Основные вопросы международного гуманитарного права. Основные положения международного гуманитарного права применяемые в вооруженных конфликтах

III. Лекция.

1. Сущность МГП

Потрясенное последствиями Второй мировой войны международное сообщество в уставе ООН объявило противоправным использование силы для разрешения споров.

Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам. Эта конвенция положила начало современному международному гуманитарному праву.

МГП предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.

ЗАЩИЩАЕТ

МГП (право вооруженных конфликтов, право войны) стремится смягчить последствия войны, ограничивая выбор средств и методов ведения военных действий, обязывая воюющие стороны щадить лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.

Ж.-Ж. Руссо в трактате «Об общественном договоре» писал: «Война – это отношение не между людьми, а между государствами, и люди становятся врагами случайно, не как человеческие существа и даже не как граждане, а как солдаты…» И далее Руссо делает логический вывод: с солдатами можно воевать только до тех пор, пока они сами воюют. А как только они сложили оружие, они вновь становятся просто людьми. И их следует щадить.

2. Становление и источники МГП

12 августа 1949 г. представители 48 государств в Женеве единогласно приняли четыре конвенции о защите жертв войны. Три из этих конвенций посвящены защите раненых и больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, и военнопленных, четвертая конвенция обеспечивала защиту от произвола и насилия гражданским лицам, оказавшимся во власти противника.

Проходившая в Женеве с 1974 по 1977 г. Дипломатическая конференция по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, приняла 8 июня 1977 г. два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям. Протокол I содержит правовые нормы, относящиеся к международным вооруженным конфликтам, Протокол II – нормы международного гуманитарного права, относящиеся к вооруженным конфликтам немеждународного характера. Оба протокола значительно повышают эффективность защиты, которую они предоставляют наименее защищенным категориям лиц.

Итак, основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны, подписанные 12 августа 1949 г.:

– Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (I Женевская конвенция)– Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция) ;

– Конвенция об обращении с военнопленными (III Женевская конвенция)

– Конвенция о защите гражданского населения во время войны (IV Женевская конвенция)).

– Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I).

– Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II)

3. Основные положения МГП

а) международные;

б) немеждународные.

МГП обязывает проявлять милосердие к раненым и больным.

Основные н о р м ы гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов:

1. Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, особенно гражданское население, имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они должны пользоваться защитой и гуманным обращением без какого-либо различия неблагоприятного характера.

2. Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдается в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

3. Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана помощь стороной в конфликте, во власти которой они оказались. Медицинский персонал, медицинские учреждения, транспортные средства и материалы также находятся под защитой. Эмблема красного креста (красного полумесяца или красного льва и солнца) является знаком такой защиты и должна уважаться.

4. Взятые в плен участники боевых действий (комбатанты) и гражданские лица, находящиеся во власти противника, имеют право на уважение к их жизни, достоинству, личным правам и убеждениям. Они должны быть защищены от любых актов насилия и репрессалий. Они должны иметь право на переписку со своими семьями и на получение помощи.

5. Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не несет ответственности за действия, которые он не совершал. Никто не может подвергаться физическим или психическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

6. Право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

7. Стороны в конфликте должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, с тем чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Не должны подвергаться нападению ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

4. Соблюдение МГП

За несоблюдение норм МГП наступает ответственность как на международном, так и на национальном уровнях.

Государство несет международно-правовую ответственность за последствия всех противоправных действий каждого своего военнослужащего. Лицо, нарушающее МГП, не может рассчитывать на освобождение от ответственности и наказания, даже если это нарушение было совершено с санкции официальных властей.

В 1998 г. на Дипломатической конференции в Риме был принят устав постоянного Международного уголовного суда. Статут (устав) предусматривает четыре к а т е г о р и и в о е н н ы х п р е с т у п л е н и й:

а) серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 г.;

б) другие серьезные нарушения законов и обычаев ведения войны, – преступления, совершенные в период международного вооруженного конфликта; к ним относятся отдельные серьезные нарушения, предусмотренные Дополнительным протоколом I, и некоторые другие деяния, отражающие реалии современных конфликтов;

в) серьезные нарушения ст. 3, общей для четырех Женевских конвенций 1949 г.;

г) другие серьезные нарушения законов и обычаев войны (применяемых к вооруженным конфликтам немеждународного характера), большинство из которых уже запрещены Дополнительным протоколом II.

В Дополнительном протоколе I серьезные нарушения определены как «военные преступления» (ст. 85).

С е р ь е з н ы м и н а р у ш е н и я м и являются:

1) перечисленные ниже деяния, совершенные в период международного вооруженного конфликта и направленные незаконным действием или бездействием против лиц, которые не принимают участия в военных действиях и не обладают средствами для защиты, а также против раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, против медицинского и духовного персонала, санитарных формирований или санитарных транспортных средств, против военнопленных, отдельных гражданских лиц и гражданского населения, находящегося на оккупированной территории или в зоне военных действий, против беженцев и лиц без гражданства, против других лиц, пользующихся международной защитой в связи с вооруженным конфликтом:

– преднамеренное убийство;

– пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

– преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью;

– принуждение военнопленного или иного покровительствуемого лица к службе в вооруженных силах державы противника;

– лишение военнопленного или иного покровительствуемого лица права на беспристрастное и нормальное судопроизводство;

– незаконная депортация, перемещение или арест покровительствуемых лиц;

– взятие заложников;

– произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не оправданное военной необходимостью;

2) перечисленные ниже серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные умышленно в период международного вооруженного конфликта и ставшие причиной смерти или серьезного телесного повреждения или ущерба здоровью:

– совершение нападения на гражданское население или на отдельных гражданских лиц;

– совершение нападения, носящего неизбирательный характер, затрагивающего гражданское население или гражданские объекты таким образом, что потери жизни, ранения среди гражданских лиц или ущерб гражданским объектам чрезмерны по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается в итоге нападения получить;

– совершение нападения на установки или сооружения, содержащие опасные силы, таким образом, что потери жизни, ранения среди гражданских лиц или ущерб гражданским объектам чрезмерны по отношению к конкретному и прямому военному преимуществу, которое предполагается в итоге нападения получить;

– превращение необороняемых местностей и демилитаризованных зон в объект нападения;

– совершение нападения на лицо, когда известно, что оно прекратило принимать участие в военных действиях;

– вероломное использование отличительного знака красного креста, красного полумесяца и других защитных знаков, признанных международным гуманитарным правом;

3) нижеперечисленные деяния, совершенные умышленно в период международного вооруженного конфликта:

– перемещение оккупирующей державой части ее собственного гражданского населения на оккупируемую ею территорию или депортация или перемещение всего или части населения оккупированной территории в пределах этой территории или за ее пределы;

– неоправданная задержка репатриации военнопленных или гражданских лиц;

– применение практики апартеида и других негуманных и унижающих действий, оскорбляющих достоинство личности, основанных на расовой дискриминации;

– превращение ясно опознаваемых исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов и которым специальным соглашением, заключенным, например, в рамках компетентной международной организации, предоставляется особая защита, в объект нападения, в результате чего им наносятся большие разрушения, когда не имеется свидетельства об использовании этих объектов противной стороной для поддержки военных усилий и когда такие исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа не находятся в непосредственной близости от военных объектов;

4) нижеперечисленные деяния, совершенные в период международного вооруженного конфликта и нанесшие ущерб, незаконным действием или бездействием, физическому или психическому здоровью любого лица:

– применение к лицам, находящимся во власти противной стороны, задержанным или каким-либо иным образом лишенным свободы в связи с вооруженным конфликтом, какой бы то ни было медицинской процедуры, которая не требуется по состоянию здоровья указанных лиц и не соответствует общепринятым медицинским нормам, применяемым при аналогичных, с медицинской точки зрения, обстоятельствах к гражданам стороны, производящей эту процедуру, которые не лишены свободы в какой бы то ни было форме, в частности, применение к таким лицам даже с их согласия: а) действий, влекущих физические увечья; б) медицинских или научных экспериментов; в) операций по удалению тканей или органов для пересадки.

Статьи 49, 50, 129 и 146 четырех Женевских конвенций соответственно предусматривают принцип универсальной юрисдикции национальных судов в отношении серьезных нарушений (см. также ст. 85, ч. 1 Дополнительного протокола I). Согласно этому принципу государства должны разыскивать лиц, подозреваемых в совершении или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения, и привлекать их к собственному суду независимо от их гражданской принадлежности, гражданской принадлежности жертвы и независимо от места совершения преступления. Государства могут также выдавать подозреваемых другим государствам при условии, что последние располагают достаточными основаниями для предъявления обвинения этим лицам.

IV. Итоги.

1. Какова сущность МГП?

2. Вкаких документах принятых ООН,отражаются права человека?

3. Назовите основные положения МГП.

V. Домашнее задание.п 37.задания 1,4 с.238 учебник

6.Рефлексия.

1) Сложно ли было на уроке? В чем эта сложность?

2) Понравилась ли вам такая форма урока? Чем?

Вооруженный конфликт всегда делит людей на «своих» и «чужих». Однако следует помнить, что среди «чужих» есть те, кто воюет с оружием в руках, и те, по каким-либо причинам не участвует в военных действиях. Отсюда вытекает одно из главных правил – военные действия могут осуществляться только против сражающегося противника. С теми, кто прекратил воевать и с теми, кто не участвует в военных действиях, нужно обращаться гуманно.

В 1949 г. в Женеве были приняты конвенции:

1. Основные требования международного гуманитарного права по защите раненых и больных из состава действующей армии:

«Все раненые и больные, независимо от цвета кожи, религии, пола, национального и социального происхождения, политических убеждений, пользуются одинаковым покровительством. В отношении их запрещаются следующие действия:

· всякие виды убийств;

· причинение физических увечий;

· жестокое обращение;

· пытки и истязания;

· проведение над ними медицинских и научных экспериментов;

· удаление тканей или органов для пересадки;

· посягательство на человеческое достоинство;

· осуждение и применение наказания без судебного решения.

После каждого боя воюющие стороны обязаны принимать меры к розыску раненых и умерших. Могилы оборудуются так, чтобы их можно было найти.

Санитарные формирования, а также гражданские медицинские учреждения не могут быть объектом нападения».

2. Основные требования международного гуманитарного права по защите раненых, больных, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море:

· возьмите их под свою защиту;

· разыскивайте и подбирайте их после каждого боя;

· возьмите под защиту гражданские плавсредства для спасения;

· относитесь с уважением к госпитальным судам и медицинским летательным аппаратам с эмблемой красного креста и красного полумесяца.

3. Основные требования международного гуманитарного права по защите военнопленных:

«Цель режима военного плена – воспрепятствовать военнопленному принимать дальнейшее участие в военных действиях. Лишение военнопленного свободы должно носить предупредительный, а не карательный характер. С военнопленными всегда следует обращаться гуманно. Ни один из них не может быть подвергнут физическому калечению или медицинскому опыту. Военнопленные должны размещаться в лагерях, но в условиях не менее благоприятных, чем те, которыми пользуется войска противника, расположенные в этой же местности. Военнопленные, за исключением офицеров, могут привлекаться к работе, не носящей военного характера. Военнопленных нельзя лишать права переписки с семьей, они имеют право получать посылки с продуктами питания и одеждой. Военнопленные вправе выбрать из своей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями пленившего их государства и обществом Красного Креста. Военнопленные подчиняются законам, приказам и уставам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства. Воспрещаются всякие коллективные наказания за индивидуальные проступки».

4. Основные требования международного гуманитарного права по защите гражданского населения, находящегося во власти противника, в том числе на оккупированной территории:

«В отношении гражданского населения оккупированной территории запрещается при любых обстоятельствах следующие действия:

· насилие над жизнью, здоровьем, физическим и психическим состоянием, в частности убийство;

· пытки всех видов;

· телесные наказания и увечья;

· надругательство над человеческим достоинством;

· взятие из их среды заложников;

· коллективные наказания;

· принуждение служить в вооруженных силах оккупанта».

Вооруженные конфликты последних десятилетий стали настоящей трагедией для гражданского населения. Число жертв среди мирных жителей в первой мировой войне составило 5 % от всех погибших, во второй мировой – 50 %, в ряде последних вооруженных конфликтов – до 95 %. Самыми беззащитными среди гражданских лиц являются дети. Международное гуманитарное право представляет детям в условиях международного вооруженного конфликта защиту двух видов: общую и особую. Об общей уже было сказано, а особая защита обусловлена тем, что в силу возраста они относятся к наиболее уязвимой категории гражданского населения. Она включает:

· в целях защиты от последствий военных действий дети должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны; они имеют право на заботу, медицинскую и иную помощь;

· детям до 15 лет, осиротевшим или разлученным со своими семьями, обеспечивается содержание, обучение и воспитание в духе тех культурных традиций, которые были в семье ребенка; при эвакуации фиксируется вся информация о ребенке, что должно обеспечить восстановление связи с родителями;

· если ребенок оказался на оккупированной территории, то ни его гражданская принадлежность, ни гражданский статус не могут быть изменены оккупирующей стороной; дети не должны зачисляться в зависящие от оккупирующей стороны военные формирования или организации.

Международным гуманитарным правом ограничены средства и способы ведения войны. К запрещенным средствам ведения войны относятся:

· отравленное оружие;

· удушающие, ядовитые газы и жидкости;

· бактериологическое, биологическое и токсичное оружие;

· разрывные, разворачивающиеся в человеческом теле пули, а также другие средства поражения, при ранении которыми увеличиваются страдания людей;

· оружие, основное действие которого – нанесение повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;

· мины-ловушки и другие устройства, сходные с детскими игрушками и безвредными на вид предметами;

· оружие, которое имеет целью причинить ущерб окружающей среде.

Запрещенными методами ведения войны являются:

· предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к гражданскому населению или вооруженным силам противника;

· убийство или ранение сложивших оружие;

· незаконное пользование парламентским флагом, военными знаками или форменной одеждой неприятеля, а так же вооруженных сил ООН и эмблемами Красного Креста;

· принуждение граждан противника принимать участие в военных действиях против их собственной страны;

· разрушение памятников и других культурных ценностей;

· атака или бомбардировка незащищенных городов, селений, жилищ;

· запрещена бомбардировка в морской войне открытых и незащищенных портов, городов, селений и других невоенных объектов;

· ограничивается постановка подводных, автоматических, взрывающихся от соприкосновения мин;

· бомбардировка с воздуха будет законной, если направлена только против военных объектов.

Международным гуманитарным правом определена особая защита категорий лиц и объектов. К защищенным категориям лиц относятся санитарные формирования и гражданский медицинский персонал, духовный персонал, персонал сил гражданской обороны и персонал, отвечающий за защиту культурных ценностей. Все они отвечают за оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов и не принимают непосредственного участия в боевых действиях. Они не считаются воюющими и для опознания должны носить на левом рукаве нарукавную повязку:

· медицинский и духовный персонал – с изображением красного креста или красного полумесяца;

· персонал гражданской обороны – равносторонний треугольник синего цвета на оранжевом фоне;

· персонал, отвечающий за защиту культурных ценностей, – шит бело-голубого цвета.

Защита гражданских объектов осуществляется в двух направлениях:

· установление специальных мер предосторожности:

· нападающий должен знать, что подлежащий уничтожению объект является военным;

· воюющий обязан предусматривать меры предосторожности в отношении последствий нападения – не размещать военные объекты в густонаселенных районах;

· установление особой защиты для санитарной зоны, объектов, необходимых для выживания гражданского населения, объектов культурного назначения, объектов гражданской обороны, сооружений, несущих опасность для людей (АЭС, плотины и др.).


Похожая информация.


Что такое международное гуманитарное право?

Международное гуманитарное право – это совокупность международно-правовых норм и принципов, направленных, по гуманитарным соображениям, на ограничение негативных последствий вооруженных конфликтов. Оно защищает лиц, которые не участвуют или прекратили свое участие в военных действиях, и ограничивает средства и методы ведения военных действий. Международное гуманитарное право известно также как право войны или право вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право является частью международного права, представляющего собой совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Международное право, основанное на , содержится как в соглашениях между государствами – договорах или конвенциях, так и в исторически сложившийся нормах обычного права и практики поведения государств (правового обычая), которые рассматриваются как юридически обязательные правила поведения.

Международное гуманитарное право применяется в период вооруженных конфликтов. Оно не определяет правомерность использования силы государствами в том или ином случае, что регулируется другими, не менее важными, отраслями международного права, а также Уставом Организации Объединенных Наций.

История международного гуманитарного права.

Уходит глубоко корнями в устои древних цивилизаций и религиозные традиции народов – военные действия во все времена велись с соблюдением определенных обычаев и принципов.

Универсальная кодификация международного гуманитарного права началась в девятнадцатом веке. С тех пор государства согласовали ряд практических правил, основанных на горьком опыте современных войн. Соблюдение этих правил позволяет найти тонкий баланс между гуманитарными заботами и военными нуждами государств.

С ростом международного сообщества, все большее число государств принимают участие в развитии данных правил. В настоящее время международное гуманитарное право представляет собой свод правовых норм универсального характера.

Источники международного гуманитарного права.

Основные нормы международного гуманитарного права содержатся в четырех Женевских конвенциях 1949 года. Почти каждое государство в мире согласились принять на себя обязательства по их соблюдению. Конвенции были развиты и дополнены двумя последующими соглашениями: Дополнительными Протоколами 1977 года, касающимися защиты жертв вооруженных конфликтов.

Существуют и другие договоры, запрещающие использование конкретных видов оружия и способов ведения военных действий и защищающие определенные категории населения и имущества. К этим соглашениям относятся:

  • Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года и два протокола к ней от 1954 года и 1999 года;
  • Конвенция о запрещении биологического и токсического оружия 1972 года;
  • Конвенция об обычном оружии 1980 года и пять протоколов к ней;
  • Конвенция о запрещении химического оружия 1993 года;
  • Оттавская конвенция о запрещении противопехотных минах 1997 года;
  • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах;
  • Дублинская конвенция о запрете кассетных бомб 2008 года.

Многие положения международного гуманитарного права в настоящее время содержатся составе – общих норм, в соответствии с которыми ведутся все отношения между государствами.

Когда применяется международное гуманитарное право?

Нормы международного гуманитарного права применяются только в период вооруженных конфликтов; они не регулируют вопросы, касающиеся внутригосударственных противоречий или преступлений, таких как отдельные акты насилия. Данные нормы вступают в действие при наступлении состояния войны и распространяются в равной степени на все стороны конфликта, вне зависимости от того, кто начал боевые действия.

Нормами международного гуманитарного права проводится разграничение между международными и немеждународными вооруженными конфликтами. - это конфликты в которых участвует по крайней мере два государства. Они регулируются широким диапазоном правил, в том числе изложенных в четырех Женевских Конвенциях и Дополнительном протоколе I.

Ведутся на территории только одного государства официальными регулярными вооруженными силами, противостоящими группам вооруженных диссидентов, либо между вооруженными группировками, воюющими друг против друга. К внутренним вооруженным конфликтам применяется менее широкий набор правовых положений, закрепленных в статье 3, общей для четырех Женевских Конвенций, и Дополнительном протоколе II.

Важно понимать различие между международным гуманитарным правом и правами человека. Хотя некоторые из их положений схожи, это две самостоятельные отрасли права, разработанные независимо и содержащиеся в разных договорах. В частности, нормы прав человека, в отличие от норм международного гуманитарного права, применяются в мирное время, а некоторые из его положений могут приостановить свое действие в периоды вооруженных конфликтов.

Функции международного гуманитарного права.

Приоритетными направлениями международного гуманитарного права являются две важнейшие задачи:

  • защищать лиц, не принимающих участие, или прекративших свое участие в боевых действиях;
  • ограничивать способы ведения войны – в частности, запрещение отдельных видов оружия и методов ведения боя.

Что означает «защищать»?

Международное гуманитарное право защищает некомбатантов , например, гражданское население или военно-медицинский и военно-религиозный персонал, журналистов. Оно также защищает тех, кто по каким-либо причинам перестает принимать участие в сражениях, таких как раненых, потерпевших кораблекрушение, больных военнослужащих и военнопленных.

Эти лица имеют право на уважительное отношение к их жизни, их физическому и психическому состоянию. Они получают определенные гарантии по защите жизни и гуманному обращению при любых обстоятельствах, без каких-либо исключений.

Конкретнее: запрещено убивать или калечить врага, который готов сдаться в плен или не в состоянии оказывать сопротивление; больные и раненые должны быть эвакуированы, получить первую помощь и уход от той из воюющих сторон, под чьей властью в данный момент они находятся. Медицинский персонал, расходные материалы, госпитали и машины скорой помощи не должны подвергаться нападению.

Существуют подробные правила регулирующие условия содержания под стражей военнопленных и дозволенные способы обращения с гражданскими лицами, находящимися под властью неприятеля. Они включают в себя обязанность предоставления продовольствия, жилья и медицинского обслуживания, а также право на обмен сообщениями с членами семьи.

Устанавливается ряд четко узнаваемых эмблем, которые могут быть использованы для идентификации защищаемых людей, мест и объектов. Важнейшие из них – красный крест, красный полумесяц и отличительные знаки обозначающие культурную ценность и средство гражданской обороны.

Какие ограничения на оружие и методы ведения боя существуют?

Международное гуманитарное право запрещает все средства и методы ведения боя, которые:

  • не делают различия между теми, кто принимает непосредственное участие в боевых действиях и теми, кто не принимает такого участия, например, гражданского персонала, оказывающего помощь по эвакуации местного населения и защите гражданских объектов;
  • причиняют чрезмерные повреждения или излишние страдания;
  • ведут к серьезному и долговременному ущербу для окружающей среды.

Гуманитарным правом поэтому вводится запрет на использование многих типов оружия, включая разрывные пули, химическое и биологическое оружие, ослепляющее лазерное оружие и противопехотные мины.

Действительно ли международное гуманитарное право выполняет свои функции?

К сожалению, существует бесчисленное количество примеров нарушения международного гуманитарного права. Все чаще жертвами войны становятся гражданские лица. Однако, остается неоспоримым тот факт, что международное гуманитарное право внесло существенный вклад дело защиты гражданского населения, заключенных, больных и раненых, и в ограничение применения оружия неизбирательного действия.

С учетом того, что в настоящее время существует достаточное количество различных причин для крайней нетерпимости и агрессивного поведения, реализация норм данного свода правил всякий раз сопровождается большими трудностями и проблемами. Все больше приходит понимание, что актуальность вопроса об их эффективном соблюдении обострилась как никогда.

Что необходимо предпринять для реализации гуманитарного права?

Необходимо принять определенные меры для обеспечения соблюдения международного гуманитарного права. Государства должны взять на себя обязательства по обучению утвержденным правилам своих вооруженных сил, а также всех слоев населения. Требуется предупреждать преднамеренное совершение противоправных действий или наказывать виновных, если нарушения все-таки имели место.

В частности, государства должны предусмотреть соответствующие законы для наказания за наиболее тяжкие нарушения Женевских конвенций и дополнительных протоколов к ним, которые следует рассматривать как военные преступления.

На международном уровне принимаются особые меры: создаются трибуналы, рассматривающие дела, связанные с преступлениями в период военных конфликтов. В соответствии с Римским статутом 1998 года был создан Международный Уголовный суд, обладающий правом судебного преследования, в том числе, военных преступлений.

Каждый человек, правительства государства и различные организации, должны предпринимать посильное участие в таком важном и нужном деле, как соблюдение и развитие норм международного гуманитарного права.

Международное гуманитарное право - это самостоятельная отрасль международного права, представляющая собой совокупность юридических норм, основанных на принципах гуманности и направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов и ограничение средств и методов ведения войны. Его главное предназначение - регулирование поведения участников международных и немеждународных вооруженных конфликтов с целью смягчения тяжелых последствий этих конфликтов. Оно предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.

Понятие «международное гуманитарное право» прочно вошло в международное право. Появлению этого понятия мы обязаны швейцарскому профессору Ж. Пикте, который впервые в 50-х годах ввел его в обращение. До начала ХХ века международное право делилось на две примерно равные части - право войны и право мира. В современном международном праве сложилась новая отрасль - международное гуманитарное право, которое в свою очередь является частью системы норм и принципов, касающихся прав человека в целом. международный гуманитарный право

МГП и право прав человека тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, но все же они выступают как различные, самостоятельные отрасли международного права. Они отличаются друг от друга по содержанию и по условиям применения. Право прав человека регулирует главным образом отношения между государством и его гражданами и применяется как в мирное время, так и в период вооруженного конфликта. Большинство же норм МГП применяется лишь в период вооруженного конфликта, т.к. они регулируют отношения между противоборствующими сторонами в конфликте. Эти отрасли права развивались отдельно и отражены в разных международно-правовых актах. В литературе можно встретить также такие понятия, как «международное право в период вооруженного конфликта» или «право Женевы». Четыре Женевские Конвенции и два Протокола сейчас составляют основу современного гуманитарного права. Они систематизировали огромный нормативный материал, благодаря чему гуманитарное право относится к одной из наиболее кодифицированных отраслей международного права.

Следует отметить, что в МГП уже имеются нормы, которые выходят за рамки главного предмета регулирования - защиты жертв вооруженных конфликтов. Нормы морали играют весьма важную роль как источник МГП, оно удачно сочетает в своем наименовании два понятия - правовое и гуманитарное.

В современном МГП слилось три направления в развитии международного права:

  • - установление правил ведения войны и применения оружия («право Гааги»),
  • - защита жертв вооруженных конфликтов («право Женевы»)
  • - защита основных прав человека («право Нью-Йорка»).

Сфера применения МГП постоянно расширяется, это ведет за собой изменения в систематизации принципов МПГ.

Профессор Ж.Пикте свел принципы МГП в три группы: основополагающие принципы, общие принципы и принципы, которыми должны руководствоваться воюющие стороны в вооруженных конфликтах.

  • 1. Основополагающие принципы:
  • 1. МГП имеет всеобщее действие и должно соблюдаться безусловно и при любых обстоятельствах.
  • 2. Применение МГП не означает вмешательства во внутренние дела или в конфликт и не затрагивает суверенитета или правового статуса конфликтующих сторон.
  • 3. Медицинский персонал, транспорт и учреждения, имеющие надлежащие опознавательные знаки, неприкосновенны и нейтральны.
  • 4. Необходимо строго соблюдать различие между комбатантами и гражданским населением с тем, чтобы выполнять нормы защиты населения и гражданских объектов от военных действий.
  • 5. Государство обязано как на национальном, так и на международном уровне обеспечить гуманное обращение с лицами, оказавшимися в его власти.
  • 6. Запрещается дискриминация по любому признаку.
  • 7. Серьезное нарушение норм МГП - уголовное преступление, подлежащее наказанию.
  • 2. Общие принципы:

Общие принципы тесно связаны с основными правами человека.

  • 1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физической и психологи- ческой неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев.
  • 2. Каждый имеет право на признание его прав перед законом, на обще- принятые юридические гарантии. Никто не может отказаться от прав, предоставленных ему гуманитарными конвенциями.
  • 3. Запрещаются пытки, унизительное или бесчеловечное наказание.

Запрещаются репрессалии, коллективные наказания, захват заложников. Запрещается нападение на гражданское население, на обозначенные МГП гражданские объекты.

  • 4. Никто не может быть лишен собственности незаконным путем. Оккупанты не являются владельцами гражданских объектов, а лишь могут распоряжаться захваченным имуществом. Оккупационные власти обязаны принимать меры по сохранности этого имущества
  • 3. Принципы, которыми конфликтующие стороны должны руководствоваться в отношении жертв вооруженных конфликтов и ведения военных действий:
  • 1. Запрещаются недозволенные виды оружия и методы ведения войны.

Не должны разрабатываться новые виды, если они нарушают нормы и принципы МГП или иные международные соглашения.

  • 2. Воюющая сторона не должна наносить противнику ущерб, несоизмеримый с целью войны, т.е. с уничтожением или ослаблением военной мощи противника.
  • 3. Запрещаются вероломство, т.е. симуляция стремления к переговорам, использование военной формы противника, знаков ООН, Красного Креста и другие аналогичные методы.
  • 4. При ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды.

Главным принципом МГП был и остается принцип гуманности, который пронизывает и объединяет все составные части и все нормы МГП.

Во все времена вооруженные конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжелым человеческим и материальным потерям. Почти всегда война - это трагедия. За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира. В наполеоновских войнах (1805-1815г.г.), число убитых составило около миллиона человек. Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий. Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, примерно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц. В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего.

Попытки смягчить ужасы войны и уменьшить ее разрушительный характер столь же древние, как и сами войны. Процесс гуманизации войн не является исключительно поступательным, скорее его можно представить в виде ломаной линии с пиками и провалами, где примеры гуманности чередуются с варварством. Еще в глубокой древности некоторые военачальники не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Во все исторические эпохи существовали обычаи, законы отдельных правителей, договоры между государствами, военачальниками, отразившие стремление уменьшить страдания, вызываемые вооруженными конфликтами, путем введения правил поведения их участников. Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного права, которыми руководствовались противоборствующие стороны. Воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Однако, вплоть до второй половины ХIХ века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали лишь во время одного сражения или одной войны.

    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА ОБ ОГРАНИЧЕНИИ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ КОМАНДИРАМИ ПРИ ВЕДЕНИИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

    Н.Р. МИННУЛЛИН, Н.Д. МОЛЧАНОВ

    Основная задача международного гуманитарного права состоит в том, чтобы обеспечить защиту гражданского населения и лиц, которые перестали принимать участие в военных действиях, а также ограничить масштаб насильственных действий между комбатантами (комбатантами являются лица, входящие в состав вооруженных сил, за исключением медицинского и духовного персонала).
    Право войны отражает стремление государств установить определенный минимум норм и правил поведения сторон в вооруженном конфликте с тем, чтобы предотвратить или по крайней мере уменьшить страдания жертв.
    Эти нормы закреплены в международных договорах и признаны практически всеми государствами международного сообщества. Многие из них входят также в обычное (неписаное) право или в общие принципы международного права.
    Постоянно развиваясь, международное гуманитарное право, которое обеспечивает защиту жертвам вооруженных конфликтов, состоит сейчас приблизительно из 600 положений Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним, других международных конвенций и деклараций.
    Основные принципы права вооруженных конфликтов заключаются в следующем:
    1. Лица, вышедшие из строя (hors de combat), и те, кто не принимает непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-либо дискриминации.
    2. Запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или является вышедшим из строя.
    3. Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом со стороны того участника конфликта, во власти которого они находятся. Защите также подлежат медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование. Эмблема Красного Креста или Красного Полумесяца обозначает право на такую защиту и должна уважаться.
    4. Захваченные в плен участники боевых действий и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение их жизни, достоинства, личных прав и убеждений. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессалий, они имеют право на переписку со своей семьей и на получение помощи.
    5. Каждый имеет право на основные юридические гарантии. Никто не должен подвергаться физическим или моральным пыткам, телесным наказаниям, а также жестокому или унизительному обращению.
    6. Стороны в конфликте и их вооруженные силы не могут пользоваться неограниченным выбором методов и средств ведения войны. Запрещается использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать не обусловленные необходимостью потери или повлечь за собой чрезмерные страдания.
    7. Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между гражданским населением и комбатантами и по возможности щадить гражданское население и имущество. Ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения. Нападению могут подвергаться только военные объекты.
    Особенно важными для командиров являются те правила, которые определяют методы и средства ведения боевых действий, сформулированные в IV Гаагской конвенции 1899 г. и в Протоколе I (1977 г.). Они налагают ограничения и запреты на применение некоторых видов оружия и методов ведения военных действий с тем, чтобы избежать причинения излишних страданий, а также нанесения ущерба окружающей среде.
    Право войны предусматривает особый статус для военнослужащих. Под его покровительством находятся также другие лица, задержанные по причине конфликта, будь то международный или иной конфликт, настоящая война или обстановка внутренней напряженности. Согласно праву войны пленные должны пользоваться защитой и гуманным обращением, обеспечиваться питанием и медицинской помощью; запрещается подвергать их пыткам и удерживать в плену неограниченное время.
    Огромное значение имеет отношение вооруженных сил к гражданскому населению. Случаи изнасилования, грабежа, вымогательства и причинения ущерба, в которых виновны военные, неизбежно становятся достоянием гласности и осуждаются международным сообществом.
    Право войны не требует от командира следования невыполнимым правилам, но оно требует, чтобы при осуществлении возложенной на него задачи он учитывал как военные, так и гуманитарные факторы.
    Важно и необходимо, чтобы Женевские конвенции, Дополнительные протоколы к ним и другие нормы международного гуманитарного права не только были ратифицированы государством; их содержание, а также "правила пользования" ими должны стать широко известны еще в мирное время. И тогда те, кто несет ответственность за их выполнение, смогут принимать нужные меры в нужное время.
    Незнание норм международного гуманитарного права способно повлечь за собой не только ненужные жертвы, но и уголовное преследование лиц, виновных в их нарушении.
    Вследствие чего целесообразно изучение основных положений норм международного гуманитарного права включить в учебную программу подготовки военных кадров во всех военных учебных заведениях и в программы боевой подготовки войск. Для этого необходимо, чтобы нормы международного гуманитарного права были отображены в основных руководящих документах, боевых уставах, учебниках тактики и тактико-специальных дисциплин.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.