Кодекс об административных преступлениях рф. КоАП РФ или КРФоАП как правильно: Что это за кодекс

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (вступивший в силу и действующий с 01 июля 2002) содержит описание составов административным правонарушений и процедуру производства по делам об административных правонарушениях.

Помимо всего, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит виды наказаний, которые могут быть назначены за совершение правонарушения, перечень обстоятельств смягчающих и отягощающих наказание, устанавливает сроки давности и так далее.

КоАП РФ регулирует порядок и сроки исполнения назначенных административных наказаний (постановлений по делам), содержит указание на органы уполномоченные осуществлять исполнение по делам об административных правонарушениях.

Структурно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях разделен на общую и особенную часть и содержит пять разделов и тридцать две главы.

Разъяснения по вопросам применения отдельных положений КоАП РФ можно найти Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, Постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Кроме того, разъяснения содержатся в письмах Федеральной антимонопольной службы России. Большую роль играет судебная практика судов общей юрисдикции и мировых судей.

По общему правилу, положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Не противоречить нормам и принципам международного права, которые являются общепризнанными. Соответствовать международным договорам Российской Федерации.

Защиту по административным делам вправе осуществлять адвокат, который обладает необходимыми полномочиями и знаниями.

Любые подзаконные, в том числе ведомственные правовые акты, должны соответствовать положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. КоАП РФ является единственным правовым документом устанавливающий основания возникновения административной ответственности. Кодекс описывает процедуру и порядок производства по административным делам, содержит процедуру и порядок исполнения соответствующих административных постановлений.

Что собой представляет база законодательства РФ административного права? Что составляет основу базы законодательства об административных правонарушениях, какой нормативный документ является ведущим актом в данной сфере? На эти и другие вопросы Вы найдете ответы в представленной статье.

Административное право представляет собой важнейшую отрасль правовой системы нашего государства. В свою очередь, административное законодательство выступает правовой основой для построения и функционирования такой мощной и активной подсистемы государственного аппарата, как исполнительная власть. Законодательная база административного права разобрана на множество нормативных актов, в основе которых Конституция Российской Федерации.

Источники административного права РФ

С точки зрения науки источниками административного права признаются акты государственных органов, в которых содержатся нормы административно-правового характера. Определяют следующие виды источников права:

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Законодательство административного права не является исключением, большая часть норм источников права основаны на принципах и нормах международных договоров и соглашений.
  2. Конституция РФ, а также уставы и Конституции субъектов Федерации, которые содержат нормы административно-правовой направленности.
  3. Указы Президента РФ и правовые акты глав субъектов РФ.
  4. Постановления Правительства и правовые акты администрации субъектов РФ.
  5. Нормативно-правовые акты региональных и федеральных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.
  6. Соглашения между федеральными объединениями, публичные договоры федеративного и административного значения.

Возвращаясь к законодательству об административных правонарушениях, следует отметить, что его база значительно меньше общепринятых норм источников административного права, однако каждая норма также основывается на нормах и принципах международного права.

Согласно статье 1.1. Кодекса об Административных правонарушениях законодательство данной области состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. Таким образом, в базу законодательства можно включить:

  • общеправовые законодательные акты (прежде всего Конституция РФ), отраслевые - КоАП РФ, Федеральные законодательные акты Правительства РФ, Федеральные законы и иные документы;
  • законодательные акты, имеющие отношение к иным отраслям права, но имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие отношения в сфере административных правонарушений (Таможенный, Налоговый, Гражданский кодексы РФ и т.д.);
  • международные акты, имеющие действие в данной области правоотношений.

Основу законодательства РФ об административных правонарушениях составляет КоАП РФ и нормативно правовые акты, принимаемые органами государственной власти и субъектов РФ.

Исходя из вышесказанного следует - на территории субъектов Федерации могут быть созданы законодательные акты, где установлены административные наказания за деяния, не указанные в КоАП РФ и они действительно есть:

  • Кодекс Волгоградской области об административных правонарушениях
  • Закон Ростовской области об административных правонарушениях
  • Закон республики Адыгея об административных правонарушениях
  • Закон республики Алтай об административных правонарушениях
  • Кодекс республики Башкортостан об административных правонарушениях
  • Закон республики Бурятия об административных правонарушениях
  • Закон Краснодарского края об административных правонарушениях

Важно отметить, что законы, принимаемые субъектами РФ, не могут противоречить нормам Кодекса об Административных правонарушениях. Разрешение споров по вопросам соответствия законов субъектов РФ Кодексу отнесено к ведению Конституционного Суда РФ.

Кодекс об административных правонарушениях РФ

Основной законодательный документ в сфере отношений, связанных с административными документами, представляет собой кодифицированный акт, который устанавливает общий перечень всех административных правонарушений и полноценно регулирует общественные отношения по привлечению правонарушителей к административной ответственности. КоАП РФ фиксирует порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам, перечисляет административные наказания и порядок их назначения, устанавливает органы, рассматривающие дела в данной сфере. Действующий на территории РФ Кодекс об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., последние изменения были внесены в него действием Федерального закона № 326-ФЗ от 03.08.2018 г. "О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которые вступили в силу 14 августа 2018 г.

25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 9 февраля, 29 марта, 9, 20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19, 24 июля, 2, 18 октября, 8, 27 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 3 марта, 29 апреля, 13, 16 мая, 14, 22 июля, 8 ноября, 3, 22, 25, 26, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 7 мая, 3, 28, 29 июня, 17, 19, 24 июля, 9, 23, 25, 28 ноября, 21, 27, 28 декабря 2009 г., 9 марта, 5, 30 апреля, 8, 19, 31 мая, 17 июня, 1, 5, 23, 26, 27, 30 июля, 4 октября, 8, 29 ноября, 8, 23, 28, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 6, 21 апреля, 4 мая, 3, 4, 27 июня, 1, 11, 18, 20, 21 июля, 6, 7, 8, 16, 21, 30 ноября, 3, 6, 7, 8 декабря 2011 г., 31 января, 1 марта, 2, 23 апреля, 3 мая, 5, 8, 14 июня, 10, 28 июля, 2 октября, 12, 29 ноября, 1, 3, 25, 29, 30 декабря 2012 г., 23 февраля, 5, 22 апреля, 7 мая, 7, 28, 29 июня, 2, 23 июля, 30 сентября, 21 октября, 2, 25 ноября, 2, 21, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 12 марта, 2, 20 апреля, 5 мая, 4, 23, 28 июня, 21 июля, 14, 22 октября, 4, 24 ноября, 1, 22, 29, 31 декабря 2014 г., 3, 12 февраля, 8, 30 марта, 6 апреля, 2, 23 мая, 8, 29 июня, 13 июля, 5, 27 октября, 3, 28 ноября, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 15 февраля, 2, 9, 30 марта, 5, 26 апреля, 1 мая, 2, 23 июня, 3, 6 июля, 22 ноября, 5, 19, 28 декабря 2016 г., 7, 22 февраля, 7 марта, 3, 17 апреля, 1, 28 мая, 1, 7 июня, 1, 18, 26, 29 июля 2017 г.

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Статья 1.5. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

2. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса, за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное юридическое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Последние поправки к Кодексу об административных правонарушениях были приняты отечественным законодателем 30 декабря минувшего года. В этот день был проголосован целый пакет законопроектов, вносящих изменения в действующий КоАП. Примечательно, что внесенные в один день парламентариями поправки вступали в силу постепенно. Так, первый пакет изменений начал действовать 1 января текущего года. Далее, очередные поправки вступили в силу 05.01, 10.01 и 15.01. Таким образом, самая последняя редакция КоАП в настоящий момент датируется 15 января 2016 года. Однако, нельзя забывать и о том, что уже 21 февраля 2016 года в силу вступит очередной пакет поправок к кодексу.

Скачать бесплатно КоАП с изменениями 2016 года можно .

Кодекс об административных правонарушениях 2016 года с изменениями.

Совокупный объем внесенных 30 декабря 2015 года в КоАП поправок представляет собой довольно обширный массив правовой информации, который по определению невозможно представить в развернутом виде в рамках настоящей статьи. Поэтому изменения, внесенные в КоАП и вступившие в силу в текущем году, будут рассмотрены в краткой форме.

Поправки, вступившие в силу 1 января 2016 года.

В начале текущего года в силу вступил пакет поправок, внесенных в действующий КоАП пятью федеральными законами:

  1. № 350-ФЗ
    Уточнен перечень случаев использования счетов резидентов в банковских учреждениях за пределами РФ: ст. ст. 3.5, 15.25;
  2. № 307-ФЗ
    Добавлены две новых статьи — 9.22 и 14.61, посвященных нарушениям в сфере энергетики;
  3. № 437-ФЗ
    Добавлена возможность оплаты лишь половины штрафа, если таковая производится в течение 20 дней. Изменения затронули ст. ст. 3.5, 29.10, 31.2, 32.2;
  4. № 419-ФЗ
    Изменено содержание ст. 25.10. Введение в оборот понятий «сурдоперевод» и «тифлосурдоперевод»;
  5. № 415-ФЗ.
    Ужесточен контроль над вывозом древесины. Изменена ст. 8.28–1.

Поправки, вступившие в силу 5 января 2016 года.

В этот день в силу вступили изменения, внесенные в КоАП законом № 275-ФЗ. Прежде всего, указанные поправки призваны либерализировать и усовершенствовать антимонопольное законодательство РФ. Законом была добавлена новая статья 7.32–4, упразднена ст. 14.31–1, а также уточнено содержание статей 23.48, 28.1, 23.1, 14.40, 14.32, 14.31, 14.9, 4.5 и 2.4.

Поправки, вступившие в силу 10 января 2016 года.

В этот день начали действовать поправки к КоАП, внесенные следующими законами:

  1. № 464-ФЗ
    Уточнены обязанности редакций и издателей СМИ. Добавлена новая статья 13.15–1, а также изменено содержание ст. ст. 28.3 и 3.5;
  2. № 456-ФЗ
    Расширен перечень некурительных табачных изделий. Изменено содержание ст. 14.53;
  3. № 443-ФЗ
    Усилена ответственность за самовольное проникновение на охраняемые объекты. Добавлена статья 15.41, уточнено содержание ст. ст. 23.7–1, 23.1, 20.17 и 3,5;
  4. № 439-ФЗ
    Установлена ответственность для операторов поисковых систем. Уточнено содержание ст. ст. 28.3, 23.68, 23.1, 17.15 и 3.5;
  5. № 250-ФЗ
    Уточнена процедура обжалования действий предоставляющих административные услуги органов. Добавлена статья 14.9–1, а также уточнено содержание ст. ст. 28.1, 23.48, 23.1, 19.1, 14.31, 9.21, 5.63 и 4.5.

Поправки, вступившие в силу 15 января 2016 года.

В этот день начали действовать изменения, внесенные в кодекс законом № 340-ФЗ. Названным законом установлена ответственность должников за нарушение ограничения пользования правом управления автомобилем, наложенным сотрудником ФССП (новая статья 17.17), а также уточнено содержание статей 28.3, 23.1, 17.14 и 3.8.

Как уже было сказано выше, очередные поправки к кодексу вступят в силу 21 февраля текущего года. Названным законом будет изменено содержание ст. 15.25.