Вид систематизации законодательства при котором происходит. Систематизация законодательства

Систематизация – это обработка, приведение нормативных правовых актов в единую, согласованную систему.

Эта деятельность необходима для оперативного поиска нужных норм. Систематизация используется в качестве способа обеспечения субъектов права необходимой и достоверной нормативно‑правовой информацией. Кроме того, с течением времени в массиве законодательства образуются повторы и противоречия. Преодолеть эти недостатки помогают меры систематизации.

Виды систематизации различаются в зависимости от:

Глубины преобразований исходного нормативного материала. В одних видах систематизации осуществляется объединение нормативных актов без изменений содержания (инкорпорация), в других (например, кодификации) – принципиальное обновление законодательства, его глубокая переработка;

Субъектов, осуществляющих систематизацию. Одними видами систематизации могут заниматься любые лица (инкорпорация), другими – только официально уполномоченные лица, в первую очередь – государственные органы (кодификация);

Юридической силы результата систематизации. Например, результаты инкорпорации не имеют юридической силы, а результаты кодификации – обязательны для применения, поскольку они являются законами и иными нормативными актами (уставами и т. п.).

Выделяют следующие виды систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация – форма систематизации, в процессе которой нормативные правовые акты подвергаются внешней отработке и объединяются полностью или частично в различные сборники и собрания актов.

Инкорпорация – не простое механическое перепечатывание текстов, а упорядочение. В данном случае осуществляется внешняя обработка актов. Она может выражаться во внесении в текст первоначального акта последующих изменений, удаление из документа отмененных норм. В сборник может входить только фрагмент нормативного акта, тематически подходящий для данного издания. Известны хронологические инкорпорации, объединяющие акты, изданные в определенный период времени. Разновидность хронологической инкорпорации – свод законов . Известны своды законов России 1832 года, законов СССР, РСФСР. Историческими примерами являются своды законов Юстиниана, Сперанского.

В современной России предпринята попытка создания такого рода акта. Еще в 1994 году Президент Российской Федерации издал Указ от 28 января 1994 года № 223, согласно которому была создана Федеральная комиссия по правовой информатизации при Президенте Российской Федерации. В числе иных перед Комиссией ставилась задача подготовки Свода законов Российской Федерации и Свода актов Президента и Правительства Российской Федерации. В 1998 году был издан Указ Президента РФ № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации». С изменениями 1995 года из 12 пунктов указа действуют два. Все полномочия по работе над Сводом переданы Государственно‑правовому управлению Президента Российской Федерации, которое осуществляет, в частности, подготовку контрольных текстов нормативных актов на машиночитаемых носителях и поддержание их в контрольном состоянии.



В зависимости от субъекта, ее осуществляющего, инкорпорация подразделяется на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

По способу охватываемого нормативного материала инкорпорация бывает генеральной и частичной. Генеральная инкорпорация включает все законодательство, а частичная объединяет группы актов по отдельным признакам.

Инкорпорированные документы могут быть статичными или развивающимися.

Примером развивающейся инкорпорации являются справочные правовые системы. Так, например, компьютерная справочная правовая система «КонсультантПлюс» содержит правовые акты, которые предварительно подвергаются профессиональной юридической обработке.

Юридическая обработка – это выявление взаимосвязей между документами и фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание редакций документов при их изменении. Инкорпорация справочной системы может быть произведена по запросу пользователя с использованием таких оснований, как тематика, вид документа, дата принятия, ключевые слова и другие.

Кодификация – это вид систематизации, осуществляемый законодательными органами с целью упорядочения правовых норм.

Кодификация используется для целостной регламентации отрасли права, комплексного законодательного регулирования общественных отношений в отдельной области. Кодификация отражает более высокую степень концентрации нормативного материала в той или иной сфере общественных отношений.

Особую важность в выделении кодифицированных актов в особый вид играет устойчивость, сформированность общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования кодекса. Можно выделить следующие признаки кодифицированных актов:

Высокая юридическая цельность и внутренняя согласованность кодифицированных актов;

Стабильность и устойчивость;

Широкий круг регулируемых отношений.

Важным условием кодификации является также подготовленность законодательства для кодификации, степень его разработанности. Это означает, что акты, подлежащие кодификации, должны представлять собой определенную, сложившуюся группу.

Основным условием кодификации является требование к ее предмету, которым может быть группа нормативных правовых актов, представляющая собой систему, обладающую свойствами отрасли права.

Таким образом, кодификация не является разновидностью текущего правотворчества. Исходя из этого кодекс и текущий закон существенно различаются по своей структуре, роли в системе права, порядку формирования норм. Важными условиями для принятия акта в форме кодекса являются:

Устойчивость, стабильность общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования;

Сложившееся правовое закрепление данных отношений;

Отраслевая принадлежность положений нормативных правовых актов, которые предполагается положить в основу кодификации.

Консолидация – форма систематизации, в процессе которой ранее изданные нормативные правовые акты по тому или иному вопросу сводятся (объединяются) в единый акт.

Эта форма систематизации носит производный комплексный характер. Она может производиться несколькими способами, в частности консолидация может быть осуществлена законодателем в виде принятия новой редакции какого‑либо закона.

Целью консолидации является устранение повторов. Количество актов при этом уменьшается, содержание не изменяется, за исключением редакторских исправлений. В процессе консолидации допускается унификация терминов, выравнивание стиля. Новый акт, консолидировавший прежние документы, полностью прекращает действие вошедших в него документов.

Занимая промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией, консолидация все же отличается от них. От инкорпорации ее отличают субъекты, осуществляющие систематизацию. Инкорпорация может осуществляться любыми субъектами, консолидация – правотворческим органом. Отличает их и результат систематизации. Инкорпорация завершается составлением сборников, собраний, а консолидация – принятием нормативного акта. От кодификации консолидация отличается глубиной переработки нормативного материала. Кодификация предусматривает существенное обновление, консолидация – только редакторское совершенствование.

Систематизация осуществляется также при издании одноименных законов, сменяющих друг друга. Так, например, в 1995 году был принят Федеральный закон № 154‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в который до 6 октября 2003 года вносились изменения. Новый Федеральный закон № 154‑ФЗ был принят 6 сентября. Статьей 84 этого Закона предыдущий Федеральный закон № 154‑ФЗ был отменен.

Выделяют такой вид систематизации, как учет, признаваемый также как метод хранения нормативной информации. В любом случае учет является самостоятельным видом юридической деятельности. Он включает в себя сбор нормативных актов, их обработку, хранение.

Киримова Е.А. Правовой институт: понятие и виды: Учеб. пособие. – Саратов: Гос. акад. права, 2000.

Концепция развития Российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова . – М., 2004.

Лукьяненко В.Е . Об однородных и комплексных отраслях права // Государство и право: проблемы, поиски решений, предложения: Учен. зап. – Ульяновск, 1997. – Вып. 1 (3). – С. 24–29.

Пиголкин А.С. Проблемы систематизации законодательства Российской Федерации // Закон: создание и толкование / Под ред. А.С. Пиголкина. – М., 1998.

Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // Государство и право. – 1999. – № 9.

Рахманина Т.Н. Актуальные вопросы кодификации российского законодательства // Журнал российского права. – 2008. – № 2. – С. 30.

Рыбаков В.А. Преемственность в праве и кодификации права // Журнал российского права. – 2007. – № 4.

Система и структура права, система законодательства. – М., 1999.

Суханов Е.А. Система частного права // Вестник Моск. ун‑та. – Серия 11: Право. – 1994. – № 4. – С. 26–33.

Черенкова Е.С. Соотношение системы права и системы законодательства в современной России // Вопросы государства и права. – М., 2001. – С. 98–107.

Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. – М., 1994.

Контрольные вопросы

Из каких элементов состоит система права?

Какими признаками обладает институт права?

Какова роль предмета и метода правового регулирования для построения системы права?

Какие существуют виды отраслей права?

Глава 13. Правовые отношения. Юридические факты

Понятие правоотношения.

Признаки правоотношения.

Классификация правоотношений.

Субъекты правоотношений.

Объекты правоотношений.

Юридические факты.

Страница 2 из 3

§13.2. Виды систематизации

Традиционно в отечественной юридической литературе выделяют четыре вида систематизации законодательства:
- учет нормативно-правовых актов;
- инкорпорацию;
- кодификацию;
- консолидацию.
Учет нормативно-правовых актов - это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативно-правовых актов, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.
Учет осуществляется практически всеми государственными органами, юридическими лицами и практикующими юристами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов.
Основной задачей учета является сбор нормативно-правовых актов и поддержание их в таком состоянии, которое обеспечивает быстрое нахождение нужной правовой информации.
Значительную часть нормативно-правовых актов берут из официально публикуемых сборников нормативно-правовых актов. Совокупность нормативно-правовых актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определенном порядке: по разделам, по правотворческим органам, по хронологии.
Инкорпорация представляет собой систематизацию путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое юридическое значение. Примерами инкорпорации являются: Свод законов Российской Империи 1832 г. в 16 томах; Свод законов СССР 1988 г. в 10 томах, Свод законов РСФСР 1986-1988 гг. в 8 томах. По Указу Президента РФ от 06.02.1995 г. №94 “О подготовке к созданию Свода законов Российской Федерации” ведется подготовка к составлению и изданию Свода законов, действующих в современной России.
Инкорпорация бывает: официальной, официозной и неофициальной.
При официальной инкорпорации по поручению и под контролем органов государственной власти могут издаваться сборники законов, постановлений правительства, сборники министерских приказов, инструкций и т.д. Формальным показателем официальности опубликования текстов нормативно-правовых актов являются грифы на титульном листе сборников: “утверждаю”, “согласен”, “официальное издание”. Другим признаком официального характера актов инкорпорации является участие в их опубликовании и редактировании руководителей органов, которые ранее приняли собранные в сборник нормативно-правовые акты.
Официозная инкорпорация выглядит как подготовка и опубликование текстов сборников нормативно-правовых актов с согласия органов власти научно-консультативными советами авторитетных ученых, высококвалифицированных юристов этих учреждений и т.д. В данном случае официозность подобных сборников определяется авторитетным мнением специалистов, работающих в данных органах и принявших участие в инкорпорировании нормативного материала. Например, в практике Верховного Суда РФ имеется своеобразная традиция периодически готовить и публиковать Сборники постановлений Пленума Верховного Суда за определенные периоды времени. Они готовятся членами Научно-консультативного Совета, работниками Верховного Суда, видными учеными- юристами и пользуются исключительным авторитетом у всех практикующих юристов.
Неофициальная инкорпорация представляет собой наиболее разнообразный слой систематизированного изложения различных нормативно-правовых актов, которое осуществляют и используют все заинтересованные в этом субъекты: граждане, юристы, должностные лица, общественные объединения и т.д. Это может быть “коммерческое” опубликование текстов нормативных актов различными издательствами, составление компьютерных программ поиска нормативного материала (Гарант, Кодекс, КонсультантПлюс и т.д.), упорядочивание нормативного материала юристами - учеными и практиками - путем занесения текстов правовых актов на карточки, составления папок с материалами и т.д. Известно, что каждый уважающий свою специальность юрист - следователь, судья, прокурор, адвокат и т.д. - всегда имеет у себя дома или на работе всевозможные вырезки из газет, журналов, распечатки текстов законодательства и важнейших правоприменительных актов прецедентного значения, собирает, подшивая и вклеивая, изменения и дополнения к текстам источников права. Это и есть тематическое, или хронологическое, инкорпорирование источников права.
Кодификация - это разновидность систематизации, характеризующаяся объединением нормативно-правовых актов в единый, логически цельный, не противоречивый акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Примерами кодификации являются Гражданский, Уголовный, Таможенный и иные кодексы Российской Федерации.
Кодификация законодательства может быть всеобщей, когда переработке подвергается значительная часть законодательства; отраслевой, когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства; специальной, когда перерабатываются нормы какого-либо правового института.
К признакам кодификации относятся:
1) ее могут заниматься исключительно специальные органы;
2) в итоге кодификации всегда появляется новый нормативно-правовой акт - кодекс;
3) кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
С кодификацией тесно связана, но вместе с тем от нее отличается, консолидация нормативно-правовых актов, представляющая собой промежуточное звено, между кодификацией и инкорпорацией, в процессе которой несколько нормативно-правовых актов объединяются в один. По существу, консолидирование означает объединение имеющегося нормативно-правового материала путем устранения разрозненности и многочисленности правовых норм, сведением их в один нормативно-правовой акт.
Консолидация может использоваться только правотворческими органами и лишь в отношении принятых ими нормативно-правовыми актами. При консолидации объединенные нормативно-правовые акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативно-правовой акт. Но консолидация не меняет содержание правового регулирования.
Издание консолидированных нормативно-правовых актов широко распространено в Великобритании и Франции.

Систематизация законодательства - это целенаправленная деятельность по упоря-дочению и приведению в единую систему нормативных правовых актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, её отраслях и подотраслях.

Цели:

1. Создание стройной системы НПА, удобной для использования.

2. Устранение устаревших и неэффективных норм права.

3. Разрешение юридических коллизий.

4. Ликвидация пробелов.

5. Обновление за-конодательства.

Виды (4 вида):

1. Кодификация - способ систематизации, который предполагает переработку нормативных правовых актов в определённой сфере жизнедеятельности, устранение неэффективных, недействующих и противоречивых положений, разработку единого сводного системообразующего акта (Кодекса), а также отмену и изменение отдельных нормативных правовых актов. В ходе кодификации происходит качественная переработка действую-щих юридических норм в определённой сфере общественных отношений, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы.

При кодификации может вырабатываться новая государственная политика в сфере регулируемых отношений. В результате кодификации нормативные правовые акты в соответствующие сфере частично утрачивают юридическую силу, частично изменяются, принимается Кодекс. Кодекс закладывает основу правового регулирования в соответствующей сфере жизнедеятельности, устанавливает систему регулирования, содержит базовые положения (например, отраслевые принципы, общие юридические конструкции), которые конкретизируются в специальных НПА по отдельным вопросам.

Кодификация - это очень трудоёмкий процесс. Поскольку изменяется содержание нормативных правовых актов, принимается Кодекс, то кодификацию может осуществлять только законодательный орган государственной власти.

1. Всеобщая (переработке подвергается все законодательство государства).

2. Отраслевая (перерабатываются нормы определенной отрас-ли законодательства).

3. Специальная или комплексная (нормы правового института, подотрасли - Водный ко-декс).

2. Консолидация - способ систематизации, состоящий в объединении не-скольких (двух - трёх) нормативных правовых актов, регулирующих один вид общественных отношений, в результате чего, консолидируемые акты утрачивают юридическую силу, а в продолжающем действовать нормативном правовом акте появляется, как правило, новая глава. В консо-лидированный акт вносятся изменения правотворческим субъектом.

Таким образом, консолидируемые акты утрачивают свою юридическую силу и перестают действовать. Кон-солидация представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, по-скольку включает в себя изменение и отмену устаревших норм, установление ряда новых норм и внесение изменений в НПА. Нормы включаются в консолидированный НПА. (Закон о ТСЖ отменили, а соответствующие положения включили в новый Жилищный кодекс; Закон о плате за землю отменили, а соответствующие положения включили в Налоговый кодекс).


3. Инкорпорация - способ систематизации, в ходе которой нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Резуль-татом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые форми-руются по предмету регулирования или по времени издания нормативных актов, любому другому критерию. Содержание НПА не изменяется, не появляется новых НПА. Предполагает только определённое расположение НПА в сборнике. Это внешняя обработка законодательства. Инкорпора-ция подразделяется на официальную и неофициальную. А раз содержание НПА не затрагивается, то инкорпорацию может осуществлять любой субъект.

К официальной можно отнести Соб-рание законодательства РФ. В его первом разделе публикуются нормативные акты Президен-та и Правительства за определенный период, во втором - их индивидуальные правовые акты. Эти сборники имеют официальный характер, при этом они не являются источниками права, а только источниками опубликования НПА.

К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде.

Может осуществляться по любому критерию (по времени (в хронологическом порядке), по предметному признаку или сфере регулирования, по любому другому критерию). Инкорпорация может быть генеральной (полной) - включается всё законодательство страны, субъекта федерации; частная (частичная) - по определённым вопросам.

4. Учёт - это способ систематизации, состоящий в сборе, хранении и поддержании в контрольном состоянии (постоянно обновляется) НПА, а также обеспечивающий нахождение необходимой информации, взятой на учёт. В результате облегчается поиск нужных нормативных правовых актов. Он может быть журнальным (фиксация реквизитов НПА). Используется там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблемой. Может быть картотечный - создание карточек по определённой системе. Автоматизированный учёт - применение компьютерной техники (например, Гарант и Консультант - плюс).

Законодательство в целом представляет огромный массив нормативных правовых актов. В силу этого существует практическая потребность в систематизации всего этого текстуально- правового материала. — это деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативных правовых актов. Систематизация законодательства необходима:

  • для правильного уяснения и применения нормативных актов;
  • развития и совершенствования законодательства;
  • формирования правосознания.

Приемы, которые используются при упорядочении нормативно-правовых актов, называются способами систематизации.

Виды и способы систематизации российского законодательства

В правовой теории обычно выделяют следующие способы систематизации законодательства (рис. 18).

1. Учет простейший способ систематизации. Учет может быть журнальным, картотечным и автоматизированным. Организация учета включает в себя систему поиска необходимой правовой информации.

2. Разновидностью учета является систематизация на электронных носителях (создание специализированных компьютерных баз данных «Гарант»,«КонсультантПлюс», «Кодекс»). В них законодательные акты группируются по различным критериям, как правило по предметно-хронологическому.

Рис. 18. Способы систематизации законодательства

3. Инкорпорация - это объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.

Различают инкорпорацию официальную и неофициальную. В первом случае издастся и утверждается соответствующим компетентным органом инкорпорационный сборник. Он является официальным источником законодательства. Сборники неофициальной инкорпорации такого значения не имеют. Иногда дополнительно выделяют и так называемую официозную инкорпорацию, под которой понимают издание сборников нормативных актов теми органами, которым это официально поручено.

В зависимости от целей систематизации различают хронологическую и предметную инкорпорацию. В первом случае законодательные акты объединяются в соответствии с хронологией (датой издания). Например. Собрание законодательства РФ. Предметная — объединение по тематической направленности, например сборники отраслевых нормативных актов. Так, в 1994 г. издательством «Юридическая литература» был выпущен сборник под названием «Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации», куда были включены нормативные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, втом числе законы «О милиции», «О внутренних войсках», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об оружии», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и др.

4. Консолидация — способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу. Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР в 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил 48 актов.

Консолидация всегда имеет официальный характер.

5. Кодификация — способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.

В теории права различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.

Всеобщая кодификация представляет собой создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства: свода законов, включающего в себя все основные нормы нрава всех отраслей национальной правовой системы (например, Свод законов Российской империи 1832 г.); основ законодательства, устанавливающих наиболее общие правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения (например, основы соответствующего законодательства в СССР).

Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли. При этом создается соответствующий акт — кодекс. Кодекс - это нормативно-правовой акт, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.).

Специальная кодификация объединяет определенного либо нескольких правовых институтов. Например, Лесной кодекс РФ представляет из себя совокупность норм, регулирующих специфические однородные отношения.

Систематизация законодательства – это целенаправленная деятельность по упоря­дочению и приведению в единую систему нормативных правовых актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

Цели: 1. создание стройной системы НПА, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, 2. устранение устаревших и неэффективных норм права, 3. разрешение юридических коллизий, 4. ликвидация пробелов и 5. обновление за­конодательства.

Виды (4 вида):

1. Инкорпорация – вид систематизации, в ходе которой нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Резуль­татом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые форми­руются по предмету регулирования или по времени издания нормативных актов. Содержание НПА не изменяется, не появляется новых НПА. Предполагает только определённое расположение НПА в сборнике. Это внешняя обработка законодательства. Инкорпора­ция подразделяется на официальную и неофициальную.

К официальной можно отнести Соб­рание законодательства РФ. В его первом разделе публикуются нормативные акты Президен­та и Правительства за определенный период, во втором – их индивидуальные правовые акты. Эти сборники имеют официальный характер, при этом они не являются источниками права, а только источниками опубликования НПА.

К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде

Может осуществляться по любому критерию (по времени (в хронологическом порядке), по предметному признаку или сфере регулирования, по любому другому критерию)

Инкорпорация может быть генеральной (полной) – включается всё законодательство страны, субъекта федерации; частная (частичная) – по определённым вопросам.

2. Консолидация – способ систематизации, состоящий в объединении не­скольких различных правовых актов в одной сфере в один новый акт. Этот новый консо­лидированный акт принимается в надлежащем порядке соответствующим компетентным правоустанавливающим органом государства. При этом все прежние консолидируемые акты с принятием нового акта утрачивают свою юридическую силу и перестают действовать. Кон­солидация представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, по­скольку включает в себя изменение и отмену устаревших норм, установление ряда новых норм и в целом принятие нового правоустановительного акта, чем отличается от инкорпора­ции. Нормы включаются в один другой НПА. (закон о ТСЖ практически включили в новый Жилищный кодекс, закон о плате за землю практически включили в Налоговый кодекс).

3. Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизиро­ванное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах за­конодательства и др.). В ходе кодификации происходит качественная переработка действую­щих юридических норм в определённой сфере общественных отношений, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов при­ходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

Признаки кодификации: производится только законодательным органом, создаётся новый НПА, он является сводным актом, основным среди актов, которые действуют в определённой сфере, предполагает долговременный характер действия.

Виды кодификации: 1. всеобщая (переработке подвергается все законодательство государства), 2. отраслевая (перерабатываются нормы определенной отрас­ли законодательства), 3. специальная или комплексная (нормы правового института, подотрасли – Водный ко­декс).

4. Учёт. Выделяется некоторыми авторами. Это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии (постоянно обновляется) НПА, а также деятельность поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации, взятой на учёт. Он может быть журнальным (фиксация реквизитов НПА). Используется там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблемой. Может быть картотечный – создание карточек по определённой системе. Автоматизированный учёт – применение компьютерной техники.