Правовое государство план по обществознанию.

Тема 20. Гражданское общество и правовое государство.

Примерный план.

Тема 19. Философские проблемы прав и свобод человека.

Примерный план.

Тема 18. Право в системе социально-культурной регуляции.

1. Религия и право.

2. Мораль и право.

3. Право как способ солидаризации общества.

Алексеев С.С. Философия права. М., 1998. С. 53-64.

Берман Г.Д. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.

Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право как явление социальной эволюции. Красноярск, 1995.

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. М., 1999.

Лукашева Е.А., Лекторский В.А. Право, законность, нравственность. // Вопросы философии. – 2003. - № 11. – С. 19.

Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: Норма, 2003. С. 76 – 84.

Сидоренко Н.И. Социальные нормы и регуляция человеческой деятельности. М., 1995.

Сытин С.В. Политика и мораль в русской философии права. // Вестник МУ Сер. 12. Политические науки. – 1999. - № 4.

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. М., 1997. С. 401-419, 271-298.

Чукин С.Г. Сальников В.П., Балахонский В.В. Философия права: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Г.Н. Хона. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 47- 59.

Шалютин Б.С. Закон, юридический закон и общественный договор // Вопросы философии. – 2006. - № 11. – С. 36-45.

1. Философское понимание свободы.

2. Свобода как неотъемлемая часть человеческого бытия.

3. Свобода как социальное явление.

Арон Р. Эссе о свободах: «Универсальной и единой формулы свободы не существует» // Полис. – 1996. - № 1. – С. 128-137.

Варламова Н.В. Юридический позитивизм и права человека // ОНС. – 2008. - № 1. – С. 156-166.

Голубенко В.П. Необходимость и свобода. М., 1974.

Дорн Дж. Нормы права и свободы в новых демократических государствах: концепция Джеймса Мэдисона // Вопросы экономики. – 2003. - № 6. – С. 22-38.

Ковлер А.И. Антропология права: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2002. – С. 375-410.

Малахов В.П. Философия права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «юриспруденция» (030501). М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – С. 127-182.

Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М., 2003. – С. 22-28; 92-112.

Чукин С.Г. Сальников В.П., Балахонский В.В. Философия права: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Г.Н. Хона. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

1. Гражданское общество: генезис, основные черты.

2. Развитие идеи правового государства.

3. Компоненты правового государства.



Алексеев С.С. Философия права: история и современность. Проблемы, тенденции, перспективы. М.: Норма, 1998.

Бирюков Н., Сергеев В. Демократия и соборность: представительная власть в традиционной российской и советской политической культуре. // ОНС, -1995.- № 6.

Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные пути формирования. // Вопросы философии. – 1991. - № 7.

Ильин М. Приключения демократии в старом и новом свете. // ОНС. – 1995. - № 3. – С. 71.

Замбровский Б. К вопросу о формировании гражданского общества и правового государства. // Социально-политические науки. – 1991. - № 6.

Золкин А.Л., Ковалев С.Н., Саввин А.М. Политология: Учебное пособие для курсантов и студентов высших учебных заведений. – М. – Тула, 2006. – С. 33-44.

Ку А.С. Парадокс – гражданское общество без гражданства. // Социс. – 2003. - № 12.- С. 11.

Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: Норма, 2003. С. 92-112.Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность. // Вопросы философии. – 1989. - № 2.

Нерсесянц В.С. Постсоциалистическая Россия: цивилизм как национальная идея // ОНС. – 2008. – № 5.

Нерсесянц. В.С. Продолжение истории: от социализма к цивилизму. // Вопросы Философии. – 1993. - № 4.

Серебряков С.Л. Гражданское общество, свобода, ответственность. // Социально-гуманитарные знания. – 2003. - № 3. – С. 122.

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. М., 1997. С. 322-340.

МКОУ СОШ с.Верхазовка Яхина Л.Б.

План – конспект

урока обществознания в 11 классе

по теме «Правовое государство и гражданское общество»

Цель урока: Продолжить работу по формированию правовой культуры, углубить знания о правовом государстве и гражданском обществе.

    Сформировать целостное понятие о правовом государстве, как основном институте современной политической системы;

    Подвести учащихся к пониманию того, что для формирования гражданского общества важны причины как объективные (рыночная экономика, демократия), так и субъективные (правовая культура, гражданская позиция, политическая активность граждан);

    Развитие коммуникативных навыков, информационной культуры;

    Создание атмосферы диалога и сотрудничества.

Тип урока: урок-анализ, с применением IT -технологий и ресурсов Единой коллекции ЦОР.

Вид урока: комбинированный с элементами практической деятельности

Оборудование: персональные компьютеры с высокоскоростным доступом в Интернет, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

План занятия:

1 Организационный момент: приветствие, доклад дежурного

2. Мотивационное начало урока, определение цели.

3. Вспомнить основы теоретического материала: мозговой штурм, актуализация знаний.

4. Изучение нового материала: работа в группах

5. Защита мини-проектов

6.Закрепление. Анализ и решение проблемных ситуаций

7. Рефлексия

Ход занятия:

    Организация класса.

2. Постановка цели урока.

Урок начинается с повторения роли и функций государства, направлений внешней и внутренней политики государства. Опрос можно заменить тестовой проверкой знаний:

1. Определите, чем не является государство?

    политическим институтом;

    особой организацией публичной власти;

    элементом гражданского общества ;

    управляющим центром политической системы.

2. Одно из направлений внешней политики:

    оборонное ;

    демографическое;

    молодежное;

    аграрное.

3. Председатель Правительства РФ:

    назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы ;

    назначается Государственной Думой РФ по представлению президента;

    назначается Президентом РФ с согласия Совета Федераций;

    назначается Советом федерации по представлению Государственной Думы.

4. «Коррупция» в переводе с латинского означает:

  • соглашение;

    подкуп;

    богатство.

5. Задачей современной госслужбы является:

    принятие важных внешнеполитических решений;

    осуществление полномочий государственных органов ;

    обеспечение стабильности цен на товары и услуги;

    организация партийных съездов.

6.Основу политики составляют:

    материальные ценности;

    духовные потребности;

    властные отношения ;

    социальные связи.

7. Для современного демократического государства не характерно:

    выборность основных государственных органов;

    равноправие граждан;

    приоритет прав государства;

    политический и идеологический плюрализм.

8. Какую форму правления описывает известный афоризм «Король царствует, но не правит»?

    абсолютную монархию;

    сословно- представительную монархию;

    дуалистическую монархию;

    парламентскую (конституционную) монархию .

9. К признакам любого государства относится:

    разделение властей;

    федеративное устройство;

    верховенство закона;

    отделение публичной власти от общества .

10. Соглашение, достигнутое путем взаимных уступок:

    консенсус ;

    компромисс;

    конформизм;

    адаптация.

    Актуализация знаний. Вопрос к классу: Какие ассоциации вызывает у Вас понятие «правовое государство»? В результате «мозгового штурма» на доске появляются записи признаков и элементов правового государства.

Ядром правового государства является человек,

его права и свободы .

Основные признаки:

    Верховенство права и закона;

    Широкий спектр прав и свобод, хорошо налаженный механизм их защиты;

    Четкое деление власти на три ветви;

    Политический и экономический плюрализм;

    Незыблемость прав и свобод человека

    Взаимность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и гражданина.

Задачами мозгового штурма являются:

    вовлечение в работу всех учащихся;

    определение уровня знаний учащихся;

    активизация творческого потенциала.

Правовое государство – это государство, во всей своей деятельности подчиняющееся праву, функционирующее в определенных законом границах, обеспечивающее правовую защищенность своих граждан.

4 . Для систематизации и углубления знаний о правовом государстве и гражданском обществе организуется работа трех проблемных групп.

Название группы

Источники информации, раздаточный материал

«Историки»

Охарактеризовать, какой вклад внесли в развитие теории правового государства Аристотель, Монтескье, Гоббс, Локк, Кант.

Текст §18 учебника, стр. 190-191; раздаточный дидактический материал;

Таблица «Ученые о правовом государстве»

(Приложение 1)

ЦОР (N 117653) (иллюстрация)

«Юристы»

Раскрыть значение международных и государственных правовых документов в формировании правового государства

ЦОР (N 117660) Схема «Международные документы о правах человека. Классификация прав человека»

ЦОР (N 117682) текст Всеобщей декларации прав человека

ЦОР (N 170315) Конституция РФ

«Граждане»

Рассмотрев пути формирования правового государства и факторы, влияющие на образование гражданского общества, определить, насколько сформировано правовое государство и гражданское общество в РФ.

Приложение 2. Основные черты гражданского общества

Приложение 3. таблица: Пути формирования правового государства;

Приложение 4 схема «Государство и гражданское общество»

текст§18 учебника, стр. 196-198

5 .Группы работают в течение 10-15 минут. Их задача: подготовить мини – проект, убедительно презентовать его. При защите проекта члены других групп могут задавать вопросы, выступать с дополнениями. Презентация предполагает использование не только вербальных, но и визуальных средств, демонстрацию ресурсов Единой коллекции ЦОР, слайдов, схем.

При обсуждении фактов учителю следует подчеркнуть, что гражданское общество в нашей стране начало развиваться сравнительно недавно и находится в процессе становления. Институты гражданского общества все активнее начинают включаться в процессы обновления и развития государства. Муниципалитеты, органы местного самоуправления осознают свои права и свою ответственность. Однако их опыт в решении проблем и защите прав граждан недостаточен. Целесообразно привести примеры и из деятельности Общественной палаты, его рабочих групп, использовать на уроке материалы официального сайта Общественной палаты.

6. Работа с ресурсами Единой коллекции ЦОР. Демонстрируется ресурс N 117643 «Как поставить государство на службу обществу? (текст с иллюстрацией) Вопрос классу: Какую точку зрения выбираете вы? Аргументируйте свой ответ.

Демонстрируется схема «Политическая культура личности» (ресурс N 117673). Вопрос: Как вы считаете, существует ли взаимосвязь между уровнем развития политической культуры и уровнем сформированности гражданского общества?

7 . В целях закрепления изученного материала и формирования гражданской ответственности, правовой культуры организуется обсуждение проблемных ситуаций. Группы получают карточки с описанием ситуации и должны, обсудив ее в течение 3 минут, дать аргументированный ответ на вопрос, предложить правильное решение проблемы - в зависимости от задания. Другие группы могут не соглашаться и предлагать свои варианты ответов.

Карточка №1

Флоренс Найтингейл отвергла предложения богатых аристократов и стала медсестрой. О ней заговорили во время Крымской войны, а в 1860 году она открыла школу медсестер. Так началось современное обучение медсестер.

Жан Анри Дюнан в 1862 году предложил организовать во всех странах общественную добровольную помощь раненым, невзирая на национальность, религию, чтобы облегчить страдания людей. Так возник Красный Крест.

Вопрос: О чем свидетельствуют эти факты? Можно ли сказать, что они способствуют гуманизации общества и становлению гражданского общества?

Карточка №2

В маленьком отдаленном горном селении в зимнее время, когда селение отрезано от административного центра (а в селении отсутствуют представители власти и сотрудники правоохранительных органов), было совершено тяжкое преступление, за которое в Уголовном Кодексе предусмотрено наказание в виде смертной казни. Преступник был пойман на месте преступления и признался в его совершении. Сход жителей приговорил его к смерти. Приговор был приведен в исполнение.

Вопрос: Соответствуют ли действия жителей селения нормам правового государства?

Карточка №3

На месте преступления с похищенным имуществом был задержан гражданин К. Ему было предъявлено обвинение в хищении и он был заключен под стражу.

В совершении хищения К. признался. На следующий день в газете появилась публикация, в которой сообщалось, что К. совершил хищение и что находится под стражей в ожидании суда.

Вопрос: Что в этой публикации нарушает права К.?

В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

    • Я критикую идеи, а не людей;

      Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению;

      Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов;

      Я уважаю мнение каждого, даже если я с ним не согласен.

Хочу отметить, что элемент дискуссии приемлем во всех этапах урока. Ведь искусство спорить, иметь убеждения и отстаивать их, не унижая человеческое достоинство оппонента, формируется именно в ходе дискуссий.

8 . Тест Интерактивное задание «Проверь свои знания (N 117638)»

Тест Интерактивное задание «Проверь свои знания (N 117675)»

9 . Задание на дом. §18 , написать эссе на одну из выбранных тем:

« Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для страны»

Дж. Кеннеди

« Гражданское общество есть как бы молекулярная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свое пластическое гибкое целое» С.Л. Франк

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»

« Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан»

Н.А.Некрасов

« Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона»

10. Рефлексия

Учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке с трех позиций

по 10- бальной системе:

« Я» - мой труд на уроке

« Мы» - результативность деятельности группы

«Дело» - результат работы целого класса (Приложение 7)

11 . Итоги урока.

План. Ø Понятие о правовом государстве Ø Признаки (принципы) правового государства Ø Системы сдержек и противовесов Ø Международные документы о правах человека. Защита прав Ø Системы защиты прав человека Ø Гражданское общество Ø Местное самоуправление Ø СМИ в политике

Понятие о правовом государстве. Правовое государство - организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства. Термин «правомерное государство» (Кант) Термин «правовое государство» (начало 19 в.) Создание правовых государств – конец XX века: ФРГ, США, Франция.

Правовое государство Главная цель – обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах. Это тип государства, деятельность которого реально ограничена правом; имеет место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль за властью со стороны общества. 4 19. 01. 2015.

Признаки (Принципы) правового государства. Верховенство права и закона в обществе Невмешательство государства в дела гражданского общества Незыблемость прав человека Подчинение национальных правовых систем международному праву Разделение властей Правовая организация государственной власти Равенство всех перед законом Независимость, автономность и возвышение суда Взаимная ответственность государства и личности

Пути формирования 1. Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношение закона с подзаконными актами в пользу первого. 2. Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения. 3. Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка. 4. Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних. 6 19. 01. 2015.

Системы сдержек и противовесов. Президентская республика Президент – глава исполнительной власти. Отсутствие поста премьер-министра. Президент пользуется правом вето. (США) Парламентская республика Верховенство парламента, который формирует правительство. Президент избирается парламентом. (Италия, Германия) Смешанная или полупрезидентска я республика Президент избирается всенародным голосованием. Премьер-министр в двойном подчинении у президента и парламента. Президент имеет право распускать парламент. (Франция) Парламентская монархия Монарх выполняет представительские функции. Главная роль принадлежит парламенту. (Великобритания, Япония)

Международные документы о правах человека. Защита прав. v Всеобщая Декларация прав человека (10 декабря 1948 г.) v Международный Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) v Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) v Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. v Конвенция Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека. v Американская конвенция о правах человека. v Декларация принципов терпимости. v Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав человека и достоинства человеческого общества в связи с использованием достижений биологии и медицины, касающийся запрещения клонирования человеческих существ. v Конвенция о правах ребёнка.

Системы защиты прав человека. Система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН. Система совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), основанная на Заключительном акте (1975 г.) Система в рамках совета Европы, основанная на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)

Т. Гоббс Правовое государство тесно связано с гражданским обществом. Именно в нем граждане реализуют свои потребности и интересы. Понятие «Гражданское общество» появляется в Новое время в трудах философов Г. Гроция, Т. Гоббса и др. Оно независимо от понятия «государство» , а относится к членам общества как свободным и равным между собой людям. Они вступают в отношения, в которые государство не должно вмешиваться: это отношения сотрудничества, взаимопомощи, совместных профессиональных и других интересов и т. д. Философы выдвинули идею о необходимости организации граждан для защиты своих интересов от государства. 10 19. 01. 2015.

Гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих различные интересы. Духовнокультурная подсистема Удовлетворение потребностей людей в образовании, самоусовершенствовании, вере, творчестве. Социальная подсистема Политическая подсистема Удовлетворение потребностей в семейных родственных отношениях Муниципальные коммуны – местное самоуправление Политические партии и общественнополитические движения группы интересов Удовлетворение совместных интересов Экономикохозяйственная подсистема Удовлетворени е материальных интересов

Понятие гражданского общества Относительно независимая от государства сфера жизнедеятельности людей, общественных отношений, в которые вступают свободные индивиды. Это сферы абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом, реализующих частные интересы и осуществляющих индивидуальный выбор. В нем преобладают не вертикальные (соподчиненные), а горизонтальные связи и отношения между людьми. 12 19. 01. 2015.

Структура гражданского общества Политические партии и лоббистские организации, создаваемые При законодательных и правительственных органах. Общественно-политические организации и движения. Взаимная ответственность гражданина и государства. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные Фонды, кооперативы, акционерные общества. Научные и культурные организации, спортивные общества. Муниципальные и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, политические клубы, ассоциации. Независимые средства массовой информации. 13 19. 01. 2015.

Подходы к гражданскому обществу В современной науке не существует целостного подхода к понятию «гражданское общество» . 1. Противопоставление дикости (анархии) 2. Противоположность церкви. 3. Комплекс общественных отношений, противоположных государству. 4. Конкретный феномен западных цивилизаций. 14 19. 01. 2015.

Основные черты гражданского общества Верховенство закона Доступность образования Создание условий для саморазвития граждан в сфере экономики, политики, культуры 15 Наличие сильной системы СМИ Деятельность политических организаций во благо всех 19. 01. 2015.

Условия существования гражданского общества 1. Признание прав человека и гражданина как важнейшей социальной ценности общества и государства. 2. Наличие частной собственности как основы свободы человека. 3. Правовое государство, основанное на принципах равенства всех перед законом, независимого правосудия, правовой защищенности граждан. Правовое государство предполагает разделение властей, политический и идеологический плюрализм. 16 19. 01. 2015.

В России гражданское общество находится на стадии становления. Ускорению этого процесса призвано способствовать развитие органов местного самоуправления, которые действуют на двух уровнях. 17 19. 01. 2015.

Местное самоуправление – негосударственная форма выражения народовластия. Формируется на двух уровнях: на уровне городоврайонов, на уровне единиц районов. üПолномочия органов самоуправления разграничиваются с полномочиями органов государственной власти, имеют свои бюджеты. üМестное самоуправление реализуется гражданами непосредственно, а также через создаваемые местные органы. üОрганы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ. üМестное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.

СМИ в политике. СМИ – совокупность каналов распространения информации с целью оперативного информирования, а также для выполнения специфических социальных функций. Функции СМИ. Информационная Выбор и комментирование, оценка информации Политическая социализация Критика и контроль Распространение культуры Мобилизационная Формирование общественного мнения Представление разных мнений

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Нурлат РТ

Конспект урока по обществознанию
в 11 классе

«Гражданское общество и правовое государство»

Подготовил:

учитель истории и обществознания

Маркелов Сергей Александрович

г. Нурлат

2013

Правовое государство и гражданское общество.

Урок является составной частью большого цикла уроков. Посвященных проблеме: «человек-общество-государство» в рамках блока «Основы политологии». С другой стороны этот урок предваряет блок тем, связанных с основами правовых знаний, что составляет фундамент правовой и политической культуры граждан.

Цель урока.

Систематизировать знания учащихся о правовом государстве и гражданском обществе. Выделить характерные черты, выявить необходимые условия для их существования.

Задачи урока:

  1. Углубить знания учащихся о правовом государстве и гражданском обществе. Указав на их взаимосвязь и взаимообусловленность.
  2. Акцентировать внимание на социальных и правовых аспектах этих проблем: необходимости совместных усилий для формирования вышеназванных институтов.
  3. Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.
  4. Воспитывать у учащихся качества толерантности и гражданственности; уважения к государству, в котором живешь; ответственности за его будущее.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-размышление.

Приветствие: здравствуйте. Садитесь.

Тема урока: «Правовое государство и гражданское общество».

Вопросы:

  1. Правовое государство: понятие, признаки
  2. Гражданское общество: понятие, взаимосвязь с государством

Интеллектуальная разминка.

Мы с вами живем в государстве, а что из себя представляет вышеназванный институт(необходимо дать определение государству, перечислить его признаки, функции, формы государства).

Ответы учеников.

А сейчас давайте вспомним, что такое общество и какой путь эволюции оно прошло.

Ответы учеников.

Все молодцы!

Ключевые понятия, связанные с государством и обществом мы вспомнили, а сейчас давайте разберем понятие «правовое государство». У кого есть какие мысли на этот счет? Давайте вспомним, что мы изучали на уроках обществознания в 9-11 классе, на уроках истории.

Ответы учеников.

Хорошо.

Да. Именно право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Работа в тетрадях: записать определение

Правовое государство это государство в котором все граждане и должностные лица, и государственные органы подчинены праву.

Все правовые акты должны соответствовать Конституции.

Перед вами на столе выдержки из Конституции РФ (глава 1 «Основы конституционного строя». Найдите положения характеризующие государство как правовое(3-4 позиции).

Работа с о статьями Конституции РФ

Работа в тетрадях: записать признаки.

Признаки правового государства:

  1. Народ- единственный источник власти
  2. Народ осуществляет власть непосредственно и опосредованно
  3. Референдум – высшее выражение власти народа
  4. Принцип разделения властей

Отлично.

Давайте добавим еще следующие признаки:

  1. Верховенство закона
  2. Гарантия прав личности
  3. Правовая культура личности
  4. Законность и правопорядок

А скажите мне ребята. Соответствует ли то, что записано в Конституции современным российским реалиям и если да или нет. То приведите примеры.

Вывод: Понятие правовое государство носит в России декларативный характер. А почему? Да, это связано с тем, что в России только зарождается гражданское общество.

Правовое государство и гражданское общество отражают разные стороны жизни общества.

Гражданское общество это сфера абсолютной свободы частных лиц

Правовое государство это система регламентации деятельности граждан и государственных структур.

Гражданское общество это совокупность межличностных отношений(семейных, культурных, религиозных, экономических и др.) которые развиваются в обществе без вмешательства государства.

Ребята, приведите примеры институтов гражданского общества (могут быть названы: семья, творческие союзы, негосударственные СМИ, церковь и тд.)

Перед вами на доске приведены разные термины, относящиеся как к государству, так и к гражданскому обществу. Запишите в тетрадях слева понятия, относящиеся к государству, а справа к обществу.

Учащиеся работают индивидуально. Поисковая работа

Что необходимо для формирования гражданского общества в России?

Беседа.

Давайте обыграем ситуацию: вы президент России, а это ваша команда. Какие необходимо предпринять шаги с целью формирования в России правового государства и гражданского общества.

Ролевая игра. Работа в группах.

Слушаем ваши выступления

Проблемно-поисковое задание.

Может ли существовать правовое государство без гражданского общества?

Вывод: Нет. Они взаимосвязаны

Наш урок подходит к логическому завершению. Вопросы поставленные в начале урока разрешены.

Дома напишите эссе

На вопрос Помогите Сложный план " правовое государство " заданный автором А.Р. лучший ответ это 1) Понятие правового гос-ва.





д) гражданское общество




в) разделение властей







5) Становление Российского правового гос-ва.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Помогите Сложный план " правовое государство "

Ответ от Простосердечный [гуру]
Ладно помогу раз просишь


Ответ от словосочетание [активный]
адно помогу раз просишь
1. Понятие и признаки правового государства. 2. Система разделения властей в правовом государстве. 3. Верховенство закона. 4. Права и свободы человека в системе ценностей. 5. Взаимная ответственность личности и государства. 6. Социальная и юридическая защищенность личности. 7. Практика становления правового государства в России


Ответ от Евровидение [новичек]
не это не моё


Ответ от _229 _228 [новичек]
Ладно помогу раз просишь
1. Понятие и признаки правового государства. 2. Система разделения властей в правовом государстве. 3. Верховенство закона. 4. Права и свободы человека в системе ценностей. 5. Взаимная ответственность личности и государства. 6. Социальная и юридическая защищенность личности. 7. Практика становления правового государства в России


Ответ от щруаош козыщощаык [новичек]
я думаю такой ответ:
1. Понятие и признаки правового государства. 2. Система разделения властей в правовом государстве. 3. Верховенство закона. 4. Права и свободы человека в системе ценностей. 5. Взаимная ответственность личности и государства. 6. Социальная и юридическая защищенность личности. 7. Практика становления правового государства в России


Ответ от Оля Милая [новичек]
) Понятие правового гос-ва.
2) Предпосылки создания правового гос-ва:
а) многообразие форм собственности
б) свобода предпринимательства
в) экономическая независимость индивида
г) режим демократии, суверенитет народа
д) гражданское общество
ж) высокий уровень политического правового сознания людей
3) Основные принципы правового гос-ва:
а) верховенство права во всех сферах общественной жизни
б) контроль за соблюдением законов
в) разделение властей
г) гарантированность прав и свобод человека
д) политический и идеологический плюрализм
4) Пути формирования правового гос-ва:
а) превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества
б) достижение высокого уровня правовой культуры населения
в) децентрализация управления, расширение полномочий местного самоуправления
г) активное содействие правоохранительных органов для становления правопорядка
5) Становление Российского правового гос-ва.