Стандарт и нормы по обучению фитнес тренеров. Требования к образованию тренера

В иерархии рабочих категорий появился новый профессиональный стандарт: мастер производственного обучения вождению транспортных средств. Этот стандарт утвержден приказом минтруда. То есть теперь все те инструкторы, которые обучали будущих водителей вождению, должны соответствовать этому стандарту.

В общем, готовить водителей должны будут профессионалы своего дела. А не так, как было раньше. Ведь требований к инструкторам особых не было. И этим пробелом активно пользовались недобросовестные автошколы, которые вписывали в документы абы кого, лишь бы получить заключение от ГИБДД о соответствии школы требованиям закона.

Теперь этот номер не пройдет. Мастер должен будет иметь не только водительское удостоверение соответствующей категории, на которую обучает водителя, но также стаж управления транспортным средством не менее 3 лет, а также документ на право обучения вождению.

Требования по наличию прав и такого документа зафиксированы в Правилах дорожного движения. А вот требования к стажу - это нововведение, и оно обосновано тем, что тот, кто обучает, должен уметь безопасно и эффективно управлять машиной или мототехникой соответствующей категории и подкатегории в различных условиях движения. А также демонстрировать способы и приемы управления.

Кроме того, впервые в требованиях к так называемым инструкторам установлено, что они не должны иметь серьезных нарушений Правил дорожного движения, за которые лишают прав, как минимум в течение 5 лет. Заядлым лихачам и нарушителям не место в этой профессии.

Для обучения мастер теперь должен уметь применять педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению. А также владеть современными техническими средствами обучения и образовательными технологиями. Причем все это с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Впервые предъявлены требования, что он должен владеть методикой обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалидов-колясочников, для обучения которых применяется ручное управление. Если не соблюдено хоть одно из условий, то инструктор может лишиться работы.

Инструктор должен быть, безусловно, вежлив и корректен. И это обязательное требование к профессии, за несоблюдение которого также можно лишиться занимаемой должности, - говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. - Он должен конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения, соблюдать нормы педагогической этики.

Также он должен уметь разработать рабочую программу обучения вождению, знать правила, законодательство, содержание образовательных стандартов и программ обучения, требования охраны труда на автотранспорте.

Все эти требования говорят, что обучающий вождению теперь должен быть профессионалом высокого класса, - считает Татьяна Шутылева. - Для подготовки таких спецов разработаны специальные программы обучения. Это дополнительные профессиональные программы для переподготовки и повышения квалификации.

А в соответствии с новым стандартом повышать свою квалификацию мастера теперь должны один раз в три года.

Остается надеяться, что с выходом стандарта высокие требования, предъявляемые теперь к мастерам производственного обучения вождению, поднимут весь процесс подготовки водителей на новый уровень.

Сейчас согласно Стратегии по безопасности дорожного движения поставлена задача к 2024 году сократить количество жертв ДТП до четырех погибших на 100 тысяч населения. Сейчас этот показатель - 14 погибших.

А к 2030 году намечено вообще стремиться к нулевой смертности от ДТП.

19 декабря депутаты Госдумы совместно с чиновниками из Министерства спорта и Министерства труда на круглом столе "Разработка и внедрение профстандартов в фитнесе" обсудили необходимость введения профессиональных стандартов для фитнес-тренеров и фитнес-инструкторов.

В фитнес-клубах работают не специалисты, потому что нет профстандартов

О введении профстандартов завели речь еще в августе этого года. Поводом для обсуждения стандартов явился отчет члена Общественной палаты России Елены Истягиной-Елисеевой. Мониторинг ситуации вокруг детских спортивных школ привел к неутешительным выводам: бесплатные спортивные секции закрываются, а коммерческие спортивные организации растут как грибы. При этом по уровню образования и квалификации инструкторы по спорту и физической культуре не соответствуют требованиям.

Никто не ведет статистики по травматизму, который имеет место в коммерческих фитнес-клубах, секциях дзю-до, военно-спортивных клубах. Сегодня нет стандартов по оказанию фитнес-услуг. По словам Истягиной-Елисеевой , в фитнес-индустрии работает кто угодно, но только не специалисты.

Три этапа решения проблемы с фитнес-клубами.

1 этап : разработка новых нормативно-правовых актов, которые введут фитнес-индустрию в правовое поле.

2 этап: внесение поправок в законодательство России, которые утвердят статус специалистов в новой для России спортивной отрасли.

3 этап: Разработать и утвердить профессиональные стандарты фитнес-тренеров и фитнес-инструкторов.

Аккредитация фитнес-инструкторов

Предполагается, что в се фитнес-инструкторы должны будут проходить аккредитацию. Причина такого решения кроется в отсутствии элементарного профильного образования. Как отметила Истягина-Елисеева, даже 21% сотрудников государственных спортивных учреждений не имеют профильного образования. В коммерческих организациях этот процент составляет более 70.

Общественную палату России поддерживает также и журнал Men"s Health. Реда ктор журнала Дмитрий Смирнов не сомневается, что все инструкторы фитнес-клубов должны иметь высшее образование.

Получить образование фитнес-инструктора

В Современной научно-технологической академии можно пройти курсы профессиональной переподготовки и получить диплом по специальностям:

- " "

- " "

- " "

Также Академия рекомендует получить педагогическую профессию учителя физкультуры по учебной программе Для этой профессии давно утвержден профстандарт. Поэтому специалисты с педагогическим образованием по профилю "Физическая культура" могут не беспокоиться по поводу проверок трудинспекцией и комитета по спорту и туризму.

Обучение проходит дистанционно. По завершении обучения выдается диплом установленного образца.


Все документы выписываются на бланках строгой отчетности Гознака и высылаются курьерской службой бесплатно.

    Сообщения

    Для фитнес-тренера применяется профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Минтруда РФ 8 сентября 2015г. № 613н. Среди возможных наименований должностей и профессий есть «Тренер-преподаватель по спорту» (т.е. фитнес-тренер).
    Профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
    Согласно ст. 195.3 ТК РФ. Порядок применения профессиональных стандартов:
    если Трудовым Кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
    Вывод: у тренера-преподавателя по спорту (фитнес-тренера) должно быть высшее или среднее педагогическое образование, направленность (профиль) которого соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы (физическая культура).
    При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование. Профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы.
    Стаж работы по специальности не менее 2 лет требуется только старшему тренеру-преподавателю (к тренеру-преподавателю такого требования нет).
    Допуск к работе осуществляется при отсутствии ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством РФ, прохождении обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований). Нужно проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.
    Принят федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», согласно которому соответствие квалификации будут определять специальные центры (закон вступает в силу 01.01.2017).
    Считаю, что пока эти центры не созданы и нет точной процедуры подтверждения квалификации, переподготовку проходить не нужно.

    Считаю что надо бежать сразу обучаться а рассуждать надо или не надо будем потом. Сейчас пока цены низкие и народу мало а то представляете скока народу повалит обучаться. Как раз и обучат всему чего желаете. Сейчас пока не сезон фитнеса и залы полупустые можно пойти обучаться. Всего то 30 тысяч. Столько стоит трехмесячный набор спортивного питания.

    пока не будет центров по оценке соответствия профстандарту, определять соответствует/не соответствует никто не может

    Почему не может? Написано же профстандарты могут применяться отделом кадров при приеме на работу. Нет высшего — иди гуляй. Есть высшее, но не профессиональное — иди гуляй. Есть высшее, но не по той программе (как с СОТом) — иди гуляй. Ясно же что спрашивают только в средних и крупных предприятиях. Мелкий бизнес у нас (увы) вымирает и поэтому ему это не нужно, ему бы от налогов уйти.

    а потому штрафовать работодателя за подбор кадров тоже не имеют права?

    Смотря кто штрафует. Заказала например крупная компания аудит по охране труда и безопасности труда а одно из требований аудиторов — ввести профстандарты в организации. Не ввели- не прошли аудит- деньги потеряли.

    То же самое с госзакупками. Разместит например одна крупная компания заявку на сайте госзакупок о выполнении работ или предоставлении услуг с требование соответствия подрядчиков профстандартам. Все- подрядчики не соответствующие профстандартам отсеиваются. Итого — стоимость выполнения работ или услуг повысится в разы.

    Хотя если подумать то при проверке организаций инспектор ГИТ может руководствоваться профстандартами. А как известно в некоторых профстандартах, кроме требований к опыту работы и квалификации (навыки и умения, знания) описаны и дублированы требования по охране труда (инструктажи, медосмотр и обучение). Профстандарты установлены приказами Минтруда и поэтому являются НПА. Итог- предписание на основании профстандарта и штраф.

    Выкладываю сам профстандрат для фитнес-тренера (вложенный файл).
    Профстандарт называется «ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ». В нем есть наименование должности профессии есть «Тренер-преподаватель по спорту»

    Вложения:
    You must be logged in to view attached files.

    Давайте разберем основные моменты:
    Профстандарт поделен на уровни А,В,С.
    Уровень А поделен на 5 подуровней квалификации.
    Уровень В поделен на 3 подуровня квалификации.
    Уровень С поделен на 3 подуровней квалификации.
    Разберем каждый поподробнее.

    Уровень А:
    1.Обобщенные трудовые функции: Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.
    2.Трудовые функции (делятся на А/01.6,А/02.6,А/03.6,А/03.6,А/03.6-подуровни):Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы. Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.

    Педагог дополнительного образования
    Старший педагог дополнительного образования
    Тренер-преподаватель
    Старший тренер-преподаватель
    Преподаватель
    4.Требования к образованию и обучению: Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
    Дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
    При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
    Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года
    5.Требования к опыту практической работы: Для старшего педагога дополнительного образования и старшего тренера-преподавателя стаж работы по специальности не менее двух лет.

    Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.

    Уровень В:
    1.Обобщенные трудовые функции: Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.
    2.Трудовые функции (делятся на В/01.6,В/02.6,В/03.6-подуровни):Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.
    3.Возможные наименования должностей, профессий:
    Методист
    4.Требования к образованию и обучению: Высшее образование – бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых
    Высшее педагогическое образование – магистратура в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых
    Высшее образование – специалитет или магистратура; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых



    6.Особые условия допуска к работе: Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
    Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности

    Уровень С:
    1.Обобщенные трудовые функции: Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ.
    2.Трудовые функции (делятся на С/01.6,С/02.6,С/03.6-подуровни):Организация и проведение массовых досуговых мероприятий. Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых. Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности.
    3.Возможные наименования должностей, профессий:
    Педагог-организатор
    4.Требования к образованию и обучению: Высшее образование – бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых
    Высшее педагогическое образование – магистратура в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых
    Высшее образование – специалитет или магистратура; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых
    Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
    5.Требования к опыту практической работы: При наличии квалификации бакалавра работа педагогом дополнительного образования не менее двух лет
    При наличии квалификации магистра или специалиста требования к опыту работы не предъявляются.
    6.Особые условия допуска к работе: Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
    Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
    Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.

    Получается для нашего фитнес-тренера подходит:
    1.Уровень А.
    2.Подуровни А/01.6,А/02.6,А/03.6,А/03.6,А/03.6.
    3.Наименование профессии/должности
    Тренер-преподаватель
    Старший тренер-преподаватель
    4.Требования к образованию: Среднее профессиональное образование, программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю)
    Профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы.
    При отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства
    Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года .
    5.Требования к опыту: без опыта, для старшего тренера опыт от 2ух лет.

    Сообщения

Исключительные права на представленный материал принадлежат АО "КонсультантПлюс".

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 04.07.2016.

Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно

Если работодатель не применяет обязательные профстандарты, ему грозит штраф

Независимая оценка определит, соответствует ли квалификация работника профстандарту

Даже если профстандарт обязателен, увольнять работника за несоответствие не придется

Профстандарт для бухгалтера: с июля кардинальных перемен не произошло >>>

Стало больше условий, при которых применять профстандарты обязательно

Даже если профстандарт обязателен, увольнять работника за несоответствие не придется

Применять обязательные профстандарты нужно, в частности, при приеме на работу новых сотрудников. Как Минтруд, вступление в силу профстандартов не основание уволить тех, кто уже работает.

Профстандарт для бухгалтера: с июля кардинальных перемен не произошло

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про профессиональный стандарт "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий", который начнет действовать с 28 октября 2018 года.

Данный документ утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 603н и в нем рассматриваются условия, которым должен соответствовать автоинструктор. Ранее подобного нормативного документа в России не было.

В этой статье Вы узнаете:

Требования к инструктору в ПДД

Для начала рассмотрим существующие требования к автоинструктору, которые приведны в пункте 21.3 ПДД:

21.3. Обучающий должен иметь при себе документ на право обучения вождению транспортного средства данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории.

Таких требований всего 2:

  • наличие удостоверения автоинстуктора;
  • наличие водительского удостоверения.

Требования к образованию инструктора

Требования к образованию и обучению

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
или
Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории

Инструктор должен иметь среднее профессиональное образование . Причем если это образование профильное (в области обучения вождению), то дополнительная подготовка не требуется. Если же образование получено по другой специальности, то требуется получить дополнительное профессиональное образование.

Условия допуска инструктора к работе

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
Наличие документа на право обучения вождению ТС данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории
Прохождение инструктажа по охране труда

Обратите внимание, в данном пункте дублируются требования о наличии водительского удостоверения и удостоверения инструктора из .

Также речь идет и о , которые являются обязательными для всех работающих водителями.

Дополнительные требования

Другие характеристики

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
Наличие стажа управления ТС не менее трех лет
Отсутствие лишения права управления ТС в течение пяти лет

Первый пункт, касающийся дополнительного профессионального образования, является рекомендательным.

А вот остальные условия обязательные:

  • Стаж не менее 3 лет (любой категории).
  • Отсутствие лишения прав в течение 5 лет.

Примечание. В стандарте не дается пояснений по поводу того, с какого момента следует считать отсутствие лишения прав. То ли с момента вынесения постановления суда о лишении, то ли с момента окончания последнего срока лишения, то ли с момента возврата прав после лишения.

Является ли профессиональный стандарт обязательным?

Ну а теперь самый интересный вопрос. Является ли рассматриваемый сегодня стандарт обязательным или рекомендательным?

В самом стандарте по этому поводу ничего не говорится, поэтому обратимся к статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации:

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Итак, обязательность требований профессионального стандарта должна быть закреплена в других нормативных правовых документах. Обратимся к статье 46 федерального закона "Об образовании в Российской Федерации":

1. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам .

В данном документе говорится, что педагогической деятельностью может заниматься только человек, соответствующий профессиональному стандарту. Осталось проверить лишь то, является ли инструктор педагогическим работником. Для этого обратимся к постановлению Правительства РФ "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций":

2. Должности иных педагогических работников
...

  • Мастер производственного обучения

Таким образом приведенные выше нормативные документы говорят о том, что требования нового стандарта являются обязательными и автошколам придется перестраивать собственную работу в соответствии с этим документом.

Удачи на дорогах!