Гостевая автостоянка сколько помещает машин. ВС РФ: жильцы многоквартирного дома не вправе использовать гостевую автостоянку во дворе дома для постоянной парковки своих автомобилей

Прецедентное решение вынес Верховный суд РФ, отметив, что жители многоквартирного дома не вправе использовать «гостевые парковки» для постоянной стоянки своих машин.

Подобное решение в будущем существенно осложнит жизнь автовладельцев, если с ними по соседству окажется человек, кого раздражает постоянная парковка во дворе многоквартирного дома. А такие соседи есть практически в каждом жилом доме.

С чего все началось?

Началось все с иска некоего гражданина, который решил оспорить пункты 2.3 (допускающие размещение гостевых стоянок авто во дворах) и 2.10 (запрещающий размещение иных автостоянок, кроме гостевых) СанПин 2.1.2.2645-10, устанавливающего требования к условиям проживания в жилых сооружениях. Указанные пункты устанавливают, что во дворах многоквартирных домов могут размещаться гостевые автостоянки.

Ниже приведены скриншоты содержания спорных пунктов.

Заявитель же оспаривал данные пункты, полагая их противоречащими ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поскольку:

  • Так называемые «гостевые» стоянки жители домов используют для постонной парковки своих автомобилей на длительный срок;
  • Не соблюдаются установленные СанПин разрывы между детскими площадками, тротуарами, проходами и т.д.
  • Нарушаются требования ФЗ «Об охране окружающей среды», поскольку постоянные парковки во дворах ведут к повышению уровня вредных веществ в воздухе№
  • Свободная парковка во дворах повышает риск угрозы террористического характера.

Фактически, гражданин оспаривал положения СанПина с той позиции, что они позволяют жильцам дома устраивать постоянные парковки, ориентируясь на разрешенные СанПином «гостевые» стоянки. И, якобы, именно указанные пункты позволяют жителями использовать гостевые парковки как постоянные.

Что же решили суды?

Верховный суд по первой инстанции в иске гражданину отказал, дав пояснение, что оспариваемые заявителем положения СанПин не противоречат ни законодательству о защите окружающей среды, ни нормам закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Все необходимые процедуры при подготовке нормативного акта соблюдены, он утвержден главным санитарным врачом страны.

Никаких комментариев о допустимости или недопустимости парковки Верховный суд, по первой инстанции, в своем решении не дал.

Истец решением остался не доволен, после чего подал апелляцию в Коллегию, которая уже в составе тройки судей вынесла определение от 1 ноября, где, помимо подтверждения позиции судьи по первой инстанции, дополнительно прокомментировал доводы заявителя в части использования гостевых парковок как постоянных.

Приводим ниже выдержку из определения ВС РФ.

Таким образом, Верховный суд отметил, что если жильцы используют гостевые парковки во дворе своего многоквартирного дома для постоянной стоянки автомобилей, то они нарушают требования СанПин в этой части. При этом положения СанПина не являются противоречащими закону.

Скачать судебный акт полностью вы можете по ссылке ниже.

Какие последствия будет иметь определение Верховного суда?

Фактически, Верховный суд лишь еще раз продублировал в своем судебном акте прописную истину, указав на очевидный запрет по требованиям СанПин на организацию постоянных стоянок во дворе. Однако у вердикта суда могут быть и другие последствия, о которых нам расскажет наш автоюрист, Николай Марков .

Автоюрист Николай Марков

СанПин действительно запрещает во дворах многоквартирных домов устраивать парковки, не соответствующие требованиям. Если ранее кто-то пытался оспорить право жильцов ставить свои машины во дворе, то суды формально проверяли отступы от детских площадок и ряд других требований, получали заключение от муниципалитета или градостроительной комиссии и отказывали в иске. Но теперь же все недовольные переизбытком автомобилей жильцы могут идти в суд и ссылаться на позицию Верховного Суда. Все, что им нужно, лишь представить доказательства постоянного использования гостевых парковок жильцами дома.

Какой результат это повлечет – вполне понятно. Конфликты, множество «дворовых войн» и другие социальные перипетии. Однако в случаях явного злоупотребления жильцами дома правом на парковку, например – регулярным длительным прогревом автомобиля под окнами – их вполне можно будет привлечь к ответственности и запретить постоянно парковаться во дворе дома.

Вот только подобные инициативы получат свое распространение не только из-за нарушений прав автовладельцами, а банально из вредности со стороны других жильцов.

Решение Верховного суда России фактически говорит о том, что гостевые парковки около многоквартирных домов в их нынешнем виде используются вопреки СанПиН. То есть автовладельцы, которые держат на таких парковках автомобили, и даже управляющие компании, могут быть оштрафованы. Большой и подробный материал об этом размещен на портале Росквартал . Попробуем пересказать историю покороче, а также понять, чем все это может нам грозить.

Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.

Гостевыми парковками считаются открытые площадки, предназначенные для автомобилей посетителей жилой застройки. Их обустройство допускают нормы СанПиН. Но с некоторыми оговорками: «на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых» .

Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции, отметила, что в Федеральных законах нет запрета на размещение гостевых стоянок автотранспорта на территории жилых зданий. На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.

Истец не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ. При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта. Суд также отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил.

В итоге суд отказал истцу в том, чтобы признать гостевые парковки незаконными, но его апелляционное определение позволяет сделать несколько выводов, которые касаются не только собственников помещений в доме, но и управляющих организаций.

На придомовой территории многоквартирного дома можно устраивать гостевые стоянки автотранспорта , то есть временные места для автомобилей посетителей жилфонда. Но вот использование жителями дома гостевой парковки для стоянки автотранспорта незаконно и может повлечь привлечение собственников автомобилей и даже управляющих организаций к административной ответственности по статьям 6.3, 6.4 КоАП РФ.

Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.

Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома:

Расстояние от дома до парковки зависит от количества автомобилей, которые планируется на ней расположить:

  • для 10 автомобилей – не менее 10 метров от МКД;
  • для 11-50 автомобилей – не менее 15 метров;
  • для 51-100 автомобилей – не менее 25 метров от дома.

Непосредственно перед окнами жилых домов машины ставить нельзя – такие парковки не соответствуют санитарным нормам.

Если парковка организована на придомовой территории, она не должна создавать препятствий для передвижения пешеходов и проезда автомобилей, в том числе – спецтранспорта.

И вот еще, очень важное: проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.

Таким образом, можно констатировать: в подавляющем большинстве случаев парковки возле многоквартирных домов в Костомукше – вне закона , по разным причинам, а то и по сумме причин. В половине дворов никаких парковок нет вообще, машины стоят где попало, в том числе под самыми окнами. А если есть, то все они оформлены как гостевые, то есть автовладельцев можно штрафовать за использование их как постоянных стоянок для личных авто. Но собственники могут принять решение о том, чтобы оформить землю под домом и придомовую территорию в общую собственность МКД, а гостевым парковкам придать статус автостоянок. Боюсь, в этом случае выяснится, что этого сделать нельзя, поскольку не будут соблюдено установленное санитарными нормами расстояние между стоянкой и домом.

Попали, в общем. Особенно те, кто в свое время выбивали в администрации разрешения на гостевые парковки, вкладывали немалые деньги в их обустройство и резонно полагали, что тем самым «купили» себе парковочное место во дворе.

Остается лишь надеяться на то, что известная максима «суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения» сработает и на этот раз. А еще круговая порука. Я просто так и представляю себе сотрудника, например, полиции, который идет оформлять протоколы на жителей домов, но при этом его собственное авто точно так же стоит на гостевой парковке возле дома. Или сотрудника администрации, который в свое время выдавал разрешение на организацию гостевой парковки, прекрасно понимая, что здесь будет стоянка для личных авто собственников МКД.

В общем, думаю, паниковать пока рановато. Но принять к сведению имеет смысл.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Парковка машин во дворе МКД остаётся предметом споров между автовладельцами и жителями дома, которых не устраивает размещение стоянки на придомовой территории. Рассказываем о новом определении ВС РФ по вопросу организации во дворе жилого дома гостевой стоянки и её использования для постоянной парковки транспорта.

Собственник посчитал гостевые парковки нарушением законодательства

Житель многоквартирного дома обратился в Верховный суд РФ, чтобы оспорить законность права собственников устраивать на придомовой территории гостевые автостоянки.

Гостевыми парковками считаются открытые площадки, предназначенные для автомобилей посетителей жилой застройки. Их обустройство допускаютп. п. 2.3, 2.10 СанПиН 2.1.2.2645-10 :

  • отводимый под строительство МКД земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории, в том числе с размещением гостевых стоянок автотранспорта;
  • на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, а также автостоянки, кроме гостевых.

Не согласный с таким подходом к организации придомовой территории МКД, собственник попытался через суд признать эти пункты Санитарных правил и норм частично недействующими.

Истец заявил, что организованные во дворе гостевые автостоянки на самом деле используются жителями для постоянной парковки своих автомобилей. При этом парковки организуются без разрывов между парковочными местами и фасадом дома, детскими площадками. Отсутствие разрывов нарушает требования, предъявляемые к качеству воздуха и уровню шума в районе жилой застройки.

Организованная гостевая парковка во дворе, по словам истца, нарушает права граждан на благоприятные условия жизни и на защиту от негативного воздействия окружающей среды (ст. 8 № 52-ФЗ , п. 1 ст. 11 № 7-ФЗ). Оставленные в непосредственной близости от жилого дома автомобили также нарушают требования к антитеррористической безопасности жилфонда и граждан, изложенные в № 35-ФЗ .

Федеральное законодательство не запрещает организацию гостевых парковок

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ, рассматривая дело в первой инстанции , уделила внимание отсутствию противоречий между оспариваемыми пунктами СанПин и требованиями актов, имеющих большую юридическую силу.

На этих основаниях суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении его иска, оставив без рассмотрения доводы об эксплуатации жителями многоквартирного дома гостевых стоянок в качестве постоянных.

Использование гостевых автостоянок для постоянного размещения машин незаконно

Собственник не согласился с таким выводом суда и подал жалобу в апелляционную коллегию ВС РФ . Он настаивал на том, что оспариваемые предписания СанПиН не обеспечивают соблюдения права на охрану жизни и здоровья человека, благоприятную среду обитания.

Также истец указал на то, что суд первой инстанции ошибочно сослался на ч. 3 ст. 35 ГрК РФ , в которой говорится о возможности размещения в жилых зонах стоянок автомобилей. Размещение таких стоянок допускается лишь за пределами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Апелляционная коллегия ВС РФ согласилась с решением первой инстанции: оспариваемые пункты СанПиН 2.1.2.2645-10 не противоречат федеральным законам РФ, поскольку в них нет запрета на организацию автостоянок на придомовой территории многоквартирного дома.

При втором рассмотрении дела ВС РФ дал оценку и доводу истца о том, что гостевые парковки по факту используются жителями многоквартирных домов как постоянные автостоянки для личного транспорта.

Суд отметил, что это является нарушением положений Санитарных правил, но не свидетельствует о незаконности оспариваемых пунктов СанПиН. Апелляционная коллегия ВС РФ также отказала истцу в удовлетворении иска.

УО и жители дома могут организовать автостоянку по решению общего собрания

Рассмотренное апелляционное определение Верховного суда РФ позволяет сделать несколько выводов, которые касаются не только собственников помещений в доме, но и управляющих организаций:

  1. На придомовой территории многоквартирного дома можно устраивать гостевые стоянки автотранспорта, то есть временные места для автомобилей посетителей жилфонда.
  2. Использование жителями дома гостевой парковки для стоянки автотранспорта незаконно и может повлечь привлечение собственников автомобилей и даже УО к административной ответственности по ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП РФ .

Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ.

Проводить на придомовой территории какие-либо работы, в том числе по созданию автостоянки, можно лишь в том случае, если участок поставлен на кадастровый учёт и включён в общее имущество многоквартирного дома.

Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома в соответствии с

В завершение хотелось бы сказать, что парковка во дворе многоквартирного дома — штука достаточно простая, особенно если поблизости имеется специально отведённое для этого место. Если же нет, то вполне возможно, что рядом есть платная стоянка, там ваша машина будет в надёжных руках. Конечно, правила парковки во дворах жилых домов нужно соблюдать. Так вы лишите себя проблем и никому не нужных ссор с соседями. Безусловно, если транспорт поставить некуда, то постарайтесь, чтобы он хотя бы не мешал окружающим, а остальное уже не ваша забота.

По сути, от этого никуда не деться. Вряд ли удастся добиться того, чтобы вам сделали еще с десяток парковочных мест во дворе. Следовательно, нужно либо использовать платную парковку, либо ставить машину в гараж. Но если нет ни того ни другого, а транспорт всё же необходимо куда-то поставить, то нужно искать место. Кроме того, новые правила парковки во дворах гласят, что оставлять транспорт в неположенном месте во дворе нельзя, так как это нарушает закон «О парковке и стоянке». Но не переживайте, выход есть. Вам нужно идти в ГАИ и объяснять ситуацию. В любом случае сотрудники должны реагировать, пусть не сразу. И естественно, вы должны понимать, что если ваш транспорт стоит там, где он никому не мешает, то вряд ли будут возникать какие-либо проблемы. Вы можете поговорить со своими соседями или поставить нормальный глушитель, который не будет будить людей посреди ночи. Кроме того, современные автомобили работают достаточно тихо.

Парковка машины возле дома: действие закона в 2018 году

Закон этот не совершенен, так как в России в малогабаритном жилье могут проживать большие семьи, которые имеют несколько машин. Они будут вынуждены по новым нормам оставлять «лишние» автомобили на других территориях. В то время как часть мест, закрепленная за жильцами просторных квартир, может пустовать. Такая ситуация чревата конфликтами между жильцами многоэтажек. В то же время найти мирное решение легко, если научиться договариваться с соседями.

В результате сотрудник автоинспекции составит протоколы и выпишет штрафы всем нарушителям. Иногда автовладельцами не соблюдаются санитарные нормы, тогда стоит также сделать фото и видео неправильно припаркованных автомобилей и обратиться в соответствующие службы.

Что такое гостевая парковка

Дома и новостройки бизнес-класса компании «Флэт и Ко» имеют не только собственный паркинг для жильцов (как правило – подземный), но и наземную гостевую парковку, предназначенную для паркирования легковых автомобилей посетителей жилого комплекса. Давайте разберемся, что она из себя представляет и зачем нужна.

Двор, заставленный машинами – картина, знакомая практически каждому. Несколько десятилетий назад, когда проектировались и строились многие жилые кварталы, автомобили не были столь массовым явлением, каким являются сейчас, поэтому большие площади под парковку не были изначально внесены в проект. Из-за этого проблематично обеспечить парковкой старые дома, но зато все застройщики теперь уделяют этому огромное внимание.

Основные правила парковки во дворах жилых домов в 2017 году

  • Расстояние от жилых домов с окнами до территории стоянки, вмещающей до 10 машин, должно составлять как минимум 10 метров.
  • Размещение автомобилей на открытой стоянке, вмещающей до 50 автомобилей, возможно только в случае соблюдения владельцами транспорта всех требований, предъявляемых органами Санэпидемнадзора к элементам благоустройства придомовых территорий, включая территориальную площадь этих элементов.

Если указанные требования нарушаются автолюбителями, то их действия по размещению транспорта во дворе многоквартирного дома, жители имеют право обжаловать в следующих инстанциях: санитарной инспекции, пожарной инспекции, экологической службе, инженерной службе района или другого населенного пункта.

Незваный гость залезет в — карман

Менее состоятельным москвичам идея платной парковки в их дворе тоже вряд ли придется по вкусу. «Люди не поверят, что деньги достанутся им, а не управляющей компании. И правильно сделают, что не поверят, поскольку мэрия до сих пор не передала в собственность жильцов придомовые территории. Прежний мэр заявлял, что передаст горожанам землю не дальше двух метров от дома, а нынешний не озвучивает свою позицию по данному вопросу, – комментирует председатель Ассоциации домовладельцев Герман Ломтев . – Но даже если большинство жильцов захочет построить парковку на месте детской или спортивной площадки, то это будет ущемлением прав других жильцов и нарушением закона. Существуют нормативы, утвержденные Роспотребнадзором, которые регламентируют правильное использование дворов».

Вслед за экологами идею осуждают транспортники. «Мы снова возвращаемся к вопросу: для кого наземное пространство – для людей или для машин? – говорит проректор Петербургского университета путей сообщения Александр Ледяев . – Вроде бы мэрия Москвы выбрала правильный вектор, приняв решение осваивать подземное пространство для развития автомобильной инфраструктуры. Но эта новая идея совершенно не вписывается в такую политику. Наоборот, она кардинально противоречит ей. Машины во дворах – вчерашний день. Неслучайно новые дома строят с подземными парковками».

Парковочные места во дворах многоквартирных домов: нормы

Для начала необходимо решить, где во дворе будет организована стоянка для машин. Она не должна препятствовать передвигаться пешеходам и автотранспортным средствам. Также она не должна мешать людям, проживающих на первых этажах. Именно поэтому предусмотрены следующие нормы:

Согласно российского ЖК территорию возле дома можно оформлять как частное владение. В таком случае ее владелец будет устанавливать размер земельного налога и принимать решение об облагораживании придомовой территории. Также он может решить при помощи голосования на общем собрании будет во дворе многоквартирного дома парковка для машин или нет. В его обязанности будет входить обустройство уже существующей стоянки.

Можно ли организовать парковку для автомобилей во дворе жилого многоквартирного дома

Если жильцов беспокоит наличие посторонних автомобилей на территории двора, то решением этой проблемы станет создание ТСЖ. При помощи этого органа управления вы оформите придомовую территорию в собственность и на этой базе будете развивать идею паркинга. Тогда места парковки с легкостью закрепляются за каждым жителем, и посторонний водитель не сможет разместиться во дворе вашего дома.

Дом – наша крепость. Место, где все должно быть благоустроено, безопасно и красиво. В наше время самой большой проблемой дворов жилых домов – беспорядочно оставленные машины. Из-за этого страдают пешеходы, дети, жильцы, другие участники движения и сами владельцы брошенных как попало авто. Как же сделать двор безопасным, чистым и красивым?

Управление многоквартирным домом

Там и подход другой, и как правило сама стоянка будет обнесена забором (металлическим или бетонным), асфальтовое покрытие и разметка на нем, иногда стоят камеры наблюдения (вообще роскошь) если спросите документы с радостью покажут и расскажут, охрана такой стоянки – скорее всего какой нибудь ЧОП (частное охранное предприятие).

На придомовой территории допускается размещение открытых автостоянок (паркингов) вместимостью - до 50 машино-мест и гаражей-стоянок и паркингов со сплошным стеновым ограждением для хранения автомобилей вместимостью до 100 машино-мест, при соблюдении нормативных требований обеспеченности придомовых территорий элементами благоустройства по площади и наименованиям.

Закон о парковке во дворе многоквартирного дома: ночью бесплатно

В ключевом документе «О парковании» прописаны принципы парковки и ее определение, а также правила эвакуации автомобилей-нарушителей. Народные избранники предлагают запретить размещать вблизи пункта платного проезда в населенный пункт парковки, за которые опять-таки придется заплатить, а также принять закон о парковке машин возле дома 2016.

  • расстояние от многоквартирного дома (от его окон) до площадки на 10 машино-мест – не менее 10 метров;
  • застройщики обязаны сдавать многоэтажки в эксплуатацию с организованными парковочными местами;
  • запрещена во дворе стоянка грузового транспорта массой более 3,5 тонны (штраф за подобное нарушение 1,5-3 тысячи рублей);
  • парковка во дворе жилого дома, закон о которой пока не принят, невозможна в местах, где транспорт преграждает пути подъезда для аварийных служб (пожарных машин, скорой помощи и пр.);
  • нельзя оставлять автомобиль ближе 5 метров к мусорным контейнерам (штраф от 2 до 5 тысяч рублей);
  • запрещается самостоятельно создавать парковочные места и оборудовать их заграждениями, шлагбаумами и пр. (штраф за нарушение – до 5 тысяч рублей);
  • нельзя оставлять машину на тротуаре, тем самым создавая препятствие для жильцов (штраф – 2 тысячи рублей).

Правовой статус гостевых автостоянок или какие права имеют гости-автомобилисты в г

Статус гостевых автостоянок регламентирован Постановлением Правительства Москвы «Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99» от 25.01.2000 № 49 (далее — «Постановление Правительства Москвы № 49», «Нормы и правила», находится во вложении).

Идея написания настоящей заметки мне пришла довольно спонтанно, когда, приехав, с другом в гости в один из дворов нашей столицы, к нам подошла бдительная жительница многоквартирного дома и заявила, что, мол, это стоянка предназначена только для жителей этого дома. Обладая определенными знаниями в этой отрасли, мне удалось ей объяснить, что мы паркуемся на гостевой автостоянке и никаким образом не нарушаем прав местных жильцов-автомобилистов. Подобная ситуация возможна с каждым человеком, следующим в гости на автотранспорте, и решил осветить данную проблему.

06 Авг 2018 1060

Гостевую стоянку во дворе МКД устроить можно, однако использовать ее иным образом, в том числе для постоянной парковки автомобилей жильцов, нельзя. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос – можно ли в принципе устраивать такую стоянку под окнами жилого дома ().

Дело в том, что санитарное законодательство это допускает. Согласно и гостевые автостоянки во дворах разрешаются, а вот любые иные, кроме гостевых, – нет.

Гражданин пытался оспорить эти положения СанПин, потому что:

  • фактически на придомовых территориях организуются самые обычные автостоянки под видом "гостевых", и пользуясь таким "прикрытием", разумеется, никто не соблюдает предписанные санитарные разрывы от стоянок до фасадов дома, детских, спортивных и игровых площадок. А раз эти разрывы не соблюдены, то – логично – не соблюдены гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха и уровню шума в жилой зоне;
  • а стало быть, наличие автостоянки во дворе дома – хотя бы и со статусом "гостевой" –нарушает права обитателей ближайших домов на благоприятную среду обитания (ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ " "), факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
  • а также нарушает право на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ " ");
  • наконец, снижает антитеррористическую защищенность жилых МКД и граждан, проживающих в них, в связи с чем спорные положения СанПин вступают в противоречие с требованиями Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ " ".

ВС РФ, рассматривая дело в первой инстанции, административному истцу отказал (). В сжатых и кратких формулировках ВС РФ объяснил, что оспоренные положения СанПин не противоречат актам, имеющим более высокую юридическую силу, приняты Главным государственным санитарным врачом РФ в пределах своей компетенции, правила подготовки и госрегистрации спорного акта соблюдены. И не добавил ничего о том, как установить баланс между жаждой тишины и чистого воздуха, с одной стороны, и необходимостью парковать автомобили горожан, – с другой.

Такое решение административного истца не удовлетворило, и он подал апелляционную жалобу.

В этот раз тройка судей ВС РФ вновь отказала истцу, по тем же самым мотивам: гостевые автостоянки на придомовой территории МКД разрешены санитарным законодательством, и противоречия с иными федеральными актами тут нет.

Однако на этот раз был рассмотрен довод и о том, что фактически статус "гостевой" придается самой банальной "собственной" автостоянке, на которой из вечера в вечер паркуются жильцы дома.

Так вот, практика постоянной парковки автомобилей жильцов – прямо указал ВС РФ – сама по себе является нарушением положений Санитарных правил.

Таким образом, поборники идеи "двор без машин" получили замечательный козырь в свои руки: при наличии упорства и настырности, опираясь на правовую позицию ВС РФ, они могут доказать, что так называемая "гостевая" стоянка постоянно используется вовсе не гостями, а жителями самого дома. Этот факт, в свою очередь, является основанием для привлечения жильцов (и, возможно, УК МКД) к ответственности по или . И хотя это грозит нарастанием социальной напряженности и риском локальных "парковочных" войн, тактика "очищения" дворов от машин способствует улучшению урбанистической политики в целом.