Что делать при режиме повышенной готовности. Режим повышенной готовности

Контрольная работа

По предмету «Организация медицинского обеспечения населения в ЧС природного, техногенного характера и в военное время».

Режим «повышенная готовность». Определение и основные мероприятия.

Выполнил интерн:Проверил: Ассистент кафедры
УЭФ и ФТ НижГМА

1. Повышенная готовность. Определение
2. Единая государственная система предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Мероприятия ГО и РСЧС
3. Мероприятия КЧС и ОПБ
4.Штатные аварийно-спасательные формирования.Мероприятия РЦМК,ТЦМК.
5. Действия органов управления по организации жизнедеятельности населения.
6. Мероприятия подразделений медицинской службы

Режим повышенной готовности – вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической игидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - РСЧС, предназначена для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных икультурных ценностей государства. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Задачи и руководство Единой государственнойсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В своей деятельности Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций решает следующие основные задачи:
1. Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Осуществление целевых и научно-технических программ,направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм.
3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населенияи территорий от чрезвычайных ситуаций.
5. Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях.
6. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий отчрезвычайных ситуаций.
9. Ликвидация чрезвычайных ситуаций.
10. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций.
11. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.
12. Международное сотрудничество в области защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Важным условием успешного функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является непрерывное проведение всех мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организационная структура органов Единой государственной системы предупреждения и ликвидации...

1. Режим повышенной готовности ЕСГЗ устанавливается в случае существенного ухудшения производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической, гидрогеологической и гидрометеорологической обстановки, при наличии угрозы возникновения ЧС.

2. В режиме повешенной готовности органы управления ЕСГЗ:

Оказывают оперативную помощь органам и структурам, причастным к обеспечению гражданской защиты, в случае возникновения неблагоприятных или нестандартных ситуаций;

Формируют комиссии для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного возникновения ЧС, готовят предложения по ее нормализации;

Усиливают наблюдение и контроль за ситуацией на потенциально опасных объектах и прилежащих к ним территориях, осуществляют прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

Разрабатывают мероприятия по защите населения и территорий в условиях ЧС;

Приводят в состояние повышенной готовности наличные силы и средства реагирования, привлекают дополнительные силы и средства, уточняют планы их действий и направляют их в случае надобности в район возникновения ЧС;

Осуществляют мероприятия по предупреждению возникновения ЧС.

Режим чрезвычайной ситуации

1. Режим ЧС ЕСГЗ устанавливается в случае возникновения и во время ликвидации последствий ЧС.

2. В режиме ЧС органы управления ЕСГЗ:

Определяют границы территорий, на которой возникла ЧС;

Организуют защиту населения и территорий в условиях ЧС;

Организуют работу по локализации или ликвидации последствий ЧС, привлекают необходимые силы и средства;

Осуществляют непрерывный контроль за развитием ЧС, состоянием аварийных объектов и прилежащих территорий;

Оперативно докладывают высшим органам управления о развитии ЧС и выполняющихся мероприятиях.

Управление ЕСГЗ

Общее руководство ЕСГЗ осуществляет Кабинет Министров Украины. Начальником гражданской защиты Украины является Премьер-министр Украины.

Непосредственное управление деятельностью ЕСГЗ возлагается на специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам гражданской защиты.

Руководство территориальными подсистемами ЕСГЗ осуществляется первыми руководителями местной исполнительной власти.

В составе специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам гражданской защиты действуют:

Правительственный орган государственного надзора в сфере гражданской защиты;

Органы оперативного реагирования на ЧС в сфере гражданской защиты;

Органы минимизации последствий Чернобыльской катастрофы и других ЧС.

Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам ГЗ:

Обеспечивает реализацию государственной политики и осуществляет государственный надзор за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов в сфере ГЗ;

Обеспечивает деятельность ЕСГЗ;

Контролирует организацию выполнения мероприятий, направленных на защиту населения и территорий от ЧС;

Проверяет состояние готовности своих территориальных органов, сил и средств ГЗ к действиям в режиме ЧС;

Обеспечивает надзор за соблюдением требований стандартов, нормативов и правил в сфере ГЗ;

Контролирует накопление, сохранение и целевое использование материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации последствий ЧС;

Обеспечивает проверку наличия и поддержания в постоянной готовности на потенциально опасных объектах систем обнаружения ЧС и локальных систем оповещения;

Проверяет наличие и готовность к использованию по назначению в случае возникновения ЧС средств коллективной и индивидуальной защиты населения, имущества ГЗ, их содержание и учет;

Проводят выборочные проверки подготовки к действиям в условиях ЧС на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности;

Выясняет причины возникновения ЧС, невыполнения мероприятий по предупреждению этих ситуаций;

Осуществляет другие мероприятия, предусмотренные законом.

К силам ГЗ принадлежат :

Оперативно-спасательная служба ГЗ;

Специальные (военизированные) и специализированные аварийно-спасательные формирования и их подразделения;

Аварийно-восстановительные формирования, специальные службы центральных и других органов исполнительной власти, на которые возложены задачи ГЗ;

Формирования особого периода;

Аварийные и пиротехнические подразделения;

Технические службы и их подразделения;

Подразделения обеспечения и материальных ресурсов.

Организация Гражданской защиты на объектах

хозяйственной деятельности

Объект хозяйственной деятельности – это предприятия (государственные и частные), учреждения и организации, учебные заведения и др. На всех объектах ГЗ организуется с целью заблаговременной подготовки их к защите от последствий ЧС, снижения затрат, создания условий для повышения стойкости объектов и своевременного проведения АСДНР.

Ответственность за организацию и состояние ГЗ, за постоянную готовность ее сил и средств к проведению АСДНР несет начальник ГЗ объекта – руководитель предприятия, учреждения и организации.

Начальник ГЗ объекта подчиняется соответствующим должностным лицам министерства (ведомства), в подчинении которого находится объект, а также начальнику ГЗ города (района), на территории которого расположен объект. В помощь начальнику ГЗ объекта назначается заместитель, или несколько. Как правило, назначаются заместители по: инженерно-технической части, эвакуации, материально-техническому обеспечению.

Заместитель начальника ГЗ по эвакуационным мероприятиям руководит разработкой плана эвакуации на каждую возможную ЧС, организует подготовку мест для размещения эвакуированных.

Заместитель начальника ГЗ по инженерно-технической части – главный инженер объекта – руководит разработкой плана перевода предприятия на особый режим работы, осуществляет мероприятия по повышению устойчивости работы предприятия в условиях ЧС, руководит аварийно-технической, противопожарной службой и службой убежищ и укрытий.

Заместитель начальника ГЗ по материально-техническому снабжению или помощник директора по снабжению – обеспечивает накопление и сохранение специального имущества, техники, инструментов, средств защиты и транспорта. На него возлагается материально-техническое обеспечение: строительство (пристраивание) укрытий, эвакомероприятий, проведение АСДНР и другие мероприятия.

В состав руководства ГЗ объекта также входят руководители общественных организаций.

На объекте в зависимости от характера его производственной деятельности создаются следующие службы ГЗ - оповещения и связи; медицинская; радиационной и химической защиты; охраны общественного порядка; противопожарная; энергоснабжения и светомаскировки; аварийно-техническая; убежищ и укрытий; транспортная; материально-технического снабжения и др. На них возлагается выполнение специальных мероприятий и обеспечение действий формирований при проведении АСДНР.

Служба оповещения и связи создается на базе узла связи объекта (диспетчерской связи, электроцеха). На службу возлагается организация своевременного оповещения руководящего состава, рабочих и служащих, населения об угрозе. Кроме того, служба устраняет аварии в сетях и сооружениях связи, находящихся в очагах поражения, районах бедствия.

Медицинская служба организуется на базе медсанчасти (поликлиники) объекта. Начальник службы – главврач. Служба обеспечивает комплектацию, обучение и поддержание в готовности медицинских формирований; накопление запасов медицинского имущества и медицинских средств индивидуальной защиты; медицинскую разведку и санитарно – эпидемиологическое предупреждение.

Оказывает медицинскую помощь пораженным и эвакуирует их в лечебные учреждения, осуществляет медицинское обеспечение рабочих, служащих и членов их семей в местах размещения эвакуированных.

Служба радиационной и химической защиты разрабатывает и проводит мероприятия по защите людей, пищеблоков, складов продуктов от действия радиоактивных и отравляющих веществ; создает и обучает формирования и учреждения радиационной и химической защиты; осуществляет контроль за содержанием средств индивидуальной защиты и специальной техники. Проводит радиационную и химическую разведку, реализовывает контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации радиоактивного и химического заражения.

Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений охраны и народных дружин. Она обеспечивает надежную охрану объекта; поддерживает общественный порядок в районах бедствий и во время проведения АСДНР.

Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Начальник службы – главный энергетик объекта. Служба разрабатывает мероприятия по обеспечению бесперебойного снабжения газом, теплом, электроэнергией объекта. Оснащает уязвимые участки энергетических сетей разного рода системами и средствами защиты.

Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного, технического отделов или отдела главного механика. Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите оборудования, повышения устойчивости основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций; проводить неотложные работы по разбору завалов, локализации и ликвидации аварий на коммуникациях и сооружениях объекта.

Служба убежищ и укрытий создается на базе отдела капитального строительства, жилищно-коммунального отдела, строительных бригад (цехов). Она занимается разработкой расчетов укрытия рабочих, служащих и населения; обеспечением готовности убежищ и укрытий, за правильностью их эксплуатации; организацией строительства защитных сооружений.

Транспортная служба создается на базе транспортного цеха (гаража). Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозки эвакуированных; организует перевозку сил и средств к очагу поражения (в районах бедствий); готовит транспорт для перевозки людей; эвакуации пострадавших и других целей ГЗ; проводит работы по обеззараживанию транспорта.

Служба материально-технического снабжения создается на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Она разрабатывает план материально-технического снабжения; своевременно обеспечивает формирования всеми видами оснащения и продовольствия; организует ремонт техники и различного имущества, его подвоз к участкам (местам) работ, сохранение и учет; обеспечивает продуктами и предметами первой необходимости персонала, как на объекте, так и в местах расселения (эвакуации).


ЛЕКЦИЯ № 2

«ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ»

ПЛАН ЛЕКЦИИ

· Основные определения

· Общая классификация ЧС

· Структура классификации ЧС в Украине

· Особенности чрезвычайных ситуаций военного времени

Основные определения

В Украине терминологической основой по вопросам чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий при их возникновении является Закон Украины “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, подписанный Президентом Украины 8 июня 2000 года № 1809.

В соответствии со Ст.1 Закона вводятся следующие определения.

Авария - опасное событие техногенного характера, приведшая к гибели людей или создающая на объекте, отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей и может привести к разрушению строений, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса или наносит вред окружающей среде.

Катастрофа – крупная по масштабам авария или другое событие, приводящее к тяжелым последствиям.

Чрезвычайная ситуация техногенного и природного характера – нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории или объекте на ней, либо на водном объекте, вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или иным опасным событием, в том числе эпидемией, эпизоотией, пожаром, которое привело (может привести) к невозможности проживания населения на территории или объекте, ведения там хозяйственной деятельности, гибели людей, и (или) значительным материальным потерям.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера – система, в соответствии с которой чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера подразделяются на классы и подклассы, в зависимости от их характера.

Классификационный признак чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера – техническая или другая характеристика аварии или катастрофы, позволяющая отнести ее к чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера.

Общая классификация ЧС

Техногенные чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по –отраслевому принципу- строительство, транспорт, энергетика, металлургия, добывающая промышленность и т.д.

По масштабам последствий техногенных аварий и катастроф, а также природных явлений ЧС разделяются на объектовые, местные, региональные и общегосударственные.

По характеру негативного фактора ЧС бывают связанные с:

а)выбросом опасных веществ (радиоактивных, ХОВ, биологически опасных веществ) в атмосферу.

б) пожарами и взрывами на взрывопожароопасных объектах и транспорте.

в)катастрофическими затоплениями при авариях на гидросооружениях (плотинах, дамбах и т.д.)

г)нарушениями систем жизнеобеспечения (энергосистемы, инженерные системы, городской транспорт и т. д.)

Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера могут быть классифицированы по размерам материальных потерь . По оценке зарубежных специалистов шкала материальных потерь в ЧС выглядит следующим образом:

Малая техногенная авария (ЧС) до 100.000 долларов;

Средняя ЧС – до 1 миллиона долларов;

Большая авария (ЧС) – до 10 миллионов долларов;

Крупная ЧС – до 10 миллиардов долларов.

ЧС могут классифицироваться по количеству потерпевших . Причем такая классификация носит и отраслевой характер. Например, число погибших в авиационной катастрофе, дорожном столкновении, аварии морского судна и т.д. В общем виде этот классификационный подход можно представить таким образом:

Малая ЧС – число потерпевших от 25 до 100 человек, из которых 10¸15 требует госпитализации;

Средняя ЧС – число пострадавших от 100 до 1000 человек, подлежит госпитализации 25¸250 человек;

Большая ЧС – потерпевших более 1000 человек, подлежит госпитализации более 250 человек.

Чрезвычайные ситуации с точки зрения классификации природных аномальных явлений (стихийные бедствия) можно разделить на три основные группы:

ЧС, обусловленные эндогенными процессами (землетрясения, активизация тектонических процессов по линиям разломов, грязевой вулканизации);

ЧС, связанные с экзогенными процессами (сели, оползни, обвалы, карстовые провалы, проседания грунтов);

ЧС гидрометеорологического характера (суховеи, засухи, пылевые бури, снежные лавины и заносы, наводнения, штормы, смерчи, ливни, градобои и т.д.).

Чрезвычайные ситуации любого характера можно также классифицировать по динамике развития и длительности воздействия, на население и территорию .

По динамике развития выделяются:

Внезапные (практически мгновенные) ЧС (взрывы ВВ, газовоздушных смесей, транспортная авария);

Медленно развивающиеся, характеризующиеся процессами медленного накопления (аккумуляции) опасного фактора (образование пылевого и химического смога, повышение концентрации аллергетиков в атмосфере, торфяные пожары);

Быстро развивающиеся (аварии с выбросом ХОВ, пожары);

По длительности негативного воздействия опасного фактора чрезвычайные ситуации можно разделить на одномоментные , при возникновении которых население реагирует на последствия опасного явления – землетрясения, взрыв, лавина и т.п. и длительного действия – эпидемии, паводок и т.п.

Структура классификации ЧС в Украине

В законодательстве Украины обусловлены «Общие признаки градации ЧС соответствующему уровню по критериям размера причиненных или ожидаемых экономических убытков». Определены граничные общие признаки по которым ЧС может быть отнесена к тому или иному уровню реагирования и является отправной точкой деятельности системы повседневного управления и органов постоянного управления по реагированию на ЧС.

Выделяется шесть позиций отраслей или направлений жизнедеятельности, для каждой из которых определены общие признаки отнесения ЧС к какому-либо уровню реагирования:

Сельское хозяйство;

Лесное хозяйство;

Рекреационные, заповедные территории; объекты особого природоохранного значения;

Водоемы;

Материальные объекты инфраструктуры, промышленности транспорта, жилищно-коммунального хозяйства;

Население (персонал предприятий и учреждений, жители жилых домов, пассажиры транспортных средств и т.д.)

Учитывая, что Положением о ЕСГЗ предусматривается ее деятельность на четырех уровнях – общегосударственном, региональном, местном, объектовом и управление системой осуществляется по соответствующим уровням Положением о Классификации ЧС в Украине определены четыре уровня чрезвычайных ситуаций:

ЧС общегосударственного уровня;

ЧС регионального уровня;

ЧС местного уровня;

ЧС объектового уровня.

К общегосударственному уровню относятся ЧС, развивающиеся на территории двух и более областей, АРК, Киева, Севастополя или угрожающие трансграничным распространением, а также в случаях, когда для их ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, превышающих собственные возможности отдельной области (АРК, Киева, Севастополя), но не менее одного процента расходов, соответствующего бюджета.

К региональному уровню относятся ЧС, возникающие на территории двух и более административных районах (городов областного подчинения) области, АРК, г.г. Киева, Севастополя или угрожающие распространением на территорию соседних областей Украины, а также в случае, когда для их ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, превышающих собственные возможности отдельного района (города областного подчинения), но не менее одного процента объема расходов, соответствующего бюджета.

К местному уровню относятся ЧС выходящие за пределы потенциального объекта, угрожающие расширением ситуации и ее вторичных факторов на окружающую среду, соседние населенные пункты, инженерные сооружения, а также в случаях, когда для их ликвидации необходимы материальные и технические ресурсы в объемах, не превышающих собственные возможности потенциально опасных объектов, но не менее одного процента объема расходов соответствующего бюджета. К местному уровню относятся также ЧС, возникающие на объектах жилищно-коммунальной сферы и других объектах, не входящих к утвержденным перечням потенциально опасных объектов.

К объектовому уровню относятся все ЧС не попадающие под вышеперечисленные определения.

Исходя из причин происхождения аварийных событий, которые могут привести к ЧС на территории Украины различают:

ЧС техногенного характера – транспортные аварии (катастрофы), пожары, взрывы на взрывоопасных объектах или их угроза, аварии с выбросами (угрозой выброса) опасных химических, радиоактивных, биологических веществ, внезапное разрушение сооружений и построек, аварии на инженерных сетях и сооружениях жизнеобеспечения, гидродинамические аварии на дамбах, плотинах и т.п.

ЧС природного характера – опасные геологические, метрологические, гидрологические, морские и пресноводные явления, деградация грунтов и недр, природные пожары, изменения состояния воздушного бассейна, инфекционная заболеваемость людей, сельскохозяйственных животных, массовое поражение сельскохозяйственных растений вредителям и болезнями, изменение состояния водных ресурсов биосферы и т.п.;

ЧС социально-политического характера, связанные с противоправными действиями террористического и антиконституционного направления: осуществление или реальная угроза террористического акта (вооруженное нападение, захват и удержание важных объектов, ядерных установок и материалов, систем связи и телекоммуникаций, нападение или покушение на экипаж воздушного или морского судна), похищение (попытка похищения) или уничтожение суден, захват заложников, установка взрывных устройств в общественных местах, похищение или захват оружия, обнаружение застаревших боеприпасов и т. п.

ЧС военного характера, связанные с последствиями применения оружия массового поражения и обычных средств поражения, во время которых возникают вторичные факторы поражения населения, вследствие разрушения атомных и гидроэлектростанций, складов и хранилищ, радиоактивных и токсичных веществ и т.п.

Особенности чрезвычайных ситуаций военного времени

Особенности проведения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС в военное время носят объективный характер и вызваны существенными отличиями параметров и условий возникновения и распространения ЧС в военное время.

Во – первых, в условиях военного времени ЧС будут отличаться масштабностью, множественностью и практически одновременностью возникновения.

Во-вторых , воздействие на территорию в условиях военного времени будет не разовым, а многократным, что создаст дополнительные трудности при ликвидации возникающих ЧС.

Всё это приведёт к необходимости существенных изменений в организации мероприятий по защите населения и территорий, организации жизнедеятельности населения и его обеспечения в управлении работами по ликвидации ЧС и их отдельных последствий, причём доля последствий ЧС, на которые необходимо реагировать немедленно, будет расти.

В третьих , существенным отличием ЧС военного характера является ограниченность или значительное снижении ресурсных возможностей по всем видам обеспечения действий сил и средств реагирования, прежде всего по материально-техническому и транспортному обеспечению, а также возможностями (в силу проведения мобилизационных мероприятий) профессиональных аварийно-спасательных (поисковых) и аварийно-восстановительных сил.

В-четвёртых ЧС военного характера объективно вызовут необходимость проведения массовых мероприятий по переселению населения, вплоть до эвакуации населения на длительные сроки глубокого освоения новых районов размещения.

В-пятых особой проблемой военного времени является необходимость разрешения комплекса вопросов, связанных с организацией жизнедеятельности населения.

В шестых , ЧС военного характера непредсказуемы по времени и по территориальному распространению.

Таким образом, ЧС военного характера имеют ярко выраженные особенности и потребуют для их ликвидации мобилизации всех имеющихся ресурсов, сил и средств для поддержания жизнедеятельности населения области, коренной реорганизации систем управления, обеспечения и взаимодействия. При этом существенно возрастает роль невоенизированных формирований ГЗ территориального и объектового подчинения, а также служб гражданской обороны и их специальных сил и средств.


ЛЕКЦИЯ № 3

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ»

ПЛАН ЛЕКЦИИ

· Принципы защиты населения и территорий в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций

· Оповещение и информирование

· Наблюдение и лабораторный контроль

· Инженерная защита населения

· Организация эвакуационных мероприятий

· Медицинская защита

Принципы защиты населения и территорий в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций

Принципы защиты вытекают из основных положений Женевской Конвенции о защите жертв войны и Дополнительных Протоколов к ней, возможного характера военных действий, реальных возможностей государства по созданию материальной базы защиты. К ним относятся:

Принцип безусловного примата безопасности;

Принцип ненулевого (приемлемого) риска, который заключается в старании достичь такого риска на предприятии, который можно было бы рассматривать как приемлемый;

Принцип платежей за риск. Размер платежей зависит от потенциальной опасности техногенных объектов и является пропорциональным величине возможного убытка;

Принцип добровольности, согласно которым никто не имеет права подвергать человека риску без его согласия;

Принцип неотъемлемого права каждого на здоровье;

Принцип правовой обеспеченности предусматривает, что все аспекты функционирования системы защиты населения и территорий регламентируются соответствующими законами и иными нормативно–правовыми актами;

Принцип свободы информации, относительно безопасности человека, заключается в учете общественного мнения во время принятия решений по строительству опасных предприятий;

Принцип рациональной безопасности предусматривает максимально-возможное экономически обоснованное снижение вероятности возникновения ЧС и смягчения их последствий;

Принцип превентивной безопасности – максимально возможное значение вероятности возникновения ЧС;

Принцип необходимой достаточности и максимально возможного использования наличных сил и средств определяет объем мероприятий по защите населения и территории в случае угрозы ЧС.

С целью эффективной реализации задач гражданской защиты, уменьшения материальных потерь и недопущения вреда объектам, материальным и культурным ценностям и окружающей среде в случае возникновения ЧС центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, подчиненные им силы и средства, предприятия учреждения и организации независимо от формы собственности, добровольные формирования осуществляют: оповещение и информирование, наблюдение и лабораторный контроль, укрытие в защитных сооружениях, эвакуацию, инженерную, медицинскую, психологическую, экологическую, радиационную и химическую защиту.

Оповещение и информирование

Оповещение и информирование в сфере гражданской защиты включают:

Оперативное доведение до сведения населения информации о возникновении или возможную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе через общегосударственную, территориальные и локальные автоматизированные системы централизованного оповещения;

Заблаговременное создание и организационно-техническое объединение постоянно действующих локальных систем оповещения и информирования населения по специальным системам наблюдения и контроля в зонах возможного заражения;

Централизованное использование сетей связи, радиовещания, телевидения и других технических средств передачи информации независимо от форм собственности и подчинения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Наблюдение и лабораторный контроль

Наблюдение и лабораторный контроль включают:

Создание и поддерживание в постоянной готовности общегосударственной и территориальных систем наблюдения и лабораторного контроля;

Организацию сбора, обработки и передачи информации о состоянии окружающей среды, заражения продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды, радиоактивными, химическими веществами и инфекционными микроорганизмами.

Инженерная защита территорий

С целью создания условий безопасного проживания населения на территории с повышенной техногенной нагрузкой и риском возникновения ЧС осуществляются мероприятия инженерной защиты территории, которые включают:

Учет во время разработки генеральных планов застройки населенных пунктов и ведения градостроительства в условиях повышенного риска возможности возникновения ЧС на отдельных территориях и в регионах;

Осуществление контроля за рациональным размещением потенциально опасных объектов с учетом возможных последствий ЧС для безопасности населения и окружающей среды в случае возникновения таких ситуаций;

Строительство сооружений, домов, инженерных сетей и транспортных коммуникаций с заданными уровнями безопасности и надежности;

Разработка и внедрение мероприятий по безаварийному функционированию потенциально опасных объектов;

Создание комплексных схем защиты населенных пунктов и объектов от опасных природных процессов путем организации строительства противооползневых, противопаводковых, противоселевых, противолавинных, противоэрозионных и других инженерных сооружений специального назначения.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС, решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

а) режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров;

б) режим повышенной готовности вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

в) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

В зависимости от режима функционирования РСЧС проводит следующие мероприятия.

В режиме повседневной деятельности РСЧС осуществляет:

1. Наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

2. Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечение безопасности и защиты населения; сокращение возможных потерь и ущерба, а также осуществление мероприятий по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

3. Создание и поддержание в готовности сил и средств ликвидации последствий ЧС;

4. Совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям в ЧС;

5. Организация обучения населения способам защиты и действиям в ЧС;

6. Создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС;

7. Оформление целевых видов страхования;

8. Участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к введению ГО.

В режиме повышенной готовности РСЧС осуществляет следующие мероприятия:

1. Непосредственное руководство соответствующими комиссиями по ЧС, функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по ее нормализации;

2. Усиление дежурно-диспетчерской службы;

3. Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях; прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

4. Принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;


5. Приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.

В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления и (при необходимости) из вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).

В режиме чрезвычайной ситуации осуществляются следующие мероприятия:

1. Организация защиты населения;

2. Выдвижение оперативных групп в район ЧС;

3. Определение (разведка) границ зоны ЧС;

4. Организация ликвидации ЧС, защита населения и территории, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ по эвакуации населения;

5. Организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведение других неотложных мероприятий;

6. Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

В режиме чрезвычайной ситуации управление РСЧС осуществляется из пунктов повседневного управления и вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) в зависимости от развития ЧС.

В зависимости от сложившейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации, условий её распространения в пределах конкретной территории может быть установлен один из режимов функционирования РСЧС: режим повседневной деятельности; режим повышенной готовности; режим чрезвычайной ситуации.Режим повседневной деятельности применяют при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров. В режиме повседневной деятельности проводят следующие основные мероприятия: наблюдение и контроль состояния окружающей природной обстановки на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях; планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях; создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; осуществление целевых видов страхования.Режим повышенной готовности применяют при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.В режиме повышенной готовности проводят следующие основные мероприятия: принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработка предложений по её нормализации; усиление дежурно-диспетчерской службы; усиление наблюдения и контроля состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально-опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов; принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов; приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС.Режим чрезвычайной ситуации применяют при возникновении ЧС и на весь период её ликвидации. В режиме чрезвычайной ситуации проводят следующие основные мероприятия: организацию защиты населения; выдвижение оперативных групп в район ЧС;
организацию ликвидации ЧС; определение границ зоны ЧС; организацию работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; осуществление непрерывного контроля состояния окружающей природной среды в районе ЧС, обстановки на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.Полный объём мероприятий, соответствующих каждому режиму, определён в «Положении о РСЧС».Решение о введении любого из режимов функционирования РСЧС на конкретной территории принимает тот орган государственной власти, исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, в зоне ответственности которого ожидается или произошла ЧС. Органы управления, уполномоченные на принятие такого решения, — Федеральное правительство, администра-ции республик, краёв, областей, автономных образований, районов и городов Российской Федерации соответственно.При угрозе войны или с её началом РСЧС передаёт свои полномочия Гражданской обороне страны. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению ЧС и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляют планирование действий органов управления, сил и средств РСЧС на основе Федерального плана действий в ЧС, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий в ЧС федеральных органов исполнительной власти (в том числе МЧС России), региональных центров ГОЧС, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и объектов. Объём и содержание указанных мероприятий определяют исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Приоритетная задача Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Она предусматривает проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе мероприятий медико-санитарного обеспечения населения.Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — эффективная структура, непосредственно обеспечивающая безопасность страны, защиту населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.Контрольные вопросы 1. Определение и задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.2. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций.3. Поражающие факторы источников чрезвычайной ситуации.4. Организационная структура Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.5. Порядок функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.6. Режим «повышенная готовность». Определение и основные мероприятия.7. Режим «чрезвычайная ситуация». Определение и основные мероприятия.

Экстремальная (боевая) готовность

В системе обеспечения безопасности людей, ценностей, предприятий, учреждений, важных объектов и страны в целом существенная роль

принадлежит специальным лицам и группам, находящимся в готовности к незамедлительным действиям на случай внезапного наступления экстремальных или чрезвычайных ситуаций. Такие люди и структуры имеются в системе сил по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне, в органах внутренних дел, во внутренних войсках, в Федеральной пограничной службе, в Вооруженных силах, в системе органов уголовно-исполнительной системы, поисково-спасательных организаций, на предприятиях, учреждениях, по месту жительства. Это дежурные и охранники, спасательные, дежурные и аварийные группы, скорая медицинская помощь, смены, караулы, патрули, дозоры, засады, вахты, расчеты, экипажи дежурных транспортных средств, частей, кораблей и самолетов и др. Они находятся чаще всего круглосуточно в установленных местах у технических средств или с оружием, необходимых им для немедленных действий. Их основные задачи - вести наблюдение, следить за обстановкой, своевременно обнаруживать возникающие угрозы и повышение их уровня, принимать безотлагательно меры, действуя в порядке и пределах, предусмотренных специальными предписаниями.

Люди, средства на местах - это внешние показатели готовности к незамедлительным действиям. Но не менее важны в н утренние показатели - показатели реальной возможности людей, обеспечивающих готовность и безопасность, немедленно и с максимальной успешностью выполнить возложенные на них задачи. Все данные и опыт свидетельствуют и о том, что обеспечить такую

возможность значительно сложнее, чем назначить на дежурство и обременить обязанностями.

Напомним, что все психические явления по форме существования делятся на две группы: устойчивые (постоянно или длительно присущие психике человека в виде свойств, качеств, способностей, знаний, навыков, умений, привычек) и динамические (быстро возникающие, протекающие, меняющиеся, усиливающиеся, ослабляющиеся и исчезающие - психические процессы и психические состояния). Эти психические явления характеризуют внутреннюю экстремальную (боевую) готовность человека, образуя в ней две группы компонентов:



устойчивые - сформированные при экстремальной подготовке, представленные в общих экстремальных способностях и экстремальной подготовленности человека и группы и определяющие саму возможность успеха действий при возникновении экстремальных условий;

динамические - в виде психического состояния готовности к немедленным и предельно успешным действиям, в котором актуализированы элементы способностей и экстремальной подготовленности, нужные для действий в ожидаемых экстремальных ситуациях. В этом состоянии актуализируются и первично реализуются имеющиеся у человека (группы) возможности действий в случае реального возникновения экстремальной обстановки.

Первая группа компонентов экстремальной боевой готовности человека - его общие экстремальные способности и экстремальная подготовленность - основа экстремальной (боевой) готовности. Они сохраняются длительное время, выступают в виде долговременной, «предварительной» готовности, готовности к разнообразным действиям, формируемой всей системой предварительной работы с человеком, группой и их экстремальной подготовкой. Вторая - состояние экстремальной (боевой) готовности (изготовленность), которое определяет динамичную, немедленную, сиюминутную готовность, сохраняющуюся непродолжительное время, готовность к конкретным экстремальным действиям. Образно можно представить себе это состояние по позе спортсмена-спринтера, сжавшегося на старте внешне и внутренне в комок и готового по сигналу мгновенно рвануться во всю мощь вперед к финишу, как стрела из туго натянутого лука.

Полноценна та внутренняя готовность к действиям, в которой обязательно представлены обе ее слагаемые. Главная задача готовности дежурных сил, в состав которых включаются подготовленные профессионалы, заключается в формировании и поддержании состояния их экстремальной (боевой) готовности. Ее решение связано с четырьмя частными задачами:

- формированием состояния готовности перед заступлением на дежурство, вахту, караул и др.;

- поддержанием состояния на должном уровне в ходе всего дежурства, вахты, караула, полета, похода, плавания и др.;

- повышением уровня готовности при обострениях обстановки, появлении и повышении непосредственных угроз;

- укреплением готовности на основе опыта, приобретаемого в ходе несения дежурств и др.

Качество обеих групп компонентов ц успех решения главной и частных задач определяет уровень экстремальной (боевой) готовности конкретного человека или группы, по этому показателю она оценивается как:

Полная (боевая);

Высокая;

Невысокая;

Боевая готовность может, даже когда ошибочно оценивается полной, оказаться иллюзорной готовностью, псевдоготовностью, что, к сожалению, бывало достаточно часто.

Состояние

Экстремальной

(боевой) готовности

Кое у кого может возникнуть вопрос: а нужно ли все это различать, не достаточно ли того, что профессионал есть профессионал, и, когда надо, он будет и действовать как надо? Однако во-

прос о готовности к действиям в экстремальных ситуациях столь ответственен, а ошибки в ответах на него влекут столь тяжелые последствия, что тут недопустим поверхностный подход, пренебрежение закономерными зависимостями.

Наличие подготовленности, как совокупности устойчиво присущих человеку достоинств, необходимых для предстоящей деятельности - это потенциал, возможность, а состояние готовности - это действительность, реализованность возможностей пока еще не в действиях, но в активной совокупности психических процессов, непосредственно предшествующих им, представляющих их зарождение, изготовленностъ к переходу к ним. Человек вообще относится к «системам, определяемых состоянием», как их именуют в общей теории систем. Для таких систем нахождение в каком-то состоянии определяет ее возможности в данный момент и дальнейшие ее изменения, «линию поведения». Подготовленность - то, что хранится в памяти, скрытое, способное проявиться, но пока не проявляющееся, а состояние готовности - первое ее проявление перед действиями. Подготовленность существует в виде знаний, навыков, умений, привычек, качеств, установок, механизмов и др., а состояние готовности - определенный функциональный уровень внутренней активности и мобилизации возможностей системы. Психическое состояние готовно-

ста - особое психическое состояние человека, в котором не потенциально, а актуально и максимально выражены в данный момент его способности и подготовленность.

Состояние готовности, кроме того, по структурно-содержательным характеристикам - единство общих и специальных (специфических, ситуативных) компонентов актуальной (протекающей в данное время) психической деятельности, отвечающее требованиям предстоящей экстремальной (боевой) и сравниваемое с нею. Успех в любом сложном деле, будь то труд рабочего, крестьянина, водителя, спортсмена, строителя, инженера, врача, спасателя, военного, руководителя и др., зависит от общей мобилизованности человека на его осуществление: отношение к нему, добросовестность, честность, трудолюбие, ответственность, собранность, организованность, дисциплинированность, требовательность к себе, напряжение воли, умение владеть собой и т.п. Это нужно и при выполнении разных обязанностей, например, воину - при ремонте техники, несении дежурства и караула, использовании оружия. Поэтому любое состояние готовности к осуществлению любой экстремальной деятельности по своей структуре и содержанию включает общую мобилизованность, выраженную в соответствующих психических процессах общей мотивации, понимания, отношения, напряжения, добросовестности, собранности, требовательности к себе, напряжения воли и др. Их проявления и сила зависят от общих экстремальных способностей человека, его социальной развитости и воспитанности. Готовность действовать в смертельно опасной обстановке определяется, прежде всего, любовью человека к Отечеству, силой чувства гражданского долга и национального достоинства россиянина, любви и преданности народу, уважения к его истории; чувствами продолжателя дела своих предков и ответственности за будущее России. Помимо этого - победа нашего народа над страшным и сильным врагом в Великой Отечественной войне, которая далась очень нелегко, но была достигнута потому, что подавляющее число людей того поколения было патриотами, готовыми стоять за Родину насмерть, а если надо, то сложить и голову за Отечество.

Укрепление общих компонентов экстремальной (боевой) готовности - важнейшая задача, решаемая при экстремальной подготовке, а их актуализация перед действием - задача формирования состояния готовности. Они фундамент ее, но ведь никто не считает дом построенным, если заложен лишь фундамент, а стен и крыши нет. Чтобы экстремальная (боевая) готовность была полной, необходимо присутствие в ней и специальных компонентов. Спортсмену, например, надо настроиться не на соревнование вообще, а к старту на стометровку,

или на выполнение упражнений на брусьях и пр. Дежурному, несущему вахту, патрульному, и др. тоже нужно быть готовым выполнять специальные действия - ликвидировать возникший пожар, вести бдительное наблюдение за обстановкой, поддерживать готовность ракеты к пуску, не пропустить нарушителя через охраняемую границу, отразить внезапное нападение, открыть огонь на поражение и др. Состояние экстремальной (боевой) готовности одного и того же профессионала к разным экстремальным (боевым) Действиям зависит каждый раз от особенностей этих действий и ситуации, т.е. по специальным (специфическим) компонентам оно каждый раз нуждается в особом формировании. Чаще всего специальными компонентам и состояния экстремальной (боевой) готовности выступают:

Четкое знание своих обязанностей в конкретной ситуации контроля за обстановкой и при ее опасных обострениях;

Ясный мысленный план действий в различных вариантах повышения уровня угроз и возникновения опасностей;

Знание характера возможных угроз и вероятности их изменения;

Знание признаков проявления угроз, их изменений и значения для выполнения своих обязанностей;

Психологическая установка на бдительное наблюдение за обстановкой, настороженность к признакам угроз; направленное и интенсивное внимание к ним и их изменениям;

Стремление немедленно обнаруживать малейшие признаки угроз и их изменений (даже если их кто-то пытается маскировать), разгадывать скрытые, неявные признаки и давать им соответствующую оценку;

Проявление усилий по поддержанию высокого уровня чувствительности того органа (ов) чувств (зрения, слуха, обоняния и др.), который имеет доминирующее значение для своевременного обнаружения изменения признаков угроз;

Достижение оптимального уровня функциональной психологической (психофизиологической) активности процессов, систем, органов, обеспечивающих первые, немедленные и предельно эффективные действия при опасном наращивании уровня угроз;

Натренированность в высокоэффективном выполнении действий, необходимых при наступлении экстремальной ситуации;

Мотивационно-волевой настрой на выполнение обязанностей и действий с высокой эффективностью;

Эмоционально-волевой настрой на встречу с трудностями и опасностями в ожидаемых экстремальных ситуациях;

Настрой на находчивые действия при встрече с любыми неожиданностями в возможных экстремальных ситуациях.

Чем более сложны условия, деятельность, тем большее значение приобретает специализация готовности к их конкретным особенностям. Чем менее успешна она, тем больше вероятность, что при возникновении экстремальных ситуаций ее недостатки будут компенсироваться неспецифическими проявлениями - повышенным стрессом, перенапряжением, беготней, суматохой, яростью и др.