Координирующими органами рсчс являются. Что такое рсчс? рсчс: задачи, уровни, режимы функционирования

Органы управления РСЧС

каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы управления, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС) и органы повседневного управления. Координирующими органами РСЧС являются: на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, на остальных уровнях комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; органами управления ГОЧС являются: на федеральном уровне - МЧС России, на региональном уровне - региональные центры ГОЧС, на территориальном и местном уровнях - органы управления ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти или в их составе субъектов РФ и при органах местного самоуправления; на объектовом уровне - отделы (секторы или специально уполномоченные лица) ГОЧС; органами повседневного управления являются: пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и организаций.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Органы управления РСЧС" в других словарях:

    пункт управления РСЧС - Оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого соответствующие органы руководства и повседневного управления РСЧС осуществляют… … Справочник технического переводчика

    пункт управления РСЧС - 2.2.26 пункт управления РСЧС: Оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого соответствующие органы руководства и повседневного… …

    Пункт управления РСЧС - оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения место, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого органы руководства и повседневного управления РСЧС осуществляют управление силами и … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Нештатные органы управления, направляемые в район чрезвычайной ситуации с целями: оценки масштабов чрезвычайной ситуации и прогнозирования развития обстановки; подготовки предложений по ликвидации чрезвычайной ситуации, использованию сил, средств …

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Единая госу … Википедия

    Совокупность процессов или действий, осуществляемых органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Комплекс мероприятий, осуществляемых в целях создания благоприятных условий для успешной ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций, эффективного применения сил и средств и поддержания их высокой готовности. Решение на ликвидацию возникших… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Пункт управления - 22. Пункт управления часть установки по переработке ОЯТ, размещаемая в специально предусмотренных проектом помещениях и предназначенная для централизованного автоматизированного управления технологическими процессами, реализуемого оперативным… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    орган управления - 2.4 орган управления: Часть, на которую непосредственно воздействует водитель (или, в соответствующих случаях, сопровождающее лицо, если речь идет о прицепе) для передачи на привод энергии, необходимой для торможения или для управления этим… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Оборудованное и оснащенное необходимыми техническими средствами и системами жизнеобеспечения помещение, транспортное средство или инженерное сооружение, с которого органы руководства и повседневного управления РСЧС осуществляют управление силами… … Словарь черезвычайных ситуаций

Что такое РСЧС? В каждом государстве существуют службы, которые призваны в случае любых чрезвычайных ситуаций (ЧС) заниматься вопросами:

  • обеспечения в должной мере безопасности жизни (и конечно же, деятельности) населения;
  • ликвидации причин самой ситуации и ее последствий;
  • уменьшения нанесенного ущерба народному хозяйству.

В России в апреле 1992 году в соответствии с Постановлением правительства РФ за номером 261 была сформирована Российская система предупреждения и действий в ЧС (аббревиатура РСЧС), которая позднее, в 1995 году, была переименована в Российскую единую систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основными принципами работы системы являются не только территориально-производственный и плановый характер; универсализм созданных подразделений, их мобильность и готовность в любой момент приступить к работе в условиях ЧС; но также и централизация управления. Нельзя сбрасывать со счетов и приоритетный характер службы.

Структура организации

Органы РСЧС - это прежде всего государственная структура, выстраивающая свою работу на основе права. Ее общее руководство осуществляет правительство Российской Федерации, а непосредственное управление возложено на МЧС РФ. Что входит в структуру этой системы? В состав РСЧС входят:

  • органы исполнительной власти федерального значения;
  • органы исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации;
  • органы местного самоуправления и подразделения, в ведении которых находятся вопросы защиты населения и территорий в случае введения режима ЧС.

Все составляющие РСЧС обладают необходимыми средствами для решения поставленных задач, а также силами.

Классификация задействованных сил

Все задействованные силы подразделяют на следующие:

  • Формирования штатные. Они включают в себя не только аварийно-спасательные службы и формирования, но и МЧС. Постоянно работают и в случае чего моментально реагируют. Могут в течение трех суток автономно находиться в зоне ЧС, так как полностью укомплектованы всем необходимым для этого.
  • Нештатные подразделения. Они созданы на основе медицинских, ремонтных, химических или строительных служб.
  • Общественные объединения и организации (например, добровольные дружины по охране общественного порядка). Имеют необходимую подготовку, которую подтверждают в аттестационном порядке. Работают исключительно под руководством определенных органов управления по делам ГОЧС.

На заметку! В случае необходимости (для полной ликвидации последствий ЧС) к работам могут быть привлечены средства и силы не только Вооруженных Сил Российской Федерации, но и ОВД (органов внутренних дел) в соответствии с указом президента РФ.

Цели РСЧС

Основные цели организации определены уже самим ее названием:

  • Объединить усилия всех органов власти (независимо от уровня), имеются в виду силы и средства, находящиеся у них в арсенале, для осуществления предупреждения ЧС в мирное время; а в случае если чрезвычайная ситуация все-таки происходит, - для защиты населения и территорий.
  • Информировать граждан о своей деятельности и о том, что такое РСЧС.

  • Осуществлять общее управление силами и средствами, находящимися в ведении исполнительных органов.
  • Подготовить население страны к действиям и мероприятиям в случае развития ЧС техногенного, природного или другого характера.

Факторы, влияющие на функционирование РСЧС

Что составляет нормативно-правовую и законодательную основу построения и функционирования системы? В своей работе организация (как расшифровывается аббревиатура РСЧС, вы уже знаете) руководствуется прежде всего такими документами, как Конституция России; а также федеральными законами (их около 60) и постановлениями правительства (их более чем 120). Помимо этого внутри самого ведомства издано свыше 300 приказов, распоряжений, инструкций и положений. Только на основе всех этих документов деятельность такой организационно-правовой структуры и осуществляется.

Задачи системы

Основные задачи РСЧС:

  • Самая главная - ликвидировать причины, вызвавшие чрезвычайную ситуацию.
  • Обеспечить готовность номер один к действиям органов управления на разных уровнях, а также всех сил и средств для проведения предупреждающих и ликвидационных действий в плане ЧС.
  • Взять под контроль резервы материальных и финансовых ресурсов, направленных на устранение чрезвычайной ситуации.
  • Обеспечить в полном объеме жизнеобеспечение людям, пострадавшим в ходе ликвидации последствий ЧС.
  • Способствовать восстановлению функционирования всех служб, отраслей экономики, объектов и предприятий на непосредственной территории чрезвычайной ситуации.

  • Способствовать снижению ущерба и материальных потерь.
  • Проводить так необходимые гуманитарные акции, направленные на соцзащиту пострадавшего гражданского населения.
  • Постоянно организовывать мероприятия, имеющие предупреждающий результат в плане возникновения ЧС.
  • Участвовать в оценке ущерба в социально-экономической сфере.
  • Постоянно осуществлять сбор, обработку и обмен информационными данными в плане защиты территорий и населения от всякого рода ЧС.
  • Готовить граждан к действиям службы. В частности, рассказывать, что такое РСЧС.
  • В условиях мира активизировать свои действия в подготовке к ГО (гражданской обороне).

Предупреждающие действия РСЧС

Предупреждающие действия включают в себя комплекс инженерно-технических, организационных и специальных мероприятий, в основном направленных на существенное снижение рисков возникновения чрезвычайной ситуации; безусловное сохранение жизни и здоровья граждан; снижение ущерба, который мог быть причинен окружающей среде; а также к минимизации материальных потерь, связанных с ЧС.

Чтобы этого добиться, надо в обязательном порядке осуществлять:

  • постоянное прогнозирование ситуации;
  • оценку имеющихся рисков;
  • отслеживание состояние природной среды;
  • наблюдение за потенциально опасными объектами промышленного назначения;
  • меры, направленные на страхование ответственности в случае причинения вреда при эксплуатации подобных объектов;
  • их лицензирование;
  • надзор и экспертизу со стороны государственных органов в вопросе защиты граждан и территорий от ЧС;
  • создание резерва материальных и финансовых ресурсов, которые могут быть направлены для предупреждения ЧС;
  • создание базы (нормативно-правовой) для того, чтобы осуществлять защиту не только населения, но и территорий;
  • меры, направленные на стабильную деятельность объектов экономики в экстренных условиях.

Как сохранить и повысить устойчивость работы объектов экономики в условиях ЧС

Задача для РСЧС (расшифровку аббревиатуры смотри выше) непростая, но осуществимая. Чтобы этого добиться, необходимо:

  • Перевести потенциально опасные объекты на безопасные технологии (то есть современные) и вывести их с территорий, на которых проживают люди.
  • Разработать и внедрить системы безаварийной остановки сложных производственных технологических линий в случае экстренной ситуации.

  • Пользоваться автоматизированными системами, управляющими и контролирующими опасные технологические процессы.
  • Обеспечить защиту людей от факторов поражающего действия.
  • Внедрить повсеместно системы оповещения и информирования.
  • Планомерно и неуклонно снижать на производствах количество ОВ (опасных веществ) и материалов.
  • Создать и постоянно поддерживать в надлежащей готовности средства для ликвидации последствий ЧС.
  • Совершенствовать охрану объектов и существенно улучшать технологическую дисциплину.

Мероприятия, направленные на ликвидацию ЧС

Ликвидационные действия, осуществляемые РСЧС (что означает аббревиатура, теперь не является для вас секретом), включают в себя следующие мероприятия:

  • Немедленную локализацию территории, на которой возникла ЧС.
  • Осуществление мер по прекращению воздействия факторов поражающего действия.
  • Введение контроля с целью ограничения доступа на территорию ЧС.
  • Проведение экстренных аварийно-спасательных действий, направленных на спасение людей и оказание им неотложной медицинской помощи.
  • Уменьшение вреда, наносимого в результате ЧС.
  • Организация мер по снижению размера материальных потерь.

Классификация ЧС

Чрезвычайные ситуации, которые уже повлекли или могут в будущем повлечь человеческие жертвы; нанести ущерб здоровью или природе, окружающей нас; нарушить обычные и привычный уклад жизни людей; принести материальные потери и экономический ущерб, подразделяют на несколько групп. Среди них:

  • природного и естественного характера;
  • технологические и искусственные;
  • специфические;
  • социально-биологические.

Катастрофы природного и естественного характера

Эта группа включает в себя следующее:

  • Снежные заносы, оползни, наводнения и сели.
  • Ураганы, смерчи и бураны.
  • Пожары.
  • Засухи и морозы.
  • Повышенная сейсмическая активность и извержения вулканов.
  • Падение метеоритов и другие космические «сюрпризы».

Катастрофы технологического и искусственного характера

Эта группа включает в себя не так уж много пунктов, но по силе ничуть не уступает первой группе:

  • Происходящие на транспорте (речном, морском, ж/дорожном, космическом или авиа-).
  • Связанные с производством. Катастрофы химического, термического, радиационного или механического характера.

Катастрофы, связанные с химическими авариями, приводят к серьезным отравлениям химпродуктами. Термические факторы вызывают ожоги или обморожения различной степени тяжести. Радиационные грозят лучевой болезнью, поражениями внутренних органов и лучевыми ожогами кожи. Механическое воздействие страшно травмами и ранениями. От быстрой и слаженной работы медиков зависят жизни многих людей.

Специфические

В мире все время где-то происходят военные конфликты, в которые порой втягивается все большее и большее количество стран. Нет в мире спокойствия и стабильности. А жаль. Так вот, именно войны и вооруженные конфликты и относятся к этой категории.

Социально-биологические

По сравнению с вышеописанными группами эта категория связана непосредственно с человеческим фактором:

  • Отсутствие каких-либо продуктов питания.
  • Тяжелая эпидемиологическая обстановка.

  • Беспорядки в обществе.
  • Бытовой алкоголизм.
  • Действия террористов.
  • Зависимость от наркотиков (наркомания).
  • Токсикомания.

В заключение

Надеемся, что теперь вы знаете, что такое РСЧС, каковы ее основные функции, цели и задачи. Какую важную и нужную работу выполняют сотрудники этой системы. И как она нужна всем нам. Также надеемся, что вы четко уяснили, как правильно расшифровывается аббревиатура РСЧС.

0

1. Организационная структура РСЧС

В 1992 году функции по защите населения и территорий России между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Гражданской обороной (ГО) были поделены, РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО - в военное время.

При этом в мирное время силы и средства Гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

В феврале 1994 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», который стал законодательной основой РСЧС. В роли ее управляющего и организующего центра выступило Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Окончательно Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС была организована МЧС России в ноябре 1995 года.

Система РСЧС структурно состоит из следующих подсистем:

Функциональных (создаются федеральными органами власти),

Ведомственных.

РСЧС имеет пять уровней:

Федеральный,

Региональный,

Территориальный,

Местный,

Объектовый.

Каждый уровень РСЧС имеет:

о координирующие органы,

Органы управления,

Силы и средства РСЧС,

Системы связи и оповещения,

Резервы финансовых и материальных ресурсов.

2. Основные задачи РСЧС

Основными задачами РСЧС являются:

Проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации - защита жизни, здоровья людей, ценностей и окружающей среды;

Формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории;

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций;

Создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

Выполнение мероприятий Гражданской обороны (ГО);

Оказание гуманитарной помощи и др.

При этом координирующими органами РСЧС являются:

На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

На местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материальнотехнической базы).

Органами повседневного управления РСЧС являются:

Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определенным Президентом РФ.

3. Режимы функционирования РСЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливаются режимы функционирования РСЧС.

При этом режим повседневной деятельности включает:

Осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных (иди сельскохозяйственных) объектов и отраслей экономики в ЧС;

Совершенствование подготовки органов управления по делам ГО, ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам - защиты и действиям при ЧС;

Создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

Осуществление целевых видов страхования.

Режим повышенной готовности предусматривает:

Принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование, при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработку предложений по ее нормализации;

Усиление дежурно-диспетчерской службы;

Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

Принятие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;

Приведение в состояние повышенной готовности сил и средств, уточнение планов и действий. Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) включает:

Организацию защиты населения;

Выдвижение оперативных групп в район ЧС;

Организацию ликвидации ЧС;

Определение границ зоны ЧС;

Организацию работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

4. Силы и средства РСЧС; организация ликвидации последствий ЧС Для ликвидации ЧС создаются специальные фонды и материальные резервы.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС (КЧС).

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС.

Она может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой ЧС и оказать необходимую помощь.

При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС. Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарноэпидемиологической обстановкой и другими сферами жизни и деятельности. Вторая - для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).

В настоящее время намечен ряд мероприятий направленных на укрепление служб МЧС.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.

Центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно – диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС РФ, информационные центры, дежурно – диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

Единые дежурно – диспетчерские службы муниципальных образований;

Дежурно – диспетчерские службы организаций (объектов).

Функции и полномочия МЧС России определены Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента РФ от 21 сентября 2002 года №1011).

На региональный центр мчс России возлагаются следующие основные задачи:

Реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории региона;

Участие в осуществлении мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Координация функционирования территориальных подсистем РСЧС в границах региона;

Осуществление в установленном порядке сбора, обработки и обмена информацией в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление в пределах своих полномочий управления силами гражданской обороны и РСЧС;

Планирование в установленном порядке применения войск гражданской обороны в соответствии с задачами, возложенными на них в мирное время;

Осуществление закупок материально – технических средств для содержания соединений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы по утвержденной номенклатуре снабжения и штатно - табельной потребности;

Осуществление финансирования мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также организация финансирования органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, укомплектованных военнослужащими, подчиненных соединений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы;

Обеспечение по вопросам, относящимся к компетенции регионального центра, проведения мероприятий по сохранению информации, составляющей государственную тайну, развитию специальной связи, защите служебной информации.

Реализация задач, возложенных на региональные центры ГОЧС, осуществляется на основании Положения о региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постоянно действующими органами управления РСЧС на территориальном уровне являются органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (министерства, главные управления ГОЧС), создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на местном уровне - управления, отделы ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления, на объектовом уровне (в организациях) – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Задачи этих органов определены Примерным положением об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления (утверждено приказом МЧС России от 16.08.2000г. №436).

Основными задачами органа управления ГОЧС на территориальном и местном уровне являются:

Реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

Поддержание боевой готовности (готовности к применению) органа управления ГОЧС и обеспечение мобилизационного развертывания вновь формируемых соединений, воинских частей войск гражданской обороны и органов управления ГОЧС.

Планирование и осуществление мероприятий гражданской обороны, мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуаций и контроль за их выполнением;

Разработка проектов законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (на местном уровне – нормативных правовых актов) по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и осуществление контрольных функций за состоянием гражданской обороны, надзорных и контрольных функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и подготовка предложений в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление в установленном порядке сбора обработки и обмена информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация своевременного оповещения и информирования населения о проведении мероприятий гражданской обороны, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Руководители постоянно действующих органов управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Непрерывное оперативное управление в РСЧС осуществляет создаваемые на всех уровнях органы повседневного управления; пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях); оперативно – дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно – диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти организаций.

Для оперативного управления в зависимости от конкретной чрезвычайной ситуации на базе органов управления РСЧС могут создаваться нештатные органы управления – оперативные штабы и оперативные группы .

Органы управления РСЧС размещаются на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации.

Оперативность, устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются:

Максимальным приближением управления в повседневных условиях к управлению при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;

Заблаговременным созданием во всех звеньях управления запасных пунктов управления;

Оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;

сопряжением систем оповещения в связи РСЧС с соответствующими системами оповещения гражданской обороны, Министерства обороны Российской Федерации;

Заблаговременной подготовкой дублирующих органов управления;

Заблаговременной разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по восстановлению нарушенного управления.

Управление в РСЧС обеспечивается с использованием систем связи и оповещения, которые представляют собой организационно – техническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающих передачу информации и сигналов оповещения в интересах органов управления РСЧС.

В системе связи МЧС России используется линии и каналы спутниковой, радио-, радиорелейной и проводной связи. Она строится по принципу рационального сочетания сетей общего использования и прямой связи, что позволяет более эффективно использовать единый ресурс связи, повысить ее живучесть, учесть специфические особенности связи.

С целью обеспечения управления в РСЧС создана автоматизированная информационно – управляющая система РСЧС.

Второй учебный вопрос : « Пункты управления, их назначение, оборудование, размещение и организация работы на них. Порядок работы дежурных смен, их обязанности».

Одним из основных элементов систем управления РСЧС и гражданской обороны являются пункты управления, которые создаются на всех уровнях управления от объекта, муниципального образования, до территориального (субъект Российской Федерации), регионального и федерального уровней управления.

Пункты управления (ПУ) РСЧС и гражданской обороны - это специально оборудованные сооружения (помещения) или транспортные средства, оснащенные необходимыми техническими средствами связи и жизнеобеспечения и предназначенные для размещения и обеспечения эффективной работы органов управления, как в мирное время, так и в особый период.

Все ПУ можно подразделить на стационарные и подвижные, размещенные на различных транспортных средствах.

Стационарные пункты управления, в свою очередь, можно разделить на:

Повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время;

Запасные ПУ, необходимые для защиты органов управления от современных средств поражения и обеспечения устойчивого управления в особый период.

По месту своего размещения они могут быть городскими и загородными.

ПУ обслуживаются постоянным и переменным составом, постоянный состав включает в себя штатный состав ПУ (оперативные дежурные, операторы, личный состав узла связи), обеспечивающий работу ПУ при повседневной готовности в мирное время. При введении режима повышенной готовности функционирования РСЧС или режима чрезвычайной ситуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное время на ПУ дополнительно, согласно «боевому» расписанию, разворачивается переменный состав, включающий руководителей органов управления РСЧС и гражданской обороны, операторов из состава администрации и органа управления ГОЧС,

В связи с этим на повседневном ПУ предусматривается наличие помещений для размещения и работы оперативной дежурной смены, технических средств управления, средств связи и оповещения, средств спецсвязи, а также переменного состава согласно «боевому» расписанию ПУ.

Запасные ПУ должны иметь защищенные помещения для размещения личного состава органов управления и технических средств управления, узлы связи и станции оповещения, системы жизнеобеспечения и электроснабжения. Большое внимание, при этом, обращается на наличие автономных источников питания, обеспечивающих электроснабжение всех элементов ПУ на достаточно длительное время в условиях нарушения централизованного электроснабжения.

Особые требования по размещению, защите и оборудованию предъявляется к загородным запасным ПУ. Они размещаются в загородных зонах, имеющих развитые сети связи и хорошую дорожную сеть.

Узел связи такого ПУ должен иметь одну или несколько линий привязки к опорным узлам связи сети связи общего пользования (филиалы ОАО «Электросвязь» - районные или городские узлы связи) и, по возможности, дополнительные линии привязки к ведомственным узлам связи, размещенным на данной территории.

С загородного ПУ должна обеспечиваться связь по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и возможность выхода на старшие и взаимодействующие органы управления. Особо следует подчеркнуть необходимость обеспечения связи по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в обход системы связи административных центров и других категорированных городов. Это одно из основных условий обеспечения устойчивости управления и связи с загородного ПУ.

С узла связи с загородного ПУ предусматривается организация проводной и радиосвязи в необходимых объемах для обеспечения надежного управления. В необходимых случаях с загородного ПУ организуется спутниковая связь.

Загородные запасные ПУ, как правило, включают в себя:

Защищенные рабочие помещения;

Узлы связи;

Помещения для аппаратуры централизованного оповещения;

Помещения спецсвязи;

Пункты приема и передачи информации;

Радиопередающий центр;

Автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения;

Наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники;

Места стоянки машин;

Посадочные площадки для вертолетов;

Вместимость защищенных рабочих помещений должна составлять 30%-40% от общей численности работающих.

В составе загородного ПУ обязательно создается центр оповещения, обеспечивающий управление работой системой централизованного оповещения населения. Как правило, в состав ПУ включается и радиовещательная аппаратная для выхода на местные сети вещания (проводное, радио – и телевещание).

В защищенных помещениях оборудуются рабочие места со средствами связи для размещения: главы администрации, членов КЧС и ОПБ, рабочей группы органа управления ГОЧС, представителей служб гражданской обороны представителей военного гарнизона, военного комиссариата и др.

Для обеспечения устойчивой и надежной работы пунктов планируются и проводятся специальные тренировки по занятию рабочих мест на ПУ и отработке задач по учебной обстановке с обязательным задействованием средств связи, оповещения и автоматизации. Такие периодические тренировки очень важны для отработки вопросов оперативного занятия ПУ и обеспечению его слаженной работы. Они также помогают выявлять и устранять узкие места в работе органа управления, работе всех технических систем обеспечения пункта управления.

Загородные запасные ПУ в мирное время могут быть использованы по прямому назначению в случае невозможности обеспечения управления в полном объеме непосредственно с повседневных ПУ при организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Подвижные пункты управления (ППУ) являются составными элементами запасных пунктов управления. Они создаются заблаговременно, оборудуются на специальных командно – штабных машинах или на специально дооборудованных транспортных средствах и должно быть способны быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу. Состав, оборудование и оснащение ППУ на каждом уровне управления различны с учетом их предназначения. На транспортных средствах ППУ оборудуются рабочие места для глав администраций (руководителей гражданской обороны), членов КЧС и ОПБ и оперативных рабочих групп органа управления ГОЧС, устанавливаются средства связи, обеспечивающие поддержание непрерывной связи с подчиненными и старшими органами управления, подчиненными силами.

Подвижные пункты управления, помимо автомобильных средств, могут оборудоваться также на средствах воздушного, морского, речного и железнодорожного транспорта.

Подвижные ПУ должны обеспечивать непосредственное управление подчиненным органами и силами при ликвидации чрезвычайной ситуации, в любом районе данного субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на наиболее ответственных направлениях в военное время, а также выполнять функции дублеров стационарных запасных пунктов управления.

В зависимости от типа транспортных средств базирования подвижные пункты управления можно разделить на:

Воздушные ПУ – на базе самолетов или вертолетов;

Мобильные ПУ - на базе автомобильной техники высокой проходимости (с использованием кунгов и прицепов) или автобусов, а также других транспортных средств.

К особой группе мобильных ПУ следует ПУ на базе кузововконтейнеров, перевозимых всеми видами транспорта.

На воздушных пунктах управления размещаются группа должностных лиц и комплекс технических средств с обслуживающим персоналом. Они предназначены для управления в тех случаях, когда управление с наземных пунктов управления затруднено или невозможно. Наиболее перспективными являются воздушные пункты управления, оборудованные на вертолетах, что обуславливается условиями их взлета, посадки и базирования.

В состав мобильного ПУ, как правило, входят несколько автомобилей для размещения личного состава органа управления, штабной автобус для работы смены оперативной группы органа управления ГОЧС, мобильный узел связи, подвижная звукоусилительная станция, машины сопровождения. Вместо отдельной подвижной звукоусилительной станции могут использоваться мобильные громкоговорящие устройства, установленные на машинах сопровождения милиции.

Наиболее частым вариантом мобильного узла связи является мобильный узел на основе штатной комбинированной радиостанции типа Р-142 Н (Г) на базе автомобиля ГАЗ-66. в состав оборудования связи такого мобильного узла входят УКВ и КВ радиостанции, антенные устройства, полевой телефонный коммутатор, полевые телефонные аппараты и полевой телефонный кабель, полукомплект радиорелейной станции. Это оборудование обеспечивает радиосвязь в движении (десятки километров), на стоянке (до 300км), развертывание полевой телефонной сети небольшой емкости (до 10 абонентов), привязку к ближайшему узлу связи сети общего пользования. В состав штатного оборудования мобильного узла связи дополнительно могут включаться также радиостанции транкинговой сети и сотовой сети связи. Радиостанция транкинговой связи обеспечивает выход на телефонные сети общего пользования. В качестве источников питания средств связи используются штатные средства такого мобильного узла связи - бортовая сеть и бензоагрегат типа АБ-1.

В положение о ПУ, разрабатываемом для конкретных ситуаций должны быть отражены следующие вопросы:

Состав, назначение и места расположения стационарных пунктов управления;

Ответственные органы за содержание и приведение в готовность ПУ;

Состав расчетов органов управления на ПУ (боевое расписание);

Время подготовки и занятия ПУ органом управления соответствующего уровня управления;

Состав рабочих технических групп (постоянного состава), высылаемых на ПУ для их подготовки к занятию органом управления;

Периодичность проведения учебных тренировок по занятию ПУ и организации расчетов ПУ с задействованием средств автоматизации, связи;

Организация привязки ПУ к опорным узлам связи;

Задачи служб связи и оповещения гражданской обороны по подготовке и развитию систем связи по линии ПУ;

Вопросы организации работы на ПУ;

Вопросы финансирования содержания ПУ, оплаты используемых средств и каналов связи с ПУ, финансирования работ по модернизации средств узлов связи, аппаратуры оповещения, технических систем жизнеобеспечения ПУ;

Состав, место расположения и районы использования подвижных ПУ;

Вопросы организации связи с ПУ;

Мероприятия по повышению устойчивости работы ПУ в особый период;

Вопросы организации управления и связи по линии запасных ПУ;

Порядок предоставления донесений и обмена данными между ПУ;

При оценке состояния и организации функционирования пунктов управления основное внимание со стороны органов управления РСЧС (ГО), органов управления ГОЧС должно уделяться запасным и подвижным пунктам управления.

При этом на запасном пункте управления должно обращаться внимание на:

Техническое состояние ПУ;

Состав обслуживающего персонала (постоянного состава) ПУ;

Общие вопросы организации управления с ПУ;

Организация проводной и радиосвязи с ПУ, схемы привязки ПУ к опорным узлам связи;

Возможности обеспечения связи с ПУ в обход сети связи административных центров;

Состояние техники связи и оповещения, размещенной на узле связи ПУ;

Состояние систем жизнеобеспечения ПУ, особенно автономного источника питания;

Мероприятия по обеспечению устойчивости управления с ПУ;

Состав и организация рабочих мест расчета ПУ согласно боевому расписанию;

Общая организация работы органа управления на ПУ (время подготовки ПУ к работе и занятия его расчетом, организация обмена информацией внутри и за пределами, организация взаимодействия и др.);

Готовность к работе центра оповещения и радиовещательной аппаратной ПУ.

На ППУ – на:

Общее техническое состояние ППУ и место его размещения в повседневной готовности;

Состав и назначение элементов ППУ;

возможности ППУ по организации устойчивого управления в районах чрезвычайных ситуаций;

Состояние рабочих мест и организация работы органа управления на ППУ;

Состояние техники связи и организация связи с ППУ;

Организация передвижения ППУ к районам возможных чрезвычайных ситуаций.


Координационными органами РСЧС являются:

на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

на территориальном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

В пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

на федеральном уровне – МЧС России, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

на региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (региональные центры);

на территориальном и местном уровнях – соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);

на объектовом уровне - структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органами повседневного управления единой системы являются:

Центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

Центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

Дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Вопрос 3.

Структура и основные функции ГО, РСЧС, государственной противопожарной службы МЧС России и Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
МЧС России – федеральный орган управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

В соответствии с Положением «О министерстве российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В систему МЧС России входят:

Центральный аппарат;

Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

Государственная противопожарная служба МЧС России;

Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России;

Аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.

Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Основными задачами МЧС России являются:

Выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

Организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

Осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

Осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

Осуществление выработки и реализации государственной политики, а также нормативное правовое регулирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

Организует работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасанию людей при этих чрезвычайных ситуациях;

Организует предупреждение и тушение пожаров;

Организует поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

Организует информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

Организует подготовку в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов.

В пределах своей компетенции МЧС России:

Издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

Создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке учреждения, находящиеся в ведении МЧС России;

Создает межведомственные координационные и совещательные органы (комиссии, группы) на представительской основе, а также иные коллегиальные органы (научные, научно-технические, методологические и другие) для обсуждения актуальных вопросов деятельности МЧС России;

Проводит в установленном порядке проверки готовности федеральных органов исполнительной власти к осуществлению мероприятий гражданской обороны;

Осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Имеет оборудованные специальными сигналами и средствами связи воздушные, морские и речные суда, специальные транспортные средства с утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками и окраской;

Осуществляет в установленном порядке деятельность за рубежом;

Осуществляет в установленном порядке государственный пожарный надзор и государственный надзор в области гражданской обороны за соблюдением соответствующих требований федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства;

Проводит в установленном порядке проверки реализации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых является МЧС России;

Осуществляет в установленном порядке функции по управлению государственным имуществом;

Является главным распорядителем средств федерального бюджета;

Запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы и информацию по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России, от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, при необходимости для осуществления отдельных работ привлекает специалистов иных федеральных органов исполнительной власти и организаций;

Заключает в установленном порядке с международными и неправительственными организациями договоры, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием иностранным государствам гуманитарной помощи.

Структура и основные функции ГО

В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства, при этом подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основными задачами в области гражданской обороны являются:

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Срочное захоронение трупов в военное время;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

В «Основах единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2012 года» определено, что гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой:

Выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения. При этом основное внимание должно уделяться готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия;

Принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

В мирное время основными задачами гражданской обороны являются создание органов управления гражданской обороны, подготовка сил гражданской обороны, обучение населения, поддержание в готовности, модернизация и дальнейшее развитие средств защиты, планомерное накопление ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий гражданской обороны, создание условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведение комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального и регионального уровня, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС.

В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) основной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса спланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления и сил гражданской обороны к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций - к переводу на работу в условиях военного времени.

В военное время основными задачами гражданской обороны являются проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств поражения, в том числе оружия массового поражения.

Планирование и проведение мероприятий гражданской обороны должно осуществляться всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Организационную основу гражданской обороны составляют органы, осуществляющие управление гражданской обороной, силы и средства гражданской обороны различных органов власти, местных административно-территориальных образований и организаций (предприятий, учреждений).

Руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Важнейшей особенностью является централизованное руководство гражданской обороной на основе использования принципа единоначалия при осуществлении ее мероприятий. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет МЧС России

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руко­водители.

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осу­ществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителе органов местного самоуправления.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Указанные органы созданы в федеральных органах исполнительной власти и в организациях.

Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной МЧС России, которое создает территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий и органы уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам Российской Федерации.

В федеральных органах исполнительной власти для планирования и организации выполнения мероприятий гражданской обороны, контроля за их выполнением, по решению их руководите­лей, создаются за счет численности и фонда заработной платы, установленных для данных органов, штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

В организациях органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Силы гражданской обороны включают воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, а также нештатные аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.

Для решения задач в области гражданской обороны привлека­ются, в соответствии с законодательством Российской Федера­ции, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, а также аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.

Основная часть сил гражданской обороны - нештатные аварийно-спасательные формирования, которые создаются, прежде всего в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время и владеющие специальной техникой, имуществом и подготовленные для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. Они предназначаются для выполнения основного объема аварийно-спасательных работ и других мероприятий гражданской обороны.

Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время.