Победителем открытого конкурса признается. Определения поставщика путем проведения конкурса

Согласно законодательству России, при определенных случаях заказчик вправе проводить закупку посредством открытого конкурса. При таком способе все документы закупки предоставляются любому желающему в ЕИС (единой информационной системе).

При этой процедуре победившим становится участник, указавший в заявке наилучшие условия исполнения контракта, согласно определенным заказчиком критериям.

Пошаговая инструкция для заказчика

1. Приготовление к закупке.

Заказчик решает организовать торги и выбирает их вид, основываясь на действующие нормативные акты. Заказчиком формируется комиссия конкурса (единая комиссия) из своего штата или приглашается специализированная организация. Заказчик формирует положение о комиссии и последовательность ее деятельности.

2. Приготовление закупочной документации.

Заказчиком формируется конкурсная документация, содержащая сведения согласно Закону : условия выполнения заказа, требования к участнику и требования к документам его заявки, проект государственного контракта и т.д.

После объявления конкурса заказчик вправе вносить в документацию изменения, но не позже чем за пять суток до конца приема заявок. Заказчик может отказаться от организации торгов не позже, чем за пятнадцать суток до последнего дня подачи.

3. Объявление конкурса.

Утвердив извещение и конкурсную документацию, заказчик публикует все сведения в ЕИС в полном виде. Объявление возможно за двадцать суток до вскрытия заявок и более.

Все документы закупки доступны для скачивания каждому желающему безвозмездно.

Заказчик вправе изменить извещение о конкурсе, не позже чем за пять суток до последнего дня подачи заявок. Число возможных изменений неограниченно.

4. Разъяснение документации конкурса.

При поступлении от возможного участника запроса разъяснить документацию, заказчик в срок не более двух рабочих дней готовит и отправляет такому участнику разъяснения, а в течение одного рабочего дня после направления, эти разъяснения публикуются в ЕИС.

5. Прием заявок.

Заказчик принимает конкурсные заявки, обязательно их регистрируя и выдавая подавшему участнику расписку о получении.

6. Открытие конкурсных заявок в письменной и электронной форме.

Комиссия в срок, определенный в извещении, открывает поступившие заявки, направленные в конвертах, а также осуществляет доступ к заявкам, присланным в виде электронного документа.

Члены комиссии формируют и подписывают протокол вскрытия и открытия доступа, и размешает его в ЕИС.

7. Рассмотрение и подведение итогов.

В период до двадцати дней со дня вскрытия заявок, члены комиссии рассматривают предоставленные конкурсные заявки на предмет предложенных условий исполнения заказа, присутствия требуемых документов и копий документов. Участник и его заявка рассматривается с точки зрения соответствия требованиям нормативных документов РФ и условиям документации конкурса.

Производится оценка, основываясь на критериях, установленных заказчиком в документации, и определяется победивший участник. Комиссией формируется соответствующий протокол, который размещается в ЕИС в течение рабочего дня, идущего после дня подписания.

Заказчик возвращает всем участвовавшим, кроме победителя, деньги, направленные ими как обеспечение заявки.

8. Заключение контракта.

Заказчик проверяет наличие обеспечения победителем исполнения контракта, и контракт заключается между обеими сторонами. Период обоюдного подписания контракта регламентирован – от десяти до двадцати суток со дня публикации итогового протокола.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый

Открытый конкурс привлекателен для поставщиков тем, что победителя оценивают не только по цене контракта, но и по другим критериям: квалификации, опыту, качеству товара и проч. На практике победителями нередко становятся участники, предложившие не самую низкую цену, а опередившие конкурентов по другим параметрам. В нашей статье рассказано, какие правила федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» установил для проводения открытого конкурса и как оцениваются заявки участников.

Когда проводится открытый конкурс

Заказчик, который проводит госзакупку, вправе выбрать открытый конкурс, если выполняются три условия. Первое условие — объект закупки не входит в перечень товаров, работ и услуг, в отношении которых необходимо проводить аукцион. Второе условие — объектом закупки не являются технически сложные, инновационные, высокотехнологичные или другие специализированные товары. Третье условие — объект закупки не представляет собой государственную тайну

Сколько времени длится открытый конкурс

В общей сложности открытый конкурс продолжается в среднем от одного до полутора месяцев. Всю процедуру можно условно разделить на несколько этапов (см. табл.). Процедура начинается с публикации сведений о закупке в ЕИС (единой информационной системе).

Чтобы не пропустить размещение интересующей поставщика информации о конкурсах, аукционах и других видах торгов, можно подключить сервис «Контур.Закупки ». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех конкурсах или других торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Этапы открытого конкурса

Этап открытого конкурса

Сроки проведения и действия участников

Публикация закупки в единой информационной системе (ЕИС)

Не позднее, чем за 20 дней до вскрытия конвертов с заявками

Прием и регистрация заявок

Участник вправе подать только одну заявку. При необходимости заявку можно отозвать, и вместо нее внести другую с изменениями

Вскрытие конвертов с заявками и оформление протокола

Время и место заказчик прописывает в конкурсной документации. Продолжительность этапа — 1 рабочий день

Оценка заявок

Не более 20 дней со дня вскрытия конвертов. Если объект закупки — работы в сфере культуры, науки или искусства, то заказчик вправе оценивать заявки до 30 дней. По окончании в ЕИС публикуется итоговый протокол

Подведение итогов

Победителем становится участник, предложивший лучшие условия поставки по критериям заказчика

Заключение контракта с победителем

Не ранее, чем через 10 дней и не позже, чем через 20 дней с момента размещения итогового протокола в ЕИС

Какие сведения должны быть в извещении о проведении открытого конкурса

В извещении и документации по закупке, которую заказчик размещает в ЕИС, должны быть следующие сведения:

  • данные о заказчике, условия контракта, идентификационный код закупки, размер обеспечения заявки и обеспечения контракта;
  • требования к участникам и исчерпывающий перечень документов, которые они обязаны предоставить;
  • способы получения документов (почтовая или курьерская доставка, электронная почта), сроки, место и порядок их предоставления;
  • место, дата и время вскрытия конвертов с заявками;
  • преимущества, предусмотренные для отдельных категорий участников (например, для субъектов малого предпринимательства, организаций инвалидов и проч.);
  • запреты и ограничения по допуску товаров;
  • реквизиты счета для перечисления обеспечительных платежей.

Какие изменения заказчик может вносить в условия закупки

Заказчик вправе неоднократно вносить изменения в условия закупки. Главное, чтобы последнее изменение было внесено не позднее пяти дней до даты окончания подачи заявок. Менять можно все, кроме объекта закупки и размера обеспечительного платежа. Правда, последнее ограничение действует лишь в случае, если платеж увеличивается. Что касается уменьшения, то оно не возбраняется.

Каждое изменение увеличивает срок подачи заявки. Происходит это так: в день, когда внесены изменения, заказчик размещает обновления в ЕИС и указывает новые сроки подачи заявок. С момента публикации изменений до окончания срока подачи заявок должно быть не менее десяти рабочих дней.

Как подготовить и подать заявку на участие

К заявке следует приложить ряд документов. Среди них выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, копии учредительных документов, декларация соответствия и проч. Добавим, что лучше всего подать заявку как можно раньше. Дело в том, что среди участников, набравших при оценке одинаковое количество баллов (о присуждении баллов мы расскажем чуть ниже) комиссия отдаст предпочтение тому, кто подал заявку раньше.

По каким критериям заказчик оценивает заявки

В отличие от большинства других способов проведения закупок, на открытом конкурсе заказчик имеет возможность выбрать победителя исходя не только из цены, но и из других критериев. Правила оценки заявок утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.13 № 1085 (далее — Правила оценки).

Основными критериями, по которым оцениваются заявки, являются:

  • цена контракта;
  • свойства или качественные характеристики товара;
  • качество работ, услуг или квалификация участника;
  • расходы на эксплуатацию товара;
  • расходы на техническое обслуживание товара;
  • любые другие разумные критерии, позволяющие оценить заявку.

Заказчик обязан использовать не меньше двух критериев, одним из которых обязательно должна быть цена контракта. В документации по закупке заказчик перечисляет критерии и указывает значимость каждого критерия. При этом минимально возможная значимость стоимостных критериев и максимально возможная значимость нестоимостных критериев приведена в Правилах оценки. Суммарная значимость всех критериев должна равняться 100%.

Оценивая каждую заявку по тому или иному критерию, заказчик определяет ее рейтинг, то есть выставляет оценку в баллах с учетом значимости данного критерия. Оценка в баллах рассчитывается по формулам, приведенным в Правилах оценки. В частности, оценка по критерию цены контракта определяется так: берется наименьшая из цен, предложенных всеми участниками, и делится на цену, предложенную данным участником. Полученное значение умножается на 100.

Далее оценка в баллах корректируется исходя из значимости критерия. Если значимость равна, например, 10%, то оценку необходимо умножить на 0,1, если значимость равна 20%, то оценку нужно умножить на 0,2 и т.д.

Пример

В открытом конкурсе на оказание аудиторских услуг два участника: Компания 1 и Компания 2. При оценке заявок использовались два критерия: цена контракта и квалификация участника.

Компания 1 предложила цену контракта 40 000 руб., а Компания 2 предложила цену контракта 55 000 руб. Значимость критерия цены контракта, указанная заказчиком — 60%. Заказчик составил рейтинг обеих компаний по данному критерию:
Компания 1 получила 60 баллов (40 000 руб./ 40 000 руб. з 100% х 0,6);
Компания 2 получила 43,64 балла (40 000 руб. / 55 000 руб. х 100% х 0,6).
По критерию квалификации участника Компания 1 получила 25 баллов, а Компания 2 получила 45 баллов.

Победителем открытого конкурса объявлена Компания 2.

Сроки заключения контракта

Контракт с победителем заключается не ранее десяти дней и не позднее двадцати дней с даты публикации в единой информационной системе (ЕИС) итогового протокола. Обратите внимание: для работы в ЕИС, а также для участия в отдельных видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Обязательным условием заключения контракта является внесение победителем платежа, обеспечивающего контракт.

В каких случаях открытый конкурс признают несостоявшимся

Открытый конкурс считается несостоявшимся в двух случаях. Первый случай — когда на торги не подано ни одной заявки. Тогда заказчик должен провести повторный конкурс, и если заявок снова не будет, проводят другой вид торгов — запрос котировок (предложений).

Второй случай — когда в конкурсе был всего один участник, заявка которого соответствовала всем требованиям. В такой ситуации конкурс признают несостоявшимся, а вместо него применяют другой способ — закупку у единственного поставщика.


22.05.2015

Спикер: Грузин Станислав


Определение конкурса

С точки зрения норм закона конкурс должен являться для заказчика по 44-ФЗ преимущественным способом закупки. Когда закон не предусматривает другие способы, то заказчик должен провести именно открытый конкурс.

В соответствии с 44-ФЗ под открытым конкурсом понимается такой конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования.

Определение конкурса дано и в ГК РФ. Здесь определение скорректировано с точки зрения контрактной системы, ведь требования могут предоставляться иные. Это преимущественный способ закупки, но есть исключения: иногда закон требует проведения двухэтапного конкурса, электронного аукциона и пр.

Если нет специальных норм, то проводится открытый конкурс, в противном случае (если оснований для проведения другого вида торгов не было) при жалобах или проверках контролирующие органы могут как минимум признать выбор конкурса в качестве способа определения поставщика незаконным, как максимум - отменить процедуру закупки.

Таким образом, правильное определение способа закупки важно с точки зрения минимизации рисков. Какие бывают исключения?

Случаи, когда открытый конкурс не проводится

Открытый конкурс не проводится, если:

а) закупка осуществляется с ограниченным участием (по статье 56 закона 44-ФЗ);

б) закупаются товары (работы, услуги), поставку (выполнение, оказание) которых по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера могут осуществить только лица, имеющие необходимый уровень квалификации. В этом случае проводится конкурс с ограниченным участием;

в) закупаются работы по сохранению объектов культурного наследия народов России, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, и других работ в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ.

г) закупка товаров (работ, услуг), включенных в утвержденный Правительством РФ (высшим органом исполнительной власти субъекта РФ при осуществлении закупок для нужд соответствующего субъекта РФ) перечень, может осуществляться только путем проведения электронного аукциона (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ). На федеральном уровне указанный Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р «О Перечне товаров работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме». Сверьтесь с тем, включается ли товар или услуга в этот перечень. Если да, то надо смотреть по цене;

д) заказчик должен применять закрытые способы определения поставщика, исполнителя, подрядчика (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ).

Такие способы используются в случаях, если:

Проводится закупка, сведения о которой являются государственной тайной;

В документации о закупке или проекте контракта содержатся сведения, являющиеся государственной тайной;

Заключается контракт на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных и ряда иных культурных, исторических, художественных ценностей, которые передаются заказчиком кому-либо или принимаются от кого-либо во временное владение и (или) пользование (в том числе в связи с проведением выставок);

Закупаются услуги по уборке помещений, услуги водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Если в перечисленных случаях закупка попадает под ограничения, то открытый конкурс не проводится, но если не попадает, то проведение открытого конкурса обязательно.

Преимущества и недостатки открытого конкурса

Положительным фактором является то, что в открытом конкурсе можно выбрать поставщика не только по цене, но и учитывая квалификацию участника закупки, гарантии качества. В плане получения качественного товара или услуги здесь заказчик выигрывает. Также часть функций по организации и проведению закупки (например, подготовка документации, размещение информации на официальном сайте, в единой информационной системе) может быть передана специализированной организации, что очень удобно при проведении сложных закупок.

Недостатков у открытого конкурса гораздо больше, чем преимуществ. Например, очень велика вероятность контроля со стороны специальных органов: они могут проверить правильность выбора способа закупки. Также процедура проведения открытого конкурса занимает значительно больше времени. Со времен 94-ФЗ законодательно время проведения этого вида конкурса значительно изменилось - сроки сократились. Тем не менее, если сравнивать с другими видами определения поставщика, времени на проведение открытого конкурса затрачивается гораздо больше.

Также заказчик может допустить ошибку в документации, тогда повышаются риски возникновения претензий. Кроме этого, многоэтапное проведение накладывает на заказчика множество функций - львиная доля ответственности ложится на заказчика.

Но несмотря на все недостатки путем проведения открытого конкурса наиболее эффективно определяется лучший поставщик, так как учитываются качество услуг, специальные технические характеристики товаров и т.д., а не только цена.

Схема проведения конкурса

  1. Планирование закупки.
  2. Разработка и утверждение конкурсной документации.
  3. Внесение изменений в документацию.
  4. Публикация документации в единой информационной системе в сроки, определенные законодательством.

В извещении указываются требования к закупке, срок и порядок предоставления документов, язык заявки и другие параметры. Документация содержит исчерпывающий перечень информации о закупке. Важны требования к содержанию состава заявки. Если устанавливаются требования по открытому конкурсу, то заказчик устанавливает требования к обеспечению заявки и контракта в виде банковской гарантии. К конкурсной документации должен быть приложен также проект государственного контракта.

Очень важным является соблюдение сроков при проведении открытого конкурса.

Сроки

  1. Извещение о проведении открытого конкурса размещается не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками.
  2. Внесение изменений возможно не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок, осуществляется в течение 1 дня с даты принятия решения, размещаются изменения. В этом случае срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен - срок от даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок должен составлять не менее чем 10 рабочих дней.
  3. Предоставление конкурсной документации осуществляется в течение 2 рабочих дней с момента получения письменного запроса.
  4. Предоставление разъяснений участникам осуществляется в течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса в письменной форме или в форме электронного документа.
  5. Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе осуществляется за 1 день.
  6. Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе создается не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в ЕИС и подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии после вскрытия конвертов.
  7. Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками.
  8. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
  9. Документы по конкурсу хранятся не менее чем 3 года. Лучше хранить эти документы по регламенту.
  10. Контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Сроки более понятны.
  11. Извещение о проведении повторного конкурса не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе размещается в ЕИС.

По конкурсу с ограниченным участием тоже есть свои сроки:

  1. Предквалификационный отбор проводится в течение 10 рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками.
  2. Протокол предквалификационного отбора размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты подведения итогов этой процедуры.
  3. Результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием размещаются в течение 10 дней с даты подведения итогов.

Отмена конкурса

Открытый конкурс, как и любую другую процедуру в рамках 44-ФЗ, заказчик имеет право отменить. Отмена осуществляется не позднее чем за 5 дней до окончания установленного срока подачи заявок.
За эти дни можно внести изменения в документацию (продлить срок подачи заявок) либо опубликовать извещение об отмене процедуры. Само извещение об отмене заказчик размещает не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отказе от проведения открытого конкурса. По истечении срока отмены процедуры определения поставщика и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством. Здесь важно аргументировать решение какими-либо обстоятельствами, в том числе обстоятельствами непреодолимой силы.

Порядок подачи заявки на участие

Участник открытого конкурса подает заявку на участие в открытом конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте, который не позволяет просматривать содержание заявки до вскрытия. Также данный способ закупки допускает подачу электронного документ, но только в том случае, если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией.

Что касается оформления заявки, то закон устанавливает номенклатурный порядок подачи: все листы должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.

Фраза «при наличии печати» была внесена совсем недавно, так как в законодательство были внесены изменения. Так как по закону в ОАО и ООО печать общества теперь не обязательна, поэтом делать оговорку нужно. Но отклонить заявку без печати нельзя. Если печать компании-поставщика была поставлена на других документах, а на заявке нет, то можно отклонить такую заявку. Хотя это также спорный момент: не факт, что при рассмотрении спора ФАС примет сторону заказчика.

Таким образом, соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Даже если заказчик предусмотрел в документации то, что копию лицензии нужно заверить подписью и печатью, но заявку сшил и поставил печать директора, то сам факт правильно поданной заявки должен уверить в подлинности документов. Важно то, что не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки.

С точки зрения порядка оформления это требование должно являться истиной в последней инстанции и избыточных требований к поставщику быть не должно.

Содержание заявки на участие в открытом конкурсе

  • Фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона и ИНН. Раньше включение ИНН было обязательным, впоследствии в текст закона была добавлена фраза «при наличии». При отсутствии ИНН у поставщика заказчик не вправе отклонить заявку.
  • Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (оригинал или нотариально заверенная копия), выданная не ранее чем 6 месяцев назад.
  • Документ, подтверждающий полномочия лица - если заявка подписывается генеральным директором, то такой документ должен быть оформлен на его имя. Если иное лицо, то заявка на участие в открытом конкурсе должна быть с доверенностью, заверенной печатью, опять же, при наличии печати.
    Если доверенность выдается не директором, а другим уполномоченным лицом (есть элемент передоверия), то эта доверенность должна быть в оригинале или засвидетельствована нотариально. В случае, если доверенность подписана уполномоченным лицом, то такое лицо должно обладать соответствующими полномочиями.
  • Лицензии, свидетельства СРО и сертификаты в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ, или копии таких документов.
  • Декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона. Это декларация о том, что организация не банкрот, не ликвидируется, на ее имущество не наложен арест. Это общее требование для всех участников торгов. Если декларация не подписана, то заказчик имеет полное право отклонить заявку. Обращаем внимание всех участников закупки: декларация обязательно должна быть в составе заявки.
  • Копии учредительных документов участника в зависимости от организационно-правовой формы.
  • Решение об одобрении крупной сделки (или копия такого решения). Если проводится специальная закупка, то предоставляется решение о выдаче преимуществ при работе с учреждениями уголовно-исполнительной системе и обществами инвалидов, то участник закупки должен предоставить эти документы.
  • Если применяется национальный режим в соответствии со статьей 14 Закона 44-ФЗ, то услуги происходят с территории стран Таможенного союза (Белоруссии, Казахстана и Армении). Это значит, что в составе заявки должны быть документы, которые предусматривают указанная статья и конкурсная документация.
  • Если процедура открытого конкурса проводится преимущественно для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, то в составе заявки участник должен приложить декларацию о принадлежности компании к этим сегментам. Декларация может являться приложением к конкурсной документации и должна быть заполнена в соответствии с требованиями.
  • Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
  • В случаях, предусмотренных конкурсной документацией - копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). Но допускается ограничение: не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром. В этом случае участник не сможет предоставить эти документы и, устанавливая это требование, заказчик неправ. Поставщик имеет право обжаловать это решение.
  • Кроме того, если при подаче заявки поставщик снижает стоимость более чем на 25% (демпинг), то в составе его заявки должны содержаться документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса при применении к нему антидемпинговых мер.
  • Также в составе заявки должны содержаться документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе: платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия.
  • Если в конкурсной документации заказчик устанавливает критерий «квалификация», то заявка должна включать документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона. То есть если такие документы не приложены, то по шкале оценки заявок в этом пункте заказчик ставит 0 баллов, но саму заявку на этапе рассмотрения отклонить не может.
  • Также заявка на участие в открытом конкурсе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение, образец, пробу товара, закупка которого осуществляется.
Требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию не допускается, такие действия заказчика будут считаться нарушением закона.

Вскрытие и рассмотрение заявок

Участники закупки вправе присутствовать на процедуре вскрытия конвертов с заявками. Нужно соблюсти все требования закона: заказчик признается исполнившим эту обязанность, если участникам открытого конкурса предоставлена возможность получать в режиме реального времени полную информацию о вскрытии конвертов с заявками.

Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе закупочная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа.

Если никто из участников не изъявит желания изменить или отозвать заявки, то заказчик переходит к процедуре вскрытия. Если изъявит, то участников спрашивают, что они хотят сделать: отозвать, изменить или подать заявку. Подать заявку в это время тоже допустимо. Отозвать заявку просто - нужно всего лишь забрать конверт. Если участник изменяет заявку, то он должен забрать старую и приложить новую.

Эти действия должны быть записаны и заказчик обязан обеспечить аудиозапись всей процедуры. В случае возникновения спора контролирующие органы могут прослушать запись и разобрать и принять решение. Сами участники открытого конкурса вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов и (или) открытия доступа.

После вскрытия конвертов и составления протокола вскрытия следует оценить заявки и проверить их на соответствие требованиям конкурсной документации: наличие всех документов и правильность их оформления. Если заявка требованиям не соответствует, она отклоняется по этой причине. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

Позже все результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. В случае, если по результатам рассмотрения заявок конкурсная комиссия отклонила все заявки или только одна заявка соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, конкурс признается несостоявшимся.

После процедуры рассмотрения документов происходит процедура оценки принятых на этом этапе заявок. Критерии:

  • Цена контракта.
  • Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ.
  • Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
  • Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В этом постановлении критерии делятся на стоимостные (цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт, стоимость жизненного цикла товара) и нестоимостные (качественные, экологические и функциональные характеристики закупки, квалификация участника).

Есть максимальные и минимальные баллы оценки этих показателей. При проведении открытого конкурса заказчик устанавливает значимость критериев оценки:

  1. На товары, за исключением отдельных видов товаров. Минимальную стоимостных: 70%, максимальную нестоимостных: 30%.
  2. Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг. Минимальную стоимостных: 60%, максимальную нестоимостных: 40%.
  3. Отдельные виды товаров, работ, услуг. Минимальную стоимостных: 30-40%, максимальную нестоимостных: 70-60%.

Эти разбивки по критериям заказчик должны соблюдать и сверяться с постановлением.

Нужно знать, что:

  1. Соотношение «40/60» применяется для таких видов товаров, работ и услуг, как: разработка документов, регламентирующих обучение, воспитание, контроль качества образования; аварийно-спасательные работы; реставрация объектов культурного наследия; медицинские, образовательные, юридические услуги; услуги специализированной организации.
  2. Соотношение «30/70» установлено для услуг по проведению экспертизы, а также работ по созданию, развитию и технической поддержке государственных и муниципальных информационных систем и официальных сайтов органов власти.
  3. Соотношение «20/80» предусмотрено для оценки заявок на финансирование проката или показа национальных фильмов, выполнение НИОКР.

Есть заявки, которые оцениваются только по нестоимостным критериям (соотношение «0/100»). К ним относятся создание произведений литературы и искусства, в том числе хореографических произведений и пантомим, произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства и фотографических произведений.

При любых обстоятельствах сумма цифр значимости критериев оценки должна составлять 100%. Кроме этого, ПП РФ №1085 говорит о том, что недопустимо использование критериев оценки (показателей) или их величин значимости, не предусмотренных Правилами. Победителем назначается тот участник закупки, заявка которого имеет самый высокий рейтинг.

Заключение контракта

Контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней после даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок или, при проведении закрытого конкурса, - с даты подписания такого протокола. В течение 10 дней с даты размещения в информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику.
При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта. То есть предоставляется банковская гарантия, внесенная в Реестр банковских гарантий.

При уклонении победителя конкурса от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в конкурсе, и заключить контракт с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер. После опубликования протокола отказа в течение 10 дней заказчик вправе предложить второму победителю заключение контракта. Он может не дать согласие - это его право. Если он согласен, то второй победитель в течение 10 дней должен предоставить обеспечение контракта и подписать контракт. Если контракт не подписан, то он признается уклонившимся от заключения контракта.
Теперь в 44-ФЗ и заказчик может быть признанным уклонившимся от подписания контракта и на него можно подать иск о понуждении заключить контракт и о взыскании убытков, причиненных уклонением заказчика от заключения контракта.

Последствия признания конкурса несостоявшимся

Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона. Контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.

Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки.

Порядок согласования контракта с ЕП с контролирующим органом:
а) заказчик в течение 10 дней с даты размещения протокола рассмотрения заявок направляет обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком. Согласование не может превышать 10 рабочих дней со дня поступления обращения;
б) контракт заключается в течение 20 дней после получения заказчиком согласования. Более подробно регламент можно изучить в Приказе Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537.

Следующее основание для признания открытого конкурса несостоявшимся - все заявки были отклонены, заявок не было подано или второй победитель отказался заключать контракт . В этом случае нужно внести изменения в план-график и провести новый конкурс. Извещение о конкурсе должно быть опубликовано не менее чем за 10 дней до вскрытия конвертов с заявками. При этом все условия предыдущего открытого конкурса должны сохраниться - меняются только сроки проведения процедуры.

Можно продлить срок исполнения контракта с учетом новых дат, а также не более чем на 10% изменить начальную (максимальную) цену контракта. Если и этот конкурс признается впоследствии несостоявшимся, то заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен).

Виды конкурса

Законом о контрактной системе установлено 2 вида конкурсов, которые заказчик имеет право провести при определенных условиях: конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс.

Конкурс с ограниченным участием

Это конкурс, при котором также информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации; к участникам закупки предъявляются единые требования (которые предусмотрены 44-ФЗ) и дополнительные требования (они прописаны в подзаконном акте); победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

Разница заключается в проведении квалификационного отбора. На смену Постановлению от 28 ноября 2013 г. № 1089 пришло новое Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.

Конкурс с ограниченным участием проводится, если:

  1. если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
  2. Выполнение работ связано с сохранением объектов культурного наследия и т.д. а также: выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн рублей. То есть у исполнителя должен быть определенный опыт и наличие необходимых ресурсов.

В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с общими предъявляются дополнительные требования только для осуществления предквалификационного отбора, но не для оценки самих заявок для конкурса с ограниченным участием.

То есть сначала заказчик проводит предквалификационный отбор, а затем принимает заявки на участие. Дополнительные требования к участникам закупки предъявляются в соответствии с ПП РФ №99. Конкурс с ограниченным участием признается несостоявшимся, если ни один или только один участник признан готовым подать заявку по итогам предквалификационного отбора.

Двухэтапный конкурс

Заказчик вправе проводить двухэтапный конкурс, если:

  1. конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  2. для уточнения характеристик объекта закупок необходимы обсуждения с поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Сначала участники должны предоставить первоначальные заявки с предложениями без указания цены. Например, заказчик хочет построить стадион, но хочет сначала получить от поставщиков какие-то предложения по техническим характеристикам и затем сформировать техническое задание для проведения второго этапа конкурса.

Проводится обсуждение предложений и при нем комиссия предоставляет равные возможности. Без предоставления каких-либо преимуществ. Срок проведения первого этапа - не более 20 дней. После первого этапа результаты обсуждения прописываются в протоколе, подписываются и в течение 10 дней размещаются в единой информационной системе. Заказчик имеет право уточнить условия закупки: может изменить и дополнить ТЗ. При этом можно предъявить новые требования и внести новые критерии, но без предоставления преимуществ какому-либо участнику.

Конкурс признается несостоявшимся, если ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям или только один участник закупки признан соответствующим таким требованиям.

Второй этап подразумевает подачу окончательных заявок с учетом всех изменений. Здесь также предоставляется обеспечение. Любой участник первого этапа может отказаться от участия во втором этапе. Последствий для поставщика здесь нет никаких.

Если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной, либо только одна заявка признана соответствующей конкурсной документации, либо конкурсная комиссия отклонила все заявки - двухэтапный конкурс признается несостоявшимся.

Двухэтапный конкурс специфический и не так часто применяется заказчиком.

Ответы на вопросы

Объясните, пожалуйста, что означает возможность заключить контракт с несколькими участниками открытого конкурса?

Ответ : Законом предусмотрена единственная возможность заключения контракта с несколькими участниками, если проводится закупка научно-исследовательских или поисковых работ. Только в этих случаях это возможно, но в общем порядке ко всем закупкам действуют общие правила: 1 контракт, 1 лот, 1 победитель.

Какая максимально возможная отсрочка оплаты контракта при отсутствии финансирования, если заказчик выходит за рамки контракта?

Ответ : Что качается отсрочки оплаты обязательств по контракту, здесь законом это не предусмотрено. Да, контракт всегда содержит условия оплаты товаров и услуг. И если вы укажете, что оплата будет осуществляться по мере поступления денежных средств, то ФАС может признать такое требование незаконным. Следует четко указать срок оплаты: 30, 60 дней и так далее. Иногда указывается, что оплата будет произведена до конца года, но и тогда ФАС может признать требование несогласованным, так как точный срок оплаты не указан. Поэтому при проведении процедуры лучше убедиться, есть ли у вас финансирование и планируется ли оно.

Если не успеваем отменить конкурс (осталось менее 5 дней), можно ли конкурс сначала продлить, а потом отменить?

Ответ : Даже продлить конкурс можно не позднее чем за 5 дней до даты окончания подачи заявок. Регламент для внесения изменений и отмены один и тот же: не позднее 5 дней до окончания срока подачи заявок. Если вы упустили этот срок, то уже не можете ни отменить процедуру, ни внести изменения.

Почему заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать декларацию о принадлежности к СМП, если закупки у СМП можно проводить только с помощью аукциона в открытой форме?

Ответ : В соответствии со статьей 30 закона 44-ФЗ, заказчик может применить любой способ закупки в этом случае. Не только аукцион в открытой форме можно проводить с преимуществами для представителей СМП. Можно провести и открытый конкурс только для участников СМП. Тогда устанавливаются требования о наличии декларации, подтверждающей отнесение к этому статусу. Эта декларация включается в состав заявки.

Правомерно ли требование заказчика первую часть заявки оформлять на фирменном бланке организации?

Ответ : Заявка на участие в открытом конкурсе подается в виде единого документа. Первая часть заявки есть только в аукционе. Требование, я считаю, избыточное. Закон такого не предусматривает. Заказчику тоже нет никакой разницы: на фирменном бланке заявка или нет, когда речь идет об открытом конкурсе. Если говорить про электронный аукцион в открытой форме, то бланк уже говорит о том, что вы понимаете, кто именно будет подавать заявку. Думаю, что если такое требование кто-то из поставщиков оспорит, то ФАС его признает незаконным.

Является ли основанием для отклонения заявки на участие в открытом конкурсе/электронном аукционе отсутствие декларации как отдельного документа о принадлежности участника к СМП и его соответствия статье 31?

Ответ : Если вы проводите закупку, участниками которой могут быть только СМП, то отсутствие декларации является основанием для отклонения. Так же как и при отсутствии декларации о соответствии статьей 31: причем отсутствие этой декларации чревато последствиями (отклонением заявки) при любой форме конкурса.

Можно несколько слов о переводе планов-графиков из неструктурированной формы с структурированную и как понимать письмо мэра и казначейства по этому поводу?

Ответ : Сам письмо не видел, видел приказ, который предполагает заполнение графиков заказчиками в структурированной форме. Здесь нет ничего экстраординарного, так как с 1 января 2016 г. будет введена единая информационная система и заказчиков приучают к структурированной форме. Здесь нет противоречий 44-ФЗ, более того, с начала 2015 года по 223-ФЗ заказчики уже заполняют свои планы-графики в структурированной форме. В любом случае все заказчики после введения ЕИС перейдут к структурированной форме на сайте закупок.

Возможно ли проведение конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог по Постановлению Правительства №99?

Ответ : Если это автомобильные дороги федерального значения, то: (цитата) *Выполнение работ построительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Но что значит «содержание»? Если это капитальный ремонт или строительство, тогда да. Но если это не связано, то - нет.

Какие есть особенности при закупке услуг на проектирование строительных объектов?

Ответ : Здесь может быть много особенностей, в том числе и по выбору способа закупки. Однозначно проводится открытый конкурс. Нужно посмотреть те критерии оценки заявок, которые вы будете устанавливать в составе конкурсной документации. Критерии оценки будут общие, так как это не проектно-изыскательские услуги, а работы. Критерии будут 60 на 40. Соответственно, при проведении открытого конкурса следует разработать техническое задание, задание на проектирование, на основании которого проектировщик должен выполнить свои работы.

На какой срок можно задержать оплату по выполненному аукциону?

Ответ : Если контрактом предусмотрен срок оплаты, то оплата должна производиться точно в срок. Например, вы выполнили работы, в проекте контракта было оговорено, что оплата пройдет в течение 30 дней. Если срок прошел, то у заказчика наступает неисполнение обязательств по контракту и поставщик вправе требовать уплаты всей суммы задолженности плюс оплаты штрафов, неустоек, пеней в том размере, который установлен контрактом.

При оформлении заявки на конкурс должны ли быть заверены подписями участника - юридического лица все страницы заявки?

Ответ : Да, следует установить такие требования: участник сшивает, номерует страницы и подписывает страницы подписью уполномоченного лица и ставит печать.

Должен ли поставщик прикладывать к заявке документы, которые передаются при поставке товара: сертификаты соответствия и другая документация?

Ответ : Если эти документы подаются вместе с товаром, то такое требование не должно фигурировать в силу закона. В заявку могут входить сертификаты и документы, которые передаются не вместе с товаром.

Критерии оценки заявок при проведении открытого конкурса могут быть стоимостными и нестоимостными.

К стоимостным критериям относятся:

∙ цена контракта;

∙ расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

∙ стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы;

∙ предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту.

К нестоимостным критериям относятся:

∙ качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара;

в) соответствие экологическим нормам.

∙ квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Постановлением Правительства РФ №1085 от 28 ноября 2013 г. были утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Настоящие Правила оценки применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения:

Аукциона;

Запроса котировок;

У единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

Запроса предложений (если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 44-ФЗ).

Согласно Правилам оценки документация о закупке в обязательном порядке должна содержать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки.



Количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее 2-х, одним из которых должен быть критерий оценки «цена контракта», а в отдельных случаях - критерий оценки «стоимость жизненного цикла».

В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 %. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 %.

Также Правилами оценки заявок предусмотрены предельные величины значимости стоимостных и нестоимостных критериев оценки в процентом соотношении.

Цель оценки заявок – выявление лучших из предложенных участниками закупки условий исполнения контракта.

На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.

Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Вопрос оценки заявок достаточно сложный и объемный, и дабы не раздувать эту статью до невероятных размеров, я указал лишь ключевые моменты. Если же разбирать вопрос оценки детально, то потребуется отдельная статья, а может даже и серия статей. Поэтому рекомендую вам самостоятельно ознакомиться с Постановлением Правительства РФ №1085.

Многие участники стараются избегать участия в открытых конкурсах, например, по причине сложности подготовки конкурсных заявок. Наши эксперты подготовили статью, в которой постарались дать ответы на самые распространенные вопросы по данному виду закупок. Надеемся, что статья будет полезна не только участникам закупок, но и заказчикам.

В связи с изменениями в 44-ФЗ и переходом открытого конкурса в электронную форму, статья потеряла актуальность. Смотрите вебинар . Пётр Воронцов подробно расскажет о процедуре проведения и участия в электронном конкурсе.

Что такое открытый конкурс

Для начала определимся с термином «открытый конкурс» — это конкурс, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона 44-ФЗ).

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона 44-ФЗ).

В каких случаях не проводится открытый конкурс

Открытый конкурс предпочтительно проводить в том случае, когда заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), но и их качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация участников закупки.

Вместе с тем Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд ограничений для проведения открытого конкурса.

Открытый конкурс не проводится в следующих случаях:

  • конкурс с ограниченным участием,
  • двухэтапный конкурс,
  • электронный аукцион,
  • запрос котировок,
  • запрос предложений,
  • закрытые способы определения поставщиков,
  • закупки у единственного поставщика (ч. 2 ст. 48).

В иных случаях заказчик вправе самостоятельно выбрать способ определения поставщика, в том числе открытый конкурс, исходя из анализа преимуществ и недостатков рассматриваемого способа.

Взимание платы за участие в открытом конкурсе с участников такого конкурса не допускается, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 48 Закона 44-ФЗ).

Преимущества и недостатки открытого конкурса

Преимущества данного способа:

  1. при выборе победителя помимо предложенной участниками цены учитываются и иные критерии, например качественные характеристики товара;
  2. часть функций по организации и проведению закупки (например, подготовка документации, размещение информации в единой информационной системе (ЕИС)) может быть передана специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ);
  3. отсутствуют риски возникновения технических сбоев на электронной площадке.

К недостаткам открытого конкурса относятся:

  1. высокая вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика (в связи с наличием ограничений на проведение открытого конкурса);
  2. длительность процедуры по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика;
  3. высокий риск возникновения претензий к заказчику и конкурсной комиссии в связи с ошибками в ходе проведения открытого конкурса (из-за сложности и многоэтапности процедуры);
  4. расширенный (по сравнению с электронным аукционом) перечень обязанностей заказчика, например по приему и регистрации заявок, обеспечению их сохранности.

Порядок проведения открытого конкурса по Закону 44-ФЗ

Этап №1 — Предварительная подготовка к проведению открытого конкурса

На данном этапе заказчик:

  • принимает решение о проведении закупки и форме её проведения,
  • занимается организацией и планированием предстоящей закупки,
  • формирует конкурсную комиссию (единую комиссию),
  • определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).

Срок: не позднее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Этап №2 — Подготовка документов для проведения конкурса

Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 3 ст. 48). Для разработки конкурсной документации заказчик вправе привлекать специализированную организацию. Типовая конкурсная документация обязательна для применения заказчиками (ч. 4 ст. 48).

Важно: Правительство РФ вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации.

Этап №3 — Публикация извещения о проведении открытого конкурса

Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов (ч. 1 ст. 49).

Заказчик вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации или разместить это извещение на сайтах в сети «Интернет» при условии, что такое опубликование или такое размещение осуществляется наряду (а не вместо) с размещением информации в ЕИС (ч. 2 ст. 49).

Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.

Этап №4 — Прием и регистрация заявок

Заявки должны поступать в запечатанных конвертах либо в форме электронных документов (если такая форма предусмотрена конкурсной документацией) по тем правилам, которые изложены в конкурсной документации (ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

При получении заявки заказчику необходимо осуществить следующие действия:

  1. зарегистрировать заявку в журнале регистрации (ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
  2. обеспечить сохранность, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность заявки (ч. 11 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).

Важно: требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст.51 документов и информации, не допускается (ч. 5 ст. 51).

Если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка или не подано ни одной такой заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся. В случае, если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается не состоявшимся только в отношении тех лотов, в отношении которых подана только одна заявка на участие или не подано ни одной такой заявки (ч. 13 ст. 51).

Этап №5 — Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде)

Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа (далее — вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе), производятся публично после окончания указанного в конкурсной документации срока подачи заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ).

По итогам этого мероприятия конкурс может быть признан несостоявшимся, если подана всего одна заявка либо не подано ни одной заявки.

Важно:заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов и (или) открытии доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов.

Протокол вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссиинепосредственно после вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Протокол размещается в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.

Этап №6 — Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе заявок и подведение итогов

Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцати дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Заказчик вправе продлить этот срок не более чем на 10 рабочих дней при осуществлении закупки в сфере науки, культуры или искусства. Заказчик должен направить соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки, и разместить его в ЕИС в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока (ч. 1 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия обязана отстранитьтакого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (ч. 3.1 ст. 53).

Важно: результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (ч. 4 ст. 53).

Победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условияисполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке которого присвоен первый номер(ч. 8 ст. 53).

Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а также результаты рассмотрения единственной заявки, фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок. Протоколы составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку, с приложением проекта контракта. Проект контракта составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку.

Протокол рассмотрения и оценки заявок, протокол рассмотрения единственной заявки с указанными приложениями размещаются заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов (ч. 12 ст.53).

Этап № 7 - заключение контракта с победителем открытого конкурса

По результатам проведения конкурса заключается контракт на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 54 Закона N 44-ФЗ).

На данном этапе заказчик вправе отказаться от заключения контракта при наступлении определенных обстоятельств.

Повышайте квалификацию на курсе « » для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

31 653 просмотра