Виды революций. Что такое революция

Революция всегда - комплекс нескольких потоков, которые также иногда называют революциями. На разных этапах революционного процесса доминирует то один, то другой поток. Так, в 1917г. можно было говорить о крестьянской революции, национальной революции, "пролетарской" революции. В 1988-1993 гг. в СССР и на постсоветском пространстве развернулись события, которые по основным признакам соответствуют революции. Советская революция 1988-1993 гг. складывалась из нескольких потоков:

Ранне-постиндустриальная или ранне-информальная революция решала задачи гуманитарно-технологического обновления, отхода от индустриального централизма в пользу отношений самоуправления, согласования, от пирамидальной общественной структуры в сторону горизонтальных связей. Общие задачи этой революции были поставлены реформаторским руководством страны, но оно не имело представления о том, каким образом эти задачи могут быть успешно решены. Кризис реформ привел к росту низового движения, формировавшего гражданское общество и сеть горизонтальных социальных связей. Инициаторы этого движения неформалы обеспечили начало массового уличного оппозиционного движения, ненасильственный путь революционной борьбы. Идеологией этой революции был демократический социализм Горбачева и неформалов. В ходе этой революции была сформулирована задача прорыва к информационному обществу. В 1988-1989 гг. этот поток преобладал.

Демократическая революция возрождала традицию советской демократии и отчасти самоуправления, и в то же время обеспечивала частичную смену элит. Правящая номенклатура в ходе этой революции раскалывалась, часть номенклатуры и статусной интеллигенции ("либеральные коммунисты") меняла идеи на все более либеральные. Целью этой революции была демократия (понимаемая абстрактно как народовластие) и социально-ориентированные рыночные отношения ("конвергенция"). Движущей силой демократической революции была интеллигенция, но с 1989-1990 гг. в нее включилось и рабочее движение, и часть номенклатуры. По своему характеру эта революция может считаться буржуазно-демократической в том смысле, что капиталистическая перспектива ее еще не была безусловной - в этом потоке боролись и социалистические (посткапиталистические, постиндустриальные) тенденции, и либеральные (потенциально капиталистические) тенденции.

Национальные революции - столкновение этнической и общесоветской идентичности. Они начинались с возрождения национальной культуры и перерастали в стремление национальных движений к самостоятельной государственности с последующей вестернизацией. Остановить национальную революцию силой в условиях Перестройки было нельзя. Это потребовало бы массовых репрессий как против самих движений, так и против солидарных с ними демократов. Это был бы крах всей внешней и внутренней политики Перестройки. Ослабить сепаратизм республиканских элит можно было только путем пересмотра республиканских границ на основе волеизъявления населения, поддержки антинационалистических движений. Союзный центр не решился на это, обеспечив успех националистическим революциям в Прибалтике и Закавказье. Ослабив СССР, эти революции сами по себе несли угрозу сокращения территории, но не полного распада Советского Союза.

Революция менеджеров - захват собственности управленцами и борьба номенклатуры за контроль над собственностью. По мере раздела государственной собственности этот поток в 1990-1991 гг. трансформировался. Самостоятельное участие буржуазии в событиях становится заметным только в середине 1990г. С этого времени можно говорить о самостоятельном буржуазно-номенклатурном потоке революции. Этот процесс вел к смене вектора всей революции. Задачи обновления социалистической системы и начала перехода к постиндустриальному обществу теперь стали неактуальными для номенклатурной буржуазии. Идею "демократического социализма" следовало заместить идеей вестернизации - копирования "оправдавшей себя" капиталистической системы Запада. На практике это означало переход не в сферу западного процветания, а в Третий мир с частичной деиндустриализацией (без перспектив постиндустриализации). Успех этого потока был равносилен поражению той Перестройки, которая шла до 1990г., и объективно противоречил интересам большинства социальных слоев СССР. Но такой исход создавал возможность для компромисса части оппозиционной элиты с частью номенклатуры на почве раздела государственной собственности. Это был сильный блок, способный противостоять движению «низов» и манипулировать массовыми настроениями. Ведь в революционные эпохи исход борьбы определяют не только интересы, но также идеи. Соотношение революционных потоков зависело не столько от соотношения социальных сил, сколько от результатов идеологической «гражданской войны». Дело в том, что в каждом потоке принимали участие представители практически всех социальных слоев. Общество стало подвижным, и вчерашние рабочие и аппаратчики могли заняться бизнесом, а обладающие высоким статусом специалисты - впасть в нищету. Поэтому многие участники общественного движения отстаивали не интересы своих социальных слоев, а свое представление о лучшем будущем. Идеи стали определять направление политических и экономических процессов.

  • § 2. Общество как структурированное целое. Варианты и инварианты. Детерминанты и доминанты
  • § 1. Производство как основной признак человека
  • § 2. Труд и производство
  • § 3. Общественное производство как единство собственно производства, распределения, обмена и потребления
  • § 4. Собственность и социально-экономические (производственные) отношения
  • § 5. Тип социально-экономических отношений, общественно-экономический уклад, способ производства, базис и надстройка, общественно-экономическая формация и параформация
  • § 6. Социально-экономический строй общества, общественно-экономические уклады и подуклады, одноукладные и многоукладные общества
  • § 7. Структура общественно-экономического уклада
  • § 8. Производительные силы общества
  • § 1. Основные способы производства и последовательность их смены в истории человеческого общества
  • § 2. Первобытно-коммунистический и первобытно-престижный способы производства
  • § 3. Серверный (рабовладельческий) способ производства
  • § 4. Крестьянско-общинный и феодальный способы производства
  • § 5. Капиталистический (буржуазный) способ производства
  • § 6. Частная собственность и общественные классы
  • § 7. Древнеполитарный (азиатский) способ производства
  • § 8. Неосновные способы производства
  • § 1. Два основных понимания всемирной истории: унитарно-стадиальное и плюрально-циклическое
  • § 2. Возникновение и развитие унитарно-стадиальных концепций всемирной истории
  • § 3. Возникновение и развитие плюрально-циклических концепций истории
  • § 4. Современные западные унитарно-стадиальные концепции
  • § 5. Еще одно понимание истории: "антиисторицизм" (исторический агностицизм) ,
  • § 6. Линейно-стадиальная интерпретация унитарно-стадиального подхода к истории и ее несостоятельность
  • § 7. Глобально-стадиальный вариант унитарно-стадиального понимания истории
  • § 1. Вводные замечания
  • § 2. Межсоциорное взаимодействие и его роль в развитии человеческого общества: понятийный аппарат
  • § 3. Главные стадии развития человечества и эпохи всемирной истории
  • § 1. Социальное пространство
  • § 2. Социальное пространство современного мира
  • § 3. Социальное время
  • § 4. Время и историческая эпоха
  • § 1. Традиционные представления о браке в европейском общественном мнении и европейской науке
  • § 2. Социальная организация отношений между полами в доклассовом обществе
  • § 3. Проблема группового брака
  • § 4. Промискуитет и половые производственные табу в эпоху становления человеческого общества (праобщества)
  • § 5. Возникновение дуально-родового брака
  • § 6. Возникновение брака между индивидами. Протоэгалитарный брак и протоэгалитарная семья
  • § 7. Становление классового общества и неизбежность изменений в социальной организации отношений между полами
  • § 8. Родья как ячейка частной собственности. Бессемейный вариант развития
  • § 9. Возникновение патриархического брака и патриархической семьи
  • § 10. Возникновение неоэгалитарного брака
  • § 1. Этносы и этнические процессы
  • § 2. Первобытность: генетико-культурные общности и демосоциорные конгломераты
  • § 3. Нация, этносы и социально-исторический организм
  • § 4. Расы и расизм
  • § 1. Понятия "народ", "нация", "масса", "толпа"
  • § 2. Социальные классы
  • § 3. Великие личности в истории
  • § 4. Харизматический лидер. Культ личности
  • § 1. Человек как проблема
  • § 2. Человек как личность
  • § 3. Свобода и ответственность личности
  • § 1. Сущностные черты общественного прогресса
  • § 2. Проблема выбора путей общественного развития
  • § 3. Современные интерпретации общественного прогресса
  • § 1. Эволюционный путь
  • § 2. Революционный путь
  • § 3. Причины социальной революции
  • § 4. Типы и формы социальных революций
  • § 1. Общая характеристика глобализации
  • § 2. Противоречивый характер глобализации
  • § 1. Понятие политики
  • § 2. Сущность политической власти
  • § 3. Формы осуществления и организации политической власти
  • § 4. Субъекты власти
  • § 5. Государство и политическая организация общества
  • § 1. Слово - понятие - теория
  • § 2. Западная культурология: интенции и реальность
  • § 3. Советское теоретическое сознание:
  • § 4. Постсоветские культурологические блуждания. Камо грядеши?
  • § 5. Сущность культуры
  • § 6. Строение культуры
  • § 7. Высшая ступень в структуре культуры
  • § 8. Динамика социального идеала
  • § 9. Итоговые замечания
  • § 1. К истории вопроса
  • § 2. Гражданское общество - продукт буржуазного способа производства
  • § 1. Что такое дух, духовность?
  • § 2. Категория духа в истории общественной мысли
  • § 3. Светское понимание духовности
  • § 4. Противоречия в развитии сферы духовного производства
  • § 5. Проблема духовного потребления и духовных потребностей
  • § 6. Образование и духовность
  • § 7. Особенности духовного кризиса на Западе
  • § 8. Духовная ситуация в России
  • § 4. Типы и формы социальных революций

    Достаточно спорным в современной социальной философии является и вопрос о типах и формах социальных революций, и связано это прежде всего с применением как объективных, так и субъективных критериев в этом вопросе. С нашей точки зрения, для типологии революций необходимо определить особенности противоречий, порождающих данную социальную революцию, особенности характера и типа социальных революций в различных странах, специфику созревания объективных условий и объективного фактора, особенности развития социальной революции как процесса, внешних условий, влияющих на данную революцию.

    Необходимо также иметь в виду основные (самостоятельные) исторические типы социальных революций и переходные (несамостоятельные) формы социальных революций, которые существуют в пределах одного и того же типа революции, с одной стороны, и для которых характерно сочетание и переплетение различных типов революционных процессов, с другой. Такие революции могут представлять этап, ступень или стадию в процессе перехода от одного исторического типа революции к другому. Их проявление обусловливается как объективными, так и субъективными причинами. Одной из главных объективных предпосылок возникновения подобного феномена является несовпадение основного противоречия, вызвавшего данную революцию, и ее движущих сил. Другая причина - сложность самого революционного процесса, поскольку для него характерна неоднотипность входящих в него революционных движений.

    В то же время необходимо различение характера и типа социальных революций. Характер революции (демократическая, антифеодальная, антимонархическая, антиимпериалистическая, антимонополистическая и т.д.) можно установить до ее начала, а тип революции выясняется после ее победы.

    При марксистском подходе тип социальной революции определяется теми экономическими и социальными противоречиями, которые вызывают переход от одной общественно-экономической формации к другой, более прогрессивной. То есть тип революции детерминируется именно объективным характером совершающегося переворота, точнее, целью революции. Основным противоречием определяются и соответствующий классовый антагонизм, и направленность революционных и контрреволюционных сил, и характер той формации, которая вырастает из старого общества и утверждению которой способствуют революционные силы. Из основного антагонистического противоречия прежней социально-экономической структуры следует также и необходимость устранения власти реакционного класса и завоевания власти революционным классом, потому что основным вопросом социальной революции является переход государственной власти из рук одного в руки другого класса.

    В марксистской концепции социальной революции количество типов социальных революций определяется соответственно количеством общественно-экономических формаций. А так как среди самих марксистов нет единства по поводу данного количества (оно колеблется от четырех до шести), то и количество исторических типов неодинаково. Одни обществоведы считают, что можно выделить четыре типа социальных революций. Другие сводят их к двум - буржуазной революции и пролетарской революции.

    По нашему мнению, переход от первобытного общества к классово-антагонистическому является социальной революцией. Этот переход представляет собой естественноисторический процесс, который совершился стихийно и независимо от воли людей, являясь тем не менее определенным результатом столкновения и взаимопереплетения противоречивых общественных сил. Здесь налицо коренные изменения в экономической, политической социальной и духовной областях общественной жизни.

    Учитывая многообразие форм смены общественно-экономических формаций, подчеркнем, что необходимо различать три основных исторических типа социальных революций: 1) социальные революции, в результате которых в конечном счете произошел переход к феодализму, 2) антифеодальные, или буржуазные социальные революции и 3) социалистические революции.

    В теории социальной революции важное значение придается не только основным историческим типам социальных революций, но, как уже отмечалось, переходным формам социальных револю-

    ций. При этом следует различать, во-первых, переход к социальной революции вообще, во-вторых, переходные формы революции, в-третьих, переходные этапы, ступени социальной революции. Следовательно, несмотря на всю сложность перехода, определенность переходной форме революции придает направленность перехода: от чего к чему происходит переход, какие социальные силы детерминируют развитие революции, а если их несколько, то какая из них является определяющей, преобладающей, доминирующей?

    С позиции общефилософского подхода очевидно, что переходное состояние означает движение переходного явления от одного качественного состояния к другому. Следовательно, переходное состояние - это такое состояние, в котором взаимодействуют элементы нескольких качеств. В переходных формах старое и новое как бы проникают и взаимодействуют друг с другом, и доминирующая тенденция этого переплетения станет очевидной не сразу, а в конце переходного процесса. Социально-философский анализ показывает, что при переходе не только взаимодействуют, взаимосочетаются разнородные революционные процессы, но также и то, что движущие силы более высокого типа социальной революции являются более сплоченными и активными, потому что они борются за коренные интересы подавляющей части социального организма, а устанавливаемый ими тип общественных отношений является более прогрессивным в аспекте общественно-исторического развития.

    Небезынтересным представляется подход представителей западной "социологии революции", у которых преобладает именно социологический аспект в определении типологии революции. При этом они, как видно, не стремятся к разграничению основных (самостоятельных) исторических типов революций и переходных (несамостоятельных) форм социальных революций, что присуще представителям марксистской платформы. Так, Ф.Грос выделяет четыре типа революции: 1) революция снизу, 2) революция сверху, 3) комбинированный (из первого и второго) переворот, 4) дворцовый переворот. Дж. Питти, наоборот, считает, что существуют пять основных типов революции: 1) великая национальная революция (т.е. революция снизу), 2) государственный переворот (т.е. революция сверху), 3) дворцовый переворот, 4) восстание (как бунт) и 5) революция политической системы. Р. Тонтер и М. Мидлерский дают, например, четыре критерия классификации революций: 1) степень участия масс, 2) продолжительность революционного процесса, 3) уровень насилия, 4) цели восставших. А отсюда четыре типа революций: 1) революция масс, 2) революционный переворот, 3) переворот-реформа, 4) дворцовая революция. Наконец, М. Риджеи выделяет 1) гражданскую революцию (борьба внутри страны), 2) национальную революцию (освобождение от иностранного за-

    силья), 3) преждевременную революцию (незрелую), то есть массовое движение против внутреннего или внешнего врага, потерпевшее неудачу в попытке поразить его (незрелыми революциями могут быть и гражданская революция, и национальная революция). Слабость вышеуказанных позиций, с нашей точки зрения, заключается в отсутствии научно-теоретических и прежде всего объективных критериев типологизации, классификации, в общем-то присущих социологическому подходу.

    Новая ситуация в современном мире выдвигает и новые подходы. Так, немецкий автор К. Зееман по-своему воспроизводит диалектику марксистской теории революции. По его мнению, в обозримом будущем в высокоразвитых странах капитализма отсутствует перспектива социалистической революции, и поэтому не приходится рассчитывать на решение ею экологических проблем, ставших частью проблем глобальных. Следовательно, в настоящих условиях "борьба за экологическую революцию должна получить приоритет перед борьбой за социалистическую революцию... Классовый принцип ни в коей мере этому не противоречит" .

    14 Seeman К. Okologische Wende: reformistisch oder revolutionSr? // Marksistische Blatter. Frankfiirta. M.,1989. S.62.

    Кардинальные изменения в реальной действительности наших дней и в общественном и индивидуальном сознании требуют, несомненно, нового осмысления проблемы общественного переустройства по пути прогресса. Это осмысление, прежде всего, связано с выяснением соотношения эволюции и революции, реформы и революции.

    Как уже указывалось, обычно эволюция понимается в целом как количественные изменения, а революция - как качественные изменения. При этом реформа также отождествляется с количественными изменениями и соответственно противопоставляется революции.

    Методологическую разработку этой проблемы, по нашему мнению, наиболее полно дал М.А. Селезнев. Он подчеркивал, в частности, что эволюция - это непрерывный ряд следующих друг за другом качественных изменений, в результате которых меняется природа некоренных, несущественных для данного качества сторон. В своей совокупности эти постепенные изменения подготавливают скачок как коренное, качественное изменение. Революция - это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы. Реформа - это часть эволюции, ее разовый момент, акт.

    По нашему мнению, реформа - это особая форма революционного процесса, если понимать революцию как разрешение противоречия прежде всего между производительными силами (содержание)

    и производственными отношениями (форма). В реформе можно видеть как разрушительный, так и созидательный процесс. Разрушительный характер реформ проявляется в том, что с точки зрения революционных сил уступки в виде реформ, проводимых правящим классом, "подтачивают" позиции последнего. А это, как известно, может подтолкнуть правящий класс к насильственным действиям, чтобы сохранить свое господство в неизменном виде (а революционные силы - к ответным действиям). В результате этого подготовка качественных изменений в социальном организме консервируется, а то и прерывается.

    Созидательный характер реформ проявляется в том, что они подготавливают новые качественные изменения, способствуют мирному переходу к новому качественному состоянию общества, мирной форме протекания революционного процесса - революции. Недооценивая значение реформ в прогрессивном преобразовании общества, мы приуменьшаем роль формы в развитии содержания, что само по себе не диалектично. Следовательно, революция и реформа являются необходимыми компонентами конкретно-исторического этапа развития человеческого общества, образуя противоречивое единство. Но реформы как таковые все же не меняют фундамент старого общественного строя.

    Не вызывает сомнения, что в революционных процессах современной истории непреложно возрастает значение созидательных целей в ущерб разрушительным. Реформы превращаются из подчиненного и вспомогательного момента революции в своеобразную форму ее выражения. Тем самым возникают возможности взаимопроникновения и, очевидно, взаимоперехода, взаимовлияния реформы и революции.

    Из вышеизложенного следует, что революционным отныне необходимо считать не то, что выходит за рамки реформы, а то, что позволяет расширить эти рамки до уровня и требований задач кардинального преобразования существующих общественных отношений. Суть - не в противопоставлении "движения" и "конечной цели", а в такой их увязке, чтобы в ходе и результате "движения" могла реализоваться "конечная цель". "Революционный реформизм" отбрасывает, как несостоятельную, альтернативу: революция или реформа. Если мы не верим в эволюционные возможности отечественной цивилизации и опять склонны только к революциям и переворотам, то о реформах не может быть и речи.

    Таким образом, исходя из анализа всемирной истории и основных исторических типов социальных революций в целом, можно утверждать, что социальные революции являются необходимыми и закономерными, ибо, в конечном счете, они знаменовали движение человечества по пути прогрессивного общественно-историчес-

    кого развития. Но революционный процесс (равно как и эволюционный процесс) - это не единовременный акт. В ходе этого процесса происходит уточнение и углубление задач, первоначально поставленных субъектами революции, принципиальное утверждение, материализация идей. Революции, говоря словами Маркса, "постоянно критикуют себя... возвращаются к тому, что кажется уже выполненным, чтобы еще раз начать это сызнова, с беспощадной основательностью высмеивают половинчатость, слабые стороны и негодность своих первых попыток" .

    15 Маркс К, Энгельс Ф. Соч Т. 8. С. 123.

    ЛЕКЦИЯ XVI

    ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

    Инструкция

    Революции делятся на природные, общественные, экономические, политические, социальные, научные. Революция может произойти в любой сфере. При кризисе в общественной, политической или экономической сферах возникает революционная ситуация.

    В политологии революции подразделяются на социальные и политические. При социальной революции происходит смена социально-экономического строя. При политической революции происходит смена политического режима.

    Самый главный признак революции - глубокое, глобальное изменение существующего строя, полная государственного строя и отношения общества к государству. Сроки этих изменений варьируются от нескольких месяцев до 1-2 лет. Революционное движение происходит благодаря массовому движению угнетенных классов

    Революция может произойти ненасильственным способом. Это происходит в том случае, если революционная партия в состоянии добиться целей мирным путем.

    Еще одним признаком революции является то, что происходит она под руководством революционного движения. Если революционная партия находится в оппозиции к власти, то это революция «снизу». Если революционная партия является частью государственного института – парламентом или правительством, это революция «сверху».

    Причинами политической революции являются невозможность государственного института эффективно управлять обществом и отсутствие у общества возможности влиять на правящий режим с помощью легальных методов. Причинами экономической революции могут послужить сложившиеся экономические отношения, которые не развивают экономику страны и приводят к кризису. К причинам социальной революции относят неравномерное, несправедливое распределение доходов между классами общества.

    Социальные и политические революционные ситуации выражаются в экономическом и политическом кризисе общественного слоя. Политическая , которая предшествует революции, характеризуется массовым революционным настроением угнетенных классов.

    Политическую революционную ситуацию отличают следующие признаки:
    1. Невозможность правящего класса сохранить свое господство в прежнем виде.
    2. Нужда и бедность угнетенных классов.
    3. Повышение политической активности в обществе.

    Революционная ситуация со временем только усугубляется. Чем выше ее стадия, тем больше угнетенные классы готовы осуществить кардинальные изменения в государственном строе. Но не всякая революционная ситуация приводит к революции. Если революционно настроенные массы не готовы к организованным действиям, то революционная ситуация постепенно спадает.

    Видео по теме

    Под микроинфарктом сердца подразумевается развитие мелкоочагового инфаркта миокарда. Однако, несмотря на поражение небольшой зоны опасность появления смертельных нарушений ритма достаточно велика. Поэтому, для предотвращения возникновения серьезных последствий в обязательном порядке следует знать основные признаки данного заболевания.

    Признаком типичного микроинфаркта считается наличие жгучих интенсивных болезненных ощущений, располагающихся за грудиной, а также непосредственно в левой половине живота. Данные боли могут отдавать в межлопаточную область, плечо, нижнюю челюсть и шею. Кроме того, присутствует чувство страха, повышение температуры тела, общее недомогание, потливость, что свидетельствует о возникновении в сердечной мышце зоны некроза.

    Атипичный инфаркт миокарда характеризуется появлением следующих приступов: головокружение, одышка, потеря сознания. При поражении участков миокарда, находящихся ближе к диафрагме, вероятно проявление коварного заболевания в виде тошноты, общей слабости, рвоты и болезненных ощущений в верхней части живота.

    Помимо этого, по признакам способен маскироваться под отравление, провоцировать развитие боли в области желудка. В большинстве случаев после перенесения приступов не наблюдается явного ухудшения состояния здоровья. Это связано с тем, что организм зачастую может самостоятельно устранить тромб в коронарной артерии.

    Какие существуют причины возникновения микроинфаркта

    Как правило, развитию микроинфаркта способствуют следующие факторы: нервно-психические перегрузки, ожирение, гиперхолестеринемия, повышение артериального давления, сахарный диабет, выраженный атеросклероз, курение, физическое переутомление, а также ряд сердечных заболеваний.

    Лечебная терапия микроинфаркта

    В случае возникновения микроинфаркта лечение обязательно осуществляется в стационаре под ежедневным наблюдением медперсонала. Дело в том, что всегда присутствует угроза жизни вследствие расширения зоны инфаркта. Поэтому пациентам назначается постельный режим; инфузионная терапия с целью коррекции электролитных патологий; медикаментозное лечение коронаролитиками, способные расширить сосуды сердца. Кроме того, применяются обезболивающие препараты, лекарственные средства, растворяющие тромб, а также медикаменты, способствующие улучшению текучести крови. Следует отметить, что при необходимости лечение осложнений микроинфаркта проводится путем оперативного вмешательства.

    Первая помощь в случае усугубления микроинфаркта

    В первую очередь, нужно незамедлительно вызвать скорую помощь, а затем обеспечить больного условиями, облегчающими сердечную деятельность: полный эмоциональный и физический покой, придание устойчивого положения тела пострадавшему, создание притока свежего воздуха, дать рассосать капсулу нитроглицерина и выпить таблетку аспирина.

    Политический процесс - это совокупность последовательных событий деятельности субъектов политики, которые складываются под влиянием внутренних и внешних факторов. Их спецификой является направленность на завоевание, использование и удержание власти.

    Революция как разновидность политического процесса

    Можно выделить следующие типы политических процессов: это революция, реформа и контрреволюция. Иногда также отдельно выделяют вооруженный переворот.

    Революция - это коренное преобразование общественного порядка. В результате создается новая политическая система. Революция всегда возникает на определенной социальной базе и является следствием глубоких противоречий в обществе или социального расслоения. При этом действующая политическая элита не приемлет перемен и не предпринимает никаких шагов для улучшения жизни народа.

    Еще одним признаком революции является то, что они не осуществляются сверху, действующими политическими элитами. Инициатива исходит от народа. В результате революции правящие классы и элиты утрачивают свое властное положение.

    Революция отличается от вооруженного переворота тем, что она сопровождается сменой общественного строя. Например, монархии на республику. Вооруженный переворот обычно осуществляется в интересах политических элит. Согласно такому подходу так называемые революции в Украине, Грузии не являлись революциями по сути, а были лишь вооруженным переворотом.

    Революция сопровождается сменой общественного строя. Например, смена монархии на республику. Переворот не предполагает смены общественного строя. То есть, если "революции" в Украине (2004), Грузии, еще где-то - это по терминологии политические перевороты.
    А вот революция февральская 1917 года в Российской империи - это революция, потому что страна перешла от монархии к республике. Революции предполагают новый качественный скачок в развитии общества.

    Часто революции сопровождаются серьезными издержками для общества. В частности, экономическими кризисами и человеческими жертвами, внутренней борьбой между оппозиционерами. Поэтому часто возникающее в результате революционных преобразований общество существенно отличается от первоначальной идеальной модели. Это порождает группы людей, которые стремятся к свержению правящей элиты и восстановлению прежних порядков. Обратный процесс называется контрреволюцией. При ее успехе происходит реставрация прежних порядков. Отличием революции является то, что они не приводят к воссозданию положения, существовавшего до предыдущей революции.

    Реформы - это постепенное преобразование социально-политического уклада. Их успех зависит от своевременности их проведения, наличия общественной поддержки и достижения общественного согласия относительно их содержания. Реформы могут быть радикальными и эволюционными. Их существенное отличие от революционных преобразований - последовательность и поэтапность действий. Отличием реформы от революции является также то, что она не затрагивает базовых основ общества.

    Виды революций

    Революция - коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности. Первоначально термин употреблялся в . Иногда термин революция ошибочно употребляют по отношению к явлениям, которые не имеют признаков революции. Например, «Великая культурная революция» в Китае 1966-1976 гг., которая по сути являлась кампанией по ликвидации политических оппонентов. Тогда как период «Перестройки», который привел к революционной трансформации общественного строя, называют реформами.

    Революции политические и социальные. Социальные приводят к изменениям социального строя, тогда как политические меняют один политический режим на другой.

    Марксизм выделяет буржуазные и социалистические революции. Первые предполагают замену феодализма капитализмом. К их примерам относят Великую французскую революцию, Английскую революцию 17 века, Войну за независимость американских колоний. Если результатом буржуазной революции становятся изменения исключительно в экономической сфере, а в политической так и не удается искоренить феодализм, это становится источников возникновения буржуазно-демократических революций. Например, революция 1905 года, революция в Китае 1924-27 годов, революции 1848 и 1871 годов во Франции.

    Социалистическая революция имеет целью переход от капитализма к социализму. Ряд исследователей относят к таковым Октябрьскую революцию 1919 года, революции в Восточной Европе 1940-х годов, Кубинскую революцию. Но даже среди марксистов есть те, которые отрицают их социалистический характер.

    Отдельным классом выступают национально-освободительные революции, при которых страны освобождаются от колониальной зависимости. Например, Египетская революция 1952 года, Иракская революция 1958 года, войны за независимость в Латинской Америке в 19 веке.

    В новейшей истории появился такой тип преобразований как «Бархатные революции». Их результатом в 1989-1991 годах стала ликвидация советского политического режима в Восточной Европе и Монголии. С одной стороны, они полностью удовлетворяют критериям революции, т.к. привели к изменению политического строя. Однако они часто осуществлялись под руководством действующих элит, которые только усилили свои позиции.

    Видео по теме


    Общественное развитие может носит реформистский или революционный характер.

    Общественное развитие

    Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни:

    Экономические реформы - преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);

    Социальные реформы - преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);

    Политические реформы - изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

    Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

    В современных условиях два пути общественного развития - реформа и революция - противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией (от англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

    В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

    Модернизация (от фр. moderniser - современный) - это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным . Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

    Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

    1) дописьменные и письменные ;

    2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов); 3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

    4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

    Основные характеристики «цветных революций»


    Цветные революции - совокупность характерных для начала XXI века технологий по силовой смене политической власти в том или ином государстве путём организации массовых уличных протестов части его населения. Классическими цветными революциями считаются организованные оппозицией массовые беспорядки на постсоветском пространстве: «Оранжевая революция» на Украине (2004 год), «Революция роз» в Грузии (2003 год), «Тюльпановая революция» в Киргизии (2005 год).

    По мнению экспертов, цветные революции становятся успешны только в тех странах, где слабая политическая власть сочетается со свободой слова, оппозиция располагает значим ой поддержкой снизу, как правило, в каком-либо регионе страны, а также где на момент революции активно проявляют себя оппозиционные организации молодёжи. Главным отличительным признаком цветных революций и их сторонники, и противники признают наличие единого сценария развития событий . А именно: все цветные революции на постсоветском пространстве происходят после выборов. Проигравшая сторона объявляет результаты выборов фальсифицированными. Революционные действия выражаются в массовых митингах, забастовках и демонстрациях против результатов выборов. Оппозиция возглавляется силами и лидерами, ранее уже входившими в состав властных структур, но отстранёнными от власти. В качестве комментатора и активного участника событий действует внешний арбитр. Власть захватывается силовым путём, тем не менее подчёркивается бескровный характер захвата. Последствия цветной революции сводятся к смене геополитической ориентации страны-жертвы в пользу той внешней силы, которая её финансировала.

    Особенности ЦР:

    1. ЦР - это процесс безыдейный.

    2. Ни в одной из стран, где апробировались технологии ЦР, революционной ситуации не было. Достаточно посмотреть уровень жизни в этих странах, а также на катастрофические социально-экономические и политические последствия революционных "завоеваний", чтобы сделать вывод об инспирированности произошедших изменений.

    3. "Цветные революции" не ставят важнейшую для классических революций цель - изменения политического строя и форм собственности, то есть всей социальной системы. Они "заточены" лишь под смену политических режимов. С этим связана третья особенность ЦР

    4. Особую роль в "цветных революциях" играют собственно цвет и символы, так как именно знаковые системы, в отличие от содержательной вербальной коммуникации, воздействуют на глубокие сферы психи ки (предсознание и подсознание). Политтехнологи прекрасно понимают их значение, а потому выбор "красной розы" или "красного тюльпана" в качестве символа революции вовсе не оказывается случайным.

    С. А. Белковский обозначил десять характерных черт «цветных революций», а именно:

    1. внешнее давление;

    2. делегитимизация правящего режима;

    3. паралич вертикальной социальной мобильности;

    4. противоречия внутри властной элиты;

    5. отсутствие проекта будущего;

    6. оппозиционная сила;

    7. неспособность власти применить силу;

    8. регионально-этнические противоречия;

    9. личная уния бюрократов и политиков в правящем классе.

    Сценарии «цветных революций»

    В последние годы на территории постсоветского пространства действительно произошло несколько революций, получивших название "цветных", и был совершен ряд попыток госпереворотов, не увенчавшихся успехов. Рассмотрим сценарии этих цветных революций:

    2003 год - "революция роз" в Грузии

    22‑23 ноября 2003 года в Грузии произошла так называемая "революция роз". К обострению внутриполитического кризиса страну подтолкнули парламентские выборы, прошедшие в Грузии 2 ноября 2003 года.

    3 ноября телекомпания "Рустави 2" обнародовала данные экзит‑полов, согласно которым лидировал оппозиционный блок Михаила Саакашвили "Национальное движение". ЦИК после подсчета 50% бюллетеней объявил, что лидирует пропрезидентский блок "За новую Грузию". Оппозиция потребовала полной отмены результатов выборов, которые, по ее мнению, были фальсифицированы властями. Сразу после голосования в стране вспыхнули массовые акции протеста с требованием пересмотра парламентских выборов и отставки Эдуарда Шеварднадзе с поста президента. Ежедневно митинги у здания парламента в Тбилиси собирали более тысячи человек. Протесты оппозиции достигли своего пика 22 ноября, в первый день заседания нового грузинского парламента, легитимность которого была поставлена под сомнение. В тот же день во время выступления Шеварднадзе перед членами нового парламента в зал заседаний ворвались оппозиционеры во главе с Саакашвили и вынудили президента покинуть зал. Оппозиция провозгласила начало так называемой "бархатной" или "розовой революции".

    На фоне всех этих действий в Тбилиси прибывали войска и подразделения милиции. Под усиленную охрану были взяты все важные административные здания.

    23 ноября прибывший в Тбилиси глава МИД РФ Игорь Иванов провел встречи с лидерами оппозиции и Эдуардом Шеварднадзе. Вечером 23 ноября президент Грузии Эдуард Шеварднадзе в присутствии лидеров оппозиции подписал указ о собственной отставке.

    24 ноября Верховный суд Грузии аннулировал официальные итоги ЦИК от 20 ноября 2003 года о результатах парламентских выборов 2 ноября 2003 года по партийным спискам. 25 ноября на внеочередном заседании парламента Грузии было принято решение о проведении досрочных президентских выборов 4 января. 4 января 2004 года в Грузии прошли президентские выборы, по итогам которых президентом был избран Михаил Саакашвили, набравший более 96% голосов избирателей.

    2004 год -"оранжевая революция" на Украине

    После состоявшегося 23 ноября 2004 года на Украине второго тура голосования на президентских выборах, в результате которого по официальным данным выиграл Виктор Янукович, сторонники Виктора Ющенко заявили о фальсификации результатов, что привело к политическому кризису и массовым акциям гражданского неповиновения, получившим название "оранжевая революция". Основной ареной народного недовольства стала площадь Независимости в Киеве (Майдан Незалежности), где собрались на демонстрацию, по разным оценкам, от 100 до 200 тысяч человек со всей страны. На площади Независимости были установлены палатки и трибуны для проведения выступлений оппозиции. Митинги и пикеты проходили также перед зданиями администрации президента, Верховной Рады ‑ украинского парламента, правительства и др. Протестующим удалось вынудить власти Украины дождаться решения Верховного суда и на его основании провести повторный тур голосования на президентских выборах.

    В результате Верховный суд Украины аннулировал результаты 2 тура выборов и постановил провести его повторно. В ходе повторного голосования, проведенного 26 декабря 2004 года, победил Виктор Ющенко. Попытка сторонников Виктора Януковича опротестовать результаты повторных выборов окончилась ничем, и Виктор Ющенко был официально признан президентом Украины.

    2005 год - "тюльпановая революция" в Киргизии

    После прошедших 27 февраля и 13 марта 2005 года в Киргизии парламентских выборов, на которых большинство (около 90%) получили проправительственные и нейтральные депутаты, представители оппозиции начали массовые акции по отмене итогов выборов. Акции переросли в события, получившие название "тюльпановой революции". Оппозиция требовала проведения повторных парламентских и президентских выборов. 24 марта в Бишкеке многотысячная толпа сторонников оппозиции взяла штурмом здание правительства Киргизии. Во время штурма большинство представителей власти успели покинуть Дом правительства до того, как он перешел в руки оппозиции. Среди покинувших административное здание был и президент Киргизии Аскар Акаев.

    Оппозицией был сформирован новый парламент. 5 апреля 2005 года Акаев ушел в отставку, написав заявление о добровольном сложении полномочий президента Киргизии. Обе палаты вновь созданного парламента назначили лидера оппозиционного Народного движения Кыргызстана (НДК) Курманбека Бакиева исполняющим обязанности президента и премьер‑министра. 10 июля 2005 года он был избран президентом Киргизии (набрал чуть менее 90% голосов избирателей).

    2006 год - попытка "васильковой революции" в Белоруссии

    После президентских выборов в Белоруссии 19 марта 2006 года, победу на которых одержал действующий президент Александр Лукашенко, в стране прошли массовые митинги оппозиции. Сторонники оппозиции, несколько суток жившие в палаточном лагере, призывали отменить результаты выборов. В ночь на 24 марта несанкционированный митинг был разогнан правоохранительными органами. По данным генеральной прокуратуры Белоруссии, всего было задержано более 500 человек.

    Движение по свержению Лукашенко, которое планировалось еще в 2005 году, получило название "васильковая революция".

    Процесс «оранжевой революции»

    Можно довольно четко выделить несколько этапов развития цветного переворота:

    ■ Первый этап. Преднамеренное усугубление общественно-политической обстановки.

    Длительность этого этапа может быть довольно продолжительной, особенно при сильных позициях правящей элиты внутри государства. Однако фактически данный этап инициируется заинтересованными внешними и внутренними силами за несколько месяцев до критически опасных для внутриполитической стабильности правящих режимов моментов, в первую очередь парламентских или президентских выборов.

    Этот этап характеризуется постепенным усилением внешнего давления и активизацией деятельности оппозиции (в плане объединения). Основными методами воздействия здесь выступают политические механизмы манипулирования, главным образом в контекст е комплексной дискредитации власти и внутригосударственной ситуации с целью создания напряженной политико-социальной обстановки и негативного образа правящей элиты.

    ■ Второй этап. Нагнетание внутренней ситуации до порогового предела.

    Активизация давления деструктивных сил на власть и общество начинает проявляться при интенсификации видимой диффузии власти и ее социальной поддержки (в силу тех или иных обстоятельств) при приближении парламентских либо президентских выборов.

    В качестве главного метода воздействия, используемого на данном этапе, следует рассматривать перенос акцента на психологическое манипулирование общественным сознанием с применением широкого комплекса политических технологий. Основной информацией-посылом, которая должна стать общепризнанной, выступает тезис о неспособности власти эффективно функционировать. Ключевым моментом «концентрированного» нагнетания внутриполитической ситуации до порогового предела следует считать электоральный процесс.

    ■ Третий этап. Непосредственный «революционный» всплеск.

    Данный этап представляет собой переломный момент, который, как показали события в Грузии, Украине и Кыргызстане, наступает непосредственно после подведения итогов голосования. Пользуясь сформированными социальнополитическими предпосылками и внешним давлением, оппозиция приступает к непосредственной хаотизации и стихийности обстановки, в первую очередь через манипуляцию массами6.

    Главная цель «контрэлиты» - дискредитация власти; оппозиция подтверждает это в первую очередь, и как правило, многочисленными фактами фальсификаций на прошедших выборах, активно преподносимыми как очередной обман со стороны власти.

    В целом на данном этапе деятельность оппозиции чрезвычайно активизируется, что сопровождается следующими основными действиями:

    Опротестование результатов выборов: основываясь на данных «независимых» и международных организаций, оппозиция заявляет о фальсификациях;

    Постоянное политическое давление и психологический прессинг;

    Оппозиция в короткие сроки привлекает значительные человеческие ресурсы;

    Оппозиция организует митинги, проходящие под лозунгами, содержащими требования пересмотра итогов голосования;

    Блокируются государственные учреждения и стратегические объекты;

    Оппозиционные СМИ оказывают информационную поддержку