В случае расторжения госконтракта заказчик обязан. Одностороннее расторжение контракта заказчиком: порядок и особенности

Законодательство о государственных закупках позволяет заказчику и исполнителю в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора. При этом сторонам следует придерживаться определенного регламента.

В идеальном варианте процедура проведения государственной закупки стартует с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. При этом сам факт заключения государственного не означает его успешного исполнения. Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и исполнителя, что потребует от другой стороны решительных действий в виде одностороннего расторжения контракта.

Все случаи расторжения государственных контрактов регулируются положениями:

  • «О контрактной системе в сфере государственных закупок товаров, работ и услуг…» (в частности, частями 8-26 ст. 95);
  • Гражданского кодекса;
  • иных нормативно-правовых актов.

Различают следующие виды расторжения государственных контрактов. С точки зрения инициатора процесса выделяют расторжение по инициативе заказчика или по инициативе поставщика. С позиции условий реализации данной процедуры можно выделить:

  • расторжение госконтракта по соглашению сторон;
  • по инициативе одной из сторон в одностороннем порядке;
  • в судебном порядке.

Расторжение договора в одностороннем порядке позволяет избежать длительных судебных разбирательств.

Статья 95 44-ФЗ указывает, что расторжение контракта в одностороннем порядке допускается при допущении стороной существенных нарушений. В результате ущерб от исполнения контракта превышает выгоду от него.

Право на одностороннее расторжение договора сторон должно быть прописано в заключаемом контракте.

Расторжение госконтракта по инициативе заказчика происходит по правилам Закона 44-ФЗ по одной из следующих причин:

  1. Поставщик нарушил свои обязательства по контракту .
  2. Исчезновение потребности в предмете закупки или иные основания, которые не связаны с нарушением условий контракта или условий, прописанных в ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.
  3. Поставщик или товар не соответствует установленным требованиям закупки (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  4. Предоставление поставщиком недостоверной информации о себе или товаре (п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  5. Расторжение инвестиционного контракта , в соответствии с которым было создано производство поставляемого товара на территорию РФ (п. 2 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).
  6. Расторжение государственного контракта со встречными обязательствами поставщика-инвестора , в соответствии с которым осуществляется производство поставляемого товара (п. 3 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ).

При возникновении условий, которые содержатся в пп. 3-6, заказчик должен незамедлительно приступить к процедуре одностороннего расторжения контракта. Если он этого не сделает, то заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа до 20 тыс. р.

Гражданский кодекс (ст. 523) содержит такие основания для отказа от контракта: поставка товаров ненадлежащего качества, неустранение в разумные сроки существенных недостатков, нарушение сроков поставки товара и оказания услуг.

Поставщик также может расторгнуть контракт, но такая возможность должна быть закреплена за ним договором. Перечень причин для отказа от исполнения контракта по инициативе исполнителя содержится в Гражданском кодексе. В их числе такие нарушения заказчиком взятых на себя обязательств по контракту:

  1. Заказчик не выкупает или не заказывает услуги в тех объемах, которые ранее были оговорены.
  2. Заказчик неоднократно нарушал сроки оплаты .
  3. Заказчик не принимает товар или отказывается его принять (согласно п. 3 ст. 484 ГК РФ).
  4. Заказчик отказывается в принятии и товара (по п. 4 ст. 486 ГК РФ).
  5. Заказчик не перечисляет очередной платеж за проданный товар (п. 2 ст. 489 ГК РФ).
  6. Заказчик не застраховал полученный товар , хотя по условиям договора должен был это сделать (согласно ч. 2 ст. 490 ГК РФ).
  7. Заказчик не внес предусмотренную договором предоплату (п. 2 ст. 487, ст. 328 ГК РФ).

Таким образом, заказчик должен обладать веской причиной для расторжения государственного контракта, без которой его действия могут признать неправомерными.

Порядок отказа от заключения контракта по инициативе заказчика

При одностороннем отказе от исполнения контракта следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Проведение экспертизы, которая бы подтвердила несоответствие товара, работы или оказанной услуги требованиям (согласно ч. 10 ст. 95 44-ФЗ). Стоит отметить, что подобная экспертиза не является обязательной и выполняется по желанию .
  2. Принятие решения об отказе от исполнения контракта и оформление его в письменном формате.
  3. Публикация принятого заказчиком решения в (ЕИС) по ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
  4. Оповещение исполнителя контракта о принятом решении в течение 3 дней после его публикации . Это можно сделать по почте, в виде факса, электронного письма, телеграммы и пр. При этом нужно сохранить доказательства факта своевременного оповещения поставщика.
  5. Дождаться получения уведомления о вручении поставщику решения . Если же информирование исполнителя по указанным контактам в контракте невозможно, то он считается уведомленным в течение 30 дней после публикации в ЕИС.
  6. В течение 10 дней после получения решения у исполнителя есть возможность реабилитироваться . За этот срок он должен устранить существенные недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (согласно ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  7. Если отмеченные недостатки были устранены, то заказчик не расторгает контракт и отменяет ранее принятое решение.
  8. Решение об одностороннем отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления (по ч. 13 ст. 95 44-ФЗ).
  9. Компенсация понесенных затрат заказчика на проведение экспертизы исполнителем (по ч. 14 ст. 95 44-ФЗ).
  10. Публикация сведений о расторжении договора в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).
  11. Поставщик будет включен в реестр недобросовестных (РНП) после расторжения контракта . Передача сведений заказчиком в данный реестр (за его ведение отвечает ФАС) является его обязанностью, а не правом (согласно (ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104). Сведения в реестр нужно передать в течение 3 дней.

Информация о недобросовестном исполнении своих обязательств исполнителем будет находиться в реестре в течение 2 лет (согласно ст. 104 44-ФЗ). Это сделает невозможным его участие в в указанный период, так как отсутствие информации о поставщике в реестре в большинстве случаев является обязательным условием для подачи заявки на конкурс.

Порядок отказа от заключения контракта по инициативе поставщика

Обычно своим правом на отказ от контракта в одностороннем порядке пользуются заказчики. Но иногда на такой шаг вынуждены идти и сами поставщики.

Процедура расторжения государственного контракта по инициативе подрядчика (поставщика) проводится по схожему алгоритму:

  1. Принимается решение об отказе от исполнения контакта (согласно ч. 19 ст. 95).
  2. Заказчику направляется соответствующее уведомление по почте заказным письмом или другими каналами связи.
  3. Факт вручения уведомления и дата поступления информации о расторжении контракта подрядчиком в обязательном порядке фиксируется .
  4. Решение об отказе от контракта вступает в силу через 10 дней после уведомления заказчика (по ч. 21 ст. 95 44-ФЗ), если заказчиком за этот срок не были устранены недостатки, которые привели к необходимости расторжения контракта (ч. 22 ст. 95 44-ФЗ). Иначе поставщик ранее принятое решение об отказе.
  5. Информация о расторжении договора публикуется в ЕИС (ч. 26 ст. 95 44-ФЗ).

Поставщик также вправе обратиться в суд с требованием компенсировать ему полученные убытки в результате недобросовестного исполнения заказчиком своих обязательств.

При несоблюдении предусмотренного законом алгоритма расторжения госконтракта стороны могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа.

Обжалование отказа в контролирующих органах

В том случае, если победитель закупки считает, что заказчик незаконно и без должных причин отказался от контракта либо допустил любые другие нарушения (не вернул обеспечение по договору в положенный срок или не проинформировал поставщика о своем решении должным образом), то тот вправе обратиться за защитой своих интересов в контролирующие инстанции. Такие функции выполняет Федеральная антимонопольная служба.

Для обжалования действий заказчика необходимо обратится в инстанцию в течение срока действия контракта, иначе жалобу можно будет подать только в суд. Жалоба должна иметь письменную форму. К ней прикладываются документы, подтверждающие обоснованность требований поставщика (обычно это копия протокола об отказе от заключения контракта).

Если в ходе проверки ФАС выяснится, что заказчик нарушил требования законодательства, то его обяжут аннулировать решение об отказе от заключения контракта.

Как отменить закупку по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Отмена заказчиком госзакупки может происходить в двух основных вариациях: до размещения извещения о ее проведении и после.

Если было принято решение об отмене закупки до появления извещения о ней в ЕИС, то следует придерживаться такого алгоритма действий:

  1. Принятие официального решения об отмене закупки .
  2. Оформление такого решения в письменной форме: издание приказа об исключении процедуры закупки и изменения плана-графика проведения закупок. Его должен подписать руководитель государственной инстанции.
  3. Внесение соответствующих правок в план закупок и план-график и передача сведений в ЕИС.
  4. Сведения в ЕИС должны появиться в течение 3 дней после публикации приказа .

Таким образом, процедура отмены госзакупки до ее публикации предельно простая.

Должностным лицам важно учитывать один момент: если лот отменили еще на стадии планирования, но сведений об этом не передали в ЕИС, то виновникам грозит штраф в размере 5-30 тыс. р. (согласно ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Если информация о государственной закупке уже была размещена в ЕИС, то последовательность действий будет отличаться:

  1. Принимается решение об отмене закупки . Это необходимо сделать как минимум за 5 дней до окончания подачи заявок в рамках конкурсов и или за 2 дня при запросе котировок (при запросе предложений отмена недопустима). Нарушение данных сроков допускается в случае наступления обязательств непреодолимой силы (стихийных бедствий, забастовок и других чрезвычайных событий, которые невозможно предвидеть заранее).
  2. Оформление решения в виде приказа .
  3. Размещение информации об отмене в ЕИС в день издания приказа .
  4. Оповещение участников закупки о принятом решении по контактам , которые они предоставили при формировании заявок.
  5. Возврат обеспечительных мер участникам, если таковые были ими внесены . Это нужно сделать в течение 5 рабочих дней после отмены тендера. Если при закупке использовалась ЭЦП, то за разблокировку и возврат обеспечения на лицевой счет подрядчика должен отвечать оператор площадки.
  6. Информация о внесении изменений в план-график закупок вносится в течение 1 рабочего дня после ее отмены .

Административный кодекс содержит ответственность для заказчиков за нарушение сроков размещения информации в ЕИС (по ст. 7.30) и за несвоевременный возврат внесенного обеспечения по заявке (по ст. 7.31.1). Ответственность за снятие лота заказчику не грозит.

Таким образом, односторонний отказ от исполнения договора допускается, если это предусматривает подписанный сторонами контракт. Для этого одна из сторон должны допустить серьезные нарушения при исполнении своих обязательств в рамках контракта. Односторонний отказ позволяет в оперативном режиме аннулировать ранее достигнутые договоренности. Правила процедуры отказа от контракта содержатся в 95 ст. ФЗ-44.

Заказчик и поставщик имеют право на расторжение контракта в одностороннем порядке. Основания указаны в ст. 95 44-ФЗ. Об алгоритме расторжения контракта в одностороннем порядке в 2019 году расскажем в статье.

Расторжение договора по 44-ФЗ в одностороннем порядке

Контракт можно расторгнуть несколькими способами: по договоренности между сторонами, по суду, а также в одностороннем порядке. Первый вариант - это мирное решение конфликта. Расторжение одной из сторон возможно, если в контракте есть такой пункт.

Нужно понимать, что такая возможность есть не только у заказчика, но и у поставщика, если госзаказчик нарушает обязательства.

Когда может заказчик

Основания прописаны в ст. 95 44-ФЗ и ст. 523 ГК РФ. У заказчика должны быть веские причины: существенные нарушения со стороны поставщика. Например, если он не раз срывал сроки поставки, поставлял товар плохого качества. Иногда заказчик обязан расторгнуть договор в одностороннем порядке:

  • поставщик подал ложную информацию и только благодаря этому выиграл;
  • продукция не соответствует закупочной документации;
  • расторгнут инвестиционный контракт на товар, произведенный или модернизированный в РФ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Что касается сроков, то у заказчика есть право расторгнуть контракт в любое время до сдачи результата работы (ст. 717 ГК РФ). При этом он должен оплатить все товары, работы и услуги, по которым претензий нет. Обратите внимание: если назначена экспертиза, расторгнуть контракт заказчик может, только если существенные недостатки подтвердит эксперт.

Пошаговая инструкция по расторжению контракта

Заказчик издает решение об одностороннем расторжении контракта и публикует в ЕИС. Ему дается 3 дня на то, чтобы уведомить поставщика. Способ уведомления может быть любым - по почте, факсом, электронным письмом. Главное, чтобы можно было подтвердить получение информации адресатом. По закону, контракт считается расторгнутым спустя 10 дней после этого.

Как отразить в ЕИС

После расторжения контракта в одностороннем порядке по 44-ФЗ заказчик должен отразить этот факт в реестре контрактов в течение 3 дней, в отчете в течение 7 дней, в также опубликовать решение в ЕИС в течение 1 дня. Как разместить информацию о расторжении контракта в реестре контрактов, расскажем далее.

На главной странице реестра контрактов на вкладке «Исполнение» в контекстном меню контракта нажмите на «Исполнение (расторжение) контракта». Для формирования информации о расторжении контракта на вкладке «Общая информация» выберите тип документа «Информация о расторжении контракта». Заполните поля:

  • «Дата расторжения контракта»;
  • «Основание расторжения контракта»;
  • «Наименование документа, являющегося основанием расторжения контракта»;
  • «Дата документа»;
  • «Номер документа»;
  • «Дата вступления в силу уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя), уведомления заказчика»;
  • «Причина расторжения контракта».

Затем переходите на вкладку «Исполнение контракта». Если организация-заказчик - бюджетное учреждение, при формировании информации о расторжении контракта страницу «Исполнение контракта» заполнять не нужно.

Если на вкладке «Общая информация» была установлена отметка в поле «Наличие информации о требовании в адрес банка об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии», на вкладке «Расторжение контракта» установите отметку «Информация о прекращении обязательств поставщика, обеспеченных банковской гарантией».

Добавьте документы в разделе «Прикрепленные файлы». Далее нажмите на кнопку «Готово». Сформированная информация отобразится на вкладке «Документы» карточки контракта. Для размещения информация о расторжении необходимо выбрать пункт «Подать на размещение».

Судебная практика

В качестве примера возьмем решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-205120/17-43-1824 от 09.06.2018. Администрация поселения Первомайское в городе Москве заключила с ООО «ПрофТоргСтрой» контракт на ремонт дорог. Компания справилась в срок, однако заказчик без объяснения причин отказался от взятых на себя обязательств. Подрядчик дважды направлял документы на подпись, но ответа не дождался. Не было ни оплаты, ни мотивированного отказа от приемки. В итоге подрядчик решил, что претензий к его работе нет. Сумму задолженности в 7 млн 945 тыс. руб. он попытался взыскать с заказчика через суд.

Суд напомнил сторонам, что отказ от контракта возможен только в установленных законом случаях. Однако в нашем случае никаких существенных нарушений не было, поскольку заказчик не предъявил претензии. После начала судебного разбирательства заказчик внезапно активизировался и подал на ООО «ПрофТоргСтрой» встречный иск. Он обвинил компанию в нарушении сроков, СНиП и ГОСТов.

Что касается отказа от контракта, заказчик нарушил процедуру, установленную законом. Он не разместил документы ЕИС, не направил уведомление подрядчику, не проводил сверку расчетов. При этом суд учел и то, что ни одной претензии по пятой дороге администрация не направляла. В итоге суд удовлетворил требование подрядчика об оплате контракта.

Также рассмотрим пример из судебной практики, когда контракт в одностороннем порядке расторг исполнитель - Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-37913/2018 от 26.06.2018. Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (ФГБОУ ВО СПбГАУ) и АО «Союзпечать Северо-Запад» заключили госконтракт на услуги по подписке на газеты, журналы и другие периодические издания. Исполнитель обязался завершить оказание услуг 31.12.2017.

Нужно ли расторгать контракт, если поставщик в период исполнения контракта прекратил деятельность как индивидуальный предприниматель и открыл ООО?

Отвечает Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

Да, нужно. В такой ситуации заказчик расторгает контракт по соглашению сторон и проводит новую закупку на остаточный объем товаров.

Менять контрагента в ходе исполнения контракта можно только в случае, если к новому поставщику переходят права старого при реорганизации юрлица. Такое правило закреплено в части 5 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Поскольку индивидуальный предприниматель не юридическое лицо, это правило к нему неприменимо.

Адресом доставки всех периодических изданий значилась библиотека университета. Однако печатные издания не поставлялись по адресу, указанному в контракте, а частично передавались через отделение почты России с нарушениями сроков и объемов поставки, а также без оформления каких-либо сопроводительных документов. Представителям заказчика приходилось самим обращаться в отделения почты России, несмотря на то что контракт включал расходы исполнителя на доставку изданий непосредственно в университет.

Любопытно, что в свою защиту исполнитель сослался на существующий на тот момент договор поставки периодических печатных изданий между заказчиком и ФГУП «Почта России». Мол, раз уж такой договор есть, в рамках него могут доставлять и его издания. Причем исполнитель никакого отношения к этому договору не имел.

По состоянию на 31.08.2017 исполнитель не оказал услуги по поставке периодических изданий по 38 позициям спецификации. В итоге заказчик потребовал пени в сумме 31.635 руб. 25 коп. Платить исполнитель отказался, сославшись на то, что издания якобы поставлялись в срок. Правда, никаких подтверждающих документов не предоставил. Это противоречит условиям контракта. Факт оказания услуг должен быть подтвержден актом, подписанным обеими сторонами.

Несмотря на спорную ситуацию, исполнитель выставил заказчику несколько счетов авансом, что не предусмотрено условиями контракта. При этом все счета и акты не содержали сведений о количестве фактически поставленной печатной продукции и ее стоимости в отчетный период. Получается, что исполнитель по какой-то причине единолично принял решение по определению размера ежемесячных платежей, разделив стоимость контракта на 5 месяцев оказания услуг с августа по декабрь, при этом необоснованно исключив из периода обслуживания срок с 15 по 31 июля 2017 года.

Спустя некоторое время исполнитель уведомил заказчика об одностороннем отказе исполнения контракта с 01.11.2017 года. Кроме того, он направил заказчику досудебную претензию с требованием оплатить оказанные услуги в общей сумме 63.620 руб. 42 коп. Никаких актов и счетов с указанием фактически поставленной печатной продукции за отчетный период исполнитель не приложил. Позже он уведомил заказчика об изменении периода одностороннего отказа от исполнения контракта - с 01.12.2017 года. А также отметил, что акты сверки расчетов подписывать не будет. Заказчик в свою очередь разместил сведения о расторжении контракта с 01.12.2017 года на официальном сайте ЕИС.

К слову, заказчик сообщил о готовности оплатить фактически поставленную печатную продукцию после предоставления документов первичного бухгалтерского учета. Письмо с приглашением на сверку расчетов исполнитель проигнорировал. Спустя время заказчик повторно предложил исполнителю представить товарные накладные, акты и счета на фактически поставленную продукцию и явиться на сверку расчетов, но этого так и не произошло. В итоге контракт был расторгнут с 01.12.2017 года в связи с односторонним отказом исполнителя.

В исковых требованиях АО «Союзпечать Северо-Запад» потребовало расторгнуть контракт и взыскать с заказчика 43.377 руб. 56 коп., внесенных в качестве обеспечения, а также возмещение суммы фактических расходов в размере 120.674 руб. 05 коп. Однако удовлетворять иск суд не стал. Он напомнил исполнителю, что договор может быть расторгнут по решению суда только при существенном нарушении условий другой стороной. Однако проблема в том, что на момент обращения в суд договор уже был расторгнут. Повторно сделать это суд просто не мог. Спорный договор уже прекратил свое действие, как и обязательства по нему. Учитывая тот факт, что контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, суд решил, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Вложенные файлы

  • Дополнительное соглашение о расторжении контракта.docx
  • Соглашение о расторжении контракта.docx
  • Требование о расторжении контракта.docx
  • Перечень случаев расторжения контракта заказчиком.doc

    Расторжение государственного контракта по соглашению сторон по 44-ФЗ является санкционированным, если на это согласились обе стороны, имеется решение суда либо же есть причина мотивированного одностороннего отказа. Процедура заканчивается по заранее указанным в договоре обстоятельствам и сопровождается подписанием оферты. При этом в одностороннем порядке прекращение деловых отношений в масштабе государства данного типа не предусмотрено, в других ситуациях отношения аннулируют со штрафными санкциями.

    В каких случаях допускается

    Расторжение контракта по соглашению сторон на основании Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) – это наиболее оптимальный вариант решения несогласованных вопросов.

    Статьей 95 ч. 8 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта происходит в 3 случаях:

  • по взаимному соглашению сторон;
  • по судебному решению;
  • в ситуации одностороннего отказа в соответствии с гражданским законодательством России.

Как расторгнуть контракт по соглашению сторон

Эта возможность отмечена в ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Но о самом процессе и порядке процедуры не сказано ничего. Поэтому обратимся к ГК РФ. В ч. 1 ст. 450 ГК говорится, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусмотрена по умолчанию, даже если в содержании документа не прописан этот пункт. Помимо того, в Законе № 44-ФЗ нет указания на то, что подобные сведения вносятся в контракт в обязательном порядке. Следовательно, все ссылки заказчика на то, что порвать контракт нельзя, из-за того что в нем нет упоминания о такой возможности, неправомерны.

Когда договор прекращают по соглашению сторон

Документ по взаимному согласию возможно расторгнуть только в определенных ситуациях, которые предусмотрены ст. 451 ГК РФ. Причем обстоятельства, которые способствуют этому, должны быть вескими. Назовем типы таких обстоятельств:

  • одна из сторон не нуждается в дальнейшем сотрудничестве, поскольку убеждена в невозможности выполнения определенной задачи;
  • последующее сотрудничество не имеет смысла (снос здания, затопление территорий, принятие запрещающего закона и т. д.);
  • партнер не может к сроку исполнить свои обязательства и предлагает расторгнуть договор, не дожидаясь негативных последствий.

Прекращение контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон: порядок действий

Сначала нужно разобраться, стоит ли вносить в контракт возможность его расторжения по соглашению сторон. Как правило, это не обязательно. Подобное условие существует по умолчанию.

Порядок действий при прекращении регламентируется статьями ГК РФ:

  1. Составить соглашение о расторжении соответствующего документа и отправить его партнеру на подпись. Оно оформляется аналогично контракту.
  2. Получив подписанный документ, скрепить его своей подписью.
  3. Контракт считается расторгнутым с момента его подписания обеими сторонами или же с той даты, которая в нем указана.
  4. Последний этап – это внесение сведений о расторжении документа в реестр контрактов. Это требуется сделать в течение 3 дней. Вносят дату прекращения, основание, а также наименование, дату и номер соглашения. Детально описывать причину не нужно – лишь указать код «01».

Что делать, если одна из сторон не подписывает документ о расторжении? Вы вправе направить требование прекратить договор в судебный орган. Однако это осуществимо по истечении периода, который был отведен на подписание данной бумаги. Срок указывается в самом договоре, в противном случае он будет составлять 30 дней.

Оформление

Согласно законодательству, требования, которые предъявляются к оформлению соглашения о прекращении договора, минимальны, а форма стандартна для большинства аналогичных документов.

При оформлении нужно обратить внимание на наличие следующих пунктов:

  • шапка;
  • основная часть;
  • реквизиты.

В шапке обязательно приводят:

  • место и дату подписания;
  • данные сторон и их должности.

Если один из партнеров – частное лицо, нужно написать паспортные данные, юрлицо – наименование компании.

В основной части указывают:

  • причину расторжения – в данном случае это согласие обеих сторон;
  • дополнительные требования партнеров друг к другу (если есть);
  • дату вступления в силу документа;
  • количество экземпляров.

Если в документе не указана дата вступления в силу, по умолчанию прекращение соответствующего договора наступает во время его подписания.

Условия

В случае прекращения договора путем подписания соглашения по обоюдному согласию сохраняются условия:

  • предполагающие оговоренные операции (гарантийные обязательства);
  • регламентирующие отношения.

Последствия

На основании ст. 453 ГК РФ единственным последствием для сторон при расторжении документа считается отсутствие взаимных обязательств (за исключением оговоренных гарантийных). Заказчик не вправе внести данные о бывшем партнере в реестр поставщиков из черного списка.

В одностороннем порядке

Возможность расторжения в случае одностороннего исполнения предусмотрена ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, при условии что нужные сведения были внесены в контракт в период его заключения. Иначе прекращать договор придется в суде.

Прекращение в одностороннем порядке Закон № 44-ФЗ предусматривает:

  • если в процессе исполнения стало известно, что поставщик не соответствует предложенным в документе требованиям к участникам закупки;
  • когда поставщик дал недостоверные сведения о своем соответствии заявленным требованиям.

Односторонний отказ от исполнения договора: образец

Решение об одностороннем отказе исполнения включает следующие данные:

  • наименования поставщика и заказчика;
  • номер контракта;
  • положение законодательства, на основе которого было принято решение;
  • факт правонарушения;
  • результат экспертизы;
  • суть требования.

Последствия одностороннего прекращения договора

На основании ст. 453 ГК РФ в случае прекращения действия договора обязательства сторон разрываются. Поставщик не вправе требовать возврата того, что уже было исполнено им до расторжения документа. Причем если основанием для прекращения послужило значительное нарушение условий договора одной из участвующих сторон, иная сторона наделена правом требовать возмещения убытков, которые были получены по вине первой.

Данное правило распространяется как на подрядчиков, так и на заказчиков. Контракт может включать отдельный перечень последствий его прекращения, в дополнение к списку, который установлен законодательством. Если прекращение действия документа в одностороннем порядке осуществляется по инициативе подрядчика, последний будет обязан заплатить лишь сумму нанесенного ущерба.

Расторжение договора в суде

Контракт разрывают в судебном порядке в ситуации, если одностороннее исполнение не предусмотрено в самом документе, а также если стороны не могут прийти к согласию. Каковы последствия в этом случае? Если судебный орган принял решение о прекращении договора по вине поставщика, сведения о нем вносят в реестр недобросовестных исполнителей. Стоит приготовиться и к уплате судебных издержек и штрафов. Если виноват заказчик, то он оплатит все, включая предусмотренный контрактом штраф.

Таким образом, в случае прекращения действия договора по соглашению сторон во избежание последующих спорных моментов необходимо обращать внимание на ряд условий: соблюдение формы этого документа; отсутствие обязательств, которые продолжают свое действие, таких как ответственность за правонарушения и гарантийные сроки. Расторжение производится в письменном виде, а содержание документа должно отражать намерения сторон в полной мере.

Вы сэкономите силы и время, если обратитесь за помощью в оформлении данной бумаги к нашим специалистам. Как уберечься от негативных последствий, объясняют юристы портала, информация доступна для использования на веб-сайте Правовед.RU.

Сфера обеспечения государственных и муниципальных нужд постоянно требует пристального внимания и тщательной регулировки с законотворческой точки зрения в силу своей специфичности.

Но прежде напомним, что основными участниками рассматриваемых правоотношений являются:

  • заказчик, представляющий федеральные, региональные или муниципальные интересы;
  • исполнитель - компания, победившая в торгах.

Основным средством, регулирующим хозяйственные отношения указанных сторон, выступает договор. При разработке условий договора участники, в свою очередь, обязаны опираться на актуальную нормативно-правовую базу, которую на сегодняшний день составляют:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Федеральный Закон № 44 РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Оба нормативных актов предусматривают вынужденную меру защиты управомоченных сторон договора против контрагентов, не исполняющих условия контракта. В их числе:

  • прекращение договора по взаимному соглашению сторон;
  • прекращение сделки в судебном порядке;
  • расторжение договора в одностороннем порядке одним из участников сделки.

И если подход к средствам борьбы с недобросовестным подрядчиком можно счесть надлежащим, то единоличное прекращение договорных обязательств заказчиком нуждается в более взвешенном подходе со стороны законотворцев в связи с недостаточной проработанностью современных правовых механизмов.

Причины расторжения контракта в одностороннем порядке заказчиком

Вышеуказанные законодательные акты и, в частности Закон № 44-ФЗ презентован в качестве способа устранения коррупционной составляющей из сферы государственных закупок. Так, в целях предотвращения злоупотреблений со стороны заказчика на законодательном уровне предустановлены основания для единоличного досрочного расторжения договора. Часть из них зависит от компетентности и добросовестности поставщика:

  • существенные нарушения исполнения взятых на себя поставщиком обязательств;
  • исполнитель предоставил ложную информацию о своей деятельности и не соответствует уровню, предъявляемому к участникам государственных торгов.

Кроме того, некоторые основания для одностороннего расторжения контракта заказчиком проистекают из самого документа:

  • право сторон на однонаправленное расторжение контракта должно быть указано в самом контракте;
  • в иных случаях указанное право неразрывно связано с юридической конструкцией самого договора.

Методы регулирования рассматриваемого вопроса проистекают из буквального понимания термина «одностороннее расторжение». Это означает следующее:

  • сделка окончательно прекращена с того момента, когда противоположная сторона получила надлежащее уведомление о решении по расторжению договора;
  • для применения своих прав сторона, решившая прекратить договорные отношения, не нуждается в обращении в суд, равно как не требуется согласие «отказного» контрагента.

При этом нельзя не заметить, что нормы Закона № 44-ФЗ содержат возможность для реализации легальных схем, способных полностью устранить законную конкуренцию. В частности, этому способствует право заказчика на одностороннее расторжение контракта, в ряде случаев практически ничем не ограниченное.

Расторжение контракта заказчиком по 44 ФЗ и ГК РФ

Так, буквальное понимание некоторых статей Закона № 44-ФЗ позволяет клиенту пользоваться основаниями для одностороннего отказа, предусмотренными Гражданским кодексом и в частности статьей 717. При этом реализация этого права сопровождается следующими особенностями:

  • не требуется наличие вины со стороны исполнителя.
  • расторжение же контракта заказчиком допускается на любом этапе исполнения договора до сдачи окончательного результата работ.

Как подтвердило Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ, Гражданский кодекс императивно установил право сторон на однонаправленный отказ от исполнения договора, и это право не может быть ограничено соглашением участников договора.

Это означает, что если стороны заключили договор, отвечающий следующим условиям:

  • указано право заказчика на единоличное прекращение контракта;
  • но не содержится никаких ограничений этого права,

заказчик может в свободном порядке расторгнуть заключенный договор с подрядчиком, выигравшим аукцион на оказание услуг для государственных нужд. В этом случае даже санкции, применяемые к заказчику в других ситуациях, могут оказаться неэффективными. Рассмотрим их подробнее, это:

  • право поставщика на отзыв решения заказчика в случае устранения поставщиком ошибок, повлекших за собой расторжение контракта.

Очевидно, что воспользоваться этим правом не удастся, поскольку заказчик может не предъявлять к подрядчику никаких требований и не называть причин расторжения договора.

  • право поставщика на возмещение убытков, причиненных подобным решением.

Сложность в применении этого права заключается в следующем:

  • убытки - достаточно труднодоказуемая правовая категория;
  • в случае удовлетворения иска убытки оплачиваются из соответствующего бюджета, а не лично заказчиком;
  • разработана оптимальная схема минимизации этих расходов за счет расторжения контракта в самом начале реализации сделки.

Иными словами, несмотря на то, что законодатель лишил заказчика возможность самому выбирать подрядчика, он все же оставил представителям государственной власти методы манипулирования рынком исполнения заказов для государственных нужд.

Обжалование одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

Поскольку одностороннее расторжение контракта в юридической практике рассматривается как сделка, то, как любую другую сделку, его можно оспорить в судебном порядке. Обжалованию чаще всего подвергаются следующие действия госзаказчика:

  • нежелание заказчика забрать решение об отказе в случае устранения выявленных нарушений по исполнению контракта в установленные законом сроки.

В этом случае следует помнить, что удовлетворение иска по данному поводу само по себе еще не означает восстановления договорных отношений.

  • обязательное внесение «отказника» в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Этот факт не может не сказаться на карьере поставщика в сфере государственных закупок. Односторонний отказ заказчика от исполнения контрактных обязательств влечет за собой не только материальный ущерб, но и наносит вред деловой репутации исполнительного подрядчика. Главная трудность может заключаться в определении предмета оспаривания, в случае если заказчик воспользовался правом расторжения договора без указания причин.

Кроме того, решение о включении компании в РНП выносит антимонопольная служба, а значит, существует необходимость в обжаловании не только действий заказчика, но и приговора ФАС. При этом правовая практика свидетельствует о необходимости выполнять все обязательства по расторгаемому договору и устранению недочетов, на которые указывает заказчик, вплоть до возбуждения производства по иску. Это связано с проверочными действиями представителей антимонопольной службы на предмет:

  • надлежащего исполнения работ по спорному контракту,
  • мер, которые предпринимались для ликвидации причин расторжения договора.

Решение заказчика об одностороннем расторжении контракта: правовая помощь

Как видно, оспаривание неправомерных действий представителей государственного заказа возмездного оказания услуг достаточно трудоемко и требует привлечения значительных отраслевых знаний, обширного опыта, навыков и деловых связей.

Учитывая заведомое неравенство переговорных возможностей поставщика и заказчика, имеет смысл говорить об актуальности квалифицированной юридической помощи для более слабой стороны, т.е. подрядчика. МЮЦ «Адвокат Дигин, Воротников и партнеры» несколько лет оказывает стабильную юридическую поддержку в ситуациях злоупотреблений со стороны заказчика, противоречащих самой идее законодательства о государственных закупках - создание стимула для участия в них.

Сайт компании по оказанию юридических услуг юридическим лицам:

ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА. ОБРАЩАЙТЕСЬ! ПОМОЖЕМ! ОПЛАТА ПО РЕЗУЛЬТАТУ!

Расторжение госконтракта стандартная процедура, предусмотренная законодательством. Государственный контракт расторгается в нескольких случаях: по решению суда, по договоренности и в одностороннем порядке.

Практика показывает, что расторжение госконтракта – ситуация достаточно частая и возникает по объективным причинам:

Невозможность выполнить обязательства по независящим от исполнителя причинам (например, заказчик не может определиться с выбором товара),

У заказчика больше нет необходимости в поставке товаре или предоставлении услуги, на которые заключен контракт,

Различные форс-мажоры (например, природные катастрофы).


Расторжение обязательств по соглашению сторон – оптимальный вариант решения недоговоренностей


При сложившихся на практике ситуациях, когда обязательства стороны не могут выполнить в силу объективных причин, расторжение госконтракта по соглашению сторон – самая безболезненная процедура. Расторжение госконтракта по соглашению сторон по ФЗ-44 происходит на основании письменной договоренности.


При этом стороны не имеют права требовать возмещения того, что уже было исполнено по договору. Соглашение на расторжение контракта по соглашению сторон имеет установленную форму. В ней обязательно прописываются пункты:

О факте расторжения контракта с указанием его реквизитов,

Пункт о взаиморасчетах поставщика и заказчика на момент расторжения контракта с указанием полной стоимости,

Фиксируется дата прекращения двусторонних обязательств,

Об отсутствии взаимных претензий,

Подписи и реквизиты обеих сторон.


Соглашение о расторжении госконтракта составляется в двух экземплярах и выдается заказчику и поставщику. При необходимости, обе стороны имеют право внести в соглашение необходимее дополнительные пункты. Односторонний отказ от госконтракта это чаще всего конфликтная ситуация, более сложная юридическая процедура, но она имеет место быть, если при подписании контракта этот пункт был указан.


Реализация права на односторонний отказ от исполнения договоренностей


Расторжение государственного контракта может быть требованием, как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, юридически она строго регламентируется. Каждая из сторон имеет право на односторонний отказ от исполнения госконтракта. Но на практике чаще всего такая ситуация приводит к конфликту сторон.


Кодекс гражданского права РФ предусматривает ситуацию, что одна из сторон может принять решение об одностороннем прекращении договорных обязательств, но только на законных основаниях. Именно поэтому такая возможность предусматривается заранее и прописывается еще при заключении контракта.


В случае грубого нарушения договорных обязательств каждой из сторон, которые ведут к значительным финансовым потерям второй стороны – основная причина, дающая право на реализацию права одностороннего прекращения выполнения договорных обязательств.


В ходе действия контракта заказчик обнаружил несоответствие сведений об исполнителе (например, нашел его в списке неблагонадежных), он вправе прекратить в одностороннем порядке договорные соглашения. Или при заключении контракта поставщик воспользовался подложными документами.


У поставщиков есть право расторгнуть договор со своей стороны. Но для этого важно соблюсти два правила при оформлении документов:

Прописать пункт о возможности расторжения контракта,

В одностороннем порядке поставщик разорвать контракт не может, это условие выполняется только при наличии такого же права у заказчика.


Реализация права заказчика


Для установления нарушений выполнения обязательств по контракту заказчик должен провести экспертизу. Если факт нарушений пунктов договора установлен, поставщику направляется письменное уведомление о расторжении контракта:

Для этого нужно отравить заказное письмо с уведомлением,

Отправить электронное письмо.


Заказчику обязательно нужно убедиться, что его уведомление получено противоположной стороной. В письме указываются причины, которые являются веским основанием для расторжения договоренностей. При отсутствии веских причин, заказчик не имеет прав на предъявление претензий.


Законодательством установлен 10-днейвный срок для устранения поставщиком предъявленных претензий. Если они в течение этого времени устранены, заказчик должен отменить решение о прекращении действия договора. Отменить такое решение заказчик может только единожды. Если нарушения повторяются, у поставщика есть все шансы попасть в реестр недобросовестных подрядчиков.


Существует множество ситуаций, когда заказчику нужно отказаться от договора в одностороннем порядке. Законодательство предусматривает такие ситуации. Но для этого заказчик должен выполнить ряд требований. При нарушении юридической процедуры одностороннего расторжения госконтракта он будет оштрафован антимонопольным органом.


Реализация права поставщика


Поставщик имеет такое же право расторгнуть договор по причине невыполнения договорных обязательств. Этот пункт должен быть прописан при заключении государственного контракта. В этом случае процедура проводится в том же порядке, что и при прекращении договора со стороны заказчика.


Противоположная сторона уведомляется о расторжении контракта письмом и в десятидневный срок должна устранить замечания. Для любой из сторон при расторжении государственного контракта предусматривается возмещение только финансовых убытков, возмещение морального ущерба законодательством не предусматривается.


Право заказчика и поставщика на отказ может быть мотивированным (условным) и немотивированным (безусловным). Мотивированный отказ от контракта связан с грубым нарушением условий договора. Немотивированный отказ тоже является правом заказчика (поставщика), его личным желанием, при условии возмещения фактических убытков.


Кроме этого, у поставщика есть право обжаловать решение исполнительных органов о расторжении контракта и внесении его в «черный список». Он может обратиться со встречным заявлением о том, что со своей стороны тоже является инициатором расторжения договоренностей. Это происходит в том случае, если он не был уведомленным о решении заказчика официально.


Когда ответчик считается официально уведомленным


Контракт не может быть расторгнут одной стороной без официального уведомления противоположной стороны. Официально уведомленным ответчик считается:

Отправитель получил официальное уведомление о вручении извещения, в котором сообщается о расторжении договора,

Отправителю вернулось письмо с отметкой о том, что указанный адресат отсутствует,

По истечении 30 дней с момента появления отказа заказчика от контракта в единой информационной системе.

Возможные последствия расторжения госконтракта


После расторжения контракта все договорные обязательства между сторонами договора аннулируются. Последствия такого решения в большей степени отразятся на исполнителе (поставщике) договорных обязательств, которые были прекращены по инициативе заказчика. Появление в «черном списке» - серьезный удар по его репутации.