Информационно аналитическое обеспечение вопросов пожарной безопасности. Выполненные ниокр

Активное использование электронной вычислительной техники и АС началось в ПО в первой половине 70-х годов. Диапазон задач, решаемых с помощью АС, широк – от диспетчирования сил и средств ПО и управления средствами связи до административно-хозяйственного управления и пожарной защиты крупных и особо важных объектов.

Применение электронной вычислительной техники было вызвано возросшими требованиями к результативности деятельности ПО и было направлено:

· в области предупреждения пожаров – на обеспечение ритмичности, высокого качества и эффективности надзорно-профилактической деятельности ПО за счет: организации оптимального долгосрочного и оперативного планирования деятельности; построения рационального графика пожарно-технических обследований и проверок, охватывающих всю организационную структуру ПО; контроля за выполнением плановых заданий подразделениями ПО; обеспечения заданного качества пожарно-профилактической работы, благодаря строгому и точному соблюдению технологии надзорно-профилактических операций, повышению производительности труда сотрудников ПО, своевременному применению санкций к нарушителям правил пожарной безопасности;

· в области тушения пожаров – на повышение качества и эффективности деятельности оперативных служб пожаротушения путем: сокращения времени реакции системы на сообщения о пожарах; устранения ошибок в диспетчировании сил и средств ПО; оперативного представления РТП и службам пожаротушения более полных сведений о горящем объекте; организации действенного контроля за несением караульной службы и готовностью сил и средств к боевым действиям; обеспечения максимального использования пожарной техники.

В сфере управления деятельностью ПО с использованием информационных технологий решаются следующие задачи: обработка планово-учетной и хозяйственной информации; создание новых систем передачи данных; учет и подготовка кадров; учет и организация обслуживания пожарной техники; учет средств обеспечения пожаровзрывобезопасности; ведение делопроизводства; сбор и анализ статистической информации; планирование и контроль выполнения мероприятий по направлениям деятельности органов управления и подразделений ПО и др. В общем виде схема автоматизированного управления пожарной охраной приведена на рис. 1.5.

Рис. 1.5. Структурная схема автоматизированного управления ПО

В организации деятельности противопожарных служб особое место занимает информационное обеспечение. В большинстве случаев скорость получения и достоверность информации определяют успех мероприятий по сокращению ущерба от пожаров. В ГПС МВД России сложилась трехуровневая структура информационного обслуживания органов управления.

К первому уровню относятся подразделения ГУГПС МВД России (центрального органа управления ПО), второй уровень управления образуют региональные и областные органы ГПС, на третьем уровне функционируют районные подразделения ПО и пожарные части.

Совокупность информационных потоков в органах и подразделениях пожарной охраны включает в себя:

информационные потоки общего пользования (директивная, организационно-правовая, нормативно-техническая, справочная информация);

специализированные информационные потоки, учитывающие особенности деятельности территориальных органов ГПС и пожарных частей;

архивную информацию органов и подразделений ПО.

Информация общего пользования сосредотачивается в интегрированных банках данных (ИБД), функционирующих на различных уровнях управления.

В интегрированном банке данных федерального уровня накапливается информация, которая используется при планировании и проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов народного хозяйства на федеральном уровне (БД «Пожары», «Техника», «Ресурсы ГПС», «Право» и т.д.).

Важнейшим фактором существенного улучшения информационного обеспечения деятельности ГПС является внедрение информационных технологий на базе компьютерных сетей и обеспечение прямого доступа сотрудников к информации интегрированных банков данных. Компьютерные сети и создаваемые в их составе автоматизированные рабочие места (АРМ) специалистов ПО составляют основу системы информационного обеспечения и предполагают реализацию всех имеющихся информационных связей на всех уровнях управления. Одновременно на основе внедрения систем передачи данных (СПД) с использованием стандартных протоколов предусматривается взаимодействие с другими министерствами и ведомствами и международными пожарными организациями.

В зависимости от назначения автоматизированные системы (АС) подразделяются на информационные, информационно-советующие и управляющие. Подавляющее большинство АС в ПО являются информационно-советующими.

По функциональному признаку наибольшее распространение получили локальные АС , выполняющие функции контроля за деятельностью подчиненных аппаратов, обработку и анализ статистических данных о пожарах, информационно-справочное обслуживание оперативных служб пожаротушения и обработку планово-экономической информации. Эти системы относительно просты и имеют невысокую стоимость.

Более высокую степень автоматизации обеспечивают комплексные АС , осуществляющие на единой технической базе оперативное управление силами и средствами и организационное управление ПО крупных городов и административных центров. Такие системы включают технические средства управления, диспетчирования, обнаружения и сообщения о пожарах и соответствующие технологии обработки информации. Создание сложных комплексных автоматизированных систем связано со значительными финансовыми и материальными затратами и требует решения ряда организационно-методических вопросов по их внедрению, в связи с чем их доля в общем числе автоматизированных систем, используемых в ПО, не превышает 2 %.

Более широкое распространение получили автоматизированные системы на базе микро- и мини-ЭВМ, а затем и персональных компьютеров, которые начали поступать в пожарные части с конца 70-х годов. Такие системы, например, позволяют получать данные обо всех зданиях, находящихся в зоне действия пожарной части, накапливать и обрабатывать информацию о действиях по тушению пожаров и выдавать необходимые статистические данные о работе пожарной части в течение года.

При поступлении сигнала о пожаре на экране отображается подробная информация об объекте, с которого поступил вызов; адрес и маршрут следования к нему. С помощью АС можно проверить состояние пожарной техники, упрощенные и развернутые оперативные планы боевых действий на местах пожаров, готовить описание пожаров, контролировать пожарно-профилактическую работу и получать справочную информацию. Используются также различные системы для обработки информации по учету кадров и финансовой информации.

Возможности информационного обеспечения деятельности ПО существенно расширяются, если в состав программно-аппаратных комплексов включаются специальные информационно-поисковые системы . Для подразделений ПО, дислоцированных в небольших населенных пунктах, разрабатываются простые пакеты программ на основе типовых текстовых процессоров, электронных таблиц и баз данных.

В состав программного обеспечения ПО стали включаться компьютерные системы картографической информации или геоинформационные системы (ГИС). Появление ГИС связано с тем, что традиционные способы обработки и представления информации не обеспечивали возросших потребностей ПО по решению топографических задач, особенно в случаях крупномасштабных и лесных пожаров, а также с общей тенденцией расширяющегося применения графической формы представления информации. Электронные картографические системы позволяют на новом уровне решать традиционные картографические задачи по обеспечению деятельности подразделений ПО, в том числе, подготовке планов пожаротушения и других графических материалов, «привязанных» к местности. Современные аналитические возможности ГИС обеспечивают измерение расстояний, площадей, уклонов, направлений по карте, создание цифровой модели местности и наложение на нее любой доступной информации, расчет статистических показателей и т.д. Наглядность графической информации, визуальное восприятие и возможность проведения оперативных расчетов позволяют руководителю лучше контролировать ситуацию и быстрее принимать необходимые решения.

Широкое внедрение получают микропроцессорные устройства для совершенствования пожарной техники. Микропроцессорами оснащаются устройства управления пожарными автолестницами, что позволяет существенно упростить развертывание автолестницы в боевое положение и исключить возможность возникновения при этом аварийных ситуаций. Для борьбы с пожарами в условиях химического или радиационного заражения разрабатываются автоматизированные комплексы с дистанционным управлением (пожарные роботы), которые позволяют вести борьбу с огнем, не подвергая непосредственной опасности человека. Появление микропроцессорной техники коренным образом изменило характеристики систем пожарной сигнализации . Современные системы имеют режимы самодиагностирования, автоматизированного документирования своей работы и дублирования вышедших из строя блоков и подсистем. Режимы анализа поступающих с датчиков сигналов позволяют отсеять значительную часть ложных срабатываний и повысить надежность работы всей системы.

Усложнение задач, решаемых ПО по защите современных жилых или производственных объектов, требует постоянного совершенствования процессов принятия решений на основе внедрения компьютерных технологий, разработки экспертных систем , способных высокоэффективно решать такие проблемы. Экспертную систему можно рассматривать в качестве средства, обеспечивающего для конкретной предметной области регистрацию знаний человека и доступ к ним. Экспертная система способна оперативно предоставлять разнообразную информацию, эквивалентную совету эксперта в любое время. Первые экспертные системы были внедрены в США для борьбы с лесными пожарами и в Великобритании для проверки выполнения противопожарных требований.

В последние годы цифровые информационные технологии находят все более широкое применение в ГПС МВД России. Растет количество ПЭВМ, используемых в органах управления и подразделениях ГПС, расширяется набор программных средств для автоматизации процессов обработки информации, создаются организационно-правовые и методологические основы компьютеризации противопожарной службы.

Современный этап информатизации ГПС характеризуется наращиванием объема работ по внедрению цифровых информационных технологий и реальному использованию их в практической деятельности ГПС: по вводу в эксплуатацию приобретенных типовых средств информатизации и по инициативной разработке и внедрению оригинальных программных средств. Головной организацией по разработке средств информатизации в ГПС является ВНИИПО МВД России, проводящий также исследования организационно-методических аспектов информатизации и осуществляющий ведение Фонда программных средств ГПС.

Научное обеспечение информатизации ГПС реализуется благодаря широкому комплексу работ, выполняемых на всех этапах жизненного цикла средств информатизации.

На этапе создания средств информатизации:

· определяется реальная потребность в научных исследованиях и разработках средств информатизации на основе сведений о деятельности подразделений ГПС по применению информационных технологий, а также анализа заявок подразделений ГПС на проведение НИОКР в области информатизации;

· производится долгосрочное планирование научного обеспечения деятельности ГПС в области использования информационных технологий;

· осуществляется текущее (ежегодное) планирование (разработка планов НИОКР);

· проводятся плановые исследования при обеспечении высокого научно-технического уровня разработок и эффективности расходования ресурсов, выделяемых на создание средств информатизации;

· разрабатываются ежегодные планы внедрения типовых программно-технических средств информатизации.

На этапе внедрения разработанных средств информатизации:

· проводится опытная эксплуатация создаваемых и модернизируемых средств информатизации в базовых гарнизонах;

· по результатам опытной эксплуатации проводится доработка программных средств с целью придания им статуса типовых программно-технических средств информатизации;

· осуществляется передача типовых программно-технических средств информатизации в подразделения ГПС для их внедрения и практического использования;

· осуществляется организационно-методическая и информационная поддержка подразделений ГПС в применении информационных технологий;

· проводится обучение специалистов-практиков ГПС, им оказывается консультативная помощь.

На этапе практического использования средств информатизации:

· формируются замечания и предложения по совершенствованию эксплуатируемых программных средств;

· подразделения ГПС готовят заявки на проведение работ по созданию и развитию программных средств, а также на внедрение типовых программно-технических комплексов информатизации;

· производится оценка результатов применения средств информатизации подразделениями ГПС, а также их потребности в вычислительной технике.

Основными направлениями функционирования ведомственного Фонда программных средств ГПС является организация приемки и передачи программных средств с оказанием методической и консультативной помощи специалистам-практикам, анализ функционирования действующих средств информатизации и положительного опыта подразделений ГПС в их практическом использовании, подготовка специалистов-практиков к работе в условиях применения современных информационных технологий, разработка организационно-методических документов по внедрению и использованию средств информатизации в деятельности ГПС.

Одним из важнейших направлений работ по сопровождению Фонда программных средств (ФПС) ГПС является приемка разработанных средств информатизации в фонд, а также формирование и актуализация информационных массивов ФПС.

Постоянное пополнение ФПС за счет принятия вновь разрабатываемых программных средств, а также актуализации уже имеющегося в фонде программного обеспечения позволяет в значительной степени удовлетворять потребности подразделений ГПС в области информационных технологий по четырем основным направлениям деятельности:

· оперативно-тактическому;

· надзорно-профилактическому;

· административно-хозяйственному;

· информационно-справочной поддержке.

Сведения о принятых в ФПС программных средствах по состоянию на 1.09.99 приведены в приложении. Большинство принятых в ФПС программных средств сопровождается разработчиками: создаются модернизированные версии, проводятся работы по актуализации банков данных, осуществляется наращивание функциональных возможностей ранее созданных средств информатизации.

Анализ сведений об использовании программных средств показывает, что на практике применяются прежде всего типовые программно-технические средства информатизации, разработанные во ВНИИПО. Наибольшим спросом пользуются такие программные средства, как «Экспертиза», АИС ПБ, АИСС «Право», БД «HIFEX Bank», АРМ «Кадры», АРМ «Техника», АРМ «Гарнизон» и др. Кроме того, значительное количество программных средств разработано и разрабатывается специалистами подразделений ГПС либо сторонними организациями по заказам этих подразделений. Всего за время существования ФПС в органы управления ГПС и их подразделения внедрено около 2300 средств информатизации, из них 244 в 1999 г. (по состоянию на 1.09.99).

В соответствии с приказом МВД России от 10.07.95 № 263 «О порядке внедрения типовых программно-технических средств информатизации органов внутренних дел», ФПС является составной частью Единого территориально распределенного информационного фонда программно-технических средств информатизации органов внутренних дел России (Инфонда). ФПС создан в целях:

· ускорения внедрения новых информационных технологий в деятельность Государственной противопожарной службы МВД России;

· исключения дублирования при создании и внедрении в подразделениях и органах управления ГПС МВД России программных средств различного назначения, а также повышения качества их разработки и практической значимости;

· накопления сведений о типовых программных средствах, их апробации и оценки качества;

· централизованного приобретения и распространения специализированных программно-технических средств информатизации для нужд ГПС МВД России.

На ФПС возлагаются следующие задачи:

· сбор информационных материалов о разрабатываемых, внедряемых или эксплуатируемых в органах управления и подразделениях ГПС программных средствах;

· сбор информации и подготовка аналитических материалов в области использования новых информационных технологий и передовых программно-технических средств для нужд подразделений ГПС;

· получение, учет и хранение программной документации и магнитных носителей;

· проверка работоспособности программных средств, включаемых в фонд;

· информирование пользователей о составе и новых поступлениях в ФПС;

· предоставление сведений по запросам пользователей ФПС;

· пропаганда и распространение научно-технических разработок в области пожарной безопасности;

· разработка методических материалов ФПС, анализ основных характеристик новых программных средств, подготовка рекомендаций по их использованию;

· организация и проведение испытаний программных средств и иных разработок в области новых информационных и коммуникационных технологий, выдача рекомендаций по их использованию в системе ГПС МВД России;

· тиражирование программных средств в области пожарной безопасности;

· анализ потребностей и передача средств информатизации по заявкам органов управления и подразделений ГПС МВД России в установленном порядке;

· передача в органы управления и подразделения ГПС и сопровождение внедренных программно-технических комплексов.

Все материалы ФПС подразделяются на информационный и программный фонды.

Информационный фонд комплектуется:

· информационными и методическими материалами по формированию ФПС;

· массивом учетно-регистрационных данных об используемых и разрабатываемых программных, технических и информационных средствах, банках данных и автоматизированных информационных системах, автоматизированных рабочих местах, информационно-вычислительных сетях;

· информационными материалами о программных средствах и документацией, содержащейся в фонде.

В программный фонд включаются пакеты прикладных программ, операционные системы, типовые проектные решения и другие программные продукты, в том числе лицензионные программные средства, приобретенные (полученные из Инфонда) централизованно.

Максимальное использование цифровых информационных технологий необходимо в целях оперативного управления силами и средствами гарнизонов пожарной охраны крупных городов при поступлении сообщений о пожарах и организации их тушения. В настоящее время разработан базовый комплекс автоматизированной системы связи и оперативного управления пожарной охраны (АССОУПО ). В г. Москве эта система функционирует под названием АСУ-01 . Принципы построения и функционирования этой системы следующие.

В состав АСУ-01 входят функциональные системы нижестоящего уровня: оперативно-диспетчерского управления (СОДУ), оперативно-диспетчерской связи (СОДС), информационно-справочная пожарной безопасности (ИССПБ).

Интеллектуальным ядром АСУ-01 является СОДУ, которая обеспечивает сбор, хранение данных о пожарах, наличии пожарной техники в частях и автоматизированное решение задач по высылке пожарной техники на пожары (формированию оптимального состава техники и маршрутов ее следования).

Технической базой СОДУ являются локальная компьютерная сеть, комплекс передачи информации, терминальное оборудование на рабочих местах диспетчера и в службах УПО, светоплан города, информационное табло коллективного пользования с отображением наличия и состояния пожарной техники в частях. Комплекс передачи информации включает вычислительную технику и средства связи ЦУСС и пожарных частей города.

Система оперативно-диспетчерской связи включает системы телефонной и радиосвязи, которые обеспечивают прием сообщений о пожарах, связь между ЦУСС и пожарными частями, спецслужбами города, охраняемыми объектами и личным составом, находящимся в местах тушения пожаров.

Информационно-справочная система пожарной безопасности содержит сведения о составе и дислокации пожарных частей в гарнизоне, их оснащении пожарной техникой и ее состоянии, охраняемых объектах, транспортных магистралях в городе и их состоянии, статистические данные о пожарах и т.д.

В городах с небольшим населением и малым количеством пожарных частей экономически выгодно иметь АРМ для оперативного управления силами и средствами пожарной охраны. Ниже приведен состав и назначение АРМ «Диспетчер» , разработанное ВНИИПО МВД России. Задачи, решаемые АРМ, сгруппированы в три подсистемы: Мобилизация, Информационное обеспечение служб пожаротушения, Работа с базой данных.

Подсистема Мобилизация содержит комплексы задач: Выезд, Строевая записка, Оповещение, Сбор личного состава, Привлечение сил и средств.

Комплекс Выезд обеспечивает решение задач: Заявка, Обстановка, Передислокация, Техника, Корректировка техники.

Задача Заявка автоматизирует прием первичных и дополнительных сообщений о пожаре, формирование и корректировку проекта приказа на выезд подразделений пожарной охраны и пожарной техники. После обработки сообщения о пожаре на экран выводится проект приказа, в котором определены наиболее рациональный состав пожарной техники для тушения пожара на объекте и ее распределение по пожарным подразделениям гарнизона. При недостатке пожарной техники в боевом расчете на экран выдается сообщение об этом с указанием количества и типов недостающей техники.

Задача Обстановка обеспечивает автоматизацию регистрации всех работ, проводимых подразделениями при тушении пожара, получения справок по пожарам, фиксацию текущего времени работ, проводимых при тушении пожара, и ведение протокола событий. Диспетчер имеет возможность получить дополнительную информацию об объекте: его характеристику, конструктивные особенности, описание чердачных помещений, подвалов (кабельных тоннелей), о пожароопасных особенностях объекта, местах расположения ближайших гидрантов, сведения о наличии на объекте сильнодействующих ядовитых веществ и др.

Задача Техника предназначена для обработки информации о состоянии пожарной техники «ПТ» в гарнизоне, которая отображается на экране терминала по рубрикам: принадлежность к группе ПТ, состояние ПТ, ПТ в боевом расчете, ПТ на тушении пожара, ПТ на выезде, ПТ в резерве, распределение по типам и количеству ПТ в соответствии с рангом пожара, справка о ПТ по запросу.

Комплекс задач Оповещение обеспечивает подготовку отчетных справок для администрации, органов власти, управления и правоохранительных.

Комплекс задач Сбор личного состава обеспечивает формирование и отображение инструкций и необходимых планов организации сбора личного состава гарнизона при крупных пожарах, порядок формирования резерва, порядок действий подразделений по сигналам гражданской обороны.

Комплекс задач Объект обеспечивает выбор из баз данных необходимых сведений об объектах поиск по их основным характеристикам с использованием различных ключей, получение развернутой информации (текстовой и графической о планах пожаротушения на объектах, справки по основным производствам, зданиям, помещениям, а также исследования возможных путей распространения пожаров с оценкой степени их опасности.

Комплекс задач Водоисточники обеспечивает получение информации об основных водоисточниках (гидранты, водоемы) гарнизона, их адресной, объектовой и геодезической привязке, техническом состоянии и характеристиках.

Комплекс задач Службы жизнеобеспечения обеспечивает справочной информацией о службах технического жизнеобеспечения города, инструкциях по организации их работы при ликвидации пожара, функциональных обязанностях сотрудников этих служб.

Приведенные выше материалы показывают, что в конце 90-х годов произошел буквально прорыв в вопросах применения в ГПС цифровых информационных технологий. Дальнейшее развитие этих технологий несомненно связано с широким использованием локальных, региональных, ведомственных и глобальных компьютерных сетей и цифровых систем передачи данных, что позволит повысить качество информационного обеспечения ГПС, организовать дистанционное обучение, проведение конференций, применять АСПВБ в составе различного рода интегрированных систем безопасности объектов, в том числе построенных по новейшей технологии «Интеллектуальное здание». Поэтому в настоящем учебном пособии значительное внимание уделено изложению основ построения и функционирования систем телеобработки данных и систем телекоммуникаций.

В качестве основных направлений дальнейшего внедрения цифровых информационных технологий в ГПС МВД России целесообразно рассматривать следующие:

унификацию и интеграцию АРМов специалистов ГПС;

переход к решению оперативно-диспетчерских и иных управленческих задач с использованием сетевых решений на основе технологии открытых систем, при этом в качестве основного объекта разработки и внедрения информационных технологий должны рассматриваться подразделения ГПС;

повышение уровня и качества разработок на основе применения математических моделей, описывающих поведение объекта управления или изменения параметров среды.

Название документа:
Номер документа: 2450
Вид документа: Приказ Минобрнауки России
Принявший орган: Минобрнауки России
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 10 октября 2011
Дата начала действия: 10 октября 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О совершенствовании работы по информационно-аналитическому и научно-методическому обеспечению ведения вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения мониторинга пожарной безопасности в организациях, подведомственных Минобрнауки России, государственных образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждениях


В целях совершенствования работы по информационно-аналитическому и научно-методическому обеспечению ведения вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения мониторинга пожарной безопасности в организациях, подведомственных Минобрнауки России, государственных образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждениях

приказываю:

1. Возложить на федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный университет приборостроения и информатики" (далее - Университет) информационно-аналитическое и научно-методическое обеспечение ведения вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения мониторинга пожарной безопасности в организациях, подведомственных Минобрнауки России, государственных образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждениях (далее - мониторинг).

2. Ректору Университета Голубятникову И.В. обеспечить выполнение работ, указанных в пункте 1 настоящего приказа.

3. Департаменту развития информационно-коммуникационных технологий (Пронину А.В.) совместно с Департаментом инвестиционного развития и федерального имущества (Толстиковой Е.А.) определить состав информации, представляемой по результатам мониторинга (далее - информация) в единый информационный ресурс Минобрнауки России (далее - ЕИР).

4. Департаменту инвестиционного развития и федерального имущества (Толстиковой Е.А.):

а) осуществлять общее руководство работами, указанными в пункте 1 настоящего приказа;

б) направить в Департамент профессионального образования (Давыденко Т.М.) предложения о включении выполнения работ, указанных в пункте 1 настоящего приказа, в государственное задание Университета;

в) представлять в Департамент развития информационно-коммуникационных технологий (Пронину А.В.) информацию для ЕИР.

5. Департаменту развития информационно-коммуникационных технологий (Пронину А.В.) обеспечить интеграцию представляемой Департаментом инвестиционного развития и федерального имущества (Толстиковой Е.А.) информации в ЕИР.

6. Департаменту профессионального образования (Давыденко Т.М.) учесть при формировании государственного задания Университета предложения Департамента инвестиционного развития и федерального имущества (Толстиковой Е.А.).

7. Признать утратившими силу приказ Федерального агентства по образованию от 7 марта 2007 года N 467 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения".

8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Камболова М.А.

Министр
А.А.Фурсенко



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Минобрнауки России
www.mon.gov.ru
по состоянию на 14.10.2011

О совершенствовании работы по информационно-аналитическому и научно-методическому обеспечению ведения вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения мониторинга пожарной безопасности в организациях, подведомственных...

Название документа: О совершенствовании работы по информационно-аналитическому и научно-методическому обеспечению ведения вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения мониторинга пожарной безопасности в организациях, подведомственных...
Номер документа: 2450
Вид документа: Приказ Минобрнауки России
Принявший орган: Минобрнауки России
Статус: Действующий
Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 10 октября 2011
Дата начала действия: 10 октября 2011

30 советов по Пожарной Безопасности
УМЕЙТЕ ПРАВИЛЬНО ОЦЕНИТЬ ОПАСНОСТЬ Опасность возникновения пожаров в своей собственной квартире. Проверьте, существуют ли в ней источники воспламенения (бумажный хлам, древесина и пр.). Убедитесь в исправности электроустановок, электропроводки. Ознакомьтесь с возможными путями эвакуации, изучите средства борьбы с огнем. ВЫБОР СРЕДСТВА БОРЬБЫ С ОГНЕМ Вы располагаете многими средствами, позволяющими потушить огонь в самом начале: одеяла, грубая ткань, мешковина, емкости с водой. Вы должны уметь сразу ими воспользоваться, знать источники водоснабжения вашего дома, уметь пользоваться огнетушителем. НЕОБХОДИМОСТЬ СТРАХОВАНИЯ ОТ ПОЖАРА Не застраховаться от пожара сегодня - это значит проявить несознательность. В зависимости от суммы страхования гарантируется выплата материальных убытков в результате пожара. ЧИСТОТА И ПОРЯДОК Дом, в котором царят чистота и порядок, защищен от пожара. Слои пыли, пленка жира способствуют распространению огня. Не храните старых вещей, загромождающих вашу квартиру. Чистота и порядок должны стать вашим девизом. ХРАНЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ Храните химикаты в прохладном и хорошо проветриваемом месте. Не ставьте рядом вещества, особенности которых вы плохо знаете: пары, выделяемые некоторыми химическими продуктами, могут образовывать взрывчатую смесь. Не стесняйтесь посоветоваться со специалистами. И обязательно снабдите этикеткой каждую упаковку или банку. НЕНУЖНЫЕ ВЕЩИ НА ЧЕРДАКАХ, В ПОДВАЛАХ И ГАРАЖАХ Освободите ваши подвалы, чердаки и гаражи от ненужных вещей (старых газет, одежды и пр.). Не оставляйте в гараже промасленной ветоши или тряпок, пропитанных легковоспламеняющимися веществами. Будьте осторожны с пролитым маслом. НЕИСПРАВНОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ Любой электроприбор, провод или выключатель рассчитан на определенную силу тока. Если сила тока выше нормы, на которую рассчитана электропроводка, происходит нагрев провода, образование электрических дуг с повышением температуры до 3000 и разброс горящего металла. Этого можно избежать, если не допускать повреждения проводов, небрежного их соединения, коррозии иди загрязнения предохранителей; оголения или плохой изоляции проводов. САМОДЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОПРОВОДКА Электропроводка должна выполняться только квалифицированными мастерами. Никогда не делайте проводку самостоятельно. Не заменяйте плавкий предохранитель на более мощный или на медную проволоку: это нарушает контроль за исправностью электропроводки. ПЕРЕГРУЗКА ЭЛЕКТРОСЕТИ Не перегружайте электросеть, включая одновременно слишком много электроприборов. Не включайте все ваши приборы в одну розетку, из-за перегрузки ее может возникнуть пожар. ЭЛЕКТРОБЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ Не оставляйте электробытовые приборы включенными в сеть в течение длительного времени, они могут перегреться. Не забудьте, что ваш утюг или щипцы для завивки волос включены в сеть: из-за прямого контакта с ними могут загореться расположенные поблизости предметы. Не пользуйтесь неисправными электроприборами. РАЗРЫВ ОБОЛОЧКИ ЭЛЕКТРОННО¬ЛУЧЕВОЙ ТРУБКИ ТЕЛЕВИЗОРА происходит а результате попадания воздуха в ее вакуумное пространство. Почти всегда это случается из-за перегрева телевизионного приемника, ведущего к началу пожара внутри аппарата. Разрыв оболочки создает тягу, что значительно увеличивает размеры пожара. Для того чтобы избежать подобных неприятностей, нужно обеспечить хорошую вентиляцию аппарата (нельзя закрывать отверстия на задней панели телевизора, вставлять его в книжную стенку и т.д.); располагать телевизор вдали от источника тепла (батареи); выключать его при первых же признаках неисправности: увеличения яркости, возрастания числа помех, искажении изображения. Внимание! Потрескивание и появление синеватого дыма свидетельствуют, что разрыв оболочки неизбежен. Немедленно отключите телевизор от электросети. Никогда не чините телевизор самостоятельно. Если разрыв оболочки произошел, нужно отключить напряжение, если это возможно, накрыть телевизор одеялом и полить водой, чтобы он не воспламенился, закрыть окна и двери во избежание притока воздуха и, конечно, вызвать пожарных. КАК ПОТУШИТЬ ОГОНЬ, ЕСЛИ ЗАГОРИТСЯ ЭЛЕКТРОПРОВОДКА ИЛИ ЭЛЕКТРОПРИБОР? Прежде всего нужно прекратить подачу электропитания. После этого сам прибор можно накрыть влажной тряпкой - этим вы затушите пламя. Внимание! Не лейте воду на горящий электроприбор до тех пор, пока не убедитесь, что он не находится под напряжением, в противном случае вы рискуете получить удар током. КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ УТЕЧКУ ГАЗА? Помните, что вы несете ответственность за исправность газового оборудования внутри квартиры. При продаже любой газовый аппарат должен быть снабжен инструкцией по его эксплуатации. Лицо, устанавливающее аппарат, должно выдать вам документ, удостоверяющий, что работы произведены в соответствии с техническими нормами и правилами безопасности. Гибкие шланги должны быть по возможности короткими (не более 2 м) Убедитесь, что они плотно надеты на кран Максимальный срок службы гибкого шланга четыре года (предельный может быть прославлен на шланге), но осторожность требует заменять его каждые два года. Зажимной хомут шланга должен обеспечивать полную герметизацию, но не старайтесь зажимать его слишком сильно, так как это может прорвать шланг и вызвать утечку газа Горящий газ сжигает кислород; поэтому необходимо чтобы в помещении обеспечивалась постоянная вентиляция. Не затыкайте вентиляционные отверстия зимой. СПОСОБЫ ОБНАРУЖЕНИЯ УТЕЧКИ ГАЗА На глаз. На поверхности мыльной воды, налито! вдоль газовых труб, в местах утечки образуются пузырьки. На слух. В случае сильной утечки газ вырываете;со свистом. По запаху. Характерный запах, который выделяет газ, становится сильнее вблизи места утечка Никогда не ищите место утечки газа с помощью открытого пламени. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ УТЕЧКИ ГАЗА Избегайте всяких действий, вызывающих искрение или повышение температуры воздуха в помещении Не трогайте электровыключатели - это тоже может вызвать появление искры. Обеспечьте интенсивно проветривание помещения, открыв все окна. Удалите всех присутствующих. Прекратите, если возможно, подачу газа. Вызовите мастера. Загорелся газ в месте утечки: пока газ горит, нет опасности взрыва. Никогда не задувайте пламя, так как это может привести к катастрофе; газ и воздух образуют взрывчатую смесь, и при наличии источника воспламенения (перегретый металл, горящие угольки, искры, электродуга и т.д.) взрыв неизбежен. Следите за тем, чтобы не загорелись расположенные поблизости от огня предметы Постарайтесь прекратить подачу газа, если это возможно. Обязательно вызовите пожарных. УТЕЧКА ИЗ БАЛЛОНА СО СЖАТЫМ ГАЗОМ Как правило, утечка возникает в месте соединения баллона с гибким шлангом. При таком повреждена можно временно это место накрыть мокрой тряпкой. Если сможете, вынесите баллон на улицу. Если вам это не под силу, хорошо проветрите помещение. Избегайте всяких действий, вызывающа повышение температуры воздуха. Немедленно возвратите баллон поставщику. Огонь на баллоне со сжатым газом. Попытайтесь закрыть кран, обернув руки мокрой тряпкой. Если это невозможно (огонь на прокладке, кран деформировался в результате нагрева), не задувайте пламя, так как это может привести взрыву, немедленно вызовите пожарных постарайтесь предохранить от воспламенения расположенные поблизости от огня предметы. Никогда не переставляйте баллон со сжатым газом, пока он не охладился: от малейшего толчка он может взорваться. ОПАСНОСТЬ В КУХНЕ Каждый четвертый пожар жилого дома начинается на кухне, не оставляйте приготовляемую пищу на огне без присмотра: если вы пользуетесь газовой элитой- сквозняк может погасить горелку, а это приведет к взрыву. Кроме того, различные сорта масла, применяемые для приготовления пищи, могут самовоспламениться при температуре около 450 градусов. Никогда не выливайте горящее масло в раковину. Не пользуйтесь водой, чтобы потушить горящее масло или жир, так как это вызовет распространение огня по всей кухне. Если это возможно, устраните источник энергии (прекратите подачу газа, электротока). Накройте фритюрницу, сковородку или кастрюлю крышкой или мокрой тряпкой, чтобы затушить пламя. Оставьте их накрытыми до полного охлаждения масла, иначе огонь вспыхнет вновь. Тряпка из грубого холста -это огнетушитель домашней хозяйки. Ее следует накинуть на руки, чтобы предохранить их от огня, а затем осторожно опустить на горящий сосуд в развернутом виде, не давая ей контактировать с жидкостью. ЧИСТЯЩИЕ СРЕДСТВА Не храните легковоспламеняющиеся чистящие средства в кухне или другом помещении, в котором есть источник тепла. Одежду чистите только на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. АЭРОЗОЛИ - это сосуды из стекла, сварного металлического листа или штампованного алюминия, которые содержат жидкий газ под давлением. Давление газа на стенку сосуда составляет от 3 до 6 кг/кв. см. Для аэрозолей чаще всего применяется бутан или пропан, которые легко воспламеняются. Поэтому не допускайте нагревания баллона выше 40 градусов. Не распыляйте его содержимое вблизи открытого огня. Не храните аэрозоли поблизости от источников тепла. Не разбирайте баллон и не давайте его детям. Помните: пустой или полный баллон может взорваться от повышения температуры. ИСТОЧНИК ВОСПЛАМЕНЕНИЯ И ГОРЮЧИЕ МАТЕРИАЛЫ Не храните горючие материалы (дерево, уголь) рядом с отопительными приборами. Изолируйте вашу печь от пола и окружите ее предохранительной решеткой. Не ставьте источники открытого огня (свечи, спиртовки) около занавесок. Не накрывайте люстры или настольные лампы бумагой. Не кладите никаких вещей на радиаторы или каминные трубы. Берегите детей! Никогда не оставляйте детей одних. Не оставляйте без присмотра спички или зажигалки. Не пользуйтесь отопительными приборами с открытым пламенем. Не разрешайте детям находится в кухне во время работы отопительных приборов. КУРИЛЬЩИК - ЭТО ПОДЖИГАТЕЛЬ Каждый шестой пожар возникает по вине курильщиков. Чтобы избежать этого, расставьте во всех комнатах пепельницы в достаточном количестве. Они должны быть вместительными и предназначены только для окурков, прежде чем вытряхнуть пепельницу в мусорное ведро, убедитесь, что в ней нет горящих окурков. Никогда не курите в постели. Помните! Большинство пожаров возникает по вине курильщиков, находящихся в нетрезвом состоянии. МОЛНИИ Воздушный электрический разряд - молния - поражает земной шар более 100 раз в секунду. Молния редко поражает дома, имеющие молниеотводы. И все же, когда идет гроза, необходимо принять у себя дома следующие меры предосторожности: избегать сквозняков; держаться подальше от металлических вещей и электропроводки; не касаться электрических выключателей. Установку молниеотвода следует доверять только специалисту. ОГОНЬ В МУСОРНОМ ЯЩИКЕ Накройте загоревшийся мусорный ящик мешковиной или дерюгой, чтобы затушить пламя, и поливайте его водой в небольших количествах (при сильной струе горящие частицы могут разлетаться в разные стороны). Нельзя опорожнять горящий мусорный ящик: приток кислорода может вызвать новую вспышку огня. ОГОНЬ ОХВАТИЛ ЧЕЛОВЕКА Помешайте ему бежать, так как это усилит пламя. Заставьте его лечь на пол (при необходимости сделайте это силой). Накройте его пальто или одеялом, защитив прежде всего голову. Для того, чтобы полностью загасить пламя, устраните всякий приток воздуха под защитное покрытие. ВАШ ДОМ ГОРИТ Не забывайте, что первый враг для вас, как и для пожарных не огонь, а дым, который слепит и душит. Чего никогда не нужно делать. Бороться с пламенем самостоятельно, не вызвав пожарных (если вы не справились с огнем за несколько секунд, его распространение может привести к большому пожару). Тушить пожар, который не может быть потушен имеющимися у вас средствами. Пытаться выйти через задымленный коридор или лестницу (дым очень токсичен, горячие газы могут обжечь легкие). Спускаться по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней (падение почти неизбежно), прыгать из окна (начиная с четвертого этажа каждый второй прыжок смертелен). Что нужно делать. Сохранять хладнокровие. Вызвать или послать вызвать пожарных. Бороться с пожаром в самом его начале, пытаясь потушить не огонь, а то, что горит. Принять необходимые меры спасения жизни. 1-й случай: выходы (коридоры, лестницы - не слишком заполнены дымом). Перекройте кран подачи газа. отключите напряжение в квартире, выкрутив пробки. Закройте все двери в вашей квартире, чтобы избежать притока воздуха и распространения огня. Уходите по наиболее безопасному в данной ситуации пути (вы должны были изучить его в обычной обстановке). Дождитесь пожарных, чтобы информировать их и проводить наместо пожара. Не возвращайтесь в здание без разрешения пожарных. 2-й случай: густой дым заполнил все выходы. Плотно закройте входную дверь вашей квартиры, законопатив все щели мокрыми тряпками (чтобы предохранить проникание дыма). Увлажняя дверь, можно увеличить время ее сопротивления огню. Если дым проник уже в квартиру, держитесь около пола: там всегда есть свежий воздух. Закройте рот и нос влажным платком или полотенцем. Встаньте у окна, чтобы пожарным было известно о вашем пребывании в квартире. Запомните: дубовая дверь толщиной 3 см сопротивляется огню в течение получаса! В городских условиях пожарным нужно меньше времени, чтобы прибыть на место пожара. Огонь на лестничной клетке распространяется только в одном направлении " снизу вверх. Поэтому, обнаружив, что единственный выход блокирован, сохраняйте спокойствие и старайтесь следовать приведенным выше советам. Берегите себя и свое жилище от пожара!

«Информационно-аналитическая
деятельность в области пожарной
безопасности»
Профессор кафедры надзорной деятельности УНК ОНД,
доктор философских наук, профессор
Козлачков Василий Иванович
Тел.раб.: (495) 617-26-37, e-mail:
1

Профессиональная деятельность в условиях информационных перегрузок

1. Переформулирование (старое истолкование и
старое исполнение) новых задач или
переформатирование старых решений под
новую задачу
2. Минимизация задач либо занижение их
значимости, порождающее сомнение в
необходимости их выполнения
3. Отсрочка исполнения задач до появления
обстоятельств, исключающих их актуальность
и необходимость выполнения
4. Отказ от выполнения задачи
5. Невразумительный ответ
9. Использование эталонных решений и
информационных клише
10. Использование опосредованно сходных
либо аналогичных решений и смысловых
конструкций
11. Перевод задачи на другого исполнителя
12. Увеличение количества исполнителей
13. Использование эрзац-информации
14. Имитация деятельности
15. Фальсификация деятельности
6. Положительный ответ без решения вопроса
7. Выполнение с положительным, но
нежелательным результатом
8. Виртуальное решение задач (имитация)
16. Концептуализация деятельности.
Функциональная организация
информационных полей
17. Использование информационных
эквивалентов

Концептуализация профессионально значимой информации

Отбор значимой информации
ФРАГМЕНТАЦИЯ - разделение текста на логически завершенные фрагменты (абзацы,
пункты, статьи и т.п.)
ЭКСТРАГИРОВАНИЕ - упрощение, краткое (реферативное) изложение содержания
выделенных фрагментов (не более 5-7 ключевых слов, кратко отвечающих на вопрос «Что
это такое?»)
ОБОБЩЕНИЕ - группировка кратких (ключевых) текстов по общим признакам (общему
началу) (отвечает на вопрос «Что к чему относится?»)
СИНТЕЗ – агрегирование полученных обобщений (узлов) с целью уяснения смысла (цели)
действий, изложенных в тексте (отвечает на вопрос «Зачем это нужно?»)
ИНТЕГРАЦИЯ – включение (гармонизация) результатов синтеза в комплекс задач,
представляющих определенную область профессиональной деятельности как целое (в
единую смысловую основу – концепцию профессиональной деятельности)
Информационное конструирование

Алгоритм составления формулировок требований пожарной безопасности

Сокращение предыдущих
формулировок до базовых
(ключевых) слов, являющихся
основой формулировок
1
этап
Установление соотношения
ключевых слов и их построение в
смысловой (логический) ряд
2
этап
Составление окончательной
формулировки и ее редактирование
3
этап

Концептуальная модель регулирования отношений в области
пожарной безопасности
Предотвращение пожара
Блок №1
Обнаружение
пожара
Блок №2
Первичные меры по
тушению пожара
Эвакуация людей
Блок №4
Блок №3
Предотвращение
распространения пожара
Повышение
устойчивости здания
Блок №5
Тушение пожара
Блок №6
Блок №7
Полное разрушение здания
Частичное разрушение преград
Пожарные риски
Пожар/взрыв в пределах помещения
Пожар на участке
Накопление опыта и
концептуализация
профессиональной деятельности
Предпринимательские
риски
Взрыв на участке
Информационные
риски
УПРАВЛЕНИЕ
Научно-исследовательская
деятельность
Нормотворческая деятельность
Нормативные
риски
Исследовательские
риски
Освоение накопленного опыта
профессиональной деятельности в
процессе обучения
Квалификационные
риски
Мониторинг, координация и
коррекция профессиональной
деятельности. Повышение
квалификации
Допустимые
риски
Практическая деятельность
Исполнительские
риски

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Обзор состояния пожарной безопасности в музеях Российской Федерации. Оперативно-тактическая характеристика Новосибирского Художественного музея. Предложения по обеспечению пожарной безопасности и организации проведения аварийно-спасательных работ.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2012

    Нормативно-правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности. Анализ организации системы пожарной безопасности в Челябинской области и процесса ее функционирования. Оптимизация мест расположения пожарных частей.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2015

    Общая характеристика зданий здравоохранения. Требования правил пожарной безопасности к учреждениям здравоохранения. Система мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Особенности развития пожара. Организация эвакуации и аварийно-спасательных работ.

    контрольная работа , добавлен 23.07.2015

    Меры по повышению эффективности пожарной безопасности. Описание современных средств и технологий по пожарной безопасности. Регламентирующая документация в области пожарной безопасности. Организация работы ведомственной пожарной охраны в аэропорту.

    дипломная работа , добавлен 26.06.2013

    Задачи и тактические возможности при ведении боевых действий по тушению пожаров и проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. Силы и средства пожарной охраны. Выезд и следование к месту вызова. Требование правил охраны труда.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2014

    Защита жизни и здоровья людей, имущества граждан, организаций и государства от пожаров. Соблюдение законности при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности. Единые правила установления требований пожарной безопасности к объектам.

    реферат , добавлен 29.01.2015

    Причины возникновения пожаров. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электроустановок, проведении техпроцессов, использовании горючих веществ. Огнегасительные средства и техника тушения пожаров. Системы оповещения людей и пожарной сигнализации.

    реферат , добавлен 04.06.2011

    Меры правового характера, направленные на борьбу с пожарами. Работа МЧС России по совершенствованию правового регулирования в области пожарной безопасности. Документы, устанавливающих требования к объектам защиты в области противопожарной безопасности.