Трудовая миграция в ссср: что это было. Миграции населения в современной россии

Процессы миграции населения всегда играли важную роль в жизни России и ее отдельных регионов, обеспечивая освоение территории страны, перераспределяя население и трудовые ресурсы. Особенно велико было значение миграций в XIX-XX веках. На протяжении длительного исторического периода государственная миграционная политика занимала одно из центральных мест во внешней и внутренней политике России и была направлена на решение проблем, связанных с заселением новых земель, освоением природных ресурсов новых территорий.

Для истории России характерны массовое расширение осваиваемой территории, массовая колонизация во всех направлениях, где этому не было достаточно мощных природных и общественных препятствий. Постепенно роль государства в расширении территории России возрастала. Однако миграционная политика отличалась противоречивостью: власть то поддерживала миграцию на новые земли, то ей препятствовала, а часто смотрела сквозь пальцы на серьезные нарушения собственных запретов на переселение.

Население Московского государства сложилось в результате упадка Киевской Руси, что вызвало передвижение от центра Киевской Руси к ее окраинам. В период своего максимального расширения страна почти в 50 раз превышала существовавшие некогда собственные минимальные размеры. С конца XVI века за век с небольшим территория Сибири, присоединенная к России, в 11 раз превысила Европу. В целом миграционные процессы проходили в условиях низкой плотности населения. В XVI веке Европейская Россия в 10 раз уступала по данному показателю Германии и в 20 раз - Франции.См.: Ахисзер А.С. Диалектика урбанизации и миграции в России //Общественные науки и современность. Журнал. 2000. №7. С. 24-25.

За 300 лет существования династии Романовых на юг Европейской России переселилось 11 млн. человек. До XIX в. Россия имела незаселенные территории - свободные земли Центрально-земледельческого района, Южного Приуралья и Новороссии. Первые меры по заселению Сибири относятся еще к 1590 г. В XVI в. казаки основали Тобольск, Березов, Обдорск; в XVII в. - Петропавловск-Камчатский. Эти меры вызывались сознанием необходимости создать осязаемые признаки русского владычества во вновь приобретенных краях. С того же времени правительство начало пользоваться Сибирью для выдворения преступников, имели место миграция беглых крестьян, казачьих переселений и иммиграция. Отчетливая миграционная (в большей степени иммиграционная) политика начала проводиться уже в конце XVII века, когда Россия начала активно привлекать иностранцев для заселения и освоения огромных территорий. См.: Кабузан И. М. Естественный прирост, миграция и рост населения Европы и Российской империи в XVIII - начале XX века // Отечественная история. 2001. №2. С.155.

Во времена царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) иммиграция в Россию приобретает массовый характер. В 12-13 главах «Наказа» (своеобразной программы нового царствования) говорится о необходимости максимального роста населения и колонизации пустынных пространств. В 1762-1764 гг. издаются специальные манифесты и указы, направленные на привлечение иностранцев на пустующие земли между Доном и Волгой (в декабре 1762 г. - манифест «О свободном поселении иностранцев в России», в 1763 г. - второй манифест и императорский Указ «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, селиться, где пожелают»). Когда иностранцы стали приезжать, составлялся «Поименный список отправляемых в Россию иностранных поселенцев». Наиболее существенными льготами были: освобождение от уплаты налога и другие льготы по платежам и в казну, причем сроки устанавливались дифференцированно, в зависимости от региона вселения, от численности населения в поселении и от рода занятий пере-

Манифестом 1763 г. в Санкт-Петербурге была создана специальная Канцелярия (по сути -- одна из первых в мире государственных служб по миграции), которой ежегодно выделялось до 200 тыс. рублей на оказание помощи иностранцам при переселении в Россию. Впоследствии этот Указ был дополнен законами о льготах и привилегиях для переселенцев. Эти манифесты были обнародованы в Германии, где вызвали сильное движение среди бедной части ее населения. За 1791-1830 гг. число переселенцев из Европы составило 260 тыс. человек. Затем объемы миграции возрастают. По данным десятой ревизии (1857г.), в 12 губерниях, где селились иммигранты, их насчитывалось уже более 450 тыс. человек.

В 1803г. началось переселение немецких колонистов в степи южной Новороссии. Правила «О приеме и водворении иностранных колонистов» от 20 февраля 1804 г. облегчали положение колонистов и способствовали их притоку в Россию. Иностранных колонистов рекомендовалось направлять в Новороссию, расселяя ближе к портовым городам. Колонисты получили льготу от уплаты податей и отправления повинностей на 10 лет, им выдавалось на хозяйственное обзаведение до 300 руб. в год с возвратом этих денег по прошествии льготного срока в течение 10 лет, выделялся надел в 60 десятин на семейство (в отличие от них отечественные переселенцы не получали от казны никаких пособий и льгот). До 60-х годов XIX в. в Новороссию переселилось более 70 тыс. немецких колонистов.

В 1806 г. было принято положение для населения Сибири, которое определило обязанности губернаторов и дало переселенцам значительные льготы. Таким образом, в дореформенные годы начинают формироваться основные направления миграционных путей, по которым Сибирь заселяется в пореформенный период. Почти 520 тыс. свободных и подневольных крестьян, переселившихся в Сибирь в 1796-1858 гг., сыграли важную роль в деле хозяйственного освоения этого района.

С 1825 г. наступает очередной этап в истории освоения Северного Кавказа. Указом 22 марта 1824 г. было вновь дозволено переселение государственных крестьян в окраинные многоземельные районы России. Право на переселение получили государственные крестьяне малоземельных губерний, в которых на ревизскую душу приходилось менее 5 десятин земли. Миграция разрешалась в губернии, где новоселы могли получить на каждую ревизскую душу от 8 до 15 десятин земли. Прибывшие освобождались от повинностей, включая и рекрутскую, и уплаты податей на три года. Это оживило темпы заселения Ставрополья.

В XIX - начале XX в. из Европы, включая Российскую империю, выехало 57635 тыс. человек. Основную массу эмигрантов дали Англия (почти 30%), Россия (17,6%), Италия (15,3%), Германия (10,2%), Австро-Венгрия (8,1%), Испания (7,6%), остальные европейские страны - чуть более 11 % общей численности эмигрантов. Миграционные потоки за пределы России и извне практически никогда не прекращались. По данным паспортного контроля, в 1898 г. из России выбыли за границу 175796 русских подданных и 225996 иностранцев, а въехали или вернулись из-за рубежа 136354 русских подданных и 279691 иностранец. Эта тенденция была долговременной. По некоторым сведениям, за период с 1828 по 1915 гг. Российскую империю покинуло от 2,5 до 3 млн. ее подданных. См.: Кабузан И. М. Естественный прирост, миграция и рост населения Европы и Российской империи в XVIII - начале XX века // Отечественная история. 2001. №2. С.156.

После реформ 1861 г. потребность в переселениях была велика в силу объективных причин: снижение урожайности на выделенных крестьянам землях, высокая арендная плата, высокая плотность населения на черноземных губерниях. С

На рубеже XIX и XX веков вплоть до Первой мировой войны вытекавшая из архаичной формы земледелия ограниченность земли, пригодной для земледелия, служила фактором миграции крестьянства в Сибирь. Начавшееся в этот же период развитие фабрик и заводов уничтожило многие кустарные промыслы, которые поддерживали малоземельных крестьян, усовершенствование технической базы промышленного производства создало избыток рабочей силы среди групп населения, которые уже перешли от кустарных промыслов к фабричному труду. В связи с недостаточностью сельскохозяйственных земель в центральных районах страны конца XIX - начала XX вв. правительство России активно стимулировало данное направление миграции. В Сибири имелись богатые лесные угодья, которые могли прокормить большое количество людей из Центральной России.

Главным условием успеха стал ориентир на долгосрочное закрепление переселенцев в новых территориях. К переселению на Дальний Восток стимулировались социальные группы, способные благополучно адаптироваться в новых условиях и создать социальные основы для закрепления господства России в новых землях. С 1862 г. переселение проводилось за счет самих мигрантов. До 1905 г. разрешение на переселение в Амурскую и Приморскую области предоставлялось крестьянам, способным привезти с собой на новое место не менее 600 рублей -- для приобретения хозяйственного инвентаря и на обустройство. См.: Романов И.А. Особенности государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке // СОЦИС. 2004. №11. С.52

В переселенческом процессе применялись методы: экономические -- переселения за счет государства (казеннокоштные) и за счет колонистов (своекоштные); социального регулирования - семейные, индивидуальные переселения и переселения обществом (не менее 15 семей); политические - организация ускоренного процесса переселений в соответствии с политическими целями. Органы государственного управления отдавали предпочтение своекоштным переселениям. Однако для большинства крестьян затраты на длительный и трудный путь на восток оказались непосильными, поэтому в законодательстве предусматривалось осуществление перевозки основной части переселенцев за казенный счет

В начале XX в. усиливается эмиграция из России за рубеж, в основном из западных губерний России. Одновременно с этим отмечается приток иностранцев в Россию, главным образом из Персии, Германии, Турции, Австро-Венгрии. Абсолютное большинство мигрантов (около 87%) общего числа выбыло в США. В это же время получает распространение незаконная эмиграция, которая по своим масштабам была более значительной, нежели официальная, и была вызвана в частности, сложностями, зачастую не разрешимыми, при получении документов на выезд за рубеж (паспорта, а для сезонных рабочих легитимационных карточек).

В 1904-1916 гг. иммиграция в Россию значительно сокращается в связи с ухудшением политической и экономической ситуаций, поражением в русско-японской войне и началом Первой мировой войны. В эти годы принимаются наиболее одиозные указы в отношении иностранцев. Так, в 1916 г. издается закон против «немецкого засилья», в развитие которого было подготовлено намеченное на апрель 1917 г. изгнание из Поволжья немцев, осуществлению чего помешало свержение монархии. Но это реализовал в 1941 г. И.Сталин, правда, с тем изменением, что выслал всех немцев не за пределы страны, а в казахстанские степи.

Первая мировая война и последовавшие за ней революционные потрясения практически разрушили упорядоченный процесс организованного переселения. В соответствии с законом о социализации земли, принятым в октябре 1917 г., миграционная политика изменилась коренным образом - если раньше значительная часть расходов по переселению оплачивалась самим переселенцем, то теперь все бремя расходов брало на себя государство.

С 1917г. политические и идеологические мотивы занимают главное место в миграционной политике, хотя в некоторые периоды, например нэпа, учитывался и экономический фактор. С введением нэпа открылись новые возможности освоения слабозаселенных земель. Уже тогда стало очевидно, что стихийно начавшимся миграциям необходимо придать организованный характер.

1929 год стал переломным в динамике сельского населения, с этого года оно начало сокращаться. Голод в начале 30-х годов усугубил положение. Тяготы деревенской жизни в период становления коллективизации сформировали устойчивое стремление покинуть село. Ритм оттока был задан вплоть до распада СССР.

Центральной проблемой 20-х годов стала организация переселения из малоземельных регионов в многоземельные. Особый интерес в этом отношении представлял Дальний Восток, где экономическая потребность в населении как рабочей силе для освоения природных ресурсов края усиливалась военно-стратегическим и политическим значением этих огромных слабозаселенных территорий и необходимостью укрепления восточных границ. Только с конца 1924 г. до начала 1930 г. на Дальний Восток проследовало 147,3 тыс. переселенцев, что свидетельствует о значительных масштабах переселений.

В 20-х годах начала формироваться система переселенческих льгот для отдельных местностей страны. В 1923 г. принят декрет «О льготах для командируемых на работы в. отдаленные местности РСФСР», под который подпадали не только временные служебные командировки, но и направления на постоянную работу. В соответствии с декретом и последующими правовыми актами 20-30-х годов были выделены отдаленные местности, в которых рабочим и служащим предоставлялись специфические льготы. К началу Великой Отечественной войны сформировалась сложная система льгот для работающих в районах Крайнего Севера и отдаленных местностях РСФСР.

В 30-х годах возникла государственная система организованного набора рабочих как форма перераспределения трудовых ресурсов между селом и городом. Индустриализация требовала большого притока рабочих в промышленность. В то же время деревня располагала огромным количеством свободных рук. Рабочую силу для городов европейской части страны в больших масштабах стали набирать в сельской местности, при этом село отдавало неквалифицированную рабочую силу. Все мероприятия по переселению носили характер жесткой плановости. Районы вербовки рабочих на стройки, а также на вводимые промышленные предприятия и транспорт определял Народный комиссариат труда СССР, а хозяйственные органы предприятий этих районов несли ответственность за подбор рабочей силы. За 10 предвоенных лет путем оргнабора было перераспределено 28,7 млн. чел. (в основном - сельских жителей).

Приток рабочей силы из сельского хозяйства превышал потребности промышленности и вел к чрезмерно быстрому росту ряда городов. В июне 1931 г. был поставлен вопрос об ограничении роста Москвы и Ленинграда, впоследствии эти меры распространились и на другие крупнейшие города. В 1932 г. в стране были введены единая паспортная система и обязательная прописка по месту жительства. Эти меры фактически установили разрешительный характер миграции и государственный контроль за перемещением трудовых ресурсов по стране. Нельзя обойти вниманием такое явление в национальной миграционной политике, как депортация целых народов и групп населения. Она рассматривалась в качестве одной из мер по ослаблению конфликтов между властью и народами, в первую очередь, между разными народами - во вторую. Депортации и предвоенные зачистки приграничных районов явились крайней формой организованной миграции, опиравшейся на весь арсенал силовых средств государства, носившей репрессивный характер.

Репрессивные депортации приводили к массовым людским потерям. Так, из 79 тыс. депортированных карачаевцев погибло 27 тыс. человек. Депортации сопровождались упразднением национальных образований, изменением административно-территориального деления. Принудительные переселения продолжались и в послевоенный период. По некоторым расчетам, репрессивным, принудительным миграциям внутри страны в 30-50 годы подверглись около 6 млн. человек.См.: Поляков Ю.А. Население России в XX веке. Исторические очерки. 1900-1939.- М., 2000. С.214.

В послевоенные годы начался новый этап в проведении переселенческой политики. С одной стороны, потребовалась концентрация усилий масс трудящихся на восстановлении народного хозяйства, с другой - происходило освоение новых территорий, что диктовало усиление организационных мер. Однако мероприятия по мобилизации рабочей силы проводились отдельными ведомствами или отдельными предприятиями, что придавало им элемент неорганизованности.

К 60-м годам демографические ресурсы староосвоенных районов России истощались, и Северо-Западный и Центральный районы сами стали ощущать дефицит трудовых ресурсов. С этого времени главный вектор миграционных движений приобретает центростремительную ориентацию, которая утвердилась со второй половины 70-х гг., чему способствовали аграрное перенаселение, жесткая конкуренция на рынках труда, быстро увеличивающийся слой квалифицированных кадров коренных национальностей в Закавказье, Средней Азии, Казахстане.

С 1967 г. оргнабор рабочих осуществлялся государственными комитетами по использованию трудовых ресурсов, созданными в республиках. Только за 1951-1970 гг. было направлено по оргнабору 5,6 млн. рабочих, а всего с начала 30-х годов - 28 млн. рабочих.

Новое направление в миграционной политике было связано с решением проблемы стабилизации населения в сельской местности Нечерноземной зоны РСФСР. Значительно увеличивались размеры единовременных пособий семьям с детьми, переселяющимся в колхозы и совхозы. При этом ограничительные меры системы управления миграцией продолжали действовать и развиваться. Регулирование роста крупных городов осуществлялось не только системой прописки, но и экономическими мерами, в частности, путем ограничения капитальных вложений в промышленность и другие сферы народного хозяйства. Постановлением 1981 г. было запрещено промышленное строительство и расширение действующих предприятий в 91 крупном городе и ограничено в 57 городах. Были установлены ограничения при приеме на работу тех людей, которые не проживают в данном городе или его пригородной зоне. В итоге фактически «закрытыми» для мигрантов оказались 200 из 300 городов с населением 100 тыс. человек и более.

В 1951-1990 гг. миграция обусловила существенные изменения численности, демографической структуры, территориального размещения населения. О масштабах миграционных процессов можно судить по данным переписи населения 1979 г.: 47% всего населения страны проживало не там, где они родились; 16,3% всех проживающих вне мест своего рождения жили в месте переписи менее двух лет. Это более 20 млн. человек, или 7,7% всего населения страны.

В 60-80-е годы ареал интенсивного оттока сельского населения охватил всю главную полосу расселения СССР, включая южные районы Сибири. Село России оставалось самым мощным донором урбанизации, отдав в города 23 млн. чел., в 2,4 раза больше, чем был его естественный прирост. В 90-е годы население сельской местности пополнилось, на 1,1 млн. чел., в основном за счет вынужденных мигрантов из бывших республик СССР, хлынувших сюда в 1992-1994 гг.

В послевоенный период были приняты нормативные акты, устанавливающие систему льгот, направленную на привлечение переселенцев в регионы Крайнего Севера и приравненные местности. Указы 1960 г. и 1967 г. упорядочивали систему льгот для работающих в этих районах. Постановления 1982 г. «О жилищно-строительной кооперации» и 1985 г. «О мерах по обеспечению работников предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, жилой площадью в других районах страны» обеспечивали переселенцам жилищные льготы.

С конца 60-х годов СССР начинает более активно использовать труд иностранных рабочих из социалистических стран. Так, в 1967 г. между СССР и КНДР было заключено одно из первых межправительственных соглашений об использовании северокорейских рабочих на лесозаготовках в Хабаровском крае. В середине 70-х гг. получает развитие трудовая миграция из Болгарии, Польши, Румынии и др. Позже к ним прибавились рабочие из Кубы, Вьетнама, КНДР. Численность такой иностранной рабочей силы колебалась от 15 до 30 тыс. человек.

В 1981 г. был принят новый закон о правовом положении иностранных граждан, который, хотя и учитывал изменения, происшедшие в мире к этому времени, и согласовался с документами Хельсинского совещания 1975 г., все-таки ориентировался на «закрытое» общество. С апреля 1989 г., когда вступило в силу Постановление Совмина СССР «О дальнейшем совершенствовании внешнеэкономической деятельности», резко сократилась численность рабочих из европейских стран-членов СЭВ (до 4 тыс. человек) и Вьетнама (до 40 тыс.). В то же время увеличился поток трудовых мигрантов из Китая (до 25 тыс.), КНДР, Монголии и др.См.: Кваши А..Я. Современная демография. - М., 1995.С.117.

Российская (советская) эмиграция 1917-1986 гг. была обусловлена последствиями двух мировых и гражданской войн и изначально определялась, прежде всего, политическими соображениями ограничения свободы выезда. Выделяют три «волны эмиграции».

Первая волна (1917-1938 гг.) - эмиграция времен гражданской войны и первых послереволюционных лет, включавшая остатки белогвардейских войск, представителей дворянства и купечества, творческой интеллигенции, самостоятельно покинувших страну или высланных по решению советского правительства -- имела ярко выраженный политический характер. Из страны в этот период выехало примерно 4 млн. эмигрантов, большая часть которых направилась в Европу. Проблема России заключалась не столько в масштабах первой волны эмиграции, сколько в качественном ее составе, в потере широкого «интеллектуального» слоя.

Вторая волна эмиграции (1939-1952 гг.) носила прежде всего принудительный характер, обусловленный Второй мировой войной, территориальными изменениями в составе СССР. По оценкам; из страны в этот период эмигрировало от 5,5 до 8 млн. человек. Из них: 2,5 млн. - поляки, 1,8 млн. -- немцы, 424 тыс. -- финны, 296 тыс. - японцы, 240 тыс. - прибалты. Численность не пожелавших или побоявшихся возвратиться в СССР из тех, кто был насильственно вывезен в Германию, и военнопленных в 1952 г. составила около 500 тыс. человек.

1953-1986 гг. - это годы третьей, так называемой «диссидентской» волны эмифации, относительно добровольной и меньшей по размерам -- около 700 тыс. человек. Ее пик приходится на 70-е гг., когда возрастает эмиграция по израильской визе. С 1967 г. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР выезжающие по этой визе автоматически лишались гражданства СССР.

Упрощение в конце 1986 г. процедуры выезда из страны, принятие в мае 1991 г. Закона о въезде и выезде из СССР, принятие 12 августа 1993 г. российского Закона о въезде и выезде вызвали новую эмиграционную волну, которая характеризуется резким подъемом числа выезжающих на постоянное место жительство за рубеж. За 1987-1994 гг. из России эмигрировали более 600 тыс. человек.

Таким образом, практика государственного регулирования миграционных процессов в России имела глубокие исторические корни и разработанную применительно к конкретным историческим и социально-экономическим условиям развития страны теоретическую базу. Однако методы регулирования миграции населения, используемые в условиях плановой социалистической экономики, административно-командной системы управления, с началом реформ оказались малоэффективными. Более того, в условиях перехода к рыночной экономике отдельные достижения предыдущих эпох (например, формирование постоянного населения в районах Крайнего Севера) превратились в острейшую проблему.

Особенность миграционной политики России в 20-80-е гг. XX века состояла в том, что основной упор делался на управление внутренними миграционными процессами, которое опиралось на жесткую систему планов и административных решений, обязательных для исполнения. В результате богатый опыт регулирования внутренних миграций не может быть в полной мере использован в современный период, а практика управления внешними миграционными процессами у нас практически отсутствует. Фактически закрытый для въезда иностранцев Советский Союз не был интегрирован в международный рынок труда и капиталов. Вот почему с началом рыночных реформ, политических преобразований и распадом СССР Россия оказалась в совершенно новой миграционной ситуации, требующей разработки и реализации новой миграционной политики.

Большинство переселений в СССР происходило в границах "своей" союзной республики, особенно - в тех из них, которые имели обширную территорию и большое население. Однако и межреспубликанские миграции были значительными.

Большинство переселений в СССР происходило в границах "своей" союзной республики, особенно - в тех из них, которые имели обширную территорию и большое население. Однако и межреспубликанские миграции были значительными. Так, среди прибывших в города России в 1973 г. 76 % мигрантов были выходцами из своей республики, в 1989 г. - 69%; на Украине доля "своих" мигрантов составляла, соответственно, 67 и 60 %, в Казахстане - 57 и 64 %, в Узбекистане - 48 и 59 %, и т. д.

Основной объем межреспубликанской миграции приходится на три республики: Россию, Украину и Казахстан. В большинстве случаев встречные миграционные потоки близки по величине, В республиках Закавказья и Средней Азии на миграции в 1989 г. сильно сказались межнациональные конфликты.

Происходило стягивание населения в славянские республики, причем особенно велик был чистый приток на Украину - почти вдвое больший, чем в Россию. Наибольшие же чистые потери имели Армения, Казахстан и Узбекистан.

Россия отдавала население на Украину и в Белоруссию, имела нулевой баланс в обмене с Прибалтикой, стягивала население изо всех остальных республик СССР. Громадный перевес движения населения в Россию из Закавказья над обратным был связан с межнациональными конфликтами, особенно - с вынужденной миграцией из Баку.

Картина межреспубликанских миграций в СССР эволюционировала. При этом если территориальная структура переселений и соотношение числа мигрантов в противоположных потоках были сравнительно устойчивы во времени, то результаты миграции для республик (чистая миграция, сальдо переселений) менялись относительно быстро. Дело в том, что сальдо миграции обычно составляет очень малую долю общей численности переселенцев, особенно при миграции между однотипными совокупностями поселений (например, городами России и Украины), так что очень небольшие сдвиги в численности встречных потоков могут вызвать очень большие изменения в результатах миграции.

В 60-е годы Россия была главным донором для подавляющего большинства других республик; с середины 70-х годов она стала главным реципиентом, мощно притягивавшим население из подавляющего большинства других республик.

В первой половине 60-х годов Средняя Азия являлась единственным экономическим районом, стягивавшим население изо всех других частей СССР; в 70-е годы она становится, наряду с Казахстаном, основным районом чистого оттока населения.

Коренные перемены в результатах межреспубликанской миграции начались, как видим, много раньше, чем возникли серьезные межнациональные конфликты (хотя нередко думают, что именно эти конфликты были причиной перемен в миграции). Следовательно, в основе этих перемен лежали какие-то другие, достаточно мощные и долговременные факторы. Какие же?

Главным фактором этого "поворота" миграций явились изменения в региональной трудообеспеченности. В Казахстане и Средней Азии наблюдался громадный прирост трудовых ресурсов, за которым далеко не поспевало увеличение числа рабочих мест. В России трудовые ресурсы росли медленно, во второй половине 70-х годов в трудоспособный возраст (16 лет) стало вступать малолюдное поколение, рожденное в период "демографического провала" 60-х годов; российская деревня к тому времени была демографически истощена, не могла уже давать прежнего числа мигрантов в города России. В это же время проходило ускоренное заселение районов хозяйственного освоения на Севере РСФСР; особенно больших трудовых ресурсов потребовали нефтегазовые районы Западной Сибири.

Постоянно и более или менее равномерно шел приток населения во все три республики Балтии. Небольшой в абсолютных цифрах, он был очень велик относительно населения Эстонии и Латвии. За 30 лет миграция дала здесь больше половины общего прироста населения - 16 из 31 % в Эстонии и 15 из 28% в Латвии, Кроме того, значительным было косвенное влияние миграции. Мигрирует главным образом молодежь, дающая в местах притока естественный прирост населения. Все это привело к сильному снижению доли "титульных" наций в населении Эстонии и Латвии.

Ввод новых рабочих мест был несоразмерен демографической ситуации в регионе. В Эстонии и Латвии воспроизводство населения давно уже было суженным, т. е. рождающихся детей не хватало для количественного замещения родительского поколения. В демографическом смысле Балтия являлась прямой противоположностью Средней Азии.

В результате активных миграций в СССР произошло громадное территориальное смещение национальностей, их всеобщая диффузия. Городское население практически всех частей страны стало многонациональным. Во многих городах нет количественно преобладающей национальности. Особенно сложным полиэтническим составом населения отличались столицы почти всех союзных республик, других национально-территориальных образований, новых и быстрорастущих поселений, возникающих при крупных новостройках. (Напомню, что на БАМе каждая союзная республика должна была возвести своими силами и кадрами один или несколько поселков.)

Хотя в межреспубликанских миграциях участвовали все сколько-нибудь значительные по численности нации страны, интенсивность такого участия была существенно различной. Объективно наибольшие преимущества были у русских и других русскоязычных, поскольку в городах страны практически повсеместно существовала русская языковая среда. Хотя русский язык официально, формально не объявлялся общегосударственным, фактически он был таковым. У русскоязычных мигрантов практически не было языковых барьеров, что существенно облегчало им адаптацию в новых местах проживания. У подавляющего большинства русскоязычного населения, попадавшего в "братские" республики, не было настоятельной нужды изучать языки их коренных этносов. Кроме того, у славянского населения во многих случаях были преимущества в образовании, квалификации, что тоже давало им определенные преимущества, особенно большие - в сравнении с сельским населением Средней Азии. Да и сами руководители союзных республик, хозяйственники были более заинтересованы в "импорте" готовых квалифицированных кадров, чем в подготовке собственных из местной молодежи. Так, на больших стройках Средней Азии, на ее машиностроительных заводах, текстильных комбинатах и т. д. часто работали преимущественно русские и другие "европейцы". Они прибывали туда не только самостоятельно, но и "в порядке перевода", по распределению после окончания высших и средних специальных учебных заведений и т. д.

Русское население за пределами РФ долгое время росло намного быстрее, чем в самой России: между переписями 1959 и 1970 гг - втрое, между 1970 и 1979 гг. - вдвое. В результате к моменту переписи 1989 г. в ближнем зарубежье оказались 25, 3 млн. русских. В большинстве союзных республик они занимали по численности второе место среди всех их народов.

В населении подавляющего большинства союзных республик доля титульной нации оказалась меньше, чем доля русских в России - несмотря на то, что в РФ много национальных административно-территориальных образований. В некоторых республиках титульная нация составляла чуть больше половины всего населения, а в одном - меньше половины. С другой стороны, у многих наций значительная их часть проживала за пределами "своей" союзной республики. Дело здесь не только в миграции, но и в том, что произвольно проведенные в советское время административные границы между республиками очень часто не совпадали с этническими. В условиях распада СССР и взрыва национализма такие несовпадения оказались дополнительными источниками напряженности.

В. И. Переведенцев

Сегодня в России проживают миллионы работающих мигрантов – в основном выходцев из стран бывшего СССР. А существовала ли трудовая миграция в советскую эпоху? Конечно, только не в таких масштабах и формах, как в наши дни.

От пленных немцев до турецких строителей

Как мы знаем, в советские годы страна состояла из 15 союзных республик. Поэтому гастарбайтерами могли называться только граждане других государств. Само слово «гастарбайтер» означает «иностранный рабочий». Так называли советских пленных, угнанных в Германию, чтобы безвозмездно работать на производстве и на частных хозяев.

После войны на территории СССР был широко распространен труд пленных немцев. Они занимались в основном восстановлением разрушенных зданий и объектов инфраструктуры. Впоследствии большинство их смогли вернуться к себе на родину.

В 70-80-е годы на московских заводах АЗЛК и ЗИЛ работало на конвейере много вьетнамцев. С ними заключали договора на четыре или на шесть лет, которые не могли быть расторгнуты по инициативе наемного сотрудника. Нанимать вьетнамцев было выгодно: трудились они добросовестно, почти не употребляли спиртного, а также скупали товары советского ширпотреба, не пользовавшиеся особым спросом у местного населения. После распада Советского Союза вьетнамские гастарбайтеры стали нелегально работать по всему СНГ.

Также в перестроечные годы на работу в Советский Союз стали приезжать турки, которые занимались в основном строительством. Возникла и китайская диаспора…

В конце 80-х в Советском Союзе появились первые беженцы. Они приезжали из республик, где начались беспорядки и гонения на граждан иных национальностей – из Прибалтики, Закавказья, Средней Азии. В основном мигрировали в славянские республики – Россию и Украину.

В начале 90-х 80% беженцев приезжали в Россию из Таджикистана, Грузии и Азербайджана. Это были как коренные жители республик, так и представители русскоязычного населения.

В результате активных процессов внутренней и внешней миграции городское население практически во всех бывших советских республиках стало многонациональным, особенно в столицах союзных республик. Кроме того, до перестройки практически во всех городах «братских» республик существовала русская языковая среда. В 90-е годы русские школы в этих республиках стали повсеместно закрываться, появились националистические тенденции. В итоге русскоязычному населению ближнего зарубежья, количество которого на момент переписи 1989 года составило 25,3 миллиона, жить стало не очень комфортно.

Стали приезжать в Россию и украинцы, белорусы, молдаване – после распада СССР у них на родине стало трудно прожить из-за тяжелой экономической ситуации. В 1992 году в России была создана Федеральная миграционная служба (ФМС), занимающаяся регистрацией вновь прибывших граждан, которые теперь считались иностранцами.

Для России с ее огромными территориальными различиями, обусловленными на значительной части суровыми климатическими условиями, миграция населения всегда имела немаловажное значение, как для демографического, так и экономического развития ее отдельных территорий и регионов, а в отдельные периоды развития и для страны в целом.
Миграция населения в России в значительной степени, вплоть до начала 90-х гг. XX в., определялась главным образом политическими и идеологическими соображениями, ее общественным устройством (крепостное право, сталинский режим), которые, как правило, препятствовали свободному миграционному движению (особенно за пределы страны). Миграционные процессы всегда играли важную роль в жизни России и ее отдельных регионов, обеспечивая освоение территории страны, перераспределяя население и трудовые ресурсы.
Так, российская (советская) эмиграция 1917-1986 гг. была обусловлена последствиями двух мировых и гражданской войнами и изначально определялась, прежде всего, политическими соображениями ограничения свободы выезда.
Три основных потока определяют в настоящее время российскую международную миграцию:
1) миграция в Россию из государств-участников СНГ и стран Балтии;
2) миграция из России в государства-участники СНГ и страны Балтии;
3) миграция из России в страны Дальнего зарубежья.
Все три потока носят в основном этнический характер. В миграционном обмене между Россией, государствами-участниками СНГ и странами Балтии сочетаются два процесса - чистая репатриация и естественный миграционный обмен между русскоязычной диаспорой и Россией.
В последние годы миграция приобрела ряд принципиально новых черт, имеющих остропроблемный характер, под влиянием следующих политических и социально-экономических перемен:
. распада СССР, когда в рамках бывшего СССР внутренняя миграция одномоментно превратилась во внешнюю миграцию, треоующую совершенно других подходов, иной миграционной политики. При этом Россия оказалась в эпицентре миграционных потоков. Россия, по существу единственная из бывших союзных республик, не закрыла свои границы для бывших советских граждан, желающих в нее въехать (независимо от их национальности);
. обострения, как за пределами России, так и внутри нее национальных конфликтов, особой политикой по отношению к русским гражданам, проживающим на территории некоторых государств Ближнего зарубежья. Образовавшаяся в результате распада СССР огромная диаспора русских за рубежом только в странах СНГ насчитывает около 20 млн чел. В результате появились такие виды мигрантов, как вынужденные переселенцы и беженцы;
. ухудшения социально-экономической ситуации, когда появились новые виды миграционного движения, такие, как вынужденная миграция, репатриация депортированных ранее народов, нелегальная миграция, индивидуальная трудовая миграция. В условиях сложной экономической ситуации Россия практически оказалась неподготовленной к эффективному решению этих проблем;
. углубления экологического кризиса, ведущего к быстрому увеличению так называемых экологических беженцев.
Постепенное вхождение России в международный рынок труда положило начало развитию процессов внешней трудовой миграции, которая протекает в виде привлечения и использования в стране труда иностранных граждан и лиц без гражданства и выезда российских граждан за границу с целью работы по найму.

ЭМИГРАЦИЯ ИЗ РОССИИ

Выделяют три «волны эмиграции»:
. первая волна (1917-1938 гг.) имеет ярко выраженный политический характер, ее пик приходится на первые годы до принятия в 1925 г. первого Положения о въезде и выезде, опустившего по существу «железный занавес». В этот период Россия потеряла широкий «интеллектуальный» слой. Из общего числа примерно в 4 млн эмигрантов 80 % выехало в Европу, 18 % - на Дальний Восток (Харбин) и лишь 2 % - в Америку;
. вторая волна эмиграции (1939-1952 гг.) носит, прежде всего, принудительный характер, обусловленный второй мировой войной, территориальными изменениями в составе СССР. По оценкам, из страны в этот период эмигрировало от 5,5 до 8 млн чел. (поляки, немцы, финны, японцы, прибалты; те, кто не пожелал или побоялся возвратиться в СССР из тех, кто был насильственно вывезен в Германию, военнопленные);
. 1953-1986 гг. - это годы третьей, так называемой «диссидентской» волны эмиграции, относительно добровольной и значительно меньшей по размерам - около 700 тыс. чел. Ее пик приходится на 70-е гг., когда возрастает эмиграция по израильской визе. Особенностями этой волны эмиграции является ярко выраженный этнический характер (более 75 % составляли евреи, остальные в большинстве своем - немцы и армяне) и направленность за океан или в Израиль.
Есть и иная классификация, когда выделяются пять этапов эмиграции: 1948-1970 гг. (эмиграция - мало заметное явление в жизни общества в условиях закрытости страны и жестких ограничений на выезд), 1971-1980 гг. (период начавшейся либерализации эмиграционной политики), 1981-1985 гг. (резкий спад в развитии эмиграции в связи со сменой курса руководства страны, расширением запретительных методов управления), 1986-1990 гг. (период лавинообразного нарастания потока краткосрочных поездок - туристических, деловых, по приглашению, а также эмиграции за рубеж на постоянное место жительства), 1991-1995 гг. (период стабилизации эмиграции на сравнительно высоком уровне -около 100 тыс. чел. в год).
Упрощение в конце 1986 г. процедуры выезда из страны, принятие в мае 1991 г. Закона о въезде и выезде из СССР (действовавшего с 1992 г. по 31 декабря 1993 г.), принятие 12 августа 1993 г. российского Закона о въезде и выезде знаменуют собой начало новой эмиграционной волны, которая характеризуется резким подъемом числа выезжающих на постоянное место жительства за рубеж. За 1987-1994 гг. из России эмигрировали более 600 тыс. чел.
Структура эмиграции следующая: с 1991 по 1995 г. на четыре основные страны (Израиль, США, Германию, Грецию) пришлось почти 97 % всех выехавших из России. Среди других стран по объемам эмиграции выделяются Австралия, Канада и Финляндия. Основную часть эмиграции из РФ составляют этнические немцы и члены их семей (разных национальностей), выезжающие в Германию.
Вторым важнейшим направлением эмиграции из России является выезд в Израиль. В течение 1948-1985 гг. из бывшего СССР в Израиль эмигрировало около 200 тыс. чел. За 1985— 1995 гг. Израиль только из РФ принял еще 200 тыс. чел. Пик еврейской эмиграции пришелся на 1990 г., тогда число выезжающих в Израиль, по сравнению с 1987 г., возросло в 18 раз.
Третий центр притяжения мигрантов - США. За 1981— 1995 гг. из России в США на постоянное место жительства выехало 68,1 тыс. чел., 93,4 % из которых эмигрировали в период 1991— 1995 гг. Максимальная отметка была достигнута в 1993 г. -14,9 тыс. чел., что выше уровня 1987 г. в 75 раз. Сейчас американское правительство проводит политику ограничения миграции из развивающихся стран и усиления контроля за этим переселением. На четвертом месте по размерам оттока населения - Греция. За 1981-1995 гг. туда выехало около 2 % общего числа мигрантов из России, в основном из Краснодарского и Ставропольского краев, из Северной Осетии (основная масса - этнические греки).
В потоках миграции за рубеж основная их часть приходится на территории с этнической эмиграцией. В середине 90-х гг. доля выезжающих из Московского и Ленинградского регионов, Поволжья, Северного Кавказа, Урала и Западной Сибири среди районов РФ составляла около 85 %.
Среди выезжающих на постоянное место жительства выделяют эмиграцию этнических немцев в Германию, брачную эмиграцию из России, интеллектуальную миграцию, трудовую миграцию и др.
В начале 90-х гг. эмиграция из России (преимущественно в Германию и Израиль) носила формально этнический характер (этническая эмиграция), а, по сути, - социально-экономический характер и регулировалась миграционными квотами принимающих стран, количественно не превышая 100 тыс. чел. ежегодно. Но при этом возрастают объемы безвозвратной эмиграции в экономически развитые страны молодежи - подготовленных инженеров, программистов, специалистов в области экономики и гуманитарных дисциплин. Это связано с низкими возможностями самореализации молодых специалистов в стране, получения достойного вознаграждения за интеллектуальный и высокопрофессиональный труд.
По прогнозам Комиссии Совета Европы по образованию, убытки России от «утечки умов» могут достигнуть 50-60 млрд дол. в год.
С 1994 по 2000 гг. трудовая эмиграция российских граждан по контролируемым государством каналам выросла в 5 раз и достигла 40 тыс. чел. в год. В некоторой части она имеет возвратный характер, в какой-то степени способствует повышению квалификации работников, а в перспективе может стать источником валютных поступлений в страну.
Трудовая миграция из России может иметь две стратегии: ориентация на временную миграцию с последующим возвращением в Россию и ориентация на безвозвратную миграцию. При этом у желающих выехать на работу за рубеж имеется несколько путей:
1) рассчитывать только на свои силы и личные связи,
2) воспользоваться услугами государственных структур или коммерческих фирм, 3) нелегальная или скрытая трудовая миграция, когда выехавшие по туристической или гостевой визе незаконно занимаются поисками работы за рубежом.
Эмиграция, масштабы которой в первой половине 90-х гг. находились на уровне 100-110 тыс. чел. в год, не может при таких размерах существенно изменить демографическую ситуацию в России. Противовесом данному процессу может отчасти стать развитие трудовой возвратной миграции, которая пока находится в зачаточном состоянии, хотя возможности России для выхода на мировой рынок труда представляются довольно перспективными. Россия обладает еще огромным научным и производственным потенциалом, относительно высококвалифицированной и очень дешевой рабочей силой. Особый капитал представляет сложившаяся в результате всех волн эмиграции российская диаспора, включающая в себя более 30 млн соотечественников.

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ

Анализ внутренних и внешних миграционных потоков показывает, что одним из заметных социальных явлений постсоветского периода на территории бывшего СССР стали трудовые миграции населения. Трансформация общества привела к изменению условий, уровня и качества, ритма жизни людей, ломке сложившихся стереотипов у населения, обострила необходимость поиска дополнительных (а иногда и основных) источников средств существования.
Как показали социологические исследования, проведенные в России в 2000 г., мигрантские хозяйства составляют 8-12 % общего числа домохозяйств по городам. Основными побудительными мотивами трудовой миграции являются экономические мотивы. Трудовые мигранты - это в основном мужчины (53-72 % в разных регионах), главы домохозяйств, в основном в возрасте 25-55 лет, высокого образовательного уровня (46-64 % имеют высшее и неполное высшее образование, а 22-37 % - среднее специальное).
Результаты исследований показали, что наиболее оптимальным с точки зрения экономической эффективности выездной деятельности типом домохозяйства является полная семья с 1-2 детьми школьного возраста и мужчиной во главе ее. Обнаружилось также преимущество высокого уровня образования трудовых мигрантов в достижении материального достатка в домохо-зяйствах.
Таким образом, трудовая миграция является достаточно эффективным средством адаптации населения к изменившейся социально-экономической ситуации. Заработки занятых выездной работой расходуются в основном на удовлетворение каждодневных жизненных потребностей в нормальном питании и одежде, на частичную оплату услуг, связанных с образованием, здравоохранением, отдыхом, а также - на решение проблем долговременного характера: приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования, улучшение жилищных условий (ремонт, покупка жилья, садовых и дачных участков).

ВНУТРЕННИЕ МИГРАЦИИ

Как показала Всероссийская пе-репись-2002, на перераспределение численности населения субъектов РФ заметное влияние оказали объемы и направления внутренних миграций населения, которые составляют около 80 % в миграционном обороте населения России. Определяющими направлениями внутренней миграции является Центр, Поволжье и Юг страны, что в результате привело к значительному сокращению численности населения районов Севера, Сибири и Дальнего Востока. За 1989-2001 гг. миграционный отток из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в другие регионы России составил более 1 млн человек.

МИГРАЦИИ С СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Во внутренней миграции в России с начала 90-х гг. стали преобладать негативные тенденции. С конца 1989 г. наметился отток населения с северных и приравненных к ним территорий, богатых природными ресурсами и геостратегически важных. Так, в 1992 г. в 15 из 16 северных территорий миграционный отток привел к сокращению общей численности их населения. Актуальность проблемы заключается не просто в миграционных потерях, а прежде всего в том, что стало уезжать население, уже хорошо адаптировавшееся к северным экстремальным условиям, т. е. наметилось разрушение того, трудно складывающегося генетического потенциала, для восстановления которого вновь потребуется не одно десятилетие и без которого освоение природных богатств этих районов будет малоэффективным и значительно более сложным, долгим и дорогим.
За последнее десятилетие население северных и восточных районов сократилось на 1,1 млн чел., причем не только от естественной убыли, но и в результате отрицательного миграционного сальдо. В течение 1991-2000 гг. европейский Север нашей страны покинули 334 тыс. чел., а северо-восток - 593 тыс. чел. Особенно острая ситуация в Читинской, Амурской области, Хабаровском,
Приморском крае, Еврейской автономной области. Частично население этих районов замещается иммигрантами из соседних стран.
миграции «село - город». Вектор направления внутренней миграции «село - город» сменился на противоположный «город - село», что, в частности, связано с резким ухудшением общей экономической ситуации в России, потерей привлекательности крупных городов, удорожанием жизни в них. Это в определенной степени противоречит концепции «миграционного перехода», о которой говорилось выше. Суть противоречия в том, что страна пытается как бы «перепрыгнуть» одну из стадий, т. е. перейти на другой этап развития, не завершив предыдущий этап. Последствия этого следующие: а) если до 1991 г. приток сельской молодежи в города существенно сдерживал демографическое постарение городского населения России, поддерживая естественное воспроизводство его численности, то при сохранении обратной ситуации возможна депопуляция городского населения и усиление процесса его старения; б) в то же время приток населения в сельскую местность позволит уменьшить деформацию половозрастной и брачносемейной структуры сельского населения, что может благоприятно сказаться на его воспроизводстве.

ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ

Важной и острой остается проблема вынужденных мигрантов. Ставятся задачи более активного участия органов власти субъектов Федерации и местного уровня в предоставлении им помощи на обустройство, участии в решении вопросов их адаптации.
Потоки как внутренних, так и внешних мигрантов направлены в густонаселенные центральные и южные районы России с благоприятными природными условиями или относительно высоким уровнем социально-экономического развития. При этом важной является проблема сохранения численности населения в важных в геополитическом и геостратегическом отношении регионах.

ИММИГРАЦИЯ ИЗ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Уникальный характер миграционной ситуации в России, возникшей после распада СССР и заключающейся, в частности, в появлении Ближнего зарубежья и резком вовлечении населения России в миграционные связи с зарубежьем Дальним. Рассмотрим современные наиболее характерные особенности миграционного движения с Ближним зарубежьем:
1) Россия, длительное время «отдававшая» людей, превратилась в их «собирателя», в своеобразный центр притяжения мигрантов. Это стало возможным благодаря особой позиции России по этому вопросу. За 8 лет (1990-1997 гг.) в Россию возвратилось более 2,6 млн чел., или свыше 10 % всех русских, живших в СССР за пределами России;
2) резкое обострение межнациональных отношений, обусловленное политическим экстремизмом, привело к появлению потоков вынужденных переселенцев и беженцев. Учитывая, что потоки беженцев приняли довольно устойчивый и постоянный характер, Россия в феврале 1993 г. приняла два закона: «Закон о беженцах», т. е. лицах из Ближнего и Дальнего зарубежья, ищущих политического убежища в России, и «Закон о вынужденных переселенцах», т. е. лицах, являющихся гражданами России, но вынужденных покинуть свое место постоянного жительства. При этом не менее 65 % среди этих мигрантов составляли непосредственно русские, хотя в будущем можно предположить усиление притока из бывших союзных республик лиц коренных национальностей, обусловленное экономическими причинами. По ряду оценок, размеры репатриации русских в Россию в период до 2010 г. могут превысить 4-6 млн чел.;
3) углубление экологического кризиса, ведущего к быстрому увеличению так называемых экологических беженцев. По мнению ученых, к экологически кризисным зонам можно отнести 15-20 регионов бывшего Союза с населением почти 150 млн чел.;
4) глубокий экономический кризис, определяемый продолжающейся «балканизацией» бывшего Союза. Бывшие прибалтийские республики превратились в независимые «княжества» с противоречивыми интересами и политикой. Это все более и более ведет к разрыву всех народнохозяйственных связей, усиливает политическое противостояние. Возникает замкнутый круг, внутри которого оказались в качестве своеобразных политических заложников и детонаторов последующего экономического краха около 60 млн потенциальных реэмигрантов, бывших советских граждан. Если же учесть смешанные браки, число которых постоянно увеличивалось, то эту цифру надо увеличить еще на 20 %.
По данным Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ, численность граждан СНГ, работавших в России в 2004 г., составило 221,9 тыс. чел., в том числе 49 % - из Украины, 10,9 % — Узбекистана, 10,5 % - Таджикистана, 10,2 % - Молдовы, 7,7 % -Армении, 4,4 % - Азербайджана, 7,3% - др.
Выделяют 2 волны миграции из стран СНГ:
I волна закончилась в 2000-2002 гг. и состояла из русскоязычных квалифицированных работников.
II волна сегодня - это выходцы из бывших республик Средней Азии, плохо знающие русский язык и культуру и имеющие низкий уровень квалификации. Данная волна, по оценкам специалистов, недолговечна. В качестве резерва рабочей силы в 2008-2010 гг. можно рассматривать жителей Украины и Молдовы, работающих в России вахтовым методом.
Положительный миграционный обмен России с Ближним зарубежьем способствовал в 90-е гг. сглаживанию ее негативной демографической ситуации, обусловленной естественной убылью населения, быстро увеличивающейся с 1991 г., выступив, таким образом, единственным фактором, улучшающим демографический баланс России.

ИММИГРАЦИЯ ИЗ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

В отличие от влияния иммиграции из Ближнего зарубежья на демографическую ситуацию в России, демографический эффект от внешней миграции, связанной с Дальним зарубежьем, практически равен нулю, особенно если говорить об иммиграции, величина которой не превышала в год 1-2 тыс. чел., въезжающих в Россию на постоянное место жительства.
К началу 90-х гг. в России находилось около 100 тыс. трудящихся-мигрантов из Ближнего и Дальнего зарубежья. В целом по стране доля официально регистрируемой иностранной рабочей силы в численности занятых составляет 0,4 % .
Однако влияние иностранных работников на локальные рынки труда, особенно в восточных районах, более существенно. Например, поднимается вопрос о возможности территориальной экспансии Китая на российский Дальний Восток в результате массовой миграции и оседания граждан КНР. Так, общая численность посетивших Приморский край граждан КНР возросла с 35 тыс. чел. в 1995 г. до 73 тыс. чел. в 1998 г.; в 1994-1995 гг. не вернулись назад 34,1 % посетителей Приморья из КНР. Иностранная рабочая сила из КНР в 1998 г. составила по официальным данным 7179 чел. При этом в Приморском крае по разным подсчетам находилось в среднем в любой отдельно взятый день года от 5 до 35 тыс. китайских граждан (китайские рабочие-мигранты, туристы-бизнесмены, те, кто имел целью получить вид на постоянное жительство в России).
Допуск в страну иностранных работников позволяет решать многие важные задачи заполнения вакансий и свободных рабочих мест, на которые даже в условиях безработицы не идет местное население и для которых нет кадров соответствующей специальности или квалификации.
Трудовая иммиграция на основе трудовых договоров (контрактов) за 1996-2000 гг. составила около 240 тыс. чел. Подавляющее большинство иностранных работников (около 70 %) используется в отраслях материального производства. При этом объемы официально зарегистрированной иностранной рабочей силы невелики - не более 0,4 % совокупной численности занятых в экономике страны.
В настоящее время на работу в Россию прибывают трудящиеся - мигранты из 116 стран мира. Наиболее динамично в последнее время увеличивалась трудовая миграция из государств Дальнего зарубежья - стран бывшей Югославии, Болгарии, Китая, Вьетнама, КНДР, Польши, Словакии, Турции.
В миграционном потоке в Россию преобладали русские (63,4 %), на втором месте шли украинцы, на третьем - армяне, затем - азербайджанцы и грузины. Постсоветское переселение в Россию - преимущественно семейное, в отличие от прошлых периодов, когда миграция была молодежной. Поэтому среди переселенцев повышена (по сравнению с прошлым) доля детей и стариков. В основном это жители больших городов, в частности столиц бывших союзных республик, главным образом интеллигенция и квалифицированные городские рабочие. У большинства взрослых -высшее и среднее специальное образование.
Прибывающие трудовые мигранты (а из них 92 % - мужчины) направляются в ведущие отрасли экономики: строительство, промышленность и сельское хозяйство по профессиям преимущественно физического труда на рабочие места с мало привлекательными условиями труда.

нелегальная иммиграция

Гораздо более серьезная проблема, связанная с иммиграцией, - это увеличившаяся быстрыми темпами в 90-е гг. нелегальная иммиграция, численность которой достигла, по разным оценкам, в 1997 г. от 10-15 до 2000-5000 тыс. чел. в год, т. е. средняя оценка - 542 тыс. чел. прибывало в РФ каждый год. На 1 декабря 2008 г. в России находилось более 10 млн иностранных граждан (из них официально - всего 3 млн чел.).
Основная масса нелегалов прибывает в Россию из государств Дальнего зарубежья (Афганистана, Ирана, Пакистана, стран Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии) и государств -участников СНГ (Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Казахстана). До 90 % незаконных мигрантов идет через границу с Казахстаном - самую протяженную.
Многие из них рассматривают Россию как своеобразный перевалочный, транзитный путь на Запад. В этом отношении данная иммиграция представляет большую угрозу для здоровья россиян, поскольку вообще не контролируется и может стать разносчиком различных инфекционных и эпидемиологических заболеваний.
При этом основные группы въезжающих нелегалов следующие: иностранцы, прибывающие по каналам безвизового въезда из государств СНГ; иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их намерениям (въезжающие по туристической, гостевой визе); транзитные мигранты; иностранцы, въезжающие нелегально (по поддельным документам, минуя пограничный контроль и т. п.). Кроме того, возможно незаконное пребывание иностранцев после окончания срока туристической или гостевой визы, срока учебы или трудового контракта, после окончания срока транзитной визы, незаконное пребывание вынужденных мигрантов.
Факторы, повлиявшие на интенсификацию притока в Россию нелегальных мигрантов из СНГ и других государств:
. геополитическое переустройство постсоветского пространства, изменение национально-политических ориентации в государствах нового зарубежья;
. более прочное экономическое положение России и гораздо более высокий уровень жизни, как в рамках СНГ, так и в сравнении со многими странами Дальнего зарубежья (Ближнего и Среднего Востока, Африки, Азии);
. развитие в результате рыночных реформ альтернативных форм занятости на российском рынке труда, связанных с расширением частного сектора, индивидуальной трудовой деятельности, смешанных форм собственности с участием иностранного капитала, быстрый рост теневой экономики;
. слабость российского законодательства в отношении въезда, пребывания и занятости иностранцев, отсутствие эффективной системы иммиграционного контроля; «прозрачность» российских границ со странами СНГ;
. наличие в России национальных диаспор, которые облегчают начальный этап миграции и провоцируют ее дальнейшее развитие;
. географическое положение, удобное для транзита из Азии в Европу.
Последствия нелегальной миграции. Неуправляемость и неконтролируемость этого процесса отрицательно сказывается на состоянии внутреннего рынка труда (имеет место незаконная трудовая деятельность); приводит к массовым нарушениям прав мигрантов; создает очаги социальной напряженности в местах их скопления; способствует скрытой экспансии нелегалов в приграничные районы; негативно влияет на криминальную обстановку в стране (имеет место сращивание нелегалов с криминальными структурами) и т. п. Распространена точка зрения, что нелегальная миграция может представлять угрозу для национальной безопасности страны. Это, в частности, отмечалось в Соглашении о сотрудничестве государств - участников СНГ от 6 марта 1998 г.
Незаконная миграция осложняет процессы внешней трудовой миграции: привлечение иностранной рабочей силы (оно естественно для многих цивилизованных стран) сопровождается незаконным трудоустройством иностранцев (не менее 100 тыс. человек в год). Кроме того, около 2 млн граждан СНГ работают по разного рода договорам подряда, выполнение которых сопряжено с пребыванием на территории России.
Вместе с тем следует отметить положительное влияние миграции на демографическую ситуацию в стране. Положительный миграционный обмен России с Ближним зарубежьем в 90-е гг. способствовал сглаживанию ее негативной демографической ситуации, обусловленной естественной убылью. За 90-е гг. миграция из государств-участников СНГ, из стран Балтии в Россию составила более 8 млн чел.; за тот же период выехало из России около 4 млн чел. Всего за 1992-2000 гг. статус вынужденного переселенца и беженца получили в России более 1,6 млн чел. За 1991-1999 гг. численность русских благодаря миграции выросла в России на 2,7 млн чел.
Что касается долгосрочной перспективы, экономически целесообразнее ориентироваться не на эмиграцию, а на привлечение иностранных рабочих и специалистов в Россию.
Таким образом, важной для России в настоящее время является межгосударственная миграция, составляющими которой являются эмиграция и иммиграция, трудовая миграция. Также существует внутренняя миграция. Укрупненно ее можно разделить на экономическую и вынужденную, связанную с переселением репрессированных народов и лиц, пострадавших в результате природных катаклизмов, техногенных катастроф, вооруженных конфликтов. Внутренняя экономическая миграция, связанная с обеспечением определенной степени подвижности рабочей силы, ее территориальным перераспределением в зависимости от спроса и предложения, с 1989 г. в России сократилась на 38 %.
По мнению В. Кулакова, для России наиболее важное значение имеет межрайонная миграция. Он выделяет 4 основных типа российских территорий:
1) территории, характеризующиеся одновременно и миграционной, и естественной убылью населения (Камчатка, Магаданская и Читинская области, Еврейская автономная область, Сахалинская и Мурманская области, Хабаровский край);
2) территории, хотя и отличающиеся ростом миграции, но продолжающие сохранять естественный прирост (северные территории, Урал, ряд районов Северного Кавказа);
3) территории, где миграционный прирост восполняет естественные потери населения (Северо-Кавказский, Центральный, Центрально-Черноземный район);
4) территории, где естественный прирост населения практически равнозначен миграционному (Тюменская область, республика Алтай, Северная Осетия, Дагестан).
Также к внутренней миграции относят перемещения «село— город» (о чем говорилось выше), отток с северных территорий, потоки внутренних вынужденных мигрантов из Чечни и районов осетино-ингушского конфликта.
Но, говоря о внутренней экономической миграции, следует отметить, что пока еще не обеспечивается свободный перелив капитала и рабочей силы в направлениях, выгодных для экономики России и ее регионов. Этому препятствуют высокая стоимость переезда, неразвитость рынков труда и жилья, сохранение паспортных ограничений и института прописки, отсутствие информации о вакансиях и возможностях трудоустройства за пределами места проживания.
Таким образом, в переходный период объем и направления миграций внутри России, между Россией и другими государствами определяются рядом факторов (этнические конфликты, экономический кризис, падение уровня жизни и безработица, формирование и развитие рыночных отношений и т. д.).

Фрагмент 1

Изучение нового материала по теме

Задачи:

  • Сформировать представление о миграциях населения во времени и в пространстве.
  • Развивать навыки работы с текстом учебника (выделение главного, составление структурных схем, составление определений и др.).

Организация работы

Вводная беседа

1. Под действием каких причин может изменяться численность населения страны, какой-либо территории?

2. Ввод понятия “Миграция”.

3. Сформулируйте самостоятельно определение понятия “Механический прирост”.

4. Какие значения может принимать величина механического прироста? Как при этом меняется численность населения?

5. Предположите, какие причины могут побудить человека к смене места жительства.

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника

1. Познакомьтесь с текстом § 7. Выявите основные потоки миграций в СССР и России в различные годы: направления и причины.

2. Заполните хронологическую таблицу “Миграции населения в СССР и России”, для этого используйте текст учебника, рис. 13, с.41 и знания, полученные самостоятельно из внеучебных источников (СМИ, Интернет).

Период, гг.

Направления миграций

Причины миграций

Дополнительная информация

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

................

3. Используя материалы таблицы, составьте обобщающую структурную схему “Миграции населения”. Ключевые слова определите самостоятельно.

Подведение итогов работы на уроке:

1. Какие народы подверглись насильственному переселению? Как сложилась их дальнейшая судьба?

2. Каково значение миграций для экономики страны?

3. Приведите примеры миграций членов вашей семьи. Каковы были причины смены места жительства? Как это сказалось на дальнейшей судьбе всей вашей семьи?

Консультирование по выполнению домашней практической работы.

Домашнее задание: § 7. Домашняя практическая работа.

Домашняя практическая работа.

1. По данным таблицы 12 постройте столбчатые диаграммы “Динамика доли русского населения в новых независимых государствах”.

2. Сделайте анализ, ответив на вопросы:

– Как изменилась доля русского населения в новых независимых государствах (в каждом отдельно и по регионам: страны Балтии, страны Средней Азии, страны Закавказья)?

– Каковы причины этих изменений (политические, экономические, социальные, культурные и др.)?

3. Сделайте общий вывод:

– Каковы последствия изменений доли русского населения для новых независимых государств и России? Отметьте экономические, политические, социальные, культурные последствия.

Фрагмент 2

Повторение и закрепление знаний по теме с элементами введения новой информации

Задачи:

  • Повторить и закрепить знания по теме “Миграции населения”.
  • Продолжить работу по развитию навыков чтения схем, таблиц, карт.
  • Развивать навыки обобщения информации, полученной из разных источников, создавать новое знание на основе известной информации, собственного жизненного опыта.

Организация работы

Задания для повторения предлагаются по рядам.

Дополнительно создаются две группы по два человека, которые будут работать с творческими заданиями. В группы включаются наиболее подготовленные учащиеся.

Для удобства работы на каждый стол выдается лист с заданиями для каждого ряда.

Задания:

I ряд

Работа со словарем по теме “Миграции населения”.

Работа выполняется письменно на листочках.

I вариант

Миграция –
Внутренние миграции
Эмиграция –
Реэмиграция –
Репатриация –

II вариант

Механический прирост –
Внешние миграции –
Иммиграции –
Депортация –
Незаконные мигранты –

II ряд

Самопроверка выполнения домашнего задания “Анализ диаграмм “Динамика доли русского населения в новых независимых государствах” (по данным табл. 12, с. 20).

Проверьте, есть ли в ваших выводах ответы на следующие вопросы:

1. В каких странах бывшего СССР особенно сильно уменьшилась доля русских? Подтвердите цифрами.

2. Почему именно в этих странах произошло наибольшее снижение доли русских?

3. В каких странах после распада СССР доля русских увеличилась? осталась практически неизменной?

4*. Существует ли связь между численностью русских в той или иной стране бывшего СССР и политическими отношениями, сложившимися между Россией и этими странами?

III ряд

Работа с информацией, представленной в виде схем.

Внимательно рассмотрите предложенные схемы, сравните с теми, что вы составили самостоятельно по тексту учебника. Проанализируйте представленную в схемах информацию. Приготовьтесь озвучить данные схемы для класса. Ответьте на поставленные вопросы.

1. Какие признаки классификации положены в основу составления каждой схемы?

2. Информация к какой схеме (схемам) отсутствовала в вашем учебнике? Попробуйте самостоятельно составить по ней рассказ.

Творческие группы

I группа

Попробуйте составить портрет человека, решившего добровольно сменить постоянное место жительства (образование, возраст, семейное положение, здоровье, черты характера). Подумайте, что побудило его сменить место жительства. Предположите, какой район России он выберет для постоянного проживания.

II группа

Обобщив изученный материал и опираясь на внеучебные знания, выявите положительные и отрицательные последствия миграции для страны в целом, и для отдельного субъекта, в частности.

Порядок работы по повторению и закреплению знаний

1. Всем учащимся класса предлагается познакомиться с предложенными заданиями и задать учителю уточняющие вопросы, если в этом есть необходимость.

2. Учащиеся приступают к работе. Учащиеся II и III ряда могут работать в парах, обсуждая возможные варианты ответов и осуществляя взаимопроверку самостоятельных работ, выполненных на предыдущем уроке и дома.

3. Учащиеся I ряда работают в течение 3 минут. Затем учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями, организуется взаимопроверка. Выставляются оценки. Фиксируется фамилия проверяющего. Выполненные работы передаются учителю. Вся работа занимает 5-7 минут. Все учащиеся первого ряда присоединяются к выполнению заданий второго ряда.

4. Проверяется работа второго ряда. Учащиеся третьего ряда, по мере выполнения собственного задания, также присоединяются к проверке домашней работы. Проверка осуществляется фронтально в форме эвристической беседы. По ходу проверки учащиеся делают уточняющие записи в тетради.

5. Проверка работы третьего ряда. Осуществляется фронтально в форме эвристической беседы. Схемы, дополняющие материал, представленный в учебнике, заносятся в тетради по ходу их комментирования и обсуждения.

6. Заслушиваются результаты работы творческих групп. Учащимся класса предлагается составить и записать в тетради 1-2 уточняющих вопроса к сообщениям творческих групп. На основе составленных вопросов организуется обсуждение результатов работы.

7. Подводятся итоги проверки выполнения домашней работы. На полях тетради каждым учеником выставляется оценка по итогам самопроверки.

Показатели для самостоятельного оценивания результатов работы по теме “Миграции населения”:

1. В тетради записаны определения терминов. Учащийся готов дать определения каждого из них самостоятельно.

2. В тетради выполнены схемы, отражающие основной материал по теме. Учащийся готов прокомментировать каждую из схем, назвав признак классификации.

3. В тетради выполнены диаграммы “Динамика доли русского населения в новых независимых государствах” (по данным табл. 12, с. 20) и сделан их анализ. В анализе представлены главные выводы, они подтверждаются расчетами.

4. Учащийся принял участие в обсуждении вопросов творческих групп.

Критерии оценивания:

  • 5 баллов – данные показатели достигнуты в полном объеме;
  • 4 балла – данные показатели в целом достигнуты, допущены незначительные недочеты;
  • 3 балла – данные показатели достигнуты частично, допущены значительные недочеты.

Учитель вправе перенести в журнал оценки, выставленные учащимися по результатам самопроверки и самооценивания, без изменения, либо повысить или понизить оценку после индивидуального собеседования с учащимся.

Список использованной литературы

  1. Асеева И.В. На уроке географии: Население и хозяйство России: Пособие для учащихся общеобразовательных школ, лицеев, колледжей. – СПб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.
  2. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М.: Дрофа, 2006.
  3. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: “ВАКО”, 2005.