Цитаты по философии.

Философия (с греческого любомудрие, видение истины) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества, и человеческого мышления. Предмет философии - вышеуказанные законы. Функции философии - мировоззренческая, гносеологическая (теоретика познания), методологическая (философия предлагает свои методы теоретико-познавательной и практической деятельности человека), идеологическая, интегративная.

Понятие мировоззрения и исторического развития.

Мировоззрение - это взгляд на мир и положение человека в этом мире, оценка и характеристика взаимоотношений человека и мира. Мировоззрение формировалось веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития Мировоззрения нужно выделять различные этапы, т.е. характеризовать Мировоззрение как историческое. Исторические типы Мировоззрения: (Мифологическое, Религиозное, Научное, Философское). Мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Эмоциональная сторона представлена мироощущением (эмоции), интеллектуальная - миропониманием (знание). В мировоззрении выделяют два уровня: повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности, второе возникает тогда, когда человек подходит к миру с позиций разума и логики. Философия – это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, выявление различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение: 1. Его системность 2. Теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. В центре внимания стоит человек с его отношением к миру и отношение мира к этому человеку.

Философия ориентирована на раскрытие следующих основных проблем:

1.Отношение мира и человека 2.место человека в этом мире 3. Его предназначение.

Отношение человека и мира пронизывает всю философию начиная с вопроса о том, что есть наше знание? Задана ли истина вещами или она есть продукт произвола субъекта? Что есть ценность? Отсюда следует, что вопрос о соотношении материи и сознания есть по сути основной вопрос философии. Ни одно учение не может его обойти. Он определяет водораздел между направлениями философии.

Основной вопрос имеет 2 свои стороны.

1. Что первично: сознание или материя 2. Познаваем ли мир.

С точки зрения раскрытия 2-й стороны философы делятся на признающих познаваемость мира и агностиков.

Вопрос 2. Основной вопрос философии и его две стороны. Материализм и идеализм.

Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны.

1. Что первично, сознание или материя?

2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм б) идеализм в) дуализм.

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)

Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма)

1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит.) Суть: Первична материя.

Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. (Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)

2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же как печень выделяет желчь» Метафизические материалисты конца 18 века (Дидро, Маметри, Гельвецкий)

3. Диалектический материализм (Маркс и Энгельс)

Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности Идеализма:

1. Объективный - не зависящий от человеческого сознания.

Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея.

2. Субъективный идеализм (Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих ощущений.

Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея.

2. Субъективный идеализм (Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих ощущений.

7. Проблема метода философии: диалектика и метофизика

Метод- совокупность принципов, приемов, средств, способов теоретико-познавательной и практической деятельности.

Эти правила и приемы в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей изучаемых объектов. Поэтому методы познания не столь же разнообразны как сама действительность. Перед философами всегда стояла проблема выбора метода. Она состоит в том, что для изучения действительности, вскрытия законов должен быть выбран наиболее правильный метод, позволяющий наиболее всесторонне изучать объективную реальность.

В качестве примера можно привести проблему выбора диалектического и метафизического метода в философии.

Методы подразделяются на 3 группы:

1. Частные(отдельные науки и области практической деятельности. Это методы физики, химии и т.д.)

2. Общие(применяемые во всей науке например дедукция и индукция) 3.Всеобщие (философские методы: диалектика и метафизика, софистика и эклектика).

Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях.

Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию.

Принципы диалектики:

1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений - развитие.(изменение не только количественное, но и качественное.

2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения- внутренние противоречия.

Принципы метафизики:

1. Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклич. Циклически происходящие изменения не изменяют качество.

2. Вещи, явления, предметы, существуют автономно, если между ними есть связь, то эта связь - внешняя.

3. Движение, изменение происходит под воздействием извне, поэтому главный источник движения - внешний. Метафизики признают только внешние силы.(метафизика представляет собой ограниченную диалектику.)

8. Функции философии в обществе: мировоззренческая познавательная…

Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции -мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная.

В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется функция методологическая. критическую функц-я философии - преодоление устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего. Существенное место в занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. Роль ф исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Ф проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической ф прежде всего как проблемы общественного бытия. Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

Функции философии.

Познавательная – новые взаимосвязи м/у движ., временем, пространством, новые знания о законах с общ.

Мировоззренческая – взгляд на мир в целом, положение чел в этом мире.

Воспитательная – этика, эстетика

Коммуникативная Объединительная - объедин. науки воедино

Методологическая - законы Д общие или всеобщие, а науки единичны

Идеологическая - взгляд на чел общество с точки зрения господств. класса или соц. группы.

9 . Античная философия. Проблема первоосновы бытия

Социально-экономические изменения, происходившие в 7-6 веках до н.э., вели к разрушению сложившихся форм связимежду людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Одним из ответов на это требование была философия, которая, с одной стороны, выступала как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой, пыталась найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

Основные черты античной философии

1. Космоцентризм: В центре внимания философов античности находился космос, особенно в ранний период. Философов интересовал вопрос о сущности природы, космоса,мира в целом. Поэтому досократиков называли физиками ("физис" - природа). Этот интерес был обусловлен характером древнегреческой мифологии, которая была "религией" природы, её обожествлением. Важнейшая проблема древнефеческой мифологии - проблема происхождения мира. Если мифология отвечала на вопрос "кто родил космос, то философия - "из чего он произошёл?

2. С момента возникновения, философия мыслилась, как наука о причинах и началах всего сущего, т.е.античной философии присущ объективизм и антологизм.

Объективизм: что собой представляет и как существует внешний мир - сам по себе, независимо от мышления, воли и желания человека;

Антологизм. Антология - учение о бытии, т.е. о том, что действительно существует, т.е. неизменно во всех своих изменчивых формах и что только значится существующим;

3. Стихийная диалектика мышления. Космос - главный объект, единое целое. Его начало (Гераклит - огонь, Даллес - вода. Демокрит - атом, Платон - идея), неизменно и самотождественно, но приобретает различные формы, испытывая всевозможные превращения.

10. Учение о бытии Парменида

Понятие «бытие» введено греч. Философом Парменидом. Он утверждал, что истинное бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Все заполнено бытием, поэтому пустоты (небытия) нет, а раз так, то и движения нет. Это истинное бытие является первоосновой мира, благодаря ему существует мир чувственного бытия, в котором живет человек. Человек познает мир в котором живет, опираясь на чувственный опыт. Истинный же мир бытия познается только мыслью о умопостигаемом. Таким образам парменид разделил мир на 2 составляющих: 1. мир божественных, вечных сущностей; 2. Низший мир конечных смертных вещей.

11. Атомистическое учение Демокрита

Гераклит;

Демокрит;

Пифагор;

Аристотель;

Греция;

К.Маркс;

Демокрит;

Платон;

Г.Гегель;

Д.Беркли.

Платон;

Аристотель;

Г.Гегель;

К.Маркс.

Предметность;

Рефлексивность;

Целостность;

Конкретность;

Критичность.

Картину мира;

Верования;

Идеалы;

Оценку жизни;

Политические идеи.

Что я могу знать;

Что я должен делать;

Что такое природа;

Что такое человек;

На что я смею надеяться.

Все ответы верны.

? Материализм - это:

Все ответы верны

Материалисты;

Объективные идеалисты;

Субъективные идеалисты;

Пантеистиы;

Все названные.

Это учение о ценностях;

Это нормативная дисциплина;

Все названное.

Все указанное.

Философии;

Религии;

Искусству.

Природных процессов;

Социальных проблем;

Экономических проблем;

Общечеловеческих проблем.

Мировоззрение;

Гипотеза;

Умозаключение;

Проблема.

процессах;

Все указанное.

Умеющие спорить;

Умеющие слушать;

Стремящиеся к знанию;

Все указанное.

Наглядность;

Системность;

Все указанные признаки.

Одно мировоззрение;

Разные типы мировоззрений;

Мифология;

Религия;

Искусство;

Мир в целом;

Мир как целое;

Отдельные стороны бытия;

Общество и его проблемы;

Сказаний;

Преданий;

Вымыслов;

Анализа;

Доказательства.

Абстрактное мышление;

Использование логики;

Проведение экспериментов;

Все указанное.

Философией;

Физикой;

Метафизикой;

Логикой;

Онтологией.

Все указанное.

Все указанное.

Что такое свобода?

В чем смысл жизни?

Владеющий истиной;

Умеющий спорить;

Все указанное.

Природе;

Социуме;

Искусстве;

Мысли и искусстве.

! истина;

Природа;

Человек;

Начало всего сущего.

Символов;

Образов;

Разума;

Все указанное.

Постижением Бога;

Экспериментом;

Со всем указанным.

Прагматическая;

Методологическая;

Гносеологическая;

Мировоззренческая;

Прогностическая

Умение вести беседу;

Сомнение;

Краткость;

Доказательность;

Логичность.

Точности;

Конкретности;

Универсальности;

Непротиворечивости;

Предметности.

Мудрецу;

Духовному наставнику;

Всем указанным.

Гравитация;

Молекула;

Элементарная частица;

Субстанция;

Причина.

Античную эпоху;

В Средневековье;

Эпоху Возрождения;

Новое Время;

Эпоху Просвещения.

Материализм – это:

Принцип философского исследования;

Учение о материальности мира;

Философское направление, утверждающее первичность материи;

Все указанное.

Все указанное.

Вольтер;

Платон;

Гегель.

Мифологическое;

Религиозное;

Философское;

Научное;

Психологическое.

III. Античная философия.

? По мнению киников:

Подлинное благо человека – его внутренняя свобода;

! «природа» и «культура» находятся в гармонии;

Государство приводит человека к истинному счастью;

Только природа определяет минимум благ, необходимых человеку для жизни.

? Формулы, характеризующие античную философию:

Из ничего не может возникнуть нечто;

Подобное стремится к подобному и познается подобным;

Время – подвижный образ вечности;

Все указанные.

Укажите философские школы эпохи эллинизма:

Стоицизм;

Рационализм;

Кинизм;

Неоплатонизм;

Пифагорейство.

Назовите древнегреческих философов - атомистов:

Протагор;

Демокрит;

Эпикур.

Какие причины бытия вещей выделяет Аристотель?

Целевая причина;

Какие учения предшествующей философии, повлиявшие на идеализм Платона, называет Аристотель?

Учение Сократа об общих понятиях;

Учение стоиков о бессмертии и переселении души;

Диалектика Гераклита;

Атомистическое учение Демокрита и Левкиппа о первоначале.

Какими свойствами бытия Платон наделяет идеи?

Вечность;

Телесность;

Делимость;

Неподвижность.

? Положения характерные для софистов:

Можно убеждать всех во всем;

Отрицание объективной истины;

Для развития мира характерны определенные закономерности;

Существуют истины не опровергаемые никем;

Слово – главное средство убеждения.

? По мнению Сократа:

Добродетель состоит в знании добра и действии соответственно этому знанию;

Самопознание является источником истинного знания;

Нравственно оправданно то, что полезно;

Диалектика – это передача знания от одного человека к другому.

? К сократическим школам относятся:

Киники;

Пифагорейцы;

Киренаики;

Эпикурейцы;

? С кого из античных мыслителей, по мнению Гегеля, началась философия в собственном смысле этого слова:

! Фалеса;

Гераклита;

Демокрита;

Пифагора;

Парменида.

? Главный вопрос древнегреческой философии:

О границах познания;

О сущности человека;

О строении природы;

О структуре общества;

О первоначале мира.

? Кто из древнегреческих философов был автором знаменитых апорий:

Пифагор;

? Подлинное бытие согласно философии софистов и Сократа:

Человек;

Общество;

Общество и космос.

? Основой всего по Гераклиту является:

Огонь и воздух.

? «Я знаю, что я ничего не знаю, а они и этого не знают» - высказывание:

Демокрита;

Парменида;

Сократа;

Платона;

Аристотеля.

? Античная философия – это:

Философия древних китайцев;

Философия древних индийцев;

Древнегреческая мысль;

Философия древних греков и римлян;

Все указанное.

Он указал на первоначало бытия как нечто беспредельное, безграничное («апейрон»), находящееся в вечном движении:

Протагор;

Анаксимандр;

Аристотель.

? «В мире нет ничего, кроме атомов и пустоты» – считал:

Гераклит;

Демокрит;

Аристотель;

Доказать можно все, что угодно – девиз:

Стоиков;

Софистов;

Эпикурейцев;

Киников;

Эллатов.

? Кто из философов принадлежал к школе софистов:

Гераклит;

Горгий;

Протагор.

? В основе практической философии киренаиков лежал принцип:

Общественной пользы;

Индивидуальной пользы;

Удовольствия;

Целесообразности;

Все указанное.

? Понятие логос в античной философии означает:

Все указанное.

? Философские школы (направления) эпохи эллинизма:

Гедонизм;

Стоицизм;

Скептицизм;

Все указанные.

? Кто из античных мыслителей видел сущность вещей в числах:

Пифагор;

Аристотель;

? Мыслитель, который видел сущность вещей в их бытии :

Парменид;

Гераклит;

? Кто из мыслителей впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

Гераклит;

Парменид;

Сократ;

Аристотель.

? Кто из античных философов сущность вещей видел в их форме:

Аристотель;

Демокрит.

? Главную задачу философии стоики видели:

В познании окружающего мира;

В размышлениях о природных явлениях;

В исцелении нравственных недугов;

В доказательстве превосходства разума над чувствами;

Все указанное.

? Отсутствие страдания – это и есть удовольствие: основной тезис учения:

Гераклита;

Сократа;

Эпикура;

Аристотеля.

? Для Сократа, Платона и Аристотеля идеал человека заключен в образе:

Мученика;

Святого;

Мудреца.

Философ, который основал свою школу в роще Ликея (откуда произошло – лицей), где учеников обучали на ходу, во время прогулок:

Протагор;

Аристотель;

Он критикует Платона за то, что приписывал идеям самостоятельное существование:

Аристотель;

Демокрит;

Пифагор.

Согласно Аристотелю активным началом жизнедеятельности является:

Энергия;

Материя;

! вещество;

! + форма;

Все указанное.

? «Человек – политическое животное» - это высказывание принадлежит:

Платону;

Сократу;

Аристотелю;

Демокриту;

Платону и Аристотелю.

? В период эллинизма интерес философии сосредоточен на:

Космосе;

Жизни социального целого;

Жизни отдельного человека;

Проблемазх познания

На всех указанных.

Согласно Эпикуру благо и зло в жизни человека проистекает из его способности:

Логически мыслить;

Управлять своими ощущениями;

Выполнять установления общества;

Управлять другими людьми;

Все указанное.

? «Основная цель жизни мудреца – выработать абсолютную невозмутимость духа» – так считали:

Киренаики;

Пифагорейцы;

Софисты;

Стоики;

Эпикурейцы.

Первой философской школой др.Греции считается:

Милетская;

Элейская;

Пифагорейская;

Аристотелевская;

Платоновская.

Аристотель, в отличие от Платона, создал систему знаний о:

Государстве;

Природе;

Все указанное.

Согласно Аристотелю, человек является «политийным животным», поскольку:

Человек реализует свой потенциал в политической борьбе;

Люди могут добиться блага только сообща;

Политика определяет ход истории;

Политика – цель деятельности человека;

Все названные.

I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем

? Термин философия впервые употребил:

Гераклит;

Демокрит;

Пифагор;

Аристотель;

Как соотносятся философия и мировоззрение:

Философия – часть мировоззрения;

Философия теоретическое ядро мировоззрения;

Мировоззрение – часть философии;

Философия – рационально-теоретическая основа мировоззрения;

Философия не имеет отношения к мировоззрению.

В каких регионах мира зародилась философия?

Греция;

Назовите представителей философского идеализма:

К.Маркс;

Демокрит;

Платон;

Г.Гегель;

Д.Беркли.

Кто считал, что философия начинается с удивления?

Платон;

Аристотель;

Г.Гегель;

К.Маркс.

? Основные черты философского мышления:

Предметность;

Рефлексивность;

Целостность;

Конкретность;

Критичность.

? Структура любого мировоззрения, по В.Дильтею, включает в себя:

Картину мира;

Верования;

Идеалы;

Оценку жизни;

Политические идеи.

? И.Кант очертил сферу философии следующими вопросами (укажите лишний):

Что я могу знать;

Что я должен делать;

Что такое природа;

Что такое человек;

На что я смею надеяться.

? Что объединяет мифологический и религиозный типы мировоззрения?

Чувственно-образная форма освоения действительности;

Абстрактно-понятийная форма освоения действительности;

Теоретическое и практическое овладение окружающей реальностью;

Аналитический способ познания мира;

Все ответы верны.

? Материализм - это:

Принцип философского исследования;

Учение о материальности мира;

Философское направление, утверждающее первичность материи;

Провозглашение приоритета чувственных удовольствий;

Все ответы верны

? Мир – это комплекс ощущений, считают:

Материалисты;

Объективные идеалисты;

Субъективные идеалисты;

Пантеистиы;

Все названные.

? Какую роль выполняет в философских учениях «аксиология»?

Это учение о ценностях;

Это теория о мотивации поведения;

Это учение об общезначимых ценностях;

Это нормативная дисциплина;

Все названное.

? Отличие менталитета от мировоззрения заключается в том, что менталитет:

Формируется на бессознательном уровне;

Существует исключительно в сфере рационального;

Является синонимом только ценностных ориентаций;

Связан только с убеждениями;

Все указанное.

? Мифология исторически ближе всего к:

Философии;

Религии;

Искусству.

?Философия преимущественно направлена на осмысление:

Мировоззренческих вопросов;

Природных процессов;

Социальных проблем;

Экономических проблем;

Общечеловеческих проблем.

? Совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношения человека к миру – это:

Мировоззрение;

Гипотеза;

Умозаключение;

Проблема.

Возникновение философии означало:

Появление отвлеченного знания, уход от мирских проблем, отказ от активной деятельности;

Появление в обществе нового социального класса;

Дальнейшая эволюция мифологии и религии, их синтез на основе знаний о природных

процессах;

Переход людей к самостоятельному размышлению о мире, о человеческой судьбе, стремлении найти истину;

Все указанное.

Философы, согласно Пифагору, это люди:

Умеющие спорить;

Умеющие слушать;

Стремящиеся к знанию;

Стремящиеся к знанию и правильному образу жизни;

Все указанное.

? Философскому мировоззрению присуща:

Наглядность;

Эмпирическая обоснованность;

Системность;

Все указанные признаки.

? В каждом обществе существует:

Столько мировоззрений, сколько и людей;

Одно мировоззрение;

Разные типы мировоззрений;

Сколько народов, столько и мировоззрений;

Сколько конфессий (религий), столько и мировоззрений.

?Формами предфилософского мировоззрения являются:

Мифология;

Религия;

Искусство;

? Философия изучает (наиболее подходящий вариант):

Мир в целом;

Мир как целое;

Отдельные стороны бытия;

Общество и его проблемы;

Политические процессы в обществе.

? В мифах люди пытались дать ответы на волнующие вопросы в форме:

Сказаний;

Преданий;

Вымыслов;

Анализа;

Доказательства.

? Что сближает философию и науку:

Абстрактное мышление;

Использование логики;

Проведение экспериментов;

Внедрение результатов в производство;

Все указанное.

? По Аристотелю учение о первопричинах, общих началах бытия называется:

Философией;

Физикой;

Метафизикой;

Логикой;

Онтологией.

Какое из суждений акцентирует внимание на ценностном аспекте философского мировоззрения:

Философия – это способ теоретического освоения реальности, направленный на постижение сути бытия;

Философия – форма духовно-практического освоения действительности, выражение человеческого отношения к миру;

Философия – это система отвлеченных знаний о мире, не имеющих отношения к повседневной жизни человека;

Философия – это любовь к мудрости;

Все указанное.

Философия отличается от религии:

Как отрасль культуры, в которой преобладает разум, логика, но в ней имеет место и вера;

Как область духовной деятельности, в которой вера имеет большее значение, чем разум, хотя разум и привлекается для обоснования веры;

Как форма культуры, в которой само знание является предметом веры и основано на авторитете традиции;

Как область знания, имеющая исторический характер;

Все указанное.

? Какие из вопросов являются философскими?

Каковы пути предотвращения ядерной войны?

Как решить продовольственную проблему?

Что такое свобода?

Когда на земле появились люди?

В чем смысл жизни?

? Философ – это человек (наиболее подходящий вариант):

Владеющий истиной;

Умеющий спорить;

Способный проводить эксперимент;

Стремящийся к поиску истины;

Все указанное.

? Согласно Гегелю, философия – это эпоха схваченная в:

Природе;

Социуме;

Искусстве;

Мысли и искусстве.

? По сути своей философия начинается с вопроса: что есть:

! истина;

Природа;

Человек;

Начало всего сущего.

Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы с помощью:

Символов;

Образов;

Разума;

Все указанное.

? Философия, согласно Гиппократу, такое занятие, которое имеет дело с:

Постижением Бога;

Фундаментальной теоретической мыслью;

Чувственным восприятием действительности;

Экспериментом;

Со всем указанным.

К функциям, выполняемым философией не относится:

Прагматическая;

Методологическая;

Гносеологическая;

Мировоззренческая;

Прогностическая

Укажите правильный ответ. Философия – это:

Такая же наука как и история, политология, социология;

Умение вести беседу;

Это форма мировоззрения, опирающаяся на науку и разум;

Это религия, где: место Бога занимает абстрактное понятие;

! «наука наук», которая включает в себя все остальные науки.

? Характерной чертой философского размышления является:

Сомнение;

Краткость;

Доказательность;

Логичность.

? Отличительная черта философских методов в их:

Точности;

Конкретности;

Универсальности;

Непротиворечивости;

Предметности.

Согласно Гиппократу врач-философ подобен:

Мудрецу;

Духовному наставнику;

Всем указанным.

Какие из перечисленных понятий относятся к философским категориям:

Гравитация;

Молекула;

Элементарная частица;

Субстанция;

Причина.

Представление о философии как о «госпоже», «царице» наук сложилось в:

Античную эпоху;

В Средневековье;

Эпоху Возрождения;

Новое Время;

Эпоху Просвещения.

Материализм – это:

Принцип философского исследования;

Учение о материальности мира;

Провозглашение приоритета, чувственных удовольствий;

Философское направление, утверждающее первичность материи;

Все указанное.

Какое из положений соответствует идеализму:

Сознание есть продукт материи;

Сознание неразрывно связано с материей;

Сознание может существовать до и независимо от материи;

Сознание не всегда адекватно отражает материю;

Все указанное.

Представителями объективного идеализма являются:

Вольтер;

Платон;

Гегель.

Один из исторических типов мировоззрения (указать не подходящий вариант):

Мифологическое;

Религиозное;

Философское;

Научное;

Психологическое.

Традиционно под вопросом оновным вопросом философии поноимается проблема соотношения проблемы материи и сознания,бытия и духа. Основной вопрос философии имеет две стороны:

  1. Что является определяющим:материя или дух, сознание или бытия.
  2. Позноваем ли мир или не позноваем.

Платон разделил философов на тех, для которых существовал метериальный мир и на тех, для котрых существует мир идей.

Для Платона мир идей,духа был определяющий,поэтому он не любил Демокрита и по приданию сжигал его рукописи.

Основные вопросы философии у разных философов:

  • Экзистенциалисты: человек,человеческая династия.
  • Неопозитивисты: проблема метода познания и языка метода познания.

Альберт Камю: «Основной вопрос – проблема самоубийства. Прежде чем философствовать следует определить – имеет ли жизнь смысл».

Не существуют единобразного взгляда на основные вопросы философии.

Под основным вопросом философии представляется противопостояние материализма(материя,бытие), и идеализма(дух,сознание).

Что является определяющим -материя или дух?

Материализм – направление философии утверждающее, что первоосновой (субстанцией мира) является объективное материальное первоначало.

Материя-обыденная реальность,существующая вне и независемо от нашего знания.

Исторические форма материализма:

  1. Античный материализм. Представители: ЛевКипп,Демокрит,Эпикур,Лукреций Кар.
  2. Материализм эпохи Возраждение. Представители: Джорджано Бруно, Кампаннело, Телезио.
  3. Материализм Нового Времени. Представители: Френсис Бэкон,Томас Гоббс,Джон Локк,Дидро,Гольбах. Материализм нового времени:
    1. Антропологический (Феербах 19 век)
    2. Механический (законы классической механики)
    3. Метафизический
  4. Современный материализм.
  5. Вульгарный материализм. Представители:Бюхнер, Фогд, Мальшог. «Мозг выделяет мысль подобно тому,как печень выделяет желчь»
  6. Диалектический материализм. Представители: Маркс,Энгельс,Плеханов, Лебедев.

Человек-совокупность общественных отношений. Внешняя среда определяет формирование общественного и индивидуального сознания.

Подчеркивали влияние бытия на формирование сознание человека.

Идеализм – направление философии, утверждающее, что мир есть порождение идеального духовного первоначала.

Сознание,дух-порождает мир.

Субъективный утверждает, что сознание человека, его ощущения порождают мир.

«Мир –есть комплекс моих ощущений» (Д.Беркли)

«Существовать для мира-значит быть воспринимаемым» (Д.Беркли)

Мы познаем мир с помощью наших ощущений. Мир-есть комплекс ощущений. Но есть опасность солепсизма. Солепсизм – утверждение,что реально существует один единственный познающий субъект. Представители: Джоржд Беркли,Девид Юм, Кант,Фихте.

Объективный –утверждает, что есть порождение объективного,безличного,духовного первоначала. В качестве первоначала они берут Бога. Мировая душа,воля к власти.(Ницше)

Представители: Шопенгауэр,Гегель,Платон, Шеллинг

Материализм и идеализм является двумя творческими продуктивными и равноправными направлениями в развитии философии.

В наше время более востребован идеализм.

Блез Паскаль:

Человек всего лишь тростник, и притом слабый от природы. Но этот тростник мыслит. Мыслью разума должны мы возвышать себя, а не завоеванием пространства, которое мы не в состоянии заполнить. Будем же хорошо мыслить. Вот начало нравственности".

Другой вопрос философии: Познаваем ли мир или не позноваем.

Агностизим-направления в теории познания, отрицающее возможность достоверного мира.

Представители:Юм,Кант

В структуре рассудка и чувств есть априорные, доопытные формы, которые определяют структуру воспринимаемого объекта, поэтому мы всегда познаем явление, но никогда не в состоянии познать сущность явления. (Кант)

Скептицизм – разновидность агностицизма. Возник в античности.

Философия - полифункциональное знание

Основные функции:

1. мировоззренческая

2. гносеологическая

3. методологическая

Мировоззренческая функция проявляется в том, что философия предлагает одну из картин мира. В ряду мировоззренческих вопросов центральной проблемой является отношение человека к миру. Эта проблема конкретизируется как отношение мышления к бытию.

В зависимости от характера философского учения отношения мышления к бытию может иметь другие выражения. Это может быть отношение сознания к материи, отношение духа к природе, отношение психического к физическому, отношение идеального к материальному. Это все формулировки основного вопроса к философии.

В зависимости от решения основного вопроса философии все философы делятся на две больших группы: материалистов и идеалистов.

Материалисты признают первичность материи, которая существует вне человеческого сознания и не зависит от него. Материя в своем развитие порождает все материальное многообразие мира и идеального духовного мира. Материя первична, сознание вторично.

Идеалисты первичным началом считают дух, сознание, идеальное, а материю считают продуктом, порождением сознания.

Объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм: Идеальное начало имеет объективный характер. С сознанием человеческим не связано, находится вне него.

Идеи существуют сами по себе (по Платону)

Субъективный идеализм: первичным является нечто идеальное. Таким первичным идеальным признают сознание человека. Мир есть комплекс моих ощущений.

Суть мировоззренческой функции состоит в том чтобы дать общую картину мира, объяснить мир как целое, обозначить место человека в мире и отношение его к этому миру.

Философия, решая мировоззренческую функцию, удовлетворяет потребность человека в воззрениях и убеждениях высшего порядка, которые связаны с решением вопросов об истинности существующего, о смысле различных явлений этого мира, которые определяют верховную норму деятельности людей и которые дают внутреннее содержание (наполнение) жизни людей. Когда такие потребности не удовлетворяются внутренний мир человека ощущает пустоту, а внешний теряет свою красоту. (с) Соловьев.

Гносеологическая функция

Связана с познавательным отношением человека к миру. Главным гносеологическим вопросом является в состоянии ли наше мышление познать действительный мир и можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составить верное отражение действительности.

Деление философов на две группы:

Одни философы отрицают возможность достоверного познания мира и познания сущности явлений - агностики.

Другие философы уверены в познавательных возможностях человека. Они считают что человека может раскрывать сущность вещей и представлять достаточно верную картину мира. Человек может добывать истинные знания. Называются Гносеологические оптимисты (гностицизм).

Философия стремится объяснить в своих учениях рациональным путем то, что не поддается проверке опытным путем, то что не поддается описанию или бесспорному опровержению т.е. философия дает рациональное объяснение тех вещей которые не может исследовать наука.

Философия предлагает свои теории и гипотезы, различные концептуальные подходы к объяснению различных нераскрытых или мало изученных явлений тем самым философия в определенной мере восполняет неудовлетворенный интерес к их познанию. Оставляет меньше простора для фантазии, ненаучных подходов.

В рамках гносеологической функции философия осмысляет саму познавательную деятельность. Фундаментальные гносеологические проблемы: что такое познание? Каков механизм познания? Какие формы существуют у познания? Этапы и уровни познания? Проблема истинности познания.

Методологическая функция

Метод - способ осуществления какой либо отдельной операции, способ познавательной или практической деятельности. (отвечают на вопрос «как?»)

Методика - совокупность методов проведения какой либо деятельности.

Методология - знания о методах и методиках.

Виды методов: 1. частнонаучные; 2. общенаучные; 3. всеобщие (философские)

Философия разрабатывает всеобщие универсальные методы, которые используются в сферах научной и практической деятельности людей.

Философское осмысление мира ставит перед проблемой восприятия мира. Находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается и переходит из одного состояния в другое.

Этот вопрос поделил философов на две группы: 1. неподвижные; 2. текучие.

С развитием неподвижные породили направление метафизика, которая дает статичную картину мира. Текучие со временем стали называться диалектикой - давали динамическую картину мира.

Индукция и дедукция - методы которые разрабатывались и появились в рамках философии. Метод индукции отстаивали сторонники эмпирического познания; дедукцию - сторонники рационализма.

Философия выполняет методологическую функцию и тем что она дает общее представление о фундаментальных признаках различных явлений мира.

Другие функции философии:

4. Интегрирующая функция - объединяет различные области знания, различные области духовной культуры для решения сквозных общих проблем

Пример: Аномия - слом старой системы ценности и отсутствие новой системы ценностей. Философы начинают в общество обсуждения, привлекая общественное сознание.

5. Аксеологическая функции. философия - знание в котором есть место для оценок явлений мира. Философия разрабатывает и отстаивает различные системы ценностей, разрабатывает различные идеалы.

6. Критическая функция. Все подвергается сомнению. Одни философские взгляды критикует систему ценностей других взглядов.

7. Прогностическая функция. Философия говорит о возможных вариантах развития исходя из данного положения дел.

8. Гумманистичкая функция

9. Культурологическая функция