Под я концепцией в психологии понимается. «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение

Введение

концепция психологический личность

В процессе познания окружающего мира человек пользуется системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль играет представление человека о самом себе («Я-концепция» или «Я-образ») - о своих личностных чертах и качествах, способностях, мотивах. Представление о себе является продуктом самосознания. Но в то же время, оно способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта, является источником ожиданий и установок. Таким образом, Я-концепция является и продуктом самосознания и, одновременно, существенным условием этого процесса.

Я-образ формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид в процессе жизни в обществе. Наиболее важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. На начальных этапах жизни практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие, способствуют формированию Я-концепции. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция формируется под влиянием социальных контактов индивида, определяет восприятие этих контактов и всего опыта в целом, а также является источником ожиданий индивида.

Поэтому исследования в области самосознания имеют огромное значение для каждого индивида, т. к. позволяют наиболее глубоко изучить особенности собственной психики, и, возможно, решить какие-либо значимые проблемы.

На сегодняшний день существует немало исследований о зарождении Я-концепции, ее развитии и измерении. Разнообразие подходов, некоторые из которых являются достаточно противоречивыми, и недостаточность сведений об этом феномене обосновывают актуальность заявленной темы. Ведь человек издавна хотел знать кто он, почему он именно такой. В настоящее время к традиционным философским вопросам добавился еще один: «Почему я воспринимаю себя таким?».

Объект исследования: Я-концепция личности

Предмет исследования: структурные характеристики Я-концепции личности

Цель исследования : изучить структурные характеристики Я-концепции личности

Задачи исследования :

изучить теоретические подходы к пониманию Я-концепции в психологической науке;

выявить различные представления о структуре Я-концепции;

экспериментальным путем выявить, какие содержательные характеристики Я-концепции выделяет человек и как это связано с его самооценкой.

Гипотеза: Люди с различным уровнем самооценки различаются по представленности содержательных характеристик Я-концепции.

В процессе исследования использовались следующие методы :

теоретические (анализ психологической, педагогической, философской, социальной литературы в рамках избранной темы);

эмпирические;

методы обработки и интерпретации результатов исследования.

Структура работы состоит из двух глав, четырёх параграфов, введения, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению Я-концепции в психологической науке


.1 Понимание отечественных и зарубежных психологов сущности Я-концепции


Проблема Я-концепции привлекала и привлекает внимание многих авторов, однако, в различных работах она может опредляться как «образ Я», «когнитивный компонент самосознания», «самовосприятие», «самоотношение» и т. п.

Для начала необходимо определить, что же это такое - «Я-концепция»? Рассмотрим варианты, представленные в различных психологических словарях. Так, в психологическом словаре, редакторами которого выступили А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, мы находим следующее определение: «Я-концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себt. В словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещеряков Я-концепция определяется как динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и прочих свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Также, при анализе посвященной Я-концепции литературы, можно найти еще два ее развернутых определения. Первое определение принадлежит К. Роджерсу. Он утверждает, что Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Получается, что Я-концепцию можно представить как сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида и включающую как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем. В другом определении, принадлежащем Дж. Стейнсу, Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести. Подобное определение даёт и М. Розенберг. Я-концепция - это рефлексивное Я, Я, видимое самим собой. Это совокупность мыслей и чувств индивида в отношении себя как объекта

Таким образом, обобщив эти на первый взгляд различные понимания, можно говорить о том, что Я-концепция - это устойчивая, но в тоже время изменяющаяся система, включающая в себя представления человека о самом себе и самооценку, на основе которых он строит свое поведение.

Составляющую Я-концепции, связанную с описанием себя, представлениями о себе, часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, - самооценкой или принятием себя. Получается, что Я-концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем [Бернс, 2004].

Р. Бернс, выделяя в структуре Я-концепции содержательную и оценочную части, рассматривает ее как систему установок человека, направленных на себя самого. Применительно к Я-концепции три главных элемента установки можно определить следующим образом:

Когнитивная составляющая установки - образ Я - представление индивида о самом себе. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой - избирательность нашего восприятия.

Эмоционально - оценочная составляющая - самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могу быть вызваны образом Я и самооценкой. [Бернс, 2004].

Считается, что образ «Я» есть то, что определяет поведение. Данную позицию мы находим в трудах многих исследователей. Вот что пишет об этом, в частности, И.С. Кон: «От детства к юности и от юности к зрелости человек яснее сознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает им больше значения, так что образ «Я» становится одной из центральных, главных установок личности, с которой она соотносит все свое поведение» [Кон, 1979]. «Я» - это активно-творческое, интегративное начало, кторое дает индивиду возможность не только осознавать себя, свои качества, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность. Автор отмечает, что сознание самого себя заключает в себе двоякое «Я»:

) «Я» как субъект мышления, рефлексивное «Я» - активное, действующее, субъектное, экзистенциальное «Я» или «Эго»;

) «Я» как объект восприятия и внутреннего чувства - объектное, рефлективное, феноменальное, категориальное «Я» или образ «Я», «понятие Я», «Я-концепция» [Кон, 1984].

И.С. Кон рассматривает возможность адекватного восприятия и оценки себя самого, в связи с проблемой соотношения главных функций самосознания - регуляторно-организующей и Эго-защитной. Для успешного направления своей деятельности и регулирования своего поведения субъект должен обладать адекватной информацией, как об окружающей среде и обстоятельствах, так и о состояниях и свойствах своей личности. Однако, иногда в целях поддержания самоуважения и сохранения стабильности образа Я Эго-защитная функция может приводить к искажению воспринимаемой информации. В результате такого искажения, на ряу с адекватными, у испытуемого могут появляться и ложные самооценки. [Кон,1978].

Эта идея, наравне с рядом других положений, лежит в основе теории Я-концепции Р. Бернса. Он отмечал, что «еще одна функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному» [Бернс, 1989]. Однако здесь обсуждаемое положение расширено категорией восприятия. Имеется ввиду, что образ «Я» есть то, с помощью чего мы интерпретируем события нашей жизни. Бернс представляет нам данную идею следующим образом: «Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе» [Бернс, 1989].

Обобщая данные положения, можно сказать, что образ «Я» есть то, с помощью чего человек осмысливает происходящее, и, на основе результата подобного осмысления, ведет себя некоторым образом, реагирует в соответствии со своим взглядом на ситуацию. В то же время, поведение есть то, что во многом влияет на саму Я-концепцию. То есть существует некоторый круг: образ «Я», формируемый на основе поведения, влияет на это самое поведение. Точнее, на образ «Я» воздействует не само поведение как таковое, а происходящее в окружающем мире в результате нашего поведения или сопровождающее его.

Целесообразно будет уделить внимание и другой стороне формирования образа «Я». Имеется в виду образ человека в глазах других людей, обратную связь и их влияние на развитие образа «Я». Этот процесс является частью вышеизложенного положения о взаимосвязи поведения и образа «Я». я концепция психологический личность

Влияние оценки других на восприятие человеком самого себя впервые обнаружил Ч. Кули. В 1912 году он разработал теорию «зеркального «Я». В основе этой теории лежит положение о том, что на восприятие человеком самого себя значительно влияет мнение данного человека о том, как его воспринимают другие. В дальнейшем данная теория находила свое отражение в работах большинства авторов, посвятивших свои работы Я-концепции. Основным ее положением можно считать то, что «главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. «Я-каким-меня-видят-другие» и «Я-каким-я-сам-себя-вижу» весьма сходны по своему содержанию. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие» [Бернс, 1989]. «Дж. Мид утверждал: человек только тогда становится подлинной личностью, когда относится сам к себе как к объекту, то есть относится к себе так, как к нему относятся другие люди. Наши взгляды на все объекты (в том числе на самый любимый объект наших мыслей - на себя) возникает из нашей способности видеть мир глазами других людей, понимать и поддаваться воздействию социальных символов» [Аллахвердов, 2000].

Структура феноменального «Я» зависит от характера тех процессов самопознания, результатом которых она является. В свою очередь, процессы самопознания включены в более широкие процессы общения человека с другими людьми, в процессы деятельности субъекта. От того, как будут поняты эти процессы и каким, следовательно, предстанет в исследовании сам субъект, носитель самосознания, зависят и результаты анализа строения его представлений о себе, его Я-образов, его отношения к самому себе. [Столин, 2006].

Развитое и дифференцированное позитивное самоотношение предполагает самоприятие одновременно в двух ценностно-смысловых позициях, модусах личности: в модусе активного самоэффективного, успешного Я и в модусе спонтанного, любящего, «теплого» Я. Парциальное или фрагментарное самоотношение реализуется посредством усечения одной из осей целостного самоотношения - аутосимпатии или самоуважения [Соколова, 1991].

Признание и принятие всех аспектов своего аутентичного Я в противоположность «условному самопринятию» обеспечивает интегрированность Я-концепции, утверждает Я в качестве мерила самого себя и своей позиции в жизненном пространстве. Внутренний диалог здесь выполнят функции прояснения и утверждения самоидентичности, а его конкретные формы, причины возникновения и мотивы указывают на степень гармоничности - противоречивости, зрелости самосознания. Психологические конфликты тогда становятся препятствием личностному росту и самоактуализации, когда прерывается, «расщепляется» взаимодействие, диалог Я-образов [Соколова, 1991].

Отношение личности к себе, возникающее как результат деятельности самосознания, является в то же время одним из фундаментальных ее свойств, значительно влияющих на формирование содержательной структуры и формы проявления целой системы других психических особенностей личности. Адекватно осознанное и последовательное эмоционально-ценностное отношение личности к себе является центральным звеном ее внутреннего психического мира. Это отношение создает его единство и целостность, согласовывает и упорядочивая внутренние ценности личности, которые она приняла в отношении самой себя [Чеснокова, 1977].

Эмоционально-ценностное отношение личности к себе возникает на основе переживаний, включенных в рациональные моменты самосознания. Разнообразные чувства, эмоциональные состояния, прережитые в разное время, в разных жизненных обстоятельствах в связи с размышлением о себе, понимание самого себя и т.д. составляют тот эмоциональный «фонд». Включаясь в самопознание, эта эмоциональная сфера самосознания на более или менее зрелом уровне развития делает его более тонким и совершенным и, включаясь в саморегуляцию поведения, обуславливает ее большую адекватность и дифференцированность.

Большая часть пережитого из области отношения личности к себе в свернутом виде переходит в сферу неосознаваемого и существует там в форме внутренних возможностей, эмоциональных резервов, потенций и актуализируется при определенных условиях, включаясь в эмоциональную жизнь личности в настоящем, создавая своеобразную апперцепцию ее эмоциональной жизни в будущем.


1.2 Структура Я-концепции и ее формирование


Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накап¬ливает о себе различные знания, эти знания составляют содержатель¬ную часть его представлений о себе - его «Я-концепцию». Однако знания о себе человеку не могут быть небезразличны. То, что входит в эти знания, вызывают у человека эмоции (как положительные, так и отрицательные), оценки. Содержание знаний о себе станоится проедметом его более или менее устойчивого самоотношения [Бодалев, Столин, 2006].

Рассматривая структуру Я-концепции, Р.Бернс отмечает, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя [Бернс, 2004].

Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать [Бернс, 2004].

Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, Я -образе, или Я-концепции осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» (содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других. Также известно предложенное У. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я». Более дробная классификация образов предложена Розенбергом: «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я» [Столин, 2006].

Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные надежды и стремления индивида, эти представления бывают оторваны от реальности. Согласно Хорни, большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Олпорт считает, что идеальное Я отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Комбс и Соупер рассматривают идеальное Я как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть как набор личностных черт, которые необходимы, с его точки зрения для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают идеальное Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления, такого рода идеалы свойственны всякому индивиду [Бернс, 2004].

Идеальный образ, как и «сверх-Я», считается инстанцией, осуществляющей регулирующую функцию, ответственной за отбор поступков. Однако, ошибочно смешивать эти два понятия. «Сверх-Я» выполняет репрессивные функции, и оно лежит в основе чувства вины, тогда как посредством идеального образа осуществляется относительная оценка различных действий; возможно, что идеальный образ влияет на намерения, а не на действия. Можно соотнести это понятие идеального образа с тем, что Адлер называет целью или планом жизни [Фресс, Пиаже, 2008].

Реальное Я, будучи сильным и активным, позволяет принимать решения и брать на себя ответственность за них. Оно ведет к подлинной интеграции и здоровому чувству целостности, тождества. [Хорни, 1998].

Хорни отделяет актуальное, или эмпирическое Я от идеализированного Я, с одной стороны, и реального Я - с другой. Актуальное Я - всеохватывающе понятие для всего, чем является человек в данное время: для его тела и души, здоровья и невротичности. Актуальное Я - то, что имеет в виду субъект, когда говорит, что хочет знать себя, то есть хочет знать, каким является. Идеализированное Я - это то, чем субъект является в своем иррациональном воображении или чем должен быть согласно диктатам невротической гордости. Реальное Я - это «изначальная» сила, действующая в направлении индивидуального роста и самореализации. Реальное Я - это то, на что ссылается субъект, когда говорит, что хочет найти себя. Для невротиков реальное Я является возможным Я - в противоположность идеализированному Я, которое невозможно достигнуть [Хорни, 1998].

Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» Я-концепции: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку. Практически любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение [Столин, 2006].

Понятие «возможное Я» было введено в рамках анализа структуры Я-концепции как целостного образования. М. Розенберг и Г. Каплан, рассматривая идею многоуровневой организации Я -образов (строения Я-концепции), выделяют различные «планы функционирования» Я-концепции: план реальности, план фантазии, план будущего и пр., в том числе - и план возможности. «Возможное Я» - это представление человека о том, каким он мог бы стать. Оно не тождественно «идеальному Я», заданному социальными нормативами и требованиями, потому что включает в себя негативные самохарактеристики, оно отлично от «желаемого Я», непосредственно определяемого нашими мотивациями, так как включает в себя рефлексию моментов непроизвольности в саморазвитии [Белинская, 1999].

Более детально и в отрыве от идеи уровневого строения понятие «возможное Я» разработано в концепции Х. Маркус. Ею было введено понятие «рабочей Я-концепции» - Я-концепция в данное время и в заданном социальном контексте взаимодействия, часть Я, определяемого на микро- и макро-социальном уровне. Какие-то рабочие Я-концепции актуализируются чаще, какие-то - реже. Стабильность и изменчивость Я-концепции зависит от вероятности появления той или иной частной Я-концепции в ситуации конкретного социального взаимодействия. Эта идея «вероятности», определенной относительности самопроявлений определила появление категории «возможного Я» - согласно Маркус и Нуриус [Белинская, 1999], оно является экстраполяцией нашей текущей рабочей Я-концепции. «Возможных Я» столько же много сколко и рабочих Я-концепций. Они могут быть как негативными, так и позитивными. По Маркус и Нуриус «возможное Я» - это наши представления о том, чем мы станем в будущем, которые имеют мотивирующую функцию - образ себя успешного в будущем или представление о себе как о потенциальном неудачнике является предпосылкой для реального успеха или неудачи. Кроме того, сильные различия между текущей рабочей Я-концепцией и «возможным Я», является источником тревожных или депрессивных состояний [Белинская, 1999].

И.С. Кон психологические процессы и механизмы самосознания, способствующие формированию, поддержанию и изменению представления индивида о себе, обозначил термином «рефлексивное Я». Автор приводит модель рефлексивного Я, предложенную Розенбергом [Кон, 1984]. Компоненты рефлексивного Я, образующие его части, элементы, представляют собой существительные (отвечают на вопрос «Кто Я?») и прилагательные (ответ на вопрос «Какой Я?»). Структура этих компонентов строится по следующим критериям:

.По степени отчетливости осознания, представленности того или иного из них (компонентов) в сознании;

.По степени их важности, субъективной значимости;

.По степени последовательности, логической согласованности друг с другом, от чего зависит и последовательность, непротиворечивость образа Я в целом [Кон, 1978].

У каждой личности существует принцип организации восприятия и мышления, черт характера, способностей, воли, эмоций, установок, ценностей и т. д. в единое целое. Этот центр образует ядро человеческой личности и в различных психологических теориях называется «самость», «Я-концепция», «самосознание» и т. д. В зарубежной психологии наибольшее распространение получил термин «Я-концепция».

Я-концепция - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми.

Анализируя представления о структуре Я-концепции, можно выделить основные и более менее универсальные три компонента:

) когнитивный компонент - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости, своего характера и т. д. (Я-реальное и Я-идеальное);

) эмоционально-оценочный компонент - переживание человеком своих представлений о себе, самооценка, самоуважение или самоуничтожение, себялюбие или любовь к другим и т.д.

) поведенческий компонент - действия, которые предпринимает человек, исходя из системы представлений о себе, социальные установки в отношении себя и окружающих

Возможность развивать систему представлений о себе (Я-концепцию) у человека возникает на основе способности к рефлексии, то есть благодаря самонаблюдению, самоанализу.

Глава 2. Исследование содержательных характеристик Я-концепции и самооценки личности


2.1 Методы исследования


Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В процессе своей жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, которые составляют содержательную часть его представлений о себе - его «Я-концепции». Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его самоотношения. Не все в этой системе ясно осознается человеком; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются неосознанными, потому мы имеем достаточно сложно поддающееся исследованию образование.

Также, одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей могут обладать различной субъективной значимостью.

Исходя из этого, задача нашего эмпирического исследования состояла в диагностике самооценки личности человека и в выявлении содержательных компонентов его Я-концепции. Целью данной диагностики стало определение уровня самооценки своей личности и выявление наиболее употребляемых человеком характеристик своего Я.

В соответствии с поставленными задачами для исследования когнитивного компонента самосознания, т. е представления человека о самом себе или «образа Я» использовался тест М.Куна и Т.Мак-Партленда «20 утверждений самоотношения». Для исследования эмоционального компонента самосознания, который является переживаемым отношением к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, использовалась анкета «Самооценки личности» С.А.Будасси.

В исследовании принимали участи 30 студентов разных ВУЗов города Волгограда.

На первом этапе мы провели исследование самооценки наших испытуемых. Анкета включала в себя 20 различных качеств личности, которые испытуемому необходимо оценить сначала в той степени, в какой они ему более нравятся, более значимы (20 - высший балл, 1 - низший балл). Затем нужно оценить эти качества относительно себя самого, в какой мере они присущи (от 20 до 1 балла). Далее, путем рассчета среднего значения и стандартного отклонения, выяснялся уровень самооценки испытуемого и происходило отнесение его результата к одной из трех групп: с низким, средним или высоким уровнем самооценки.

На втором этапе мы провели исследование когнитивной составляющей Я-концепции. Для это использовался вариант нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом.

Испытуемым предлагалось дать 20 различных ответов на вопрос «Кто Я?» в течение 12 минут.

Обработка теста проводилась методом контент-анализа. Контент-анализ- метод качественно-количественного анализа содержания текстов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих текстах.

В соответствии со стандартным применением контент-анализа обработка тестов проводилась в несколько стадий. Вначале были определены категории анализа - наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательской задаче. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.

Затем была выбрана единица анализа - слово, словосочетание или суждение и установлена еденица счета - частота их появления в тесте.

Были выделены 7 основных категорий утверждений Кто Я:

Обозначение «человек»

Физические характеристики

Социальные характеристики

Интересы

Личные качества

Сюда входит прямое указание половой принадлежности человека: мужчина, женщина, парень, девушка.

Включает описание физических данных, внешности. Например: блондинка, левша.

Здесь присутствует указание социальной идентичности человека -

семейной, групповой, гражданской, этнической, профессиональной. Например: муж, брат, парикмахер, гражданин.

Включает интересы и ценности человека. Например: автомобилист, дачница.

Отражает эмоциональную оценку личностных характеристик. Например: упрямая, увлекающаяся, душа компании.

Указывает на надличностный характер утверждения, интегративные характеристики, необычные переживания. Например: часть вселенной, воин света, космос.

2.2 Результаты эмпирического исследования


В результате диагностики и статистической обработки данных, полученных с использованием анкеты самооценки личности, было получено среднее значение самооценки 0,46 баллов со стандартным отклонением 0,6 баллов.

В соответствии с этими показатеями были выделены три группы испытуемых:

.С низким уровнем самооценки (результаты ниже среднего значения плюс стандартное отклонение);

.Со средним уровнем самооценки (показатели укладывались в область стандартного отклонения);

.С высоким уровнем самооценки (результаты выше суммы среднего значения и стандартного отклонения).

Следующим шагом мы проанализировали когнитивную составляющую у испытуемых этих трех групп. В результате обработки теста «20 утверждений самоотношения» методом контент-анализа были выделены 7 категорий утверждений Кто Я:

Обозначение «человек»

Физические характеристики

Социальные характеристики

Интересы, ценности

Личные качества

Экзистенциальные характеристики

В Таблице 2.1. представлено соотношение средних значений по категориям и процентное распределение категорий утверждений «Кто Я». Для наглядного представления данное распределение процентных показателей выражено в диаграмме Рис. 2.1.

Таблица 2.1 Процентное распределение между категориями ответов на вопрос «Кто я?» среди трех групп

Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньСреднее%Среднее%Среднее%1. Обозначение «человек»0.840,753,750,753,752. Пол0.552.750,753,750,633. Физические характеристики2.2511.250,954,750,753,754. Социальные характеристики9.7548.757,4537,255,2526,255. Интересы, ценности0.753.751,557,752,3511,756. Личные качества5.4527.258,341,510507. Экзистенциальные характеристики0.452.250,251,250,31,5

Рис. 2.1. Процентное распределение между категориями ответов на вопрос «Кто я?» среди трех групп


Как видно из таблицы 2.1. и рисунка 2.1., среди трех групп испытуемых, выделенных нами при сравнении уровней самооценки, наиболее явные различия присутствуют в представленности таких категорий, как «Социальные характеристики», «Личные качества», «Физические характеристики» и «Интересы, ценности».

Причем, у группы с низким уровнем самооценки, в большей степени прослеживается преобладание категорий «Социальные характеристики» и «Физические характеристики», чем у испытуемых со средним и тем более с высоким уровнем. Можно сделать вывод о том, что эти люди переживают выполнение своих социальных ролей как неудачное, что придает им особое значение. Например такие роли как друг или сын/дочь. Нехватка эмоциональных переживаний или напряженность в сферах, связанных с данной характеристикой, приводит к ее выделению как наиболее значимой. Тоже мы можем сказать и о «Физических характеристиках». Скорее всего отношение к собственному физическому образу вызывает у человека какое-то эмоциональное напряжение. Это не обязательно будет связано у него с недовольством своим внешним обликом, а, возможно, будет иметь более глубокий смысл в том случае, когда человек за физическими характеристиками воспринимает какие-то стереотипы. Например, высказывание «Я-блондинка» может содержать в себе отношение человека к стереотипу «Все блондинки глупые» и тем самым, вызывая некое эмоциональное напряжение, выводить данную характеристику как наиболее значимую.

У группы с высокими показателяи самооценки выше рассматриваемые категории наоборот, представлены в меньшей степени. Однако, более представленными, чем у других групп испытуемых, явились такие категории как «Личностные качества» и «Интересы, ценности». Возможно, это связано с тем, что другие характеристики не вызывают у этих испытуемых особого эмоционального отклика, поэтому не так представлены в их сознании. Наиболее актуальными для них являются «Личностные качества» и «Интересы, ценности». Именно они являются для этих испытуемых источником развития и самореализации, потому что по физическим и социальным характеристикам они считают себя достаточно адаптированными. С другой стороны, представления об уникальности своих личностных характеристик, которые испытуемые заявляют, могут являться источником высокого уровня самооценки.

Таким образом, мы можем говорить о том, что у испытуемых с разным уровнем самооценки, по-разному представлены выделяемые ими концепты «Образа Я». Различия в определении содержания собственной Я-концепции может отражаться и на ее оценочной составляющей.

Предполагая, что содержание Я-концепции отражается на самооценке человека, можно говорить о психологической поддержке людей с разными уровнями самооценки. Так, анализ выделенных человеком компонентов образа Я и расширение представлений о них, изменение фокуса самовосприятия, может привести к изменению самооценки, и, таким образом, к лучшей психологической адаптации и благополучию.

По результатам проведенного нами исследования когнитивной и эмоциональной составляющих Я-концепции личности можно говорить о том, что у людей с разными уровнями самооценки различные ее структурные компоненты представлены по-разному. Возможно такое различие в выделении характеристик образа Я связано с некоторой эмоциональной напряженность, вызванной ее реализацией, и за счет этого большей актуальностью этой характеристики для человека. Однако, для более точных выводов и подтверждения выдвинутых нами по результатам исследования гипотез, необходимо провести дополнительное исследование с применением статистических средств обработки результатов.

Заключение


Актуальность проблемы изучении Я-концепции не вызывает сомнений у психологов, педагогов и других специалистов. Как теоретическая проработка различных подходов к пониманию сущности Я-концепции так и практическое ее исследование могут стать источником новых знаний, которые смогут помочь на практике помогать людям достигать внутренней гармонии личности, находить ресурсы для развития, видеть и разрешать какие-проблемы. Нами был проведен анализ психологической литературы по проблеме Я-концепции, рассмотрен ряд подходов к рассмотрению ее сущности и структуры. В частности, мы рассмотрели идею Р. Бернса, который рассматривал Я-концепцию как сложную систему установок на себя и, в связи с этим, выделял такие ее компоненты как:

1. Когнитивная составляющая установки - образ Я

Эмоционально - оценочная составляющая - самооценка

Потенциальная поведенческая реакция

Также, было рассмотрено положение о том, что Я-концепция, формируясь в процессе жизнедеятельности человека под влиянием происходящих событий окружающей среды, сама одновременно является важным фактором детерминирующим поведение и восприятие человеком окружающего мира.

Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле;

Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;

Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

В результате анализа психологических исследований Я-концепции нами было выдвинуто предположение о том, что люди с различным уровнем самооценки различаются по представленности содержательных характеристик Я-концепции.

Для проверки данного предположения мы исследовали когнитивный компонент самосознания с помощью теста М.Куна и Т.Мак-Партленда «20 утверждений самоотношения», и эмоциональный компонент самосознания с использованием анкеты «Самооценки личности» С.А.Будасси.

В результате проведенного исследования показали нам, что люди с различными уровнями самооценки определяют себя по разному. У людей с низким уровнем самооценки некоторые характеристики их Я-концепции представлены в большей степени, чем у людей с нормальным и средним уровнем, и наоборот, касательно других характеристик. Таким образом, можно говорить от о том, что подтвердилась и сама наша гипотеза, то есть у людей с различными уровнями самооценки содержательные характеристики Я-концепции представлены по-разному. Однако, по результатам нашего исследования нельзя говорить об одностороннем влиянии уровня самооценки на представленность тех или иных характеристик. Для этого необходимо будет продолжить изучение данной области и подвергать экспериментальной проверке выдвинутые нами в процессе интерпретации получившихся результатов предположения.

Список литературы

  1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика, Т.1) СПб, 2000.
  2. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность.//Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998, с. 63-67.
  3. Башев В.В. Открытое действие взрослого // Журнал практического психолога. №2, 1999. С. 13-24.
  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1989.
  5. Джемс У. Психология. М., 1991, С. 34-53.
  6. Кон И.С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности). М., 1979.
  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1975.
  8. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. М. - Воронеж, 1995.
  9. Первин Л. Джон О. Психология личности: теория и исследования / Пер. с англ. М.С. Хамкочьян под ред. В.С. Мигуна. М., 2000.
  10. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. Перлз Ф.С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальтерапии. Спб., 1995.
  11. Поливанова К.Н. Возраст: норма развития и метод // Журнал практического психолога, 1999 №2. с. 80-86.
  12. Похилько В.И. Когнитивная дифференцированность // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987. с. 238-240.
  13. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 1996.
  14. Психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М. 1990.
  15. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
  16. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Минск, 1998.
  17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб., 1998.
  18. Элкинд Д. Предисловие. // Эриксон Э. Детство и общество. Спб., 1996.
  19. Эльконин Д.Б. избранные психологические труды. М.,1989.

Я-концепция

Я-концепция - Совокупность всех представлений человека о себе, включающая в том числе и оценку личных качеств. Я-концепция фактически состоит из набора установок, направленных на самого себя: 1) "образ Я" - представление индивида о самом себе (на основе сравнения с другими людьми); 2) самооценку - эмоционально окрашенную оценку этого представления; 3) потенциальную поведенческую реакцию - те конкретные действия, которые могут быть вызваны "образом Я" и самооценкой.

Представления человека о самом себе, чаще всего, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные, показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие-началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде.

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения.

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной Я-концепции становятся негативное отношение к себе, отрицание себя, ощущение своей неполноценности.

Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими его представлениями, чувствами или идеями, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность во внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться с помощью механизмов психологической защиты личности.

У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. Я-концепция здесь действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе. Я-концепция определяет и ожидания человека, т. е. его представления о том, что должно произойти. Так, например, дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят: Я знаю, что окажусь полным дураком или "Я знаю, что плохо напишу эту контрольную". Иногда с помощью таких суждений ребенок просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями о себе. В Я-концепции запрограммировано, каким должно быть поведение человека.

Я-концепция - это представление о "Я", которое может быть верным или неверным, искаженным. Она частично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. Я-концепция дает поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его: если в моем "Я" запрограммировано, что я хороший ученик, то могу преодолеть все соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое "Я". Однако если в моем "Я" жестко записано, что я "беспощадный и сильный", то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, достойную презрения.

Самосознание работает путем постоянного сравнения реального поведения с Я-концепцией и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между Я-концепцией и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей черта, запрограммированная в "Я", тем сильнее переживается рассогласование. Неподкрепление Я-концепции настолько мучительно, что человек реагирует на него чувством вины, стыда, обиды, отвращения, гнева. Если бы воспоминание об этом сохранилось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не мог защищаться против них с помощью механизмов психологической защиты.

Слишком жесткая структура Я-концепции вначале кажется силой характера, а на поверку часто становится источником мучительных рассогласований, которые могут довести до болезни. С другой стороны, слишком слабая Я-концепция делает нас бесхарактерными и непригодными для длительных и напряженных усилий по достижению поставленной цели. Люди могут отличаться друг от друга также тем, как они реагируют на рассогласование между Я-концепцией и реальным поведением. Те, кто совершенно не способны его выдержать, очень чувствительны к нему, кажутся людьми сильными, а на поверку жизнь ломает их быстро. Их жесткая структура не может "гнуться" и изменяться под влиянием обстоятельств, и в силу нетерпимости к рассогласованию она ломается; личность переживает кризис, иногда необратимый.

В случае комплекса неполноценности, где нарушен процесс сличения между Я-концепцией и реальным поведением, эта Я-концепция настолько искажена и деформирована, что достижение согласования невозможно. Когда мы говорим о низкой самооценке личности, то под этим подразумеваем то, что рассогласование настолько сильно, что человек потерял всякую возможность достичь согласия с самим собой.

Хотя понятие "Я" предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных "образов Я".

"Образ Я"- одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном "образе Я": отрицательное отношение к себе, отрицание собственного "Я", каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. "Образ Я" ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение.

Вопрос об истинности "образа Я" правомерен только относительно когнитивных его компонентов. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий.

Состояние или ощущение достаточности. В греческой философии (прежде всего в трудах Платона и Аристотеля) оно характеризовало независимость от внешнего мира, от вещей и людей, что рассматривалось как предпосылка для достижения мудрецом состояния блаженства. Описание своей жизни, собственноручно написанная биография. Изменение самосознания, для которого характерно ощущение потери своего Я и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения к близким, к работе и т.д. Это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения. Достаточно целостное представление о своем будущем – или со стороны отдельной личности, или со стороны социальной группы. Потенциальная поведенческая реакция, то есть конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Отнесение человеком самого себя к тем или иным сторонам бытия, в том числе в пространстве и времени. Способность понимать свою индивидуальность, жить сообразуясь с ней, способность принимать себя таковым, каков есть, а не таким, каким должен быть, способность рационально относиться к своим недостаткам. Субъектная и личностная самостоятельность. Самоуважение, согласно У. Джемсу, пропорционально успеху и обратно пропорционально величине притязания. Повышение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем его понижение вследствие неудачи. Человек с пониженным самоуважением будет переживать частную неудачу глубже и тяжелее, чем спокойный и уверенный в себе. Это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий. (Ч. Кули) утверждение о том, что в представление человека о самом себе входят: представления о том, каким он кажется другим людям; представления об оценках, которые даются ему другими людьми; интегральное чувство Я (гордость, презрение и т.д.).

Понятие Я-концепции

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в “Я” субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах:

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

2 . Я-концепция как интерпретация опыта. Э та функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

3 . Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом, которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы.

На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я (Self) рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me) .

Как мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:

1. Образ Я - представления индивида о самом себе.

2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Я-концепция – это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. Я-концепция формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания.

Под влиянием различных внешних или внутренних факторов Я-концепциия изменяется, т. е. Я-концепция является динамическим образованием.

Традиционно психологи выделяют три модальности Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное.

Я-реальное – это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, статус Это представления о том, каков он есть на самом деле.

Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть.

Я-зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

Выделяют три компонента Я-концепции:

когнитивный,

эмоционально-оценочный

поведенческий.

Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют "Образом Я". Составляющими "Образа Я" являются : Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.

Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом.

Я-психическое – это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (восприятие, память, мышление и т.д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях).

Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.

Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.

Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности.

Самооценка может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной.

Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности.

Психологические защиты

Человек использует защитные механизмы, чтобы защитить свое "Я" от стыда, вины, гнева, тревоги, конфликта, т. е. любой опасности. Цель защитных механизмов – срочное ослабление напряжения, тревоги.

Вытеснение – непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств из сознания в бессознательную сферу, забывание их.

Отрицание – уход от реальности, отрицание какого-либо события как неправды или снижение серьезности угрозы.

Рационализация – это способ разумного оправдания любых поступков и действий, которые противоречат нормам и вызывают беспокойство.

Проекция – приписывание другим людям собственных отрицательных качеств, состояний, желаний, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Замещение выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлимого мотива каким-то иным способом, мотивом.

Сублимация – это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, т.е. трансформация влечений.

Интелектуализация – процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты, эмоции, чтобы овладеть ими.

Формирование реакции – подавление нежелательных мотивов поведения и сознательное поддержание мотивов противоположного типа.

В современной психологии Я-концепция рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие « Я-концепция» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. (Гримак Л. П.,1991, с. 197).

Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

    Образ Я – представление индивида о самом себе.

    Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

    Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Остановимся подробнее на трех основных составляющих Я-концепции (Бернс Р., 1986, с.32).

КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.

Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт (Бернс Р.,1986, с.33).

ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.

Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания (Бернс Р., 1986, с. 34).

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой (Бернс Р., 1986, с. 36).

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности (Бернс Р., 1986, с.37).

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ Я-КОНЦЕПЦИИ.

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значение отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными. Никто не может просто так изменить свое отношение к самому себе (Бернс Р., 1986, с.39).

Мы рассмотрели понятие Я-концепции и её структурные компоненты. Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения. Процесс психосоциального развития человека, стадии формирования Я-концепции личности в течение всего жизненного цикла наиболее полно представлены Э. Эриксоном.

1.2 Я-КОНЦЕПЦИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ ЭРИКА ЭРИКСОНА. .

В современной психологии есть исследовательская позиция индивидуального развития личности, позиция наблюдателя, находящегося внутри исследуемого процесса. Это позиция Э.Эриксона, она представлена в периодизации жизненного цикла человека. По Э.Эриксону любой человек может пройти все стадии, к какой бы культуре он не принадлежал; всё зависит от того, какова продолжительность его жизни.

Свою концепцию психологического развития личности Эриксон рассматривает как вариант эпигенетического учения о развитии. Из биологического содержания термина «эпигенез», то есть эмбрионального развития, определяемого внешними факторами, Эриксон заимствует идею о последовательном формировании у человека психологических новообразований, каждое из которых в определенный момент становится центром психической жизни и поведения человека. Каждое из этих новообразований выражает отношение человека к обществу, к другим людям, к себе (Абрамова Г.С., 1999, с.328).

По мнению Эрика Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им. Решение задач, характерных для каждого этапа, согласно Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет. Эти соображения Эрика Эриксона легли в основу двух наиболее важных понятий его концепции – «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Формирование эгоидентичности или, иначе говоря, целостности личности, продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий (Обухова Л. Ф., 1999, с.95).

В таблице 1представлены стадии жизненного пути личности по Э.Эриксону.

Таблица 1

Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону

Стадия Возраст Ведущее экзестенциальное