Как нужно вести себя в экстремальных ситуациях. Экстремальные природные ситуации

Поведение человека в разных экстремальных ситуациях может быть различным:

Люди испытывают страх, чувство опасности и замешательства,

Переживают ощущения тупиковой ситуации, испытывают дискомфорт

Ведут себя безрассудно, апатично, не ищут выход из сложившегося положения,

Другие наоборот торопятся принять необдуманное решение.

В экстремальной ситуации необходимо сосредоточиться, успокоиться, начать анализировать, оценивать и, по возможности, контролировать ситуацию. В этих условиях необходимо конструктивно и позитивно общаться с окружающими, использовать технику релаксации, иметь представление о выживаемости и безопасности.

В экстремальных условиях человек должен сосредоточиться на изучении обстановки, на конкретной ситуации, в которой он находится. Нужно знать, что опасность может исходить отовсюду, поэтому ее трудно предугадать. При неожиданном повороте событий главное - не растеряться, адекватно воспринять событие. Практика говорит о том, что в условиях чрезвычайных ситуаций у человека временно возникает состояние растерянности, когда он не воспринимает увиденное и услышанное, снижается восприятие окружающей его обстановки.

Однако человек быстро осваивается и начинает воспринимать происходящее адекватно. Позднее наступает состояние усталости и переутомления. В этих состояниях нельзя допускать, чтобы уровень тревоги стал непереносимым, т.к. это приводит к срывам, агрессивному поведению против окружающих и даже против самого себя. Постоянное состояние напряженности опасно для здоровья человека, т.к. быстро истощает его психо-физиологические возможности и приводит к ошибкам в поведении.

Опытный человек, переживший или работавший ранее в кризисных условиях, лучше чувствует свою защищенность и испытывает меньший стресс. Однако это явление может быть не только положительным, но несет в себе и негативные последствия, т.к. постоянная угроза провоцирует нервное напряжение организма.

Очень важно правильно ориентироваться в угрозах действительных и мнимых и научиться побеждать страх.

В экстремальных условиях у человека вырабатывается комплекс реакций, мобилизующий весь психофизиологический потенциал. Именно он помогает обрести опору, овладеть собой и справиться с ситуацией, а иногда и совершить то, что кажется выше человеческих сил. Помощь всегда вызывает доверие и уважение к человеку. Это может пригодиться. Одна из главных задач - избежать ранения. Но если все-таки такая неприятность с вами приключилась, не паникуйте и не спешите прощаться с жизнью.

Осознайте, что самое страшное - позади. Вы остались живы и должны выжить. Имейте в виду, что по статистике большее количество умерших от ран - люди, ударившиеся в панику. Умирают они от страха, от шока, а не от последствий ранения. Предсказывать развитие ситуации в зонах катастроф - занятие сомнительное. Всякое может случиться. Не пускайтесь в авантюры, связанные с проникновением в очаг поражения. Не играйте со смертью.

При авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях массовые поражения людей могут возникнуть внезапно и одновременно. Огромное количество раненых и пораженных будет нуждаться в первой медицинской помощи. Профессионалов - медицинских сестер и врачей на каждого пострадавшего просто не хватит, да и прибыть в район беды они могут не всегда быстро, как этого требует ситуация. Вот почему немедленная помощь может быть оказана только теми, кто окажется рядом с пострадавшим в порядке взаимопомощи, или самим пострадавшим, если он способен, в порядке самопомощи.

Взрывы при террористических актах, пожары, землетрясения, наводнения, оползни, аварии на транспорте - все они приводят, как правило, к многочисленным жертвам. Роль своевременно и умело оказанной медицинской помощи несомненна. Ее основной и главный принцип - предупреждение и ослабление опасных последствий. Первая медицинская помощь оказывается на месте поражения, а ее вид определяется характером повреждений, состоянием пострадавшего и конкретной обстановкой в зоне чрезвычайной ситуации.

Проблема состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях

Проблема состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой в последние годы вызывает серьезную озабоченность ученых и практиков всего мира. Однако до настоящего времени основное внимание исследователей было направлено преимущественно на изучение последствий подобных ситуаций — медико-психологических, экономических, социально-политических и т. д. Вероятно, следует признать, что, несмотря на значительный объем достаточно обоснованных данных о воздействии различных экстремальных факторов и особенностях организации спасательных и антитеррористических операций, ряд аспектов проблемы, в частности, динамика состояния и поведения пострадавших и заложников до настоящего времени принадлежат к наименее исследованным. Вместе с тем именно специфика реакций пострадавших, а также их динамика во времени во многом определяют стратегию и тактику антитеррористических операций, спасательных, медицинских и медико-психологических мероприятий как непосредственно в период чрезвычайной ситуации, так и в последующем.


Результаты исследования людей, подвергшихся воздействию экстремальных факторов во время войсковых, антитеррористических операций и катастроф

В реферате мы рассмотрим обобщенные результаты изучения состояния, психических и поведенческих реакций, а также деятельности людей, подвергшихся воздействию экстремальных факторов. Эти данные были получены М.М. Решетниковым в процессе исследований, проведенных во время и после войсковых операций сопровождавшихся значительными потерями в Афганистане (1986), землетрясения в Армении (1988), катастрофы двух пассажирских поездов в результате взрыва газа под Уфой (1989), спасения экипажа подводной лодки «Комсомолец» (1989), а также обследования военнослужащих и спасателей, находящихся на реабилитации после антитеррористических операций и аналитического изучения материалов других аналогичных ситуаций.

В связи со спецификой условий и с учетом этических принципов, к обследованию привлекались преимущественно потерпевшие, военнослужащие и спасатели, которые либо не нуждались в оказании неотложной медицинской помощи, либо принадлежали к категории пострадавших с легкими и средними степенями тяжести поражений. В силу этого большинство полученных данных характеризовались определенной фрагментарностью, а целостные представления формировались путем сопоставления разрозненных наблюдений.

Полученные данные позволили выделить в динамике состояния пострадавших (без тяжелых травам) 6 последовательных стадий:

1. «Витальных реакций» — длительностью от нескольких секунд до 5 — 15 минут, когда поведение практически полностью подчинено императиву сохранения собственной жизни, с характерными сужением сознания, редукцией моральных норм и ограничений, нарушениями восприятия временных интервалов и силы внешних и внутренних раздражителей (включая явления психогенной гипо- и аналгезии даже при травмах, сопровождавшихся переломами костей, ранениях и ожогах 1–2-й степени до 40% поверхности тела). В этот период характерна реализация преимущественно инстинктивных форм поведения, в последующем переходящих в кратковременное (тем не менее — с очень широкой вариативностью) состояние оцепенения. Длительность и выраженность витальных реакций в существенной степени зависит от внезапности воздействия экстремального фактора. Например, при внезапных мощных подземных толчках, как при землетрясении в Армении, или крушении поезда под Уфой в ночное время, когда большинство пассажиров спали, имели место случаи, когда, реализуя инстинкт самосохранения, люди выпрыгивали из окон шатающихся домов или горящих вагонов, на некоторые секунды «забывая» о своих близких. Но, если при этом они не получали существенных повреждений, уже через несколько секунд социальная регуляция восстанавливалась, и они вновь бросались в обрушивающиеся здания или пылающие вагоны. Если спасти близких не удавалось, это определяло течение всех последующих стадий, специфику состояния и прогноз психопатологии на весьма протяженный период. Последующие попытки рационального разубеждения в том, что инстинктивным формам поведения невозможно противостоять или противодействовать, оказывались малоэффективными. Апеллируя к последним трагическим событиям, следует признать, что, отчасти, аналогичная ситуация наблюдалась после внезапного взрыва мины и начала массового расстрела заложников.

2. «Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации». Эта стадия, как правило, развивалась вслед за кратковременным состоянием оцепенения, длилась от 3 до 5 часов и характеризовалась общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладало чувство отчаяния, сопровождавшееся ощущениями головокружения и головной боли, а также сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. Поведение в этот период подчинено почти исключительно императиву спасения близких с последующей реализацией представлений о морали, профессиональном и служебном долге. Несмотря на присутствие рациональных компонентов, именно в этот период наиболее вероятны проявления панических реакций и заражение ими окружающих, что может существенно осложнять проведение спасательных операций. До 30% обследованных, при субъективной оценке ухудшения состояния одновременно отмечали увеличение физических сил и работоспособности в 1,5–2 и более раз. Окончание этой стадии может быть как пролонгированным, с постепенным появлением чувства истощения, так и наступать внезапно, мгновенно, когда только что активно действующие люди оказывались в состоянии близком к ступору или обмороку, вне зависимости от ситуации.

3. «Стадия психофизиологической демобилизации» — ее длительность до трех суток. В абсолютном большинстве случаев наступление этой стадии связывалось с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания») и контактами с получившими тяжелые травмы и телами погибших, а также прибытием спасательных и врачебных бригад. Наиболее характерными для этого периода являлись резкое ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности (вплоть до состояния своеобразной прострации), отдельных панических реакций (нередко» — иррациональной направленности, но реализуемых без какого-либо энергетического потенциала), понижение моральной нормативности поведения, отказ от какой-либо деятельности и мотивации к ней. Одновременно наблюдались выраженные депрессивные тенденции, нарушения функции внимания и памяти (как правило, обследованные вообще не могут сколько-нибудь ясно вспомнить, что они делали в это время но, естественно, эти пробелы затем «заполняются»). Из жалоб в этот период ведущими являлись тошнота, «тяжесть» в голове, ощущения дискомфорта со стороны желудочно-кишечного тракта, отсутствие аппетита, резкая слабость, замедление и затруднение дыхания, тремор конечностей.

4. Последующая динамика состояния и самочувствия пострадавших во многом определяется спецификой воздействия экстремальных факторов, полученными поражениями и морально-психологической ситуацией после трагических событий. Вслед за «психофизиологической демобилизацией» (при относительно высокой индивидуальной вариативности сроков) с достаточным постоянством наблюдалось развитие 4-й стадии — «стадии разрешения» (от 3 до 12 суток). В этот период, по данным субъективной оценки, постепенно стабилизировались настроение и самочувствие. Однако по результатам объективных данных и включенного наблюдения у абсолютного большинства обследованных сохранялись пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений, нарушения сна и аппетита, а также различные психосоматические реакции (преимущественно со стороны сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и гормональной сферы). К концу этого периода у большинства пострадавших появлялось желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, не являвшихся очевидцами трагических событий, и сопровождавшееся некоторой ажитацией. Этот феномен, входящий в систему естественных механизмов психологической защиты («отторжение воспоминаний путем их вербализации»), в ряде случаев приносил пострадавшим существенное облегчение. Одновременно восстанавливались сны, отсутствовавшие в предшествующие периоды, в том числе — тревожного и кошмарного содержания, в различных вариантах трансформировавшие впечатления трагических событий.

На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечалось дальнейшее снижение психофизиологических резервов (по типу гиперактивации), прогрессивно нарастали явления переутомления, существенно уменьшались показатели физической и умственной работоспособности.

5. «Стадия восстановления» психофизиологического состояния (5-я) начиналась преимущественно с конца второй недели после воздействия экстремального фактора и первоначально наиболее отчетливо проявлялась в поведенческих реакциях: активизировалось межличностное общение, начинала нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые появлялись шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливались сновидения у большинства обследованных. В состоянии физиологической сферы позитивной динамики и в этой стадии выявлено не было. Клинических форм психопатологии, за исключением транзиторных и ситуационных реакций, в «острый» период (до двух недель) после воздействия экстремальных факторов не наблюдалось. Основными формами транзиторной психопатологии (по ведущему признаку) у пострадавших, как правило, являются: астенодепрессивные состояния — 56%; психогенный ступор — 23%; общее психомоторное возбуждение — 11%; выраженный негативизм с явлениями аутизации — 4%; бредово-галлюцинаторные реакции (преимущественно в просоночный период) — 3%; неадекватность, эйфория — 3%.

6. В более поздние сроки (через месяц) у 12% — 22% пострадавших выявлялись стойкие нарушения сна, немотивированные страхи, повторяющиеся кошмарные сновидения, навязчивости, бредово-галлюцинаторные состояния и некоторые другие, а признаки астено-невротических реакций в сочетании с психосоматическими нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и эндокринной систем определялись у 75% пострадавших («стадия отставленных реакций»). Одновременно нарастали внутренняя и внешняя конфликтогенность, требующая специальных подходов.

Апеллируя к событиям в Беслане, следует признать, что тяжесть и динамика состояния пострадавших может быть существенно иной. Когда человек лишается родителей, мир пустеет, но, тем не менее, как это не горько — это соответствует обыденным представлениям и естественному ходу событий. Когда умирают дети, все краски мира меркнут, на многие годы и десятилетия, а иногда — навсегда.

Несколько слов о модификации общества. Усиление базисной тревоги и ухудшение психофизиологического состояния людей, даже находящихся в тысячах километров от трагедии — это общеизвестный факт, в основе которого лежит неизбежное психоэмоциональное включение субъекта в любое наблюдение. Стоило бы особо подчеркнуть — именно «наблюдение» (или «визуальный ряд», трансляцию которого, как представляется, стоило бы «дозировать» на фоне полного содержательного освещения событий). Неизбежное психоэмоциональное включение формирует феномен «соучастия» и последующие идентификации. Основной формой идентификации в культурном сообществе является идентификация с жертвами и пострадавшими, что предполагает необходимость широкой социальной терапии. Однако, в некоторых случаях возможна защитно-бессознательная «идентификация с агрессором» (особенно у молодых людей), что может приводить к росту правонарушений и преступности.

После подобных трагических ситуаций, как правило, усиливается сплоченность нации и одновременно люди испытывают потребность в каких-то ярких переменах, чтобы в жизни все стало честнее, благороднее, искреннее, лучше, чем было раньше, что налагает особые обязательства на представителей всех государственных органов.

Жизнедеятельность человека не всегда проходит в оптимальных условиях, благоприятных для физиологической и психической деятельности организма. Часто человек попадает в более сложные условия, а иногда и в экстремальные ситуации, опасные для его здоровья и жизни. Военная служба, а тем более возможные условия реального боя сопряжены с повышенной эмоциональной напряжённостью и значительными физическими нагрузками. Для благополучного выхода из трудных ситуаций надо готовить себя, приобретать необходимые знания и умения, повышать эмоционально-волевую устойчивость, совершенствовать физическую подготовку.

§ 53. Психология и поведение человека, попавшего в экстремальную ситуацию

Понятие об экстремальной ситуации . Ситуации, выходящие за рамки обычных, для которых характерно интенсивное воздействие неблагоприятных факторов окружающей среды, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, принято называть экстремальными. Человек оказывается в экстремальных условиях по различным причинам. Часто это случается по собственной вине - либо как результат отсутствия знаний и опыта безопасного поведения в природной и социальной среде, либо по причине пренебрежения нормами и правилами безопасности, легкомыслия. Столкнувшись с непредвиденными обстоятельствами, очутившись в сложной непривычной обстановке, люди порой оказываются совершенно беспомощными, не способными решать простейшие, но жизненно необходимые вопросы.

Психология поведения людей в экстремальной ситуации . В экстремальной ситуации у человека возникает особое состояние эмоциональной напряжённости, именуемое стрессом. Такая напряжённость изменяет обычные психические процессы человека, ослабляет восприятие, ощущения, внимание, притупляет воображение, представление, память, затормаживает мышление и речь.

В общем виде зависимость между силой стресса и работоспособностью может быть представлена следующим образом. По мере возрастания эмоциональной напряжённости вначале работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием, доходят до максимальной величины, а затем начинают падать. При этом в первую очередь затрудняются восприятие и мышление, причём тем больше, чем сложнее ситуация. С увеличением напряжения появляются ошибки в выполнении отдельных операций или их пропуски, стремление перейти к более простым действиям. Иногда при этом оживают старые, но уже непригодные в данной ситуации навыки - человек действует машинально, не сознавая своих действий. При ещё более сильном стрессе появляется чувство растерянности, неспособность сосредоточиться на выполняемой деятельности, а также лишние, импульсивные движения и действия либо наоборот - резкая скованность, заторможенность.

Рассмотренная схема условна и обща. На самом же деле психологическое воздействие опасных ситуаций проявляется у людей неоднозначно, представляет индивидуальную, личностно выраженную реакцию. Есть люди, которые действуют более эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения - на экзаменах, ответственных соревнованиях, в жизнеопасных бытовых ситуациях или в бою. Других же подобные ситуации психологически демобилизуют, у них наступает своеобразный «психологический шок» - появляется сильная заторможенность либо суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям.

Как уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить шансы на сохранение здоровья и жизни в сложных условиях?

Эмоционально-волевая подготовка к действиям в экстремальных ситуациях . В жизнеопасных ситуациях огромную роль играет эмоционально-волевая устойчивость человека, которая формируется как при его повседневной жизнедеятельности, так и в процессе целенаправленной эмоционально-волевой подготовки. Большую роль в такой подготовке играют методы эмоционально-волевой саморегуляции: самоубеждение, самоприказ, волевая саморегуляция (самовнушение).

Суть самоубеждения состоит в намеренном убеждении себя в чём-либо путём подбора соответствующих доводов. Самоубеждение, как правило, применяется в тех случаях, когда человек в общем положительно воспринимает какую-то идею, но у него не хватает решительности претворить её в жизнь. Каждому, например, понятно, что здоровье человека во многом зависит от занятий физкультурой, но не каждый систематически ею занимается. Успешность применения этого метода зависит от знаний, логического мышления и чувства долга. Процесс самоубеждения сводится к дискуссии с самим собой - к выдвижению и сравнению аргументов и контраргументов в пользу того, что тебе хочется, и что необходимо сделать.

Другим действенным приёмом для выработки самообладания и умения управлять собой даже в экстремальных ситуациях является самоприказ . Он срабатывает тогда, когда человек умеет контролировать свои мысли, следует своему слову, повинуется внутреннему голосу. Самоприказ оказывается значительно эффективнее, если он соответствует ведущим жизненным позициям человека, его убеждениям. Самоприказ и самоубеждение взаимосвязаны. Самоприказ становится наиболее действенным, если он делается на основе самоубеждения, а самоубеждение приводит к волевому акту, если оно завершается самоприказом: «Всё!», «Хватит!», «Ещё раз!», «Надо!», «Стоять!», «Вперёд!» и т. п.

В повседневной жизни самоприказ помогает преодолевать трудности в самых разных жизненных ситуациях. По самоприказу можно вставать с постели, заниматься физзарядкой, соблюдать дисциплину, доводить начатое дело до конца, делать малоинтересную, но необходимую работу и многое другое. Умение подчиниться самоприказу может сыграть решающую роль при возникновении экстремальной ситуации, в напряжённый момент боя или при выполнении нелёгких обязанностей военной службы.

Волевая саморегуляция развивает у человека такие волевые качества, как смелость, решительность, стойкость, самообладание, выдержка, самостоятельность, инициативность. Это достигается путём постоянно контролируемого преодоления как реально существующих опасностей и трудностей повседневной жизни, так и создаваемых в учебных целях упражнений, испытаний, тестов.

Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия физической культурой и спортом. Преодоление трудностей в ходе занятий служит тренировкой не только для мышц, но и для воли. Наибольшее воздействие оказывают упражнения психофизического характера, к которым относятся упражнения на внимание, координацию движений, быстроту, выносливость. Эффективны упражнения с резким изменением ситуаций, требующие быстрого, осмысленного принятия решений в ограниченное время.

Большое значение в выработке психологической устойчивости играют упражнения, выполнение которых связано с риском и требует преодоления чувства боязни. Это акробатические прыжки; прыжки в воду с высоты; прыжки через препятствия; лазание по горизонтальному канату, находящемуся на высоте 4-10 м над водой; перебежки по бревну, укреплённому на высоте или над водой; прыжки с парашютом; различные виды единоборств. Психологически ту же роль играют: преодоление специальных полос препятствий и сооружений, военная игра на местности «Испытай себя», туристические походы. Такие упражнения могут вызвать напряжённость, опасения, страх, волнения, колебания, необходимость пересиливать, заставлять себя. В то же время они развивают волевые качества, закаливают психику.

Полученных знаний при обучении действиям в экстремальных ситуациях бывает, как правило, недостаточно - нужны ещё умения и навыки. В то же время воссоздать реально экстремальную ситуацию иногда бывает трудно, а порой и невозможно. Как, к примеру, создать для учебных целей наводнение, а тем более ураган или землетрясение? В таких случаях на помощь приходит так называемая идеомоторная тренировка. Реальная ситуация здесь подменяется представлением о ней, а вот действия должны быть близкими к реальным. Эффективность такой тренировки во многом зависит от того, насколько полно и всесторонне мысленно сконструированная экстремальная ситуация близка к реальной и вызвала ли она у обучаемого психические процессы, подобные реальным.

Совершенствование волевых качеств станет более плодотворным, если трудности будут постоянно усложняться до предельно посильных. В то же время сам процесс эмоциональноволевой подготовки должен быть непрерывным, а характер трудностей - разнообразным и разносторонним.

Действия человека в экстремальной ситуации . В общем виде человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации, целесообразно действовать следующим образом:

  • преодолеть стресс;
  • оценить сложившуюся обстановку;
  • принять решение;
  • действовать в соответствии с принятым решением.

Изначальное преодоление стресса, хотя бы и частичное, весьма важно, ибо в противном случае дальнейшие действия могут оказаться ошибочными и привести к ухудшению обстановки. В преодолении стресса могут помочь методы эмоционально-волевой саморегуляции. Полезными бывают и физические воздействия либо раздражители: резкие потирания ладонями лица, висков; удары по щекам; резкие движения частей тела либо всего тела, подобные снятию сонливости; опрыскивание либо обливание лица, головы или всего тела водой; принятие успокаивающих лекарств. Методы и способы снятия стресса зависят от индивидуальной эмоционально-волевой устойчивости человека, глубины стресса и имеющихся средств (вода, медикаменты). Определяющим является и лимит времени. Если человек заблудился в лесу, то у него есть какое-то время для снятия стрессового состояния. Другое дело, если на него рушится стена или движется лавина огня - здесь уже всё решают мгновения.

После полного либо частичного снятия стрессового состояния следует оценить сложившуюся обстановку. Во-первых, надо определить, закончилось или нет опасное воздействие, создавшее экстремальную ситуацию, и вероятно ли его повторение. Далее следует незамедлительно определить состояние здоровья - своё и окружающих людей, количество больных и раненых, требующих первоочередной помощи. После этого надо учесть наличие материальных средств: воды, продуктов питания, медикаментов и др. Вполне очевидно, что наиболее важным будет наличие в жаркое время воды, зимой - тёплых вещей и топлива, при ведении боевых действий - оружия и боеприпасов. При оценке обстановки следует учитывать время года, погоду, время суток, местность (лес, болото, дороги, удалённость населённых пунктов) и другие моменты, важные в данной сложившейся обстановке.

На основе оценки обстановки принимается решение. В некоторых ситуациях может быть лишь одно верное решение, в других же - несколько вариантов с различной вероятностью благоприятного исхода. В короткий срок нужно принять оптимальное решение. Чтобы научиться этому, необходимы тренировки. При этом не обязательно задавать все возможные ситуации, ибо их может быть множество. Важно научиться действовать логично, последовательно, рационально и быстро. Следует выработать у себя поведенческий стереотип действий в экстремальных ситуациях и постоянно совершенствовать его как по спектру возможных ситуаций, так и по быстроте и точности принимаемых решений.

  1. Что такое экстремальная ситуация? Почему человек оказывается в экстремальных ситуациях?
  2. Как ведёт себя человек, не подготовленный к действиям в экстремальных ситуациях?
  3. В чём заключается эмоционально-волевая подготовка?
  4. Как следует вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации?

Паника (безотчетный страх) — это психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное в чувстве острого

страха, охватывающего человека или множество людей, неудержимо и неконтролируемо стремящихся избежать опасной ситуации.

Паника может возникнуть даже тогда, когда отсутствует реальная угроза, а люди все равно поддаются массовому психозу. При этом у многих притупляется сознание, теряется способность правильно воспринимать и оценивать обстановку. Панические реакции у детей, подростков, женщин и пожилых людей проявляются в виде сильной расслабленности, вялости действнй, общей заторможенности вплоть до крайней степени — полной неподвижности, когда человек физически не способен действовать и выполнять команды. Остальные люди, как правило, хаотически движутся, стремясь поскорее убежать от реальной или мнимой опасности.

Паника страшна тем, что люди, стремясь поскорее покинуть опасную зону, скапливаются у выходов и закупоривают их. Многие из бегущих людей в принципе способны к объективной оценке ситуации и разумным действиям, однако, испытывая безотчетный страх и заражая им других, они сами препятствуют собственной эвакуации.

Вот почему важно в этой ситуации, чтобы нашелся человек, способный взять на себя руководство действиями охваченных паникой людей.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Входя в любое общественное место, постарайтесь запомнить свой путь; обращайте внимание на расположение основных и запасных выходов; не теряйте ориентировку; держите детей за руку.
* Услышав крики "Пожар!", сохраняйте спокойствие и выдержку, призывайте к этому рядом стоящих людей, особенно женщин. Оцените обстановку, убедитесь в налнчии реальной опасности (возможно, кто-то этим криком хочет привлечь внимание людей).
* Стоя на месте, внимательно оглядитесь вокруг; увидев телефон или кнопку пожарной сигнализации, сообщите о пожаре в пожарную охрану (не считайте, что кто-то это сделает за вас) и начинайте спокойно двигаться к ближайшему выходу. Если имеется возможность справиться с огнем, немедленно оповестите об этом окружающих; потушите пожар, привлекая на помощь находящихся рядом людей, используя подручные и специальные средства.
* При заполнении помещения дымом или отсутствии освещения постарайтесь идти к выходу, держась за стены, поручни и т. п.; дышите через носовой платок или рукав одежды; ведите детей впереди себя, держа их за плечи.
* В любой обстановке сохраняйте выдержку и хладнокровие, своим поведением успокаивая окружающих, и не давайте разрастаться панике. Примите на себя руководство по спасению людей! Двигаясь в толпе, пропускайте вперед детей, женщин и престарелых, сообща сдерживайте обезумевших людей. Помогите тем, кто скован страхом и не может двигаться; для приведения в чувство дайте им пощечину, разговаривайте спокойно и внятно, поддерживайте их под руки.
* Оказавшись в давке, согните руки в локтях и прижмите их к бокам, сжав кулаки; защищайте бока от сдавливания. Наклоните корпус назад, уперев ноги спереди, и попытайтесь сдерживать напор спиной, освободив пространство впереди и медленно двигаясь по мере возможности. Помогайте подниматься сбитым с ног людям. Если вас сбили с ног, постарайтесь встать на колено и, опираясь о пол руками, другой ногой резко оттолкнитесь, рывком выпрямите тело. Заслоняйте детей спиной или посадите их к себе на плечи.
* Если вы находитесь в многоэтажном здании, не пытайтесь воспользоваться лифтами, спускайтесь по лестнице; не поддавайтесь желанию выпрыгнуть в окно с большой высоты. При невозможности выйти наружу отступите в незанятые огнем помещения и там дожидайтесь помощи пожарных.
* Выбравшись из здания, окажите помощь пострадавшим из-за паники, перенесите их на свежий воздух, расстегните одежду и вызовите "Скорую помощь".

ПОЖАР В АВТОБУСЕ, ТРАМВАЕ ИЛИ ТРОЛЛЕЙБУСЕ


ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Немедленно сообщите о пожаре водителю и пассажирам; потребуйте остановиться и открыть двери (или нажмите кнопку аварийного открывания дверей). Постарайтесь использовать для тушения очага пожара огнетушитель в салоне и подручные средства. Будьте осторожны! В троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряжением в результате нарушения защитной изоляции проводов.
* При заблокировании дверей используйте для эвакуации аварийные люки в крыше и выходы через боковые окна (открывать по инструкции, имеющейся на них). При необходимости, повиснув на поручнях, выбейте обеими ногами стекла. В первую очередь спасайте детей и престарелых. Не допускайте паники, выполняйте все указания водителя.
* В любом транспорте имеются материалы, выделяющие при горении ядовитые газы, поэтому покидайте салон быстро, закрывая рот и нос платком или рукавом. Выбравшись из салона, отойдите подальше, так как могут взорваться баки с горючим и возможно замыкание высоковольтной электросети.
* Немедленно по телефону или через водителей проезжающих машин сообщите о пожаре в пожарную часть, окажите посильную помощь пострадавшим.
* Вызовите милицию и "Скорую помощь".

ПОЖАР В ВАГОНЕ МЕТРО

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Почувствовав запах дыма, немедленно сообщите машинисту о пожаре по переговорному устройству и выполняйте все его указания. Постарайтесь не допустить возникновения паники в вагоне, успокойте людей, возьмите детей за руки. При сильном задымлении закройте глаза и дышите через влажный носовой платок.
* Оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле. После прибытия на станцию и открытия дверей пропустите вперед детей и престарелых, затем выйдите сами, сохраняя спокойствие и выдержку. Проверьте, не остался ли кто-нибудь в вагоне, помогите этим людям покинуть его. Сразу же сообщите о пожаре дежурному по станции и по эскалатору. Окажите помощь работникам метро, используя для тушения огнетушители и другие противопожарные средства, имеющиеся на станции.
* При появлении в вагоне открытого огня во время движения постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства. Если это возможно, перейдите в незанятую огнем
часть вагона (лучше вперед) и сдерживайте распространение пожара, сбивая пламя одеждой или заливая его любыми негорючими жидкостями (водой, молоком и т.п.). Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном — это затруднит тушение пожара и вашу эвакуацию.
* При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста; не прикасайтесь к металлическому корпусу вагона и дверям до отключения высокого напряжения по всему участку. После разрешения на выход откройте двери или выбейте ногами стекла, выйдите из вагона и двигайтесь вперед по ходу поезда к станции. Идите вдоль полотна между рельсами гуськом, не прикасаясь к токоведущим шинам (сбоку от рельсов) во избежание поражения электротоком при включении напряжения.
* Будьте особенно внимательны при выходе из тоннеля у станции, в местах пересечения путей, на стрелках, так как возможно появление встречного поезда. Если оставленный вами поезд сдвинулся с места и нагоняет вас, прижмитесь к нише стены тоннеля. Немедленно сообщите дежурному по станции о случившемся и выполняйте его указания.

ПОЖАР В ПОЕЗДЕ

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Немедленно сообщите проводнику о пожаре, пройдите по вагону и, не поднимая паники, громко, отчетливо и спокойно объявите пассажирам о случившемся. Разбудите спящих пассажиров и возьмите за руки детей.
Бeзoпаснее всего эвакуироваться в передние вагоны, но если это невозможно, то уходите в конец поезда, плотно закрывая за собой двери купе и межвагонных переходов. Обязательно проверьте вместе с проводником наличие людей в тамбурах, купе, туалетах горящего вагона.
* Используя огнетушители и подручные средства (одеяла, мокрые тряпки и т. п.), вместе с пассажирами попытайтесь потушить огонь. Закройте окна, чтобы ветер не раздувал пламя. Не пытайтесь спасать от огня багаж, если это угрожает вашей безопасности. Если огонь отрезал вас от выходов, то войдите в купе или туалет, плотно прикрыв за собой дверь, откройте окно и дожидайтесь прибытия помощи, привлекая к себе внимание. Не выпрыгивайте из вагона движущегося поезда и не пытайтесь выбраться на крышу — это опасно! В крайнем случае — прыгайте, одев на себя всю имеющуюся одежду и в обнимку с матрасом.
* При невозможности потушить пожар и связаться с начальником поезда или с машинистом остановите поезд с помощью стоп-крана, выведите из вагона всех людей, открыв двери или выбив окна, и вместе с проводниками расцепите вагоны, не допуская распространения огня по всему поезду. Для предотвращения движения вагонов под уклон подложите под колеса тормозные колодки или другие подручные предметы.
* Отведите пассажиров от горящего вагона и пошлите людей в ближайший населенный пункт сообщить о случившемся в пожарную охрану. Далее действуйте по указанию начальника поезда и пожарных. Заметив сигналы
оставшихся в вагоне людей, немедленно сообщите о них пожарным. Любым способом предотвращайте возникновение паники и окажите первую помощь пострадавшим.

ПОЖАР НА ТЕПЛОХОДЕ
Несмотря на обилие вокруг воды, положение ваше куда проблематичней, чем на суше.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

* Услышав объявление о пожаре по судовому радио или от дежурного матроса, по команде капитана выйдите из каюты на палубу к спасательным шлюпкам, взяв с собой деньги и документы, предварительно положив их в полиэтиленовый пакет. Спешите, выбираясь наружу, но без суеты и паники. Постарайтесь найти для себя спасательный жилет (круг). Дисциплина — залог успеха.
* Если выход из каюты отрезан огнем и дымом, то оставайтесь на месте, плотно закрыв дверь. Разбейте стекло иллюминатора и вылезайте через него. Если это сделать невозможно и нет шансов на помощь, то, обмотав голову мокрой тряпкой, прорывайтесь через огонь и дым.
* Пропустив к шлюпкам детей, женщин, раненых, сами прыгайте за борт. Плывите в сторону от корабля, стараясь по возможности привлекать к себе внимание, подавать сигналы. Если можете, то зацепитесь за какой-нибудь плавающий предмет. Сбросьте с себя мешающую вам одежду и обувь, если не смогли сделать это заранее. Если до берега далеко, то держитесь на воде, не тратьте лишних сил и ждите помощи.

Геннадий Цвилюк
Источник

Ураганы, наводнения, землетрясения, засухи - непредсказуемые последствия глобального потепления или глобального конфликта могут нарушить тысячи жизней в одно мгновение. Самый умный из нас тот, кто будет готов пережить все бедствия, встречающиеся на его пути. Читайте дальше, чтобы узнать, как заботиться о ваших основных потребностях в случае чрезвычайных обстоятельств с умом и мастерством.

Шаги

Часть 1

Разработайте план на крайний случай

    Убедитесь в безопасности вашего дома. Достаточно ли крепок ваш дом, чтобы противостоять сильным ветрам, наводнениям, экстремальным температурам? Надежное укрытие - это основа выживания; убедитесь, что ваш дом сохранит в безопасности вас и вашу семью при любых обстоятельствах. Примите следующие меры для обеспечения вашей безопасности в доме при возникновении чрезвычайной ситуации:

    • Если вы живете в районе, где возможны землетрясения, убедитесь, что ваш дом может противостоять землетрясениям. Если вы арендуете дом или живете в многоквартирном доме, поговорите со своим арендодателем о принятии мер предосторожности.
    • Составьте план пожарной безопасности. Убедитесь, что вы не окажетесь в ловушке в вашем доме, если начнется пожар. Двери и окна должны легко открываться. Комнаты на верхнем этаже здания должны иметь легкодоступный пожарный выход или портативную пожарную лестницу, которую можно прикрепить к окну и спуститься на землю.
    • Проверьте теплоизоляцию вашего дома. Убедитесь, что нет трещин около окон или дверей, которые позволят теплу выйти наружу. Если начнутся перебои с электроэнергией, вам будет необходимо сохранить тепло в доме.
    • Приобретите электрогенератор. Это особенно целесообразно, если вы живете в районе с очень холодной зимой, возможно, он потребуется для отопления дома, когда температура упадет.
  1. Создайте безопасное место для хранения. Будь то подвал, кессон, чердак или другой тип хранилища, оно должно быть водонепроницаемым, защищенным от солнца, а также защищенным от взлома, чтобы хранить вещи первой необходимости для выживания.

    • Застелите ваш склад пластиковым водонепроницаемым покрытием, чтобы ваши материалы не промокли и не заплесневели.
    • Убедитесь, что нет трещин, щелей, через которые смогут проникнуть насекомые, мыши или другие создания.
    • Разложите все по стеллажам подальше от земли. На земле все может быть легко повреждено.
    • Установите замок на дверь, чтобы сохранить свои запасы от злоумышленников.
  2. Наполните свое хранилище едой и водой. Когда придет беда, вы будете иметь достаточно еды и воды, чтобы продержаться, пока вы не сможете получить новые запасы. Невозможно знать, как долго это продлится, так что мудро иметь достаточно еды и воды, чтобы хватило, по крайней мере, на несколько месяцев.

    Запаситесь медикаментами. Это больше чем просто «аптечка первой медицинской помощи», это запас лекарств на несколько месяцев, который вам, возможно, потребуется в случае чрезвычайной ситуации. Держите медикаменты в водонепроницаемом, герметичном контейнере в вашем хранилище. Убедитесь в том, что у вас много следующего:

    Дополнительная одежда, обувь и одеяла. Вам понадобится соответствующая одежда для всех типов погоды. Запаситесь одеждой, которая является водостойкой, сапогами, которые будут защищать ваши ноги от снега и воды, и другой одеждой, которая необходима для выживания в окружающей вас среде.

    Держите ваш автомобиль в постоянной готовности. Убедитесь, что ваш автомобиль всегда в исправном состоянии, это пригодится в том случае, если придется покинуть этот район. Есть ли у вас дополнительные канистры с горючим, готовые на случай, если бензин кончится на заправочных станциях? Держите в багажнике медицинскую аптечку, одеяла, другие предметы первой необходимости, которые вам могут понадобиться, если у вас будет необходимость отправиться в путь.

    Поговорите со своей семьей о плане выживания. Разговор со своей семьей о том, что следует делать в случае катастрофы, является одним из лучших способов гарантировать выживание. Придумайте план, который подходит для вашего региона, и примите во внимание тип бедствия, с которым вы можете столкнуться - ураган, землетрясение, торнадо и так далее.

    • Выясните, где вы можете быть в безопасности, если вам когда-нибудь придется покинуть дом в спешке.
    • Договоритесь о сигнале, который можно использовать для предупреждения своей семьи, когда пришло время принять меры. Убедитесь, что все знают свои роли, будь то забота о безопасности домашних животных, или проверка, что окна закрыты, или заполнение емкостей водой и так далее.
    • Составьте план на тот случай, если члены вашей семьи потеряются. Убедитесь, что они знают, куда идти и как найти друг друга.
  3. Соберите сумку на экстренный случай. В экстренной ситуации вам, возможно, придется срочно покинуть дом. Вы не сможете захватить с собой все, что захотите, вы должны будете взять то, что сможет поместиться в рюкзак. Подготовьте этот рюкзак для себя заранее, по одному для каждого из членов вашей семьи. Наполните его достаточным количеством запасов, чтобы продержаться неделю или около того.

    • Рюкзак должен включать смену одежды, сухой паек, чтобы продержаться неделю, достаточно воды, небольшой фильтр для воды, таблетки для очистки воды, водонепроницаемые спички, небольшую аптечку, карту вашего района, аварийную контактную информацию и копию плана выживания вашей семьи.
    • Поместите эти сумки или рюкзаки в легкодоступное место, чтобы вы и ваша семья могли схватить их и бежать, если будет нужно.

    Часть 2

    Научитесь полезным навыкам
    1. Узнайте, как фильтровать и очищать воду. Сколько бы вы ни приготовили воды, когда-нибудь она закончится, и вам придется заняться ее поисками и очисткой. Пресная вода из ручьев, рек, ручьев и озер почти всегда содержит загрязняющие вещества. Знание о том, как фильтровать и очищать воду, является очень полезным и важным навыком выживания.

      • Если у вас нет фильтра для воды, вы можете сделать его с помощью древесного угля, гальки и песка.
      • После очистки с помощью таблеток обязательно кипятите вашу питьевую воду.
    2. Изучите природные источники пищи. Изучите дикие растения, ягоды, клубни и другие природные источники пищи, доступные в вашем регионе. Возьмите урок у натуралиста или пойдите в библиотеку и узнайте о богатстве ресурсов в лесу, в болотах и на других природных территориях рядом с вами. Узнайте о животных источниках питания.

      • Узнайте, как ловить, чистить и готовить рыбу.
      • Узнайте, каких насекомых можно есть.
      • Узнайте, как охотиться на белок, кроликов и оленей. Знание окраски животных, на которых вы охотитесь, имеет важное значение.
    3. Практикуйтесь в разведении огня. Вы должны знать, как найти сухой мох или кору, которая может гореть. Чтобы развести огонь, сначала подожгите мох или кусочки коры, дайте им разгореться, затем начинайте обкладывать этот огонь медленно горящей древесиной. Умение развести огонь является основным навыком выживания, который вам понадобится для сохранения тепла, приготовления пищи, санитарной обработки материалов, а также для многих других целей.

    4. Приобретите основные навыки оказания первой медицинской помощи. В ситуации выживания вы можете оказаться в условиях, когда вам потребуется медицинская помощь. Вы будете более уверены, если посетите курсы и пройдете сертификацию по оказанию первой медицинской помощи.

      • Научитесь делать искусственное дыхание взрослым, детям, младенцам.
      • Научитесь помогать людям, находящимся в шоковом состоянии.
      • Научитесь бороться с гипотермией.
      • Научитесь спасению утопающих.
    5. Научитесь ремонтировать свой автомобиль. Вы не сможете договориться с механиком о ремонте вашего автомобиля, когда начнется паника во время катастрофы, поэтому изучите устройство автомобиля. Когда ваша машина сломается, рядом не будет никого, кроме вас, чтобы ее ремонтировать.

      • Научитесь ремонтировать внезапно заглохший автомобиль.
      • Умейте устранять перегрев двигателя.
      • Изучите вашу модель автомобиля и ознакомьтесь с тем, как работает ваш двигатель.
    6. Поддерживайте хорошую физическую форму. Выживание в аварийной ситуации может заставить вас: совершить переход на большое расстояние, выносить очень большие физические нагрузки, выдерживать экстремальные температуры, заниматься физическим трудом и оставаться здоровым без большого количества еды и воды, при этом сохраняя свои силы. Поддержание хорошей физической формы до стихийного бедствия поставит вас в выгодное положение в ситуации борьбы за жизнь.

      • Тренируйте выносливость, найдите время ходить или бегать на большие расстояния несколько раз в неделю. Поднимайтесь на крутые холмы, проводите контрастные процедуры закаливания.
      • Работайте над наращиванием мышечной массы, чтобы вы смогли поднимать тяжелые предметы и ходить на большие расстояния с грузом за спиной.
      • Умение плавать - важный навык, который стоит иметь, если вы собираетесь быть рядом с водой.

    Если вам придется столкнуться с этим без наличия безопасного укрытия, вам нужно знать, как выжить при воздействии экстремального холода, жары или других природных явлений. Делайте все возможное, чтобы быть готовым к следующим ситуациям:

    • Если вы находитесь в регионе, где много снега, вам нужно знать, как выжить в снегу и под лавиной. Помните, что снег сам по себе является эффективным теплоизолятором, таким образом, сделав снежную пещеру, можно пережить худшее.
    • Если вы окажетесь в холодной воде, не используйте всю свою энергию для плаванья; оставайтесь на месте и найдите что-то, что будет держать вас на плаву, пока кто-то еще приходит к вам на помощь.
    • Защитите себя от пыли и песка, смочите кусок ткани и удерживайте ее на лице.
    • Защитите себя от солнца, чтобы предотвратить получение теплового удара.
    • Знайте, как защитить себя от атак животных, если вы столкнетесь с акулой, медведем, дикими собаками, пчелами или другими животными, которые могут угрожать вам.

Угрожать вашему здоровью и жизни могут различные экстремальные ситуации, в которых вы можете оказаться. Очень важно при этом сохранять хладнокровие и грамотно строить свои действия. Наши советы помогут вам защитить себя от опасности.

Взрыв на улице.

К сожалению, это явление становится частью нашей обычной жизни. Но, если оставаться бдительными, то можно избежать трагедии. Об опасности взрыва можно судить по следующим признакам:
· Неизвестный сверток или деталь в машине или снаружи.
· Остатки различных материалов, нетипичных для данного места.
· Натянутая проволока, шнур.
· Свисающие провода или изоляционная лента.
· На даче - выделяющиеся участки свежевырытой или высохшей земли.
· У квартиры - следы ремонтных работ, участки с нарушенной окраской, поверхность которых отличается от общего фона.
· Бесхозные сумка, портфель, коробка и т.п.
Заметив вещь без хозяина, обратитесь к работнику милиции или другому должностному лицу, свяжитесь с машинистом метро. Не прикасайтесь к находке, отойдите от нее как можно дальше. Если вы находитесь в замкнутом пространстве (например, в вагоне метро), держитесь внутри группы.

Во время грозы.

Если гроза застигла вас на открытой местности – присядьте или укройтесь в ложбинке, ямке. Ни в коем случае не ложитесь на землю. Не раскрывайте зонт, его металлические спицы могут сыграть роль антенны.
Если непогода застала вас в горах, спрячьтесь по возможности в ущелье. Ни в коем случае нельзя прятаться под скалой или деревом. Помните, все, что возвышается, притягивает молнию, поэтому расстояние от возвышающихся деревьев, столбов, построек до вас должно быть не менее 30-50 метров.
Если гроза разразилась на берегу моря или реки – значит, надо как можно быстрее выйти из воды и покинуть пляж. Нельзя оставаться под навесом, грибком или зонтом от солнца. Укройтесь по возможности в ближайшем здании или автомобиле и закройте все окна, так вы будете вне опасности. Так же нельзя продолжать движение на мотоцикле или велосипеде.
Но даже если вы во время грозы находитесь дома, прежде всего, отключите все электроприборы, выдернув шнуры из розеток, затем закройте поплотнее окна и двери, чтобы не было сквозняка.
Тем у кого аллергия на пыльцу цветущих растений, необходимо не выходить на улицу перед грозой и в течение 3 часов после нее. Повышенная влажность воздуха в это время способствует усиленному выбросу пыльцы.

Пожар в доме.

Согласно инструкции пожарных, сначала нужно позвонить 01, потом вывести детей и престарелых и только потом тушить огонь своими силами. Но если в первую минуту пожар можно затушить стаканом воды, во вторую - ведром, то в третью - пожарным водоемом. Поэтому выбирать вариант поведения можно только на месте.
Если загорелся электроприбор, его надо сразу отключить от сети, а затем тушить - водой или набросив плотное одеяло. Подручными средствами при тушении пожара в квартире могут быть плотная (лучше мокрая) ткань и вода. Загоревшиеся шторы, одеяла, подушки можно сорвать и затоптать или бросить в ванну, заливая водой. Если тушите электропроводку, обязательно надо отключить электричество. Не открывайте окна или двери, так как огонь с поступлением кислорода вспыхнет сильнее. По этой причине надо очень осторожно открывать комнату, где горит - пламя может полыхнуть вам навстречу.
На пожаре люди гибнут в основном не от пламени, а от отравления продуктами горения. Поэтому при тушении огня защищайтесь от дыма, а если это невозможно, уходите из квартиры (если там никого не осталось), закрывая дверь и в горящую комнату, и в квартиру (без кислорода пламя не только уменьшится, но и может погаснуть). Дышите через мокрую тряпку. По задымленным коридорам пробирайтесь на четвереньках или ползком - внизу меньше дыма.
Если пожар во многоэтажном доме, а вы не живете на нижних этажах, не пытайтесь выбежать из дома, а тем более спуститься на лифте - вы можете отравиться продуктами горения на лестничных пролетах, а лифт - застрять. Закройте дверь, забейте щели мокрыми тряпками, заткните вентиляционные отверстия и ждите пожарных. Позвоните в пожарную службу (даже если помощь уже вызвана, и сообщите, в какой квартире находитесь. Если огонь проник в квартиру, выйдете на балкон (закрыв за собой дверь) и подавайте знаки пожарным.

Толпа.

Основная психологическая картина толпы выглядит так:
1. Снижение интеллектуального начала и повышение эмоционального.
2. Резкий рост внушаемости и снижение способности к независимому мышлению.
3. Толпе требуется лидер или объект ненависти, она с наслаждением будет подчиняться или громить.
4. Толпа быстро выдыхается, добившись чего-то.
Во время паники толпа становится опаснее стихийного бедствия или аварии, которые ее вызвали.
Чтобы уцелеть в толпе:
· Лучше всего ее обойти. Если это невозможно, ни в коем случае не идти против толпы. Если толпа вас увлекла, старайтесь избегать и ее центра, и края - опасного соседства витрин, решеток, набережной и т.п. Уклоняйтесь от всего неподвижного на пути - столбов, тумб, стен, деревьев, иначе вас могут просто раздавить или размазать. Не цепляйтесь ни за что руками: их могут сломать. Если есть возможность, застегнитесь. Ботинки на высоких каблуках или развязавшийся шнурок могут стоить вам жизни.
· Бросите от себя сумку, зонтик и т.д. Если у вас что-то упало, ни в коем случае не пробуйте поднять. В плотной толпе при правильном поведении вероятность упасть не столь велика, как вероятность сдавливания. Поэтому защитите диафрагму сцепленными в замок руками, сложив их на груди. Еще один прием - упруго согнуть руки в локтях и прижать их к корпусу. Толчки сзади надо принимать на локти, диафрагму защищать напряжением рук.
· Главная задача в толпе - не упасть. Но если вы все же упали, следует защитить голову руками и немедленно вставать, что бывает сделать очень трудно. С колен подняться в плотной толпе вряд ли удастся - вас будут сбивать. Поэтому одной ногой (полной подошвой) надо упереться в землю и резко встать, используя движение толпы.
· На концерте, стадионе заранее прикиньте, как вы будете выходить (вовсе не обязательно тем же путем, что вошли). Старайтесь не оказываться в "центре событий" - у сцены, раздевалки и т.д. Избегайте стен (особенно стеклянных), перегородок, сетки. Если началась паника, постарайтесь ей не поддаваться, попытайтесь оценить обстановку и принять верное решение.

Злая собака.

Злость собаки часто бывает ее естественной реакцией, которую нельзя провоцировать. Нельзя смотреть ей в глаза, улыбаться (по-собачьи значит показывать зубы и демонстрировать силу; убегать (у собаки возникает охотничий инстинкт), приближаться к охраняемому собакой месту (в том числе к щенкам, миске с едой); гладить собаку, когда она ест; дружески хлопать или хватать хозяина (собака может посчитать это за нападение на него). Если собака готова на вас напасть:
· Остановитесь и твердо отдайте команду "стоять", "сидеть", лежать", "фу";
· К нападающей собаке повернитесь лицом, примите стойку или бросьтесь ей на встречу, если уверены в себе: собака натаскана на убегающего человека и, скорее всего, отскочит в сторону;
· Используя подручные средства (зонтик, палку, камни), отступайте к укрытию (забору, дому) спиной, призывая на помощь окружающих;
· Если собака присела и готовится прыгнуть, чтобы защитить горло, прижмите подбородок к груди и выставьте вперед руку.
· Если есть возможность, обмотайте пиджаком, плащом предплечье и руку, а затем, выставив ее, спровоцируйте собаку на укус и с силой ударьте по верхней челюсти собаки - от сильного удара она может сломаться.
· Болевые точки у собаки - нос, пах, язык.
· Если собака сбила с ног, упасть на живот, руками закрыть шею.

Карманная кража.

Карманная кража тщательно организована, отработана и занимает секунды. Чтобы ее предотвратить необходимо принять меры предосторожности:
· Не держать все деньги в кошельке, а отложить несколько купюр, чтобы расплачиваться за газету, мороженое, проездной билет.
· Расплачиваясь, не выставляйте кошелек на обозрение, не показывайте всей суммы и места, где она лежит, не ощупывайте время от времени карман с деньгами.
· Не пытайтесь помогать глухонемым, которые хотят у вас что-то узнать (есть такая школа карманников).
· Будьте настороже если на транспорте возникает затор или давка (не исключено, что ее создали специально карманники), старайтесь не ставить сумку на пол (один из группы карманников может закрыть вам обзор, а другой орудовать в сумке).
· Будьте осторожны в магазинах, особенно примеряя одежду или обувь.
· Кошелек кладите поглубже в сумку, а сумку всегда держите впереди, на виду (но никак не сзади).
· Не носите деньги в полиэтиленовых мешках и сумках, их можно легко разрезать.
· Если вы почувствовали что-то неладное, отодвиньтесь, дайте понять, что вы настороже, вор сразу исчезнет.

Хасанова Л.Р.