Что такое речевая агрессия? Речевая агрессия и пути ее преодоления.

Речевая или языковая агрессия - это форма речевого доведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом. Речевая агрессия мотивирована агрессивным состоянием говорящего и зачастую преследует цель вызвать или поддержать агрессивное состояние адресата. Поэтому речевая агрессия является нарушением этико-речевой нормы. Основываясь на существующих классификациях, можно перечислить следующие виды речевой агрессии:

  1. активная прямая речевая агрессия - словесное поношение кого-л. или чего-л., оскорбление или унижение кого-л.; высказывание угроз, деструктивных пожеланий в чей-либо адрес; призывы к агрессивным действиям, насилию;
  2. активная непрямая речевая агрессия - распространение злостной клеветы или сплетен о ком-либо;
  3. пассивная прямая речевая агрессия - отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.;
  4. пассивная непрямая речевая агрессия - отказ дать определенные словесные объяснения, демонстративное молчание.

Довольно распространенное явление современной речевой действительности. В повседневном бытовом общении и в публичных выступлениях речевая агрессия встречается одинаково часто. Покажем это на примерах, взятых из художественных и газетных текстов.

К активной прямой речевая агрессия относится высказывание угроз в чей-либо адрес:

  • Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня... Я ему покажу кузькину мать! (А. Чехов);
  • Если ты, сявка неучёная... на её [Аллы Сергеевны] уроке хоть слово вякнешь, - по стенке размажу. Понял, засранец? (Кунин).

Разновидность активной прямой речевой агресии - вербальное выражение злых, деструктивных пожеланий в чей-либо адрес (смерти, увечий, разрушений и т.д.):

  • Чтоб вы сдохли все! (Кунин).

К этой же группе относятся выступления, в которых содержится прямой призыв к агрессивным действиям против предмета речи (призыв к ликвидации и т.п.). Нередко автор агрессивно вводит предмет речи в сферу адресата и побуждает его совершить неагрессивное, но прямо или косвенно выгодное адресату действие. Такой вид речевого воздействия является манипулятивным (см. языковое манипулирование).

Речевая агрессия в текстах СМИ - это прежде всего средство манипулирования массовым сознанием. Тот или иной предмет речи можно представить так, чтобы вызвать или поддержать агрессивное состояние у аудитории и сформировать к нему негативное отношение:

  • И что же теперь, когда спустили воду в пруду, и на липком дне - только мятые банки от пива, мокрый башмак Собчака, драный лиф Новодворской? Туда, на это липкое дно, осторожно, с одышкой, спустился близорукий Примаков и лазает там в мокрой тине. Что-то передает Маслюкову, о чем-то просит Геращенко. И они втроем, как Дуремары, таскают гнилой мешок, в котором - мокрые гайки, гнутые велосипедные колеса и рыжий, из конского волоса, парик Чубайса (Зав., № 38, сентябрь, 1998).

Для создания и закрепления в сознании аудитории дискредитирующего образа (портрета-обличения) в текстах СМИ могут использоваться такие разновидности речевой агрессии, как

  1. наклеивание ярлыков;
  2. обыгрывание имени объекта речевой агрессии;
  3. нагнетание отталкивающих сравнений и ассоциаций;
  4. смакование непривлекательных и неприятных для объекта речевой агрессии деталей, подробностей, обстоятельств и мн. др.

Например:

  • Что бы вы сказали, если бы несвежий кусок мяса, который вы не смогли доесть, не дожевали, выкинули куда-то в траву, где его несколько дней грызли собаки, обсиживали мухи, обклевывали вороны, - если бы этот кусок вам снова принесли на тарелке? Нечто подобное испытали люди, узнав о повторном назначении Черномырдина (Зав., № 34, август, 1998);
  • Если бы Гайдар был грибом, он был бы свинушкой (Зав., № 38, сентябрь, 1998).

Одним из способов выразить агрессивное отношение к предмету речи является дисфемизация (см. Дисфемизм).

Активная прямая речевая агрессия может быть открытой (эксплицитной) и скрытой (имплицитной). Тексты, содержащие открытую речевую, имеют явную агрессивную направленность, содержат прямые выпады, угрозы или оскорбления. Скрытая речевая агрессия интересна тем, что ее цели адресантом маскируются (например, под простое информирование), а языковые средства подбираются таким образом, чтобы вызвать у адресата негативные чувства и эмоции по отношению к объекту.

Публичное самобичевание и словесное самоунижение - самая безобидная для окружающих разновидность активной прямой речевой агрессии.

Активная непрямая речевая агрессия - преднамеренный оговор, злословие, распространение клеветы, недоброжелательных домыслов: активная непрямая речевая агрессия в текстах СМИ стала причиной многих шумных судебных процессов в последние годы.

Пассивная прямая речевая агрессия , как правило, является выражением пренебрежения к инициатору общения, демонстрацией негативного к нему отношения или протеста против его поведения: одной из форм речевой грубости является молчание в ответ на вопрос покупателя.

Например: (Мужчина и женщина стоят перед прилавком; женщина обращается к продавщице)
Ж. Девушка, сколько стоит эта шапка?
М. (Молчит, не отвечает).
Ж. (Обиженно обращается к своему спутнику). Трудно ответить!!! Боже мой! Какая военная тайна! Я её два раза спросила!!!» (Русский язык конца XX столетия).

Пассивной непрямой речевой агрессией можно считать, например, нежелание вмешаться и пресечь словесные оскорбления в чей-либо адрес, расцениваемое как молчаливое согласие с агрессором, одобрение его поведения. Способом давления на политического противника могут оказаться многозначительное молчание, т.е. временный отказ от выступлений и публицистических высказываний политиков.

Литература:

  • Бережная Т.М. Современная американская риторика как теория и практика манипулирования общественным сознанием: Дис. ... канд. филол. наук. М., 1986;
  • Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. М., 1997;
  • Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике: Учеб, пособие для студентов гуманитарных факультетов. М., 1996;
  • Речевая агрессия и гуманизация общения в средствах массовой информации. Екатеринбург: УрГУ, 1997;
  • Сковородников А.П. Языковое насилие в современной российской прессе // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения. Вып. 2. Красноярск-Ачинск, 1997;
  • Шарифулин, Б.Я. Языковая экспансия, языковая агрессия, языковая демагогия // Проблемы развития речевой культуры педагога. Томск, 1997;
  • Русский язык конца XX столетия (1985- 1995) / Под ред. Е.А. Земской. М., 1996.

Аннотация: В данной статье рассказывается о речевой агрессии.

Даётся определение агрессии, рассказывается о видах и условиях её проявления. Привлекается внимание педагогов, родителей и детей к проблемы речевого поведения и речевой агрессии.

«Скажи мне, как ты говоришь, и я скажу, кто ты»

Мы все сетуем на то, что в окружающей нас жизни всё больше и больше агрессии. Под агрессией подразумевается чаще всего какое-то действие. А если нас оскорбили, нам угрожали, что это такое?

На самом деле есть два вида агрессии: физическая и речевая. Очень часто они не живут одна без другой. Иногда кажется, что ей пропитан воздух. Эти ощущения недалеки от истины. Мы можем выйти из дома в прекрасном настроении, но постепенно речь окружающих меняет наши чувства, появляется раздражение, резкость.

Мы слышим:

- «Пошел вон отсюда!»

- «Не выношу тебя!»; «Ты меня бесишь!»

- «Овца паршивая», «Глупая курица».

К сожалению, это не «изобретение» нашего века. Эту особенность брани отмечал еще Аристотель:

«Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков».

Недаром считается, что речь человека – это его самохарактеристика, и, перефразируя известное изречение, вполне можно утверждать: «Скажи мне, как ты говоришь, и я скажу, кто ты».

Хотя употребление вульгаризмов и брани, не обязательно является проявлением речевой агрессии, тем не менее, демонстрируют нам невоспитанность, бестактность говорящего. И создаёт общую агрессивную среду.

Речевая агрессия – обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме.

Речевая агрессия бывает двух видов :

1. Как реакция на внешние и внутренние раздражители окружающей среды.

Она является выражением отрицательных эмоций и чувств (злость, раздражение, обиду, недовольство, отвращение, презрение и пр).

Например, нам нагрубили в магазине, наступили на ногу в автобусе, отказали в какой-то просьбе.

2. Как особое намерение, то есть целенаправленное желание говорящего нанести урон адресату (унизить, оскорбить, высмеять и т. п.).

С этим мы сталкиваемся повсеместно, получаем речевую агрессию, которую не провоцировали (в регистратуре поликлиники, на приёме у чиновника …).

Мы слышим, как дети приветствуют друг друга: «Здорово сморчок» или «Привет дылда» (а это принижение физических данных).

Зачастую таким «запрещенным» способом люди реализуют какие-то свои потребности (самоутверждения, самозащиты, самореализации и др.). Ты автоматически «становишься» лучше, умнее, выше.

Именно такая разновидность речевой агрессии «сама по себе», агрессия «в чистом виде» наиболее опасна, потому что представляет собой продуманный, спланированный, подготовленный речевой акт. Именно на такую агрессию: спланированную, продуманную, ради собственного удовольствия, способен только человек. Так как агрессия в животном мире присутствует, когда животное добывает пищу, защищает себя или детёныша, т.е. чтобы жить.

Условия проявления речевой агрессии:

– как отрицательное коммуникативное намерение говорящего (например, унизить адресата, выразить негативные чувства и эмоции). Характерна ситуация начальник – подчинённый («От вас ничего умного не дождёшься»);

– как несоответствие высказывания характеру общения и «образу адресата» (например, фамильярное обращение в официальной обстановке;

Обращение только к одному собеседнику при групповом общении, обидные намеки в адрес собеседника);

– как отрицательные эмоциональные реакции на данное высказывание (обида, гнев, раздражение). Нам сказали лишь одно слово, а у нас внутри всё кипит. Мы чувствуем себя оскорблёнными. Присутствуют отражающие ответные реплики (Вот и поговорили!);

Важно отметить, что и речевая агрессия и физическая имеют сходные речемыслительные операции. И высказывание, и физическое действие мы планируем с помощью внутренней речи, которая, как известно, формируется из внешней речи. Тесно с ней связана. Такое сходство в речемыслительной деятельности часто приводит к тому, что словесная агрессия является предшественницей агрессии физической или следует за ней.

Поэтому необходим контроль человека над собственными речевыми действиями.

Можем ли мы рассматривать речевую агрессию как типичное явление для современного общества?

Да, можем.

Со сменой государственного строя, ушли характерные для него речевые и поведенческие стереотипы. Им на смену пришли новые, в которых и сформировалось современное поколение (наши дети). С негласного поощрения общественным сознанием, вербальная агрессия неотъемлемая часть кодекса речевого поведения «современной», «сильной», «уверенной в себе» личности.

Причины проявления речевой агрессии:

  • социальные,
  • психологические,
  • социокультурные,
  • собственно коммуникативные.

Рассмотрим каждую в отдельности.

1. Социальные:

Политическая, экономическая и культурная нестабильность современного общества, которая определяет снижение уровня жизни.

Пропаганда насилия в средствах массовой информации, Масс-медиа, и прежде всего телевидение, сами выступают как источник вербальной агрессии. Даются соответствующие модели речевого поведения персонажей, словесных клише. Этому способствуют и компьютерные игры и музыка.

Кроме того, речевую агрессию своеобразно «стимулирует» нездоровый интерес к подробностям преступлений,представленных во многих современных печатных изданиях.

Можно также заметить, что многие СМИ культивируют неоправданное употребление бранных слов и выражений при явном снижении цензурного контроля.

К социальным причинам относится и утрата или ослабление механизмов, традиционно сдерживавших проявления речевой агрессии.

2. Социокультурные:

Отношение общества к самой агрессии и степень ее порицаемости.

В современном европейском социуме практически отсутствует строгий юридический контроль над проявлениями вербальной агрессии.

В российском административном законодательстве «нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам» квалифицируется как «мелкое хулиганство».

Можем ли мы вспомнить случаи привлечения к ответственности по этой статье?

К сожалению, это оказывается достаточно затруднительным, потому что многие предпочитают не замечать речевой агрессии в свой адрес, не реагировать на словесные нападки или отвечать с помощью ответной агрессии.

3. Коммуникативные:

Это установки родителей, которые выражаются преимущественно в таких словесных шаблонах: «всегда давать сдачи», «быть лучше всех», «оправдать родительские надежды любой ценой» и т. п.

Чаще всего это подразумевает именно речевую, а не физическую агрессию. Свою лепту вносит и недостаточное внимание к речи ребенка в семье, снижение общей культуры в обществе.

4. Психологические:

К ним относятся, возрастные кризисы и нестабильность системы эмоциональной регуляции в подростковом возрасте. Кроме того, в современном детском коллективе среда сама по себе очень агрессивна.

Основная опасность речевой агрессии в социальном отношении заключается в недооценке ее опасности общественным сознанием. Сегодня часто грубость рассматривается как естественная форма реагирования в конфликтной ситуации, а вежливость как слабость или что-то «слишком сложное» для разрешения конфликта. Норма и антинорма меняются местами.

По данной теме проводились исследования среди школьников. Те из них, кто демонстрировал высокий уровень готовности к вербальной агрессии, не оценивали свое речевое поведение как агрессивное. Для них это просто привычка.

Одна из причин такого поведения — низкий уровень речевой культуры, бедности словарного запаса, отсутствия умения выражать свои мысли и чувства литературным языком и элементарного неумения общаться.

Иногда человек стремится подобным образом продемонстрировать «знание» ненормативной лексики, показать свою «взрослость», «раскрепощенность», «оригинальность».

Вместе с тем, речевая агрессия затрудняет полноценный обмен информацией, тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга. Она – спутник практически любой ссоры.

По результатам опроса подростков, зачастую единственным источником формирования навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности является педагог. В целом педагогу приходится противостоять и обществу, и семье, и СМИ, литературе, искусству.

Сценарий семинара-практикума

«Речевая агрессия»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Задачи семинара:

дать теоретическую информацию педагогам о причинах речевой агрессии;

отработать навык по применению приемов контроля над агрессией слова;

Целевая группа: педагоги.

Ход семинара:

Введение 15 мин

Объявление темы, введение.

Приветствие

Разминка

Теоретическая часть 30 мин

Речевая агрессия педагога

Формы проявления речевой агрессии

Практическая часть 30 мин

Отработка навыка

Обратная связь

Общая продолжительность: 1 ч 15 мин.

Семинар-практикум «Речевая агрессия».

Введение

Объявление темы

Приветствие

Участникам предлагается, сидя в кругу, рассказать о своем настроении, ассоциируя его с погодой, книгой, цветом и т.д.

Разминка «А я еду...»

Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.

Теоретическая часть.

Понятие, причины речевой агрессии

Речевая агрессия - это обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой форме.

Причины речевой агрессии

Общие

Частные

пропаганда насилия

ответная реакция на агрессию

в обществе пропагандируется атрибут сильной уверенной личности

внешний раздражитель

замещение физической агрессии

намерение нанести урон «по привычке»

семейное воспитание

детский коллектив (отрицательный опыт)

Выводы:

Речевая агрессия - широко распространенное явление в среде детей и подростков.

Подростки, склонные к речевой агрессии, в целом не оценивают свое речевое поведение как агрессивное.

Речевая агрессия педагога

Причины

Как непроизвольная реакция педагога на возникшую раздражающую ситуацию; чаще всего выступает своеобразной защитной реакцией.

Как осознанная целенаправленная реакция.

Последствия речевой агрессии педагога

У детей и подростков снижается самооценка, возникает неуверенность в себе.

Педагог невольно вырабатывает у детей ответную агрессивную реакцию.

Создается, сначала, негативное отношение к самому агрессору, а затем это негативное отношение переносится на все общество, которое педагог представляет.

Основные формы проявления речевой агрессии

Оскорбления.

Угрозы.

Грубые требования.

Грубый отказ.

Враждебные замечания.

Насмешки

Приемы контроля над речевой агрессией

Игнорирование речевой агрессии (метод «угашения»).

Человек не реагирует на речевую агрессию в свой адрес, как бы «не замечает» враждебности со стороны собеседника, не отвечает грубостью на грубость.

Пример:

Молчание в ответ на агрессивное высказывание.

Отказ от продолжения общения (отвернуться уйти).

Продолжение общения в спокойном ровном тоне.

Переключение внимания - предполагает попытку отвлечь собеседника от агрессивного намерения, перевести разговор на другую тему.

Пример:

Задать собеседнику неожиданный вопрос («А что ты думаешь о…?»)

Внести интересное предложение («Давай лучше сходим в кино.»)

Предложить интересное увлекательное задание (игра).

«Тактическое сомнение» (метод «подзадоривания») - предполагает словесную «провокацию»: задеть самолюбие, бросить вызов.

Пример:

«Я думала, ты добрый мальчик, наверное, ошиблась…».

«Ну-ка, кто самый смелый - кто первым пойдет мириться?».

Открытые словесные порицания. Предполагает устранение открытой, явно выраженной речевой агрессии.

Пример:

«Я делаю вам строгое замечание!».

«Ребята, прекратите ругаться!».

Юмор, шутка - сильное средство отведения агрессии, т.к. смех зачастую просто «снимает гнев других».

Требования:

Шутка не должна быть обидной.

Должна быть понятной.

Учитывать индивидуальные особенности детей и подростков (чувствительность).

Убеждение - разъяснение детям и подросткам правил дисциплинированного поведения.

Не следует:

Убеждать в недоступном («больше никогда не надо ссориться»).

Повышать тон.

Убеждать походя.

Внушение - косвенные убеждения, является более мягким, скрытым, менее обидным для адресата.

Пример:

Совет («На твоем месте, лучше было бы поступить так…»).

Выражение отношения к проступку («Я бы сделала не так, а так…»).

Указание на отрицательные последствия речевой агрессии.

Профилактическая беседа .

Целесообразно проводить в том ситуации, если имел место конкретный случай речевой агрессии со стороны ребенка, а не потому что, данный ребенок вообще отличается склонностью к речевой агрессии.

Практическая часть

Психолог: Сейчас мы с вами попробуем попрактиковаться в отработке использования приемов контроля над речевой агрессией. Для этого мы объединимся в две команды. Каждая команда получит ситуацию конфликта. Ваша задача, путем совместного обсуждения, указать форму проявления агрессии в данной ситуации, разрешить её путем использования какого-либо приема контроля над агрессией.

9. Отработка навыка использования приемов на практике:

1. Дети и подростки готовятся к большому мероприятию. Большинство детей принимают в этом активное участие. Но один мальчик 13 лет отвлекает педагога и других детей своими разговорами, т. е. позволяет себе грубые насмешки и оскорбления в адрес участников: «Санек, у тебя что руки-крюки, чего как криво режешь!»; «А, ты, Ленка, чего удумала, заголовок красным цветом разукрасить, никакого соображения!» и т.д.

2. Среди детей и подростков проходит интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Кроме непосредственных участников, на мероприятии присутствуют другие дети - зрители, которые задевают игроков колкими высказываниями: «Да, Женя, мы думали, что ты умнее, а на деле вышло не так», «Лешка, ты балбес что ли, такой простой ответ, и не знаешь!» и т.д.

Педагоги обсуждают свои варианты. По истечении 15 минут парламентер от каждой команды говорит, что у них получилось.

10. Обратная связь

Что нового узнали? Всё ли было понятно? Будете ли применять предложенные приемы на практике, если не будете, то почему?

Литература

Щербинина Ю.В. «Русский язык. Речевая агрессия и пути её преодоления». Учебное пособие/М.: Флинта: Наука, 2004 г.

Проблема речевой агрессии в современной русистике (теоретический обзор)


Русский язык характеризуется сегодня, - как отмечают многие исследователи, - снижением уровня речевой культуры, инвективизацией и вульгаризацией речи, пропагандой насилия в СМИ. Всё это - результат усиления агрессивности общественного сознания.

Общество пренебрегает тем фактом, что вербальная агрессия не менее опасна, чем физическая: она деструктивно воздействует на сознание участников общения, затрудняет полноценный обмен информацией, снижает возможности взаимопонимания коммуникантов. В связи с этим каждому человеку, на наш взгляд, сегодня необходимо иметь представление о том, что такое речевая агрессия, чтобы уметь с ней бороться.


Определение речевой агрессии


Существует несколько определений термина «речевая (вербальная, словесная) агрессия».

В стилистическом энциклопедическом словаре русского языка под редакцией М.Н. Кожиной речевая агрессия определяется как «использование языковых средств для выражения неприязненности, враждебности; манера речи, оскорбляющая чьё- либо самолюбие, достоинство».

Е.Н. Басовская в статье «Творцы чёрно-белой реальности: о вербальной агрессии в СМИ» пишет о двузначном толковании данного термина. Так, при его узком понимании в качестве агрессивного, - считает она, - рассматривается речевой акт, замещающий агрессивное физическое действие». При широкой интерпретации - это «все виды наступательного, доминирующего речевого поведения». [Басовская 2004: 257]

Ещё одну интерпретацию этому термину даёт Л. Енина в своей статье «Речевая агрессия и речевая толерантность в СМИ». Здесь она пишет, что речевая агрессия - это сфера речевого поведения, мотивирующаяся агрессивным состоянием говорящего. [Енина 2003: 2]

Е. Морозова под вербальной агрессией понимает «нарушение установленных речевых коммуникативных этикетных норм… (употребление неуместных выражений, представляющее собой вторжение в личную сферу адресата, неправильное использование или неиспользование ожидаемых речевых формул)».

Авторы статьи «Особенности речевой агрессии» Глебов В.В. и О.М. Родионова определяют данный термин как «конфликтное речевое поведение, в основе которого лежит установка на негативное воздействие на адресата». [Глебов, Родионова 2006: 252]

И, наконец, в статье, опубликованной на сайте www.school.promiranet.ru вербальная агрессия определяется как «грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме».

В определении изучаемого нами понятия мы придерживаемся мнения Е. Басовской (см. выше).


Причины речевой агрессии


Говоря о причинах речевой агрессии, Ю.В. Щербинина в своей книге «Вербальная агрессия» пишет, что одной из причин является «недостаточная осознаваемость… собственного речевого поведения в целом и в частности агрессивных компонентов в нём». [Щербинина 2006: 42]

Агрессия может быть вызвана «языковой некомпетентностью (незнанием слова и его значения)», - пишет В. Третьякова.

Ещё одна причина, которую отмечает В. Третьякова в своей статье, - «неадекватные оборонительные действия, предпринятые в связи с неправильным истолкованием слов». [Третьякова 2000: 135]

Л. Енина, рассуждая о данной проблеме, пишет, что все мы испытываем чувство агрессии, если сознательно или бессознательно чувствуем угрозу себе, своим близким, своему комфорту, «и чувство угрозы вызывает неприятие, отталкивание и агрессивное состояние». [Енина 2003: 4]

О причинах агрессии на страницах газет читаем в статье Л. Рацибургской: «Для того, чтобы выжить и оставаться конкурентоспособными на информационной арене, СМИ обращаются к интересам толпы и в соответствии с ними строят свою модель… В последнее время определяющим в выборе языковых средств оказался общий тон современных СМИ - очень часто иронический, скептический, насмешливый, а подчас издевательский… В результате, - подводит итог Л. Рацибургская, - газетно-журнальный язык приобрёл характер речевой агрессии». [Рацибургская 2006: 56]

Необходимо выделить и «сугубо профессиональную, а точнее личностно-профессиональную причину…» речевой агрессии в СМИ, о которой пишет И Дзялошинский. И уточняет сказанное: это, во-первых, низкая интеллектуальность и, соответственно, низкая речевая культура, когда журналист не умеет выражать свои мысли и замещает точность высказывания эмоциональностью речи; во-вторых, «…журналист, обуянный идеей, …стремится использовать все возможные речевые ресурсы, для того чтобы та идея, которой болен он, стала всеобщей болезнью». [Дзялошинский 2008: 2]


Механизмы речевой агрессии. Речевая агрессия как стратегия дискредитации


Адекватное понимание механизмов речевой агрессии невозможно без осознания того факта, что речевая агрессия является одним из видов речевых стратегий.

Речевые стратегии подробно исследованы Оксаной Сергеевной Иссерс в её книге «Коммуникативные стратегии и тактики русской речи».

«Для человека, привыкшего рефлексировать по поводу собственной речи, - пишет она, - стратегическое и тактическое планирование речевых действий вполне осознаваемая задача». [Иссерс 2006: 51]

Беседа или разговор, как справедливо отмечает автор книги, является не хаотичным, а упорядоченным явлением, когда человек ставит перед собой определённую цель и старается её достичь с помощью собственных речевых действий.

Речевая стратегия, таким образом, представляет собой «комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели» (там же, с.54). Речевые действия же, которые способствуют реализации той или иной стратегии, называются речевыми тактиками. То есть, речевая стратегия и тактика соотносятся как род и вид.

Существуют разные виды стратегий: контроля над темой, привлечения внимания, построения имиджа и др. Но нас интересует такой вид речевых стратегий, как стратегия дискредитации, т.е. стратегия речевой агрессии. Цель этой стратегии - унизить, оскорбить, посмеяться над собеседником. А тактиками будут оскорбление, угроза, насмешка, обвинение, враждебное замечание, упрёк, клевета и т.д.

О том, как происходит выбор говорящим тех или иных речевых действий в зависимости от его коммуникативных целей, объясняет в статье «Конфликт глазами лингвиста» В. Третьякова.

Автор статьи отмечает, что речь - это индивидуальное явление, зависящее от автора-исполнителя, «это творческий и неповторимый процесс использования ресурсов языка». [Третьякова 2000: 127] Третьякова пишет далее, что правильный выбор средств языка, который оправдывает ожидания партнёра по коммуникации, гармонизирует общение. Но как в языке, так и в речи, существуют такие их особенности, которые создают различные помехи и недоразумения, приводящие субъектов коммуникации к конфликту. Но языковой знак сам по себе «виртуален», как пишет исследователь; он актуализирует своё реальное значение (конфликтопровоцирующие свойства в том числе) только в соотношении с актом речи. «Но обладающий такими свойствами языковой знак не всегда обнаруживает их в высказывании», - отмечает В. Третьякова. Актуализация или неактуализация свойств языкового знака, которые создают почву для коммуникативного конфликта, зависит, по мнению автора статьи, от участников общения. Именно их коммуникативный опыт, языковая компетенция, индивидуальные языковые привычки и т.п. позволяют устранить коммуникативные помехи или обострить их и довести ситуацию до конфликтной.

О типе общения (конфликтное - неконфликтное) судят по его результату, - считает В. Третьякова. Об этом же пишет в своей книге и О. Иссерс. А результат общения обычно связывают с целью общения, - читаем дальше у В. Третьяковой, - с достижением/недостижением речевого намерения говорящего. Но цели можно добиться по-разному. «Например, цель побудить собеседника к какому-либо желательному для говорящего действию может быть достигнута с помощью речевого акта вежливой просьбы или приказа, выраженного с помощью императива, инвективной лексики, с нанесением оскорбления и унижением личности собеседника».

Установка на конфликт, т.е. выбор говорящим стратегии речевой агрессии характеризуется, по мнению автора статьи:

выбором поведения с активным воздействием на партнёра по общению;

с использованием негативных лексических средств;

с доминированием роли говорящего,

с нарушением коммуникативных норм поведения,

с навешиванием ярлыков,

с использованием прямых и косвенных оскорблений и др.

Сферы бытования речевой агрессии


Как пишут в своей статье В. Глебов и О. Родионова, «речевая агрессия может проявляться в рамках любого типа общения (межличностного, группового, массового) и любого дискурса, независимо от его временных и национальных факторов».

Наиболее «благоприятными» для проявления вербальной агрессии являются следующие сферы жизнедеятельности:

·семья;

·школа и другие учреждения образования;

·армия;

·сфера хозяйства, в которой заняты работники низкой квалификации и используется преимущественно физический труд;

·контакты продавцов и покупателей;

·парламентская борьба;

·СМИ.

В частности, проблеме речевой агрессии в школе посвящена статья, опубликованная на сайте www.school.promiranet.ru - «Речевая агрессия в школе и способы ее преодоления».

Автор статьи отмечает особенную актуальность этой проблемы для детской речевой среды и педагогического общения. «Дети могут словесно унижать, …оскорблять запугивать, высмеивать друг друга, -пишет автор, - …но при этом не оценивают свою речь как агрессивную, не способны к объективной оценке собственного речевого поведения, а значит - к его анализу и изменению».

Далее в своей статье автор обращает наше внимание на то, что агрессия часто бывает характерна и для речи учителей, и проявляется она в повышении тона, резких восклицаниях, грубых замечаниях, язвительных насмешках и т.п. («Закрой рот!», «Выйди вон из класса! Считаю до трех…»). Автор говорит об опасных последствиях агрессии в речи педагогов, так как «школьники усваивают агрессивную модель речевого поведения и переносят её на общение друг с другом (там же).

Проблеме вербальной агрессии в СМИ посвящено немало статей, среди них: «Творцы чёрно-белой реальности: о вербальной агрессии в СМИ» Е. Басовской; «Речевая агрессия и речевая толерантность с СМИ» Л. Ениной; «Речевая агрессия в СМИ и преступность» Е. Лопуховой; «Использование иноязычных слов как проявление речевой агрессии. Постановка проблемы» Т.Г. Котовой; «О речевой агрессии в современных СМИ» Л. Рацибургской.

Касаясь этой проблемы, Л. Рацибургская пишет о том, что с либерализацией общественных отношений произошла и либерализация в языке, что отразилось в текстах СМИ. «…Тексты СМИ стали отличаться яркостью, творческой фантазией и непосредственностью живой речи, исчезли скованность, зажатость, стандартность…» С другой стороны, это привело к явному «перебору» экспрессии, проявлению плохого вкуса пишущих журналистов. [Рацибургская 2006: 56]

Если раньше журналисты так или иначе ориентировались на письменный язык художественной литературы, то теперь их тексты приближены к стилю обиходной речи, - отмечает Л. Рацибургская. «Это не может пройти бесследно и для языка, на котором говорит общество - ведь люди в своей повседневной речи, как правило, ориентируются не на образцы художественной литературы, а на телевизионный и газетный язык…» (там же).

Почти то же читаем в статье Е. Басовской, где она пишет, что эмоциональное состояние современного человека во многом зависит от СМИ: не только от тематики газет, журналов и т.д., но и от их стилистики. Журналисты же, чтобы сделать свои публикации максимально привлекательными, интересными и убедительными, «нередко выбирают агрессивную речевую стратегию». [Басовская 2004: 257]

Е. Басовская утверждает, что человек, которому свойственно агрессивное речевое поведение, не всегда действует сознательно. «В этом смысле тексты печатных средств массовой информации не вполне типичны», - пишет она (там же). Сравнивая речевую агрессию при непосредственном устном общении с речевой агрессией в репликах журналистов, автор статьи приходит к выводу, что вербальная агрессия последних проявляется «в соответствии с продуманной стратегией», а не под влиянием эмоционального порыва. У журналистов вербальная агрессия является «не средством борьбы, а модным… риторическим приёмом» (там же, 257-263). Тогда как речевая агрессия при устном общении «служит грубым волюнтативным средством», выступает инструментом самозащиты, выполняет «компенсирующие функции, замещая физическую агрессию» (там же, с. 263).

Л. Енина в статье «Речевая агрессия и речевая толерантность в СМИ» говорит о двух вариантах проявления случаев речевой агрессии в текстах:

Опираясь на лингвистический анализ текстов, Л. Енина выделяет несколько образов врага в современной прессе:

враг в виде власти, власть имущих. Включается в оппозицию «Народ - власть»;

враг среди этнически чужих;

внешний враг. Оппозиция «Россия - Запад»;

Автор следующей статьи о речевой агрессии в СМИ (Е. Лопухова «Речевая агрессия в СМИ и преступность») пишет о том, что часто в текстах и сообщениях «используются «усилители агрессивного потока информации», такие как:

использование слов типа: жертва, убийство, маньяк и пр.;

яркое описание агрессии: зверское убийство, растерзанное тело;

использование слов, оскорбляющих определённых представителей различных структур: милиционер - «мент», «мусор»; продавец - «торгаш», «барыга».


О преодолении речевой агрессии


Как считают учёные, агрессия речи демонстрирует авторитарный стиль общения, отсутствие профессионализма и приводит к отчуждению, враждебности, непониманию. Поэтому агрессия недопустима в этическом отношении и неэффективна с коммуникативной точки зрения. В связи с этим необходимо научиться контролировать, сдерживать, преодолевать речевую агрессию. Существует научная литература с практическими рекомендациями по преодолению агрессии слова. Так, Л. Енина в своей статье призывает журналистов снижать речевую агрессию за счёт отказа от прямых оценочных оппозиций, от грубых оценочных выражений образов «чужих», «за счёт аналитического подхода к этой проблеме». [Енина 2003: 5]

В статье по нашей теме, опубликованной на сайте www.school.promiranet.ru, приводится перечень частных приёмов контроля над речевой агрессией в конкретных речевых ситуациях, которые, как пишет автор, необходимо использовать каждому цивилизованному человеку:

1.Игнорирование речевой агрессии (молчание в ответ на агрессивное высказывание; отказ от продолжения общения и т.п.).

2.Переключение внимания (нужно попытаться изменить враждебное настроение собеседника, перевести разговор на другую тему).

.«Тактическое сомнение», или метод «подзадоривания» (целенаправленная словесная «провокация»).

.Положительные оценочные высказывания.

.Открытое словесное порицание (оно должно быть выражено в корректной форме, с обязательным использованием необходимых формул вежливости).

Шутка. Юмор.

Для предотвращения агрессии предлагается также использовать средства речевого этикета:

·извинение;

·опосредованное выражение побуждения («Может быть, ты…?»; «Ты не сделаешь…?»);

·вежливое обращение;

·эвфемизмы (от греч. eu - «хорошо» и phemi - «говорю»), т.е. более мягкие слова или выражения вместо грубых или бранных («неправда» вместо «враньё»).

речевая агрессия русистика


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Вербальная агрессия, вызываемая субъективными причинами (например, умственными или психическими отклонениями), не является предметом изучения в рамках настоящей работы. Что же касается объективных причин проявления вербальной агрессии в современном обществе, то среди них можно выделить, по крайней мере, следующие:

  • 1. Биологические;
  • 2. Социальные;
  • 3. Психологические;
  • 4. Социокультурные;
  • 5. Собственно коммуникативные.

Поскольку данный вопрос предполагает множество аспектов для рассмотрения и может стать темой отдельного научного исследования, в настоящей работе мы лишь ограничимся кратким перечислением важнейших причин широкого распространения вербальной агрессии в современном обществе, в частности, в школьной речевой среде.

Говоря об агрессии человека, в частности о вербальных ее проявлениях, необходимо признать, что возникновение и развитие агрессивности зависит преимущественно от общественных условий, к которым относятся, и общественная формация в целом, и ближайшая социальная среда, малая группа.

На этом основании среди социальных причин вербальной агрессии (как главных и определяющих степень и характер ее проявления в том или ином обществе) можно выделить, прежде всего, следующие:

1. Общая социальная нестабильность (особенно в настоящее время и в нашей стране) и в связи с этим - неуклонный рост преступности, случаев асоциального поведения, в частности, детских и подростковых и, как следствие, появление и неуклонный рост числа микрогрупп, где культивируется речевая агрессия, где она выступает как часть кодекса речевого поведения. При этом практически отсутствует строгий юридический контроль над проявлениями вербальной агрессии в современном обществе - четко продуманной и реально действующей системы законов и нормативных актов.

Между тем в герменевтической концепции французского философа П. Рикера ("Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права") в качестве одной из возможных оппозиций языковому насилию, сдерживающего механизма справедливо рассматриваются именно юридические нормы, процесс (судебное разбирательство - tribunal) как "регламентированная форма конфликта", "правовая переработка насилия", цель которого - "способствовать общественному миру благодаря торжеству языка над насилием". (71, С.34)

Кроме того, одной из причин распространения вербальной агрессии в современном обществе способствуют искажение в сознании наших соотечественников системы духовных ценностей (культ силы; стремление ко власти; популярность идеи цели, оправдывающей средства и т.п.) и соответствующие социальные установки (представление о мире как о жестоком и полном насилия; ориентация на достижения высокого социального положения; идеал успешной и уверенной в себе личности как человека, способного "дать словесный отпор" и т.п.).

2. Пропаганда насилия в средствах массовой информации. Масс-медиа, прежде всего телевидение, выступают как источник вербальной агрессии. (Механизм воздействия средств массовой информации на сознание потребителя, в том числе на его языковое сознание описан в статье О. Старовой "Средства массовой информации как источник агрессии".)

Распространению вербальной агрессии способствуют также популярность жанров боевика и триллера в современных литературе и кинематографе с соответствующими моделями речевого поведения персонажей и набором словесных клише; компьютерные игры и музыка агрессивной направленности; нездоровый интерес к подробностям преступлений, связанных с агрессией в прессе и т.п.

Как справедливо полагает В.Г. Костомаров, "элемент игры, раскованности, панибратства проникает в изложение трагических событий, свидетельствуя не только о несостоятельности автора, о его дурном индивидуальном вкусе и плохих манерах, но и о торжествующей стилистической тенденции". (27, С. 49) Пример: "За полтора часа до убийства отца сынок перочинным ножом уже успел тяжело ранить собутыльника, с которым коротал рождественский вечерок. Тем же ножичком он и порешил родного папульку". ("Зарезал…папу". Куранты, 1993, № 5)

Кроме того, по данным исследований В.И. Жельвиса, в последние пять-семь лет многие не только зарубежные, но и российские СМИ "культивируют инвективизацию речи" (20, С.25) - неоправданное употребление бранных слов и выражений. Данное положение подтверждают и исследования В.Г. Костомарова. В своей работе "Языковой вкус эпохи" он приводит многочисленные примеры того, как ""непечатное слово" сегодня просто рвется на страницы ряда "демократически-свободных" независимых газет" (27, С. 65). При этом нельзя не согласиться, что "за вкусом к беспредельной свободе выражения, за фамильярной развязностью тона, который в моде, часто скрывается духовный нигилизм, утрата исторической памяти и уважения к отечеству". (27, С. 31)

  • 3. Утрата или ослабление в связи с длительными социальными потрясениями механизмов, традиционно сдерживавших проявления речевой агрессии. Например, в русской традиционной культуре прошлых веков такую роль играли:
    • а) религиозные представления - с одной стороны, культ Слова в христианской этике ("Вначале было слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...", Иоанн. I, 1-5); с другой - народные верования: например, боясь лешего, не ругались в лесу; у русских крестьян считалось опасным бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от родителей; по поверию, в дом, где люди бранятся и ругаются, проникают бесы и т.п. (81, С.56);
    • б) более строгое соблюдение норм речевого этикета;
    • в) категория чести и связанный и ней механизм дуэли.

Последний имел особенно сильное воздействие на языковое сознание, поскольку, как справедливо отмечает А.К. Михальская, "самим своим существованием делал речевую агрессию...настолько опасной.., что в общем грубые и открытые формы речевой агрессии использовались ограниченно". (51, С.62) Подробно сущность и механизм дуэли рассматривается Ю.М. Лотманом (43, С.164-169).

Социальные предпосылки широкого распространения вербальной агрессии в современном мире во многом определяют и собственно коммуникативные причины проявления этого феномена, среди которых прежде всего необходимо, на наш взгляд, выделить следующие:

  • 1. Некоторые тенденции развития современного русского литературного языка, которые В.Г. Костомаров определяет таким образом:
    • - "Если нормальное развитие нормы обеспечивается равнодействием сохранности традиции и коммуникативной целесообразности, то сегодня влияние первой ослаблено, а вторая преувеличена и часто понимается искаженно". (27, С. 229)
    • - "Сближение стилей литературного языка, по природе своей книжного даже при устной форме реализации, с раскованной разговорной речью…" (27, С. 232)

Этим во многом объясняется тот факт, что в последнее время "журналисты, особенно в молодежных газетах, …сознательно культивируют "огрубевший русский язык", который "подкупает своей реалистичностью" и "раздвигает круг читателей"" (27, С. 30)

2. Ряд стереотипных коммуникативных установок родителей, боящихся, что их ребенку будет нелегко адаптироваться в "жестоком" мире, которые выражаются в таких словесных шаблонах, как "дать сдачи", "постоять за себя", "оправдать родительские надежды любой ценой" и т.п. причем чаще всего это подразумевает именно вербальную (как менее осуждаемую), а не физическую агрессию!

Как отмечает К. Бютнер, "посылая своего ребенка "в мир", родители, естественно, озабочены тем, сможет ли он и каким образом защитить свою личность во всех ожидающих его столкновениях". (4, С.19) При этом "даже если в семейном воспитании упор делается на кооперативное и толерантное поведение, все равно на переднем плане остается надежда, что их собственному ребенку удастся занять одно из самых престижных мест в жизни". (4, С.20)

  • 3. Недостаточное овладение коммуникативными умениями и навыками: недостаточное внимания к речевой культуре в семье и отсутствие целенаправленного обучения коммуникативным умениям в школе.
  • 4. Патогенная коммуникативная среда в детском коллективе, отрицательный личный опыт речевого общения ребенка, изначально не склонного к речевой агрессии (установка на негативный речевой контакт в детском коллективе, выражающаяся в желаниях типа "переспорить", "передразнить" и навешивании словесных ярлыков, например, "ябеда", "враль", "воображала" и т.п.)

Социокультурными факторами, определяющими большую или меньшую степень проявления в обществе вербальной агрессии, можно назвать следующие:

  • 1. Отношение к речевой агрессии и степень ее порицаемости в данном обществе, культуре. Так, например, значительная степень социальной лояльности к вербальной агрессии в российском обществе, очевидно, позволяет предположить, что "данное явление встречается в нашем обществе значительно чаще и представлено многообразнее, чем, скажем, в японской культуре, где вербальная агрессия встречает активное общественное осуждение". (19, С. 20)
  • 2. Традиционная для данного общества форма сублимации физической агрессии. Согласно исследованиям В.И. Жельвиса, основанным на сравнении различных речемыслительных культур, физическая агрессия (как наиболее неприемлемая форма агрессии практически в любом современном обществе) может замещаться более социально приемлемыми способами выплеска негативных эмоций, а именно: либо в форме инвективы - употребления в речи бранных слов и выражений; либо в форме вежливости - тщательно разработанных правил этикета, разнообразных словесных ритуалов и т.п. При этом, как ни парадоксально, "вежливость совершенно аналогично инвективе, позволяет расценивать себя как своеобразный субститут физической агрессивности". (19, С.104) Если говорить в этом аспекте о русской речевой традиции, то для нее, как и для европейской культуры в целом, по мнению В.И. Жельвиса, типичнее инвектива, вербальная агрессия.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что широкая распространенность явления вербальной агрессии, обусловлена значительной социальной лояльностью к этой разновидности агрессии, а также отношением в современном российском языковом сознании к речевой агрессии как к возможной, социально приемлемой и адекватной форме сублимации физической агрессии.

Говоря о психологических причинах проявления вербальной агрессии в исследуемой речевой среде, необходимо, прежде всего, учитывать следующие возрастные психологические особенности средних и старших школьников:

  • 1. Психологический кризис подросткового возраста, отмеченный, как известно повышенным проявлением агрессии вообще и речевой особенно.
  • 2. Обострение в подростковом возрасте психологического дискомфорта при попадании в ситуацию фрустрации и более частое создание таких ситуаций (подробно - см. анализ фрустрационной концепции агрессии).
  • 3. Временная гиперфункция или гипофункция одного из уровней базальной системы эмоциональной регуляции:
    • - Гиперфункция уровня стереотипов, который характеризуется возникновением примитивной эмоциональной избирательности в контакте с окружающим, стереотипностью поведенческих реакций, яркой окрашенностью эмоциональных переживаний удовольствием или неудовольствием. При гиперфункции этого уровня происходит "увеличение активности в удовлетворении потребностей и, как следствие, фиксация на отрицательных впечатлениях, их слишком острое переживание" (104, С.50), что может провоцировать агрессию, в частности вербальную.
    • - Гиперфункция уровня экспансии, особенностями которого являются развитие уровня притязаний, создание опыта успехов и поражений, восприятие гнева и агрессии как угрозы существованию субъекта. Именно на этом уровне "агрессивные проявления входят в состав возможных способов аффективной адаптации к окружающему" (104, С.152) и приобретают форму более сложного целенаправленного поведения. Поэтому в случае гиперфункции этого уровня возрастает потребность в драматизации отношений с миром и, следовательно, склонность к ссорам, конфликтам, агрессивным высказываниям.
    • - Гипофункция уровня эмоционального контроля, "отвечающего за разрешение сложных этологических задач организации жизни индивида в обществе" (104, С.25), налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми, формирование умения сопереживать другому человеку (эмпатики). При ослаблении этого уровня наблюдается и ослабление влияния социальной приемлемости, правильности форм поведения, что, в свою очередь, тоже приводит к проявлениям вербальной агрессии, которая начинает восприниматься говорящим адекватная реакция (например, на замечание) или как оправданная и целесообразная речевая тактика (например, в ситуации спора, дискуссии).