Православные церковные кресты. Крест нательный

Верующий человек по правилам носит крест. Но как же выбрать правильный и не запутаться в их многообразии? О символике и значении крестов вы узнаете из нашей статьи.

Видов крестов очень много и очень многие уже знают, что нельзя делать с нательным крестом и как правильно его носить. Поэтому в первую очередь возникает вопрос о том, какие из них имеют отношение к православной вере, а какие — к католической. В обоих видах христианской религии есть несколько типов крестов, в которых и необходимо разобраться, чтобы не путать.


Основные отличия православного креста

  • имеет три поперечных линии: верхняя и нижняя — короткие, между ними — длинная;
  • на концах креста может быть оформлено по три полукруга, напоминающие трилистник;
  • на некоторых православных крестах внизу вместо косой поперечной линии может быть месяц — этот знак достался от Византии, от которой было перенято православие;
  • Иисус Христос распят в ногах обязательно двумя гвоздями, в то время, как на католическом распятии — один гвоздь;
  • на католическом распятии присутствует некоторый натурализм, который отображает муки Иисуса Христа, которые он пережил за людей: тело выглядит буквально тяжелым и свисает на руках. Православное распятие показывает торжество Бога и радость Воскрешения, преодоление смерти, поэтому тело как бы наложено сверху, а не висит на кресте.

Католические кресты

В первую очередь, к ним относится так называемый латинский крест . Как и все, он представляет собой вертикальную и горизонтальную линии, при этом вертикальная заметно длиннее. Его символика такова: именно так выглядел крест, который Христос нес на Голгофу. Ранее он использовался и в язычестве. С принятием Христианства латинский крест стал символом веры и ассоциируется порой с противоположными вещами: со смертью и воскрешением.

Еще один похожий крест, но с тремя поперечными линиями, называется папским . Он имеет отношение только к Папе Римскому и используется на церемониях.

Есть также много видов крестов, которые использовали всевозможные рыцарские Ордены, такие как Тевтонский или Мальтийский. Поскольку они были подчинены Папе Римскому, то эти кресты также можно считать католическими. Они выглядят слегка отлично друг от друга, но общее в них то, что их линии заметно сужаются к центру.

Лотарингский крест очень похож на предыдущий, но имеет две перекладины, при этом одна из них может быть короче другой. Название указывает на местность, в которой появился этот символ. Лотарингский крест появляется на гербах кардиналов и архиепископов. Также этот крест является символом греческой православной церкви, поэтому не может быть полноценно назван католическим.


Православные кресты

Вера, конечно же, подразумевает, что крестик необходимо носить постоянно и не снимать, за исключением самых редких ситуаций . Поэтому выбирать его необходимо с пониманием. Самый широко используемым в православии крестом является восьмиконечный . Изображается он следующим образом: Одна вертикальная линия, большая горизонтальная линия чуть выше центра и еще две более коротких перекладины: над и под ней. При этом нижняя всегда наклонена и ее правая часть находится на уровне ниже левой.

Символика этого креста такова: он показывает уже тот крест, на котором Иисус Христос был распят. Верхняя поперечная линия соответствует прибитой перекладине с надписью «Иисус Назарянин, царь иудейский». По библейскому преданию, так над ним пошутили римляне после того, как уже распяли на кресте и ждали его смерти. Поперечная перекладина символизирует ту, к которой были прибиты гвоздями руки Христа, а нижняя — где были прикованы его ноги.

Наклоненность нижней перекладины объясняется следующим образом: вместе с Иисусом Христом были распяты два разбойника. По преданию, один из них раскаялся перед Сыном Божиим и тогда получил прощение. Второй же стал насмехаться и только усугубил свое положение.

Тем не менее, первый крест, который был первым завезен из Византии в Россию, был так называемый греческий крест. Он, как и римский, является четырехконечным. Разница в том, что он состоит из одинаковых прямоугольных перекладин и является совершенно равнобедренным. Он послужил основой для очень многих других видов крестов, в том числе крестов католических орденов.

Другие виды крестов

Андреевский крест очень похож на букву Х или на перевернутый греческий крест. Считается, что именно на таком был распят апостол Андрей Первозванный. Используется в России на флаге ВМФ. Также он изображен на флаге Шотландии.

Кельтский крест также похож на греческий. Он обязательно взят в круг. Этот символ использовался очень давно на территории Ирландии, Шотландии и Уэльса, а также части Британии. Во время, когда не было распространено католичество, в этой местности преобладало кельтское христианство, которое и пользовалось данным символом.

Порой крест может являться во сне. Это может быть как благим, так и очень дурным знаменьем, как утверждает сонник . Всего доброго, и не забывайте нажимать на кнопки и

26.07.2016 07:08

Наши сны являются отражением нашего сознания. Они могут нам многое сказать о нашем будущем, прошлом...

Купола православных храмов венчают кресты. Верующие носят крестики на груди, чтобы всегда быть под покровом защиты Божьей.

Каким должен быть правильный православный нательный крестик? На его обратной стороне есть надпись: «Спаси и сохрани». Однако этот атрибут не является талисманом, способным защитить от всех несчастий.

Нательный крест – это символ «креста», который Бог дает человеку, желающему служить Ему – во исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).

Человек, который носит крест, те самым дает залог, что он будет жить по заповедям Божьим и стойко переносить все испытания, которые выпадут на его долю.

Наш рассказ о том, чем руководствоваться при выборе православного нательного крестика, будет неполным, если не обратиться к истории и не рассказать о посвященном этому христианскому атрибуту празднестве.

В память об обретении в 326 году в Иерусалиме, возле Голгофы, где был распят Иисус Христос, Креста Господня православная церковь отмечает праздник, который носит название Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник символизирует торжество Церкви Христовой, которая прошла сложный путь испытаний и гонений и распространилась по всему миру.

Как гласит предание, мать императора Константина Великого, царица Елена, отправилась на поиски Креста Господня в Палестину. Здесь были проведены раскопки, в результате которых была найдена пещера Гроба Господнего, а недалеко от нее обнаружены три креста. Их поочередно возлагали на больную женщину, которая благодаря прикосновению к Кресту Господню исцелилась.

Согласно другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший человек, которого несла похоронная процессия. Однако как точно выглядел крест, на котором распяли Христа, неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие.

Часть Животворящего Древа и гвозди царица Елена привезла в Константинополь. А император Константин воздвиг в 325 году в Иерусалиме храм в честь Вознесения Христа, включавший Гроб Господень и Голгофу.

Крест стали использовать как символ веры благодаря императору Константину. Как свидетельствует историк церкви Евсевий Памфил, императору «во сне явился Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов».

Константин повелел разместить изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе три памятных православных креста с золотыми надписями по-гречески «IC.XP.NIKA», что означает «Иисус Христос – Победитель».

Каким должен быть правильный нательный крестик?

Существуют различные графические типы крестов: греческий, латинский, крест святого Петра (перевернутый крест), Папский крест и др. Как бы ни различались между собой разные ветви христианства, эту святыню почитают все конфессии.

Но если в католичестве Иисус Христос изображается провисшим на руках, что подчеркивает Его мученические страдания, то в православии Спаситель предстает в силе – как победитель, призывающий в Свои объятия всю Вселенную.

Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты; фигура выражает покой и достоинство. В Нем воплощены самые главные Его ипостаси – Божественная и Человеческая.

Атрибутом католического распятия является Терновый венец. В православной же изобразительной традиции он встречается редко.

Также на католических изображениях Христос распят тремя гвоздями, то есть гвозди вбиты в обе руки, а ступни ног сложены вместе и прибиты одним гвоздем. В православном же распятии каждая нога Спасителя пригвождена отдельно своим гвоздем, а всего изображено четыре гвоздя.

Канон изображения православного распятия был утвержден еще в 692 году Тульским собором и остается неизменным поныне. Конечно, православным верующим стоит использовать крестики, которые изготовлены в соответствии с православной традицией.

Надо сказать, что спор о том, каким должен быть христианский крест правильной формы – восьмиконечным или четырехконечным – шел давно. В частности, его вели православные верующие и старообрядцы.

По словам игумена Луки,
«в Православной Церкви от формы креста его святость никак не зависит, при условии, что православный крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения».

Какая форма нательного крестика считается правильной в православии?

Православная церковь признает и четырехконечные, и шестиконечные, и восьмиконечные виды крестов (последние, с двумя дополнительными перегородками – наклоненной в левую сторону для ног и перекладиной в изголовье, используются чаще), с изображением распятого Спасителя или без него (однако такой символ не может быть 12-конечным или 16-конечным).

Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа. Также православный крест имеет надпись «Спаси и сохрани».

Католики также не придают большого значения форме креста, на католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя.

Почему в православии крестик называют нательным?

Поверх одежды носят кресты только священнослужители, а простые верующие не должны носить распятия напоказ, демонстрируя тем самым свою веру, ведь такое проявление гордыни не подобает христианам.

Также надо сказать, что православный нательный крестик может быть изготовлен из разных материалов – золота, серебра, меди, бронзы, дерева, кости, янтаря, украшен орнаментом или драгоценными камнями. Главное, он должен быть освящен.

Если вы купили его в церковной лавке, об этом можно не беспокоиться: там продают уже освященные кресты. К изделиям, приобретенным в ювелирных магазинах, это не относится, и такие крестики нужно будет освятить в храме. Во время этого обряда батюшка прочтет молитвы, призывающие защитить не только душу, но и тело верующего человека от злых сил.

За многовековую историю христианства мастерами церковного искусства было создано множество форм и разновидностей креста. Сегодня историкам известно более тридцати видов начертания христианского креста. Каждая из форм несет глубокий, символический смысл, ничего случайного и произвольного в христианских символах никогда не было. В Русском Православии были распространены, и сейчас встречаются наиболее часто, следующие виды: восьмиконечный, четырехконечный, трилистниковый, лепестковый, московский, крест виноградная лоза, Остановимся на них подробнее.

Восьмиконечный крест наиболее полно соответствует фактической, исторической правде. Завершенную, восьмиконечную форму крест приобрел после распятия на нем Господа Иисуса Христа. Об этом пишут историки древности: св. Иустин Философ, Тертуллиан и другие. До распятия, когда Господь нес крест на Голгофу на Своих плечах, крест был четырехконечный. Нижняя, косая перекладина и верхняя, короткая, были сделаны воинами сразу после распятия.

Нижняя перекладина представляет собой подножие, которое воины приделали ко кресту, «когда стало ясно до какого места достанут ноги Христовы». Верхняя перекладина — это табличка с надписью, сделанная по приказу Пилата, о чем известно нам из Евангелия. Последовательность событий была такая: сначала «распяли Его»(Ин. 19; 18), а после деления одежд по жребию, по повелению Пилата «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27; 37)

Восьмиконечная форма по сей день считается общепринятой в православии. Кресты именно такой формы вечают купопа православных храмов, изображаются на обложках священных книг, на иконах. Современные нательные крестики обычно восьмиконечной формы.

Четырехконечный крест также исторически достоверен, и именуется в Евангелии «крестом Его». Именно четырехконечный крест Господь нес на Голгофу.

Четырехконечный крест на Руси называли Римским или латинским крестом. Название соответствует историческим реалиям: крестная казнь была введена римлянами, и распятие Христа совершилось на территории Римской Империи. Соответственно казнь через распятие и само орудие казни, считались римскими. На Западе по сей день изображение четырехконечного креста наиболее распространено, но сравнению с другими.

Святитель Дмитрий Ростовский в ходе полемики со старообрядцами о том, какой крест самый истинный, писал: «И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятой кровью Которого обагрился. ...какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его».

Крест Виноградная лоза известен с древности. Им украшались надгробия христиан, богослужебные книги и утварь. Из древа креста исходит ветвистая виноградная лоза с прекрасными, полновесными кистями и узорчатыми листьями. Символика креста основывается на словах Спасителя: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода»(Ин. 15; 5)

Эта форма креста напоминает христианам о необходимости принесения плода в течении земной жизни, и о словах Христа «без меня не можете творити ничего».

Разновидность четырехугольного креста — крест лепестковой формы . Концы его выполнены в виде лепестков цветка. Эта форма нередко использовалась при росписи церковных зданий, в облачениях священства, и украшении богослужебной утвари. Лепестковые кресты встречаются в мозаике Киевского храма Святой Софии, мозаика датируется 9 веком. Нательные крестики, как в древности, так и в современной церкви, часто изготавливались в виде лепесткового креста.

Крест трилистниковый представляет собой четырехконечный или шестиконечный крест, концы которого сделаны в форме трилистника — трех остроконечных листочков. В России распространены напрестольные кресты такой формы. Крест-трилистник входил в гербы многих городов Российской Империи.

Известно, что на Руси нательные крестики изготовляли из золотых или серебряных монет. Такой крестик имел равностороннюю, четырехугольную форму и закругленные концы. Он получил название «московский крест» , в связи с тем, что московские купцы часто носили именно такой крест.

Купить нательные серебряные кресты можно

Купить крестильные золотые кресты можно

Здесь хочется вспомнить случай, происшедший более четырех с лишним столетий назад. Испанские корабли под командованием Христофора Колумба, искавшего кратчайший путь из Европы в Азию, пересекли Атлантический океан и подошли к берегам неведомой европейцам земли. Мореплаватели не знали, что за страна лежит перед ними, не знали того, что в этот день они стали первооткрывателями крупнейшего материка, получившего позднее название Америки.

Они сошли на берег, с интересом знакомились с жизнью и бытом местных племен, о существовании которых европейцы даже не подозревали. Обычаи, религиозные верования и обряды индейцев - все удивляло испанских моряков. Но, пожалуй, всего больше испанцев изумило то, что одно из племен туземцев в качестве священного знака поклонялось… кресту. Это казалось непостижимым. Ведь индейцы даже не слышали имени Иисуса Христа, ничего не знали о христианской религии и в то же время почитали крест, который является символом христианской веры!

Как же могло случиться, что этот знак, который, как утверждает духовенство, присущ только христианству, стал известен туземным племенам?

Объяснение простое. Крест вовсе не является христианским изобретением. Он почитался различными народами древности за много лет до того, как возникла христианская религия. Это подтверждается многочисленными раскопками, которые проводились в разных странах мира. Изображение креста находили на предметах, обнаруженных при раскопках в Вавилоне и Персии, в Индии и Египте, в Китае и Мексике.

В музеях многих стран мира можно увидеть каменные фигурки древних языческих богов, которые почитались нашими далекими предками. На некоторых из этих фигурок высечен крестообразный знак. Этот знак можно встретить на изображениях египетского бога Осириса, индийского - Будды, китайского - Тамо, греческого бога любви Купидона. Изображение креста находили на стенах древних храмов Мексики и Тибета, на могилах туземцев в Новой Зеландии, на старинных иудейских и египетских монетах. Все это неопровержимо доказывает, что почитание креста восходит к глубокой древности.

Наука дает на этот вопрос вполне обоснованный ответ. В религиозных верованиях многих первобытных народов крест являлся священным символом огня . А огонь в жизни наших далеких предков играл исключительно важную роль.

Жизнь первобытных людей была полна невзгод и лишений. Человек был беспомощен в борьбе с природой, в борьбе с холодом, голодом, болезнями. Поэтому можно себе представить, какое величайшее значение в жизни человека имело открытие огня. Огонь согревал людей во время холодов, защищал их от хищных животных. Благодаря ему люди научились варить и жарить пищу. С его помощью в дальнейшем стала возможна обработка металлов. Но, научившись использовать огонь, люди на первых порах еще не умели добывать его. Вначале они пользовались огнем, возникающим естественным путем, например при лесных пожарах, которые вспыхивали от удара молнии. Они поддерживали огонь долгими месяцами, бережно хранили, оберегали его. Ведь, если он угасал, это было настоящим бедствием для первобытных людей.

Только много лет спустя человек научился сам добывать огонь. Первым орудием, с помощью которого люди стали получать огонь, были два куска дерева. Их накладывали друг на друга и начинали тереть. После долгих усилий бруски нагревались и начинали тлеть. Вполне понятно, что на сложенные крестом два куска дерева люди начинали смотреть как на святыню. Этот инструмент для добывания огня стал почитаться как священный.

Впоследствии люди стали почитать и знак, изображавший этот инструмент. Они видели, что огонь охраняет их от диких зверей, уберегает от холода, и стали верить, что крест, которым изображалось орудие для получения огня, тоже способен уберечь их от невзгод, от злых сил. Этот знак стали рисовать на одежде, на оружии, на различной утвари, предметах обихода. Его ставили в древних храмах, помещали на статуях богов, на могилах людей. Так крест стал почитаться разными народами, которые имели различные верования, жили в разных концах нашей земли.

В христианской религии крест является священным символом, так как на кресте был якобы распят Иисус Христос. На самом деле христиане заимствовали почитание креста у современных им языческих религий. Своим священным символом они стали считать крест лишь с IV века.

Первые христиане не почитали креста. Более того, они презирали его, смотрели на него как на языческий символ, «знак зверя». Только в конце 4-го столетия церковники сочинили историю, будто Христос явился во сне римскому императору Константину и повелел ему начертать изображение креста на военных знаменах. Одновременно была сочинена и другая легенда - о том, как мать императора Константина Елена совершила паломничество в Палестину, нашла там гроб Христа и откопала в земле деревянный крест, на котором будто бы был распят Христос. В честь этого события был установлен специальный праздник - воздвижение креста господня. Крест стал священным символом христианской религии.

Обе эти легенды, конечно, вымышлены от начала до конца. Елена никак не могла видеть «животворящего» креста при всем своем желании. Дело в том, что у римлян крест как орудие казни никогда не употреблялся. Казнь преступников совершалась в Римском государстве на столбе с поперечной перекладиной - в виде буквы «Т». К тому же если бы Елене действительно удалось найти крест, на котором был распят Христос, то, очевидно, все верующие христиане почитали бы как священный символ именно такой крест. Но в действительности у христиан можно встретить кресты самых различных форм: четырехконечный, шестиконечный, восьмиконечный. Существует и одиннадцатиконечный и даже восемнадцатиконечный крест. Так на каком же из них был распят Христос? На этот вопрос, конечно, не сможет ответить ни один служитель церкви, потому что все их рассказы о казни Иисуса Христа, о находке креста, на котором был будто бы распят Христос, всего лишь вымысел.

Признав официально крест как символ своей религии, христианская церковь превратила его в символ страдания и покорности. Ссылаясь на евангельские сказания о том, как Христос во искупление грехов человеческих безропотно нес на себе позорный крест на гору Голгофу, а затем был распят на нем, духовенство внушает верующим, что все их страдания на земле являются, по сути дела, крестом Христовым, который возлагается на плечи каждого христианина. И люди, которые верят в бога, должны терпеливо нести на себе этот крест во имя спасения на «том свете». Нетрудно видеть, что эти утверждения церковников имеют определенную цель - заставить людей уверовать в необходимость рабской покорности «судьбе», ослабить волю трудящихся, заставить их смириться со своим положением, отвлечь от борьбы за переустройство общества, за свое счастье на земле.

Так, пройдя через многие тысячелетия человеческой истории, обыкновенный инструмент для добывания огня, которым пользовались наши далекие предки, стал орудием духовного порабощения верующих людей.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции – четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Четырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос.Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина – подпорка для ног Иисуса Христа символизирует “мерило праведное”, взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что “когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе” . Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Шестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний - освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита - «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме» , – говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он - не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI , а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» - Победитель .

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН , означающие - «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы ). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян - потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа - это выкуп всех , призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас “искупил” (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является “камнем преткновения” для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. “Это невозможно!” – возражали одни; “Это не нужно!” – утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: “Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость” (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже “соблазнительным для погибающих,” обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она – запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются “крестом.” Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: “Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня” (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

  1. чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. – четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей . Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте . На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом – человек, испытывающий муки.