Отчетными периодами признаются. Налоговым периодом по налогу признается календарный год

Налоговым периодом при применении УСН признается календарный год.

Отчетными периодами при применении УСН признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (так же, как и по налогу на прибыль организаций и по налогу на доходы физических лиц в отношении индивидуальных предпринимателей).

Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации или реорганизации (ликвидация юридического лица, реорганизация юридического лица). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше следующего календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации.

Эти правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

Вопросы и ответы

Вопрос: Может ли организация перейти в середине налогового периода по собственному желанию на общий режим налогообложения с УСН?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, чьи показатели величины дохода и остаточной стоимости объектов основных средств и нематериальных активов не превысили ограничений, установленных п. 4 ст. 346.13 НК РФ, не вправе до окончания налогового периода (текущего года) перейти на общий режим налогообложения.

Вопрос: Каковы ограничения размера дохода от реализации для индивидуальных предпринимателей с целью перехода на УСН? Должны ли индивидуальные предприниматели в заявлении о переходе на УСН сообщать о размере своих доходов?

Ответ: Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). При этом организации в заявлении о переходе на УСН сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

Таким образом, только организации обязаны сообщать в заявлении о доходе предшествующего периода. Для предпринимателей закон не установил обязанности по сообщению в налоговый орган при подаче заявления о переходе на УСН о размере своих доходов.

Еще по теме ГЛАВА 6. НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД. ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД:

  1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. ПЛАТЕЛЬЩИКИ. НАЛОГОВЫЙ И ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОДЫ. СТАВКИ НАЛОГА

Новая редакция Ст. 379 НК РФ

1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

3. Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Комментарий к Статье 379 НК РФ

Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (ст. 55 Налогового кодекса).

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Но устанавливать иные отчетные периоды законодательные (представительные) органы субъектов РФ не вправе.

На наш взгляд, предоставление законодательным (представительным) органам субъектов РФ права при установлении налога не устанавливать отчетные периоды может привести к возникновению проблемных ситуаций.

Допустим, что одна организация, назовем ее - фирма А, находится в регионе, где установлены отчетные периоды. Другая организация, скажем, фирма Б, зарегистрирована в регионе, в котором отчетные периоды по налогу на имущество не установлены. При этом между этими организациями заключен договор совместной деятельности, согласно которому общие дела товарищей ведет фирма Б.

В рамках заключенного договора о совместной деятельности фирма Б приобрела в январе здание. В результате в конце первого квартала у фирмы А возникает объект налогообложения (пропорционально доле в общем имуществе товарищей). В соответствии со своим региональным законодательством она должна определить налоговую базу, исчислить сумму авансового платежа и произвести уплату. При этом исчисление должно быть осуществлено на основе данных, предоставленных фирмой Б.

Но в регионе, где находится фирма Б, не установлены отчетные периоды, а также не установлены обязанности налогоплательщиков по внесению авансовых платежей по налогу на имущество. Если данная организация не предоставляет информацию об объекте налогообложения, фирма А не может правильно и своевременно выполнить свои обязанности налогоплательщика по налогу на имущество организаций. При этом фирма Б не нарушает никаких обязанностей, установленных своим региональным законодательством.

Другой комментарий к Ст. 379 Налогового кодекса Российской Федерации

Если на территории субъекта РФ установлены отчетные периоды (I квартал, полугодие, 9 месяцев) и предусмотрена уплата авансовых платежей по итогам каждого из них, налогоплательщику необходимо рассчитывать базу для их начисления.

Учитывая, что налоговой базой по налогу на имущество является среднегодовая (то есть средняя за календарный год, а не средняя за период деятельности организации) стоимость имущества организации, при ее определении должно учитываться общее количество месяцев в календарном году.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 393. Налоговый период. Отчетный период. 1. Налоговым периодом признается календарный год.

2. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
3. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.
Комментарий к статье 393
В целях комментируемой статьи заметим, что налоговый период является одним из существенных элементов юридического состава налога. Согласно НК РФ (часть первая) под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (п. 1 ст. 55 НК РФ).
Иные существенные положения статьи 55 НК РФ применительно к комментируемой статье:
- если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания;
- если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации);
- если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации);
- если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше следующего календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации (данные правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций). Кроме того, вышеназванные правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации, реорганизации организации изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
В случае если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика (п. 5 ст. 55 НК РФ).
Собственно под налоговым периодом понимается отрезок времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Для земельного налога налоговым периодом п. 1 комментируемой статьи устанавливается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 комментируемой статьи). Действующий Закон РФ "О плате за землю" устанавливает, что суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября, а органам муниципального образования с учетом местных условий предоставлено право устанавливать другие сроки уплаты налога. Здесь следует заметить, что речь идет только о сроках уплаты налога (дате), а не о количестве раз. Иными словами муниципальные образования не могут установить срок в количестве трех и более раз.
Впрочем, данные положения действуют до принятия представительными органами муниципальных образований и законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга соответствующих нормативных правовых актов о земельном налоге в соответствии с НК РФ.
Наконец, пункт 3 комментируемой статьи определяет, что при установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

1. Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

2. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца. Три месяца и так далее до окончания календарного года.

Налоговые ставки

Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2-5 статьи 284 НК РФ. При этом:

Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет.

Сумма налога. Исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13.5 процента.

Для организаций – резидентов особой экономической зоны законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных 9понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных(понесенных0 при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной ставки не может быть ниже 13.5 процента.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей.

1. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Определяемой в соответствии со статьей 274 НК РФ.

2. Если иное не установлено пунктами 4 и 5 статьи 286 НК РФ, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено статьей 286 НК РФ, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли. Подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном статьей 286 НК РФ.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода. Принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленной за первый отчетный период текущего года.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода. Принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия. И суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода. Принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря ода, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.

3. Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

4. Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в РФ, не связанные с постоянным представительством в РФ, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику.

Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.

5. Российские организации, выплачивающие налогоплательщиком доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим в налогообложению, определяют сумму налога отдельно по каждому такому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов:

1) если источником налогоплательщика является российская организация, обязанность удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на этот источник доходов.

В этом случае налог в виде авансовых платежей удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате таких доходов;

2) при реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик – получатель дохода самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога с таких доходов.

Информация о видах ценных бумаг, по которой применяется порядок, доводится до налогоплательщиков уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При реализации (выбытии) государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых не предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов. Сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик – получатель дохода самостоятельно осуществляет начисление и уплату налога с таких доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 НК РФ, если иное не предусмотрено НК РФ