Материальная ответственность за автомобиль организации образец. Если автомобилю нанесены повреждения

Водитель автотранспортного средства – это не просто человек, который ведет машину из пункта А в пункт Б. Данная профессия настолько многофункциональна, что сочетает в себе несколько специфик. Но когда речь заходит о водителя, не все могут с уверенностью сказать может ли она быть возложена на данную профессию.

Водители в том или ином количестве как наемные лица есть на любом предприятии. Принимая на работу шофера, ему выдается автомобиль и сразу же возникает вопрос, а в какой мере он несет ответственность за столько дорогое транспортное средство.

Как и с другими наемными лицами с шофером при приеме на работу подписывается . В нем оговариваются условия будущего сотрудничества, график работы и размеры оплаты за произведенный труд. Трудовое соглашение закрепляет тот факт, что стороны принимают на себя обоюдную ответственность, и каждый обязан исправно исполнять свою часть контракта. Кроме соглашения, водителю составляется должностная инструкция, которая полно очерчивает его трудовые обязанности.

В обязанности водителя входят:

  1. Следить за исправностью авто и своевременно оповещать нанимателя о необходимости ремонта или ТО.
  2. Поддерживать чистоту как внутри, так и снаружи.
  3. Следовать прописанным маршрутам.
  4. Соблюдать правила дорожного движения.
  5. Следить за погрузкой и выгрузкой пассажиров или грузов.

На работника данной профессии не должны возлагаться обязанности по ремонту авто, он может производить лишь мелкие починки.

Законодательное регулирование вопроса

Но является ли шофер ответственным за груз и машину? Работодатель для решения данного вопроса обязан ориентироваться на существующие законодательные нормы в Российской Федерации.

В РФ Постановлением Минтруда России в 2002 году утвержден Перечень № 85. В нем приводятся списком все профессии, которые могут по желанию нанимателя привлекаться к . Не внесенные в перечень профессии не могут нести обязательства по возмещению причиненного ущерба в полном объеме. Поэтому заключать такие договоры с работниками, которые работают на местах, не внесенных в Перечень нельзя. А если он будет все же заключен, то его правомерность оспаривается в судебном порядке.

Ориентируясь на пункты Перечня можно с уверенностью сказать, что заключить договор о материальной ответственности водителя нельзя.

А вот если водитель, по является еще и экспедитором, то ситуация сразу в корне меняется. Ведь экспедитор, подолгу своей профессии, отвечает за выданные ему материальные ценности с момента их выдачи до момента доставки их до получателя.

Можно ли заключить договор о материальной ответственности?

Чтобы заключить на постоянной основе договор материальной ответственности водителя за автомобиль, необходимо проставить в его трудовое соглашение приставку экспедитор. При наличии такого уточнения обязательства по наступают после того, как будет подписан договор о материальной ответственности. До момента его подписания действуют общие правила возмещения причиненного ущерба, а именно в размере, не превышающем оклад за один месяц.

Отсутствие договора с водителем не означает, что на него нельзя возложить некие финансовые обязательства. Например, можно выдавать грузы по доверенности. Доверенность автоматически подразумевает несение полных обязательств по сохранности, доставке, аккуратной погрузке и выгрузке товаров. Этот документ ограничен временными рамками или является разовым до момента передачи груза. Неудобство данного метода заключается в необходимости подготовки лишних бумаг. Если товары перевозятся не на постоянной основе, то доверенность прекрасно решит проблему с возложением ответственности.

Что касается самого транспортного средства, то здесь каждый случай рассматривается отдельно. Принимаются во внимание факторы, повлекшие поломку или аварию, доказывается виновность лица.

Ответственность водителя за причиненный ущерб

Многие перевозчики опломбируют свои грузы после погрузки. В этом случае водитель всего лишь выполняет функцию доставки. Его не интересует количественные характеристики, он обязан в указанный срок, по указанному маршруту доставить машину, груженую товаром. Получатель вскрывает пломбу и забирает содержимое. Совсем по-иному дело обстоит, когда шофер получает товар по накладной. Он обязан проверить не только его количество, но и целостность грузимого. По приезде в пункт Б он также обязан сдать ценности по описи, а именно по накладной, в указанном количестве и без внешних повреждений. Комплектность, целостность и иные характеристики внутреннего содержимого упаковки шофера не касаются. Исключением является лишь факт неправильной транспортировки, при котором продукция была повреждена по вине самого водителя.

В той или иной мере шофер всегда отвечает за доставленные грузы. Различают:

  1. Полную матответственность.
  2. Ограниченную матответственность.

Что каждая из них влечет за собой для работника данной профессии, рассмотрим более подробно.

Ограниченная ответственность

Ограниченные обязательства несут все работники, которые были приняты на работу с соблюдением законодательных норм о трудоустройстве.

При нанесении ущерба каждый работник подвергается денежным взысканиям, то есть, обязан возместить установленную сумму. При отсутствии заключенной с работодателем договоренности о полных обязательствах возмещение носит лишь частичный характер.

Статья 241 ТК РФ описывает пределы ограниченных обязательств, они не могут превышать одного работника, по вине которого был нанесен ущерб.

Для взыскания суммы наниматель обязан:

  1. Официально засвидетельствовать факт причиненного ущерба.
  2. Доказать виновность работника.
  3. Составить акт об уроне, приложить справку о его полной стоимости.

По приказу нанимателя с водителя взыскивают указанную сумму.

Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей. Все детали должности должны прописываться в трудовом договоре и должностной инструкции.

Если речь идет о человеке с личным автомобилем, то, как правило, он должен не только доставить пассажира – непосредственного владельца машины из пункта «А» в пункт «Б», но и следить за чистотой авто изнутри и снаружи, контролировать необходимость заправки и мелкого ремонта. ТО, капитальный ремонт в его обязанности не входит, так как данные операции выполняются, либо должны выполняться, специалистами.

Человек, управляющий грузовым транспортом, должен доставить вверенное ему из пункта отправления в пункт назначения, обеспечить мелкий ремонт в дороге, заправлять автомобиль. Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.

Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.

У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.

Есть и пределы

Профессия водителя, как и большинство других, является материально ответственной. Правда, говорить об этом в отношении данного вида деятельности не приходится.

Согласно законодательным актам – Трудовому Кодексу и 85-му Постановлению Министерства Труда, такой вид обязательства может применяться в исключительных случаях (эти случаи перечислены в 243 статье ТК). Поэтому пределы ущерба, который человек, находившийся за рулем авто может и должен возместить, зависят от размера его среднего официального заработка.

Исключение из правил составляют два случая:

  1. Человеку переданы материальные ценности – груз по какому-либо специальному документу. Это может быть доверенность, акт приема-передачи, либо другой подобный документ. Именно подписав эту бумагу. Сотрудник организации, отвечающий за перевозку, принимает на себя обязательства не только по доставке, но и по сохранению полученного им для транспортировки ценного имущества. Но есть один нюанс: если в ТД должность, на которую принят сотрудник, не сформулирована как «экспедитор» или «водитель – экспедитор», то никто не сможет заставить работника принимать груз под свою роспись и полностью отвечать за него. Подпись же его является его добровольным согласием.
  2. Человек является экспедитором . В связи с тем, что работа экспедитора подразумевает под собой работу с материальными ценностями, их транспортировку, хранение, учет, то требование работодателя отвечать за сохранность вверенного груза вполне обоснованного и не противоречит законодательству. Но опять же, такой сотрудник должен оформляться на предприятии правильно, и помимо трудового должен заключаться контракт о материальной ответственности за автомобиль.

    Должностная инструкция не может в данном случае содержать общих определений и в ней очень подробно необходимо прописать, какие именно функции обязан выполнять работник и что должен знать.

Только при наличии этих двух обстоятельств можно говорить о наступлении полной материальной ответственности. В остальных случаях она общая.

В чем именно заключается МО этой должности?

Теперь разберемся, за что же ответственен человек, находясь за рулем и может ли он быть таковым. Это может быть:

  • Техническое состояние транспортного средства;
  • Сохранность и качество перевозимых предметов.

Причем, требования работодателя осуществлять ремонт служебного автомобиля за счет работника совершенно необоснованно и неправомерно. Оно имеет место, если повреждения наступили из-за случаев, описанных в Трудовом Кодексе.

А именно: человек был пьян, под наркотическим или токсическим влиянием; повреждения были нанесены преднамеренно (по умыслу, либо квалифицированы как административное правонарушение или преступление); сотрудник использовал автомобиль вне рабочее время или в своих личных целях.

Только в этих случаях можно требовать возмещения нанесенного вреда в полном объеме. Но если окажется, что он просто был неосторожен, либо неисправность наступила не по его вине, то речь может идти максимум об общей ответственности – то есть ущерб будет оценен одним среднемесячным официальным заработком.

Теперь непосредственно о грузе .

Человек, проконтролировавший погрузку, закрывший кузов и поставивший пломбу не должен ничего, кроме как довезти груз. Другое дело экспедитор.

Так как прием груза идет по накладным, складским документам, доверенности, то за любую недостачу, которая обнаруживается во время выгрузки, сотрудник отвечает в полной мере.

Во время транспортировки груза контактирует с ним исключительно водитель-экспедитор, поэтому и спрос весь с него. За повреждение груза в следствии неправильного режима перевозки – некорректная или непостоянная температура, давление, отсутствие проветривания, более длительный срок перевозки и пр. экспедитор также отвечает головой.

Если при транспортировке повреждена упаковка груза при её наличии, а, следовательно, и само содержимое, то спрос также идет с водителя.

Если все условия перевозки соблюдались, упаковочная тара и материал целы, то за повреждения, имеющиеся внутри них экспедитор не отвечает. Так как в его обязанности не входить контроль упаковки ценностей , поэтому отвечать за это он не может.

Теперь обратимся к примеру. Многие компании, занимающиеся транспортно — экспедиционной деятельностью пытаются переложить львиную долю своих обязательств на плечи обыкновенных водителей, которые не числятся в штате их работников и с которыми не заключен договор о полной индивидуальной МО водителя за перевозимые предметы.

Нужно отметить, что при данном виде деятельности цепочка «грузоотправитель – водитель» удлиняется на неопределенное количество звеньев из-за того, что между этими её составляющими стоит энное количество транспортно-экспедиционных посредников.

Именно эти посредники заключают с собственниками с перевозчиками договор-заявку на доставку груза, в которой помимо стандартных условий (пункты погрузки/выгрузки, характеристика груза, условия перевозки, оплата, данные авто и водителя) приписывают водителю (не наделяя его функцией экспедитора) отвечать за нанесение ущерба в полном объеме.

Заключение необходимых соглашений

При приеме сотрудника, который будет заниматься транспортировкой чего-либо, работодатель должен четко обозначить как для себя, так и для будущего водителя, будет ли в его обязанности входить функция экспедирования. Именно от этого зависит порядок дальнейшего оформления и работы.

Если работник выполняет только функции вождения автомобиля, то с ним должен заключаться трудовой контракт.

Также не нужно забывать о должностной инструкции, конкретно определяющие функции сотрудника. Ни о какой полной и о соответствующем соглашении речи идти не может.

Если работник помимо водительской функции будет заниматься экспедированием, то с ним должен полписываться следующий пакет документов:

  • Трудовой контракт;
  • Договор о полной МО (в нем четко должно быть написано, за что отвечает водитель-экспедитор, его права и обязанности);
  • Должностная инструкция.

Помимо этой документации при непосредственном осуществлении деятельности экспедитора на водителя оформляются доверенности, акты приема-передачи груза, товарно-транспортные накладные и пр..

Экспедитор может отказаться подписывать соглашение – это его право. Тогда у работодателя два варианта действий:

  • Оставить работника на должности, но взять на себя все риски. В случае нанесения ущерба экспедитор будет компенсировать порчу только в размере своего среднего заработка за один месяц (за исключением случаев, упомянутых в ТК в статье 243);
  • Расторгнуть трудовые отношения;
  • Предложить другую должность.

Составление договора

При составлении есть одно правило: Ответственность работодателя не может быть занижена, а водителя — завышена. Она должна соответствовать закону (статья 232 ТК).Также данный документ может определить конкретные случаи, при наступлении которых придется компенсировать ущерб полностью.

В наличии должны находится следующие разделы:

  • Преамбула – наименование сторон, место и дата заключения;
  • Предмет – определение обязанностей;
  • Права и обязанности работника и работодателя – здесь указываются все функции, которые должен выполнять рабочий, а также те функции, в которых он может принимать участие, чтобы контролировать работу с ценностями;
  • Способы определения размера и взыскание нанесенного ущерба;
  • Исключающие обстоятельства – это отсутствие доказанной вины или наступление обстоятельств из-за которых гражданин не смог обеспечить сохранность груза,и которые от него не зависели;
  • Способы разрешения споров – варианты судебного и досудебного урегулирования споров;
  • Подписи и печати сторон.

Чем подробнее будет расписан каждый раздел, тем меньше будет трудностей при взыскании. Вы можете скачать документы.

Заключение

Как видно, каждый человек, занимающийся перевозкой чего-либо отвечает за это в полном или частичном объеме. А вот правильное разграничение обязательств зависит от грамотности составления рабочей документации, подкованности работодателя в сфере трудового права и внимательности самого человека.

Для водителей, как особой категории работников, предусмотрены специальные требования к оформлению трудовых отношений. С этой целью заключается договор о полной материальной ответственности с водителем. Нюансы заключения подобного рода договора практически не урегулированы трудовым законодательством и подзаконными актами РФ, то есть, порядок действий при заключении и исполнении такого договора чаще всего регулируется на практике. Особенности составления и заключения такого договора можно узнать в представленном материале.

Для чего нужен

При оформлении трудовых отношений с водителем, работодатели заключают договор о полной индивидуальной ответственности водителя с целью обеспечения возможности взыскания с работника суммы причиненного ущерба. Примерный образец договора о материальной ответственности водителя регламентирован федеральным законодательством, а стороны вправе самостоятельно определять его содержание.

Договор о полной индивидуальной материальной ответственности с водителем экспедитором будет содержать не только условия о привлечении к ответственности, но и ее пределы, устанавливаемые в зависимости от стоимости вверенного имущества.

Порядок заключения договора о материальной ответственности

Как оформляется договор об индивидуальной материальной ответственности водителя? Правомерность заключения такого договора именно с водителем в настоящее время неоднозначна, так как в перечне должностей работников, с которыми могут быть заключены подобные договоры, нет прямого указания на должность водителя.


В данном перечне указана должность экспедитора и содержится расплывчатая формулировка “иные работники, которые осуществляют получение, заготовку, хранение и транспортировку материальных ценностей”. Следовательно, в каждом конкретном случае договор индивидуальной материальной ответственности с водителем будет оцениваться по его содержанию.

Важно! Незаключение такого договора не освобождает работника от ответственности за причиненный ущерб в полном объеме в случаях установленных действующим трудовым законодательством РФ.

Как оформить? Содержание договора

Типовая форма договора о материальной ответственности водителя содержит следующие положения:

  • предмете договора;
  • правах, обязанностях и ответственности работника и работодателя;
  • порядке определения размера ущерба;
  • порядке расторжения договора.

Однако, многие положения в типовой форме договора о полной индивидуальной материальной ответственности водителя достаточно кратко изложены, необходимо достаточно детально прописать права и обязанности сторон, а также случаи, когда работник не несет ответственности за причиненный вред, а также порядок и сроки определения размера ущерба, порядок обращения в суд, досудебный порядок урегулирования спора. Такой договор ответственности с водителем может быть заключен только при обоюдном согласии сторон.

Важно! Кроме того, для работодателя целесообразно указывать в договоре должность водителя-экспедитора, на случай, если в суде будет обсуждаться правомерность заключения данного договора.

Отказ от заключения договора о материальной ответственности водителя и его последствия

На практике, при заключении договора о полной материальной ответственности водителя в 2017 году могут возникнуть противоречия между интересами работника и работодателя. В некоторых случаях, если договор о полной материальной ответственности водителя за автомобиль не был оформлен при трудоустройстве, работник может отказываться от его заключения.

Важно! ВС РФ полагает, что отказ от подписания договора о полной индивидуальной материальной ответственности водителя означает отказ работника от исполнения его трудовой функции, со всеми вытекающими последствиями, то есть, возможность привлечения к дисциплинарной ответственности.

Заключается ли договор о материальной ответственности водителя за груз?

Договор полной материальной ответственности водителя грузового автомобиля не предусматривает меры ответственности за сохранность груза. Это можно сделать только путем заключения отдельного договора материальной ответственности водителя за груз с учетом следующих особенностей:

  • так как в каждой поездке содержимое груза изменяется, договор материальнНа практике, при заключении договора о полной материальной ответственности водителя в 2017 году могут возникнуть противоречия между интересами работника и работодателя. В некоторых случаях, если договор о полной материальной ответственности водителя за автомобиль не был оформлен при трудоустройстве, работник может отказываться от его заключения.
  • Данный вопрос не урегулирован трудовым кодексом, однако, Постановление Пленума ВС РФ разъясняет порядок действий работодателя в данном случае.
  • Если необходимость заключения договора на материальную ответственность водителя возникла после подписания трудового контракта, а работник отказывается от его заключения, работодатель обязан представить сотруднику иную подходящую ему работу.
  • В случае отказа от такой работы, трудовой контракт с водителем расторгается в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменившимися условиями. Таким образом, работник отказывающийся от заключения подобного договора рискует быть уволенным.
  • ой ответственности водителя за автомобиль и груз будет заключаться в виде нового документа после принятия конкретного товара, имущества и т.д.;
  • договор о полной индивидуальной ответственности с водителем экспедитором на перевозку груза должен включать условия о принятии имущества на ответственное хранение водителя на все время его транспортировки.

Таким образом, договор о полной индивидуальной ответственности водителя за груз, будет подписываться водителем только после приема товара, его описи, проверки количества и качества.

Типовая форма договора о материальной ответственности водителя для отдельных категорий лиц

Договор о полной материальной ответственности водителя в РФ может иметь свои особенности, в зависимости от категории перевозимых грузов, статуса пассажиров или иных юридически значимых обстоятельств. Рассмотрим наиболее распространенные ситуации, когда бланк договора о полной индивидуальной материальной ответственности водителя потребует существенной переработки.

В форме договора о полной индивидуальной материальной ответственности на водителя на 2017 год следует предусмотреть некоторые особенности:

  • договор о полной материальной ответственности водителей перевозящих людей – условия договора могут касаться только имущества, поскольку ответственность за жизнь и здоровье пассажиров наступает вне зависимости от положений такого соглашения;
  • договор на индивидуальную материальную ответственность за вождение – может предусматривать стимулирующие или карательные нормы за несоблюдение скоростного режима, создание аварийных ситуаций и т.д. (для этого используются средства телеметрического контроля за поведение автомобиля на дороге);
  • договор на полную индивидуальную материальную ответственность водителя по совмещению – заключается по общим правилам с разграничением ответственности за исполнение разных трудовых обязанностей;
  • срочный договор о полной индивидуальной материальной ответственности с водителем организации – может заключаться только в случаях, прямо предусмотренных ТК РФ (например, для выполнения сезонных работ или на период отсутствия основного работника).

Важно! В каждом из указанных случаев условия договора будут существенно отличаться от стандартных правил. Мы рекомендуем в каждой такой ситуации предварительно проконсультироваться с автоюристом, чтобы избежать негативных последствий.

Вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его. Бланк доступен для скачивания и просмотра.

Договор с водителем автобуса

Отдельного внимания заслуживают особенности договора о полной индивидуальной материальной ответственности водителя школьного автобуса. При его заключении необходимо учитывать следующие моменты:

  • для перевозки детей могут использоваться только специальные транспортные средства, содержащие дополнительные элементы защиты;
  • к водителю, который будет управлять школьным автобусом, применяются дополнительные требования к стажу управления, безаварийному поведению на дороге и т.д.;
  • ответственность по договору может наступать только за причинение вреда имуществу, так как безопасность здоровья и жизни детей-пассажиров регламентируется общими нормами законодательства.

Чтобы узнать подробности заключения такого вида договора, проконсультируйтесь у наших специалистов или оставьте заявку в форме обратной связи.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует.

Несмотря на то, что возможность нанесения ущерба компании ее сотрудником есть всегда, материальную ответственность можно установить только к определенным категориям работников. Полный перечень таких профессий перечислен в .

Непосредственно водители в нем не упоминаются , однако если водитель занят перевозкой грузов, денежных средств и других ценностей, компания имеет право заключить с ним договор материальной ответственности. Со всеми остальными водителями (например, такси, автобуса) подписать такой документ невозможно.

Полная ответственность может наступить только при возникновении ограниченного количества случаев, четко прописанных в договоре материальной ответственности водителя за автомобиль (на основе данных ТК):

  1. Недостача товара по вине работника (невнимательность, ошибки в заполнении документов, при передаче груза и т.п.).
  2. Умышленное нанесение вреда.
  3. Нанесение ущерба по неосторожности, в том числе и в состоянии опьянения.
  4. Порча имуществ в результате преступных действий (квалифицировать деяние как преступление может только суд).
  5. Порча имущества в результате совершения действия, которое определяется как административное нарушение.
  6. Разглашение конфиденциальных сведений посторонним лицам.

Матответственность означает, что компания вправе удерживать часть зарплаты сотрудника (не более 20%) в счет погашения ущерба. Компенсацию можно получить и в большем размере, однако такие решения вправе принять только суд. Максимальный размер возмещения может составить до 50% от официальной зарплаты водителя. Сумма удерживается в течение нескольких месяцев до тех пор, пока ущерб не будет возмещен в полном объеме.

При взыскании средств в качестве компенсации компания обязана установить причину инцидента и обосновать вину водителя, а также рассчитать сумму ущерба исходя из актуальных цен. Также компания запрашивает письменные объяснения от работника, а при отказе составления объяснительной оформляет соответствующий акт в присутствии 2-3 свидетелей (других сотрудников организации).

Наряду с собственно возмещением ущерба работник может быть привлечен и к другим видам ответственности – административной и уголовной, а также к . Решение о наложении штрафа либо более суровой мере наказания также принимает суд.

Образец и правила составления договора материальной ответственности водителя

При составлении договора мат. ответственности водителя за автомобиль компания может воспользоваться любым образцом либо разработать собственную форму. Особое внимание стоит уделить описанию конкретных случаев, при которых наступает материальная ответственность. Документ обычно содержит такую информацию:

  1. Дата и место подписания, ФИО водителя и название компании, а также ФИО сотрудника, который действует от ее лица.
  2. Прямое утверждение о том, что водитель принимает на себя полную материальную ответственность за автомобиль.
  3. Уточнение обязанностей в связи с принятием ответственности. Это обеспечение безопасной езды, неукоснительное соблюдении ПДД, обязанность предвидеть дорожную обстановку в том числе и в сложных погодных условиях. Также водитель не может оставлять машину без присмотра даже на короткое время, должен всегда включать сигнализацию, блокировать двери во время движения, следить за ее техническим состоянием, регулярно заполнять соответствующую документацию.
  4. В документе также указывают, что водитель не может нести ответственности, если инцидент возник не по его вине. Вина может быть связана как с действиями, так и с бездействием. Причем деяния могут совершаться как с умыслом, так и без умысла (по невнимательности). Наличие вины определяется в ходе внутреннего расследования в компании, может быть признано водителем или не признано. Однако в любом случае вина порождает наступление ответственности, если водителю не удастся доказать обратное в суде.
  5. Заключительные положения и подписи сторон, расшифровки подписей (фамилия, инициалы), дата, печать организации.

При составлении договора о полной материальной ответственности водителя за авто можно ориентироваться на такой образец.


Важно понимать, что в договоре материальной ответсвенности водителя лучше именовать как экспедитора (если он перевозит грузы) или инкассатора (при транспортировке наличных средств). Судебная практика знает довольно много случаев, когда сотруднику удавалось оспаривать решение компании о возмещении ущерба на основании того, что в договоре он был назван просто водителем. Как уже говорилось, эта должность не перечисляется в соответствующем Приказе Министерства труда РФ, поэтому полная матответственность невозможна.

Получение ущерба без договора

Даже если договор о материальной ответственности за авто не был составлен, это не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения ущерба. При отсутствии договора действия лица могут быть оценены согласно нормам ГК, КоАП и УК. Однако в данном случае компания не вправе «автоматически» удерживать часть зарплаты работника в качестве компенсации.

Если формально материальной ответственности водителя за машину нет, компания вынуждена будет обратиться в суд для фиксирования факта нанесения ущерба по вине работника. Тогда в отношении виновного будут применяться статьи о порче имущества, на основании которых оно должно будет компенсировать ущерб и сами судебные издержки.

Ответственность в материальной форме может быть двух видов: первый представляет собой восполнение всего причиненного ущерба работодателю, второй - предусматривает неблагоприятные последствия в виде ответственности работника в рамках среднемесячного заработка.

Существует конкретный перечень, когда лицо можно привлекать к полной ответственности.

Водителя автомобиля там нет.

Кроме того, эксперты в области правоведения сходятся в позиции, что, во-первых, как таковой автомобиль не подходит к категории транспортного объекта, а представляет собой только средство, на котором работник передвигается и тем самым выполняет рабочие обязанности.

Во-вторых, нерациональным является заключение соглашения о полной ответственности в отношении такого средства, как автомобиль, с работником в рамках его должностных функций.

Так ли просто заключить договор материальной ответственности водителя за автомобиль

Если с Вами все-таки заключили такое соглашение, то обратите внимание на практику рассмотрения дел в данной сфере.

Так, например, гражданин, с которым был заключен такой договор, значился в должности водителя-экспедитора. В то время, как он развозил товар, у машины случилось возгорание двигателя. Впоследствии, конечно, установили, что данная поломка была обоснованна лишь неправильной эксплуатацией транспортного средства водителем. Но из-за наличия договора, работодатель взыскал с лица весь понесенный ущерб, включающий затраты по ремонту авто.

И что вы думаете, сказал по этому поводу суд? Было разъяснено, что в данном конкретном случае гражданин совмещал как бы две должности: водитель и экспедитор. При этом, вторая профессия значится в списке занятий, которые предполагают заключение соглашения, а вот первая- такого не предполагает. А это значит, что обязательства должны охватывать лишь должность экспедитора, а не водителя. Что еще раз доказывает положение, гласящее, что автомобиль не может являться предметом договора о полной материальной ответственности.

Как должен выглядеть договор

Как и любое соглашение подобного рода, оно содержит в самом начале предмет. В данном случае «работник» принимает на себя ответственность за полную сохранность переданного ему движимого имущества - автомобиля определенной марки.

  1. Обеспечение корректного вождения, соблюдение правил эксплуатации.
  2. Не оставлять средство повышенной опасности без присмотра за пределами видимости.
  3. Ставить авто на сигнализацию.
  4. Следить за техническим состоянием автомобиля и другие.

Следом за эти разделом раскрываются обязанности работодателя:

  1. Создавать условия нормальной работы для лица, которому вверяется имущество.
  2. Ознакомить работника со всей документацией на автомобиль и иными актами в этой области.
  3. Проведение проверок сохранности имущества и другие.