Виды наблюдения. Виды и формы статистического наблюдения

    Смотрите также:
  • Контрольная работа - Эксперимент как эмпирический метод познания в психологии. Типы экспериментов (Лабораторная работа)
  • Курсовая проект - Исследование влияния стиля руководства управляющего на уровень тревожности сотрудников (Курсовая)
  • Шпаргалка - Ответы к экзамену по экспериментальной психологии (Шпаргалка)
  • Курсовой проект - Технология производства сгущенного молока с сахаром (Курсовая)
  • Курсовая работа - Идентификация линейных динамических систем в классе линейных дифференциальных уравнений (Курсовая)
  • Шпора - Тест. Интервью. Анкетирование. Эксперимент. Документ (Шпаргалка)
  • Курсовой проект - Проектирование классификаторов технико-экономической информации (Курсовая)
  • Курсовой проект - Минимизация функций нескольких переменных. Метод спуска (Курсовая)
  • Диплом - Гендерные различия в психологии моды (Дипломная работа)
  • Наблюдение и эксперимент как основные методы психологического исследования (Документ)
  • Курсовой проект - Сварка трением с перемешиванием (Курсовая)
  • Курсовой проект - Инсоляция помещения (чертежи) (Курсовая)

n1.doc

2.1 Наблюдение и эксперимент.

Есть ли существенное различие между этими двумя методами исследования? Уже в XIII веке Роджер Бэкон отличал пассивное, обычное наблюдение от активного, научного наблюдения. При всяком наблюдении, как и во всяком эксперименте, исследователь конста-тирует какой-то факт. Последний всегда является в какой-то степе-ни ответом на вопрос. Мы находим лишь то, что ищем. Эта пропис-ная истина, однако, многими забывается. В консультациях и лабо-раториях ломятся шкафы от протоколов наблюдений, ни на что не пригодных ни в настоящем, ни в будущем только потому, что они были собраны без ясно поставленных вопросов. Исходя из этого, понятно, что различие между наблюдением и экспериментом зависит от природы вопроса. В наблюдении вопрос остается, так сказать, открытым. Исследователь не знает ответа или имеет о нем весьма смутное представление. Напротив, в эксперименте вопрос становится гипотезой, то есть предполагает существование какой-то зависимости между фактами, и эксперимент ставит своей целью проверить ее.

Но существуют также так называемые «эксперименты для раз-ведки», когда экспериментатор не имеет ответа па свой вопрос и ставит перед собой цель наблюдать действия испытуемого в ответ на ситуации, созданные экспериментатором. В этом случае отли-чия, которые можно установить между наблюдением и эксперимен-том, являются лишь различием в степени между двумя этими про-цедурами. В наблюдении ситуации определяются менее строго, чем в эксперименте, но, с этой точки зре-ния, существуют разные переходные ступени между естественным наблюдением и спровоцированным наблюдением.

Третье отличие, также в степени, между наблюдением и экс-периментом зависит не от контроля ситуаций, а от точности, с ко-торой можно регистрировать действия испытуемого. Наблюдение часто вынуждено довольствоваться менее строгой процедурой, чем эксперимент, и наши методологические соображения о наблю-дении будут посвящены главным образом тому, как обеспечить точность наблюдения, не прибегая к стандартизованным ситуаци-ям эксперимента, где число предвиденных ответов ограничено.

Однако совершенно очевидно, что все, что говорится о наблю-дении, применимо и к эксперименту, особенно если он характе-ризуется какой-то степенью сложности.

Основные требования к научному наблю­дению - требования, обеспечивающие однозначность замысла, объектив­ность, т.е. возможность контроля путем ли­бо повторения наблюдения, либо применения иных, более адекватных методов исследова­ния, прежде всего эксперимента. В то же время наблюдение обычно включено в качестве составной части в процедуру экспери­мента. На первый план все больше выступает интерпретация резуль­татов наблюдения, так как в современной науке обобщения редко дела­ются на уровне наблюдаемых фактов, в качестве которых могут выс­тупать лишь знаки изучаемых явлений (например, кривая на осциллографе, электроэнцефалограмма и т.д.).

Требования к подготовке наблюдения - требования, обеспечивающие четкое выделение исследовательской пози­ции, ее самостоятельность, ограничение форм сближения, идентификации с объектом наблюдения; планомерность процесса наблю­дения; однозначность толкования регистри­руемых признаков всеми наблюдателями; точ­ность и своевременность регистрации приз­наков.

Ограничения в применении наблюдения - ограничения, которые обусловлены тем, что наблюдаемыми являются только те события, которые происходят в период прове­дения исследования. Прошлые события могут быть наблюдаемы, если они зафиксированы средствами видео- и звукозаписи. Локальность наблюдаемых явлений ограничивает исследователя в возможностях ши­роких обобщающих выводов на весь класс исследуемых объектов.

Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина и И.Я. Каплунович в книге «Изучение личнос­ти учащегося и ученических коллективов» (М.: Просвещение, 1988) характеризуют наблюдение как один из основных методов, используемых в педагогической практике.

Наблюдение представляет собой метод длительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведе­нии учащихся, на основе их непосредственного восприя­тия в учебно-воспитательном процессе с обязательной систематизацией получаемых данных и формулировани­ем возможных выводов.



Наблюдение как универсальный метод использует­ся в самых разнообразных ситуациях. Научное наблю­дение существенно отличается от ненауч­ного (житейского), которое проводится в обыденной жизни неорга­низованно, беспланово, вслепую и зависит от многих случайностей. Для того чтобы наблюдение было науч­ным должны быть соблюдены следующие требования:

1. Целенаправленность. Это требование означает, что наблюдение проводится, например, не за испытуемым вообще, а за проявлением его конкретных личностных особенностей, качеств в различных ситуациях и разных видах деятель­ности (игре, учебе, труде, общении).

2. Планирование. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), про­думать план (сроки и средства), показатели (что фик­сировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты. При этом надо точно определить особенности, за которыми ведет­ся наблюдение (их не должно быть много). Конечной целью наблюдения должна быть разработ­ка путей исправления выявленных недостатков пове­дения.

3. Самостоятельность. Наблюдение должно являться самостоятельной, а не второстепенной задачей. Например, учи­тель решил узнать о проявлениях чувства товарищества у некоторых учащихся. Он решил организовать наблю­дение во время учебной экскурсии в лес для знакомства детей с флорой и фауной. Если во время экскурсии учи­тель ставит перед собой одновременно и ряд других задач (воспитательных, организационных и т. д.), то его выводы могут оказаться хотя и объективными, но лишь случайно замеченными, попутными, так как основные усилия внимания, восприятия будут направлены на ре­шение целого ряда задач. Это может помешать заметить сам поступок, а фиксация отдельных действий (ученик отдал, принес, вспылил, помог и т. д.) может мало что дать.

4. Естественность . Наблю­дение должно проводиться в естественных для учащихся условиях. Оно должно проходить без вмешательства и корректировки учителем происходящих событий, так, чтобы ученик ничего не подозревал.

5. Систематичность. Наблюдение должно вестись не от случая к случаю, не по желанию исследователя, а постоянно, в соответствии с планом, систематически или через запланированные промежутки времени.

6. Объективность. В процессе наблюдения исследователь должен фиксировать не свои предположения, не искать то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего пред­положения, а записывать объективные факты, действия, особенности поведения учащихся и на этом основании делать выводы в строгом соответствии с правилами ло­гического вывода и основных психологических законов.

7. Фиксация. Все данные наблюдения должны систе­матически фиксироваться по определенной системе. По­лученные результаты, материалы должны обязательно записываться в ходе наблюдения или сразу после него. Записи обычно ведут в хронологическом порядке, через определенные промежутки времени. Для сокращения необходимых записей их удобно оформлять в виде различ­ных схем, таблиц и т. п.

Метод наблюдения довольно трудоемкий. При нем практически невозможно исключить влияние случайных факторов. Кроме того, это пассивный метод: ведь учитель «пожинает» результаты тех явлений и ситуаций, ко­торые появляются независимо от его планов, он не мо­жет при необходимости повлиять на ход событий, по­вторить их. Так как фиксировать все невозможно, то при наблюдении можно упустить существенное и отме­тить несущественное. Данный метод не всегда позволяет установить точную причину поступка, действия. При на­блюдении, как правило, анализируются только внешние проявления поступков. Наблюдению не поддаются ин­тимные ситуации, а доступны только внешние конкретные факты, которые дают, в основном, информацию качест­венного характера и их сложно подвергнуть количествен­ному анализу.

Отрицательные стороны наблюдения - характеристика наблюдения, ко­торое приводит к ошибкам фактора субъек­тивности, первого впечатления, ситуатив­ности поведения испытуемых. Недостатки наблюдения связаны с невозможностью гарантировать репрезентативность данных из-за трудностей практического охвата большого количества явлений и в значительной вероятности ошибок в интерпретации событий с точки зрения мотивов и побуждений действующих лиц. Поэтому наблюдение применяют в сочетании с другими методами сбора информации.

Недостатки метода наблюдения сводят в две группы: объективные (независимые от наблюдателя) и субъектив­ные (связанные с личностными, профессиональными осо­бенностями наблюдателя). К объективным недостаткам прежде всего относят ограниченность, принципиально ча­стный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и рас­пространены на более широкие ситуации только с вели­чайшей осторожностью и при соблюдении многих требо­ваний.

Еще одна особенность метода - сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Соци­альные процессы необратимы, их нельзя заново «проиг­рать», чтобы исследователь смог зафиксировать необходи­мые ему черты, элементы уже состоявшегося события. На­конец, отметим высокую трудоемкость метода. Осуществ­ление наблюдения зачастую предполагает участие в сбо­ре первичной информации большого числа людей доста­точно высокой квалификации.

Многообразны и трудности субъективного плана . На качество первичной информации может оказывать влияние различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ори­ентаций, стереотипов поведения и т. д. К примеру, обра­щение друг к другу на «ты» в бригаде рабочих часто ста­новится нормой для всех ее членов. Но психолог-наблюда­тель, для ближайшего окружения которого характерна иная форма общения, может оценить это как пример неу­важительного, фамильярного отношения молодых рабочих к старшим. Исключить подобные ошибки позволяет бли­зость социального положения наблюдателя и наблюдаемых. Она способствует более полному и быстрому охвату наб­людаемой ситуации, правильной ее оценке.

Несмотря на указанные недостатки, которые, конечно же, надо учитывать, наблюдение имеет и некоторые преимущества по сравнению с другими методами пси­хологического исследования.

Положительные стороны наблюдения - характеристика наблюдения, которое не требует каких-либо приборов, уединения с испытуемым, может проводиться в естествен­ных условиях. Преимущества наблюдения – непосредственность впечатлений исследователя, активное продуцирование гипотез в ходе наблюдения. Оно позволяет изучать проб­лемы, не допускающие экспериментального решения, анализировать деятельность, поведение ученика в естест­венных для него условиях, «поймать» сам момент про­явления поступка.

Статистическое наблюдение — это массовое (оно охватывает большое число случаев проявления исследуемого явления для получения правдивых статистических данных) планомерное (проводится по разработанному плану, включающему вопросы методологии, организации сбора и контроля достоверности информации), систематическое (проводится систематически, либо непрерывно, либо регулярно), научно организованное (для повышения достоверности данных, которая зависит от программы наблюдения, содержания анкет, качества подготовки инструкций) наблюдение за явлениями и процессами социально-экономической жизни, которое заключается в сборе и регистрации отдельных признаков у каждой единицы совокупности.

Этапы статистического наблюдения

  1. Подготовка к статистическому наблюдению (решение научно-методических и организационно-технических вопросов).
  • определение цели и объекта наблюдения;
  • определение состава признаков подлежащих регистрации;
  • разработка документов для сбора данных;
  • подбор и подготовка кадров для проведения наблюдения;

2. Сбор информации

  • непосредственное заполнение статистических формуляров (бланки, анкеты);

Статистическая информация — это первичные данные о состоянии социально-экономических явлений, формирующиеся в процессе статистического наблюдения, которые затем подвергаются систематизации, сводке, анализу и обобщению.

Состав информации во многом определяется потребностями общества в данный момент. Изменения форм собственности и методов регулирования экономики повлекли за собой изменения в политике статистического наблюдения. Если раньше инфмация была доступна только государственным органам, то сейчас она является в большинстве случаев общедоступной. Основными потребителями стат.информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации и общественность.

Специально организованное наблюдение

Заключается в получении данных, которые в силу тех или иных причин не вошли в отчетность или для проверки данных отчетности. Представляет собой сбор данных посредством переписей и единовременных учетов.

Регистровое наблюдение

Основано на ведении статистического регистра, с помощью которого осуществляется непрерывный статистический учет за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированное окончание.

Формы статистического исследования Виды проведения статистических наблюдений Способы получения статистической информации
по времени регистрации данных по полноте охвата единиц совокупности
Статистическая отчетность Текущее наблюдение Сплошное наблюдение Непосредственное наблюдение

Специально организованное наблюдение:

  • перепись
  • единовременный учет

Прерывное наблюдение:

  • Единовременное наблюдение
  • Периодическое наблюдение

Несплошное наблюдение:

  • выборочное
  • Монографическое наблюдение
  • метод основного массива
  • метод моментных наблюдений
Документальный
Регистровое наблюдение
  • экспедиционный способ
  • способ саморегистрации
  • корреспондентский способ
  • Анкетный способ
  • Явочный способ

Виды статистического наблюдения

Статистические наблюдения подразделяются на виды по следующим признакам:
  • по времени регистрации данных;
  • по полноте охвата ;

Виды статистического наблюдения по времени регистрации:

Текущее (непрерывное) наблюдение - проводится для изучения текущих явлений и процессов. Регистрация фактов осуществляется по мере их свершения. (регистрация семейных браков и разводов)

Прерывное наблюдение — проводится по мере необходимости, при этом допускаются временные разрывы в регистрации данных:

  • Периодическое наблюдение — проводится через сравнительно равные интервалы времени (перепись населения).
  • Единовременное наблюдение — осуществляется без соблюдения строгой периодичности его проведения.
  • По полноте охвата единиц совокупности различают следующие виды статистического наблюдения:

    Сплошное наблюдение — представляет собой сбор и получение информации обо всех единицах изучаемой совокупности. Характеризуется высокими материальными и трудовыми затратами, недостаточной оперативностью информации. Применяется при переписи населения, при сборе данных в форме отчетности, охватывающей крупные и средние предприятия разных форм собственности.

    Несплошное наблюдение — основано на принципе случайного отбора единиц изучаемой совокупности, при этом в выборочной совокупности должны быть представлены все типы единиц, имеющихся в совокупности. Имеет ряд преимущств перед сплошным наблюдением: сокращение временных и денежных затрат.

    Несплошное наблюдение подразделяется на:
    • Выборочное наблюдение - основано на случайном отборе единиц, которые подвергаются наблюдению.
    • Монографическое наблюдение — заключается в обследовании отдельных единиц совокупности, характеризующихся редкими качественными свойствами. Пример монографического наблюдения: характеристика работы отдельных предприятий, для выявления недостатков в работе или тенденций развития.
    • Метод основного массива — состоит в изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности, имеющих по основному признаку наибольший удельный вес в изучаемой совокупности.
    • Метод моментных наблюдений — заключается в проведении наблюдений через случайные или постоянные интервалы времени с отметками о состоянии исследуемого объекта в тот или иной момент времени.

    Способы статистического наблюдения

    Способы получения статистической информации:

    Непосредственное статистическое наблюдение — наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания, подсчета устанавливают факт подлежащий регистрации.

    Документальное наблюдение — основано на использовании различного рода документов учетного характера.
    Включает в себя отчетный способ наблюдения — при котором предприятия представляют статистические отчеты о своей деятельности в строго обязательном порядке.

    Опрос - заключается в получении необходимой информации непосредственно от респондента.

    Существуют следующие виды опроса:

    Экспедиционный — регистраторы получают необходимую информацию от опрашиваемых лиц и сами фиксируют ее в формулярах.

    Способ саморегистрации — формуляры заполняются самими респондентами, регистраторы только раздают бланки и объясняют правила их заполнения.

    Корреспондентский — сведения в соответствующие органы сообщает штат добровольных корреспондентов.

    Анкетный — сбор информации осуществляется в виде анкет, представляющих собой специальные вопросники, удобен в случаях, когда не требуется высокая точность результатов.

    Явочный — заключается в предоставлении сведений в соответствующие органы в явочном порядке.

    Ошибки статистического наблюдения

    Информация, полученная в ходе статистического наблюдения может не отвечать действительности, а расчетные значения показателей не соответствовать фактическим значениям.

    Расхождение между расчетным значением и фактическим называется ошибкой наблюдения .

    В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности . Ошибки регистрации характерны как для сплошного, так и для несплошного наблюдения, а ошибки репрезентативности — только для несплошного наблюдения. Ошибки регистрации, как и ошибки репрезентативности, могут быть случайными и систематическими .

    Ошибки регистрации — представляют собой отклонения между значением показателя, полученного в ходе статистического наблюдения, и его фактическим значением. Ошибки регистрации бывают случайными (результат действий случайных факторов — перепутаны строки например) и систематическими (проявляются постоянно).

    Ошибки репрезентативности — возникают, когда отобранная совокупность недостаточно точно воспроизводит исходную совокупность. Характерны для несплошного наблюдения и заключаются в отклонении величины показателя исследуемой части совокупности от его величины в генеральной совокупности.

    Случайные ошибки — являются результатом действия случайных факторов.

    Систематические ошибки — всегда имеют одинаковую направленность к увеличению или уменьшению показателя по каждой единице наблюдения, вследствие чего значение показателя по совокупности в целом будет включать накопленную ошибку.

    Способы контроля:
    • Счетный (арифметический) — проверка правильности арифметического расчета.
    • Логический — основан на смысловой взаимосвязи между признаками.

    Метод наблюдения. Этапы наблюдения

    Наблюдение производится исследователем путем включения в экспериментальную ситуацию или путем опосредованного анализа ситуации и фиксации интересующих исследователя явлений и фактов.

    Этапы исследования методом наблюдения (по Зароченцеву К.Д. ):

    1) Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

    2) Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

    3) Создание плана наблюдения.

    4) Выбор метода обработки результатов.

    5) Собственно наблюдение.

    6) Обработка и интерпретация полученной информации.

    Сходства и различия наблюдения и эксперимента

    Наблюдение по Мещерякову Б.Г. - «организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях» .

    Эксперимент по Мещерякову Б.Г. - «проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого» .

    Анализируя специфику методов наблюдения и эксперимента, определим их сходства и различия.

    Общие черты в наблюдении и эксперименте:

    Оба метода требуют предварительной подготовки, планирования и целеполагания;

    Результаты исследования с помощью наблюдения и эксперимента требуют детальной обработки;

    На результаты исследования могут влиять личностные особенности исследователя.

    Различия в методах наблюдения и эксперименте:

    Возможность изменения ситуации и влияния на нее в эксперименте и невозможность вносить изменения в наблюдении;

    Цель наблюдения - констатация ситуации, цель эксперимента - изменение ситуации, отслеживание степени влияния тех или иных средств на ситуацию;

    Метод эксперимента требует четкого знания об исследуемом объекте, в наблюдении эти знания зачастую и приобретаются.

    Практическое задание

    Тема анкетирования разрабатывалась с учетом особенностей целевой группы, с которой мы были намерены работать. В качестве таковой были выбраны подростки старших классов школы. По Выготскому Л.С. ведущей деятельностью в этом возрасте является интимно-личностное общение. Через общение со сверстниками и взрослыми подросток выстраивает свое личностное отношение к миру, формирует свой собственный неповторимый облик. В этой связи опасным является непопадание в среду сверстников для подростка. Крайне важно наличие именно в этом возрасте друзей, соратников.

    Именно поэтому темой анкетирования была выбрана следующая: «Я и мои друзья».

    Цель опроса: определить уровень сформированности дружеских отношений у современных подростков старшего школьного возраста.

    Для реализации цели был разработан опросный лист:

    Анкета «Я и мои друзья»

    Инструкция:

    Здравствуйте.

    Вам предлагается принять участие в научном исследовании.

    Пожалуйста, внимательно прочтите каждый вопрос, и максимально честно ответьте на него, обведя кажущийся Вам правильным ответ, или вписав нужный в специальное поле для ответа. В вопросах с несколькими вариантами ответов, необходимо выбрать лишь один.

    Личные данные:

    Фамилия, имя_____________________________ Класс___________________

    1. У вас есть круг друзей?

    а) да; б) нет.

    2. Что вас объединяет?_____________________________________

    3. Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну?______________

    4. К кому бы из друзей вы обратились за помощью в трудной ситуации?____________________________________________________

    5. Какие качества ценят в вас друзья?____________________________

    6. Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из своих друзей справиться с какой-либо проблемой________________________________

    7. Как вы себя чувствуете со своими друзьями?

    а) хорошо, весело;

    б) скучно, грустно;

    в) то одно, то другое.

    8. Каких друзей вам хотелось бы иметь?________________________

    9. Какие качества характера больше всего ценятся в кругу ваших друзей?____________________________________________

    10. Как бы вы назвали группу, где вы проводите свободное время?

    а) мои друзья;

    б) моя компания;

    в) тусовка;

    г) мой двор;

    д) моя команда;

    е) свой вариант____________________________________________________

    11. Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?_______________________________________________________

    12. Возникают ли у вас конфликты? Если да, то как они обычно решаются?

    б) дракой;

    в) благодаря вмешательству лидера;

    г) благодаря вмешательству взрослого;

    д) компромиссом части ребят.

    13. Как относятся взрослые к вашей группе?

    а) доброжелательно;

    б) враждебно;

    в) нейтрально.

    14. Отметьте, с какими утверждениями вы согласны:

    а) со мной часто советуются;

    б) не могу принять важное решение без моих друзей;

    в) никто не понимает меня по-настоящему;

    г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным;

    д) мне легче принять решение вместе со всеми.

    15 Как бы вы изобразили своё настроение, когда вы находитесь со своими друзьями?_____________________________________

    Опросный лист содержит достаточно информативную инструкцию, помогающую понять суть задания. Всего анкета содержит 15 вопросов как открытого, так и закрытого плана. Вопросы разных типов смешаны, что помогает опрашиваемому сосредоточится на каждом из вопросов. Наиболее сложные вопросы, требующие максимально честных ответов, расположены в середине опросного листа.

    В опросе принимало участие 12 человек - учащиеся 9-10 классов общеобразовательной школы. Половозрастной состав целевой группы представлен на диаграммах ниже.

    Диаграмма 1-2. Половозрастной состав респондентов

    Перейдем к анализу полученных данных и их интерпретации.

    Абсолютно все подростки на первый вопрос ответили положительно, сказав, что у них есть друзья. Среди факторов, объединяющих респондентов с их друзьями были названы: общие интересы, учеба, совместное времяпрепровождение, общие знакомые, родители-друзья.

    Диаграмма 3. Факторы, объединяющие друзей

    В графе ответа на третий вопрос часто указывались имена друзей, либо число друзей. Количество друзей, которым респонденты могли бы доверить личную тайну, не превышало 1-2.

    Схожи были ответы и на четвертый вопрос. Круг помощи у респондентов составляли одни и те же люди, что и круг доверия.

    Среди качеств, ценимых друзьями респондентов в самих респондентах, назывались: юмор, способность понять, возможность довериться, способность помочь, общительность.

    Диаграмма 4. Качества, ценимые друзьями

    На 6 вопрос частыми были ответы «затрудняюсь ответить» или «не могу вспомнить». Также не редко вопрос пропускался респондентами. Лишь 15% от общего числа респондентов ответило на данный вопрос. Среди ответов, указывали случаи из личной жизни, практически не пересекающиеся друг с другом.

    80% опрошенных ответило, что они ощущают веселье в компании своих друзей. У 20% опрошенных ощущения смешенные.

    Среди качеств идеальных друзей респонденты назвали честность, чувство юмора, ответственность, преданность, уважение.

    Большинство из этих качеств были названы и в числе тех, что считаются основными в среде друзей респондента.

    Ответы на 10 вопрос распределились следующим образом:


    Диаграмма 5. Название круга друзей респондентами

    Среди взрослых, с которыми общаются подростки, выделялись: родители, учителя, тренеры. Зачастую взрослые относятся к возрастным группам нейтрально (55%) или отрицательно (30%).

    Конфликтные ситуации возникают не часто и решаются путем нахождения компромисса ребятами.

    Ответы на предпоследний вопрос разделились следующим образом:

    а) со мной часто советуются - 25%;

    б) не могу принять важное решение без моих друзей - 20%;

    в) никто не понимает меня по-настоящему - 15%;

    г) мне легче принять решение самому и сказать о нём остальным - 20%;

    д) мне легче принять решение вместе со всеми - 20%.

    Положительно характеризуют свое настроение в кругу друзей - 85%, отрицательно - 15%.

    Интерпретация полученных данных в ходе опроса приводит к следующим выводам:

    1. Среди школьников - подростков большое стремление к образование групп сверстников;

    2. Все подростки считают, что у них есть большой круг друзей. Между тем поведать тайну или обратиться за помощью они могут лишь к небольшому количеству людей.

    3. Большинство подростковых групп образуются на основе общности досуга, учебной деятельности и интересов.

    4. Подростковые группы часто меняют свой состав и неустойчивы.

    5. Подростковые группы оказывают влияние на мнения входящих в нее подростков, но зачастую не являются ресурсом для принятия серьезных решений, касающихся личности подростка.

    6. У подростков достаточно расплывчаты представления о дружбе. Друзьями они называют большое количество людей.

    7. Взрослые практически отдалены от процессов формирования подростковых групп и управления ими.

    8. Современными подростками ценятся надежность, честность, взаимовыручка, доверительность и способность помочь.

    Экстрасенсорное восприятие

    Многие психологи считают, что люди способны воспринимать предметы и со­бытия или воздействовать на них нетрадиционным способом. Такая способность но­сит название экстрасенсорного восприятия. Изучение экстрасенсорного воспри­ятия - относительно новый раздел психологии, относящийся к области парапси­хологии. Парапсихология изучает поведение, которое необъяснимо с точки зрения физики или психологии. Проявления такого поведения получили на­звание «пси-явления». Парапсихологов интересуют главным образом следующие «пси-явления».

    Телепатия. Телепатия означает то же самое, что и чтение мыслей на расстоянии, и является главной темой многих фантасти­ческих и научно-фантастических книг. Телепаты могут общаться, не разговаривая и даже не видя друг друга - им известны мысли других непосредственно. Бывают случаи, когда телепатическими способно­стями по отношению друг к другу обладают однояйцевые близнецы.

    Ясновидение. Ясновидение - это способность восприни­мать объекты или события, недоступные обычным органам чувств. Яс­новидящий может описать транспортную пробку, возникшую на рас­стоянии 100 миль от него.

    Предвидение. Предвидение означает способность знать за­ранее, что произойдет в дальнейшем. Жанна Диксон, предсказавшая убийство президента Кеннеди, прославилась именно благодаря тому, что обладала этой способностью. Возможно, вы обладаете даром пред­видения в слабой форме, которая называется предчувствием, - это смутное ощущение, что с вашим близким другом или родственником вот-вот про­изойдет что-то плохое. Предчувствия бывают весьма туманными, но если этот чело­век потом действительно заболеет, то вы можете принять это за доказательство того, что вы обладаете даром предвидения.

    Телепатия (от греч. thle - вдаль, далеко и paqox - чувство): передача мыс­лей и чувств на расстоянии.

    Ясновидение: способность воспринимать объекты или события, недо­ступные обыч­ным органам чувств.



    Предвидение: способность предсказывать будущие события.

    Психокинез: способность манипулировать физическими объектами без физического контакта с ними.

    Психокинез. Психокинез - это способность манипулировать физически­ми объектами благодаря определенному ментальному усилию. При демонстрациях психокинеза люди взглядом сгибают вилки и ложки или заставляют пойти давно остановившиеся часы.

    Существуют ли подобные способности на самом деле? Хотя по телевидению и в ночных клубах порой демонстрируются потрясающие вещи, результаты лабораторных опытов не столь уж убедительны. Экстрасенсорные способности непостоянны - сегодня они у человека есть, а завтра - нет. Люди, претендующие на обладание такими спо­собностями, заявляют, что не могут работать в стерильных условиях лаборатории. Кроме того, многие из так называемых «экстрасенсорных» явлений вполне объясни­мы и являются лишь фокусами или использованием иллюзий.

    Большая часть психологов подвергает сомнению существование пси-явлений, но работа по сбору данных продолжается.

    Контрольные вопросы

    Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал заключительного раздела этой главы. Найдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.

    19. Человек перебирает бумаги на своем столе. Укажите различие между на­блюдением и интерпретацией. Что в данном случае является наблюдением?

    а. Человек потерял нужную бумагу.

    б. Человек перебирает бумаги.

    в. Человек ищет потерянную бумагу.

    г. Человек раздражен собственной неаккуратностью.

    20. Каковы три самых распространенных расстройства восприятия?

    а. Слепота, глухота идислексия

    б. Глухота, дислексия и иллюзия

    в. Слепота,телепатия и психокинез

    г. Дислексия,ясновидение и предвидение

    21. Как слепым удается почувствовать, что они проходят, например, через двер­ной проем?

    а. Они полагаются на интероцептивные ощущения и на те из экстероцептивных, которые функционируют нормально.

    б. Они используют экстрасенсорные способности.

    в. Они используют электронные системы с имплантированными в мозг элек­тродами.

    г. Они полагаются на свой прежний опыт.

    Подберите для каждого понятия левого столбца определение из правого, учи­тывая, что каждому понятию соответствует только одно правильное определение.

    22. _____ Дислексия а. Способность предвидеть будущее

    23. _____ Психокинез б. Чтение мыслей на расстоянии

    24. _____ Парапсихология в. Смысловое искажение полученного сигнала

    25. _____ Ясновидение г. Область психологии, изучающая экстрасенсорное восприятие

    26. _____ Предвидение д. Способность манипулировать объектами без физического контакта

    27. _____ Телепатия е. Ошибка интерпретации

    28. _____ Иллюзия ж. Способность видеть нечто, недоступное обычному зрению

    Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к самостоятельной работе.

    ОБЩИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ

    Ниже приведен список тем для самостоятельной работы.

    1. Дайте определение восприятия.

    2. Укажите различия между ощущением и интерпретацией.

    3. Приведите примеры сенсорных порогов и подпороговых раздражителей.

    4. Опишите роль мозга в восприятии.

    5. Перечислите проблемы, возникающие при исследовании подпороговых раз­дражителей.

    6. Укажите различия между интеро- и экстероцептивными ощущениями и на­зовите пять интероцептивных ощущений.

    7. Опишите пять способов привлечения внимания.

    8. Опишите роль отвлекающих факторов при контроле над болевыми ощуще­ниями.

    9. Объясните, как влияют на интерпретацию ожидания.

    10. Опишите, как влияют на восприятие факторы культуры.

    11. Опишите, как влияют на интерпретацию потребности, мотивации и эмоции.

    12. Дайте определение иллюзии и приведите три примера.

    13. Перечислите семь способов проверки и улучшения восприятия.

    14. Рассмотрите три типа расстройств восприятия и назовите возможные спосо­бы облегчения положения людей, страдающих ими.

    15. Дайте определение экстрасенсорного восприятия.

    16. Дайте определения четырех разделов парапсихологии и объясните, что они изучают.

    17. Назовите проблемы, возникающие при изучении экстрасенсорного воспри­ятия.

    Ниже приведены правильные ответы ко всем упражнениям и вопросам. Если вы неверно ответили на какой-либо вопрос, перечитайте предшествующий текст, а затем вернитесь к вопросу и ответьте на него снова - на этот раз правильно.

    Ответы на упражнения

    2.1. а. Цвет и форма дорожного знака и вид букв, из которых состоит надпись на нем, - это ваши ощущения. Значение, которым вы наделяете этот знак - «Останови машину», - относится к интерпретации.

    б. Если бы вы шли пешком, то, вероятно, не остановились бы, поскольку ин­терпретация знака была бы иной. Вы решили бы, что этот знак вас не ка­сается.

    2.2. а. Подпороговые раздражители по уровню интенсивности находятся ниже сенсорного порога. Возможно, буквы высотой 0,5 см для студентов, сидя­щих в первых рядах, не являются подпороговыми раздражителями. Кро­ме того, если студенты следили за движением руки преподавателя, когда он писал на доске, они могли догадаться о содержании написанного.

    б. Преподаватель не учел целый ряд факторов. Проверьте, совпали ли ваши предположения с правильными:

    Его лекция была длинной и монотонной; возможно, студенты поглядыва­ли на часы именно поэтому.

    Не исключено, что студенты всегда смотрят на часы, когда лекция подхо­дит к концу.

    Ничего не было сказано о поведении преподавателя; может быть, он сам смотрел на часы.

    Если кто-либо из студентов, прочитавших надпись на доске, взглянул на часы, это могло повлиять на остальных.

    Выражение «несколько студентов» звучит неопределенно; может быть, это была самая малая часть группы.

    2.3. Ниже приводятся некоторые наиболее типичные впечатления, возникающие у людей во время прогулки с завязанными глазами:

    а. «Я следил за каждым своим шагом», «Я делал каждый шаг очень осторож­но, чтобы убедиться, что впереди нет ступеньки или еще какого-нибудь препятствия», «Я четко осознавал каждое свое движение».

    б. «Я думал, что иду прямо по краю, а.оказался в середине комнаты», «Меня все время заносило влево; один раз я даже чуть не врезался в стену», «Я никак не мог идти прямо вперед - все время уклонялся вправо».

    в. «Я боялся потерять равновесие, поэтому шел с протянутыми вперед рука­ми», «У меня начала кружиться голова», «С равновесием у меня было все в порядке».

    г. «Хотя я ничего и не видел, я чувствовал, что прохожу именно через двер­ной проем», «Я отметил про себя момент перехода из просторной комна­ты в узкий коридор».

    д. «Я был уверен, что ходил с завязанными глазами минимум минут десять, а на самом деле оказалось, что прошло не более четырех минут», «Время тянулось очень медленно, секунда за секундой, и я осознавал каждую из них очень отчетливо».

    2.4. Каждое из приведенных впечатлений относится к одному из следующих интероцептивных ощущений:

    а. Ощущение движения

    б. Ощущение направления

    в. Ощущение равновесия

    г. Ощущение близости чего-либо д. «Чувство времени»

    2.5. а. Вариант 2. За счет яркости расцветки и экстравагантности покроя одеж­ды она будет выделяться на фоне остальных и привлекать внимание, ста­нет заметнее, в результате чего ее в дальнейшем будут узнавать.

    б. Вариант 2. В шестиугольных плакатах, подвешенных к проводам, больше новизны и потому больше вероятности, что именно они привлекут к себе внимание.

    в. Вариант 1. Повтор - весьма эффективное средство привлечения внима­ния.

    г. Вариант 1. Контраст, возникающий при переходе от музыки к речи, при­влечет больше внимания.

    д. Вариант 1. Если претендентка будет появляться в окружении людей, ак­тивно задающих ей вопросы, это создаст видимость общественного инте­реса к ней и ее высокой популярности.

    2.6. Официант-мексиканец и посетительница-ирландка пользуются разными ори­ентирами. Мексиканец сравнивает соус салса с острыми блюдами, приправ­ленными большим количеством специй, а ирландка - с привычной для нее умеренной, относительно пресной пищей.

    2.7. a. Seal (тюлень), duck (утка) и whale (кит).

    б. Испытуемых предупредили о том, к чему следует приготовиться, и это пре­допределило результат восприятия.

    2.8. Вероятно, вечер можно оживить, если представить гостей друг другу таким образом, чтобы вызвать у них взаимный интерес. Например: «Сэм, позна­комься с Бобом Тэйлором. Когда мы с ним последний раз встречались, я чуть не умерла со смеху. Он замечательный рассказчик. С его детьми вечно про­исходят совершенно невероятные истории. Боб, расскажи Сэму, как твоя дочка однажды забралась на флагшток». Или: «Джейн, неужели ты не знакома с Анджелой? Анджела только что вернулась из увлекательнейшего от­пуска. Она была на курорте, где специализируются по водным лыжам, и те­перь большой специалист в этом деле».

    2.9. Гарри, Доминик и Эрик принадлежат к европейской культуре, и им легко заметить во внешности друг друга самые тонкие различия. То же самое от­носится и к Хо, Садаке и Киму: поскольку все они родом из Азии, для них не составляет труда запомнить лица друг друга. Как европейские, так и азиат­ские студенты склонны к стереотипному восприятию людей из «внешних» групп и упускают при этом мелкие различия.

    2.10. а. Обе женщины выделили магазин спортивных принадлежностей и бассейн с дорожками для соревнований по плаванию.

    б. Мисс Т. выделила спортивный зал, женскую сауну, раздевалку и теннис­ные корты.

    в. Мужская раздевалка и сауна были на их планах искажены в размерах или забыты.

    г. Вероятно, основными причинами неточного восприятия клуба были лич­ные эмоции, потребности и мотивации женщин. Скорее всего, у миссис С. есть дети, и она посещает бассейн, буфет и магазин. Мисс Т., возможно, играет в теннис, любит поплавать, посещает спортзал и пользуется разде­валкой.

    2.11. а. Хуану заранее говорят, что именно нужно ощутить, но ему не следует от­носиться к этому с полным доверием.

    б. Клэр необходимо прежде всего ясно понять, чего именно она хочет и что чувствует. Она должна честно признаться себе в том, что как раз сегодня у нее плохое настроение и, соответственно, ее восприятие может быть искажено.

    в. Марше надо хорошенько изучить все способы привлечения внимания и научиться сосредоточиваться, когда это необходимо.

    г. Сидней мог бы попытаться шире смотреть на вещи, посидев в куритель­ной комнате, но при этом не куря.

    д. Биллу следует помнить, что всегда есть возможность впасть в иллюзию.

    е. Начальнице Джерома надо научиться отличать то, что она видит, от соб­ственной интерпретации увиденного.

    2.12. а. Слепой человек может научиться более полно использовать все осталь­ные чувства. Кроме того, можно научиться читать по системе Брайля и передвигаться с помощью трости или собаки-поводыря.

    б. Глухой человек также может научиться более полно использовать все ос­тальные чувства. Кроме того, ему могут помочь лекарства, слуховой аппа­рат или хирургическая операция.

    в. Человек, страдающий дислексией, может воспользоваться специально разработанной методикой адаптации к искажениям восприятия.

    2.13. а. Слепым можно будет помочь благодаря разрабатываемой сейчас элект­ронной системе искусственного зрения.

    б. Глухим можно будет помочь благодаря электронной системе искусствен­ного слуха.

    в. В будущем, возможно, удастся определить причину дислексии и найти способ ее излечения.

    Ответы на вопросы

    1. в; 2. б; 3. в; 4. в; 5. а; 6. а; 7. г; 8. д; 9. б; 10. в; 11. а; 12.б; 13.б; 14. г; 15. в; 16.г; 17.б; 18.в; 19.б;20.а; 21. а; 22. в; 23. д; 24. г; 25. ж;26.а;27.б;28.е.

    Глава 3 НАУЧЕНИЕ И ДРУГИЕ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ

    Дайте мне дюжину здоровых, хорошо развитых детей и полную свободу воспитывать их так, как я сочту нужным, и я гарантирую вам, что смогу сделать любого из них кем угодно - врачом, юристом, художником, руководителем торговой фирмы и даже попрошайкой или вором, причем независимо от его талантов, склонностей, способностей, увлечений, призвания и расы.

    Джон Уотсон

    Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему с разными людьми ведете себя по-разному? Вероятно, вы попадали в ситуации, когда все время хотелось шу­тить и все вокруг казалось смешным. А в других ситуациях вы проявляли себя ис­ключительно как серьезный человек. Иногда вы бываете застенчивы и не уверены в себе, а иногда откровенны и дружелюбны. Почему ваше поведение все время меня­ется? Многие психологи считают, что это - результаты научения.

    Когда на вечеринке все весело смеются над вашими забавными историями и шутками, то вы, конечно же, не прочь продолжать в том же духе. Однако если вы попытаетесь так же шутить, например, во время урока в школе, учитель вряд ли оценит это положительно. Он одобряет только серьезные и трезвые ответы. Воз­можно, вам приходилось бывать в обществе людей, которых вы считали гораздо ум­нее себя. Наверное, вы чувствовали себя при них немного неловко, боялись «сморо­зить» какую-нибудь глупость и выглядеть при этом круглым дураком. Тогда вы каза­лись застенчивым и нерешительным человеком. Но в обществе близких друзей, ко­торые к вам прекрасно относятся, подобные страхи и опасения у вас не возникают. И вы спокойно говорите все, что придет в голову.

    Научение постоянно влияет на ваше поведение. Научение, как правило, ассо­циируется у людей с занятиями в школе. На самом же деле процесс научения проис­ходит всегда и везде. Почти все, что вы делаете, вас чему-нибудь учит. Когда вы едите ложечкой мороженое, выбираете себе удочку, вяжете платок, играете в покер или веселитесь на рок-концерте, вы все равно учитесь. В этой главе вы подробнее познакомитесь с процессом научения и выясните, как он связан с повседневной дея­тельностью. Вы поймете некоторые причины изменений своего поведения и научитесь влиять как на него, так и на поведение других людей. В главе будут описаны две основные формы научения - классическое обусловливание и инструментальное, или оперантное, обусловливание - и приведены примеры их применения в самых разнообразных ситуациях. Кроме того, вы подумаете над этическими проблемами, возникающими при использовании обусловливания.

    ЧТО ТАКОЕ НАУЧЕНИЕ?

    Поскольку почти все, что мы делаем, включает в себя научение, то возникает вопрос: как различить, какие действия совершаются в результате научения, а ка­кие - без научения? Мы каким-то образом научились почти всему, что делаем, за исключением нескольких основных рефлексов и некоторых случайных поступков. Научение - это внутренний процесс. Он невидим и неосязаем. Более того, он не поддается точной количественной оценке. Обычно психо­логи оценивают результаты научения по изменениям в поведении. Ес­ли у человека проявляются те или иные относительно стойкие модели поведения, считается, что произошло научение.

    Предположим, что в прошлом году некий мальчик впервые на­чал учиться плавать. Он бестолково колотил по воде руками и ногами и почти тонул. В этом году, встретив мальчика на пляже, вы видите, что он может проплыть хорошим кролем уже метров шесть. Вполне справедливо в этом случае будет предположить, что мальчик научился плавать. Хоть вы и не видели самого процесса научения, у вас есть все основания полагать, что он имел место, поскольку это проявляется в действиях мальчика. Вероятно, он упражнялся все то время, что вы его не видели, и во время этих занятий и упражнений и произошло науче­ние. И теперь мальчик может плыть. Его новый навык является устойчивым, или постоянным.

    Теперь представьте себе, что вы пришли в кегельбан с женщиной, которая до сих пор никогда не играла в кегли и считает, что у нее нет спортивных талантов. Вам с трудом удается вложить в ее руку шар. Вдруг она случайно роняет шар, тот катит­ся по желобу и попадает в цель. Было ли это попадание результатом научения? Ведь ясно, что она пока еще мало чему научилась в этом виде спорта - разве что вытас­кивать пальцы из дырочек в шаре. Необходимы более стойкие изменения в ее пове­дении, чтобы сделать вывод о том, что научение произошло. Если бы она могла по­пасть в цель несколько раз подряд, тогда можно было бы заключить, что она научи­лась играть в кегли. Случайное первое попадание не дает достаточных оснований для вынесения суждений о научении.

    Для того чтобы определить, происходило или нет научение, необходимо выя­вить два главных показателя: 1) относительно стойкие изменения в поведении; 2) ка­кие-либо занятия или упражнения, в результате которых возникли эти изменения. Научение может происходить в процессе простого наблюдения за другими людьми или чтения, а также в результате тренировки. В рассмотренном выше примере жен­щина попробовала играть в кегли, но весьма сомнительно, чтобы только одна эта попытка привела к стойким изменениям в ее поведении.

    Научение: изменения в по­ведении, возник­шие в процессе жизнедеятель­ности или в ре­зультате тре­нировки.

    Научение далеко не обязательно является положительным явлением. Ведь лю­ди научаются также воровству, жульничеству, мошенничеству и лжи, неряшливо­сти и варварскому отношению к природе. И в каждом из этих случаев выполняются оба необходимых условия научения.

    Воспроизведение действия как критерий научения

    Результатом научения, как правило, является обретение устойчивых моделей поведения. Но на поведение человека влияет и множество всевозможных других факторов. Например, вы очень основательно подготовились к экзаменам, но можете сдать экзамен плохо из-за бессонной ночи, болезненного состояния или просто пло­хого настроения. А что, если во время экзамена на вас нападет икота или же ваш сосед будет непрерывно чихать? В подобных случаях низкая оценка совсем не обя­зательно означает, что вы ничему не научились. Конечно же, воспроизведение дей­ствия не может не являться критерием научения, поскольку сам по себе процесс учебы еще не является однозначным свидетельством научения чему-либо. Но при этом всегда важно помнить, что на поведение влияют также такие факторы, как мо­тивации, отвлекающие моменты и состояние здоровья.

    Упражнение 3.1

    Автомеханик средних лет по вечерам посещает бухгалтерские курсы и собира­ется поменять профессию. Хотя он всегда считался хорошим механиком, в после­днее время он стал очень рассеянным на работе. Он все время обдумывает и плани­рует иную карьеру. Давая наставления новому рабочему, он порой даже не может вспомнить названия самых простых деталей мотора. Попробуйте объяснить, почему все это совсем не свидетельствует о его некомпетентности в области ремонта авто­мобилей.

    Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

    КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

    Психологи, занимающиеся изучением поведения, вынуждены сводить оценку результатов научения к оценке изменения поведения, поскольку именно изменение поведения поддается наблюдению и измерению. Психологи-бихевиористы выделя­ют два механизма изменения поведения, считая, что почти всякое научение проис­ходит с помощью обусловливания - классического или оперантного (инструментального). Сначала мы рассмотрим классическое обусловливание,* то есть использование в целях научения ассоциаций и взаимосвязей между явлениями. Главную роль в классическом обусловливании иг­рают рефлексы и эмоциональные реакции.

    * Это обусловливание называется классическим лишь потому, что было описано намного ранее операн-тного обусловливания. Вообще «обусловливание» означает выработку условного рефлекса. Впервые его описал великий русский ученый Иван Петрович Павлов. Он заметил, что у собаки выделяется слю­на не только тогда, когда сторож приносит ей еду, но и когда она просто слышит звук его шагов. Дей­ствие такого условного рефлекса можно наблюдать и на самом обыкновенном примере. Некоторые уче­ники, услышав звонок, начинают собирать свои школьные принадлежности, хотя учитель не всегда за­канчивает урок со звонком. Это пример классического обусловливания. У школьников выработался условный рефлекс на звонок. (Прим. науч. ред.)

    «Рефлексы... поразительные!»

    Рис. 3.1. Возможно, это все же несколько преувеличенный при­мер обычного коленного рефлекса.

    Рефлексы

    Существует много типов реакций, которые возникают в ответ на определенные раздражители у всех людей без исключения. Например, когда вам предлагают кусочек маринованного огурца, у вас начинает выделяться слюна. Аналогичным образом, если бы эта книга внезапно обожгла вам пальцы, вы отдернули бы руку. Такие реакции, возника­ющие у всех людей и не требующие предварительного научения, на­зываются рефлексами.

    Вам, вероятно, известны некоторые самые простые рефлексы. Ес­ли вы ударите какого-нибудь человека по центру коленной чашечки, возникнет коленный рефлекс (осторожней, вас могут пнуть!). А если во время прогулки по морскому берегу вам в глаза попадет песок, под­нятый порывом ветра, у вас рефлекторно задергаются веки. Вдохнув щепотку перца, вы начнете чихать. Если вам пощекотать пятки, вы подожмете пальцы ног и т. д. В медицинских учебниках описано мно­жество подобных рефлексов.

    Классиче­ское обуслов­ливание: один из видов научения со сле­дующей проце­дурой: предъяв­ляется пара сти­мулов (нейт­ральный и без­условный), так что в конце кон­цов нейтраль­ный стимул ста­новится услов­ным, то есть на­чинает вызы­вать рефлекс или эмоциональ­ную реакцию.

    Рефлекс: естественная, не нуждающая­ся в научении реакция, регу­лярно возникаю­щая в ответ на определенный раздражитель.

    Эмоциональные реакции

    Эмоциональная реакция - это своеобразный эмоциональный рефлекс, то есть чувство, которое неизменно возникает в ответ на определенный эмоциональ­ный раздражитель. Наиболее распространенной эмоциональной реакцией является страх. Нормальные люди считают, что боль - неприятное ощущение, и боятся ее. Страх является обычной реакцией на боль и тоже возникает без вся­кого научения. Другая распространенная эмоциональная реакция - это гнев. Более положительные эмоции, такие как любовь и радость, также относятся к эмоциональным реакциям. Если вам случалось влюбляться, то вы, вероятно, испытывали какие-либо положительные эмоциональные реакции. Возможно, это были радость и удовольствие. Каждая из эмоциональных реакций является внутренним откликом на раздражитель определенного типа. Внешние проявления эмоций мо­гут быть различными, в зависимости от вашего предыдущего опыта и привычной манеры поведения. Внутренне переживая то же самое чувство, вы може­те подбежать к предмету своего увлечения и заключить его в объятия, а можете просто стоять, как истукан, и хихикать. В ситуации, когда вам угрожают ножом, вашей эмоциональной реакцией несомненно будет страх, но выражать его вы также будете по-разному; это во многом зависит от вашего предшествующего опыта и при­надлежности к той или иной культуре. Как рефлексы, так и эмоциональные реакции автоматически возникают в ответ на определенный раздражитель. Всякий раз, ког­да вам попадает в глаз соринка, вы моргаете. Если через сиденье вашего стула пропустить электрический разряд, вы подскочите. Болезненные ощущения вызывают страх и тревогу, а приятные - радость и удовольствие.

    Упражнение 3.2

    В изложенном ниже сюжете упомянуты три рефлекса и пять эмоциональных реакций. Найдите их в тексте и подчеркните рефлексы одной чертой, а эмоциональ­ные реакции - двумя.

    Профсоюз, членом которого является Клайд, проводит забастовку, и Клайд, будучи вынужденным сидеть днем дома, пристрастился смотреть мыльные оперы. В этот раз после обеда он замечает, что пришло время начала его любимого сериала, и достает себе бутылку холодного пива. Когда он открывает бутылку, пиво бьет фонтаном и попадает ему в глаз. От этого он моргает и приходит в раздражение. Но затем берет оставшееся пиво, усаживается в свое любимое кресло в предвкушении получаса приятных ощущений. Начинается фильм. На экране грубая и порочная злодейка угрожает невинной очаровательной героине. Клайд начинает волноваться. Схватив сигарету, он нервно закуривает и обжигает палец. Он отдер­гивает руку и прикладывает больной палец к холодной бутылке с пивом. Затем вновь вперя­ет свой взор в экран. Злодейка душит прелестную героиню, и несчастная умирает. Клайд видит этот трагический конец, и его переполняет печаль. Он пытается выключить телевизор. Но в выключателе нарушена изоляция, и Клайда сильно бьет током. Он отдергивает руку и боится вновь прикоснуться к телевизору.

    Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

    Эмоциональная реакция: эмоция, возни­кающая устой­чиво и без вся­кого предвари­тельного нау­чения в ответ на определен­ный раздра­житель.

    Процесс классического обусловливания

    С помощью классического обусловливания вы можете научиться автоматиче­ски мигать или вскакивать со стула по причинам, не имеющим ничего общего ни с соринкой в глазу, ни с коротким замыканием. Точно так же страхи и тревога у лю­дей часто бывают не связаны с пережитой в действительности болью. В таких случа­ях рефлекс проявляется просто по ассоциации.

    Представьте себе, что женщина сидит на стуле, к которому подведены элект­рические провода, и через сиденье можно пропускать ток (рис. 3.2, а). Психолог хочет «научить» ее вставать со стула, как только он начнет чесать свою голову. (Пси­хологи порой ставят очень странные эксперименты!)

    Поскольку наблюдения показали, что всякий раз, когда через сиденье пропус­кают ток, женщина рефлекторно встает со стула, психолог начинает одновременно с включением тока почесывать голову (рис. 3.2, б).

    Вскоре, едва только заметив, что психолог тянется рукой к голове, женщина начинает вскакивать со стула (рис. 3.2, в). Ток можно больше не включать.

    Представьте, как странно она должна себя чувствовать, привыкнув вскакивать со стула, едва лишь кто-то потянется рукой к своей голове!

    Процесс классического обусловливания можно разбить на три этапа:

    1. Наблюдается какой-либо рефлекс и определяется вызывающий его раздра­житель. В приведенном примере таким рефлексом был уход от неприятных ощущений, то есть вставание со стула, а вызывающим рефлекс раздражите­лем - удар тока.

    2. Одновременно с раздражителем, вызывающим данный рефлекс, применяет­ся второй раздражитель. Психолог всякий раз, когда подавали ток, прини­мался почесывать свою голову. Такое сочетание раздражителей повторялось неоднократно.

    3. Новый раздражитель начинает вызывать рефлекторную реакцию даже в от­сутствие исходного раздражителя. Женщина встает, когда психолог тянет­ся рукой к голове, хотя ток через сиденье больше не пропускают.

    Рис. 3.2.

    Упражнение 3.3

    Психолог хочет, используя коленный рефлекс, научить испытуемого дергать ногой на свист. Опишите своими словами, что будет происходить на каждом из эта­пов классического обусловливания.

    Этап 1: ________________________________________

    Этап 2: ______________________________________