Икона преображение господне и молитва. Икона преображения господня

Об этом событии сообщают все евангелисты кроме Иоанна (Мф.17:1–9, Мк.9:1–10, Лк.9:28–36). В целом их описания этого великого события очень похожи, апостолы лишь дополняют друг друга деталями происходившего.

Евангелие от Матфея 17:1-9

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.


иконописец Юрий Кузнецов
В конце пути Своей земной жизни Спаситель Иисус Христос начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Видя, как апостолы опечалены этим известием, желая ободрить и поддержать их, Иисус Христос говорит: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).

Нужно учитывать, что ученики Христа жили в общееврейской традиции ожидания Мессии, который будет земным царем Израиля. И, несмотря на то что они были свидетелями огромного количества чудес Божественной природы, совершенных Иисусом Христом, и не раз называли Его истинным Сыном Божиим, ученики, должно быть, все еще ждали, что Он провозгласит Себя царем Израиля. Чтобы апостолы верно восприняли и поняли грядущее, необходимо было, говорит преподобный Ефрем Сирин (один из великих учителей церкви IV века), чтобы «Господь явил им Царство Славы Своей прежде поругания Своего и честь прежде бесчестия, чтобы, когда будет взят и распят, они знали, что распят не по немощи, а добровольно для спасения мира».

Вид Спасителя, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении Господнем должно было укрепить в вере остальных учеников. Чтобы укрепить веру апостолов, дать им незыблемое свидетельство Своего Божества, Иисус Христос показал им Свою Божественную славу. Для этого Спаситель взял трех ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «… преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Глубокий назидательный смысл Преображения Господня открывается нам за каждой деталью этого события. Высота горы означает, по блаженному Феофилакту (крупного византийского богослова XI века), возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Инок Григорий (Круг) пишет: «И не сразу сделал их [апостолов] Господь свидетелями Своего Преображения, но по восхождении на вершину Фаворской горы, указывая этим, что не всюду и не во всяком состоянии можно сделаться свидетелями и соучастниками Преображения Господня, но лишь трудом восхождения. В жизни Церкви этим горним путем шли подвижники, устремленные к созерцанию. К явлению Божественного света их приводило восхождение на вершину безмолвия, и Церковь хранит множество свидетельств об этом свете, который был опытно постигаем при погружении в молитву и созерцание».

Таким явлением благодатного света завершилась беседа о смысле и назначении христианской жизни преподобного Серафима Саровского с его другом Мотовиловым. В беседе этой преподобный Серафим разъяснил Мотовилову, что ни чистота жизни, ни достоинство и богатство заслуг не являются конечным смыслом христианской жизни, но лишь необходимыми условиями к достижению этого смысла. То сокровище, которое одно достойно быть завершением жизни, есть полнота стяжания Святого Духа, когда душа человеческая, обретая полноту благодати, «светлеется Троическим единством».

Бог и Творец Вселенной распространяет Благодатный свет на землю и самый дальний уголок ее, на общество людей и на каждого отдельного человека. И все, что активно не сопротивляется Богу, может быть преображено к лучшему и прекрасному силою Божественной благодати.

Глаза человека открывают доступ к его душе. И когда Божественная благодать преображает внутреннюю, духовную жизнь человека, то такой человек преображается и внешне, лицо его излучает свет, и все существо его становится светоносным.

,
иконописец Юрий Кузнецов
Момент Преображения. В этом стремлении к озарению несотворенным светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Образ этого стремления показал Сам Господь на Фаворе в Своей молитве. По свидетельству святителя Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого этот Божественный свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти, молился же Он чтобы показать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. И преподобный Серафим Саровский считал молитву самым действенным способом проникнуться Святым Духом: «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять».

Митрополит Филарет, рассуждая о Преображении Господнем, поясняет нам: «Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову. Преизбыток сего света, не сдерживаясь в душе, пролился на тело, одежду и просиял в лице». Символ восхождения на гору говорит нам также о том, что уединение и безмолвие благоприятствуют глубокой молитве. Многозначительно и само избрание Христом места, где свершилось Преображение Господне, так как Фавор по-еврейски означает чертог чистоты и света. Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из самого названия горы следовало, что для принятия Божественного света необходима нравственная чистота.

Патриарх Пимен (Извеков) в своем слове на предпразднство Преображения Господня рассказывает нам, что и выбор трех учеников был не случаен: «Петр был взят на Фавор, как камень веры. Господь сказал ему: «...на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18). Апостола Иоанна Богослова по достоинству называют Апостолом любви, и можно назвать его камнем любви. Сам он имел любовь и любовь проповедовал: «...Любите не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18). Апостол Иоанн Богослов настолько проникся добродетелью любви, что усмирял ею врагов. Любовь помогала ему везде в течение всей его жизни и, особенно, в изгнании на острове Патмос. Третьим камнем Фаворской горы был апостол Иаков - образец терпения. Итак, чтобы удостоиться видеть светозарное Преображение Господне, надо быть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то, что посылается в жизни. Эти добродетели могут сделать нас достойными восхождения на Фаворскую гору», то есть преобразить свою душу и следовать путем, который указал Спаситель.

При Преображении Господнем явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия , которые беседовали с Иисусом. Толкователи Священного Писания говорят о том, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего. На иконе «Преображение Господне» мы видим, что пророки склонили головы перед Спасителем, они как будто говорят: «Мы исполнили все Твои повеления». Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять Крест ради спасения людей. И пророк Илия, и законодатель Моисей, и святые апостолы видят в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека - в единой ипостаси два естества, «неслитно и нераздельно» соединенные.

Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Изображения Илии и Моисея на отдельных вершинах горы напоминают о явлении им Бога на Синае и Хориве, о чем упоминается в тексте службы на Преображение Господне.

Образ преображенного Христа так прекрасен, так дивен, настолько наполнен благодатью Святого Духа, что апостолам хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность здесь остановилось. Преподобный Симеон Новый Богослов об этом говорит такими словами: «Благодать Духа Святого, которая приходит как умный свет, приходит с тихостью, принося обрадование. То есть отсвет вечного света и отблеск непрестающего блаженства, который делает человека другом и сыном Божиим и Богом, насколько это вместимо для человека». И испытав это чувство, апостол Петр говорит: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Петр как будто бы все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и не понимает, что Он и есть источник этой Благодати. Тут же апостолам дается еще одно наставление: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Преподобный Ефрем Сирин в своем слове о «Славе Христова Преображения» пишет: «Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга – Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона – Петра, домоправитель, поставленный Отцом, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих».

Преображение Господне есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть это откровение всех Лиц Святой Троицы. Троичная природа Бога проявляется еще только в двух праздниках: Пятидесятнице и Богоявлении . Также Преображение Господне говорит нам о том, что в Спасителе соединены два естества - Божественное и человеческое. Во время Преображения Божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». На Фаворской горе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была явно представлена всему человечеству.

Апостолы, восприняв Божественную благодать, пережили мгновения неизреченной духовной радости и всем сердцем желали продлить это счастье. Но спустились вниз с горы, так же как и Моисей, озаренные этим светом, чтобы нести частицу Божественной благодати дальше в мир. Точно так же и мы призваны научиться с благоговением и доверием открывать свою душу навстречу изливаемой на нас Богом благодати и, воспринимая ее, преображать себя и окружающий мир. Преподобный Серафим Саровский, переживший озарение Божественным светом, любил повторять: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Рассказ составлен при использовании материалов
сайта Московского Патриархата,
сайта Храма Христа Спасителя,
книги «Православная икона. Канон и стиль»

Об иконографии Преображения Господня

,
иконописец Юрий Кузнецов
В основу иконографии Преображения Господня ложится евангельское повествование. На иконах, фресках, миниатюрах в центре изображается Спаситель, стоящий на горе, по сторонам от него - пророки, у подножия горы - павшие ниц апостолы. Этот иконографический сюжет закрепился уже к середине VI века (мозаика церкви Святой Екатерины на Синае), с течением времени добавлялись разнообразные детали, но в целом содержание иконы не менялось.

Спаситель обычно изображается в белых одеждах (согласно Евангелию) и в ореоле круглой или овальной формы. Чаще всего Моисей изображается молодым, а Илия - старцем. В руках Моисей обычно держит книгу или, в более поздних вариантах, скрижали Завета.

В русских иконостасах XVI–XVII веков икона «Преображение Господне» в нарушение хронологического повествования становится в праздничном ряду между иконами «Вход в Иерусалим» и «Распятие» как элемент страстного цикла, поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях и в богослужебных текстах праздника.

Инок Григорий (Круг) такими словами описывает икону «Преображение Господне»: «Вершина горы Фавор, на которую Спаситель возвел избранных учеников, наполнилась излиянием Божественного света, неизреченной славой Божества. И этим излиянием Божественного света наполнена вся икона праздника. Вся поверхность ее становится как бы светоприимной. Распределение изображений на иконе – облако, осеняющее Спасителя, движение лучей, знаменующих Божественные силы энергии, движение Фаворской горы и падающих стремглав апостолов, – вся основа иконы говорит о свете и определяется светом. Светом наполнены облако – слава Духа Святого, осенившая Господа, и одеяние Спасителя, белизна которого пронизана тонкой сетью золотых лучей, также знаменующих излучение Божественных сил.

Отражение света, льющегося от Господа, просветляет ризы Моисея и Илии, и ризы апостолов, падших на землю, и ступенчатые выступы Фаворской горы. Сама же гора как бы наполнена одушевленной волей приготовить место Спасителю. Очертания ее, поднимаясь, суживаются к вершине и на самом верху распадаются на три малых уступа, образуя место для Спасителя и для двух Его собеседников: для Илии, ходатая от живых, и Моисея, ходатая от мертвых. Складки их одежд так же, как поднятые вихрем одежды апостолов, наполнены таинственным светом, идущим от Спасителя. Апостолы иногда изображены падающими стремглав, иногда лишь повергшимися на землю и укрывающими лица одеждами. Божество, по определению преосвященного Иннокентия Херсонского, скрытое под завесой плоти, обнаружило Свое присутствие и блистало как молния. Молитва до того возбудила и подвигла скрытую в человечестве Иисусовом полноту Божества, что она, преисполнив душу Богочеловека светом своим, проникла сквозь тело и просияла в лице, не вмещаясь здесь, осияла и преобразила самую одежду».

От фигуры Спасителя во все стороны исходят ослепительные потоки несозданного света, эта благодатная энергия пронизывает окрестные горы, деревья, камни, людей – весь мир Божий, всякое творение, всю Вселенную и преображает его. Спасительным действием благодати Божией поддерживается и жизнь самого человека. Это единственная в мире сила, способная преобразить нас, воззвав к свету из тьмы заблуждений и ошибок, падения и отчаяния.

Значение иконы
Икона «Преображение Господне», несущая на себе Свет Фаворский и все великолепие откровения о Божественной сути Господа, которая открылась на горе Фавор, осеняет собой едва ли не все малые и большие церкви. Все Отцы Церкви, размышляя о Преображении, сходятся в главном: Преображение Его – знак человечеству о его истинном лике. Там, на той горе, лицом к лицу встретились вознесенные в Царствие Небесное ветхозаветные пророки – Моисей, Илия, осененные когда-то Божественным Светом, и апостолы, пока еще земные представители Нового Завета. Известно, что когда Моисей получал Его Заповеди на горе Синай, то и он воссиял таким же Божественным светом, на его лицо невозможно было смотреть, и, сойдя с горы, он был впредь вынужден закрывать лицо платом, а Илия был вознесен на небо огненной колесницей. Так утверждалась преемственность и единство Ветхого и Нового Заветов и истинная суть Христовой богочеловеческой личности: «… явилось облако и осенило их; и устрашились <апостолы>, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; слушайте Его» (Лк. 9; 34–35).

Святитель Ефрем Сирин пишет об этом: «Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне <…>. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих». А Иоанн Златоуст говорит, что событие Преображения было дано нам, чтобы «показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Это отблеск того Света, какой освещал лики тех, кто встречался с Ним здесь, в этом мире. Перечитайте «О цели христианской жизни – беседы Серафима Саровского с Мотовиловым», открытые среди бумаг частого собеседника преподобного старца помещика Н.А. Мотовилова Сергеем Александровичем Нилусом, российским православным писателем. В этой рукописи записано свидетельство о преображении святого преподобного Серафима, которое произошло при одной из бесед с Мотовиловым, записанной им.
«Тогда о. Серафим взял меня крепко за плечи и сказал мне:
– Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием. Что же ты не смотришь на меня?
Я отвечал:
– Не могу, батюшка, смотреть, потому из глаз ваших молнии сыплются. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли.
О. Серафим сказал:
– Не устрашайтесь, ваше Боголюбие, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было и меня таким видеть».

И вот какое подробное свидетельство о видении преображения, подобном тому, что видели апостолы на горе Фавор, оставил нам Н.А. Мотовилов: «Я взглянул <…> в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение его уст, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то руками вас держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху меня и великого старца. Возможно ли представить себе положение, в котором я находился тогда?» И в самом конце: «Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам своими собственными глазами, что готов подтвердить и присягою».

К духовному преображению зовет нас вся история человечества, записанная в Священном Писании от начала Бытия, и, по милости Божией, уже сейчас это иногда явственно с нами происходит. Как светлеют, сияют благодатью лица прихожан во время общей молитвы в храме, когда эта молитва слаженна и сердечна, и во время причащения Святых Даров, и еще некоторое время, когда мы покидаем церковь, уходя к мирским делам! Значит, все в сердцах наших, в труде духовном, в стяжании Духа Святого, к которому призывает все святоотеческое наследие. Молитва преображает нас, ведь и Иисус взошел с апостолами на гору не встретиться с пророками, а именно помолиться (Лк. 9; 28). Он до этого часто удалялся, чтобы побыть одному в молитве, но не было, видно, тогда срока, чтобы и постолы, им избранные, первыми из людей увидели его истинный, воплощенный Богочеловеческий образ.

С Божественным откровением – «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», которое пришло с Преображением Господним, срок настал. И икона, запечатлевшая память о событии, которое вдохновляло не одно поколение иконописцев, говорит нам, что мы теперь живем в Новом Завете как новое человечество , которому предстоит войти в Царствие Небесное, раз уж мы выбрали этот нелегкий, но единственно возможный для нас и верный путь.

19 августа христианский мир отмечает один из двенадцати православных главных праздников - Преображение Господне, первое явление Иисуса Христа в образе Бога-Сына, икона этого события имеется в каждом православном храме.

Икона Преображения Господня - святой образ, запечатлевший историю события, имеющий свою символику, обладающий чудодейственной силой даровать преображающие изменения по молитвам верующих.

История появления святого образа

Появление святых икон с изображением Иисуса появилось намного позже христианской символики, и намного раньше православных праздников, во время которых христиане вспоминают о важных исторических событиях в истории христианства.

Икона Преображение Господне

В первых церквях не было икон с изображениями ликов святых.

Эпоха гонений на христиан наложила отпечаток на христианское искусство, когда вместо святых образов изображали символы в виде:

  • рыбы;
  • восьмиконечной звезды;
  • ягненка;
  • Креста;
  • якоря и других.
На заметку! Христиане, которых за одно упоминание Христа или Его изображение приговаривали к страшной казне, придумали свой шифр, где крест изображали в виде якоря, Иисуса — Агнцем, а принадлежность к христианскому учению - рыбой.

Первое изображение Преображения

Первой иконой Иисуса в Образе Бога известна мозаика шестого века, выложенная в базилике Равенны Сент-Аполлинере ин Классе.

На этом образе Иисус изображен крестом, это центральная фигура мозаики, на ней апостолы представлены ягнятами. За облачными сферами виднеются фигуры Ильи и Моисея, старозаветных пророков. Нижняя часть мозаики - райский сад, среди которого св. Аполлинарий среди овечьей отары. Св. Аполлинарий - первый Равенский епископ. На смену сплаву аллегорических и натуралистических образов пришли натуральные изображения.

Икона Преображения в Переславле

Спасо-Преображенский собор является хранителем иконы Преображения Господнего, время написания которой относят к началу XV века. До недавнего времени авторство этого образа приписывали Феофану Греку, но по решению комиссии Третьяковской галере и ее отнесли к произведениям неизвестных мастеров.

Центральной фигурой этого образа является Иисус Христос в обрамлении сияющей восьмиконечной звезды, известной в православии, как Вифлеемская.

Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском

Господь стоит на вершине горы Фавор, где, согласно всем четырем Евангелиям, Иисус явился перед апостолами в блестящих белоснежных одеждах. Около него стояли пророки Моисей и Илья, над ними находятся изображения ангелов.

Петр и братья Иаков, Иоанн изображены на образе павшими в поклонах на землю. Состояние апостолов на горе Фавор приравнивается к ощущениям рая, где ученики и предлагали Спасителю оставаться там, построив палатки для Него, Моисея и Илии.

На заметку! Художник сумел передать Божественный свет, явленный Богом в преображенном Иисусе. Свет, исходящий от образа Христа, есть светлый путь, дорога христианской жизни, ведущей к Небесам.

Отблески Божественного света отображены и на павших на землю учениках Христа. По обе стороны иконы изображены апостолы со Спасителем, с одной стороны они восходят на горе, с другой - сходят, после увиденного чуда.

Интересно, что местность, где находится гора Фавор, пологая, а каждой иконе мы видим скалы, как символ веры и духовного очищения, на них растут деревья. Деревянный Крест - символ спасения человечества. Павшие на землю ученики - пример покаяния перед славой и величием Спасителя.

О чем молятся перед иконой

В праздник Преображения в каждом храме проводится торжественная Литургия, во время которой перед святым образом читаются акафист и молитвы о даровании:

  • очищения от грехов;
  • исцеления;
  • укрепления веры;
  • спасения родных и близких.

Икона Преображение Господне

Что же за событие изображено на иконе этого двунадесятого праздника? Господь взял трех Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на гору Фавор, и преобразился перед ними. «Просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», «блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить». Вот какие слова подбирают Евангелисты, чтобы приоткрыть нам тайну Преображения Нашего Спасителя.

И тоже рассказывает нам об этих событиях, только - на своем языке. Давайте попробуем его понять!

В центре - Господь. От Него исходит дивный свет. Сияют Его одежды. Они ослепительно белые и покрыты золотым блеском, - это лучи Его Божественной славы. Действительно, таким апостолы Его никогда не видели. Христос предстал перед Своими учениками Истинным БОГОМ - Сыном Божиим.

Но кроме этого, икона сообщает нам очень важную вещь. Она говорит о том, что Христос при этом ни на одно мгновение не перестал быть и ЧЕЛОВЕКОМ! То есть Господь есть и Бог, и Человек. Что же на иконе говорит об этом? Посмотрите: фигура Господа заключена в сияющую шестиконечную звезду. На самом деле это два треугольника. Вот эти-то треугольники и говорят о том, что в Господе Иисусе Христе - два естества: Божественное и человеческое. А то, что эти треугольники изображены соединенными один с другим, говорит о необыкновенной, непостижимой тайне, - тайне СОЕДИНЕНИЯ Божественного и человеческого в Спасителе.

Вокруг Христа - круг голубого сияния. Голубой цвет на иконе означает Небесное Царство. То есть, Господь не только предстал перед учениками как Бог, но еще и показал им Свое Царство.

Рядом со Христом жители этого Царства - великие пророки Илия и Моисей. Пророк Илия не испытал земной смерти - он был взят на Небо живым! А пророк Моисей получил от Господа Божественный Закон - десять заповедей. Он же написал Пятикнижие, то есть первые пять книг Ветхого Завета, - вот он держит эту книгу в руке.

Обратите внимание на то, каким образом икона показывает нам, что Моисей и Илия - действительно жители Царства Божьего. Каждый из них прикасается к этому сияющему голубому кругу. Илия - рукой, а Моисей - книгой. Вот так икона и говорит нам об их причастности к Царству Небесному.

Святые пророки со вниманием и благоговением склонились ко Христу. Они беседуют со Христом о предстоящих Ему Крестных страданиях, о той Жертве, которую Он желал принести для спасения всех людей.

Теперь посмотрим, что же происходит с учениками Христа? Они явно потрясены тем, что им открылось. Преображение Христа, свершившееся у них на глазах, Его сияющий вид поразил их. Евангелие сообщает нам, что апостолы «были в страхе», «очень испугались». И икона тоже очень красноречиво передает их состояние. Петр упал на колени, заслоняет глаза рукой от нестерпимо сияющего света. Иоанн и Иаков упали навзничь, руками они закрывают свои лица, пытаются заслониться от пронизывающего их Божественного света.

Из апостолов только Петр изображен на иконе лицом ко Христу. Это не случайно! Восхищённый всем увиденным, именно он воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть».

Но Господь знает, что еще не пришло время, остаться им в этом Царстве, что впереди Его ждут страдания и смерть. Именно для того Христос и преобразился перед учениками, чтобы в тот день, когда ученики увидят Его распинаемым, они поняли, что Он добровольно, по Своей воле пошел на эти страдания.

Вот так икона раскрывает перед нами смысл Великого праздника Преображения Господня!


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются


В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


Самые интересные примеры сложной композиции, в которой присутствуют как символы, так и исторические детали. Иконы, росписи, книжные миниатюры, лицевое шитье


Термин "Знамение Пресвятой Богородицы" употребляется в двух значениях: как определенный тип иконы Божией Матери и как русский православный праздник этой Иконы, отмечаемый 10 декабря. Что это за икона, и что за праздник рассказывает Юрий Рубан.


Двенадцатилетний Иисус в храме поражает учителей Израиля своим знанием Закона и мудрыми ответами. Отрок изображается сидящим на троне, ведь Он находится «в том, что принадлежит Отцу». Об иконе Преполовения из Пскова рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА


Равноапостольные мать и сын, утвердившие христианство, Константин и Елена – святые, которые на иконах изображаются символически. А как они выглядели на самом деле? Показываем и их прижизненные изображения с портретными чертами, и иконописные. ФОТОГАЛЕРЕЯ


В этом 2013 году Православная Церковь празднует Вознесение Господне 13 июня, к празднику мы подготовили коллекцию изображений Вознесения Господня от сирийских книжных миниатюр и византийских фресок до сицилийских мозаик и деревянной резьбы в римской базилике Санта-Сабина.


Почему на армянской миниатюре из Балтимора апостолы бурно жестикулируют и почему на ней изображен Павел, который в то время еще был врагом Церкви, рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА


Синий, белый, золото – при помощи трех цветов иконописец-виртуоз XIV в. передал божественные нетварные энергии Христа, о которых спорили его современники. О маленьком шедевре византийского искусства из рукописи защитника исихастов императора Иоанна Кантакузина рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА

"Спас Нерукотворный" Симона Ушакова: икона или портрет Христа?
29 августа Церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь плата, на которым отобразился Лик Спасителя -- Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Одна из самых удивительных икон "Нерукотворного Спаса" написана царским иконописцем Симоном Ушаковым в XVII в. -- в то время, когда иконопись в церкви начала сменяться реалистической живописью


Преображение Господне – таинственное явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя Его ближайшими учениками во время их молитвы на горе Фавор. По-гречески, это слово означает «превращение в другой вид», «изменение формы». Это одно из важнейших событий евангельской истории, о котором свидетельствуют сразу три евангелиста: Матфей, Марк и Лука

Икона «Преображение Господне» является знамением события, которое описано в Евангелии. Каково значение этой иконы и какие существуют разновидности ее написания, расскажет эта статья.

Икона «Преображение Господне»: сюжет

На этом образе изображено евангельское событие, которое произошло с Иисусом Христом и его учениками: Иоанном, Петром и Иаковом. За шесть дней до него состоялась беседа Спасителя со своими апостолами. Он рассказал им о том, что в скором времени Он будет убит, но через три дня после Своей погибели воскреснет. Заметив, что некоторые из его учеников огорчились из-за этих слов, Христос решил показать им все Свое величие и божественность. Сын Божий предложил апостолам подняться в для молитвы. Во время моления произошло чудо, а именно - Христово преображение. Лицо Спасителя сияло, как солнце, а одежда его стала белой, как свет. При этом событии произошло и явление ветхозаветных и Илии, которые молвили с Иисусом о его исходе. Впоследствии всех трех осенило светлое облако, из которого послышался Глас Божий, который возвестил, что Христос - Сын Господа. Спаситель попросил своих апостолов никому не рассказывать об этом событии до его чудесного Воскрешения.

Икона «Преображение Господне»: изображение

В настоящее время имеется много вариаций этого образа. Рассмотрим некоторые из них. Так, по сей день сохранился образ, сотворенный в XV веке, который, по некоторым данным, написал Преображение Господне он изобразил динамично и подвижно. Характерной чертой этой иконы является изображение апостолов, ослепленных Божественным сиянием, в довольно резких ракурсах. Причем на иконе изображено не только само Преображение Господне, но и события, предшествующие ему. Так, в левой части образа отображено, как Иисус Христос ведет своих учеников на гору Фавор. Преображенное тело Спасителя находится в центре иконы. Также можно отметить и символическое разделение образа на две части: верхнюю (небесную) и нижнюю (земную). На иконе справа показано завершающее событие - уход с горы Иисуса и апостолов. То есть на одном образе нашли свое место три сюжета, составляющих Преображение Господне.

Важное место в иконе играет ее цветовая гамма, которая лишь усиливает контраст между землей и Небом. Автор второго наиболее известного изображения образа «Преображение Господне» - Рублев Андрей, Его вариант отображения этого евангельского события не динамичный, как предыдущий, а статичный. Здесь имеет место лишь основное событие - непосредственно Преображение. Эта икона также была написана в XV столетии.

Икона «Преображение Господне»: значение

Переоценить значимость этого образа очень сложно и даже невозможно. Ведь икона отображает события, которые легли в основу одного из двунадесятых, самых важных христианских праздников, который отмечается ежегодно 19 августа. Сами изображения, созданные Феофаном Греком и Андреем Рублевым, в настоящее время являются ценными реликвиями не только христиан, но и всего