Церковные правила исповеди. Что такое исповедь

Исповедь - важное мероприятие в жизни каждого верующего. Честное и искреннее таинство выступает способом общения воцерковленного мирянина с Господом через духовника. Правила покаяния заключаются не только в том, с каких слов начать, когда можно проходить обряд и что надо делать, но и в обязательности смиренности и совестливого подхода к подготовке и процедуре исповедания.

Подготовка

Человек, решивший идти на исповедь, должен быть крещеным. Важное условие - свято и беспрекословно верить в Бога и принимать Его Откровение. Нужно знать Библию и понимать Веру, в чем может помочь посещение церковной библиотеки.

Следует вспомнить и держать в голове, а лучше написать на листок бумаги все совершенные исповедующимся грехи с семилетнего возраста или с того момента, когда человеком было принято православие. Не стоит утаивать или припоминать чужие проступки, винить других людей в собственных.

Человеку нужно дать слово Господу, что с Его помощью он искоренит в себе греховность и загладит низкие свершения.

После надо подготовиться к исповеди. Перед служением нужно вести себя, как примерный христианин:

  • накануне прилежно молиться и перечитывать Библию;
  • отказаться от развлечений, увеселительных мероприятий;
  • прочесть Покаянный канон.

Что нельзя делать перед покаянием

Перед покаянием пост необязателен и совершается только по желанию человека. В любом случае не стоит его проводить маленьким детям, беременным женщинам и больным людям.

Перед таинством христианин воздерживается от физических и духовных соблазнов. Установлен запрет на просмотр развлекательных программ, чтение увеселительной литературы. Воспрещается проводить время за компьютером, заниматься спортом или лениться. Лучше не посещать шумных встреч и не пребывать в многолюдных компаниях, провести дни перед исповедью в смирении и молитве.

Как проходит обряд

Во сколько начинается исповедь, зависит от выбранной церкви, обычно она проходит утром или вечером. Процедура начинается перед Божественной Литургией, во время и сразу после вечернего Богослужения. При условии нахождения под покровительством собственного духовника, верующему позволено договориться с ним в индивидуальном порядке, когда он будет исповедовать человека.

Перед тем, как к священнику выстраивается очередь из прихожан, зачитывается общая генеральная молитва. В ее тексте есть момент, в который молящиеся называют собственное имя. После этого следует ожидание своей очереди.

Не нужно использовать выдаваемые в храмах брошюры с перечислением грехов, как образец по построению собственного исповедания. Не стоит необдуманно переписывать оттуда советы, в чем каяться, важно принимать это как примерный и обобщенный план.

Каяться нужно честно и искренне, рассказывая о конкретной ситуации, в которой было место греху. При зачитывании стандартного перечня процедура становится формальностью и не несет в себе никакой ценности.

Исповедь заканчивается зачитыванием духовником завершающей молитвы. По окончании речи склоняют голову под епитрахилью священника, а затем целуют Евангелие и крест. Закончить процедуру целесообразно прошением благословения у батюшки.

Как правильно исповедоваться

При проведении таинства важно придерживаться рекомендаций:

  • Упомянуть без утайки и покаяться во всяком совершенном зле. Бессмысленно посещать причастие, если человек не готов смиренно избавляться от грехов. Даже если подлость совершена многие годы назад, в ней стоит признаться Господу.
  • Не бояться осуждения со стороны священника , так как причащающийся ведет диалог не со служителем церкви, а с Богом. Священнослужитель обязан хранить тайну причастия, поэтому сказанное на служении останется скрытым от чужих ушей. За годы церковной службы священники отпускали все мыслимые грехи и расстроить их можно только неискренностью и желанием скрыть злые свершения.
  • Держать под контролем чувства и обличать грехи словами. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4). Но слезы, за которыми нет четкого осознания своих свершений, не являются блаженными. Одних чувств недостаточно, чаще всего причащающиеся плачут от жалости к себе и обиды.

    Бесполезна та исповедь, на которую человек пришел для высвобождения эмоций, потому что такие действия направлены только на забытье, но не на исправление.

  • Не прятать нежелание признания своего зла за болезнями памяти. С исповедью «Каюсь, что согрешил помыслом, словом и делом» обычно не допускают до процедуры. Получить прощение можно, если она была полной и искренней. Необходимо страстное желание пройти процедуру покаяния.
  • После отпущения наиболее тяжких грехов не забывать про остальные . Исповедав свои самые злобные свершения, человек проходит самое начало реального пути успокоения души. Смертные грехи совершаются редко и зачастую о них очень жалеют, в отличие от мелких проступков. Обращая внимание на чувства зависти, гордыни или осуждения в своей душе, христианин становится все чище, все угоднее Господу. Работа над искоренением мелких проявлений малодушия сложнее и дольше, чем над искуплением большого зла. Поэтому надо тщательно готовиться к каждой исповеди, особенно к той, перед которой не не получается вспомнить свои грехи.
  • Говорить в начале исповеди о том, о чем сказать труднее остального . Живя с осознанием поступка, за который каждый день человек терзает себе душу, бывает трудно признать его вслух. В этом случае важно помнить, что Господь видит и знает обо всем и ждет только покаяния в содеянном. Это значит, что в самом начале диалога с Богом важно пересилить себя и изложить свой страшный грех и искренне просить за него прощения.
  • Чем содержательнее и лаконичнее исповедь, тем лучше . Надо изложить свои грехи кратко, но емко. Целесообразно сразу переходить к сути дела. Нужно, чтобы священник сразу понимал, в чем желает раскаяться пришедший. Не стоит упоминать имен, мест и дат - это излишне. Лучше всего подготовить свой рассказ дома, записав его, а затем вычеркнуть все ненужное и мешающее пониманию сути.
  • Ни в коем случае не прибегать к самооправданию . Жалость к самому себе заставляет томиться душу и никак не помогает грешнику. Утаивание совершенного зла на одной исповеди не самое страшное, что может сделать христианин. Намного хуже, если подобная ситуация повторяется. Важно помнить, что посещая таинство, человек ищет освобождения от грехов. Но он не добьется этого, если оставит их при себе, каждый раз заканчивая исповедь словами о незначительности некоторых проступков или о их необходимости. Лучше изложить ситуацию своими словами без оправданий.
  • Прикладывать усилия . Покаяние - тяжкий труд, который требует затраты сил, времени. Исповедь предполагает ежедневное превозмогание собственного существа на пути к лучшей личности. Таинство не является легким способом успокоить чувства. Это не постоянная возможность обращаться за помощью в особо тяжкий час, чтобы выговориться о наболевшем, с чистой душой выйти в свет другим человеком. Важно сделать выводы о собственной жизни и поступках.

Перечень грехов

Все совершаемые человеком грехи условно делятся на группы, в зависимости от их содержания.

По отношению к Богу

  • Сомнение в собственной вере, существовании Господа и правдивости Священного Писания.
  • Длительное непосещение святых храмов, исповедей и причастий.
  • Неприлежание при чтении молитв и канонов, рассеянность и забывчивость в их отношении.
  • Неисполнение данных Богу обещаний.
  • Богохульство.
  • Суицидальные намерения.
  • Упоминание в ругани нечистой силы.
  • Употребление пищи и жидкости перед причастием.
  • Несоблюдение поста.
  • Работа во время церковных праздников.

По отношению к ближнему

  • Нежелание верить и помогать спасению чужой души.
  • Неуважение и непочтение к родителям и старшим.
  • Отсутствие дел и побуждений к помощи неимущим, слабым, скорбящим, обездоленным.
  • Подозрительность к людям, ревность, эгоизм или мнительность.
  • Воспитание детей вне соответствия православной христианской вере.
  • Совершение убийства, в том числе аборта, или членовредительства.
  • Жестокость или же страстная любовь к животным.
  • Нанесение проклятия.
  • Завистливость, клевета или вранье.
  • Злопамятство или оскорбление чужого достоинства.
  • Осуждение чужих поступков или мыслей.
  • Соблазнение.

По отношению к самому себе

  • Неблагодарность и небрежность к собственным талантам и способностям, выражающееся в праздной трате времени, лени и пустых мечтах.
  • Отлынивание или полное игнорирование собственных рутинных обязательств.
  • Корысть, скупость, стремление к строжайшей экономии с целью накопления денег или же расточительная трата бюджета.
  • Кража или попрошайничество.
  • Блудность или прелюбодеяние.
  • Кровосмешение, гомосексуализм, скотоложство и подобное.
  • Онанизм (так лучше назвать грех рукоблудия) и просмотр развратных изображений, записей и прочего.
  • Всяческие заигрывания и кокетства с целью обольщения или соблазнения, нескромность и пренебрежение кротостью.
  • Наркомания, распитие алкоголя и курение.
  • Чревоугодие или намеренные истязания себя голодом.
  • Вкушение животной крови.
  • Небрежность отношения к своему здоровью или же чрезмерная им озабоченность.

Для женщин

  • Нарушение церковных правил.
  • Пренебрежительное отношение к чтению молитв.
  • Объедание, курение, пьянство с целью заглушить обиду или злость.
  • Страх старости или смерти.
  • Нескромное поведение, распутство.
  • Пристрастие к ворожбе.

Таинство покаяния и причастия

В Русской Православной Церкви процессы исповеди и причастия неразрывно связаны. Хоть такой подход и не каноничен, тем не менее он практикуется во всех уголках страны. Перед тем, как христианин сможет причащаться, он проходит процедуру исповеди. Это требуется для понимания батюшкой того, что причастие подается адекватному верующему, прошедшему пост перед таинством, выдержавшим испытания воли и совести, не вершившему тяжких грехов.

Когда человеку отпустили его злые свершения, в его душе появляется пустота, которую необходимо заполнить Богом, это можно сделать на причастии.

Как исповедоваться ребенку

Нет особых правил исповеди детей, за исключением достижения ими семилетнего возраста. Ведя в первый раз свое чадо на таинство, важно помнить о некоторых нюансах собственного поведения:

  • Не говорить ребенку о его основных грехах или писать список, что нужно обязательно сказать священнику. Важно, чтобы он готовился к покаянию сам.
  • Воспрещается вмешиваться в церковную тайну. То есть задавать отпрыску вопросы: «как ты исповедуешься», «что сказал батюшка» и тому подобное.
  • Нельзя просить духовника об особом отношении к своему ребенку, расспрашивать об успехах или деликатных моментах церковной жизни сына или дочери.
  • Водить детей на исповедь до наступления их осознанного возраста нужно реже, поскольку велика вероятность превращения исповеди из таинства в рутинную привычку. Это выльется в заучивание наизусть списка своих мелких грехов и зачитывание их каждое воскресенье батюшке.

    Исповедь для ребенка должна быть сопоставима празднику, чтобы он шел туда с пониманием сакральности происходящего. Важно объяснить ему, что покаяние - не отчет перед взрослым человеком, а добровольное признание зла в себе и искреннее желание его искоренения.

  • Не стоит отказывать отпрыску в самостоятельном выборе духовника. В ситуации, при которой ему приглянулся другой батюшка, важно позволить исповедоваться именно у этого служителя. Подбор духовного наставника - тонкое и интимное дело, которому не стоит мешать.
  • Лучше взрослому и ребенку посещать разные приходы. Это позволит дать чаду свободу расти самостоятельным и осознанным, не терпящим гнет чрезмерной родительской опеки. Когда семья не стоит в одной очереди, пропадает искушение подслушать исповедь дитя. Момент, когда отпрыск становится способен к добровольной и искренней исповеди, становится началом пути отдаления родителей от него.

Примеры исповеди

Женская

Я, воцерковленная Мария, каюсь в своих грехах. Я была суеверна, из-за чего посещала гадалок и верила гороскопам. Держала обиду и злобу на близкого. Чересчур обнажала тело, выходя на улицу, чтобы получить чужого внимания. Надеялась соблазнить незнакомых мне мужчин, думала о плотском и непристойном.

Жалела себя, думала о том, чтобы самостоятельно прекратить жить. Ленилась и праздно проводила время за глупыми увеселительными занятиями. Не выдерживала пост. Молилась и посещала церковь реже положенного. Читая каноны, думала о мирском, а не о Боге. Допустила половую связь до брака. Думала о грязных вещах и распускала слухи, сплетни. Думала о ненужности в жизни церковной службы, молитв и покаяния. Прости меня, Господи, за все грехи, в которых я виновна и прими слово о дальнейшем исправлении и целомудренности.

Мужская

Раб Божий Александр, исповедую Богу своему, Отцу, Сыну и Святому Духу, свои злобные свершения от юности до сегодняшнего дня, совершенные осознанно и бессознательно. Раскаиваюсь в греховных помыслах о чужой жене, склонении других к употреблению дурманящих веществ и в ведении праздного образа жизни.

Пять лет назад я усердно отклонялся от службы в армии и участвовал в избиении ни в чем не повинных людей. Высмеивал церковные устои, законы святых постов и богослужений. Я был жесток и груб, о чем жалею и прошу Господа простить меня.

Детская

Я, Ваня, согрешил и пришел просить за это прощения. Иногда я грубил родителям, не выполнял данных обещаний и раздражался. Подолгу играл в компьютер и гулял с друзьями вместо чтения Евангелия и молитв. Недавно нарисовал на руке и огрызнулся, когда крестный отец попросил смыть то, что я сделал.

Один раз опоздал на служение в воскресенье, а после месяц не ходил в храм. Однажды пробовал курить, из-за чего ссорился с родителями. Не придавал нужного значения советам батюшки и старших, специально делал наперекор их словам. Обижал близких мне людей и радовался горю. Прости меня, Боже, за мои грехи, я постараюсь не допускать такого.

Церковная жизнь состоит не только из посещения богослужений. Это лишь малая ее часть. Настоящий христианин должен заниматься духовной работой, для чего Господь установил таинство исповеди. Но многим мешает обычное смущение, люди теряются перед незнакомым батюшкой. Они не знают, как себя вести, что говорить, как правильно называть грехи на . Разберемся, как следует готовиться к этому важному событию, есть ли сугубо «мужские» и «женские» провинности, как правильно каяться.


Что такое исповедь

Традиционное исповедание грехов существует в исторических церквях, католической и православной. Часть протестантских конфессий тоже практикует исповедь, но не делает ее обязательной для всех, кто желает . У большинства же других христианских деноминаций исповедь как таинство вовсе отсутствует. Но эту традицию свято чтут православные.

Случается, человеку просто требуется излить душу. Не всегда он хочет открываться близким людям - ведь они могут узнать что-то неприятное для себя, неправильно понять. Не принято доверительное общение и с незнакомцами. Как же быть в таком случае? Верующие могут прийти в храм, чтобы совершить покаяние (это и есть исповедь).


Как проходит исповедь

Для того, чтобы примириться с Господом, вернуть душе состояние покоя, необходимо прийти в храм и узнать, в какое время проводится таинство. Время в разных храмах устанавливается по-своему.

  • Не следует путать очищение совести с задушевной беседой. Для нее лучше назначить отдельное время.
  • Называть грехи на исповеди надо честно, ничего не утаивая, но избегая излишних подробностей, особенно если речь о плотских прегрешениях.
  • Отвечайте на вопросы священника кратко и не оправдываясь.
  • По окончании духовное лицо прочитает разрешительную молитву. После нее совесть христианина считается такой же чистой, как и сразу после крещения.

Как правило, большинство прихожан на другой день допускаются к , так что совмещают покаяние и телесный пост. Это приносит большие духовные плоды.


Как приготовиться к исповеди

Многие не знают, что говорить на исповеди. Но если должным образом приготовиться, вопрос окажется не таким сложным. Каждый понимает, что такое грех - поступок, совершенный против Божьей воли, нарушение Его заповедей. Христиане также не должны вредить своим ближним - не только физически, но и морально. Даже худое слово, слетевшее с уст в момент гнева, противно . Есть люди, которые считают, что если они никого не ограбили, то и грехов особых у них нет. Это глубокое заблуждение.

Чтобы ничего не забыть, многие прихожане составляют список грехов. Это не запрещено, но он не должен быть копией с чужого.

Какие бывают прегрешения

С первых веков христианства люди пытались понять, что является грехом, а что нет. Духовные отцы исследовали человеческую душу, поясняли, как происходит духовная деградация. Ведь восстание против воли Божьей происходит не за один день. Сначала человек видит что-то неподходящее, затем возникают помыслы («а что в этом плохого»), затем появляются желания и только потом христианин решается на первый шаг. Вот почему следует очень внимательно относиться ко всему в свой жизни.

В творениях святых отцов можно найти множество грехов, но в целом они делятся на две большие категории:

  • против Господа;
  • против окружающих.

Подобная классификация установлена Самим , о чем повествует Евангелие от Матфея (22 глава, стихи 37-40). Если верующий проанализирует свои поступки с точки зрения отношения к Господу и ближним, у него не возникнет вопроса, как надо каяться. Подобные затруднения возникают только от невнимательности к своей душе. Такие прихожане стремятся говорить только о маловажных вещах, избегая серьезных проблем, которые есть у них в жизни.

Чтобы по-настоящему покаяться, требуется определенное мужество. Ведь если вы признали сложности, надо будет что-то сделать для их разрешения, начать борьбу со своими страстями, слабостями, пороками.

Перечень грехов на исповеди для женщин

Хотя люди равны перед Богом, Он создал их с разными целями. Мужчина призван быть наставником, защитником, руководителем. Женщина отвечает за рождение и воспитание детей. Поэтому ее прегрешения могут быть особенными. Наиболее тяжкое - прерывание беременности, неважно на каком сроке. Это считается в православии убийством собственного ребенка, даже если существуют медицинские показания. Вот некоторые другие прегрешения.

  • Недовольство собственной жизнью, стремление приобретать новую одежду и предметы обихода (не по необходимости, а чтобы похвастаться перед подругами);
  • Пристрастие к сладостям, особенным продуктам;
  • Тщеславие (стремление получать похвалу от окружающих, услаждение собственной красотой, выставление на показ своих фотографий);
  • Особенно падки женщины бывают на сплетни, осуждение других, выискивают у ближних грехи, порицают их слабости;
  • Сегодня, к сожалению, многие девушки пьют и курят наравне с мужчинами, не берегут свое здоровье. Разрушение собственного тела также является грехом, ведь оно дано Богом для того, чтобы служить обителью Духа Святого.

По замыслу , мужчина призван оберегать свою мать, жену, сестру. Но и они должны относиться к нему с уважением, быть послушными. Современное общество навязывает стереотип развязной, откровенно одетой и бесстыдной женщины, «охотницы» за мужчинами. Следование этому примеру также является грехом.

Перечень грехов на исповеди для мужчин

Как советует известный православный протоиерей А. Ткачев, не стоит выискивать свои прегрешения, используя длинные списки, состоящие из сотен грехов. Современная жизнь дает каждому из нас все новые возможности согрешать, сегодня они связаны с информационным пространством, социальными сетями. Если погружаться в поиски, то человек может «накопать» множество прегрешений. На этом духовная жизнь мужчины может закончиться, потому что душа его впадет в состояние ступора.

Невозможно человеку на грешной земле достичь абсолютной святости. Грехи можно осознать, только находясь на свету. Справочники в этом не помогают, нужно молиться о том, чтобы послал благодать, дал уразуметь свою нечистоту. Нельзя также полностью считать себя погибшим, ведь Бог готов протянуть грешнику руку помощи. Поэтому прежде всего следует искать не искать прегрешения, а благость и милость Творца.

Чтобы лучше разобраться в себе, можно использовать такой список для мужчин:

  • Имел сомнение в существовании , проявлял маловерие.
  • Ухаживал за замужними женщинами, соблазнял их.
  • Сквернословил, оскорблял окружающих словесно.
  • Пьянствовал, пропивал семейные деньги, употреблял наркотические вещества, курил.
  • Вступал в драки, вел себя вызывающе.
  • Вел себя неподобающе в храме, опаздывал на службу, уходил преждевременно.

Перед христианином не стоит цель перечислить абсолютно все существующие грехи. Корень у большинства из них одинаков - либо маловерие, либо гордыня или приверженность другим страстям. Многие из них сегодня не только не считаются чем-то постыдным, но люди соревнуются в том, чтобы нагрешить побольше (например, кто больше выпьет или соблазнит больше девушек).

Задача мужчины быть опорой для жены и примером для детей. Многие же современные отцы семейства стремятся избегать своих обязанностей, колотят жен, пьянствуют, пренебрегают воспитанием собственных детей. Да и в храме бывают лишь дважды в году, на больших праздниках либо крестинах кого-то из родственников. Веру в Господа они считают чуть ли не слабостью, не хотят соблюдать заповедей. Таким людям следует тщательно пересмотреть свою жизнь.

Даже если после исповеди у вас не наступило облегчение, сдаваться нельзя. Иногда

Православная вера учит христиан, как правильно исповедоваться. Этот обряд связан с древнейшими событиями, когда Апостол Петр покинул архиерейский дом и уединился после того, как осознал свой грех перед Христом. Он отрекся от Господа и покаялся за это.

Так и каждому из нас необходимо осознать свои прегрешения перед Господом и уметь их преподнести священнику, чтобы искренне покаяться и получить прощение.

Чтобы научиться правильно исповедоваться в церкви, необходимо провести подготовку души и тела , и далее мы расскажем вам, как это сделать.

Прежде чем отправиться в церковь, постарайтесь уяснить для себя несколько важных моментов . Особенно, если вы решили исповедоваться первый раз. Итак, какие же вопросы чаще всего возникают у человека накануне исповеди?

Когда можно исповедоваться?

Исповедь означает искренний разговор с Богом через посредничество священника. По церковным канонам, к исповеди привлекают с детства, начиная с семилетнего возраста . Верующие исповедуются после основной службы, возле аналоя. Люди, решившие окреститься или обвенчаться также приступают к исповеди перед Богом.

Как часто нужно исповедоваться?

Это зависит от истинного желания человека и его личной готовности открыто говорить о своих грехах. Когда христианин пришел исповедоваться первый раз, это не значит, что после этого он стал безгрешным. Все мы грешим каждый день. Поэтому и осознание своих действий лежит на нас самих. Кто-то исповедуется каждый месяц, кто-то – перед большими праздниками, а кто-то во время православных постов и перед своим Днем рождения. Здесь главное понимание – зачем это нужно именно мне , какой положительной урок это может преподнести мне в будущем.

Как исповедоваться, что говорить?

Здесь важно обращаться к священнику искренне, без ложного стыда. Что значит это утверждение? Человек решивший искренне покаяться, должен не просто перечислять, какие грехи он сотворил за последние время и тем более, тут же искать им оправдание.

Запомните, вы пришли в церковь не для того, чтобы скрыть свои недобрые поступки, а для того, чтобы получить благословление святого отца и начать свою новую, духовную жизнь .

Если вы уже давно хотите исповедоваться, что говорить священнику вы можете заранее спокойно продумать дома. А лучше – записать на бумаге. Положите перед собой «10 Заповедей», вспомните 7 смертных грехов.

Не забывайте, что гнев, прелюбодеяние, гордыня, зависть, чревоугодие также присутствуют в этом списке. Также сюда относится посещение гадалок и ясновидящих, просмотр по телевидению передач неподобающего содержания.

Как надо одеваться на исповедь?

Одеяние должно быть простым, отвечающим всем законам христианства. Для женщин – закрытая блуза, юбка или платье не выше колена, на голове обязательно платок. Для мужчин – брюки, рубашка. Головной убор обязательно снять.

Можно ли исповедоваться дома?

Безусловно, Бог слышит наши молитвы повсеместно и, как правило, прощает нам в случае истинного раскаяния. Однако в церкви мы можем получить ту самую благодатную силу , которая поможет нам бороться с искушениями в последующих ситуациях. Мы становимся на путь нашего духовного возрождения. И происходит это именно во время Таинства под названием — исповедь.

Как исповедоваться первый раз?

Первая исповедь, как и все последующие разы, когда вы решите исповедоваться в церкви, требует определенной подготовки .

Во-первых, вам необходимо настроиться морально . Будет правильно, если вы какое-то время проведете наедине с собой, обратитесь к Господу с молитвой. Также рекомендуется держать пост накануне исповеди. Исповедь – это как лекарство, которое лечит и тело, и душу. Человек духовно возрождается, приходит к Господу через прощение. Можно приступать к исповеди и без причастия, однако ваша вера в Господа должна быть непоколебимой.

Во-вторых, о проведении Таинства исповеди лучше всего договорится заранее . В назначенный день придите в храм на Богослужение, а по его окончанию отправьтесь к аналою, там где обычно и проходит исповедь.

  1. Предупредите священника, что вы будете исповедоваться в первый раз.
  2. Священник прочитает вступительные молитвы, которые служат некоторой подготовкой к личному покаянию каждого из присутствующих (их может быть несколько).
  3. Далее каждый подходит к аналою, где расположена икона или распятие и совершает земной поклон.
  4. После этого происходит личная беседа священника с исповедником.
  5. Когда подойдет ваша очередь, расскажите о своих грехах с искренним покаянием, не вдаваясь в лишние подробности и детали.
  6. Можете записать на листе бумаге то, что вы бы хотели сказать.
  7. Не бойтесь и не смущайтесь — Исповедь дана для того, чтобы обрести Божию благодать, покаяться за содеянное и больше никогда его не повторять.
  8. По окончании беседы исповедник становится на колени, а священник покрывает его голову епитрахилью – специальной тканью и читает разрешительную молитву.
  9. После этого необходимо поцеловать Святой Крест и Евангелие в знак любви к Господу.

Как причаститься в церкви?

Современному человеку также очень важно знать, как причаститься в церкви, поскольку Таинство Причащения к Святой Чаше соединяет христианина с Богом и укрепляет истинную веру в Него. Причащение было установлено самим Божьим Сыном . В Библии сказано, что Иисус Христос благословил и разделил хлеб между Своими учениками. Апостолы приняли хлеб, как тело Господне. Затем Иисус разделил между апостолами вино, и они выпили его, как кровь Господнюю, пролитую за грехи человечества.

Отправляясь в церковь накануне большого праздника или перед своими именинами, необходимо знать, как правильно исповедаться и причаститься. Это духовное таинство играет в жизни человека такую же важную роль, как обряд венчания или крещения. Причащаться без исповеди не полагается , поскольку их взаимосвязь очень сильна. Покаяние или исповедь очищает совесть, делает нашу душу светлой перед глазами Господа. Поэтому причащение следует за исповедью .

Во время исповеди необходимо искренне покаяться и принять решения начать смиренную, благочестивую жизнь по всем христианским законам и правилам. Причащение в свою очередь посылает на человека Божью Благодать, оживляет его душу, укрепляет веру и исцеляет тело.

Как подготовиться к таинству причастия?

  1. Перед причащением необходимо усердно молиться, читать духовную литературу и держать трехдневный пост .
  2. Накануне вечером рекомендуется посетить вечернее богослужение, здесь также можно исповедаться.
  3. В день причащения необходимо прийти на утреннюю Литургию.
  4. После пения молитвы «Отче наш» к алтарю выносят Святую Чашу.
  5. Вначале причащаются дети, затем взрослые.
  6. Подходить к Чаше необходимо очень осторожно, скрестив руки на груди (правая поверх левой).
  7. Затем верующий произносит свое православное имя и благоговейно принимает Святые Дары – выпивает из Чаши воду или вино.
  8. После чего низ Чаши следует поцеловать.

Живя в современном обществе исповедоваться и причащаться время от времени, должен каждый православный человек, желающий очистить свою душу и приблизится к Господу.

Исповедь - это одно из христианских таинств, когда христианин перед священником раскаивается в своих прегрешениях. Но мало кто из православных знает, как правильно исповедоваться, и что происходит после этого таинства. Священники считают покаяние вторым крещением: при исповедовании человек полностью очищается от грехов.

Греховные деяния в христианстве

Перед покаянием следует знать перечень действий, которые в христианстве считаются греховными. Грехи разделяют по таким критериям:

  • Против Бога.
  • Против себя.
  • Против ближних своих.

Грехи против Господа

Основные прегрешения против Господа должен знать каждый православный человек .

Грехи против самого себя

Можно подумать что грехи против самого себя не так уж важны, это заблуждение, ведь все мы частичка Господа. Мы должны очень бережно относиться к себе , своим мыслям, своему телу. Основные прегрешения против самого себя:

Грехи против ближних своих

Прегрешения против близких людей караются особо сильно. Мы должны относиться к ближним так, как хотим, чтобы относились к нам.

Главные грехи против другого человека:

К верующим женщинам в православной вере особые требования, ведь именно женщина растит детей и она должна привить им любовь к Богу на своём примере. Есть отдельный список грехов для исповеди женщин:

Подготовка к исповеди

Перед тем как идти в церковь, нужно знать как подготовится к исповеди и причастию. Для начала нужно осознать свои грехи и раскаяться в них искренне, иметь большое желание оставить свой грех позади и идти дальше с верой в Господа.

Вы должны понимать, что настоящее исповедование - это больше, чем просто перечислить свои грехи перед священником. Господь и так знает все ваши прегрешения, он ждёт, когда вы сами осознаете свои грехи и искренне пожелаете от них избавиться. Только после истинного раскаяния можно ожидать, что на душе после исповеди станет легче .

Можно взять листок и написать все свои грехи, которые тяготят душу. Исписанный листок можно отдать для прочистки духовному наставнику, но об особо тяжких грехах следует рассказать вслух.

Раскаяние должно быть кратким, не нужно рассказывать всю историю вашей ссоры с близкими, расскажите только о том, как вы осуждали близких или родственников, вашу злость или зависть. Очень хорошая практика каждый вечер перед вечерней молитвой, анализировать прожитый день и приносить покаяние перед иконой.

Чтобы исповедаться нужно предварительно узнать, когда в церкви происходит таинство исповеди. В больших храмах таинство исповеди проводится ежедневно. В тех храмах, где нет ежедневной службы, необходимо ознакомиться с расписанием.

Если после исповеди вам так и не стало легче, вы недостаточно уверовали в Бога, благодать, которая исходит на православного верующего после искреннего раскаяния, вам пока недоступна.

Церковь всегда рада всем людям, которые приходят на исповедь. Даже самые большие грешники имеют право верить в Бога и принести покаяние в своих грехах. Священники обычно очень радушно относятся к прихожанам и помогают им в процессе, подталкивая их на правильные слова и выводы.

Исповедь проводится либо утром, либо вечером. Нельзя опаздывать на таинство, так как оно начинается с молитвы, в которой должен участвовать каждый кающийся. В процессе молебна священник обращается ко всем пришедшим с просьбой назвать своё имя. Женщинам нельзя присутствовать на таинстве во время месячных.

Как правильно исповедоваться, что говорить батюшке, вы можете узнать у своих верующих родителей, которые проходили это таинство не раз. Вы должны знать, хороший духовник всегда поможет и направит вас. Грехи нужно называть кратко, важно назвать все грехи, нельзя произнести одни, а о других умолчать. Если в предыдущем Таинстве вам уже были отпущены грехи, называть их в этот раз не нужно. Всегда исповедуйтесь у одного и того же священника , не стоит искать другого из чувства собственного стыда, поступая так, вы пытаетесь обмануть Бога и самого себя.

В больших храмах, когда очень много желающих исповедаться и нет возможности уделить время каждому, священник может проводить «общую исповедь». Духовник перечисляет самые распространённые грехи и стоящие перед ним каются в этих грехах. Если вы никогда ранее не исповедовались или прошло уже много времени с последнего покаяния, не кайтесь на общей исповеди, дождитесь, когда все разойдутся и попросите его выслушать вас. При индивидуальном отпущении грехов, священник положит вам на голову епитрахиль, которая внешне напоминает шарф, после отпущения грехов он её снимет.

Во время таинства Батюшка может задать вам вопросы, не нужно смущаться, отвечайте спокойно. Вопросы может задавать и прихожанин, не стоит этого стыдиться, ведь исповедь для того и существует, чтобы человек нашёл праведный путь к Богу. После покаяния священник читает молитву об отпущении грехов, а каждый прихожанин целует крест и Евангелие. Если человек готовился заранее к исповеди, священник даёт разрешение на причащение.

Выбирать одежду стоит очень внимательно, мужчины должны быть одеты в брюки и рубашку с длинным рукавом. Женщинам тоже нужно одеваться скромно, верхняя одежда должна закрывать плечи, зону декольте, на голову наденьте платок. Женщинам нельзя краситься на исповедь, не рекомендуется обувать туфли на высоком каблуке, выстоять службу в них будет сложно .

Как подготовиться к исповеди ребёнку

Дети до семи лет считаются младенцами, они могут причащаться без исповеди. Постарайтесь за несколько дней настроить младенца на причастие, читайте Священное Писание или детскую православную литературу. При подготовке уменьшите время просмотра телевизора или компьютера, помогайте малышу молиться. Если ребёнок совершает плохие поступки или сквернословит, нужно его пристыдить.

После семи лет детей можно исповедовать наравне со взрослыми, в церкви есть определённые попущения к детским грехам, так как они могут совершать перечисленные выше грехи случайно.

Как подготовиться к причастию

После исповеди происходит таинство причастия, это может быть проведено в тот же день. Перед причастием нужно три дня соблюдать пост, а неделю перед этим читать акафисты святым и Богородице. Перед причастием нельзя пить и есть, утром после пробуждения нужно прочесть молитвы. На исповеди священник обязательно спросит вас об этом.

Приготовление к причастию также подразумевает отказ от курения, алкоголя и близости с партнёром. Перед этим священным таинством нельзя сквернословить, это очень важно, ведь вы собираетесь принять кровь и тело Господа. Стоя перед Чашей Христовой нужно держать руки скрестно на груди, перед употреблением хлеба и вина нужно произнести своё имя.

В церковной лавке есть много специальной литературы, которая поможет приготовиться к причастию правильно и подготовить к исповеди своего ребёнка.

Помните, что исповедь и причастие должны войти в вашу духовную жизнь. Духовники рекомендуют ходить на таинство исповеди раз в полгода. Как часто это делать решать только вам, но после такого таинства вам станет намного легче и вы освободитесь от мыслей, которые вас тяготят.

иеромонах Евстафий (Халиманков)

Этот вопрос возникает у многих людей, желающих изменить свою жизнь при помощи Церкви и таинства Покаяния. Однако не всегда самостоятельный поиск приводит к правильному ответу. Попробуем дать ответ, исходя из реального опыта священнослужителей Жировицкой обители.

Приходя на исповедь, надо всегда задавать себе четкий и ясный вопрос: зачем я это делаю? Собираюсь ли я менять свою жизнь, что собственно и подразумевает само слово «покаяние» (с греч. метания – изменение ума, мировоззрения, умного подхода ко всему)?

В Таинстве покаяния можно выделить три основных момента или своеобразных покаянных этапа. Только последовательно пройдя все эти этапы, человек может надеяться на победу над грехом в себе. Вспомним притчу о блудном сыне. После того как младший сын получил от отца свою долю и промотал ее, «живя блудно», наступает «момент истины». Становится понятно, что он никому не нужен. И вот тогда-то младший сын вспоминает об отце: «Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!» ().

Итак, первый этап покаяния – это «прийти в себя», задуматься о своей жизни: осознать, что я все-таки неправильно живу и… вспомнить о том, что всегда и в любой ситуации есть выход. И выход этот единственный: Господь. Все мы начинаем вспоминать о Боге только в скорбях, болезнях и т.п. В том числе, и люди церковные: те, кто более-менее регулярно посещают храм, исповедуются и причащаются; даже они вспоминают о Боге – о том, что все проблемы решаются именно в Нем – не сразу.

Второй этап – решимость расстаться с грехом и непосредственное исповедание греха. Блудный сын принимает это единственно правильное решение: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (). Человек уже понял, что так, как он живет сейчас, жить нельзя, поэтому он предпринимает конкретные шаги, чтобы изменить ситуацию.

Господь, подобно отцу из евангельской притчи, ждет каждого из нас. Господь, если можно так выразиться, жаждет нашего покаяния. Никто из нас не заботится о нашем собственном спасении так, как Бог. Каждый из нас, я полагаю, переживал ту радость, облегчение, глубокий мир души после по-настоящему серьезной исповеди? Господь и ждет от нас этой глубины, серьезности по отношению к Себе. Мы делаем шаг навстречу Богу, а Он – несколько шагов навстречу нам. Лишь бы мы решились и сделали этот спасительный шаг вперед… А это как раз и проявляется, прежде всего, в исповеди.

Что мы говорим на исповеди Богу? Это, собственно, и является основной темой настоящей статьи. Начнем с того, что человек иногда даже не понимает, в чем ему каяться: «Никого не убивал, не воровал» и т.д. И если в ветхозаветной системе координат, на уровне десяти Моисеевых заповедей (к которым близки так называемые «общечеловеческие ценности»), мы как-то ориентируемся, то Евангелие остается для нас какой-то далекой, запредельной реальностью, никак не связанной с жизнью. А ведь именно заповеди Евангелия являются для христиан тем законом, который должен регулировать всю их жизнь. Поэтому для начала мы должны потрудиться хотя бы узнать об этих заповедях. Лучше всего читать Евангелие с толкованием святых отцов. Вы спросите: а что, мы сами не сможем самостоятельно понять Новый Завет? Что ж, начните читать, и я думаю, у вас появится масса вопросов. Чтобы найти на них ответы, можно почитать книгу архиепископа «Четвероевангелие». Также можно посоветовать замечательную книгу «Толкование Евангелия» , который весьма удачно синтезировал святоотеческий опыт. Похожий труд принадлежит : «Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного писания». Все эти тексты сейчас без особых проблем можно найти в церковных лавках, магазинах или, во всяком случае, в сети Интернет.

Когда человеку откроется перспектива евангельской жизни, он, наконец, осознает, насколько его собственная жизнь далека от самых элементарных основ Евангелия. Вот тогда-то само собой станет понятно, в чем надо каяться и как дальше жить.

Теперь необходимо сказать несколько слов о том, как нужно исповедоваться. Оказывается, этому тоже надо учиться и, порой, всю жизнь. Как часто слышишь на исповеди сухое, формальное перечисление грехов, вычитанных в какой-нибудь церковной (или околоцерковной) брошюрке. Однажды на исповеди молодой человек прочитал по бумажке среди прочих грехов «любление экипажей». Я у него спросил – представляет ли он, что это такое? Он честно сказал: «Приблизительно» и улыбнулся. Когда выслушиваешь на исповеди эти трактаты, то со временем начинаешь определять первоисточники: «Ага, это из книжки «В помощь кающимся», а это из «Лекарства от греха…».

Конечно, есть действительно хорошие пособия, которые можно рекомендовать начинающим исповедникам. Например, «Опыт построения исповеди» архимандрита или уже упомянутая нами книга «В помощь кающимся», составленная по творениям . Ими, конечно, можно пользоваться, но только с известной оговоркой. Нельзя на них «застревать». Христианин и в исповеди должен прогрессировать. К примеру, человек может годами ходить на исповедь и, как хорошо заученный урок, твердить одно и то же: «Согрешил делом, словом, помышлением, осуждением, празднословием, нерадением, рассеянностью на молитве…» – далее следует определенный набор так называемых общих грехов так называемых церковных людей. В чем здесь проблема? Да в том, что человек отвыкает от духовной работы над своей душой и постепенно привыкает к этому греховному «джентльменскому набору» настолько, что почти ничего уже не чувствует на исповеди. Очень часто человек прячет за этими общими словами реальную боль и стыд от греха. Ведь одно дело скороговоркой пробормотать, среди прочего, «осуждением, празднословием, просмотром плохих изображений», и совсем другое – мужественно обнажить конкретный грех во всем его безобразии: поливал грязью коллегу за его спиной, упрекал своего друга за то, что не одолжил мне денег, смотрел порнофильм…

Можно, конечно, впасть и в другую крайность, когда человек погружается в мелочное болезненное самокопание. Можно дойти до того, что исповедник будет даже испытывать удовольствие от греха, как бы вновь его переживая, или же начнет гордиться: вот, мол, какой я глубокий человек со сложной и богатой внутренней жизнью… О грехе надо сказать главное, суть его, а не, простите, обсмактывать…

Также полезно напомнить, что когда мы исповедуем какие-либо грехи, то тем самым берем на себя обязательство их не совершать или, по крайней мере, бороться с ними. Просто поговорить о грехах на исповеди – великая безответственность. Некоторые при этом начинают еще и богословствовать: у меня нет смирения, потому что нет послушания, а послушания нет, потому что нет духовника, а духовников сейчас хороших не найти, потому что «последние времена» и «старцев нашему времени не дано»… Иные начинают вообще исповедоваться в грехах своих родственников, знакомых… только не в своих. Лукавая наша природа пытается таким образом даже на исповеди оправдать себя перед Богом и «свалить» вину на кого-нибудь другого. Поэтому грех надо действительно… оплакать на исповеди, обнажить без утайки всю его мерзость – обличить. Если человеку стыдно на исповеди, то это добрый знак. Значит, благодать Божия уже коснулась души.

Иногда человек кается (даже со слезами на глазах) в том, что съел в постный день непостный пряник или искусился супом с подсолнечным маслом… При этом совершенно не замечает, что живет уже много лет во вражде с невесткой или мужем, безразлично проходит мимо чужой беды; совершенно наплевательски относится к своим семейным или служебным обязанностям… Слепцы, не видящие дальше собственного носа, «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» ()!.. Это касается именно тех людей, которые считают себя воцерковленными, ходят не один год (или даже десятилетие) в храм Божий и… живут при этом в каком-то придуманном ими самими мире – там нет Бога, потому что нет главного: любви к людям. Как Господь Иисус Христос обличал нас в этой нравственной слепоте и скорбел о «закваске фарисейской и саддукейской», которой все мы более или менее поражены… Девчонку, зашедшую в в брюках, или подвыпившего парня сразу видим и, как коршуны, набрасываемся на них: пошли вон из нашего храма!..

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» ().

Итак, исповедоваться надо конкретно, лаконично, безжалостно по отношению к себе (к своему «ветхому человеку»), ничего не утаивая, не приукрашивая, не умаляя грех. Сначала нужно исповедовать самые грубые, самые постыдные, отвратительные грехи – решительно вываливать эти грязные замшелые камни из дома души. Затем уже собирать остальные камешки, выметать, выскабливать по сусекам…

Готовиться к исповеди нужно заранее, а не наспех, кое-как, уже стоя в храме. Можно готовиться за несколько дней (этот процесс на церковном языке называется говением). Подготовка к Таинствам Исповеди и Причастию – это не только пищевая диета (хотя это тоже важно), но и глубокое исследование своей души, и молитвенное призывание Божией помощи. Для последнего, кстати, предназначено так называемое Правило к Причастию, которое может быть разным в зависимости от уровня воцерковления христианина. Убежден, что заставлять человека, делающего первые шаги в Церкви, вычитывать все большое правило на непонятном для него церковнославянском языке – это «налагать бремена неудобоносимые» (). Мера поста и молитвенного правила должна быть согласована со священником.

Теперь рассмотрим третий этап покаяния, наверное, самый сложный. После того как грех осознан и исповедан, христианин должен своей жизнью доказать покаяние. Это означает очень простую вещь: не совершать больше исповеданный грех. И вот тут-то начинается самое сложное, самое мучительное… Человек думал, что, поисповедовавшись, испытав опыт благодатного утешения от исповеди, все выполнил, и теперь, наконец, можно наслаждаться жизнью в Боге. Но, оказывается, все только начинается! Начинается жестокая борьба с грехом. Вернее, она должна бы начаться. На деле же часто человек пасует перед этой борьбой и снова впадает в грех.

Хотелось бы обратить ваше внимание на одну странную (на первый взгляд) закономерность. Вот человек поисповедовался в каком-то грехе. К примеру, в раздражении. И почему-то сразу – или в этот день, или в ближайшее время – снова находится повод для раздражения. Искушение тут как тут. Даже иногда в еще более тяжелой форме, чем это было до исповеди. Некоторые христиане поэтому даже боятся часто исповедоваться и причащаться – боятся «усиления искушений». Но в том-то и дело, что Господь, принимая наше покаяние, дает нам возможность доказать серьезность нашей исповеди и на деле это покаяние осуществить. Господь предлагает своеобразную «работу над ошибками», чтобы человек на этот раз не поддался греху, а поступил правильно: по-евангельски. И самое главное – человек уже вооружен на борьбу с грехом благодатью Божией, полученной в Таинстве исповеди. В меру нашей искренности, серьезности, глубины, проявленной на исповеди, Господь дает нам и Свою благодатную силу для борьбы с грехом. Нельзя упустить этот божественный шанс! Не надо бояться новых искушений, надо быть к ним готовым, чтобы мужественно встретить их и… не согрешить. Только тогда будет поставлена точка в нашей покаянной эпопее и будет одержана победа над каким-то отдельным грехом. Очень важен этот момент – необходимо сосредоточиться на борьбе, прежде всего, с каким-то отдельным грехом. Как правило, мы начинаем искоренять в себе самые очевидные, грубые грехи – такие, как блуд, пьянство, наркотики, табакокурение… Только исторгнув из своей души эти грубые грехи, человек начнет видеть в себе остальные, более тонкие (но не менее опасные) грехи: тщеславие, осуждение, зависть, раздражительсность…

Оптинский старец преподобный так говорил по этому поводу: «Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого надо ежедневно проверять свою совесть…». Не только на исповеди надо каяться в грехах, но хорошо, если христианин вечером, перед сном, например, вспомнит прожитый день и покается перед Господом в своих греховных мыслях, чувствах, намерениях или устремлениях… «От тайных моих очисти меня» (), – молился псалмопевец Давид.

Итак, необходимо сосредоточиться на конкретном грехе, который действительно мешает жить, тормозит всю нашу духовную жизнь, и ополчиться на этот грех. Постоянно исповедовать его, бороться с ним всеми доступными нам средствами; читать творения святых отцов о способах борьбы с этим грехом, советоваться с духовником. Хорошо, если христианин найдет себе со временем духовника – это большая помощь в духовной жизни. Нужно молиться Господу, чтобы Он сподобил такого дара: настоящего духовника. Не обязательно это должен быть старец (да и где их, старцев, найдешь в наше время?). Достаточно найти трезвомыслящего, знакомого со святоотеческим преданием священника, обладающего хотя бы минимальным духовным опытом.

Исповедь должна быть регулярной (как и причастие Святых Христовых Таин). Частота исповеди и Причастия индивидуальна для каждого человека. Этот вопрос решается с духовником. Однако, в любом случае, христианин должен хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться. Это важно именно потому, что душа регулярно засоряется всяким греховным хламом. Ни у кого не возникает вопросов, почему нужно регулярно умываться, чистить зубы, показываться врачу… Точно так же и душа наша нуждается в бережном уходе за ней. Человек – целостное существо, состоящее из души и тела. И если за телом мы ухаживаем, то о душе – увы! – часто совсем забываем… Именно в силу вышеуказанной целостности человека нерадение о душе сказывается потом и на телесном здоровье, да и вообще на всей жизни человека. Исповедоваться можно (и нужно!) и чаще (без Причастия), по мере необходимости. Заболит – сразу ведь бежим к врачу. Поэтому надо помнить, что и в храме нас всегда ждет Врач.

Да, инерция греха велика. Навык ко греху, который вырабатывался годами, не может не тянуть человека на дно. Страх перед этим навыком сковывает нашу волю и наполняет душу унынием: нет, я не могу победить грех… Так теряется вера в то, что Господь сможет помочь. Человек месяцами, потом годами ходит на исповедь и кается в одних и тех же трафаретных грехах. И… ничего, никаких положительных изменений.

И вот здесь очень важно помнить слова Господа о том, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (). Употреблять усилие в христианской жизни означает бороться с грехом в себе. Если христианин будет действительно бороться с собой, то скоро ощутит, как от исповеди к исповеди спрут греха начинает ослаблять свои щупальца и душа все свободнее начинает дышать. Нужно – необходимо, как воздух! – ощутить этот вкус победы. Именно жестокая, непримиримая борьба с грехом усиливает в нас веру – «и сия есть победа, победившая мир, вера наша» ().