Можно ли посещать кладбище на пасху. Ездят ли в Пасху на кладбище

У большого количества людей укоренилась в сознании обязательность посещения кладбища на Пасху. Причем они искренне верят в то, что это предписано церковью. В действительности все несколько иначе.

Начнем с того, что у священнослужителей негативное отношение к посещению кладбища на Пасху. Они аргументируют это тем, что на самом светлом празднике православных не должен присутствовать оттенок скорби. На протяжении пасхальной недели в церквях не происходит поминовение усопших, и панихида не служится в Светлую Седмицу.

Если человек умер на праздничной неделе, то для него устраивается отпевание по особому чину, с включением в него большое количество пасхальных песнопений. Продолжительное торжество коммунистической идеологии, запрещавшей любые религии, спровоцировало некоторое смещение некоторых традиций. И как-то забылось что имеется специальный день выделенный для посещения кладбища в честь Пасхи - Радуница, являющийся вторым вторником от христова Воскресения.

Светлое Христово Воскресение является праздником жизни, когда отмечается ее победа над смертью. Согласно православному учению смерть человека не означает конец пути для его души. Ей еще предстоит долгий путь, на протяжении сорока дней, в Царствие Небесное. Именно по этой причине не стоит посещать кладбище на Пасху, в этот день следует полностью отдаться радости.

При этом не надо забывать, что воскресенье является только первым днем Пасхи, за которым следует праздничная неделя, на протяжении которой все православные должны радоваться. А придаваться в это время грустным воспоминаниям - грех.

Конечно, забота начальников о людях может только приветствоваться, но неплохо было при этом посоветоваться о целесообразности таких поездок с представителями церкви. И если бы они это сделали, то могли узнать, что православное учение не считает правильным посещение кладбища непосредственно первый день светлого праздника Пасхи.

И все таки можно ли в Пасху ходить на кладбище

Во многих городах в день Святого воскресенья кладбища становятся местом настоящего паломничества. Когда и кем была введена эта традиция? По мнению историков утверждение, что все это началось после Октябрьской революции не имеет под собой достаточных оснований. Ее корни прослеживаются с более ранних времен.

Для жителей небольших деревень, как правило дорога до церкви была не близкой, а потому каждая поездка в нее становилась настоящим событием. Посещение храма в Пасху было обязательным для каждого члена семьи, и готовились к нему заблаговременно.

А так как рядом с церковью всегда располагалось кладбище, то заодно навещали и могилы усопших родственников. Ведь вновь совершать неблизкую и довольно дорогую поездку через неделю, чтобы помянуть упокоенных, мог себе позволить далеко не каждый.

Более популярной является версия, связанная с особенностями правления советской власти. Религию стали считать вне закона, найти специальную литературу по трактованию православных обычаев было практически невозможно. А общение со священнослужителем чтобы разобраться во всех нюансах могло вылиться в довольно серьезные неприятности. Вот люди и начали толковать пасхальные традиции в соответствии со своим видением.

Когда ходят на кладбище после пасхи

Церковный календарь говорит о втором вторнике после Пасхи (Радунице) как о дне, когда следует поминать всех усопших. Именно в этот день благую весть о воскресении Христа можно нести на кладбище, упокоившимся там родственникам и близким. Никакой другой день из Светлой Седмицы для этой цели не подходит.

В порядке полезной информации! Когда у священнослужителей спрашивают о допустимости покраски яиц на Пасху если в семье еще не закончился траур, то они дают утвердительный ответ. По некоторым суевериям для этой цели в такой ситуации может использоваться исключительно черный цвет. Церковь утверждает, что никаких цветовых ограничений не существует.

Также хочется напомнить, что на протяжении Великого поста установлены сразу три родительские субботы, в которые полагается поминать усопших, возносить за них молитвы в храмах, посещать их могилы, подготавливая их к Пасхе. Еще один нюанс. Христианские традиции не допускают оставление еды на последнем пристанище родственника. У души усопшего нет потребности в еде, а традиция эта пришла из язычества.

В заключение хотим привести стих, который нам очень понравился тем, что в нем есть ответы на все вопросы:

Не ходите на Пасху на кладбище

Не ходите на Пасху на кладбище
Ко всем тем, кого с вами уж нет.
В светлый праздник Христосуйтесь, радуйтесь,
Славьте Бога на весь белый свет!

Не ходите к усопшим родителям,
Есть другие для этого дни
Ведь хотите ли вы, не хотите ли, -
В этот день Христа видят они!

Не носите им ваши страдания,
Скорбь и слёзы, душевную боль,
Не являйтесь к ним пьяной компанией
В день, когда миром правит Любовь!

Не лишайте их праздника светлого,
Не нужны ни хвала им, ни лесть,
Души их промолчат безответные,
Но пришли вы - они тоже здесь …

В день пасхальный, порою весеннею,
Дайте ж радости всем, кто вам мил.
В Иисуса Христа Воскресение
Дорогих не тревожьте могил…

Не ходите на Пасху к родителям,
Не целуйте над ними креста.
Не печальте их в тихой обители -
В этот день они видят ХРИСТА!

После наступления Пасхи многие устремляются на кладбище, чтобы навести полный порядок на могилах. Люди готовятся достойно встретить родительский день (церковная Радоница, второй вторник после Светлого Воскресения).

В связи с этим часто задают вопрос: когда ехать после Пасхи на кладбище, и вообще можно ли ходить к покойным в пасхальные дни. Подробный ответ священнослужителя с разъяснением позиции церкви представлен ниже.

Поминовения по умершим церковь совершает в каждую субботу во время 2, 3 и 4 недели Великого поста (он длится до самой Пасхи). Если говорить о том, когда посещать кладбище до Пасхи в 2019 году, можно вспомнить о поминальных датах, которые установлены церковным календарем.

В 2019 году это такие даты:

  • 2 марта - Вселенская (мясопустная) родительская суббота. Поминают всех усопших православных – как родителей, так и близких, знакомых, друзей.
  • 23 марта, 30 марта и 6 апреля - Родительские субботы Великого поста в 2019 году.

То есть оптимально попасть на кладбище именно в эти дни, поскольку в храмах совершается особое моление за всех усопших. Однако допускается прийти на кладбище и в другие дни (кроме самой Пасхи).

Когда после Пасхи посещают кладбище

Часто интересуются, когда именно, в какой день нужно идти на кладбище, до или после Пасхи? Традиционно основным днем поминовения усопших считается , т.е. родительский день (второй вторник после Светлого Воскресения). В этом году такой день наступит 7 мая 2019 года.

Интересно, что несмотря на довольно скорбную обстановку и грустные раздумья, само слово «Радоница» созвучна «радости». Подобное совпадение не относится к случайным, и оно уж точно не связано с игрой слов.

Если на минуту погрузиться в саму обстановку дня и предшествующих ему событий, можно представить, что усопшие предки, дорогие люди всегда радуются, когда родные посещают их. Ведь недаром ездить и ходить на могилки, обустраивать их, убираться на кладбище, поминать покойных в молитве и милостыне считается нормальной, давно сложившейся традицией.

Память о предках священна в каждом народе, поэтому существует целая культура поминовения – создаются памятники, проводятся вечера, на которые собираются близкие. А нередко в честь знаменитых усопших даже устраивают мероприятия, носящие их имя. Именно благодаря этому ушедший человек как будто оживает, и его присутствие почти ощущается рядом с нами.

Что же касается церковных представлений — то дух усопшего бессмертен, а умирает только тело. И конечно, мы поминаем только душу. А помочь ей можно в молитве и посте. Об этом писали святые отцы, например, Иоанн Златоуст:

Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и прославляющее: это милостыня.


Когда после Пасхи посещают кладбище: позиция церкви

Официальная точка зрения православной церкви созвучна мнению, описанному выше. Действительно, когда идет светлая седмица (т.е. неделя после Пасхи), идти на могилы не стоит.

В самом визите нет никакого греха, однако человеку лучше поберечь свои эмоции от лишних потрясений. Особенно это важно для пожилых людей, которые, возможно потеряли детей. А еще – для тех, кто понес утрату совсем недавно.

В такие нелегкие минуты можно просто не сдержаться, и тогда расстройство, слезы, вполне понятная скорбь нахлынут на еще не окрепшее сердце. В то же время интуитивно понятно, что и сама Пасха, и неделя после нее – это дни светлые, когда верующие отмечают победу жизни над смертью благодаря бесконечно драгоценной жертве Христа.

Пасха, без сомнения, – главный церковный праздник. Она и является основой веры миллиардов людей на нашей планете. Воскресение Спасителя – лучшее доказательство существования жизни после смерти. А еще это дар всем живущим, которые в любой момент могут попросить прощения за свои грехи. И они непременно будут услышаны.

Поэтому предпочтительно пойти на кладбище все-таки либо перед праздником, либо после него, на Радоницу. Но в крайних случаях допустимо посещение и в светлую седмицу (а вот на , конечно, совсем нежелательно).

Только стоит иметь в виду, что до родительского дня священнослужители не смогут отслужить панихиду: это запрещает церковный устав.

Почему на кладбище ходят на Пасху

Интересно, что в народе довольно широко распространено мнение, будто надо непременно посетить могилу на Пасху. Например, прийти сразу после богослужения, оставить крашенки и куличи и т.д.

Подобное представление не вполне правильное: ведь пасхальное воскресенье – это светлый день, который буквально наполнен энергией жизни, радости, движения вперед.

Понятно, что кладбище настраивает на совсем другую волну. Интересно: если даже просто идти мимо незнакомых могил по территории, на которой никто из родных не захоронен, то легкое волнение пробежит даже у самого спокойного человека. И ему уж точно не захочется радоваться, пританцовывать, петь и веселиться.

Поэтому в светлый день Пасхи лучше пойти домой, к друзьям, родным, соседям. Как говорится, всему свое время.


Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

SATOR
AREPO
TENET
OPERA
ROTAS

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики ».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство . Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос »».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти ».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово .

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения ». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых ».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК
Журнал «Нескучный сад»

Вопрос про частоту посещения кладбищ перед обываетлями встает довольно часто. Ведь у каждого свое понимание того, когда и как нужно посещать могилы: одни ходят строго в установленные дни, другие - почти как на работу. Церковь же дает свои рекомендации, когда необходимо ходить на погост.

Естественно, такие инструкции - это просто рекомендация: заставить человека строго придерживать установленных правил невозможно. Поэтому можно их просто взять за основу, а далее определить для себя удобный график.

Какие дни установлены для посещения кладбищ

Правила посещения

Что касается цветов, которые берут с собой на кладбище, расхожий миф, что их должно быть четное количество. Для совершенно неважно, сколько их будет - 4 или 5. Чаще всего берут с собой искусственные цветы, хотя рекомендуется от них воздерживаться. Лучше засадить землю различными растениями. А зимой что живые растения, что искусственные цветы из-под снега не видно.

Если вы хотите зажигать свечи на могилке, что сегодня совершенно не возбраняется, делать это нужно по определенным правилам. Необходимо приобрести специальные свечи в и зажигать их непосредственно перед крестом (или, что чаще бывает, памятником).

Посещать кладбище нужно только трезвым. Быть под шофе и не прилично, и некрасиво. Кроме того, кладбище - не место для увеселений: въезжая на погост на , выключайте музыку.

И помните, что выносить ничего нельзя. Вы вынесете отрицательную энергетику, которой на кладбище в избытке. Причем это касается любых предметов - будь то красивый цветок, ветка с дерева или мусор (для него есть на кладбищах специальные мусорки).

Пасха – это главный православный праздник, символ возрождения и победы над смертью. Предшествует этому празднику Великий пост, соблюдая который, человек очищается духовно.

В мире сложилась давняя традиция приводить к Воскресению Христову в порядок не только мысли, но и свой дом. До празднования Пасхи обычно прибирают после зимы и могилы близких.

В какие дни нужно убирать на кладбище?

Церковным Уставом назначены «Родительские субботы» – дни, в которые в храмах проводят специальные службы за упокой. В эти же дни посещают кладбища, приводят в порядок могилы, навещают покоящихся.

Перед Пасхой, во время Великого поста, установлены три Родительских дня: 2, 3 и 4-я от его начала субботы. Если вы придерживаетесь православных канонов, то лучше посетить кладбище в это время.

Однако не у всех может получится сделать это в определенные церковью дни. Например, в районах, где долго лежит снег, можно физически не попасть к могиле. Крайний день перед Пасхой, когда можно убраться на кладбище – суббота накануне Вербного воскресенья.

Ходят ли на кладбища в Пасху?

На Страстной неделе и еще 8 дней после праздника Пасхи ходить на кладбища нельзя.

Посещать могилы на саму Пасху – верх непонимания смысла празднования Воскресения Господня.

Для того чтобы разделить радость этого события с усопшими, принято приходить на их могилы в Радоницу, которая празднуется на девятый день от главного праздника. Радоница – это Пасха для тех, кто находится в мире ином.

Как правильно проводить дни поминовения?

Алгоритм действий следующий:

  • поставить свечу и оставить поминальную записку в церкви;
  • подать милостыню с просьбой молиться о душе усопшего;
  • на кладбище поставить свечу у иконы или креста, перед памятником свечи не зажигают;
  • прочитать молитву;
  • помянуть усопшего добрыми делами, мысленно поговорить с ним;
  • убрать мусор на могиле;
  • обновить краску на ограде, памятнике или поправить крест;
  • подстричь траву, посадить цветы, побелить деревья.

А чего нельзя делать на кладбище в родительский день? Запрещается:

  • предаваться горю;
  • устраивать пир;
  • употреблять спиртное или выливать его на могилу;
  • оставлять на кладбище еду – лучше отдать нищим;
  • украшать могилу искусственными цветами;
  • громко разговаривать;
  • оставлять мусор.

Если вы не имеете возможности посетить кладбище в родительские субботы, то не нужно мучиться от чувства вины. Нет чётких указаний, к какому дню должны быть прибраны могилы или помыты окна в доме. Мирские привычки не всегда отражают истинную духовность человека.

Поставьте свечу в храме, отслужите литургию и панихиду, совершите подаяние и проведите день с мыслями об усопших. Ваши добрые дела – лучшее, что вы можете сделать для их светлой памяти.