Колосс Родосский – уникальное творение скульпторов, ставшее воплощением бога Гелиоса. Колосс Родосский: краткое описание

Колосс Родосский – это гигантская статуя, ставшая воплощением древнегреческого бога Солнца Гелиоса. Шикарное изваяние служило украшением портового города Родоса, расположенного на одноименном острове Родос (его можно отыскать на границе Эгейского и Средиземного морей, или на юго-западном побережье Малой Азии).

Будучи крупным экономическим центром древнего мира, Родос привлекал правителей многих соседних держав. И кто только не пытался завладеть городом Родос…

В 357 году до н.э. его властителем стал царь Мавсол. Спустя 17 лет, в 340 году, город оказался частью владений Персидской империи. Далее Родос покорялся Александром Македонским, однако после смерти великого полководца его наследники начали устраивать междоусобные войны. Один из активистов по имени Антигон возложил на своего сына Деметрия Полиоркета миссию по захвату и разрушению привлекательного для него Родоса.

Осада города происходила летом 305 года до н.э. Силы противника в разы превосходили армию родосцев, однако примерно через год Деметрию пришлось отступить, поскольку жители Родоса смогли отстоять свой город. Радуясь победе и деньгам, вырученным от продажи осадных машин вражеской силы, а это было целых 300 таланов, родосцы решили их потратить на возведение скульптуры Гелиоса – их бога-покровителя. Они верили, что это именно он помог им избавить город от захватчиков, и желали таким способом воздать ему хвалу. Кроме того, родосцы свято верили и тому, что Гелиос вынес Родос из морских пучин на собственных сильных руках и вдохнул в остров жизнь.

Как возводилась статуя Колосса Родосского

Если верить историческим данным, начало работ по изваянию статуи относится к началу III века до нашей эры. Ответственное дело по ее изваянию власти города поручили скульптору Харесу, ведь он был учеником знаменитого Лисиппа, известного созданием оригинальных скульптур. По замыслу талантливого ваятеля Гелиос, он же Колосс Родосский, должен был стоять на ногах. Планировалось, что в левой руке он будет держать плащ, из-за своей длины ниспадающий до земли, а правой рукой бог, чей образ передавала скульптура, должен был прикрывать глаза от палящих лучей солнца. Мастер понимал, что такая поза не удовлетворит общепринятые скульптурные каноны того времени, однако по-другому изваять статую ему не представлялось возможным. Если бы громадный Колосс указывал рукой вдаль, то под весом этой самой руки он бы просто не удержался на ногах.

Строительство статуи велось на холме, созданном искусственным путем. На этом холме рабочие, руководимые Харесом, поставили каменные столбы, впоследствии скрепив их между собой железными балками. Два из них они оснастили деталями из бронзы, имевшими вид торса и ног создаваемого им божества, а на третий столб по указанию скульптора они поместили детали плаща Колосса. Каркас из железа был прикреплен к столбам и балке и накрыт отчеканенными бронзовыми листами. Уникальная конструкция собиралась частями, но по мере роста в высоту полую статую «начиняли» камнями, а делали это из-за ее неустойчивости. Все закрепленные детали рабочие присыпали землей и создавали таким способом площадку – более высокую и удобную для выполнения последующих работ. В целом на изваяние необычного монумента по нынешним меркам ушло 13 тонн бронзы, а железа – 8 тонн.

На протяжении долгих 12 лет возводилась гигантская статуя Колосса, но, наконец, холм вокруг него срыли, и сияющий бог предстал перед изумленными жителями Родоса. Это долгожданное событие произошло в 280 году до н.э. Величественная скульптура, на голове которой блистал лучистый венец, в высоту достигала до 35 м и была видна с кораблей, направляющихся на Родос с ближайших островов.

Существует и иное описание статуи, сделанное Филоном. Если верить ему, скульптура Колосса Родосского передавала фигуру мужчины, которая была установлена на белом мраморном пьедестале. Для устойчивости к ней были прикреплены такие ступни, которые превышали многие статуи, возведенные до этого. В вытянутой вперед руке изваяние божества держало факел. Если его зажигали, он превращался в маяк для плывущих в Родос кораблей. Современная американская Статуя Свободы , установленная в Нью-Йоркской бухте, напоминает родосский шедевр.

С «рождения» дивного Колосса на Родосе и взяла свое начало мода на статуи-гиганты, настолько бронзовый великан полюбился античному народу. Вслед за ним на острове появилось еще около 100 интересных скульптур. Так весь Древний мир охватила гигантомания. Конечно, греки и ранее почитали богов и в их честь возводили громадные статуи, однако бронзовое изваяние солнечного божества по своей величине превзошло все другие скульптуры – оно действительно было колоссальным.

Почему статуя Колосса Родосского не сохранилась до наших дней?

К сожалению, скульптура сверкающего божества оказалась недолговечной. Примерно через пол столетия после ее возведения остров начали сотрясать мощные землетрясения, и ноги двойника Гелиоса надломились. Удивительно, но наиболее уязвимым местом оказались колени. Родосцы, разочарованные таким поведением любимого божества, нарекли его статую «колоссом на глиняных ногах». В дальнейшем такой фразой они обозначали все то, что казалось величественным снаружи, но оказывалось слабым изнутри.

По поверью Оракул, устами которого божество Солнца общалось с народом, запретил восстанавливать рухнувшую статую. Однако жители Родоса ослушались его и попытались поднять полюбившуюся им гигантскую скульптуру. Их затея не увенчалась успехом, и даже лучшие мастера, прибывшие в Родос по приказу Египетского царя, не смогли поставить Колосса на ноги. Так родосцами была принята воля провидения, подарившего им величавую статую, и столь быстро обратившего ее в прах. На морском побережье Колосс пролежал еще одно тысячелетие, став неординарной достопримечательностью бухты. Плиний Старший, посетивший Родос в I веке н.э., восторженно рассказывал, что не всем туристам удавалось обхватить большой палец Колосса Родосского – он был действительно велик.

Из-за долгого лежания на земле статуя обрастала паутиной, растениями и… мифами, ведь людской интерес к ней разгорался еще больше. Древнеримская литература передает свидетельство того, что Колосс был установлен как врата в гавань Родоса и корабли без проблем проплывали между его ногами. Но ученые посчитали этот факт неправдоподобным, ведь ширина устья родосской гавани по их приблизительным подсчетам составляла 400 м, однако гигантское изваяние Колосса не было столь велико. Исследователей посетила мысль, что статуя просто стояла в центре города, но своим лицом она была повернута в сторону гавани.

В дальнейшем Колосса ждала печальная участь – его, хоть и расколотого, приобрел богатый араб-купец. Случилось это в 977 году до н.э. Разрезав скульптуру на части, он переправил ее на свою родину на 900 верблюдах и сдал на переплавку. Только из-за того, что бронза продолжала оставаться в цене, двойник Гелиоса оказался в плавильных печах. Но Колосс Родосский не исчез полностью: спустя некоторое время археологи, исследовавшие гавань Родоса, обнаружили на дне кисть одной из его рук. В столь неполноценном виде одно из семи чудес Древнего мира и дошло до наших дней.

Желание воссоздать Колосс не покидает человечество и поныне. Например, в 2004 году проводился конкурс проектов по усовершенствованию статуи Колосса Родосского (скульпторы планировали возвести ее в США). Все авторы современности, в числе которых находился и скульптор из России Зураб Церетели, в своем воображении представляли новый Колосс в разы превосходящим и Статую Свободы, и все глобальные монументальные постройки, ранее создававшиеся человечеством. Однако тот факт, что воссоздать шестое чудо света до сих пор не удалось никому, можно назвать фантастическим. У современников складывается впечатление, что заклятие Оракула действует, преодолевая преграды в тысячелетия. Возможно, на своей исторической родине воссозданный Колосс и обретет новую жизнь, поскольку лучшие скульпторы нашего времени мечтают ее возвести на Родосе, но уже из светящихся деталей.

От его появления до разрушения прошло всего 56 лет. И все же Колосс занял своё место среди остальных архитектурных памятников. "Даже будучи расположенным на земле, это является чудом ", сказал Плиний Старший. Колосс Родосский не был только гигантской статуей. Он был символом единства людей, населявших этот Средиземноморский остров - Родес. находился этот памятник истории при входе в гавань Средиземноморья в Греции.

Древняя Греция состояла из городов - государств, власть которых не распространялась за их пределы. На маленьком острове Родес было три из них: Ялосос, Камирос и Линдос. В 408 г. до н. э., эти полисы были объединены в один - Родос. Город процветал коммерчески и имел сильные экономические связи с их главным союзником, Птоломеем Сотэром из Египта.

Над созданием гигантской статуи Колосса Родосского скульпторы трудились целых 12 лет. 36-метровая статуя в виде стройного сильного юноши-бога с венком на голове вызывала восхищение у всех, кто проплывал мимо острова Родос, а также была видна с ближайших островов. Основным материалом при строительстве была глина, металл был лишь в основе и на покрытии. Это и послужило причиной обрушения знаменитой статуи…


Обратимся для начала к истории строительства Колосса Родосского. Согласно древней легенде, Гелиос, бог солнца спас осажденных жителей острова Родос от полководца Деметрия Полиоркета, пытавшегося захватить остров. В итоге, благодаря совету Колосса. полководцу пришлось отступить а остров был освобожден

В честь этого события в 304 году до нашей эры было принято решение построить огромную статую бога, ставшего покровителем острова, и сохранить на века память о великой победе. Скульптор Харес решил построить Колосса стоящим во весь рост и вглядывающимся вдаль. 12 лет возводилась статуя бога, опирающаяся на три массивных каменных столба, скрепленных железными балками. Вся эта конструкция обшивалась бронзовыми листами, а полость заливалась глиной. Жители острова не видели статую до момента окончания строительства, так как окружавшая колосса насыпь постоянно поднималась для удобства работы. И лишь когда насыпь была убрана, родоссцы увидели своего бога, стоящего на огромном белом мраморном постаменте

Но вот еще одна версия:

Шел 305 год. До нашей эры естественно. Таланты золота, изнывающие от безделья в городской казне Родоса, просились в дело, и повод истратить их в скором времени представился. В 304 г. до н. э. войска правителя Передней Азией и Сирией Деметрия Полиоркета внезапно напали на остров Родос. Македонский (не тот, что Александр) взял было город в осаду, но проторчав под стенами годик и так и не побывав в Родосе, ушел с миром.


Благодарные родосцы переписали свою победу на счет бога Гелиоса и на радостях решили построить для него чего-то оригинального. Бог этот был не просто такой себе абстрактный - считалось, что Гелиос собственноручно воздвиг остров в свою честь, так что выбор можно считать вполне обоснованным. Баш за баш - родосцам остров, Гелиосу - статуя.

Деньги были получены за счет продажи разнообразных осадный орудий, брошенных при отступлении неприятелем. Среди них находилась и принесшая немалую выручку гелеополида - чудо военной техники, огромная осадная башня, снабженная тараном, катапультами, площадками для размещения штурмовых отрядов, перекидными мостиками.

К строительству Колосса подрядили Хареса, знатного скульптора, который уже и так натыкал немало “божественных” фигурок всяческих размеров по городу. Утвердив проект, Харес в очередной раз принялся за трату бюджетных денег. Как чудо строилось, выглядело и где стояло, летописцы и вся пишущая в те времена братия в записях старательно обходят стороной, дабы дать наследникам пищу для фантазий. Одно только ясно - высота его была где-то между 30 и 36 метрами.

На искусственном холме Харес установил три каменных столба - на двух из них крепились бронзовые детали, изображавшие ноги и торс гиганта, на третьем - детали плаща. “Сборка” статуи велась снизу вверх - сначала формировались ступни, затем икры и т.д. По мере закрепления деталей их засыпали землей, создавая таким образом площадку для работы на более высоком уровне. Лишь когда статуя была полностью готова, холм был скрыт.

База была сделана из белого мрамора, сперва были установлены ноги статуи, а затем и сама статуя. Бронзовая форма божества была укреплена железными и каменными конструкциями. Его голову украшал венец в форме расходящихся лучей солнца; левой рукой он поддерживал ниспадающий плащ, а ладонью правой, согнутой в локте, прикрывал глаза, всматриваясь в морские дали.


Изначально словом Колосс называли любую статую, но после строительства Колосса Родосского так стали называть исключительно сооружения очень больших размеров Как одно из 7 древних чудес света статуя была впервые упомянута древнегреческим автором Филоном Византийским.

Гелиос — бог солнца

Гелиос жил на восточном берегу океана во дворце из золота и меди. Каждое утро, стоя на золотой колеснице с четверкой крылатых коней он выезжал из серебряных ворот к западному берегу Океана. На западном берегу был расположен ещё один дворец, откуда бог Солнца возвращался обратно на восток в ладье из золота.

По легенде, Гелиос с утра до вечера трудился, освещая Землю и не смог присутствовать на разделе мира, потому ему ничего не досталось. Он решил поднять из морских глубин остров, и назвал его в честь своей жены Роды — Родоссом

Прежде фигура Гелиоса обычно изображалась с рукой, вытянутой вперед. На этот раз скульптор придал ей иное положение: расчеты показали, что иначе рука обломилась бы под тяжестью собственного веса. По свидетельству римского ученого и писателя Плиния Старшего, изучавшего части разрушенной скульптуры, не каждому удавалось обхватить большой палец на руке гиганта.


Народ Родоса с вожделением поглядывал на рукотворную земляную гору, на которой копошились подручные Хареса, тягая железяки. Гора все росла, с ней расходы, а толку все не было видно. И только когда убрали насыпь через 12 лет строительства, стало понятно, что 20 тонн металла (на изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и около 8 тонн)). в землю не ушли и зря не пропали - красота открылась неописуемая. Про красоту знаем понаслышке, ведь те же историки, не утруждающие себя детальным описанием внешнего вида, с восторгом переносили охи-ахи на бумагу.

Наверное, стародавние Родосцы были хитрее и прозаичнее, чем мы считаем - после постройки каждый мало-мальски при деньгах человек стремился своими двумя взглянуть на Колосса и попутно пополнить местную казну драгметаллом, так что доход от туризма быстро отбил затраты на строительство, а далее пошла чистая прибыль.

И этому не помешал даже тот факт, что после 56 лет стояния Колосс плюхнулся на землю - и в таком виде он продолжал привлекать зевак со всего мира, волочившихся за тридевять земель только для того, чтоб обнять большой палец гиганта. Местный оракул, пошушукавшись с потусторонними обитателями, восстановлять статую запретил.

Части бронзового тела бога Солнца в течение столетий покоились на земле, рождая различные легенды. Так, в одной из них рассказывалось, что судна, направляющиеся в гавань, проплывали между ног гиганта.

В 977 г. н. э. арабский наместник, правивший на острове, продал сохранившиеся части статуи. Для их перевозки потребовалось 900 верблюдов. Казалось, она навсегда исчезла в плавильных печах. Однако недавно археологи обнаружили на дне древней гавани кисть правой руки бога Солнца. Это все, что сохранилось от последнего из семи чудес света, созданных в античный период.

На строительство такого масштабного памятника было израсходовано более 13 тонн бронзы и около 8 тонн железа. Колосс Родосский дал начало моде на большие статуи, уже спустя 2 века на острове было построено около сотни больших скульптур. Быть может, если б не было этой статуи, то и не было бы сейчас таких сооружений, как Статуя Свободы в Нью-Йорке, или Статуя Христа Искупителя в Бразилии. А может даже не построили бы нашу Родину-Мать в Волгограде:)

Статуя Колосса простояла всего 50 лет, после чего ее разрушило землетрясение в 222 году до н.э. Самым слабым ее местом оказались колени, сразу же дав трещину. Еще долгое время Колосс лежал на земле, поражая всех своими размерами. Плиний Старший в своих летописях писал, что мало кому удавалось обхватить обеими руками большой палец на руке громадины. Отсюда и пошло знаменитое выражение: "Колосс на глиняных ногах"

Плиний Старший

Обломки громадной статуи пролежали на земле около тысячи лет, пока арабы, захватившие в 977 году Родос, не продали его неизвестному купцу, которому пришлось перевозить их на 900 верблюдах

В 2008 году было принято решение восстановить Колосс Родосский в виде световой инсталляции, на оригинальном месте. Немецкий ценитель искусства Герт Хоф планирует выделить около 200 млн. евро на этот проект. Высота нового Колосса будет выше оригинала — примерно 60-100 метров.

Видео
http://youtu.be/ZIvVS_A5ewc

Жители Родоса, племя дорийцев,
Колосс этот медный
Величиной до небес, Гелий,
Воздвигли тебе.

— Неизвестный античный поэт

В давние времена на острове Родос () в одноименном городе стояла гигантская статуя «» — одно из утраченных чудес света. Так же как и , попал в список « » благодаря своим огромным размерам. К сожалению, нет ни одного достоверного изображения легендарной статуи, а современники исполина оставили противоречивые описания.


Ученые лишь предполагают, что "рост" Колосса Родосского был примерно 35 метров, а по некоторым описаниям — и все 60! Статуя была настолько высокой, что ее можно было рассмотреть из проплывающих мимо острова Родос кораблей и даже с ближайших островов.


Неизвестны не только высота и облик исполина, но и точное место расположения монумента. Некоторые современники Колосса Родосского рассказывали, что он стоял на входе в гавань города, а корабли проплывали между его ног. Однако в такие рассказы верится с трудом: устойчивость подобной скульптуры оказалась бы слишком мала, а большие корабли не смогли бы причалить в порту.


Ниже на карте Греции обозначена гавань города Родос, где предположительно был установлен легендарный Колосс Родосский, одно из чудес света.

Скорее всего, колосс располагался не у гавани, а ближе к городу. В руке великан держал чашу с пылающим огнем. Вам не кажется, что описания античной статуи напоминают современную Статую Свободы в ? А ведь, действительно, для родосцев колосс был символом независимости и свободы.

После распада державы Александра Македонского остров Родос достался одному из его полководцев — Птолемею. Другой полководец Македонского — Антигон Одноглазый, решив оспорить такой раздел империи, в 305 году до нашей эры послал своего сына с огромной армией на Родос, чтобы стереть с лица Земли главный город острова. Около года длилась осада столицы Родоса, и, в конце концов, завоеватели отступили. Родосцы верили, что выдержать осаду им помог бог Солнца Гелиос , который когда-то создал остров Родос, подняв его из морской пучины и вдохнув в него жизнь. В честь победы родосцы решили увековечить своего солнечного бога в обличии огромного колосса. Строительство началось в 304 году до нашей эры и длилось по разным источникам то ли двенадцать, то ли двадцать лет. Соорудить подарок богу взялся Харес — ученик Лисиппа. Сначала родосцы попросили Хареса построить статую в десять раз выше человеческого роста, то есть восемнадцатиметровую. Затем жители города потребовали увеличить высоту вдвое, увеличив вдвое и бюджет на строительство. Но выделенных на сооружение монумента денег не хватило, так как при увеличении высоты статуи в два раза объем материалов, необходимых для строительства, увеличился более чем вдвое. Чтобы завершить свою работу, Харесу пришлось одолжить колоссальные суммы денег у близких, родственников и друзей.


Основой памятника служили столбы, которые Харес придумал замаскировать в ногах гиганта. На столбах смонтировали металлический каркас, который затем обшили бронзовыми листами, а свободное пространство внутри статуи заполнили крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость. Для возведения памятника потребовались тонны железа, бронзы и глины. Чтобы упростить строительство, Харес использовал интересный инженерный прием: с постепенным возвышением колосса строители засыпали его землей, поднимая вокруг него холм, на котором было удобно работать. Когда работа была завершена, а земляная насыпь убрана, изумленные жители острова увидели своего бога-великана — . Высокий и стройный юноша с лучистым венцом на голове стоял на белом мраморном постаменте, осматривая морские просторы.

После окончания строительства Харес был полностью разорен и окружен кредиторами, поэтому покончил жизнь самоубийством. Также ходили слухи, что он наложил на себя руки, обнаружив трещину в почти готовой статуе, а может, он просто был недоволен своей работой. Позднее многие считали, что был недоволен статуей и сам бог Гелиос , так как колосс простоял всего около полувека, и был разрушен во время сильнейшего землетрясения в 226 году до нашей эры.

Древнегреческий историк и географ Страбон , написал в своих трудах, что в его время "статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей" . Упавший исполин породил выражение «колосс на глиняных ногах »: именно так стали называть все, что казалось величественным снаружи, но оказывалось слабым изнутри. Но даже лежа на земле, божественный исполин вызывал восхищение своими огромными размерами. Древнеримский писатель-эрудит Плиний Старший повествует, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки колосса.

Египетский царь Птолемей III предложил родосцам помощь в восстановлении статуи бога, но те отказались, ведь оракул заявил, что Гелиос был недоволен своим воплощением и наслал на островитян землетрясение. Разгневанный бог сам низверг свою статую, а побеспокоив обломки, родосцы вызовут повторный гнев. Около тысячи лет пролежали на земле осколки колосса, а затем арабы, захватившие впоследствии остров, продали бронзовые части гиганта купцу, который, как говорили, нагрузил ими 900 верблюдов. Так закончилась история Колосса Родосского.


В наши дни в прессе все чаще появляются сообщения о намерении воссоздать легендарного колосса для привлечения туристов, но дальше слов дело не заходит. И кто знает, возможно, это и к лучшему: вдруг оракул был прав в своем предсказании?

С момента постройки статуи до разрушения прошло немногим более полувека (56 лет), но она не только названа одним из Семи чудес света. История монумента, овеянная легендами и мифами, на протяжении двух тысячелетий будоражит умы ученых планеты. Это – легендарная статуя Колосс Родосский. Колосс Родосский – статуя, изображающая бога солнца Гелиоса – покровителя Родоса, который, как верили жители острова, и помог им пережить осаду. Историки относят ее возведение к 292 — 280 гг. до н.э. Никаких фото легендарного монумента и одного из Семи чудес света, естественно, не существует.

Колосс Родосский – экскурс в историю

После смерти Александра Македонского, его огромная империя – почти мировая держава была поделена между соратниками царя, но без разногласий не обошлось. Самая ожесточенная борьба разгорелась между Антигоном (Одноглазым) и Птолемеем. Первый завладел практически всеми землями в Малой Азии, второй – Египтом. Какое отношение эти исторические события имеют к легендарной статуе Колосса Родосского? Именно они и послужили главной предпосылкой для возведения одного из Семи чудес света.

Основной доход жителям острова приносила торговля с Египтом, что категорически не устраивало Антигона, пославшего своего наследника Деметрия захватить столицу острова – Родос. Осада началась в 305 г. до н. э., а ее масштабы были впечатляющими. Деметрий напал на Родос с 40000 воинами, в состав армии входило 200 военных и 170 транспортных судов, нагруженных катапультами, боеприпасами, оружием.

Осада длилась практически год, Родос, поддерживаемый Птолемеем, не сдавался. Деметрий отступил, бросив у стен Родоса осадные орудия и всю военную технику – «металлолом», все деньги от продажи которого (300 талантов) было решено потратить на возведение гигантской статуи Колосса Родосского.

История Колосса Родосского – интересные факты и легенды

Даже картинки, изображающие Колоса Родосского, найденные в античных архивах, разительно отличаются одна от другой. На одних бог Гелиос изображен с факелом-маяком, освещающим морской пролив. На других – Колосс Родосский держит в руках плащ-покрывало. Однако исследования, продолжающиеся уже более 2000 лет, позволили пролить свет и на саму полумифическую статую Колосса Родосского, и на некоторые моменты, касающиеся ее внешнего вида и расположения.

Достоверно известно, что возведением Колосса Родосского занимался ученик знаменитого греческого скульптора Лисиппа – Харес, а работы велись около 12 лет. Согласно одним источникам, высота Колосса Родосского – бога Гелиоса, составляла 30 м, другие называют большую цифру – 36 м.

Главными источниками, позволяющими более-менее достоверно представить легендарное чудо света, являются записи Плиния и Филона. Однако ни в одном из них Колосс Родосский не описывается во всех подробностях – лишь самые общие сведения, полные восхищения перед величием статуи. Известно лишь то, что основным материалом для возведения Колосса Родосского служила бронза. Достоверно известно и то, что статуя простояла всего 56 лет, причиной ее разрушения послужило землетрясение на Родосе (222 г. до н. э.).

Колосс Родосский – гипотезы о расположении статуи

Итак, Колосс Родосский действительно существовал. Вопросы, волнующие ученых, касаются того, как именно он выглядел, где был установлен, и по какой технологии была построена огромная статуя, ведь даже в наше время размеры Колосса Родосского впечатляют.

Относительно месторасположения статуи, изображающей бога Гелиоса, есть две версии. Первая, признанная классической и зафиксированная во многочисленных учебниках истории, говорит о том, что Колосс Родосский стоял непосредственно на берегу гавани. Об этом свидетельствуют и многочисленные картинки, датированные разными эпохами, на которых Колосс Родосский изображен с широко расставленными ногами, между которыми проплывают корабли. Но, как убедительно доказали современные исследования, 2000 лет назад технически невозможно было установить статую Колосса Родосского над входом в гавань.

Вторая гипотеза гласит о том, что если величественный Колосс Родосский изображал бога солнца Гелиоса, то располагался непосредственно около его храма. Если Гелиос – покровитель Родоса, то его святилище находилось в самом центре столицы острова. Казалось бы, все верно, но жители Родоса поклонялись статуе и восторгались ею, а если она была расположена в самом центре города с достаточно плотной застройкой, то рассмотреть 36 метрового Колосса Родосского просто не представлялось возможным. Плюс, архитекторы Древней Греции очень чтили пропорции, и явная несоразмерность – это не их стиль.

Какая из гипотез правдива? Вопрос до сих пор остается открытым.

Колосс Родосский – версии о возведении статуи

О том, как возводили статую Колосса Родосского, очень подробно писал Филон Византийский. Но у ученых есть сомнения в правдивости рассказа, они не без основания полагают, что его написали в более позднее время. И вовсе не Филон, а ритор, ориентируясь на технологии отливки бронзы, которые были просто неизвестны в Древней Греции.

Существует версия о том, что статуя Колосса Родосского составлялась по частям и была полой. Пустоты заполнялись камнями и глиной, для устойчивости — отсюда и второе название статуи «колосс на глиняных ногах». Эта гипотеза не противоречит технологии, которая существовала 2000 лет назад, и именно ее мог применить Харес. Так ли это? Неизвестно, но гипотеза считается вполне достоверной.

Итак, архитектору удалось создать гигантскую статую, но как именно выглядело изображение бога Гелиоса – Колосс Родосский?

Колосс Родосский – версии, касающиеся внешнего вида

Вполне естественно предположить, что внешний вид Колосса Родосского соответствовал канонам, принятым в Древней Греции, – обнаженный мужчина атлетического сложения с обязательным лучистым венцом-ореолом на голове. Именно такими были статуи богов Греции. А вот поза его зависела исключительно от того, где он располагался.

Если Колосс Родосский стоял над входом в гавань, то в его руке непременно был факел, один из маяков Средиземного моря. Это – классическая версия, и именно таким Гелиос изображен на многочисленных картинках. Античные описания говорят о том, что сверкающая статуя Колосса Родосского была видна морякам, подплывающим к острову.

В том случае, если Колосс Родосский стоял перед храмом бога Гелиоса, то версия о том, что в его руке был не факел-маяк, а плащ-покрывало, видится тоже вполне достоверной. Есть и такие изображения полумифической статуи.

Однако все описания внешнего вида Колосса Родосского сходятся в том, что голову бога действительно украшал венец с лучами и это был обнаженный юноша атлетического сложения.

Колосс Родосский – поверженный гигант

Землетрясение полностью разрушило величественный город в 226 году до н.э. Колосс Родосский не выдержал подземных толчков и был повержен. Интересно, что статуя надломилась именно в коленях, так что расхожее выражение – «колосс на глиняных ногах», скорее всего, связано с этим событием. Хотя и на эту тему ведется много споров.

Нет, жители Родоса не оставили статую лежать поверженной, ведь Гелиос – покровитель острова. Попытки восстановить Колосса Родосского предпринимались неоднократно, но безуспешно. Почти 1000 лет расколовшийся гигант оставался на земле, но в 977 г бронза была продана на переплавку. Увозили «останки» Колосса Родосского на 900 верблюдах, ведь на изготовление статуи было истрачено более 13 тонн дорогой в то время бронзы и почти 8 тонн железа.

Интересно, но уже спустя 2 века после того как Колосс Родосский был переплавлен, на Родосе и в самой Греции началась мода на большие скульптуры. Считают, что именно легендарный Колосс Родосский и стал прообразом нью-йоркской Статуи Свободы и Статуи Христа Спасителя в Рио-де-Жанейро.

В 2008 правительство Греции объявило о своем намерении восстановить полумифического Колосса Родосского. Но современный бог Гелиос будет еще более величественным. Предполагается, что его высота достигнет 60-100 метров.

Вконтакте

Родос являлся крупным экономическим центром античного мира. Расположенный на юго-западном побережье Малой Азии он часто выступал в роли лакомого кусочка для правителей соседних держав. Так, в 357 году до н.э. новым властителем города стал известный царь Мавлос, а через 17 лет город попал во владения персидской Империи. В 322 году до н.э. Родос был покорен Александром Македонским, но после его смерти между наследниками великого полководца начались междоусобицы и один из них - Антигон - послал своего сына Деметрия, чтобы тот захватил и разрушил мятежный город.


Колосс Родосский

Идея строительства

Следует отметить, что длительная осада не принесла успеха, и полководец был вынужден отступить. На берегу острова его воины бросили огромную осадную башню, которая была настоящим инженерным чудом того времени, а предприимчивые тут же решили ее продать. На вырученные деньги было решено построить статую Гелиоса - покровителя Родоса, чтобы вознести хвалу богу солнца за то, что избавил город от захватчиков.

Начало строительства статуи приходится приблизительно на 304 год до н.э. Создание Колосса было поручено Харесу, ученику известного античного скульптора Лисиппа. Было предложено изобразить Гелиоса стоящим, и в левой руке он должен был держать ниспадающее до самой земли покрывало, а правой прикрывать глаза от солнца. Несмотря на то, что такая поза не соответствовала некоторым канонам скульптуры того времени, мастер понимал, что огромная статуя не удержится на ногах, если Колосс будет указывать рукой вдаль.

Три массивных каменных столба послужили основой 36-метрового изваяния. Они были скреплены железными балками на уровне плеч Колосса, что должно было обеспечить ему устойчивость. Строительство продолжалось на протяжении 12 лет, после чего мир увидел величайшую статую, голову которой украшал лучистый венец.

Гибель Колосса

Буквально через полвека остров сотрясли сильнейшие землетрясения, и ноги Колосса Родосского надломились. Статуя бога упала в море и пролежала у побережья около 1000 лет. Поверженный гигант обрастал легендами, но в 977 году н.э. его решили разобрать, переплавить и продать. В летописях сохранились данные, что для переправки бронзы, которой была отделана статуя, понадобилось 900 верблюдов.

Современные интерпретации великой статуи

Колосс Родосский вошел в список Семи чудес света. В настоящее время предпринимаются даже некоторые меры по восстановлению огромной статуи. Согласно некоторым данным стоимость современной скульптуры Гелиоса будет составлять около 200 млн. евро. Впрочем, идея создания монументальных скульптур по примеру Колосса Родосского была использована гораздо ранее - в Нью-Йоркской бухте установлена статуя женщины, держащей в руках огромный факел. Этот памятник больше известен миру, как Статуя Свободы, но в основу ее создания лег образ именно родосского шедевра.