Если взрослые дети не хотят работать. Для интровертов: работа, где не надо общаться с людьми

Вы приходите в магазин, а продавец вам хамит, нехотя и вольготно отпускает вам товар? Пытаетесь узнать сколько стоит абонемент в солярий у администратора салона красоты, а та, в свою очередь, «закатывает» глаза и бубнит что-то невнятное?

«Эти люди просто не хотят работать!» - скажете вы, и будете правы. Действительно, порой создается ощущение, что человек попросту находится не на своем месте. А его присутствие «здесь и сейчас» обусловлено лишь необходимостью заработка денег.

Почему так происходит? Почему человек не хочет работать? Как это отражается на собственниках бизнеса? Что правит людьми, которые так «забивают» на свою карьеру? Мнение психолога и обычного, рядового человека.

Первопричинность – почему человек не хочет работать

Если вы начали искать ответ на этот вопрос в интернете, то, скорее всего, вы имеете такого человека рядом с собой. Будь то: ваши сотрудники, муж, жена или просто друг. Для попыток что-то изменить – необходимо понять первопричинность нежелания трудиться.

Такой «обреченный» близкий – для многих тяжелый балласт. В случае руководителя – упадок доходности бизнеса, в семейном ручье – общая деградация и верный путь к распаду союза.

Перестанем констатировать факты и перейдем к ответам на вопросы. Итак, что может править человеком, который упорно не хочет работать.

  • Отсутствие мотивации

Это главная и единственная причина, порождающая клубок неприятностей. Отсутствие мотивации может быть кратковременным и постоянным явлением.

Разумеется, короткий период на то и короткий – быстро проходит, человек самостоятельно мотивирует себя, возбуждая желание к работе и достижению цели.

Гораздо хуже, когда отсутствие чего-либо мотивирующего сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Подобно снежному кому, эта проблема накапливается больше и больше, накладывая одно на другое.

В качестве примера можно рассказать про женщину Марию.

Еще в молодые годы она не знала кем хочет работать. Более того, ее не интересовали никакие занятия, отсутствовало хобби. Мария ничего не хотела делать для того, чтобы обрести какие-то интересы. Ее муж, который повстречался ей на пути – имел подобное отношение к жизни.

Годы шли, а Мария так и работала в ближайшем магазине ради денежной суммы, необходимой на пропитание. У нее не возникало желания отправиться в путешествие или преобразить дизайн своей квартиры. Все, что она делала – по сути, работала на желудок.

Такой образ жизни повлек другие изменения. Мария стала толстеть, плохо себя чувствовать, «запускать» отношения с мужем. Спустя время, изменения, возникшие при первостепенном отсутствии мотивации, стали еще больше тянуть Марию вниз. Ей ничего не хотелось. «Куда я поеду отдыхать, если я толстая?». «Зачем мне зарабатывать больше, если мне хватает денег?». К чему я буду стараться, если и так все устраивает?».

Улавливаете мысль? Отсутствие мотивации у вас или вашего близкого на протяжении долгого времени – провоцирует ряд проблем, которые сказываются и на его работе. Для чего человеку стараться и работать, если у него нет цели и глобального дела, ради которого он это «творит».

Как уже говорилось ранее, рассматривая вопрос: почему люди не хотят работать – есть главная причина и второстепенные.

Лень – менее глобальная причина отсутствия желания работать. Ее намного легче исправить, в отличие от первого пункта нашей статьи.

Тем не менее, этот психологический элемент, присутствующий в жизни человека, всегда будет его «стопорить», снижая качество работы, разумеется, уровень дохода.

  • Боязнь

Да-да, бывает и такое, что человек, который не хочет устраиваться на работу, попросту боится там опростоволоситься. Само собой, любой взрослый, вменяемый человек будет понимать, что, не начав заниматься чем-либо, можно «просидеть на попе» всю жизнь. Однако, эта причина вероятна и вполне возможна в современных реалиях.

К слову, отягчающими обстоятельствами становятся открытые данные, которые так актуальны на данный момент. Успехи других, предоставленные на показ в социальных сетях и на сайтах – могут лишь усугубить боязнь начинать что-то новое и как следствие, браться за любую работу.

  • Апатия, усталость

Возможной причиной, почему человек не хочет работать – может стать его физическое состояние. К сожалению, в большинстве регионов России – этот критерий может играть чуть ли не главную роль.

Плохая экология, малое количество солнечного света, отсутствие моря, малополезные продукты. Разумеется, появление апатии и усталости по физическим показателям может повлечь возникновение полного отсутствия мотивации.

Мнение психолога и статистика: в каком возрасте нежелание работать больше всего

По мнению специалистов в области психологии – отсутствие мотивации напрямую связано с трудовой деятельностью человека. Как уже говорилось ранее, чем меньше ощущение цели, тем хуже складывается карьера человека. Соответственно, тем меньше человек хочет работать.

Как утверждают специалисты, такое восприятие наиболее популярно среди молодых особей или напротив, людей, возрастом за 45 лет. В первом случае – сознание еще не сформировало образ, цель, мотивацию. Во втором – мозг диктует «все уже пропало, начинать поздно».

Как правило, в молодом возрасте еще многое подвластно исправлению. Во взрослом – все намного сложней. Действия «антимотивации» отлажены годами. Воспитать и привить что-то новое – практически невозможно.

Кстати, именно поэтому в возрасте 45+ очень сложно найти достойную работу. Кадровики понимают, что человека сложно «подладить» под шаг компании, его крайне сложно замотивировать.

Что делать, если мои близкие не хотят работать

Под словом «близкие» будем рассматривать и сотрудников компаний. Итак, что же сделать, чтобы муж устроился на работу? Как заставить сотрудников улыбаться клиентам, полностью выкладываться и не «забивать» на обязанности, как только вы вышли из кабинета.

Разумеется, из каждого положения есть выход. Просто злиться или опускать руки – не дело. Исправить можно все, что угодно. Главное – желание.

Понимание причины и путь исправления – воспитываем желание работать

Это правило работает во всем и этот момент – не исключение. Поняв корень и причину возникновения поведения отдельно взятого человека – можно начать действовать.

  • В случае с полным отсутствием мотивации

У сотрудников – сформировать план поощрений и мотивационную таблицу, в которой будут некие премии за какие-либо мелкие достижения. Разумеется, из мелких достижений необходимо «сложить» одну крупную, труднодосягаемую, долговременную цель, к которой они будут стремиться.

Если что-то подобное происходит в семье, в данном случае никакие мотивационные таблицы не помогут. Выход – теплые, душевные разговоры, направленные не на выделение неуспехов, а построение совместных планов.

Возможно, ваш муж мечтал о собственном загородном доме? Взбудоражьте его сознание, найдите объявления о продаже земли, начните разговор о построении дома.

Плавно подведите разговор к тому, что, имея стабильный доход или чуточку выше – у вас все получится.

  • В случае лени

Тут поможет одно золотое правило, которое просто необходимо донести до головы того человека, который не хочет работать. Посоветуйте ему делать то, что он не желает в течение всего одной минуты.

Те самые 60 секунд – заставят ленивого начать свое дело. Где начало, там и работа. Вот увидите. Главное – не отвлекаться.

  • Боязнь

В этом случае уж точно, поняв причину, вы вероятнее всего, сможете помочь человеку. Если «больной» признает то, что он боится устраиваться на работу или делать что-то для роста по карьерной лестнице, проблема будет решена на 90%.

Конечно, помогут разговоры по душам, о том, как многие начинают в страхе и добиваются успеха. Не обязательно судорожно вспоминать рассказы из жизни. Тут можно и немного пофантазировать.

  • В случае общей усталости

Опять же, поняв причину – сможете ее устранить. Разумеется, если представится возможность. Апатия и усталость возникает не по желанию «больного», может быть он и рад поработать, да тяжело.

Отпуск, море и солнце поможет кардинально исправить положение дел. Само собой, не бывает такого, что человек не хочет работать по какой-либо, одной причине. Совокупность факторов влияет на общее сознание и отношение человека к труду.

Вышеописанные советы – лишь очерки к размышлению, скромные идеи и намеки «в какую сторону думать». Разумеется, невозможно по щелчку пальцев заставить работать хорошо или просто заставить работать другого человека.

В случае с владельцами бизнеса и начальниками – простимулировать сотрудника к работе – это адский труд.

В семейной жизни, после нескольких лет брака – пожалуй, нет ничего сложнее. Но, как показывает практика, понимание, осознание и помощь близкому – поможет решить любую проблему.

А что вы думаете насчет этой темы? Почему, по вашему мнению, люди не хотят работать? Как сделать так, чтобы подобных ситуаций не возникало?

Знаете, в чем разница между человеком, который не работает, и тем, кто вкалывает на работе 40 часов в неделю? В том, что безработный купается в свободе, как десантник в фонтане на День ВДВ, и не ждет праздничных выходных, чтобы вернуться к дочеловеческому состоянию гармонии с самим собой. Человек должен жить для себя, не тратить напрасно время на работу, деградировать за офисным станком и чувствовать себя изгнанным из рая.

Если вы не любите отдыхать и успели соскучиться по работе, то мы постараемся убедить вас, что работа отвлекает человека от его истинного предназначения — быть порочным хозяином природы, и может наградить вас только головной болью, сколиозом и геморроем.

Когда — нибудь новосибирские ученые соберут устройство, которое по желанию сможет понижать или повышать работоспособность любого человека, спрос на повышение быстро спадет, ведь самые счастливые и талантливые - лентяи.

Сейчас все наоборот, технологии используют, чтобы люди работали еще больше, выжимали из интернета последнюю каплю, потели, и заново выжимали тряпку трудового договора. Стаж, диплом, ежедневные иллюзии стали бешеными псами Сатаны, от которых можно спрятаться вечером в домашних тапочках. Во что превратился человек? Больно смотреть на загнанное в клетку гордое существо. Труд сделал из обезьяны человека, чтобы потом иронично деградировать его в обезображенное животное, для которого собственное существование составляет неизбежную проблему. Хочешь стать человеком — работай, работай — становись животным. Только безработный человек может продолжать развивать свой разум, становясь при этом Сверхчеловеком, никакие ежедневно повторяющиеся действия не истощают его, не разрушают его личность, его азимут — свободу.

Вы спросите, а как же деньги? Пару дней назад за нас ответил Патриарх Кирилл:

ЕСЛИ ВЫ ВСЕ СВОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СВЯЗЫВАЕТЕ ТОЛЬКО С ДЕНЬГАМИ, ЕСЛИ БЛАГОПОЛУЧИЕ ИЗМЕРЯЕТСЯ КАЧЕСТВОМ ПРОВЕДЕННОГО ОТПУСКА, МАТЕРИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ ЖИЗНИ, ТО МАЛЕЙШЕЕ СОКРАЩЕНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ МОЖЕТ КАЗАТЬСЯ ЧУДОВИЩНОЙ ТРАГЕДИЕЙ. А ЧТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ? А ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК НЕ СЛИШКОМ ЖИЗНЕСПОСОБНЫЙ

Патриарх, как и мы, видит выход в аскетизме. Только целительное безделье и жизнь на бич-пакетах способны восстановить заляпанную работой русскую нравственность, поэтому всем нам стоит хорошенько поработать для того, чтобы нас благословили увольнением и собрали в путь к добродетельному источнику лени.

Быть безработным — значит быть талантливым. У свободы есть свои достоинства, о которых обычно не задумываешься и которые не ценишь до тех пор, пока не начинаешь заниматься творчеством. Труд всегда был клеймом самых низших форм, вы знаете хоть одного известного поэта, художника или скульптора, который вгрызался с маленьким фонарикам во лбу в шахты и менял свои бесценные минуты на деньги в пролетарских валютных биржах? Тяжелым трудом обычно занимаются люди без творческого характера, заставьте художника крутить болты — умрет от головокружения, посадите писателя за станок — умрет от инфаркта. Честным и праведным трудом всех денег не заработаешь, а за менструальное пятно в виде родимого пятна Горбачева, любитель абстрактной живописи вполне может выложить пару тысяч долларов.

Если вы студент, то никогда не ищите работу, если вам в понедельник на работу — уволиться можно не выход из дома по телефону, и всегда помните, что безработные и бомжи — самые счастливые люди.

У нас не получилось убедить вас уволиться и пополнить гордый строй безработных? Вы все еще думаете о понедельнике, о том, как вам будет тяжело начинать рабочую неделю после затяжного новогоднего прыжка в бездонную бездну алкогольных делирий? Взрыв. Ядерный взрыв — вот ваша работа, повышение, премия и страховка. Если мир должен со дня на день стать суповым наборов из грибов разной мощности, зачем вообще работать? Лучше научитесь строить убежище или собирать гробы из подручных средств, как кубики «Лего».

Бизнес-журнал

Менеджер, который стремится ответить на вопросы мотивации работников и желает создать в коллективе продуктивную атмосферу, не может не интересоваться основами поведенческого анализа. Разбираясь в них, освоив механизмы, адаптируя их к отечественной культуре, он может гибко и эффективно использовать формы поощрения для повышения работоспособности своих сотрудников. Законы просты, но простота эта - кажущаяся. Только правильно применяя их, можно прийти к желаемому результату.

Задача любого руководства - организовать процесс так, чтобы люди работали, как говорится, на полную катушку. Каждый руководитель знает, сколько усилий нужно приложить для этого. В попытках повысить эффективность сотрудников он обращается к литературе (а ее сейчас великое множество) или привлекает консультантов (которые неимоверно дороги). Советы, предложенные в книжках или консультантами, иногда помогают, а в ряде случаев оказываются бесполезными. Как же настроить поведение людей так, чтобы они начали трудиться эффективно?

Почему люди не работают?: Продуктивность и климат взаимоотношений напрямую зависят от того, насколько сотрудники согласны со своим положениемВ настоящее время, несмотря на множество теорий и подходов, не существует однозначного понимания поведения другого человека. В середине ХХ века в США даже появилась наука под названием "поведенческий анализ ", но и там она до сих пор считается наукой новой. Поведенческий анализ можно применять в любых сферах: в экономической, образовательной, политической, медицинской… Существует отдельное направление поведенческого анализа для работы с бизнесом - Organizational Behavior Management (OBM).

Все методики и программы OBM изначально разрабатывались применительно к американским компаниям. Попытки использовать их в других странах показали, что успех достигается только при адаптации к местным культурным особенностям. Так, в 2002 году "Journal of Organizational Behavior" № 23 (3) опубликовал статью о применении универсальной программы в крупных компаниях в Марокко и Мексике (в Марокко - SGS-Thomson, в Мексике - Danone). Нововведения в менеджменте для Марокко были согласованы с принятыми в обществе исламскими нормами поведения. В Мексике, где на первом месте у человека обычно стоит семья в основном учитывались именно эти отношения.

Как распознать лентяя

В каждом коллективе встречаются один или несколько работников, которых и начальство, и окружающие называют понятным для всех словом - лентяи. Причем, как говорится, голова у них на месте, да и руки растут, откуда надо, вот только не работают. Причины у этих людей-лентяев могут быть разными, а механизм возникновения такого поведения всегда один. Поведенческий анализ дает свое объяснение: поощрение за работу когда еще будет, а полазить по Интернету приятно прямо сейчас, перекуры и болтовня поощряются сразу. Человек выбирает то поведение, которое точно и сразу принесет поощрение.

Все методики OBM основываются на базовых положениях поведенческого анализа . Основоположник поведенческого анализа - Беррес Скиннер (Burrhus Skinner) - дал определение понятию "поведение". Это то, что человек делает и что можно наблюдать: он сидит, идет, пишет, смотрит телевизор, думает, смеется и т. д. Скиннер описал и законы поведения, которые так же логичны и строги, как законы математики. Все они были подтверждены экспериментами.

Основной закон такого анализа : "поведение будет повторяться, если оно каким-то образом поощряется, и не будет повторяться, если не поощряется никак". Человек поднимает трубку телефона (поведение), когда слышит звонок, и начинает разговаривать с товарищем (поощрение). В следующий раз, когда телефон зазвонит, он снова поднимет трубку. Этот же человек здоровается со своим соседом (поведение), а сосед никак не отвечает (нет поощрения) раз, второй, третий. В определенный момент человек перестанет здороваться с соседом.

Закон уж очень прост и очевиден. Что же здесь анализировать? Проблема - в определении поощрения, в его количестве и умении использовать.

Исследования показали, что каждому человеку требуется собственный, индивидуальный вид поощрения. Одному нужно, чтобы его работу отметили другие, другому - чтобы заплатили побольше денег, третьему - чтобы дельно покритиковали, четвертому - закончить работу в срок, пятому важен сам процесс и т. д.

Определить тип поощрения можно только экспериментальным путем.

Сначала необходимо провести наблюдение и выяснить, что сотруднику нравится, что он чаще всего предпочитает делать, как реагирует на похвалу. Продумав тип поощрения, проверить его на практике. Закон поведенческого анализа : использовать поощрение непосредственно по окончании человеком работы, если, конечно, вы хотите, чтобы он делал ее и в будущем хорошо. Если после этого человек опять берется за дело, значит тип поощрения был выбран правильно, если же нет, надо подобрать другой. Случается, приходится перебирать много разных типов поощрений, но никогда не бывает, что установить его невозможно.

Самым действенным поощрением являются деньги, потому что человек может использовать их для приобретения множества приятных вещей - еды, питья, одежды, развлечений, то есть того, что ему хочется. Однако деньги здесь могут и не работать. Главных причин обычно две. Первая: человек получает денежное поощрение (зарплату, премию) по определенному графику, а не сразу после выполненной работы. Если работа требует длительного времени, объем ее велик, то выплачиваемые по графику деньги вообще теряют свойство поощрения. Ведь любая продолжительная работа состоит из множества мелких действий, а они выполняются без поощрения. В следующий раз человек без рвения возьмется за аналогичное дело. Вторая причина - количество денег. Для каждого типа усилий, потраченных на работу, существует определенная сумма, которая может поощрять эти усилия. Обычно количество денег пропорционально растет с увеличением усилий, но для каждого человека оно индивидуально. Выяснить это довольно просто, точно так же, как и эффективность любого другого типа поощрения: если человек продолжает работать с такими же усилиями, то сумма денег оптимальна для их поддержания.

Второй действенный тип поощрения - похвала. К ней у человека привыкания нет, поэтому использовать ее можно чаще, чем обычно, но применять надо правильно. Во-первых, хвалить надо только после выполнения работы, а не перед началом. И важно, конечно, учитывать качество . Эксперименты, проводившиеся в американской школе, показали очевидную разницу выполнения творческого задания двумя группами учащихся. Одну группу учитель хвалил, когда принимал работы, не проверяя их. Учеников второй хвалил выборочно - только тех, у кого работы были интересными. Вторая группа, выполнив следующие задания, показала значительно улучшенные показатели. Во-вторых, хвалить нужно сразу после завершения действий, которые желательно закрепить надолго. В-третьих, необходимо подобрать верный тип одобрения, учитывая индивидуальные особенности сотрудников. Кого-то надо похвалить наедине, кто-то любит выслушать похвалу в присутствии коллег, одного надо просто похлопать по плечу, а другой терпеть не может такого панибратства. Хорошо работает наглядное поощрение - отпечатанная благодарность, письмо от начальства, фотография лучшего работника недели при входе и т. п. Некоторые менеджеры могут интуитивно выбрать правильное поощрение. Таковых обычно считают талантливыми и мудрыми управляющими, под их началом люди работают с удовольствием.

В советский период поощрения в форме благодарностей, похвальных грамот, фотостендов "лучших производственников" и т. п. были распространены довольно широко. Однако главная ошибка заключалась в "забюрократизованности", порой, она сводила на нет сам результат. Человек испытывал неудобство оттого, что поощрение проходило различные этапы обсуждения: "выдвижение" в коллективе, утверждение различными инстанциями. Бюрократизация превращала поощрение работника в сущее наказание. Кроме того, с точки зрения поведенческого анализа нарушался базовый принцип незамедлительного поощрения при качественно выполненной (или выполняемой) работе. К тому же, строгое ранжирование вида поощрения в зависимости от должности работника нивелировало саму идею.

С другой стороны, исследования показывают, что и на Западе поощрение в виде похвалы - совершенно не освоенный прием. Именно в связи с этим консультанты, практикующие в ОВМ, учат менеджеров Америки хвалить подчиненных. Одно только это умение уже позитивно сказывается на мотивации труда.

Схожие результаты были получены и в России (журнал Organizational Behavior Management, 1993 год, № 13 (2). Руководство текстильного предприятия обратилось за консультацией о повышении производительности труда. Программа проводилась американскими исследователями при участии 33-х работников. Бригадиры были обучены принципам поощрения (похвалы) и последовательности применения поощрения. Бригадиров обучили и приемам обратной связи.

Как прекратить опоздания

Как сделать так, чтобы сотрудники приходили на работу вовремя, не применяя какого-либо давления, используя только формы поощрения? Ведь почти в любом коллективе несколько человек хронически опаздывают к началу рабочего дня, каждый раз находя для этого весомые аргументы.Менеджер, начиная программу, должен рассматривать весь коллектив как единый организм. Оформляется доска, на которую

наносятся: дни недели - по горизонтали, имена сотрудников - по вертикали. Доска в форме таблицы выставляется на видное место. Каждое утро менеджер, приходящий чуть раньше, отмечает (форма отметки произвольная) имена пришедших без опоздания. Отметка в таблице рассматривается как безотлагательное поощрение своевременного прихода на работу. Чаще всего такого поощрения бывает достаточно, чтобы люди старались приходить без опозданий. Если ситуация не изменяется в течение 1–2-х месяцев, вводится дополнительное поощрение. Например, менеджер информирует сотрудников (письменно или на текущем собрании): если в течение первых четырех дней недели у 80% сотрудников будут отметки своевременного прихода, то в пятницу все могут закончить работу на час раньше. Другой пример: менеджер следит за тем, как изменяется количество отметок в таблице в сравнении с показателями предыдущей недели. Как только их число увеличилось, менеджер организует утренний кофе с выпечкой для всех сотрудников вне зависимости от своевременного прихода. Во время совместного "кофепития" менеджер благодарит всех за улучшение показателей. Эти дополнительные поощрения могут быть изменены в зависимости от специфики коллектива.

Выходить из программы надо постепенно. Когда результаты устраивают менеджера, доска выставляется не каждый день, а 1–2 раза в неделю, потом - несколько раз в месяц. Дополнительное поощрение предоставляется или через нарастающий интервал времени, или поощрение уменьшается: вместо ухода с работы на час раньше - окончание рабочего дня раньше на 50 минут, вместо кофе с выпечкой - просто кофе. Если при уменьшении поощрения результаты ухудшились, значит, выход из программы для данного коллектива был слишком быстрый. В этом случае рекомендуется либо вернуться к началу программы, либо изменить тип поощрения.

Для уверенности, что изменения в производительности труда работников происходят в результате использования супервайзерами поощрений и обратной связи, исследование шло в четыре этапа. Сначала было измерено количество времени, которое работники проводят, выполняя свою работу, до каких-либо изменений. Потом начали программу и продолжали ее несколько недель. Следующим этапом была отмена программы на тот же период, и последним - возобновление программы. На всех этапах измеряли те же самые параметры, что и на первом. При отмене программы производительность опускалась до начального уровня, а при возобновлении показатели повышались.

Несомненно, нужны новые и более детальные исследования в области производственного поведения, учитывающие действия коллектива в целом и каждого отдельного сотрудника применительно к разнообразным типам и видам промышленных, научных, производственных, образовательных и других организаций. На сегодняшний день в России такие исследования не проводятся: в основном, из-за отсутствия специалистов, практикующих в области поведенческого анализа .

Исторически сложилось, что система контроля производительности труда основывается на наказании. Начальник контролирует результативность труда своих подчиненных посредством лишения премий, выговоров или угрозы увольнения. Поведенческий анализ не приветствует такую систему контроля, его второй закон гласит: "Наказание может остановить нежелательное поведение на какое-то время, но не учит новому поведению". В данном случае термин "наказание" трактуется в более емком контексте, чем в повседневном быту. Наказанием, с точки зрения поведенческого анализа , называется любое действие, которое приводит к остановке нежелательного поведения. Например, ухмылка собеседника может остановить говорящего, штраф за опоздание - предотвратить опоздания многих, критика начальства - заставить работника отказаться от привычного отчета о проделанной работе.

Наказание не только непродуктивный способ контролировать поведение, но еще и опасный. У наказанного человека повышается агрессия, которая может быть направлена как на себя, так и на окружающих. Оштрафованный за опоздание работник способен ни с того ни с сего накричать на коллегу, наэлектризовать рабочую атмосферу или же заняться самобичеванием. Ни одно из этих агрессивных поведений не способствуют продуктивной деятельности. Другая отрицательная сторона наказания: человек начинает избегать тех, кто его наказал, и места, где наказывают. В этом взрослый мало отличается от ребенка, который, боясь наказания родителей, начинает врать и изворачиваться. Для рабочей группы отрицательная сторона наказания - еще и создание нервозности в самом коллективе.

Практика показала, что менеджерам совершенно не обязательно начинать какие-то обширные программы для изучения и дальнейшего использования механизмов наказания. Довольно часто проблемы могут быть решены, если изменить базовые отношения в фирме, компании, на производстве. Например, продуктивность и климат взаимоотношений напрямую зависят от того, насколько подчиненные и начальники согласны со своим положением.

Рабочие отношения начальника-подчиненного - когда отчитываться, как преподать материал, как часто встречаться и т. п. - в идеале должны быть четко определены и зафиксированы в документах типа инструкций, предписаний. Если работник не имеет четких указаний, что и как ему делать, сразу появляются ошибки, обоюдное недовольство и раздражение.

Для правильного использования законов поведенческого анализа в форме поощрение-наказание важное значение приобретает четко определенная целевая установка для фирмы, компании, любого производства в целом и для конкретного работника, в частности. Цель, поставленная перед подчиненными, да и перед фирмой, должна исходить из реальности ее достижения. Что такое решенная задача или достигнутая цель, с точки зрения поведенческого анализа ? Это безотлагательное получение поощрения. Более того, когда задача решена, человек получает сразу несколько разных типов поощрений: не надо больше работать над ней, кто-то похвалит, заплатят деньги, отметят наградой, в дальнейшем, возможно, будут обращаться именно к нему с подобными задачами, а у него уже есть положительный опыт их выполнения и т. п.

Не можешь - научим, не хочешь - захочешь

Любая программа поощрения будет эффективной, если поведение, которое надо закрепить, уже существует. Если же поведения еще нет, то поощряй - не поощряй, ничего не произойдет. Поэтому сначала необходимо научить человека выполнять определенные действия и только потом уже начинать программу поощрения. Аналитики разработали множество методов эффективного обучения людей новому поведению. Однако базируются они все на следующих основных принципах:

    Процесс обучения нужно построить так, чтобы свести число возможных ошибок до минимума. Для этого, начиная обучение сложному поведению, необходимо разделить его на ряд простых последовательных шагов. Каждый шаг объясняется или демонстрируется человеком, который уже хорошо освоил данное поведение. Удачное повторение обучаемым - поощряется, неудачное - корректируется.

    Повторение - фундаментальная основа для обучения. Повторять необходимо для того, чтобы новые действия отнимали у человека мало энергии. Чем меньше усилий тратится для выполнения работы, тем больше удовольствия эта работа доставляет. Более того, наблюдения и эксперименты показывают, что если человек вынужден часто повторять какое-нибудь изначально даже не очень приятное ему поведение, то со временем такое поведение становится потребностью.

    Каждый человек индивидуален. Поэтому подход к обучению должен учитывать особенности личности. Для кого-то, чтобы повторить правильные действия, будет достаточно только наблюдения; кому-то потребуется выполнить их с преподавателем; а кому-то постоянно необходима под рукой пошаговая инструкция.

    В процессе обучения человек должен получать удовольствие.

Принято считать, что карьерных высот добиваются жизнерадостные экстраверты – люди, для которых активное общение только в радость. А как быть тем, кто по природе своей молчалив, замкнут и погружён в себя? В густонаселённых офисах c требовательными начальниками и шумными сотрудниками интровертам, предпочитающим тишину и одиночество, приходится несладко. Планёрки, дедлайны, цейтноты и обеды с коллегами не лучшим образом сказываются на производительности труда интровертов. Rjob выяснил, какую работу стоит выбрать интроверту, чтобы она приносила ему удовлетворение, а не стресс.

Профессии для одиночек

По мнению профессора Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Елены Яхонтовой, оптимальной работой для интровертов является та, которая не предполагает интенсивного взаимодействия с людьми и постоянных оценочных суждений с их стороны. Более всего подходят профессии, связанные с интеллектуальной и креативной деятельностью, требующие сосредоточенности, вдумчивости и индивидуальной работы.

Практикующий психолог, экзистенциально-гуманистический психотерапевт «Частной психологической практики» Юлия Горожанкина считает, что интровертам комфортно лишь в спокойной обстановке, например, дома.

«Интроверты «заряжаются» в одиночестве, оно им просто необходимо для восполнения энергии. Чтобы находиться в чрезмерно социально-стимулирующей среде офиса, интроверт тратит очень много внутренних сил, которых не остаётся на то, чтобы выполнять свою работу эффективно. Возможно, что часть работы интроверт берёт с собой на дом после рабочего дня или на выходные. Не потому что не успевает её делать в офисе, а потому что в спокойной обстановке он более эффективен и работоспособен, – комментирует психотерапевт. - Лучшая форма работы для интроверты – это либо отдельный кабинет, либо , либо рабочий график, в котором можно только часть времени проводить на рабочем месте. Из интровертов получаются прекрасные финансисты, писатели, блогеры, трейдеры, специалисты в сфере информационных технологий, дизайнеры.»

Психолог Мария Ефимова советует интровертам обратить внимание на следующие сферы деятельности:

IT-индустрия: программист, веб-дизайнер, администратор сайта.

Они выполняют определённые и чёткие задачи, при этом общение с людьми сводится к минимуму. Контактировать с клиентами можно по электронной почте, а работу выполнять удалённо.

Финансы: бухгалтер, финансист, экономист, финансовый аналитик.

Эти профессии связаны с обработкой входящих данных по чётко заданным алгоритмам и правилам. От специалиста требуется усидчивость и исполнительность.

Также интроверты могут заниматься журналистикой (копирайтер, рерайтер), дизайном, маркетингом и наукой. В этих областях они используют свои сильные стороны: способность к творчеству, креативность, хорошую память, аналитический склад ума.

тоже подойдет для интроверта. Эта профессия гарантирует минимальный контакт с людьми, требует внимательности и сосредоточенности.

Ещё одну профессию – довольно нетрадиционную – предлагает интровертам Наталья Мигненко , специалист «Международной академии исследования лжи». Речь идёт о , которые могут определить ложь без вспомогательных средств.

«Верификаторы успешно трудятся в службах безопасности, HR-отделах. Их умения и навыки применяются во время переговоров на самом высшем уровне (как в сфере бизнеса, так и политики). Они – учёные, которые проводят исследование, а ещё - разведчики, психологи и актеры, – поясняет Наталья Мигненко. – «Человек-сканер» работает с определёнными данными: поза, жесты, вегетативные проявления, дыхание, мимика, речь или её отсутствие, положение человека в пространстве. Верификатор основывается на опыте психологии, физиологии, лингвистики, а также антропологии.»

Очевидно, что у интроверта есть масса вариантов, и данный тип характера не предполагает жёстких ограничений.

«В наше время, при таком количестве технических возможностей, интроверты могут работать практически в любой сфере и отрасли. Там, где они смогут обеспечить себе главное и необходимое условие – быть в комфортной среде и какое-то время в одиночестве, а подзарядившись, «выныривать» в социум и деловую активность до следующей подзарядки», - подчёркивает Юлия Горожанкина.

Прочь из центра внимания: куда интровертам лучше не соваться

Однако есть должности и сферы деятельности, которые не рекомендованы интровертам: шоу-бизнес, медицина, педагогика, ресепшн. Профессор Елена Яхонтова отмечает, что эти профессиональные направления трудны для интровертов, так как требуют интенсивного взаимодействия и глубокого эмоционального контакта с разными людьми.

«Интровертам не стоит работать там, где нужно активно «продавать себя», постоянно быть в центре внимания, «держать лицо», – советует Юлия Горожанкина.

Психолог Мария Ефимова уверена, что эмоционально выматывающими для интровертов могут быть следующие профессии: продавец-консультант, рекламный агент, общественный деятель или оратор. Большинство из этих профессий опустошают и ментально, и физически. Это доставляет дискомфорт интроверту.

Как повысить производительность труда интроверта

Многие интроверты жалуются на то, что не могут в полной мере реализовать свой потенциал – мешают условия, в которых приходится трудиться. Начальник постоянно стоит над душой, общая атмосфера в офисе напряженная. Что же делать?

«Интроверт чувствует себя комфортно, когда у него есть шанс сконцентрироваться на одной задаче, углубиться в неё. Такому человеку нужен автономный участок работы, желательно, чтобы он не зависел от коллег, подрядчиков и руководителя. Нужно, чтобы сотрудник-интроверт получал информацию заранее и имел возможность подумать, перед тем, как начать действовать. Если руководитель отлично знает своих подчинённых, то сможет правильно использовать ресурсы каждого», – комментирует психолог Мария Ефимова.

По мнению Елены Яхонтовой, эффективность работы сотрудника на рабочем месте, в первую очередь, зависит от его профессиональных и деловых компетенций, и в последнюю – от типа темперамента.

«Необщительные интроверты могут развить в себе коммуникативные навыки и работать гораздо лучше, чем общительные экстраверты. От руководителей требуется создать нормальные условия для работы и развивать компетенции как интровертов, так и экстравертов. Большее влияние тип темперамента оказывает на работу в команде. Для эффективной командной работы интровертов руководители должны предлагать им подходящие командные роли генератора идей, исследователя ресурсов, контролера», – советует эксперт.

Психотерапевт Юлия Горожанкина выступает за индивидуальные условия работы для интровертов.

«Не случайно они выбирают более тихие часы для работы. Например, раннее утро, когда ещё нет офисной суеты, или наоборот, вечер, когда большинство сотрудников расходятся по домам.

На совещаниях интровертам необходимо время, чтобы подумать. Они лучше генерируют идеи в одиночку. Им нужна тишина, ощущение личного пространства в офисе.
И большой вопрос – насколько реально соблюсти всё это в условиях офисных будней», – говорит Юлия Горожанкина.

Чтобы интроверт чувствовал себя комфортно в коллективе, он должен понимать свои особенности и уметь сообщать о них окружающим. Нет ничего хуже, чем интроверт, отрицающий свою интровертность и пытающийся мимикрировать. Во-первых, ему самому будет очень тяжело нести «социальную маску», а во-вторых, коллектив всегда будет чувствовать это несоответствие.

Большая часть интровертов – индивидуалисты, которым важно душевное спокойствие и которые очень чутко реагируют на давление. Но если интроверт найдёт свою стезю и комфортную форму работы, он приложит все силы для того, чтобы реализоваться. Его акцент на внутренних переживаниях будет играть только на руку – потому что нет необходимости мотивировать такого человека извне.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Екатерина Жорняк – нарративный психотерапевт, научный редактор сборника «Игра со всех сторон» (Прагматика культуры, 2003).

Десять лет назад я путешествовала по Америке и провела неделю в гостях у одного весьма состоятельного военного. Отец семейства бывал дома по вечерам, и мною в основном занималась его жена Джилл, замечательная дама средних лет, мать четырех взрослых дочерей. Помимо того чтобы развлекать меня, у нее были и собственные дела: гольф, фитнес, общественные мероприятия, церковь, встречи с кем-то из дочерей, благотворительность. Вряд ли этим исчерпывалась вся ее жизнь, но это все, что я успела заметить за неделю, проведенную вместе.

Однажды мы отправились смотреть статую Свободы. В Нью-Йорке, как и в Москве, улицы были заполнены спешащими куда-то людьми. Посмотрев на них, я спросила Джилл: «А ты хотела когда-нибудьчем-то заниматься? Сделать карьеру, реализоваться профессионально?»

С ноткой недоумения в голосе Джилл ответила: «Я счастлива, что никогда не была вынуждена работать». Больше всего меня удивило тогда то, до какой степени я удивилась. Передо мной как будто распахнулась дверь в неведомый мне мир восприятия реальности: ни на психологическом факультете, где я тогда училась, ни в Советском Союзе, ни в перестраивающейся России этому не учили. И действительно, откуда я узнала, что должна работать? Каким образом идея «люди должны работать» поддерживается в нашем обществе?

У маленького ребенка взрослые часто спрашивают: «Кем ты станешь, когда вырастешь?» В школе детям объясняют, что они должны хорошо учиться, чтобы потом хорошо работать. Вопрос «Кто он (она)?» на самом деле означает «Кем он (она) работает?».

В СССР людей, которые не работали, называли тунеядцами, их подвергали общественному порицанию, судили, изгоняли из страны (как, например, Иосифа Бродского). Из пословиц мы знаем, что «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «труд создал человека», «кто не работает, тот не ест». То, что упорный труд - залог успеха, следует из сказок и басен: «Попрыгунья-стрекоза», «Золушка», «Три поросенка», «Морозко». И даже в фильме про «женское счастье» «Москва слезам не верит» речь идет о том, что, если 20 лет подряд спать по четыре часа в сутки, обязательно встретишь своего принца, даже если тебе немножко за сорок.

Капиталистическая система, благодаря которой стали процветать многие страны, построена на идее упорного индивидуального труда. «Если ты такой умный, то почему такой бедный» - каждый, кто развивал свои способности и упорно трудился, добился счастья, исчисляемого не деньгами, а их количеством. Многие известные психологи и философы утверждают, что человек будет здоров и счастлив, если реализует свои способности, а невозможность работать в полную силу может стать причиной болезней и несчастий.

Дальше - больше. Работа - это не обязанность, а право и даже привилегия: феминистки отстаивают право женщин работать с мужчинами на равных, доказывая, что только в этом случае женщина будет жить как человек, обретет независимость и самореализуется. Способность самостоятельно зарабатывать и содержать себя - один из критериев необходимого перехода ребенка в статус взрослого. Государство поддерживает трудящихся: работая, можно получить оплачиваемый отпуск, пенсию и медицинскую страховку.

Но есть ли другие, альтернативные знания, которые поддерживают прямо противоположную идею - «люди НЕ должны работать»? Как сказал Оскар Уайльд, «работа - последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет». Трудиться означает в одно и то же время зарабатывать деньги и не иметь времени их потратить. К тому же деньги требуют к себе большого внимания: они дешевеют, их надо сохранять и приумножать, то есть чем больше человек зарабатывает, тем больше он вынужден работать, и уже непонятно, деньги работают на него или он на них. А кто сказал, что пресловутая самореализация связана только с работой? Если человек танцует, фотографирует, любуется природой, играет с ребенком или помогает старушке перейти улицу, разве он не реализует свои способности или не приносит пользу обществу?

В крупных корпорациях принято устанавливать табло, на которых высвечивается информация о достижениях предприятия. Например: «Наш завод выпустил миллионный автомобиль». Чтобы сотрудники понимали, чем они занимаются на своей работе: часто они знают, лишь как функционирует их участок работы, а полной картины происходящего не видят. Мы живем в обществе потребления, СМИ создают новые потребности, заставляя нас желать вещи, о которых минуту назад мы и не знали. Чтобы получить желаемое, мы работаем: «Счастлив не тот, у кого все есть, а тот, кому ничего не надо».

Емеля, Иван-дурак и 33 года пролежавший на печи богатырь обошлись без упорного пожизненного труда. В сказах сосредоточена вековая народная мудрость - многие известные герои обрели все благодаря простой удаче и работе многочисленных помощников: щуки, волка, Конька-горбунка. Мастер из романа Михаила Булгакова заслужил покой, не отправляясь каждый день на службу, а творя дома рядом с любимой женщиной. Возможно, человек, который много трудится и делает карьеру, просто чувствует себя неуверенно, тревожно и нуждается во внешнем статусе, чтобы ощущать себя защищенным?

В Экклезиасте сказано: «суета сует», и убедиться в этом можно, пересмотрев фильм «Прохиндиада, или Бег на месте» (В. Трегубович). Запад придумал идею прогресса, людям объясняют, что надо стремиться вперед (в светлое будущее) и много работать, а у восточного мира время идет по кругу, торопиться некуда, ничего нового и лучшего нет ни в будущем, ни в прошлом; для восточного человека достижением считается не бежать быстрее всех, а остановиться. Буддисты прилагают особые усилия, чтобы научиться ничего не делать.

Что получается в результате? Накопленных знаний у человечества много. Посмотришь с одной стороны - надо работать; взглянешь с другой - не надо. Единого, правильного для всех решения нет, но у каждого есть выбор, какими знаниями воспользоваться, чтобы жить наилучшим для себя образом.