Кинешемский собор. Успенский собор (1585)

Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте. Государь со всем семейством присутствовал при закладке храма.


Успенский собор. Фрагмент литографии 1860 г.

Его строительство стало продолжением традиции возведения в честь Успения Пресвятой Богородицы главных соборов древних русских городов (в Ростове, Суздале, Владимире, Москве). Освящение храма состоялось в 1585 году уже после смерти царя Иоанна Васильевича, совершил его митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии сына Иоанна Грозного государя Федора Иоанновича и его супруги Ирины. Воздвижению Успенского собора было придано государственное значение.


Успенский собор. Вид с западной стороны

Образцом для нового собора главного монастыря России стал Успенский собор Московского Кремля. Монастырский собор повторяет общую композицию пятиглавого и пятиапсидного храма, превышая по размерам столичный образец (соответственно 29,2x42,3 м и 27x39,75 м). В отличие от белокаменного московского храма собор монастыря сложен из кирпича, толщина его стен 2,25 м. Его кубический объем с невысокими апсидами увенчан пятью тесно поставленными главами, первоначальная сферическая форма которых в XVIII в. была заменена на луковичную (тогда же барабан центральной главы был надстроен в высоту). Мощные лопатки, поддерживающие полуциркульные закомары, выступают из плоскости стены на 0,8 м и напоминают собой массивные контрфорсы. Характерным украшением гладких стен собора является аркатурно-колончатый пояс, типичный для владимиро-суздальского зодчества и вновь использованный в качестве декоративного приема при строительстве Успенского собора Московского Кремля.


Успенский собор. Вид с северной стороны

Массивность конструкций и более простой рисунок деталей отличают монастырский собор от столичного храма, возведенного итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти. С западной стороны к собору примыкала открытая паперть, которую в XVIII в. заменили на крыльцо (1781), расписанное по указанию митрополита Платона (Левшина).


Западное крыльцо Успенского собора. Фото 80-x гг. XX века


Внутреннее пространство Успенского собора поражает величественными размерами и насыщенностью светом. Шесть массивных пилонов размером 3x3 м держат высоко поставленные крестовые своды с пятью глубокими барабанами, оконные проемы которых излучают мощный световой поток. Строители монастырского храма не стали воспроизводить форму цилиндрических столбов кремлевского образца, а вернулись к традиционным русским опорам - пилонам прямоугольного сечения.


Успенский собор. Фрагменты росписи сводов и пилонов

Центральные нефы и соответствующие им стены фасадов сделаны шире остальных, не повторяя регулярности форм кремлевского собора. За иконостасом имеются хоры в виде трехъярусной галереи, аналогичные хорам Успенского собора Московского Кремля.


Внутреннее убранство Успенского собора

При главном алтаре устроены два придела: великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины - в честь небесных покровителей царя Федора Иоанновича и его жены царицы Ирины Федоровны Годуновой. Возникновение еще одного придела - святителя Николая Чудотворца - относится к 1608-1610 гг., времени героической 1б-месячной защиты монастыря от польско-литовских войск.


Первая, деревянная рака преподобного Сергия Радонежского

В соборе с «полуденной» (южной) стороны в стеклянном саркофаге хранится главная святыня собора - деревянный гроб, в котором вплоть до 1585 года покоились мощи преподобного Сергия Радонежского. В 1585 году гроб был перенесен из Троицкого собора в Успенский, мощи же Преподобного в Троицком соборе были переложены в серебряную золоченую раку, выполнение которой было завершено при царе Федоре Иоанновиче.


Симеон Богоприимец.
Фреска Успенского собора

Собор был расписан фресками за три с небольшим летних месяца 1684 г. ярославскими и троицкими мастерами под руководством одного из известных иконописцев того времени Дмитрия Григорьевича Плеханова. С именем этого художника связано выполнение целого ряда замечательных росписей, в том числе фресок Архангельского собора в Московском Кремле (1660-1666), Успенского собора в Ростове (1676), Софийского собора в Вологде (1686-1688) и других.


Святитель Алексий, митрополит Московский.
Роспись южной стены Успенского собора


Стенопись Успенского собора выполнена в лучших традициях фресковой живописи XVII столетия и представляет собой целостный и яркий комплекс. На протяжении XVIII-XIX вв. она неоднократно поновлялась и в некоторых местах сохранилась под несколькими слоями записей. На северной и южной стенах в четырех регистрах помещены изображения на евангельские сюжеты, на темы акафиста Божией Матери, семи Вселенских Соборов и пояс «полотенец», на западной стене - «Страшный Суд». На мощных пилонах и в оконных проемах изображены фигуры святых.


Равноапостольный великий князь Владимир. Роспись пилона


Примечательной особенностью монументальной росписи собора являются многочисленные изображения русских святых княжеского происхождения: благоверных князей Владимира Киевского, Бориса и Глеба, Александра Невского, Михаила Черниговского, Довмонта Псковского, царевича Димитрия и других. Важное место занимают изображения особо чтимых преподобных отцов: Онуфрия Великого, Петра Афонского, Павла Фивейского, Антония и Феодосия Печерских, Зосимы и Савватия Соловецких.

Специальная тема росписи - образы Радонежских чудотворцев преподобных Сергия и Никона, Михея, Максима Грека, Саввы Стромынского, в том числе редкое изображение архимандрита монастыря Дионисия (Зобниновского).


Отрок Иисус Благословляющий. Роспись малого купола Успенского собора

Центральный купол заполняет образ Христа Вседержителя, в малых изображены Господь Саваоф, Отрок Иисус Благословляющий, образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и святой Иоанн Предтеча, в барабанах - фигуры праотцев и пророков.


Иконостас Успенского собора

По-видимому, одновременно с фресками был создан резной золоченый пятиярусный иконостас, включающий в настоящее время 76 икон. Большинство икон в иконостасе относится к концу XVII в. Иконы неоднократно поновлялись и находятся под записью XIX в.


Тайная вечеря, 1685 г.

В конце XVII в. в написании икон для Успенского собора принимал участие знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Среди них - одна из последних работ иконописца, подписная икона «Тайная вечеря» (1685 г.; в настоящее время находится в музее «Ризница» Троице-Сергиевой Лавры). Исследователи считают, что изображения Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов на Царских вратах также являются работой Симона Ушакова.


Царские врата иконостаса
Успенского собора


В местном ряду слева и справа от Царских врат представлены наиболее ранние памятники, в том числе иконы первоначального комплекса конца XVI в. Храмовый образ «Успение Пресвятой Богородицы», а также иконы «Святая Троица с бытием» и «Благовещение Пресвятой Богородицы» относятся ко времени освящения собора в 1585 г. Иконы «София Премудрость Божия», «Предста Царица одесную Тебе» и «Похвала Пресвятой Богородицы» датируются 30-ми гг. XVII в.


Успение Пресвятой Богородицы. 1585 г.

Внутри собора сохранились два бронзовых литых и чеканных паникадила XVII в. работы мастеров московской Оружейной палаты, подаренные в монастырь представителями рода Яновых.


Центральное паникадило, XVII в.

У западной стены собора, по обеим сторонам главного входа, стоят 5 каменных надгробий, под которыми покоятся: супруга короля Левонии Магнуса королева Мария Старицкая (в монашестве Марфа, +1614 г.) - дочь удельного князя Владимира Андреевича Старицкого; ее дочь королевна Евдокия (+ 1589 г.), архиепископ Рязанский Моисей (+ 1651 г.), духовник царя Михаила Федоровича Романова и одного из ктиторов собора, архиепископ Московский Августин (Виноградский, +1819 г.), митрополит Московский Макарий (Булгаков, + 1882 г.).


Западная стена Успенского собора

Троицко-Успенский собор в Кинешме (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Ансамбль Троицко-Успенского собора в Кинешме можно увидеть на возвышенности на берегу Волги, на территории старого городского укрепления. Комплекс состоит из двух соборов: летнего Троицкого и зимнего Успенского. Это прекрасный и масштабный ансамбль, возведённый в стиле классицизма в 19 веке, и в него помимо двух церквей входят колокольня и дом священника.

В 1938 г. собор был закрыт, затем открыт в 1945 г. и снова закрыт в 1964 г. С этого времени и до перестройки внутри находилась художественная галерея. В наше время все здания комплекса восстановлены, и обе церкви действуют.

Более старый Успенский собор был выстроен в 1745 г. на пожертвования верующих. Спустя столетие собор капитально отремонтировали и спустя несколько десятилетий, очевидно, немного перестроили. Так, купола относятся к рубежу 19-20 веков. Сегодняшний облик собора - это крупный кубической формы храм с пятью нефами и пятью куполами. Каждый неф завершает полукруглая апсида, в западной части к основной конструкции пристроен баптистерий.

Первоначально Успенский собор выглядел довольно скромно и сдержанно, но его позднейшие пристройки уже отражают стилистические веяния позднейшего времени: это обилие декоративных деталей на стенах, узорные решётки в окнах с наличниками, круглые фальш-проёмы в апсидах. Внутри собора можно увидеть росписи масляными красками, а также старинный иконостас из дерева и оригинальные предметы утвари. Стоит обратить особое внимание на деревянную скульптурную композицию над внутренним восточным порталом: это раскрашенное изображение Тайной вечери, сделанное в первой половине 19 веке в народном стиле, немного грубое, но выразительное.

Троицкий летний собор был возведён в 1838 г. Автором архитектурного проекта стал И. Ефимов, член Петербургской академии. Оригинальное здание собора было с одним куполом, но в начале следующего столетия к нему добавились ещё четыре главы. Сегодня собор представляет собой симметричную церковь с пятью полукруглыми куполами и красивыми классическими треугольными портиками. Их поддерживают колонны с дорическими капителями. В интерьере Троицкого собора также можно увидеть росписи маслом, самые ранние из которых датируются серединой 19 века.

Лучший вид на собор открывается с реки.

Особенно выделяется стройная пятиярусная колокольня собора, построенная в 1798 г. Она считается одной из наиболее живописных в Ивановской области. Это классическая русская колокольня того периода с дорическими колоннами и элементами барокко, сужающаяся к верху.

Также к Троицко-Успенскому собору относится каменная часовенка, которая стоит над братским захоронением жителей Кинешмы, защитников города, погибших в 1906 г. при польском нашествии Лисовского.

В числе наибольших ценностей собора - Фёдоровская икона Божьей Матери, написанная при царствовании Михаила Фёдоровича, а также Новый завет того же исторического периода, который был напечатан при патриархе Филарете.

С 1960 г. собор причислен к охраняемым памятникам федерального значения.

Священник Димитрий Грудогло в конце 1990-х он был основателем православной школы в Кинешме. Тогда, почти 20 лет назад, к молодому активному батюшке, приехавшему в город из Юрьевца, потянулись верующие, и с их помощью он взялся за восстановление сразу нескольких храмов. Реставрация продолжается и по сей день. Сейчас отец Димитрий — ключарь кафедрального Троицко-Успенского собора, а еще — отец шестерых детей, каждый из которых по-своему талантлив.

Летним солнечным утром отец Димитрий уже в соборе. В руках не смолкающий ни на минуту мобильный телефон, на лице спокойная дружелюбная улыбка. Батюшка в храме давно, с раннего утра: распоряжается ремонтом, дает указания рабочим. Ему помогает и супруга, матушка Надежда. А в соседнем с храмом небольшом домике трудится одна из младших дочерей, Лера. Она учится печь просфоры.

— Это очень сложное занятие, и специалистов, которые бы хорошо умели печь просфорки, мало: на всю Кинешму — всего два человека. Поэтому я бы очень хотел, чтобы Лера научилась этому ремеслу, — рассказывает отец Димитрий.

В домике прохладный полумрак, который бывает в жару в помещениях с маленькими окнами. Сладко пахнет тестом. На противнях, заботливо укрытых белой тканью, подходят уже сделанные просфорки. А на большом столе Лера помогает старшей служительнице печатать рисунки на небольших круглых кусочках теста, напоминающих монеты. Затем эти кружки будут накладывать на просфоры, которые подходят рядом под тканью, и выпекать в печи. Получатся аккуратные «грибочки».

Пока ждем, когда освободится Лера, разговариваем с матушкой Надеждой в тени деревьев у храма.

— Мы и не знали, что нам медаль полагается, — рассказывает она. — Соцзащита попросила оформить какие-то документы на награду, ну мы оформили и забыли. А когда пришла новость о том, что нас будут награждать, совсем растерялись. Я даже не верила сначала, что указ сам Путин подписал. Сегодня звонили из соцзащиты, сказали, что награждение состоится 8 июля — в День Петра и Февронии. Конечно, мы рады очень, но это так неожиданно…

Дом семьи Грудогло находится на окраине города, ехать от храма туда минут 10.

— Хотя бы пообедаю дома, — рассуждает отец Димитрий. — А то порой на обед времени не остается. Сейчас занимаемся реставрацией кафедрального собора. Раньше в нем была картинная галерея, в 1990-х годах она переехала, а здание так и не ремонтировалось капитально. Наконец-то дошли руки. Там сохранилась старинная роспись, жаль ее терять.

И снова звонит телефон. Батюшка дает распоряжения, выбирает стройматериалы, назначает и переносит встречи. Работа кипит даже в его отсутствие.

У ворот дома священника нас встречает маленькая Анюта в цветастом сарафане. Она еще не ходит в школу и ее главное увлечение, по словам батюшки, — шопинг. Вот и сейчас, деловито поинтересовавшись, кто хочет лимонаду, и, получив деньги, она с удовольствием отправляется в ближайший магазин.

Дом у семьи Грудогло небольшой, но уютный. На первом этаже — общие помещения: прихожая, кухня, гостиная с пианино, на котором играют дочери Катя и Лера (они посещают музыкальную и художественную школы), спальня родителей. На втором — комнаты детей.

— Старшему сыну уже 22, он дизайнер, — рассказывает матушка Надежда, показывая дом и приглашая меня в комнату Алексея. Здесь везде развешаны написанные им пейзажи, а у стены стоит огромная старинная икона, с которой чуть облупилась краска. — Он не только рисует, но и реставрирует иконы, расписывает храмы. 3 месяца работал в Иерусалиме, но вернулся домой — очень скучал по родине. Сейчас он в командировке. Вся семья собирается у нас только по выходным, да когда гости приходят.

В этот дом семья переехала 6 лет назад, и это, по словам матушки, был уже 11-й переезд. Жить приходилось по-разному, в том числе в двухкомнатной квартире матери батюшки, монахини Василисы. Тогда у Грудогло было уже пятеро детей. Спали на полу и даже на кухне. Но теперь те времена и дети, и взрослые вспоминают с улыбкой. Матушка Василиса, также, как и пожилая няня Ирина Васильевна — члены большой семьи, им всегда почет и уважение.

— У нас так: если дома я, я — за главного. Если меня нет, главная — матушка, если ее нет, то главный кто-то из старших, даже, бывает, старшие дети, — поясняет отец Димитрий.

— Да, у нас в семье престол переходящий, — шутит сын Иван, заглядывая на кухню. Он с утра собирается пойти в школу, чтобы узнать результаты недавно сданного ЕГЭ, но его уговаривают сначала пообедать.

Перед обедом вся семья обязательно молится. День сегодня постный, потому и в меню рыба вместо мяса. А в остальном обед проходит как в обычной большой семье — с шутками, веселыми историями.

— Расскажите, как начиналась история вашей семьи, как вы познакомились?

— Нас познакомили, — отвечает батюшка. — На Руси раньше была такая традиция — знакомить будущих супругов, и мне это очень нравится. До наших времен, обычай, конечно, не дошел, но наша семья сложилась именно так. Был у меня хороший знакомый, священник, друг отца, который однажды пригласил меня поехать в Нижний Новгород, чтобы выбрать невесту.

— То есть вы уже были настроены на брак?

— Конечно. Мне было 26 лет, я заканчивал семинарию, и уже знал, что стану либо монахом, либо священником, но для последней должности я должен был жениться. Надежда была из верующей семьи, заканчивала техникум. Мы познакомились, стали дружить, вели переписку, так как жили в разных городах. Через полгода я сделал ей предложение. Но звучало оно не «Будь моей женой», а «Готова ли ты стать матушкой?». Она ответила согласием. И с тех пор, вот уже много лет, несет эту нелегкую «службу». Семья священника, особенно сейчас, является для всех неким образцом семьи. К нам относятся дружелюбно, но всегда с повышенным вниманием. В семье священника и матушка должна быть примером, и батюшка, и даже от детей ждут чего-то невероятного. Когда в школе объясняешь, что наши дети обычные, могут и пошалить, и плохих оценок нахватать, вроде кивают, но все равно звание «сын священника» или «дочь священника» накладывает отпечаток на отношение к ним.

— А что, на ваш взгляд, самое сложное в воспитании детей?

— Думаю, сложного нет ничего. Нужна любовь. И тогда все получится. Ведь даже самая легкая работа может показаться трудной, если ее не любить, — отвечает батюшка.

— В плане ведения домашнего хозяйства мне сложнее всего распределять обязанности детей, — подхватывает матушка. — Меня с детства приучили не сидеть без дела, поэтому и сейчас я стараюсь все делать сама, а это неправильно, ведь многое можно перепоручить взрослым детям, и пользы будет больше. А дел в большой семье, сами понимаете, очень много. Одних стирок бывает по три в день…

Прибегает из магазина маленькая Анюта. На обратном пути донести тяжелый лимонад ей помог старший брат Петя. Кухня наполняется веселым гомоном. Лимонад разливают по стаканам. Старшие мальчишки собираются идти купаться, девочки садятся за пианино.

— Летние дни у нас заполнены досугом, — говорит матушка. — Зимой дел много: там и учеба, и спорт (мы на лыжах очень любим кататься), и домашние задания. Встаем рано, ложимся тоже рано. А летом больше отдыхаем. Жаль, девочки еще ни разу не были на море. Съездить отдохнуть ввосьмером, как понимаете, очень дорого, да и батюшка время не всегда может найти. Но в этом году уже приценивались к билетам в Симферополь. Очень надеюсь, что получится съездить.

Телефон отца Димитрия, замолкавший на время обеда, опять все чаще начинает звонить. Батюшка собирается обратно в храм. Его рабочий день продлится до позднего вечера. С ним едет и Лера, которая продолжит выпечку просфор. Вечером вся семья снова встретится за столом, чтобы поужинать и рассказать друг другу, как прошел день.

Кинешемский Троицко-Успенский кафедральный собор Кинешемской епархии , храмовый комплекс соборного прихода города Кинешмы

Троицко-Успенский собор на деле представляет из себя архитектурный ансамбль из двух кафедральных соборов - Троицкого и Успенского, колокольни и дома священника. Он расположен на высоком берегу Волги, на территории бывшей кинешемской крепости. Композиционно ансамбль слагается из развитых приземистых объёмов церквей, расположенных на одной оси (Успенский собор на востоке, Троицкий - на западе) и связанных между собой лаконичной вертикалью колокольни. Этим зданиям аккомпанирует простая и единообразная двухэтажная обстройка. Взаимное расположение зданий ансамбля и кварталов окружающей застройки образует две площади: внутреннюю - замкнутую, ограниченную объёмами церквей, дворовыми постройками и оградой (юго-западный угол ограды заменяет каменная сторожка); и внешнюю - ограниченную с трёх сторон Троицким храмом и кварталами городской застройки. С северной стороны площадь открывается на Волжский бульвар. Ансамбль имеет крупный масштаб, характерный для площадей эпохи классицизма . Архитектура сооружений обладает высоким художественным совершенством, великолепно использованы природные особенности местности. Ансамбль хорошо просматривается со стороны реки и доминирует над окружающей застройкой, являясь главной архитектурной достопримечательностью Кинешмы.

Возникновение соборного ансамбля

Первой постройкой будущего соборного комплекса стал летний кирпичный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы . Храм был построен в году на средства прихожан. Основным вкладчиком в его строительство выступил соборный дьячок И. А. Попов. В году была возведена стройная колокольня , в облике которой явно ощущаются костромские архитектурные традиции. В начале XIX века к западному фасаду Успенского собора был пристроили низкий притвор .

В середине XIX века территория комплекса была обнесена каменной оградой с кованой железной решёткой и тремя воротами. В году к Успенскому собору были пристроены два придела: правый во имя благоверного великого князя Александра Невского и левый во имя равноапостольного великого князя Владимира . В году в Успенском соборе был произведён капитальный ремонт, сделан новый иконостас и подновлена настенная роспись. В году, по-видимому, была перестроена центральная часть церкви. В начале века были надстроены два боковых придела . К этому же времени относится и возведение куполов на кровле собора, пропорции и характер архитектурного решения которых типичны для эклектических веяний архитектуры той эпохи. Также в начале XX века на однокупольном Троицком соборе были возведены ещё четыре главы на массивных барабанах. Около тех лет появилась и каменная сторожка.

Поругание и восстановление

Соборы были закрыты в году и превращены в гаражи, но в году вновь открыты. По другим данным Успенский собор был закрыт с по год: в то время произошло его разграбление, исчез мраморный иконостас. В году соборный ансамбль был выявлен как памятник культовой архитектуры и поставлен на государственный учёт, а с года находился под государственной охраной как памятник республиканского (федерального) значения.

В году Троицкий храм подвергся разграблению и осквернению. Многие древнейшие иконы были сожжены на соборной площади. Троицкий собор был вторично закрыт в году. В году в нём была проведена реставрация - были восстановлены разрушенные ранее четыре барабана и перекрыт купол центрального барабана.

Тем временем Успенский собор продолжал действовать. С по год приходским советом Успенского собора в нём четырежды производилась реставрация и промывка центрального придела. Был расписан центральный купол, а в году - левый и правый приделы. Были выполнены также три резных иконостаса и вызолочены с добавлением лепки на колоннах.

В году на территории ансамбля были снесены все деревянные хозпостройки и на их месте, вдоль южной ограды построены два одноэтажных здания из кирпича. До года в Троицком соборе размещалась картинная галерея, после чего храм и прочие постройки соборного ансамбля были возвращены Русской Православной Церкви . Соборный комплекс получил наименование "Троицко-Успенского собора", ставшего главным кафедральным собором образованной в году Кинешемской епархии . Канцелярия разместилась в бывшей соборной сторожке.

Храмы, архитектура

Успенский собор

Летний кирпичный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы является крупным храмом соборного типа, архитектура которого, развивающая древнерусские традиции, характерна для провинциального зодчества. Собор представляет собой пятинефный (первоначально был трёхнефным), пятикупольный , шестистолпный храм. В объёмно-пространственном отношении это кубический двусветный четверик под четырёхскатной кровлей к которому по бокам примыкают два поздних пониженных придела . Каждый из пяти нефов заканчивается полуциркульной в плане апсидой ; две придельные апсиды отодвинуты западнее трёх высоких апсид главного алтаря. Перед западным фасадом к главному входу пристроен удлиненный объём баптистерия , завершённый скруглённой папертью . Основной объём храма перекрыт системой сомкнутых и цилиндрических с распалубками сводов и куполов , имеющих снаружи шлемовидную форму и опирающихся на цилиндрические световые барабаны , прорезанные четырьмя (центральный - шестью) оконными проёмами. Система перекрытий поддерживается несущими стенами и опорными столбами. Боковые нефы перекрыты системой цилиндрических сводов и распалубками, апсиды - сферическими полукополами.

Декоративное убранство фасадов главного объёма лаконично и традиционно: гладкие оштукатуренные стены, арочный фриз , простой уголковый карниз; углы декорированы пилястрами . Поверхность световых барабанов гладкая, нерасчленённая. В невысоком аттике - арочные нишки на месте закомар . Боковые фасады четверика закрыты приделами, и его редко расположенные высокие оконные проёмы видны лишь на западном фасаде и на основных апсидах: в нижнем ярусе они везде прямоугольные, в верхнем ярусе на западном фасаде - арочные; все эти проёмы помещены в довольно глубокие арочные ниши. В верхнем ярусе основных апсид - крупные восьмиугольные окна. Апсиды приделов обработаны дощатым рустом . Нижние окна здесь арочные, верхние - круглые, в ленточных наличниках . Боковые фасады приделов характеризует дробность композиции и сухость декора, свойственные периоду эклектики . Поверхность стен сильно расчленена фигурными пилястрами, колонками, ширинками и другими деталями. Притвор выполнен в стиле провинциального классицизма . В западной скруглённой части притвора расположены три широких арочных дверных проёма; средний выделен двухколонным тосканским портиком с пологим фронтоном. Средний неф шире ближайших боковых, но уже придельных; он ограничен с каждой стороны четырьмя столпами (два квадратных, остальные восьмиугольные). Между ними и стенами перекинуты арки, делящие пространство храма на ячейки, перекрытые лотковыми сводами. Алтарные апсиды имеют цилиндрические своды, переходящие в конхи . Над притвором - низкий коробовый свод с распалубками над окнами.

Интерьеры собора расписаны масляной живописью на библейские сюжеты. Сохранился деревянный резной иконостас , металлическая утварь, люстры и прочее убранство начала века. Во всех приделах Успенского собора устроены святые престолы и жертвенники художественной работы. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30х15х7,5 см.

Троицкий собор

Зимний кирпичный собор во имя Живоначальной Троицы это крупное монументальное здание, крестообразное в плане, решённое в формах позднего классицизма . Собор представляет собой квадратный четверик под низкой четырёхскатной кровлей завершённый крупным центральным световым барабаном и четырьмя поздними ложными на углах; все они увенчаны пологими куполами . На востоке к четверику примыкает полукруглая апсида чуть меньшей высоты, к боковым стенам - четырёхколонные портики дорического ордера . На западе аналогичный портик слегка выдвинут за счёт небольшого притвора и возвышается на подиуме, к которому ведут шесть ступеней.

Строгие, гладко оштукатуренные фасады венчает антаблемент дорического ордера. В алтарной апсиде он является завершением, в портиках - основанием для фронтонов, а на четверике - для высокого аттика . Арочные окна помещены в неглубокие ниши той же формы. Карниз центрального барабана включает фриз , декорированный тонкими ступенчатыми кронштейнами. Окна барабана, аналогичные четверику, завершены архивольтами , опирающимися на импосты , и объединены проходящей на уровне импостов профилированной тягой.

Внутреннее пространство собора четырёхстолпное . Центральный барабан опирается на подпружные арки и паруса. Алтарь перекрыт конхой , угловые компартименты - крестовыми сводами , рукава креста имеют плоские перекрытия. Внутренние и наружные поверхности стен оштукатурены.

Масляная роспись на сводах, подпружных арках и в люнетах рукавов выполнена в середине XIX века, на куполе, барабане и в парусах - в конце того же века. Вся живопись поновлялась в начале века. Стиль первоначальных росписей, выдержанных в приглушённых тёплых тонах (коричневатых, тёмно-красных и розоватых), можно определить как переходный от классицизма к академической манере. Это проявляется в уверенном, но мягком рисунке, где порой разворот фигуры анфас сочетается с профилем лика; в многофигурных, часто довольно глубинных композициях. Живопись в куполе в холодных разбелённых тонах выполнена в духе позднего академизма. В куполе изображен Господь Саваоф , в простенках барабана - апостолы и избранные святые , в нижней части барабана - четыре композиции на библейские сюжеты, в парусах - евангелисты . На склонах сводов, в рукавах креста написаны евангельские события (исключая восточные склоны северного и южного рукавов, где изображены архангел Михаил и сюжет "Похвала Пресвятой Богородицы ". Стенописью украшены и люнеты в торцах рукавов. На склонах подпружных арок - гризайльные фигуры архангелов . Все композиции заключены в пышные псевдобарочные обрамления с картушами ., над которой поднимаются ещё два четверика, увенчанные вазообразной главкой и высоким шпилем. Стены нижнего яруса покрыты дощатым рустом , веером сходящимся к арочным проёмам (на северном и южном фасадах) и нишам (на западном и восточном). По сторонам арок помещены по две пилястры и по одной - на западающих флангах фасадов. В последующих ярусах в декоре использованы трёхчетвертные колонны тосканского ордера : на фасадах второго и третьего ярусов - это четырёхколонные портики, в четвёртом - двухколонные. Усложняют пластику объёмов аналогичные колонны на углах ярусов - в духе барокко . Во втором ярусе портики завершены треугольными фронтонами, в четвёртом роль фигурных фронтонов играют обрамления люкарн. Внутреннее пространство первого яруса колокольни вытянуто по оси север-юг. В толще западной стены размещена внутристенная лестница, в противоположной стене устроена шахта.

Сторожка

Небольшое одноэтажное здание, архитектура которого характерна для периода эклектики . Кирпичные стены побелены по кладке. Прямоугольный объём завершён двускатной кровлей с оригинальным перспективным фронтоном-щипцом; в его вершине - крупное прямоугольное подвышение. В разрыве венчающего карниза помещён выложенный в кирпиче крест. По углам фасадов - широкие огибающие лопатки. Тонкая тяга проходит в основании окон - небольших, с лучковыми перемычками, - в простых рамочных наличниках.

Ограда с воротами

Прясла ограды подняты на высокий кирпичный и оштукатуренный цоколь. Квадратные столбы увенчаны низкими шатриками с вогнутыми гранями. Металлическая решётка представляет собой вертикально поставленные прутья-пики, соединённые волютообразными завитками (вдоль набережной - кольцами), в цоколе и в основании столбов помещены филёнки. Двое ворот (обращённые к Советской площади и к набережной - Волжскому бульвару) представляют собой простую арочную конструкцию, несущие столбы которой оформлены неглубокими арочными и прямоугольными нишками. Главные ворота, ориентированные на Советскую улицу, решены в виде массивных прямоугольных пилонов, прорезанных арочными проёмами калиток (полотнища ворот и калиток не сохранились). Арки дополнены архивольтом

  • Богданов Александр Витальевич, "Успенский кафедральный собор", сайт Русские Церкви :
    • http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=ivanovo&page=211
  • "О соборе", блог Кинешемского Троицко-Успенского собора:
    • http://kinsobor.blogspot.ru/p/c.html (материал использован частично)
  • "О храме", официальный сайт прихода Кинешемского Троицко-Успенского кафедрального собора:
  • Создание Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры тесно связано с именем Ивана Грозного. Храм был построен по образцу одноименного собора в Московском Кремле, однако в результате получился более масштабным по размерам. Некоторые историки, краеведы предполагают, что таким сходством подчеркивалось единство государственной и патриаршей власти. Внешняя красота пятиглавого храма притягивает внимание и порождает непреодолимое желание заглянуть внутрь.

    История создания Успенского собора

    В российском государстве, так уж повелось, практически во всех русских городах возводились крупные храмы в честь Успения Пресвятой Богородицы, они считались главенствующими соборами. Иван Грозный посчитал несправедливым, что в святая-святых - месте поклонения и развития русской православной церкви, не существует такого храма. Именно поэтому строительство важного объекта на территории Лавры имело государственное значение. К сожалению, имя архитектора и точные сроки постройки собора неизвестны. Однако, по предположениям ученых, закладка первого камня состоялась в 1554 году. Это событие не обошла вниманием вся царская семья. По мнению историков, у Ивана Грозного была мысль о том, что он возведет главный собор в монастыре. Однако, его планам не суждено было сбыться. Строительство затянулось на долгие 26 лет. Царю так и не удалось при жизни увидеть величавый собор, увенчанный пятью колоколами.
    Первоначальный вид Успенского собора был изменен. Связаны эти изменения были с разными историческими событиями. В частности, в XVIII веке центральный купол был покрыт листовым червонным золотом. Примерно через 100 лет его отделали золоченой медью, а четыре крайних купола были покрашены в голубой цвет и декорированы звездами в цвет золота. Стоит отметить, что таким образом украшались купола на многих храмах, посвященных Богородице. Именно такой вид пятиглавого собора сохранен до наших дней. Внутри роспись стен появилась не сразу, а лишь в 1684 году. Внутренние стены расписывали мастера Ярославской иконописной мастерской Дмитрия Плеханова. Иконостас несколько раз обновлялся и дополнялся иконами.
    В середине XIX века возник риск обрушения части собора: после проведения работ по ликвидации Писаревского пруда, находившегося неподалеку, подземные воды начали разрушать грунт, и по стене пошли трещины. Реставрационные работы, начатые в 1940-х годах, продолжались более 20 лет. За это время удалось очистить фрески, вернуть первоначальный вид позакомарному покрытию, на нижнем ярусе - восстановить проемы окон, спасти от разрушения треснувшие стены собора на цокольном этаже.

    Архитектурные особенности

    Собор представляет собой пятикупольное и пятиапсидное сооружение из кирпича. Стены - очень массивные, их толщина более 2 метров. Их украшают кокошники, поддерживаемые массивными лопатками, выступающими почти на метр, а также декоративные арки. Скромность и простота декора позволяют направить внимание на ярко-синие купола, декорированные золотыми звездами.
    С западной стороны к стене собора была пристроена открытая паперть, которая просуществовала до конца XVIII века. Затем здесь появилось крыльцо, украшенное росписями.
    Слева от парадного входа в собор расположена усыпальница семьи Годуновых, сооруженная в 1782 году. Она представляет собой каменную палатку, примыкающую к стене собора. Внутри небольшого сооружения находятся гробницы Бориса и Марии Годуновых, а также их сына Федора и дочери Ольги.

    Внутреннее убранство собора

    Внутри Успенский собор необыкновенен. Своды храма крепятся на шести пилонах, имеющих в сечении форму прямоугольника. Оконные проемы - довольно большие. Это позволяет насытить солнечным светом огромное помещение.
    Мало кто знает, что собор имеет 4 престола. Все потому, что три из них скрыты в алтаре главного: боковые приделы планировались при строительстве храма, возведены в честь великомучеников Федора Стратилата и Ирины. Придел в честь святителя Николая появился позднее, когда в Троицком монастыре люди повально гибли от цинги. Существует легенда, что именно Николай Чудотворец помог остановить страшную эпидемию в начале XVII века.
    Первоначальный иконостас собора не сохранился, на его месте сейчас находится большой резной иконостас, имеющий пять ярусов. Иконы, которые в нем содержатся, написаны в разное время. Самые древние - ровесники храма. Сегодня иконостас насчитывает более 75 икон.
    Стены и столпы собора украшены фресковой живописью. Вся стенопись смотрится удивительно лаконично и ярко. Сюжеты, которые легли в основу - совершенно разные. Это евангельская тема, "Страшный суд", Вселенские Соборы, изображения образов Радонежских чудотворцев, некоторых русских святых княжеского происхождения.
    Внутри куполов также имеется роспись, которая очень органично вписывается в общий вид росписи стен. С центрального купола на прихожан словно по-настоящему смотрит Христос Вседержитель, настолько реально выглядит изображение! В малых куполах изображены Господь Саваоф, Богородица, Иоанн Предтеча и Иисус Благословляющий. Купольные барабаны расписаны образами пророков и праотцов.
    Внутри собора находятся 5 надгробий, скрывающих захоронения двух архиепископов - рязанского Моисея и Московского Августина, митрополита Московского Макария. Еще две каменные плиты - усыпальницы королевы Левонии Марии и ее дочери Евдокии.

    Святыни Успенского собора

    Успенский собор хранит ценнейшие святыни: одной из них является деревянная рака Сергия Радонежского. Именно в ней было изначально погребено тело Святого. Располагается сохранившаяся часть гроба у южной стены храма, специально для святыни соорудили стеклянный саркофаг.
    Не менее ценными являются два паникадила, выполненные в XVII веке умельцами московской Оружейной палаты. Они изготовлены из бронзового литья и отчеканены.
    Тысячи туристов идут в Успенский собор , чтобы поклониться святым мощам преподобного Максима Грека и святителя Иннокентия, которые находятся здесь.
    Успенский собор по праву считается одним из самых красивых храмов на территории Троице-Сергиевской Лавры. Его огромные ярко-синие купола сразу притягивают внимание и порождают сильное желание подойти поближе и зайти внутрь. Внутри храм не менее красив, поэтому нужно воспользоваться случаем и насладиться сочетанием красоты, величавости и простоты.