и нетрадиционные.

Особое внимание уделяется международно-правовым аспектам самой Конституции РФ. Ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что международные договоры РФ должны толковаться и применяться в соответствии с целями и принципами международного права, а не с позиции ориентиров национального права.В муниципальном праве России международные соглашения занимают особое место в иерархии источников этой отрасти права, поэтому вышеназванная норма Конституции Российской Федерации нашла отражение в ст. 4 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления».

В России международные договоры не вступают в силу автоматически после подписания. В соответствии с законом они подлежат утверждению (ратификации)путем принятия федерального закона. Поэтому можно утверждать, что сам по себе международный договор не является источником российского муниципального права, поскольку необходим правоприменительный тандем «международный договор - федеральный закон».

Международные договоры РФ рассматриваются в качестве источника муниципального права при условии: содержания в нем правовых норм местного самоуправления; согласия на обязательность международного договора для Российской Федерации; ратификации этого международного договора федеральным законом РФ; официального его опубликования. Такие международные акты целесообразно применять для проведения сравнительных исследований с отечественными актами в целях выявления общих черт или отличий между ними и совершенствования российской правовой системы местного самоуправления.

В данное время РФ заключены, ратифицированы и действуют множество международных договоров, которые в той или иной степени могут учитываться как источники отечественного муниципального права.Основным документом международного уровня в рамках муниципального права является Европейская хартия местного самоуправления (с момента вступления Российской Федерации в 1996 г. в Совет Европы). В хартии предложены общепризнанные принципы муниципального права, которые предполагают признание местного самоуправления в законодательстве.

Участие России в глобальных процессах соединении в мировое сообщество свидетельствует о возрастающей роли международного права во внутренних делах государства. Включение международных нормативно-правовых актов в систему источников муниципального права России изменяет ее содержание. Поэтому целесообразно дальнейшее совершенствование системы источников российского муниципального права и рассмотрение этой системы не изолированно, а во взаимодействии с международно-правовой системой.

Источники муниципального права можно разделить на четыре уровня: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации направленные на регулирование муниципальноправовых отношений; нормативные правовые акты Российской Федерации; нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты муниципальных образований. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации направленные на регулирование муниципальноправовых...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Источники муниципального права

Под источниками муниципального права следует понимать систему правовых актов, содержащих нормы муниципального права.

Источники муниципального права можно разделить на четыре уровня: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, направленные на регулирование муниципально-правовых отношений; нормативные правовые акты Российской Федерации; нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты муниципальных образований. Рассмотрим их по уровням.

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, направленные на регулирование муниципально-правовых отношений. К ним относятся:

Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.;

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);

Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.);

Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) и др.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации.

Основным источником муниципального права является Конституция Российской Федерации, установившая принципы становления и развития местного самоуправления, организации его деятельности и гарантии его осуществления.

Вторым базовым источником является Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года. В нём нашли развитие конституционные нормы о местном самоуправлении и его институтах, соотношение государства и местного самоуправления и т.д. Названный закон является специальным законом, закрепившим нормы муниципального права.

К специальным законам в области муниципального права можно отнести также: ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; «О муниципальной службе в Российской Федерации» и др.

Источниками муниципального права являются также федеральные законы, в которых закреплены отдельные нормы о местном самоуправлении. К ним можно отнести Федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; «Об образовании»; «О недрах»; «Об участии в международном информационном обмене»; и многие другие.

Источниками муниципального права являются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы муниципального права.

Государственная Дума и Совет Федерации также могут принимать наряду с законами другие нормативные правовые акты, являющиеся источниками муниципального права. Источниками муниципального права являются постановления Конституционного Суда.

3. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Источниками муниципального права на уровне субъектов РФ являются нормативные правовые акты, издаваемые законодательными и исполнительными органами государственной власти республик, городов федерального значения, краёв, областей, автономной области, автономных округов.

К ним относятся конституции республик, уставы краёв, областей, автономной области, автономных округов, законы о местном самоуправлении; о выборах органов местного самоуправления; об отзывах депутатов и выборных должностных лицах; о местном референдуме; о собраниях, сходах граждан; о муниципальной собственности и другие.

Нормы муниципального права могут быть закреплены в нормативных правовых актах государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, постановлениях законодательных органов, глав администраций, президентов республик.

4. Нормативно-правовые акты местного самоуправления. К ним относятся следующие нормативные акты:

  1. решения, принимаемые непосредственно населением на местном референдуме, собрании, на сходе граждан;
  2. решения, принимаемые представительными органами местного самоуправления;
  3. решения, принимаемые исполнительными органами местного самоуправления;
  4. решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления.

К важнейшим источникам муниципального права на уровне местного самоуправления относится устав муниципального образования являющийся, по сути, малой конституцией сообщества граждан.

PAGE 3

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18897. 78.53 KB
Керимова который выдвигает три основания понимании и определении права: Во-первых правом является не только то что установлено или санкционировано официальными органами государства но и то что с объективной необходимостью вытекает из жизнедеятельности общества; право существует не только в форме официально-институциализированной нормативности но и во многих иных видах в том числе и в ненормативных формах.; право нельзя сводить лишь к статической совокупности его нормативных и ненормативных установлений поскольку смысл права – в его...
7317. 45.87 KB
О международных договорах Украины в Украине действует принцип примата международного права над национальным: если в международном договоре вступившем в силу напр.
9346. 25.11 KB
Источники формы права. Понятие и общая характеристика форм источников права. Понятие и общая характеристика форм источников права. В юридической литературе отмечается что в научный оборот понятие источник права ввели римские юристы.
6895. 8.23 KB
Источник права в широком смысле слова – совокупность документов и принципиальных положений на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности включая принципы морали и правосознания. Источник права в узком смысле – действующие в государстве официальные документы устанавливающие или санкционирующие нормы права. Источник конституционного права РФ – совокупность установленных Конституцией РФ международными актами федеральными конституционными и федеральными законами нормы регулирующие основные принципы организации...
3171. 6.31 KB
Источники трудового права это различные нормативные правовые акты содержащие нормы трудового права регулирующие трудовые и непосредственно с ними связанные отношения. Классификация по разным основаниям: по степени важности и субординации; по системе трудового права ее институтам; по органам принявшим нормативный акт; по форме акта; по сфере действия; по степени обобщенности. По степени важности и субординации источники делятся на законы и подзаконные акты трудового законодательства. По форме акта источники трудового права делятся на...
3241. 5.22 KB
Формы источники права Рассматриваемая тема присутствует практически во всех учебниках и учебных пособиях по теории государства и права. Особенный интерес по данной теме представляет работа Форма источник права как категория в теории государства и права [Текст] А. Источник права в самом широком смысле – это то что питает право. В формальноюридическом смысле источники права – это форма права.
10184. 24.27 KB
Источники римского права Понятие и виды источников римского права. Характеристика основных источников римского права. Тема раскрывает систему источников римского права и их основное содержание в различные периоды истории Древнего Рима особенности правовые институты которые в них рассматриваются показана взаимосвязь и преемственность способствует формированию правовой культуры творческого юридического мышления профессионально важных навыков и умений. Понятие источников римского права.
5234. 18.35 KB
Понятие международного права и его особенности. Источники международного права. Особое место в системе правовых норм занимают нормы международного права. Именно нормы международного права регулируют сотрудничество государств в ряде важнейших сфер жизни человеческого общества.
294. Система муниципального права 9.23 KB
Система муниципального права основывается на логическом последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы институты с учётом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления. При этом система муниципального права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования вопросов местного самоуправления как целостного социального явления. Поэтому система муниципального права имеет объективную основу: её построение обусловлено не только...
4331. 5.17 KB
Понятие предмет и источники трудового права. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:свобода труда включая право на труд который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается право распоряжаться своими способностями...

Право граждан на осуществление местного самоуправления закрепляется не только во внутригосударственном законодательстве, но и в международно-правовых актах. Среди международных соглашений в сфере местного самоуправления важнейшую роль играет Европейская хартия о местном самоуправлении (далее Хартия), принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. Россия подписала Хартию 28 февраля 1996 г. и ратифицировала ее Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ. С этого момента Хартия становится источником Российского права, что определяется ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

С 1988 г. подписание Хартии является условием вступления в Совет Европы. При этом до сих пор документ либо не подписан, либо подписан с оговорками, либо не ратифицирован вообще такими государствами, как Франция, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Дания.

Хартия содержит в себе европейские стандарты развития местного самоуправления. В основу данного документа положен классический принцип субсидиарности, который разрабатывался в европейской социальной философии с середины ХIХ в. Суть «субсидиарной» философии заключается в том, что политическая власть может вмешиваться в общественные дела только в строго ограниченных случаях, когда общество само не справляется с поставленными задачами управления. Тем самым, органы более высокого уровня власти обязаны помогать органам низшего уровня выполнять свои задачи. В самой Хартии понятие субсидиарности сформулировано следующим образом: «Осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам».

По мнению российского исследователя местного самоуправления А.Н. Дементьева, «статьи Хартии можно условно классифицировать по двум группам принципов. Первая группа -- принципы, устанавливающие положения местной власти в системе организации публичной власти в государстве. - Европейская хартия о местном самоуправлении. открыта к подписанию 15 октября 1985 г. Ко второй группе относятся принципы, устанавливающие требования к порядку формирования и организации внутренней деятельности институтов местного самоуправления». Таким образом, «первая группа принципов формулируется исходя из принципов децентрализации власти и местной автономии. Вторая -- конкретизирует принципы демократического устройства и функционирования публичной власти применительно к местному самоуправлению».



Европейская хартия местного самоуправления состоит из преамбулы и трех частей. В преамбуле подчеркивается важное значение местного самоуправления в системе демократических ценностей. Исходя из этого во вступлении местное самоуправление рассматривается как основа демократического строя. Кроме этого, декларируются и формулируются цели местного самоуправления: обеспечение органами местного самоуправления эффективного управления, отвечающего потребностям граждан.

В части первой Хартии раскрывается понятие местного самоуправления, определяются сферы его компетенции, гарантии и механизм правовой защиты местного самоуправления, способы контроля за его деятельностью и источники финансирования.

В части второй Хартии устанавливаются обязательства государств, ее подписавших.

В части третьей Хартии разъясняются некоторые вопросы ее подписания, ратификации и вступления в силу.

К международным правовым документам, регулирующим местное самоуправление, относится также Декларация о принципах местного самоуправления в государствах -- участниках Содружества, принятая Межпарламентской Ассамблеей государств -- участников СНГ 29 октября 1994 г.

Помимо Хартии, отдельные вопросы деятельности органов местного самоуправления регулируются и другими международными правовыми актами: Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Пактом о социальных и экономических правах и Пактом о политических и гражданских правах (1966 г.). При этом эти документы оказывают скорее косвенное, чем прямое влияние на функционирование органов местного самоуправления в Европе. Их главное достоинство заключается в косвенном закреплении демократического права на местное самоуправление. Термин «местное самоуправление» в данных международных актах не употребляется. Так, например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ч. 1 ст. 21 провозглашает, что «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». Аналогичные положения регламентируются в Пакте о политических и гражданских правах 1966 г. Думается, что в указанных документах под управлением своей страной и под участием в ведении государственных дел понимается участие в процессе управления на всех уровнях власти, в том числе, в органах местного управления.



Регулирующую роль в развитии европейских стандартов местного самоуправления играют также Европейская декларация прав городов, (принятая постоянной конференцией местных и региональных органов власти Европы в 1992 г.) и Европейская хартия городов (принятая во исполнение положения Европейской декларации прав городов и придающая им нормативное содержание). В Европейской хартии городов констатируется, что сегодня город все больше отождествляется с понятием муниципалитета как автономной административной единицы, образуемой сообществом жителей с определенными интересами, как населенного центра с организованным строительством, коммунальным обслуживанием и своей собственной администрацией.

Для решения международно-правовых проблем развития местного самоуправления в Европе создан специальный орган -- Конгресс местных и региональных органов, который входит в структуру органов Совета Европы. Конгресс состоит из двух палат: Палаты местных органов власти и Палаты регионов. Конгресс является совещательным органом, а его решения носят рекомендательный характер. Российская Федерация является членом Совета Европы с 1996 г. и с этого же времени принимает участие в работе Конгресса

Придания им общеобязательного характера.

2. Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик , уставы других субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, муниципальной службе , муниципальных выборах, местном референдуме и др. В эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (президентов , губернаторов и др.), постановления законодательных (представительных)органов государственной власти субъектов, акты правительств , других органов исполнительной власти субъектов Федерации.

3. Нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления: уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования; решения представительных органов местного самоуправления, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью , и другие нормативные правовые акты муниципальных образований (муниципальные правовые акты).

Также источники муниципального права классифицируют: по юридической силе (уровень юридической силы правового акта зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства); по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью , местными финансами); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население муниципального образования, и акты, которые принимают органы местного самоуправления; акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований и т. д.) и др.

Основным международным источником МП является Европейская хартия МС , принятая Советом Европы 15 октября 1985 г. В РФ Хартия была ратифицирована 11 апреля 1998 г. (ФЗ «О ратификации Европейской хартии МС» // «Росс. газ.» от 15.04.98). Хартия состоит из преамбулы, 3-х частей и 18-и статей. Преамбула формулирует основные цели и основополагающие идеи. Главная из них – то, что органы МС составляют одну из основ любого демократического государства. Право на МС может быть осуществлено на местном уровне. Каждая, вступившая в Хартию сторона должна соблюдать по меньшей мере 20 пунктов части первой Хартии. Обязательно каждая сторона должна соблюдать положения Хартии, касающиеся

    признания принципа МС,

    права МС и его осуществления путём свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, о

    полноте свободы действия органов МС,

    о защите территориальных разграничений органов МС,

    о финансовой самостоятельности органов МС,

    о праве органов МС на объединение,

    о правовой защите МС и несколько других.

Хартией устанавливается, что помимо выборных органов МС осуществляется через формы прямого участия граждан. Важную роль играют положения Хартии об общих принципах политики государства применительно к органам МС.

Устав муниципального образования

1. Понятие Устава муниципального образования, его признаки и значение

Основным нормативным правовым актом МО является его Устав.

Он в значительной степени призван детализировать и конкретизировать всё, что касается организационно-правового статуса МО.

Признаки Устава МО:

1. обязательность

Ст.8 ФЗ «Об общих принципах…» вменяет в обязанность всем МО иметь свой Устав. Ст.4 Проекта одним из элементов правовой основы МС называет Устав МО.

2. высшая юридическая сила

Иные МПА не должны противоречить Уставу МО. Устав обладает высшей юридической силой только на территории конкретного муниципального образования.

3. прямое действие – означает, что нормы Устава действуют непосредственно.

4. Устав применяется только на территории конкретного МО

5. особый субъект принятия Устава

В соответствии со ст.8 «Об общих принципах…» Устав может приниматься либо представительным органом МС, либо населением непосредственно.

Т.о. Устав принимается непосредственно населением или от имени населения.

В соответствии с проектом ФЗ-а Устав МО принимается представительным органом МС. Исключение составляют поселения с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, где Устав принимается населением непосредственно – на сходе граждан.

Устав можно назвать своеобразной «малой конституцией» на территории МО.

Однако сам Устав не должен противоречить Конституции РФ, федеральному законодательству, конституциям (уставам) субъектов и законодательству субъектов.

2. Содержание Устава муниципального образования

Основные вопросы, которые должны содержаться в Уставе, обозначены в ст.8 закона «Об общих принципах…». Существует 14 обязательных положений; касаются они элементов, из которых формируется статус МО (в Проекте их 10). Каждое из положений императивно, поскольку непременно должно содержаться в Уставе. Однако сам перечень регулируемых Уставом вопросов не является исчерпывающим. В положениях Устава могут закрепляться иные положения, которые касаются вопросов местного значения, распределение функций внутри структуры МС и др. Степень детализации вопросов в Уставах МО может быть далеко не одинаковой, некоторые из них могут излагаться в общей форме, создавая поле для более конкретных актов.

Вопросы, которые должны содержаться в Уставе МО, можно разделить на несколько групп:

1. наименование, территория, границы, символы.

Если в состав МО входят территориальные образования не являющиеся муниципальными (районы, города), они все должны быть перечислены в Уставе.

2. вопросы местного значения, относящиеся к ведению соответствующего МО

3. формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением конкретного МО МС на своей территории. К ним относятся: выборы, референдум, собрания и сходы граждан, опросы общественного мнения, публичные слушания и т.п.

4. виды, наименование, порядок образования, полномочия, сроки и формы деятельности, правовые акты выборных и иных органов и должностных лиц МС

5. основания и виды ответственности органов и должностных лиц МС (в том числе порядок отзыва выборных лиц МС)

6. гарантии МС на территории конкретного МО

7. экономическая и финансовая основа осуществления МС. Перечень объектов, находящихся в собственности населения. Порядок управления муниципальной собственностью. Конкретные источники финансовых ресурсов МО.