Пенные стволы и автомобили пенного тушения. Пожарные автомобили порошкового тушения
Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материалы и источники их воспламенения. Пожар - это неконтролируемое горение. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.
Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных газов, ядовитые вещества и т.д.
Пожары характеризуются быстрым нарастанием . Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.
Горению подвергаются материалы различного агрегатного состояния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечивающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с определенной интенсивностью.
Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических характеристиках пожарной техники.
Пожарная техника - это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.
В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи.
Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.
Пожарная машина - это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.
Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.
Классификация
Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:
- колесных и гусеничных машин,
- плавательных и летательных аппаратов,
- поездов.
Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС), а так же пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т.д.).
Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения ( , механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).
Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.
По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на:
- основные,
- специальные,
- вспомогательные.
Основные пожарные автомобили | Специальные пожарные автомобили | |
общего применения | целевого применения | |
АЦ – автоцистерны АНР – насосно-рукавный АПП – первой помощи АВД – с насосом высокого давления |
АА – аэродромные АП – порошкового тушения АПТ – пенного тушения АКТ – комбинированного тушения АГТ – газового тушения ПНС – насосная станция АГВТ – газоводяного тушения |
АЛ – автолестницы АПК – автоподъемники коленчатые АР – рукавные ДУ – дымоудаления ГДЗС – газодымозащитной службы АСА – автомобили аварийно-спасательные АШ – штабные |
Основные ПА – предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.
ПА общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе.
ПА целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.
В зависимости от проходимости ПА делятся на 3 категории:
- категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
- категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
- категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).
Основные ПА общего применения обозначаются так:
- автоцистерны пожарные - АЦ;
- пожарные автомобили насосно-рукавные - АНР;
- пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
- пожарные автомобили первой помощи - АПП.
Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных параметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:
- вместимость цистерны, м 3 ;
- подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса;
- напор насоса, м вод.ст.
Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.
Расшифровка АЦ
Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м 3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.
Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 - автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.
Пример 3. ПНС-110(131)-131А - пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.
Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.
Примеры условных обозначений:
АЛ-30 (4310) - пожарная автоцистерна с высотой подъема колен лестницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
АСА-20 (4310) - аварийно-спасательный автомобиль, мощность генератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.
Раньше был еще термин вспомогательные автомобили (до издания приказа №555 “Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 18.09.2012”) обеспечивали функционирование пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.
Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.
Цветографические схемы
Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также . Разбивка окрашиваемых поверхностей, расположение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.
На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме - тип ПА, например АЦ, - автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, диски колес и видимые детали ходовой части - в черный.
Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.
При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.
Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.
Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 110-125 дБ.
В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.
Неконтролируемое горение может возникнуть в любом месте. Для пожаров характерно ускоренное распространение огня с выделением огромных объемов тепловой энергии и повышением температуры возле мест возгорания. При этом в воздухе может образоваться высокая концентрация вредоносных газов, оксидов, других веществ. Материальные ценности уничтожаются и возникает серьезный риск для человеческой жизни.
Необходимо потушить пожар как можно скорее и поспособствовать снижению темпов развития процессов горения. Для этого используются специальные средства подходящего состава и интенсивности действия.
Сегодня к таким устройствам относится внушительный перечень разнообразных технических средств, применяемых для ограничения и ликвидации пожара, защиты человеческих жизней, а также материальных ценностей. Это средства связи , первичные устройства, специальные приспособления для ликвидации пламени и современные пожарные автомобили.
Перед ликвидацией пожаров принято выполнять такие работы, как разведка, очистка зданий от продуктов горения, вскрытие помещения, спасение пострадавших и так далее. Для выполнения таких действий необходимо специальное оборудование, установленное на соответствующих пожарных машинах.
Пожарные машины
Разнообразие условий, при которых приходится ликвидировать очаги возгорания при чрезвычайных происшествиях требуют применения машин различного назначения. Соответственно необходимым действиям спецтехника делится на несколько типов:
- основные пожарные автомобили;
- вспомогательные пожарные автомобили;
Техника, классифицируемая как основная, делится на пожарные машины целевого и общего назначения. Пожарные автомобили нужны для транспортировки огнетушащего оборудования, подразделений ГПС к пунктам подачи.
Техника общего применения используется при ликвидации возгораний в жилых секторах и на городских объектах. Машины целевого назначения необходимы при ликвидации возгораний на аэродромах, а также объектах химической или нефтяной промышленности.
К основным относятся АЦ — автоцистерны, АПП — кареты первой помощи, АНР — насосно-рукавные машины, АВД — с насосами повышенного давления.
К основным пожарным автомобилям целевого назначения относятся АА — автомобили аэродромные, АПТ — автомобили пенного тушения, АГТ — техника, предназначенная для газового тушения, АГВТ — газоводяные, АП — средства порошкового тушения, АКТ — установки комбинированного тушения, ПНС — пожарные насосные станции.
Предназначены для разборки конструкций, освещения, достижения необходимой высоты и т.д. В качестве основных параметров, описывающих назначение машин, выделяют, например, питание генератора, рабочую длину лестниц.
К специальным ПА относятся АЛ — автолестницы, АР — рукавные, АШ — штабные, ДУ — устройства для удаления дыма, АС — аварийно-спасательные средства, АПК — коленчатые автомобильные подъемники, ГДЗС — газодымозащитная служба.
Вспомогательные машины необходимы для транспортировки подразделений. Для выделения техники из общего потока транспорта на проезжих частях необходимо достижение определенного уровня информативности при помощи окраски, сигнализации, формы ТС.
К вспомогательным машинам относятся:
Для повышения информативности применяется контрастирующая белая краска. Опознавательные знаки, надписи, графическая схема, обязательные требования к звуковым и световым сигналам устанавливаются единым стандартом. На дверцах кабины всегда указывается название населенного пункта и номер части, а на корме — тип машины.
Бамперы всегда окрашиваются белым, а диски колес, рама и некоторые элементы ходовой — черным. В серебристый окрашиваются лестницы и подъемники.
Синие светопроблесковые маяки используются для световой сигнализации. Для звукового оповещения используются сирены, подающие несколько сигналов. В качестве источников питания сигнализации может использоваться постоянный ток, а также отработанные газы мотора.
ТТХ пожарных машин
Возможности каждого отделения большей частью обуславливаются тактико-техническими показателями служебных автомобилей и численностью сотрудников.
Перечень условий, определяющих технический потенциал оборудования, а также численность сотрудников и объем тушащих средств называют тактико-технической характеристикой.
Эти данные дают возможность оценивать состояние транспортных средств и их функциональные возможности. При тушении с использованием специальных пожарный автомобилей эти показатели всегда будут решающими.
Тактический потенциал машин определяется техническими данными, достаточным количеством необходимых устройств, перевозимых запасов в автоцистернах. Приоритетной всегда является возможность выполнения всех боевых действий за минимальный промежуток времени с максимальной эффективностью.
Тепловое состояние мотора, а также возможность своевременного запуска всегда должны контролироваться.На базовых транспортных средствах запуск осуществляется с использованием обыкновенных стартеров, работающих от аккумуляторов. На дизельных двигателях предусмотрена система запуска с использованием сжатого воздуха.
Продолжительность работы машин определяется мощностью мотора и качеством базового шасси. Это обуславливает использование мощных шасси с самыми лучшими показателями по прочности и проходимости.
Мощность моторов оборудованных на пожарных машинах может составлять 130-140 кВт. Скорость передвижения пожарного автомобиля — максимум 80-95 км/ч.
Боевое развертывание и тушение
Для выполнения поставленных задач все средства должны быть приведены в полную готовность. Оборудование всегда надежно закрепляется и при этом должно легко сниматься.
Каждое устройство должно быть размещено в соответствии с инструкцией по развертыванию. Техника, используемая чаще всего, размещается в доступных местах для удобства.
Съемное оборудование проектируется таким образом, чтобы один или двое пожарных имели возможность легко перенести его. Каждая система должна быть исправна и отрегулирована, а их разборка и соединение не должны требовать особых усилий.
Главной для пожарных автомобилей является возможность развертывания в ускоренном режиме, безопасность, устойчивость при проведении работ по ликвидации возгораний.
На технике предусмотрены огнетушащие средства, а также насосы для создания напора.
По вместимости цистерны делятся на:
- легкие — до 2000 л;
- средние — от 2000 до 4000 л;
- тяжелые — от 4000 л.
Вместимость баков преобразователей варьируется от 200 до 500 л. Мощность подачи средств тушения при работе насосов приравнивается к 30-40 л/с. Напор в насосах на тяжелых машинах — 60 л/с, а на специальных станциях — 100-110 л/с.
Производительности всех насосов и объемов цистерн достаточно для ликвидации практически любого возгорания. Во время крупных возгораний цистерны монтируются на специальный источник или организуется напор для средств для тушения с применением пожарных насосных станций.
Техобслуживание пожарных машин
Для качественного технического обслуживания пожарных автомобилей ответственные сотрудники обязательно изучают все инструкции, представленные заводом-изготовителем автомобилей.
Контрольное тестирование проводится водителем и другими сотрудниками. В процессе техобслуживания в подразделениях используются инструменты водителя. Помещение для проведения работ подготавливается в специальной мастерской со специальной канавой и дополнительными устройствами. В каждом таком помещении обязательно устанавливается точильный и слесарный станок.
Установки (МВПУ)
Мощная воздушно-пенная установка (МВПУ)
Пожарные автомобили пенного тушения
Автомобили пожарные пенного тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, пенообразователя, пожарно-технического вооружения и подачи воздушно-механической пены в очаг пожара.
Тактико-технические характеристики автомобилей пенного тушения
Таблица 33
Показатели | АВ-40 | АХ-6 | (АВ-6) |
Марка шасси | Урал-375 | Зил-130 (В1) | Зил-130В |
Максимальная скорость, км/ч | 70/75 | ||
Полная масса автомобиля, т. | 14,2/13,58 | 14,0 | 13,6 |
Марка насоса | ПН-40У | ПН-30 | ПН-40У |
Тип вакуум-аппарата | газоструйный | газоструйный | - |
Производительность насоса, 1.10 -2 м 3 /с | 4,0 | 3,0 | 6,0 |
Число мест (с водителем), чел | |||
Марка пеносмесителя | СПС-5 | ДПС-12 | ПГ-150 |
Емкость для ПО, м 3 | 4,0 | 6,0 | 6,0 |
Пеносливы; ГПС-600; СВП-4 | ГВП-600 (6 шт.) | ГВП-600 (8 шт.) | 4 пенослива 4 ствола |
Продолжение таблицы 33 | |||
Установка для подачи пены через слой жидкости | УППС-46 (4 шт.) | - | - |
Вставки дозирующие ПО | Тип “В” (4 шт.) | Кассета из 4 шт. типа “В” | - |
Колонка КП, шт. | - | ||
Разветвление РТ-80, шт. | - | - | |
Всасывающие рукава, шт. | - | - | |
Переходники 80x70x70, шт. | |||
Подъемники системы Трофимова, шт. | - | ||
Рукава напорные, шт. | Æ 77 (8) | Æ 66 (6) | - |
Примечание: Кроме перечисленного вооружения, на АВ-40 (375) имеется металлическая выдвижная лестница с приспособлением для крепления двух ГПС-600, стационарный комбинированный ствол производительностью 4,0.10 -2 м 3 /с; по пене 0,4 м 3 /с.
Мощная воздушно-пенная установка (МВПУ) предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, создания мощных воздушно-пенных струй, тушения разлившихся и находящихся в резервуарах нефтепродуктов.
Тактико-технические характеристики мощной воздушно-пенной
Таблица 34
Автомобили порошкового тушения предназначены для доставки к месту пожара боевого расчёта, запаса огнетушащего порошка и подачи порошка в очаг пожара.
Тактико-технические характеристики автомобилей порошкового тушения
Таблица 35
Показатели | АП-3 (130) | АП-5 (53213) | АСП-122 АП-1 (66) | АПП-400 |
Тип автомобильного шасси | ЗИЛ-130 | КамАЗ-53213 | ГАЗ-66 | прицеп |
Число мест для боевого расчета | - | |||
Тип используемого ОПС | ПСБ, ПС, ПФ | ПС, ПСБ | ПС, ПСБ | ПСБ, СИ |
Емкость для порошка, м 3 | 3,9 | 6,5 | 2 х 0,56 | 0,45 |
Количество порошка (кг) при насыпной плотности 0,7 | 3000-3200 | 700 (1000) | ||
Источник сжатого газа | 2 компрессора РК-6/1 | 10 баллонов | 4 баллона по 0,05м 3 | 2 баллона по 0,04 м 3 |
Рабочее давление (Па) 1.10 4 | 1,5-2,0 | 4,3 | 5-7 (12) | 8,0-12,0 |
Резино-тканевые шланги на катушках | 4 шланга по 30 м | 2 шланга по 40 м | 2 шланга по 40 м | один шланг по 20 м |
Диаметр шлангов, мм. | 18 (32) | |||
Ствол пистолет, шт. | 1 (2) |
Подача порошка от АСП-122 и АПП производится азотом, давление которого регулируется двумя редукторами. Рабочее давление устанавливают в зависимости от длины шлангов, высоты подъема ствола пистолета ОПС.
На АП-3 и АП-5 установлен стационарный лафетный ствол производительностью 20 и 30 кг/с соответственно (по ПСБ), который может работать при движении автомобиля на первой скорости. Нормальная и безопасная работа установки обеспечена в диапазоне температур: -30° до +40° С. Огнетушащая струя по концентрации ОПС условно подразделяется на 3 участка. Концентрация порошка распределяется примерно таким образом: 40, 40 и 20%. Наиболее эффективной для тушения большинства жидкостей и газов является средняя часть струи (примерно 4-6 м), у ручных - 10-12 м, у лафетных стволов конечная часть струи (2-6 м), где концентрация ОПС меньше, может быть использована для тушения керосина, дизтоплива, масел, древесины и других веществ. Данные о предельном расходе сжиженного газа при струйном истечении и предельной площади разлива, которая может быть потушена с помощью автомобиля порошкового тушения АП-3 (130) 148 указаны в таблице 34.
Пожарные автомобили пенного тушения (АПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на пред-приятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов .Общие сведения
Автомобили пенного тушения предназначены для доставки к месту пожара пожарного расчета, пенообразователя , пожарного оборудования для получения и подачи воздушно-механической пены . Основная область применения автомобилей пенного тушения – тушение пожаров на объектах добычи, переработки, хранения нефти и газа, а также, других горючих легковоспламеняющихся веществ. Так же автомобилями пенного тушения оснащаются специализированные пожарно-спасательные подразделения, подразделения предназначенные для тушения крупных пожаров , а так же опорные пункты пожаротушения .Автомобиль пенного тушения состоит из: шасси, кабины водителя и пожарного расчета, пожарной надстройки, на которой размещены емкость для пенообразователя, коммуникации для подачи
Огнетушащие вещества
Под огнетушащими веществами (в пожарной тактике)
понимаются такие вещества, которые непосредственно воздействуют на процесс горения и создают условия для его прекращения (вода, пена, порошки и др.)
Для хранения и транспортировки огнетушащих веществ на шасси автомобиля установлена одна или несколько емкостей, которые покрыты теплоизоляционным материалом, уложенным между их стенками и наружной обшивкой. Внутри емкости изготовленной из нержавеющей стали установлены дренажная труба и успокоители, а внизу вварен всасывающий патрубок , предназначенный для ее заполнения или опорожнения с помощью насоса или самотеком. Наверху емкости имеется люк для ее осмотра и наливания горловина. В задней стенке емкости вмонтированы датчики уровня жидкости. Контрольные лампочки сигнализации уровня жидкости расположены на панелях приборов в заднем отсеке и в кабине водителя.
Для поддержания положительной температуры пенообразователя в емкостях и в отсеке насосной установки предусмотрена система обогрева.
Для формирования раствора пенообразователя и подачи воздушно-механической пены на АПТ имеются пеногенераторы ГПС-600 , ГПС-2000 или иные аналогичные приборы. Так же могут быть установлены пеноподъемники , переносные пеносмесители , и иная рукавная арматура .
Насосная установка может:
Работа на пожарных автомобилях пенного тушения
Действия личного состава при проведении развертывания автомобиля для подачи пенообразователя в магистральную линию аналогичны подаче воды из автоцистерны . Подача пенообразователя производится после подсоединения напорного рукава автомобиля к дозирующей вставке магистральной линии, которая регулируется системой управления насосом (рычагом изменения оборотов двигателя, маховиком напорной заслонки) до появления устойчивой воздушно-механической пены. По окончании работы на автомобиле пенные коммуникации промываются водой.По команде "Дозирующую вставку в рукавную линию - ставь!" пожарный открывает отсек и освобождает от креплений дозирующую вставку , производит ее переноску и соединение с рукавной линией. Командир отделения берет из отсека рукавную скатку, раскатывает рукав в направлении места установки вставки, соединяет рукав с напорным патрубком насоса и приемным патрубком вставки. Водитель включает насос и работает с ним. При эксплуатации АПТ запрещается:
- допускать к работе с автомобилем посторонних лиц или лиц, не прошедших обучение по специальной программе;
- работать на автомобиле, находящемся в неисправном состоянии;
- работать в темное время суток или в условиях недостаточной видимости на неосвещенной площадке;
- работать, не включив стояночную тормозную систему;
- допускать попадание пенообразователя в водоисточник, из которого происходит забор воды.
Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей пенного тушения
В данной таблице можно увидеть ТТХ пожарных автомобилей пенного тушения когда-либо стоявших на вооружении подразделений пожарной охраны СССР и РФ.Модель | Запас пенообразователя | Пожарный насос | Боевой расчет | Максимальная скорость | Пеноподъемники | Масса | Лафетный ствол |
АВ-6(130В1) | 6000 | ? | 3 | 4 | |||
АВ-40(375)Ц-50 | 4000 | ПН-40УВ | 7 | ||||
АПТ 4,0-40(5557) | 4000 | ПН-40УВ | 3 | 2 | |||
АПТ 4,0-40(43101) | 4000 | ПН-40УВ | 3 | 2 | |||
АПТ 5,0-70(43253) | 420 | НЦПН-70/100М | 7 | 90 | 0 | 14710 | |
АПТ 5,3-40(Урал 55571)Пожавто | 5300 | НЦПН-40/100 | 6 | 80 | 2 | 17610 | ? |
АПТ 6,0-40(5557) СТ-Авто | 5300 | НЦПН-40/100 | ? | 90 | 0 | 17485 | ? |
ПА пенного тушения предназначены для тушения пожаров нефти и нефтепродуктов как на нефтеперерабатывающих предприятиях, так и при хранении их на складах в вертикальных наземных резервуарах. Они доставляют к месту пожара боевой расчет, пожарное оборудование, пенообразователь, технические средства для подачи воздушно-механической пены (стационарные, типа ствола-мачты или переносные пеноподъемники, пенные насосы, переносные пеносмесители и т.п.).
Основным огнетушащим средством тушения нефтепродуктов является пена, которая может приготавливаться двумя способами:
химическим механическим.
Химическая пена получается в результате химической реакции между кислотной и щелочной частями специально приготовленных порошков. Приготовление такой пены осуществляется в специальных пеногенераторах.
Воздушно-механическая пена получается в результате механического перемешивания воды, пенообразователя и воздуха в специальных воздушно - пенных стволах, а дозирование пенообразователя в смесителях. Так как аппаратура для получения воздушно-механической пены более компактна, а хранение пенообразователя и его транспортировка к смесителям и воздушно-пенным стволам удобнее, чем пеногенераторных порошков, наибольшее распространение в последнее время получила воздушно-механическая пена.
В отличии от автоцистерны автомобиль воздушно-пенного тушения комплектуется большим количеством пенообразующей и пеноподающей аппаратуры. Например, АВ-40 (375Н) оснащается двумя телескопическими пеноподъемниками, шестью генераторами пены ГПС-600. Для обеспечения одновременной работы шести пеногенераторов ГПС-600 кроме пеносмесителя ПС-5 предусмотрен трубопровод с вентилем и калиброванным отверстием диаметром 20 мм, соединяющий цистерну с всасывающей полостью центробежного насоса, что обеспечивает дополнительное дозирование пенообразователя от АВ-40 (375) можно получить 1000 м3 пены с кратностью 10, что дает возможность потушить пожар в резервуаре емкостью 5000 м3.
Для подвоза большого количества пенообразователя при тушении крупных пожаров используют полуприцепы.
Для тушения пожаров в замкнутых объемах (кабельные тоннели, подвалы и т.п.) используют пожарные автомобили, оборудованные генераторами высокократной пены вентиляторного типа. Составными частями такого генератора являются осевой вентилятор, распределители, корпус и сетки, формирующие пену. Такой автомобиль выпускают мелкими сериями отечественная промышленность на базе шасси ГАЗ-66. Он может работать в двух режимах: дымоудаления и генерация пены высокой кратности. Привод осевого вентилятора осуществляется от двигателя шасси через КОМ.
За рубежом применяют для оснащения автомобилей пенного тушения переносные генераторы высокократной пены, привод которых осуществляется от водяной турбины с использованием напора, развиваемого пожарным насосом.