Проблемы функционирования оон на современном этапе

После того как Россия воспользовалась правом вето на резолюцию о создании трибунала по крушению малайзийского «Боинга», США снова начали активно поднимать вопрос о реформе Совета Безопасности ООН. Так, 3 августа в Вашингтоне президент Барак Обама выступил в поддержку идеи реформы Совета Безопасности и предложил включить в него на постоянной основе не менее одного представителя от Африки.

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, в лице Магалиса Ароча Домингеса. Консультативный комитет Совета по правам человека в лице профессора Мигеля Альфонсо Мартинеса. Он играет председательство в органе. . В рамках системы Организации Объединенных Наций также можно найти несколько программ, фондов и специализированных учреждений.

Для поддержания деятельности этой Системы существует бюджет, который устанавливается каждые два года. В настоящее время в целях повышения эффективности Организации были сделаны различные предложения по реформе Организации Объединенных Наций, многие из которых были выполнены, что позволило добиться большей экономии ресурсов и повысить эффективность работы Организации.

Вопрос о расширении Совбеза ООН обсуждается уже не первый год - в течение 8 лет ведутся межправительственные переговоры, а до этого 11 лет шли неформальные консультации. Но в этом году, к 70-й, юбилейной Генассамблее, его надеются наконец решить. Официально Россия не выступает против определенной реформы, но призывает с ней не торопиться. Согласно позиции РФ, расширение Совета Безопасности ООН не сделает его более эффективным. Есть и серьезные опасения, что в планы США входит его расширение за счет стран, которые станут их марионетками.

Организация страдает от важного структурного кризиса, который не позволил ей эффективно выполнять возложенную на нее роль, ее основные органы не были изменены с момента ее создания, и нынешняя структура не реагирует на динамику этих дней, характеризующуюся представлением других проблем к тем из мировых войн или территориальных конфликтов, субъектам, которые доминировали в мировой динамике прошлого, напротив, сегодня самыми частыми проблемами являются терроризм, незаконный оборот наркотиков и т.д. которые, очевидно, требуют различных стратегий для борьбы.

«Теперь говорят о том, чтобы в Совете Безопасности стало больше членов, с тем чтобы он стал более эффективным и репрезентативным. Но тут я хочу оговориться: конечно, более репрезентативным Совет Безопасности будет, если расширить его членство, но эффективным точно не будет», - заявил постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, при этом согласившись, что расширение - это сейчас самый главный вопрос реформы ООН.

Антонио Гутерриш избирается сроком на пять лет. Конфликт реален, но для генерала Лурейро душ Сантуса Антонио Гутерриш не будет иметь места для маневра в этой главе. Он сможет дать рекомендации. Это заслуживающая доверия цифра, чтобы голос был услышан, но все будет зависеть от российской воли, - объясняет эксперт по безопасности.

Лучший из дневника новостей в вашем электронном письме

«Единственная возможность решить эту проблему - регионализовать ее, используя прагматичный арабский мир под руководством Египта и Саудовской Аравии», - говорит корреспондент из Ближнего Востока Энрике Кимерман. Для португальского журналиста большой проблемой Антонио Гутерриша будет возможность призвать к переговорам о мире страны региона, которые также рассматривают радикальный ислам как проблему и что они начинают рассматривать Израиль как союзника. Двусторонняя парадигма мертва. Крайне важно создать палестинское государство вместе с Израилем при поддержке умеренных и прагматических мусульманских стран, - добавляет Кимерман.

Совет Безопасности был создан после окончания Второй мировой войны. Согласно Уставу Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет безопасности ООН состоит из 5 постоянных членов (Россия, США, КНР, Франция и Великобритания), которые обладают правом вето на любое решение, а также 10 непостоянных членов из числа других стран, которые выбираются Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок - по 5 каждый год. Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Первоначально в составе Совбеза было 11 стран, в том числе 5 постоянных членов. Позже количество постоянных членов осталось неизменным, а общее число стран возросло до 15. В последний раз СБ ООН расширялся в 1960-х годах.

Жоао Бранко также защищал то, что Гутерриш «может использовать свое политическое влияние, чтобы дать видимость великим ошибкам и экологическим зверствам, которые совершаются в мире» и помочь «в борьбе с потерей биоразнообразия». Все, не забывая о проблемах бедности. Есть очень большие районы планеты, которые должны быть уничтожены из-за нищеты, больших городов, где нехватка воды и канализации является проблемой, потому что, поскольку нет топлива, вся растительность горит в миле.

Он не утверждает, что они не могут получить их, «они просто на стороне стран, где происходят крупные международные кризисы», утверждая, что если богатые страны выполняют свою роль, «решить эту проблему будет легко». Когда мы смотрим на генералов-секретарей, которые следовали, Кофи Аннана и Пан Ги Муна, мы поняли, что они всегда согласуются с великими державами, - резюмирует профессор Политологии Барах Михаил.

Два лагеря

По словам Виталия Чуркина, относительно реформы Совета Безопасности не могут договориться два основных лагеря. Есть страны, желающие стать постоянными членами Совета Безопасности в дополнение к пяти уже существующим, и есть страны, которые категорически против этого. Некоторые претенденты на постоянное членство, среди которых Германия, заявляют, что не нуждаются в праве вето. Страны Африки претендуют на то, чтобы у них было два постоянных члена с правом вето.

Во время слушаний Гутерриш сказал, что он не может изменить природу человека, но может изменить условия дебатов. И правда в том, что он выиграл эту дискуссию, - говорит исследователь университета Бернардо Пирес де Лима, полагая, что бывший премьер-министр Португалии будет соответствовать тому, что он указал на вопрос равенства и паритета.

Так обстоит дело, например, в Западной Сахаре и на Кипре. Эти конфликты имеют много общего с большими блоками, с регионами, где они расположены, и поэтому роль Генерального секретаря, кем бы он ни был, несколько ограничен. Гутерриш должен бороться с проблемой сексуального насилия с помощью синих шлемов, которые были обнаружены. Как Гутерриш был избран, по его словам, является признаком того, что все может быть сделано по-другому. По словам Бернардо Пиреса де Лимы, это иллюзорная дискуссия. «Типология права вето более обнадеживает, чем конфигурация этого тела». кандидат Кристалина Георгиева, продвигаемая Германией, Россия направила сигнал Анджеле Меркель, что тема реформы Совета не является порядком дня.

Другие страны выступают с предложением создать в Совете Безопасности новый «полупостоянный» вид членства. Полупостоянные члены будут избираться на восемь лет с возможностью переизбрания. По заявлению Чуркина, «ни одна из этих моделей не набирает 129 голосов Генеральной Ассамблеи», необходимых для одобрения. Не поможет решить вопрос и резолюция Генассамблеи о реформе Совета Безопасности ООН: несмотря на то что такие проекты есть, их опасаются ставить на голосование, так как в случае неудачи их придется отложить на несколько лет согласно Уставу ООН.

Эта проблема особенно актуальна в Азии из-за испытаний, проведенных Северной Кореей, но на самом деле ни одна страна не денуклеаризует. Критика Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Совет Безопасности является одним из главных органов Организации Объединенных Наций. Его цель заключается в поддержании международного мира и безопасности.

Есть утверждения, что они сформировали своего рода «ядерный союз» со стратегическими интересами. С тех пор любой акт решения против или в пользу богатых ресурсами или богатых ресурсами стран является основанием для этого. Другие критики утверждают, что существует необходимость в увеличении числа постоянных членов Совета для включения неядерных держав в целях большей демократизации Организации, поскольку на выборных полномочиях на временной основе недостаточно.

Александр Никитин, директор Центра евроатлантической безопасности МГИМО, констатирует, что терпение многих государств не бесконечно и сохранять особую роль пяти государств, отражающую расклад сил на момент окончания Второй мировой войны, когда формировалась ООН, все сложнее. Россия это понимает и поэтому поддерживает умеренные формы реформ.

Право вето постоянных членов - еще одна цель для критики. Вот почему эти члены часто используют этот инструмент для опрокидывания мер, которые противоречат их собственным интересам. И это еще один антидемократический фактор Совета Безопасности: даже если большинство его членов поддержат решение, его можно отменить вето только одного члена.

Эффективность и актуальность работы Совета Безопасности также часто ставятся под сомнение. Это связано с тем, что даже в случаях более значительных последствий никакие последствия не воспринимаются как нарушающие резолюции Совета. Критика Совета Безопасности Организации Объединенных Наций не имеет видимого предела, но большинство, если не все, относятся к ее антидемократическому характеру. В защиту этого обвинения Дитер Генрих указывает, что его система не имеет различий между законодательными, исполнительными и судебными полномочиями: Устав ООН дает все три полномочия Совету Безопасности.

«Увеличение числа членов возможно, но Россия поддерживает одни кандидатуры, западные страны поддерживают другие, а некоторые из них связаны друг с другом. Например, невозможен прием Индии без Пакистана, Бразилии без Аргентины и так далее. Здесь, как и во многих других сферах, интересы великих держав проецируются на вопросы сугубо технические, и это превращает реформирование Совета Безопасности ООН в процесс, растянутый на десятилетия», - полагает Александр Никитин.

Организация Объединенных Наций подвергается критике за то, что она уделяет большое внимание состоянию Израиля, палестинцев и арабо-израильского конфликта, что требует значительного времени, резолюций и ресурсов Организации Объединенных Наций. Утверждается, что такое внимание настолько важно, что Организация больше не наблюдает за массовыми нарушениями прав человека в ряде других стран, таких как Китай, Россия, Куба и Зимбабве.

Критик Дон Хабиби утверждает, что эта одержимость имела бы смысл, если бы Израиль был одним из худших нарушителей прав человека в мире. Но любой объективной мерой это не так. В этой резолюции было установлено, что сионизм является одной из форм расизма и расовой дискриминации. 72 страны, включая Бразилию, проголосовали за такую ​​резолюцию, в то время как еще 35 человек проголосовали против. Такая резолюция была жестко раскритикована как пресловутая и международно осужденная в средствах массовой информации.

Зачем Америке Африка

Барак Обама, когда предложил включить в Совбез на постоянной основе представителей африканских стран, мотивировал это именно тем, что со времен основания ООН и Совета Безопасности ситуация в мире существенно изменилась и включение новых государств в СБ ООН могло бы отразить эти изменения.

Открытые дебаты в Совете Безопасности ООН. Фото: РИА Новости

Золото решительно нападает на Организацию Объединенных Наций, когда она показывает, что она, в ее нынешнем виде, никогда не сможет бороться с терроризмом и поддерживать мировой порядок. Это компиляция критических замечаний о том, что в конце она дает рекомендации относительно изменений как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Короче говоря, это часть фактов, которые необходимо учитывать. На следующей пресс-конференции бывший премьер-министр Португалии напомнил, что войны, описанные в книгах по истории, которые он читал в юности, всегда были победителями и проигравшими. Сегодня в войнах нет победителей. Все проигрывают, - сказал Гутерриш. Мир, с которым вы собираетесь иметь дело, более сложный, хаотичный и непредсказуемый.

«США поддерживают концепцию модификации структуры Совета Безопасности ООН. Я думаю, что в принципе в Совете Безопасности должен быть по крайней мере один представитель от Африканского континента, а также представители других регионов мира и некоторых других усилившихся держав», - сказал Барак Обама. По его словам, для того чтобы СБ ООН был эффективным, он должен представлять все различные тенденции нескольких последних десятилетий.

История еще не закончилась, и мир более непредсказуем

За последние 20 лет мир улучшился во многих показателях социального и технологического развития, но все остальное впало в хаос: неравенство углубилось, возникло недоверие и, прежде всего, возник разрыв между представителями и представителями. Это портрет мира, который Антониу Гутерриш начал делать в своем обращении к Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Генеральный секретарь-кандидат не избегал говорить о нынешних политических явлениях - хотя и не называя Брексита или Дональда Трампа, как примеры тревожных последствий того, что произошло после окончания «холодной войны».

Но интересы США в этом вопросе на деле не столь альтруистичны. Константин Соколов, вице-президент Академии геополитических проблем, обращает внимание на то, что африканские страны являются весьма зависимыми от внешних сил, а Соединенным Штатам, желающим доминировать во всем, нужны дополнительные голоса в Совете Безопасности.

За последние 20 лет наблюдался необычайный технический прогресс, выросла глобальная экономика, улучшились основные социальные показатели, резко сократилась доля людей, живущих в условиях абсолютной нищеты. Но глобализация и технический прогресс также способствовали увеличению неравенства. Многие люди остались позади, даже в самых развитых странах, где миллионы рабочих мест исчезли, а новые рабочие места недоступны для многих людей.

До этого момента Гутеррес вспоминал время, когда он вступил в должность премьер-министра Португалии в «мире, полном оптимизма» в конце «холодной войны»: Некоторые описывали этот момент как конец истории, но конец холодной войны не был конец истории. Напротив, история была просто заморожена в некоторых местах. И он вернулся, когда «мировой порядок растаял», - сказал Гутерриш, описывая последующее появление «скрытых противоречий и напряженности», «новых войн и отсутствия прозрачности», «безнаказанности», «непредсказуемости», «нарушений прав человека», «Люди вынуждены покидать свои дома, как это было не десятилетиями» и «глобальный терроризм».

«Предложения Барака Обамы по расширению Совета Безопасности ООН достаточно прозрачны: включение новых членов из числа относительно слабо развитых стран попросту даст дополнительные голоса Соединенным Штатам Америки как доминирующей державе. Кроме того, предоставление им права вето позволит перенести ответственность за какие-то решения на зависимые третьи страны, которые сделают это под внешним давлением США», - объясняет Константин Соколов.

Он будет делать то же самое с Трампом, как он намеревается сделать с другими мировыми лидерами, а именно: «говорить правду» и «создать платформу для сотрудничества на основе воли к реформированию Организации Объединенных Наций». Таким образом, в этой области приоритетом Гутерриша является восстановление отношений между людьми и национальными и международными лидерами. Настало время для лидеров послушать и показать, что они заботятся о людях, настало время для глобальной стабильности и солидарности, от которой все мы зависим.

Настало время для Организации Объединенных Наций выявить неудачи и реформировать свой способ действий. Здесь первым пунктом является улучшение одного из недостатков, выявленных новым Генеральным секретарем в международном сообществе: «Неспособность прогнозировать кризисы». Фактически, он сказал, что предотвращение конфликтов «не является новой концепцией». Упоминая о наиболее серьезных глобальных конфликтах, таких как «острые кризисы в Сирии, Южном Судане» или давние споры, такие как израильско-палестинский конфликт, назначенный Генеральный секретарь сказал, что эти проблемы нуждаются в посредничестве, арбитраже и дипломатии творческий.

По мнению эксперта, вопрос надо ставить шире - дело в том, что ООН и ее совет уже перестали выполнять те функции, ради которых были созданы. Эти институты появились в послевоенное время, основным их предназначением было поддержание мира. Но сегодня эти механизмы перестают работать, а решения Совбеза выполняются избирательно.

Совбез не должен стать слабее

Александр Никитин напоминает: Россия еще несколько лет назад заявляла, что поддержит любую реформу Совета Безопасности ООН, если по ней договорятся остальные государства, но предложенные США варианты ставили Россию в унизительное положение. По его мнению, быстрая реформа с включением большого числа стран приведет к снижению удельного веса России как члена Совета Безопасности ООН с правом вето.

«Ликвидация права вето или расширение права вето на большое число государств также не в интересах России, поскольку может привести к снижению ее роли в международных делах. С другой стороны, Россия не может не поддержать стремление Индии стать членом Совбеза. Поэтому Москва не была против реформы ООН, предлагая долго и в переговорах искать ее взвешенную формулу, и этот поиск продолжается уже несколько десятилетий», - рассказывает Никитин.

В свою очередь, Сергей Марков, директор Института политических исследований, также говорит о том, что реформа ООН не должна вести к ослаблению Совбеза, как того хотят США.

«Россия за такую реформу, но при этом Россия подчеркивает, что она должна привести не к размыванию влияния и авторитета Совета Безопасности, как того хотят США, а к их усилению. Кроме того, Россия заявляет, что должны звучать голоса всех стран, но Соединенные Штаты хотят установить в Совбезе диктатуру своих марионеток, а этого Россия США позволить не может», - рассуждает Сергей Марков.

Политолог продолжает: что касается самой реформы Совета Безопасности, Россия предлагает увеличить число постоянных членов за счет круга таких стран, как Индия, Бразилия, Египет, Япония, Германия. Дело в том, что они более независимы экономически и политически, и эти страны должны быть постоянными членами, но без права вето. Нынешние постоянные члены Совета Безопасности останутся на том же положении, то есть у них также будет статус постоянного члена Совета Безопасности, но с правом вето как у старожилов.

Ожидается, что осенью в ходе 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке представители многих стран будут обсуждать расширение Совета Безопасности ООН, продвигая свои интересы и стараясь добиться скорейшего его реформирования. Сергей Марков предполагает, что историческое выступление Владимира Путина в Генассамблее среди прочих вопросов отразит позицию России по этой проблеме, четко дав понять, что попытки США стать мировым жандармом сегодня отвергаются мировым сообществом.

Наиболее значимую роль в системе международных отношений на современном этапе играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Важнейшими задачами Организации Объединенных Наций являются прекращение распространения оружия, а также сокращение и ликвидация, в конечном итоге, всех запасов оружия массового уничтожения. Организация Объединенных Наций служит постоянным форумом для проведения переговоров по разоружению, вырабатывая рекомендации и выступая инициатором исследований в этой области. Она поддерживает многосторонние переговоры, ведущиеся в рамках Конференции по разоружению и других международных органов. В результате этих переговоров были заключены такие международные соглашения, как - Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 год), - Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год) - договоры о создании зон, свободных от ядерного оружия.

Базирующееся в Вене Международное агентство по атомной энергии, действуя на основе системы соглашений о гарантиях, отвечает за обеспечение того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для использования в мирных целях, не применялись в военных целях.

Основы деятельности ООН её и структура разрабатывались в годы Второй мировой война ведущими участниками Антигитлеровской коалиции.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции проходившей с апреля по июнь 1945 года. Согласно ему, «прием в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». Прием государств в члены Организации Объединенных Наций производится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.

Генеральная Ассамблея ООН рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; осуществляет иные полномочия, предусмотренные в Уставе ООН. У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии. Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября.

Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности или по требованию большинства членов ООН в течение 15 дней со дня получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.

Экономический и Социальный Совет ООН учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности ООН, а также специализированных учреждений и организаций. Состоит из 5 региональных комиссий для Европы, Африки и т.д.

Местопребыванием Международного Суда, учрежденного Уставом Объединенных Наций в качестве главного судебного органа Объединенных Наций, является Гаага, Нидерланды. Международный Суд является форумом для мирного урегулирования юридических споров между государствами. Суд также занимается подготовкой консультативных заключений для ООН и ее специализированных учреждений.

Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН.

Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета - постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, обладающие правом вето), остальные десять членов (по терминологии Устава - «не постоянные») избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом.

Каждое из перечисленных структурных подразделений ООН имеет вспомогательные органы по различным специализированным вопросам (учебные и научно-исследовательские институты, агентства, комитеты, комиссии, рабочие группы, трибуналы, специализированные учреждения).

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

МОТ (Международная Ассоциация Труда);

МВФ (Международный Валютный Фонд);

ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

Международный суд.

Реформа ООН. Начиная с 2006 года (после Всемирного саммита 2005) представлены ряд докладов по реформированию ООН. Основными проблемами реформирования ООН являются:

1. Недостаток представительности в отношении развивающихся стран.

2. Привилегированное положение постоянных членов Совета Безопасности ООН.

3. Необходимость разрешения финансовых проблем Организации с единственным выходом - предоставлением богатым экономически развитым странам статуса постоянных или «полупостоянных» членов Совета Безопасности.

Реформа Совета Безопасности является одним из ключевых и остродискуссионных направлений реформы ООН. Достаточно долго переговоры по данному пункту не могли сдвинуться с мертвой точки, но с появлением «двадцатки», которая все успешнее отвоевывает у «большой восьмерки» зоны влияния, у сторонников дипломатических нововведений открылось второе дыхание.

Вопрос также стоит о радикальности реформирования СБ. Большинство существующих предложений реформирования СБ можно свести к двум группам.

Во-первых, различные идеи, касающиеся повышения эффективности работы Совета.

Сторонники радикальной реформа СБ считают, что он узурпировал власть в ООН, присвоил ее себе, совету ограниченного состава, контролируемому пятью его постоянными членами, обладающими правом вето. Вследствие чего т.н. «малые страны», не обладающие таким правом, не могут доверять СБ.

Одним из весомых аргументов является отсутствие применения санкций положения статьи VII Устава ООН к США и Великобритании после событий в Ираке, Афганистане, Югославии. В связи с этим сторонники радикальной реформы СБ требуют передачи полномочий Совета Безопасности Генеральной Ассамблее, что обеспечит более демократический порядок принятия решений: применение положений главы VII Устава ООН должно стать прерогативой Генеральной Ассамблеи, ей должно принадлежать право принимать обязательные резолюции, Совет Безопасности должен стать инструментом для осуществления резолюций Генеральной Ассамблеи. В этом случае, Генеральная Ассамблея ООН, выполняющая функции всемирного парламента останется главным «законодательным органом и СБ не сможет диктовать свои условия, оставаясь одним из исполнительных органов.

Во-вторых, предложения об изменении состава СБ.

При этом следует учитывать интересы и влиятельность различных стран и регионов.

Страны «Юга»: у них отсутствуют материальные средства для поддержки функционирования ООН и возможности влиять на СБ, поэтому развивающиеся страны делают ставку на ограничение права вето постоянных членов СБ. Эти страны предъявляют требования большего участия в процессе принятия решений ООН, расширения числа постоянных членов до 11 стран на основе соблюдения принципа равного географического представительства, всего СБ должен состоять из 26 стран.

Cтраны регионального значения такие, как Италия, Испания, Турция, Малайзия и некоторые скандинавские и латиноамериканские страны, хотят формализовать свой статус путем отмены запрета на членство в СБ.

Высокоразвитые страны (Германия, Япония), а также представители всех трех региональных групп развивающегося мира (Индия, Пакистан, Индонезия в Азии; Египет, Нигерия, ЮАР в Африке; Бразилия Аргентина в Латинской Америке) претендуют на звание постоянных членов СБ.

Наконец, пять действующих постоянных членов Совета едины в стремлении сохранить свой нынешний статус, включая право вето.

США всегда активно выступали за реформу ООН для увеличения числа своих союзников в организации. Вашингтон ещё в 70-е годы выдвинул идею «квикфикс» - включения в СБ Германии и Японии на правах постоянных членов. Это увеличило бы количество союзников американцев в Совбезе и одновременно снизило бы размер взносов США в бюджет ООН, невыплата которых стала главной финансовой проблемой Организации. В 1990-е годы под давлением развивающихся государств Вашингтон меняет «квикфикс» на формулу «2+3» (Германия, Япония, плюс по одной стране от каждого региона развивающегося мира). В 2000 г. администрация, Билла Клинтона согласилась на расширение СБ до количества более 23 членов.

Позиция России неоднозначна. Первоначально, исходя из обязательств, данных Японии и Германии Ельциным, поддерживались только эти две кандидатуры. Впоследствии позиция России заключалась в том, что СБ должен включать как промышленно развитые, так и развивающиеся страны. Число членов расширенного СБ, по мнению России, не должно превышать 20-21.

В перспективе реформирование ООН должно касаться:

1. освобождения его от политической конъюнктуры и бюрократических пут,

2. резкого увеличения оперативности реагирования на кризисы и конфликты,

3. переноса основной организационной работы, прежде всего Департамента по миротворческим операциям, из Нью-Йорка «в поле».

Примером взвешенного решения в рамках реформирования ООН является судьба Комиссии по правам человека: утратив доверие, она была расформирована. Комиссия была слишком политизирована и использовалась государствами для избирательной критики друг друга, а не для решения реальных проблем. На смену комиссии пришел Совет по правам человека, 47 членов которого избираются Генеральной Ассамблеей ООН. Генеральная Ассамблея уполномочена путем голосования в две трети его членов приостанавливать права и привилегии члена Совета, если он настойчиво совершал грубые и систематические нарушения прав человека.

8 сентября 2000 года Генеральной Ассамблеей был принят знаковый документ – «Декларация тысячелетия ООН». В нем государства отметили ценности и принципы, которые должны являться фундаментальными в XXI веке. В том числе, декларация задала вектор для дальнейшего преобразования системы и деятельности ООН.