Контрабанда уголовно правовые аспекты. Транспортировка экзотических животных

Уголовная ответственность за контрабанду предусмотрена ст.?188 УК РФ.

Термин «контрабанда» происходит от итальянского contra - против и bando - правительственный закон, указ.

В современных условиях факты контрабанды регистрируются не только в районах, непосредственно примыкающих к государственной границе, или портовых городах, но и в тех городах, где находятся международные аэропорты, крупные железнодорожные станции, оптовые рынки. Данные официальной криминальной статистики далеко не полностью отражают реальную картину в этой области, поскольку, несмотря на ряд громких акций таможни и других правоохранительных органов, каналы контрабандного ввоза в страну различных товаров полностью не перекрыты, в результате чего многие преступления оставались и остаются латентными.

В начале ХХ века контрабанда относилась к государственным или иным государственным преступлениям, что, вероятно, отвечало задачам уголовно-правовой защиты интересов государства. О том, что советское государство было решительно настроено на искоренение контрабанды, свидетельствуют и меры наказания, которые были предусмотрены за совершение контрабанды при особо отягчающих обстоятельствах - «вплоть до высшей меры социальной защиты - расстрела с конфискацией имущества» (ст.59-9 УК РСФСР в редакции 1926 года).

В Уголовном кодексе РФ, вступившим в действие с 1 января 1997 года, контрабанда стала относиться к преступлениям в сфере экономической деятельности. Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля. Кроме того, с учетом характера незаконно перемещаемых через таможенную границу предметов дополнительным объектом являются финансовые отношения, национальная и общественная безопасность, экологические, культурные и другие интересы государства.

Как известно, непосредственным объектом контрабанды «является порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации», регулируемый таможенным законодательством. В Таможенном кодексе РФ (ТК РФ) закреплено, что таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Здесь же указано, что таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Согласно ч. 2 ст. 12 ТК РФ товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном ТК РФ. В части 1 статьи 188 УК РФ указано, что контрабанда - это перемещение товаров, совершенное с нарушением таможенного законодательства, в том числе путем не декларирования либо недостоверного декларирования.

При анализе понятия «декларирование» установлено, что таковое производится путем заявления таможенному органу сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. При этом в ТК РФ прямо говорится, что при декларировании указывается именно таможенная стоимость. На основе изложенного, если при совершении перечисленных действий декларируется таможенная стоимость товара, следовательно, при уголовно-правовой квалификации контрабанды необходимо исходить не из рыночной стоимости товара, не имеющей отношения к таможенным правоотношениям, а из таможенной.

Анализируя круг общественных отношений, охрану которых обеспечивает ст.188 УК РФ, следует прийти к выводу, что основной непосредственный объект контрабанды представляет собой установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

Контрабанда традиционно делится на ввозную и вывозную, при этом уголовная ответственность за контрабанду дифференцируется в зависимости от особенностей ее предмета.

Предмет преступления по ч.1 ст.188 УК РФ - товары и иные предметы, за исключением указанных в ч.2 этой же статьи. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ это любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, признаваемое товаром, включая транспортные средства, отнесенные к недвижимым вещам, а также иные, не являющиеся товарами предметы (например, используемые для международных перевозок транспортные средства, не обладающие признаками товаров, рукопись научной статьи либо иной не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, в частности полезная модель, промышленный образец).

Таким образом, в отличие от контрабанды, предусмотренной ч.2 этой же статьи, предметом преступления являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте, в отношении которых не установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ). При этом уголовная ответственность наступает лишь при совершении контрабанды в крупном размере, т. е., в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ, на сумму, превышающую 250 тыс. руб. В том случае, если стоимость предмета контрабанды меньше, наступает не уголовная, а административная ответственность.

Применительно к валюте и валютным ценностям судебная практика исходит из того, что в эту сумму не должна входить ввозимая или вывозимая из России иностранная валюта, не подлежащая декларированию таможенному органу. Состав контрабанды относится к числу формальных, и, таким образом, преступление считается оконченным уже в момент совершения самого общественно опасного деяния, независимо от наступления общественно опасных последствий. С объективной стороны контрабанда представляет собой перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с не декларированием или недостоверным декларированием. Перемещение товаров (иных предметов) через таможенную границу предполагает совершение активных действий, однако не оформление таможенных деклараций или несообщение лицам, осуществляющим таможенный контроль, необходимой информации в отношении этих товаров и предметов может быть расценено и как проявление уголовно-правового бездействия.

В настоящее время на уровне постановления Пленума Верховного Суда РФ (п.4) разрешен вопрос о моменте окончания контрабанды, который определяется в зависимости от формы и способа перемещения товаров (ввоз, вывоз, пересылка, перемещение трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи), способа совершения контрабанды (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с не декларированием или недостоверным декларированием), а также с учетом этапов перемещения, установленных Таможенным кодексом РФ.

При ввозе товаров или иных предметов на таможенную территорию РФ контрабанда, совершенная с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо с не декларированием или недостоверным декларированием, признается оконченной с момента пресечения перемещения товаров или иных предметов в связи с обнаружением того, что их ввоз совершается одним из перечисленных противоправных способов, в том числе в случаях обнаружения данного факта при представлении таможенному органу указанных документов в процессе осуществления таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита, помещения товара под таможенный режим либо выпуска товара или иных предметов. В тех случаях, когда в процессе перемещения товаров или иных предметов обманное использование документов или средств таможенной идентификации, а равно факты не декларирования, недостоверного декларирования или сокрытия от таможенного контроля обнаружены не были, преступление считается оконченным с момента принятия таможенными органами решения о выпуске товара или иных предметов, а в случае непринятия такого решения по причине уклонения лица от завершения таможенной процедуры - с момента совершения уголовно наказуемых действий по фактическому выведению товаров или иных предметов из-под таможенного контроля.

Контрабанду, совершенную при ввозе на территорию РФ товаров или иных предметов помимо таможенного контроля или с сокрытием от него, следует считать оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы РФ в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через государственную границу РФ и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории РФ.

Контрабанда, совершенная при вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории РФ, считается оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в представленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, если они совершались противоправными способами, перечисленными в ч. 1 ст. 188 УК РФ, которыми достигалось выведение вывозимых товаров или предметов из-под таможенного контроля.

Конкретные способы контрабанды, перечисленные в ч. 1 ст. 188 УК РФ, раскрываются в Таможенном кодексе РФ, а также и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.2008 №6 «О судебной практике по делам о контрабанде». На практике при совершении контрабанды возможно сочетание разных способов (например, одновременно могут присутствовать обманное использование документов и недостоверное декларирование).

Как уже отмечалось, ч. 2 ст. 188 УК РФ предусматривает особый вид контрабанды, совершаемой в отношении предметов, изъятых из гражданского оборота или находящихся в ограниченном обороте (например, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, сильнодействующие вещества, огнестрельное оружие), а также предметов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ (например, стратегически важные сырьевые материалы, культурные ценности). В отличие от ч. 1 ст. 188 УК РФ, размер контрабанды для квалификации содеянного по части второй этой статьи значения уже не имеет. При совершении контрабанды предметов, обладание которыми влечет за собой уголовную ответственность, действия виновного, при наличии соответствующих условий, подлежат дополнительной квалификации, например по ст. 222, 228, 228.1 УК РФ.

С субъективной стороны контрабанда характеризуется только прямым умыслом. Лицо осознает, что противоправно перемещает товары или иные предметы через таможенную границу Российской Федерации и желает действовать таким образом. При этом установление прямого умысла виновного на совершение контрабанды является обязательным условием привлечения к уголовной ответственности по ст. 188 УК РФ.

В свою очередь, мотивы и цели значения для квалификации преступления не имеют, однако на практике преобладают корыстные побуждения (чаще всего это выражается в стремлении минимизировать свои расходы, избавить себя от уплаты таможенных платежей и тем самым извлечь максимальную прибыль).

Субъект - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, незаконно переместившее товар или иной предмет через таможенную границу РФ. В течение длительного времени на практике было принято признавать субъектом контрабанды только так называемых декларантов, а именно лиц, которые непосредственно ввезли или вывезли товары, осуществили или должны были осуществить его таможенное оформление. В то же время очевидно, что в таком качестве могут выступать и лица, использующие для незаконного перемещения товаров через таможенную границу других, не осведомленных об этом лиц.

До настоящего времени определенную сложность на практике представляет вопрос о разграничении контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). В отличие от контрабанды, данное преступление предполагает, что товар ввозиться на таможенную территорию России легально, тем не менее субъект в дальнейшем уклоняется от уплаты соответствующих таможенных платежей. При этом предметом преступления выступают не сами товары или иные предметы, а таможенные платежи (ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, таможенные сборы).

Объективная сторона преступления характеризуется общественно опасным бездействием, выражающимся в уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.

Нельзя согласиться с мнением А.Э. Жалинского о том, что уклонение от уплаты таможенных платежей может осуществляться и путем действия, что состоит, в частности, в занижении стоимости товара, предоставлении неверной информации о его принадлежности или назначении.

Подобные действия, по своей сути, представляют собой уже один из способов контрабанды, а именно недостоверное декларирование, т. е. в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей (п. 10).

Таким образом, и занижение в таможенной декларации фактической стоимости товара, и классификация кодом ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности) с меньшей, чем это требуется в таком случае, ставкой таможенных платежей, при совершении данных действий в крупном размере образуют состав контрабанды, а не преступления, предусмотренного ст.194 УК РФ, даже если все это непосредственно не влияло на принятие решения о выпуске товара.

Необходимо также отметить, что п. «а» ч. 2 ст. 104.1 УК РФ прямо предусматривает конфискацию имущества, являющегося предметом незаконного перемещения через таможенную границу РФ, ответственность за которое установлена ст.188 УК РФ.

Таким образом, контрабандой является преступление в сфере таможенного дела, заключающееся в перемещении через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенном помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженном с не декларированием или недостоверным декларированием.

Такое явление, как контрабанда представляет угрозу национальной безопасности России, она дестабилизирует экономическую систему страны.

Ввоз на территорию РФ контрабандных товаров приводит к неконтролируемому насыщению внутреннего рынка иностранной продукцией.

При этом продукция отечественного товаропроизводителя вытесняется, так как ее стоимость порой выходит в 2-3 раза дороже.

Сегодня в России ужесточилось наказание за незаконный ввоз определенных товаров на территорию РФ. Теперь такая статья закона, как «Контрабанда» подлежит наказанию согласно УК РФ.

Что такое контрабанда? Это незаконное перемещение через таможенную границу России товаров или предметов с нарушением таможенного законодательства.

Ранее за контрабанду товаров злоумышленнику грозила административная ответственность, а также уголовная ответственность по ст. 188 УК РФ. Но на сегодняшний день этой статьи в уголовном праве уже нет.

В Уголовном кодексе появились четыре новых статьи:

Негативное влияние такого феномена, как контрабанда

Как уже отмечалось выше, беспошлинный провоз товаров через границу приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.

Отечественные предприятия несут ощутимые убытки, ведь их продукцию потребители не покупают, отдают предпочтение более дешевым аналогам, хоть и завезенным в страну нелегальным путем.

Отечественная продукция становится неконкурентоспособной, в результате этого многие фирмы закрываются, ликвидируются. Экономика начинает переживать кризис.

Кроме того, при ввозе контрабандных товаров те не облагаются налогом . Это значит, что и государственная казна постепенно пустеет.

В результате этого пенсионерам не хватает пенсии, государственным служащим – зарплаты, социальные стандарты не улучшаются, жить людям становится тяжелей и опасней.

За контрабанду сильнодействующих, ядовитых, взрывчатых и других опасных веществ; за незаконную перевозку оружия, военной техники, за контрабанду стратегически важных товаров, культурных ценностей, диких животных предусмотрено одно из следующих наказаний согласно ст. 226.1 УК РФ:

  • лишение свободы сроком от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб.;
  • тюремное заключение на тот же срок со штрафом в размере зарплаты за период до 5 лет или без штрафа.

Если контрабанда совершалась должностным лицом с использованием его служебного положения или незаконопослушный гражданин применил насилие к органу таможенного или пограничного контроля, тогда наказание ужесточается:

  • лишение свободы сроком от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или тюрьма со штрафом в размере зарплаты за период до 5 лет или без штрафа.

Если контрабанду организовала заранее спланированная группа лиц, тогда каждому из них может светить одно из следующих наказаний:

  • лишение свободы сроком от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб.

Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за контрабанду по ст. 226.1 УК РФ, если

  • незаконное перемещение товаров было перемещено в крупном размере – от 100 тысяч рублей;
  • дикие животные и водные ресурсы, перевозимые контрабандным способом, занесены в Красную книгу РФ, охраняются международными договорами;
  • культурные ценности были незаконно перемещены в крупном размере – свыше 100 тыс. рублей.

За контрабанду культурных ценностей предусмотрена статья 226.1 УК РФ . К культурным ценностям относятся книги, рукописи, национальные архивные фонды, редкие коллекции, этнографические объекты и другие предметы, которые имеют художественную и имущественную ценность, имеют для страны универсальную значимость, а также оказывают научное, эстетическое и историческое воздействие на людей.

За контрабанду алкогольной или табачной продукции законами РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Последняя наступает тогда, когда через таможню перевозится алкогольная или табачная продукция в крупном размере. Крупный размер – это когда стоимость контрабандного алкоголя или табачных изделий превышает 250 тыс. рублей.

В ст. 200.2 Уголовного кодекса РФ предусмотрено такое наказание за контрабанду алкоголя и сигарет через таможенную границу Таможенного союза алкоголя и сигарет в крупном размере:

  • штраф от 300 тыс. руб. до 1 млн. руб.;
  • штраф в размере зарплаты за период от 1 до 3 лет;
  • лишение свободы сроком до 5 лет.

Если будет установлено, что контрабандой алкоголя и сигарет занималась группа лиц или должностное лицо с использованием служебного положение, тогда злоумышленникам может грозить такое наказание:

  • лишение свободы сроком о 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или без такового.

Если контрабанда алкоголя и сигарет совершалась организованной группой, тогда ее участникам может грозить такое наказание:

  • лишение свободы сроком от 7 до 12 лет со штрафом (до 2 млн. руб.).

Белоруссия является самым крупным поставщиком контрабандных табачных изделий. Пачки сигарет, незаконно пересекающих границу с РФ, не имеют акцизных марок или же имеют все признаки их подделок.

Почему нелегальная табачная продукция пользуется спросом среди россиян? Потому что людей привлекает невысокая стоимость контрабандного товара.

Сигареты перевозят различными путями: частными автомобилями, длинномерами и даже поездами. Злоумышленники умело прячут пачки с сигаретами, поэтому пограничники не всегда могут отыскать контрабандную продукцию.

Например, они кладут пачки в специальные тайники в машинах, в конструктивные полости. А когда планируется осуществить перевозку сигарет железнодорожным транспортом, то злоумышленники просто забрасывают упаковки с сигаретами в движущийся грузовой состав.

Исходя из судебной практики, бороться с контрабандой сигарет из Белоруссии тяжело, но можно . Для этого российская власть должна ужесточить наказание на продажу незаконной продукции, ввести специальную маркировку на сигареты по примеру алкогольных изделий, а также провести адекватную акцизную политику, чтобы россияне могли покупать собственные сигареты по нормальным ценам.

Другая статья УК РФ предусмотрена за контрабанду наркотических средств.

За незаконное перемещение наркотических средств через границу РФ злоумышленнику может грозить наказание в виде лишения свободы сроком от 3 до 7 лет со штрафом в 1 млн. руб. или без штрафа.

Если за контрабандой наркотиков стоит целая организованная группа, тогда каждому ее участнику может грозить наказание в виде тюремного заключения сроком от 5 до 10 лет с внушительным штрафом в 1 млн. руб.

Контрабанда стероидов в РФ

Стероиды относятся к категории сильнодействующих, ядовитых веществ. За контрабанду таких препаратов в крупном размере также предусмотрена уголовная ответственность по ст. 226.1 УК РФ.

Сильнодействующими веществами являются такие вещества, которые оказывают опасное для здоровья и жизни действие.

Например, они могут вызывать зависимость, негативно влиять на центральную нервную систему, могут вызывать галлюцинации, проблемы с мышлением, нарушение поведения и др.

В специальном списке, который был издан Комитетом по контролю наркотических средств при Минздраве РФ есть названия таких стероидов. К ним, например, относится: хлороформ, аминазин, теофедрин, клофелин и др.

В ст. 226.1 УК РФ в списке контрабандных товаров, за которые злоумышленнику может грозить уголовная ответственность, значатся взрывчатые, радиоактивные вещества, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, военное вооружение, а также материалы и оборудование, которое может быть использовано для создания оружия.

Незаконная продажа оружия – очень прибыльный бизнес . Если раньше основным источником нелегального оружия являлся Ближний Восток, то с 2015 года горячим участком стала украинско-российская граница.

Свыше 90% оружейной контрабанды останавливают российские пограничники. Такой высокий процент неслучаен, ведь на Украине продолжается Гражданская война, поэтому для злоумышленников создаются благоприятные условия для торговли оружием.

Злоумышленники провозят оружие, пограничники часто не могут ничего с этим поделать, так как преступники имеют связи с государственными структурами.

Именно поэтому Уголовным кодексом было ужесточено наказание за контрабанду оружия, совершенную должностным лицом.

Так, теперь лицо при власти может понести такое наказание:

  • лишение свободы сроком от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или без такового.

Для того чтобы скрыть объект контрабандисткой схемы, преступники перемещают оружие при помощи транспортных компаний. Они разбирают его по деталям, вкладывают их в посылки с разными бытовыми приборами, тщательно скрывают составные части от просвечивающей аппаратуры.

Контрабанда оружия – это противозаконная транспортировка оружия, которое было спрятано от контроля на таможне.

Драгоценные камни тоже становятся объектом внимания контрабандистов. При этом в Уголовном кодексе не предусмотрена ответственность именно за контрабанду драгоценных камней и ювелирных изделий в крупном размере.

Еще в 2017 году Минфин РФ выступил с инициативой внести изменения в ст. 226 УК РФ. Так, предлагалось рассмотреть вопрос об усилении ответственности за незаконную перевозку бриллиантов.

Уголовная ответственность предусматривалась за контрабанду бриллиантов в крупном размере – свыше 2 млн. руб . За совершение такого преступления планировалось осуществлять наказание в виде лишения свободы со штрафом или без него.

Пока что этот законопроект находится на стадии рассмотрения, но это не значит, что ответственность за незаконный оборот бриллиантов злоумышленники не будут нести.

В ст. 191 УК РФ прописано, что за незаконный оборот драгоценных металлов, жемчуга и камней предусмотрена такая ответственность:

  • принудительные работы сроком до 5 лет;
  • лишение свободы сроком до 5 лет со штрафом до 500 тыс. рублей или без него.

Если незаконная перевозка бриллиантов или других драгоценных камней и изделий была организована группой лиц, тогда ответственность ужесточается:

  • принудительные работы сроком до 5 лет;
  • тюремное заключение сроком до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или без такового.

Незаконная перевозка и дальнейшая продажа экзотических животных – это многомиллионный бизнес. Случается, что работники таможенных органов сталкиваются с редкой фауной чуть ли не со всего мира.

В 90% случаях животные погибают, так и не доехав до места назначения . Их накачивают наркотиками, зашивают рты, веки, птицам подрезают крылья – делают различные немыслимые вещи для одной цели – чтобы животное не двигалось и не издавало звуков.

В России власти тоже открыли ужесточенную борьбу с контрабандистами, которые осуществляют незаконную перевозку и торговлю редкими видами животных. В ст. 266.1 УК РФ в списке объектов контрабанды значатся и экзотические животные.

Кто относится к их числу?

Это те животные, которые занесены в Красную книгу РФ:

  • белый медведь;
  • красный волк;
  • амурский тигр;
  • снежный барс;
  • морж;
  • морская свинья и многие другие.

Но не только за контрабанду животных, но и птиц, а также моллюсков и пресмыкающихся контрабандистам светит уголовная ответственность.

Но в этом правиле есть одно исключение: законодательством РФ запрещается провоз только тех животных, которые были изъяты из дикой природы.

Если человека, которого подозревают в контрабанде, сможет доказать, что перевозимое им животное было получено им путем размножения в домашних условиях, и если у такого гражданина будут на руках документы (справка о состоянии здоровья животного, справка из Департамента ветеринарии, разрешение на экспорт/импорт животного, разрешение на содержание животного в домашних условиях), тогда таможенники ничего не смогут ему предъявить.

Но у настоящих контрабандистов, естественно, таких справок нет.

В России за контрабанду экзотических животных преступнику грозит наказание в виде лишение свободы сроком от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей.

Для сравнения ответственность за контрабанду в других странах:

  • в США – до 5 лет тюрьмы и штраф в размере до 250 тыс. долларов;
  • в Австралии – тюремное заключение сроком на 10 лети и штраф в размере 100 тыс. долларов;
  • в Китае – тюремное заключение сроком от 5 лет. Если предметом контрабанды стала убитая панда или тигр, тогда злоумышленнику грозит смертная казнь.

О борьбе с контрабандой говорится много . Такое негативное явление подрывает экономику страны, является серьезной угрозой для ее национальной безопасности.

Именно по этой причине власти ужесточили наказание за контрабанду наркотиков, сигарет, алкоголя, редких животных, оружия и других предметов в России.

Теперь злоумышленникам может грозить ответственность по таким статьям Уголовного кодекса: ст. 200.1, 200.2, 226.1 и ст. 229.1.

В зависимости от объекта контрабанды преступнику может грозить довольно суровое наказание: лишение свободы с немалым штрафом.

Ст. 226.1 УК РФ

Контробанда, т.е перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с не декларированием или недостоверным декларированием, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Перемещение через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоктивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с не декларированием или недостоверным декларированием, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

3.Деяние предусмотренные частями первой или второй настоящей

статьи, совершенные:

а)неоднократно

б)должностным лицом с использованием своего служебного положения

в)с применением насилия к лицу,осуществляющему таможенный

контроль,наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет

с конфискацией имущества или без таковой.

4.Деяние, предусмотренные частями первой, второй или третьей

настоящей статьи, совершенные организованной группой,наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

ПРИМЕЧАНИЕ. Деяние предусмотренное частью первой, признается совершенным в крупном размере, если стоимость товаров превышает двести минимальных размеров оплаты труда.

Методика проведения отдельных следственных действий по делам о контрабанде

Уголовные дела о контрабанде при наличии достаточных данных о совершенном преступлении возбуждаются сразу после ознакомления с исходными материалами. Это обеспечивает принятие всех предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Если же исходной информации недостаточно, проводится проверка первичных материалов с целью установления законных оснований для возбуждения уголовного дела.

Следователь должен уметь обнаруживать, анализировать и фиксировать признаки, свойства и состояние предметов контрабанды при следственном осмотре. По делам о контрабанде это может быть осмотр места происшествия, местности или помещений (не являющихся местом происшествия), предметов, документов и освидетельствование. К участию в следственном осмотре нужно привлекать специалистов соответствующего профиля с учетом предмета и способа сокрытия контрабанды: криминалистов, товароведов, искусствоведов, экономистов, ювелиров, сотрудников таможенных органов, банковских работников, инженеров. При осмотре места происшествия уясняется его общий характер, принимаются меры к обнаружению орудий, документов, средств, с помощью которых совершена контрабанда. Основные объекты поиска при осмотре материальные следы-отображения контрабандиста: следы рук, ног, зубов, а также его выделений: слюна, пот, одорологические следы.

Осмотр предметов контрабанды обычно связан с обследованием места их нахождения. Чаще всего это одежда, обувь и тело физических лиц, ручная кладь и багаж, контейнеры, грузовые платформы, отсеки транспортных средств и т.д. Нередко осматриваются кабины, салоны, отсеки легковых и грузовых автомашин, служебные и пассажирские помещения железнодорожных вагонов, морских и речных судов, самолетов, вертолетов и других транспортных средств, международные почтовые отправления.

Для выявления предметов контрабанды при осмотре нужно использовать следующую досмотровую технику: рентгеновскую и рентгено-телевизионную аппаратуру, приборы эхолокации, металлодетек-торы, приборы-сигнализаторы, эндоскопы, щупы, устройства для определения объема стратегически важных сырьевых товаров, средства для вскрытия упаковки ящиков, контейнеров и другие специальные приспособления.

Успешное расследование контрабанды зависит и от умения следователя выделять и изучать ее предметы, особенно когда их наименование, происхождение, функциональное назначение участникам осмотра неизвестны. В таких случаях необходимо воспользоваться возможностью таможенных органов произвести экспресс-анализ этих объектов на месте их обнаружения. Впоследствии обычно проводятся экспертные исследования.

При осмотре различных предметов контрабанды следовательнеможет точно определить их природу. Это могут быть ядовитые, наркотические, психотропные, отравляющие, взрывчатые и тому подобные вещества, которые, как правило, декларируются не под своим наименованием либо вообще не указываются в декларации. Поэтому осматривать их необходимо только со специалистами из таможенных лабораторий, которые располагают приборами-сигнализаторами, датчиками, дозиметрами и другой специальной техникой. Одновременно следует изолировать подобные объекты, оградить опасные зоны и ограничить доступ людей.

Отбор проб неизвестных материалов и веществ для исследования производится только специалистом. В этом качестве могут выступить сотрудники таможенных лабораторий или досмотрово-поисковых групп, а также специалисты из других правоохранительных органов. При осмотре объектов контрабанды следователь обязан принять все необходимые меры предосторожности для обеспечения безопасности участвующих и присутствующих лиц.

Осмотр и следственное изучение документов проводятся с точки зрения законности и полноты зафиксированной в них операции, а также степени отражения действительных фактов. Осмотр документов осуществляется на месте их обнаружения. Только если для осмотра необходимы продолжительное время, специальные познания или стационарные технические средства, он производится по месту проведения следствия как самостоятельное следственное действие. Данный осмотр рекомендуется осуществлять с участием тех же понятых, в присутствии которых они были упакованы и изъяты.

При осмотре прежде всего проверяется наличие следующих реквизитов: название документа, дата и место его выписки; наименование участников сделки фирмы-экспортера или грузоотправителя и фирмы-импортера или получателя, их адреса, номера телефонов и факсов; номер контракта или заказа, дата его подписания, номер наряда, транса, отгрузочной спецификации; наименование и описание товара, его количество, вид упаковки и маркировки.

Осмотр документов позволяет ответить на ряд основных вопросов, решаемых при расследовании контрабанды. Например: соответствует ли обнаруженный товар данным, указанным в документах о его перемещении через таможенную границу; какие именно товары провезены контрабандным путем; каковы фактические условия перемещения товаров через таможенную границу; каков их маршрут; круг лиц, причастных к контрабанде, и свидетелей. Чтобы обнаружить характер подделки документов (полная, частичная), назначается и проводится их технико-криминалистическое исследование.

По делам о контрабанде зачастую необходима выемка документов. Перечень и характер изымаемых документов зависит от предмета контрабанды. Так, по делам о контрабанде, совершаемой пассажирами, изымаются и осматриваются их билеты. Это позволяет выяснить маршрут контрабанды, место ее приобретения и получения. Если через границу контрабандным путем доставлена иномарка, выемке подлежат: документ, подтверждающий право собственности на автомобиль (договор купли-продажи или дарения, именной товарный чек); транзитный технический паспорт машины с отметкой о снятии с учета в стране вывоза или аналогичная справка; таможенная декларация, подтверждающая пересечение границы.

Осмотр места происшествия, личный обыск и допрос подозреваемых нередко побуждает провести их освидетельствование. Изучение тела, а затем одежды и обуви освидетельствуемого начинается с их общего осмотра. Следует обратить внимание на повреждения, пятна, особые приметы на открытых участках тела, на соответствие одежды и обуви телосложению освидетельствуемого и времени года, на наличие дефектов на них. Затем последовательно снимают предметы одежды, которые осматривают и фиксируют повреждения, пятна и наложения посторонних частиц. С участков тела освидетельствуемого, которые могли соприкасаться с предметом контрабанды, а также с поясов, повязок и наклеек берут пробы. При подозрении на перевозку контрабанды в полостях тела проводится рентгенографическое или ультразвуковое обследование. Такое освидетельствование осуществляется с привлечением врача.

По делам о контрабанде производится следственный эксперимент для проверки показаний подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, способов хранения, возможности и способов незаконного перемещения через таможенную границу предметов контрабанды. Например, для установления возможности использования тайников, пустот, либо других хранилищ, затрудняющих обнаружение товаров, придания одним товарам вида других, выяснения способа изготовления поддельных документов или средств таможенной идентификации, выяснения наличия определенных навыков у подозреваемого (обвиняемого) для изготовления документов, средств идентификации и тайников.

Экспертиза по уголовным делам о контрабанде представляется совершенно необходимой. Она позволит установить, какие именно объекты перемещались через таможенную границу России, каковы их качественные и количественные характеристики. По делам о контрабанде возможны криминалистические, товароведческие, экономические, бухгалтерские, металловедческие, химические, сертификационные, технологические, экологические, искусствоведческие, физические, гемологические (экспертиза драгметаллов), судебно-медицинские, судебно-психиатрические и другие виды экспертиз.

Взятие образцов и проб, необходимых для производства экспертиз, следует поручать специалисту. Объекты исследования вместе с пробами и образцами направляются на экспертизу, а сомнительные документы сопровождаются образцами подлинных бланков, печатей, штампов. Направляются и результаты предварительной проверки объектов, в том числе по существующим учетам.

Лицам, приобретавшим у контрабандистов товар, предлагают рассказать, известны ли им другие покупатели (продавцы), способ ввоза и каналы сбыта подозреваемым контрабандных товаров. Брокеры и другие декларанты могут дать сведения об обстоятельствах, связанных с таможенным оформлением грузов.

При обнаружении «бесхозной» контрабанды допрашиваются ответственные за отправку и оформление груза, водители автомобильного транспорта, члены экипажей морских и речных судов загранплавания, обслуживающий персонал международных поездов. У них выясняются обстоятельства обнаружения предметов контрабанды, вероятное время их укрытия, лица, имеющие доступ к данному месту, и т.п. Свидетелями могут быть родственники контрабандистов, их сослуживцы, должностные и иные лица, производящие и реализующие товары.

Свидетелям преступной деятельности после их допроса, как правило, предъявляется подозреваемый для опознания, а при невозможности этого опознание производится по фотографии.

При расследовании дел о контрабанде возникает необходимость розыска имущества обвиняемого, добытого преступным путем, с целью наложения ареста, предметов контрабанды, вещественных доказательств. Методика поиска определяется способом, размерами, объемами, специфическими особенностями предметов контрабанды. Розыск контрабандного товара осуществляется и посредством производства обыска.

По делам о контрабанде в числе объектов розыска могут быть также потерпевшие и без вести пропавшие, а в числе функциональных задач следователя имеется и задача по оказанию помощи международным таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами Российской Федерации.

78.Административные правонарушения в области таможенного дела. Состав административного правонарушения. Правовая квалификация административных правонарушений. Ответственность за административные правонарушения, субъекты ответственности.

До принятия ныне действующего Кодекса РФ об административных правонарушениях понятие «нарушение таможенных правил» было законодательно определенным понятием и содержалось в ст. 230 ТК РФ, согласно которой нарушением таможенных правил признавалось противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный Таможенным кодексом РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления льгот и пользования ими, за которое Таможенным кодексом РФ предусмотрена ответственность.

В соответствии с положениями Федерального закона РФ от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с 1 июля 2002 г. (т. е. с момента вступления в силу КоАП РФ) утратили силу все нормы Таможенного кодекса РФ, касающиеся нарушений таможенных правил, ответственности за эти нарушения и производства по делам о таких нарушениях, в том числе и ст. 230, содержавшая само понятие нарушения таможенных правил.

В настоящее время, анализируя нормы главы 16 КоАП РФ и опираясь на положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, где сформулировано понятие административного правонарушения, нарушение таможенных правил можно определить как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, посягающее на предусмотренный Таможенным кодексом РФ и иными актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (включая процедуры применения таможенных режимов), порядок их таможенного контроля, таможенного оформления, обложения таможенными платежами и их уплаты, а также порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Для понимания сущности нарушения таможенных правил как разновидности административных правонарушений недостаточно наличия одних юридических признаков, сформулированных в самом определении, - необходимо определить и его юридический состав, т. е. установить совокупность обязательных элементов нарушения таможенных правил.

Состав нарушения таможенных правил, как и любого другого вида правонарушений, традиционен и включает в себя следующие элементы объект нарушения таможенных правил, его объективную сторону как правонарушения, субъект нарушения таможенных правил и его субъективную сторону как правонарушения.

Объектом нарушения таможенных правил являются охраняемые государством общественные отношения:

1) имущественного характера, возникающие по поводу перемещения через таможенную границу РФ материальных благ (товаров и транспортных средств);

2) неимущественного характера, возникающие в сфере управления таможенным делом (например, общественные отношения по поводу производства таможенного оформления, хранения товаров и транспортных средств, по поводу оказания всевозможных услуг в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России и др.).

Исчерпывающий перечень объектов нарушений таможенных правил содержится в сформулированном выше определении этого понятия, а именно:

Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

Порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России;

Порядок обложения перемещаемых через таможенную границу России товаров и транспортных средств таможенными платежами и порядок их уплаты;

Порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств таможенных льгот и порядок пользования ими.

Помимо понятия «объекта нарушения таможенных правил», в таможенном праве существует еще понятие «непосредственного объекта нарушения таможенных правил». Такими объектами выступают товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены те или иные таможенные правила.

Объективная сторона нарушения таможенных правил - это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения как антиобщественного акта внешнего поведения правонарушителя, которая включает в себя, прежде всего, противоправное действие (например, причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам и пр.) или бездействие (например, в непринятии лицом, перемещающим товары или транспортные средства через таможенную границу, предусмотренных таможенным законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров или транспортных средств в установленный для этого срок и др.), а также наступившие при этом вредные последствия. Объективная сторона в каждом конкретном случае определяется диспозицией той или иной статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за противоправное деяние, являющееся нарушением таможенных правил.

Кроме противоправного деяния (действия или бездействия) и наступивших вредных последствий в состав объективной стороны нарушения таможенных правил, как и любого другого правонарушения, входит наличие причинно-следственной связи между этим деянием и наступившими в его результате вредными последствиями. Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности (неоднократность, повторность, длящееся правонарушение).

В качестве субъекта нарушения таможенных правил может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое, российское или иностранное и т. д.), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством деяния (действия либо бездействия), связанные с нарушением правил, соблюдение которых входит в его установленные законом или иным нормативно-правовым актом обязанности в сфере таможенного дела. При этом формулировка «подлежит ответственности» является обязательной и весьма важной, поскольку ст. 24.5 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее противоправное деяние, ответственности за него не понесет.

Субъективная сторона нарушения таможенных правил зависит от того, кто выступает в качестве субъекта правонарушения, физическое или юридическое лицо.

Если субъектом нарушения таможенных правил выступает физическое (в том числе и должностное) лицо, то субъективная сторона характеризуется виной, которая представляет собой психическое отношение лица к своему противоправному поведению и его последствиям и выражается в форме умысла или неосторожности. Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть и факультативные: мотив и цель. Мотив поведения лица (побудительная причина совершения правонарушения) и тесно связанная с ним цель (результат, на достижение которого направлено противоправное деяние) оказывают большое влияние на правильную квалификацию таможенного правонарушения.

С субъективной стороной как признаком состава нарушения таможенных правил, когда субъектами правонарушения выступают юридические лица, дело обстоит несколько иначе. Вина юридического лица определяется по правилам ч. 2 ст. 2.1 КоАП, для того чтобы признать юридическое лицо виновным в совершении нарушения таможенных правил, необходимо доказать, что это юридическое лицо (его администрация, коллектив, отдельные должностные лица) могло, но не приняло всех мер, необходимых для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых установлена административная ответственность. В этих целях (в целях доказывания упомянутых обстоятельств) должностные лица таможенных органов, ведущие производство по делу о нарушении таможенных правил, могут назначать экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ), брать пробы, образцы почерка и образцы товаров и иных предметов.

Статья 200¹. Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов

Рассматриваемая уголовно-правовая норма устанавливает запрет на незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в крупном размере.

Непосредственным объектом исследуемого состава преступления выступает установленный порядок перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. В качестве предмета преступления законодатель обозначил:

а) наличные денежные средств;

б) денежные инструменты. В соответствии с примечанием 5 к данной статье под денежными инструментами понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Объективная сторона преступления выражается в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Криминообразующим признаком выступает совершение деяния в крупном размере.

Под перемещением через таможенную границу следует понимать ввоз указанных предметов на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз с таможенной территории Таможенного союза.

Способами незаконного перемещения предмета преступления через таможенную границу Таможенного союза могут выступить:

а) перемещение соответствующих товаров вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов;

б) перемещение с сокрытием от таможенного контроля;

в) перемещение, сопряжённое с не декларированием или недостоверным декларированием;

г) перемещение с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Местом совершения преступления признается таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (ст. 2 ТК ТС).



В соответствии с примечанием 1 к рассматриваемой статье уголовного закона, деяние признается совершенным в крупном размере , если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышает двукратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования. При расчете размера суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов из всей суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов подлежит исключению та часть, которая разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована.

По законодательной конструкции исследуемый состав преступления является формальным. Преступление окончено с момента фактического перемещения соответствующих предметов через таможенную границу в крупном размере.

С субъективной стороны рассматриваемый состав преступления характеризуется исключительно прямым умыслом. Законодатель не конкретизирует мотив и цель совершения преступления. Из этого следует вывод, что названные признаки не оказывают влияния на квалификацию содеянного.

Субъектом преступления является любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В ч. 2 ст. 200¹ УК РФ предусмотрена повышенная ответственность за совершение деяния:

а) в особо крупном размере (когда сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов превышает пятикратный размер суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных к перемещению без письменного декларирования);



б) группой лиц.

В примечании 4 к данной статье представлена поощрительная норма. Согласно ей, лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в анализируемой статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств и (или) денежных инструментов их обнаружение при применении форм таможенного контроля, их изъятие при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Статья 200². Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции и (или) табачных изделий в крупном размере -

Квалифицирующие признаки рассматриваемого состава преступления представлены в ч. 2 ст. 200² УК РФ. К ним относятся совершение деяния:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) должностным лицом с использованием своего служебного положения.

В ч. 3 ст. 200² УК РФ представлен особоквалифицированный вид преступления, если оно совершено организованной группой.

Примечания. 1. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость алкогольной продукции и (или) табачных изделий превышает двести пятьдесят тысяч рублей.

2. При расчете размера стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий из всей стоимости незаконно перемещенных алкогольной продукции и (или) табачных изделий подлежит исключению та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована.

___________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 157, кн. 6 Гуманитарные науки

ВИДЫ КОНТРАБАНДЫ

М.В. Талан

Аннотация

В статье показано развитие состава контрабанды в зависимости от изменений экономической политики государства и таможенного законодательства. Выделены виды контрабанды по действующему уголовному праву России. Определён момент окончания контрабанды. Кроме того, намечены направления совершенствования уголовного законодательства об ответственности за таможенные преступления.

Ключевые слова: контрабанда, таможенные платежи, таможенное законодательство, незаконное перемещение, таможенная граница, таможенные преступления.

Контрабанда относится к одному из тех преступлений, которые появились в законодательстве очень давно и претерпели многочисленные изменения по форме, но не по существу. За годы существования состава контрабанды его сущность сводилась к незаконному перемещению через границу определённых предметов. В зависимости от особенностей экономической и связанной с ней уголовно-правовой политики менялся круг предметов, за перемещение которых устанавливалась уголовная ответственность. Менялось и само понимание границы как конструктивного признака состава преступления.

В советские годы речь шла о незаконном перемещении через государственную границу, затем через таможенную границу РФ, а в новых видах контрабанды - через таможенную границу Таможенного союза.

В Уголовном кодексе РФ, принятом 13 июня 1996 г. (далее - УК РФ), основным таможенным преступлением являлась контрабанда, предусмотренная ст. 188 УК РФ.

Статья 188 УК РФ объединяла два состава преступления, ранее находящихся в разных статьях: ст.78 и ст. 1691 УК РСФСР. Способы совершения этих деяний были одинаковы, однако существенно отличающиеся предметы контрабанды позволяли говорить о разных объектах посягательства преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 188 УК РФ.

Часть 1 ст. 188 УК РФ устанавливала ответственность за перемещение в крупном размере через таможенную границу предметов, не указанных в ч. 2 ст. 188:

1) совершённое помимо или с сокрытием от таможенного контроля;

2) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;

3) сопряжённое с недекларированием или с недостоверным декларированием.

ВИДЫ КОНТРАБАНДЫ

В части 2 ст. 188 УК РФ предметом контрабанды выступали предметы, ограниченные в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота (оружие, наркотики, стратегически важные сырьевые ресурсы и др.).

Федеральным законом РФ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ ст. 188 была исключена из УК РФ. Этим же законом было предусмотрено фактически два специальных вида контрабанды, отличающиеся предметами. При этом новые статьи помещены законодателем в разные главы Уголовного кодекса, так как речь идёт о разных объектах посягательства - общественной безопасности и общественной нравственности. Это ст. 2261 УК РФ «Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов» и ст. 2291 УК РФ «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ».

Исследователи контрабанды связывают появление новых специальных видов контрабанды с особенностями современной уголовно-правовой политики. Это наглядно прослеживается при характеристике ещё одного вида контрабанды, появившегося в связи с принятием Федерального закона РФ от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ, которым была введена ст. 2001 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов».

«Конечной целью принятия указанного закона, - считает М.Н. Урда, - является повышение эффективности борьбы с легализацией денежных средств, добытых преступным путём, в том числе посредством обеспечения контроля за трансграничным перемещением наличных денежных средств» . Н.А. Лопашенко справедливо указывает, что место этой новой ст. 2001 внутри главы 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности» объяснить невозможно . Ранее исключённая ст. 200 УК РФ называлась «Обман потребителей». Естественно, более логичным представляется подход, при котором новый вид контрабанды появился бы в УК РФ под видом ст. 1881.

Новая норма вызывает вопросы с точки зрения определения предмета преступления - «денежных инструментов». Понятие денежных инструментов раскрывается в п. 5 примечания к ст. 2001 УК РФ. Это дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата. Данное определение соответствует таможенному законодательству, но не идентично понятию, используемому в сходной административно-правовой норме ст. 16.4

М.В. ТАЛАН

КоАП РФ, также посвящённой финансовой контрабанде. В связи с этим А.А. Князьков отмечает, что законодателем «допущен очередной технический сбой и в целях обеспечения единства терминологии, гармонизации уголовноправовых и административно-правовых норм в качестве родового следует использовать понятие денежные инструменты, в которое необходимо включить наличные денежные средства и (или) ценные бумаги, удостоверяющие обязательство элемента (должника) по выплате денежных средств» .

С одной стороны, понятен подход законодателя, стремящегося дифференцировать уголовную ответственность за разные виды контрабанды, отличающиеся по предмету. С другой стороны, этот подход реализован не до конца. Так, ст. 2261 УК РФ в качестве предмета контрабанды называет сильнодействующие, ядовитые, взрывчатые вещества, ядерные материалы, огнестрельное оружие и его основные части, стратегически важные товары и ресурсы, а также культурные ценности, особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации. Очевидно, что огнестрельное оружие, культурные ценности и ценные дикие животные имеют разное значение, и сущность таких предметов преступления должна определять разные объекты посягательства. Представляется, что более разумным был бы подход, при котором контрабанда диких животных и водных биологических ресурсов была бы отнесена к экологическим преступлениям, а контрабанда культурных ценностей к преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности. Таким образом, целесообразно выделение ст. 2582 УК РФ «Контрабанда особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации» или редакционное изменение действующей ст. 2581 УК РФ, в которой предусматривается ответственность за незаконные добычу и оборот вышеперечисленных предметов. При ныне существующей ст. 2261 УК РФ встаёт вопрос о квалификации контрабанды особо ценных диких животных по совокупности с преступлением, предусмотренным ст. 2581 УК РФ, где, в частности, говорится и о хранении, и о перевозке ценных диких животных.

Контрабанда культурных ценностей могла бы быть предусмотрена в ст. 2432 УК РФ (в ст. 2431 УК РФ говорится о нарушении требований сохранения и использования объектов культурного наследия).

Федеральным законом РФ от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ была введена уголовная ответственность ещё за два вида контрабанды - алкогольной продукции и табачных изделий (ст. 2002 УК РФ).

В настоящее время, таким образом, четыре самостоятельные нормы посвящены в УК РФ видам контрабанды: ст. 2001, ст. 2002, ст. 2261 и ст. 2291. Ответственность за разные виды контрабанды дифференцирована в зависимости от предметов контрабанды, а само понятие контрабанды с точки зрения объективных и субъективных признаков является единым. Контрабанда - одно из классических преступлений по российскому уголовному праву, сродни такому же собирательному понятию, как хищение, виды которого различаются и по предметам. Так, понятие хищения чужого имущества даётся в примечании

ВИДЫ КОНТРАБАНДЫ

к ст. 158 УК РФ «Кража», и это же понятие применимо и к хищению оружия (ст. 226 УК РФ), и к хищению наркотиков (ст. 229 УК РФ), и к хищению документов (ст. 325 УК РФ). Между тем понятие контрабанды в уголовном законодательстве России отсутствует. Основной конструктивный признак объективной стороны состава контрабанды - это незаконное перемещение предметов через таможенную границу Таможенного союза. Понятие незаконного перемещения в настоящее время раскрывается в ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). В соответствии с п. 19. ст. 4 ТК ТС незаконное перемещение выражается как в фактическом перемещении, так и в покушении на перемещение.

К видам незаконного перемещения относятся перемещения:

1) вне установленных мест;

2) в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах;

3) с сокрытием от таможенного контроля;

4) с недостоверным декларированием или с недекларированием;

5) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения.

Незаконное перемещение возможно в двух формах - вывоз и ввоз. Момент

окончания при этом должен быть различен: при ввозе товаров - фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза, а при вывозе - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти запрещённые предметы.

Для квалификации контрабанды имеет значение стоимость незаконно перемещаемых предметов, которая определена в примечаниях к соответствующим статьям УК РФ. При введении новых видов контрабанды законодатель учёл опыт определения размера стоимости незаконно перемещаемых предметов в виде иностранной валюты, который был накоплен правоприменителем в отношении ст. 188 УК РФ.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. «О судебной практике по делам о контрабанде» при установлении размера суммы наличной иностранной валюты определяется сумма наличной иностранной валюты, в пределах которой единовременно ввозимая на территорию Российской Федерации или вывозимая из Российской Федерации иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу (ППВС, с. 5-6). Постановлением Конституционного суда РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П закреплено, что при признании размера валюты как крупного из всей ввозимой суммы наличной валюты подлежала исключению та её часть, которая законом разрешена к ввозу без декларирования или была продекларирована (ПКС, с. 8-9). В Федеральном законе РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определено, что при вывозе подлежит декларированию иностранная валюта на сумму, превышающую 3 тыс. долларов США.

В примечании к ст. 2002 УК РФ указано, что при расчёте размера стоимости незаконно перемещённых алкогольной продукции и (или) табачных изделий подлежит исключению та часть стоимости указанных товаров, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована. Аналогичная норма содержится и в примечании к ст. 2001 УК РФ в отношении размера суммы незаконно

М.В. ТАЛАН

перемещённых наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. Таким образом, законодатель использовал уже имеющийся опыт в отношении контрабанды при конструировании новых уголовно-правовых норм.

Очевидно, назрела необходимость в принятии нового постановления Пленума Верховного Суда РФ о судебной практике по делам о контрабанде, так как ППВС 2008 г. потеряло своё значение в связи с исключением из УК РФ ст. 188 и появлением специальных видов контрабанды. Надлежит дать единое понятие контрабанды, чётко определить момент окончания этого преступления при вывозе и ввозе незаконно перемещаемых предметов и разрешить проблему возможной совокупности составов контрабанды с другими видами составов преступлений. Наконец, следует устранить существующую в настоящее время неточность при определении незаконного перемещения через границу в четырёх самостоятельных статьях УК РФ и внести соответствующие изменения в Уголовный кодекс. Так, в ст. 2261 и ст. 2291 УК РФ перемещение определяется единообразно - незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, что объясняется повышенной общественной опасностью данных деяний. В ст. 2001 УК РФ говорится о незаконном перемещении через границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, перемещение же наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через государственную границу РФ с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС не влечёт уголовную ответственность. А вот в ст. 2002 УК РФ допущена небрежность: речь идёт о незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза, при этом не указано «Таможенного союза», что и следует исправить.

M.V. Talan. Types of Smuggling.

The evolution of smuggling under the influence of changes in the economic policy and customs legislation is considered. The types of smuggling are differentiated according to the criminal law of Russia. The moment when smuggling ends is determined. In addition, ways of improving the criminal legislation on the responsibility for customs offenses are outlined.

Keywords: smuggling, customs duties, customs legislation, illicit movement, customs border, customs crimes.

Источники

УК РСФСР - Уголовный кодекс РСФСР от 27 нояб. 1960 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1960. - № 40. - Ст. 591.

420-ФЗ - Федеральный закон РФ от 7 дек. 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Рос. газ. - 2011. - 9 дек.

134-ФЗ - Федеральный закон РФ от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» // Рос. газ. - 2013. - 2 июля.

ВИДЫ КОНТРАБАНДЫ

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ // Рос. газ. - 2001. - 31 дек.

530-ФЗ - Федеральный закон РФ от 31 дек. 2014 г. № 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» // Рос. газ. - 2014. - 12 янв.

ТК ТС - Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 нояб. 2009 г. - URL: http://www.tks.ru/codex_ts, свободный.

ППВС - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 8 «О судебной практике по делам о контрабанде» // Бюл. Верховного Суда РФ. - 2008. - № 8. - URL: http://www.vsrf.ru/vscourt_detale.php?id=5452, свободный.

ПКС РФ - Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. № 8-П // Рос. газ. - 2008. - 7 июня.

173-ФЗ - Федеральный закон РФ от 10 дек. 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. - 2003. - № 5. - Ст. 4859.

Литература

1. Урда М.Н. О проблемах применения норм об ответственности за контрабанду денежных средств и (или) денежных инструментов // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2014. -№ 385. - С. 139-143.

2. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: теоретический и прикладной анализ: в 2 ч. - М.: Юрлитинформ, 2015. - Ч. II. - 640 с.

3. КнязьковА.А. Освобождение от уголовной ответственности по делам об экономических преступлениях (гл. 22 УК РФ): вопросы дифференциации и законодательной техники: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2014. - 25 с.

Поступила в редакцию 21.05.15

Талан Мария Вячеславовна - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.