Виды права частной собственности на землю. Право собственности на землю: плюсы и минусы индивидуального владения

Конст. РФ (ст.9) допускает существование частной собственности на землю и др. природные ресурсы.

Объектом права частной собственности является индивидуально-определенный земельный участок как часть поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке. При этом данный земельный участок должен быть оборотоспособным. Участки, которые отнесены к землям, изъятым из оборота вообще не могут предоставляться в частную собственность и быть предметом сделок (ст.27 ЗК).

Одной из особенностей частной собственности на землю является нормирование земельных участков при их предоставлении. Существуют з вида норм на землю:

    Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из гос. или муниципальных земель для ведения крестьянского, личного подсобного хозяйств, садоводства, огородничества, дачного строительства. Устанавливаются субъектами РФ и ОМС.

    Средняя районная норма. Была установлена в период проведения земельной реформы и имела целью определение размера бесплатной передачи земли в собственность граждан.

    Нормы отвода устанавливаются для конкретных видов деятельности или в соотв. с правилами землепользования и застройки и др. целей, не указанных выше.

Частная собственность на землю может быть 2 видов: индивидуальная (собственность граждан и юридических лиц) и общая (общая совместная и общая долевая).

В процессе земельной реформы граждане и их объединения могут приобрести в частную собственность земельные участки за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, они могут это сделать путем совершения иных сделок с землей (купля-продажа, дарения, обмена и т.д.), предусмотренных законодательством.

Однако собственник земельного участка не располагает абсолютной свободой в выборе способов и путей по использованию своего земельного участка. Во-первых по российскому законодательству земля должна использоваться только в соответствии с ее целевым назначением и разрешенным использованием. Во-вторых использование земли допустимо только теми способами, которые не должны наносить вред окружающей природной среде.

Юридические лица также как и граждане могут иметь землю в частной собственности. Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК субъектами права собственности довольно широк: хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, ассоциации и союзы и др., кроме гос. и муниципальных организаций. При этом общественные и религиозные организации и объединения, благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенной ими земли и вправе использовать ее лишь для целей предусмотренных их учредительными документами. Согласно ГК количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц не ограничиваются. Подобных ограничений в отношении земельных участков нет и в ЗК. Поэтому в собственности граждан и юридических лиц может быть любое количество земельных участков и любой стоимости.

Общая собственная на землю является одним из видов частной собственности. Для нее характерна множественность субъектов права собственности, которые называются участниками общей собственности. В общую совместную собственность могут быть переданы земли с\х организаций (в частности колхозов и совхозов), земли общего пользования садоводческих товариществ, жилищных, дачных и гаражных кооперативов.

В общую собственность граждан, являющихся членами с\х организаций передаются с\х угодья в пределах среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, умноженной на число работников данного конкретного хозяйства (включая пенсионеров, работников социальной сферы и др.). Остающиеся с\х угодья включаются в фонд перераспределения на конкурсной основе. Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из владельцев (долевое владение) или без определения долей (совместное владение). Право собственности на земельную долю при долевой собственности удостоверяется спец. документами, выдаваемыми органами Комитета по земельным ресурсам, в которых указывается размер земельной доли.

Так же регламентирован положениями статьи 264 ГК РФ. Статьями 11, 15 и другими – Земельного кодекса.

ГК РФ Статья 264. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков

  1. Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
  2. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
  3. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.

Статьями 11, 15 и другими – Земельного кодекса.

ЗК РФ, Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

  1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
  2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

ЗК РФ, Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц

  1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
  2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
  3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Право частной собственности на землю имеют физические и юридические лица.

Предусматривает рачительное распоряжение приобретённым участком, с соблюдением установленных санитарных и иных нормативов. Требует использования только по целевому назначению, соответствующему категории земель. Может выступать в роли индивидуальной и совместной собственности, с выделением долей в праве или без выделения таковых.

Основания возникновения и прекращения права собственности на ЗУ

Право частной собственности граждан на земельные участки может опираться на два варианта полномочий приобретателя данного титула:

  1. Приобретение надела в результате перехода имущественных прав от предшествующего правообладателя.
  2. Переоформление участка в собственность , которым правообладатель пользуется на основании иных правомочий.

К первой категории относятся гражданско-правовые прецеденты, сопровождающиеся составлением договора и . и отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности может происходить как:

  • или мена.

Вторая категория отношений опирается на взаимодействие титульного владельца с местной администрацией, которая может предоставить право выкупа или безвозмездной приватизации ЗУ, если физическое лицо владеет наделом на основании:

  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненно наследуемого владения.

Законодатель выделяет проблемы , сопутствующие рыночным земельным отношениям, которые безвозвратно закрепляют за собственником ЗУ вещные права, вменяя ответственность за неиспользование ЗУ или использование не по целевому назначению.

Недобросовестный владелец, имеющий право частной собственности на земельные участки, нарушает регламент установленного законодательства с минимальным риском. Тем не менее со стороны администрации населённого пункта могут предприниматься действия по изъятию ЗУ у нарушителей.

Само право собственности на землю является не прекращаемым видом права: прекращаясь в отношении одного субъекта, оно возникает у другого. Исключение составляют погибшие или уничтоженные объекты, что может произойти в результате пожаров, наводнений, военных действий и т.п.

Остальные формы ориентируются на замену субъекта права и передачу объекта новому правообладателю.

Объекты и субъекты собственности

Объектами в частной собственности находятся земельные участки, переданные государством в собственность физических или юридических лиц. То есть участки, которые исключаются из публичной или федеральной собственности.

  • сельскохозяйственного назначения;
  • земель поселений;
  • промышленных территорий.

Остальные массивы остаются в ведении государства и не допускают перехода в частные руки.

Субъектами определяются физические и юридические лица, выкупившие или приватизировавшие муниципальные земли, либо оформившие имущественную сделку с приобретением ЗУ. Субъект может выступать только конкретное лицо или учреждение, в сторону которого осуществлено оформление ( ?). В то же время субъект разделяется:

  • владения;
  • распоряжения;
  • пользования.

Владение вещным правом на землю определяется как господство над приобретённым участком, гарантирующее беспрепятственное распоряжение и использование в рамках закона и защиту от посягательства на него со стороны третьих лиц.

Распоряжение предусматривает участие правообладателя в гражданско-правовых процессах, в том числе – в имущественных сделках с землёй. Собственник вправе : продать или подарить, а также – оформить надел завещанием или обменять на иной объект недвижимости.

Только собственник вправе передать надел в аренду третьим лицам или оформить сервитут за соразмерную плату . Так же надел может выступить в роли предмета залоговой стоимости при оформлении кредита.

Пользование сохраняет за собственником право обрабатывать землю, используя её по целевому назначению. Он может извлекать прибыль из выращивания сельскохозяйственной продукции или строить жилой дом на землях населённых пунктов. Такие земли могут участвовать в бизнесе и выполнять прочие функции, по усмотрению собственника, в соответствии с нормами законодательства.

Частная собственность на ЗУ санкционирована государством и опирается на конституционные права граждан РФ и иные источники законодательства.


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


Право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общего пользования в поселениях и некоторые другие (ст. 27 ЗК).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством.

Так, ФЗ от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» запрещается залог с/х угодий из состава земель с/х организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств. В этом случае речь идет о запрете на залог права собственности. Залог права аренды допускается без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды не предусмотрено иное (ст. 22 ЗК). Участки, находящиеся в частной собственности, могут быть изъяты для гос. и муниципальных нужд в установленном порядке и при условии компенсации их стоимости. В определенных случаях правонарушений в порядке конфискации собственник может быть лишен права собственности в соответствии с судебным решением без компенсации.

Субъекты и объекты права частной собственности на землю

  • - участки лишь некоторых категорий земель;
  • - часть участка.

Субъекты:

  • - физ. лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства);
  • - юр. лица (в том числе иностранные юр. лица).

На лиц, имеющих участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны своевременно платить земельный налог, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, своевременно приступать к использованию участка, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др. (ст. 40, 42 ЗК).

Право частной собственности возникает в результате удостоверения свидетельством о гос регистрации права частной собственности. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на участок, в силу принудительного изъятия у участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Основания прекращения права частной собственности

1. Право постоянного (бессрочного) пользования участком , право пожизненного наследуемого владения участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ.

Право постоянного (бессрочного) пользования участком, право пожизненного наследуемого владения участком прекращаются принудительно при:

  • - использовании участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к категории земель, установленными статьями 7 и 8 ЗК РФ;
  • - использовании способами, которые приводят к существенному снижению плодородия с/х земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
  • - неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
  • - отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, ядохимикатами, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
  • - нарушение установленного соответствующими нормами статей 95 - 100 ЗК РФ режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель рекреационного, историко-культурного назначения, других земель с особыми условиями использования;
  • - систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от эрозии;
  • - систематическая неуплата земельного налога;
  • - неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, участка, предназначенного для с/х производства либо строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен ФЗ, за исключением времени, когда участок не мог быть использован по назначению ввиду обстоятельств, исключающих такое использование;
  • - изъятии участка для гос. или муниципальных нужд в соответствии с правилами статьи 55 ЗК РФ;
  • - реквизиции участка в соответствии с правилами статьи 51 ЗК РФ;

2. Решение о прекращении прав на участки в случаях пункта 2 статьи 45 ЗК РФ, принимается судом в соответствии со статьей 54 ЗК РФ, за исключением случаев, установленных ФЗ.

3. Аренда участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Кроме указанных в пункте 1 статьи 46 ЗК РФ случаев аренда участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:

  • - использования не в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель;
  • - использования, которое приводит к существенному снижению плодородия или ухудшению экологической обстановки;
  • - неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, ядохимикатами, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
  • - неиспользования участка, предназначенного для с/х производства либо строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен ФЗ или договором аренды, за исключением времени, необходимого для освоения участка, а также времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за обстоятельств;
  • - изъятия участка для гос или муницип нужд в соответствии со статьей 55 ЗК РФ;
  • - реквизиции участка в соответствии со статьей 51 ЗК РФ;
  • - в иных предусмотренных ФЗ случаях.

4. Право безвозмездного срочного пользования участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:

  • - по истечении срока, на который участок был предоставлен;
  • - по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 ЗК РФ.

5. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 47 ЗК РФ. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:

  • - работника, призванного на срочную военную или альтернативную службу, на весь срок службы;
  • - работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения;
  • - работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

6. Изъятие, в том числе путем выкупа, участков для гос. или муниципальных нужд (ст 55 ЗК РФ) осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

7. Участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

8. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных ЧП , участок может быть временно изъят у собственника уполномоченными исполнительными органами гос власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих угроз с возмещением собственнику причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

Реквизицией не является изъятие участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для гос. или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены статьей 55 ЗК РФ. В случае невозможности возврата реквизированного участка собственнику возмещается рыночная стоимость участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 ЗК РФ, или по его желанию предоставляется равноценный участок.

9. Отчуждение участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 ЗК РФ ограничений оборотоспособности участков. При отказе от права собственности на участок этот участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.

10. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного срочного пользования участком в случае его ненадлежащего использования осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 ЗК РФ. Осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования после наложения административного взыскания в виде штрафа.

В данной статье мы попробуем разобраться во всем многообразии проблем частных земельных участков, сопровождающих большинство дачников и жителей загородных домов последние 15-20 лет. Огромное количество земельных участков, полученных в одной стране, ныне несуществующей, должны быть полностью легализованы в современной России.

К частным земельным участкам можно отнести земли следующих категорий: земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов. Внутри категории земельного участка есть разделение на вид разрешенного использования, который может быть практически любым. Видов разрешенного использования насчитывается несколько сотен. Для нас наиболее интересны следующие – под дачное строительство, под индивидуальное жилищное строительство, для дачного или огородного хозяйства, для садоводств. Каждый из этих видов разрешенного использования может быть при обоих видах категорий земельных участков. Землями с сельскохозяйственной категорией кроме государства может владеть или российское юридическое лицо, либо гражданин Российской Федерации, продажа иностранным гражданам таких участков запрещена. Существуют земельные участки, полностью изъятые из оборота, то есть сделки с которыми запрещены.

В настоящее время далеко не все земельные участки оформлены должным образом, часть из участков оформлена еще по законодательству СССР, часть участков оформлена или переоформлена в соответствии с российским законодательством. Государство стремится к тому, чтобы все земельные участки были поставлены на кадастровый учет, и у каждого земельного участка были выделены границы.

Законодательство

Земельный Кодекс

  • Глава I.1. Земельные участки (статья 11),
  • Глава IV. Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками (статьи 20 - 24),
  • Глава V. Возникновение прав на землю (статьи 25 – 39),
  • Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю (статьи 44 – 56),
  • Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд (статьи 67 – 70),
  • Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения (статьи 77 – 82),
  • Глава XV. Земли населенных пунктов (статьи 83 – 86).

Федеральные законы

  • государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 года № 122-ФЗ (дачная амнистия на строения до 01 января 2010 г.),
  • "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ,
  • «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ,
  • "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ,
  • "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ (Закон о дачной амнистии),
  • государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ,
  • "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки" от 23.11.2007 г. № 268-ФЗ.
  • "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 17.07.2009 г. № 174-ФЗ (дачная амнистия на строения до 01 марта 2015 г.)

Утратившие силу Федеральные законы:

  • Закон "О собственности в СССР" от 06.03.1990 г. № 1305-1
  • Указ Президента Российской Федерации от 02.03.1992 г. № 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан".

История

В СССР все земельные участки принадлежали государству, и гражданам они предоставлялись либо в постоянное (бессрочное) пользование, либо в пожизненное наследуемое владение. Трудно недооценить их значение для советского гражданина. Для многих дачные участки являлись существенной подмогой с продовольствием. С 1990 года на земельные участки начали оформлять право собственности. В переходный период от одной страны к другой стране должного внимания документальному оформлению не уделялось. Свидетельства о праве собственности выдавали на основании заявления, выдача свидетельств не фиксировалась в реестре. Именно здесь кроется большинство проблем с дачными участками. Многие граждане и сейчас не имеют права собственности на дачные участки, полученные еще в СССР.

В советском союзе участки принадлежали садоводческому товариществу или колхозу/совхозу. При владении дачным участком в садовом товариществе дачнику передавался участок, который был за ним закреплен. Если земельный участок, обычно крупный земельный массив, принадлежал колхозу, то в собственность оформлялась доля (паи) в общем массиве без указания конкретных границ. Сейчас огромное количество людей владеют своими участками без зарегистрированного права собственности, что позволяется законом, но ограничивает права граждан на отчуждение земельного участка. То есть таким участком можно пользоваться, но нельзя распоряжаться. Для продажи или дарения такого участка необходимо оформлять право собственности.

Земельные участки в собственность передавались путем их приватизации. В пределах определенных норм участки передавались (и передаются до сих пор) бесплатно, если земельный участок по размерам превышал определенные нормы, то участок передавался за плату. Бесплатно земельные участки или доля на земельный участок также предоставлялись работникам некоторых предприятий, в основном сельскохозяйственных, и лицам, проживающим на предоставляемой территории.

Неразбериха в правах собственности, а часто и в границах участка привлекает незаконных скупщиков земельных участков и в целом делает земельный бизнес и земельную отрасль крайне коррумпированной.

Именно в 90-х годах началась массовая скупка земельных участков у колхозов и совхозов, борьба за лучшие земельные участки в садоводствах, поджоги домов наиболее несговорчивых дачников, что часто приводило к летальному исходу. Появляются крупные землевладельцы и многомиллионные коттеджи и особняки в самых престижных районах городов и пригородов.

Скупка земельных участков в бывших колхозах часто производилась путем выкупа у пайщиков их долей в общем массиве земельных участков, подделкой документов, составлением фиктивных договоров, преднамеренном банкротстве колхоза с последующей продажей участков за долги, внесение участков в уставный капитал нужной компании, рейдерскими захватами и многими другими схемами. Законными и незаконными способами земля переходила из рук в руки многими миллионами квадратных метров. Незаконные способы часто оспаривались в суде, при этом небезуспешно.

В 2000-е годы ситуация в целом изменилась. Сейчас наибольшую активность на рынке представляют те игроки, которые имеют административные ресурсы. Земельные участки массово скупаются в одной земельной категории и в последующем переводятся в другую земельную категорию. Чаще всего у земель меняется разрешенный вид использования под дачное строительство или под индивидуальное жилищное строительство, чтобы построить еще один дачный или коттеджный поселок, либо земля переводится в категорию земель промышленности, чтобы на привлекательном земельном участке можно было построить торговый центр, кафе или автозаправочную станцию. Если производить перевод категории земельного участка или менять его разрешенный вид использования полностью официально, то данная процедура занимает от 1 до 3 лет. Конечно же, девелоперы не могут позволить себе такие сроки перевода, что способствует росту коррупции именно в земельной отрасли и часто ставит под сомнение будущие права собственности.

Проблемы дачников

Спустя 22 года с того момента, как земля стала предметом рыночных отношений, остаются нерешенными следующие проблемы:

  • В стародачных поселках многие участки до сих пор не оформлены в собственность. Данный факт вызван отсутствием первичных документов на земельный участок: договоров, свидетельств, расписок, актов, выписок.
  • Другой очень распространенной проблемой является отсутствие точно указанного места нахождения участка. В этом случае необходимо согласовать границы земельного участка и провести землеустроительные работы. Для решения данной проблемы необходимо измерить границы земельного участка с привлечением специализированной организации и после получить кадастровый паспорт на земельный участок с указанием местонахождения.
  • Спорные вопросы о праве собственности на земельный участок, когда на один участок претендуют сразу несколько граждан. При этом возможна ситуация, что у обоих есть на руках документы, подтверждающее это право, выданные в начале 90-х годов, или документы еще советского периода.
  • Дачный поселок принадлежит организации (товариществу) с начала 90-х годов, но у этой организации отсутствуют или не правильно оформлены документы.
  • Ограничения в использовании земельного участка из-за проходящих сетей, установленных сервитутов, отчуждение части участка другому лицу, условное деление одного участка или дома на несколько семей.
  • В огромном количестве в недавно организованных дачных поселках назревает критическая ситуация из-за коммуникаций. В год на рынке появляется более тысячи новых поселков, но девелоперы не в состоянии обеспечить все эти поселки коммуникациями. Здесь вопрос не только порядочности или непорядочности девелоперов, что тоже имеет место быть, но и изношенности и маломощности инфраструктуры района. Если внутрипоселковые дороги, водоснабжение и канализация – вопрос решаемый для большей части поселков, то недостаток мощности электросетей района – ключевая проблема большинства новых поселков. В этот же пункт можно отнести отсутствие технических условий на подведение коммуникаций по той же причине.

Часто граждане сталкиваются с такой ситуацией, что вроде бы они имеют все основания для оформления участка в собственность с обозначенными границами, но пробуксовка начинается со стороны соседей, председателя правления или других лиц. В этом случае самым быстрым и надежным вариантом, но не самым приятным, будет обращение в суд. В судебном порядке можно существенно ускорить устранение тех проблем, которые не имели решения долгие годы. Даже если у дачника нет никаких документов на участок, но он пользовался им все эти долгие годы (более 15 лет), суд признает его право на данный участок.

Некоторые особенности земельных отношений

Право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненно наследуемого владения

Многие частные дачные участки до сих пор оформлены в постоянное (бессрочное) пользование или на праве пожизненно наследуемого владения. Таким участком можно пользоваться, но им нельзя распоряжаться. За владение участком дачник ежегодно оплачивает земельный налог, рассчитанный от кадастровой стоимости участка. Для граждан срок переоформления участка с права постоянного пользования или наследуемого владения на право собственности не регламентирован, гражданин в праве полностью не заниматься этим вопросом. Однако следует знать, что продать или подарить такой участок невозможно.

Для оформления права собственности на участок граждане могут приватизировать участок у государства. Это позволяется сделать в случае, если на участке построен дом, на который полностью оформлены все документы в собственность. Таким образом, если дом в собственности, то на участок тоже можно оформить собственность. Приватизация участка проводится после того, как все границы участка будут определены с указанием их координат. Данные измерения проводит кадастровый инженер на основании официальной схемы границ, далее информация передается в регистрирующий орган. Все эти действия необходимы для того, чтобы поставить участок на кадастровый учет и определить его границы. После того как участок будет поставлен на кадастровый учет, гражданину на основании заявления выдадут свидетельство о праве собственности на участок. Если участок уже поставлен на кадастровый учет, то есть у гражданина имеется кадастровый паспорт или кадастровый план с примерным указанием границ участка, то производить обмеры участка не обязательно. Свидетельство о праве собственности будет выдано без уточнения границ. В этом случае площадь участка, указанная в свидетельстве, может не соответствовать фактической площади.

Приватизация участка может быть платной или бесплатной. На бесплатную приватизацию имеют право те граждане, которые оформили свидетельство о праве собственности на дом до 01 июля 1990 года (введение в действие закона о «Собственности в СССР»). На льготную приватизацию имеют право те граждане, которые оформили собственность на дом до 30 октября 2001 года (введение в действие Земельного кодекса РФ). Льготная стоимость приватизации составляет 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, в некоторых в городах-миллионниках 20% от кадастровой стоимости. Если право собственности оформлено после 30 октября 2001 года, то приватизация будет производиться по полной кадастровой стоимости.

Межевание, учет и перевод земель

Если необходимо разделить земельный участок или объединить несколько участков в один, проводится комплекс землеустроительных работ, часть из которых является межеванием земельных участков. Межевание – это определение границ земельного участка и вынесение их в натуру, а также получение документов с отражением полученных результатов.

Для того чтобы совершать любые сделки с земельными участками, необходимо, чтобы участок был поставлен на кадастровый учет. Прежде чем поставить на учет образованный земельный участок или ранее неучтенный участок, необходимо провести межевание. В различных районах страны установлены разные минимальные и максимальные значения возможной площади земельных участков. Наиболее распространенное минимальное значение для дачных участков – 6 соток, или 600 кв. метров.

Вся информация о земельном участке отражается в кадастровом паспорте: информация о категории земельного участка и разрешенном виде его использования, границах земельного участка, его площадь, точное месторасположение. Информация, отраженная в кадастровом паспорте может быть предоставлена любому желающему (кроме информации о собственнике). На сайте Росреестра есть ссылка на публичную кадастровую карту (http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/), на которой по кадастровому номеру участка можно получить большое количество первичной информации.

Границы земельного участка

Часто встречается ситуация, что участок оформлен в собственность, но его границы не определены или указанная площадь не соответствует реальным размерам участка. Собственник оплачивает земельный налог именно с той площади, которая указана в документах. Точные размеры земельного участка позволят не платить налог за несуществующие метры.

Если участок еще не оформлен в собственность, то для оформления участка также необходимо определить его границы и поставить участок на кадастровый учет. Если границы не будут определены, собственник может получить свидетельство о праве собственности с указанием примерных границ, что в будущем опять породит проблемы и споры. Для того чтобы поставить участок на кадастровый учет, собственник должен согласовать все границы с владельцами соседних участков и подписать документ о согласовании границ.

Если согласовать границы с соседями не получается, собственник может обратиться в суд с признанием границ земельного участка согласно заранее проведенным обмерам. Суд определяет права граждан на спорные метры.

При неопределенных границах земельного участка известны случаи самозахвата участка лицами, не имеющими к данному участку никакого отношения. Для предотвращения таких случаев необходимо провести межевание участка и четко обозначить его границы. Конечно, при этом собственник понесет определенные расходы, но взамен он получит гарантию того, что на данный земельный участок не будет никто претендовать.

При сделках с земельным участком также важно иметь четко обозначенные границы, ведь найти покупателя на земельный участок, не имеющих четких границ, практически невозможно.

Новое строительство

В новых поселках тоже не все гладко. Если с правом собственности на земельный участок чаще всего вопросов не возникает, то с коммуникациями все наоборот – одни сплошные вопросы. Массовый перевод земель под дачное и индивидуальное жилищное строительство позволяют строить все новые и новые поселки, не задумываясь о технологической возможности подключения этих поселков к различным коммуникациям. Каждый поселок должен иметь достаточное и бесперебойное электроснабжение, отсутствие которого – наиболее распространенная проблема. Также у поселка могут быть установлены санитарно-защитные и другие охранные зоны, например, если поселок расположен рядом с крупным водоемом, в нем может быть запрещена индивидуальная канализация. В таком случае строительство централизованной системы канализации финансово полностью ложится на конечного потребителя. А подведение газа к поселку – отдельная история.

Если поселок образован на землях под дачное строительство, то созданием всей инфраструктуры и строительством коммуникаций занимаются сами жители поселка в лице председателя или управляющей компании. Если земельный участок или поселок расположен на землях поселений, то частично коммуникации будет оплачивать государство, например, строительство дорог и подведение газа, так как и дороги и газовая магистраль будут находиться на балансе у государства.

При покупке участка в новом поселке покупатель обычно платит два платежа – один за землю и один за коммуникации, которые должны быть построены в будущем. Стоимость коммуникаций делится на количество участков в поселке, поэтому скорость строительства коммуникаций напрямую зависит от скорости продаж участков. Деньги, оплаченные на строительство коммуникаций, при продаже участка покупателю не возвращают. Прежде чем покупать участок в новом поселке необходимо правильно оценить перспективы обеспечения поселка коммуникациями, а еще лучше искать уникальные предложения в готовых поселках с уже подведенными и подключенными коммуникациями.

Права и обязанности владельцев участков

Казалось бы, что собственник земельного участка в праве распоряжаться участком полностью по своему усмотрению. Однако такое утверждение относится только к правам на участок – право продать, подарить, завещать, заложить. Использование же земельного участка имеет множество ограничений, которые собственник в любом случае обязан соблюдать – санитарно-защитные нормы (например, расстояние от очистных сооружений), градостроительные нормы (например, единая высотность всех строений или цвет строения), техника безопасности при проведении строительных работ, противопожарные требования, требования, предъявляемые к конкретным категориям и назначениям земельных участков.

На собственника земельного участка распространяются не только права и обязанности по земельному участку, но и по дому, который он строит на этом земельном участке. При строительстве дома собственник принимает на себя все обязанности подрядной организации. Соблюдение режима тишины, вывоз и складирование строительного мусора, мойка колес строительной техники, пожарная безопасность – лишь некоторые из них. За несоблюдение этих правил собственник земельного участка может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.

При строительстве дома собственник земельного участка может воспользоваться так называемой дачной амнистией. Правильное название дачной амнистии – упрощенный порядок регистрации земельного участка и/или строения на этом участке. Под упрощенный порядок регистрации земельного участка попадают те участки, которые были выданы гражданам до 2001 года. По дачной амнистии собственник имеет право построить дом без получения разрешения на строительство, а также зарегистрировать уже построенный дом. По факту строительства дома собственник подает декларацию в местное самоуправление с информацией о том, что на таком-то участке построен такой-то дом, и предоставляет проект дома. На основании этой декларации собственник получит свидетельство о праве собственности на дом. Срок действия дачной амнистии по строениям – до 01 марта 2015 года, по земельным участкам – бессрочно. Такой порядок действий распространяется и на построенные дома, независимо от того, как давно они были построены.

Под упрощенный порядок регистрации строения попадают все земельные участки, расположенные на землях под дачное строительство, под индивидуальное жилищное строительство, участки, предоставленные для дачного или огородного хозяйства, для садоводства. Стоит отметить, что может быть зарегистрирован не только дом, но и баня, сарай или любая другая хозяйственная постройка.

Если участок до сих пор находится в постоянном (бессрочном) пользовании, то оформление собственности на участок надо начинать с получения кадастрового паспорта и оформления собственности на дом. Граждане, на участке которых построено строение, оформленное в собственность, имеют исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором построено это строение. Никто другой не может претендовать на этот земельный участок.

Право собственности на участок

Свидетельства, выданные еще в начале 90-х годов, имеют такую же юридическую силу, как и свидетельства, выдаваемые в последние годы, несмотря на существенные внешние различия. Специально обменивать старые свидетельства на современные нет необходимости.

Свидетельство о собственности имеет каждый собственник, независимо от размера участка и формы собственности. Во многих дачных поселках участки оформлены в коллективно-долевую собственность. В этом случае для получения свидетельства на занимаемый участок большинство граждан вынуждены обращаться в суд.

Участок может быть оформлен в собственность без проведения межевания, в этом случае в свидетельстве о собственности будет прописано, что границы участка не установлены. В данной ситуации совершенно точно не указано, что речь идет именно о занимаемом участке, а не о каком-нибудь другом соседнем участке. Такая ситуация может способствовать самозахвату и принудительному обмену недобросовестными соседями по дачному поселку или администрацией города, района или поселения. Очевидно, что в данном случае отказ от межевания – не лучший способ экономии.

А что государство?

Государство пока не ограничивает сроки приватизации участков, предоставленных в постоянное бессрочное пользование, но возможно, в будущем такое ограничение появится. Сейчас гражданам участки в бессрочное пользование не предоставляются, но в некоторых случаях выделяются бесплатно с последующим оформлением в собственность. Право на бесплатное получение земельного участка имеют некоторые категории граждан: герои, участники и инвалиды ВОВ, многодетные семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалиды всех групп, ветераны труда и другие категории. Администрация района или поселения также может предоставить объединению граждан большой земельный массив для создания нового поселка, при этом строительством коммуникаций и их финансированием будут заниматься сами жители поселка. Так как такие поселки создаются на землях сельскохозяйственной категории, то финансировать создание коммуникаций администрация не обязана, в отличие от поселков, созданных на землях поселений, которые попадают под действие федеральных программ по газификации и электрификации.

Использование земельного участка

Земельный участок должен использоваться в соответствии с его категорий, назначением и существующими обременениями. Водоохранная зона, охранная зона коммуникаций, проходящих по участку, и линий электропередач, санитарно-защитная зона, различные трубопроводы – все накладывает свои ограничения в пользовании участка. Помимо внешних факторов ограничивать использование участка могут и внутренние факторы – расстояние от дома до забора и до соседнего дома, расстояние от дома до дороги, до электрического столба, высота строения, перепад высот на участке и многие другие факторы. Более подробно освоение и использование земельного участка будет раскрыто в следующей статье.

Право частной собственности – есть правовая форма наделения граждан материальными благами, не допускающая вмешательства распоряжения ими иных лиц. В нижеприведенной статье мы расскажем о том, что такое частная собственность на землю, какими статьями закона регулируется данный правовой аспект.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ право частной собственности на землю представляет собой совокупность трех правомочий, несущие определенные юридические и физические аспекты:

  • Владение - юридически законное правомочие, дающее возможность обладать определенным имуществом.
  • Пользование - правомочие на эксплуатацию имущества с целью извлечения из него прибыли либо продуктов потребления. Данное правомочие возможно только в случае собственного фактического владения имуществом.
  • Распоряжение - правомочие, дающее возможность определить юридическую принадлежность имущества посредством состояния или назначения (уничтожение, передача по наследству, отчуждение или аренда по договору, залог или обременение, другое).
Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник имущества вправе самостоятельно выбирать юридическую судьбу своего объекта, основываясь на личных интересах, которые, в свою очередь, не должны противоречить закону и нарушать законные интересы иных лиц.

Общие права собственника земли регулируются ст. 40 Земельного кодекса РФ. Частная собственность на землю может принадлежать на законных основаниях как физическим, так и юридическим лицам. Соответственно, правовой режим предполагает равный доступ всех лиц к приобретению, содержанию и распоряжению землями, находящимися в собственности субъектов. Отметим также, что правом частной собственности на землю могут обладать иностранные граждане или юридические лица, лица без гражданства. Но при этом российский закон ограничивает это право невозможностью быть собственниками земельных долей, а также земель, которые предоставляются для ведения фермерского хозяйства или ведения садоводства, земель, находящихся на приграничных и иных особо установленных территориях РФ. В частную собственность может быть передан земельный участок, свободный от законодательных ограничений. На основании п. 2 ст. 27 ЗК РФ не могут быть переданы в частную собственность и быть объектами любых сделок земли, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте, в частности, это касается земель лесного фонда, общего пользования в населенных пунктах и земель, на которых находятся объекты обороны. Право собственности на участок дает правомочия для распоряжения объектом в назначении, указанном непосредственно в правоустанавливающих документах. Так, земельный участок может быть использован гражданами для ведения фермерского хозяйства, огородничества и садоводства, под и для ведения предпринимательской деятельности. Имея права собственности на землю, гражданин может передавать объект во временное пользование иным лицам, сдавать в аренду либо отчуждать через , передавать в объект собственности в качестве взноса в уставной фонд либо залогового имущества, дарить, менять, передавать по договору наследования. Кроме того, собственники земельного участка вправе добровольно отказаться от права владения им либо создать общую собственность с иными лицами посредством объединения земельных участков. Закон вправе ограничить правомочия владения, пользования и распоряжения землей. Вместе с тем, земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть изъят в установленном законном порядке для государственных, общественных или муниципальных нужд с компенсацией его стоимости по государственной оценке. При наличии правонарушений собственником земельного объекта, он может быть лишен права частной собственности без компенсации на основании судебного решения. Право частной собственности на землю возникает с момента регистрации и удостоверяется выпиской из реестра недвижимости. Лица, обладающие правом частной собственности на землю, кроме правомочий, приобретают определенные обязанности:

  • своевременная уплата налога за землю;
  • реализация мероприятия по сохранению земельного участка;
  • эффективное использование земли в соответствии с указанным целевым назначением;
  • неукоснительное соблюдение законов градостроительства;
  • своевременная подача .

Основаниями для возникновения права собственности на землю могут являться сделки по купле-продаже, мене, дарения, наследования, ипотеки. Также, частная собственность может возникнуть вследствие таких аспектов, как приобретательная давность и административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления). Частная собственность на землю делится в зависимости от правообладателя и может быть:

  • индивидуальной собственностью, принадлежащей физическому или юридическому лицу;
  • общей собственностью, которая, в свою очередь, делится на:
    • общую совместную (без определения долей)
    • общую долевую (каждый сособственник знает заранее, какая доля ему будет принадлежать).

Общая собственность на землю может возникнуть в силу закона либо по договору. Также как и физические лица, юридические на правах собственности, вправе принимать решение по объединению нескольких земельных участков, находящихся в их собственности, с целью использования на правах общей совместной или общей долевой собственности. Так, например, земельные участки, используемые под строительство многоквартирных домов, являются общей долевой собственностью всех собственников помещений в многоквартирном доме. Прекращение права собственности на землю граждан может быть:

  • Добровольным:
    • при отчуждении собственником земельного участка на основании сделки;
    • в случае смерти собственника объекта и перехода права собственности государству согласно договору наследования (муниципальное основание);
    • прекращение деятельности юридического лица;
    • добровольный отказ собственника от своих прав на землю.
  • Принудительным:
    • при использовании земельного участка не по целевому назначению (284 и 285 ГК РФ и ст. 44 ЗК РФ);
    • при обращении взыскания на земельный участок по неисполненным обязательствам должника (статья 278 ГК РФ);
    • при реквизиции земельного участка;
    • при конфискации или национализации земель;
    • в случае выкупа земельного участка государством или муниципалитетом (ст.ст. 279 - 282 ГК РФ и статья 49 ЗК РФ);
    • в случае отчуждения земли, которая, согласно с условиями законодательства, не может принадлежать на правах частной собственности данному лицу.

Право собственности на земельный участок, кроме обязательств, указанных выше, предполагает возникновение у собственника гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, трудовой и уголовной , которая регулируется:

  1. статьями 254, 246 Уголовного кодекса РФ;
  2. статьей 75 Трудового кодекса РФ;
  3. статьями 7.1, 8.6, 10.9 КоАП РФ.

Людмила

Доброй ночи! Мой участок принадлежит моей семье на праве частной собственности с 1984 г.(без ограничений). ИЖС. Дом расположен на расстоянии 40 м. от железнодорожного перегона, где отсутствуют стационарные источники выброса вредных веществ. В свете постановления Правительства 222 от марта 2018 г. о СЗЗ, требуется установление СЗЗ относительно существующих объектов. Размер зоны должен быть установлен с учётом натурных промеров показателей излучаемых вредных выбросов (механических факторов) или принимается фиксированная величина? Как противостоять "надуманной" необходимости застолбления территории. И имеет ли право муниципалитет, не имея прав на мой участок, требовать от ж.д. установления СЗЗ шириной в 150 м. не обосновывая данные требования?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Людмила! При установлении границ санитарно-защитных зон учитываются рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физическое воздействие на атмосферный воздух и оценка риска для здоровья человека. Поэтому в каждом конкретном случае должен быть обоснован конкретный размер санитарно-защитной зоны. Согласно указанному Вами постановлению Правительства РФ документы об установлении санитарно-защитных зон готовятся и предоставляются собственниками соответствующих объектов недвижимости, а не местной администрацией.

Алла

Здравствуйте, проблема такая: есть дача и земля 30 соток все в собственности оформлено, но местное ЖКХ без предупреждения по участку прорыло 2 огромных рва, непонятно зачем, при этом повредив заборы, мелкие сооружения и плодовые деревья. Как и кого привлечь к ответственности и заставить устранить весь этот ужас?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Алла! Если размер ущерба является значительным, то можно подать заявление в полицию о возбуждении уголовного дела. Если это не поможет, то надо фиксировать причиненный ущерб и подавать иск в суд о возмещении причиненного материального ущерба. Привлекать к суду надо ту организацию, которая осуществила раскопки.

Анастасия

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, могу ли я отрезать воду соседям если труба лежит на моем земельном участке? Администрация говорит что не имею права так как я имею право только на пахотный слой.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анастасия! Если будет установлено, что проложение водопроводной трубы соседями через Ваш участок было незаконным и нарушающим Ваше право собственности, то Вы имеете право отрезать трубу. Но перед этим надо точно убедиться в характере использования данной трубы. Возможно, труба используется для нужд садоводства.

Светлана

Здравствуйте! К нашему земельному участку, в связи с расположением, возможен один единственный проезд, который был отображен на выкипировке плана. Сосед сделал межевание таким образом, что включил дорогу в свой участок, лишив нас подъезда к дому, нарушив наши права. Это ошибка кадастровых инженеров или желание соседа, не знаю Но что нам делать в данной ситуации?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Светлана! Сосед должен по договоренности с Вами предоставить сервитут. В случае отказа надо обращаться в суд с иском об установлении сервитута. Но предварительно следует изучить кадастровую карту на предмет установления права собственности соседа на часть участка с дорогой. Если он самовольно захватил землю, то с ним уже должны разбираться надзорные органы.

Александр

Здравствуйте. На земельный участок был получен кадастровый номер 2015 г., в 2016 г. Приказом Министерства культуры РФ от 12.08.2016 № 1864 данный участок стал достопримечательным местом. Исходя из вышесказанного Управление охраны культурных объектов города Севастополя с целью уточнения сведений о Достопримечательном месте и уточнения наличия культурного слоя на данном земельном участке просит проинформировать о наличии договора на проведение археологических работ либо о наличии историко-культурной экспертизы до 08.06.2018. Имеет ли право Управление охраны культурных объектов города Севастополя требовать данный договор на проведение археологических работ либо о наличии историко-культурной экспертизы за средства владельца земельного участка?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Александр! Для справочных целей управление охраны культурных объектов может потребовать предоставления договора, если он есть, но вот обязать Вас проводить археологические работы или историко-культурную экспертизу указанный орган не имеет права.

Александр

Павел Петров

Здравствуйте. Владею участком земли ИЖС на первой линии озера в Ленинградской области. Участок прилегает непосредственно к самой воде. И справа и слева от моего участка точно такие-же собственники ИЖС. Федеральная служба земельного надзора просит убрать заборы ограждающие наши участи друг от друга на расстояние 20-ти метровой зоны от берега. Тем самым оставив нас без заборов между соседями. Зачем тогда этот 20-ти метровый доступ? Правомерно ли такие действия, ведь это частная собственность и кроме собственника находится на участке кого либо другого незаконно, сервитутов мы никому не предоставляем и видеть на своих участках других, незнакомых нам людей наверное, желание не возникает. Как быть в этой ситуации подскажите пожалуйста?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Павел! В Водном кодексе РФ нет запрета на установку заборов в пределах водоохранных зон. Поэтому непонятно, на каком основании базируется требование государственного органа об удалении заборов. Для начала Вам следует получить письменное предписание с указанием законов, на основании которых выдвигается соответствующее требование. Только таким образом можно установить, насколько правомерны действия чиновников. Не исключено, что все это было высказано в устной форме произвольно.

Павел Петров

Здравствуйте, спасибо за ответ. Федеральные служащие на словах утверждают: что есть действующий водный кодекс РФ и статья № 65 в которой прописаны ограничения и запрет на строительство в природоохранных зонах. А именно: на расстоянии 20 метров от кромки воды не позволительно устанавливать заборы и другие ограждения препятствующие доступ третьих лиц к водоему. Огородив часть береговой зоны и создав дополнительные неудобства для доступа граждан владелец участка должен заплатить штраф и снести его.

Сергей (старший юрист)

В ст. 65 Водного кодекса РФ перечислены все ограничения в водоохранной зоне, а про 20 метров там нет ни слова.

Павел Петров

Водный кодекс Статья 6. Водные объекты общего пользования 1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. 2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 6. Полоса земли вдоль береговой линии границы водного объекта водного объекта общего пользования береговая полоса предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 244-ФЗ