Меры регулирование международной и трудовой миграции. Международное регулирование миграции

Целью государственного регулирования трудовой миграции является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников. Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений.

На национальном уровне регулирование миграции осуществляется следующими органами:

Министерством труда (следит за использованием иностранной раб. силы);

Министерством юстиции (служба по иммиграции, и др. службы пограничного контроля);

Министерством иностранных дел (консульское управление выдает въездные визы);

национальными миграционными службами;

посредническими миграционными фирмами.

Основные методы регулирования международной миграции рабочей силы :

Административно-правовые:

Меры национального законодательства, определяющие юридический, политический и профессиональный статус иммигрантов в данной стране;

Действие национальных служб иммиграции в т.ч. контроль за въездом в страну иммигрантов, выдача разрешений на въезд, на работу, на время пребывания иммигрантов в стране)

- меры межправительственных соглашений регулирования миграции рабочей силы.

Экономические:

· осуществление вербовки иностранных рабочих – предоставление работы, сравнительно высокого уровня зарплаты, жилья и медобслуживания, получение квалификации и образования;

· привлечение к вербовке иммигрантов частный посредников;

· выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за границей.

Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).

Регулирование иммиграции заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

Работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу;

Специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

Представители редких профессий – реставраторы картин, огранщики алмазов, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

Специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

Крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.


Основные черты иммиграционного законодательства:

Профессиональная квалификация . Устанавливаются жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности.

Ограничения личного характера . Предъявляются жесткие требования к состоянию здоровья иммигранта, политическому и социальному облику, устанавливается возрастной ценз (обычно 20-40 лет).

Количественное квотирование (устанавливается максимальное количество иммигрантов). Количественные квоты могут вводится в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов, в рамках отдельных отраслей, отдельных предприятий, либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года.

Экономическое регулирование вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Например, фирмы имеют право нанимать иностранцев только по достижении определенного объема продаж или после внесения определенных платежей в госбюджет, либо иммигранты должны инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность этих денег и создать определенное количество рабочих мест, либо иммигрант должен заплатить за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие…

Временные ограничения . Устанавливаются максимальные сроки пребывания иностранных работников на территории страны, по истечении которых они должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране.

Географические приоритеты . Законодательно устанавливается географическая и национальная структура иммиграции, которая регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран.

Запреты . Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции, которые могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает на работу.

Традиционные государственные меры по реэмиграции заключаются в следующем:

Программы стимулирования реэмиграции . Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. Однако эффективность этих программ достаточно низкая.

Программы профессиональной подготовки иммигрантов . Предполагается, что получив образование в развитой стране, иммигранты могут рассчитывать на более престижную и высокооплачиваемую работу у себя на родине. Однако интерес иммигрантов к этим программам оказался довольно низким, т.к. они не давали гарантий трудоустройства после возвращения на родину.

Программы экономической помощи странам массовой эмиграции . Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местом работы для реэмигрантов (например, Германия и Турция).

Миграционная политика – совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию на законодательной основе иммиграционных и эмиграционных потоков населения.

Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляются на основе национального законодательства, а также двусторонних и многосторон-них межгосударственных соглашений.

Государственное регулирование иммиграции рабочей силы преследует две основные цели:

1) достижение ее желательного масштаба для страны;

2) отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.

При фильтрации иммигрантов разработана сложная система ограничений, которая схожа во многих странах. Прежде всего высокие требования предъявляются к квалификации рабочей силы (наличие диплома о высшем или среднем специальном образовании, документов, подтверждающих определенный стаж работы по специальности и др.). Например, в Австралии признаются законными следующие российские дипломы: инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании слесарей-монтаж-ников, электромехаников, рабочих-металлопрокатчиков. Причем профессиональный стаж работы должен быть не менее трех лет. В США во многих компаниях и исследовательских институтах, несмотря на наличие вакансий, на работу могут быть взяты лишь опытные исследователи, имеющие как минимум 5-летний стаж. А в Омане, ОАЭ и Катаре для поваров необходим стаж не менее 5 лет.

Возрастной ценз является следующим приоритетным требованием. К примеру, Швеция и Норвегия принимают буровиков-нефтяников лишь в возрасте от 20 до 40 лет, в ОАЭ требуются врачи и средний медицинский персонал в возрасте 30–45 лет.

Важным «фильтром» для въезда иностранных работников является состояние их здоровья . В частности, запрещен въезд наркоманам, лицам, больным СПИДом и различными психическими заболеваниями. Шведские и норвежские фирмы-наниматели проводят предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов на работу.

Еще одним требованием к иностранной рабочей силе является ее социальная и политическая безупречность . Так, в США ограничивается въезд в страну членов коммунистической или любой другой партии тоталитарного типа, не допускаются также лица, осужденные за уголовные преступления, или присутствие которых в стране может нанести ущерб ее международным интересам.

Для регулирования численности въезжающих используется показатель иммиграционной квоты в масштабе экономики, отраслей и даже предприятий, которая каждый год пересматривается. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе по отдельным категориям, а также состояние национального рынка труда и жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.

Помимо квоты принимающая страна может установить для иммигрантов ограничительный срок пребывания и работы, запретить работать по какой-то специальности, в каких-то отраслях или на предприятиях, определить профессии , для которых установлен предпочтительный режим въезда в страну. Так, например, в Норвегии разрешение на работу иностранцам выдается только на один год, в Турции существует перечень профессий, которыми иностранцам заниматься нельзя (врачи, адвокаты, фармацевты, пилоты, шахтеры, водители, рыбаки, официанты, агенты по продаже имущества, брокеры на бирже, сторожа, экскурсоводы).

Объектом регулирования является не только иммиграция, но и реэмиграция (возвращение иммигрантов на родину). В настоящее время в развитых странах разработаны программы, призванные стимулировать отток рабочих-иммигрантов из страны:

1. Программы материальной компенсации, которые предусматривают денежные выплаты иммигрантам за преждевременное прекращение их деятельности, оплату расходов, связанных с их отъездом на родину, включая стоимость билетов.

2. Программы профессиональной подготовки – предусматривают организацию специальной профессиональной подготовки неквалифицированных рабочих с целью их быстрого вживания в экономику родной страны.

3. Программы экономической помощи странам и регионам массовой эмиграции – с целью стимулирования их внутреннего экономического развития, увеличения рабочих мест и занятости, предоставления кредитов рабочим – потенциальным эмигрантам, желающим открыть свой бизнес на родине и не покидать ее.

Государственное регулирование эмиграции рабочей силы или эмиграционная политика стран-экспортеров должна способствовать:

– сокращению безработицы в стране за счет оттока излишней рабочей силы;

– поступлению в страну валютных средств от эмигрантов;

– обеспечению эмигрантам за рубежом соответствующего жизненного уровня;

– возвращению эмигрантов на родину с приобретением ими за границей профессий и образования.

Для поступления от граждан-эмигрантов валютных средств государство предоставляет им право открывать счета в национальных банках и их заграничных филиалах как в местной, так и в иностранной валюте, выплачивая при этом более высокий процент по вкладам.

Для вовлечения сбережений мигрантов в развитие национальной экономики государство стимулирует их вложение в ценные бумаги, предоставляя вкладчикам финансовые льготы. Например, в Индии приобретенные государственные ценные бумаги не облагаются налогами. Кроме этого, государство предоставляет льготы и оказывает содействие своим гражданам-эмигрантам, желающим инвестировать заработанные средства в национальную экономику. В Турции, например, лица, имеющие валютные счета в банках, имеют право на первоочередное получение кредитов. В Па-кистане законом разрешено всем пакистанцам, работающим за рубежом, осуществлять инвестиции во все сферы национальной экономики без специальной правительственной лицензии, в Индии в каждом штате созданы государственные корпорации, которые оказывают консультационные услуги индусам, возвратившимся на родину и желающим организовать и самостоятельно вести собственный бизнес.

Государства, экспортирующие рабочую силу, увязывают этот процесс с завоеванием зарубежных рынков. Например, Филиппины поощряют выезд таких специалистов, как монтажники тяжелого оборудования, сварщики, строители, ибо это, как правило, связано с ростом экспорта отечественных строительных материалов и оборудования.

Страны–экспортеры рабочей силы активно воздействуют на объем и структуру эмиграционных потоков. При этом в целях предотвращения выезда за рубеж работников дефицитных специальностей и кадрового опустошения отдельных районов страны государство устанавливает ограничения:

Чтобы ускорить и облегчить процесс адаптации вернувшихся мигрантов, государствами разработаны специальные меры для облегчения их устройства в общественном или частном секторе экономики.

Таким образом, миграционная политика должна быть продуманной и сбалансированной, чтобы упорядочить межстрановые переливы рабочей силы.

Выводы:

    Международная миграция рабочей силы – перемещение трудоспособного населения между странами, вызванное причинами экономического порядка. Складывается из эмиграции – выезда из страны и из иммиграции – въезда в страну. Эмиграция и иммиграция имеют как плюсы, так и минусы для стран-импортеров и стран-экспортеров рабочей силы.

    Основными международными рынками рабочей силы являются США, Канада и Австралия, страны Западной Европы, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки (ЮАР). Массовость миграционных потоков превратила рабочую силу в важный фактор социально-экономического развития мирового хозяйства.

    Регулирование трудовой миграции предполагает проведение государствами продуманной и сбалансированной миграционной политики с целью минимизировать потери и повысить экономический эффект для страны от иммиграции и эмиграции рабочей силы.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечи­вает несомненные преимущества странам, как принимающим рабо­чую силу, так и поставляющим ее, но она способна породить острые социально-экономические проблемы.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления поло­жительного эффекта необходимо использовать арсенал средств поли­тики государственного регулирования этого процесса, выработанный практикой многих стран.

В связи с противоречивостью последствий миграции государствен­ное регулирование этого процесса может быть направлено как на привлечение иммигрантов и стимулирование миграции, так и на со­кращение потоков миграции.

В странах-импортерах рабочей силы система государственного регулирования включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе мигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения.

Государственные органы почти всех стран, в которых используется иностранная рабочая сила, проводят целенаправленную политику по выбору, распределению и использованию иностранной рабочей силы.

Рабочие-иммигранты заняты преимущественно неквалифицирован­ным трудом. В области занятости на них распространяется принцип: нанят последним, уволен первым. Существует дискриминация в оп­лате труда, хотя в подавляющем большинстве стран это юридически запрещено. Иностранные рабочие дискриминируются при найме жи­лья, при попытке получить образование, при обращении за меди­цинской помощью и т. д.

Одной из форм рабочей силы является ротация, которая предполагает постоянное замещение работающих мигрантов новыми партиями иностранных рабочих. Практикуется и контрабандный ввоз иностранных рабочих в обход существующего законодательства.

Международное перемещение рабочей силы протекает на фоне без­работицы. Каковы же в связи с этим позиции и действия правитель­ства страны въезда?

1. Государство может ограничить въезд иммигрантов .

2. Государство может выслать насильственно (депортировать) иностранных рабочих в их отечества.

3. Государство может стимулировать добровольное переселение (репатриацию) рабочих-иммигрантов.

Большинство принимающих стран сочло выгодным проводить поли­тику отбора иммигрантов, допускаемых в страну. Иммиграционные правила пересматри­ваются в сторону поощрения «притока умов» и ог­раничения притока неквалифицированных рабочих. Объясняется это тем, что высококвалифицированные специалисты, владеющие языком принимающей страны, сразу становятся крупными нетто-налогопла­тельщиками.

Такую политику осуществляют США, Канада, Великобритания и другие богатые страны.

В настоящее время миграционные потоки регулируются как двусторон­ними межправительственными соглашениями, так и многосторон­ними.

Действуют Шенгенский договор (Германия, Франция, страны Бе­нилюкса, Италия), соглашение о создании общего североевропейского рынка труда (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция).

Странами ЕС в конце 1991 года разработаны кратко средне- и долгосрочно действующие стратегии и различные инструменты сдер­живания потоков нелегальных мигрантов.

Иные проблемы в сфере регулирования миграции ре­шают страны-экспортеры рабочей силы.

В области регулирования миграции в этих странах ключевую роль играют гибкость и реализм политики. Просчеты в выборе ориентиров незамедлительно вызывают нежела­тельную реакцию в виде:

– роста нелегальной миграции;

– сокращения валютных переводов;

– снижения степени возвратности и т. д. Наиболее важными задачами, которые приходится решать стране-экспортеру рабочей силы, являются экономическая и социальная реинтеграция и адаптация возвращающихся мигрантов.

Международная организация по миграциям (МОМ) выработала рекомендации, в соответствии с которыми странам- экспортерам ра­бочей силы предлагается произвести определенные модификации в функциях государст­венных органов для повышения их роли в защи­те интересов мигрантов, консультационном и информационном об­служивании как находящихся за рубежом, так и собирающихся вые­хать на заработки. Государству необходимо:

1) определить отрасли и формы малого бизнеса, потребность в раз­витии которых особенно очевидна в данный момент;

Государственное регулирование миграции включает правовое, экономическое, финансовое, административное регулирование. Оно предусматривает меры, ограничивающие миграцию. Принимаются программы по ограничению масштабов иммиграции. Стимулированию реэмиграции, т. е. возвращению мигрантов на их родину. При государственном регулировании миграции осуществляется селективный подход. Суть его состоит в том, чтобы устанавливать ограничения для въезда ненужных иммигрантов и разрешать въезд тем из них, которые нужны в стране. Устанавливаются квоты на прием мигрантов, время пребывания в стране, требования к мигрантам по уровню квалификации, образования. Стажу работы по профессии и специальности, ограничения по возрасту и состоянию здоровья и другие запретительные меры.

Однако государственное регулирование миграции населения не следует сводить к запретительным мерам. Оно предусматривает меры, которые должны стимулировать миграционные процессы. Стимулирование внешней трудовой миграции имеет для нашей страны существенное значение в связи с необходимостью формирования и развития рынка труда в Союзном государстве РФ и Республики Беларусь, формирования общего рынка труда стран СНГ. В этом отношении значение имеет не только национальное государственное регулирование миграции населения, но и межгосударственное регулирование, предполагающее заключение международных соглашений в области-миграции, включая двусторонние и многосторонние соглашения.

Государственное регулирование предполагает принятие мер по защите внешней трудовой миграции. Существуют меры по защите интересов трудовых мигрантов. Эти меры предусматривают создание условий для выезда на работу за рубеж, принятие законов, регулирующих внешнюю трудовую миграцию, организацию национальных агентств и привлечение зарубежных посреднических фирм, которые занимаются трудоустройством. Заключаются международные соглашения в области внешней трудовой миграции. Осуществляется профессиональная и языковая подготовка трудовых мигрантов, которая способствует их адаптации в стране, куда они едут работать. Значительное место занимают меры по их социальной защите. Социальная защита может осуществляться как принимающими рабочую силу странами, так и теми странами, которые ее направляют. Между тем социальная защита трудовых мигрантов предусмотрена не во всех странах. Существуют меры, направленные на защиту интересов стран, экспортирующих рабочую силу. Они включают государственное лицензирование деятельности посреднических фирм по найму для работы за рубежом, регулирование оттока рабочей силы, привлечение валютных средств, поступающих от трудовых мигрантов. Существуют меры, которые защищают интересы стран, экспортирующих и импортирующих рабочую силу. В их число входят меры по проведению внешней трудовой миграции на возвратной основе и сокращению незаконной миграции.

Государственное управление в области миграционной политики рф

Федеральная миграционная служба (ФМС России) - федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере миграции и осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. В настоящее время подведомственна МВД России.

ФМС России в существующем виде создана Указом Президента РФот19 июля2004г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы».

С 1 января2006 годасозданы территориальные органы ФМС России, объединившие подразделенияпаспортно-визовой службыи подразделения по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации, с выводом их в отдельную структуру прямого подчинения.

Директором ФМС России в настоящее время является генерал-полковник милиции Ромодановский Константин Олегович. В 1992-1999 годах директором былаТатьяна Регент.

В 2003 г. в России одобрена Концепция регулирования миграционных процессов 3 , в которой дана оценка миграционной ситуации в стране. Сформулированы цели, принципы, задачи и основные направления регулирования миграционных процессов, механизм реализации Концепции. 4

Целями регулирования миграционных процессов в РФ являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ.

Основные задачи во внешнеполитической области:

    защита прав и свобод российских граждан;

    выработка и реализация межгосударственных механизмов оказания целевой финансовой и иной помощи лицам, ищущим временное убежище на территории РФ;

    развитие сотрудничества РФ с другими государствами в целях предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых является массовая миграция населения;

    заключение Российской Федерацией международных договоров и соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории договаривающихся сторон (соглашение о реадмиссии), о борьбе с незаконной иммиграцией, поощрении двусторонних и региональных диалогов об урегулировании миграционных вопросов, приграничной торговле, туризме, культурных, спортивных и иных поездках, о гарантиях социальных и экономических прав трудящихся-иммигрантов, содействии реализации прав соотечественников за рубежом, об обеспечении их равного положения с гражданами государства проживания перед законом и уважительного отношения к их духовным и иным связям с Россией, об обмене информацией о практике применения иммиграционного законодательства, имеющихся проблемах, с которыми сталкиваются государства при обеспечении защиты иммигрантов, а также информацией о новых методах иммиграционного контроля и паспортно-визовых технологиях.

Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:

    обеспечение контроля за миграционными процессами в РФ, сокращение нелегальной иммиграции;

    создание условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду;

    содействие привлечению иммигрантов в Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;

    интеграция РФ на международном рынке труда, регулирование экономической миграции;

    создание условий для добровольного возвращения вынужденных мигрантов в места их прежнего проживания;

    поддержка и развитие взаимоотношений с представителями коренных народов России, проживающими за рубежом;

    оптимизация внутренних миграционных процессов. Содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;

    создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных российских регионах; содействие добровольному переселению представителей коренных народов России из стран СНГ и Балтии.

Учитывая, что международная трудовая миграция имеет не только положительные, но и отрицательные последствия как для принимающей, так и для отдающей страны, государство не может не вмешиваться в сферу международной миграции рабочей силы, что вызывает необходимость регулирования миграционных процессов. Для этого каждая страна проводит свою национальную миграционную политику, которая регулирует процесс международной трудовой миграции.

Государственная миграционная политика - это совокупность мер по регулированию миграционных потоков населения.

Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Как правило, любая страна принимает работников следующих категорий:

Работников, готовых за небольшую плату выполнять тяжелую, вредную, грязную работу (строительные, подсобные, сезонные рабочие);

Рабочих редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин);

Специалистов с мировым именем (крупных ученых, выдающихся музыкантов, артистов, спортсменов, врачей, писателей);

Крупных бизнесменов, переносящих свою предпринимательскую деятельность в принимающую страну, инвестирующих капитал и создающих новые рабочие места.

Для работников обычных профессий принимающая страна устанавливает серьезные ограничения, используя различные инструменты миграционной политики.

Основными инструментами миграционной политики являются.

Качественные требования к иностранной рабочей силе. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Полученное образование должно подтверждаться дипломом, а стаж работы по специальности должен быть не менее 3-5 лет;

Возрастной ценз. В основном страны-импортеры принимают иностранных рабочих 20-40 лет. Ограничивается приток иммигрантов пожилого возраста, женщин с малолетними детьми, так как эти категории граждан увеличивают расходы на социальную сферу в принимающей стране;

Ограничения личного характера (требования к состоянию здоровья, отсутствие судимости). Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны пройти специальное медицинское обследование и предоставить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны. Принимающая страна отказывает также иностранцам, судимым за уголовные преступления;

Временные ограничения. Большинство принимающих стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных рабочих на их территориях. По истечении этого срока иностранные рабочие должны покинуть страну или получить разрешение на продление своего пребывания в стране. Это делается для того, чтобы предотвратить развитие в принимающей стране «черного рынка» труда, который образуют нелегальные иммигранты;

Количественное квотирование, определяющее долю иммигрантов в национальной экономике и отдельных отраслях. Ежегодно принимающая страна определяет максимальное количество иммигрантов, которое рассчитывается на основе показателя иммиграционной квоты. Это делается для того, чтобы приток иммигрантов не вызывал роста безработицы в принимающей стране;

Финансовые ограничения. Страны-импортеры в первую очередь принимают иммигрантов, готовых инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран иммигранты для трудоустройства на местное предприятие обязаны выплатить в государственный бюджет определенную сумму денег;

Национально-географические приоритеты. Практически каждая принимающая страна законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Например, в США иммиграционный закон поощряет въезд высококвалифицированных специалистов из стран Западной Европы;

Система санкций, действующих в отношении нелегальных мигрантов, работодателей, незаконно использующих иностранную рабочую силу (депортация, т. е. возращение на родину, лишение свободы, штрафы);

Программы по стимулированию реэмиграции, т. е. по возращению иностранных рабочих на родину (программы материальной компенсации, профессиональной подготовки, экономической помощи регионам массовой эмиграции). Например, в западноевропейских странах (Германии, Франции, Нидерландах) принимались программы, предусматривающие выплаты материальной компенсации при добровольном отъезде иммигрантов на родину. Причем получение материальной компенсации лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособий осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу.

В некоторых странах (Франции, Германии, Швейцарии) реализуются программы по профессиональной подготовке иностранных рабочих. Суть этих программ состоит в том, что, получив образование в развитой стране, иммигранты по возращении на родину могут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу. Однако интерес самих иммигрантов к таким программам довольно низкий, поскольку приобретение специальности еще не гарантирует получения работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитают сохранить свои низкооплачиваемые рабочие места в развитых странах, чем пытаться найти лучшую работу на родине.

Некоторые развитые страны оказывают финансовую помощь странам - экспортерам рабочей силы с целью создания в них новых рабочих мест для реэмигрантов. Наибольшее развитие такая форма стимулирования реэмиграции получила в двусторонних отношениях Германии и Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции в Германию.

Выход России на внешние рынки труда также предполагает формирование миграционной политики, регулирующей процессы международной трудовой миграции. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т. д.

Наиболее важными аспектами российской миграционной политики являются:

Реализация гражданами Российской Федерации прав на свободу перемещения;

Гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

Обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

Россия в международной трудовой миграции выступает одновременно и страной - импортером, и страной - экспортером рабочей силы. В связи с этим при разработке российской миграционной политики следует решать разнонаправленные задачи.

Россия как страна - импортер рабочей силы проводит миграционную политику, направленную на обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработку мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.

Россия как страна - экспортер рабочей силы реализует миграционную политику, направленную на улучшение ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечение валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защиту прав и обеспечение поддержки российских граждан, работающих за рубежом.

Для регулирования миграционных процессов на международном уровне создано несколько организаций:

Международная организация труда (МОТ) устанавливает международные стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование и обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда;

Международная организация по миграции (MOM) занимается вопросами организации межстрановой миграции, регулирует количественную и качественную стороны миграции, рассматривает проблемы беженцев;

Комиссия ООН по народонаселению располагает определенным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения;

Форум мигрантов, созданный при Комиссии ЕС, осуществляет контроль за обустройством жизни иммигрантов в принимающих странах